Питирим сорокин о формах социальной стратификации. Характерный признак традиционного общества
С точки зрения Питирима Сорокина , социальная стратификация – это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей , власти и влияния среди членов того или иного сообщества.
Конкретные формы социальной стратификации весьма разнообразны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация.
Экономическая стратификация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения.
Политическая стратификация предполагает существование в пределах какой-то группы иерархически различных рангов, управляющих и управляемых. На политическую стратификацию влияют два основных фактора: размер политической организации ; биологическая, психологическая и социальная однородность или разнородность ее членов. Закономерности: когда увеличиваются размеры политической организации, т. е. увеличивается количество се членов, политическая стратификация также усиливается, и наоборот; когда увеличивается разнородность членов организации, стратификация также усиливается, и наоборот.
К профессиональной стратификации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими. Профессиональная стратификация может быть межпрофессиональная и внутрипрофессиональная.
Как правило, все 3 формы стратификации тесно переплетены. Например, представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Таково общее правило , хотя существует и немало исключений. Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, также и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархии.
В связи с этим, Сорокин отмечает, что многие исследователи ошибаются, выделяя, например, два социальных класса: "бедные" и "богатые". Это значит, что они принимают во внимание только экономическую стратификацию, считая ее единственной формой социальной стратификации.
Важно и то, что любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы , в которой все ее члены были бы равными. Даже в примитивных социальных группах зарождаются черты расслоения.
Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Среди видов социальной мобильности можно выделить: индивидуальную и групповую, вертикальную и горизонтальную, межпоколенную и внутрипоколенную.
Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Например, перемещение индивида из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую, с одной фабрики на другую при сохранении своего профессионального статуса.
Под вертикальной социальной мобильностью подразумевается движение, связанное с изменением места в социальной иерархии или перемещение индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социальный спуск.
Восходящие течения существуют в двух формах: проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; или проникновение всей группы в более высокий пласт. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства.
Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий привычны и понятны.Они не нуждаются в объяснении. Что касается групповой восходящей и нисходящей мобильности, то можно привести такие примеры, как каста брахманов в Индии, которая не всегда занимала высокие позиции и является высшей кастой последние два тысячелетия; ранг высшего духовенства христианской церкви в Риме, который несомненно был высоким в средние века, но гораздо ниже в современное время; большевики в России, не имевшие высокого положения до революции, но занявшие высокие позиции в русском обществе после.
Важно также разграничить внутрипоколенную мобильность , которая предполагает изменение статуса индивида в рамках одного поколения и межпоколенную мобильность , которая имеет место быть при смене поколений и может выражаться либо в межпоколенной преемственности социальных статусов либо в приобретении иного опыта, уровня образования, освоении новых профессий.
Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности . Функции социальной циркуляции выполняют различные институты. Важнейшими из ряда этих социальных институтов являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.
Армия. Данный институт играет особенно важную роль в военное время , то есть в периоды межгосударственных и гражданских войн. В ходе войны эти люди продвигаются в звании прежде всего при наличии таланта. Полученная таким образом власть используется для дальнейшего продвижения по службе. Возможность грабить, мародерствовать, всячески унижать свою жертву, мстить врагам, окружать себя титулами и т. п. предоставляет таким людям новую возможность купаться в роскоши, передавать свою власть по наследству потомкам. В мирное время армия продолжает играть роль канала для вертикальной циркуляции, но в эти периоды роль его значительно меньше, чем в военное время.
Церковь. Вторым каналом вертикальной социальной циркуляции была и есть церковь. Но церковь выполняет эту функцию только тогда, когда возрастает ее социальная значимость . В качестве примера можно привести христианскую церковь , благодаря которой рабы и зависимое крестьянство, люди простого происхождения, став служителями культа, получали свободу и достигали высоких позиций в обществе. Сюда же можно отнести и другие религиозные организации : буддизм, мусульманство, даосизм, конфуцианство, индуизм, иудаизм, несмотря на замкнуто-кастовый характер, играли роль каналов вертикальной циркуляции в соответствующих обществах.
Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни обретали, во все века были средствами вертикальной социальной циркуляции. В современном западном обществе школы представляют один из наиболее важных каналов вертикальной циркуляции, причем это проявляется в самых разнообразных формах. Не окончив университета или колледжа, фактически нельзя (а в некоторых европейских стран ах запрещено даже юридически) достичь какого-либо заметного положения среди высоких правительственных рангов и во многих других областях, и наоборот, выпускник с отличным университетским дипломом легко продвигается и занимает ответственные правительственные посты вне зависимости от его происхождения и его семьи.
