Социально-экономическое и политическое развитие ссср.
Внутриполитическое развитие СССР в 1964-1985 гг. Л.И. Брежнев.
ЛЕКЦИЯ № 18. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1965-1985 гг.
С отстранением от власти Н. Хрущева правящую партию возглавил Л. Брежнев (1964-1982 гг.). Произошел отказ от реформ партийно-государственного управления, начатых при Хрущеве. Уже в 1964 г. прекращено деление райкомов и обкомов на промышленные и сельские, восстановлены единые территориальные парторганизации. В 1965 г. ликвидированы совнархозы и восстановлен отраслевой принцип управления экономикой; в 1966 г. из партийного устава исключены положения об обязательной сменяемости выборных партийных органов. Суть курса Брежнева выражалась термином «стабильность». На смену импульсивным, волевым и нередко непродуманным действиям пришло коллективное руководство. В Л. Брежневе партийная элита увидела лидера, способного представлять и отстаивать ее интересы. Важные государственные посты были заняты выдвиженцами Брежнева.
В результате по государственным вопросам решения не принимались годами. Наметилось старение кадров: к началу 80-х годов большинству руководителей партии и государства было более 70 лет; они утратили способность реагировать на меняющуюся ситуацию в стране и на международной арене. Местные лидеры, главы союзных республик, областей, ведомств превращались в своего рода баронов, бесконтрольно распоряжавшихся бюджетом. Главным критерием их соответствия занимаемой должности являлась личная верность Генеральному секретарю. Государственный аппарат разъедала коррупция, хищение казенных средств, протекционизм.
В период брежневского руководства отчетливо проявились черты ресталинизации (называемой также неосталинизмом), т.е. попытки пересмотра курса XX съезда КПСС. Прекращается критика политики культа личности, публикации на тему ГУЛАГа. Появляются публикации, литературные произведения , кинофильмы, показывающие заслуги Сталина как Верховного главнокомандующего в период Великой Отечественной войны . Прекратили работать комиссии по реабилитации жертв сталинских репрессий. Ужесточилось преследование диссидентов. Так, в 1974 г. выслан из страны А. Солженицын, а в 1980 г. отправлен в ссылку в Горький А. Сахаров.
Формируется культ личности Брежнева, достигший вершины во второй половине 70-х - начале 80-х годов. Культ Брежнева носил официальный характер, навязывался сверху. Это явление вызывало иронию в обществе.
В экономической сфере брежневский курс первоначально характеризовался попытками проведения серьезных реформ. Их необходимость определялась тяжелым положением с обеспечением населения продовольствием. Тревожным симптомом было то, что по темпам внедрения многих новых технологий СССР отставал от стран Запада.
В марте 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС были провозглашены новые ориентиры аграрной политики. Их суть - ослабление контроля над колхозами: повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию; установление твердого плана государственных закупок на 5 лет; возможность реализовывать сверхплановую продукцию по ценам, увеличенным на 50%; увеличение посевных площадей под пшеницу и рожь; введение стабильных денежных окладов вместо трудодней; отмена запретов на ведение личного подсобного хозяйства ; осуществление программы орошения засушливых земель, осушения заболоченных районов.
Много внимания уделялось агропромышленной интеграции, которые позволяли обеспечить более тесную взаимосвязь сельского хозяйства и пищевой промышленности. Впервые на развитие сельского хозяйства выделялись крупные средства. Реформа не затрагивала основ колхозной системы, прежде всего отношений собственности, поэтому самостоятельность колхозов осталась декларированной. Средства, вложенные в сельское хозяйство, не привели к перелому в аграрном производстве. Трудности с обеспечением населения продовольствием с каждым годом возрастали, ограничивался отпуск продуктов в одни руки. В 1982 г. Пленум ЦК принял Продовольственную программу, провозгласив цель за 20 лет обеспечить товарное изобилие. Основные пути: развитие личного хозяйства и агропромышленная интеграция (создание Госагропрома). Кризис в сельском хозяйстве нарастал.
