Стравинский жизненный и творческий путь кратко. Игорь стравинский
Прожил долгую, почти девяностолетнюю, жизнь, большая часть которой прошла за границей. Через десять лет после «художественной эмиграции» в 1913 из России, которая не приняла ни его «Петрушку», ни тем более «Весну священную», он с горечью скажет: «Я утратил свои корни».
Но Игорь Стравинский везде и всегда воспринимался как русский композитор, его русская сущность никуда не делась и именно она пронизывает все его творчество. Особенно ярко она проявилась в «русский» период его творчества. Тогда национальный фольклор и народная языческая стихия были основой всех его произведений в течение пятнадцати лет.
Вершиной периода стала «Весна священная» (1913), которую невозможно спокойно слушать и сто лет спустя. И так будет всегда, потому что эта потрясающая по силе музыка затрагивает основы человеческого бытия не только русского, но и любого, проникая на глубинный уровень, вводя в экстаз, захватывающий и даже постыдный, противостоять которому невозможно.
В русской поэзии есть еще только один такой пример - это поэзия Велимира Хлебникова. Случайно или нет, но Хлебников умер в 1922 году, в то же время, когда закончился "русский" период Игоря Стравинского. И начинали они примерно в одно время - в начале нулевых годов прошлого столетия, став яркими представителями расцвета русской культуры - Серебряного века.
Леон Бакст. Эскиз костюма к балету "Жар-птица" 1910.
В начале "русского" периода Игорь Стравинский еще оставался в рамках традиции "Могучей кучки" и Н.Римского-Корсакова, которого считал своим духовным наставником и учителем. И потому «Жар-птица» (1910) во многом напоминает корсаковского «Садко», но уже в «Петрушке» (1911), и особенно - в революционной «Весне священной», от этой традиции не осталось и следа.
Отказ от красивости, гладкости и мелодичности, привнесенных культурой предыдущих веков, обращение к народной традиции и фольклору, частушечность, интонационные и метрические перебивы, повторы, предпочтение, отдаваемое разнородности мотивов, плясовые ритмы и скоморошество, театральность и праздничность - все это питалось уже из других источников.
И Хлебников, и Стравинский искали вдохновение и новизну в народной стихии и в фольклоре, они были открывателями, новаторами, реформаторами, экспериментаторами и изобретателями нового языка: один в музыке, другой - в поэзии, хотя их личные судьбы сложились совершенно по-разному.
Один, хоть и нуждался постоянно в деньгах, но прожил благополучную и относительно обеспеченную жизнь. Другой - так и остался человеком неотмирным, странствующим дервишем, без семьи и дома, без денег и без малейшего намека на желание иметь то, и другое. Его интересовала только поэзия и слово, все остальное - ему только мешало.
Ф.Бенуа. Эскиз афиши к балету "Петрушка"
В основе творчества того и другого лежит стихия, завораживающая энергией, магией, заговорами, необычными дионисийскими ритуалами, рождающими странные чувства у о-культуренного аполлонического человека, вызывающие реакцию отторжения, как минимум, как максимум - непонимание и скандал.
Примерно то же самое потом делал Арто в театре и тоже вызывал скандалы. Но скандал, произведенный «Весной священной», для композитора стал неожиданным сюрпризом, потому что эту музыку он искренне любил, но реакция публики привела его в замешательство: он не был к этому готов.
И только прозорливая гениальность Сергея Дягилева могла понять, что все только начинается, хотя и он, впервые услышав «Весну священную», был шокирован, но после премьеры уже окончательно был уверен: именно за этой музыкой будущее. И оказался прав.
Через год «Весна священная» была воспринята как триумф Игоря Стравинского, как музыкальная революция. И именно она определила развитие европейской музыки в XX веке. Пережив три русских революции и две мировых войны, Игорь Стравинский тонко чувствовал время и чутко реагировал на изменения времени своей музыкой.
Н.Рерих. Девушки. Эскиз декорации и костюмов к балету И.Ф.Стравинского «Весна священная»
В начале пути он находится под влиянием Римского-Корсакова, Чайковского и Глазунова, но также и западно-европейской музыки Равеля и Дебюсси. В это время его привлекает и увлекает универсализм творчества участников кружка «Мира искусства», которые просвещали своих читателей и поклонников шедеврами, неважно на какой национальной почве они созданы.
В "Мире искусства" Игорь Стравинский знакомится с Сергеем Дягилевым, организатором и вдохновителем этого сообщества. Именно он в дальнейшем определит судьбу молодого композитора , став его постоянным заказчиком в «русский период».
Но сначала Игорь Стравинский, интересующийся поэзией, пишет песни на стихи своих любимых поэтов: Блока, Городецкого, Бальмонта. Первый большой заказ композитор получает от Дягилева на балет «Жар-птица», музыку к которому не успевал написать к сроку Лядов и Дягилев передает заказ молодому Стравинскому.
