Роль субъектов политики в политическом процессе. Проблемные вопросы блока «Политика»

Субъекты и объекты политических процессов

Политический процесс – это одна из категорий анализа политики, рассмотрение политических событий во времени, как подверженных изменениям, упорядоченных действий

Определение 1

Субъект – это активно действующий индивид, политическая или общественная группа, представляющая и отстаивающая свои интересы в рамках текущего политического процесса.

К субъектам, представляющим политические организации и группы, относят, прежде всего, государство, политические институты, а также политические элиты и мировое сообщество в целом.

К субъектам, представляющим социальные группы и общности, относят этнические, религиозные и классовые группы населения.

Определение 2

Объект политики – это на, что направлено воздействие самих субъектов политики. К таким объектам можно отнести экономические, хозяйственные вопросы и т.д. При этом субъект политики при определённых обстоятельствах может сам становиться объектом в руках заинтересованных политических сил.

Классификация субъектов политики

Личность. Отдельная личность может, стать субъектом политики лишь полностью усвоив и осознав особенности политической и социальной жизни государства и общества. Приобретение же и освоение навыков политической жизни называется политической социализацией личности.

Выделяют три стадии политической социализации личности: дотрудовая, трудовая, послетрудовая.

Институтами, которые влияют на политическую социализацию личности, могут выступать родители, школа, университет, государство, политические партии, СМИ – печатные, электронные и Интернет.

Можно выделить следующие типы социализации

  • Гармонический – воспитание, основанное на приверженности к действующей власти и проводимой ею внутренней и внешней политике.
  • Конфликтный - означает воспитание на основе утверждение ценностей какой – либо политической, социальной, этнической или религиозной группы, что означает противостояние с носителями иных взглядов и норм политического поведения, в том числе и с государственной властью.
  • Плюралистический – воспитание, которое утверждает терпимость к другим политическим взглядам и мнениям.
  • Гегемонистический – означает воспитание в духе утверждения и насаждения собственных политических ценностей, и неприятие иных точек зрения и мнений.

Замечание 1

Стоит отметить, что в советское время главным и основным был гегемонистический тип политического воспитания. В настоящее время в России присутствует плюралистический тип.

Лидер – человек являющийся политическим субъектом имеющий возможность принимать важные решения и нести за них ответственность

Концепции, согласно которым даётся определения лидера и лидерства:

  • Теория черт – согласно данной теории лидером может стать человек, который обладает определёнными личностными качествами . Однако, нет единого мнения
  • по поводу того каковы эти черты.
  • Ситуационная теория – данная предполагает, что в определённой ситуации каждый человек может стать лидером из – за своих присущих именно ему качеств, важных и нужных в конкретный момент.
  • Теория последователей – согласно данной теории лидер выдвигается той или иной группой людей, которые готовы ему подчиниться и являются его последователями.
  • Синтетическая теория - феномен лидера и лидерства складывается из трёх составляющих – самого лидера, ситуации, его окружения.

Политическая элита

Определение 3

Политическая элита – группа лиц, которая составляет меньшинство любого общества, обладает властью, способностью принимать решения и оказывать непосредственное влияние на принятие этих решений.

Политическая элита может быть как носителем власти в данный момент , так и оппозиционной силой, контрэлитой.

Политическая элита объединена, несмотря на свою разнородность одним интересом – обладанием и удержанием в своих руках власти.

Замечание 2

«Железный закон олигархии», который сформулирован Робертом Михельсем гласит, что в любом обществе формируется небольшая группа которая берет на себя властные полномочия и ответственность за проводимую внутреннею и внешнею политику.

Отбор элиты происходит открыто через выборы, или закрыто через непубличные согласования и решения. Открытый отбор происходит в странах с демократическими режимами. Последний вариант действовал в советский период и распространён в странах с авторитарным режимом.

Народ как общность всего или большей части населения страны редко выступает как субъект политического процесса. В такой роли он может выступать лишь в моменты наивысшей опасности и угрозы, например в случае войны, или другой масштабной угрозы.

Народ делится на множество составляющих групп, которые намного чаще и активнее выступают как субъекты политики.

Классовые группы основаны на экономических, социальных интересов граждан и зависят от принадлежности к тому или иному экономическому классу. Согласно марксисткой традиции в капиталистическом обществе главными экономическими классами является буржуазия как собственник средств производства и пролетариат, как наёмный рабочий, продающий свой труд за определённую плату и работающий на капиталиста.

В современных российских условиях принадлежность к экономическому классу как субъекту политики определяется ринадлежностью к определённой отрасли промышленности (работники сырьевой промышленности имеют лучшее обеспечение, чем работники бюджетного государственного сектора); благополучием и стабильностью той или иной организации; регионом, в котором проживает работник, его экономическим состоянием.

Нация

В настоящий момент под определением «нация» понимаются два значения

Первое – нация как общность граждан всей страны без различий по этническому или религиозному признаку (французы, россияне, британцы).

Второе – нация – как этническая группа, этнос, определяемая единым культурным, языковым и историческим прошлым. В данном случае нация, этнос определяется как социо – культурное понятие и возможны существования различных наций – русской, татарской, бурятской и т. д. Отметим также, что принадлежность к этносу определяется только характеристиками культуры, в которой растёт и взрослеет человек.

Структура политического процесса

По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов :

ь субъекта, носителя власти;

ь объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

ь средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса. Ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.

Организация политического процесса начинается с замысла, идеи, разработки плана, концепции, теории.

Субъектам процесса необходимо выбрать цель, обосновать ее. В соответствии с целью намечаются задачи, выбираются средства, ресурсы, методы, определяются исполнители, темпы, сроки исполнения, число участников, их состав.

Исполнители должны отвечать поставленным перед ними задачам и владеть соответствующими средствами, знаниями, навыками. В процессе осуществления различных политических проектов формируется политическая жизнь страны, своего рода политический быт с его обычаями, традициями, общением, связями, настроениями, ожиданиями масс, их поддержкой власти или безразличием к ней, возмущением по поводу тех или иных решений. Политический процесс предстает как зрелище, ритуал, театр со своими действующими лицами , победами и поражениями, атрибутами славы, власти, государственной символики.