Правительственные группы, политические организации и политические партии.. Как канал социальной циркуляции, политические организации сейчас очень важны. В демократических странах, где институт выборов играет решающую роль в утверждении правителей, чтобы быть избранным, человек должен каким-либо образом проявить свою личность, устремления и способности, успешно выполнить функции лидера, будь то сенатора, мэра, министра или президента. Самый легкий способ - это политическая деятельность или участие в какой-либо политической организации. Без этого крайне мало шансов привлечь внимание избирателей и быть избранным.
Профессиональная организация . Некоторые из этих организаций также играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные, творческие институты и организации. Поскольку вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице. Многие ученые, юристы, литераторы, художники, музыканты, архитекторы, скульпторы, врачи, актеры, певцы и прочие творцы простого происхождения социально поднялись именно благодаря этому каналу.
Организации по созданию материальных ценностей . Речь идет о накоплении богатств как одном из самых простых и действенных способов социального продвижения. Если человек богат, то перед ним открыты все двери, вне зависимости от происхождения и источника доходов.
Семья и брак. Брак обычно приводит одного из партнеров или к социальному продвижению, или к социальной деградации. В прошлом брак со слугой или с членом низшей касты приводил к "социальному падению" одного из партнеров, ранее занимавшего более высокое положение, и, соответственно, к понижению социального ранга его детей.
Следует также обратить внимание на понятия интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности.
Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоев - экономических, профессиональных или политических, - проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени.
Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.
Соединив интенсивность и овсеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества.
В зависимости от показателей интенсивности и всеобщности различают 2 типа общества - закрытое и открытое, которые представляют собой идеальные типы с минимальными показателями интенсивности и всеобщности мобильности в первом случае и максимальными во втором.
Закрытое общество - такое общество, в котором возможности для вертикального перемещения затруднены, ограничены или вообще отсутствуют для некоторых социальных групп. К ним относятся рабовладельческие, кастовые и сословные государства.
Открытое общество - общество, в котором возможности для вертикального перемещения равны и доступны для всех. К открытым обществам относятся современные демократические государства.
Общие принципы вертикальной мобильности:
Первое утверждение . Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность.
Второе утверждение. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления.
Третье утверждение . Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, то есть в пространстве.
Четвертое утверждение . Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности – экономической, политической и профессиональной – колеблются в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории.
Пятое утверждение . В вертикальной мобильности в ее трех основных формах нет постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления ее интенсивности и всеобщности. Это предположение действительно для истории любой страны, для истории больших социальных организмов и, наконец, для всей истории человечества.
Питирим Сорокин в числе первых социологов вводит понятие «социального пространства». Вообще говоря, о социальном пространстве размышляли Р. Декарт, Т. Гоббс, Лейбниц, Ф. Ратцель, Г Зиммель Э., Дюркгейм, Р. Парк, Э. Богардус, Л. фон Визе, Е. Спекторский, П. Сорокин, Б. Верлен и др. Однако наиболее четкая формулировка, а не просто постановка проблемы, принадлежит П. Сорокину, который в книге « Социальная мобильность» (1927) впервые высказал идею о возможности и необходимости представлять все многообразие происходящих в обществе явлений помещенными в социальное пространство.
Под социальным пространством он понимает своего рода вселенную, которая состоит из людей, населяющих планету Земля. В этой вселенной каждый индивид занимает определенное место , положение которого измеряется в горизонтальном и вертикальном направлении. Такое положение человека, Сорокин называет социальным положением человека.
Выделяется также движение каждого человека в таком пространстве. Это движение, в свою очередь, подразделяется на горизонтальную и вертикальную мобильность . Движение вверх принято называть социальным восхождением, а движение вниз наоборот социальным спуском.
Определив положение человека в социальном пространстве, Сорокин приступает к определению социальной стратификации. С его точки зрения, социальная стратификация – это разделение какой-либо совокупности населения по классовой принадлежности, причем такое разделение происходит в иерархическом порядке . Сорокин отмечает существование высших и низших слоев. Основу стратификации по Сорокину составляет различие в распределении привилегий и прав. Также Сорокин твердо убежден в том, что не стратифицированного общества не может существовать. Он использует многомерную стратификацию, разделяющуюся на три основных измерения:
- Экономическое . Сорокин считает, что экономическое положение индивидов в обществе неодинаково; среди них есть имущие и неимущие, поэтому экономическое расслоение в обществе выражается в степени доходов, различии уровня жизни. При этом группы людей могут падать или наоборот подниматься в экономической сфере общества.
- Политическое . Оно характеризует степень влияния индивида на членов общества и общество в целом.
