Голландское проникновении и утверждение на территории Индонезии в первой половине XVII века. Культура индонезии Национальные особенности Индонезии

В русской культуре XIII-XV вв. отчетливо прослеживаются два эта­па. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII-XV вв. явилась Ку­ликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в ко ом прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерус­скую культуру.

Устное народное творчество.

В период борьбы с монгольскими за­воевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и сказани­ям киевского цикла, в ко ых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало рус­ским людям новые силы. Древние былины обрели глубокий смысл, за­жили в ой жизнью. Новые легенды (такие, как, например, “Сказание о невидимом граде Китеже” – городе, ушедшем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских людей на борьбу за свержение ненави­стного золотоордынского ига. Складывается жанр поэтических ис и­ческих песен. К их числу относится “Песня о Щелкане Дудентьевиче”, ко ая рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.

Летописание.

Благодаря хозяйственному подъему все более необхо­димыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование бумага вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появ­ление бумага повлекли за собой ускорение письма. На смену “уставу”, когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точно­стью и жественностью, приходит полуустав – более свободное и бег­лое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали исполь­зовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей дела­лись, как и раньше, на бересте.

Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо-татарского нашествия и ига. В конце XIII – начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г. летописные запи­си стали вестись и в Москве. В период складывания единого государст­ва с центром в Москве возросла роль летописания. Когда Иван III шел походом на Новгород, он не случайно взял с собой дьяка Степана Боро­датого: тот мог хорошо “говорить по летописцам вины новгородские”, т.е. доказать на основе летописи необходимость присоединения Новго­рода к Москве.

В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так назы­ваемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного свода. В основе их – идея общерусского единства, ис ической роли Москвы в государст­венном объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира.

Интерес к всемирной ис ии, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов – сочинений по всемирной ис ии. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.

Распространенным литературным жанром того времени были ис ические повести. В них рассказывалось о дея­тельности реальных ис ических лиц, конкретных ис ических фак­тах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили по­весть “О битве на Калке”, “Повесть о разорении Рязани Батыем” (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), по­вести об Александре Невском и др.

Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл ис ических повестей (например, “Сказание о Мамаевом побоище”). Софоний Рязанец создал знаменитую патетическую поэму “Задонщина”, построенную по образцу “Слова о полку Игореве”. Но если в “Слове” описывалось поражение русских, то в “Задонщине” – их победа.

В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епи- фаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского – основателя Троице-Сершева монасты­ря, поддержавшего великого московского князя в борьбе с ордынцами.

“Хождение за три моря” (1466-1472) тверского купца Афанасия Ни­китина – первое в европейской литературе описание Индии. Свое путе­шествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гама.

Архитектура.

Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие тра­диции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по разме­ру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и са­мобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориента­ция главным образом на местные традиции.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы в Звенигороде – Успен­ский собор (1400) и собор Саввино-С ожевского монастыря (1405), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) продолжали традиции владимиро- суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя – создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось соз­данием в конце XV – начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.

Терри ия Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красного кирпича, длина ко ой достигала 2,25 км, толщина стен – 3,5-6,5 м, а их высота – 5-19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллек) в Москва-реку. Со с оны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри.

Сердце Кремля – Соборная площадь, на ко ую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Ве­ликого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в вы­соту 81 м).

В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля – Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Не­большой “трус” (землетрясение) в Москве разрушил стеньг здания. Воз­ведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальян­ского Возрождения Аристотелю Фиорованти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зда­нием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Зем­ские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.

В 1481-1489 тт. псковские мастера возвели Благовещенский собор – домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей – Архангельский собор (1505-1509). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же бы­ла построена Грановитая палата (1487-1491). От “граней”, украсивших наружные стены, она получила свое название. Грановитая палата явля­лась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены ко ого опираются на возведенный в центре массивный че­тырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

Живопись.

Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII в.

В XIV в. в Новгороде и в Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются необычайной выразительной силой, экспрессией, аскетиз­мом, возвышенностью человеческого духа. Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими “пробелами” создать эмоцио­нальное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконопис­ные образцы.

Высший подъем русского иконописного искусства связан с творче­ством современника Феофана Грека – гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера.

Андрей Рублев жил на рубеже XIV-XV вв. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, экономиче­ским подъемом Московской Руси, ростом самосознания русского наро­да. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единст­ва и мира между людьми, человечность отразились в произведениях ху­дожника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок созда­ет впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая “Троица” (хранится в Третьяковской галерее ), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живопис­ной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы “Троицы” символи­зируют мысль о единстве мира’и человечества.

Кисти А. Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора в Сергиевом По­саде.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI в.

Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, ко ым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные дос­тоинства его живописи, а иконография – расположение фигур, исполь­зование определенного цвета и т.п. в каждом конкретном сюжете и изо­бражении. В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария и его кружка.

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше обще­го обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т.п. В XVI в. ощу­тимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.

Общественно-политическая мысль.

События XVI в. вызвали обсуж­дение в русской публицистике многих проблем того времени: о харак­тере и сути государственной власти , о церкви, о месте России среди других стран и т.д.

В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и ис­ ическое сочинение “Сказание о великих князьях Владимирских”. Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом потопе. Затем следовал перечень властителей мира, среди ко ых особо выде­лялся римский импера Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика . Последний был приглашен в качестве русского князя. Наследник Пруса и Рюрика, а следовательно и Августа, киевский князь Владимир Мономах получил от константинопольского импера а символы царской власти – шапку- венец и драгоценные бармы-оплечья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордостью писал шведскому королю: “Мы род­ством от Августа кесаря ведемся”. Российское государство, по мнению Грозного, продолжало традиции Рима и Киевской державы.

В церковной среде был выдвинут тезис о Москве – “третьем Риме”. Здесь ис ический процесс выступал как смены мировых царств. Пер­вый Рим -”вечный город” – погиб из-за ересей; “в ой Рим” – Кон­стантинополь – из-за унии с католиками; “третий Рим” – истинный хра­нитель христианства – Москва, ко ая будет существовать вечно.

Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной вла­сти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И.С. Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальним государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского.

Летописание

В XVI в. продолжало развиваться русское летописа­ние. К сочинениям этого жанра относится “Летописец начала царства”, в ко ом описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказыва­ется необходимость установления царской власти на Руси. Другим крупным сочинением того времени является “Книга Степенная царского родословия”. Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням – от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение и построение текста как бы символизирует нерушимость союза церкви и царя.

В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный ле­тописный свод, своеобразную ис ическую энциклопедию XVI в. – так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр – цветных иллюстраций, за что получил название Лице­вого свода (“лицо” – изображение).

Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили ис ические повести, в ко ых рассказывалось о событиях того времени. (“Казанское взятие”, “О прихождении Стефана Ба ия на град Псков” и др.) Создавались новые хронографы. Об обмирщении культуры свиде­тельствует написанная в это время книга, содержащая разнообразные полезные сведения руководства как в духовной, так и в мирской жизни, – “Домострой” (в переводе – домоводство), ав ом ко ой считают Сильвестра.

Начало книгопечатания.

Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда первопечатником Иваном Федоровым была издана первая русская датированная книга “Апостол”. Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы – книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии зани­мался один из талантливейших русских людей XVI в. Иван Федоров. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Николь­скую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь – “Азбуку”. За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI, и в XVII в.

Архитектура.

Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Воз­несения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского со­бора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих русских монастырях и как главные соборы – в крупнейших русских городах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.

Еще одним Направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специаль­ности, и посвящались определенному святому – покровителю данного ремесла.

В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть поса­да была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской (ряд ис иков считает, что название произошло от слова “кита” - вязка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие полагают, что название произошло либо от итальянского слова – город, либо от тюркского – крепость). Стена Китай-города защищала г на Красной площади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитек ом Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве воз­вели Земляной вал – 15-километровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо).

