Проиллюстрируйте на примерах основные законы диалектики. Исходная, простейшая форма чувственного познания
Как учение о закономерностях развития представляет собой стройную систему логически непротиворечивых знаний, основу которых составляет ряд принципов, законов, категорий, характеризующих развитие и взаимосвязи объектов, процессов, явлений.
Диалектические представления о мире формировались на протяжении тысячелетий. В европейской философии первым диалектиком обычно называют Гераклита. В период развития классической философии наиболее завершенный вид диалектическая система получила в творчестве , а затем приобрела материалистический характер в марксизме. Однако знания о закономерностях и принципах развития разного рода объектов и систем продолжают множиться и углубляться по сей день.
Ядро диалектики составляют ряд основополагающих принципов, три так называемых основных закона диалектики и система важных диалектических категорий.
Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью, универсальностью, поскольку они: во-первых, охватывают все сферы окружающей действительности и, во-вторых, раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики:
Закон единства и борьбы противоположностей
Он заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Каждое явление внутренне раздвоено , содержит взаимоисключающие, противоположные тенденции: например, положительно заряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме, реакции соединения и разложения в химии, интересы борющихся классов в обществе и т. д. Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого процесса, т. е. не только взаимоисключать , но и взаимопредполагать , взаимодополнять друг друга. Источником всякого движения и развития является взаимодействие «укоренённых» в саму суть бытия противоположностей: например, взаимодействие ядра с противоположно заряженными электронами явяяется причиной движения, вращения электронов вокруг ядра, а без движения электронов сам атом не может быть устойчивой системой. Закон единства и взаимодействия противоположностей является законом не только бытия, но и законом познания. Познание есть активное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики. Методологическая роль закона единства и взаимодействия противоположностей состоит в том, что он нацеливает на поиск, выделение и фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Раздвоение единого и последующий мысленный анализ его элементов есть одна из существенных сторон диалектики познания.
Можно также выделить различные виды борьбы противоположностей внутри цельного явления:
- борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
- борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой , но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
- антагонистическая борьба , где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:
- содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
- солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);
- нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
- мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга);
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
Сущность этого закона состоит в том, что изменение качества (специфики, природы) данной вещи, т. е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы. Содержание закона взаимоперехода количественных и качественных изменений раскрывается в системе взаимосвязанных категорий « качество », « количество », « мера », « скачок ». При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество . При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название « узлов », а сам переход в иное состояние понимается в философии как « скачок ». Категория « скачок » отражает сложный процесс перехода от старого качества к новому, когда количественные изменения выходят за границы меры. Скачки разнообразны по форме и по характеру протекания, по скорости и масштабу качественных изменений. Если, например, нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар, то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания — вода и прежняя система связей. Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед. В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти: резко, одномоментно или же незаметно, эволюционно. Примеры первого случая были рассмотрены выше. Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?» То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой;
Закон отрицания отрицания
Он заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов. Категория «отрицание» отражает определенный этап развития, отличающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с отрицаемым объектом. Отрицание является содержательным процессом и означает не просто уничтожение старого явления, но и возникновение нового, находящегося в определенной связи с отрицаемым. Включение в состав новой вещи некоторых «положительных» элементов отрицаемого качества в переработанном виде называется «снятием». Для снятия характерны три взаимосвязанных аспекта: преодоление, сохранение и подъем на новую, более высокую ступень. Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития — дискуссионный в философии.
Выделяются следующие основные точки зрения:
- развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, — то есть восходящее развитие;
- развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
- развитие хаотично, не имеет никакой направленности.
Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая . Например, организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие). Исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами — расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, Новое время и т. д.). Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет все что было раньше, но на новом, более высоком уровне.
Принципы диалектики
Основными принципами диалектики являются:
- принцип всеобщей связи , который означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство , взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы , внешние связи человека как элементы социальной системы.
- принцип развития , который является фундаментальной основой диалектики. Развитие представляется не как чисто количественное изменение, а как саморазвитие материи, а причина развития лежит во взаимодействии внутренних противоположностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старого к новому, включает как прогресс (движение от низшего к высшему, более совершенному), так и элементы регресса;
- принцип системности , который означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность;
- принцип причинности , т.е. наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными;
- принцип историзма , который подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
Лишь в системе своих взаимосвязей категории, принципы и законы диалектики могут приблизительно адекватно отобразить наиболее общие и существенные стороны многогранной реальности в ее бесконечном развитии.
Основные категории диалектики
В систему принципов и законов диалектики входят также категории.
Считается также, что категории диалектики обладают статусом законов. Нередко их именуют парными категориями, так как существование одной из них (из пары) предполагает существование и другой. Точнее, они обозначают в реальности нечто «взаимополагающее».
В качестве примера обычно приводят такие категории, как сущность и явление: содержание и форма; причина и следствие: возможность и действительность; необходимость и случайность и некоторые другие.
