Соответствует ли образы созданные художником. Разница между искусством и дизайном
Цвет - одно из важнейших средств создания художественного образа . Сила воздействия цвета на чувства человека, способность различных цветов по-разному влиять на его настроение играют в живописи важнейшую роль. Здесь цвет является элементом композиции произведения. Не только распределение цвета и света в картине, но и подбор цвета помогает ярче выразить содержание произведения, создать в нем определенное настроение. Кроме того, цвет в живописи имеет и эстетическое значение . Картина своими красками, красотой колорита должна вызывать у зрителя чувство эстетического наслаждения. Этим качеством обладают произведения живописцев разных эпох.
С помощью цвета голландский мастер ХУП века Рембрандт Ван Рейн выделял главное, самое существенное в изображении. Посредством цвета русский художник XIX века П. А. Федотов заставлял зрителя воспринимать изображение в определенной последовательности, от основного к второстепенному, от главных действующих лиц к деталям картины. Таких примеров можно привести много из произведений, созданных в самые различные эпохи. Однако не трудно понять, что выделение цветом главного возможно лишь в картине, то есть в изображении определенного предметного и сюжетного содержания.
Об эмоциональной роли цвета говорить вне его изобразительного смысла вообще невозможно. Один и тот же цвет, будучи цветом различных объектов, воспринимается и оценивается по-разному. Например, красный цвет в изображении цветов и такой же красный цвет в изображении расплавленного металла производит различное впечатление. При этом и сам цвет в живописном произведении воспринимается различно. В науке о цвете выяснено, что светлые цвета холодных оттенков кажутся «легкими», но в изображении стены в картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» (Государственная Третьяковская галерея ) они не выглядят «легкими», напротив, они передают тяжесть камня. Картина Огюста Ренуара «Девушки в черном» ( Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) отнюдь не мрачная. Наоборот, она жизнерадостная, звонкая в цвете. Черные шляпы и платья девушек написаны художником не черной, а более светлой краской -- берлинской лазурью. Работы же Пабло Пикассо, относимые к так называемому « голубому периоду » и исполненные той же краской, далеки от ликующей радости картин Ренуара. Изолированно взятый цвет, цвет «сам по себе», ничего не может ни изобразить, ни выразить. В «Черном квадрате» (Государственная Третьяковская галерея) К. С. Малевича цвет «изобразил» квадрат, но здесь решающим является не столько цвет, сколько геометрическая фигура . Вне связи с другими средствами живописи,-- рисунком , формой, композицией, а главное -- вне связи с изобразительным, предметным значением, цвет может выступать только в качестве пространственно неограниченного общего цветного освещения, в остальных случаях он всегда является цветом чего-либо.
Из сказанного с очевидностью вытекает, что цвет в живописи -- одно из средств изображения, способное осуществлять эту роль лишь в сочетании с другими ее средствами.
В природе мы обычно наблюдаем цвета при том или ином освещении и в окружении других цветов. Так как цвета изменяются под влиянием освещения и в силу цветовой индукции, они всегда оказываются подчиненными тому освещению и окружению, в котором наблюдаются. Дени Дидро приводит такой пример: «Сравните какую-нибудь сцену природы днем при сияющем солнце с той же сценой при пасмурном небе. Там будут сильными и свет и тени, здесь же все будет бледным и серым». В этом примере обращено внимание на изменение яркостной контрастности между цветами, но Дидро не случайно оговорился, сказав «здесь же все будет бледным и серым». При изменении освещения и окружения неминуемо меняются характеристики цветов. Прав был Дидро, утверждая также, что «свет как общий колорит картины имеет свой тон», и что свет является «общим колоритом» картины. Притом от освещения и окружения изменяются не только яркостные характеристики цветов, но и все прочие качества, включая фактурные характеристики. Так, в часы рассвета, особенно при наблюдении с больших расстояний и вблизи от больших водоемов, все цвета пейзажа выглядят «легкими», «прозрачными», «стеклянными». Речь идет о влиянии среды, в результате чего возникает некий общий тон наблюдаемой картины, некая общая тональность.