Каменные крепости-с ожи были возведены в Поволжье (Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее (Туле, Коломне, За­райске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на северо-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на далеком Се­вере (Соловецких островах).

Живопись.

Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце XV – начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора Фера­понтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. Живописи Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность, ко ых он дости­гал. применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого Тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или фрески.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХVII.

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С разви­тием ремесла и говли, ростом городов связано проникновение в рус­скую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название “обмирщения” культуры (от слова “мирской” – светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, “латинское” влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей – в специ­ально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район ул. Баумана). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Мос­ковской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, спо­собные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.д. Расширению полити­ческих и культурных связей со странами Западной Европы способство­вало воссоединение Украины с Россией.

Просвещение.

Во в ой половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом еди­нообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня “Букваря ‘ В.Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы “Грамматика” Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения (1682).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведе­ние – Славяно-греко-латинская академия, где учили “от грамматики, ри ики, пиитики, диалектики, философии… до богословия”. Возгла­вили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М.В. Ломоносов.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т.п.), в наблюдении за природой.

Значительный вклад в развитие географических знаний внесли рус­ские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Амери­кой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева.

Е.П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В.В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

Литература.

В XVII в. созданы последние летописные сочинения. “Новый летописец” (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Гроз­ного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в ис ической литературе заняли ис ические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей (“Временник дьяка Ивана Тимофеева”, “Сказание Авраамия Палицына”, “Иное сказание” и др.) была откликом на события Смутно­го времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII столетии жанра сатирической повести, где действуют уже вымыш­ленные герои. В “Службе кабаку”, “Повести о куре и лисе”, “Калязинской челобитной” содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в “Повести о Ерше Ер­шовиче” – судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары (“Житие протопопа Аввакума”) и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения по ис ии. Киевский монах Иннокентий Гизель составил “Синопсис” (обозрение), где в популярной форме со­держался рассказ о совместной ис ии Украины и России, ко ая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII – первой половине XVIII в. “Синопсис” использовался как учебник русской ис­ ии.

Театр.

Был создан придворный театр в Москве (1672), просущество­вавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполнялись мужчинами. В репертуаре театра были пье­сы на библейские и легендарно-ис ические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.

В русских городах и селах широкое распространение со времен Ки­евской Руси получил бродячий театр – театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и Церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки власть предержащих.

Архитектура.

Архитектурные сооружения XVII в. отличаются боль­шой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитек­турных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. много­цветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распро­странение в XVII в. получили многоцветные “солнечные плитки” – из­разцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украше­ний, расположенных на стенах одного здания, называли “каменным узо­рочьем”, “дивным узорочьем”.

Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалим­ском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля – церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро “Парк культуры”), церковь Рождества Богородицы в Путанках (недалеко от площади Пушкина), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро “Китай-город”).

Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатная крыша сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступила место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и жественную мощь сердца сто­лицы России.

В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польско-литовско- шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались деко­ративными деталями.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось склады­ванием стиля, получившего название “нарышкинского” (по фамилии главных заказчиков), или московского, барокко. В этом стиле сооруже­ны надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего мона­стыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность постро­ек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т.п. Наконец, почти во всех зданиях “нарышкинского” барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, ко ые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельство­вало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развива­лась в рамках общеевропейской культуры.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. “Вось­мым чудом света” назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мас­терами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

Живопись.

Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе “Спас Нерукотворный” хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изобра­жении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с рас­пространением в России портретной живописи – “парсуны” (персоны), изображавшей реальные персонажи, например, царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на хол­сте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.

13. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

(XVII – XIX ВВ.)

13.1. Западноевропейская культура XVII века

Социальные изменения, которые произошли в эпоху Возрождения, подготовили переход западнлевропейского общества к новому состоянию, к новой ступени развития культуры. Этот переход осуществлялся через буржуазные революции. В конце XVI века произошла первая буржуазная революция в Нидердандах, в результате которой на севере страны возникла буржуазная республика Голландия, а юг страны, получивший название Фландрия, оказался под протекторатом Испании. В середине XVII века произошла Английская буржуазная революция, в ходе которой был казнен в 1649 г. король Карл I. В этих странах установился новый буржуазный строй. Быстро преодолевались феодальные формы хозяйства, стремительно развивались индустриальное производство и предпринимательство. Все это сформировало уникальную культуру, выделившую Европу из всего остального мира. Поэтому начавшийся период получил название Новое время.

Однако, в большинстве стран Европы в XVII веке господствовали поздне феодальные отношения , а формой правления был абсолютизм. Образцом такого правления была Франция. Церковь активно противостояла новым веяниям в идеологии и культуре. Движение контрреформации наиболее сильным было в Италии и Испании. Одновременно в Европе получает распространение протестантизм, который стал духовно-нравственной основой Нового времени. Новое мировоззрение сказалось и на религиозных представлениях . Зарождается деизм – представление о Боге как каком-то средоточии разума, Бог перестает быть творцом мира.

Пересматриваются взгляды на общество и государство. Английский философ Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.) впервые представил государство не как

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

божественное создание, а как результат сознательной деятельности людей. Основной формой правления он считал абсолютную монархию. Свои взгляды он изложил в книге «Левиафан». Нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.) развил учение Гоббса о государстве, но высшей формой власти считал демократическое правление и выдвинул идею о праве человека на свободу.

В Новое время начинает стремительно развиваться наука: сначала – математика и механика, затем естествознание. С этого времени наука опирается на наблюдение, опыт, научный эксперимент. В XVII веке начали возникать научные организации – научные общества и Академии наук. Так, в 1635 году была создана Французская Академия, а в 1660 году – Лондонское Королевское общество.

В астрономии Галилео Галилей и Иоган Кеплер развили и обосновали гелиоцентрическую теорию Коперника, установили законы движения всех тел,

в том числе и небесных. И. Ньютон, Г. Лейбниц и Р. Декарт создали математические методы, позволившие точно определить и рассчитать различные явления. Паскаль, Бойль, Мариотт, Торричелли начали изучение жидкостей и газов, а Декарт и Ньютон начали разработку теории света. Изобретение микроскопа способствовало развитию биологии. Важными изобретениями прикладной науки было изобретение маятниковых часов Гюйгенсом, телескопа и микроскопа Галилеем.

В XVII веке была открыта Австралия, что завершило эру великих географических открытий.

Развитие точных и естественных наук дало толчок развитию философии, которая развивалась в тесной связи с наукой. Родоначальником английского материализма был Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626). В своем трактате «Новый Органон» он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой и предложил реформу научного метода познания, основой которого

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

считал обращение к опыту. Философия Бэкона оказала огромное влияние на философию эпохи Просвещения, предложенная им классификация знаний была воспринята французскими энциклопедистами.

В истории западноевропейского искусства XVII век является времен расцвета национальных художественных школ Фландрии, Голландии, Испании, Франции. Однако искусство этого периода характеризуется и рядом общих черт . Расширение представлений об окружающем мире приводит к отказу от антропоцентризма, характерного для культуры Возрождения. Теперь на только человек, но и окружающий его мир становятся предметом изображения в литературе и искусстве. В живописи появляются новые жанры: пейзаж, натюрморт, изображение животных, бытовой и исторический жанр. Дальнейшее развитие получает портрет, который возник в эпоху Возрождения. Важным моментом в развитии западноевропейского искусства в XVII веке явилась смена последовательного развития мировых художественных стилей на их параллельное развитие. Если до этого в Европе романский стиль сменился готическим, а затем на смену ему пришел стиль Возрождения, то в XVII веке почти одновременно возникают и развиваются большие мировые стили – барокко и классицизм, которые носят наднациональный характер, и охватывают разные виды искусства. В связи с этим можно наблюдать сочетание этих стилей в разных видах искусства, особенно в архитектуре.