Несогласованность элементов политического процесса и отношений между ними разрушает процесс или приводит к непредвиденным результатам. Непродуманность концепции процесса, его стратегии и тактики привела к неудаче многие начинания, в том числе процесс перестройки в СССР, создания СНГ, многие преобразования в Восточной Европе.

Исход политического процесса зависит от совокупности факторов, как внутренних по отношению к нему, так и внешних. Речь идет о наличии ресурсов, благоприятных или неблагоприятных внешних условиях, об избранных средствах, методах, исполнителях. В проекте политического процесса должны учитываться как внутренние, так и внешние факторы , однако часто именно внутренние факторы способны нарушить процесс, изменяя число его активных сторонников и участников, сроки завершения и результаты.

Субъекты политического процесса

Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Политический институт -- воспроизводимая с течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере политической жизни.

Основным властным институтом, одним из основных субъектов политического процесса, выступает государство. Другим важным фактором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт.

Менее масштабными субъектами политического процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды и группы людей. Индивиды и группы могут участвовать в политике не только в институциональной форме, например голосуя на выборах, но и в неинституциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.

Люди отличаются различной степенью активности в политике. Многие не слишком активны, но в целом участвуют в большей части институциализованных процессов. Некоторые лишь наблюдают со стороны, не только не принимая активного участия в политической жизни, но и не участвуя в выборах, не читая газет и т.п. Другие же, обычно это меньшинство граждан, напротив, принимают самое активное участие в политической жизни.

Можно выделить две группы факторов политического процесса: «внутренние» и «внешние». К «внешним» относятся среда (социально-экономические, социокультурные и прочие условия) и ее воздействие, системные, но «внешние» для данного политического процесса политические обстоятельства, такие как правила и условия политической игры, «внешние» политические события и т.п. К «внутренним» можно отнести такие параметры, как характеристика субъектов, их целей и намерений, распределение властных ресурсов, логика и «сюжетика» политического процесса.

Важным параметром политического процесса является его членение на этапы. Разнохарактерность и разномерность процессов приводит к тому, что выделить какие-либо этапы, общие для всех типов процессов, достаточно сложно. Различными будут этапы функционирования политической системы, электорального процесса или процесса создания и функционирования политической партии. Поэтому выделение конкретных этапов целесообразно, применительно к определенным типам политических процессов.

План:
1.Политический процесс:
а) понятие «политического процесса»;
б) этапы политического процесса.
2. Типологизация политического процесса:
а) в зависимости от сферы действия;
б) в зависимости от временных характеристик;
в) по степени открытости;
г) в зависимости от характера общественных перемен.
3. Особенности политического процесса в современной России.

Основные положения темы

Политический процесс – 1) это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики; 2) совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей; 3) совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.
Структура политического процесса: 1) субъекты процесса, действующее начало; 2) объект, цель процесса (решение политической проблемы ); 3) средства, методы, ресурсы.

Политический процессможно разбить на четыре стадии:
1) инициирование политики (представление интересов, требований властным структурам);
Инициирование (от лат. injicio – вбрасываю, вызываю, возбуждаю) – стимулирование начала чего-либо.
Артикуляция (от лат. articulo – расчленяю) интересов и требований – механизмы и способы, посредством которых граждане и их организованные группы выражают свои требования к правительству.
Агрегация интересов – это деятельность, в ходе которой политические требования индивидов соединяются и находят отражение в партийных программах тех политических сил, которые ведут непосредственную борьбу за власть в стране.
2) формирование политики (принятие политических решений);
3) реализация политики, политических решений;
4) оценка политики.
Классификация политических процессов:
1) по сфере действия: внешнеполитические и внутриполитические;
2) по длительности: долговременные (формирование государств, переход от одной политической системы к другой) и кратковременные;
3) по степени открытости: открытый и скрытый (теневой);
4) по характеру общественных перемен: избирательный процесс, революция и контрреволюция, реформа, восстания и мятежи, политическая кампания, прямые действия.

Тема 4: «Политическое участие».

План:
1. Понятие «политического участия».
2. Формы политического участия:
а) непосредственное участие;
б) опосредованное участие;
в) автономное участие;
г) мобилизационное участие.
3. Мотивы участия избирателя в выборах:
а) интерес к политике;
б) политическая компетентность;
в) удовлетворение потребностей.
4. Политический абсентеизм.

Основные положения темы

Политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений , выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непо­средственно или опосредованно.

Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое)политическое участие – это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений; прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.); обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия ре­шений; деятельность политических лидеров.Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Особенности политического участия индивида:

1) самоопределениеиндивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур;
2) самооценкасобственных качеств, свойств, возможнос­тей как деятельного субъекта политики.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.
Виды политического участия:

1) случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;

2) участие «по совместительству» – человек участву­ет в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;

3) профессиональное участие – человек делает полити­ческую деятельность своей профессией.
Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и ста­бильность политического участия.

Формы политического участия:
1) обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей;
2) лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц;
3) направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти;
4) политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воз­действие на нее;
5) выборы, референдумы (лат. referendum - то, что дол­жно быть сообщено) – волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.

Противоположной формой является демонстративное не­участие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике – абсентеизм.Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) - форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

Тема 5: «Политическое лидерство»

План:
1. Сущность политического лидерства .
2. Функции политического лидера :
а) интегративная;
б) ориентированная;
в) инструментальная;
г) мобилизационная;
д) коммуникативная;
3. Типы лидерства:
а) в зависимости от масштабов лидерства;
б) в зависимости от стиля лидерства;
в) типология М. Вебера.

Основные положения темы

Политическое лидерство представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу. Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации.

