Рабочая тетрадь для подготовки к егэ по литературе. Денис Иванович Фонвизин Комедия «Недоросль» (1782) Смысл названия Программа вступительных испытаний по физике
Вариант № 22351
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. На задания 8-9 дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст ); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
Выполняя задания 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Выполняя задание 15-16, опирайтесь на авторскую позицию , при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
На задание 17 дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия. Давая ответ, соблюдайте нормы речи.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Укажите жанр, к которому относится пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.)
Г-жа Простакова . Как же это?
Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Ответ:
Назовите литературное направление, получившее своё развитие в литературе XVIII века, принципы которого нашли своё воплощение в пьесе Д. И. Фонвизина.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.
Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?
Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа Простакова . Как же это?
Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.
Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.
Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...
Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Ответ:
Приведённая сцена передаёт оживлённый разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев художественного произведения?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.
Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?
Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа Простакова . Как же это?
Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.
Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.
Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...
Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Ответ:
По ходу действия пьесы даются авторские пояснения и замечания («в сторону», «разнежась», «с досадою»), Каким термином они обозначаются?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.
Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?
Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа Простакова . Как же это?
Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.
Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.
Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...
Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Ответ:
Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литературную норму («така дрянь», «обойми меня» и т. п.). Укажите этот вид речи.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.
Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?
Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа Простакова . Как же это?
Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.
Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.
Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...
Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Ответ:
Имена и фамилии героев данного эпизода несут на себе определённую смысловую нагрузку. Как называются такие имена и фамилии?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.
Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?
Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа Простакова . Как же это?
Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.
Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.
Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...
Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Ответ:
В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.
Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?
Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа Простакова . Как же это?
Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.
Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.
Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...
Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Ответ:
Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.
Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?
Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа Простакова . Как же это?
Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.
Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.
Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...
Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д. И. Фонвизина?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.
Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?
Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа Простакова . Как же это?
Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.
Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.
Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...
Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
«Быть знаменитым некрасиво», «Цель творчества - самоотдача». Как называются такие лаконичные изречения, содержащие в себе философскую или житейскую мудрость, поучительный вывод? Ответ приведите в единственном числе.
* * *
Быть знаменитым некрасиво, Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Услышать будущего зов. И надо оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой Отчёркивая на полях. И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги, Когда в ней не видать ни зги. Другие по живому следу Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Живым и только до конца. |
Б. Л. Пастернак, 1956
Ответ:
Назовите стилистическую фигуру, связанную с повторением слова в начале стихотворных строк:
И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги...
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
* * *
Быть знаменитым некрасиво, Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концовКак прячется в тумане местность ...»)? Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
Б. Л. Пастернак, 1956 Ответ: Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
Б. Л. Пастернак, 1956
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов). Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Выявляйте роль художественных средств , важную для раскрытия темы сочинения. Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи. С17.1. Почему именно Соня Мармеладова смогла привести Раскольникова к признанию в совершенном преступлении? С17.2. В каких произведениях русской литературы природные явления выступают как знамения грядущих событий? C17.3. В каких произведения русской литературы нашли отражение судьбы простых солдат и как с ними можно сопоставить героев А. Т. Твардовского? C17.4. Как в поэзии XX века раскрывается тема художника и эпохи? (На примере 2-3 произведений одного из поэтов.)
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.
|
{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}
ТЕСТ ЕГЭ - 2014 ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ВАРИАНТ 7
Тренировочный тест для подготовки к сдаче ЕГЭ - 2014 по литературе. Задания, включенные в данный тест, полностью соответствуют заданиям будущих реальных вариантов экзаменационной работы по количеству, форме, уровню сложности и другим параметрам.
Тесты ЕГЭ - 2014 по литературе состоят из трёх частей.
Часть 1 включает в себя 7 заданий с кратким ответом (В1 - В7), требующих написания слова, или сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1 - С2) в объёме 5 - 10 предложений.
Часть 2 включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В8 - В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5 - 10 предложений (С3 - С4).
Часть 3
включает 3 задания, из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на
литературную тему
объёмом не менее 200 слов.
ЧАСТЬ 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1 - В7; С1, С2.
Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне). Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова. Какая же дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа Простакова. Как же это?
Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.
Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.
Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...
Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.
Митрофан с Еремеевною уходят.
(Д.И. Фонвизин "Недоросль")
В
1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Д.И. Фонвизина "Недоросль".
