Качественный анализ результатов олимпиады по русскому языку и литературе. Методические рекомендации
Анализ проведения школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников
филиала МКОУ СОШ № 26 пгт Кропачёво
С 06 октября по 31 октября 2011 года проводился школьный этап Всероссийской олимпиады школьников.
Цель проведения : выявление и развитие у школьников творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, поддержки одарённых детей.
Положение об организации и проведении школьного этапа ВОШ в филиале МКОУ СОШ № 26 пгт Кропачёво
График проведения олимпиад
Список членов жюри
Требования к проведению школьного этапа ВОШ по соответствующему предмету
Олимпиады школьного тура проводились по 17 общеобразовательным предметам: право, обществознание, история, география, физическая культура, информатика, химия, МХК, литература, экология, русский язык, английский язык, физика, технология, математика, ОБЖ, биология. Школьный этап олимпиад проводился по заданиям, составленным на основе примерных основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, разработанными муниципальными предметно-методическими комиссиями опубликованными на сайте ММЦ г.Аши.
В школьном туре приняли участие учащиеся по предметам:
2 человека |
Биология |
8 человек |
|
Обществознание |
24 человека |
Экология |
6 человек |
29 человек |
Литература |
6 человек |
|
География |
12 человек |
13 человек |
|
Физическая культура |
4 человека |
3 человека |
|
Русский язык |
25 человек |
Математика |
26 человек |
Английский язык |
14 человек |
14 человек |
|
Искусство(МХК) |
5 человек |
Информатика |
1 человек |
9 человек |
Победители и призёры определялись на основании результатов, которые заносились в итоговую таблицу результатов участников олимпиад, представляющую собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с равным количеством баллов располагались в алфавитном порядке. Победителями и призёрами являются:
Победитель |
|||
Раянова Диана |
|||
Обществознание |
Новикова П., Брындина М, Сорокина К, Жуков И, Иванов Д |
Рогожина А, Хайрисламова Э, Пчелинцев Е, БевзА, Светличная А, Колролёва А, Серов А, Космынина Т. |
|
Кривоносова И, Сорокина К, Юдин И, Иванов Д, Раянова Д |
Мызгина Т, Рудакова Е, Брындина М, Светличная А, Губина С, Королёва А, Юдин И, Холопова Н, Курбатов Н |
||
География |
Курбатов Н, Иванов Д |
КиселеваТ, Серов А, Раянова Д |
|
Физическая культура |
|||
Русский язык |
Кривоносова И, Брындина М, Светличная А, Скарлыгина Е |
Новикова П, Сорокина К, Гайнанов Р, Шведова М, Королёва А, Жуков И, Жукова О, Раянова Д |
|
Английский язык |
|||
Искусство(МХК) |
|||
Биология |
|||
Экология |
Сафиуллина Э, |
Киселёва Т, Похлебаева М, Жукова О |
|
Литература |
Светличная А, |
Жуков И, Королёва А |
|
Технология (девочки, мальчики) |
Скарлыгина Е |
||
Математика |
Шондин Е, Королёва А |
||
Раянова Д |
Киселёва Т, Лумпова К |
||
Информатика |
Курбатов Н |
||
Олимпиада осложняется тем, что в школе нет параллелей, количество учащихся малое и участвуют в олимпиадах одни и те же учащиеся. Активное участие приняли и стали либо победителями, либо призёрами следующие учащиеся: Раянова Д., Курбатов Н, Жуков И, . В итоге по школе 21 победитель и 34призёра.
Учителями-предметниками сделан детальный анализ по своему предмету школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Анализ школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по математике
В олимпиаде приняли участие 26 учеников
Кол. выполненных заданий от 12 балов и выше соответствует титулу призер или победитель.
Свыше 12 бал. определяется место победителя.
5 класс.
Первое задание - 3 балла
Второе задание- 3 балла
Третье задание - 4 балла
Четвёртое задание - 4 балла
Пятое задание- 5 баллов
Шестое задание- 6 баллов
Количество правильно выполненных заданий |
|||||||||
Гадельшина Олеся Барыевна |
|||||||||
Изюмов Илья Вячеславович |
|||||||||
Изюмов Роман Вячеславович |
|||||||||
Изюмова Дарья Анатольевна |
|||||||||
Кривоносова Ирина Андреевна |
|||||||||
Общее количество -25 баллов |
Первое задание –логическая задача. Верно выполнил один ученик, выполнили с ошибкой 4 человека
Второе задание- числовой ребус. Никто не выполнил задание,
Третье задание- логическая задача. Никто не выполнил задание верно
Четвёртое задание- текстовая задача. Три человека начали решать задачу, но до конца решение не довели. Два человека не приступали к решению задачи
Пятое задание- задача на переливание. Четыре человека выполнили задание без должного объяснения. Один человек не приступал к выполнению задания
этапа всероссийской олимпиады школьников в 2009-2010 учебном году 1. Общие положения Настоящее Положение о проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2009 ...
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009/2010 учебном году Москва 2009 Оглавление
Методические рекомендации...) этапу , для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе предлагаются два варианта заданий: Первый вариант - комплексный анализ ...
Оценивание олимпиадных работ по литературе
10 -11 кл. |
||||||
Макс. балл |
Максимальный балл -10 0.
Задание №1 (до 70 баллов)
ОЦЕНИВАНИЕ В 9,10,11 классах
*** С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию.
Она соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе:
первая оценка – условная «двойка»,
вторая – условная «тройка»,
третья – условная «четверка»,
пятая – условная «пятерка».
Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.
Пример использования шкалы.
При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчеркивает.
Работа по этому критерию в целом выглядит как «четверка с минусом».
В системе оценок по критерию «четверке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 15 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок - «зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.
Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.
Обязательно оцениваются:
1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.
Макс.- 25 баллов.
Шкала оценок: 10 – 15 – 20 – 25
2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность.
Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту.
Макс.- 20 баллов.
Шкала оценок: 5 – 10 – 15 – 20
3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.
Макс. 10 баллов.
Шкала оценок: 2 – 5 – 8 – 10
4. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок).
затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трех ошибок на страницу текста),
работа по этому критерию получает ноль баллов.
Макс.- 5 баллов.
Шкала оценок: 1 – 2 – 3 – 5
Дополнительно оценивается:
5. Наличие оригинальных и вместе с тем обоснованных наблюдений, формулировок, параллелей, возможно, не очевидных для проверяющего.
Примечание 1 : в случае отсутствия в работе оригинальных наблюдений по этому критерию балл не выставляется. Критерий назван «дополнительным» потому, что оценивает такой аспект работы, наличие которого нельзя вменить в обязанность, но который тем не менее часто в работах присутствует и требует оснований для поощрения. Примечание 2: при выставлении баллов по этому критерию желательна мини-рецензия проверяющего или такая система
обозначений/подчеркиваний в тексте, которая позволила бы ученику при просмотре работы сразу увидеть те оригинальные наблюдения, которые
принесли ему баллы. Эти наблюдения будет удобно выбрать из работ и опубликовать.
Макс.- 10 баллов.
Шкала оценок: 2 – 5 – 8 – 10
Итого: 70 баллов
Задание №2 (до 30 баллов)
Связный текст литературоведческого/историко - литературного/ учебного/ публицистического характера с включением в него 10 слов (словосочетаний).
Для каждой параллели свои 10 слов (словосочетаний).
Ученики сначала кратко письменно объясняют, где и как мог бы быть использован этот текст (статья в газету, репортаж для журнала, фрагмент радиопередачи, статья в энциклопедию, параграф учебника, запись в блоге и др.). Выбирают стиль текста в соответствии с задуманным жанром. Закончив работу, подчеркивают в тексте слова и словосочетания из приведенного списка.
Критерии оценки творческого задания
1. Уместность и корректность употребления приведенных в задании слов (словосочетаний) – по 1 баллу за слово (словосочетание). Макс.-10 баллов.
2. Соответствие выбранного учеником жанра композиционно-стилистическому воплощению текста.
Макс.- 5 баллов.
3. Знакомство с историко-культурным и теоретико-литературным контекстом и умение ориентироваться в них. Макс.- 5 баллов.
4. Связность и стройность работы, точность и выразительность речи, разнообразие синтаксических конструкций.
Макс.- 5 баллов.
5. Оригинальность работы (необычность замысла и воплощения, неожиданность ассоциаций, интересные находки, оригинальность «сюжета», стилистическая свежесть и т. п.)
Макс.-5 баллов.