- сущность - категория, отражающая всеобщие формы объективного мира, его познание и практическую деятельность людей; внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Постижение сущности предмета — задача науки;
- явление - то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние непосредственно-данные формы его существования;
- содержание - определяющая сторона целого, единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденции;
- форма - способ существования и выражения содержания;
- причина — (от лат. causa) явление, действие которого вызывает другое явление;
- следствие - явление, наступившее в результате действия другого явления, причины;
- возможность - объективная тенденция становления предмета (процесса, явления), выражающаяся в наличии условий для его возникновения;
- действительность — объективно существующий предмет (процесс, явление) как результат реализации некоторой возможности, в широком смысле — совокупность всех реализованных возможностей;
- необходимость — категория, отражающая преимущественно внутренние, устойчивые, повторяющиеся всеобщие отношения действительности;
- случайность - категория, отражающая внешние, несущественные. единичные, неустойчивые связи.
Впрочем, далеко не все философские школы и направления придают высокий статус не только категориям, но и самой диалектике. Немало споров и по поводу того, что есть развитие. Так, может встретиться мнение о том, что развитие — это процесс, характеризующий только совершенствование системы (объекта), только изменения «по восходящей». Другими словами, развитие в данном случае сводится к прогрессу. Иногда развитие представляется как хаотичный процесс, не имеющий четкой направленности. В данном случае развитие оказывается тождественным движению.
Поэтому была приведена точка зрения, с одной стороны, наиболее распространенная, с другой — традиционная. Наконец, она представляется более взвешенной и точнее учитывающей реальность процессов развития.
О современных взглядах на развитие как на самоорганизацию необходимо остановится отдельно.
Основные принципы диалектики
Принцип (от лат. principium — начало, основа) в данном случае означает основное исходное положение учения, философского мировоззренческого подхода.
В разных вариантах изложения диалектики как теории называют различное количество принципов диалектики (например, принцип системности, принцип историзма и некоторые другие). Два из них считаются основными практически всеми учеными, мыслителями, признающими диалектику, использующими диалектический подход в осмыслении и описании мира; это принципы всеобщей связи и всеобщего развития.
Принцип всеобщей связи указывает на то, что бытие — это целостность так или иначе взаимосвязанных между собой объектов различной сложности, качества, уровня и т.д.
При этом каждый из данных объектов представляет собой совокупность взаимосвязанных частей. Совокупность и характер связей (отношений) в целостности определяют некую конфигурацию — структуру. Элементы, объединенные в структуру и образующие тем самым целостность, в свою очередь, имеют свои внутренние связи и т.д.
Таким образом, связи (или отношения) могут быть как внешними (между объектами, между целостностями), так и внутренними (между составными частями целостности). Они также могут быть непосредственными , в этом случае объекты (системы) или элементы систем непосредственно связаны между собой. Но отношения могут быть и опосредованными, когда объекты между собой не имеют непосредственных отношений, а связаны с помощью третьего объекта, который соотносится с каждым из них непосредственно.
Отношения бывают механическими (когда материальные объекты находятся в непосредственном контакте), физическими (например, между материальными телами, связанными гравитационными силами), химическими (внутри молекулы вещества), биологическими (обмен веществ), социальными (отношения между большими и малыми социальными группами , отдельными людьми).
Согласно принципу всеобщей связи все составные части окружающего мира могут в определенной мере воздействовать друг на друга. Это следует иметь в виду при осуществлении самых различных видов деятельности: грубо говоря, от игры в мяч до судопроизводства. Например, изучение того или иного предмета (процесса, явления) в зависимости от конкретных целей исследователя, от характера связей исследуемого предмета требует учитывать и возможные взаимовлияния на этот предмет связанных с ним объектов, процессов.
Принцип всеобщего развития утверждает невозможность абсолютного покоя в природе. Все в мире когда-то возникает, совершенствуется, усложняется, достигает своего наиболее зрелого состояния. В самых общих чертах в этот период (момент) данный объект наиболее эффективно функционирует как в собственных интересах, так и с точки зрения окружающей действительности. Затем начинается период угасания, снижения функциональности объекта, его деградации, завершающийся, как правило, исчезновением данного объекта, его гибелью, распадом. На «месте» распавшихся объектов могут возникнуть новые объекты, нередко существенно и качественно, и количественно отличающиеся от прежнего.
Развивается (возникает, исчезает) все: звезды и планетные системы, горные и водные системы, живые организмы и целые популяции, отдельные люди и сложные социальные сообщества. Погибающие или разрушенные объекты служат своеобразным « строительным материалом » или источником энергии для вновь возникших и продолжающих функционировать.
Таким образом, все находится в постоянном движении, в развитии.
Основные законы диалектики
Принципы, сами отражающие определенные важные закономерности, тесным образом связаны с основными законами диалектики.
Данные законы многие философы считают наиболее общими, носящими универсальный характер. Это означает, что основные законы диалектики отражают в самых общих чертах любой из имеющихся в природе типов развития и одновременно описывают то общее, что свойственно любому процессу развития. Они отражают источник, механизм и направление любого развития.
Является первым и самым важным среди них. Он указывает на источник развития.
Все сущее состоит из двух противоположных компонентов, которые находятся в единстве и одновременно в борьбе друг с другом. В результате противодействия, связанного с проявлением определенной активности (выделение энергии, осуществление действий, совершенствование «приемов» и «инструментов»борьбы), и происходит развитие конкретного предмета (объекта).