В2. Назовите
литературное направление
, получившее своё развитие в
литературе XVII
I века, принципы которого нашли своё воплощение в пьесе Д.И. Фонвизина.
В3. Приведённая сцена передаёт оживлённый разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев
художественного произведения
?
В4. Установите соответствие между персонажами "Недоросля" и их высказываниями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов №1.
В5. Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литературную норму ("така дрянь", "обойми меня" и т.п.). Укажите этот вид речи.
В6. Имена и фамилии героев данного эпизода несут на себе определённую смысловую нагрузку. Как называются такие имена и фамилии?
В7. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.
Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов №2.
Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
С1. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?
С2. В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д.И. Фонвизина?
ЧАСТЬ 2
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8 - В12; С3, С4.
Есть имена, и есть такие даты, -
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты, -
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
(А.Т. Твардовский, 1966)
В8. Укажите тематическую разновидность лирики, к которой относится приведённое стихотворение.
В9. "
Есть
имена и есть
такие даты..." Какой приём использован в первой строке стихотворения?
В10. В словосочетании "славословья музыкою громкой" использовано средство
художественной выразительности
, в основе которого - перенос свойств одних предметов и явлений на другие. Как оно называется?
В11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.
1) олицетворение
2) гротеск
3) инверсия
4) антитеза
5) анафора
Впишите соответствующие номера в таблицу и перенесите в бланк ответов №1.
В12. Каким размером написано стихотворение А.Т. Твардовского "...Есть имена и есть такие даты..."?
Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов №2.
Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).
Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
С3. В чём
лирический герой
стихотворения видит вину своего поколения?
С4. Чем близки стихотворению А.Т. Твардовского произведения русских поэтов, обращавшихся к теме исторической памяти?
ЧАСТЬ 3
Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).
В бланке ответов №2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
С5.1. Что давало основание современникам А.С. Пушкина называть его "певцом дружбы"?
С5.2. Почему так уродлив и карикатурен мир власть имущих в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина?
С5.3. Как развивается тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой "Реквием"?
{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}
Жанровое своеобразие
Тест
Фонвизин «Недоросль»
Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Ведь, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я ведь сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да, видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа Простакова . Как же это?
Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.
Простаков (в сторону). Ну! беда моя! сон в руку!
Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин.
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя, от радости сам истинно не верю, что он мой сын, Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан . Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось либо...
Г-жа Простакова. Так авось либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.
Митрофан с Еремеевной отходят.
В1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль».
В2. Назовите литературное направление, получившее своё развитие в литературе 18 века, принципы которого нашли своё воплощение в пьесе Д.И. Фонвизина.
В3. Приведённая сцена передаёт оживлённый разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев художественного произведения?
В4 . По ходу действия пьесы даются авторские пояснения и замечания («в сторону», «разнежась», «с досадою»). Каким термином они обозначаются?
В5. Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литератуоною норму («така дрянь», «обойми меня» и т.п.). Укажите этот вид речи.
В6. Имена и фамилии героев данного эпизода несут на себе определённую смысловую нагрузку. Как называются такие имена и фамилии?
В7. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.
С1. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?
С2. В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д.И.Фонвизина?
Тест
Фонвизин «Недоросль»
Правдин. Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила.
Стародум. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?
Правдин . Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.
Стародум. Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.
Правдин. Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!
Стародум . Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.
Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать...
Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов...
Правдин. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.
Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.
Правдин . Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми...
Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, - тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.
Правдин . Справедливо. Великий государь дает...
Стародум.
Правдин . Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...
Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.
Правдин. Но особы высшего состояния просвещают детей своих...
Стародум. Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех пауках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.
В1. В рамках какого литературного направления создавалась пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль»?
В2. Идеи какой эпохи пропагандируются в данном фрагменте пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»?
В3. Укажите название жанра драматургии, к которому принадлежит пьесаД.И.Фонвизина «Недоросль»?
В4 . Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами:
«Стародум. Милость и дружбу тем, кому изволит; моста и чины тем, кто достоин.
Правдин . Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...»?
В5. Как называется изречения, выражающие в лаконичной форме законченные и обобщённые мысли: : «Великий государь есть государь премудрый», «каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно…», «наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло» и др.?
В6. Укажите фамилию героини пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль», в которая в данном фрагменте пьесы названа злой помещицей».