Функции политического лидера:
1) анализирует политическую обстановку, верно оценивает состояние общества;
2) формулирует цели, разрабатывает программу действий;
3) укрепляет связь власти и народа, обеспечивает власти массовую поддержку;
4) охраняет общество от раскола, выполняет функцию арбитра в столкновении различных групп ;
5) ведёт политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет связи с партиями, организациями, движениями.

Существуют разнообразные классификации лидеров.

Типы лидерства.
По масштабу лидерства: 1) общенациональный лидер; 2) лидер большой социальной группы; 3) лидер политической партии.

По стилю лидерства:
1) демократический; 2) авторитарный.

Широко распространенной является типология лидерства, предложенная М.Вебером. В зависимости от способа легитимации власти он выделил три основных типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству. Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.Рационально-легальное лидерство характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера с посредством разработанных процедур и формальных правил. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпуск­ников заданий содержательной линии «Политика».

Задания для систематизации материала

Как было уже сказано выше, выпускники испытали трудности при выполнении заданий повышенного уровня – анализ двух суждений. Согласно спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию это задание А17.

Примеры заданий А17

1. Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?
А. В демократическом государствеобеспечен высокий уровень жизни всем гражданам.
Б. В демократическом государствегарантирована защита прав всех граждан.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

При выполнении задания нужно вспомнить, какое государство называется демократическим. Демократическое государство – это такое государство,устройство и деятельность которого соответствуют воле народа,общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.Недостаточно только провозгласитьгосударство демократическим (этоделают и тоталитарные государства ), главное- обеспечить его устройство идеятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиямидемократизма. Важнейшие признаки демократического государства: а) реальная представительная демократия; б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.Как участники политической жизни, все граждане в демократическом государстве равны.Однако далеко не все государства могут уже сегодня реально защитить права и свободы человека. Одна из основных причин – состояние экономики страны. Ведь социальная функция может осуществляться в полном объеме лишь при высоком уровне экономического развития . Это наиболее сложная задача, поскольку решение социальных вопросов требует роста производства, «накопления народного богатства ». Это значит, что высокий уровень жизни всех граждан в демократическом государстве не всегда обеспечен в силу экономических проблем прежде всего.
Ответ: 2

2. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?
А. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатовпо партийным спискам.
Б. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатовпо одномандатным округам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 2 (теорию см. выше)

3. Верны ли следующие суждения?
А. Понятие «политическая система» шире понятия «политический режим
Б. В рамках одного и того же политического режима могут существовать различные политические системы
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Вспомним, что означают понятия «политический режим» и « политическая система».Политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции. Политический режим – совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране.Одним из структурных компонентов институциональной подсистемы политической системы является государство. А политический режим – один из элементов формы государства. Следовательно, мы видим, что первое утверждение верно. Разберёмся со вторым утверждением. Выделяют демократические и тоталитарные политические системы. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный.Одна и та же политическая система может функционировать в различных режимах в зависимости от того, каковы намерения правящей элиты и ее лидера. Нов рамках одного и того же политического режима не могут существовать различные политические системы. Второе утверждение неверно.
Ответ: 1

Невысокие результаты были продемонстрированы и при выполнении задания на применение терминов и понятий в определенном контексте (В6).

Примеры заданий В6

1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________(А). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________(Б), а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________(В), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___________(Г). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________(Д) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________(Е), отражающих интересы различных социальных групп».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняякаждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чемвам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) единство
2) фракция
3) выборы
4) движение
5) лидер
6) социум
7) партия
8) группа
9) членство

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова.Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А Б В Г Д Е

Предпринимательство – инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Функции предпринимательства:

1) ресурсная (соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое);
2) организационная (использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода);
3) творческая (использование новаторства в деятельности).

Виды предпринимательства (в зависимости от содержания деятельности):

1) производственное (производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей);
2) коммерческое (операции и сделки по перепродаже товаров, услуг; не связано с производством продукции);
3) финансовое (разновидность коммерческого; объектом купли-продажи являются деньги, валюта, ценные бумаги );
4) посредническое (соединение заинтересованных во взаимной сделке сторон);
5) страховое (форма финансового предпринимательства; предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая).

Принципы правового регулирования предпринимательства:

1) принцип свободной экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ);
2) принцип поддержки добросовестной конкуренции и недопустимости деятельности, на монополизацию рынка;
3) принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и равенства их защиты (ст. 8 Конституции РФ).

Организационно-правовая форма предпринимательской деятельности – совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами. Организационно-правовые формы предпринимательства:

1) индивидуальный предприниматель , зарегистрированный без образования юридического лица ;
2) товарищества: полное товарищество , товарищество на вере;
3) хозяйственные общества: общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества ;
4) производственные кооперативы;
5) государственные или муниципальные унитарные предприятия.

А теперь рассмотрим технологию выполнения заданий, вызвавших наибольшие затруднения у выпускников прошлого года.

Задание В6 – задание повышенного уровня на осуществлениевыбора необходимых позицийиз предложенного списка.

Примеры

1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под основами конституционного строя понимаются главные принципы государства, обеспечивающие его подчинение..................(А). Государство само определяет степень важности тех или иных...............(Б) конституционного строя, поэтому их набор в различных государствах не одинаков. Однако наиболее важные присущи каждому государству, имеющему конституционный строй. Это: участие народа или народных представителей в..............(В);приоритет прав и свобод человека; разделение властей. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность..................(Г). Россия это..............(Д) государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие..............(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:
1) человек
2) право
3) законодательство
4) правовое
5) общество
6) выборы
7) гарантия
8) государство
9) социальное

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А Б В Г Д Е

Задание С5 – задание повышенного уровня на перечисление признаков, явленийили на использование понятия взаданном контексте.Встречаются две модели этого задания:первая модель предполагает перечисление некоторого количества заданных элементов (свойств, проявлений и т.п.), вторая модель предполагает определение понятия и составление с ним двух информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные.

