Влияние природных факторов и особенностей исторического развития на трансформацию этнической культуры, традиций, менталитета народа северного и южного вьетнама. Влияние природы на культуру

Страна Япония

Япония состоит из четырех основных островов и множества маленьких, общей площадью более 377 тыс. кв. км. Столица страны Токио - очень современный и оживленный город. Вместе с пригородами он образует мегаполис, в котором проживает около трети всего населения Японии, поэтому плотность населения Токио и пригородов во много раз превышает плотность населения остальной страны. Большую часть Японии занимают горы, представляющие собой великолепное зрелище, некоторые из них являются действующими вулканами. Гора Фудзи - самая высокая в Японии, она известна своим симметричным силуэтом.

Климат Японии

Когда вы собираетесь в чужую страну, нужно знать ее климат. Японские острова лежат в северо-восточной части зоны муссонов. Климат преимущественно мягкий, хотя может очень сильно меняться в зависимости от того, в какой части страны вы находитесь. Лето жаркое и влажное, где-то в середине июля начинается сезон дождей, обычно длящийся месяц. Зима тоже теплая и солнечная, за исключением только севера страны. Но самыми лучшими для посещения Японии временами года являются, без сомнения, осень и весна.

Если вам удастся попасть на праздник цветения сакуры хана-мацури в апреле, продолжающийся, правда, всего несколько дней, вам представится прекрасная возможность лучше понять японцев, считающих, что истинная красота может быть лишь так же мимолетна и преходяща, как цветение сакуры. А осенью лучше всего посетить старинный город Киото, в котором расположены более тысячи буддистских храмов и синтоистских святилищ. Утопающие в зелени, осенью становящейся красновато-золотистой, они представляют собой неописуемо прекрасное зрелище.

Люди Японии

Перед поездкой в Японию хорошо было бы проникнуться культурой и обычаями населения этой страны. Плотность населения Японии одна из самых высоких в мире - 330 человек на кв. км, и это с учетом того, что большую часть страны занимают горы, мало пригодные для проживания. Огромное влияние на культуру Японии оказал Китай, в частности японская письменность представляет собой измененную и упрощенную китайскую письменность. Практически до 19 в. Япония была почти полностью изолирована от внешнего мира , что сильно сказалось на самобытности и уникальности японской культуры. Даже сейчас Япония остаётся достаточно закрытой страной. К иностранцам японцы относятся приветливо, но несколько снисходительно.

Религия Японии

Как ни одна другая страна мира, Япония очень лояльна к самым различным религиям. Одной из самых распространенных религий, завезённой, как и многое другое, из Китая, является буддизм. Буддизм - это не просто религия, это искусство, философия и общественные организации. Большинство японцев считают себя членами одной из множества буддистских школ.

Исконно японской религией является синтоизм, основанный на мифах, легендах и поклонении природе. Синтоизм считает, что всё, что есть на земле, в небе и в воде, а также все природные явления имеют в себе божественный дух. Этих духов и божеств очень много, и у каждого из них своё имя. В Японии можно, например, идти по лесу и увидеть камень, окруженный специальной веревочкой, указывающей, что этот камень священен.

Географическая среда, те или иные природные условия влияют на то, что называют этническим, или национальным характером.

Длительное многовековое пребывание народа в определенной местности отражается, конечно, не только на его экономике, материальной и духовной культуре, но также и на обычаях, психическом складе, менталитете.

К примеру, горцы в обыденной жизни , по общему мнению, бывают более замкнутыми и молчаливыми, чем жители равнин (хотя встречаются и очень говорливые горцы). Это вполне понятно и объяснимо: в горах обычно людям приходится поневоле жить небольшими замкнутыми группами, и возможность общения между ними здесь ограничена.

Различия в манере поведения между южанами и северянами казались заметными еще в глубокой древности (таким различиям придавалось даже преувеличенно большое значение). В наше время такие различия наглядно проявляются у жителей нашей страны. Например, горячность и пылкость жителей Кавказа явно бросаются в глаза, если сопоставить, скажем, черкеса и мурманчанина или архангельчанина.

Следует отметить, что иногда трудно определить, в какой мере психологические особенности поведения связаны с традиционным образом жизни, в решающей мере определяемым социальными условиями, а что идет от географических условий, также сказывающихся на национальном образе жизни.