- Профессиональное . Это измерение выделяет разделение общества на группировки людей по их занятиям и роду деятельности. Одни профессии всегда считаются более престижными, чем другие.
Отсюда следует, что в обществе надо различать людей по таким критериям, как уровень дохода, по степени влияния индивида на членов общества, а также по критерию успешности исполнения той или иной социальной роли.
В обществе не существует неизменной тенденции к всеобщему равенству или, наоборот, дифференциации. На вершине социальной пирамиды находятся наиболее привилегированные слои, а в основании, наоборот. Когда пирамида слишком вытягивается, вверх, то с помощью революций и переворотов ее вершину обрезают, и получается трапеция. Но затем снова появляются силы, которые заставляют пирамиду расти. Эти процессы в обществе повторяются циклически.
В сущности, здесь многое от марксизма, но вместе с тем Сорокину удается отойти от жесткой бинарной схемы и представить более дифференцированную картину общества.
К недостатком подхода можно отнести то обстоятельство, что в социальном пространстве Сорокина располагаются люди, а не статусы. Описав социальное пространство и его производные («геометрическая и социальная дистанция», «подъем в геометрическом и в социальном пространстве») в социологических категориях, Сорокин социологически не прописал главное действующее лицо . У него таковым выступает народонаселение. Однако известно, что народонаселение – демографический, а не социологический термин.
В сущности, здесь совершается та же методологическая ошибка, которую допускает Аристотель. Мы помним, что в представлении афинского мыслителя, господин и раб - это не характеристики социальных функций, но абсолютные определения самой природы разных видов единого человеческого рода. Другими словами, человек и та социальная функция , к исполнению которой он принуждается обстоятельствами, отождествляются. Часто таким отождествлением грешит и марксистская идеология, которая в любом функционере, в любой социальной единице ищет специфические черты . Такое же (пусть и неявное) отождествление явственно прослеживается в схеме Сорокина.
Между тем живая личность и субъект социологического исследования - это не одно и то же. В чисто социологическом аспекте личность - это лишь род тени, которая отбрасывается на специфическую плоскость. Поэтому, как все измерения «тени» не в состоянии исчерпать характеристики того предмета, который отбрасывает ее, социальная стратификация не дает полного представления о человеке. Социологический абрис и личностный портрет часто несопоставимы.
Впоследствии мы еще увидим, что человек как целое вообще не может быть представлен в виде неделимой точки в таком социальном пространстве. Его целостность (ниже мы будем говорить о статусном наборе) окажется нарушенной, и многие из ключевых определений живой личности окажутся разбросанными по разным его областям.
Теория стратификации П. Сорокина была впервые изложена в его работе «Социальная мобильность» (1927), которая считается классическим трудом в этой области.
Соц.стратификация , по определению Сорокина, - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии соц. ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.
Все многообразие соц. стратификации мб сведено к трем основным формам - экономической, политической и профессиональной, которые тесно переплетены. Это означает, что те, кто принадлежит к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другому параметру; и наоборот. Так происходит в большинстве случаев, но не всегда. По мнению Сорокина, взаимозависимость трех форм соц. стратификации далека от полной, ибо различные слои каждой формы не совсем совпадают друг с другом, вернее, совпадают лишь частично. Это явление Сорокин впервые назвал статусным несовпадением. Оно заключается в том, что человек может занимать высокое положение в одной стратификации и низкое положение в другой. Такое несовпадение болезненно переживается людьми и может служить для некоторых стимулом изменить свое соц. положение, привести к социальной мобильности индивида.
Наиболее глубокое влияние на становление концепции стратификации оказал Карл Маркс . Считая, что экономика играет главную роль в развитии соц. явлений, он заложил в основу своей концепции соц. расслоения понятие производственных отношений, полагая все остальные характеристики классов производными. Маркс отмечал, что при любом экономич. строе есть господствующий класс, владеющий ср-вами производства, и класс угнетенных, работающий на собственников. Часть общ-ва - люмпены - люди, полностью отторгнутые общ-вом. Отсюда у К. Маркса и Ф. Энгельса возникла идея считать неравенство следствием несправедливых соц.-экономич. отношений между эксплуатируемыми и эксплуататорами.
16.Соц.Стратификация:понятие,критерии и виды.
