Избирательные системы: понятие и виды. Типы избирательных систем и их политические эффекты

(electoral system) Любой набор правил, согласно которым голоса граждан определяют состав органов исполнительной и/или законодательной власти. Избирательные системы классифицируют по-разному. Пожалуй, наиболее приемлемо разделение на три категории: систему, основанную на принципе простого большинства голосов, мажоритарную систему и пропорциональную систему (plurality, majoritarian and proportional systems). Национальные выборы, использующие принцип простого большинства, проводятся только в Великобритании и в некоторых бывших английских колониях (включая США и Индию). Мажоритарные системы применяются во Франции и Австралии на выборах законодательных органов, а также примерно в половине стран с прямыми выборами высших руководителей исполнительного органа власти. В демократическом мире существует множество вариантов пропорциональных систем. Все они существенно отличаются друг от друга, и общепризнанного критерия, по которому один был бы лучше другого, нет. Каждое "семейство" систем обладает отличительными чертами . На выборах, требующих простого большинства, голосуют обычно за две ведущие партии ( см .: Закон Дюверже), за исключением тех регионов, где есть свои локальные партии. Мажоритарные системы больше подходят для президентских выборов, где речь идет только об одном человеке, который должен иметь поддержку абсолютного или относительного большинства, по крайней мере в борьбе с последним оставшимся в списке соперником. В таком случае система альтернативного голосования (alternative vote) хотя и далеко не самая лучшая, приемлема. Вместе с тем мажоритарная система на выборах законодательных органов может привести к самым серьезным искажениям. Количество партий, избранных по пропорциональной системе, отчасти зависит от размера округов, в которых выставляются их кандидаты (чем больше мест выделяется каждому округу, тем больше партий будет представлено в избираемом органе), отчасти – от характера основных противоречий в обществе (cleavages).

Пассивное избирательное право - это право избираться в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Оно является различным, т.е. определяется возрастом или сроком проживания гражданина на соответствующей территории России. Там возраст кандидата не может быть менее 21 года при выборах депутатом Государственной Думы, законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации , главы местного самоуправления. Глава исполнительного органа субъекта РФ должен быть не моложе 30 лет. Кандидат в президенты должен иметь возраст не моложе 35 лет и проживать в России на менее 10 лет.

Избирательную систему характеризует также механизм выдвижения кандидатов на государственные посты; принципы, на основе которых проводятся выборы: всеобщность избирательных прав, равный вес голосов, свободный выбор; тайное голосование и другие. В целом избирательная система включает в себя порядок, процесс и основные принципы выдвижения кандидатов на государственные посты, организационно-содержательное и материальное обеспечение выборов, работу с избирателями и другие мероприятия.

Неполное определение ↓

Типы избирательных систем

Рассмотрим избирательную систему в узком смысле этого термина, ᴛ.ᴇ. как способ распределœения мест в органе государственной власти между кандидатами исходя из результатов голосования избирателœей .

По происхождению всœе избирательные системы можно разделить на три большие категории :

1. Избирательные системы, которые появились эволюционно. Англоязычные и скандинавские страны имеют давнюю историю свободных выборов и их избирательные системы существуют около столетия.

2. Избирательные системы, которые появились вследствие изменения конституционного порядка несколько десятилетий тому. Избирательные системы Франции, Германии, Италии и Австрии базируются на конституциях, которые были созданы после второй мировой войны.

3. Избирательные системы, которые недавно появились после установления нового конституционного порядка. Сегодня Испания, Португалия, Греция проводят выборы на альтернативной основе, но избирательная система страны, которая недавно внедрила в жизнь принцип свободного выбора, не способна сразу же институционно закрепить его в полной мере. К этой же категории можно определœенной мерой отнести и постсоветские страны, в т.ч. и Украину.

Современные демократии применяют широкую гамму разнообразных избирательных систем (их около 350), любая из которых имеет присущие лишь ей преимущества и недостатки. Это разнообразие определяется историческими, культурными особенностями , а также политическими целями. Как отмечают Р. Таагепера и М.С. Шугарт, по сравнению с другими элементами политической системы электоральными правилами легче манипулировать, они позволяют создать преимущества нескольким крупным партиям и свести на нет роль мелких партий либо, напротив - дать последним право на парламентское представительство.

Как правило, избирательные системы представляют из себяразные модификации двух базовых типов: мажоритарной и пропорциональной .