С1. Почему Д.И.Фонвизин так много места в данном фрагменте уделяет рассуждениям о «великом государе»?
С1. Какова главная тема данного фрагмента и как она соотносится с общей проблематикой пьесы.
С2. Какие русские писатели пытались создать образ идеального правителя на страницах своих произведений?
Тест
Фонвизин «Недоросль»
Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях? Правдин. А вы считаете себя в праве драться тогда, когда вам вздумается? Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет? Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. (Г-же Простаковой.) Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен. Г-жа Простакова . Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства? * * "Указ о вольности дворянской", изданный в 1762 году Петром III,предоставлял дворянству ряд преимуществ, в том числе освобождал дворянот обязательной службы государству. Простакова же понимает указ какразрешение дворянам делать все, что им захочется. Стародум. Мастерица толковать указы! Г-жа Простакова . Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову... (Порывается идти.) Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш идеревни. Простаков. А! До чего мы дожили! Г-жа Простакова . Как! Новая беда! За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа... Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите. Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка? Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно! Скотинин. Ба! ба! ба! Да этак и до меня доберутся. Да этак и всякой Скотинин может попасть под опеку... Уберусь же я отсюда по-добру, по-здорову. Г-жа Простакова . Все теряю. Совсем погибаю! Скотинин (Стародуму). Я шел было к тебе добиться толку. Жених... Стародум (указывая на Милона). Вон он. Скотинин. Ага! Так мне и делать здесь нечего. Кибитку впрячь, да и... Правдин . Да и ступай к своим свиньям. Не забудь, однако ж, повестить всем Скотининым, чему они подвержены. Скотинин . Как друзей не остеречь! Повещу им, чтоб они людей... Правдин. Побольше любили, или б, по крайней мере... Скотинин . Ну... Правдин. Хоть не трогали. Скотинин (отходя). Хоть не трогали.В1. Каким элементом в развитии сюжета произведения является данный фрагмент?
В2. Определите жанр произведения Д.И.Фонвизина «Недоросль»?
В3 . Какому литературному направлению принадлежит реализованное в этой пьесе требование соблюдение единства времени, места и действия.
В4. Фрагмент передаёт речевое общение персонажей. Как в литературоведении называется такая форма организации речи?
В5. Останавливая ее; отходит, всплеснув руками; указывая на Милона – Напишите название подобных авторских замечаний в тексте драматургического произведения.
В6. Реплика Правдина «Мастерица толковать указы» употребляется в речи как законченное умозаключение, краткое суждение, высказанное в образной форме . Как называются подобные суждения?
С1. Имя Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения.
С2. Какие основные темы пьесы «Недоросль» нашли продолжение и развитие в русской литературе 19 века? Укажите авторов и название произведений.
Тест
Фонвизин «Недоросль»
Г-жа Простакова . А! Это, батюшка, Митрофанушкины учители, Сидорыч Кутейкин...
Еремеевна. И Пафнутьич Цыфиркин.
Митрофан (в сторону). Пострел их побери и с Еремеевной.
Кутейкин. Дому владыко мир и многая лета с чады и домочадцы.
Цыфиркин. Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, да двадцать, да еще пятнадцать. Несчетны годы.
Милон. Ба! Это наш брат служивый! Откуда взялся, друг мой?
Цыфиркин. Был гарнизонный, ваше благородие! А ныне пошел в чистую.
Милон. Чем же ты питаешься?
Цыфиркин. Да кое-как, ваше благородие! Малу толику арихметике маракую, так питаюсь в городе около приказных служителей у счетных дел. Не всякому открыл господь науку: так кто сам не смыслит, меня нанимает то счетец, поверить, то итоги подвести. Тем и питаюсь; праздно жить не люблю. На досуге ребят обучаю. Вот и у их благородия с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну, и то правда, человек на человека не приходит.
Г-жа Простакова. Что? Что ты это, Пафнутьич, врешь? Я не вслушалась.
Цыфиркин. Так. Я его благородию докладывал, что в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете.
Правдин (к Кутейкину). А ты, господин Кутейкин, не из ученых ли?
Кутейкин. Из ученых, ваше высокородие! Семинарии здешния епархии. Ходил до риторики, да богу изволившу, назад воротился. Подавал в консисторию челобитье, в котором прописал: «Такой-то-де семинарист, из церковничьих детей, убояся бездны премудрости, просит от нея об увольнении». На что и милостивая резолюция вскоре воспоследовала, с отметкою: «Такого-то-де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиниями, да не попрут его ногами».