Для описания системы неравенства между группами людей в С. широко применяют понятие “соц.стратификация” (от лат. «stratum» - пласт, слой и «facere» - делать). Соц. стратификация – деление общества на слои (пласты). Понятие “стратификация” пришло в С. из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. С. уподобила строение общ-ва строению земли, расположив соц. слои также по вертикали. Стратификация подразумевает, что определенные соц. различия между людьми приобретают характер иерархич. ранжирования. Очевидно, что люди различаются во многих отношениях, и далеко не все эти различия приводят к неравенству между членами общества. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при кот. они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам мат. и духовного потребления. Общ-во в теории стратификации представляется в виде иерархич. структуры (пирамиды), на вершине кот. находятся наиболее привилегированные слои, а у основания – наименее привилегированные страты. Существует четыре главных измерения стратификации – доход и богатство, власть, образование, престиж. Другие критерии – расовая, этническая, партийная принадлежность и т.д. Соц. стратификация бывает вертикальной и горизонтальной. Выделяют три базисных вида вертикальной стратификации: экономич., полит., проф.. Под горизонтальной стратификацией понимается соц. неравенство, вызванное условиями проживания (географ. положением, природной средой). Известны четыре историч. типа стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип – открытое. Рабство – экономич., соц. и юр. форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Две формы рабства: патриархальное (примитивное) и классическое (зрелое). На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Кастой называют страту, членством в кот.человек обязан исключительно своим рождением. Классический пример кастового общества – Индия, где 4 основных касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшеи (купцы), шудры (рабочие, крестьяне) и около 5 тыс. не основных каст и подкаст. Кастовое положение закреплено индусской религией. Сословие–соц. группа, обладающая закрепленными обычаем или юр. законами и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классическим образцом сословной организации являлась феодальная Европа, где общ-во делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие. Классы – большие группы людей, владеющие либо не владеющие ср-вами производства, занимающие определенное место в системе общ. разделения труда и хар-щиеся специфическим способом получения дохода. Классовая система присуща в основном индустриальному общ-ву.
В современной социологии принято выделять следующие основные критерии соц.стратификации:
доход – кол-во денежных поступлений за определенный период (месяц, год);
богатство - накопленные доходы, т.е. кол-во наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);
власть - способность и возможность осущ-ять свою волю, оказывать решающее влияние на деят-ть др- людей с помощью различных ср-в Власть измеряется кол-ом людей, на кот. она распространяется;
образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;
престиж - общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.
Питирим Александрович Сорокин (1889- 1968) - русско-американский ученый, родившийся в Вологодской губернии и умерший в Винчестере (США), считается крупнейшим социологом нашего столетия. Его книга «Социальная и культурная динамика» - беспрецедентный по объему научный труд , превзошедший «Капитал» К. Маркса. Другая его книга «Социальная мобильность» признана мировой классикой.
П.Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т. е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главные оси координат - ось X (для измерения горизонтальной мобильности) и ось Y (для измерения вертикальной мобильности). Иначе говоря, получилось некое подобие классического эвклидова пространства.
Кроме них П.Сорокин выделяет три разновидности социальной стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. Социальная стратификация в целом описывает расслоение людей на классы и иерархические ранги. Ее основа - неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Ее подвид- экономическое расслоение - означает неодинаковость экономических статусов, иначе говоря, наличие экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровней жизни, в существовании бедных и богатых. Политическая дифференциация описывает систему иерархических рангов, которая опутала, подобно гигантской паутине, все общество. Она включает авторитеты, власть, престиж, звания, почести. Профессиональная дифференциация - разделение населения по родам деятельности, занятиям и профессиям, одни из которых считаются более престижными, другие менее, а их организация обязательно включает руководителей различного ранга и подчиненных.
Для экономической стратификации показательны два явления, которые Сорокин называет флуктуациями:
1) обогащение и обеднение группы либо общества;
2) уменьшение и увеличение высоты экономической пирамиды. Оперируя огромным статистическим материалом, он доказывает, что нет семьи, деревни, города, области или страны, которые бы год от года становились богаче или беднее. В истории не существует никакой устойчивой тенденции. В развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обеднения. Так было в Древнем Египте и так есть в современной Америке. Бесцельные колебания (флуктуации) совершаются циклически (за обогащением следует обнищание): мелкие циклы - 3 - 5; 7 - 8; 10-12лет; крупные - 40 - 60 лет. Сорокин считает, что его теория флуктуации опровергает идею прогресса человечества - постоянного улучшения экономического положения.
Сравнив различные классы, эпохи и страны, Сорокин неожиданно обнаружил, что в колебаниях высоты экономической пирамиды нет никакой устойчивой тенденции. Если высоту измерять разницей между доходами высших, средних и низших слоев общества, то окажется, что в течение последних 500 лет она то увеличивалась, то сокращалась. Это значит, что богатые не богатеют, а бедные не беднеют постоянно. Вместо прямолинейного процесса существуют периодические флуктуации. Они равны 50, 100 и 150 годам. Точно так же колеблются и мировые цены в истории - то падая, то возрастая. Неудивительна связь двух явлений - бедности и мировых цен, ведь изменение цен способствует перераспределению национального дохода в пользу того или другого класса.