На характер колорита влияет техника живописного письма. Импрессионисты перешли от механического смешивания красок к раздельному мазку, то есть к оптическому смешению. Цвета при этом стали получаться легкими, «воздушными», менее материальными.
Суждение о цвете в картине во многом зависит от восприятия его зрителем, от осмысления цвета. Следовательно, при оценке воздействия цвета в силу вступает и субъективный фактор. Колорит как обязательный компонент художественной формы в живописи участвует в формировании художественного образа и неминуемо связан с сюжетной и предметной основой произведения. Как неотъемлемая часть художественного образа колорит оказывает мощное эмоциональное воздействие.
Телесность художественного образа
Важной особенностью образа является то, что он всегда носит телесный, кинестетический характер. Кант определял чувственность как способность (рецептивность) души получать представления, поскольку она каким-то образом подвергается воздействию.
Но эта аффицированность не является последним фактором, лежащим в основании всякого опыта. Как показал Э. Гуссерль, она сама по себе предполагает многообразие телесных движений, кинестизий, которые могут нами осознаваться в их активности без всякой специально артикулированной рефлексии. "Чувственность, – пишет Л. Ландгребе, – является не чистой восприимчивостью типа претерпевания воздействий, а, напротив, спонтанной игрой кинестических движений... “Мир”, взятый конкретно, есть не что иное, как игровое пространство возможностей самодвижения, в противном случае для нас нс было бы никакого мира. В этом смысле и развитию самосознания по типу “я мыслю”, которое “должно быть способным сопровождать все мои представления” (Кант), предшествует опыт самодвижения. Он и есть основание возможности, говоря трансцендентально-философски, базовое условие возможности любого вида опыта" .
Примат движения в чувственном опыте, лежащем в основе художественных образов, подробно исследовался М. Мерло-Понти .
Художественный образ эмоционально насыщен. Он несет на себе печать того индивида, образом которого является. Он очевиден и общедоступен. Образ всегда многозначен и допускает возможность разных истолкований.
Неполнота художественного образа
Художественный образ всегда неполон: он не передает то или иное событие во всех его деталях, а намечает лишь те линии, следуя которым зритель сумеет воспроизвести в своем сознании это событие.
Создавая образ, художник отбирает то, что кажется ему наиболее существенным и выразительным, опуская все то, что, как ему представляется, является второстепенным или искажающим смысл события. Рассчитывая на участие в воссоздании образа фантазии зрителя, художник может опустить и важные черты события. Чем активнее участвует зритель в постижении образа, тем ярче его эстетическое переживание.
Об этом обстоятельстве хорошо говорит развернувшийся в XVIII в. спор вокруг скульптурной группы "Лаокоон". Гибнущий в змеиных кольцах вместе с сыновьями Лаокоон издает не безумный крик, а только приглушенный стон. По мнению И. Винкельмана, причина этого кроется в национальном характере древних греков, в их стоическом спокойствии. Возражая ему, Г. Э. Лессинг писал, что дело не в характере народа, а в особенностях изобразительного искусства. Художник передает в своем произведении не всю полноту жизненного явления, а лишь некий "плодотворный момент", настраивающий человека определенным образом. Плодотворным является то, что оставляет свободное поле для воображения. Чем больше работает мысль зрителя, тем сильнее возбуждается воображение. Показать предельную точку эффекта – значит подрезать крылья фантазии.
Нарочитая неполнота образа, недоговоренность – характерный прием, применяемый художниками.