Каждый предмет (система, процесс) тождествен самому себе, но внутри него возникает нечто, являющееся, с одной стороны, органичной частью этого предмета, а с другой — чем-то иным, новым. В результате возникает противоречие, которое приводит к развитию. Так происходит с плодом растения и семенами внутри плода или с обществом, в котором возникает новый социальный класс. То же характерно и для идеальных систем. Так, в рамках научной теории может возникнуть новая идея , которая позже окрепнет, получит твердое логическое и эмпирическое обоснование, станет новой теорией и отвергнет прежнюю. В результате многократного повторения подобных противоречий и актов борьбы постепенно эволюционируют растения, животные, социум. В обществе могут произойти и революционные преобразования, сопровождающиеся политической, идеологической борьбой и вооруженными столкновениями.
В разных случаях противоречия разрешаются различным образом. Могут сохраниться обе противоречащие стороны, одна из них может исчезнуть. Но каждый раз источником развития оказывается противоречие.
Отвечает на вопрос о том, каков механизм развития. С появлением внутри развивающейся системы противоречащего начала в ней возникают количественные изменения. Во-первых, как правило, происходит рост, усиление вновь возникшей сущности. Растет зерно внутри плода, становится более многочисленным новый социальный класс, растут его потребности, изменяются соотношения между уже существующими и вновь возникшими социальными группами; новая научная гипотеза получает все больше подтверждений. Во-вторых, растет напряженность, вызванная возникшим противоречием.
Затем на определенном этапе более новая составляющая «побеждает» прежнюю систему, становится доминирующей, что приводит к скачкообразным качественным изменениям: система — созревшие и зажившие собственной жизнью семена, измененное новыми классами и новыми социальными отношениями и нормами общество, окончательно принятая научным сообществом новая теория, перевернувшая представление о мире, — становится качественно иной.
Большое значение в применении закона перехода количественных изменений в качественные имеют категории «количество», «качество», а также «мера».
Качество — категория, выражающая сущность объекта, его необходимую внутреннюю определенность; совокупность внутренних характеристик , делающих данный объект именно им, отличающая его от объектов с иными сущностными характеристиками и делающая похожим на объекты с подобной сущностью.
Мера - единство количества и качества; норма, в пределах которой количественные изменения не приводят к качественным трансформациям объекта. Когда мера превышена, количественных изменений становится больше допустимого предела, обусловленного нормой, происходит качественное изменение. При этом изменяется и мера: возникает новая норма, в пределах которой новые качественные изменения не приведут к качественным преобразованиям объекта.
Указывает на направленность развития. Возникшее новое отрицает старое. Семена отрицают перезревший и прекративший свое существование плод. Новый социальный класс отрицает старые общественные отношение и старую социальную систему, прежнюю систему социальных норм . Новая теория отрицает старые научные воззрения, устаревшую, не отражающую реальной действительности систему знаний.
Однако это новое в результате процесса развития само становится старым на фоне появления более нового и отрицается этим более новым.
Таким образом, развитие направлено от старого к новому и от нового к более новому.
Закон отрицания отрицания – один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. Гегеля. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория «отрицание» означает превращение одного предмета в другой при одновременном уничтожении первого. Но это такое уничтожение, которое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям.
Только через исследование закона отрицания отрицания как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Так как основой человеческих отношений к внешнему миру является практика, ее особенности обусловливают и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что развивающийся объект воспроизводится только в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции. Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне которой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом которой является знание. В этом движении происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории другой, раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния другим. Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении всего положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории. В естествознании такое соотношение старой и новой теории выражается как принцип. Таким образом, и раскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему закон отрицания отрицания выступает и как закон познания, и как закон объективного мира. Закон относится к большим циклам развития, образуя форму этого развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое.
Закон единства и борьбы противоположностей – всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, ядро материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, которые находятся в неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. взаимопроникают друг в друга. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний источник всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он раскрывает конкретное единство многообразия. Диалектическое мышление не рассекает, а охватывает целое как систему, в которой противоположности взаимно проникают друг в друга, обусловливая весь процесс развития. Вот почему этот закон – ядро диалектики. В нем наиболее четко противопоставлено диалектическое рассудочное мышление – метафизическому, которое толкует, что источник движения отличен от самого движения и внешен для него, а единство существует рядом с многообразием.
Родоначальник диалектики противоречий – Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное и свели к средству опровержения движения и многообразия («отрицательная динамика» - апория). В эпоху Возрождения идею совпадения противоположностей развивали Н. Кузанский и Д. Бруно. И. Кант «устранял» антиномии лишь за счет дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия (И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга философа-идеалиста Гегеля. По Гегелю каждый предмет обладает двумя главными качествами – сходством и различием. Сходство, или тождественность, означает равенство предмета самому себе, в тот же момент в нём есть что-то, что нарушает его тождественность. Борьба между сходством и различием одного предмета приводит к его изменению (самоизменению), а значит – к движению. Марксизм материалистически истолковал и разработал закон единства и борьбы противоположностей как закон познания (и закон объективного мира) – В. И. Ленин.