В области промышленности в 1965 г. началась реформа, вошедшая в историю по фамилии председателя Совета Министров СССР А. Косыгина. Вместо объема валовой продукции (ранее главного показателя работы предприятия) вводились такие показатели, как объем реализованной продукции, рентабельность, прибыль, отдача производственных фондов. Расширялась автономия предприятий в связи с их переводом на хозрасчет. Часть заработанных средств после выплаты установленных платежей в бюджет предприятия могли оставлять в своем распоряжении. За счет полученной прибыли шло расширение производства; создавались фонды материального стимулирования: фонд развития производства, фонд строительства жилья, объектов культурно-бытового назначения; фонд материального поощрения. Эта реформа усиливала заинтересованность предприятий и трудовых коллективов в перевыполнении плановых заданий, экономии ресурсов, повышении качества продукции. Она означала переход от административных методов управления к экономическим. Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) стала наиболее благополучной за всю советскую историю.
Но результаты проведенных реформ оказались ограниченными. Причины заключались в том, что новые принципы хозяйствования встраивались в привычную схему административного управления. Хозяйственная номенклатура не была заинтересована в проведении реформ, не умела управлять иначе. Формально осуществление экономической реформы успешно продолжалось, но на практике реформа сворачивалась с декабря 1969 г.
В 70-е годы наблюдается противоречивая экономическая картина. С одной стороны, идет широкое индустриальное развитие: строятся крупнейшие предприятия (Атоммаш в Волгодонске, автозаводы в Тольятти, Набережных Челнах, Байкало-Амурская магистраль); развивается топливно-энергетический комплекс (ТЭК), в котором ведущее место заняли нефть и газ. Ведущую роль в обеспечении страны нефтью и газом играла Западная Сибирь, где были открыты их колоссальные запасы. С другой стороны, падают важнейшие экономические показатели: темпы прироста производства национального дохода, производительности труда. Возникает явление стагнации - застоя. К началу 80-х годов во многих районах страны пришлось ввести карточную систему распределения продукции. Возрастает отставание от стран Запада в области освоения достижений научно-технического прогресса. В 70-е годы на Западе происходит компьютерная революция, а в СССР, не завершившего еще индустриальную модернизацию и поставленного перед необходимостью развития постиндустриального (информационного) общества, возникает ситуация стадиального отставания. Советский Союз входит в период структурного кризиса плановой экономики, связанный с несоответствием экономической системы вызовам эпохи НТР.
В середине 70-х важнейшим ресурсом поддержания стабильности были высокие цены на нефть и газ на мировом рынке. За «нефтедоллары» государство приобретало на внешнем рынке оборудование, товары широкого потребления, продовольствие, что искусственно поддерживало советскую экономику в условиях ее низкой эффективности. Приток «нефтедолларов» позволил руководству игнорировать сигналы неблагополучия в хозяйственной жизни . В середине 80-х годов цены на нефть и газ стали снижаться, что обусловило падение в одиннадцатой пятилетке национального дохода, нанесло тяжелый удар всей советской экономике.
В рассматриваемый период росло благосостояние населения. Значительная часть получила отдельные квартиры, приобрела товары длительного пользования (телевизоры, холодильники). Начался массовый выпуск автомашин для граждан. Росли накопления в сберкассах. Цены на основные виды товаров и услуг, размер квартплаты оставались неизменными. Горожане обзаводилась приусадебными участками, дачами. В 1967 г. была введена 5-дневная рабочая неделя , увеличилась продолжительность отпусков. Но в социальной сфере наблюдались и негативные тенденции: происходила скрытая инфляция; дефицит товаров стал постоянным явлением ; расцвел «черный рынок» товаров, где цены в несколько раз превышали государственные, шла спекуляция дефицитными товарами; возникли подпольные производства - «теневая экономика».
В 70-е годы стало ясно, что курс на «развернутое строительство коммунистического общества», провозглашенный в Программе КПСС в 1961 г., несостоятелен. Официальная идеология выдвигает концепцию развитого социализма - длительного исторического этапа , предшествующего построению коммунизма. Создание в СССР развитого социалистического общества провозгласила Конституция 1977 г. В ней СССР назывался общенародным социалистическим государством. Советы депутатов трудящихся переименовывались в Советы народных депутатов . В Конституцию была включена 6-я статья о КПСС как «руководящей и направляющей силе советского общества, ядре его политической системы», закреплявшая господство партийного аппарата. Конституция предоставляла гражданам важнейшие политические права и свободы.
«Эра Брежнева» завершилась в ноябре 1982 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю. Андропов, бывший руководитель КГБ. Андропов понимал реальное положение дел в стране. Был взят курс на наведение порядка: Громкие процессы против коррупции в высших эшелонах власти. Укрепление производственной дисциплины: резко ужесточились санкции за прогулы и опоздания; на улицах и в общественных местах милиция в рабочее время проверяла документы. Таким образом, Андропов делает ставку на чисто административные меры. В годы его деятельности в официальных изданиях полностью прекращается критика сталинизма. После смерти Андропова в течение года пост Генерального секретаря занимал престарелый К. Черненко, который свернул кампанию по наведению порядка. Застой достиг своего апогея.