Самая знаменитая картина Веласкеса "Менины" и самая прославленная картина Гойи "Семья Карлоса VI" сходны в своей композиции. Веласкес написал королевских шутов, причем со всеми подробностями и физическими изъянами, чтобы и в них отразился внутренний мир его героев. Гойя показывает короля Карлоса VI с королевой в кругу близких. Точно так же как Веласкес, он не стремится ни идеализировать, ни очернять свои модели. На заднем плане "Менин" виднеется зеркало, которое на самом деле, может быть, и не зеркало, а картина или окно. У Гойи – за спинами четырнадцати изображенных на его картине персонажей – два больших висящих на стене полотна. Обе они – работы Гойи. На первом – мягкий пейзаж в рассеянном свете, возможно, юношеская работа художника. На второй картине широкими мазками, в духе Веласкеса, изображена странная оргия гигантов. Веласкес в "Менинах" написал себя пишущим шутов. Гойя на своей картине тоже помещает себя с мольбертом чуть в стороне от королевского семейства. Несмотря на все сходные черты, результаты у Веласкеса и Гойи получаются совершенно разными. Королевские шуты Веласкеса при всем их убожестве обнаруживают повышенную чувствительность и трагическое ощущение жизни, а монаршие глупцы Гойи обнажают тупость, распирающее их властолюбие и затаенное коварство. Возможность столь различной трактовки образов Веласкеса и Гойи связана в первую очередь с недоговоренностью того, что художники намеренно нанесли на свои полотна.
Иногда художественный образ оказывается неполным не в силу замысла самого художника, а по причине того, что тот пытается передать нечто такое, что и ему самому видится смутно и не кажется вполне понятным. Немецкий писатель Й. Гебель написал рассказ-притчу "Каннитферштан". На тему этого рассказа В. Жуковский создал стихотворную балладу. В рассказе говорится о немецком ремесленнике, приехавшем в Голландию и не знавшем языка этой страны. Кого он ни пытался спросить о чем-либо, все отвечали одно и то же: "Каннитферштан". В конце концов ремесленник вообразил себе особое всесильное и злое существо с таким именем и решил, что страх перед этим существом мешает всем говорить. По-голландски же "каннитферштан" означает "не понимаю".
За внешней незатейливостью этого рассказа есть другой план, который смутно чувствовался, конечно, и Гебелем, и Жуковским, но которого они не могли видеть сколько- нибудь ясно. Всему, что названо каким-то именем или просто каким-то словом, напоминающим имя, обычно приписывается существование. Даже слово "ничто" нередко представляется в виде какого-то особого объекта. Эта тенденция к объективизации имен, к отыскиванию среди существующих объектов особого объекта для каждого имени сложилась еще в первобытном обществе , когда люди верили в духов и в заполненность ими всего и вся. С той поры каждое существительное человек склонен представлять себе в форме предмета. Средневековые философы изучали эту тенденцию человеческого мышления к опредмечиванию даже самых абстрактных сущностей. В последующем эта тема всплыла в современной философии как проблема "безответственного овеществления" и опасного удвоения мира. Гебель и Жуковский интуитивно почувствовали значимость темы придания всем абстракциям реального, предметного существования и попытались передать это чувство в образной форме.
Функции художественного образа. Художественные образы, включая элементарные образы, выполняют одну или, что бывает гораздо чаще, одновременно несколько тех основных функций, которые характерны для произведения искусства. Образ может описывать некоторую ситуацию, выражать чувства художника (что, впрочем, также является, в сущности, описанием, но уже не внешнего, а внутреннего мира ), оценивать те или иные ситуации и, наконец, внушать публике определенные чувства, заклинать ее, умолять и т.п.
Чисто описательные и чисто экспрессивные образы являются столь же редкими, как и чисто оценочные или чисто оректические (внушающие) образы.
Стихотворение С. Надсона "Дурнушка" наглядно показывает это:
Бедный ребенок – она некрасива!
То-то и в школе и дома она
Так несмела, так всегда молчалива,
Так не по-детски тиха и грустна!
Зло над тобою судьба подшутила:
Острою мыслью и чуткой душой
Щедро дурнушку она наградила, –
Не наделила одним – красотой...
Ах, красота – это страшная сила!..