Г-жа Простакова. Да где наш Адам Адамыч?
Еремеевна. Я и к нему было толкнулась, да насилу унесла ноги. Дым столбом, моя матушка! Задушил, проклятый, табачищем. Такой греховодник.
Кутейкин. Пустое, Еремеевна! Несть греха в курении табака.
Правдин (в сторону). Кутейкин еще и умничает!
Кутейкин. Во многих книгах разрешается: во псалтире именно напечатано: «И злак на службу человеком».
Правдин. Ну, а еще где?
Кутейкин. И в другой псалтире напечатано то же. У нашего протопопа маленька в осьмушку, и в той то же.
Правдин (к г-же Простаковой). Я не хочу мешать упражнениям сына вашего; слуга покорный.
Д.И.Фонвизин «Недоросль»
В1. Какое направление в литературе представляет «Недоросль» Д.И.Фонвизин?
В2. Определите жанр произведения.
В3. Установите соответствие между тремя персонажами и их функциональной значимостью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
В4. Установите соответствие между тремя персонажами, имеющими отношение к любовному сюжету, и их намерение по отношению к Софье. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
В6. Как называются пояснения, которыми сопровождается ход действия пьесы: Правдин ( к Кутейкину ), Правдин ( в сторону ), Правдин ( к г-же Простаковой )?
В7. В своей речи Кутейкин постоянно использует «чужой текст», например, «не мечите бисера пред свиньями, да не попрут его ногами». Каков источник этой неточной цитаты?
С1. Какой художественной схемой пользуется Д.И.Фонвизин, создавая образы учителей Митрофанушки?
С2. В комедии «Недоросль» создан социально значимый и эстетически ёмкий образ «низкого» учителя. Какое развитие получил этот образ в произведениях 19 века.
Главная > Программа1. Программы вступительных испытаний для поступающих по программам бакалавриата (специалиста) в ФГБОУ ВПО «ПГГТУ» в 2012г.
Программа вступительных испытаний по русскому языку.
Вступительные испытания по русскому языку для поступающих в ПГГТУ проводятся в тестовой форме. Абитуриенту предлагается тест, для выполнения которого необходимо знать общие сведения о русском языке, определения основных изучаемых единиц языка и категорий, орфографические и пунктуационные правила.На вступительном экзамене будет предложен тест с подобными заданиями: - Вставьте нужную букву в слово соприк…снулись а) – о б) – а - Какой суффикс в слове знамя в родительном падеже? а) – ен- б) – ин- в) – ян- - Причастный оборот – это а)причастие с определяемыми словами б) причастие с зависимыми словами в) два причастия - Найдите односоставное предложение а) Нарядный морской вокзал. б) Возле бухты вырос крупный город . в) Построены заводы. г) Организован музей. - Найдите сложное предложение а) Снегопад прекратился внезапно, будто захлопнулся какой-то небесный люк. б) С реки потянул ветер, содрал молодой снег с моста и погнал к стенам монастыря. в) Луна то забегала за тучи, то выскакивала из-за них на прозрачную гладь неба. - Определите тип предложения: Было велено лежать в постели. а) определенно-личное б) безличное в) неопределенно-личное г) назывное - В каком предложении знаки препинания расставлены правильно а) Я подошел к остановке, где никого не было, потому что автобус только что отошел.б) Я подошел к остановке, где никого не было потому, что автобус только что отошел.в) Я подошел к остановке где никого не было потому, что автобус только что отошел.
Разделы русского языка, знание которых необходимо
для подготовки к вступительному экзамену
Фонетика
Звуки речи: гласные и согласные.
Гласные ударные и безударные.
Согласные мягкие и твердые; звонкие и глухие.
Лексикология и фразеология
Характеристика русской лексики (с точки зрения происхождения, употребления, активного и пассивного запаса, стилистической окраски).
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Заимствования в русском языке.
Фразеологизмы, их различие по грамматической структуре. Синтаксическая роль фразеологизмов.
Словообразование
Морфемный состав слова: основа и окончание; части основы (корень, приставка, суффикс).
Варианты морфем. Чередование гласных и согласных в морфемах.