Барокко. Ведущим стилем в искусстве XVII века было барокко. Этот стиль возник в Италии в конце XVI века. Затем барокко получает развитие и в других странах, где были сильны феодальные отношения и католическая церковь Фландрии, Испании, Германии. Он нашел свое отражение в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке.

Искусство барокко было направлено на поддержку католической церкви в ее борьбе с Реформацией и поэтому оно стремилось воздействовать на чувства людей. Однако искусство барокко достаточно противоречиво. С одной стороны,

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

оно прославляло феодальную знать и католическую церковь, а с другой в нем проявлялись новые, прогрессивные представления о безграничности и изменчивости мира, интерес к окружающей человека среде и к природе.

Для архитектуры барокко характерна постройка грандиозных дворцов и церквей, создание городских и парковых ансамблей. Все здания отличались монументальностью и криволинейными очертаниями, интерьеры украшались лепкой, резьбой, позолотой, многоцветной скульптурой, колоннами, живописными плафонами (потолками), которые создавали иллюзию бесконечного пространства.

В XVII веке архитектура барокко получает наибольшее развитие в Риме. Самым тесным образом архитектура была связана со скульптурой, которая украшала фасады и интерьеры церквей, вилл, городские дома, парки, надгробия, фонтаны. В барокко иногда трудно разделить работу архитектора и скульптора. Выдающимся итальянским архитектором и скульптором был Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680 гг.). Главное его творение – колоннада на площади собора св. Петра в Риме. Он оформил королевскую лестницу в Ватикане, создал в Риме фонтан Тритона на площади Барберини и фонтан Четырех рек на площади Нанова.

В архитектуре Франции, Англии, Германии в XVII – в начале XVIII вв. наблюдалось сочетание барокко и классицизма. Значительными постройками во Франции в XVII века были Лувр (архитектор Перро) и загородная резиденция французских королей Версаль (архитекторы Л.Лево и Ж.Ардуэнг-Мансар). В Англии ведущим архитектором 2 полов. XVII – начала XVIII вв. был К.Рэн. Самое значительное его произведение – собор Св.Павла в Лондоне. В Германии XVII век представлен знаменитыми постройками: Цвингер (или Цитадель) – часть большого ансамбля для праздников под открытым небом в Дрездене; одноэтажный дворец Сан-Суси в Потсдаме. В этих постройках элементы барокко вынесены на фасады зданий.

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Живопись барокко представлена картинами на религиозный, мифологический и аллегорический сюжет, парадными портретами и натюрмортами. В картинах реальность сочетается с фантазией, религиозность – с подчеркнутой чувственностью. Картины барокко отличаются яркостью красок и монументальностью фигур.

Наибольшее развитие живопись барокко получила во Фландрии. Основными заказчиками произведений искусства являлись дворяне, высшее бюргерство и католическая церковь. Выдающимся фламандским художником был Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640 гг.). Его живопись обладает национальными особенностями. В картинах преобладает жизнеутверждающее начало, отсутствует мистика и экзальтация. Писал картины на религиозный («Водружение креста», «Снятие с креста») и мифологический («Похищение дочерей Левкиппа», «Битва греков с амазонками») сюжеты. Большое внимание уделял портрету («Автопортрет с женой Изабеллой Брандт», «Портрет камеристики», «Елена Фоурмен с детьми»). Творчество Рубенса оказало большое влияние на развитие западноевропейского искусства, особенно XIX века.

Видным представителем фламандской школы XVII века был также Антонис ван Дейк (1599 – 1641 гг.) В его творчестве значительное место занимают картины на мифологический и религиозный сюжет («Сусанна и старцы», «Св. Иероним», «Мадонна и куропатками»). Но главным жанром ван Дейка становится портрет. Он пишет портреты прелатов церкви, аристократов, богатых бюргеров. В 1632 г. художник уезжает в Англию и становится основателем школы портретного искусства в этой стране (портрет Карла I на охоте; портрет Томаса Уортона).

В музыку в XVII веке постепенно начинают проникать светские мотивы, возникают новые жакры. В рамках стиля барокко была создана опера. Одну из первых опер написал итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1567 –

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

1643 гг.). Самое известное его произведение опера «Орфей» (1606 г.), в которой впервые в музые передана глубина человеческих чувств. Стиль барокко просуществовал в западноевропейской культуре до середины XVIII века.

Классицизм. В середине XVII века в Италии возникает новое направление в культуре – классицизм, который просуществовал в западноевропейской культуре до 30-х годов XIX века. В течении этого времени классицизм прошел несколько этапов развития и пережил весьма значительные изменения. В XYII веке этот стиль наиболее ярко проявился в дворянской культуре Франции. Классицизм нашел отражение в архитектуре, литературе и театре, изобразительном искусстве.

Характерной чертой классицизма является обращение к традициям античности и Высокого Возрождения. Идеология классицизма сформировалась под влиянием философии Рене Декарта (1596 – 1650 гг.), который считал, что идеал прекрасного вечен и неизменен, и он уже воплощен в произведениях античности и Высокого Возрождения. Мастера классицизма не стремились показать окружающую действительность и конкретных людей. Они создавали облагороженный мир, идеальные образы. Сюжетом для их произведений служила античная история , мифология и Библия.

Большое развитие в рамках классицизма получили литература и театр. Официальным направлением в литературе Франции классицизм был признан с момента образования в 1635 г. в Париже Академии литературы. Во второй половине XVII века начинается новое развитие французского театра. В частности, в 1680 г. возник театр «Комеди Франсез».

Литература классицизма делилась на высокие (трагедия, ода, эпопея) и низкие (комедия, басня, сатира) жанры. Сюжетам «высоких» жанров были мифология, исторические события , государственная жизнь, героями – монархи, полководцы, мученики за веру. Драматический конфликт трагедий – это борьба между общественным долгом и личными чувствами. Родоначальником

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

классицизма в литературе Франции стал Пьер Корнель (1606 – 1684 гг.), автор трагедий «Сид», «Гораций», «Эдип» и др. Корнеля считают создателем французского театра. Также известным драматургом этого периода был Жан Расин (1639 – 1699 гг.), который написал трагедии «Андромаха», «Береника», «Федра» и др.

Авторы «низких» жанров стремились показать жизнь людей среднего класса и поэтому комедии писали живым языком, без излишнего пафоса. Большое влияние на развитие мировой драматургии оказала творчество Мольера (настоящее имя Жан Батист Поклен, 1622 – 1673 гг.), знаменитого комедиографа и актера. В своем творчестве сочетал классицизм и традиции народного театра. Создал жанр социально-бытовой комедии, в который высмеивал сословные предрассудки дворян, ограниченность буржуазии, ханжество и лицемерие церковников, скупость, тщеславие. Пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Тартюф, или Обманщик» вошли в золотой фонд мировой драматургии.

Известным автором басен был французский поэт Жан Лафонтен (1621 – 1695 гг.), который в своем творчестве опирался на античные традиции (басни Эзопа), использовал так называемый животный эпос. В его произведениях абсолютная монархия и аристократическое общество сравнивались с царством кровожадных и хищных зверей. В это время свои знаменитые сказки написал Шарль Перро (1628 – 1703 гг.). Его сборник «Сказки матушки Гусыни» включает сказки «Спящая красавица», «Красная шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах».

В XVII в. классицизм постепенно начинает проникать в культовую архитектуру. Архитекторов занимает проблема соотношение ансамбля дворца и парка. Наиболее ярко эти идеи воплотились в строительстве Версаля – загородной резиденции французских королей. Для всех построек характерно

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

четкость и геометрическая правильность зданий, регулярная планировка, обращение к античному ордеру.

