Как древние люди познавали мир. Как менялись представления о вселенной
§ 1. Как первобытный человек стал разумным?
Задача урока. Уметь объяснять понятия: труд, способности, творчество .
Давным-давно жили на Земле люди, совсем не похожие на современного человека. Это были первобытные люди . Они жили в пещерах, одевались в шкуры животных. (Подробнее об эпохе первобытности вы узнаете на уроках истории Древнего мира.)
Трудно представить, что первобытные люди были нашими предками.
Но это так. Через много миллионов лет появился человек современного вида ( человек разумный ) – такой, как мы с вами. Каким образом это произошло?
Древнему человеку нужно было добывать себе пропитание, шить одежду и строить жилище.

Это было нелегко. Требовалось приложить много сил и труда . Чем более сложные задачи ставил перед собой человек, тем совершеннее становился его труд. Орудия, которыми он пользовался в работе, тоже совершенствовались. С помощью каменного топора, деревянного копья, костяного ножа он добывал себе пищу, шил из шкур одежду. Первобытный человек превращался в человека умелого . Ловкими становились его руки. Развивался мозг.

Сначала он охотился на животных, а потом стал их приручать. Овцы, козы, свиньи и коровы постепенно стали домашними животными. Раньше он выкапывал съедобные коренья, рвал плоды диких растений, а теперь начал сеять ячмень и пшеницу, выпекать из муки сытные лепёшки. Раньше он бродил по лесам, горам и долинам в поисках пищи, а теперь стал разумно планировать свой труд. Думал о том, как вырастить урожай, завести овец или коров, построить для них загон или сарай.
Труд помог первобытным людям развить свои способности . Они научились членораздельно говорить, общаться друг с другом. Появилось немного свободного времени для творчества , то есть для создания совсем новых, доселе неизвестных орудий, украшений, изображений.
Пройдёт ещё много времени, прежде чем человек научится писать, передавать свои знания и опыт тем, кто будет жить после него. Он научится познавать себя и окружающий мир.
Так, шаг за шагом древний человек, бессильный перед капризами природы, превращался в разумное существо, человека современного вида.

Вопросы и задания к параграфу
1. Как жили первобытные люди? Рассмотрите иллюстрации к параграфу.
2. Выделите причины, способствовавшие превращению первобытного человека в человека разумного современного вида.
3. Какую роль в этом сыграл труд? Приведите примеры, как труд влиял на развитие человека.
4 * . Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, дайте определение понятия «труд».
5. Как древний человек познавал мир?
Прочитайте, перескажите, обсудите
Юноша Барс
Племя, что несколько месяцев назад устроило стоянку у горы Большое Копьё, волновалось. Юноша Барс отказался ходить со всеми мужчинами на охоту. «Ты умрёшь от голода, – сказал ему старейшина. – Нам будет не хватать тебя». На это Барс отвечал: «Не заботьтесь обо мне. Я знаю, что делаю». В то время, когда его соплеменники охотились, он собирал различные травы и коренья, приговаривая: «Вот моё мясо. И вот моё мясо». И клал растения в плетённую из травы сумку.
Он любил долгие часы просиживать на берегу ручья. На мокром песке появлялись красивые узоры и загадочные знаки. Эти знаки очень нравились членам племени. Они копировали их на маленьких плоских камушках и брали с собой – на счастье.
Долго наблюдали за странным юношей соплеменники. Они не могли объяснить его чудачества. Он не охотился, но был здоров, крепок, никогда не болел. И тогда решили они выбрать его Хранителем Тайны: ведь он знал то, чего не знали они.
…Барс был первым среди них самостоятельно мыслящим человеком – первобытным учёным.

Закончите рассказ
Десятилетняя девочка из горного племени поймала оленёнка. Старшие велели ей привести оленёнка вечером к костру, чтобы его съесть. Но добрая девочка очень полюбила малыша оленёнка…
Подберите родственные слова
Способности. Творчество. Труд. Человек.
Размышляем над пройденным
1. Жестокими или добрыми были первобытные люди?
2. Заботились ли они о детях?
3 * . Пользуясь словарём или Интернетом, сформулируйте, что такое способности и какие способности были у первобытных людей.
Поработайте с рисунками
Рассмотрите рисунки и выберите, какие из них относятся к первобытному обществу, а какие – к более позднему периоду времени и к современности. Составьте маленькие рассказы.

Поиграйте
Первобытный человек попадает в современный универсальный магазин. Он голоден и хочет найти какую-нибудь одежду. Продавцы пытаются научить его правильно вести себя в магазине.

Заполните схему
Используя свои знания по истории Древнего мира, заполните схему превращения первобытного человека в человека современного вида.
ЗАРОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА
Самые древние из сохранившихся художественных произведений относятся к первобытной эре (около шестидесяти тысяч лет тому назад). Однако никто не знает точного времени создания древнейшей пещерной росписи. По мнению учёных, самые прекрасные из них были созданы, примерно десять - двадцать тысяч лет назад. Когда почти всю Европу покрывал толстый слой льда; и люди могли жить лишь в южной части материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями, но именно тогда появляются первые великолепные росписи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды - чёрное, красное, белое, жёлтое - производят чарующее впечатление. Минералы, смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. На стенах пещер изображали животных, на которых тогда уже умели охотиться, среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени. Были и те, которые позднее совсем вымерли: мамонты, саблезубые тигры, пещерные медведи. Возможно, что камушки с нацарапанными на них изображениями зверей, найденные в пещерах, были ученическими работами "художественных школ" каменного века.