Итого: – 30 баллов
Итого за всю работу - 100 баллов
Накопленные наблюдения и мысли, пережитые радости и страдания писатель на склоне лет выразил в цикле стихотворений в прозе. Со свойственным ему лаконизмом Тургенев многое сумел сказать в своих поэтических миниатюрах. Они считаются стихотворениями, хотя и написаны прозой, потому что они лиричны, язык их музыкален, ритмичен.
Тургенев назвал этот цикл Senilia (Старческое). Создается он в тягостную пору общественной жизни страны и личной жизни самого писателя - в эпоху наступившей реакции, в период надвигающейся старости, болезни. И все же внутренний свет озаряет многие из его стихотворений в прозе.
Трудно представить себе, что больной старик создал такое боевое, молодое произведение, одно название которого вызывает радостное, бодрое чувство: Мы еще повоюем!. Читатель видит добрую улыбку человека, которому дорого все живое, чувствует шутливую ласку в его словах о воробушке: Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат! Завоеватель - и полно!
Отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я,- говорит автор. Смерть неизбежна. Но жизнь сильнее смерти.
Ведущим типом речи в данной миниатюре является повествование: рассказчик повествует об одном случае из своей жизни. Основа этого мини-рассказа - скрытое сравнение двух ситуаций: воробей - «завоеватель» не боится кружащего над ним ястреба, который может «сожрать» его в любую минуту; рассказчик, перестроившись под влиянием этой картины, не боится своего «ястреба», т. е. «тяжких предчувствий», «унылости».
Изменения в настроении рассказчика от «грустных дум» - к «отваге, удали» - тема миниатюры; оптимистический вывод, которым она заканчивается, - «Мы еще повоюем!», т. е. постараемся справиться с трудностями, одолеть их, - ее идея, основная мысль. Тема и идея раскрываются в единстве и постепенно. Поэтому текст обладает делимостью. Он построен по следующему плану:
Мы еще повоюем!
I . Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!
И. 1. «Тяжкие предчувствия», «унылость».
2. Наблюдения за «семейкой воробьев».
3. Воробей - «завоеватель».
4. Ястреб на небе.
5. «Завоеватель» - возможная жертва ястреба.
6. «...Грустные думы отлетели прочь».
III. «Мы еще повоюем, черт возьми!»
Как видим, начало текста - первое предложение; конец - последнее, причем оно перекликается с заглавием рассказа, благодаря чему текст получает композиционную завершенность.
Предложения в основной части связаны цепным способом. Так как повествование ведется от первого лица, т. е. от лица рассказчика, среди сцепляющих слов много местоимений 1-го лица единственного числа и соотносительных с ним притяжательных в разных формах: я, мою (грудь), мною, я, передо мною, (в десяти шагах) от меня, я, надо мною. Кроме местоимений, отметим и другие (морфологические и лексические) средства межфразовой связи: дорога - через эту самую дорогу, сочинительный союз и, присоединяющий абзац-предложение к предыдущему; семейка воробьев - один из них, противительный союз а, присоединяющий абзац-предложение к предыдущему; завоеватель - этого самого завоевателя, сочинительный союз и, сцепляющий предпоследнее предложение с предыдущим.
Стиль рассказа - художественный. В нем реализуется функция воздействия. Автор как бы призывает читателей: никогда не отчаивайтесь, настройте себя по-боевому, старайтесь преодолеть все трудности, забыть все неприятности.
В рассказе использованы разнообразные средства выразительности речи. Например: в описании дороги - творительный сравнения стрелою уходила вдаль дорога; в описании семейки воробьев - эпитет раззолоченная ярким летним солнцем; в описании воробья, который вел себя особенно самонадеянно, - ирония - завоеватель; в описании нового настроения рассказчика - градация: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я. Нельзя не отметить фразеологизмы, которые и уточняют повествование, и оживляют его: большая дорога - благоустроенная грунтовая дорога между крупными населенными пунктами (в отличие от проселочной); дерзко чирикая, словно и черт ему не брат - о воробье-завоевателе, который держит себя крайне независимо; черт возьми - восклицание, выражающее в данном случае восхищение рассказчика своим боевым настроением. Уместно употреблены слова разговорного стиля: малость (мелочь, пустяк); и полно {Завоеватель - и полно!); сожрать, пускай.
Миниатюра «Мы еще повоюем!» входит в цикл («Стихотворения в прозе». Особенности этого жанра сам Тургенев определил как «стихотворения без рифм и размера». Их благозвучие, «складность» достигаются благодаря продуманному отбору не только слов, но и синтаксических конструкций. В миниатюре преобладают простые предложения : из 12 предложений текста - 9 простых и только 3 сложных (2 бессоюзных, 1 сложноподчиненное); в 6 случаях употреблены обособленные члены предложения, которые придают речи особую напевность.
Стихотворение заканчивается бодрым, жизнеутверждающим призывом:
И пускай надо мной кружит мой ястреб...
Мы еще повоюем, черт возьми!
Владимир Алексеевич Солоухин современный писатель , автор многих замечательных произведений о природе и искусстве. В ряде его рассказов хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека. Название рассказа «Мститель» привлекает своей загадочностью. Первая мысль, возникающая у читателя, скорее всего, о том, что в сюжете скрыты какая-то интрига, обман и месть за этот обман. Можно предположить, что далее начнется детективная история. Читатель фантазирует, представляя развязку сюжета, видит себя на месте мстителя, творящего добро и одновременно наказывающего зло.
Но что мы видим: история не о неуловимых мстителях, сюжет проще, но рассказ читается с не меньшим интересом. Главные герои - школьники, учащиеся одной школы, одного класса. Один из них Витька Агафонов, другой, судя по повествованию от первого лица, - автор. Этот рассказ - воспоминание детства с последующим переосмыслением. В основе новеллы лежит конфликт-интрига. Работая на пришкольном участке, ученики «веселились», насаживая комья земли на гибкие прутья и бросая слепленные шарики в воздух. Один комок, брошенный Витькой, возможно нечаянно, а может, и специально, попадает рассказчику в спину. С этого момента начинается внутренний конфликт. Героем овладевают обида, злость, а затем в его сознание закрадывается мысль о мести.
К счастью, дети могут вовремя остановить себя. Они боятся отвечать за свои поступки перед взрослыми. Отчасти поэтому умысел рассказчика не осуществляется. Возможно, герою было тяжело ударить по спине человека, который доверял ему. Тем более ударить по спине было бы не по-мужски. Потерпевший отказывается от возмездия, он сумел простить обидчика и тем самым облегчил себе жизнь. «Мне делается легко от приятного решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели».
В настоящее время многие конфликты, возникающие между взрослыми людьми, имеют трагический финал. Взрослого человека, мечтающего отомстить, вряд ли что может остановить. Он пойдет на все.
Новелла - художественно рассказанная жизненная история . Язык прост, нет никаких двусмысленных фраз и выражений. Автор развивает сюжет по возрастающей линии. Описание обстановки, места действия сюжета сменяется развитием конфликта: размышлением о мести и пониманием того, что мстить не обязательно. Ведь мстить может каждый, но простить - только духовно сильный и благородный человек.
Что-то общее есть у этой новеллы с «Преступлением и наказанием» Достоевского. Раскольников обижен и зол, но, в отличие от ребенка, он приговаривает к смерти старуху и исполняет свой приговор. Такой финал противоречит нравственным устоям, ведь жизнь дал нам Бог, и только он вправе отобрать ее у нас.
На мой взгляд, «Мститель» подражает отпетым бандитам, заманивающим свою жертву в лес, туда, где их никто не увидит. Что это? Трусость? Или, наоборот, смелость?
Каждый судит по-своему. Но я убеждена в одном: для человека тяжелее простить обидчика, чем наказать его.
Книга Солоухина - своеобразное путешествие в “самую дивную из всех волшебных стран - страну детства. Ключи от нее заброшены так далеко, потеряны так безвозвратно, что никогда, никогда, хотя бы одним глазком, хотя бы одну пустяковую тропинку не увидишь до конца жизни. Впрочем, в той стране не может быть пустяковой тропинки. Все там полно значения и смысла Человек, позабывший, что там было и как было там, позабывший даже про то, что это когда-то было, самый бедный человек на земле”.