Способы образования слов.
Сложные слова. Сложносокращенные слова.
Морфология
Части речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.
Междометие.
Имя существительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род. Типы склонения. Число. Падеж.
Способы образования имен существительных.
Имя прилагательное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Разряды имен числительных по значению.
Полная и краткая формы качественных прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных. Склонение прилагательных.
Способы образования имен прилагательных.
Имя числительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.
Числительные количественные и порядковые. Разряды количественных числительных.
Склонение числительных.
Местоимение. Значение местоимений. Разряды. Склонение местоимений.
Глагол: значение. Постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Неопределенная форма глагола. Виды глаголов. Переходные и непереходные глаголы.
Спряжения глагола. Наклонения глагола. Времена глагола. Лицо и число (в настоящем и будущем времени); род и число (в прошедшем времени).
Способы образования глаголов.
Причастие.
Дееепричастие.
Наречие. Значение наречий и их разряды. Способы образования наречий.
Предлог. Понятие о предлоге. Функции предлогов. Разряды предлогов.
Союз. Понятие о союзе. Функции союзов. Разряды союзов по значению.
Частица. Понятие о частице. Функции частиц. Разряды частиц по значению.
Междометие. Значения междометий.
Синтаксис
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание).
Простое предложение.
Грамматическая основа. Виды простого предложения по цели высказывания, по интонации. Односоставные и двусоставные предложения.
Виды односоставных предложений (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные).
Члены предложения: главные и второстепенные члены; способы выражения членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения; полные и неполные предложения.
Однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения.
Приложения.
Обращения. Вводные слова и вводные предложения.
Сложное предложение.
Типы сложного предложения.
Союзные и бессоюзные сложные предложения .
Союзные сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сложносочиненные предложения с различными видами сочинительных союзов.
Сложноподчиненные предложения с различными средствами связи.
Виды сложноподчиненных предложений.
Бессоюзные сложные предложения.
Сложные синтаксические конструкции.
Прямая и косвенная речь.
Орфография и пунктуация
Орфография. Правописание гласных: а) в приставках; б) в корнях; в) в суффиксах различных частей речи; г) в окончаниях различных частей речи.
Правописание согласных: а) в приставках; б) в корне слова и в суффиксах различных частей речи.
Употребление разделительных ъ и ь знаков. Употребление неразделительного ь знака.
Употребление строчных и прописных букв.
Слитные, раздельные и дефисные написания в словах.
Не и ни с разными частями речи.
Пунктуация.
Знаки препинания в конце предложения. Тире между членами предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при обращениях, вводных словах и вводных предложениях.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях.
Знаки препинания при прямой речи и при диалоге.
-
Функциональные стили
речи (официально-деловой, научный, публицистический, художественный, обиходно-бытовой). Текст. Типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Программа вступительных испытаний по литературе.
Вступительный экзамен по литературе проводится в тестовой форме и представляет собой тест, для выполнения которого необходимо владение следующими видами деятельности: - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров (из курса средней школы по русской литературе VIII-XX вв.); - определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру; - анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; - письменные интерпретации художественного произведения; - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; - самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста ; - написание развёрнутых ответов на основе художественного произведения.
Примерные вопросы:
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните зад ания после текста.
Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ре-бёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять було-чек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бес-тия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Про-тосковал до самого утра.
Г-ж а Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан.А я, дядюшка, почти и вовсе не ужи-нал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то ску-шать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да по-довых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Ква-су целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова. Какая же дрянь, Митрофа-нушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-ж а Простакова. Как же это?
Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.
Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофа-нушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сер-дечный! Вот сынок, одно моё утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, ма-тушкин сынок, а не батюшкин!
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от ра-дости сам истинно не верю, что он мой сын.
Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Уж не послать ли за докто-ром в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...
Г-жа Простакова. Так авось-либо господь ми-лостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.
Митрофан с Еремеевною уходят.
(Д. И. Фонвизин «Недоросль»)
Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или посл едовательность цифр. Впиши-те ответы в текст работы. Ответ, содержащий набор цифр, считается правиль-ным, если все цифры приведены в требуемой последова-тельности.
1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль».
2. Назовите литературное направление, получившее
своё развитие в
литературе XVIII
века, принципы кото-
рого нашли своё воплощение в пьесе Д. И. Фонвизина.