Подход к этому закону по принципу совпадения диалектики, логики и теории познания был направлен против сведения его к сумме примеров, и пониманию его как всеобщего закона бытия и мышления. Объективная всеобщность этого закона – основа его методологических функций в познании. Этот закон определяет также и структуру научной теории как диалектику раздвоения единого. Классический образец такой структуры – «Капитал» К. Маркса. Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие – значит понять, как оно развивается и разрешается.
Переход количественных изменений в качественные – один из основных законов диалектики, объясняющий, как и каким образом происходят движение и развитие. Это всеобщий закон. Он диктует, что накопление постепенных количественных изменений в определенный для каждого отдельного процесса момент неизбежно приводит к существенным качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. Этот закон имеет место во всех процессах развития природы, общества и мышления. Он важен для понимания диалектической концепции развития и ее отличия от других метафизических концепций, сводящих движение и развитие к только количественным изменениям без уничтожения старого и возникновения нового. Развитие науки в любой области знания – физике, химии, биологии и других, а также всемирно-исторический опыт социальных преобразований последних десятилетий подтверждают и обогащают диалектическую теорию развития как процесса качественных изменений, происходящих в результате изменений количественных. Количественные и качественные изменения взаимосвязаны и обусловливают друг друга: имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс – изменение количественных характеристик в результате изменения качества предметов и явлений.
Количественные и качественные изменения относительны. Одни и те же изменения по отношению к одним свойствам (менее общим) являются качественными, по отношению к другим (более общим) – только количественными. Любой процесс развития одновременно прерывен и непрерывен. При этом прерывность выступает в форме качественного скачка, а непрерывность – в форме количественного изменения. Марксизм доказывал антинаучность взглядов буржуазных идеологов и правых ревизионистов, сводящих развитие общества к медленной эволюции, к мелким реформам, отрицающих скачки, революционные перевороты, а также анархистов и левых ревизионистов, пренебрежительно относящихся к длительной кропотливой работе по собиранию сил, по организации и подготовке масс для решающих революционных действий. Диалектико-материалистическое понимание закона перехода количественных изменений в качественные противоположно идеалистическому. Гегель, впервые сформулировавший этот закон, мистифицировал его, как и другие законы диалектики. Категории количества, качества и их взаимопереходы выступают у него сначала в абстрактной форме в лоне абсолютной идеи и лишь затем – в природе. Марксистская философия рассматривала этот закон не как предпосылку для конструирования мира, а как результат изучения мира, как отображение того, что происходит в реальной действительности. Будучи важнейшим законом объективного мира, этот закон является также и важнейшим принципом познания мира и сознательного практического преобразования его. С изменением условий общественного развития изменяются и формы проявления законов диалектики.
2.12. Законы диалектики
Еще в рамках мифологического мировоззрения, а затем в философии Древнего мира проводилась мысль о том, что изменения в мире связаны с борьбой противоположных сил. По мере развития философии признание или отрицание объективных противоречий становится одним из важнейших признаков, разделяющих диалектику и метафизику. Метафизика не видит объективных противоречий, а если они есть в мышлении, то это сигнал ошибки, заблуждения.
Конечно, если объекты рассматриваются вне их взаимосвязи, в статике, то мы не увидим никаких противоречий. Но как только мы начинаем рассматривать объекты в их взаимосвязях, движении, развитии, мы обнаруживаем объективную противоречивость. Гегель, которому принадлежит заслуга теоретического обоснования законов диалектики, писал, что противоречие «есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, имеет побуждение и деятельно».
Мы употребляем понятия «противоположность » и «противоречие». Но что они означают? Маркс писал, что диалектические противоположности – «соотносительные, взаимно друг друга обусловливающие, нераздельные моменты, но в то же время друг друга исключающие… крайности, т. е. полюсы одного и того же». Для пояснения рассмотрим следующий пример. От точки 0 в противоположных направлениях (+x и – x) движутся объекты. Когда мы говорим о противоположных направлениях, то имеем в виду, что:
1) эти два направления взаимно предполагают друг друга (если есть движение в направлении +x, от обязательного существует и движение в направлении – x);
2) эти направления взаимно исключают друг друга (движение объекта в направлении +x исключает его одновременное движение в направлении – x, и обратно);
3) +x и-x тождественны как направления (ясно, что, например, +5 км и -5 км – противоположности, а +5 кг и -5 км не являются противоположностями, так как они различны по своей природе).
Диалектическое противоречие предполагает противоположности. Противоположности в диалектическом противоречии не просто одновременно сосуществуют, не просто как-то взаимосвязаны, а воздействуют друг на друга. Диалектическое противоречие – это взаимодействие противоположностей.
Взаимодействие противоположностей образует в объектах внутреннее «напряжение», «противоборство», внутреннее «беспокойство». Взаимодействие противоположностей определяет специфику объекта, предопределяет тенденцию к развитию объекта.
Диалектическое противоречие рано или поздно разрешается или «победой» одной из противоположностей в конфликтной ситуации , или сглаживанием остроты противоречия, исчезновением данного противоречия. В результате объект переходит в новое качественное состояние с новыми противоположностями и противоречиями.