Основоположником классицизма в живописи был французский художник Никола Пуссен (1594 – 1665 гг.), писавший картины на мифологические и литературные темы. Строгая уравновешенность композиции, культ природы и преклонение перед античностью – характерные черты его творчества. Наиболее известные картины «Смерть Германика», «Танкред и Эрминия», «Пейзаж с Полифемом», цикл «Времена года».

В середине XVII века во Франции была основана Академия живописи и скульптуры, которая дала возможность государству управлять искусством. Также важную роль в художественной жизни Франции сыграла королевская Мануфактура Гобеленов, где создавались предметы прикладного искусства : мебель, драгоценная утварь, шпалеры и др.

Реализм в живописи. В XVII веке стиль реализм сформировался только в живописи. Первым реалистическим течением был «караваджизм», названый по имени итальянского художника Микеланджело Меризи де Караваджо (1573 – 1610 гг.). Стремился показать окружающую действительность, стал основателем бытовой живописи и натюрморта в искусстве Италии. В своих картинах изображал простых людей и даже изгоев общества («Лютнист», «Игроки», «Вакх»). Большое место в его творчестве занимают картины на религиозный сюжет («Евангелист Матфей с ангелом», «Признание апостола Матфея», «Положение во гроб»), но по трактовке сцен они больше похожи на бытовую живопись, чем на религиозную.

Наиболее ярко реалистические тенденции проявились в живописи Голландии и Испании. Победа буржуазного строя и кальвинизма в Голландии прервала развитие монументально-декоративного искусства. Но спрос на произведения искусства был очень большим. Заказчиками выступали частные лица и поэтому предпочтение отдавалось небольшим станковым картинам.

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Наиболее популярными жанрами были портрет, в том числе и групповой, бытовой жанр, пейзаж, натюрморт и изображение животных. Хотя протестантская церковь отвергала религиозную живопись, картины на религиозную тему создавались. Но по сравнению с католицизмом они имели другой характер: мистика вытеснялась реалистической трактовкой сюжета и эти картины сближались с бытовой живописью.

Одним из крупнейших художников-портретистов Голландии был Франс Хальс (ок.1580 – 1666 гг.). В его групповых портретах выражены чувства товарищества, равноправия, свободы («Стрелковая гильдия»). Для индивидуальных портретов характерны демократизм, наполненность жизнью и движение («Смеющийся кавалер», «Цыганка»).

Вершиной голландского искусства XVII века является творчество Рембрандта. Его произведения получили всемирное признание. Харменс Ван Рейн Рембрандт (1606 – 1669 гг.) был живописцем, рисовальщиком, офортистом. Писал портреты («Автопортрет с Саскией на коленях», «Читающий Титус»), групповые портреты («Анатомия доктора Тульпа», «Ночной дозор», «Синдики»), философско-религиозные и мифологические картины («Флора», «Даная», «Возвращение блудного сына»). Полное признание творчество Рембрандта получило лишь в XIX веке.

Вдающийся испанский художник XYII века Диего Родриго де Сильва Веласкес (1599 – 1660 гг.) был придворным живописцем испанского короля. Большое место в его творчестве занимают портреты членов королевской семьи и придворных. Самым известным является групповой портрет «Менины» («Фрейлины»), на котором Веласкес изобразил себя. Мировое признание получил портрет папы Иннокентия X, в котором художнику удалось передать жесткий характер этого человека. Веласкес стал родоначальником исторического жанра в западноевропейской живописи («Сдача Бреды»).

Местные жители принадлежат к малайской общине, но с большим разнообразием местных этнических групп, стекавшихся сюда со всей Индонезии в поисках работы и лучшей жизни.
Даже если Батам является мульти-этническим островом, он всё ещё мусульманский с Малайской культурой.
И в жизни, и в церемониях используются религиозные и мистические элементы, выраженные в музыке и других формах культуры. Некоторые из самых популярных традиционных танцев это: Jogi Dance - уникальный танец Батама, Zapin Dance, в котором ярко выражено арабское влияние, Persembahan Dance, которым приветствуют дорогих гостей, и Ronggeng Dance, когда гостей приглашают присоединиться к танцу и песне.
The Mak Yong drama – это танцевальное и песенное представление, рассказывающее о стране под названием "Riuh". Страной управлял мудрый и знаменитый король, который, к своему удивлению и ужасу однажды признался, что его принцесса родила животное, названное «Siput Gondang» (Гондангская Улитка). Очень этим расстроенный он повелел отнести новорожденного в джунгли. Через несколько лет он узнал, что животное выросло и просит, чтобы его доставили в королевский дворец . К его удивлению и радости, он увидел прекрасную принцессу, которую назвал Putri Siput Gondang (принцесса Siput Gondang). А празднования этого события длились 7 дней и 7 ночей.
Но также и другие культуры вошли в состав Батамского союза, и в центре искусств "Padepokan Seni" в Секупанге, Вы можете увидеть полотна и рукотворные изделия собранные со всей Индонезии, а также различные виды представлений, которые проходят каждый день специально для туристов и посетителей. Другой центр искусств в Секупанге называется "Desa Seni". Здесь представлено искусство индонезийской деревни, главная цель которого поддерживать, возрождать и поддерживать культуру Индонезии, а также чтобы создать Институт Культуры, где квалифицированные инструкторы будут организовывать различные шоу и курсы.

Считается, что самые первые жители индонезийского архипелага пришли из Индии или Бирмы. В 1890 году, в Восточной Яве были найдены окаменелости питекантропа (homo erectus), возрастом приблизительно 500 000 лет. Более поздние мигранты ("малайцы") приехали из южного Китая и Индокитая, и начали населять архипелаг приблизительно в 3000 до н.э. Мощные группы, типа буддистской империи Срайвиджая и индусского королевства Mataram, появились на Яве и на Суматре к концу 7-ого столетия. Последнее значимое королевство, основанное индусами, было Majapahit в 13-ом столетии. Последующее распространение ислама на архипелаге в 14-ом столетии вынудило Majapahits отступить в 15-ом столетии к Бали.

Индонезия включает в себя полный диапазон разнообразных обществ и культур. Однако, образование, средства массовой информации и политика национализма, которую во всю проводило правительство, создали определенную индонезийскую национальную культуру. Отличительная кухня Индонезии и ее ремесла, сразу же вынесли ее на международную арену.
Батик, искусство наложения воска на ткань и последующее создание красочных и драматических картин, производится повсюду в Индонезии, а центром этой деятельности является Джакарта на Яве. Другие формы ремесел представлены такими видами, как ikat - ткань специального плетения из разукрашеных ниток; songket - шелковая ткань с золотыми или серебряными нитями; и крис - художественные работы, часто украшенные драгоценностями. Яванские wayang - марионеточные пьесы и гамелан - гипнотическая музыка, составленная главным образом из ударных инструментов - также популярные артистические формы.

На большинство блюд индонезийской кухни оказали влияние китайцы, но некоторые блюда в Паданге на Суматре, являются действительно исконно индонезийскими. Везде, куда бы вы не путешествовали в Индонезии, вы увидете продавцов закусок, типа картофеля, сладких орехов, бисквитов или фруктов. Рис - основа каждого блюда, он кладется в суп или подается на гарнир, учавствует в салатах и маринадах. Разнообразие тропических фруктов повергло бы в обморок любого продавца зелени из Европы. Это и яблоки со вкусом крема, дурио, гуавы, джак-фрукты, манго, папайя, стар-фрукты и рамбутаны.

Социальные и религиозные обязанности, в течение долгого времени, сформировали специальный кодекс поведения, который называют адат или традиционный закон. Ислам - преобладающая религия архипелага, она немного разбавлена элементами индусского буддизма, адата и анимизма. В Яве есть сотни мест, где сконцентрирована духовная энергия, которую, по поверьям, могут поглощать последователи. Несмотря на длинный колониальный период, попытки миссионеров преобразовать индонезийское население в христиан, ни к чему не привели.

