Последние годы жизни М. Мусоргского
Часть 1
Сегодня у нас с вами вокальные произведения, то есть романсы и песни Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881).
В ряду знаменитых, получивших международное признание, русских композиторов–классиков Модест Петрович Мусоргский стоит несколько особняком в двух аспектах. По музыкальной одарённости, т.е. по глубине проникновения в выразительные возможности музыкального языка , по приближенности музыкального языка к выразительности образов, он, по мнению довольно многих ценителей музыки, был возможно выше остальных. В аспекте же человеческой, бытовой, индивидуальной жизни он явно был самым из них неблагополучным.
Цитата:
«Едва ли кто из русских классиков сравним с М.П.Мусоргским, гениальным композитором-самоучкой, в оригинальности, дерзновенности и самобытности путей воплощения идей во многом предвосхитивших музыкальное искусство ХХ века.»
Модест Петрович Мусоргский получил настоящее, заслуженное и всемирное признание только после того как он покинул этот мир. Он входил в знаменитoe объединение выдающихся российских композиторов – «Могучую кучку», проявляя заметно новаторский подход к классической музыке. И его сотоварищи по объединению, возможно, это ощущали. Российская газета «Аргументы и факты» 11 марта 2009 года, практически точно в день 170-летия со дня рождения великого композитора, опубликовала статью с названием “Мусоргского погубило не столько пьянство, сколько зависть коллег”.
Я не знаю, что привело автора статьи к этому заключению, но один из абзацев этой статьи звучит так:
“Конечно, он был для них, интеллектуалов и эстетов, явный чужак. Прежде всего, по понятиям интеллигенции того времени, – тупой солдафон, окончивший Школу гвардейских подпрапорщиков и два года прослуживший в элитных частях. Но дело, наверное, не только в этом. Главное, что он, не получивший систематического
музыкального образования
, будучи, по сути, дилетантом, осмелился замахиваться не только на песенки и романсы, но и на
музыкальную вершину
– оперу. Иными словами, налицо элементарная зависть крепких середнячков-профессионалов к действительно блестящему таланту-самородку.”
И дальше в той же статье, правдивость которой мне хочется подвергнуть сомнению, есть такие слова:
“Тогда заступников у Мусоргского не нашлось. Зато нашлись жалельщики, с которыми Модест Петрович начал по русскому обычаю заливать своё горе чайными стаканами. Предпочитал, кстати, коньячок, за которым просиживал до утра в трактире сомнительной репутации «Малый Ярославец». Но не брезговал и «портвейным вином». Как ни удивительно, но на его таланте это не отразилось.”
Итальянский музыковед, автор книги «Опера. Путеводитель. От истоков до наших дней» писал:
“Модест Петрович Мусоргский - один из самых дерзновенных новаторов
XIX столетия
, гениальный композитор, далеко опередивший свое время и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства.”
А вот как характеризует творчество Мусоргского профессиональный и авторитетный сайт Belcanto.ru (
Классическая музыка
, опера и балет):
“Талант Мусоргского настолько глубок и монолитен, что анализировать его музыку, пытаясь постичь тайну ее магически захватывающего воздействия, очень трудно. Наверное, каждое поколение будет решать эту задачу по-своему, и каждому ее решение будет давать радость прикосновения к вечно прекрасному и бессмертному.”
Модест Петрович был из дворянской семьи , у семьи было родовое имение, но это было очень небогатое дворянство, и жил композитор, особенно в последние годы , в явной нищете. Его единственный художественный портрет был сделан Ильёй Репиным незадолго перед смертью, когда ему стало несколько легче в госпитале за несколько дней до кончины. И выглядит он на этом портрете намного старше своего 40-летнего возраста.
За свою совсем недолгую жизнь выдающийся композитор создал три замечательных оперы (две других он не закончил), 67 романсов и песен и солидное количество фортепианных и инструментальных произведений, том числе прославленные фортепианные «Картинки с выставки», которые Равель переложил для оркестра, знаменитую симфоническая картину «Ночь на лысой горе», удивительной красоты и выразительности вступление к Хованщине «Рассвет на Москве-реке», исполняющееся часто как самостоятельное произведение.