Это был подарок судьбы и шанс начать серьезное сотрудничество с «Миром искусства». Успех «Жар-птицы» в «Русских сезонах» сделал реальным сотрудничество не только с Дягилевым, но и с другими участниками кружка. Через год новый поворот и новая музыка - карнавально-городская «Петрушка», через два года - знаменитая языческо-славянская «Весна священная".
Так Россия в музыке Игоря Стравинского разворачивается и предстает в разных обличиях и в разных пространствах: сказочно-крестьянском («Жар-птица»), мещанско-городском («Петрушка») и языческо-архаическом («Весна священная»). Это был новый стиль , в котором работали все «мирискусники»: Головин, Бенуа, Рерих, Бакст, Гончарова, Ларионов.
Праздничный, яркий, динамичный, буйно-декоративный, сменивший утонченный и статичный импрессионизм. Апофеозом и своебразным манифестом этого молодого поколения стала «Весна священная» с ее потрясающей энергетикой и бешеным ритмом.
Многие из окружения Стравинского в России не приняли эту музыку, как не приняли ее на премьере в Париже, но для молодой знаменитости, которого с восторгом принимали в лучших домах Европы, это было уже неважно: он вошел в иное музыкальное пространство, став законодателем музыкальной моды.
Потом еще шлейфом пишутся «Три истории для детей», «Прибаутки», «Свадебка» и другие произведения, но врастание в европейскую культуру и потеря России после Октября уже окончательно означали для Игоря Стравинского конец «русского периода» и начало нового - «неоклассического», который продлится тридцать лет....
Предлагаю посмотреть мультфильм "Рождественская фантазия", в основе которого - музыка Игоря Стравинского "Петрушка": святки продолжаются...
Тина Гай
Сочинения Игоря Федоровича Стравинского по жанрам с указанием названия, года создания, жанра/исполнительского состава, с комментариями.
Оперы
- Соловей (лирическая сказка; либретто Стравинского и С. С. Митусова по сказке X. К. Андерсена, 1908-14, поставлена 1914, «Гранд-Опера», Париж)
- Мавра (опера-буффа, либретто Б. Кохно, пo поэме Пушкинa «Домик в Коломне», 1922, «Гранд-Опера», Париж)
- Царь Эдип (Oedipus Rех, опера-оратория, по трагедии Софокла, либретто Ж. Кокто и Стравинского, перевод с латыни на французский язык Ж. Даниелу, 1927, Театр Сары Бернар, Париж; 2-я редакция 1948)
- Похождения повесы (Карьера мота — Rake’s progress, либретто У. Одена и Ч. Кальмана по серии гравюр Дж. Хогарта, 1951, театр «Фениче», Венеция)
Балеты
- Жар-птица (L’oisеau dе feu, сказка-балет, либретто М. М. Фокина, 1910, «Театр Eлисейских полей», Париж; 2-я редакция 1945)
- Петрушка (Petrouchka, потешные сцены, либретто А. Бенуа и Стравинского, 1311, театр «Шатле», Париж; 2-я редакция с уменьшенным составом оркестра, 1946)
- Весна священная, картины языческой Руси в 2 частях (либретто Н. К. и С. П. Рерихов, 1913, «Театр Елисейских полей», Париж; 2-я редакция сцены Великой священной пляски, 1943)
- Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана, весёлое представление с пением и музыкой (по русским народным сказкам, 1917, поставлен 1922, «Гранд-Опера», Париж)
- История солдата (Сказка о беглом солдате и чёрте, читаемая, играемая и танцуемая, в 2 частях, для чтеца, 2 артистов, мимической роли, кларнета, фагота, корнета, тромбона, ударных, скрипки и контробаса; на основе русских народных сказок из собрания А. Н. Афанасьева, и переведено на французский язык Ш. Рамюза-«L’histoirе de soldat», 1918, Лозанна)
- Песнь Соловья (Chant du rossignol, 1 действие, на музыку из оперы Соловей, «Русский балет С. Дягилева», Париж, 1920)
- Пульчинелла (Pulcinella, балет с пением, по неаполитанской рукописи начала 18 в.; музыка на основе тем, фрагментов сочинений и пьес Дж. Б. Перголези, 1920, «Русский балет С. Дягилева», «Гранд-Опера», Париж)
- Свадебка (Les nocеs, хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания П. В. Киреевского, 1923, театр «Гете лирик», Париж)
- Аполлон Мусагет (в 2 картинах, для струнного оркестра, 1928, Театр Сары Бернар, Париж — Вашингтон; 2-я редакция 1947)