Великая Отечественная война закончилась победой над сильным и жестоким противником. Но это было достигнуто ценой огромных людских и материальных потерь. Война создала сложные проблемы во всех сферах жизни советского общества. Общий экономический ущерб, нанесенный государству, составил 2,6 трлн. рублей. В стране полностью или частично были разрушены 1710 городов и более 70 тыс. сел и деревень, лишились крова свыше 25 млн. человек. Оккупанты сожгли и разрушили свыше 6 млн. зданий, 31850 промышленных предприятий. Колоссальный ущерб был причинен сельскому хозяйству, разорено и разграблено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 машинно-тракторных станций.
Проблемы, порожденные войной:
1) усиление потоков мигрантов, репатриированных. На 1 февраля 1946 г. в СССР было репатриировано 5,2 млн. человек, из них 1,8 млн. бывших военнопленных и 3,4 млн. гражданских лиц;
2) изменение соотношения мужского и женского населения. Число трудоспособных мужчин в 1946 г. уменьшилось по сравнению с 1939 г. в 2 раза;
3) необходимость трудоустройства миллионов демобилизованных военнослужащих тринадцати возрастов (к 1948 г. было демобилизовано более 8 млн. человек из 11,2 млн. находившихся в армии);
4) засуха 1946 – 1947 гг. породила проблему обеспечения продовольствием. По данным И.М. Волкова, план хлебозаготовок по СССР на начало 1947 г. был выполнен на 78,8%. Поголовье крупного рогатого скота сократилось на 1,5 млн. голов, свиней – на 2 млн., овец и коз – на 2,9 млн.;
5) необходимость приведения в порядок финансов, сокращения денежной массы, деноминации рубля, уменьшение размера гос. займов;
6) упразднение некоторых наркоматов оборонного комплекса, восстановление нормального рабочего дня, предоставление ежегодных отпусков;
7) упразднение деятельности чрезвычайных верховных органов власти, действовавших в годы войны, восстановление нормальной деятельности советских органов в центре и на местах.
Перспективные цели послевоенного экономического развития И.В. Сталин изложил в речи на собрании избирателей 9 февраля 1946 г. Судя по объявленным в этой речи приоритетам, предполагалось сохранить основные черты экономической модели, сложившейся в СССР до войны, так как она, по мнению советского руководства, доказала свою эффективность. Таким образом, сохранялся мобилизационный характер советской экономики.
Главной задачей экономики было восстановление разрушенной войной страны. Восстановление шло обычными сталинскими административно-командными методами: ежедневным, без выходных, трудом, сверхурочными работами; сверхнапряжением управленческого аппарата; обширным применением принудительного труда. Если до войны в качестве «рабов социализма» использовались миллионы обычных граждан, осужденных по ничтожным, часто надуманным поводам, то после войны их заменили военнопленные (1,5 млн. немцев и 0,5 млн. японцев), заключенные ГУЛАГа, «перемещенные лица», которых насчитывалось более 5 млн. человек (советские пленные, угнанные на работы в Германию и др.).
Восстановительный период в истории советского народного хозяйства начался в полном объеме в 1946 г. В годы 4-й пятилетки (1946 – 1950) было восстановлено и построено вновь 6,2 тыс. крупных промышленных предприятий. На 25% поднялась производительность труда. Довоенный уровень промышленного производства был достигнут уже в 1948 г., а в 1950 превзойден на 73%. Быстрому восстановлению предприятий в определенной степени способствовало и использование трофейной техники и оборудования, полученных из Германии согласно репарации. Новые предприятия возникали на Урале, Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии (Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Кутаисский автомобильный завод). Вступила в строй «Запорожсталь».
Наиболее быстрыми темпами восстанавливалась металлургическая и топливно-энергетическая база страны. В короткие сроки была восстановлена крупнейшая в Европе электростанция - Днепрогэс. Заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. Началось строительство целого каскада Волжских ГЭС. Построены первые газопроводы (Саратов – Москва и др.).