Описание внешности и поведения ребенка является здесь только поводом для выражения автором определенных чувств, и прежде всего – чувства сожаления по поводу описываемой им ситуации. Само выражение чувств пронизано скрытой негативной оценкой распространенного представления, что внешняя красота должна цениться выше всего – особенно в случае женщины, – даже выше острой мысли и чуткой души. Создаваемый образ содержит и обычную в поэзии Надсона попытку внушить определенные чувства, произнести, пусть и непрямо, некоторое заклинание. В данном случае таким заклинанием является совершенно не рассчитывающая, как будто, на свою реализацию мольба не соглашаться с общепринятым, но явно несправедливым мнением, что красота представляет собой ту страшную силу, которой ничего нельзя противопоставить.
Если образ выполняет одновременно несколько разных функций, одна из них обычно является ведущей. Точно так же обстоит дело и в случае произведения искусства, слагающегося из многих элементарных образов. В стихотворении Надсона оректическая функция, функция заклинания и мольбы, является, несомненно, доминирующей, а описание, выражение и оценка служат в конечном счете для того, чтобы подготовить фон, на котором внушение сделается особенно наглядным и мотивированным.
- Ландгребе Л. Что такое эстетический опыт? // Современная западноевропейская и американская эстетика. С. 212–213.
- См.: Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. М., 2001.
Вопросы в начале параграфа
Вопрос. Выскажите своё мнение: какие идеи гуманистов найдут отражение в творчестве их современников – писателей, поэтов, художников, скульпторов?
В творчестве деятелей искусства эпохи Возражения нашли отражения такие идеи гуманистов как идея величия человека, свободы воли и выбора, безграничности творческих способностей, идея совершенства человека.
Вопросы к концу параграфа
Вопрос 1. Сопоставьте смысл высказываний: «Я ставлю тебя в центре мира» и «Какое чудо природы человек!».
Высказывания выражают главную мысль гуманистов, что человек это центр мироздания, куда он был поставлен самой как ее высшее творение.
Вопрос 2. Как вы думаете, согласился бы гражданин античных Афин с мнением У. Шекспира о значении театрального искусства ? Свой ответ обоснуйте.
Да, согласились бы, т.к. для граждан Афин театр был школой, где они учились быть гражданами, принимать правильные решения, отличать мораль и закон, отличать благородство человека и обличать человеческие пороки.
Вопрос 3. Назовите литературные произведения раннего Нового времени, в которых действуют сильные духом и мужественные литературные герои . Как вы думаете, почему авторы произведений показывают своих персонажей в сложных, трагических, необычных ситуациях?
«Гамлет», «Дон Кихот», «Фауст», «Прометей». Авторы этих произведений показывают своих персонажей в сложных и трагических ситуациях, т.к. только так могут проявится их сильный дух, мужество, стремление преодолеть и не подчиниться судьбе.
Вопрос 4. Расскажите, чем прославились У. Шекспир, М. Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль, П. Брейгель Старший, А. Дюрер.
Уильям Шекспир – крупнейший драматург эпохи. Знаменит пьесами «Гамлет», «Отелло», «Ромео и Джульетта», в которых герои ищут свой ответ на вопрос, как поступать при столкновении со злом.
Мигель Сервантес – романист, написавший роман «всех времен и народов» - «Дон Кихот», в котором главный герой пытается бороться с несправедливостью в мире.
Леонардо да Винчи - был художником, поэтом, архитектором, скульптором, музыкантом, божественно пел, увлекался физикой, математикой, астрономией, историей, философией, разбирался в механике и военном деле. Самое знаменитая картина «Мона Лиза», известен изобретениям парашюта, танка. Во многом опередил свое время.
Микеланджело Буонарроти – самый известный скульптор, живописец, архитектор эпохи. Создал скульптуру «Давида», расписал потолок Сикстинской капеллы, создал проект купола в соборе Святого Петра в Риме.
Рафаэль Санти – великий живописец эпохи, также архитектор и график. Самое знаменитое произведение «Сикстинская Мадонна».