Бытует мнение, что южные народы ленивы - знойный климат расслабляет их энергию. Конечно, в южных чрезвычайно жарких странах сложились свои особенности трудовой деятельности. Во многих странах работы ведутся в утренние и вечерние часы. Днем, в самое жаркое время, люди прячутся в тени, отдыхают или спят. В общем, нельзя отрицать, что рабочий ритм северян отличается от ритма и интенсивности работы южан. Но это не свидетельствует о ленивости южных народов.

Не только специалистами, но и многими другими людьми замечены связи между национальным характером и родной природой. Мир поворачивается к каждому из нас его родной землей. Образы родной природы становятся не только частью нашей жизни, на них строятся наши мысли и чувства, прямо с природой не связанные. Вот, скажем, для северян со щемящим чувством грусти связан вид осеннего журавлиного клина. А какое огромное значение имеет для русской души русская береза! Как воспеты «милые березовые рощи» поэтами!

А для Японии символом страны стала вишня - сакура. Говорят, чтобы понять душу Японии, нужно увидеть ее весной, когда она цветет, ибо лепестки сакуры - это поэтическое образное воплощение японского национального характера.

Символы Англии - дуб, тис и терновник. А спутником англичанина, отправляющегося жить «за океан», в Америку, Африку или Австралию, непременно была примула - ее сажал поселенец перед домом.

Символ Испании - лавр.

Садовничество - национальная страсть англичан, ключ к пониманию многих сторон их характера, отношения к жизни. Благодаря умеренному влажному климату в Англии круглый год зеленеет трава и почти всегда что-то цветет, так что садовод долгое время может трудиться на свежем воздухе и любоваться плодами своего труда. Физический труд в саду, практические навыки в этом деле одинаково чтимы во всех слоях британского общества. На природе англичанин отбрасывает свою сдержанность. Его вкусы, поведение в саду говорят о его личности и характере гораздо правдивее, чем любая автобиография.

Япония - это страна зеленых, нередко огнедышащих гор и морских заливов, страна живописнейших панорам. В отличие от ярких красок Средиземноморья, которое лежит на тех же широтах, ландшафты Японии составлены из мягких тонов, приглушенных влажностью воздуха. Эта сдержанная цветовая гамма природы, лишь изредка нарушаемая какими-либо сезонными красками, развила у японского народа характерную черту - нелюбовь к блестящему яркому, контрастному. При виде блестящих предметов японцы испытывают какое-то неспокойное состояние. Они отдают предпочтение тому, что имеет глубинную тень.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте теоретические основы взаимодействия природы и этноса.
2. Как влияет географическая среда на этногенез?
3. Каково воздействие географической среды на этнические
процессы?
4. Покажите влияние природных условий на ход этнической истории.
5. Каким образом влияли географические условия на формирование русского этноса?
6. Проанализируйте влияние географической среды на национальный характер .
7. Попробуйте определить, каким образом холодный климат воздействует на психологические и поведенческие особенности этносов?
8. Что Вы можете рассказать об этнической экологии?
9. Какие характеристики русских людей непосредственно связаны с географическими факторами?
10. Отличаются ли русские, живущие в Сибири и на Севере, от русских, живущих в Центрально-Европейской и Южной частях
России?

Литература

1. Берг А.Е. Климат и жизнь. - М., 1947.
2. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. - Прага, 1927.
3. В, Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. - М., 1993.
4. Колесник С.В. Человек и географическая среда. - Л., 1949.
5. Лурье С.В. Историческая этнология. - М., 1997.
6. Природа и общество. - М., 1968.
7. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. - М., 1998.
8. Токарев С.А. История зарубежной географии. - М., 1978.
9. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. - М., 1985.
10. Этнология. - М., 1994.
11. Яцунский В.К. Историческая география. - М., 1955.

ийдгаошмм

ОСМЫСЛЕНИЕ НООСФЕРЫ

УДК 551.583: 94/99: 008 (091)

Л.Н. Карлин, И.Н. Самусевич

ГЛОБАЛЬНЫЙ КЛИМАТ, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

Анализируется влияние климатических изменений на развитие мировой культуры и ход глобальных исторических и экономических процессов. Рассматривается история климата Земли и причины его изменений. Приводятся примеры влияния климатических изменений на зарождение, расцвет и распад цивилизаций. Предложен взгляд на развитие культуры в связи с климатическими изменениями.