В книге в полной мере звучит поэзия родной земли, поэзия сельской жизни, поэзия крестьянского труда. Пожалуй, острее всего красоту этого труда чувствуют деревенские ребятишки. И может быть, одна из причин удачи прозаических книг В. Солоухина в том, что он рассказал о поэзии крестьянского быта через восприятие своего детства Многое устарело в этом восприятии, потому что детство писателя пришлось еще на довоенные годы, а сколько появилось после этого в деревне новых (порой странных) примет’ Но в том-то и ценность этой книги, что автор рассказывает здесь только о том, что он пережил, перечувствовал, что успел увидеть и полюбить на родной земле. И судя по книге, мало что запечатлелось в его памяти и сознании с такой же силой и яркостью ощущения, как первые встречи с “великими колхозными работами” - уборкой и молотьбой хлеба, севом, косьбой.
Естественно, что в книге были отзвуки трудностей, которые переживала деревня в ту пору. И все-таки социальные начала в поэтическом видении Солоухина были приглушены. А трудовой человек, крестьянин - кормилец всей страны - был показан мощно и масштабно.
(В помощь проверяющим в 11 классах )
Анализ рассказа Александра Костюнина. «Вальс под гитару». Рассказ
Построение сюжета
: вступление (пейзаж) и завязку построена на оксюмороне («гитара без струн»)
Важную роль играет «Мысль семейная
»: главный герой ребёнок из неполной семьи. Мать -раздражённая, замученная женщина. Мальчик борется в одиночку с жизненными трудностями. Зато ребёнок возводит образ умершего отца в ранг идеала.
Работа с языком произведения:
Неологизм «Дивьё»; «рубленая речь»;
разговорная речь
(пацаны, на фиг, придирается, цепляется, музыкалка, зубрить, орёт, училка, блин, не прилипало.) . Фразеологизм: «чёрная полоса». Эпитеты «Ненавистный день», «желанная ночь», «красивую четвёрку», «такой обалдевший», «заветная гитара», «в мешковатом пуховике». Метафоры: «Взгляд лучился добротой», «Сначала идёт тихая музыка», «Он заметно оттаял», «цепляется только ко мне», «и музыка полилась совсем другая». Сравнения: «Это – точно награда»; «мои пальцы – будто его лапки»; «Письмо будет вроде отмычки от неё»; «Хочу теперь на гитаре научиться, как папка»; « он словно уже не старший сержант, как на фотографии в армейском альбоме. Он генерал». Языковые особенности: разговорные слова: «Подкатил к стоянке», «постоянно придиралась», «громыхает», «тащусь в слезах», «притопал и реву», «таскать», «наши пацаны».
Разговорно-сниженные слова: «Такой обалдевший», «пулят в тебя», «орёт и цепляется», «двойку вкатили», «орёт». Жаргонные слова: «На фиг тебе баян», «Блин! Мне двойка выходит», «училка», «домашку не сделал». Двойная антитеза: «желанная ночь» и «ненавистный день». В прозаическом тексте есть стихотворная вставка:
Белый стих
с использованием анафоры (Чтобы…). Опять использован оксюморон: «Темнота точно награда…»
Одна из главных идей рассказа - вера в человека и укрепление его духа просто добрым словом.
Проблема талантливости: герой рассказа явно одарённая личность, но он очень плохо учился (на двойки!)
Мальчик оказался между двух огней: мама и учительница. Итог катастрофичен: мысли о самоубийстве. Очень серьёзная проблема нашего времени в педагогике и психиатрии . Подросток ночь предпочитает дню, темноту свету. Он хочет спать, а не бодрствовать. Доведённый до отчаяния ребёнок пишет на «листочке»заветный текст. Он загадывает что-то для себя очень важное. Терпение его иссякло, бороться в одиночку нет сил. Ивдруг свершается ЧУДО! (Как часто в нашей жизни важные решения зависят от случайностей) . Наступает счастливый перелом в судьбе. А может быть, это просто награда за упорный труд?(Переход количества в качество).
Талант героя раскрывается. У него своё оригинальное видение мира: музыка слышится везде…
Интересны рекомендации учительницы перед концертом: не смотреть в зал, чтобы не сбиться, а если сбился, всё равно доигрывай!(Это хороший жизненный урок всем нам, не только для сцены)
Центральным является образ отца. Какую
важную роль
он играет в жизни ребёнка! (Особенно это проблематично в наше время разводов и матерей-одиночек).
Автор устами героя делает философский вывод: многомесячный каторжный труд в итоге сводится к блестящему … двухминутному выступлению?!
Кульминация рассказа – анонимный подарок (вожделенная гитара!) Кто сказал, что чудес не бывает? Самое большое чудо – доброе человеческое сердце (ср. А.Грин «Алые паруса»,К. Паустовский «Снег»)
Выводы: Чудо музыки; Упорный труд; Самоубийство – проявление слабости; Первый подвиг – преодолеть самого себя; Роль матери и отца в жизни ребёнка; Взаимоотношения учителя и ученика; Уроки доброты!
Описана ситуация, когда мальчик возвращался из города со сломанной гитарой отца. В маршрутке он разговорился со случайным попутчиком. Отвечая на вопрос о гитаре, мальчик обрисовал всю свою жизнь, которая так или иначе была связана с этой гитарой. На этой гитаре играл его отец. Из-за его игры на гитаре в отца влюбилась мать. Сейчас мальчик хочет играть на гитаре. Мне кажется, эта гитара дорога мальчику прежде всего из-за того, что на ней играл его папа. Эту глубокую связь между отцом и сыном мы видим из рассказа о его первом концерте. Тогда мальчику показалось, что за его игрой на баяне наблюдал папа, и он играл для него. Сейчас у мальчика есть большое желание научиться играть на гитаре, и я думаю, что он в душе надеется вернуть ту же ситуацию и еще раз «поиграть» для отца, но уже на гитаре.
Из рассказа мальчика мы видим, что он очень старательный и целеустремленный. Кроме того мальчик очень талантлив и музыкален. Как он сам говорит, вначале у него были
большие проблемы
с учебой в музыкальной школе. Страх сковывал его, он боялся, что ошибется и на него опять накричат. Мне понравилось, что он сам нашел выход из этой ситуации. Он «вооружился» заявлением об уходе из музыкальной школы и уже спокойно шел в школу. Это его спокойствие и уравновешенность сказались на том, что он стал обращать внимание на окружающее. Раньше все ему казалось мрачным, темным, а тут он увидел березы и загадал на них желание. И когда это его желание получить четверку сбылось, мальчик поверил в себя, в свои силы и возможности.
Этот рассказ учит не сдаваться перед трудностями, верить в себя и свои силы. В конце рассказа происходит чудо. После концерта мальчику передают прекрасную современную гитару от незнакомца. И все мы знаем, кто подарил эту гитару. Ее подарил попутчик, восхищенный талантом, основатель-ностью мальчика. Думаю, если было бы продолжение этого рассказа, мы бы узнали о том, как мальчик научился играть на гитаре, стал
известным музыкантом
, прославился на весь мир, а самое главное, создал прекрасную семью и воспитывал троих замечательных сыновей. А в их большом доме на самом видном месте висела гитара, старая, со сломанным грифом, но такая дорогая и милая душе отцовская гитара.
Душа, темные аллеи, испытания. Свобода выбора, сочувствие, сострадание, соучастие, вера, любовь, свет. Именно такие ассоциации вызвал у меня рассказ А. Костюнина «Вальс под гитару». Герой рассказа испытывает чувство одиночества, потерянности, отчаяния. И принимает решение уйти из музыкальной школы… « Буду свободен» Решение принято. Настроение меняется. Ощущение внутренней свободы меняет подростка. Он обретает уверенность в себе, появляется интерес к жизни: «А тут загадал:. Вот подниму голову, сколько берез увижу перед собой, такую отметку на уроке и получу…..Ага,- думаю – хорошо…».И действительно у него все получилось. А как знакома эта ситуация! И здесь главное желать и верить, как сделал главный герой. И с этого момента черная полоса закончилась, стало все получаться.
Мальчик сделал шаг навстречу жизни, и мир обернулся любовью к ней. Герой растет профессионально. Ему есть, к чему стремиться: «…Как папка…он лучше всех играл. Душа компании».
Концерт. «он смотрел прямо на меня. Я стал играть для него… Только он и я…. В
главной роли
музыки – он…..они танцуют счастливые…я заплакал от счастья…» Невозможно без слез читать эти строки. Перечитываю еще и еще раз, И опять слезы, слезы тихой радости, светлой надежды. Сколько любви. Благодарности, нежности, оптимизма в этих строчках!
Чудо? Нет. Подросток, пройдя через страдания, сделал тот выбор, который подсказывало его сердце, его желание, его вера, любовь. И свет восторжествовал. Случайный попутчик оказался благодарным слушателем. Может, узнал в подростке себя, и поэтому подарил мальчику чудо в день Светлого
Христова Воскресения
. Концовка рассказа символична. Герой заслужил чудо, воскрешение к новой жизни,
полной любви
, надежды и веры.
