Презентация на тему рахманинов сергей васильевич. Презентация по музыке на тему "сергей васильевич рахманинов"
Слайд 2
Родился 1 апреля 1873 г. в усадьбе Семенове Новгородской губернии в дворянской семье. В 1882 г. Рахманиновы перебрались в Петербург. В том же году Сергей поступил в консерваторию. С осени 1886 г. он стал одним из лучших учеников и получил стипендию имени Н. Г. Рубинштейна. На заключительном экзамене по гармонии П. И. Чайковскому так понравились сочинённые Рахманиновым прелюдии, что он поставил пятёрку, окружённую четырьмя плюсами.
Слайд 3
Знаменательным событием в истории русской музыки стал приход Рахманинова осенью 1904 г. в Большой театр на пост дирижёра и руководителя русского репертуара. После двух сезонов Рахманинов ушёл из театра и поселился сначала в Италии, а затем в Дрездене.
Весной 1899 г. Рахманинов закончил знаменитый Второй концерт для фортепиано с оркестром; в 1904 г. композитору была присуждена за него Глинкинская премия.
Слайд 4
Вскоре после революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной (урождённой Сатиной, из рода Рюриковичей, утративших княжеский титул) и дочерьми покинул Россию. Он не предполагал, что покидает страну навсегда. После гастролей по Скандинавии Рахманинов прибыл в Нью-Йорк.
Слайд 5
В эмиграции
Слайд 6
В 20-х годах прошлого века переехали в Дрезден родственники семьи Рахманиновых - родители его жены Сатины, и с 1922 по 1939 год Рахманинов ежегодно бывал у них в гостях, приезжая из Америки вместе с женой и дочерьми, готовясь к турне по миру. А в 1924 году Ирина, дочь Сергея Васильевича, венчалась с князем Петром Волконским в Дрезденской православной церкви преподобного Симеона Дивногорца.
Слайд 7
Несколько лет жил в селе Веггис, точнее в деревни Хертенштейн, где построил дом - виллу "Сенар". Выступал с концертами на люцернском фестивале. Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, - Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.
Cлайд 1
«Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка… Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, -это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце.»Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Сергея
Васильевича
Рахманинов
Сергей Васильевич Рахманинов уже столетие звучит это имя в мире музыки.
СергейВасильевич
Рахманинов
уже столетие
звучит это имя
в мире музыки.
(1873 – 1943)
Композитор, пианист, дирижер он был одним из наиболее ярких выразителей духовной сути своего времени. Творческий облик Рахманинова мног
Композитор, пианист,дирижер он был одним из
наиболее ярких выразителей
духовной сути своего
времени.
Творческий облик
ОГЛАВЛЕНИЕ
Семья
Годы учения в консерватории
Первые творческие успехи
Самостоятельная жизнь
Педагогическая работа
Дирижерская деятельность
Композиторская деятельность
Мировая война (1914 1918)
Революции 1917 года
Эмиграция
Список произведений
Последние годы жизни
Сергей Рахманинов родился в Старорусском уезде Новгородской губернии 20 марта 1873 г. в дворянской семье с давними музыкальными традициями.
СемьяСергей Рахманинов родился
в Старорусском уезде
Новгородской губернии
20 марта 1873 г. в дворянской
семье с давними
музыкальными традициями.
Его дед Аркадий
Александрович Рахманинов
(1808 1881), был известен
как автор салонных романсов.
Первые уроки музыки
будущий композитор получил
у матери уже в четырехлетнем
В 9 лет мальчика отдали учиться в Петербургскую консерваторию. В 1885 переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории, где занима
Годы учения в консерватории(1882 – 1892)
В 9 лет мальчика отдали
учиться в Петербургскую
консерваторию.
В 1885 переехал в Москву и стал
студентом Московской
консерватории, где занимался
у педагогов Н.С. Зверева,
А.И. Зилоти (фор-но), А.С. Аренского
(композиция), С.И.Танеева.