Мажоритарная система. В корне мажоритарной системы лежит принцип большинства (победителœем на выборах считается кандидат, набравший большинство голосов). Избирательные округа здесь являются одномандатными, ᴛ.ᴇ. от каждого округа избирается один депутат. Мажоритарная система имеет свои разновидности.

При мажоритарной системе относительного (простого) большинства избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов избирателœей, чем любой из его соперников. Система проста͵ т.к. обеспечивает победу одной партии (кандидата) даже при минимальном перевесе. Но может получиться так, что за победившую партию проголосует меньшинство избирателœей (остальные голоса заберут другие партии), и правительство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сформирует эта партия, не будет пользоваться поддержкой большинства граждан. По аналогии со скачками эту систему иногда называют "победитель получает всœе". Сегодня эта система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии и др.

Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что избранным является тот кандидат, который получил более половины голосов избирателœей, участвовавших в голосовании (50% плюс один голос).

В мировой практике встречается несколько разновидностей этой системы:

· система двух туров. В случае если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателœей, проводится второй тур выборов, в котором, как правило, участвуют два кандидата͵ добившиеся лучших результатов, что позволяет одному из них получить большинство голосов (абсолютное или относительное). Такая система используется, к примеру, при выборе президента России, причем во втором туре кандидату достаточно получить относительное большинство голосов;

· альтернативное голосование используется при выборах в нижнюю палату парламента Австралии. В одномандатном округе избиратель голосует за нескольких кандидатов, отмечая цифрами (1, 2, 3 и т.д.) против фамилий их предпочтительность для избирателя (рейтинговое голосование). В случае если никто из кандидатов не получает абсолютного большинства, из дальнейшего подсчета исключаются кандидаты с наименьшими первыми предпочтениями, а голоса, поданные за них, передаются кандидатам вторых предпочтений. Далее исключаются кандидаты с наименьшим числом первых и вторых предпочтений. Перераспределœение голосов происходит до тех пор, пока один из кандидатов не наберет абсолютное число голосов.

· Крайне редко используется мажоритарная система квалифицированного большинства, когда требуется поддержка 2/3 или 3/4 от общего числа поданных голосов (нашла применение в Чили при выборе депутатов Парламента).

Пропорциональная система предполагает голосование по спискам партий, что означает выделœение многомандатного округа (округом является вся территория страны) либо нескольких округов. Это наиболее распространенная система (страны Латинской Америки , Бельгия, Швеция и др.). Смысл этой системы состоит по сути в том, чтобы каждая партия получала в парламенте число мандатов, пропорциональное количеству поданных за нее голосов. При всœей демократичности у этой системы есть один недостаток. Она гарантирует представительство даже мелких партий, что при парламентской или смешанной формах правления создает проблемы с формированием правительства. Такое становится возможным, когда ни одна из партий не имеет в парламенте абсолютного большинства или не может его создать, не вступив в коалицию с другими партиями. Во многих странах пытаются сгладить данный недостаток, а также излишнюю фрагментацию партий, вводя "избирательный порог" (барьер) - наименьшее количество голосов, крайне важно е для избрания одного депутата. Обычно в разных странах это 2-5%. К примеру, в России данный порог составляет 5% голосов избирателœей.

Существует множество вариантов пропорциональной системы голосования .

· система с общенациональным партийным списком (Израиль, Нидерланды). Голосование происходит в масштабе всœей страны в рамках единого общенационального округа;

· система с региональными партийными списками предполагает формирование нескольких округов (Австрия, Греция, Испания, Скандинавские страны и др.);

· система с закрытым списком: избиратель голосует за партию и не может выразить свое предпочтение отдельным кандидатом, внесенным в партийный список. Кандидаты в партийном списке располагаются в порядке убывающей важности, и те, что расположены в конце списка, имеют меньшие шансы на победу;

· система с открытым списком позволяет голосовать за партию и выражать предпочтение кому-то из ее кандидатов, ᴛ.ᴇ. избиратели могут изменить расположение кандидатов в списке (преференцированное голосование). Делается это различными способами : избиратель ставит крестик напротив фамилий кандидатов, которых он хотел бы видеть (Бельгия); вписывает фамилии кандидатов в бюллетень (Италия); ранжирует кандидатов по степени предпочтения (Швейцария, Люксембург) и др.