Алгоритм выполнения. 1. Сформулируйте понятие, используя свои знания (в разных источниках и учебниках смысл понятия может быть раскрыт по-разному). 2. Составьте два, содержащие информацию об этом социальном объекте. 3. Смысл понятия должен быть раскрыт явно в четких и корректных формулировках. 4. Предложения должны быть составлены с использованием обществоведческих знаний.

Примеры

1. Назовите любые три источника права, существующие в РФ.
Ответ: нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор, правовой прецедент

2. Назовите два основных признака субъекта права.
Ответ: правоспособность, дееспособность

3. Назовите три имущественных права супругов.
Ответ: право на имущество, нажитое в браке; право на личное владение имуществом, которое было приобретено до брака; право на личное владение имуществом, полученным в дар или по наследству, как до брака, так и во время его

4. Назовите любые три фактора, оказывающие влияние на выбор избирателя во время голосования.
Ответ: уровень дохода и образование избирателя; влияние социальной среды и окружения; позиция средств массовой информации, которые ему доступны; национальные, религиозные, культурные факторы

5. Назовите любые три причины низкой явки избирателей на выборах в ряде ведущих стран мира и в России.
Ответ: низкая активность может быть связана с политической стабильностью, отсутствием интриги; избиратели утратили веру в демократические институты, не доверяют властям; люди заняты частной жизнью и бизнесом, нет интереса к политике

6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «норма права»?Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения,содержащие информацию о норме права.
Ответ: норма права – это общеобязательное формально – определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников.
Предложения: Правовая норма представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека. Норма права является в конкретной форме.

Задание С6 – задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах.Рассматриваемый тип заданий – задания со свободным развернутым ответом высокого уровня сложности. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону или их взаимосвязь с помощью примеров из социальной жизни.Чаще всего используются задания двух моделей: «раскрыть на примере» (первая модель) или «проиллюстрировать примерами» (вторая модель).Первая модель задания С6 содержит требование раскрыть какое-либо теоретическое положение на конкретных примерах . Эта модель не разворачивает перед экзаменуемым требований к конкретным «шагам» по выполнению заданий, она более сложна для выполнения.Вторая модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите… и проиллюстрируйте примером», «Приведите положение с соответствующим примером», «Назовите и приведите соответствующий пример».

Примеры

1. Раскройте на трех примерах деятельность прокуратуры по защите прав граждан.
Ответ: Осуществляет надзор за исполнением законов органами государственной власти . Следит за соблюдением законности при расследовании преступлений следственными органами. Имеет право отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. Имеет право привлекать к ответственности должностных лиц, нарушивших права граждан. Имеет право возбуждать уголовные дела на должностных лиц по жалобам граждан.

2. Раскройте на трех примерах деятельность адвокатуры по защите прав граждан.
Ответ: В ходе уголовного судебного процесса адвокат защищает права граждан, обвиняемых в совершении преступления. Адвокат представляет интересы клиента в суде. Адвокат участвует в качестве представителя сторон в Конституционном суде. Адвокаты дают консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам. Адвокаты составляют документы правового порядка.

3. Назовите любые три правоотношения, регулируемых гражданским правом, и проиллюстрируйте каждое из них примером из повседневной жизни.
Ответ: Отношения: купли-продажи (покупка машины), аренды (аренда квартиры), наследование (наследование авторских прав).

4. Назовите любые три правоотношения, регулируемых административным правом, и проиллюстрируйте каждое из них примером из повседневной жизни.
Ответ: Переход улицы на красный сигнал светофора. Плавание в запрещенном для купания месте. Выгул собаки без намордника.

Задание С7– задание-задача, содержащую условие в виде ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к нему. Это задание высокого уровня сложности.требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.

Примеры

1. Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты Государственной Думы. За него проголосовало 48% избирателей данного избирательного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21%. Можете ли вы поздравить его с избранием? Приведите два аргумента.

Ответ: Его можно поздравить с избранием, так как сказано, что он победил в одномандатном округе, выборы осуществлялись по мажоритарной системе.

2. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42% голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведите два аргумента.

Ответ: Выборы осуществлялись по мажоритарной системе. Аргументы: выборы по избирательным округам относятся к мажоритарной избирательной системе, при мажоритарной системе победу может одержать кандидат, завоевавший большинство голосов избирателей.

4. Совершеннолетний гражданин пришел на избирательный участок в день голосования, но член избирательной комиссии не обнаружил его фамилию в списках избирателей. Как гражданину следует поступить в этом случае: уйти, не проголосовав, или потребовать внести свою фамилию в дополнительный список голосующих? Приведите два объяснения своего ответа.

Ответ: Гражданину следует потребовать внести свою фамилию в дополнительный список голосующих, так как участие в выборах – право гражданина; участие в выборах – проявление гражданской ответственности.

План текста

Основы умения составлять план закладываются на ранних ступенях обучения на уроках русского языка, литературы, истории. Тем не менее, многие учащиеся, как показывают экзамены, слабо владеют этим умением. Иными словами, переноса умения, сформированного при изучении другого предмета, не происходит. Помочь такому переносу может актуализация знаний о типах планов. Особо следует остановиться на особенностях сложного плана, на содержательно-логических связях соподчинения его пунктов и подпунктов.

Необходимыми условиям составления плана по теме являются:

1) правильное обозначение ее границ (включенность в более общий вопрос и обособленность в нём),

2) достаточно полное представление об ее различных сторонах и аспектах.

Рассмотрим эти условия на конкретной теме «Трудовые правоотношения» .

Их поможет прояснить серия вопросов, например:

1) в какую более общую тему может входить данная тема (например: «Правовое регулирование трудовых отношений»);

2) какое место данная тема занимает в более широком вопросе (в чем состоят особенности правового регулирования трудовых отношений между работодателем и работником);

3) какой круг вопросов охватывает тема (понятие трудовых отношений, правовой статус работника и работодателя, социальное партнёрство в сфере труда, трудоустройство и занятость).