Среди произведений, написанных
в годы учебы, Концерт № 1 для
фортепиано с оркестром, романсы,
пьесы
В 1891 Рахманинов окончил
консерваторию с большой золотой
медалью как пианист, а в 1892 как
композитор.
Дипломной работой Рахманинова
Громадные успехи Рахманинова и по классу фортепиано, и по теории с каждым годом все ярче выделяли его среди учеников. Его выступления стан
Первые творческиеуспехи
Громадные успехи
Рахманинова и по классу
фортепиано, и по теории с
каждым годом все ярче
выделяли его среди
учеников.
Его выступления
становились событиями в
музыкальной жизни
консерватории и не
оставляли сомнения в его
артистическом будущем.
С 1890-х годов начинается самостоятельная жизнь С.В. Рахманинова. Он зарабатывает себе на жизнь уроками фортепиано и теорией музыки. 30 январ
Самостоятельная жизньС 1890-х годов начинается самостоятельная
жизнь С.В. Рахманинова. Он зарабатывает себе на
жизнь уроками фортепиано и теорией музыки.
30 января 1892 года, он дает свой первый
концерт, в котором выступает как пианист и как
автор ряда произведений. Сезон 1982 93 гг. стал
началом артистического пути Рахманинова. Он
выступает в концертах в Москве, Харькове и
других городах.
Смерть П.И. Чайковского 25 октября 1893 года
была большим ударом для Рахманинова. Он пишет
Элегическое трио, посвятив его
памяти
Начало
Третьего концерта
для фортепиано с оркестром
Чайковского.
С весны 1894 года Рахманинов начинает педагогическую работу в Мариинском женском училище и Елизаветинском институте. Крупнейшим созданием
Педагогическая работаС весны 1894 года Рахманинов
начинает педагогическую работу в
Мариинском женском училище и
Елизаветинском институте.
Крупнейшим созданием
молодого композитора является
Первая симфония, написанная в
1895 97 гг.
Однако необычность симфонии
и ее неудачное исполнение
А.К. Глазуновым привели к провалу,
который тяжело переживался
автором.
Большое значение в это время
имела для композитора моральная
поддержка
и забота близких ему людей.
С 1897 года начинается дирижерская деятельность Рахманинова на посту второго капельмейстера оперного театра С.И. Мамонтова. В мамонтовско
Дирижерскаядеятельность
С 1897 года начинается дирижерская деятельность
Рахманинова на посту второго капельмейстера оперного театра
С.И. Мамонтова. В мамонтовском театре произошла встреча
Рахманинова с Ф.И. Шаляпиным, с которым композитор
поддерживал дружеские отношения всю жизнь. Летом
1898 года Рахманинов с артистами Русской частной оперы
приезжает в Крым, где встречается с А.П. Чеховым.
Весной 1899 года состоялась первая концертная поездка
С.В. Рахманинова за границу в Англию. На первые годы нового
столетия приходится начало новой главы в летописи жизни и
творчества Рахманинова. Великий музыкант испытывает
мощный прилив творческих сил, наступает расцвет его
гениального таланта композитора, пианиста, дирижера.
Рахманинов создает новые произведения, выступает в
концертах в Вене, Москве, Петербурге и провинции, с 1904 года
занимает пост капельмейстера Большого театра.
В связи с частыми концертными выступлениями и дирижерской деятельностью творческая деятельность Рахманинова сокращается. Борьба между т
В связи с частыми концертными выступлениями идирижерской деятельностью творческая деятельность
Рахманинова сокращается. Борьба между тремя
специальностями красной нитью проходит через всю его
музыкальную жизнь.
В 1902 году Рахманинов женится на своей двоюродной
сестре Н.А. Сатиной и отправляется в свадебную поездку в
Италию, Швейцарию, Германию. По возвращению он
на несколько месяцев останавливается в Ивановке.