- Поцелуй феи (Le baiser dе la fee, балет-аллегория в 4 картинах, либретто С. по сказке Андерсена « Снежная королева », 1928, «Гранд-Опера», Париж; 2-я редакция 1950)
- Игра в карты (Jеu dе cartes; другое название — Покер, балет в 3 «сдачах», хореография Стравинского совместно с М. Малаевым, 1937, Нью-Йорк)
- Цирковая полька (Circus polka, по пьесе для камерного оркестра, «Барнум энд Бейли сёркус», Нью-Йорк, 1942)
- Орфей (3 картины, либретто Стравинского, 1948, «Нью-Йорк сити балле», Нью-Йорк)
- Агон (для 12 танцовщиков, в 3 частях, 1957, там же)
- Клетка (Cage, 1 действие, на музыку Базельского концерта для струнных, «Нью-Йорк сити балле», 1951)
Для солистов, хора и оркестра
- Священное песнопение во славу имени св. Марка (Canticum Sacrum ad honorem Sancti Marci nominis, на текст из Ветхого Завета, 1956)
- Threni (Плач пророка Иеремии, на латинский текст из Ветхого Завета, 1958)
- кантата Проповедь, притча и молитва (A Sermon, a narrative and a prayer, 1961)
- Заупокойные песнопения (Requiem canticles, на канонический текст католической заупокойной мессы и погребальной службы, 1966)
Для хора и оркестра
- Симфония псалмов (Symphony of psalms, на латинские тексты Ветхого Завета, 1930, 2-я редакция 1948)
- Звёздное знамя (Star-spangled banner, американский национальный гимн, 1941)
Кантаты
- К 60-летию Н. А. Римского-Корсакова (для хора с фортепьяно, 1904; утеряна)
- Звездоликий (Радение белых голубей, на cлова К. Д. Бальмонта, 1912, 1-е исполнение 1939)
- Вавилон (по 1-й Книге Моисеевой, глава XI, песни 1-9, 1944), кантата на слова английских поэтов 15-16 вв. (1952)
Для хора и камерно-инструментального ансамбля
- месса для смешанного хора и двойного квинтета духовых на канонический текст католической литургии, в 5 частях (1948), Памяти Т. С. Элиота (Introitus Т. S. Eliot in memoriam, на латинский текст католической заупокойной молитвы, 1965)
Для оркестра
- 3 симфонии (Es-dur, 1907, 2-я редакция 1917; in С, 1940; в 3 движениях- Symphony in three movements, 1945)
- Дамбартон-Окс концерт, Es-dur (Dumbarton Oaks, 1938)
- Базeльский концерт, D-dur (для струнного оркестра, 1940)
- Фантастическое скерцо (1908)
- Фейерверк, фантазия (1908, также «футуристический балет без танцоров», 1917, Рим)
- Русская песнь (1937)
- 4 норвежских настроения (Four Norwegian moods, 1942)
- Балетные сцены в 11 частях (1944)
- Поздравительная прелюдия, или Маленькая увертюра (Greеtings prelude…, 1955, к 80-летию П. Монте)
- Памятник Джезуальдо ди Веноза к 400-летию (Monumenturn pro Gesualdo di Ve-nosa, 3 мадригала, также под названием Мадригальная симфония, или Монумент, 1960)
- 8 миниатюр (1962, инструментовка фортепьянных сочинений для 5 пальцев, 1921)
- Вариации памяти Олдоса Хаксли (1964), канон на тему русской народной мелодии «Не сосна у ворот раскачалася»
Для камерного оркестра
- 3 сюиты из балета Жар-птица (1919)
- сюиты на основе циклов лёгких пьес для фортепьяно в 4 руки (1921, 1925)
- Концертные танцы (для 24 инструментов, 1942, также в переработке для балета)
- Траурная ода (элегическая песнь, в 3 частях, или Триптих памяти Н. Кусевицкой, 1943)
- Цирковая полька для молодого слона (Circus polka, 1942)
- скерцо a la Russe для симфоджазового оркестра (1944)
- прелюдия для джаз-оркестра (1937, 2-я редакция 1953, не издано)
Для инструмента с оркестром
- концерт для скрипки D-dur (1931)
- Движения (Movements) для фортепьяно (1959)
- концерт для фортепьяно и духовых инструментов (1924, 2-я редакция 1950)
- концерт для 2 фортепьяно (1935)
- Эбеновый концерт (Ebony concerto, для кларнета соло и инструментального ансамбля , 1945)
- каприччо для фортепьяно (1928)
Камерно-инструментальные ансамбли
- Duo concertant для скрипки и фортепьяно (1931)
- Эпитафия к надгробию Макса Эгона Фюрстенбергского (для флейты, кларнета и арфы, 1959)
- 3 пьесы для струнного квартета (1914; обработки вошли в цикл 4 этюда для симфонического оркестра , 1914-28)
- Концертино для струнного квартета (1920)
- симфонические пьесы для духовых инструментов Памяти К. Дебюсси (также под названием Симфония для духовых инструментов, 1920, 2-я редакция 1947)