Костюнина о жизни, о нашей сегодняшней жизни. Героем их может стать любой из нас. Но он еще раз напоминает нам вслед за Л. Толстым, что ничего не происходит просто так, любая случайность – это результат закономерностей. Главное в человеке –« чувства добрые», которые писатель заставляет трудиться и день и ночь. И все испытания, посылаемые нам судьбой, направлены на то, чтобы проверить наши души на прочность, а следовательно и мы на право называться Человеками.
Самостоятельность в поступках, ответственность, человеческая личность – об этих понятиях я размышляла
после прочтения произведения Александра Костюнина «Вальс под гитару».
Герой рассказа - мой сверстник, мальчик четырнадцати лет. Он учится в школе, занимается музыкой,
живет с мамой.
В определенный момент жизни перед ним встают проблемы: все, чем он занимался, у него не получается,
знания «не прилипают», окружающие не понимают.
Читая, как он трогает родную щербинку, чувствуешь, как на него навалилась невыносимая усталость, как ему тяжело.
Мальчик огорчен и встревожен. Он даже пишет заявление об уходе из музыкальной школы…
Если бы поговорить с кем-нибудь по душам, возможно, стало бы легче. Но с кем? Одноклассники
предпочитают играть в карты, да, и засмеют еще. Мама одна тянет лямку семейной жизни. Отца нет.
Мальчику, особенно в этом возрасте, необходимо общение с папой. Он обязательно бы выслушал,
посоветовал, и стало бы «весело, приятно, счастливо даже».
Как найти выход? Можно бросить занятия музыкой, ничем не заниматься, никуда не ходить.
И все-таки герой - сильный по натуре человек. Он начинает бороться с неудачами. Потихоньку,
маленькими шажками, благодаря высокому духовному содержанию, у него открывается «второе дыхание».
Мальчик сыграл на концерте вальс так, что все просто заслушались. Музыка шла с самых глубин души. А играл он, вспоминая об отце, о маме – его успех говорит о бескорыстной любви к близким людям. У героя раскрывается душа и огромный потенциал, появляется потребность сыграть лучше, необычнее «Вальс под гитару».
Мы наблюдаем самостоятельность и инициативу – герой ищет мастера для ремонта старой гитары, чтобы научиться играть. А это уже проявление личности. Эти качества увидел в мальчике и случайный попутчик. Эта встреча не случайна, так как происходит серьезные изменения в жизни мальчика. Попутчик увидел в мальчике себя. И этот разговор, возможно, облегчил душу обоим.
Есть глубокая уверенность - у героя все получится, потому что существует цель. Мальчику присущи такие качества как ответственность, контроль над поведением, самостоятельность, любовь к родителям.
Когда у человека есть такие качества и идеалы, сбываются любые мечты и происходят чудеса.
В результате своих размышлений, я пришла к выводу, что благодаря трудолюбию, силе воли, любви
можно стать личностью, раскрыть таланты. Каждый из нас может встать на этот путь. В этом
поможет разум, семья, окружающие люди, а кому-то вера в Бога.
Произведение «Вальс под гитару» замечательное. В этом рассказе открывается мне образ обычного 14- летнего мальчишки в черном, слегка мешковатом пуховике на вырост и в шерстяной вязаной шапочке по самые глаза.
В рассказе у него нет ни имени, ни фамилии, просто мальчишка. Герой измучен от непонимания взрослых, проблем в школе, требовательности учительницы музыки. В один момент мальчишка не выдержал этих рухнувших на его плечи проблем. Он почти сдался, принял решение и написал заявление в
музыкальную школу
, чтобы его отчислили из третьего класса. Не от лица мамы, а от себя. И как только решение принял, успокоился. И подумал: «Ну, все!», но оказалось, что еще не все. Не случайно автор выделил эпизод с березками. По пути в музыкальную школу мальчик-баянист загадал: «Вот подниму сейчас голову, сколько берез увижу перед собой, такую отметку на уроке получу». Березок оказалось четыре. Он не был уверен в этой оценке, просто мальчик хотел получить ее. Растущие березы вдоль тропинки, на которые подросток не обращал внимания, придали сил, уверенности в себе и не позволили совершить нежелательного поступка. У мальчишки пропала боязнь перед учителем. Когда он взял инструмент и начал играть, его музыка стала прекрасной, мальчик начал играть во много раз лучше, чем прежде.
Герой рассказа не может сдаться, отказаться от мечты и от любимого дела. К нему вернулась уверенность в своих силах, в свои способностях. Мальчишка стал во всем слышать музыку.
У героя рассказа есть мать. Об отце мы знаем только, что он был военный и погиб в одной из горячих точек. Может, именно поэтому мальчик незнакомому мужчине стал откровенно рассказывать о своем большом достижении - победе над собой, над всеми трудностями, которые казались ему огромными. Но теперь тяжелая и бессмысленная жизнь осталась позади, а впереди - конкретная цель, ежедневный труд и чувство гордости за себя самого.
Герой исполняет на концерте вальс «На сопках Маньчжурии»,
играя на баяне. Он выступал с волнением, но ему помог справиться с ним отец, образ которого представил во время исполнения.
Александр Викторович Костюнин родился 25.08.1964 года в Карелии. Окончил
художественную школу
. Увлечения: литературное творчество, фото и рисование. Его фотокартина под названием «
Родительский дом
» украшала кабинет Владимира Путина в Кремле. Персональные фотовыставки проходят в разных странах мира. Его мать была учителем русского языка и литературы, но сочинения писать он не любил. Мать помогала ему, и он старательно переписывал то, что предлагалось ему.
Окончил два факультета: сельскохозяйственный и экономический. Член Союза писателей РФ.
Женат, имеет двоих детей. В 2007 году на Международном конгрессе писателей русского зарубежья «
Русское слово
-
связующая нить
времени» за книгу « В купели белой ночи» писатель награждён дипломом 1-ой степени с присвоением звания лауреата премии им. А. Куприна и вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу ».
Костюнин о себе: «Мои литературные наброски не относятся к коммерческому проекту. Это скорее разновидность «креста», который каждый по жизни несёт в силу своих убеждений. Сейчас полностью посвятил себя творчеству.»
Олимпиады по литературе (ответы 10 класс)
Задания для 11 класса
Олимпиады по литературе (ответы 11 класс)
Задания олимпиады
c сайта ОЛИМПИЙСКИЙ ПОРТАЛ
Задания для 5 класса (47.0 Кбайт)
Задания для 6 класса (44.0 Кбайт)
Задания для 7 класса (47.5 Кбайт)
Задания для 8 класса ( 63.5 Кбайт)
Задания для 9 класса (56.0 Кбайт)
Задания для 10 класса (60.5 Кбайт)
Задания для 11 класса (54.5 Кбайт)
Ответы к олимпиаде
Ответы для 5 класса (30.5 Кбайт)
Ответы для 6 класса (28.0 Кбайт)
Ответы для 7 класса (30.5 Кбайт)
Ответы для 8 класса (28.5 Кбайт)
Ответы для 9 класса (37.5 Кбайт)
Ответы для 10 класса (43.0 Кбайт)
Ответы для 11 класса (38.0 Кбайт)
Всероссийская олимпиада школьников по литературе
ОКРУЖНОЙ ЭТАП 2010 - 2011 учебный год г. Москва
7 класс
Для выполнения заданий окружного тура Всероссийской олимпиады школьников выберите один из вариантов.
Вариант 1-1 . Комплексный анализ прозаического текста.
Евгений Львович Шварц
Рассеянный волшебник
Жил-был на свете один ученый, настоящий добрый волшебник , по имени Иван Иванович Сидоров. И был он такой прекрасный инженер, что легко и быстро строил машины, огромные, как дворцы, и маленькие, как часики. Между делом, шутя, построил он для дома своего чудесные машины, легкие, как перышки. И эти самые машинки у него и пол мели, и мух выгоняли, и писали под диктовку, и мололи кофе, и в домино играли. А любимая его машинка была величиной с кошку, бегала за хозяином, как собака, а разговаривала, как человек. Уйдет Иван Иванович из дому, а машинка эта и на телефонные звонки отвечает, и обед готовит, и двери открывает. Хорошего человека она пустит в дом, поговорит с ним, да еще споет ему песенку, как настоящая птичка. А плохого прогонит, да еще залает ему вслед, как настоящий цепной пес. На ночь машинка сама разбиралась, а утром сама собиралась и кричала:
— Хозяин, а хозяин! Вставать пора!