У Мусоргского была феноменальная музыкальная память. Он мог с одного раза запоминать большие музыкальные произведения других авторов. В процессе сочинения музыки Мусоргский не записывал разные варианты с корректировками и исправлениями. Он проводил всю эту работу в голове, и когда решал, что всё готово, записывал сочинение начисто. Довольно много романсов и песен Мусоргский создал на собственные стихи. Либретто к своим двум главным операм Мусоргский писал сам. Если либретто «Бориса Годунова» создавался по сюжету Пушкина, то и сюжет и либретто «Ховащины» принадлежат самому композитору.
Цитата:
«Вокальная музыка, наряду с оперой, является важнейшим жанровым направлением в творчестве Мусоргского. Здесь, как и в опере, он выступил как подлинный новатор музыкального языка, драматургии, особенностей жанра и формы… В своих вокальных сочинениях Мусоргский сумел воплотить новые для своего времени оригинальные задачи, и вместе с тем применить новые, своеобразные приемы для их воплощения… Композитор стремился, с одной стороны, к жизненному реализму, с другой стороны – к красочному и поэтическому раскрытию слова, текста и настроений через музыку, гибко следующую за ними.»
Вокальные произведения Мусоргского, часть которых он объединил в вокальные циклы, принадлежат к двум категориям:
– Лирически-романтические, близкие к классическим романсам предшественников.
– Социально-бытовые, с ярко выраженной сатирической подгруппой.
Ах, зачем твои глазки порою
На меня так сурово глядят
И томит мою душу тоскою
Твой холодный, неласковый взгляд.
Без улыбки и в гордом молчаньи
Ты проходишь как тень предо мною,
И, в душе затаивши страданье,
Я ревниво слежу за тобою.
Ты любовью своей озаряла,
Как весной, мои грустные дни.
Приласкай же меня, как бывало,
Лаской прочь мою грусть отгони.
Зачем же твои глазки порою
На меня так сурово, так сурово глядят.
Ушедшая любовь, взгляд женских глаз. Слова Алексея Николаевича Плещеева (1825-1893), писателя, поэта и переводчика. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста романсов.
Поёт Пётр Сергеевич Глубокий (1947), оперный артист, бас, Народный артист России. В Большом театре с 1973 года, в репертуаре выше 60-ти партий.
Вы, возможно, заметили, что мелодическая линия романса меняется в разных поэтических строфах в зависимости от их содержания.
* * *
Меня ты в толпе не узнала,
Твой взгляд не сказал ничего.
Но чудно и страшно мне стало,
Когда уловил я его.
То было одно лишь мгновенье,
Но, верь мне, я в нём перенёс
Всей прошлой любви наслажденье
Всю горечь забвенья и слёз!
Тоже ушедшая любовь. Тоже взгляд женских глаз. Совсем другой поэт. Это граф Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов (1848-1913) - поэт, прозаик и публицист. Близкий друг и творческий единомышленник М.П.Мусоргского. Модест Петрович и Арсений Аркадьевич были связаны тесной творческой и человеческой дружбой. На стихи Голенищева-Кутузова композитор написал два вокальных цикла и целый ряд романсов. Голенищев-Кутузов также написал для Мусоргского либретто оперы «Сорочинская ярмарка». С 1895 года до конца жизни возглавлял личную канцелярию императрицы Марии Фёдоровны. Знаток и ценитель живописи, он разыскивал, приобретал и восстанавливал картины старых мастеров, собрав у себя дома целую картинную галерею.
Поёт прославленный Борис Романович Гмыря (1903-1969), Народный артист и так далее.
На сайте “Русский классический романс” есть восемь записей романсов Мусоргского в исполнении Игоря Горина.
* * *
В объятьях девы молодой
Лобзаньем жгучим распалённый
Дыханья жаркого струёй
В роскошной неге упоённый,
Под шепот сладостных речей
Я забываю звук мечей.
В объятьях девы нежной
Я засыпаю безмятежно,
Я засыпаю.
Забуду ль образ девы милой
Забуду ль блеск её очей
И шепот сладостных речей.
Средь звуков пиршества игривых
Под шепот сладостных речей
Я забываю звук мечей.
В объятьях девы нежной
Я засыпаю безмятежно.
И в сладком сне любовью упоённый
Пою любовь и девы чудную красу
И деву чудную мою.
Этот возвышенный поэтический текст принадлежит самому Модесту Петровичу и первоначально предназначался для песни одного из персонажей в незаконченной опере Саламбо, либретто которой Мусоргский создал по сюжету романа Флобера. Потом Мусоргский включил это произведение в сборник романсов.