Питер Брейгель Старший – крупнейший живописец северного Возрождения. Знаменит картинами «Жатва», «Крестьянский танец», «Триумф смерти».
Альбрехт Дюрер – немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии поднявшим её на уровень настоящего искусства. Самая известная гравюра «Четыре всадника Апокалипсиса».
Задания к параграфу
Вопрос 1. Шекспиру приписывают слова: «Весь мир - театр, а люди в нём актёры». Попробуйте прокомментировать их. Как вам кажется, есть ли нечто общее у театра и жизни?
Слова Шекспира означают, что у каждого человека в этом мире есть роль, предназначение, которые человек должен выполнить (сыграть). Человек, как и актер, всегда носит маску, которая ему позволяет играть роль и скрывать свои истинные чувства, поэтому не всегда можно узнать, о чем на самом деле думает человек. Поэтому Шекспир был прав, сравнив театр и жизнь.
Вопрос 2. Многие герои литературных произведений Возрождения путешествуют. Как вы считаете, почему и зачем авторы используют этот приём?
Авторы использую этот прием, чтобы показать процесс открытия этого мира, выйти за границы обыденного представления, т.к. в средневековье лишь незначительная часть людей выходила за пределы той местности, где они были рождены. Авторы хотят показать настоящий мир , который очень разный и непохожий с одной стороны, но в котором всегда можно найти общие положительные (стремление к счастью, добрые поступки, мужественных и смелых людей), и негативные (страх. Трусость, предательство, невежество) явления. Этот прием позволял представить мир единым целым.
Вопрос 3. Укажите общее в библейских образах, созданных художниками и скульпторами Возрождения. Чем это можно объяснить?
Общим в библейских образах было стремление передать идеал человека. Это можно объяснить тем, что художники именно в библейских образах черпали вдохновение для передачи иди величия человека, его возможностей.
Вопрос 4. Как вы думаете, почему именно портрет стал для художников эпохи Возрождения излюбленным жанром?
Портрет стал для художников эпохи Возрождения излюбленным жанром, потому что гуманисты прежде всего стремились изучить человека, поэтому художники стремились на портрете запечатлеть эмоции, чувства, характер человека.
Вопрос 5. Герои картин Брейгеля внешне мало похожи на персонажей произведений итальянских живописцев Возрождения. Как вы считаете, можно ли, несмотря на различия, говорить о нидерландском мастере как художнике-гуманисте?
Конечно можно, т.к. несмотря на внешние отличие при изображении своих персонажей, его произведения соответствуют идеям Возрождения.
Вопрос 6. Выберите и опишите живописное или скульптурное произведение одного из авторов, упомянутых в учебнике. Выскажите своё мнение: свидетельствует ли это произведение о гуманистическом мировоззрении автора?
«Давид» - мраморная скульптура Микеланджело. Эта мраморная статуя, высота которой – свыше пяти метров, является вершиной скульптуры Ренессанса. Статуя представляет собой фигуру обнаженного Давида. Он сосредоточен на схватке, которую ему предстоит совершить с Голиафом. Давид готовится к битве. Причем враг намного превосходит его по силе. Однако юноша спокоен; кажется, ничто не выдает его беспокойства. Заметно только, как напряглись его мышцы, как сдвинулись его брови. В этом взгляде есть нечто устрашающее. Видно, как через плечо он перекинул пращу. Такая поза готовит решающий удар по грозному противнику. Давид олицетворяет мощь и всесилие вольного человека. Давид символизирует уверенность человека в том, что он сможет победить любого врага. У героя скульптуры максимально напряжено внимание. Таким образом, перед зданием городского управления во Флоренции находилась статуя, призывающая к мужеству, защите.
Чем занимается художник вроде бы понятно и так: рисует, а если более широко подойти — создает художественные образы. Причем эти образы могут выражаться в самых разных воплощениях — в плоскостных изображениях (в картинах или графике), в костюмах, в скульптурах, в предметах мебели и во многих других формах.