Иван Иванович был хороший человек , но очень рассеянный. То выйдет на улицу в двух шляпах разом, то забудет, что вечером у него заседание. И машинка ему тут очень помогала: когда нужно — напомнит, когда нужно — поправит.
Вот однажды пошел Иван Иванович гулять в лес. Умная машинка бежит за ним, звонит в звоночек, как велосипед. Веселится. А Иван Иванович просит ее:
— Тише, тише, не мешай мне размышлять.
И вдруг услышали они: копыта стучат, колеса скрипят.
И увидели — выезжает им навстречу мальчик, везет зерно на мельницу.
Поздоровались они.
Мальчик остановил телегу и давай расспрашивать Ивана Ивановича, что это за машинка да как она сделана.
Иван Иванович стал объяснять.
А машинка убежала в лес гонять белок, заливается, как колокольчик.
Мальчик выслушал Ивана Ивановича, засмеялся и говорит:
— Нет, вы прямо настоящий волшебник.
— Да вроде этого, — отвечает Иван Иванович.
— Вы, наверное, все можете сделать?
— Да, — отвечает Иван Иванович.
— Ну, а можете вы, например, мою лошадь превратить в кошку?
— Отчего же! — отвечает Иван Иванович.
Вынул он из жилетного кармана маленький прибор.
— Это, — говорит, — зоологическое волшебное стекло. Раз, два, три!
И направил он уменьшительное волшебное стекло на лошадь.
И вдруг — вот чудеса-то! — дуга стала крошечной, оглобли тоненькими, сбруя легонькой, вожжи повисли тесемочками. И увидел мальчик: вместо коня запряжена в его телегу кошка. Стоит кошка важно, как конь, и роет землю передней лапкой, словно копытом. Потрогал ее мальчик — шерстка мягкая. Погладил — замурлыкала. Настоящая кошка, только в упряжке.
Посмеялись они.
Тут из лесу выбежала чудесная машинка. И вдруг остановилась как вкопанная. И стала она давать тревожные звонки, и красные лампочки зажглись у нее на спине.
— Что такое? — испугался Иван Иванович.
— Как что? — закричала машинка. — Вы по рассеянности забыли, что наше увеличительное зоологическое волшебное стекло лежит в ремонте на стекольном заводе! Как же вы теперь превратите кошку опять в лошадь?
Что тут делать?
Мальчик плачет, кошка мяучит, машинка звонит, а Иван Иванович просит:
— Пожалуйста, прошу вас, потише, не мешайте мне размышлять.
Подумал он, подумал и говорит:
— Нечего, друзья, плакать, нечего мяукать, нечего звонить. Лошадь, конечно, превратилась в кошку, но сила в ней осталась прежняя, лошадиная. Поезжай, мальчик, спокойно на этой кошке в одну лошадиную силу. А ровно через месяц я, не выходя из дому, направлю на кошку волшебное увеличительное стекло, и она снова станет лошадью.
Успокоился мальчик.
Дал свой адрес Ивану Ивановичу, дернул вожжи, сказал: «Но!» И повезла кошка телегу.
Когда вернулись они с мельницы в село Мурино, сбежались все, от мала до велика, удивляться на чудесную кошку.
Распряг мальчик кошку.
Собаки было бросились на нее, а она как ударит их лапой во всю свою лошадиную силу. И тут собаки сразу поняли, что с такой кошкой лучше не связываться.
Привели кошку в дом. Стала она жить-поживать. Кошка как кошка. Мышей ловит, молоко лакает, на печке дремлет. А утром запрягут ее в телегу, и работает кошка, как лошадь.
Все ее очень полюбили и забыли даже, что была она когда-то лошадью.
Так прошло двадцать пять дней.
Ночью дремлет кошка на печи.
Вдруг — бах! бум! трах-тах-тах!
Все вскочили.
Зажгли свет.
И видят: печь развалилась по кирпичикам. А на кирпичах лежит лошадь и глядит, подняв уши, ничего со сна понять не может.
Что же, оказывается, произошло?
В эту самую ночь принесли Ивану Ивановичу из ремонта увеличительное зоологическое волшебное стекло. Машинка на ночь уже разобралась. А сам Иван Иванович не догадался сказать по телефону в село Мурино, чтобы вывели кошку во двор из комнаты, потому что он сейчас будет превращать ее в лошадь. Никого не предупредив, направил он волшебный прибор по указанному адресу: раз, два, три — и очутилась на печке, вместо кошки, целая лошадь. Конечно, печка под такой тяжестью развалилась на мелкие кирпичики.
Но все кончилось хорошо.
Иван Иванович на другой же день построил им печку еще лучше прежней.
А лошадь так и осталась лошадью.
Но, правда, завелись у нее кошачьи повадки.
Пашет она землю, тянет плуг, старается — и вдруг увидит полевую мышь. И сейчас же все забудет, стрелой бросается на добычу.
И ржать разучилась.
Мяукала басом.
И нрав у нее остался кошачий, вольнолюбивый. На ночь конюшню перестали запирать. Если запрешь — кричит лошадь на все село:
— Мяу! Мяу!
По ночам открывала она ворота конюшни копытом и неслышно выходила во двор. Мышей подкарауливала, крыс подстерегала. Или легко, как кошка, взлетала лошадь на крышу и бродила там до рассвета. Другие кошки ее любили. Дружили с ней. Играли. Ходили к ней в гости в конюшню, рассказывали ей обо всех своих кошачьих делах, а она им — о лошадиных. И они понимали друг друга, как самые лучшие друзья.
Вариант 1-2. Интерпретация поэтического текста
Николай Александрович Заболоцкий
Утренняя песня
Могучий день пришел. Деревья встали прямо,
Вздохнули листья. В деревянных жилах
Вода закапала. Квадратное окошко
Над светлою землею распахнулось,
И все, кто были в башенке, сошлись
Взглянуть на небо, полное сиянья.
И мы стояли тоже у окна.
Была жена в своем весеннем платье.
И мальчик на руках ее сидел,
Весь розовый и голый, и смеялся,
И, полный безмятежной чистоты,
Смотрел на небо, где сияло солнце.
А там, внизу, деревья, звери, птицы,
Большие, сильные, мохнатые, живые,
Сошлись в кружок и на больших гитарах,
На дудочках, на скрипках, на волынках
Вдруг заиграли утреннюю песню,
Встречая нас. И все кругом запело.
И все кругом запело так, что козлик
И тот пошел скакать вокруг амбара.
И понял я в то золотое утро,
Что счастье человечества - бессмертно.
1932
Анализ результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады
школьников по истории
Олимпиадные задания включали в себя тестовые задания по пройденным курсам с 7 по 9 класс, проверялось знание терминологии, хронологии, задания на соответствие, знание архитектуры, быта древности, а также требовалось написание эссе. Следует отметить, что учащиеся не очень хорошо справились с заданиями. Во всех параллелях были призеры, но выше 3 места смогла выполнить работу лишь одна учащаяся 9 класса. Были работы, которые набрали по 6-10 баллов, что для результатов районной олимпиады неуместно, следует обратить внимание на подготовку учащихся во время осенних каникул, и более тщательно отбирать участников соревнований.
Для учеников 10-11 классов, работы были присланы из областного центра. В них были представлены разнообразные вопросы, которые охватывали всю историю с древнейшей Руси и до 21 века, проверялось умения критического мышления. Тестовые задания, установление соответствия, пропущенные термины, личности в истории – все это требовало серьезной подготовки к олимпиаде. К сожалению, следует отметить, что в этом году учащиеся смогли справиться лишь с небольшим количеством заданий. Наибольшие затруднения, у всех учащихся, вызвали задания на знание истории России 20 века, плохо справились со знанием терминологии, особенно учащиеся 9 классов. Учащиеся 10-11 классов слабо владеют знаниями на повышенном уровне сложности. Исходя из результатов олимпиады, определены следующие рекомендации:
- Вести работу с одаренными детьми начиная с 5 класса.
- В течение года , определить время для подготовки к олимпиаде (не менее 20 часов).
- Составить анализ наиболее часто встречающихся ошибок, определив тем самым пробелы в знаниях.
- Совершенствовать работу с терминологией на уроках истории.
- Изучить методическую литературу по подготовке к предметным олимпиадам.
- Обратить внимание на изучение истории родного края.
Председатель комиссии: Пырялова Л.Т.
Анализ результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии
В ходе анализа олимпиадных работ выяснилось:
учащиеся 7 класса затрудняются:
Выполнять задания на установление соответствия;
Выполнять задания с развернутым ответом
Допущены ошибки по темам:
Систематические таксоны;
Двойное оплодотворение;
Экологические группы птиц.