Ключевые слова:

атмосфера, вулканическая деятельность, глобальное потепление, историко-климатический маятник, климатические колебания, культура, ледниковый период, Мировой океан, парниковые газы, потепление, похолодание, цивилизация, цикличность

Еще в 80-х г. XX в. учёные спорили, есть ли глобальные изменения климата или нет. В 90-х весь мир был обеспокоен скоростью происходящих изменений, и учёные пытались прогнозировать убытки от природных катаклизмов. В начале XXI в. уже очевидно: климат на нашей планете меняется, причем достаточно быстро, что не отрицает уже ни один ученый. И это происходит на планете не в первый раз. Климат на протяжении всего существования нашей планеты испытывал довольно заметные колебания.

Климат оказывал и оказывает существенное влияние на деятельность человека - политику, экономику и культуру - на протяжении всей истории развития цивилизации. Здесь уместно вспомнить академика Д.С. Лихачёва, который внес огромный вклад в осознание роли культуры в формировании окружающей среды и ее культурных ландшафтов. За миллиарды лет на нашей планете неоднократно происходили катастрофические изменения климата. Многие из них пришлись уже на период существования человеческой цивилизации и самым непосредственным образом оказали влияние на ход истории, культурную и политическую среду.

В настоящей публикации описывается процесс глобального изменения климата, как он менялся на протяжении нескольких десятков тысяч лет. Рассматриваются факторы, вызывающие климатические изменения. Анализируется, насколько вообще чувствительна человеческая цивилизация к глобальным и локальным изменениям климата.

Что такое климат? Нам известно, как изменчива погода, но, несмотря на это, мы замечаем в ней некоторые постоянные свойства, типичные для каждой определенной местности. Такие постоянные свойства погоды и можно назвать климатом. Мы точно знаем, что климат Сочи явно теплее климата Москвы, что в Петербурге практически всегда промозгло и сыро, а в Сибири зимой стоят трескучие морозы.

Слово «климат» происходит от греческого «кНшаШэ», которое буквально переводится, как «наклон». Этот термин впервые был введен более 2 тысяч лет назад древнегреческим астрономом Гиппархом. Учёный на тот момент понимал климат как наклон земной поверхности к солнечным лучам, различие которого от экватора к полюсу уже тогда считалось причиной

разной погоды в разных широтах Земли. А уже значительно позже климатом стали называть многолетний статистический режим погоды, характерный для данной местности в силу её географического положения . Можно сказать, что климатическую систему Земли в целом формирует всё, что нас окружает. Если рассматривать такую систему глобально, то она включает в себя все подвижные геосферы Земли, а именно: атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу вместе с человеком и всей его уже довольно масштабной антропогенной деятельностью. Всё это вкупе и создает определенный климат в различных географических точках Земли.

Сама наука о климате - климатология, являющаяся одной из древнейших наук, -возникла на основе практических запросов человеческого общества и всегда способствовала развитию человека и поддержанию его благосостояния. Причем изменения климата во многих случаях были причиной подъема и упадка культур целых наций и государств. И даже в последнее время , несмотря на то, что на дворе век научнотехнической революции, человек по-прежнему остается уязвимым перед натиском природы. Поэтому проблемы климата и его изменений в целом привлекают широкий интерес научной общественности и правительственных организаций.

Причины изменения климата. Представления о климате складываются на основе статистической обработки результатов многолетних наблюдений за погодой. Сейчас практически каждый ученый признал факт изменения глобального климата, однако не существует общепринятого мнения о причинах изменений и колебаний климата, как для современной эпохи, так и для геологического прошлого. В настоящее время специалисты- климатологи по-прежнему разделяются во мнениях о причинах изменения климата. Меньшая часть исследователей склоняется к теории естественной причины, большая - к антропогенной гипотезе. При этом в качестве объяснения выдвигается наблюдаемое значительное увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере за последнее время. Парниковые газы способствуют уменьшению теплового излучения Земли в космическое пространство , что приводит к увеличению средней глобальной температуры. Эта точка зрения получила официальную поддержку Межправительственной группы экспертов ООН по изменениям климата. Практически весь мир

встал на сторону данной теории - велик соблазн простого объяснения происходящих катаклизмов на планете в последние годы . Однако учёные малочисленной группы не отступают от своей гипотезы и продолжают утверждать, что основными факторами, способными влиять на климат Земли, были, есть и будут естественные процессы , такие как:

1. Геофизические факторы:

Ландшафтные колебания. От характера земной поверхности и растительности на ней зависит количество рассеиваемого (отражаемого) ими излучения и, в конечном счете, отражательная способность или альбедо Земли. Также существенное влияние на ландшафт оказывают сельское хозяйство и урбанизация;

Перестройка океанических течений. Морские течения играют большую роль в перераспределении тепла от тропических поясов Земли к умеренным и полярным. Перестройка течений может вызываться изменениями солёности и температуры отдельных участков Мирового океана;

Вулканическая деятельность.