Денежная реформа, проводившаяся с 16 по 22 декабря 1947 г., стабилизировала денежное обращение. Деньги старого образца обменивались на новые в соотношении 1 новый рубль за десять старых. Это позволило сократить количество денег с 63,4 до 43,6 млрд. рублей. Общий государственный долг снизился со 158,8 до 58, 8 млрд. руб.
Менее значительны были успехи в восстановительный период в сельском хозяйстве. Положение в нем сильно усугубила засуха 1946/1947 гг., поразившая Украину, Молдавию, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ, центральные черноземные области. В 1947 – 1948 гг. только в РСФСР от голода и связанных с ним болезней погибло около 1 млн. человек. Итогами восстановительного периода стали: отмена карточной системы, введение в строй 100 млн. кв. метров жилой площади, расширение сети вузов, успешная разработка многих фундаментальных вопросов науки и техники.
В послевоенный период сохранилась мобилизационная система, которая обеспечила кратковременную возможность форсированного развития экономики в первые послевоенные годы. В начале 50-х гг. ее возможности были практически исчерпаны. Страна стояла на грани значительных экономических потрясений, о чем свидетельствовали резко ухудшившиеся в 1951 – 1953 гг. все хозяйственные показатели, создававшие серьезную напряженность в обществе. Период 1945-1953 гг. следует считать логическим завершением экономической и политической линии, проводившейся после нэпа.
Переход на мирные условия жизни потребовал преобразования существовавшего государственного аппарата. В сентябре 1945 г. упраздняется ГКО, функции которого передаются СНК СССР. Был ликвидирован также ряд отделов исполкомов местных Советов. В марте 1946 г. СНК СССР переименован в Совет Министров СССР, СНК союзных и автономных республик – в Советы Министров соответствующих уровней, а наркоматы – в министерства республик. В 1947 г. проведены выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик, в конце 1947 – начале 1948 г. – очередные выборы в местные Советы. В марте 1950 г. в связи с истечением срока полномочий Верховного Совета СССР второго созыва состоялись очередные выборы в высший орган власти. В феврале 1947 г. созданы постоянные комиссии законодательных предложений Совета Союза и Совета Национальностей ВС СССР. На эти комиссии возлагалась задача предварительного рассмотрения и подготовки законопроектов для сессий Верховного Совета СССР.
В конце 1940-х – начале 1950-х гг. в СССР наметились две тенденции: с одной стороны – попытка реального отстранения партии от прямых управленческих функций, обострение внутренней борьбы в руководстве, медленное зарождение гражданского (небольшевистского) общества; с другой стороны – вторая (после 1937 – 1938 гг.) волна массовых политических репрессий. Сталинское руководство не могло смириться с возможностью появления инакомыслия, особенно среди кругов интеллигенции.
Лекция 7. Тема 7. СССР в 1953 – 1991 гг.
За годы войны СССР потерял треть национального богатства . Окрепла лишь военная промышленность. Предстояло выбрать путь экономического возрождения: 1) поддержать наметившиеся послабления и тенденции к самостоятельности на местах без указки из Центра (Вознесенский, Кузнецов, Родионов и др.) или 2) вернуться к модели 30-х годов (Маленков, Берия),
Растущая международная напряженность, плохой урожай и голод 1946 г. привели к победе сторонников принудительных мер. Возврат к схеме развития 30-х годов разработан и теоретически обоснован Сталиным в его последней работе «Экономические проблемы социализма в СССР», обозначившей курс к огосударствлению сельского хозяйства - создание совхозов. Четвертый пятилетний план предусматривал:
Восстановление и развитие промышленности, прежде всего тяжелой;
Восстановление 8-часового рабочего дня;
Отмену обязательных сверхурочных;
Восстановление отпусков.
Но условия труда оставались тяжелыми. Достижения НТР внедрялись лишь в оборонной промышленности.
Итоги пятилетки - быстрый рост в 1947-48 гг. - сменился замедлением, длившимся до 1954 г - все напоминало 30-е годы. Модель социализма была нежизнеспособна. Народ своим героическим трудом восстанавливал города, предприятия. Сельское хозяйство после коллективизации было самым отсталым в советской экономике.
В 1946 г. засуха на Украине, Молдавии, на юге России вызвала голод, о котором замалчивали, а в это время зерно вывозили в страны Восточной Европы . Руководство страной, исходя из потребностей государства и не учитывая возможности колхозов, требовало выполнения планов любой ценой. Вновь усилился контроль над сельским хозяйством. Техническая оснащенность сельского хозяйства оставалась низкой, постоянно росли налоги, закупочные цены были низкими, трудодни фактически не оплачивались. Денег на развитие колхозов у государства не было.