Идеальной избирательной системы не существует. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки.

Сторонники использования традиционных разновидностей мажоритарной системы голосования среди главных ее достоинств выделяют следующие :

· непосредственная связь между избирателями и кандидатом в депутаты;

· отсеивает из органов власти мелкие по своему влиянию партии;

· формирует парламентское большинство;

· способствует установлению стабильной двухпартийной системы;

· приводит к формированию однопартийного, но эффективного и стабильного правительства.

К существенным недостаткам мажоритарной системы ее критики относят следующие моменты:

· не отражает реальной расстановки политических сил в стране и не обеспечивает их адекватного представительства в парламенте. В первую очередь это распространяется на систему голосования в один тур, когда выигравшей стороной является кандидат, набравший менее половины голосов из числа участвующих в выборах. Но даже если одна сторона набирает 52%, проблема сохраняется - 48% избирателœей будут лишены представительства. Бывают случаи, когда "пропадают" до 2/3 голосов, поданных за непрошедших кандидатов. Подобная ситуация может выступать источником потенциальных политических конфликтов и способствовать активизации непарламентских методов борьбы со стороны проигравшей стороны;

· порождает диспропорции между набранными голосами и полученными мандатами. К примеру, в 1997 ᴦ. на парламентских выборах в Великобритании лейбористы получили 64% мандатов, при этом за них проголосовало лишь 44% избирателœей, консерваторы получили соответственно 31% голосов и 25% мандатов, а либеральные демократы – 17% голосов и всœего 7% мест;

· возможность преобладания региональных (местных) интересов над общенациональными интересами;

· приводит к удорожанию избирательного процесса при крайне важно сти проведения второго тура.

К положительным моментам пропорциональной системы выборов относят следующие:

· обеспечивает более адекватное представительство политических сил;

· позволяет обеспечить представительство меньшинствам (к примеру, этническим, религиозным);

· стимулирует создание партий и развитие политического плюрализма.

При этом у пропорциональной системы есть слабые стороны :

· слабая связь кандидата в депутаты с избирателями;

· зависимость депутата от партийной фракции в парламенте;

· порождает большое число соперничающих фракций в парламенте, что отрицательно влияет на стабильность работы последнего;

· способствует формированию (при парламентской и смешанной формах правления) коалиционных правительств, которые иногда бывают менее эффективными и стабильными, чем однопартийные правительства;

· потенциально увеличивает влияние партийной элиты при формировании избирательных списков, особенно если используется система с закрытым списком.

В ряде стран (Германия, Болгария) пытаются найти компромисс между двумя системами выборов и используют различные варианты смешанной системы , которая предполагает сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем.

К примеру, в России при выборах в Государственную Думу половина депутатов (225 человек) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а вторая половина - на базе системы пропорционального представительства политических партий по общефедеральному избирательному округу. Используется система закрытого списка.

В политологии активно обсуждается вопрос о влиянии систем голосования на конфигурацию партийной системы страны и характер межпартийных взаимоотношений.

Западный политолог Р. Кац, проведя исследования в Великобритании, Ирландии и Италии, пришел к следующим выводам :

· пропорциональное представительство способствует проявлению со стороны партий более идеологизированных и радикальных позиций по политическим вопросам , чем в условиях системы относительного большинства;

· в двухпартийных системах идеологические позиции партий постепенно сближаются;

· партии, конкурирующие в малых округах, будут по преимуществу ориентироваться на персоналии лидера и патронаж, а партии, конкурирующие в больших округах, будут склонны к проблемной ориентации.

Французский политолог М. Дюверже вывел закономерность, которая получила название " закона Дюверже ". Согласно этому закону, мажоритарная система относительного большинства способствует становлению двухпартийной системы (чередование двух крупных партий у власти). Объясняется это тем, что избиратели будут стремиться к "полезному" ( стратегическому ) голосованию, ᴛ.ᴇ. голосованию за крупные партии, имеющие шансы на успех, понимая, что голоса, поданные за мелкие партии, "пропадут". В этом проявляется своеобразный "психологический эффект" избирательной системы. Мелкие партии либо обречены на постоянное поражение, либо вынуждены объединяться с одной из партий - партий "фаворитов". Мажоритарная система в два тура благоприятствует появлению многочисленных и относительно стабильных партий, зависящих друг от друга. Пропорциональное представительство способствует формированию многопартийности, состоящей из самостоятельных и стабильных партий с жесткой структурой. Подмеченная Дюверже закономерность не является абсолютной и предполагает исключения.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно сделать следующие выводы:

1. Избирательная система - ϶ᴛᴏ совокупность избирательных процедур, предусмотренных законом и связанных с формированием органов власти.