- октет для духовых инструментов (1923, 2-я редакция 1952)
- Песня волжских бурлаков для духовых и ударных инструментов (обработка русской народной песни «Эй, ухнем!», 1917)
- Регтайм для 11 инструментов (1918)
- 5 монометричсских пьес для инструментального ансамбля (1921)
Для фортепьяно
- скерцо (1902)
- сонаты (1904, 1924)
- 4 этюда (1908)
- 3 лёгкие пьесы в 4 руки (1915, также в 2 руки, 1915, включены в сюиту для малого оркестра, 1921)
- Воспоминания о марше бошей (1915)
- 5 лёгких пьес в 4 руки (1917), 4-я включена в сюиту для малого оркестра, 1921; 1-я -для фортепьяно в 2 руки)
- Траурный хорал памяти Дебюсси (1920)
- 5 пальцев (8 легчайших пьес на 5 нотах, 1921)
- Вальс для маленьких читателей «Фигаро» (1922)
- Серенада (1925)
- Танго (1940; обработка для скрипки и фортепьяно, 1940, также для малого оркестра, 1953)
- Вальс цветов (для 2 фортепьяно, 1914)
Для хора а саррellа
- Подблюдная для женских голосов на народные тексты (1917)
- Отче наш (для смешанного хора, на русский канонический текст православной молитвы, 1926; новая редакция с латинским текстом Pater noster, 1926)
- Верую (для смешанного хора, на русский канонический текст православной молитвы, 1932; новая редакция с латинским текстом Credo, 1949)
- Богородице Дево, радуйся (для смешанного хора, на русский канонический текст православной молитвы, 1934; редакция с латинским текстом Ave Maria, 1949)
- 3 духовные песни Карло Джезуальдо ди Веноза, написанные к 400-летней годовщине со дня рождения Джезуальдо (Энезeм — Anthem, 1959, Спускаясь, голубь рассекает воздух — The Dove descending breaks the air, на cлова Т. С. Элиота, 1962)
Для голоса с оркестром
- Фавн и пастушка (сюита на cлова Пушкина, 1906)
- Авраам и Исаак (священная баллада на иврите, из Ветхого Завета, 1963)
Для голоса и инструментального ансамбля
- 3 японских стихотворения (для сопрано, 2 флейт, 2 кларнетов, фортепьяно и струнного квартета; русский текст А. Брандта, 1913; переложение для высокого голоса с фортепьяно, 1913; для высокого голоса и камерного оркестра, 1947)
- Прибаутки, шуточные песенки (для контральто и 8 инструментов, на русские народные тексты, 1914)
- Кошачьи колыбельные песни (сюита на русские народные тексты для контральто с 3 кларнетами, 1916; также с флейтой, арфой и гитарой, издано 1956)
- 3 песни (на слова У. Шекспира, для меццо-сопрано, флейты, кларнета и альта, 1953)
- 4 русские песни (для сопрано, флейты, арфы и гитары, на основе 4-х русских песен для голоса и фортепьяно и «3 историй» для детей, 1954)
- Памяти Дилана Томаса (Траурные каноны и песнь, для тенора, струнного квартета и 4 тромбонов на английские стихи Д. Томаса, 1954)
- Элегия Дж. Ф. К. (посвящена Дж. Ф. Кеннеди, на стихи У. X. Одена, для баритона, 2 кларнетов, альтового кларнета, 1964)
Для голоса и фортепиано
- романс «Туча» (на слова Пушкина, 1902)
- Кондуктор и тарантул (на текст басни Козьмы Пруткова, 1906; ноты утеряны)
- Пастораль (песнь без слов, 1907)
- 2 песни на слова С. М. Городецкого (1908)
- 2 стихотворения П. Верлена (1910; 2-я редакция 2-го — 1919, 1-го — 1951)
- 2 стихотворения К. Д. Бальмонта (1911; 2-я редакция 1947)
- 3 истории для детей (на русские народные тексты, 1917)
- Колыбельная (на собственный текст, 1917)
- 4 русских песни (на народные тексты, 1918)
- Сова и кошечка (The Owl and the pussy-cat, на английские стихи Э. Лира, 1966)
- Грибы, идущие на войну (1904)
- Воздух моря (?)
Обработки и переложения сочинений других композиторов
- фортепьянная пьеса «Кобольд» Э. Грига (инструментовка, для балета Пиршество, 1909)
- «Песня Мефистофеля о блохе» Бетховена (из «Фауста» И. В. Гёте; для баса и оркестра, русский текст В. А. Коломийцова, 1909)
- «Песня о блохе» Мусоргского (для баса и оркестра, русский текст А. Струговщикова, 1909)
- «Марсельеза»(для скрипки соло, 1919)
- хоры из пролога оперы «Борис Годунов» Мусоргского (для фортепьяно, 1918)
- канцонетта Я. Сибелиуса (для 9 инструментов, 1963)
- ноктюрн и Блестящий вальс Ф. Шопена (для оркестра. 1909)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА СТРАВИНСКОГО
Годы жизни композитора 1882 �1871.