В 1947 г. была отменена карточная система и проведена денежная реформа, но это не привело к росту покупательной способности населения. Ситуация усугублялась ежегодными займами , проводившимися принудительно. Отсутствие очередей в магазинах объяснялось высокими по сравнению с зарплатой ценами. Снижение цен касалось только городского населения. В деревне жизнь ухудшалась.
После войны политическая система стала восстанавливаться. Первые репрессии обрушились на военных, усилившегося влияния которых опасался Сталин. Фабрикуется «Ленинградское дело» - против выходцев из Ленинградской партийной организации, прокатившееся по всей стране (2 тыс. репрессированных). В годы войны блокадный Ленинград без помощи центра сумел выстоять.
Система идеологического руководства (главный идеолог А. Жданов) исключала любое свободомыслие. Пострадали деятели науки и культуры - Ахматова, Зощенко. Михоэлс, Шостакович и многие др. Были оборваны связи с мировой наукой, что на десятилетия определило отставание совет-ской науки от мирового уровня по целому ряду направлений.
Идеологического, политического и военно-стратегического противостояния капиталистической и социалистической систем. Происходит «экспорт социализма», когда к власти приводились ком-мунисты в странах, освобожденных от фашизма Красной Армией, или в разрез с договоренностями о демократическом выборе народа, подписанными СССР на Ялтинской и Потсдамской встречах «Большой тройки» (СССР, США, Ант лия). Помощь СССР коммунистам Китая, КНДР, Берлинский
кризис 1949 г. способствовали возникновению Атлантического пакта (НАТО).
Сталинским руководством враждебно воспринимались любые отклонения от «социалистической модели». Самостоятельная позиция югославских руководителей вызвала недовольство Сталина и привела к кризису советско-югославских отношений.
В 1949 г, СССР создал свое атомное оружие, что обеспечивало его позиции в мире. Поэтому для внешней политики первого послевоенного десятилетия характерны настороженность, враждебность.
Предыдущие статьи:
|
ЭКОНОМИКА. С конца 1964 г. руководство страны вновь решило поощрить общественного производителя, начав стабилизацию общества с села и с/х. Этот курс был одобрен на двух пленумах ЦК КПСС 1965 г. - мартовским (по с/х) и сентябрьским (по промышленности). Решения партийных пленумов положили начало мерам, которые вошли в историю как «экономическая реформа 1965 гг.».
Мартовский пленум наметил следующие меры по с/х: повысить государственные закупочные цены на с/х продукцию, установить твердый план государственных закупок на 6 лет; ввести 50% надбавку к основной цене за сверхплановую продажу с/х продукции государству; увеличить капиталовложения в деревню и прежде всего в производство с/х техники; «рекомендовать» колхозам разработать новый Примерный Устав с/х артели.
Сентябрьский пленум наметил реформу управления промышленностью и меры экономического стимулирования промышленного производства: вернуться к отраслевому управлению; перевести предприятия на хозрасчет. Предполагалось, что реформа управления приведет не к возвращению к прежним министерствам, а к новым - партнерам и советчикам предприятий в условиях полного хозрасчета.
Реформа предполагала сократить число плановых показателей, спускаемых министерствами на предприятия до пяти. Основными показателями должны были стать: объем реализованной продукции; рентабельность производства; размер прибыли.
Экономическая ре6форма 1965 г. наиболее успешно проявила себя в годы 8 пятилетки. Объем промышленного производства вырос на 50%. С/х производство выросло на 21%.
Однако в 1970-е гг. вновь начался спад темпов развития народного хозяйства. Рыночные механизмы управления производством были задавлены командно-административной системой. С/х вновь отошло на второй план, а в промышленных отраслях несокрушимо нарастало административное давление на предприятия министерств и главков. Экономическая реформа, не подкрепленная реформой политической системы, была обречена.
Промышленность. Социально-экономическое развитие СССР в 1970-е - первой половине 80-х проходила под знаком усиления централизованного управления, роли центра в жизни обще6ства и ограничения экономической власти республик и местных советов.
Упор в промышленном развитии был отныне сделан на создание гигантских территориально-производительных комплексов (ТПК). Главное внимание руководство уделяло созданию и развертыванию Западно-Сибирского ТПК, именно там еще в 60-е гг. были обнаружены огромные залежи нефти газа. Сибирская нефть была относительно дешевой цены на нефть на мировом рынке были довольно высокими. Это стимулировало не только добычу энергетического сырья, но и продажу его за границу во все возрастающих размерах.