2. Избирательная система функционирует на принципах всœеобщности, равенства и тайного голосования. При этом избирательным законодательством предусмотренный ценз осœедлости и возрастной ценз. Возрастной ценз разный для активного (право выбирать) и пассивного (право быть избранным) избирательного права. Кроме этого, в некоторых странах (Австрия, Бельгия, Нидерланды) предусмотренное обязательное голосование.

3. Избирательные системы разделяются на три базовых типа: мажоритарную, пропорциональную, смешанную.

Типы избирательных систем - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Типы избирательных систем" 2017, 2018.

С одной стороны, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений , связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система включает в себя два основных элемента:

  • теоретический (избирательное право);
  • практический (избирательный процесс).

Избирательное право — это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

  • назначение выборов;
  • организация избирательных округов, районов, участков;
  • формирование избирательных комиссий;
  • регистрация избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
  • предвыборная борьба; о проведение голосования;
  • подсчет голосов и определение результатов голосования.

Принципы демократических выборов

Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов.

Особенности избирательной системы Российской Федерации

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Для того чтобы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Виды избирательных систем

Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, который зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.

По этому признаку выделяют три основных типа избирательных систем:

  • мажоритарную;
  • пропорциональную;
  • смешанную.

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп , активизировать участие граждан в выборах и в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем

Мажоритарная избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная , при которой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент своих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в том числе экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, которые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.

Смешанная избирательная система

В настоящее время многие страны применяют смешанные системы , сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некоторые организации ( , партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов . Она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.

Избирательные системы представляют собой главный демократический механизм образования власти. Формирование этого механизма происходило в течение достаточно длительного времени.

Избирательные системы - это специфические политические институты. Они связаны с устройством выборов. Избирательные системы предусматривают определенные способы осуществления голосования и определения итогов. Кроме того, они связаны и с распределением между партиями депутатских мест.

Все избирательные системы включают в себя определенные компоненты. Среди них следует отметить:

  1. Этот элемент отражает систему норм права о порядке выборов. Это (в узком смысле) политическая возможность гражданина избирать и быть избранным. В широком смысле это понятие отражает содержание соответствующих законов и прочих актов.
  2. Избирательный процесс. Данный элемент характеризует комплекс действий, которые совершаются при выборах.

В избирательном процессе предусмотрены особые стадии:

  1. Подготовительная. По ходу этого этапа осуществляется регистрация и учет голосующих, назначение даты голосования.
  2. Регистрация, выдвижение кандидатов.
  3. Финансирование выборов,
  4. Голосование, определение результатов.

Избирательное право в условиях предусматривает обязательное исполнение некоторых принципов. К ним в частности относят:

  1. Равенство. Этот принцип указывает на наличие равных прав у всех депутатов в процессе выборов, равные финансовые и другие возможности. При этом каждый избиратель одинаково воздействует на результат голосования в целом.
  2. Всеобщность. Этот принцип указывает на наличие у каждого возможности участвовать в выборах и быть выбранным. Избирательная система России предусматривает два ценза - возрастной и ценз гражданства. Так, в выборах как избиратели могут участвовать граждане с восемнадцати лет, а в качестве избираемых - с двадцати одного года. Прочие ограничения (по имущественному статусу, половому или образовательному признаку) практически нигде в мире не действуют.
  3. Тайное голосование. Этот принцип указывает на право избирателя не сообщать о своем выборе. Таким образом, обеспечивается возможность свободно изъявлять свою волю и исключается давление на избирателя.
  4. Непосредственность. Этот принцип указывает на то, что гражданин отдает свой голос непосредственно за депутата, а не за лицо (выборщика), которое впоследствии будет отдавать свой голос за кандидата. Избирательная система США, однако, данный принцип не предусматривает в процессе выборов президента страны.
  5. Состязательность. Данный принцип отражает наличие альтернативы в процессе голосования. Избиратель при этом имеет право на выбор. Кроме того, никто не может создавать препятствий для других кандидатов к участию в голосовании.
  6. Гласность. Этот принцип указывает на возможность общественности обеспечивать контроль над проведением выборов. Проявляется этот принцип в присутствии на участках независимых наблюдателей.
  7. Свобода выборов. Речь, в данном случае, идет о добровольном участии гражданина в избирательном процессе. При этом никто не может оказать на человека давления.
  8. Ограниченность срока выборов. Этот принцип указывает на то, что нельзя отложить либо перенести, если для этого не установлены веские причины, соответствующие законодательству.