Культура Индонезии самобытна и многолика; многочисленные народы страны хранят традиции, уходящие корнями в седую древность. Эти традиции были развиты и обогащены на протяжении веков благодаря встречам с носителями, иных культур: индийцами и арабами, персами и китайцами, португальцами, голландцами, англичанами и другими народами. Новые культурные ценности были органически переработаны и синтетически включены в комплекс культур многих индонезийских народов. И хотя для Индонезии характерно весьма значительное культурное разнообразие, культуры отдельных народов имеют немало общих черт, объясняемых общностью происхождения и сходными условиями развития.

В Индонезии различаются две крупные этнокультурные области - западная и восточная. Первая охватывает Большие 30ндские острова и остров Бали. Она заселена представителями южно-азиатской расовой группы и отличается значительно более высоким уровнем развития, чем восточная. Обычно, когда ученые говорят об «исконной индонезийской культуре», то имеют в виду комплекс общих черт, свойственных жителям западной области, где сосредоточено подавляющее большинство населения. Для этой области характерны раннее развитие орошаемого земледелия (рисоводство), разведение быков и буйволов, а у немусульманских народов - также и свиней, ряд общих черт как в материальной культуре (свайные жилища, лодки с балансиром, аналогичные типы орудий труда), так и в социальной и духовной (наличие родовой и общинной организации, аними-

Стические представления и культ предков, театр теней, оркестр гамелан, батикование).

Восточная область занимает Молуккские, Малые Зондские острова и ИрианДжая. Она заселена народами, принадлежащими к восточноиндонезийской и папуасско-меланезийской расовым группам. Население восточной области выращивает клубнеплоды и добывает саго, оно заметно отличается по своей общественной организации и духовной культуре от населения запада страны. Вместе с тем в западной части Индонезии есть анклавы, представляющие культуру восточной области, и наоборот.

Народы Явы и Мадуры.

Яву называют «сердцем И мозгом страны». Многое в жизни яванцев типично и для любого индонезийца. Культура яванцев, самого крупного народа не только Явы, но и всей Индонезии, достигла высокого развития уже в середине 1 тысячелетия. Яванский язык - это древнейший письменный язык страны. Его особенность - существование нескольких стилей, или форм, обращения. Эти стили сложились в период средневековья и отражали глубокое феодальное расслоение общества. Самый распространенный стиль - нгоко, т. е. «простой язык», имеющий наиболее богатый словарный состав; на нем говорят лица, равные по социальному положению и возрасту, а также старшие при обращении к младшим. Белее вежливый стиль кромо используется младшими при обращении к старшим. Есть и другие стили языка.

Яванец - исконный земледелец. Главной сельскохозяйственной культурой является рис. Вся Ява - это огромное рисовое поле, разделенное дамбочками переходами на бесчисленные квадраты, треугольники, полоски. Поле пашут легким деревянным плугом с металлическим сошником и без отвала. Тягловой -силой служат буйволы или быки. Иногда на поле выгоняют, стадо буйволов, и они «перепахивают» землю ногами. Самое распространенное орудие труда - мотыга. Стебли риса срезают особым ножом, называемым ани-ани: это деревянная, размером в ладонь пластина с небольшим металлическим лезвием, вставленным в ее край. У яванuев 9/10 полей занято продовольственными культурами и лишь 1/10 - техническими.

Флегматичные буйволы и ленивые быки, неторопливо тянущие плуг или сонно лежащие в каком-нибудь мелком водоеме, белесые горбатые зебу, запряженные в повозки, - обычная картина в деревне. В некоторых районах для перевозки грузов разводят маленьких, чуть больше пони, лошадей. Почти в каждом хозяйстве есть куры, утки, гуси.

Население прибрежных районов занимается рыболовством. Лодки простые: чаще всего это долбленка на 2-4 человека с одним или двумя балансирами, расположенными по бокам; есть и более крупные, сшитые из досок лодки человек на двадцать. Широко развито рыбоводство.

Яванцы - прекрасные мастера во многих видах ремесел. Всемирной славой пользуются яванские ткани - ба тики. На белую ткань мастерица наносит сложный рисунок . С помощью специальных заполненных растопленным воском крошечных воронок с носиками разного диаметра. Затем ткань опускают в краситель, вынимают из него, высушивают, соскабливают часть воска и погружают в другой краситель. Операцию повторяют столько раз, сколько тонов хотят получить. Изготовление куска многокрасочного батика занимает около месяца. Орнамент прежде имел строго канонизированное значение. В последнее время набивные ткани, и особенно машинный батик, в большом количестве ввозимый из Европы, вытесняют это древнее искусство.

Балийцы.

«Жемчужиной из жемчужин» называют в Индонезии Бали. Этот небольшой остров (его площадь в 5 раз меньше площади Крыма) славится красотой природы и необычайно яркой национальной культурой своего двухмиллионного населения. Ростом балиец немного выше яванца, кожа его чуть светлее; женщины-балийки стройнее яванок, чему немало способствует распространенный на Бали и поныне старинный обычай ношения грузов на голове. Вся жизнь балийского крестьянина, так же как и яванского, связана с возделыванием риса. Спускающиеся террасами по склонам гор рисовые поля-савахи - наиболее примечательная черта балийского пейзажа. Балийцы занимаются, кроме того, животно-водством, птицеводством, а также выращиванием цветов для светских и религиозных праздников.

Деревня - это зеленый островок среди многоцветного моря рисовых полей. Усадьбы огорожены каменными или глинобитными стенами, так что улицы представляют собой сплошную линию оград, из-за которых видны лишь крыши построек. Каждое хозяйство - это комплекс зданий под двускатными соломенными или пальмовыми крышами. На

"участке находится несколько жилых построек: для хозяина и хозяйки дома, их детей, родителей; много и хозяйственных сооружений. Все постройки свайные. Самое почитаемое место - семейный храм, посвященный духам предков и богам, кроме того, есть еще несколько святилищ и жертвенников.

Балийцы почти повсеместно носят батиковые каины и саронги, хотя сами батик не выделывают, а ввозят его с Явы. Традиционно верхняя часть тела у мужчин и женщин обнажена, но в последнее время женщины постепенно оставляют этот обычай. Девушки нередко носят волосы распущенными. Праздничные наряды удивительно торжественны: здесь и парча, и батик, и шелк, и драгоценные украшения, и традиционные крисы; на голове у женщин - короны и диадемы из цветов. Особую прелесть женским прическам придают цветы магнолии.

Общинная организация сохранилась на Бали значительно лучше, чем на Яве; называется она также деса. Для нее характерно наличие многих подразделений, выполняющих строго определенные функции. Важнейшую роль играет субак традиционная организация владельцев савахов, пользующихся водой из одного общего источника и совместно решающих все вопросы землепользования и орошения.

Народы Суматры.

Иной культурный мир на Суматре; особенно в районах, не испытавших влияния яванцев и сундов, т. е. за пределами Палембанга и его окрестностей и вне прибрежных районов Южной Суматры. Весь восток Суматры и острова близ ее восточного побережья заселены малайцами. Языки малайцев Суматры и Малайзии практически тождественны и грамматически, и лексически, разница в лексике составляет менее 10% словарного состава; этнографические различия между двумя группами малайского этноса также невелики; тесно переплетена и их политическая история .

Индонезийские малайцы - земледельцы рисоводы. В отличие от яванцев они сеют рис преимущественно на суходольных полях - ладангах. Лишь по берегам и в устьях рек устраиваются орошаемые поля. Довольно большое место в их хозяйстве занимают плантационные культуры: каучуконосы, кофе, табак, масличная, кокосовая и саговая пальмы, а также гамбир, из которого получают дубильный экстракт. В прибрежных районах главным занятием населения является рыболовство, которое особенно развито на берегах Малаккского пролива этой «рыбной базы» Индонезии. По всей стране славятся палембангские ткани, особенно парчовые. Палембангские и джамбийские кузнецы и ювелиры соперничают в мастерстве с яванскими. Почти в каждой деревне есть свои плотники-судостроители, изготовляющие разнообразные прау - лодки.