В 1970-е гг. ускорение получила угледобыча - было развернуто строительство двух ТПК по добыче угля открытым способом: в Казахстане и в Красноярском крае. Это был самый дешевый уголь страны.
Курс на строительство ТПК свидетельствовал, что экономика СССР развивалась экстенсивным путем, главным образом вширь. Руководство пыталось максимальным образом использовать естественное преимущество СССР перед другими странами: огромную территорию с колоссальными природным богатствами - использовать в сжатые сроки и часто варварским способом.
Но основные конкуренты СССР по экономическому соревнованию на мировой арене давно сделали упор на интенсивное развитие, на форсирование наукоемких отраслей, которые определяли НТП - электронику, кибернетику и т.п.
Но попытки руководства перевести страну на путь интенсификации потерпели неудачи.
Последняя крупная попытка переломить ситуацию в «эпоху Брежнева» была предпринята в 1979 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальные постановления по управлению народным хозяйством и повышению эффективности производства.
Сельское хозяйство. В области с/х упор делался на агропромышленную интеграцию, т.е. объединения с/х с отраслями, которые его обслуживают - промышленность, транспорт и т.д. Эту интеграцию громко назвали «2-й коллективизацией». Агропром рассматривался как главное направление двух форм собственности - государственной и кооперативно- колхозной, столбовая дорога к бесклассовому обществу.
Массовая ликвидация «неперспективных деревень» больно ударило по селу Европейской части Союза.
Также событием особой важности стало принятие в 1982 г. Продовольственной программы. Она предполагала решить продовольственный вопрос в СССР к 1990 г.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. В центре общественно- политической мысли 1960-х - первой половине 1980-х гг. находилась концепция «развитого социализма», согласно которой н6а пути к коммунизму лежит этап развитого социализма, когда социализм должен приобрести целостность. В 1977 г. эта концепция была юридически закреплена в новой Конституции СССР. Упор в конституции делался на провозглашение социальных прав граждан СССР, список которых стал шире. Конституция впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе, она провозглашалась «ядром политической системы».
Политическую жизнь страны этого периода лихорадила частая смена высшего руководства. Суслов, Брежнев, Андропов, затем Черненко… Общество жило от похорон до похорон, в ходе которых жизнь почти замирала. сталинский хрущев советский послевоенный
Важным событием в сфере международных отношений 1970-х гг. стало возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. В начале 70-х американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений. Благодаря этому паритету 1970-е гг. вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности.
Также в 70-е гг. углублялось сотрудничество СССР со странами «социалистического содружества». Особенно ярко это углубление проявилось в курсе на объединение экономических систем. В 1971 г. в рамках СЭВ была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международное разделение труда, создание единого рынка социалистических стран, сближение народнохозяйственных систем, координацию планов, создание крупных интернациональных предприятий.
На фоне расширявшегося сотрудничества со странами содружества полной противоположностью выглядели советско-китайские отношения. Из недружественных они стали враждебными. Претензии КНР к СССР носили территориальный характер.
Во 2-й половине 60-х гг. возникла угроза раскола содружества, вызванная политикой нового руководства Чехословакии во главе с Дубчеком. Он стал инициатором строительства «социализма с человеческим лицом», что на практике привело к серьезной попытке выйти из-под советского влияния, а также из содружества. Попытка была пересечена силой внешнего вмешательства - по инициативе советского руководства в Чехословакию были введены войска СССР и других социалистических стран.
Острый кризис системы содружества разыгрался в Польше в конце 70-х, который явился началом распада социалистической системы в Европе.
1. 1964-1985 годы - один из наиболее сложных периодов в истории страны. С одной стороны, были начаты реформы в экономике, принята Конституция 1977 года, рос уровень жизни народа. С другой стороны, - свертывание демократических преобразований, серьезные просчеты в политике, идет сфере, отсутствие гласности, нарушение законности и социальной справедливости, рост оппозиции власти, инакомыслия (диссидентство).
2. В эти годы были приняты сотни новых законов, но большинство из них носили декларативный характер и никогда не Е поднялись. Среди населения распространялся правовой нигилизм (отрицание).