За долгую жизнь этому Стравинскому удалось использовать все достижения современной
авангардной музыки. Русская народная песня, богатство ее ритмико-мелодической структуры
были для Стравинского источником создания собственной мелодики фольклорного типа.
Стравинский никогда не был просто эпигоном каких-либо стилей. Напротив, любая стилистическая
модель преображалась им в исключительно индивидуальное творение. При всей стилистической
контрастности творчество Стравинского отличается единством, обусловленным его русскими
корнями и наличием устойчивых элементов, проявляющихся в произведениях разных лет . Он одним
из первых открыл новые музыкально-структурные элементы в фольклоре, ассимилировал некоторые
современные интонации (напр., джазовые), внёс много нового в метроритмическую организацию,
оркестровку, трактовку жанров.
Но все же образно-стилистическая множественность т-ва С. подчинена в каждый творческий период
своей стержневой тенденции. Весь чрезвычайно продолжительный творческий путь Стравинского
принято разделять на три периода.
В русский период (1908начала 20-х гг.) Стравинский проявлял особый интерес к древнейшему
и современному ему русскому фольклору, к ритуальным и обрядовым образам. В эти годы
формируются принципы музыкальной эстетики Стравинского, связанные с ォтеатром представленияサ,
закладываются основные элементы музыкального языка ォпопевочныйサ тематизм, свободный
метроритм, остинатность, вариантное развитие и т. д. Период ознаменован безраздельным
господством русской тематики - будь то народная сказка , языческая обрядовость, городские бытовые
сцены или пушкинская поэма. Именно в этот период создаются ォПетрушкаサ русские потешные
сцены в четырёх картинах (1910-1911), ォЖар-птицаサ (1909-1910), ォВесна священнаяサ (1911-
1913), ォИстория солдатаサ, ォБайка про Лису, Петуха, Кота да Баранаサ (1915-1916), ォМавраサ
(1921-1922), ォСвадебкаサ (1917, окончательный вариант 1923).
В следующий, т. н. неоклассицистский, период (до начала 1950-х гг.) на смену русской тематике
пришла античная мифология, существенное место заняли библейские тексты. Стравинский
обращался к различным стилевым моделям, осваивая приёмы и средства европейской музыки
барокко (опера-оратория ォЦарь Эдипサ, 1927), технику старинного полифонии (ォСимфония
псалмовサ для хора и оркестра, 1930) и др. Названные сочинения, а также балет с пением
ォПульчинеллаサ (на темы Дж. Б. Перголези, 1920), балеты ォПоцелуй феиサ (1928), ォОрфейサ
(1947), 2-я и 3-я симф. (1940, 1945), опера ォПохождения повесыサ (1951) �не столько высокие
образцы стилизации, сколько яркие оригинальные произведения (используя различные историко-
стилистические модели, композитор в соответствии со своими индивидуальными качествами создаёт
современные по звучанию произведения).
Третий период творчества Стравинского, который подготовлялся исподволь, внутри второго,
наступает в начале 50-х годов. Дважды посетив Европу в течении 1951-1952 годов (в это время
композитор постоянно живет в Америке), он осваивает додекафонную технику (однако в
рамках присущего Стравинскому тонального мышления). На её основе создаются его последние
произведения - балет ォАгонサ (1953-1957), кантата ォТрениサ, опера-балет ォПотопサ (1961-1962),
ォТри песни из Уильяма Шекспираサ, ォТраурная музыкаサ памяти поэта Дилана Томаса и другие.
Также поздний период т-ва С. характеризуется преобладанием религиозной тематики (ォСвященное
песнопениеサ (1956); "Плач пророка Иеремии" (1957-1958); реквием ォЗаупокойные песнопенияサ
(1966, итоговое сочинение композитора), и др.), усилением роли вокального начала (слова) .
По жанрам для ясности:
Музыкальный театр
ォЖар-птицаサ, балет в двух сценах (1909-1910)
ォПетрушкаサ, русские потешные сцены в четырёх картинах (1910-1911, редакция 1948)
ォВесна священнаяサ, сцены языческой Руси в двух картинах (1911-1913, редакция 1943)
ォСоловейサ, опера в трёх действиях (1908-1914),
ォБайка про Лису, Петуха, Кота да Баранаサ (1915-1916), либретто автора по русским сказкам из
ォСвадебкаサ, русские хореографические сцены для солистов, хора, четырёх фортепиано и ударных
ォИстория солдатаサ (ォСказка о беглом солдате и чёрте, играемая, читаемая и танцуемаяサ) для трёх
чтецов, танцовщицы и инструментального ансамбля (1918)
ォПульчинеллаサ, балет с пением в одном действии по музыке Галло, Перголези и других
композиторов (1919-1920)
ォМавраサ, комическая опера в одном действии (1921-1922)
ォАполлон Мусагетサ, балет в двух сценах (1927-1928)
ォПоцелуй феиサ, балет в четырёх сценах по музыке Чайковского (1928)
ォПерсефонаサ, мелодрама в трёх сценах для чтеца, тенора, хора и оркестра (1933-1934)
ォИгра в картыサ, балет ォв трёх сдачахサ (1936-1937)
ォОрфейサ, балет в трёх сценах (1947)
ォПохождения повесыサ, опера в трёх действиях с эпилогом (1947-1951)
ォАгонサ, балет (1953-1957).