Извержение вулканов часто становилось причиной катастрофического падения среднегодовой температуры. 73 тысячи лет назад взорвался вулкан Тобу на острове Суматра. Известные математические модели указывают на то, что этот взрыв привел к охлаждению поверхности Северного полушария почти на 3,5 градуса. Наступил ледниковый период. 1783 г.: вулкан Лаки стал виновником небывало холодных зим в Европе. В 1883 году нарушил климатическое равновесие вулкан Кракатау. По мнению некоторых климатологов, причиной нынешнего глобального потепления является вулканическое спокойствие XX века, но уже в ближайшие сто лет интенсивность активности вулканов может возрасти, что неизбежно приведет к новой ледниковой эпохе.

2. Астрономические факторы:

Переполюсовка земного магнитного поля. В среднем раз в четверть миллиона лет магнитное поле Земли меняет полярность. Такое в последний раз случалось 780 тыс. лет назад. В момент смены полярности атмосфера в меньшей мере защищена от действия солнечного ветра и космических лучей. Таким образом, разогрев поверхности планеты происходит значительно сильнее и быстрее, и, как следствие, меняется и климат.

Большой вклад в формирование климата на Земле, безусловно, вносит Солнце.

Среда обитания

Ясно, что эта звезда - одна из главных виновниц климатического хаоса, периодически случающегося на нашей планете. Теперь уже каждый из нас осведомлен о пятнах на Солнце. Примечательно, что китайцы об этом узнали уже более 2 тысяч лет назад, - просто тогда пятна были видны невооруженным телескопами глазом. Немецким учёным Генрихом Швабе была обнаружена 11-летняя цикличность пятен: каждые 11 лет на Солнце количество пятен возрастало, увеличивалась его активность, затем спад и «тишина». Позже была обнаружена цикличность поведения Солнца и с другими периодами: 22, 44 и 55 лет. Есть и более продолжительные циклы: 110-летний, 210-летний, 420-летний, 640-летний, 850-летний, и сверхвековые циклы: 1100-летний, 2400-летний, 35000летний 100000-летний и даже период, продолжительностью 200-300 миллионов лет .

Во время безмятежного Солнца наблюдался, например, самый холодный период за последние три тысячи лет (с 1645 по 1715 г.) - Маундеровский минимум. Тогда почти за 70 лет на нашем светиле было замечено не более 50 пятен - почти в 1000 раз меньше обычного. Как результат -уменьшение энергии, поступающей к поверхности планеты, температура на Земле упала почти на полградуса. Казалось бы, так мало - полградуса, но это лишь на термометре не заметно, а вот в среднеглобальном масштабе падение температуры оборачивается большими очаговыми погодными катаклизмами. Также замечено, что холодные периоды в жизни Земли повторяются каждый 25-й одиннадцатилетний солнечный цикл. Сейчас, например, мы живем в 23-м, 24-й закончится в 2020 году, а 25-й - к 2031 г. По прогнозам именно в эти годы начнется эпоха нового маундеровского минимума.

Разогрев поверхности планеты зависит не только от активности Солнца, но и от положения самой Земли. Так, наклон оси собственного вращения Земли (по отношению к эклиптике) предопределяет смену времен года, зональность и контрастность климата. Угол наклона оси Земли постоянно меняется на 1,5-2 градуса примерно каждые 41 тысячу лет. Когда угол уменьшается, больше тепла поступает на полярные регионы Земли - тают льды, увеличение угла приводит к обратному эффекту, и полярные льды вновь разрастаются, становится жарче в экваториальных широтах.

История климата. Чтобы понять современное состояние и будущее климата, необходимо учитывать его изменчивость в прошлом. Очевидно, что климат Земли многократно менялся в течение всей ее истории -результаты палеоклиматических данных подтвердили это. Такие данные имеют масштаб сотни тысяч лет, но мы обратимся к более близкому нам времени - от 20 тыс. лет до н. э. до сегодняшнего дня (рис. 1.)