3. В 1977 г. принимается третья по счету Конституция СССР. В ней было заявлено, что в СССР построено развитое социалистическое общество - высшее достижение человечества. В 6-й статье Конституции законодательно закреплялась руководящая роль КПСС. КПСС стала по существу государственной партией.
4. Но разрыв между нормами Конституции (огромного количества прав, предоставляемых Конституцией советскому чел веку) и реальной жизнью углублялся. Любая критика КП С Советского государства жестоко подавлялась. Профсоюзы: фактически не защищали права трудящихся. Местные Советы почти ничего не решали. Руководство страны заявило, ч национальный вопрос решен в СССР полностью и окончательно, что возникла новая историческая общность людей советский народ . Но в действительности существовали серьезные национальные проблемы в Средней Азии, Закавказье Прибалтике, на Украине. Однако эти проблемы замалчивались, любое проявление национального недовольства объявлялось буржуазным национализмом.
Вопрос
Внешняя политика СССР в 1953-1965 гг. Кризисы "Холодной войны" и разрядка.
«Холодная война» в 1947-1953 гг. не раз приводила мир к порогу настоящей («горячей») войны. Обе стороны проявляли упорство, отказывались от серьезных компромиссов, разрабатывали военно-мобилизационные планы на случай глобального конфликта, включавшие возможность нанесения первыми ядерного удара по противнику.
XX съезд КПСС (1956) одобрил новую внешнеполитическую доктрину СССР. Наиболее важными новациями были: выдвижение принципа мирного сосуществования с капиталистическими странами и вывод о возможности предотвращения мировой войны; признание множественности путеи к социализму; оценка стран так называемого «третьего мира» как естественных союзников СССР в борьбе за мир во всем мире. Соответственно во внешней политике СССР 1953-1964 гг. приоритетными были три направления: отношения с капиталистическими странами; отношения с союзниками по социалистическому лагерю; отношения со странами «третьего мира», в первую очередь членами движения неприсоединения (Индия, Египет и др.).
Отношения с капиталистическими странами складывались противоречиво. С одной стороны, удалось несколько снизить уровень конфронтации. В 1955 г. был подписан государственный договор с Австрией, прекращено состояние войны с Германией, в 1956 г. - с Японией. В 1959 г. состоялся первый визит советского руководителя в США. Н. С. Хрущев был принят президентом Д. Эйзенхауэром. С другой стороны, обе стороны активно развивали программу вооружений. В 1953 г. СССР заявил о создании водородной бомбы, в 1957 г. провел успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Запуск советского спутника в октябре 1957 г. в этом смысле буквально потряс американцев, осознавших, что отныне и их города находятся в зоне досягаемости советских ракет. Начало 60-х гг. оказалось особенно напряженным. Сначала полет американского самолета-шпиона над территорией СССР был прерван в районе Екатеринбурга точным попаданием ракеты. Затем берлинский кризис, вызванный строительством по решению ГДР и стран Варшавского Договора стены, отделившей восточную часть Берлина от западной (1961). Наконец, в 1962 г. произошел так называемый Карибский кризис , поставивший мир на грань войны. СССР разместил ядерные ракеты средней дальности на Кубе, США ответили угрозой вторжения на «остров свободы». Компромисс между Хрущевым и американским президентом Дж. Кеннеди был достигнут буквально в последний момент. Ракеты с Кубы были вывезены, США, с свою очередь, гарантировали ее безопасность и демонтировали направленные на СССР ракеты в Турции.
Непросто развивались отношения и со странами социалистического лагеря. В 1955 г. был создан военно-политический союз стран - участниц Варшавского Договора (СССР, Польша, Венгрия, Румыния, ГДР, Чехословакия, Болгария, Албания), обязавшихся координировать свою оборонную политику и вырабатывать единую военную стратегию . Противовес НАТО наконец появился. Урегулировав свои противоречия с Югославией, СССР заявил о готовности считаться с национальными особенностями стран социализма. Но уже в 1956 г. советское руководство пошло на попятную. Антикоммунистическое восстание в Будапеште было подавлено при помощи советских вооруженных сил. С этого времени СССР вернулся к чрезвычайно жесткой политике по отношению к социалистическим странам, требуя от них твердой приверженности советской модели социализма. Между тем критика культа личности Сталина не была поддержана руководством Китая и Албании. Китайская коммунистическая партия претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский.
В 1964-1985 гг. в отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. для подавления признанных антисоциалистическими процессов. Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния. В начале 1980-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех.