14 марта 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь
Ирина, а 21 июня 1907 года Татьяна.
События 1905 года заставляют Рахманинова несколько
раз выступать в печати в поддержку демократических
реформ.
Тема первой части второго концерта
Начиная с 1906 года, Рахманинов, порвав с театром, проводит три зимы в Дрездене. Посвятив большую часть времени композиторской деятельности,
Композиторская деятельностьНачиная с 1906 года, Рахманинов, порвав с театром,
проводит три зимы в Дрездене. Посвятив большую часть
времени композиторской деятельности, он все же дает
концерты и в Европе, и в России как дирижер и как пианист.
Осенью 1909 года Рахманинов впервые посещает Америку,
где выступает в сольных и симфонических концертах. На пороге
1910-х годов в творчестве С.В. Рахманинова находят отражение
ощущения назревавших внутренних сдвигов в русской жизни.
В произведениях этих лет усложняется, становится более
напряженным их эмоционально-образный строй, усиливается
интеллектуальное начало.
Кроме плодотворной композиторской деятельности и частых
выступлений в концертах, Рахманинов принимает деятельное
участие в Российском музыкальном издательстве.
Разразившуюся мировую войну 1914 1918 гг. Рахманинов воспринимает как тяжелейшее испытание для России. С первого же "военного сезона" Серг
Мировая война (19141918)
Разразившуюся мировую
войну 1914 1918 гг.
Рахманинов воспринимает
как тяжелейшее испытание
для России.
С первого же "военного
сезона" Сергей Васильевич
стал постоянно участвовать
в благотворительных
концертах.
В то же время он проводит
серию концертов в память
А.Н. Скрябина.
Февральская революция 1917 года была радостным событием для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости сменилось тревогой, которая все на
Революции 1917 годаФевральская революция 1917 года была радостным
событием для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости
сменилось тревогой, которая все нарастала в связи
с развертывающимися событиями.
Октябрьская революция была встречена композитором
с тревогой. По его мнению, в связи с ломкой всего строя,
артистическая деятельность в России могла прекратить свое
существование на многие годы. Поэтому, в декабре 1917 года,
выехав на гастроли в Швецию, вместе с семьей, С.В. Рахманинов
уже больше не возвращался в Россию.
В течение нескольких месяцев Рахманинов концертировал в
Скандинавии, обосновавшись с семьей в Дании. В
ноябре 1918 года Рахманиновы переехали в Америку
и поселились в Нью-Йорке.
Расставание с Родиной стало трагическим фактом биографии Рахманинова и на 8 лет прервало его композиторскую деятельность. Давая концерты
ЭмиграцияРасставание с Родиной стало трагическим фактом биографии
Рахманинова и на 8 лет прервало его композиторскую деятельность.
Давая концерты в Америке и в Европе, Рахманинов достиг прочного
артистического и материального благополучия, но не обрел
утраченного при отъезде из России душевного покоя.
В течение многих лет он оказывал помощь сотоварищам по
профессии, проводил благотворительные концерты.
В 1926 году С.В. Рахманинов вернулся к композиторской
деятельности. Усиленная, непрекращающаяся работа Сергея
Васильевича начинала отражаться на его здоровье, но несмотря на
это он не прекращал своей концертной деятельности.
В 1930 году С.В. Рахманинов приобретает участок земли в
Швейцарии. С весны 1934 года Рахманиновы прочно обосновываются в
этом имении, которое было названо "Сенар" и напоминало
композитору об Ивановке.
Здесь он прожил творчески плодотворную пору своей зарубежной
жизни.
В 1941 году, переживая за судьбу своей Родины, С.В. Рахманинов проводит концерт, весь сбор которого передает русскому генеральному консулу. П
В 1941 году, переживая за судьбу своей Родины, С.В. Рахманиновпроводит концерт, весь сбор которого передает русскому
генеральному консулу.