Поёт Сергей Петрович Лейферкус (1946), Народный артист РСФСР, многолетний солист Мариинского театра , с 1992 года работает в Королевском театре Ковент Гарден. С 2008 года живет в Португалии.
Цитата:
«Контраст музыки и текста, с его скрытым драматизмом, создает удивительный по эмоциональной силе эффект. А образ самого Калистратушки, стоически переносящего тяжелую долю и умеющего иронически «подняться над ней», символизирует образ русского народа…»
* * *
И ещё одно произведение о крестьянской жизни того времени в форме колыбельной:
Спи, усни, крестьянский сын
Баю, баю, мил внучёночек,
Ты спи, усни, крестьянский сын.
Баю, баю, допреж дедЫ не знавали беды,
Беда пришла, да беду привела
С напастями, да с пропАстями,
С правежами, беда, всё с побоями!
Баю, баю, мил внучёночек, ты сын,
Усни, усни, крестьянский сын.
Изживём беду за работушкой,
За немилой, чужой, непокладною,
Вековечною, злою, страдною.
Баю, баю, баю!
Белым тельцем лежишь в люлечке,
Твоя душенька в небесах летит,
Твой тихий сон сам Господь хранит.
По бокам стоят светлы ангелы,
Стоят ангелы!
«С правежами, беда, всё с побоями!» Правёж - в древнерусском праве взыскание с обвинённого ответчика в пользу истца, соединённое с понудительными средствами; «править» означало на древнерусском языке «взыскивать». Если должник почему-либо не хотел или не мог заплатить долга, его ставили на правёж, который состоял в том, что неплатящего должника в течение известного времени ежедневно, кроме праздников, ставили перед судом или приказом, где он был обвинён, и в продолжение нескольких часов били батогами по ногам..
Ещё одно талантливое исполнение Дмиитрия Колеушко.
Мусоргский написал ноты Блохи для баса. Но с тех пор её поют и баритоны и тенора. А где-то не так давно её впервые спела оперная дива сопрано Любовь Казарновская (1956).
Казарновская, конечно, не Шаляпин. Но смелая попытка. (Любопытно как бы спела “Блоху” Смольянинова:-)).
ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО
* * *
Едва ли кто-то из русских классиков сравним с М.П.Мусоргским, гениальным композитором-самоучкой, в оригинальности, дерзновенности и самобытности путей воплощения идей, во многом предвосхитивших музыкальное искусство ХХ века.
Даже среди единомышленников он выделялся смелостью, устремленностью и последовательностью в отстаивании идеалов
Вокальное творчество Мусоргского
Вокальная музыка занимает определяющее место в творческом наследии композитора. В сборнике « Юные годы » (50-60-е гг.) он продолжает развивать линию А.Даргомыжского с тенденцией к усилению. Сборник ознаменовал наступление творческой зрелости композитора и определил круг образов и настроений (за исключением сатирических, которые появятся позднее); большая роль принадлежит образам крестьянской жизни, воплощению характеров персонажей-представителей народа. Неслучайно кульминацией сборника считаются романсы на слова Н.Некрасова(«Калистрат», «Колыбельная Еремушке»).
М.П.Мусоргский
К концу 60-х гг. произведения композитора наполняются сатирическими образами (целая галерея сатир воплощена в «Райке»). На грани зрелого и позднего периодов появляется цикл «Детская» на собственный текст, представляющий собой ряд психологических зарисовок (мир глазами ребенка).
Позднее творчество Мусоргского отмечено циклами «Песни и пляски Смерти», «Без солнца», балладой «Забытый».
Вокальные произведения Модеста Петровича в целом охватывают следующий круг настроений:
- лирика , присутствующая в самых ранних сочинениях и окрашивающаяся впоследствии во все более трагические тона. Лирико-трагической кульминацией этой линии выступает вокальный цикл «Без солнца» (1874);
- линия « народных картинок », зарисовок, сценок крестьянской жизни («Калистрат», «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «Цветик Савишна»), приводящая к таким вершинам, как баллада «Забытый» и «Трепак» из цикла «Песни и пляски Смерти»;
- линия социальной сатиры (романсы 60-70х гг.: «Семинарист», «Классик», «Козел» («Светская сказочка»), кульминация – «Раек»).
Отдельную группу произведений, не относящихся ни к одной из вышеперечисленных, составляют вокальный цикл «Детская» (1872) и «Песни и пляски Смерти» (кроме «Трепака»).
