Музыкальные инструменты в эпоху просвещения. Музыкальная культура эпохи просвещения

Федеральное агентство по образованию

Пермский государственный университет

Кафедра новой и новейшей истории

Реферат на тему

Музыка Франции эпохи Просвещения

Выполнила: студентка III курса

1 группы ИПФ

Ефимова Марина

Введение

Просвещение - интеллектуальное и духовное движение конца XVII - начала XIX вв. в Европе и Северной Америке . Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.

В XVIII веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Монтескье (1689 - 1755) и Вольтер (1694 - 1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. Вольтер же придерживался иных политических взглядов . Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы. Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713 - 1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751-1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Просвещение сильно повлияло на искусство и культуру всей Европы, и, в частности, на музыку Франции как центра Просвещения.

Целью настоящего реферата является общий обзор музыки Франции того времени.

XVII и начало XVIII столетия - один из значительных и блестящих периодов в истории французской музыки. Целая полоса развития музыкального искусства , связанная со «старым режимом», уходила в прошлое; век последних Людовиков, век классицизма и рококо был на исходе. Начиналась эпоха Просвещения. Стили, с одной стороны, размежевывались; с другой - наслаивались, сливались между собою, образуя странные гибриды, трудно поддающиеся анализу. Интонационный облик и образный строй французской музыки были изменчивы и разнолики. Но ведущая тенденция, пролегавшая в направлении надвигавшейся революции, обозначилась с неумолимой ясностью 1 .

В конце XVII – начале XVIII в. двор и стал главным заказчиком на написание исполнение музыки (появляется монополия), и как следствие, главной функцией французской музыки эпохи Просвещения являлось обслуживание нужд французского двора – танцы и различные спектакли.

Французская опера в некотором смысле была детищем классицизма. Её рождение было важным событием в истории национальной культуры страны, которая до второй половины XVII века почти не знала другого оперного искусства, кроме привозного итальянского. Однако почва французской художественной культуры не явилась для нее вовсе чуждой и бесплодной. Опера базировалась на национальных жанрово-исторических предпосылках и вполне органично усвоила их приобретения 2 .

Отцом французской оперы можно по праву считать Жана Батиста Люлли (1632 - 1687) композитора, скрипача, танцора, дирижёра и педагога итальянского происхождения; советника и секретаря короля, королевского дома и Короны Франции; сюр-интенданта музыки Его Величества.

3 марта 1671 г. в Париже состоялась премьера первой французской оперы «Помона», написанной Пьером Перреном и Робером Камбером. Это даже была не опера, а, скорее, пастораль, но она имела фантастический успех у зрителей, выдержав в Академии оперы, на которую у Перрена был 15-летняя привилегия короля, 146 представлений. Несмотря на это, Перрен разорился, и был посажен в тюрьму. Люлли, приближенный короля, очень тонко почувствовал настроения публики и, что важнее, короля. Он бросает Мольера, в 1672 г. выкупает у Перрена привилегию и, получив у короля ряд специальных патентов, получает полную власть над французской оперной сценой.

Первой «трагедией, положенной на музыку» стала трагедия «Кадм и Гермиона», написанная на стихи Филиппа Кино. Сюжет был выбран королём. Премьера оперы состоялась 27 апреля 1673] г. в Пале-Рояль, после смерти Мольера отданной Люлли. Главной особенностью его опер стала особая выразительность мелодий: сочиняя их, Люлли ходит смотреть игру великих трагических актеров. Он записывает в нотах их драматическую декламацию и затем воспроизводит её в своих сочинениях. Он сам подбирает себе музыкантов и актеров, сам воспитывает их. Он сам репетирует свои оперы и сам дирижирует ими со скрипкой в руках. Всего он сочинил и поставил в театре 13 «трагедий в музыке»: «Кадм и Гермиона» (1673), «Альцеста» (1674), «Тезей» (1675), «Атис» (1676), «Изис» (1677), «Психея» (1678, оперная версия комедии-балета 1671 г.), «Беллерофон» (1679), «Прозерпина» (1680), «Персей» (1682), «Фаэтон» (1683), «Амадис» (1684), «Роланд» (1685) и «Армида» (1687). Опера «Ахилл и Поликсена» (1687) после смерти Люлли была закончена Паскалем Коласом 3 .