Последний концертный сезон, несмотря на плохое самочувствие,
Рахманинов начинает 12 октября 1942 года.
17 февраля 1943 года состоялся
его последний концерт,
после которого, из-за болезни, Рахманинов
вынужден был
прервать турне. Рахманинов один из крупнейших
музыкантов рубежа XIX XX вв. Его искусство отличает жизненная
правдивость, демократическая направленность, искренность
и эмоциональная полнота художественного высказывания. Он
следовал
лучшим традициям музыкальной классики, прежде
всего русской.
Обострённое лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных
потрясений связано у Рахманинова с воплощением образов
родины. Он
был проникновенным певцом русской
природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы
непримиримого протеста и тихо-упоённое созерцание, трепетная
насторожённость и волевая решимость,
мрачный
трагизм и восторженная гимничность.
Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым мелодическим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности зна
Музыка Рахманинова,обладающая неистощимым
мелодическим богатством,
впитала русские народнопесенные истоки и некоторые
особенности знаменного распева.
Тема родины, центральная
в зрелом творчестве
Рахманинова,
с наибольшей полнотой
воплотилась
в его крупных инструментальных
произведениях, особенно во 2-м и
3-м фортепьянных концертах.
Имя Рахманинова как
пианиста стоит в одном ряду с
именами
Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна.
Рахманинов был также одним
из крупнейших оперных и
симфонических дирижёров своего
времени.
Список произведений
Оперы – Алеко (1893, Москва)Скупой рыцарь
Франческа да Римини (обе – 1904, постановка 1906, Москва) для
солистов, хора и оркестра – кантата Весна (1902),
поэма Колокола (1913)
для оркестра – 3 симфонии (1895, 1907, 1936), фантазия Утёс
(1893), Остров мёртвых (1909), Симфонические танцы (1940) и
др.
для фортепиано с оркестром – 4 концерта (1891, 2-я редакция
1917; 1901; 1909; 1926, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему
Паганини (1934); камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч.
Элегическое трио (Памяти великого художника, 1893)
для фортепиано – сонаты, музыкальные моменты, этюдыкартины, прелюдии и др.
2 сюиты для 2 фортепиано
хоры (с оркестром, с фортепиано)
хоры a cappella – Литургия Иоанна Златоуста
Всенощное бдение
романсы
транскрипции и переложения.
Сергей Васильевич умер 28 марта 1943 г. в час ночи, не дожив
нескольких дней до своего семидесятилетия. Последние переживания
композитора были связаны с известиями о ходе боев советской армии с
войсками фашистской Германии. Утраченная родина жила в его сердце
как самая большая, дающая творческие силы любовь.
Памятник С.В. Рахманинову в Москве
«Чувствую себя призраком,
который одиноко бродит в чужом
ему мире...»