Следующим шагом является отбор позиций, соответствующих единому основанию, и выстраивание формулировок в их логическом соподчинении. В результате сложный план данной темы может прибрести следующий вид:

Понятие правовых отношений.

2. Познание как деятельность:
а) права и обязанности работников;
б) права и обязанности работодателей.

3. Трудовой договор:
а) содержание трудового договора ;
б) порядок заключения;
в) порядок расторжения трудового договора.

В данной статье рассматриваются вопросы содержательной линии «Политика».

Содержательную линию раздела «Политика» составляют следующие элементы: понятие власти; государство, его функции; политическая система; типология политических режимов; демократия, её основные ценности и признаки; гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения; средства массовой информации в политической системе; избирательная кампания в РФ; политический процесс; политическое участие; политическое лидерство; органы государственной власти РФ; федеративное устройство России.

Согласно «Аналитическому отчету по результатам ЕГЭ 2010 г.» вызвали затруднения у выпускников вопросы, проверяющие знание функций государства, особенностей политической системы, признаков и взаимосвязи гражданского общества и правового государства.

Наиболее сложным для экзаменуемых оказалось задание, проверяющее знание темы «СМИ в политической системе». На результаты выполнения задания по этой теме повлияла также форма задания (задание на анализ двух суждений).Тема «Избирательная кампания в РФ» всегда была достаточно сложной для учащихся. Темы «Политические партии и движения», «Понятие власти», «Политическое участие», которые давали высокий результат на базовом и повышенном уровне сложности, на высоком уровне сложности вызывают затруднения у участников ЕГЭ.

Невысокие результаты получены при выполнении сложных заданий по теме «Политический процесс». Более низкие, чем в прошлом году, результаты были продемонстрированы при выполнении задания на применение терминов и понятий в определенном контексте (В6), а задания формата В6, направленные на проверку тем «Политическая система», «Государство и его функции», дали средний процент выполнения менее 10%. Результаты неудачно выполненного задания В6 соотносятся с показателями выполнения задания С5, проверяющего на другом уровне то же умение - применять обществоведческие понятия в заданном контексте.

Сделаны выводы, что темы: «СМИ в политической системе», «Избирательная кампания в РФ», «Политический процесс», «Политическое участие», «Политическое лидерство» - требуют более внимательного рассмотрения, что мы и сделаем в данной статье.

1. Тема: «СМИ в политической системе»

План:
1. СМИ в политической системе общества:
а) понятие «средства массовой информации»;
б) функции СМИ;
в) роль и влияние СМИ в различных политических режимах.
2. Характер информации, распространяемой СМИ.
3. Влияние СМИ на избирателя:
а) способы воздействия на избирателя;
б) роль политической рекламы;
в) методы противостояния СМИ.

Основные положения темы:
Средства массовой информации - совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определённом регионе, а также для выполнения специфических социальных функций.

Функции СМИ: 1) информационная; 2) выбор и комментирование информации, её оценка; 3) политическая социализация (приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения); 4) критика и контроль органов власти; 5) представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику; 6) формирование общественного мнения; 7) мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям).

СМИ могут способствовать развитию демократии, участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования.

Политическое манипулирование - процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение , скрытое управление политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным силам сторону.
Цель манипулирования - внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с непопулярными мерами, возбудить их недовольство.

2. Тема: «Избирательная кампания в РФ»

План:
1. Избирательная система:
а) понятие «избирательная система»;
б) структурные компоненты избирательной системы;
в) понятие «избирательное право»;
г) этапы избирательного процесса;
д) типы избирательных систем.

2. Избирательная кампания:
а) понятие «избирательная кампания»;
б) этапы избирательной кампании.

3. Политические технологии избирателя.

Основные положения темы:
Избирательная система (в широком смысле) - порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя.Избирательная система (в узком смысле) - способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.

Избирательное право - это подотрасль конституционного права, представляющая собой самостоятельную систему правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права.

Избирательное право (в узком смысле) - это политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право).

В России право избирать имеют граждане с 18 лет; право быть избранным в представительный орган - с 21 года, главой администрации субъекта РФ - по достижении 30 лет, а Президентом страны - с 35 лет. Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 и 5 лет соответственно. На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.

Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам.При выборах Президента РФ применяется мажоритарная система абсолютного большинства.

Российские граждане участвуют в формировании избирательных органов на принципах 1) всеобщего, 2) равного, 3) прямого избирательного права при 4) тайном голосовании.

Избирательный процесс - совокупность мероприятий, процедур по подготовке и проведению выборов с целью формирования представительного органа власти, осуществляемых избирательными комиссиями и кандидатами (избирательными объединениями) в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Стадии избирательного процесса:
1) подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей);
2) выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на предвыборную должность;
3) предвыборная агитация и финансирование выборов;
4) голосование, установление итогов голосования и определение результатов выборов, их официальное опубликование.
Избирательная кампания (фр. саmpagne - поход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

Типы избирательных систем:
1) мажоритарная;
2) пропорциональная;
3) мажоритарно-пропорциональная (смешанная).

Мажоритарная система (от франц. majorite - большинство) - 1) избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов (абсолютное или относительное); 2) при её применении голосование проходит «за» конкретных кандидатов в одномандатных или многомандатных округах.

Виды мажоритарной системы:
1) система абсолютного большинства (победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 один голос);
2) система относительного большинства (победителем считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов);
3) система квалифицированного большинства (т.е. заранее установленного большинства, обычно 2/3, 3/4).

Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.
Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную систему.

3. Тема: «Политический процесс»

План:
1. Политический процесс:
а) понятие «политического процесса»;
б) этапы политического процесса.

2. Типологизация политического процесса:
а) в зависимости от сферы действия;
б) в зависимости от временных характеристик;
в) по степени открытости;
г) в зависимости от характера общественных перемен.

3. Особенности политического процесса в современной России.