Так что профессия художника весьма многогранна, и в ней существует много специализаций.
Специализации художников
Художник-иллюстратор создает иллюстрации к книгам. Процесс работы выглядит примерно так: художник изучает книгу, обсуждает ее с выпускающим редактором, который указывает на персонажей или эпизоды, которые надо изобразить. После этого создает эскиз, который утверждается или корректируется редактором.
Художник-оформитель
Деятельность художника-оформителя имеет много направлений, например, роспись интерьеров помещений и фасадов домов, создание рекламных плакатов , отрисовка одежды, разработка эскизов благоустройства и озеленения территорий и внешнего огблика других объектов окружающей среды.
Художник по костюмам — это специалист, который входит в творческий коллектив театрального спектакля или фильма и отвечает за внешний вид персонажей. Безусловно, такой работник должен не только уметь рисовать эскизы на заказ, он должен продумывать все детали одежды героев до мелочей. Например, если снимается кино на историческую тему — он обязан изучить все особенности одеяний той эпохи, иначе зритель, увидев несоответствия или нелепости, будет недоволен.
Художник-модельер
Художник-модельер занимается разработкой новых моделей одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров. Задача специалиста — создать эскиз нового изделия, учитывая тенденции моды, вид и качество материалов и передать его модельеру-конструктору для воплощения идеи в жизнь.
Художник-мультипликатор (художник-аниматор)
Художник-мультипликатор или художник-аниматор — специалист, который в наши дни работает не только в сфере мультипликационного кино, но еще в «обычном» кино, на телевидении, при создании видеоигр и других близких отраслях. При этом профессия художника-мультипликатора неоднородна: есть художники-постановщики, фазовщики, дизайнеры по персонажам, прорисовщики и т.д.
Театральный художник (художник-декоратор)
Театральный художник или художник-декоратор создает декорации, костюмы, различные предметы обстановки, да и фактически всю среду, окружающую персонажей спектакля. Для этого недостаточно просто уметь рисовать эскизы — надо знать историю, культуру и многое другое, дабы действие смотрелось именно органично и едино.
Художник-график
Художник-график, как и иллюстратор, занимается созданием иллюстраций к книгам в виде гравюр и литографий, а не обычных рисунков.
Художник-реставратор
Художник-реставратор занимается восстановлением и сохранением и консервацией предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также архитектуры. Причем умение сохранить объект старины в нормальном состоянии ценится даже выше, чем способность его восстановить, ведь в последнем случае объект частично становится «новоделом».
Художник по свету (светооператор)
Художник по свету или светооператор занимается программированием и управлением световым пультом во время проведения различных мероприятий, представлений, спектаклей, при съемках кино, на телевидении и т.д. Такой специалист должен знать техническую часть и уметь творчески подойти к задаче освещения сцены.
Места работы
Выражение « свободный художник » появилось неслучайно, да и на сегодняшний день актуальности не потеряло: значительная часть представителей этой профессии предпочитают работать сами на себя. При этом многие художники предпочитают все-таки трудиться в компаниях, занимаясь созданием своих шедевров в свободное время.
Должность художника (чаще дизайнера) существуют в компаниях различного профиля:
- Редакции журналов.
- Полиграфические компании.
- Театры и киностудии.
- Дизайнерские и рекламные агентства.
- Реставрационные мастерские.
- И многие другие.
Обязанности художника
Конечно, должностные обязанности художника существенно зависят от типа организации, мы в качестве примера приведем некоторые из них:
- создание эскизов, набросков, графических прототипов будущих изделий;
- роспись различных поверхностей (тканей, бетона, керамики, бумаги и т.д.);
- компьютерный дизайн и создание 3D-объектов;
- подготовка материалов для типографской печати;
- контроль производства изделий согласно эскизам.
В функции художника может входить участие в конференциях, выставках, работа с клиентами и многое другое.