Самые интересные пещерные росписи в Европе были найдены совершенно случайно. Они находятся в пещерах Альтамира в Испании и Ласко (1940 г) во Франции. В настоящее время в Европе найдено около полутора сотен пещер с росписями; и ученые не без оснований полагают, что это не предел, что не все пока обнаружены. Пещерные памятники найдены так же в Азии, в Северной Африке.
Огромное количество этих росписей, и их высокая художественность долгое время приводила специалистов к сомнению в подлинности пещерных картин: казалось, что первобытные люди не могли быть столь искусны в живописи, а удивительная сохранность росписей наводила на мысль о подделке. Вместе с пещерными росписями и рисунками были найдены разнообразные изваяния из кости и камня, которые делали с помощью примитивных инструментов. Эти изваяния связывают с первобытными верованиями людей.
В то время когда человек еще не умел обрабатывать металл, все орудия труда изготовлялись из камня – это был каменный век. Первобытные люди делали рисунки на предметах повседневного обихода - каменных орудиях и сосудах из глины, хотя в этом не было никакой необходимости. Потребность человека в красоте и радость творчества, вот одна из причин возникновения искусства, другой - верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи. Не зная как объяснить многие явления, люди того времени верили в магию: считая, что с помощью картин и заклинаний можно воздействовать на природу (порази стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты).
Эпоха бронзы началась в Западной Европе сравнительно поздно, около четырёх тысяч лет назад. Она получила своё название от широко распространённого тогда сплава металлов - бронзы. Бронза – мягкий металл, ее гораздо легче обрабатывать, нежели камень, можно было отливать в формы и шлифовать. Предметы обихода начали богато украшать бронзовым орнаментом, который большей частью состоял из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Начали появляться и первые украшения, которые были крупного размера и сразу бросались в глаза.
Но, пожалуй, самым главным достоянием бронзовой эпохи являются сооружения огромного размера, которые ученые связывают с первобытными верованиями. Во Франции, на полуострове Бретань, на целые километры растянулись поля, на которых расположены высокие, в несколько метров, каменные столбы. Которые на языке кельтов, коренных обитателей полуострова, называются менгирами.
Уже в те времена была вера в загробную жизнь, об этом свидетельствуют дольмены – усыпальницы, которые первоначально служили для погребений: стены из огромных каменных плит перекрывались крышей из такого же монолитного каменного блока, а затем, для поклонения солнцу. Места расположения менгиров и дольменов считались священными.
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Одной из старейших и красивейших культур древности является культура Древнего Египта. Египтяне, как в прочем многие люди того времени, были очень религиозны, они верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог и в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможные богато украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг. Так же создавали изваяние умершего (статую), на случай если тело не выдержит натиска времени, чтобы вернувшаяся с того света душа смогла найти земную оболочку. Тело и все необходимое замуровывали в пирамиде - шедевре древнеегипетского строительного искусства.
С помощью рабов, еще при его жизни, вырубали из скал, перетаскивали и водружали на место огромные каменные блоки для царской гробницы. Из-за низкого уровня техники
каждое такое строительство стоило несколько сотен, а то и тысяч человеческих жизней. Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. Со временем стали строить большие ступенчатые пирамиды, самая старая из которых находится в Сахаре, и была возведена четыре с половиной тысячелетия назад. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца, оставляя неизгладимое впечатление у приезжих купцов и странников.
На берегах Нила складывались целые "города мёртвых", рядом с которыми возвышались храмы в честь богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой. Форма колонн напоминала распространенные в Египте растения: папируса, лотоса, пальмы. Одними из древнейших храмов по праву считаются Луксора и Кариака, которые были основаны примерно в 14 веке до нашей эры.
Рельефы и росписи украшали стены и колонны египетских зданий, они славились своеобразным приёмам изображения человека. Части фигур представляли так, чтобы их было видно как можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи - спереди. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Часто египтяне рисовали желаемые события, поскольку свято верили что, то, что изображено обязательно исполнится.
Пирамида полностью состоит из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера, к которой ведут коридоры, замурованные после погребения царя. Однако, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться. Возможно из-за мародеров, а возможно из-за тяжелого труда гробницы на равнине строить перестали, их начали вырубать в скалах и тщательно маскировать выход. Так благодаря случаю была найдена в 1922 г. гробница, где захоронен фараон Тутанхамон. В наше время строительство Ассусианской плотины грозило высеченному в скале храму Абу-Симбеле затоплением. Чтобы спасти храм скалу, в которой он высечен, распилили на куски и снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.
Наряду с пирамидами славу египетским мастерам принесли величественные фигуры, красотой которых восхищались все последующие поколения. Статуи из окрашенного дерева или шлифованного камня отличались особой грациозностью. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. В изображениях простых людей было больше жизни и движения. Особенно пленительны были стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями. Портреты того времени очень точно передавали неповторимые черты человека, не смотря на то, что у других народов царила идеализация, и некоторые росписи подкупали тонкостью и не естественным изяществом.
Около двух с половиной тысячелетий просуществовало древнее египетское искусство благодаря верованиям и строгим правилам. Оно невероятно расцветало в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры (были созданы замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити, которая повлияла на идеал красоты даже наших дней), однако воздействие искусства других народов, особенно греков, окончательно погасили огонек египетского искусства к началу нашей эры.
ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА
В 19000 году английский ученый Артур Эванс, вместе с другими археологами, вели раскопки на острове Крит. Они искали подтверждение историй древнегреческого певца Гомера, которые он рассказал в древних мифах и поэмах, о великолепие критских дворцов и могущество царя Миноса. И они нашли следы самобытной культуры, которая начала складываться около 5000 лет назад на островах и побережье Эгейского моря и которую, по названию моря, в последствии назвали эгейской или по названию главных центров, крито-миконской. Эта культура просуществовала почти 2000 лет, но воинственные греки, пришедшие с севера, вытеснили ее в 12 веке до нашей эры. Однако
эгейская культура не ушла бесследно, она оставила поразительные по красоте и тонкости вкуса памятники.
Сохранился лишь частично Киосский дворец был самым большим. Он состоял из сотен различных помещений, сгрупированных вокруг большого парадного двора. В их числе были тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, даже ванные комнаты. Их водопроводы и ванны сохранились до наших дней. Стены ванных комнат украшают столь подходящие для такого места росписи, изображающие дельфинов и летающих рыб. Дворец имел чрезвычайно запутанный план. Ходы и коридоры внезапно поворачивают, переходят в подъемы и лестничные спуски, к тому же дворец был многоэтажный. Неудивительно, что впоследствии возник миф о критском лабиринте, где жил чудовищный человекобык и откуда нельзя было найти выход. Лабиринт связывали с быком, потому что он на Крите считался священным животным и то и дело попадался на глаза - как в жизни, так и в искусстве. Поскольку большая часть комнат не имела внешних стен - только внутренние простенки, - в них нельзя было прорубить окна. Помещения освещались через отверстия в потолке, в некоторых местах это были "световые колодцы", проходившие через несколько этажей. Своеобразные колонны расширялись кверху и были окрашены в торжественные красный, чёрный и жёлтый цвета. Стенные росписи радовали глаз весёлыми красочными созвучиями. Сохранившиеся части росписей представляют важные события, юношей и девушек во время священных игр с быком, богинь, жриц, растения и животных. Стены украшали также раскрашенные рельефы. Изображения людей напоминают древнеегипетские: лица и ноги - сбоку, а плечи и глаза- спереди, но их движения более свободны и естественны, чем на египетских рельефах.
На Крите найдено множество небольших скульптур, особенно статуэток богинь со змеями: змеи считались хранительницами домашнего очага. Богини в юбках с оборками, узкими открытыми лифами и высокими причёсками выглядят весьма кокетливо. Критяне были прекрасными мастерами керамики: глиняные сосуды красиво расписаны, особенно те, где с большой живостью изображены морские животные, например осьминоги, охватывающие своими щупальцами округлое тулово вазы.
В 15 веке до нашей эры с полуострова Пелопоннес пришли ахейцы, ранее бывшие в подчинении у критян, и разрушили Кносский дворец. С этого времени власть в районе Эгейского моря перешла в руки ахейцев, пока их не покорили другие греческие племена - дорийцы.
На полуострове Пелопоннес ахейцы соорудили мощные крепости Микены и Тиринф. На материке опасность нападения врагов была куда большей, чем на острове, поэтому оба поселения были построены на холмах и обнесены стенами из огромных камней. Трудно представить, что человеку по силам управиться с такими каменными громадинами, поэтому следующие поколения создали миф о гигантах - циклопах, помогавших людям строить эти стены. Здесь тоже были найдены стенные росписи и художественно выполненные предметы быта. Однако по сравнению с жизнерадостным и близкими к природе критским искусством искусство ахейцев выглядит по- другому: оно более сурово и мужественно, прославляет войну и охоту.
Вход в давно разрушеную микенскую крепость до сих пор охраняют два вырезанных в камне льва над знаменитыми Львиными воротами. Неподалёку располагаются гробницы правителей, которые первым исследовал немецкий купец и археолог Генрих Шлиман (1822-1890). С детства он мечтал найти и раскопать город Трою; о войне троянцев с ахейцами и гибели города (12 век до н.э. рассказал в поэме "Иллиада" древнегреческий певец Гомер. Действительно Шлиману удалось найти на северной оконечности Малой Азии (В нынешней Турции) развалины города, который считают древней Троей. К сожалению, из - за излишней спешки и недостатка специального образования он разрушил значительную часть того, что искал. Тем не менее он сделал множество ценных находок и обогатил знания своего времени об этой далёкой и интересной эпохе.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказало искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры.
Греческую древность называют античностью, к античности также относят Древний Рим.
Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена, явившиеся с севера в 12 веке до н.э., к 6 веку до н.э. создали высокоразвитое искусство. Далее последовали три периода в истории греческого искусства:
1) архаика, или древний период, - примерно с 600 до 480 года до н.э., когда греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно и спокойно;
2) классика, или период расцвета, - с 480 по 323 годы до н.э. - год смерти Александра Македонского, который покорил огромные области, очень непохожие по своим культурам; эта пестрота культур была одной из причин упадка классического греческого искусства;
3) эллинизм, или поздний период; он закончился в 30 году до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет.
Греческая культура распространилась даллеко за пределы своей родины- на Малую Азию и Италию, на Сицилию и другие острова Средиземноморья, на Северную Африку и другие места, где греки основывали свои поселения. Греческие города находились даже на северном побережье Чёрного моря.
Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообраззом для храма послужило древнее жилище греков - прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.
Строительство храма было подчинено определённым правилам. Размеры, отношения частей и количество колонн были точно установлены.
В греческой архитектуре господствовали три стиля: дорический, ионический, коринфский. Древнейшим из них был дорический стиль, который сложился уже в эпоху архаики. Он был мужественным, простым и мощным. Название он получил от дорических племён, которые его создали. Дорическая колонна тяжеловесна, чуть ниже середины немного утолщена- она словно бы слегка раздалась под тяжестью перекрытия. Верхнюю часть колонны - капитель образуют две каменные плиты; нижняя плита круглая, а верхняя квадратная. Устремлённость колонны вверх подчёркивают вертикальные желобки. Перекрытие, опирающееся на колонны, в своей верхней части окружено по всему периметру храма полосой украшений- фризом. Он состоит из чередующихся пластин: на одни нанесены два вертикальных углубления, на других обычно помещены рельефы. По краю крыши проходят выступающие карнизы: на обеих узких сторонах храма под крышей образуются треугольники - фронтоны, которые украшали скульптурами. Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда - то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.
Ионический стиль возник в Ионийской области Малой Азии. Отсюда уже он проник в собственно греческие области. По сравнению с дорическим колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Каждая колонна имеет своё основание - базу. Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными в спираль углами, т.н. волютами.
В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, чаще всего стали использовать коринфские капителли. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.
Случилось так, что время пощадило старейшие дорические храмы главным образом за пределами Греции. Несколько таких храмов сохранилось на острове Сицилия и в Южной Италии. Самый известный из них - храм бога моря Посейдона в Пестуме, неподалёку от Неаполя, который выглядит несколько тяжеловесным и поземистым. Из ранних дорических храмов в самой Греции наиболее интересен стоящий ныне в развалинах храм верховного бога Зевса в Олимпии - священном городе Греков, откуда ведут своё начало Олимпийские игры.
Расцвет греческой архитектуры начался в 5 веке до н.э. Эта классическая эпоха неразрывно связана с именем знаменитого государственного деятеля Перикла. Во время его правления были начаты грандиозные строительные работы в Афинах - крупнейшем культурном и художественном центре Греции. Главное строительство велось на древнем укреплённом холме Акрополе. Даже по развалинам можно представить, как прекрасен был в своё время Акрополь. Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от неё на возвышении, как драгоценная шкатулка, поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь, в центре которой высилась статуя покровительницы города, богини мудрости Афины; далее виднелся Эрехтейон, своеобразный и сложный по плану храм. Его отличительная черта - выступающий сбоку портик, где перекрытия поддерживали не колонны, а мраморные изваяния в виде женской фигуры, т.н. кариатиды.
Главное сооружение Акрополя - посвящённый Афине храм Парфенон. Этот храм - наиболее совершенное сооружение в дорическом стиле - был завершён почти две с половиной тысячи лет назад, но нам известны имена его создателей: их звали Иктин и Калликрат. В храме стояла статуя Афины, изваянная великим скульптором Фидием; один из двух мраморных фризов, 160 - метровой лентой опоясывавший храм, представлял праздничное шествие афинян. В создании этого великолепного рельефа на котором были изображены около трёхсот человеческих фигур и двухсот лошадей, также принимал участие Фидий. Парфенон уже около 300 лет стоит в развалинах - с тех самых пор как в 17 веке, во время осады Афин венецианцами, правившие там турки устроили в храме пороховой склад. Большую часть рельефов уцелевших после взрыва, в начале 19 века увёз в Лондон, в Британский музей, англичанин лорд Эльджин.
В результате завоеваний Александра Македонского во второй половине 4 века до н.э. влияние греческой культуры и искусства распространилось на обширные территории. Возникали новые города; крупнейшие центры складывались, однако, вне пределов Греции. Таковы, например, Александрия в Египте и Пергам в Малой Азии, где строительная деятельность получила наибольший размах. В этих областях предпочитали ионический стиль; интересным его образцом было огромное надгробие малоазийскому царю Мавсолу, причисленное к семи чудесам света. Это была погребальная камера на высоком прямоугольном основании, окружённая колоннадой, над нею возвышалась каменная ступенчатая пирамида, увенчанная скульптурным изображением квадриги, которой управлял сам Мавсол. По этому сооружению впоследствии стали называть мавзолеями и другие большие торжественные погребальные сооружения.
В эпоху эллинизма храмам уделяли меньше внимания, а строили обнесённые колоннадами площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, библиотеки, разного рода общественные здания, дворцы и спортивные сооружения. Усовершенствованы были жилые дома: они стали двух - и трёхэтажными, с большими садами. Роскошь стала целью, в архитектуре смешивали различные стили.
Греческие скульпторы дали миру произведения, которые вызвали восхищение многих поколений. Древнейшие известные нам скульптуры возникли ещё в эпоху архаики. Они несколько примитивны: их неподвижная поза, плотно прижатые к телу руки, устремлённый вперёд взгляд продиктованы узким длинным каменным блоком, из которого статуя была высечена. Одна нога у неё обычно выдвинута вперёд - для сохранения равновесия. Археологи нашли много таких статуй, изображающих обнажённых юношей и одетых в ниспадающие свободными складками наряды девушек. Их лица нередко оживляет таинственная "архаическая" улыбка.