С.В.Рахманинов
Описание слайда:
Список сочинений оперы-Алеко (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", 1892, Большой театр), Скупой рыцарь (на текст Пушкина, ор. 24, 1904; поставлена 1906, Большой театр), Франческа да Римини (либретто М. И. Чайковского по 5-й песне "Ада" из "Божественной комедии" Данте, ор. 25, 1904; поставлена 1906, Большой театр); для солистов, хора и оркестра-кантата Весна (на текст стихотворения Н. А. Некрасова "Зелёный шум", ор. 20, 1902), поэма Колокола (на слова Э. По в переводе К. Д. Бальмонта, ор. 35, 1913); для оркестра-3 симфонии (d-moll, ор. 13, 1895; e-moll, op. 27, 1906-07; a-moll, op. 44, 1935-36), фантазия Утёс (по стихотворению M. Ю. Лермонтова, ор. 7, 1893), Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894), симфоническая поэма Остров мёртвых (по картине А. Бёклина, ор. 29, 1909), Симфонические танцы, ор. 45 (1940); для фортепиано с оркестром-4 концерта (fis-moll, ор. 1, 1890-91, 2-я редакция 1917; c-moll, op. 18, 1901; d-moll, op. 30, 1909; g-moll, op. 40, 1914-26, 2-я редакция 1929, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини, ор. 43 (1934); камерно-инструментальные ансамбли-Романс и Венгерский танец для скрипки и фортепиано, ор. 6 (№ 1 и 2, 1893), Прелюдия и Восточный танец, ор. 2 (№1 и 2, 1892) и соната g-moll, ор. 19 (1901) для виолончели и фортепиано. Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Памяти великого художника, d-moll, ор. 9, 1893); для фортепиано-2 сонаты (d-moll, ор. 28, 1906-07; b-moll, op. 36, 1913, 2-я редакция 1931), Вариации на тему Шопена, ор, 22 (1902), Вариации на тему Корелли, ор. 42 (1931), Пьесы-фантазии (1892), Салонные пьесы (1893-94), 6 музыкальных моментов, ор. 16 (1896), 10 прелюдий, ор. 23 (1902), 13 прелюдий, op. 32 (1910), 6 Этюдов-картин, op. 33 (1911), 9 Этюдов-картин, op. 39 (1916-17), Bocточный эскиз (1917), Осколки (Fragments, 1917); для фортепиано в 4 руки-6 пьес, ор. II (1894); для 2 фортепиано-2 сюиты (1-я- Фантазия, ор. 5, 1892; 2-я op. 17, 1900-01); для хора с оркестром-Три русские песни, ор. 41 (1926); для голоса с фортепиано-6 романсов, ор. 4 (1891-93), 6 романсов на слова А. Н. Плещеева, ор. 8 (1893), 12 романсов, ор. 14 (1896), 12 романсов, op. 21 (1902), 15 романсов, op. 26 (1906), Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова (1908), 14 романсов, ор. 34 (1912), Из Евангелия от Иоанна (1915), 5 романсов, ор. 38 (1916); транскрипции и переложения (для фортепиано)-своих романсов Сирень (издано 1941) и Маргаритки (издано 1940), сочинений других авторов-Ж. Бизе. Менуэт из музыки к драме А. Доде "Арлезианка" (1903), M. П. Мусоргский. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка" (издано 1921), Ф. Крейслер. Вальс "Муки любви" (издано 1926) и вальс "Радость любви" (издано 1943), Н. А. Римский-Корсаков, "Полёт шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" (издано 1931), И. С. Бах. Прелюдия, гавот и жига из сюиты E-dur для скрипки соло (издано 1933 и 1941), Ф, Мендельсон. Скерцо из музыки к пьесе У. Шекспира "Сон в летнюю ночь" (издано 1938), П. И. Чайковский. "Колыбельная" на слова А. Н. Майкова (изд. 1941), балет "Спящая красавица" (для фортепиано в 4 руки); юношеские сочинения (не изданные автором)-1-я часть симфонии (1891), симфоническая поэма Князь Ростислав (по стихотворению А. К. Толстого, 1891), Andante и скерцо для струнного квартета (1889), Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели g-moll, 1-я часть (1892), 3 ноктюрна для фортепиано (1887-88), 4 пьесы для фортепиано (1889), 2 пьесы для фортепиано в 6 рук (1890-91), Русская рапсодия для 2 фортепиано (1891), 5 романсов (1890-91), Бурлацкая песня для голоса с фортепиано (1891), Deus meus для хора a cappella (1890-91). для хора с фортепиано-Шесть хоров для женских или детских голосов, ор. 15 (Славься, слова Н. А. Некрасова; Ночка, слова В. Н. Лодыженского; Сосна, слова Лермонтова; Задремали волны, слова К. P.; Неволя, слова Н.Г.Цыганкова; Ангел, слова Лермонтова; 1894-96); для хора а сappellа-Литургия Иоанна Златоуста, ор. 31 (1910), Всенощное бдение, ор. 37(1915).