Требования к художнику
Требования к художнику очень разнообразны и опять таки зависят от специфики деятельности, но, в общем, они таковы:
- среднее специальное или высшее образование;
- опыт работы по профилю;
- портфолио выполненных работ;
- знание компьютера и специальных графических программ.
Иногда требуется знание иностранного языка , истории или культуры определенного времени или народа.
Образец резюме художника
Как стать художником
Стать художником можно по-разному, в зависимости от выбранного типа деятельности и поставленных целей. Можно вообще нигде не учиться и реализовывать свой талант самостоятельно, но это трудный и тернистый путь . Можно закончить профильный вуз или иное учебное заведение , где в процессе учебы отточить навыки художников, и найти постоянную работу по специальности. При этом никогда не стоит забывать о самом творчестве — пополнять портфолио надо постоянно.
Зарплата художника
Подсчитать, сколько зарабатывает художник в среднем по стране проблематично, поскольку доходы по разным специализациям отличается и порой очень существенно. Скажем, средний доход художника-иллюстратора — около 40 000 рублей. А вот зарплата художника-оформителя — всего чуть больше 20 000 рублей.
Еще сложнее определить доходы «вольных художников»: некоторые из них зарабатывают миллионы, другие живут исключительно ради искусства и о финансовой стороне своей деятельности вообще не задумываются.
Близкие профессии:
Итоговая контрольная работа . Искусство. 8 класс
Тесты:
1. Что такое искусство?
А) часть духовной культуры человечества
Б) исторический стиль
2. К какому виду искусства относится музыка?
А) к пластическому Б) к временному
В) к пространственному
3. Что такое художественный образ?
В) фантазия художника
4. Что такое стиль в искусстве?
А) художественное отношение художника
Б) обобщенное представление о действительности
В) почерк, приемы, особенности
5. Что такое язык в искусстве?
А) способы передачи художественного образа
Б) словесное выражение образа
В) несущественное явление для искусства
6. Существовало ли искусство в Древней Греции в разрыве с наукой?
А) да Б) нет
7. Какие задачи у искусства и науки?
А) разные Б) общие
8. Сколько Муз было у Бога Зевса?
А) 3 Б) 12 В) 9
9. В какую эпоху все виды художественного творчества объединились в искусство?
А) Классицизм Б) Барокко В) Возрождение
10. Кем был Леонардо да Винчи? Многогранная личность - …
А) художник, скульптор, архитектор, ученый, инженер, писатель, анатом
Б) художник, архитектор, инженер, музыкант, врач, анатом, юрист, ученый
11. Какой рисунок Леонардо да Винчи символизирует внутреннюю симметрию, божественную пропорцию человеческого тела?
А) Джоконда Б) Витрувианский человек В) Мона Лиза
12. Как А.С.Пушкин называл искусство?
А) «волшебный самородок»
Б) «магический кристалл»
В) «фантастический камень»
13. Кому принадлежат слова из стихотворения «… Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно, чтоб душу созвучья нахлынули дружно… »
А) Н.Рыленков Б) А.С.Пушкин В) М.Ю.Лермонтов
14. В чем заслуга русских художников XIX века А.Саврасова, И.Левитана, И.Шишкина?
А) были художниками-импрессионистами
Б) художники-портретисты
В) открыли красоту русской природы
15. Что такое импрессионизм в искусстве?
А) передача мимолетных впечатлений
Б) раскрытие морского пейзажа
В) фантастика в живописи
А) П.И.Чайковский Б) В.А.Моцарт В) А.Вивальди
17. Какова главная задача художника-портретиста?
А) точное копирование внешних черт человека
Б) живописное пересоздание образа человека
18. В каком из видов портрета основной целью является демонстрация общественного положения героя?
А) камерный Б) групповой В) парадный
«…Её глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач.
Её глаза – как два обмана, покрытых мглою неудач…» (Н. Заболоцкий)
А) В.Л. Боровиковский Б) Ф.С. Рокотов В) К.П. Брюллов
20 . Кто является создателем галереи изобразительных искусств в Москве?