Первая треть XVIII в. была очень трудной для оперного искусства. Их можно назвать порой безвременья, эстетического разброда, своеобразной децентрализации оперы – как в смысле управления оперным театром, так и в художественном плане. Крупные творческие индивидуальности практически не проявляются 4 . Среди многих композиторов выступавших в оперном театре наиболее значителен Андре Кампра (1660 – 1744). После Люлли это был единственный композитор, который смог хотя бы до некоторой степени его заменить. Только появление Рамо несколько отодвинуло произведения Кампра на второй план. Огромным успехом пользовались пастиччо Кампра, (т. е. оперы, составленные из отрывков опер разных композиторов, имевших наибольший успех ) - «Fragments de Lulli», «Telemaque ou les fragments des modernes». Из оригинальных произведений Кампра выделяется «La sйrйnade vйnйtienne ou le jaloux trompй». Для сцены Кампра написал 28 произведений; сочинял также кантаты, мотеты. 5

Во время Людовика XV на французскую оперу воздействовали совершенно различные и даже противоположно направленные силы: инерция героики, созданной классицизмом XVII века; влияния изысканно-нарядного, ювелирно-тонкого и, часто, идиллического рококо; новый, гражданственный и полемически-дидактичный классицизм Вольтера-драматурга и его школы; наконец, эстетические идеи энциклопедистов (Даламбера, Дидро и других). В столичном театре утвердился так называемый «версальский стиль», сохранивший сюжетику и схему классицизма, но растворивший их в блестящем, нарядом дивертисменте и отличавшийся особо утонченной роскошью постановки: декораций, реквизита, костюмов и архитектурной отделки зрительного зала . Важным фактором становления «версальского стиля» со свойственной ему гегемонией балета, стало формирование и совершенствование в первой половине XVIII века новой французской школы хореографического искусства – школы, которая выросла в чрезвычайно влиятельную культурно-художественную силу и оказывала интенсивное воздействие на оперный театр 6 .

Еще один французский композитор, который заметно повлиял на музыку Франции эпохи Просвещения, – Жан Филипп Рамо. Тип оперы у Рамо – французский, а не итальянский: музыкальное развитие не прерывается, переход от законченных вокальных номеров к речитативам сглажен. В операх Рамо вокальная виртуозность не занимает главного места; в них много оркестровых интерлюдий, и вообще оркестровой партии все время уделяется большое внимание; существенное значение имеют также хоры и протяженные балетные сцены. По сравнению с более поздней классической оперной моделью у Рамо меньше вокала и примерно столько же оркестра и хора. Мелодика Рамо все время следует за текстом, передавая его смысл более точно, нежели итальянская ария; хотя он был превосходным мелодистом, вокальная линия в его операх в принципе ближе к речитативу, чем к кантилене. Основным выразительным средством становится не мелодия, а насыщенное и экспрессивное употребление гармонии, – в этом заключается самобытность оперного стиля Рамо. Композитор использовал в своих партитурах возможности современного ему оркестра парижской «Опера»: струнные, деревянные духовые, валторны и ударные, причем особое внимание он уделял деревянным духовым, тембры которых создают своеобразие оркестрового колорита в операх Рамо. Хоровое письмо варьируется в зависимости от сценических ситуаций, хоры всегда драматичны и часто носят танцевальный характер. Для его бесконечных танцев и балетных сцен типично сочетание пластической красоты с эмоциональной выразительностью ; именно хореографические фрагменты опер Рамо сразу покоряют слушателя. Образный мир этого композитора весьма богат, и любое из эмоциональных состояний, данных в либретто, находит отражение в музыке. Так, страстное томление запечатлено, например, в клавирных пьесах Робкая (La timide) и Беседа муз (L"Entretien des Muses), а также во многих пасторальных сценах из его опер и опер-балетов 7 .