Ответ: _____________________.
3. Приведённая сцена передаёт оживлённый разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев художественного произведения?
Ответ: _______________________.
Ответ: ______________________.
5. Речь героев изобилует словами и выражениями,
нарушающими литературную норму («така дрянь»,
«обойми меня» и т. п.). Укажите этот вид речи.
Ответ: _____________________.
6. Имена и фамилии героев данного эпизода несут
на себе определённую смысловую нагрузку. Как назы-
ваются такие имена и фамилии?
Ответ: _____________________.
7. В приведённой сцене содержатся сведения о пер-
сонажах, месте и времени действия, описаны обстоя-
тельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в
развитии сюжета, для которого характерны названные
признаки.
Ответ: _____________________.
Выполняя задание 8 и 9, опирайтесь на позицию авто-ра, раскрывая собственное видение проблемы. Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-10 предложений. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
8. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?
9. В каких произведениях русских писателей сати-рически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д. И. Фонвизина?
Программа вступительных испытаний по физике.
Общие указания
1. Механика
Кинематика
Динамика
Законы сохранения в механике
Статика твердого тела
Механика жидкостей и газов
Механические колебания и волны. Звук
-
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование (1)
ПрограммаЛица, имеющие диплом бакалавра или специалиста по филологии, при поступлении в магистратуру по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование на программу «Русская литература» сдают один вступительный экзамен – «Литература
-
Программа вступительных испытаний и правила их проведения в фгбоу впо «ргэу (ринх)» (11)
ПрограммаПрограмма содержит характеристику общих условий поступления и обучения в магистратуре по направлению «Экономика», с конкретизацией для магистерской программы «Управление рисками организаций и финансовых институтов», включает перечень
-
Программа вступительных испытаний и правила их проведения в фгбоу впо «ргэу (ринх)» (9)
ПрограммаНастоящее пособие предназначено лицам, поступающим для обучения в сокращенные сроки по основной образовательной программе подготовки бакалавра профиля «Финансовый менеджмент» в рамках направления «Менеджмент» на базе среднего профессионального
-
Программа вступительных испытаний и правила их проведения в фгбоу впо «ргэу (ринх)» (12)
ПрограммаНастоящее пособие предназначено лицам, поступающим для обучения в сокращенные сроки по основной образовательной программе подготовки бакалавра профиля «Финансы и кредит» в рамках направления «Экономика» на базе среднего профессионального
-
Правила проведения вступительных (аттестационных) испытаний, проводимых вузом самостоятельно в фгбоу впо «пглу» (письменно) в 2012 году Вступительные испытания в фгбоу впо «пглу» организуются для лиц
ДокументИмеющих среднее профессиональное образование при приеме для обучения по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста соответствующего профиля;
Приведённая сцена передаёт оживлённый разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев художественного произведения?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.
Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?
Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа Простакова . Как же это?
Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.
Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.
Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...
Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Укажите жанр, к которому относится пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Пояснение.
Пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль» относится к жанру комедия.
Комедия - это жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.
Ответ: комедия.
Ответ: комедия
Назовите литературное направление, получившее своё развитие в литературе XVIII века, принципы которого нашли своё воплощение в пьесе Д. И. Фонвизина.
Пояснение.
Такое литературное направление называется классицизмом. Дадим определение.
Классицизм - это художественное направление в европейской литературе XVII - начал XIX в. Важнейшая черта классицизма - это высокая гражданственность тематики, обращение к образцам и формам античной литературы как к эстетическому эталону.
Ответ: классицизм.
Ответ: классицизм
Софья Добрынина (Приморско-Ахтарск)
30.01.2016 11:14
Пьесу Фонвизина (Недоросль) в литературном направлении относят к просветительскому реализму . Хотя пьеса содержит в себе черты и классицизма и реализма. Автор использует приема классицизма (единство времени, места..), но делает это по-новому, т.е. показывает жизнь, быт героев. Поэтому "Недоросль" относится к раннему русскому реализму эпохи Просвещения.
Татьяна Стаценко
Читаем вопрос: "Назовите литературное направление, получившее своё развитие в литературе XVIII века..." Вряд ли можно говорить о реализме в русской литературе XVIII века.