Развиваясь от лирики через бытовое начало, сатирические или социальные зарисовки, вокальная музыка композиторп Мусоргского все более наполняется трагическими настроениями, которые становятся едва ли не определяющими в позднем творчестве, со всей полнотой воплотившись в балладе «Забытый» и «Песнях и плясках Смерти». Иногда более, иногда менее отчетливо, но трагическая тема звучала и ранее – уже в «Калистрате» и «Колыбельной Еремушке» ощутим остродраматический надрыв.
Он переосмысливает семантическую суть колыбельной, сохраняя лишь внешние признаки жанра. Так, и «Калистрат», и «Колыбельная Еремушке»
(которую Писарев назвал «мерзкой колыбельной»)
— не просто убаюкивание; это – мечта о счастье для ребенка. Однако остро звучащая тема несопоставимости реальности и мечты превращает колыбельную в плач (кульминацию этой темы представит цикл «Песни и пляски Смерти»).
Своеобразное продолжение трагической темы наблюдается
- в « Сиротке» (крошечный ребенок, просящий милостыню),
- « Светик Савишна» (горе и боль отвергнутого купчихой юродивого, – образ, наиболее полно воплотившийся в Юродивом из оперы «Борис Годунов»).
Одной из трагических вершин музыки Мусоргского выступает баллада «Забытый» — произведение, объединившее таланты Верещагина (в написанной им антивоенной серии, увенчанной «Апофеозом войны», есть картина «Забытый», что легла в основу идеи баллады), Голенищева-Кутузова (текст). Композитор вводит в музыку также образ семьи солдата, используя прием контрастного сопоставления образов: наивысшая степень трагизма достигается сопоставлением на фоне колыбельной обещаний матери, баюкающей сына и говорящей о скором возвращении отца, и финальной фразы:
«А тот забыт – один лежит».
Вокальный цикл «Песни и пляски Смерти» (1875) — кульминация вокального творчества Мусоргского.
Исторически в музыкальном искусстве образ смерти , подстерегающей и отбирающей жизнь зачастую в самые неожиданные моменты, выражался в двух основных ипостасях:
- мертвой статикой, застылостью (в эпоху Средневековья таким символом стала секвенция Dies irae);
- изображение смерти в Dance macabre (пляски смерти) – традиция, идущая от испанских сарабанд, где похороны проходили в движении, торжественном траурном танце; находит отражение в творчестве Берлиоза, Листа, Сен-Санса, т.д.
Новаторство Мусоргского в связи с воплощением данной тематики заключается в том, что Смерть теперь не только «пляшет», но и поет.
Масштабный вокальный цикл состоит из 4-х романсов, в каждом из которых смерть подстерегает жертву:
- 1 ч. «Колыбельная». Смерть поет колыбельную над кроваткой ребенка;
- 2 ч. «Серенада». Принимая облик странствующего рыцаря, Смерть поет серенаду под окном умирающей девушки;
- 3 ч. «Трепак». Крестьянин замерзает во вьюжной, морозной степи, а Смерть поет ему свою песню, обещая свет, радости и богатство;
- 4 ч. «Полководец». Грандиозный финал, где Смерть появляется на поле битвы как полководец, обращаясь к павшим.
Идейная суть цикла – протест и борьба против всесилия смерти с целью изобличить ее ложь, что подчеркнуто «фальшивостью», неискренностью в использовании каждого из бытовых жанров, что лежат в основе его частей.
Музыкальный язык М.П.Мусоргского
Речитативную интонационную основу и мастерски разработанную фортепианную партию вокальные произведения композитора реализуют посредством форм, зачастую отмеченных признаками индивидуального авторского стиля.
Оперное творчество
Так же, как и вокальная музыка, оперный жанр у Мусоргского ярко раскрывает самобытность и композиторскую силу таланта так же, как и его передовые взгляды, идейные и эстетические устремления.
Завершенными в творческом наследии являются 3 оперы
«Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка»;
нереализованными остались
«Саламбо» (исторический сюжет),
«Женитьба» (есть 1 действие),
ряд замыслов, вообще неосуществленных.
Объединяющим моментом для опер (кроме «Женитьбы») является наличие народных образов в качестве основополагающих, причем они используются:
- в общем плане как коллективный образ народа, народ как единый герой;
- индивидуализированное представление отдельных героев-представителей народа.