В обществе, основанном на частной собственности, нет социальных потрясений. Его пирамида не слишком высока, но и не слишком низка. Как только частную собственность уничтожают, общество входит в полосу социальных потрясений. В 1917 г. большевики национализировали банки, ликвидировали богатых, сократили разницу между самой высокой и самой низкой зарплатой и довели ее до соотношения 175:100.
Экономическая пирамида стала почти плоской. Хотя подобные случаи в истории единичны, они служат предвестием грядущей катастрофы, после которой общество стремится восстановить нормальную форму распределения доходов. И в коммунистической России вскоре появились богатые, средние и нищие. Человечество должно усвоить простую истину , считает П.Сорокин: либо плоская пирамида всеобщего равенства и умеренной нищеты, либо преуспевающее общество с неизбежным неравенством. Третьего не дано.
Когда профиль пирамиды чрезмерно вытягивается, это означает, что появляется чрезмерное социальное расслоение. Когда расслоение достигает пика, следует социальная катастрофа - революционно-уравнительная лихорадка. Возможны два исхода: либо общество сразу возвращается к нормальной форме стратификации, либо идет к ней через «большую катастрофу». Первый путь ближе к реформам, второй- к революции.
Задание 3
Сословный строй - прекрасное поле для социологических размышлений. Найдите необходимую историческую литературу и ответьте на вопросы:
1.Какие обязанности закреплялись за каждым сословием в феодальной Европе? Сможете ли вы обнаружить межстрановые различия?
2.Какие повинности возлагались на крестьян?
3.Почему феодал не только эксплуатировал, но и заботился о подданных?
4.Почему сословия существовали на Западе, но их не было на Востоке?
Н. Смелзер
Неравенство, стратификация, класс
Различие между имущими и неимущими - одна из самых важных проблем , которые волнуют социологов. Они исследуют ее на основе анализа трех переменных: неравенства, стратификации и класса. Приведем несколько примеров.
Неравенство: фермерша собрала богатый урожай и имеет возможность расширить свое хозяйство. В это же время пастух терпит большие убытки, так как половина его скота погибает от болезни. В результате их материальное положение различно.
Стратификация: фермерша расширяет свой участок земли, и после ее смерти каждый из детей получает ферму значительных размеров. Но когда умирает пастух, его дети практически ничего не наследуют. Эта тенденция воспроизводится среди других фермеров и пастухов.
Класс: с годами фермеры объединяются в группу на основе общих интересов и чувства превосходства над пастухами; у последних также возникает чувство своей принадлежности к группе: их сплачивает общее недовольство, например, по поводу того, что фермеры лишают их водоснабжения.
В более общем виде это выглядит так.
Неравенство - условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж.
Стратификация связана со способами, на основе которых неравенство очевидно передается от одного поколения к другому, при этом формируются различные слои общества.
Класс обусловлен существованием социальных групп, имеющих неравный доступ к богатству, власти и неодинаковый престиж. На основе занимаемого в обществе положения они иногда становятся влиятельными политическими группами.
Адаптировано по источнику: Смелзер Н. Социология // Социологические исследования . 1992. №4. С.79 -80.
Вопросы к тексту
1. Не кажется ли для вас странным понимание классов Н.Смелзера? Ведь в качестве таковых у него рассматриваются не пролетариат и буржуазия или помещики и крестьяне, а две родственные группы - фермеры и пастухи?
2. Что сплачивает пастухов и фермеров в социальные классы?
3. У. Н. Смелзера сравниваются удачливая фермерша и неудачливый пастух, у которого погибает половина скота. Ну а если бы они были одинаково удачливыми и оба разбогатели, объединились бы фермер и пастух в один класс или составили бы два противоположных?
4. Почему неравенство измеряется через доступ людей к трем социальным благам - деньгам, власти и престижу? А можно ли измерить неравенство еще как-то?
Охота на рабов
Рабский труд в бывшем СССР уже не сенсация. О рабстве писали газеты и даже снят фильм «Камышовый рай». Наш корреспондент побеседовал с реальным рабом...