Во времена ледникового периода Европа была закрыта ледовым щитом, содержащим примерно тот же объем льда, как и современная Антарктида. Центр ледового щита располагался над Скандинавией. Вторая такая же Антарктида располагалась над Северной Америкой . По мере освобождения Земли от континентальных щитов после окончания последнего ледникового периода наступил довольно продолжительный период, при котором температура была существенно выше современной - примерно на 1-1,5 градуса. Этот период получил название климатического голоценового оптимума или Золотого века - эпохи благоприятных природных и климатических условий . Эта доисторическая эпоха длилась около 4,5 тысяч лет (от 9000 до 5500 лет тому назад). Другими выдающимися климатическими событиями являются: потепление Римского времени в начале 1-го тысячелетия, потом снова значительное похолодание эпохи Великого переселения народов, и далее на рубеже 1-го и 2-го тысячелетий нашей эры, так называемый средневековый климатический оптимум - Средневековое потепление. Затем наступил т.н. Малый ледниковый период, постепенно перерастающий в современный климат с четко выраженной тенденцией к повышению глобальной температуры на Земле.

Благодаря эффективным способам определения возраста ежегодных отложений льда в настоящее время возможно не только надежно определять характер прошлых климатических событий, но и довольно точно определять время, когда они происходили. Результаты таких данных представлены на рис. 2, и будут в дальнейшем использованы для построения сравнительной хронологии исторических и климатических событии за последние 5500 лет . Стоит обратить внимание, что на протяжении всей истории Земли холодные периоды оказывались более продолжительными, чем теплые. Как следует из рис. 2, в исследуемое время наряду с пятью главными температурными экстремумами

отмечалось еще множество второстепенных, разделявших эпохи относительно коротких (порядка 100 лет), но, тем не менее, вполне значимых потеплений и похолоданий. Такая подробная и полная картина климатических изменений позволит в дальнейшем детально проследить аналогию с выдающимися историческими событиями, культурными и технологическими прорывами, переселением народов и т.д.

Изменение климата - рождение и крах цивилизаций. Климат на Земле менялся всегда, что неизбежно сопровождалось катастрофическими природными явлениями. Развитие и гибель некоторых цивилизаций в Африке и на Ближнем Востоке , исчезновение поселений викингов и многие другие исторические события происходили в периоды серьезных климатических изменений на Земле.

Бесспорно, климат относится к важнейшим элементам природы, одновременно являясь мощным этнообразующим фактором , поскольку в ней вырабатываются определенные навыки и стереотипы поведения, формируются нормы морали и культуры. Таким образом, климат, вероятно, может влиять на все основные элементы человеческой деятельности и на содержание исторического процесса. Т.е. изменения климата вполне могут служить своеобразным толчком к развитию или, напротив, к деградации человеческой истории и культуры, способствовать становлению или краху империй и цивилизаций. 15-20 тысяч лет назад человечество переживало максимум ледниковья - самое сильное похолодание в своей истории (рис.2). Именно в это тяжелое время люди добились грандиозных успехов - они окончательно заселили все материки, овладели огнем, преуспели в охоте, придумали искусство и овладели развитой речью. Времена были тяжелые, но плодотворные, они затем сменились на тихую и почти незаметную в историческом смысле эпоху Золотого века.

Теория историко-климатического маятника. История цивилизации началась приблизительно 5100 лет тому назад с началом династического периода в Древнем Египте - в центре мировой культуры. Тогда на планете было тепло и комфортно. Но это время осталось незаметным в плане исторических событий . В XXIII в. до н. э. начинается медленный упадок египетской династии. Ухудшение климатических условий тогда только наметились, а пока на планете было тепло и комфортно (рис. 1).

Почему же тогда начался упадок? В соответствии с теорией, которой придерживается В.В. Клименко , наиболее важные события чаще случались в эпохи климатических экстремумов, когда в том или ином регионе достигались либо максимумы температур, либо максимумы увлажненности. Маятник исторических эпох колебался в

точном соответствии

климатическими

ритмами: ухудшение климата вызывало обострение интеллекта, осуществлялись невиданные технологические прорывы; при потеплении, когда жизнь хороша, урожаи обильны, энергетических ресурсов хватает всем, росло материальное благосостояние, но одновременно происходила интеллектуальная и духовная деградация. Иначе обстоит дело в политике и финансах. Перенасыщенность приводит к расшатыванию на уровне власти, и, в данном случае, становится очевидным приближающийся распад такого государства. Малейшая встряска со стороны климата может подвигнуть к реорганизации и переосмыслению ценностей. Возникает эпоха смуты, усугубленная начинающейся полосой климатических «неудач». Древнее царство рухнуло, не выдержав испытания властью и безбедной жизнью, и на смену ему пришла эпоха Среднего царства, основателем которого стал фараон Ментухотеп. И это случилось как раз на самом пике ухудшения погодных условий, связанных с периодом похолодания в XXI в. до н. э. (рис. 1).