Народ Калимантана.

На протяжении последнего тысячелетия западное и восточное побережья Калимантана были постепенно освоены малайцами, оттеснившими коренное население – даяков – в глубь острова. На южном побережье на, малайско-яванской основе с примесью даякских, бугских и арабских компонентов сформировался народ банджары. Даяки сейчас населяют внутренние районы Калимантана и лишь кое-где занимают прибрежные районы. С жизнью этих воинственных лесных народов европейцы стали знакомиться только около 100 лет назад. Даяки - название собирательное, обозначающее множество родственных народностей и племен. Сами себя они чаще называют по имени реки, близ которой живут. Особую группу составляют пунаны - немногочисленные племена охотников и собирателей, кочующие в глубинных районах северо-восточного Калимантана. По уровню социально-экономического развития они ниже даяков, но выше суматранских кубу.

Основа хозяйства даяков - подсечно-огневое земледелие (не считая небольшой группы охотников и собирателей). Лес валят сообща, причем начинают эту работу с вершины холма, чтобы падающие стволы сокрушали своей тяжестью другие деревья, растущие ниже по склону. Затем растительность сжигают и по пожогу сажают рис в лунки, сделанные сажальным колом. Поле пропалывают, охраняют от грызунов и птиц. Урожай собирают, срезая стебли ножичками яванского типа. Удобрения не вносятся, поэтому через 2-3 года поле истощается; его оставляют на 3-4 года и выжигают новое. После трех-четырех циклов земля оскудевает настолько, что участок покидают уже на 12-15 лет. Помимо риса даяки выращивают кукурузу, просо, клубнеплоды, овощи, бобовые культуры. Однако в отличие от остальных полностью земледельческих народов Индонезии жизнь даяков всецело связана с лесом. И не только потому, что здесь" они делают свои подсеки, охотятся на кабанов и оленей. Лес также дает даякам продукты для обмена: ротанг, смолы, камфору, мед диких пчел, съедобные фрукты, разнообразную ценную древесину. Отдельные районы расселения даяков связаны между собой главным образом реками, по которым передвигаются в лодках-долбленках.

Народы Сулавеси.

На Сулавеси живет несколько сравнительно крупных народов, создавших свою государственность много столетий назад, имеющих богатую литературу и исповедующих мусульманство или христианство. Это прежде всего мусульманские народы - буги и макасары; к ним приближаются по уровню социально-экономического развития христианизированные народы Северного Сулавеси, особенно минахасы. И здесь же, на Сулавеси, встречаются племена охотников, собирателей, ранних земледельцев, стоящие на весьма низком уровне экономического и общественного развития.

Из всех народов Сулавеси в истории Индонезии наибольшую роль сыграли буги и, мaкacapы. Занимаясь земледелием и рыболовством, они в прошлом были также отличными мореходами и держали в своих руках торговлю пряностями: путь в Восточную Индонезию, к «Островам пряностей», лежал через Макасарский пролив, мимо государств бугов и макасаров. Отношения феодального типа начали складываться здесь еще в ХУ в. В XVII-XVIII вв. бугские и макасарские вожди со своими военными дружинами нередко на долгие годы захватывали власть в султанатах на востоке Суматры, в малайском Джохоре, а также в ряде районов Восточной Индонезии. С приходом португальцев и голландцев торговле и мореходству этих народов был нанесен непоправимый ущерб.

У бугов и макасаров имеется богатая литература, для которой прежде использовалась особая система письма. Литература эта включает исторические хроники, героические поэмы, объединенные в цикл «Ла Галиго» по имени главного героя. Интересны свадебные обычаи, сочетающие мусульманскую и традиционную обрядность. Например, во время брачного торжества несколькими стежками сшивают одежду жениха и невесты, а также связывают их волосы и накидывают сверху платок, что должно символизировать единство; официальная же часть церемонии совершается мусульманским священнослужителем. И буги и макасары очень любят петушиные бои, устраиваемые по любому праздничному поводу.

Народы Малых Зондских и Молуккских островов.

Эти два района Индонезии - подлинный этнографический калейдоскоп. Здесь, даже на небольших островах, живет иногда несколько десятков народов; одни из них многочисленны, другие насчитывают всего несколько сот человек. Когда-то всех жителей Молукк объединяли под одним названием «альфуры» (от арабо-испанских слов, означающих «дикий», «яростный»). Сейчас все эти народы называют либо их этнонимами, либо по острову обитания. Уровень социально-экономического и культурного развития народов Восточной Индонезии очень различен. Здесь есть и пахотные земледельцы, и охотники, и собиратели. Некоторые народности и племена подверглись значительному влиянию со стороны более развитых народов Индонезии. Например, на сасаков острова Лом бок немалое влияние оказали балийцы; народы Флореса и Тимора испытали воздействие бугов, минангкабау, малайцев. Другие же восточноиндонезийские народы вплоть до настоящего времени живут, в условиях относительной изоляции. Обошло многие районы Восточной Индонезии и воздействие европейцев. В антропологическом отношении эта территория весьма пестра.

Народы Ириан-Джая.

Ириан-Джая, как и соседнее государство Папуа Новая Гвинея, представляет собой уникальный в современную эпоху пример, когда численно значительное население еще живет в массе своей в условиях, близких к каменному веку . Основные жители Ириан-Джая - папуасы делятся на большое количество племен; численность же их языков и диалектов не менее 200.

Папуасы - земледельцы и охотники. Они выращивают таро и ямс, а в горах батат, в болотистых береговых районах добывают саго. Охотятся главным образом на кабанов. Занимаются также рыболовством. Их орудия труда весьма примитивны: обработку земли производят заостренными кольями, а также каменными мотыгами, повсеместно используются каменные топоры, тесла, ножи. Однако в последнее время все более входят в быт ввозимые с других островов Индонезии металлические орудия. Прибрежные папуасские племена делают отличные лодки с балансирами, часто украшая корпус лодки резьбой и раскрашивая его. Помимо оседлых папуасов-земледельцев есть полуоседлые папуасские племена. Незначительное число папуасов работает на предприятиях 110 добыче полезных ископаемых и в качестве прислуги у живущих в ИрианДжая европейцев и индонезийцев. Заняты они и в сфере обслуживания в возникших здесь городках.

Папуасская деревня состоит из мужского дома, где живут все мужчины (кроме маленьких мальчиков), и нескольких «семейных» хижин, где живут их жены, а также незамужние сестры и маленькие дети. Хижины свайные, прямоугольные в плане, стены их сделаны из коры, пол - из бамбука, крыши - из пальмовых листьев. В сухих районах, где нет поблизости опасных пресмыкающихся, хижины строят прямо на земле. Во внутренних районах встречаются круглые хижины со стенами из досок, врытых концами в землю, а также хижины на раскидистых деревьях. Спят папуасы на высоких нарах. Ночью бывает холодно, и в хижинах разводят огонь.

Вся одежда папуасов - это пояс из коры и спускающиеся до колен передник или юбка из растительных волокон; у прибрежных папуасов вместо передника раковина или скорлупа кокосового ореха. Женщины стригут волосы коротко и даже бреют их; мужчины, напротив, очень ухаживают за" своей пышной курчавой шевелюрой: расчесывают волосы, смазывают их пальмовым маслом, всячески украшают. Украшение одновременно преследует и ритуальные цели. Мужчины протыкают нос и уши и в сделанные отверстия вставляют кабаньи косточки или бамбуковые пластинки. При совершении обряда инициации многие папуасы выжигают или вырезают каменным ножом рубцы на теле.