Главным делом скульпторов классической эпохи было создание статуи богов и героев. Все греческие боги были похожи на обыкновенных людей, как своей внешностью, так и образом жизни. Их и изображали как людей, но сильными, хорошо развитыми физически и с прекрасным лицом. Иногда их изображали обнажёнными, чтобы показать красоту гармонически развитого тела. Так же украшали храмы рельефами; были в моде светские образы, например, изваяния видных государственных деятелей, героев, знаменитых воинов.
5 век до н.э. знаменит великими скульпторами Мироном, Фидийем и Поликлетом, каждый из них внес свежую струю в искусство скульптуры и приблизили его к реальности. Молодые обнажённые атлеты Поликлета, например его "Дорифор", опираются только на одну ногу, другая свободно оставлена. Таким образом, можно было развернуть фигуру и создать ощущение движения. Но стоящим мраморным фигурам нельзя было придать более выразительные жесты или сложные позы: статуя могла потерять равновесие, а хрупкий мрамор - сломаться. Одним из первых эту проблему решил Мирон (создатель знаменитого "Дискобола"), он заменил хрупкий мрамор, на более прочную бронзу. Одним из первых, но не единственным. Затем Фидий создает великолепную бронзовую статую Афины на Акрополе и 12 метровой высоты, покрытую золотом и слоновой костью, статую Афины в Парфеноне, позднее бесследно исчезнувшую. Такая же участь ждала сделанную из тех же материалов огромную статую восседающего на троне Зевса, он был сделан для храма в Олимпии - одного из семи чудес. Достижения Фидия на этом не заканчиваются: он руководил работами по украшению Парфенона фризами и фронтонными группами.
В наши дни восхитительные скульптуры греков, созданные в эпоху расцвета, кажутся немного холодными. Правда, отсутствует оживлявшая их в своё время раскраска; но ещё более для нас чужды их равнодушные и похожие друг на друга лица. Действительно, греческие скульпторы той поры не пытались выразить на лицах статуй какие-либо чувства или переживания. Их целью было показать совершенную телесную красоту. Именно поэтому полуразрушенные статуи, некоторые даже без головы, внушают нам чувство глубокого восхищения.
Если до 4 века создавались возвышенные и серьёзные образы, рассчитанные на рассматривание спереди, то новый век склонился к выражению нежности и мягкости. Тепло и трепет жизни старались придать гладкой мраморной поверхности в своих изваяниях обнажённых богов и богинь такие скульпторы как: Пракситель, Лисипп. Они также нашли возможность разнообразить позы статуй, создавая равновесие с помощью соответствующих опор (Гермес, молодой посланец богов, опирается на ствол дерева). Такие статуи можно было разглядывать со всех сторон - это было ещё одно новшество.
Эллинизм в скульптуре усиливает формы, все становится пышным и немного преувеличенным. В художественных произведениях показываются чрезмерные страсти, или заметна излишняя близость к натуре. В это время начал прилежно копировать статуи прежних времён; благодаря копиям мы сегодня знаем многие памятники - либо безвозвратно погибшие, либо ещё не найденные. Мраморные изваяния, передававшие сильные чувства, создавал в 4 веке до н.э. Скопас. Самая большая известная нам его работа - участие в украшении скульптурными рельефами мавзолея в Галикарнасе. Среди самых известных произведений эпохи эллинизма - рельефы большого алтаря в Пергаме с изображением легендарной битвы; найденная в начале прошлого века на острове Мелос статуя богини Афродиты, а также скульптурная группа "Лаокоон". Эта скульптура с безжалостным правдоподобием передает физические мучения, а так же страх троянского жреца и его сыновей, которые были задушены змеями.
Росписи на вазах занимают особое место в греческой живописи. Исполнялись они часто мастерами - керамистами с большим искусством, интересны еще и тем, что они повествуют о жизни древних греков, о внешности, предметах быта, обычаях и многом другом. В этом смысле они сообщают нам даже больше, чем скульптуры. Однако были и сюжеты из гомеровского эпоса, многочисленных мифов о богах и героях, изображали на вазах и празднества и спортивные состязания.
Для изготовления вазы на обнажённую красную поверхность наносили чёрным лаком силуэты людей и животных. На них процарапывали иглой очертания деталей - они проступали в виде тонкой красной линии. Но этот приём был неудобен, и позднее стали оставлять фигуры красными, а промежутки между ними закрашивали чёрным. Так было удобнее прорисовывать детали - их делали на красном фоне чёрными линиями.
Отсюда можно сделать вывод, что в античные времена живопись процветала (об этом свидетельствуют полуразрушенные храмы и дома). Т.е. не смотря на все трудности жизни, во все времена человек стремился к красоте.
ЭТРУССКАЯ КУЛЬТУРА
Этруски жили в Северной Италии примерно в 8 веке до н.э. До наших дней дошли лишь жалкие обрывки, скудные сведения о великой культуре. Т.к. римляне, освободившись от власти этрусков в 4 веке до н.э., стёрли с лица земли их города. Это и помешало ученым полностью разобраться в письменности этрусков. Однако они оставили нетронутыми "города мёртвых" - кладбища, которые порой превосходили своими размерами города живых. У этрусков существовал культ мёртвых: они верили в загробную жизнь и хотели сделать её приятной для умерших. Поэтому их искусство, служившее смерти, было полно жизни и светлой радости. В росписях на стенах гробниц были изображены лучшие стороны жизни - праздники с музыкой и танцами, спортивные состязания, сцены охоты или приятное пребывание в семейном кругу. Саркофаги - тогдашние ложа, изготовлялись из терракоты, т.е. обожжённой глины. Саркофаги изготовлялись для скульптур супружеских пар, которые лежали на них за дружеской беседой или за трапезой.