А) Ф.Рокотов Б) П.Третьяков В) М.Врубель
21.Возможно ли в музыке сходство с конкретным лицом?
А) да Б) нет
22. Можно ли применить выражение «в интонации спрятан человек»?
А) да Б) нет
23.Какого совершенства добивается искусство в человеке?
А) спортивного Б) эмоционального В) умственного
24. Какова миссия художников разных эпох (живописцев, музыкантов, поэтов, архитекторов)?
А) «Посылать» потомкам свои сообщения
Б) Прославлять свое творчество
В) Развитие профессионализма
25. Какие знаменитые музеи изобразительного искусства находятся в Санкт-Петербурге?
А) Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Третьяковская галерея
Б) Национальная картинная галерея
В) Русский музей, Эрмитаж
26. Какой фестиваль является театральным?
А) « Новая опера » Б) «Золотая маска» В) «Щелкунчик»
27. Как называл А.С.Пушкин переводчиков прозы и поэзии?
А) «Первые ласточки искусства»
Б) «Почтовые лошади просвещения»
В) «Добрые вестники литературы»
28. Что является кодом в произведениях искусства для общения с людьми?
А) музыка Б) картины В) язык искусства
29. Чем является символ в искусстве?
А) внешним признаком Б) знаком
В) художественным образом
30. Что стремятся передать художники в натюрмортах «ванитас»?
А) бренность земной суеты
Б) радость повседневной жизни
31. Сколько источников имеет искусство?
А) 1 Б) 2 В) 3
32. Миф – это …
А) символическое действие
Б) действие жреца, служителя церкви
В) устные предания
33. Каков главный смысл иконы Андрея Рублева «Троица»?
А) Похвала учителю Сергию Радонежскому
Б) Объединение Руси ради свободы
34. Какие символы-образы являются центральными в любой культуре?
А) семья, солнце, дорога
Б) дорога, луна, солнце
В) солнце, дерево, дорога
35. К какому направлению искусства относится творчество В.В.Кандинского?
А) реализм Б) классицизм
В) абстракционизм
36. Какие три свойства красок, которые, по мнению В.В.Кандинского, играют важную роль ?
А) цвет, тон, интенсивность
Б) тон, цвет, палитра
В) палитра, цвет, настроение
37. На чем основана человеческая культура?
А) истина, добро, красота
Б) история, культура, нравственность
В) взаимоуважение, эстетика, сострадание
38. Каковы законы у красоты?
А) гармония, форма, мелодия, фактура
Б) гармония, симметрия, мера, пропорция
В) гармония, ритм, стиль, полифония
39. К чему стремится искусство в разные эпохи ?
А) создать образ прекрасного человека
Б) передать реальность мира
В) воспитать человечество
40. Какова роль творчества в жизни человека?
А) является смыслом жизни
Б) помогает духовному росту
В) делает жизнь богатой
41. В чем заключается сила искусства?
А) в визуальности Б) в эмоциональности В) в глубине
42. В чем польза красоты?
А) раскрывает ценность природы и жизненных явлений
Б) раскрывает идеалы
В) раскрывает исторические ценности
43. Что общего между массовой культурой и искусством?
А) воздействуют на взгляды и вкусы
Б) воздействуют на психику и здоровье
В) воздействуют на воспитание и нравственность
Ответы:
1 – А
6 – Б
11 – Б
16 – А
21 – Б
26 – Б
31 – Б
36 – А
41 – Б
2 – Б
7 – А
12 – Б
17 – Б
22 – А
27 – Б
32 – В
37 – А
42 – А
3 – Б
8 – В
13 – А
18 – В
23 – Б
28 – В
33 – Б
38 – Б
43 – А
4 – В
9 – В
14 – В
19 – Б
24 – А
29 – В
34 – В
39 – А
5 – А
10 - А
15 – А
20 – Б
25 – В
30 – А
35 – В