Большинство сочинений композитора написано в старинных, ныне не существующих формах, но это никак не влияет на высокую оценку его наследия. Рамо можно поставить рядом с Г.Пёрселлом, а что касается современников, то он уступает только Баху и Генделю. 8

Наследие Рамо состоит из нескольких десятков книг и ряда статей по вопросам музыки и теории акустики; четырех томов клавирных пьес (один из них – Концертные пьесы, – для клавира и флейты с виолой да гамба); нескольких мотетов и сольных кантат; 29 сценических сочинений – опер, опер-балетов и пасторалей.

Рамо объяснил современное ему употребление аккордов с помощью стройной системы, исходящей из физической природы звука, и в этом отношении пошел дальше известного акустика Ж. Совера. Правда, теория Рамо, освещая суть консонанса, оставляет необъясненным диссонанс, который не образуется из элементов обертонового ряда, а также возможность сведения всех темперированных звуков в одну октаву.

Сегодня большее значение имеют не теоретические изыскания Рамо, а его музыка. Композитор работал в одно время с И. С. Бахом, Г. Ф. Генделем, Д. Скарлатти и пережил их всех, однако творчество Рамо отличается от музыки его великих современников. В наши дни наибольшей известностью пользуются его клавирные пьесы, однако основным полем деятельности композитора была опера. Он получил возможность работать в сценических жанрах уже в возрасте 50 лет и за 12 лет создал главные свои шедевры – лирические трагедии «Ипполит и Арисия» (1733), «Кастор и Поллукс» (1737) и «Дардан» (две редакции – 1739 и 1744); оперы-балеты «Галантная Индия» (1735) и «Празднества Гебы» (1739); лирическую комедию «Платея» (1745). Рамо сочинял оперы до 80-летнего возраста, и в каждой из них есть фрагменты, подтверждающие его славу великого музыкального драматурга 9 .

Идеи энциклопедистов сыграли также существенную роль в подготовке реформы К. В. Глюка, которая привела к созданию нового оперного стиля, воплотившего эстетические идеалы третьего сословия накануне Великой французской революции. Постановка в Париже опер Глюка «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777), «Ифигения в Тавриде» (1779) обострила борьбу направлений. Приверженцы старой французской оперы, а также сторонники итальянской оперы, выступившие против Глюка, противопоставили ему традиционное творчество Н. Пиччинни. Борьба «глюкистов» и «пиччиннистов» (победителем вышел Глюк) отразила глубокие идеологические сдвиги, происходившие во Франции во 2-й половине XVIII в.

В операх Люлли и Рамо сложился особый тип увертюры, позднее названный французским. Это большая и красочная по звучанию оркестровая пьеса, состоящая из трёх частей. Крайние части - медленные, торжественные, с обилием коротких пассажей и других изысканных украшений главной темы . Для середины пьесы выбирался, как правило, быстрый темп (было очевидно, что авторы блестяще владеют всеми приёмами полифонии). Такая увертюра была уже не проходным номером, под который шумно усаживались опоздавшие, а серьёзным произведением, вводившим слушателя в действие и раскрывавшим богатые возможности звучания оркестра. Из опер французская увертюра вскоре перешла в камерную музыку и позднее часто использовалась в произведениях немецких композиторов Г. Ф. Генделя и И. С. Баха. В области инструментальной музыки во Франции основные достижения связаны с клавиром. Клавирная музыка представлена двумя жанрами. Один из них – пьесы миниатюры, простые, изящные, утончённые. В них важны мелкие детали, попытки изобразить звуками пейзаж или сценку. Французские клавесинисты создали особую мелодику, полную изысканных украшений - мелизмов (от греч. «мелос» - «песнь», «мелодия»), представляющих собой «кружево» коротких звуков, которые могут даже сложиться в крошечную мелодию. Существовало множество разновидностей мелизмов; они обозначались в нотном тексте специальными знаками. Поскольку звук у клавесина не тянется, мелизмы часто необходимы для того, чтобы создать непрерывно звучащую мелодию или фразу. Другой жанр французской клавирной музыки - сюита (от фр. suite – «ряд», «последовательность»). Такое произведение состояло из нескольких частей - танцевальных пьес, контрастных по характеру; они следовали друг за другом. Для каждой сюиты были обязательны четыре основных танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Сюиту можно назвать международным жанром, так как она включала в себя танцы разных национальных культур. Аллеманда (от фр. allemande – «немецкая»), например, немецкого происхождения , куранта (от фр. courante – «бегущая») - итальянского, родина сарабанды (исп. zarabanda) - Испания, жиги (англ., jig) - Англия. Каждый из танцев имел свой характер, размер, ритм, темп. Постепенно помимо данных танцев в сюиту стали включать и другие номера - менуэт, гавот и др. Зрелое воплощение жанр сюиты нашёл в творчестве Генделя и Баха 10 .