В этрусских городах работало много мастеров из Греции, они обучали своему мастерству молодых этрусков и тем самым влияли на их культуру. От греков, видимо, позаимствована характерная улыбка на лицах этрусских статуй - она сильно напоминает "архаическую" улыбку ранних греческих статуй. И всё же эти расписные терракоты сохранили присущие этрусским скульптурам черты лица - крупный нос, слегка раскосые миндалевидные глаза под тяжёлыми веками, полные губы. Этруски хорошо владели техникой бронзового литья. Яркое тому подтверждение знаменитое изваяние Капитолийской волчицы в Этрурии. По легенде она вскормила своим молоком двух братьев Ромула - основателя Рима, и Рема.
Свои необычайные по красоте храмы этруски строили из дерева. Перед прямоугольным зданием находился портик с простыми колоннами. Деревянные балки перекрытия позволяли ставить колонны на значительном расстоянии друг от друга. Крыша имела сильный наклон, роль фриза выполняли ряды расписанных глинянных плит. Самой своеобразной чертой храма было высокое основание, которое унаследовали римские строители. Ещё одну важную новинку этруски оставили в наследство римлянам - технику выведения сводов. Римляне в последствии достигли в строительстве сводчатых перекрытий невиданных высот.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Римское государство возникло в 1 тысячелетии до н.э. вокруг города Рим. Оно стало расширять свои владения за счет соседних народов. Римское государство просуществовало около тысячи лет и жила за счет эксплуатации рабского труда и завоёванных стран. Во времена расцвета Риму принадлежали все прилегающие к Средиземному морю земли - как в Европе, так и в Азии, Африке. Строгие законы и сильное войско позволяли успешно управлять страной долгое время. Даже искусство, а в особенности архитектура, было призвано на помощь. Своими невероятными сооружениями они всему миру показывали незыблемую мощь государственной власти.
Римляне одни из первых начали использовать для скрепления камней известковый раствор. Это был огромный шаг вперёд в строительной технике. Теперь можно было строить более разнообразные по планировке сооружения и перекрывать большие внутренние помещения. Например, 40-а метровые (в поперечнике) помещения римского пантеона (храма всех богов). А купол, покрывавший это здание, до сих пор является образцом для архитекторов и строителей.
Переняв у греков коринфский стиль колонн, они сочли его самым пышным. В римских постройках, однако, колонны стали утрачивать своё первоначальное назначение быть опорой для какой - либо части постройки. Т.к. арки и своды держались и без них, колонны в скором времени служили просто украшением. Пилястры и полуколонны начали занимать их места.
Наибольшего расцвета римская архитектура достигла в эпоху императоров (первые столетия нашей эры). Именно к этому времени относятся самые замечательные памятники римской архитектуры. Каждый властитель считал делом чести строить нарядные площади, обнесённые колоннадами, и общественные здания. Император Август, живший на рубеже прошлой и нашей эры, хвалился, что застал столицу кирпичной, а оставляет её мраморной. Многочисленные развалины, сохранившиеся до наших дней, дают представление о смелости и размахе строительных начинаний той поры. В честь полководцев - победителей воздвигали триумфальные арки. Здания для развлечений приобрели невероятную популярность и отличались своим архитектурным великолепием. Так, самый большой римский цирк Колизей вмещал 50000 зрителей. Пусть вас не смущают такие цифры, ведь уже в античные времена население Рима исчислялось миллионами.
Однако культурный уровень государства был ниже уровня культуры некоторых покорённых народов. Поэтому многие верования и мифы были позаимствованы у греков и этруссов.
Специально для отпускников, а также постоянных любителей путешествий рассказываем, откуда растут ноги у современного туризма.
1. Первобытный мир
Первые люди не могли позволить себе длительную стоянку. Исчерпав природные ресурсы, они снимались с насиженного места, и отправлялись в поисках новых земель, где мамонты больше, а трава зеленее.
Постоянные миграционные процессы стимулировали интеллектуальное развитие людей: появлялись зачатки географических знаний, развивалась ботаника, зоология и даже элементарная механика. Кроме того, необходимость передачи накопленной информации способствовала появлению наскальной живописи.
2. Древние цивилизации
С появлением первых цивилизаций движение человеческих масс по планете не прекратилось, правда изменилась мотивация перемещений.
Залогом процветания древнейших государств являлась международная торговля. Правители Древнего Египта регулярно снаряжали экспедиции, преследующие торгово-экономические цели. Например, доподлинно известно о путешествии некого Ханну в 2750 г. до н.э. к побережью Красного моря за драгоценными камнями, слоновой костью и благовониями.
Тогда же в XXVII веке до н. э. египетские корабли впервые пересекли Средиземное море - целью странников был финикийский город Библ, откуда флотилия вернулась доверху набитая кедровым деревом.
Надо отметить, что купцы зачастую играли роль первооткрывателей, поставлявших на родину не только редкие товары, но и ценные сведения об устройстве окружающего мира.