Основные положения темы:
Политический процесс - 1) это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики; 2) совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей; 3) совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.

Структура политического процесса:
1) субъекты процесса, действующее начало;
2) объект, цель процесса (решение политической проблемы);
3) средства, методы, ресурсы.

Политический процесс можно разбить на четыре стадии:
1) инициирование политики (представление интересов, требований властным структурам);
Инициирование (от лат. injicio - вбрасываю, вызываю, возбуждаю) - стимулирование начала чего-либо.
Артикуляция (от лат. articulo - расчленяю) интересов и требований - механизмы и способы, посредством которых граждане и их организованные группы выражают свои требования к правительству.
Агрегация интересов - это деятельность, в ходе которой политические требования индивидов соединяются и находят отражение в партийных программах тех политических сил, которые ведут непосредственную борьбу за власть в стране.
2) формирование политики (принятие политических решений);
3) реализация политики, политических решений;
4) оценка политики.

Классификация политических процессов:
1) по сфере действия: внешнеполитические и внутриполитические;
2) по длительности: долговременные (формирование государств, переход от одной политической системы к другой) и кратковременные;
3) по степени открытости: открытый и скрытый (теневой);
4) по характеру общественных перемен: избирательный процесс, революция и контрреволюция, реформа, восстания и мятежи, политическая кампания, прямые действия.

4. Тема: «Политическое участие»

План:
1. Понятие «политического участия».
2. Формы политического участия:
а) непосредственное участие;
б) опосредованное участие;
в) автономное участие;
г) мобилизационное участие.
3. Мотивы участия избирателя в выборах:
а) интерес к политике;
б) политическая компетентность;
в) удовлетворение потребностей.
4. Политический абсентеизм.

Основные положения темы:
Политическое участие - действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.

Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) политическое участие - это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений; прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.); обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений; деятельность политических лидеров. Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Особенности политического участия индивида:
1) самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур;
2) самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.

Виды политического участия:
1) случайное (разовое) участие - личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;

2) участие «по совместительству» - человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;

3) профессиональное участие - человек делает политическую деятельность своей профессией.
Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.

Формы политического участия:
1) обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей;
2) лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц;
3) направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти;
4) политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на нее;
5) выборы, референдумы (лат. referendum — то, что должно быть сообщено) - волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.

Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике - абсентеизм.Абсентеизм (лат. absens - отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

5. Тема: «Политическое лидерство»

План:
1. Сущность политического лидерства.
2. Функции политического лидера:
а) интегративная;
б) ориентированная;
в) инструментальная;
г) мобилизационная;
д) коммуникативная;
3. Типы лидерства:
а) в зависимости от масштабов лидерства;
б) в зависимости от стиля лидерства;
в) типология М. Вебера.

Основные положения темы:

Политическое лидерство представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу. Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации.

Функции политического лидера:
1) анализирует политическую обстановку, верно оценивает состояние общества;
2) формулирует цели, разрабатывает программу действий;
3) укрепляет связь власти и народа, обеспечивает власти массовую поддержку;
4) охраняет общество от раскола, выполняет функцию арбитра в столкновении различных групп;
5) ведёт политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет связи с партиями, организациями, движениями.

Существуют разнообразные классификации лидеров.

Типы лидерства:
По масштабу лидерства:
1) общенациональный лидер;
2) лидер большой социальной группы;
3) лидер политической партии.

По стилю лидерства:
1) демократический;
2) авторитарный.

Широко распространенной является типология лидерства, предложенная М.Вебером. В зависимости от способа легитимации власти он выделил три основных типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству. Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.Рационально-легальное лидерство характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера с посредством разработанных процедур и формальных правил. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников заданий содержательной линии «Политика».

Задания для систематизации материала

Как было уже сказано выше, выпускники испытали трудности при выполнении заданий повышенного уровня - анализ двух суждений. Согласно спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию это задание А17.

Примеры заданий А17

1. Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?
А. В демократическом государствеобеспечен высокий уровень жизни всем гражданам.
Б. В демократическом государствегарантирована защита прав всех граждан.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

При выполнении задания нужно вспомнить, какое государство называется демократическим. Демократическое государство - это такое государство,устройство и деятельность которого соответствуют воле народа,общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Недостаточно только провозгласитьгосударство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его устройство идеятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиямидемократизма.

Важнейшие признаки демократического государства: а) реальная представительная демократия; б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Как участники политической жизни, все граждане в демократическом государстве равны. Однако далеко не все государства могут уже сегодня реально защитить права и свободы человека. Одна из основных причин - состояние экономики страны. Ведь социальная функция может осуществляться в полном объеме лишь при высоком уровне экономического развития. Это наиболее сложная задача, поскольку решение социальных вопросов требует роста производства, «накопления народного богатства». Это значит, что высокий уровень жизни всех граждан в демократическом государстве не всегда обеспечен в силу экономических проблем прежде всего.
Ответ: 2.

2. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?
А. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатовпо партийным спискам.
Б. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатовпо одномандатным округам.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
Ответ: 2 (теорию см. выше)

3. Верны ли следующие суждения?
А. Понятие «политическая система» шире понятия «политический режим
Б. В рамках одного и того же политического режима могут существовать различные политические системы
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Вспомним, что означают понятия «политический режим» и « политическая система».

Политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции. Политический режим - совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране. Одним из структурных компонентов институциональной подсистемы политической системы является государство. А политический режим - один из элементов формы государства. Следовательно, мы видим, что первое утверждение верно.

Разберёмся со вторым утверждением. Выделяют демократические и тоталитарные политические системы. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный. Одна и та же политическая система может функционировать в различных режимах в зависимости от того, каковы намерения правящей элиты и ее лидера. Но в рамках одного и того же политического режима не могут существовать различные политические системы. Второе утверждение неверно.
Ответ: 1.

Невысокие результаты были продемонстрированы и при выполнении задания на применение терминов и понятий в определенном контексте (В6).