Г.Максимову всего 40 лет, а на вид все 70. За 5 лет рабства в Чечено-Ингушетии он ссохся и сгорбился. Шея навек искривлена ошейником, на котором его держали в сарае. На руках не хватает пальцев: за каждую потерянную овцу - отрубали. Туберкулез, от которого он умирает в больнице под Санкт-Петербургом, он получил во время второго побега. А когда его поймали в первый раз, то сначала намертво отбили почки, а потом несколько недель топили в навозной яме. Его и других рабов в семье Юсупа кормили тухлой похлебкой, сваренной из внутренностей дохлых животных. Тех, кто умирал, не выдержав непосильный труд, сбрасывали в ущелье или оставляли шакалам. В них вбили: рабство пожизненно. А чтобы не сомневались - выжигали клеймо. Одному приложили к щеке раскаленную подкову, у другого клеймо выжгли на голове:..
Рабство появилось в конце 50-х гг. Первыми на охоту за рабами отправились дети сосланных в Казахстан чеченов. На сибирских вокзалах обещаниями сладкой жизни они заманивали бичей в Казахстан. Бичи попадали в настоящий концлагерь в тростниковых пампасах, удаленных на тысячи километров от жилья. Они изготовляли из тростника строительные блоки. Затем появились рабы на чабанских стоянках Северного Кавказа, на хлопковых плантациях Узбекистана и Туркмении. Конец 80-х гг.- рабский труд применяется на выращивании наркотиков. Сегодня использование рабского труда становится массовым. По данным красноярских социологов, ежегодно только из Восточной Сибири похищается несколько тысяч человек. Появляются новые отрасли: рабыни-проститутки, рабы-доноры для трансплантации органов. Невольничьи поселения сегодня называют семейными фермами. Постороннему вход туда заказан. А коррумпированные местные власти определяют их как возврат к исконным национальным традициям.
Источник: Московские новости. 1991. №42. С.15.
Вопросы к тексту:
1. Почему газетный материал назван «охотой на рабов», а, скажем, не «рабство в СССР» ?
2. Где еще применялся труд рабов, которые официально не являлись рабами? Речь идет об истории СССР.
3. Сравните статус раба в античной Греции и статус холопа на Руси. В чем сходство и различие? Сравните их с современными рабами.
П. Сорокин
Пики групповой мобильности
Изучение вертикальной мобильности внутри политической стратификации разных стран обнаруживает периоды особенно ярко выраженных перемещений. В истории России такими периодами были: вторая половина XVI - начало XVII в. (правление Ивана Грозного и последующее междуцарствие), царствование Петра Великого и, наконец, последняя русская революция.
В эти периоды почти по всей стране старая политическая и правительственная знать была уничтожена или низложена, а «выскочки» заполнили высшие ранги политической аристократии. Хорошо известно, что и в истории Италии таковыми были XV - XVI вв. XV в. с полным правом называют веком авантюристов и проходимцев. В это время историческими протагонистами часто были люди из низших сословий.
В истории Англии такими периодами были следующие эпохи: завоевание Англии Вильгельмом, гражданская война середины XVII века. В истории США - середина XVIII в и период гражданской войны В большинстве европейских стран Ренессанс и Реформация представляли периоды чрезвычайно интенсивной социальной мобильности
Сокращено по источнику Сорокин П Человек Цивилизация Общество М 1992 С. 386-387
Вопросы к тексту:
1 Относятся ли пики вертикальной мобильности только к групповой мобильности
2 При помощи каких средств Иван Грозный добивался перемещения целых социальных групп, замены одних боярских родов другими 2
3 А к каким средствам для достижения тех же целей прибегал Петр I? Сравните его действия с действиями Ивана Грозного
4 Можете ли вы привести примеры пиков групповой мобильности из советской истории (1917- 1991 гг) ?
Вопросы для семинара.
1. Измерение неравенства.
2. Измерение бедности.
3. Уровень жизни.
4. Абсолютная и относительная бедность.
5. Нищета.
6. Девиация.
7. Субкультура бедности.
8. Группы бедных.
ЗАДАНИЯ:
“3” Тест
1 Подберите определение к понятию «социальная стратификация».
а) теория о перемещении индивидуумов из одного социального слоя в другой
б) система признаков социального расслоения, неравенства;
в) концепция о всеобщем стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям.
2. Изобразите графически вертикальную или горизонтальную мобильность по следующим позициям:
а) изменение профессии: рабочий стал инженером;
б) переезд из одного города в другой без изменения профессии;
в) повышение квалификации в рамках одной профессии (инженер- ведущий инженер)
г) повышение уровня образования (техник, получившее образование, стал начальником цеха)
д) понижение в должности
“4” Поинтересуйтесь трудовыми книжками своих родителей. В них поэтапно описано трудовая карьера. Записи об увольнении и приеме на работу послужат вам надежными показателями. Постарайтесь в каждом конкретном случае проследить карьеру и ответить на вопросы: к какому типу мобильности она относится, как долго она длилась, когда она начиналась, была ли она скачкообразной или непрерывной?