К основным типам избирательных систем относят:

  1. Мажоритарную. В данном случае действует принцип "большинства". Избранным становится кандидат, за которого отдано наибольшее количество голосов.
  2. Систему относительного большинства. В данном случае избранным считается депутат, который набрал простое большинство. При этом для победы может быть достаточно меньше половины голосов.
  3. Абсолютного большинства. В данном случае избранным считается депутат, который набрал пятьдесят процентов плюс еще один голос. Такая система характерна для России и Франции.
  4. Пропорциональную. Данная система предусматривает, что каждая выдвигаемая партия получает количество мандатов, которое пропорционально поданным за нее голосам на выборах.
  5. Смешанную (мажоритарно-пропорциональную) систему. При распределении мандатов в данном случае используются элементы мажоритарных и пропорциональных выборов.

Таким образом, становится ясно, что типов избирательных систем достаточно много. И разбираться в этом вопросе должны не только политики, но и обычные граждане.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВЫБОРОВ

Если принять за исходное основание классификации разделение властей , то можно выделить выборы в законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Выборы в законодательные органы власти – парламенты, собрания представителей, думы и т.п. характерны для большинства стран с демократической системой. В них же используется и принцип выборности руководителей исполнительной власти: губернаторов и президента в США, президента и префектов во Франции, президента федерации, президентов автономных республик и глав областей в России. В некоторых странах принцип выборности используется для отбора представителей судебной власти: судей, судебных заседателей, присяжных поверенных. Но часто их выборы заменяются назначением, иногда пожизненным, чтобы обеспечить независимость и политическую неуязвимость судей.

В соответствии с территориальным представительством можно выделить выборы в государственные (федеральные) органы власти (парламент, президент); в региональные органы власти (губернаторы, депутаты земельных, краевых, областных и других территориальных органов власти); выборы в местные (муниципальные) органы власти или органы местного самоуправления (бургомистры, мэры, главы администраций, депутаты собраний, дум, советов и т.д.). Выборы депутатов в международные органы, например, в Европарламент являются одной из разновидностей территориального представительства.

В научной литературе термин "избирательная система", в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.

В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Очевидно, что избирательная система в таком широком смысле регулируется не только правовыми нормами. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.

Однако людей больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).



Некоторые авторы, справедливо отмечая, что каждое понятие должно употребляться только в одном смысле, предлагают отказаться от использования термина "избирательная система" в узком смысле, заменив его на "способ определения результатов голосования". Однако, представляется, что такая замена не оправданна. Ведь это понятие не сводится только к способу определения результатов голосования, а в действительности представляет систему важнейших юридических норм. Кроме того, данный термин принят в зарубежной литературе , и отказ от него осложнит взаимопонимание российских и зарубежных правоведов.

Если попытаться дать определение термину «избирательная система», абстрагируясь от ее значения в узком или широком смысле, то, по-видимому, под избирательной системой следует понимать совокупность правил, приемов, процедур, процессов и институтов, обеспечивающих легитимное формирование выборных органов государственной власти и местного самоуправления на основе адекватного представительства многообразных интересов гражданского общества.

Несомненно, что избирательная система, как составная часть политической системы, сама подобно любой системе подразделяется на структурные компоненты, из которых в качестве наиболее общих выделяются избирательное право - теоретико-юридический компонент и избирательная процедура (или избирательный процесс) -компонент практически-организационный.

Избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так и в качестве избираемого (пассивное избирательное право).

Избирательная процедура составляет практически-организационную часть избирательной системы. Она включает в себя мероприятия государства по организации и проведению выборов, а именно: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.

В отличии от многих зарубежных конституций, Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве.

Существующие в настоящее время избирательные системы при всей их пестроте и многообразии могут быть сведены к трем типам:

Мажоритарные;

Пропорциональные;

Смешанного представительства.