Важным для композитора было обращение к народным сюжетам . Если в замысле «Саламбо» лежала история столкновения Карфагена с Римом, то в других операх его волнует не древняя история, но – Русь в моменты наивысших потрясений, в наиболее смутное время своей истории («Борис Годунов», «Хованщина»).
Фортепианное творчество Мусоргского
Фортепианное творчество у этого композитора представлено единственным циклом «Картинки с выставки» (1874), вошедшим, тем не менее, в историю музыки как яркое, выдающееся произведение русского пианизма. В основе замысла – произведения В.Гартмана, его же памяти посвящен цикл, состоящий из 10 пьес ( « Гном», «Старый замок», «Тюильрийский парк», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея», «Лиможский рынок», «Катакомбы», «Баба-Яга», «Золотые ворота» или «Богатырские ворота»), периодически чередующихся с особого значения темой – «Прогулкой». С одной стороны, она изображает самого композитора, прогуливающегося по галерее работ Гартмана; с другой, олицетворяет русское национальное начало.
Жанровое своеобразие цикла, с одной стороны, отсылает к типичной программной сюите, с другой – к рондальной форме, где «Прогулка» выступает рефреном. А с учетом того, что тема «Прогулки» ни разу не повторяется в точности, проявляются черты вариационности.
Кроме того, « Картинки с выставки» вбирают выразительные возможности фортепиано:
- колористические, благодаря чему достигается «оркестральность» звучания;
- виртуозность;
- в музыке цикла ощутимо воздействие вокального стиля композитора (как песенности, так и речитативности и декламационности).
Все эти черты делают «Картинки с выставки» уникальным в истории музыки произведением.
Симфоническая музыка М.П.Мусоргского
Показательным произведением в области симфонического творчества является «Иванова ночь на Лысой горе» (1867) — шабаш ведьм, продолжающая традицию Берлиоза. Историческое значение произведения – в том, что это один из первых в русской музыке образцов злой фантастики.
Оркестровка
Новаторство М.П.Мусоргского как композитора в подходе к оркестровой партии не было понято сразу: открытие новых горизонтов воспринималось рядом современников как беспомощность.
Главным принципом для него являлось достижение максимальной экспрессии в выражении при минимальном использовании оркестровых средств, т.е. его оркестровка приобретает природу вокала.
Суть новаторского подхода к использованию музыкально-выразительных средств музыкант формулировал примерно так:
«…создавать экспрессивные формы речи, а на их основе – новые музыкальные формы».
Если сравнить Мусоргского и , великих русских классиков, в чьем творчестве одним из главных является образ народа, то:
- в отличие от Глинки, для которого характерен портретный метод показа, для Модеста Петровича главное – показ народных образов в развитии, в процессе становления;
- Мусоргский, в отличие от Глинки, выделяет из народной массы индивидуальные персонажи, представляющие народ. Кроме того, каждый из них выступает носителем определенного символа (например, Пимен из «Бориса Годунова» — не просто мудрец, но – олицетворение самой истории).
Модест Мусоргский. Песни и романсы
Мусоргский сочинял камерную вокальную музыку на протяжении всей жизни. Им было создано около 70 произ-ведений, разнообразных как по содержанию, так и по форме его воплощения. Это лирика - поэтически-светлая и драматически-исповедальная; яркие реалистические зарисовки народной жизни - «народные картинки»; музыкальные портреты , поражающие глубиной психологических характеристик .
Развивая традиции Даргомыжского, композитор использует жанры монолога-сцены, монолога-рассказа, баллады, драматической и сатирической песни. Круг поэтов, к которым обращался Мусоргский, весьма широк: это стихи современных русских авторов - А. Кольцова, Н. Некрасова, А. Плещеева, Л. Мея, А. Толстого, В. Курочкина, А. Голенищева-Кутузова, а также поэзия И. В. Гёте и Г. Гейне; нередко композитор сам писал тексты для своих произведений. Песни и романсы Мусоргского поражают яркостью и новизной музыкального языка. В вокальных партиях певучие интонации крестьянских песен - лирических, колыбельных, плачей и причитаний - гармонично сочетаются с декламационностью, воспроизводящей, по словам автора, человеческую речь во всех ее «тончайших изгибах».