“5” - Подберите конкретные примеры (из отечественной истории ) под каждую причину групповой мобильности.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите, являлись ли причинами групповой мобильности следующие события:
ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Социальные нормы - правила поведения человека 11 обществе. Различают религиозные, моральные, правовые нормы.
Отклоняющееся поведение - девиантное поведение, отклоняющееся от нормы, совокупность тех действий индивидов, которые не соответствуют социальным нормам . В разряд девиантного поведения относят преступление, алкоголизм, наркоманию, а также сюда попадают гении, выдающиеся полководцы, учёные, новаторы и т.д.
Подходы к решению причин девиации:
·теория «физических типов»;
·психоаналитическая теория (3. Фрейд);
культурные теории, которые связывают отклоняющееся поведение с социальной средой существования индивида. Объяснение девиации
Тип объяснения | Теория девиации | Автор | Основная идея |
Биологическое | Физические черты связанные с преступными наклонностями. Определенное строение тела, наиболее часто встречающиеся среди девиантов. | Ч. Ломброзо У.Г. Шелдон | Физические особенности являются причиной девиации. |
Психологическое | Психоаналитическая теория | З. Фрейд | Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию. |
Социологическое | Аномия | Э. Дюркгейм | Девиация, в частности самоубийство, происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм. |
Социологическое | Социальная дезорганизация | К. Шоу Г. Маккэй | Девиация многих видов возникает в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми. |
Аномия | Р. Мертон | Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения. | |
Культурологические теории | Т. Семин Н. Миллер Е. Сутерленд Клауорд и Оулин | Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культурой. | |
Теория стигматизации (клеймения) | Г. Беккер | Девиация - своего рода клеймо, которое группы обладающие властью ставят на поведение менее защищенных групп | |
Радикальная криминология | Турк Квинни Ф.У. Тейлор Уойн и Янг | Девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества. |
Социальный контроль
Каждое общество стремиться создавать и сохранять социальный порядок. Каждый член общества обязан подчиняться не только законам, но и институциональным и групповым нормам. для этого существует социальный контроль. Это совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членов, соответствующие ролевым требованиям и социальным нормам. Степень социального контроля зависит от культуры данного общества. его социальных институтов (государства, семьи, религии, образования и производства).
Основные способы реализации социального контроля в обществе:
·через социализацию (воспитание, обучение);
·через групповое давление;
·через принуждение и осуществляется через социальные институты .
Самоконтроль - самостоятельный контроль индивида за своим поведением.
И социальной мобильности как в отечественной социологии, так и в западной опираются на теоретические разработки и концепции М. Вебера, П. Сорокина, П. Бурдье, М. Кона и других исследователей.
Теории стратификации М. Вебера
Решающим условием (первым критерием стратификации), влияющим на судьбу отдельного человека, является не столько факт классовой принадлежности, сколько позиция (статус) индивида на рынке, позволяющая улучшить или ухудшить его жизненные шансы.
Второй критерий стратификации — это престиж, уважение, почести, которые получает индивид или позиция. Статусное уважение, получаемое индивидами, объединяет их в группы. Статусные группы отличаются определенным образом жизни, стилем жизни, они обладают определенными материальными и идеальными привилегиями и стараются узурпировать свои нрава на них.
И классовые, и статусные позиции являются ресурсами в борьбе за обладание властью, на которые опираются политические партии. Это третий критерий стратификации.
Теория социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина (1889-1968)
Теория стратификации П. Сорокина была впервые изложена в его работе «Социальная мобильность» (1927), которая считается классическим трудом в этой области.
Социальная стратификация , по определению Сорокина, — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.
Все многообразие социальной стратификации может быть сведено к трем основным формам — экономической, политической и профессиональной, которые тесно переплетены. Это означает, что те, кто принадлежит к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другому параметру; и наоборот. Так происходит в большинстве случаев, но не всегда. По мнению Сорокина, взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от полной, ибо различные слои каждой формы не совсем совпадают друг с другом, вернее, совпадают лишь частично. Это явление Сорокин впервые назвал статусным несовпадением. Оно заключается в том, что человек может занимать высокое положение в одной стратификации и низкое положение в другой. Такое несовпадение болезненно переживается людьми и может служить для некоторых стимулом изменить свое социальное положение, привести к социальной мобильности индивида.
Рассматривая профессиональную стратификацию , Сорокин выделял межпрофессиональную и внутрипрофессиональную стратификацию.