В 8классе вызвали затруднения задания в форме:
Суждений, с которыми необходимо согласиться или их отклонить;
Тестовых заданий с выбором одного правильного ответа.
Допущены ошибки по темам:
Определение агротехнических приемов;
Составление формулы цветка;
Определение уровня организации живого;
Морфология птиц.
Учащиеся 9 класса испытали затруднения при выполнении заданий:
С одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора;
Практической части по морфологическому описанию растения.
Допущено много ошибок по темам:
Морфология растений;
Систематика растений;
Анатомия человека.
Учащихся 10-11 классов затрудняются:
- Выполнять задания на множественный выбор;
Находить соответствия.
Допущены ошибки по темам:
Систематика растений и животных;
Характеристика отрядов класса Насекомые.
- Чаще в форме контроля знаний использовать задания приближенные к ГИА и ЕГЭ.
- Обратить внимание на выработку у учащихся умений выполнять тестовые задания в форме суждений, соответствий, заданий с множественным ответом.
- Обратить внимание на морфологию и экологические группы птиц.
- Больше внимания уделить вопросам, связанным с физиологией растений, систематикой.
- Обратить внимания на вопросы, связанные с анатомией и физиологией человека.
- Научить учащихся работать с рисунками.
Председатель комиссии: Белоусова И.И.
Анализ результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву
Олимпиадные задания были весьма специфические и рассчитаны, на учащихся социально- экономического профиля, а так же на ребят обучающихся предмету право на протяжении 2 – 3 лет. Для того, чтобы подготовить достойных участников олимпиады по праву, необходимо заниматься на соответствующем профилю кружке или вести подготовку на элективных курсах в 8-11 классах. Отрицательным моментом олимпиады является малое количество участников.
Исходя из результатов олимпиады, определены рекомендации:
- Вести работу с одаренными детьми начиная с 8 класса.
- В течение года, определить время для подготовки к олимпиаде (не менее 20 часов).
- Составить анализ наиболее часто встречающихся ошибок, определив тем самым пробелы в знаниях.
Председатель комиссии: Пырялова Л.Т.
Анализ результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
Результаты олимпиады свидетельствуют о среднем уровне подготовки учащихся по русскому языку. Учащиеся 7- 11, классов не смогли набрать максимальное возможные количество баллов, при ответе на олимпиадные задания.
При подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку следует уделять особое внимание :
- работе с толковым словарем В.Даля,С.Ожегова;
- работе с лингвистическими терминами;
- словообразовательному анализу слова;
- омонимичности слов и частей речи;
- этимологии слов;
- умению находить орфографические и пунктуационные ошибки в тексте.
Председатель комиссии: Лямина Т.Н.
Анализ результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе
Результаты олимпиады свидетельствуют о среднем уровне подготовки учащихся по литературе. Учащиеся 7,8,9,11, классов не смогли набрать максимальное возможные количество баллов, при ответе на олимпиадные задания.
При подготовке учащихся к олимпиаде по литературе следует уделять особое внимание:
· комплексному анализу художественного текста, качеству письменной монологической речи, идейно-тематическому анализу текста;
· вопросам теории литературы (художественные приемы и синтаксические особенности текста, стихотворный размер);
· изучению на уроках внеклассного чтения зарубежной литературы.
Председатель комиссии: Лямина Т.Н.
Анализ результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике
При выполнении олимпиадной работы учащиеся 7 класса допустили ошибки:
1) при решении графической задач на определение времени движения – 3 чел, не приступили к выполнению -1чел.
2) в задаче на определение массы мёда, при определении объёма куба – 4чел.
3) в задаче на движение: при определении скорости сближения -4чел., при определении оставшейся части пути через 3ч. – 1чел.
4) при определении толщины пластины 4 чел.
В результате выполненной работы определились: победитель Короткова Е. (Краснокоммунарская СОШ) и призёр (3место) Мантаева Т . (Сакмарская СОШ).
Учащиеся 8 класса допустили ошибки:
1) при решении задачи №1 на расчёт выталкивающей силы дали неполный ответ– 2 чел, привели неверные рассуждения – 2 чел., не приступили к выполнению -1чел.
2) в задаче на относительность движения, не составили уравнение скорости и пути– 4чел., не приступили к выполнению -1 чел.
3) в задаче на составление уравнения теплового баланса-5чел., при определении температуры – 2чел.
4) при определении плотности вещества -4 чел.
В результате выполненной работы определился призёр (3 место) Пономарёва Н. (Светлинская СОШ).
Учащиеся 9 класса допустили ошибки:
1) при решении задачи №1 на закон сохранения энергии– 2 чел.
2) в задаче на расчёт пути и времени, нет вычислений скорости – 2чел.
3) в задаче на расчёт выталкивающей силы, привели неверные рассуждения и неверные вычисления-2чел.
4) к задаче на расчёт количества теплоты не приступили – 2 чел.
5) при решении задачи на построение графика зависимости силы тока от напряжения не составлено уравнение, нет построения графика-1 чел. не приступили к выполнению -1чел.
Наибольшее количество баллов набрано учащейся Касаевой Ж. Белоусовской СОШ. Призовых мест нет.
Учащиеся 10класса допустили ошибки:
1) при решении задачи №1 на погружение тел в жидкость– 3 чел., не приступили к выполнению -4чел.
2) в задаче №2 нет вывода формул для расчёта плотности -4 чел., не приступили к выполнению -3чел.
3) в задаче на расчёт средней скорости неверно составлено уравнение -6чел.
4) в задаче на расчёт электрической цепи– 4 чел.
5) при решении задачи на движение связанных тел-5 чел. не приступили к выполнению -1чел.
Наибольшее количество баллов набрано учащимися Киреевой С. (Краснокоммунарская СОШ) и Трусовым А. (Сакмарская СОШ). Призовых мест нет.
Учащиеся 11класса допустили ошибки:
1) при решении задачи №1 на вращательное движение при выводе формулы для расчёта угловой скорости– 3 чел.
2) в задаче №2 неверно составлено уравнение для определения интервала времени -1чел., не приступили к выполнению -2чел.
3) в задаче на расчёт удельной теплоёмкости -1чел., не приступили к выполнению -2чел.
4) в задаче на баллистическое движение– 2чел., не приступили к выполнению -1чел.
5) при решении задачи на расчёт электрической цепи- 2чел.
Наибольшее количество баллов набрано учащимся Кирнос Андреем (Никольская СОШ). Призовых мест нет.
Подготовка учащегося к участию в олимпиадах по физике должна включать в себя несколько составляющих. Прежде всего, учащийся должен полно и всесторонне освоить материал школьной программы соответствующего класса по физике и математике. В дополнение к материалу школьной программы необходимо осваивать дополнительные разделы школьного курса физики в объеме, предусмотренном программой Всероссийских физических олимпиад. Использовать дифференцированный подход в работе с учащимися, проводить дополнительные занятия по решению нестандартных задач. При подготовке учащихся к олимпиаде учитывать типичные ошибки при выполнении олимпиадных заданий предыдущего года. Устранить пробелы по темам: «Уравнение теплового баланса», «Расчёт электрических цепей»
Председатель комиссии: Власова Л.В.
Анализ результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии
Анализ олимпиадных работ учащихся показал , что хорошо справились учащихся 8 класса со следующими заданиями:
v определение валентности атомов химических элементов по формулам;
v умения расставлять коэффициенты;
v умения определять предназначение лабораторного оборудования;
v умение определять относительные молекулярные массы сложных веществ.
Допущены ошибки при выполнении заданий:
v на определение массовой доли элемента в веществе (многие учащиеся при решении не учли количество атомов элемента, массовая доля которого определялась в задаче)
v при решении задачи с использованием постоянной Авогадро.
v на определение физических и химических явлений;
v на умение расшифровывать записи;
Олимпиадные задания для учащихся 9 класса приемлемы. Низкое количество набранных баллов объясняется невнимательным разбором заданий. Так в заданиях 9-1и 9-5многие участники не учли массовую долю раствора, отсюда и все решение оказалось неверным. В задании 9-4 были использованы дополнительные реактивы, хотя в задании четко прописано, недопустимость использования других веществ.
При выполнении мыслительного эксперимента учащиеся показали умение составлять соответствующие уравнения в молекулярном и ионном виде.
При выполнении задания 9-2 на смеси, правильно записаны уравнения реакций, но допущены ошибки при решении системы уравнений.
Задания 10-11классов были идентичны.