Фортепианная партия всегда подчинена общему художественному замыслу и многообразна по фактуре, тембровым и гармоническим краскам. Среди «народных картинок», созданных в 1860-е годы, своей пронзительной правдивостью выделяется песня «Светик Савишна», сочиненная под впечатлением деревенского происшествия. В. В. Стасов вспоминал о рассказе самого композитора: «Он стоял раз у окна и поражен был тою суетой, которая происходила у него перед глазами. Несчастный юродивый объяснялся в любви с молодой бабенкой, ему нравившейся... а сам себя стыдился, своего безобразия и несчастного положения; он сам понимал, как ничто на свете, особливо счастье любви, не существует для него. Мусоргский был глубоко поражен; тип и сцена сильно запали ему в душу; мгновенно явились своеобразные формы и звуки для воплощения потрясших его образов».
Мусоргский сам написал слова песни, родившиеся вместе с музыкой. Вся пьеса строится на повторении и развитии мотива-мольбы, который передает взволнованную речь юродивого, основан на интонации причитания и имеет характерный для народной поэзии и музыки пятидольный размер: Дополняет образ монотонный приплясывающий ритм сопровождения, рисующий неуклюжие движения персонажа. «Это Шекспир в музыке» - так выразился о «Савишне» композитор и музыкальный критик А. Н. Серов. Комическое дарование Мусоргского ярко проявилось в другой вокальной сценке, написанной на собственные слова, - «Семинарист». В этой, по определению автора, «картинке с натуры» здоровый деревенский парень тупо и бессмысленно зубрит непонятную и ненужную ему латынь, а в его мыслях все время возникает образ румяной Стеши - поповой дочки, на которую он загляделся во время службы, за что и был избит попом.
В монологе противопоставлены два музыкальных образа - монотонный речитатив «зубрежки», механически повторяющий на одном звуке латинские слова , и широкая размашистая мелодия, связанная с воспоминаниями о красавице Стеше. Вокальный цикл «Детская» (слова Мусоргского) состоит из семи миниатюр - сценок, в которых композитор раскрывает мир детских чувств. «Все, что есть поэтического, наивного, милого, немножко лукавого, добродушного, прелестного, детски горячего, мечтательного и глубоко трогательного в мире ребенка, - являлось тут в формах небывалых, еще никем не троганных», - писал о «Детской» В. В. Стасов. Первая сценка «С няней», посвященная Даргомыжскому, необычайно правдиво передает тончайшие оттенки детской речи. Гибкий речитатив вокальной партии, постоянная смена размера (7/4 - 3/4 - 3/2 - 5/4 - 6/4 и т. д.) воспроизводят разнообразные интонации малыша, а яркие контрасты динамики, регистров, смены гармоний в сопровождении помогают создать как чудесные образы няниных сказок («про буку» и «смешную»), так и впечатления и переживания ребенка.
Баллада «Забытый» (слова А. Голенищева-Кутузова) - одна из самых ярких «драматических песен» последнего периода творчества Мусоргского - посвящена теме смерти. Она была создана под впечатлением одноименной картины художника В. Верещагина, изображавшей погибшего русского солдата, покинутого на пустынном поле битвы (Эта картина входила в так называемую «туркестанскую серию» художника, которая рассказывала о военных действиях России в Средней Азии (1860-е годы), о судьбах простых людей , о героизме русских солдат. Война в изображении художника была всеобщей трагедией. Во время выставки Верещагина обвинили в клевете на русскую армию; под влиянием этих нападок художник в порыве отчаяния уничтожил три картины, в числе которых был и «Забытый»). Вот как описывал В. В. Стасов произведение Верещагина: «...Это бедный солдат, убитый в бою и забытый в поле.
Вдали, за речкой, уходят „свои", может быть для того, чтобы с ними скоро случилось, с каждым по очереди, то же самое, что с этим. А тут летят с неба тучей гости: орлы машут широкими крыльями, а вороны целой стаей спустились и собираются начинать богатый пир... Мне казалось, все сердце болезненно переворачивалось у того, кто задумал и написал эту картину. Какие там, должно быть, били ключом любовь, нежность и негодование!» Поэт и композитор расширили содержание картины, про-тивопоставив образу убитого воина образ его молодой жены, кормящей сына и ждущей возвращения мужа. Первый раздел баллады, описывающий смерть солдата, звучит в мрачном ми-бемоль миноре и имеет черты траурного марша. Его мерная сдержанная поступь завораживает своей обреченностью.