Развитие торговли повлекло за собой создания института посольств. Китайские, египетские, шумерские дипломаты совершали многолетние вояжи за тридевять земель, дабы стать гарантом мирных отношений между государствами. Задолго до начала новой эры появились и религиозные странствия. Группы паломников, совершающие шествия к храмам великих богов, и миссионеры, распространяющие собственное вероучение, органично вписались в культурный ландшафт древнего мира.
3. Древняя Греция
Эллины тоже предпринимали торговые вояжи, совершали паломничества и ездили за знаниями («Отец истории» Геродот побывал в Египте, Персии, Вавилонии, стране скифов и множестве других мест, подробно описав географию своих перемещений, а также историю и культуру увиденных им народов). Кроме того, именно в Древней Греции впервые появились такие явления, как спортивный и оздоровительный туризм.
Желающие поправить здоровье отправлялись к храмам бога врачевания Асклепия. Эти сооружения, как правило, располагались вдали от городов в местах с благоприятным климатом. Храмовые жрецы изучали медицину и помогали всем желающим излечиться от хворей.
Впрочем, лечение начиналось еще до того, как верующий встречался с божеством. Ритуал, предваряющий посещение храма, включал ряд важных процедур: пост, омовение, посещение бани. Кроме того, греки отлично знали о целебных свойствах серных, солено-серных и железистых вод. Возле источников возводились купальни, где состоятельные граждане могли отдохнуть и заодно избавиться от недугов.
Феномен спортивного туризма появился в Греции примерно в VIII в. до н. э. благодаря Олимпийским играм. Раз в четыре года в Олимпию стекались десятки тысяч болельщиков, желающих посмотреть на состязания своих кумиров.
По случаю Олимпиады в городе устраивалась ярмарка, где кроме шопинга можно было послушать выступление знаменитых философов, поэтов или ораторов, а также поглазеть на работы местных живописцев. Культурный досуг продолжался в храмах, где за отдельную плату предоставлялась возможность понаблюдать за работой жрецов, а также послушать «экскурсовода», рассказывающего истории и легенды об этом месте.
Возле крупных храмов прокладывали сеть «священных» дорог, обеспечивающих беспрепятственный доступ паломников к святилищу. На курортах и возле храмов располагались гостиницы, обеспечивающие чужестранцам кров, но еду путники привозили с собой. Эти учреждения находились в муниципальной собственности, потому что держать подобный бизнес считалось делом недостойным.
Кроме того, в богатых домах обычно всегда находились комнаты для гостей - состоятельные греки радушно принимали даже незнакомых путешественников.
В греческих городах создавались «Союзы гостеприимства». Каждый член такого союза - ксен - становился защитником интересов жителей другого полиса в своем государстве. Со временем в Элладе сформировался институт проксенов. Проксен исполнял роль консула, представляющего интересы жителей того места, которое присвоило ему этот статус.
4. Древний Рим
В период расцвета империи была построена сеть качественных дорог, общая протяженность которых, по разным оценкам составляла от 80 до 300 тысяч километров. Вдоль дорог на расстоянии 6–15 миль друг от друга располагались почтовые станции, где можно было поменять лошадей, а также удовлетворить и другие потребности: поужинать в таверне и остановиться на ночлег.
Большая часть римских отелей нельзя было назвать комфортабельными: подушки, набитые соломой и кишащие насекомыми, разбавленное вино, плохая еда. Поэтому в придорожных гостиницах останавливались бедняки. Богатые путешественники ночевали в шатрах, которые возили с собой.
Большим спросом у путников пользовались дорожные карты с обозначением постоялых дворов. Помимо карт в начале новой эры в распоряжении римлян также были путеводители. Приобрести их можно было в специальном «туристическом бюро».
О небывалом расцвете индустрии туризма в Древнем Риме говорит и тот факт, что видные умы своего времени занялись разработкой философии путешествия. Например, Сенека Младший писал, что для продуктивного отдыха необходимо «выбирать места здоровые не только для тела, но и для нравов», поскольку «и местность, без сомнения, не лишена способности развращать».
С древнейших времён, познавая окружающую среду и расширяя жизненное пространство, человек задумывался о том, как устроен мир, где он живёт. Пытаясь объяснить и Вселенной, он использовал близкие и понятные ему категории, прежде всего, проводя параллели со знакомой природой и местностью, в которой сам проживал. Как люди раньше представляли Землю? Что они думали о её форме и месте во Вселенной? Как со временем менялись их представления? Всё это позволяют узнать исторические источники, дошедшие до сегодняшних дней.
Как древние люди представляли себе Землю
Первые прообразы географических карт известны нам в виде изображений, оставленных нашими предками на стенах пещер, насечек на камнях и костях животных. Исследователи находят такие зарисовки в разных частях мира. Подобные чертежи отображают охотничьи угодья, места, где добытчики дичи расставляли ловушки, а также дороги.
Схематически изображая реки, пещеры, горы, леса на подручном материале, человек стремился передать информацию о них последующим поколениям. Чтобы отличать уже знакомые им объекты местности от новых, только что открытых, люди давали им названия. Так, постепенно человечество накапливало географический опыт. И уже тогда наши предки начинали задаваться вопросом о том, что такое Земля.
То, как древние люди представляли себе Землю, во многом зависело от природы, рельефа и климата тех мест, где они проживали. Потому народы разных уголков планеты по-своему видели окружающий мир, и взгляды эти существенно различались.