Архитектура и скульптура.

Основные памятники индонезийской древности сохранились преимущественно на Яве. Это многочисленные индуистские и буддийские храмы, называемые чандu. Для большинства из них характерны небольшие размеры, гармоничное слияние архитектуры и скульптуры, умелое использование ландшафтных особенностей. Безымянные строители, не зная извести и цемента, плотно укладывали камень к камню, скрепляя их с помощью «замка» - соединения выступа одного камня с выемкой другого.

Более всего знаменит грандиозный храм Будды - чанди Боробудур, построенный в конце VIII - начале IX в. Исторические превратности привели к тому, что храм был заброшен, частично засыпан землей, буйная тропическая растительность целиком скрыла его. Лишь в 1814 г. Боробудур был вновь обнаружен и освобожден от наслоений веков, а в 1907 - 1911 гг. подвергся капитальной реставрации. Храм сооружен вокруг естественного холма, обложенного каменными блоками, и имеет – вид ступенчатой пирамиды, квадратной в плане.- Ступени пирам иды - это галереи, опоясывающие монумент. Сторона основания монумента 123 м, высота около 32 м; прежде, когда существовал венчавший его шпиль, общая его высота превышала 40 м. Храм не имеет внутреннего пространства; он образован пятью нижними прямоугольными и тремя верхними концентрическими галереями, обращенными к окружающим рощам и полям, к расположенным невдалеке горам и ярко-синему небу тропиков.

Основные черты современного культурного развития.

Если в прошлые столетия Индонезия ощутила разнообразные культурные влияния, шедшие из восточных стран, а затем испытала сильное воздействие европейской культуры, преимущественно голландской, то после достижения независимости, и особенно после 1965 г., она подверглась интенсивному влиянию буржуазной американской и японской культуры. Модернистские тенденции затрагивают прежде всего сферу материальной культуры , отчасти - манеру поведения, особенно же заметны они в способах проведения досуга. Вместе с неизбежными и полезными техническими новшествами приходят и многие отрицательные явления, свойственные буржуазной культуре.

Главное направление культурного развития Индонезии после провозглашения республики - воспитание у всех народов страны идеи «единой индонезийской нации», подчеркивание выдающейся роли, которую играли народы Индонезии в прошлом, и призыв к созданию прекрасного будущего. Индонезийские средства массовой информации и искусство подчинены этой задаче. В целом такое направление культурной политики страны, сбросившей унижавшее ее иностранное господство, прогрессивно. Некоторые наблюдаемые иногда крайности ультранационалистического порядка не уничтожают главного: у народов страны проснулось общенациональное самосознание, они стали чтить свою историю, культуру, героев. Вместе с тем в Индонезии происходит укрепление национального самосознания отдельных наций и народностей страны, желающих участвовать в общественной и культурной жизни Индонезии на равноправной основе.

Индонезия – это страна, находящаяся на множестве тропических островов. Каждый индонезийский остров имеет свою уникальную культуру, архитектуру, народ и традиции. В Индонезии есть все – джунгли, тропические леса, озера, действующие вулканы и, конечно же, райские пляжи. В Индонезии Вы встретите дружелюбных жителей, а также сможете увидеть восход Солнца над красивейшими буддистскими храмами.

География Индонезии

Индонезия расположена в Юго-Восточной Азии и Океании. Индонезия – это архипелаг, в состав которого входят более 17,5 тысяч островов Индийского и Тихого океанов , включая Калимантану, Суматру, Яву, и Новую Гвинею (обитаемы только 6 тысяч из них). Индонезия граничит с Малайзией, Восточным Тимором и Папуа-Новой Гвинеей. Другие близлежащие страны – Сингапур, Филиппины, Палау и Австралия. Общая площадь этой страны – 1 919 440 кв. км.

Значительную часть территории островов, входящих в состав Индонезии, занимают горы. Самая большая местная вершина – гора Пунчак-Джая на острове Новая Гвинея, высота которой достигает 4 884 метра.

Географическое положение Индонезии обуславливает, что в этой стране очень сильная сейсмическая и вулканическая активность . т.е. в Индонезии часто происходят землетрясения и извержения вулканов. Однако, специальные службы уже могут предсказывать все эти катаклизмы. Вообще, в Индонезии сейчас насчитывается около 150 активных вулканов, включая «знаменитые» Кракатау и Тамбора.

На острове Калимантану есть три самые большие реки Индонезии – Махакам, Барито и Капуас.

Столица

Столица Индонезии - Джакарта, в которой сейчас проживают более 9,7 млн. человек. Археологи утверждают, что поселение людей на месте современной Джакарты существовало уже в I веке нашей эры. Однако, сам же город официально был основан в 1527 году.

Официальный язык

Официальный язык в Индонезии – индонезийский, относящийся к австронезийской языковой семье.

Религия

Более 88% населения Индонезии являются мусульманами (в основном мусульманами-суннитами). Еще около 8% населения этой страны относят себя к христианам.

Государственное устройство Индонезии

Согласно действующей Конституции 1945 года, Индонезия – это парламентская республика. Ее глава – Президент, избираемый на 5 лет.

Парламент в Индонезии двухпалатный – Народный консультативный конгресс, состоящий из Совета народных представителей (560 депутатов) и Совета представителей регионов (132 депутата). Парламент страны имеет право объявить импичмент президенту.

Главные политические партии в Индонезии – «Демократическая партия», партия «Голкар»», «Дем-я партия борьбы Индонезии», «Партия справедливости и благоденствия», и «Партия национального мандата».

Климат и погода в Индонезии

Климат в Индонезии экваториальный с элементами субэкваториального. Вообще, в Индонезии очень жарко и влажно. Среднегодовая температура воздуха составляет +27,7С. Среднегодовое количество осадков – 1 755 мм. Сезон дождей в этой стране приходится с октября по апрель. Однако, дожди бывают и в т.н. «сухой сезон».

Некоторые путешественники любят отдыхать в Индонезии и в сезон дождей (октябрь-апрель). В это время дожди в Индонезии идут обычно вечером не больше 2 часов. Все остальное же время Индонезия очень гостеприимна. В этот сезон, как правило, цены на отели в Индонезии гораздо меньше, чем в сухой сезон.

На Суматре и Яве сезон дождей длиться с ноября по март (дожди выпадают во второй половине дня). Лучшее время для поездки на Яву или Суматру – май-сентябрь.

На острове Бали сезон дождей приходится на октябрь-март. Однако, на Бали между тропическим душем очень много солнца и яркого голубого неба . Поэтому на Бали можно отдыхать и в сезон дождей. Лучшие же месяцы для поездки на Бали – с мая по август.

Остров Сулавеси, удивительное место для пляжного отдыха, имеет две противоположные климатические зоны. На юго-западе этого острова период муссонов продолжается с октября по март, а на севере – с июня по июль. На побережье Сулавеси температура воздуха может достигать +34С, а в середине острова, на возвышенности - +24С.

Средняя температура воздуха на острове Бали:

Январь - +26С
- февраль - +26С
- март - +27С
- апрель - +27С
- май - +28С
- июнь - +27С
- июль - +27С
- август - +27С
- сентябрь - +27С
- октябрь - +27С
- ноябрь - +27С
- декабрь - +27С

Океан в Индонезии

Берега индонезийских островов омывают теплые воды Индийского и Тихого океанов.

Средняя температура моря возле острова Бали:

Январь - +29С
- февраль - +29С
- март - +29С
- апрель - +28С
- май - +28С
- июнь - +28С
- июль - +27С
- август - +27С
- сентябрь - +27С
- октябрь - +27С
- ноябрь - +27С
- декабрь - +27С

Реки и озера

На некоторых индонезийских островах есть много рек. Самые большие реки протекают по острову Калимантану (это реки Махакам, Барито и Капуас). На острове Суматра находится крупнейшее вулканическое озеро на Земле – озеро Тоба.