Суровая вокальная партия, в которой сочетаются декламационность и песенная широта, пронизана решительным пунктирным ритмом. Постепенно поднимаясь вверх, она, достигнув кульминации, сразу же возвращается к исходной точке. Фортепианная партия, сначала дублирующая мелодию, затем обогащается острыми секундовыми созвучиями: В следующем эпизоде печальная и нежно-проникновенная музыка создает далекий мирный образ любви и ожидания. Вокальная мелодия становится светлой, задушевной и приобретает народно-песенный характер. В фортепианной партии, благодаря разрыву регистров, появляется двуплановость: верхние голоса сопровождения насыщаются плавными колыбельными интонациями и мягкими спокойными гармониями; но упорно повторяемая в басу квартовая попевка своим пунктирным.
Короткое тихое заключение - «А тот забыт - один лежит» - строится на «разорванном» начальном мотиве произведения, поражая трагичностью звучания. Новаторские идеи Мусоргского, его открытия в области музыкальной речи, глубокое постижение сложности человеческой природы и психики во многом опередили свою эпоху. Они получили дальнейшее развитие в творчестве русских и европейских композиторов XX века - Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, Дебюсси, Равеля, Пуленка и многих других. По словам В. В. Стасова, «Мусоргский был один из тех немногих, которые ведут у нас свое дело к далеким и чудным, невиданным и несравненным „новым берегам"».
Творчество Мусоргского является ярко национально выраженной, что отразилось в гармоничных и мелодичных особенностях его музыки, обращении к русскому фольклору и национальных сюжетов. В своих известных операх - "Борис Годунов" и "Хованщина", композитору удалось показать неизвестные ранее в истории музыки горизонте по глубине раскрытия образа простого народа.
1. Жизнь и творчество
Мусоргский - кадет Преображенского полка
Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта 1839 года в имении своего отца, небогатого помещика, в селе Карево Торопецкого уезда (ныне Куньинского района) на Псковщине , умер 16 марта года в Петербурге), русский композитор, участник "Могучей кучки" . Детские годы провел в имении родителей, с шести лет Мусоргский начал заниматься музыкой под руководством матери. В автобиографии Мусоргский писал:
Модест (справа) и его брат Филарет (слева) в 1858
2. Список произведений
2.1. Оперы
- "Саламбо" (по роману Г. Флобера, 1863-1866, не окончена)
- "Женитьба" ("Женитьба") (на текст комедии Н. В. Гоголя, 1-й действия, 1868; закончена и оркестровать М. М. Ипполитова-Иванова, пост. 1931, радиотеатр, Москва)
- "Сорочинская ярмарка" (по повести Гоголя, 1874-80, окончена Ц. А. Кюи, 1916, пост. 1917, Театр муз. Драмы, Петроград; в ред. В. Я. Шебалина, 1931, Малый оперный т-р , Ленинград; в ред. П. А. Ламма и Шебалина, 1932, Муз. т-р им. В. И. Немировича-Данченко, Москва, также 1952, Филиал Большого театра , Москва)
2.2. Произведения для оркестра
- скерцо си-бемоль мажор (1858)
- Alla marcia notturna (1861)
- Симфония ре-мажор мажор: Andante, Scherzo, and Finale (1861-1862)
- "Иванова ночь на Лысой горе" (1867)
- Симфоническое интермеццо в классическом духе (1867)
- "Торжественный марш: Взятие Карса? (1880)
2.3. Произведения для фортепиано
2.4. Произведения для хора
- Оригинальная версия (1867)
- Revised version (1874)
- "Иисус Навин" (Alto / Bass / Chorus / фортепиано) (1874-77)
- 3 вокализы (Женский хор на 3 партии) (1880)
- 5 российских народных песен (Мужской хор, 4 партии) (1880)
2.5. Романсы
|
|
1839 г- 1881 г
История жизни
Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича. Детство он провел на Псковщине, в глуши, среди лесов и озер. Он был самым младшим, четвертым сыном в семье. Двое старших умерли один за другим в младенческом возрасте. Вся нежность матери, Юлии Ивановны была отдана двум оставшимся, а особенно ему, любимцу, меньшому, Модиньке. Это она первая стала учить его играть на старом пианино, стоявшем в зале их деревянного барского дома.
Но будущее Мусоргского было предрешено. В десятилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в Петербург. Здесь ему надлежало поступить в привилегированное военное училище - Школу гвардейских подпрапорщиков.
По окончании Школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Модесту было семнадцать лет. Обязанности его были необременительны. Но неожиданно для всех Мусоргский подает в отставку и сворачивает с пути, столь удачно начатого.