Великая Французская Революция также очень сильно повлияла на музыку. В эти годы получает широкое распространение комическая опера (хотя первые комические оперы появляются еще в конце XVII в. 11) – в основном одноактные спектакли, основанные на народной музыке. Этот жанр был очень популярен в народе – мотивы и слова куплетов легко запоминались. Комическая опера получила свое распространение и в XIX в. Но все же самым популярным жанром была, несомненно, песня. Новая социальная функция музыки, рожденная революционной обстановкой, вызвала к жизни массовые жанры, в том числе марши и песни («Песня 14 июля» Госсека), композиции для нескольких хоров и оркестров (Лесюэр, Мегюль). Создавались патриотические песни. За годы революции (1789 – 1794) появляется более 1500 новых песен. Музыка была частично заимствована из комических опер, народных песен XVI – XVII вв. Особенно любимы были 4 песни: «Саэра» (1789), «Походная песня» (1794), «Карманьола» (1792) – название, вероятно, происходит от имени итальянского города Карманьола, где большую часть населения составляла рабочая беднота, «Марсельеза» революционный гимн; ныне национальный гимн; сочиненный и положенный на музыку Руже де Лилем в Страсбурге после объявления войны в апреле 1792. Под воздействием революционной идеологии возникают новые жанры – агитационные спектакли с использованием больших хоровых масс («Республиканская избранница, или Праздник Разума» Гретри, 1794; «Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре» Госсека.1793), а также «опера спасения», окрашенная романтикой революционной борьбы против тирании («Лодоиска», 1791, и «Водовоз», 1800, Керубини; «Пещера» Лесюэра, 1793) 12 . Революционные преобразования коснулись и системы музыкального образования . Были упразднены церковные школы (метризы), в1793 в Париже на основе слившихся музыкальной школы Национальной гвардии и Королевской школы пения и декламации создан Национальный музыкальный институт (с 1795 – консерватория музыки и декламации). Париж стал важнейшим центром музыкального образования.

Заключение

Французская музыка эпохи Просвещения развивалась соответственно самой эпохе. Так, французская комическая опера из ярмарочной комедии с музыкой стала сложившимся музыкально-театральным жанром самостоятельного значения , представленным крупными художественными деятелями разных индивидуальностей, множеством жанровых разновидностей, большим количеством интересных, влиятельных произведений.

Музыка, как и раньше, развивалась одновременно в нескольких направлениях – официальная и народная. Абсолютизм был одновременно катализатором и ингибитором развития официальной – то есть оперной, балетной, в общем, театральной – музыки, с одной стороны существовал государственный заказ на написание и исполнение музыки, с другой – государственные монополии, почти не дающие развиваться новым композиторам и направлениям.

Народная же музыка получила свое широкое распространение благодаря Великой Французской Революции в гимнах, маршах, и песнях, авторство большинства из которых сейчас практически невозможно сейчас установить, но которые от этого не потеряли своей культурной ценности.

Список использованной литературы


  1. К. К. Розеншильд Музыка во Франции XVII - начала XVIII века, – М.: «Музыка», 1979

  2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1890-1907).

  3. Большая Советская Энциклопедия

Интернет-ресурсы:

Музыка барокко - период в развитии европейской академической музыки, приблизительно между 1600 и 1750 годами. Барочная музыка появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке классицизма. Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Опера, появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти (1660-1725), Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И. С. Баха и Генделя; оперы и оратории часто использовали схожие музыкальные формы. Например, имевшую широкое распространение арию da capo. Такие формы духовной музыки, как месса и мотет, стали менее популярны, но форме кантаты уделили внимание множество протестантских композиторов, в том числе Иоганн Бах. Развились такие виртуозные формы сочинения, как токкаты и фуги.

Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров. Появился жанр концерта в обеих своих формах: для одного инструмента с оркестром и как кончерто гроссо, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем. Пышности и великолепия многим королевским дворам добавили и произведения в форме французской увертюры, с их контрастными быстрыми и медленными частями.

Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И. С. Баха, общепризнанные интеллектуальные шедевры эры барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги».

17. Музыка эпохи Просвещения (реализм, романтизм, импрессионизм).

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф. Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта «Волшебная флейта» (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной. Оперное искусство 18 века Оперная реформа второй половины 18 в. была во многом литературным движением. Ее прародителем стал французский писатель и философ Ж.Ж.Руссо.

18. Жанровое разнообразие эпохи Возрождения (барокко, классицизм).

В развитии классицизма отмечают два исторических этапа. Выросший из искусства Возрождения классицизм XVII века развивался одновременно с барокко, отчасти в борьбе, отчасти во взаимодействии с ним, и в этот период наибольшее развитие получил во Франции. Поздний классицизм, связанный с Просвещением, приблизительно с середины XVIII до начала XIX века, ассоциируется прежде всего с венской классической школой.

Сложные взаимоотношения классицизма и барокко ещё в начале XX века породили дискуссию: многие музыковеды, прежде всего в Германии, рассматривают барокко как единый стиль европейской музыки между Возрождением и Просвещением - приблизительно до середины XVIII века, до И. С. Баха и Г. Ф. Генделя включительно. Во Франции, на родине классицизма, некоторые музыковеды, напротив, склонялись к чрезмерно расширительному толкованию этого понятия, рассматривая стиль барокко как одно из частных проявлений классицизма.

Периодизация эпох осложнена тем обстоятельством, что в различных национальных культурах музыкальные стили получали распространение в разное время ; бесспорным является то, что в середине XVIII века классицизм восторжествовал практически повсеместно. К этому направлению принадлежат, в частности, реформаторские оперы К. В. Глюка, ранняя венская и мангеймская школы. Высшие достижения классицизма в музыке связаны с деятельностью венской классической школы - с творчеством Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.

Классицизм как художественное направление сложился во Франции в первой половине XVII века: возникший ещё в эпоху Возрождения интерес к античной культуре, породивший в различных видах искусства подражания античным образцам, в абсолютистской Франции превратился в нормативную эстетику, основанную на «Поэтике» Аристотеля и дополнившую её рядом специальных жёстких требований.

Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось во внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы. Именно в этот период окончательно сформировалась сонатная форма, основанная на разработке и противопоставлении двух контрастных тем, определился классический состав частей сонаты, с симфонии.

«Влияние идей Просвещения» - Просветительское движение. The American Revolutionary War. «Золотой век» российского дворянства. Состояние России. Екатерина Великая. «Об общественном договоре, или принципы политического права». Восстание Пугачева. Жан-Жак Руссо. Движение американских просветителей. Политика «просвещенного абсолютизма» в России.

«Просвещение» - Просвещение-. Немецкое Просвещение. Шарль Монтескье. Родился в Женеве в семье часовщика. Музыка. Джонатан Свифт (1667-1745). Идеи энциклопедистов. Назови французских просветителей. В чём смысл девиза эпохи Просвещения? Значение деятельности просветителей. Англия – родина Просвещения. Энциклопедисты.

«Война за независимость и образование США» - Джордж Вашингтон. Дополнительный материал к теме в виде презентации в 7 классе, к курсу « Новой истории ». Война за независимость и образование США. Резиденция президента США – Белый Дом. Сдача британских войск при Йорктауне. Торжественный въезд Вашингтона в Нью-Йорк. Подписание декларации независимости Соединенных провинций.

«Культура Просвещения» - Гётевский пафос деятельности противостоит филистерскому примирению с действительностью. 4. Энциклопедисты. Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Англия и Германия. Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. Энциклопедисты полагали, что «идеи» воздействуют на реальный общественный прогресс.