Закон единства и борьбы противоположностей: все объекты содержат в себе противоположные стороны; взаимодействие противоположностей (диалектическое противоречие) определяет специфику содержания и является причиной развития объектов.
В материальных объектах происходят количественные и качественные изменения. Категория меры отображает единство качества и количества, заключающееся в существовании некоторого ограниченного интервала количественных изменений, в рамках которого сохраняется определенное качество. Так, например, мера жидкой воды – это единство определенного качественного состояния ее (в виде ди– и тригидролей) с интервалом температур от 0 до 100 °C (при нормальном давлении). Мера – это не просто некоторый количественный интервал, а взаимосвязь определенного интервала количественных изменений с определенным качеством.
Мера лежит в основе закона взаимосвязи количественных и качественных изменений. Этот закон отвечает на вопрос о том, как происходит развитие: количественные изменения на определенном этапе, на границе меры приводят к качественным изменениям объекта; переход к новому качеству имеет скачкообразный характер. Новое качество будет связано с новым интервалом количественных изменений, иными словами, будет мера как единство нового качества с новыми количественными характеристиками.
Скачок представляет собою перерыв непрерывности в изменении объекта. Скачки, как качественные изменения, могут происходить как в форме разовых «взрывных» процессов, так и в форме многоступенчатых процессов.
Развитие происходит как отрицание старого новым. Понятие отрицания имеет два значения. Первое – это логическое отрицание, операция, когда одно высказывание отрицает другое (если высказывание P истинно, то его отрицание не-P будет ложным и наоборот, если P ложно, то не-P будет истинным). Другое значение – диалектическое отрицание как переход объекта в нечто другое (другое состояние, другой объект, исчезновение данного объекта).
Диалектическое отрицание не следует понимать только как деструкцию, уничтожение объекта. Диалектическое отрицание включает в себя три стороны: исчезновение, сохранение и возникновение (появление нового).
Каждый материальный объект в силу его противоречивости рано или поздно отрицается, переходит в нечто иное, новое. Но это новое, в свою очередь, также отрицается, переходит в другое. Процесс развития может быть охарактеризован как «отрицание отрицания». Смысл «отрицания отрицания» не сводится к простой последовательности отрицаний. Возьмем пример Гегеля: зерно – стебель – колос. Здесь отрицания идут как естественный процесс (в отличие, скажем, от случая: зерно – стебель – механическое повреждение стебля).
Что же обнаруживается в отрицании отрицания, когда идет естественный процесс? Во-первых, сохранение элементов старого вместе с появлением нового определяет поступательность процесса отрицание отрицания. Но было бы упрощением рассматривать развитие объекта как прямолинейное поступательное изменение. Наряду с поступательностью в процессе развития есть повторяемость, цикличность, тенденция возврата к старому состоянию. Эта ситуация отражается в законе отрицания отрицания. Дадим формулировку этого закона: в процессе развития (отрицание отрицания) объективно существуют две тенденции – поступательного изменения и возврата к старому; единство этих тенденций определяет «спиралевидную» траекторию развития. (Если поступательность изобразить в виде вектора, а возврат к старому – в виде круга, то единство их принимает форму спирали.)
Результат отрицания отрицания, завершая определенный «виток спирали», в то же время является исходной позицией для дальнейшего развития, для нового «витка спирали». Процесс развития неограничен; не может быть какого-то последнего отрицания, после которого развитие прекращается.
Отвечая на вопрос о том, куда идет развитие, закон отрицания отрицания вместе с тем выражает сложный интегральный процесс, который может быть и не обнаружен в малые временные интервалы. Это обстоятельство является основанием для сомнений во всеобщности этого закона. Но сомнения снимаются, если проследить достаточно большие интервалы развития материальных систем.
Подведем некоторые итоги. Материальный объект представляет собой единство явления и сущности. Явление включает в себя атрибуты: качество и количество, пространство и время, движение; сущность – атрибуты: закон, действительность и возможность, необходимость и случайность, причинность и взаимодействие. Атрибутивное понимание материи продолжается в диалектической концепции развития.
Основные законы диалектики
1. Основные законы диалектики
1.1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
1.2 Закон единства и борьбы противоположностей
1.3 Закон отрицания отрицания
Список использованных источников
1. Основные законы диалектики
1.1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
Диалектика - теория и метод осмысления новых граней бытия, конкретных ситуаций , проблем. Диалектика постигает окружающее через диалог мысли и действия, через анализ и синтез взаимоисключающих и взаимополагающих мнений и точек зрения. Диалектика учит мудрости, учит избегать ошибок. В своем внутреннем основании диалектика едина, в проявлениях, формах и способах применения - разнообразна и многомерна. В исходных установках и целях она относительно устойчива, в конкретных приложениях и воплощениях - изменчива, постоянно совершенствуется (последнее видно, хотя бы, на примере обогащения диалектики идеями синергетики).
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как осуществляются связи и происходит развитие, каков их механизм. Содержание действия этого закона раскрывается через категории: «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок».