Вавилон
Ценные исторические сведения о том, как древние люди представляли себе Землю, оставили нам цивилизации, проживавшие на землях между и Евфратом, населявшие дельту Нила и берега Средиземного моря (современные территории Малой Азии и юга Европы). Этой информации более шести тысяч лет.
Так, древние вавилоняне считали Землю "мировой горой", на западном склоне которой находилась Вавилония - их страна. Такому представлению способствовало то, что восточная часть знакомых им земель упиралась в высокие горы, которые никто не решался перейти.
К югу от Вавилонии находилось море. Это позволило людям считать, что "мировая гора" на самом деле круглая, и омывается морем со всех сторон. На море, подобно перевёрнутой чаше, опирается твёрдый небесный мир, который во многом подобен земному. Здесь тоже была своя "суша", "воздух" и "вода". Роль суши исполнял пояс Зодиакальных созвездий, перегородивший небесное "море" подобно плотине. Считалось, что по этой тверди двигаются Луна, Солнце и несколько планет. Небо у вавилонян представлялось местом жительства богов.
Души умерших людей, напротив, обитали в подземной "бездне". Ночью Солнце, погружаясь в море, должно было проходить по этому подземелью от западного края Земли до восточного, а утром, восходя из моря на небесную твердь, снова начинать по ней свой дневной путь.
В основу того, как представляли люди Землю в Вавилоне, были положены наблюдения за природными явлениями. Однако правильно истолковать их вавилоняне не могли.
Палестина
Что касается жителей данной страны, то на этих землях царили другие представления, отличные от вавилонских. Древние евреи проживали в равнинной местности. Поэтому Земля в их видении также выглядела равниной, которую местами пересекали горы.
Ветры, приносящие с собой то засуху, то дожди, занимали в поверьях палестинцев особенное место. Обитая в "нижнем поясе" неба, они отделяли "небесные воды" от поверхности Земли. Вода, кроме того, находилась и под Землёй, питая оттуда все моря и реки на её поверхности.
Индия, Япония, Китай
Наверное, самая известная в наши дни легенда, повествующая о том, как древние люди представляли себе Землю, была сложена древними индийцами. Этот народ верил, что Земля на самом деле имеет форму полусферы, которая опирается на спины четырёх слонов. Эти слоны стояли на спине гигантской черепахи, плавающей в бескрайнем море молока. Все эти существа обвивала множеством колец чёрная кобра Шешу, имевшая несколько тысяч голов. Эти головы, согласно поверьям индийцев, подпирали Вселенную.
Земля в представлении древних японцев ограничивалась территорией известных им островов. Ей приписывалась кубическая форма, а частые землетрясения, происходящие на их родине, объяснялись буйством огнедышащего дракона, живущего глубоко в её недрах.
Около пятисот лет назад польский учёный-астроном Николай Коперник, наблюдая за звёздами, установил, что центром Вселенной является именно Солнце, а не Земля. Почти через 40 лет после смерти Коперника его идеи были развиты итальянцем Галилео Галилеем. Этот учёный сумел доказать, что все планеты Солнечной системы, включая и Землю, на самом деле вращаются вокруг Солнца. Галилея обвинили в ереси и заставили отречься от своего учения.
Однако англичанину Исааку Ньютону, родившемуся спустя год после смерти Галилея, впоследствии удалось открыть закон всемирного тяготения. На его основе он объяснил, почему Луна обращается вокруг Земли, а планеты со спутниками и многочисленные совершают обороты вокруг Солнца.
События
Homo habilis (человек умелый) научился обрабатывать камень и делать примитивные орудия труда.
Неандертальцы делали орудия из камня, строили дома, хоронили умерших, высекали огонь. Занимались охотой и собирательством.
Кроманьонцы пользовались каменными орудиями (значительно усовершенствовав их), занимались охотой и собирательством. Они создали первые примитивные формы обжига гончарных изделий. У кроманьонцев впервые появляется искусство . Кроманьонцы, в отличие от неандертальцев, имели физические особенности, необходимые для формирования связной, сложной речи.
Участники
Люди научились изготавливать простейшие орудия труда. Ударяя камнем о камень, они раскалывали гальку так, чтобы ее края стали острыми, как нож. С помощью такого рубила можно было заострять палки, разделывать туши животных, колоть орехи (рис. 2). Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.
Главными занятиями наших далеких предков были собирательство и охота. Они искали съедобные коренья и улиток, плоды и ягоды, яйца птиц. Во время охоты люди криками загоняли слабых, старых или совсем молодых животных, оглушали их дубинами и убивали.
Люди постепенно овладели огнем. Испытывая, как и все животные, страх перед таким стихийным бедствием, как лесные пожары, наши далекие предки научились сохранять и поддерживать огонь (рис. 3). Огонь отпугивал диких животных, согревал жилище, освещал стоянку в темное время суток, мясо, испеченное на углях, оказалось вкуснее и питательнее сырого.
Рис. 3. Древние люди изготавливают копья при помощи огня ()
В те далекие времена человеку предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать таким, как современные люди.
Список литературы
- Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
- Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
- Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.
Дополнительные р
екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Всемирная История ().
- Экологический портал ().
Домашнее задание
- Где жили первобытные люди?
- Как выглядели наши далекие предки?
- В чем было главное отличие древнейших людей от животных?
- Почему первобытный человек не мог прожить в одиночку?