Частично справились учащиеся с выполнением заданий на определение реагентов по продуктам реакции (10-2,11-3). Хотя в уравнениях допущены ошибки при расстановке коэффициентов.
В ходе выполнения мыслительного эксперимента ряд учащихся выстраивают логическую цепочку рассуждений, но не выполняют задание до конца, так как недостаточно знаний для ее доказательства.
Не справились участники олимпиады 11 класса с заданием на определение качественного и количественного состава раствора.
Учащиеся 10 класса не приступали к выполнению задания связанного со знанием свойств кремния, взаимодействием кремния со смесью плавиковой и азотной кислот.
Председатель комиссии: Белоусова И.И.
Анализ результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии
Не принимали участие в олимпиаде учащиеся Никольской средней школы, Егорьевской средней школы. Наиболее полно были представлены команды Светлинской, Краснокоммунарской, Дмитриевской, Центральной, Архиповской, Беловской, Тат.Каргалинской, Сакмарской, Верхнечебеньковской средних школ. Только один учащийся принимал участие в олимпиаде из Каменской основной школы.
Анализируя итоги олимпиад прошлых лет, было увеличено число заданий и их содержание, направленное на одарённого, а не на среднего ученика, поэтому в этом году ученики быстро не покидали аудиторию, а работали в среднем 2,5 - 3 часа.
Задания 9, 10-11 классов были рассчитаны на очень способных учащихся, которые не только хорошо знают программный материал по географии, но и много занимаются дополнительно по предмету, имеющие широкую эрудицию.
По мнению предметного жюри задания для 7 – 8 классов были составлены без учета программного материала . Климатограммы в 7 классе к этому времени еще не изучаются, учащиеся даже не знают принцип их построения, а в заданиях такой вопрос присутствовал. В этом же классе по программе только начато изучение материков (Африка), тем не менее вопросы были и по другим материкам, и далеко не познавательные, рассчитанные на эрудицию.
Не выявлено победителей среди учащихся 9 - 10 классов, что говорит о недостаточно качественной подготовке участников.
В 10 классе победитель не выявлен, было присуждено 2 место Ворониной К. (Центральнаясош., учитель Семыкина И.М.), 3 место Баширову И. (Тат.Каргалинскаясош. учитель Ахметова Л.И.) и Мельникову Н. (Сакмарскаясош, учитель руснак Л.А.)
Неплохие результаты показали учащиеся 11 класса. 1 место занял Шабалдин Д. (Краснокоммунарскаясош., учитель Лебедева О.Н.) 2 место – Гололобова А. (Сакмарскаясош., учитель Руснак Л.А.) и Панарина Е. (Беловскаясош., учитель Ружейникова Н.А.); 3 место – Биктимирова З. (Тат. Каргалинскаясош., учитель Ахметова Л.И.) и Ишмухаметова Р. (Верхнечебеньковскаясош., учитель Абдрашитова А.Г.).
Слабо были выполнены учащимися старших классов практические задания по решению задач. На ранее проходивших олимпиадах задания такого характера не встречались, поэтому учителя, готовившие учеников не обратили должного внимания на данные темы.
На основе анализа муниципальной олимпиады по географии жюри рекомендует учителям географии района:
Следить и своевременно использовать методические рекомендации по содержанию заданий олимпиады школьного и муниципального уровня;
Усилить работу с одарёнными детьми;
Спланировать работу с одарёнными по индивидуальным маршрутам;
Повышать интерес к географии на учебных занятиях и во внеурочное время;
Обратить внимание на отработку картографических умений;
Усилить в обучении страноведческую направленность.
Председатель комиссии: Семыкина И.М.
Анализ результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике
В олимпиаде приняли участие учащиеся 7-11 классов из 13 образовательных учреждений района (3 основных школы и 10 средних общеобразовательных школы).
№п/п |
Наименование ОУ |
10 кл. |
11 кл. |
Всего |
|||
Сакмарская СОШ |
|||||||
Тат. Каргалинская СОШ |
|||||||
Светлинская СОШ |
|||||||
Егорьевская СОШ |
|||||||
Белоусовская СОШ |
|||||||
Марьевская ООШ |
|||||||
Орловская ЩОШ |
|||||||
Краснокоммунарская СОШ |
|||||||
Дмитриевская СОШ |
|||||||
Верхнечебеньковская СОШ |
|||||||
Центральная СОШ |
|||||||
Никольская СОШ |
|||||||
Тимашевская ООШ |
|||||||
Каменская ООШ |
|||||||
Архиповская СОШ |
|||||||
Беловская СОШ |
|||||||
Чапаевская ООШ |
|||||||
Отсутствовали учащиеся Егорьевской СОШ, Марьевской ООШ, Орловской ООШ, Чапаевской ООШ.
Работы учащихся оценивались жюри в составе:
председатель жюри Машенкова Г.В., учитель математики высшей категории МБОУ «Белоусовская СОШ»; члены жюри – Комиссарова Т.Г., учитель высшей категории МБОУ «Дмитриевская СОШ», Хасанова Г.А. учитель высшей категории МБОУ «Беловская СОШ», Безденежных Л.В. учитель математики первой категории «Краснокоммунарская СОШ», Даутова Г.А. учитель математики первой категории «Тат. Каргалинская СОШ».
Работы оценивались на основе критериев методических рекомендаций подготовленных Центральной предметно-методической комиссией по математике в помощь проведения школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по математике в субъектах Российской Федерации в 2013/2014 учебном году.
В соответствии с регламентом проведения математических олимпиад школьников каждая задача оценивалась из 5 баллов. Задания математических олимпиад были творческими, допускают несколько различных вариантов решений. Кроме того, оценивались частичные продвижения в задачах (например, разбор одного из случаев, переход от частного к общему и наоборот, графические иллюстрации к задачам, решение логических задач разными способами , в том числе с помощью таблицы).
Победители и призеры олимпиады определялись жюри в соответствии с итоговой таблицей Положения о всероссийской олимпиаде школьников.
11-15 баллов - III место,
16-19 баллов –II место,
20-25 баллов – I место.
Задания интересные, соответствуют уровню учащихся средней и основной школы, требованию математической подготовке учащихся данного возраста. В каждом классе работа содержала задачи на теорию чисел (делимость, остатки, четность, нахождение числового множества, обладающего указанными свойствами.), доказательство на рациональность и иррациональность чисел, арифметическую прогрессию , уравнение в целых или в натуральных числах , геометрические задачи на свойства треугольника, равносоставленность фигур. Выполнение работы рассчитано на 3-4 часа.
Основные ошибки и затруднения учащихся при выполнении работ
7 класс . Самая решаемая геометрическая задача на разрезание фигуры и текстовая задача, но учащиеся затрудняются в оформлении задач. Не доводят логические размышления до конца. Большинство учащихся решали числовой ребус №1 методом подбора, не совсем правильно поняли условие задачи.
8 класс . Решали в основном задачи на взвешивание, текстовую задачу. Геометрическая задача на нахождение угла треугольника решена методом догадки без объяснения. испытывают трудности в рассуждениях геометрической задачи. Не понятна учащимся задача на факториал.
9 класс . Самая решаемая задача на разрезание фигуры. Это задача сложности 1. Затем задача на нахождение множества чисел обладающих определенной кратностью (5 учащихся) и геометрическая задача на свойства треугольника (5 учащихся), задача на доказательство рациональности 2 учащихся и задачу №5 выполнил 1 учащийся. К решению всех 5 задач приступил 1 учащийся Можарцев Сергей (21 балл).
10 классы . Основные задачи, которые решали учащиеся: задачи на равносоставленность фигур №5, на доказательство арифметической прогрессии, делимость чисел. Два правильных решения геометрической задачи. Задания для 9 и 10 класса на делимость чисел и решение уравнения в натуральных числах были одинаковы, но решали эти задачи в основном учащиеся 9 класса. Основные ошибки и затруднения аналогичны. Не все верно поняли условие задачи №1. Отсутствует метод решения, решение задачи №5 (уравнение в натуральных числах) проводилось методом подбора.
11 класс . Существует разброс при решении задач, учащиеся приступали к решению всех задач. Решали в основном задание на арифметическую прогрессию, уравнение в целых числах. Хороших, обоснованных решений нет. Нет логического обоснования задач, учащиеся идут методом угадывания, дают частные решения, что не соответствует уровню учащихся 11 класса.
Уделить больше внимания на решение задач на использование теории чисел (делимость чисел, остатки, четность, закономерности), способы решения логических задач, геометрических задач, логичность и полноту обоснования решения задач, способам оформления решений.