Каждая избирательная система во многом обусловлена существующей в той или иной стране политический системой.

Мажоритарная система (от фр.majorite – большинство) в настоящее время действует в Великобритании, США, Канаде, Ирландии, Франции, Японии. При мажоритарной системе выигравшим считается тот кандидат или список кандидатов, который набрал установленное законом большинство голосов. В современных государствах применяются мажоритарные системы

А) абсолютного большинства (Ирландия, Австралия);

Б) относительного большинства (США, Великобритания, Индия).

При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается тот, кто получил абсолютное (или простое) большинство голосов (т.е.50% + 1 голос) от общего числа поданных и признанных действительными голосов. Если ни один из кандидатов не набрал положенного количества голосов, проводится перебаллотировка, причем, в списке остаются 2 кандидата, набравшие наибольшее количество голосов, или проводится второй тур голосования, результаты которого могут определяться по другой системе. Причем, в промежутке между турами несколько партий могут объединиться вокруг одного кандидата и создать единый предвыборный блок. В условиях многопартийности решающим, при такой системе, является второй тур.

При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. При этой системе нередко большинство в парламенте получает партия, не располагающая поддержкой большинства избирателей. Например, представим, что 5 тыс. избирателей должны выбрать одного из пяти кандидатов. Допустим, что голоса распределятся таким образом: 2000-1500-1000-450-50. Избранным будет признан первый кандидат, несмотря на то, что против него голосовало большинство избирателей (3000 чел.). Существует редко применяемый вид мажоритарной системы – квалифицированного большинства. Для победы необходимо набрать 2/3, ¾ от общего числа поданных голосов.

В зависимости от числа депутатов, избираемых от каждого округа, различаются мажоритарные униноминальные, или одномандатные (1 депутат от округа) системы и полиноминальные, или многомандатные (несколько депутатов от округа).

Главное достоинство мажоритарной избирательной системы – учет мнения большинства избирателей определенного округа, недостаток – неучет мнения большинства в целом, при специфическом формировании избирательных округов.

Таким образом, главной проблемой при выборах по мажоритарной системе является формирование избирательных округов. Существуют детальные процедуры, иногда законодательно оформленные, предписывающие соблюдать целостность округов и другие правила относительно их геометрии и границ, сводящиеся к следующим критериям:

1. Конситуционные а) равенство округов по населению; б) равенство возможностей быть представленными на выборах (недопущение нарезок с целью дискриминации отдельных групп);

2. Географические компактность территории округов и их территориальная целостность;

3. Политико-географические критерии : соблюдение, по возможности, границ политико-административных единиц, отражающих территориальную организацию общества;

4. Политические : а) преемственность окружных сеток после ревизии в результате пересмотра по данным переписи населения, минимизация вносимых изменений; б) «внепартийность» округов, т.е. недопущение нарезки округов в интересах партии, стоящей у власти.

Если эти критерии вступают в противоречие друг с другом, предпочтение отдаются конституционным и географическим критериям.

Подобные правила важны, так как нарезка округов может стать эффективным способом манипулирования голосами избирателей. Если хорошо знать размещение различных социальных групп , то есть политическую географию общества, то можно нарезать сетку округов так, чтобы кардинально сократить политическое влияние одних групп на результаты выборов, в угоду другим группам. Подобные манипуляции получили название «джерремидеринг» – по имени губернатора штата Массачусетс Э.Джерри, который в начале ХIХ в. причудливо выкраивал округа для обеспечения победы своих сторонников.

В качестве преимущества мажоритарной избирательной системы можно назвать возникновение между депутатами и избирателями прочных, непосредственных связей, часто имеющих личностный характер. Добросовестный депутат хорошо знает свой округ, проблемы и интересы его жителей. Избиратели имеют достаточно полное представление о кандидате, его политических взглядах , поведении. Мажоритарная избирательная система укрепляет позиции наиболее сильного политического течения, создает условия для возникновения устойчивой расстановки сил в законодательных органах , способствуя вытеснению из парламентских структур мелких и средних по влиянию партий, стимулируя сознание двух- или двухпартийных модифицированных систем.

К недостаткам мажоритарной избирательной системы относится то, что она, зачастую, не отражает реальную расстановку социально-политических сил в стране. Некоторые влиятельные политические партии и организации вытесняются за пределы парламента, что может приводить к активизации внепарламентских методов политической борьбы. Таким образом, создается возможность для доминирования в поведении политических субъектов частных интересов в ущерб общенациональным; ослабляется значение парламента и правительства, как общенациональных органов.