Человек издавна пытался выявить природу качественных и количественных характеристик в строении и динамике мироздания. Пифагорейцы утверждали, что числа, выражающие количественные соотношения, являются элементами всех вещей, придают гармонию сферам Солнечной системы . Отличие друг от друга неодинаковых вещей и процессов, т.е. их качественное своеобразие, пытались объяснить Фалес, Анаксимен и Гераклит. Аристотель ввел категории качества и количества для определения фундаментальных свойств природы и познания. Качеству он приписывал следующие контексты: свойства и состояния, как преходящие, так и стабильные, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи. Количество Аристотель рассматривал с точки зрения «множества» и «величины», «равенства» либо «неравенства».
В средневековье утверждалось представление о «скрытых» качествах как вечных и неизменных «формах», предопределяющих свойства предметов. В Новое время Бойль, Ньютон, Гоббс, Локк, Спиноза и другие естествоиспытатели и философы продолжили разработку теории качеств, подразделяя их на первичные и вторичные, объективные и субъективные.
В философской и научной мысли нередким был разрыв количества и качества: сведение качества к количеству (Демокрит, Гассенди, Декарт, Ламетри); отрицание влияния количественных изменений на якобы навсегда данные качественные различия (теория преформизма в биологии, теория геологических катастроф Кювье и т.п.). В целом же, в философии утвердился взгляд о взаимозависимости качества и количества. Гегель распознавал качество как внутреннюю определенность бытия, а количество как его внешнюю определенность.
Качество есть обнаружение определенности объекта (процесса) через совокупность его признаков. Существование качества возможно на основе дискретности как принципа структурной организации материи. Качество выражает то общее, что характерно для однородных объектов или процессов, и одновременно фиксирует, что нечто обладает спецификой, благодаря которой оно есть данное конкретное образование. Наиболее крупные «блоки» качественных различий - между основными видами материи и соответствующими им формами движения.
Качество предметов обнаруживается через их свойства, т.е. «грани» предмета, обусловливающие его различие или сходство с другими предметами и проявляющиеся во взаимодействии с ними. При изменении условий отдельные свойства предметов меняются или исчезают совсем. Различают актуальные (реализованные) и потенциальные, носящие скрытый характер, свойства.
Количество - философская категория, которая характеризует темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития либо интенсивности свойств объектов или процессов. Количество измеримо либо вычислимо средствами математического знания. Провозглашенный Галилеем (1564 - 1642) принцип количественного подхода к явлениям выступает методологическим фундаментом точного естествознания, предпосылкой научно-технического прогресса. Д.И. Менделеев считал, что наука начинается там, где начинается измерение. ^Процесс математизации особенно усилился с развитием ЭВМ. Чем сложнее явление (в области политики, нравственности, эстетического восприятия мира и пр.), тем труднее подвергнуть его изучению количественными методами. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» подчеркивал, что в биологии и в истории общества, в отличие от точных наук, количества не могут быть четко измерены и прослежены. Аналогично рассуждают некоторые современные авторы, которые утверждают, что такие феномены и процессы, как «национально-культурные традиции, верования, подсознательное... зачастую... не вкладываются... в количественно исчисляемые статистические столбцы или математические формулы» И все же, объективно количественная сторона у сложных объектов имеется, хотя она не выражается в точных количественных параметрах. О культурных традициях у того или иного этноса, вероятно, можно опосредованно, приблизительно судить, например, по числу людей, придерживающихся определенных ритуалов, о религиозной вере - по количеству людей, соблюдающих посты, о нравственности человека - по числу его добрых поступков и т.д. Названные количественные ориентиры, конечно, дополняются и другими показателями. Количественные отношения, помимо измерений, также улавливаются использованием сравнений (выше, интенсивнее и т.п.).
В процессе развития количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия (например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое в соответствии с изменением температуры, давления и других факторов, превращения одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома), а новые качества порождают новые возможности и интервалы количественных изменений.
Качество и количество - это противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов, что выражается понятием меры. Ничего слишком, все хорошо, что в меру, утверждал Хилон. Пользуйся мерой, настаивал Фалес. Платон видел в тезисе «ничего сверх меры» синоним мудрости. Гегель определил меру как единство качественного количества. Мера возникает благодаря двойному переходу (качества в количество, количества в качество). Мера - такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Во многих явлениях (особенно социальных и духовных) положение границ интервала является нечетким и трудноопределяемым.
Мир и его фрагменты характеризуются единством относительной исчерпаемости и неисчерпаемости (бесконечности), а развитие есть единство непрерывности (изменений в границах меры) и прерывности (изменения самой меры).