Примеры заданий В6

1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________ (А) . Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________ (Б) , а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________ (В) , объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___________ (Г) . Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________ (Д) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________ (Е) , отражающих интересы различных социальных групп».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняякаждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чемвам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) единство;
2) фракция;
3) выборы;
4) движение;
5) лидер;
6) социум;
7) партия;
8) группа;
9) членство.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова.
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.


А Б В Г Д Е
7 5 8 3 1 4
Использованные материалы:
1. Аналитический отчет по результатам ЕГЭ 2010 г. Обществознание.
http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/522.html
3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию.
4. Открытый сегмент ФБТЗ - http://www.fipi.ru
5.Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень/(Л.Н. Боголюбов, А.Н. Лазебникова, Н.М. Смирнова и другие.); под ред. Л. Н. Боголюбова (и др.) М.: «Просвещение». - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 42.18 Кб

Вариант № 5

1.Политический процесс: уровни и субъекты.

2.Охарактеризуйте основные социальные нормы и основные способы осуществления социального контроля. Социальные отклонения.

1.1 Уровни политического процесса.

1.2 Субъекты политического процесса.

2.1 Характеристика основных социальных норм.

2.2 Характеристика основных способов осуществления социального контроля.

2.3 Социальные отклонения.

Литература

1.1 При рассмотрении политики, политической власти , идеологии мы обязательно обращаемся к понятию политической системы. В рамках политической системы ее элементы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Их взаимодействие можно рассматривать как политический процесс.

Политический процесс - это событийная сторона политической жизни, т.е. возникновение и последовательность политических событий.

Политический процесс раскрывает все многообразие, сложность и противоречивость политической жизни. Благодаря его изучению мы можем видеть, как в реальных поступках людей воплощаются институализированные политические отношения и культурные модели и ценности, какие противоречивые возникают коллизии, когда индивиды пытаются реализовать свои потребности, установки, ценностные ориентации.

В различных источниках указываются, как правило, четыре такие стадии или, по иной терминологии, четыре уровня протекания политического процесса: 1) конституирование, становление политической системы; 2) функционирование существующей политической системы; 3) развитие политической системы; 4) этап упадка, распада политической системы. Будучи взаимодополняемыми, эти стадии сохраняют, однако, присущие каждой из них особенности, выполняют свои собственные предназначения и осуществляются специфическими методами политических действий.

Стадия конституирования политической системы является одной из важнейших в развитии политического процесса. Она совпадает, как правило, с переломным, революционным периодом в развитии общества, когда утрачивается легитимность власти одних социально-политических сил и господствующее положение занимают другие силы. Эти новые силы создают отвечающую их потребностям новую политическую систему, в которой их волю выполняют качественно иные органы власти и другие политические институты. Одновременно происходит замена прежних правовых норм на новые, в которых закрепляются вновь возникшие институты власти, другие элементы политической системы, а также вся измененная система общественных отношений.

Содержание политической жизни общества в период, когда происходит превращение прежней политической системы в новую, определяется в западной политологии как полный пересмотр конституции. Сама же конституция государства выступает как легальный и демократический способ легитимации политической власти, всех ее институтов. Укоренение нового политического строя прямо зависит от способности вводимых институтов отвечать на потребности общества. И наоборот, трудности с утверждением новых политических институтов могут свидетельствовать о их надуманности, искусственности, несоответствии социальному опыту и потребностям общественного развития.

Стадия функционирования политической системы совпадает со стабильным периодом общественного развития, когда господствующие социальные группы занимают прочное положение среди других социально-политических сил. На данной стадии политического процесса осуществляются процедуры по воспроизводству, поддержанию деятельности уже конституированных органов государства, политических партий, общественных организаций . Такими процедурами, в сущности, являются всевозможные выборы, заседания представительных органов власти, съезды и конференции политических партий, общественных организаций и т. д.

На стадий функционирования политического процесса воспроизводятся и сами его участники как выразители определенных политических позиций и интересов, носители соответствующих взглядов и убеждений, определенных стереотипов политического поведения. Для понимания сущности данной стадии политического процесса важно учитывать, что политическая система строится не из самой себя, а ее постоянно воспроизводят существующие в обществе социально-политические силы в качестве инструмента для выражения и реализации своих интересов. Воспроизведение политической системы есть фрагмент всего целостного процесса общественного воспроизводства.

Стадия развития политической системы наступает в период определенной перегруппировки в расстановке политических сил. На данном этапе политического процесса происходят частичные изменения в системе органов государства, реформирование деятельности политических партий и общественных организаций. Осуществляемые изменения в структурах и механизмах власти выводят политику правящей группы на новый уровень, позволяющий дать ответы, адекватные вызову времени. Такие политические изменения означают, что правящие круги ищут цели, формы и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре и меняющемуся соотношению политических сил внутри страны и на международной арене. Стадия развития политической системы сопровождается противоборством разнообразных течений и тенденций, которые в конечном счете ведут к повышению адаптивности, соответствия властных структур внешним социальным условиям.

Стадия упадка политических систем совпадает с ростом социальных сил, заявляющих о себе новыми формулами организации политической жизни и общества в целом. В данном случае направленность динамики политического процесса имеет негативный по отношению к существующим институтам власти характер. Разрушительные тенденции преобладают здесь над конструктивными, созидательными, распад режима правления носит необратимый характер. В результате принимаемые правящей группой решения утрачивают управленческую способность, а сама группа - свою легитимность. Характерным примером политического процесса в стадии упадка политических систем является развитие восточноевропейских стран в 80-х - начале 90-х годов, где правящие круги безуспешно пытались найти пути ответа на социально-экономические и духовные запросы времени.