«Просвещение, классицизм, сентиментализм» - Генри Филдинг. Чувство. Бетховен. Ограниченность разума. Просвещение. Дидро. Взлет музыкального искусства. Портрет Лопухиной. Т. Дж. Смоллетт. Ж.-Ж. Руссо. Николя Буало. Джонатан Свифт. Франция. Как это выглядит. Просвещение, классицизм, сентиментализм. Критик. Суть классицизма. Карло Гоцци . Классицизм.

«Европа XVIII век» - Основная цель – господство на Балтике. Внутриполитическое устройство. Д. Кантемира Арама Олега. Войны и революции XIX века мало изменили очертания европейских стран . Общество. Внешняя политика. ЕВРОПА во второй половине XVII – XVIII вв.

Всего в теме 25 презентаций

Урок мировой художественной культуры.

Музыкальная культура России эпохи Просвещения .

Материалы к уроку:

Литература.

1. История русской музыки. Т.1.

2. Детская энциклопедия. Т 12.

3. Энциклопедический словарь юного музыканта.

Слайды.

1. Е. Лансере. "Корабли времён Петра I ."

2. Добужинский. "Пётр I в Голландии."

3. Хлебовский. "Ассамблея при Петре I "

Фрагменты музыкальных произведений.

1. Хор " Буря море раздымает".

2.Канты и виваты.

Ход урока.

1 . Экспозиция.

На фоне хора " буря море раздымает" проецируются картины " Корабли времён Петра I " и " Пётр I в Голландии ".

2 . Постановка проблемы .

Особый путь развития русской музыки. Какие музыкальные жанры развивались в эпоху Петра. Чем отличалась русская опера от европейской.

Учитель: Реформы Петра I , направленные на развитие и укрепление государства, способствовали расцвету русской светской культуры. В это время появляются новые формы музицирования и новые музыкальные жанры. По указу Петра создаются духовые оркестры. В каждой воинской части был свой духовой оркестр, формировавшийся из солдатских детей. эти оркестры играют на торжественных парадах и праздниках. особой популярностью пользуются роговые оркестры, состоящие из охотничьих рогов разной величины . Эти рога издавали только один звук, одну ноту и для самого простого музыкального

произведения их требовалось не менее 50 штук. Роговые крепостные оркестры исполняли даже произведения Гайдна и Моцарта. Современники, слышавшие игру этих оркестров, восхищались необычной красотой их звучания.

В этот период дальнейшее развитие получает и давняя русская традиция хорового пения. В рукописных музыкальных альбомах XVIII века можно найти записи песен для трёх голосов, так называемых кантов. Канты были самого разного содержания: лирические, пасторальные, серенады исполнялись в домах любителей музыки на домашних вечерах.

Звучат канты "Мире лукавый", " Ах, свет мой горький"

Были канты хвалебные, их часто исполняли во время праздников, воспевая героические подвиги царя, военные победы. Были канты застольные, шутли вые.

Звучит кант " Два каплуна - хоробруна"

Вначале канты исполнялись без музыкального сопровождения, затем под аккомпанемент гитары или клавесина.

Кроме кантов исполнялись и так называемые виваты - специально сочинённые в честь военных побед канты

Звучит виват " Радуйся русской земле"

Но кроме торжественной музыки нужна была и другая музыка - для развлечений и танцев. На ассамблеях играли новые европейские танцы: менуэты, контрдансы. В кругу русского дворянства менуэт стал " королём танца". как впоследствии - вальс.

Проецируется картина Хлебовского " Ассамблея при Петре I "на фоне "Менуэта" Боккерини .

В последние годы царствования Петра зарождается концертная жизнь. В домах вельмож появляются домашние оркестры- капеллы, способные исполнять серьёзную музыку европейских композиторов. И в это же время наивысшего расцвета достигает партесный стиль хорового пения(до 12 голосов).

Звучит фрагмент " Воскресенского канона"

Поэт Державин назвал 1730 -1740 годы - " веком песен". В это время кант переходит постепенно в романс, (" российскую песню", как его вначале называли), исполняемый одним голосом.

Звучит романс Дубянского " Стонет сизый голубок"

В XVIII веке начинают собирать и обрабатывать русские народные песни , на основе которых и развивается вся русская музыка этого века. Особенно многим обязана песне русская опера.