Вторая половина 60-х - 70-е гг. - время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией. В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Наконец, в 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др.
Разрядка была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.
Вопрос
Экономические и политические преобразования периода "Перестройки". "Новое политическое мышление". Распад СССР.
Экономическая реформа 1987 г. Радикальная, экономическая реформа, разработкой которой занимались известные экономисты -Л. Абалкин, А. Аганбегян, П. Бунич и др., осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма. Проект реформы предусматривал:
а) расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
б) постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально - путем развития кооперативного движения);
в) отказ от монополии внешней торговли ;
г) глубокая интеграция в мировой рынок;
д) сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;
е) признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства.
1. Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. Однако несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. Обратной стороной этого процесса стала легализация "теневой экономики". С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности.
2. Не было принято закона о передачи земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков. В мае 1988 г. было заявлено лишь о целесообразности перехода на арендный подряд на селе. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров.
3. В противовес горбачевским планам поэтапного (в течение нескольких лет) введения рынка был разработан план, известный как программа "500 дней", нацеленный на быстрый прорыв в рыночных отношениях (поддержанный Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным). Авторами очередного проекта выступили экономисты Г. Явлинский, академик С. Шаталин и др. В течение первой половины срока намечались: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонополистического законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие в основном государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики. Данный проект создавал реальную основу для экономического союза республик. Под давлением консерваторов М.С. Горбачев отказался от поддержки этой программы.
Политическая реформа . Основными направлениями реформирования стали:
Возрождение Советов и местного самоуправления;
Политический плюрализм;
Создание правового государства, базирующегося на принципах разделения властей, парламентаризме и приоритете прав человека.
Введение многопартийности;
Введение не только представительной, но и прямой демократии в виде периодически проводимых референдумов;
Избрание главы государства прямым тайным всеобщим голосованием;
Введение особой процедуры выражения недоверия руководителю государства - «импичмента»;
Отмену 6-ой главы Конституции 1977 г., утверждающей «руководящую и направляющую роль КПСС» в советском обществе и государстве.
Признание постфактум сдвигов в общественных настроениях, в реальной расстановке политических сил и их законодательное оформление (принятие в августе 1990 г. закона о печати, где на государственном уровне провозглашалась свобода средств массовой информации и недопущение их цензуры; начатая с 1991 г. официальная регистрация политических партий и др.);
Отказ от поддержки распадавшейся КПСС в ее прежнем виде и попытка перестроить партию по образцу западной социал-демократии в надежде обрести опору в лице коммунистов-реформаторов.
«Новое политическое мышление.» Исходя из идеи «нового политического мышления» М.С. Горбачев и его сторонники убедили руководство страны в необходимости скорректировать идеологию марксизма-ленинизма в направлении признания приоритета общечеловеческих ценностей над всеми остальными – классовыми, национальными, государственными; конструк-тивное, равноправное взаимодействие государств и народов в масштабах всей планеты.
Основные принципы «нового мышления»:
Отказ от идеологического противостояния, от деления мира на две враждующие политические системы и признание мира единым, неделимым и взаимозависимым;
Стремление решать международные проблемы не с позиции силы, а на основе баланса интересов сторон. Это свело бы на нет гонку вооружений, взаимную вражду и создало атмосферу доверия и сотрудничества;
Признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др. Тем самым СССР отказывался от принципа социалистического интернационала, признавая высшие интересы всего человечества.
В соответствии с новым политическим мышлением были определены три основных направления внешней политики СССР:
Нормализация отношений с Западом и разоружение;
Разрешение международных конфликтов;
Широкое экономическое и политическое сотрудничество со различными странами без идеологических ограничений, не выделяя особо соцстраны.
Результаты политики «нового мышления».
Напряженность в мире существенно ослабла. Речь зашла даже об окончании « холодной войны ». Образ врага, который формировался десятки лет по обе стороны «железного занавеса», был фактически разрушен.
Впервые в истории произошло не просто ограничение ядерных вооружений – началась ликвидация целых классов ядерного оружия. Европа освобождалась и от обычных вооружений.
Начался процесс более тесной интеграции СССР и соцстран Европы в мировое хозяйство и в международные политические структуры.
Распад СССР. В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:
СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990-1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;
СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;
Сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;
Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;
Единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;
Политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит
Последствия:
Распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств;
Коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире;
Разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах - наследниках СССР;
Возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом (проблема беженцев и мигрантов).