Продолжительность во времени каждой из указанных стадий политического процесса может быть различной. Это зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. Несомненно, что в числе важнейших из них являются следующие: характер исторического периода в развитии страны; степень развитости политической культуры общества; глубина существующих социальных противоречий; политическая зрелость социальных субъектов; влияние внешних политических сил. Стадия конституирования политической системы, например, не есть одномоментный акт, она завершается в момент упрочения господства новых политических сил. Стадии воспроизводства и развития политической системы могут чередоваться друг с другом и продолжаться сколько угодно долго. Стадия упадка - тоже не одномоментный акт, она может растягиваться на годы, десятилетия и даже столетия. Начало очередного цикла в политическом процессе связано со сменой субъекта политической власти и полным распадом прежней политической системы.

1.2 Понимание сущности и роли субъектов политической деятельности тесно связано с осознанием особенностей механизма реализации властных полномочий.Вопрос о субъектах политической деятельности встает каждый раз в связи с проблемой действующих во власти лиц и политического статуса личности или социальных групп. Власть,по определению политологов,есть способность или возможность производить желаемое воздействие на поведение того или иного объекта,что предполагает наличие его активности.В сфере социальных наук объектами являются люди. Власть подразумевает определенное желание (намерение) со стороны субъекта повелевать и предполагает,что объект воспримет определенное отношение и последует желаемому поведению,но при этом вовсе не обязательно,чтобы объект осознал смысл данной ситуации,т.е. он может следовать определенному курсу,не понимая,что тот ему навязан. Иными словами,в социальных науках власть –это отношение властности (между субъектом и объектом).

Вопрос о субъектах политики связан с вопросом о субъективном и объективном. Если речь идет о субъекте,то всегда имеется ввиду познающий,обладающий сознанием и волей,активно действующий индивид или социальная группа,а понятие «объект» указывает,на что направлена деятельность субъекта. Таким образом,в качестве субъектов политики выступают носители целенаправленной политической деятельности в политическом пространстве.

Признавая гражданина субъектом права, государство определяет его правовой статус, характеризующий положение гражданина по отношению к государству, его органам, другим лицам. Поскольку политология имеет дело не столько с правовыми, сколько с политическими отношениями,она рассматривает специфику и проблемы политического статусу личности или социальных групп. Субъекты политики имеют свои особые функции, не сводимые к функциям правовым,хотя действия этих субъектов регулируются правовыми отношениями и нормами. Все это говорит о том, что субъекты права и субъекты политики – разные понятия.

Помимо государства люди независимо от своей воли входят в определенные общности и группы, как бы находя себя в них,а также по своей воле вступает в те или иные объединения. К первым относятся нации, различные этнические группы,классы,ко вторым - партии, союзы, блоки, различные группы давления, в том числе коллективы,трудовые ассоциации. Все они тем или иным образом включаются в систему политических отношений и, естественно,в систему субъектов политики.

Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Политический институт - воспроизводимая с течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере политической жизни.

Основным властным институтом, одним из основных субъектов политического процесса, выступает государство. Другим важным актором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт. Следует заметить, что государство и гражданское общество как политические субъекты формируются в Европе и США примерно в период Нового времени под влиянием происходящих модернизационных изменений. Именно с этого времени мы можем говорить о том, что складывается основной институт власти в обществе, обладающий монополией на принуждающее насилие на определенной территории, - государство. В то же время, под влиянием этого процесса происходит формирование гражданского общества.

Менее масштабными субъектами политического процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды, различные группы людей. Индивиды и группы могут участвовать в политике не только в институциональной форме, например, голосуя на выборах, но и в не институциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.

Люди отличаются различной степенью активности в политике. Многие не слишком активны, но в целом участвуют в большей части институциализованных процессов. Некоторые лишь наблюдают со стороны, не только не принимая активного участия в политической жизни, но и не участвуя в выборах, не читая газет и т.п. Другие же, обычно это меньшинство граждан, напротив, принимают активное участие в политической жизни.

Для достижения групповых целей индивиды могут создавать специальные группы, отличающиеся различной степенью институциализации - от случайной группы, образованной на митинге, до высокоорганизованной, носящей постоянный характер и действующей по строгим правилам группы интересов. От степени институциализации политической деятельности зависит не только достижение конкретных целей (оно, как правило, тем эффективнее, чем выше степень институциализации), но и воспроизводимость, повторяемость, регулярность каких-либо политических отношений, их закрепление в правилах и нормах.

При анализе политического процесса следует учитывать характер взаимодействия между его субъектами. Здесь важно отметить, что характер взаимодействия во многом зависит от масштаба политического процесса и субъектов. В частности, характер взаимодействия между политической системой и средой будет определяться уровнем эволюционного развития системы и среды, например степенью внутренней дифференциации. В то же время характер взаимодействия между субъектами, в частности между гражданином и определенной партией, будет определяться другими параметрами: институциональными условиями, особенностями партийного развития, местом партии в политической системе, социально-психологическими особенностями развития личности и т.п. В целом, абстрагируясь от специфики политических процессов и субъектов, чаще всего характер взаимодействия между субъектами описывается в терминах конфронтации, нейтралитета, компромисса, союза, консенсуса.

2.1 Нормы существуют в любом обществе. Это чисто человеческое явление. Только у людей действия и поступки оцениваются с точки зрения соответствия нормам. Поведение животных регулируется иначе.

В обществе нормы играют чрезвычайно важную роль. Они служат не только для реализации определенных желательных состояний, а способствуют формированию всеобщих ожиданий в отношении индивидуального поведения. Благодаря нормам последнее становится в значительной степени предсказуемым для других и просчитываемым. Если бы мы в той или иной степени не могли предвидеть поведения других людей, мы сами не могли бы действовать.

Описание работы

Политический процесс - это событийная сторона политической жизни, т.е. возникновение и последовательность политических событий.
Политический процесс раскрывает все многообразие, сложность и противоречивость политической жизни. Благодаря его изучению мы можем видеть, как в реальных поступках людей воплощаются институализированные политические отношения и культурные модели и ценности, какие противоречивые возникают коллизии, когда индивиды пытаются реализовать свои потребности, установки, ценностные ориентации.

просмотров
просмотров