По ходу действия пьесы даются авторские пояснения и замечания («в сторону», «разнежась», «с досадою»), Каким термином они обозначаются?
Пояснение.
Такой термин называется ремаркой. Дадим определение.
Ремарка — это пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе. ремарках могут пояснять возраст, внешний облик, одежду действующих лиц, а также их душевное состояние, поведение, движения, жесты, интонации. В ремарках, предпосылаемых акту, сцене, эпизоду, дается обозначение, иногда описание места действия, обстановки.
Ответ: ремарка.
Ответ: Ремарка|ремарки
Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литературную норму («така дрянь», «обойми меня» и т. п.). Укажите этот вид речи.
Пояснение.
Такой вид речи называется просторечием. Дадим определение.
Просторечие - это слова, выражения, грамматические формы и конструкции, распространённые в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм. Носителем просторечия является необразованное и полуобразованное городское население, иногда слова из разговорной речи употребляют высокопоставленные чиновники с целью найти общий язык с целевой аудиторией.
Ответ: просторечие.
Ответ: просторечие|разговорнаяречь|просторечия
Полина Башкирова
31.01.2017 16:27
Почему не подходит вариант "разговорная" речь?
Татьяна Стаценко
Имена и фамилии героев данного эпизода несут на себе определённую смысловую нагрузку. Как называются такие имена и фамилии?
Пояснение.
Они называются «говорящими». Дадим определение.
«Говорящие» фамилии - это фамилии, являющиеся частью характеристики персонажа художественного произведения, подчёркивающие наиболее яркую черту характера персонажа.
Ответ: говорящие.
Ответ: говорящие|говорящиефамилии|говорящаяфамилия
В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.
Пояснение.
Данный этап называется экспозицией. Дадим определение.
Экспозиция - это изображение обстановки действия и положения действующих лиц до начала самого действия - это завязки и развития конфликта.
Ответ: экспозиция.
Ответ: экспозиция
Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?
Пояснение.
Проблеме воспитания в семье русского помещика посвящена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». В семье этой царит «матриархат». Госпожа Простакова, не отличаясь особым умом и образованностью, держит в подчинении все свое семейство. Госпожа Простакова, же, всем сердцем любя сына, не утруждает его занятиями и всячески балует. Привить Митрофану какие-либо положительные качества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания плачевны: Митрофанушка не только невежествен, но и злонравен, хитер. В этой сцене мы видим, что он умеет подольститься к матери, умело играя на ее чувствах. Герой предстает в этой сцене любимцем всего своего семейства. Для отца он - «забавник» и «затейник», дядюшка характеризует Митрофанушку как «матушкиного сынка». На самом же деле это бездельник и лентяй, балованный недоросль, привыкший к праздности, быстро усвоивший принятые в семье порядки.
В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д. И. Фонвизина?
Пояснение.
В семье Простаковой царит невежество, тунеядство и праздность. Простаковы-Скотинины думают только о наполнении собственного кошелька и собственного желудка, они не способны ни хозяйствовать, ни приносить пользу. Фонвизин высмеивает таких дворян, но смех его звучит сквозь слёзы, потому что государство в опасности от таких горе-правителей.
Сатирически изображается дворянство и в комедии Грибоедова «Горе от ума». В семье Фамусова все наперёд распланировано: женить дочь надо на богатом, неважно каково будет его внутреннее содержание, лишь бы капиталец был покрупнее. Сам Фамусов проповедует чинопочитание, невежество, далёк от нравственных и моральных ориентиров. Осуждая дочь за связь с Молчалиным, который по чину не вышел, сам не прочь поухлёстывать за служанкой Лизой.
Пустота духовная характеризует и столичное общество, собравшееся на вечере Анны Павловны Шерер. В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой сравнивает дворянское общество с хорошо отлаженным механизмом, который, однако, работает впустую. Дворяне ничего не производят, ничего не создают, от праздности они потеряли своё человеческое начало.
Таким образом, для Фонвизина, Грибоедова и Толстого характерно общее отношение к правящему классу – такие люди не могут быть элитой общества, в их руках Россия в опасности.
Пояснение.
Такая форма общения называется диалогом. Дадим определение.
Диалог - литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) в разговоре между двумя и более людьми. Традиционно противопоставляется монологу.
Ответ: диалог.
Ответ: диалог|полилог