ォПотоп (опера)サ, библейская опера для солистов, актёров, чтеца и оркестра (1961-1962).
Оркестровые произведения
Симфония Es-dur, op. 1 (1905-1907)
Огромный по протяженности и творческой продуктивности композиторский путь И. Ф. Стравинского пересек несколько исторических эпох . Он начинался в 900-е годы, прошел через годы трех русских революций и двух мировых войн, завершившись в конце 60-х годов. Этот путь можно разделить на несколько этапов: начальный период (1882-1902), годы учебы и общения с Н. А. Римским-Корсаковым (1902-1908) и затем три периода зрелого творчества - так называемый «русский» (1908-1923) *,
* Внутри «русского» периода следует различать «переходный» (по терминологии Б. В. Асафьева) период, начавшийся после «Весны священной» и подводящий к неоклассицистской манере Стравинского.
неоклассицистский (1923-1953) и поздний (1953-1968), находящиеся в следующем соотношении: 15- 30-15 лет.
Игорь Федорович Стравинский родился 5 (17) июня 1882 года близ Петербурга (в Ораниенбауме) в семье известного певца, первого баса Мариинского театра Федора Игнатьевича Стравинского. Детство его было наполнено музыкальными впечатлениями: в доме звучала оперная и романсная музыка из необъятного репертуара его отца (где особо почетное место занимали сочинения русских авторов), народные песни он слышал и в деревне (летом), и в городе: в то время, по воспоминаниям Стасова, «каждый мужик и баба, приходя в город, несли с собой народную песню ». Мариинский театр был для Игоря вторым домом; уже в раннем детстве он познакомился с рядом спектаклей, из которых впоследствии вспоминал «Спящую красавицу», «Руслана и Людмилу». Стравинский увлекался чтением (его окружали книги, собранные отцом - страстным библиофилом), пробовал свои силы в рисовании (он унаследовал от отца и передал своему сыну Федору живописный дар), участвовал в любительских домашних спектаклях. По воспоминаниям Стравинского, в юности он зачитывался Пушкиным, Достоевским, Шекспиром, Данте, античными писателями (уже в то время его притягивал «Эдип» Софокла).
И тем не менее - удивительный факт ! - примерно до двадцатилетнего возраста музыкальное призвание будущего композитора не заявляло о себе. Он занимался фортепиано как бы лишь для « общего развития » и в конце 90-х годов брал уроки по гармонии у ученика Римского-Корсакова В. П. Калафати.
Решающий толчок его музыкальному созреванию дали знакомство и занятия с Римским-Корсаковым. Эти занятия, начавшиеся около 1902 года, носили характер частных уроков, не всегда были регулярными и длились по 1908 год - год смерти его учителя.
В доме Римского-Корсакова, где начал бывать и вскоре стал своим Стравинский, он нашел исключительно творческую художественную среду. Здесь встречались, музицировали, беседовали об искусстве Лядов, Глазунов, Шаляпин, Блуменфельд, Стасов... Римский-Корсаков - великий мастер и великий учитель - вел Стравинского особым, ускоренным путем приобретения музыкального профессионализма: через знакомство с принципами построения музыкальной формы и инструментовку к практическому сочинению (так же в свое время занимался Балакирев с Римским-Корсаковым и, в свою очередь, Римский-Корсаков с Глазуновым - путь, который под силу только исключительным дарованиям). Уже через три года после начала занятий Стравинский сочиняет Симфонию Es-dur, свидетельствующую об овладении им основными приемами школы Корсакова и Глазунова. Влияние Римского-Корсакова было в этот период определяющим. Однако ранние сочинения Стравинского показывают, что он был чуток и к достижениям Мусоргского, Чайковского, Глазунова, Скрябина. Особо надо отметить воздействие «новых французов» - Дюка, Дебюсси, Равеля, о чем свидетельствуют оркестровые пьесы Стравинского - Фантастическое скерцо и «Фейерверк». Молодой композитор становится постоянным посетителем Концертов Зилоти и Вечеров современной музыки , где звучало много новинок русской и западно-европейской музыки и где вскоре прозвучат его собственные сочинения. Стравинский вообще интересуется всем передовым в искусстве своего времени. Его манят эстетические дали, открытые «Миром искусства». Его остро интересует современная поэзия - Блок, Бальмонт, Городецкий. На стихи Городецкого он напишет две песни (1908), а впоследствии на тексты Бальмонта - Два стихотворения (1911) и небольшую кантату «Звездоликий» (1912).