Председатель комиссии: Машенкова Г.В.
Анализ результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии
Олимпиадная работа включает 3 блока КИМов разной сложности и техники выполнения.
Первая часть – 50 тестовых заданий, требующих выбора только одного ответа из четырех возможных. Каждое правильно выполненное задание оценивается в один балл. Количество набранных баллов в данном блоке участниками олимпиады составляет от 24 до 36 баллов. Наибольшую трудность при ответах вызывают вопросы по следующим темам:
- Экология природопользования (85% учащихся допустили ошибки)
- Экологические правила и законы (70 % учащихся допустили ошибки)
- Экологические характеристики биогеоценозов (45 % учащихся допустили ошибки)
- Экологические сукцессии (60 % учащихся допустили ошибки)
- Экология популяций (85 % учащихся допустили ошибки)
Первая часть заданий включала также 7 заданий на выбор правильных утверждений. Вопросы практической направленности практически не вызвали затруднений у учащихся.
Часть вторая – экологические кейсы на выбор правильного суждения с обоснованием данного выбора. Затруднения вызвали задания на комментирование правил и законов экологии. С заданием о структуре экологии как науки справились 60 % участников олимпиады.
Третья часть – экологические кейсы на выбор правильного сужения с обоснование верного и неверных ответов. Данные задания вызвали наибольшее затруднение, так как большинство учащихся не смогли раскрыть причинно-следственные связи между экологическими понятиями и событиями, указав односложные ответы при мотивации выбора. Поэтому максимальный балл из 10 возможных лишь – 6 баллов.
Проанализировав результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии, следует отметить появление положительной динамики в подготовке учащихся. Но следует также указать на недостаточную подготовку по вышеназванным темам, что необходимо учесть учителям при планировании и при подготовке школьников к олимпиаде в следующем учебном году.
Акробатика – 7, 8-9, 10-11 классы (мальчики и девочки).Легкая атлетика – не проводилась по причине отсутствия места
проведения.
По сравнению с прошлым годом, программу по олимпиадным заданиям упростили. Исключили снарядную гимнастику, полосу препятствий и легкую атлетику. Травм и нарушений дисциплины не было. Перед началом состязаний провели инструктаж по технике безопасности, каждый учащийся расписался в журнале вводного инструктажа. В течение всего времени проведения олимпиады присутствовал дежурный врач.
В целом ребята показали средний уровень подготовленности к олимпиаде за исключением некоторых видов.
По волейболу, нижние и верхние передачи у девочек 7-го класса выполнены на низком уровне. Необходимо доработать программу заданий и выставления оценок по этому виду.
По акробатике, многие учащиеся вовсе не были готовы, показали слабую техническую подготовку, внешний вид не соответствовал выполнению акробатической комбинации.
По итогам районной олимпиады по физической культуре следует отметить результативность образовательной деятельности учителей физической культуры Сартова Г.Г. (Светлинская СОШ), Болотову Р.Я. (Архиповская СОШ), Юрьева С.П. (Беловская СОШ), Рахматуллина Р.Б. (Верхнечебеньковская СОШ), Климушкина С.В. (Белоусовская СОШ), Мажарцеву Л.Г. (Сакмарская СОШ), Абдуллину Г.З., Мавлютову Г.Т. (Дмитриевская СОШ.), Султанова С.С. (Егорьевская СОШ).
Учащиеся 8 классов справились с заданиями олимпиады хорошо. Затруднения вызвали ответы по вопросам оказания первой медицинской помощи, безопасности на воде, типы наводнений, не вникают в суть задач. Задания соответствовали изученному программному материалу.
Учащиеся 9 классов справились с заданиями удовлетворительно. Некоторые задания не соответствовали курсу программы обучения ОБЖ. Многие учащиеся не справились с заданиями практической направленности, нет четкого и емкого ответа. Большие затруднения вызвали задания по способам ориентирования, не умеют расшифровывать сигналы бедствия, не знают примеры природных явлений , не достаточно знаний по правилам дорожного движения, АХОВ, не вникают в суть задач, нужно учащихся научить решать ситуационные задачи практического характера по различным темам курса ОБЖ.По теоретическим вопросам наибольшее затруднение вызвали вопросы по следующим разделам курса ОБЖ в 9 классе – безопасность и защита человека в ЧС, обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, основы здорового образа жизни.
Учащиеся 10-11 классов справились с заданиями районной олимпиады удовлетворительно. Затруднения вызвали некоторые темы организации РСЧС, ее структур, способы ориентирования, описание противогазов. Названий мероприятий по обеззараживанию, воинские звания Преподавателям ОБЖ рекомендовано обратить внимание особое внимание на эти темы. Учащиеся хорошо выполнили задания практической направленности.
Многие задания олимпиады для учащихся 10 класса не соответствовали изученному программному материалу, например, темы по основам военной службы . Задания содержат большой объем ответов.
К сожалению, практические задания олимпиады, которые нужно выполнять на тренажерах не проводились в связи с отсутствием материальных возможностей.
Итоги районной олимпиады по ОБЖ показали высокую результативность образовательной деятельности:преподавателейОБЖ Светлинской СОШ (Епишева Ф.Ф., Сартов Г.Г.), преподавателя ОБЖТат.Каргалинской СОШ (Валеева Ф.А.), преподавателя ОБЖ Верхнечебеньковской СОШ (Абдрашитова Г.М.).преподавателей ОБЖСакмарского СОШ (Лебедев С.П., Башкатов А.Н.), преподавателя ОБЖ Краснокоммунаского СОШ (ПоповаН.А.), преподавателя ОБЖ Белоусовской СОШ (Павельев А.Н.), преподователя ОБЖ Краснокоммунарской СОШ(Попова Н.А.)
Многие школы не приняли участие в олимпиаде по ОБЖ (Дмитриевская СОШ., Егорьевская СОШ., Каменская СОШ., Никольская СОШ.,Орловская СОШ и Чапаевская СОШ). Все это снижает образовательную траекторию учащихся и преподавателей.
Результаты выполнения заданий среди участников, в основном, оправдались. Большинство участников с заданиями справились успешно.Достоинством олимпиады по ОБЖ является то, что материал доступен для учащихся. Подготовка учащихся затрудняется тем, что во многих школах предмет ОБЖ ведется не во всех классах. Материальная база по подготовке учащихся, особенно, в практической частижелает быть лучше.
- Усилить практическую направленность преподавания курса ОБЖ
- Готовить учащихся в течение года к олимпиаде
- Использовать не только программный материал
- Совершенствовать материальную базу
Председатель комиссии: Валеева Ф.А.
Анализ результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии
В проведении Всероссийской олимпиады школьников по технологии приняли участие следующие школы: Сакмарская, Тат. Каргалинская, Светлинская, Марьевская, Верхнечебеньковская, Беловская, Краснокиммунарская, Никольская, Дмитриевская.
Учащиеся 7 классов в номинации « Культура дома и декоративно-прикладное творчество» затруднились в выборе искусственных волокон, материал еще не изучался.
Не назвали элементы украинского национального костюма, не установили соответствия покроя рукава на рисунке. Учащиеся 8 классов не узнали торговый знак экологической чистоты продукта, не определили штрихкод России. Не установили соответствия между свойствами товара и их определениями. Допустили ошибки в определении рационального питания, нормами питания, затруднились в источнике дохода школьника. Учащиеся 9 класса не знают определение слова «проект», основного строительного материала для клеток ткани и органов, понятия многоразовая выкройка. Не установили соответствия мерок, не знают определения потребительской корзины, компьютерную программу для построения диаграмм. Учащиеся 10-11 классов не знают определение слова «проект», калорийность пищевых продуктов, устройство машинной иглы, эргономики, компьютерную программу для построения диаграмм, понятие «договор».
В номинации « Техника и техническое творчество» учащиеся 7 классов не смогли найти соответствия между типами пород деревьев и названием пород деревьев.
Не знают виды художественного оформления изделий, Физические свойства металлов и сплавов, технологические операции при сверлении отверстия в заготовке металла.
Учащиеся 8 классов не смогли определить вид художественной обработки металла, профиль проката, линию оси симметрии детали, пирамиду потребностей Маслоу, последовательность выполнения технологических операций. Учащиеся 9 классов не смогли перечислить свойства древесины, установить соответствие деталей на чертеже, дать определение маркетингу, выбрать инструменты для штукатурных работ. Учащиеся 10-11 классов не знают очередности операций изготовления ушка из жести, затруднились определить фигуру сечения деталей, расположенную за секущей плоскостью.