В межпрофессиональной стратификации выделяются два универсальных основания:
- важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом;
- уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
Сорокин делает вывод, что в любом данном обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и требует более высокого уровня интеллекта для своего выполнения и соответственно предполагает привилегированность группы и ее более высокий ранг, который она занимает в межпрофессиональной иерархии.
Внутрипрофессиональную стратификацию Сорокин представлял следующим образом:
- предприниматели;
- служащие высшей категории (директора, менеджеры и т.д.);
- наемные рабочие.
Для характеристики профессиональной иерархии он ввел такие индикаторы:
- высота;
- этажность (число рангов в иерархии);
- профиль профессиональной стратификации (соотношение числа людей в каждой профессиональной подгруппе ко всем членам профессиональной группы).
Социальную мобильность Сорокин определял как любой переход индивида или социального объекта (ценности, т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью ) из одной социальной позиции в другую (рис. 1).
Рис. 1. Виды социальной мобильности
Под горизонтальной социальной мобильностью , или перемещением, подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.
Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения выделяют вертикальную мобильность восходящую и нисходящую, т.е. социальный подъем и социальный спуск.
Восходящие течения существуют в двух основных формах:
- проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт;
- создание новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта.
Нисходящие течения также имеют две формы:
- падение индивида с более высокой социальной позиции на более низкую без разрушения исходной группы, к которой индивид ранее принадлежал;
- деградация социальной группы в целом, понижении ее ранга на фоне других групп или разрушение се социального единства.
Причинами вертикальной групповой мобильности Сорокин называл войны, революции, иностранные завоевания, которые способствуют изменению критериев стратификации в обществе и изменяют групповой статус. Важной причиной может быть также изменение значимости того или иного вида труда, отрасли промышленности.
Важнейшими каналами, обеспечивающими социальную циркуляцию индивидов в обществе, являются такие социальные институты, как армия, школа, политические, экономические и профессиональные организации.
Взгляды функционалистов на социальную стратификацию
К. Дэвис и У. Мур видели причину существования системы стратификации в неравномерном распределении благ и общественного престижа. Главная функциональная причина, объясняющая универсальное существование стратификации, связана с тем, что любое общество неизбежно сталкивается с проблемой размещения индивидов и стимулирования их внутри своей социальной структуры . Как функционирующий организм, общество должно каким-то образом распределять своих членов по различным социальным позициям и побуждать их выполнять обязанности, связанные с этими позициями.
Для выполнения таких задач общество должно располагать какими-то видами выгод, которые можно использовать как стимулы; разработать способы неравномерного распределения этих выгод (вознаграждений) в зависимости от занимаемых позиций.
Вознаграждение и его распределение становятся частью социального устройства и в свою очередь порождают (являются причиной возникновения) стратификации.
В качестве вознаграждения общество предлагает:
- предметы, обеспечивающие средства существования и комфорт;
- средства для удовлетворения различных склонностей и развлечения;
- средства для укрепления чувства собственного достоинства и самовыражения.
По мнению Дэвиса и Мура, «социальное неравенство является тем неосознанно развиваемым средством, при помощи которого общество обеспечивает выдвижение и важнейшие позиции наиболее компетентных лиц...»
П. Бурдье (р. 1930), известный французский ученый, внес важный вклад в развитие теории стратификации и мобильности. Он пришел к выводу о том, что возможности социальной мобильности определяются различными видами ресурсов, или «капиталов», которыми располагают индивиды, — экономическим капиталом в различных его формах, культурным капиталом, символическим капиталом.
В современных обществах высшие слои осуществляют воспроизводство своих позиций:
- обеспечивая передачу экономического капитала;
- наделяя молодое поколение особым образовательным капиталом (обучение в специальных привилегированных школах и престижных вузах);
- передавая молодому поколению культурный капитал, языковую и культурную компетенцию, которая формируется за счет создания для них качественной культурной среды (чтение книг, посещение музеев и театров, освоение стиля межличностных отношений, поведенческих и языковых манер и т.д.).
Американский социолог М. Кон выдвинул гипотезу и доказал на основе эмпирических исследований тесную связь между стратификационной позицией и ценностями индивида.
Для тех, кто обладает высоким социальным статусом , ощущает себя компетентным членом благорасположенного к ним общества, основной ценностью являются установки на достижение.
Напротив, для более низких социально-стратификационных позиций, на которых люди видят себя менее компетентными членами равнодушного или враждебного к ним общества, характерен конформизм.
Касаясь вопросов социальной мобильности, Кон подчеркивал, что люди с активной жизненной позицией имеют больший шанс занять более высокую социальную позицию.
Стратификационная позиция индивида, с одной стороны, влияет на профессиональную установку на достижение, а с другой — зависит от нес.