Незадолго до того один из товарищей-преображенцев, знакомый с Даргомыжским, привел к нему Мусоргского. Юноша сразу покорил музыканта не только своей игрой на фортепиано, но и свободными импровизациями. Даргомыжский высоко оценил его незаурядные музыкальные способности и познакомил с Балакиревым и Кюи. Так началась для молодого музыканта новая жизнь , в которой главное место заняли Балакирев и кружок «Могучая кучка».
Творческая деятельность
Творческая деятельность Мусоргского начиналась бурно. Каждое произведение открывало новые горизонты, даже если и не доводилось до конца. Так остались незавершенными оперы Царь Эдип и Саламбо, где впервые композитор попытался воплотить сложнейшее переплетение судеб народа и сильной властной личности.
Исключительно важную роль для творчества Мусоргского сыграла незаконченная опера Женитьба (1 акт 1868 г.), в которой он использовал почти неизмененный текст пьесы Н. Гоголя, поставив перед собой задачу музыкального воспроизведения человеческой речи во всех ее тончайших изгибах. Увлеченный идеей программности, Мусоргский создает, ряд симфонических произведений , среди которых - Ночь на Лысой горе (1867).
Но наиболее яркие художественные открытия были осуществлены в 60-е гг. в вокальной музыке. Появились песни, где впервые в музыке предстала галерея народных типов , людей униженных и оскорбленных: Калистрат, Гопак, Светик Савишна, Колыбельная Еремушке, Сиротка, По грибы. Поразительно умение Мусоргского метко и точно воссоздать в музыке живую натуру, воспроизвести ярко характерную речь, придать сюжету сценическую зримость. А главное, песни пронизаны такой силой сострадания к обездоленному человеку, что в каждой из них обыденный факт поднимается до уровня трагического обобщения, до социально-обличительного пафоса. Не случайно песня Семинарист была запрещена цензурой!
Вершиной творчества Мусоргского 60-х гг. стала опера Борис Годунов. Демократически настроенная публика встретила новое произведение Мусоргского с истинным энтузиазмом.
Работа над Хованщиной протекала сложно - Мусоргский обратился к материалу, далеко выходящему за рамки оперного спектакля. В это время Мусоргский тяжело переживал распад Балакиревского кружка, охлаждение отношений с Кюи и Римским-Корсаковым, отход Балакирева от музыкально-общественной деятельности. Однако вопреки всему, творческая мощь композитора в этот период поражает силой, богатством художественных идей . Параллельно с трагической Хованщиной с 1875 г. Мусоргский работает над комической оперой Сорочинская ярмарка (по Гоголю). Летом 1874 г. он создает одно из выдающихся произведений фортепианной литературы - цикл Картинки с выставки, посвященный Стасову, которому Мусоргский был бесконечно признателен за участие и поддержку.
Идея написать цикл Картинки с выставки возникла под впечатлением посмертной выставки произведений художника В. Гартмана в феврале 1874 г. Он был близким другом Мусоргского, и его внезапная кончина глубоко потрясла композитора. Работа протекала бурно, интенсивно: Звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успевая царапать на бумаге. А параллельно один за другим появляются 3 вокальных цикла: Детская (1872, на собств. стихи), Без солнца (1874) и Песни и пляски смерти (1875-77 - оба на ст. А. Голенищева-Кутузова). Они становятся итогом всего камерно-вокального творчества композитора.
Тяжело больной, жестоко страдающий от нужды, одиночества, непризнания, Мусоргский упрямо твердит, что будет драться до последней капли крови. Незадолго до кончины, летом 1879 г. он совершает вместе с певицей Д. Леоновой большую концертную поездку по югу России и Украины, исполняет музыку Глинки, кучкистов, Шуберта, Шопена, Листа, Шумана, отрывки из своей оперы Сорочинская ярмарка и пишет знаменательные слова: К новому музыкальному труду, широкой музыкальной работе зовет жизнь... к новым берегам пока безбрежного искусства!
Судьба распорядилась иначе. Здоровье Мусоргского резко ухудшилось. В феврале 1881 г. случился удар. Мусоргского поместили в Николаевский военно-сухопутный госпиталь, где он скончался, так и не успев завершить Хованщину и Сорочинскую ярмарку.
Весь архив композитора после его смерти попал к Римскому-Корсакову. Он закончил Хованщину, осуществил новую редакцию Бориса Годунова и добился их постановки на императорской оперной сцене. Сорочинскую ярмарку завершил А. Лядов.