Гегель установил, что действительное целое есть результат вместе со своим становлением74. Ф. Энгельс указывал, что существенным моментом развития является опосредование противоположностей, когда «все различия сливаются в промежуточных ступенях, все противоположности переходят друг в друга через посредство промежуточных членов»75. Промежуточность есть свидетельство объективной текучести вещей, вечного становления всего сущего. Между старым и новым качеством находится переходное состояние вещи, объекта. Оно представляет собой нечто специфически единое, целостное, системное по отношению к обоим смыкающимся полюсам (старому и новому качествам). Одновременно оно неустойчиво, внутренне раздвоено происходящим обострением борьбы нового и старого. Для переходного состояния характерна ситуация относительного равновесия противоположных полюсов. В рамках переходного периода противоположности существуют одновременно, взаимодействуя как две структуры в одном «организме», системе (так, по поводу экономики переходного периода Ленин писал, что «в данном строе есть элементы, частички, кусочки и капитализма, и социализма»76). В переходных состояниях социума «сталкиваются» традиции и новации, остатки прошлого и потенции будущего. Человек, вовлеченный в ситуации переходности, сомневающийся, колеблющийся, вынужденный в условиях неустойчивости и неопределенности принимать рискованные решения, стоит перед необходимостью участвовать порой в рассогласованной деятельности, которая порождает асинхронность в его внутреннем мире и оценивается им как кризис.
Переходное состояние, вероятно, ведет к двояким последствиям. Первое связано с экспансией нового, когда из двух качеств новое развивается далее под возрастающим влиянием имманентных закономерностей, что позволяет переломить инерцию старой системы и дать начало новому качеству. Происходит самоотрицание старого качества в силу исчерпания его ресурсов новым качеством. Применительно к социальной жизни в современном переходном состоянии общества в СНГ напрашивается сценарий утверждения продуктивного неокапитализма или гуманно-демократического социализма (ведь рабство, феодализм и «дикий капитализм» - пройденные человечеством ступени, а «государственный социализм» неперспективен). Во втором варианте последствий переходное состояние ведет к разнообразию реальности, превосходящей возможности любой отдельно взятой системы, к «синтезу» старого и нового качеств. В социуме это приведет к синтезу труда и капитала, к наполнению капитализма позитивными параметрами социализма, а социализма - положительными чертами капитализма. Появляются страны, в которых существует социализм с капиталистическими элементами (Китай, Вьетнам и др.) и капитализм с чертами социализма (Швеция, Норвегия и др.).
1. Философское понятие закона. Детерминизм и индетерминизм.
2. Закон единства и борьбы противоположностей.
3. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
4. Закон отрицания отрицания.
1. Философское понятие закона. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм – это учение о всеобщих закономерных взаимосвязях и взаимообусловленности предметов, процессов и явлений. Сторонники детерминизма считают, что мир упорядочен, что в нём всё взаимосвязано, и взаимосвязи носят закономерный характер. Сторонники противоположного учения – индетерминизма – считают, что мир представляет собой хаос, в нём преобладает случайность и может произойти что угодно. В основе современной науки лежит принцип детерминизма.
Виды связей: причинные (связь причины и следствия), структурные (связь между элементами системы), функциональные (связь между свойствами предмета, выражаемая функцией), целевые (телеономные) – это связи, при которых развитие системы подчинено определённой цели).
По характеру действия связи могут быть необходимые и случайные, существенные и несущественные, общие и единичные, временные и устойчивые и др. Среди всего многообразия связей есть такие, которые являются законами. Закон – это связь необходимая, существенная, общая, устойчивая.
Классификация законов:
1) По формам движения выделяются физические, химические, биологические, социальные законы. 2) По характеру действия разделяют законы динамические и вероятностные (статистические). Динамические законы описывают поведение отдельных объектов и устанавливают однозначную связь их состояний (законы динамики). Вероятностные (статистические) законы описывают поведение больших совокупностей, но в отношении отдельных объектов делают лишь вероятностные заключения. Таковы все законы микромира (закон Максвелла о распределении молекул по скоростям, соотношение неопределённостей Гейзенберга). 3) По широте действия законы бывают частные, общие и всеобщие. Частные законы действуют в узкой области (закон Ома). Общие законы действуют или во всей природе (закон сохранения энергии), или в обществе (социальные законы), или в мышлении (законы логики). Все общие законы действуют и природе, и в обществе и в мышлении.
Всеобщими являются три основных закона диалектики. Они не напрямую управляют объектами, как частные или общие законы. Они проявляются как общие черты множества частных связей и законов. Законы диалектики фиксируют общие черты в развитии любых объектов. Вместе они образуют общую теорию развития. Знание законов диалектики позволяет глубже понимать развитие объекта, чтобы управлять им.
2. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики, потому что раскрывает источник, движущую силу развития любой системы. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие?
Уже в древности люди заметили, что среди многообразных явлений выделяются такие, которые составляют пары, носят полярный характер, занимают предельные положения на некоторой шкале. Философы древности говорили о противоположности добра и зла, света и тьмы.
Противоположности – это стороны того или иного предмета, процесса или явления, которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга. Противоположными могут быть свойства предмета, процессы, протекающие в нём, силы, действующие на него. Противоположными являются арифметические действия . В физике противоположны электрические заряды , полюса магнитного поля , действие и противодействие, порядок и хаос; в химии – анализ и синтез, ассоциация и диссоциация; в биологии – наследственность и изменчивость, здоровье и болезнь.
Противоречие – это взаимодействие противоположностей, их единство и борьба. Они вытесняют, подавляют друг друга, но в тоже время не могут существовать друг без друга. Каждая из них является самой собой, относительно своей противоположности.