...Я был рожден не вовремя. По темпераменту и склонностям мне надлежало, как и Баху, хотя и иного масштаба, жить в безвестности и регулярно творить для установленной службы и Бога. Я устоял в мире, в котором был рожден... я выжил... несмотря на торгашества издателей,
музыкальные фестивали
, рекламу...
И. Стравинский
...Стравинский - истинно русский композитор... Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого,
многогранного таланта
, рожденного землей русской и кровно с ней связанного...
Д. Шостакович
Творческая жизнь И. Стравинского - это живая история музыки XX в. В ней, как в зеркале, отразились процессы развития современного искусства , пытливо ищущего новые пути. Стравинский снискал репутацию дерзкого ниспровергателя традиций. В его музыке возникает множественность стилей, постоянно пересекающихся и подчас трудно поддающихся классификации, за что композитор заслужил от современников прозвище «человек с тысячью лиц». Он подобен Фокуснику из своего балета «Петрушка» : свободно перемещает жанры, формы, стили на своей творческой сцене, как бы подчиняя их правилам собственной игры . Утверждая, что «музыка способна выражать лишь самое себя», Стравинский тем не менее стремился жить «con Tempo» (т. е. вместе со временем). В «Диалогах», изданных в 1959-63 гг., он вспоминает уличные шумы в Петербурге, масленичные гулянья на Марсовом поле, которые, по его словам, помогли ему увидеть своего Петрушку. А о «Симфонии в трех движениях » (1945) композитор говорил как о произведении, связанном с конкретными впечатлениями о войне, с воспоминаниями о бесчинствах коричневорубашечников в Мюнхене, жертвой которых едва не стал он сам.
Поразителен универсализм Стравинского. Он проявляется в широте охвата явлений мировой музыкальной культуры , в многообразии творческих исканий, в интенсивности исполнительской - пианистической и дирижерской - деятельности, продолжавшейся более 40 лет. Беспрецедентны масштабы его личных контактов с выдающимися людьми . Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, А. Глазунов, В. Стасов, С. Дягилев, художники «Мира искусства», А. Матисс, П. Пикассо, Р. Роллан. Т. Манн, А. Жид, Ч. Чаплин, К. Дебюсси, М. Равель, А. Шенберг, П. Хиндемит, М. де Фалья, Г. Форе, Э. Сати, французские композиторы группы «Шести» - вот имена некоторых из них. Всю жизнь Стравинский находился в центре общественного внимания, на перекрестке важнейших художественных путей. География его жизни охватывает множество стран.
Детство Стравинского прошло в Петербурге, жить в котором, по его словам, «было захватывающе интересно». Родители не стремились дать ему профессию музыканта, но вся обстановка благоприятствовала музыкальному развитию . В доме постоянно звучала музыка (отец композитора Ф. Стравинский был известным певцом Мариинского театра), имелась большая художественная и музыкальная библиотека. С детского возраста Стравинского увлекала русская музыка. Десятилетним мальчиком ему посчастливилось увидеть П. Чайковского, которого он боготворил, посвятив ему много лет спустя оперу «Мавра » (1922) и балет «Поцелуй феи » (1928). «Героем моего детства» называл Стравинский М. Глинку. Высоко ценил М. Мусоргского, считал его «самым правдивым» и утверждал, что в его собственных сочинениях есть влияния «Бориса Годунова». Дружеские отношения возникли с членами Беляевского кружка, особенно с Римским-Корсаковым и Глазуновым.
Рано сформировались литературные интересы Стравинского. Первым настоящим событием стала для него книга Л. Толстого «Детство, отрочество, юность», кумирами в течение всей жизни оставались А. Пушкин и Ф. Достоевский.
Занятия музыкой начались с 9 лет. Это были уроки фортепианной игры . Однако к серьезной профессиональной учебе Стравинский приступил лишь после 1902 г., когда, будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, он начал заниматься с Римским-Корсаковым. В это же время он сблизился с С. Дягилевым, художниками «Мира искусства», посещал «Вечера современной музыки», концерты новой музыки , устраивавшиеся А. Зилоти. Все это послужило толчком к быстрому художественному взрослению. Первые композиторские опыты Стравинского - Соната для фортепиано (1904), вокально-симфоническая сюита «Фавн и пастушка» (1906), Симфония ми-бемоль мажор (1907), «Фантастическое скерцо» и «Фейерверк» для оркестра (1908) отмечены влиянием школы Римского-Корсакова и французских импрессионистов. Однако с момента постановки в Париже балетов «Жар-птица » (1910), «Петрушка » (1911), «Весна священная » (1913), заказанных Дягилевым для «Русских сезонов», происходит колоссальный творческий взлет в том жанре, который Стравинский в дальнейшем особенно любил за то, что, по его словам, балет - «единственная форма сценического искусства , которая ставит в краеугольный камень задачи красоты и более ничего».