Пропорциональная система представительства – это порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с количеством полученных ими голосов. Пропорциональная система имеет следующие модификации:

· пропорциональная система на общенациональном уровне, когда избирательные округа не вычленяются, и избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны;

· пропорциональная система в многомандатных округах, когда избиратели голосуют за представителей партии в масштабах округа, при этом места в парламенте распределяются в зависимости от влияния партии в округе.

При этой системе создаются большие избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает свой голос за список соответствующей партии. Для определения результатов голосования устанавливается так называемый избирательный метр или квота, то есть минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. Распределение внутри партийного списка осуществляется в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке (так называемые связанные списки).

Пропорциональная система лишена недостатков мажоритарной, и позволяет в большей мере учитывать мнения избирателей в целом по стране. В результате при принятии парламентских решений в большей мере учитываются интересы отдельных социальных и политических групп. Пропорциональная система способствует созданию эффективных обратных связей между гражданским общество и государством, стимулируя развитие плюрализма в политической системе. Однако и она искажает волеизъявление граждан, особенно при большом количестве избирательных объединения, или малочисленных органах государственной власти. Отрицательным качеством пропорциональной системы является и то, что списки кандидатов составляются иногда административно-канцелярским путем, что усиливает зависимость кандидатов от партийных аппаратов. Появляется возможность бюрократических решений и махинаций, подрывающих доверие населения к представительным органам и политическим партиям. Отсутствие доминирующей политической партии делает неизбежным появление коалиции партий. Их политические программы страдают неопределенностью, так как создаются на основе компромиссов партий с различными целевыми установками. Такие компромиссы непрочны, следовательно, действия правительства могут быть непоследовательными и противоречивыми. Может возникнуть парламентская нестабильность.

Для преодоления недостатков мажоритарной и пропорциональной избирательных систем создаются разного рода смешанные избирательные системы. В масштабе страны создается система, при которой часть депутатских мандатов завоевывается на основе принципов мажоритарной системы, а другая часть – распределяется в зависимости от голосования по партийным спискам. Например, в ФРГ половину депутатов бундестага выбирают по мажоритарной системе, половину – по пропорциональной. Каждый избиратель имеет два голоса. Первый он подает за кандидата, второй – за тот или иной партийный список. Подсчет голосов производится раздельно. Точно так же проводились выборы в Государственную Думу Российской Федерации. 225 депутатов проходят по одномандатным мажоритарным округам, 225 – по партийным спискам.

С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %. Новые правила были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Госдуму.

При смешанной избирательной системе избирательное законодательство определяет нижний предел для ограничения представительства мелких партий. Например, и у нас, и в ФРГ партии, набравшие менее 5% голосов избирателей в целом по стране в парламент не проходят.

ТИПЫ ВОТИРОВАНИЯ .

Избирательное право предполагает определение типа голосования (вотирования) в ходе выборов, т.е. регламентацию основной процедуры избирательной кампании. Существует три основные типов вотирования:

1. Альтернативное : у активного избирателя один голос, который он может отдать за или против определенного кандидата или избирательное объединение (партию).

2. Коммулятивное : у избирателей число голосов больше, чем количество зарегистрированных кандидатов. Он имеет право отдать все свои голоса одному кандидату (блоку, партии) или распределить их в определенной пропорции согласно своим симпатиям.

3. Лимитированное : предполагает наличие у избирателя меньшего количества голосов, чем зарегистрировано кандидатов. Избиратель имеет те же права, что и при коммулятивном голосовании. Иногда используется так называемое преференциальное голосование (от лат.praefero – предпочитаю). Тогда избиратель проставляет в бюллетене свои предпочтения, указывая их цифрами 1,2,3 и т.д. кого он желает видеть в первую очередь, кого во вторую и т.д. При определении результатов голосования подсчитываются первоначально голоса, полученные кандидатами при первой преференции и т.д. Такое голосование при мажоритарной системе абсолютного большинства обеспечивает результативность выборов и исключает необходимость проведения второго тура или перебаллотировки. При пропорциональной системе это помогает определить тех кандидатов партийного списка, которые получают право на мандат (в Австрии, Финляндии).

заданные результаты.

просмотров