История Индонезии

На территории Индонезии предки современных людей жили уже во времена нижнего палеолита (яванский обезьяночеловек и флоресский человек). Примерно 45 тыс. лет назад на территории современной Индонезии появился человек разумный. Причем Индонезию заселяли представители негроидной и монголоидной рас.

Первые государства в Индонезии существовали уже в IV веке н.э. - Кутай и Тарума, а позже – Шривиджая. На все эти государства большое влияние оказывала Индия и буддизм.

В XIII века достигает свого расцвета империя Маджапахит. В это же время в Индонезии начинает распространяться ислам.

Европейцы в Индонезии появились в начале XVI века. Это были португальские мореплаватели. Затем на Индонезию стали претендовать голландцы, образовавшие в 1602 году Нидерландскую Ост-Индскию компанию. В это время на территории современной Индонезии существовало несколько государств, среди которых следует выделить султанат Матарам. Постепенно эти государства становились колонией Нидерландов.

В 1811 году Индонезия стала колонией Великобритании. Однако, после окончания Наполеоновских войн Великобритания вернула Индонезию Нидерландам.

В первой половине XX века индонезийцы образовывают несколько политических партий (например, Коммунистическая партия Индонезии и Национальная партия).

Весной 1942 года Индонезия (Нидерландская Ост-Индия) была захвачена японскими войсками. Оккупация японцами Индонезии продолжалась до августа 1945 года. Именно в августе 1945 года была провозглашена независимость Индонезии. Однако Нидерланды не захотели расставаться со своей колонией, и развязали военные действия. Боевые действия закончились только в 1950 году. Президентом страны был избран Сукарно.

В марте 1968 года Народный консультативный конгресс избрал президентом Индонезии Сукарто, который раньше командовал сухопутными войсками.

С 2004 года президент Индонезии избирается прямым всеобщим голосованием.

Культура

Современная культура Индонезии представляет собой результат взаимодействия традиций разных народов, которые живут в этой стране. Кроме того, заметное влияние на индонезийскую культуру оказали португальские торговцы и голландские колонисты.

В повседневной жизни индонезийцы руководствуются принципами взаимной помощи («gotong royong») и обмена мнением («musyawarah»), что помогает прийти к согласию («mufakat»).

Индонезийское искусство находится под очень сильным религиозным влиянием. Традиции знаменитых танцевальных драм Явы и Бали восходят к индуистской мифологии (в них можно заметить влияние индуистских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата»).

В Индонезии туристам мы рекомендуем обязательно увидеть местные фестивали, которые проводятся повсеместно и практически каждый месяц. Самые масштабные из них – фестиваль Галунган на Бали, представления «балета Рамаяны» на Яве, Праздник молчания на Бали, буддистский фестиваль Весак в Боробудуре, Пасхальный парад на острове Ларантука.

Кухня

Основной продукт питания в Индонезии – рис, однако, в восточной части страны распространен картофель, кукуруза, саго и маниока. Естественно, что очень большую часть в индонезийской кухне занимает рыба и различные морепродукты (устрицы, креветки, омары, крабы, кальмары). Кроме того, индонезийскую кухню невозможно представить без кокоса (из него делают масло, а мякоть добавляют во многие блюда).

Что касается мяса, то в Индонезии популярна говядина и мясо птицы. Свинину можно найти только в китайских ресторанах или в тех районах, где живет мало мусульман.

Традиционные индонезийские блюда – «nasi goring» (жареный рис), «mie goring» (жареная лапша), и «gado-gado» (овощи с яйцами в арахисовом соусе).

В Индонезии очень много самых разнообразных экзотических фруктов (джекфрут, дуриан, папайя, ананас и манго).

Традиционный алкогольный напиток в Индонезии – вино tuak, которое делают из пальмового красного сахара. Однако, большинство индонезийцев пьют черный чай, т.к. ислам запрещает алкоголь.

Достопримечательности Индонезии

Будьте уверены, что путешественникам в Индонезии не скучно. Конечно, отдыхать на пляжах под индонезийским небом, - это огромное удовольствие. Но ведь иногда хочется побывать и в интересных местах. Таких интересных достопримечательностей в Индонезии очень много. В десятку лучших индонезийских достопримечательностей, на наш взгляд, могут войти следующие:


Города и курорты

Самые большие индонезийские города - Сурабая, Бандунг, Медан, Тангеранг, Бекаси, Депок, Палембанг, Семаранг, Макасар, и, конечно же, Джакарта.

Благодаря своему географическому положению в Индонезии есть отличные условия для отдыха. Туристы уже давно оценили такие острова в Индонезии, как, например, Бали и Ломбок. Однако, некоторые другие индонезийские острова предлагают возможности для прекрасного отдыха ничуть не хуже. Советуем обратить внимание на острова Папуа, Лембонган, Сулавеси, Суматра, Калимантан, Ява.

Практически каждый отель в Индонезии предлагает спа-услуги. Вообще, многие утверждают, что самые лучшие спа-процедуры делают именно в Индонезии. Особенно разнообразны спа-программы на острове Бали.

Традиционные индонезийские спа-услуги включают в себя молочную ванну («Mandi susu»), которая считается ванной красоты принцесс Явы, «Mandi luhur», «цветочные ванны» (в теплую воду добавляют лепестки жасмина, гардении, гибискуса, магнолии), которые, как правила, являются заключительным этапом спа-сессии.

Кроме того, в индонезийских спа применяется обертывание в травы (используется, чтобы удалить примеси из организма и вылечить пятна на коже), а также традиционный массаж.

Сувениры/покупки

Из Индонезии в качестве сувениров обычно привозят изделия из бамбука и кокоса (например, корзины, коврики), деревянные ложки, миски, статуэтки, раскрашенные церемониальные маски, ткани «батик» и «икат» (а также, например, скатерти из этих тканей), куклы Ваянг, традиционный музыкальные индонезийские инструменты («гамелан», барабаны, бамбуковые флейты), чай.

Часы работы учреждений

Государственные учреждения:
Пн-Пт: 08:00-16:00

Среди наиболее известных музеев – Национальный музей в Джакарте, Зоологический музей в Богоре и Геологический музей в Бандунге. Национальный музей был основан в 1778 на базе Батавского общества искусства и наук, но окончательно сформировался в 1862, когда музей и библиотека Батавского общества были размещены в новом здании в Джакарте. Музей обладает значительным собранием произведений индонезийской культуры, организует выставки и проводит большую исследовательскую работу. Среди столичных музеев можно отметить Музей национальной истории (осн. в 1975), Музей истории Джакарты (осн. в 1974), Музей ваянга (осн. в 1975), Музей изобразительного искусства (осн. в 1976), Текстильный музей (осн. в 1976), Музей моря (осн. в 1977) и Музей вооруженных сил «Абри Сатрия Мандала» (осн. в 1972). Хорошо известен парк Таман Мини Индонесиа («Прекрасная Индонезия в миниатюре», осн. в 1980), экспозиции которого рассказывают о культуре и быте народов, населяющих Индонезию. Многочисленные музеи имеются в провинциальных городах . Среди них – Археологический музей «Травулан» (Ява) с коллекциями древностей 13–15 вв.; Музей «Сана Будая» (осн. в 1935, Джокьякарта) с художественным собранием искусства Явы, Бали и Мадуры; Музей Дипонегоро (Джокьякарта); Исторический музей Суракарты. Множество музеев расположено на о. Бали: Музей Нека (осн. в 1982, Бали), музей изобразительных искусств «Пури лукисан ратна вартха» (осн. в 1956, Убуд). Богатую коллекцию местного искусства и ремесел имеет Балийский музей (осн. в 1932, Денпасар).

просмотров
просмотров