В русской музыке XVIII века опера стала особенно значительным жанром, а самой популярной была опера комическая. Либретто для опер писали такие

известные драматурги как Сумароков, Княжнин, Крылов. Героями их становятся типичные русские персонажи: хвастливый барин - помещик, пронырливый купец, хитрый слуга, наивная, простодушная девушка. В ранних русских операх всегда присутствовали черты сатиры, обличения и морализаторства. Нравственные достоинства простых людей противопоставлялись порокам дворян. в русскую оперу с самых первых её дней проникает протест против крепостнического произвола, социального неравенства. До нашего времени дощли всего 5 опер:

" Анюта"- либретто Попова, композитор неизвестен, партитура не сохранилась.

" Розана и Любим" - - либретто Николаева, композитор Керцелли.

" Мельник - колдун, обманщик и сват" - либретто Аблесимова, музыка Соколовского - первый типичный образец русской народно- бытовой комической оперы.

" Несчастье от кареты или Санкт-Петербургский гостиный двор" - либретто Матинского, музыка Пашкевича.

" Ямщики на подставе" музыка Фомина. XIX веке.

Эти первые оперы представляли собой чередование разговорных диалогов и песенных номеров, но музыка ещё не играла в них главной роли.

В силу особых исторических обстоятельств художественная культура России в век Просвещения не выдвинула композиторов общемирового значения, но она дала ряд интересных ярких дарований, которые подготовили расцвет и всемирное признание русской музыки в XI Х веке.

Учитель подводит учащихся к решению проблемы урока и ответам на вопросы, поставленные в начале урока.

Развитие философии, науки, изобразительного искусства , литературы. Французские энциклопедисты Ж.Ж. Руссо и Д. Дидро – выдающиеся представители просветительского движения. Эстетические воззрения энциклопедистов.

Переход от полифонического искусства к гомофонно-гармоническому складу письма в музыке.

Оперное искусство. Кризис итальянской оперы-сериа и французской лирической трагедии , сказавшийся на драматургии, сценическом воплощении спектакля, практике вокального исполнительства. Жанр оперы-буффа. Ее тематика, образы, связь с народной музыкой. Джованни Перголези (1710-1736) и его опера «Служанка-госпожа» – классический образец нового жанра. Особенности развития действия и музыкальной композиции , принципы тематического развития. Основные вокальные формы, роль оркестра.

Французская комическая опера . Народные ярмарочные представления и водевиль как ее истоки. Сюжеты опер. Французская песня как основа интонационного содержания. Куплетно-строфическое строение арий, жанрово-изобразительное использование оркестра. «Война буффонов». Опера «Деревенский колдун» Жан Жака Руссо (1712-1778), утверждение нового мелодического склада. Оперы Ф. Филидора, П. Монсиньи. Опера Андре Гретри (1741-1813) «Ричард Львиное сердце» – жанрово-бытовая опера лирического направления.

Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787). Значение искусства К.В. Глюка в истории развития оперы. Творческий путь . Первые новаторские музыкальные драмы – «Орфей» и «Альцеста». Борьба «глюкистов» и «пиччинистов». Эстетические взгляды К.В. Глюка. Принципы оперной драматургии. Интонационное обновление и драматизация вокальных партий. Роль хора, балета, оркестра. Историческое значение оперного творчества К.В. Глюка для дальнейшего развития музыкального театра.

Инструментальная музыка XVIII века. Формирование в условиях различных национальных культур сонатно-симфонических и концертных жанров. Разработка принципов сонатного развития в инструментализме XVIII века. Формирование классического состава симфонического оркестра. Значение в развитии инструментальной музыки XVIIIвека симфонической школы, созданной чешскими композиторами. Франтишек Вацлав Мича (1694-1744) – создатель одной из первых симфоний. Представители Мангеймской школы: Ян Стамиц (1717-1757), Франтишек Рихтер (1709-1789). Антон Фильц (1730-1760). Характерные музыкальные образы, особенности тематики, принципов развития и формы. Новаторство динамической манеры музыкального исполнения. Влияние школы Я. Стамица на творчество И.К. Баха, В.А. Моцарта и других композиторов.

просмотров