Триада балетов открывает первый - «русский» - период творчества, названный так не по месту пребывания (с 1910 г. Стравинский подолгу живет за границей, а в 1914 г. поселяется в Швейцарии), а благодаря проявившимся в это время особенностям музыкального мышления, глубоко национального по сути. Стравинский обратился к русскому фольклору, различные пласты которого очень своеобразно преломились в музыке каждого из балетов. «Жар-птица» поражает буйной щедростью оркестровых красок, яркими контрастами поэтической хороводной лирики и огненных плясов. В «Петрушке», названном А. Бенуа «балетомулицей», звучат популярные в начале века городские мелодии, оживает шумная пестрая картина масленичного гулянья, которой противопоставлена одинокая фигура страдающего Петрушки. Древний языческий обряд жертвоприношения определил содержание «Весны священной», воплотившей стихийный порыв к весеннему обновлению, могучие силы разрушения и созидания. Композитор, погрузившись в недра фольклорной архаики, столь радикально обновляет музыкальный язык , образы, что на современников балет произвел впечатление разорвавшейся бомбы. «Гигантским маяком XX века» назвал его итальянский композитор А. Казелла.
В эти годы Стравинский сочинял интенсивно, работая нередко сразу над несколькими совершенно разными по характеру и стилю произведениями. Это были, например, русские хореографические сцены «Свадебка » (1914-23), в чем-то перекликающиеся с «Весной священной», и изысканно-лирическая опера «Соловей » (1914). «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана », возрождающая традиции скоморошьего театра (1917), соседствует с «Историей солдата » (1918), где русский мелос уже начинает нейтрализоваться, попадая в сферу конструктивизма, элементов джаза.
В 1920 г. Стравинский переехал во Францию и в 1934 г. принял французское подданство. Это был период чрезвычайно насыщенной творческой, а также исполнительской деятельности. Для молодого поколения французских композиторов Стравинский стал высшим авторитетом, «музыкальным мэтром». Однако провал его кандидатуры во Французскую академию изящных искусств (1936), все более крепнущие деловые связи с США, где он дважды успешно концертировал, а в 1939 г. прочел курс лекций по эстетике в Гарвардском университете, - все это побудило его переехать в начале второй мировой войны в Америку. Он обосновался в Голливуде (Калифорния) и в 1945 г. принял американское подданство.
Начало «парижского» периода совпало у Стравинского с крутым поворотом к неоклассицизму, хотя в целом общая картина его творчества была достаточно пестрой. Начав с балета «Пульчинелла » (1920) на музыку Дж. Перголези, он создает целую серию произведений в неоклассическом стиле: балеты «Аполлон Мусагет » (1928), «Игра в карты » (1936), «Орфей » (1947); оперу-ораторию «Царь Эдип » (1927); мелодраму «Персефона » (1938); оперу «Похождения повесы » (1951); Октет для духовых (1923), «Симфонию псалмов » (1930), Концерт для скрипки с оркестром (1931) и др. Неоклассицизм Стравинского носит универсальный характер. Композитор моделирует различные музыкальные стили эпохи Ж. Б. Люлли, И. С. Баха, К. В. Глюка, поставив своей целью установить «господство порядка над хаосом». Это характерно для Стравинского, всегда отличавшегося стремлением к строгой рациональной дисциплине творчества, не допускавшей эмоциональных перехлестов. Да и сам процесс сочинения музыки Стравинский осуществлял не по наитию, а «ежедневно, регулярно, наподобие человека со служебным временем».
Именно эти качества определили особенность следующего этапа творческой эволюции. В 50-60-е гг. композитор погружается в музыку добаховской эпохи, обращается к библейским, культовым сюжетам, а с 1953 г. начинает применять жестко конструктивную додекафонную технику сочинения. «Священное песнопение в честь апостола Марка» (1955), балет «Агон » (1957), «Монумент Джезуальдо ди Веноза к 400-летию» для оркестра (1960), кантата-аллегория «Потоп» в духе английских мистерий XV в. (1962), Реквием («Заупокойные песнопения», 1966) - вот наиболее значительные произведения этого времени.
Стиль Стравинского становится в них все более аскетичным, конструктивно-нейтральным, хотя сам композитор говорит о сохранении в его творчестве национальных истоков: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это - в ее скрытой природе». Одним из последних сочинений Стравинского был канон на тему русской песни «Не сосна у ворот раскачалася», использованной ранее в финале балета «Жар-птица».
Так, завершая жизненный и творческий путь, композитор возвратился к истокам, к музыке, олицетворявшей далекое русское прошлое, тоска по которому всегда присутствовала где-то в глубинах сердца, прорываясь иногда в высказываниях, и особенно усилилась после посещения Стравинским Советского Союза осенью 1962 г. Именно тогда произнес он знаменательные слова: «У человека одно место рождения, одна родина - и место рождения является главным фактором его жизни».
О. Аверьянова