В мире существует множество различных противоположностей, но среди них выделяются такие, взаимодействие которых становится причиной изменения, развития системы. В любой развивающейся системе есть противоречия, т.е. единство и борьба противоположных свойств, сил, процессов. Противоречия могут привести к разрушению системы. Но если противоречия разрешаются, то это приводит к развитию системы. Отсутствие противоречий означает устойчивость, равновесное состояние системы. Таким образом, данный закон утверждает, что причиной, источником любого развития являются противоречия.
Примеры. Противоречие между действием гравитации и возрастанием внутреннего давления определяет эволюцию звёзд. Эволюция живой природы определяется противоречием между наследственностью и изменчивостью, движется внутривидовой и межвидовой борьбой. Противоречие между негативным влиянием среды и возможностями организма заставляет организм адаптироваться. Противоречие между социальными силами приводит к изменению общества. Конкуренция движет экономику и политику. Противостояние научных теорий заставляет их совершенствоваться, и в споре рождается истина. Противоречие между растущими потребностями и отстающими возможностями стимулирует развитие человека.
3. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений . Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений отвечает на вопрос: как происходит развитие? Знание этого закона позволяет раскрыть механизм развития, выделить его этапы.
Количество – это определённость предмета, которая характеризует степень развития или интенсивность его свойств (размеров, массы, температуры, скорости движения и др.), и которая выражается в величинах и числах.
Качество – это определённость предмета, которая характеризует его важнейшие признаки и отличает от предметов с другим качеством.
Свойство – это одно из проявлений качества предмета, которое обнаруживается во взаимодействии с другими предметами.
Мера – интервал количественных изменений, в рамках которого сохраняется данное качество.
Любой предмет испытывает постоянные количественные изменения, т.к. материя не существует без движения. Меняются его отдельные характеристики и состояние в целом. Но если эти изменения остаются в пределах меры, то предмет продолжает оставаться самим собой, в данном качестве. Со временем количественные изменения накапливаются, нарушают меру и приводят к качественным изменениям. Предмет переходит в новое качество, становится чем-то иным. Например, облако водорода в космосе сжимается, вспыхивает и становится звездой, семена прорастают и становится растениями, научные факты накапливаются и обобщаются в новую теорию.
Переход количественных и качественных изменений является взаимным, т.к. с рождением нового качества рождается и новая мера, т.е. открывается дорога новым количественным изменениям.
Переход к новому качеству называется скачком. Скачки могут быть как мгновенными, занимая доли секунды, так и длительными, продолжаясь миллионы лет. Наиболее крупные скачки в развитии нашего мира: рождение Вселенной в Большом взрыве, возникновение жизни на Земле, появление человека.
Применительно к общественному развитию употребляются понятия эволюция и революция. Эволюция, в данном случае, означает постепенные, количественные изменения в обществе, революция – коренные, качественные.
4. Закон отрицания отрицания Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос: в каком направлении происходит развитие? Знание этого закона позволяет определять траекторию развития.
В процессе развития утверждение нового всегда связано с отрицанием старого. В этом проявляется глубокая диалектика: утверждение производиться через отрицание. Каждый новый этап развития является отрицанием прежнего этапа. Но отрицания могут быть разными. С позиции метафизического мышления – отрицание – это всегда полное уничтожение старого. Такие метафизические отрицания существуют, но они являются моментами разрушения, а не развития.
Диалектическое отрицание – это отрицание старого, предшествующего в развитии, но с сохранением всего положительного, полезного для дальнейшего развития.
Одним актом отрицания не исчерпывается развитие объекта. В процессе развития могут возникнуть условия, когда первое отрицание само, в свою очередь, отрицается, и объект может вернуться к исходному состоянию. Но третья стадия повторяет первую только формально, а содержательно стоит выше её, т.к. является диалектическим синтезом двух предшествующих этапов (полная обратимость невозможна). В результате двойного отрицания развитие совершает цикл, в котором последний этап воспроизводит некоторые черты исходного этапа, но на более высоком уровне.
Цикл развития реальных объектов может состоять не из двух, а из большего числа этапов отрицаний.
Таким образом, закон отрицания отрицания описывает процессы, в которых повторяемость сочетается с поступательностью и направленностью, в которых развитие идёт не по кругу и не по прямой, а по спирали. Каждый виток спирали является повторением предыдущего, но на более высокой основе.
Закон отрицания отрицания является всеобщим, т.е. проявляется в развитии природы, общества, мышления. Но он более узок, чем другие законы диалектики, потому что проявляется не в любом развитии, а только в таком, в котором смена нескольких этапов обнаруживает повторяемость, цикличность.
В мире происходят различные циклические процессы. В реальных процессах абсолютная обратимость невозможна. Для этого потребовалась бы обратимость времени. Возможно лишь воспроизведение некоторых характеристик объекта. В неживой природе распространены колебания и волны, которые не являются примерами развития. Спиралеобразное развитие свойственно живой природе, обществу и человеческому сознанию . Циклически меняются этапы в развитии экономики, политические формы, эпохи в истории культуры, научные теории , этапы в жизни человека.