В данной теории стоит учитывать и тот факт, что климат на Земле неоднороден и неравномерен, его глобальные изменения неизбежно приведут к разнонаправленным локальным климатическим изменениям. В частности, как показывают данные палеореконструкций, в Египте в эпоху глобального потепления всегда происходит понижение зимних и летних температур. При потеплении в регионе начинает расти увлажненность, а значит - испаряемость. Становится нежарко и урожайно. Но когда Египту хорошо, в значительной части Передней Азии и Ближнего Востока становится плохо - в момент глобального потепления здесь происходит ухудшение локального климата, связанное с дефицитом осадков, что неизбежно приводит к опустыниванию территорий. Народ вынужден скитаться в поисках плодородных земель и находит их в Египте. Так восточные варвары оказались у власти в Египте. Но как только глобальное похолодание достигло Египта и из-за невыносимой жары и засухи стало плохо, народ воспрянул духом и

Среда обитания

вытеснил варварских фараонов с насиженных мест. Так образовалось Новое Царство, которое, в свою очередь, развалилось на пике глобального потепления (1000 г. до н. э). Именно в тот момент «расслабленное» государство рухнуло под натиском северных варваров.

Три пика потепления (с 1800 по 1000 гг. до н. э.) (рис. 1), которые равносильны ухудшению климата в Малой Азии и на Ближнем Востоке, сопровождались возникновением новых государств. Так появилась Аккадская империя, достигшая своего наивысшего могущества при Саргоне I и На-рам-Суэне (XXIV-XXIII вв. до н.э.). Эта цивилизация просуществовала почти 250 лет и рухнула в момент очередного глобального похолодания, что равносильно улучшению климата в данном регионе за счет обильного увлажнения. Империя не смогла устоять под ударами варваров - возникает могущественное Хеттское государство. На третьем пике потепления, во времена великих засух, в южной части Армянского нагорья возникает государство Урарту .

Получается, что имеет место поразительная корреляция климатических и исторических событий, ведущая к развитию или краху цивилизаций, их взаимодействий.

Чувствительна ли культура к колебаниям климата?

Теория географического детерминизма. Поняв и осмыслив факт, что климат Земли менялся всегда и неизбежно будет меняться дальше, можно задать вопрос: насколько вообще чувствительна цивилизация и культура к колебаниям климата? В XVII-XVIII вв. на это отвечали просто: различная географическая среда всегда формирует разные психические склады и, следовательно, является причиной разнообразия культур. Эта теория, называемая географическим детерминизмом, создана Ж. Боденом еще в XVI в. Данную теорию развил и дополнил Л.Н. Гумилев . Он считал, что недостаточно одного воздействующего фактора на культуру, в процессе этнической эволюции необходимо соотношение биологических, географических и исторических факторов.

Казалось бы, природные условия Западной Европы и Японии стабильны, так как омывающие их моря смягчают колебания климата, а эпизодические повышенные увлажнения, хотя и приносят урон населению, недостаточны, чтобы нарушить многовековую традицию. Однако традиции сменяют одна другую: на уровне

суперэтноса - античность Эллады и Рима сменила древнюю культуру пеласгов и этрусков, уступив в дальнейшем место византийской на Востоке и романо-германской на Западе. А вот в Японии на смену курганной эпохе воинственных ямато пришла средневековая японская культура, сохранившаяся до настоящего времени. Так что ландшафт, получается, здесь ни при чем.

Что касается Евразийского континента, то здесь дела обстоят по-другому. Слишком велик диапазон климатических колебаний, где постоянно чередуются вековые засухи с эпохами наводнений. Вся Евразия «усыпана» жестко очерченными географическими регионами, но культурные воздействия легко перешагивают за географические границы. Великая степь на карте целостна, но на самом деле, климат ее восточной части сильно разнится с западной. Над Монголией висит огромный антициклон, не пропускающий влажных западных ветров, поэтому зимой здесь мало снега. Весной появляется зазор, через который вторгается влажный воздух из Сибири. Этой влаги вполне достаточно, чтобы степь зазеленела и обеспечила парнокопытных кормом. А там где сыт скот, процветают и люди. Именно поэтому в восточной степи создавались могучие державы хуннов, тюрок, уйгур и монголов. На западе степи дело обстоит иначе. Снега зимой здесь значительно больше, а во время оттепелей образуется прочный наст, что мешает накормить скот. Скотоводы вынуждены гонять своих кормильцев на горные пастбища. Появляются оседлые поселения, которые оказываются в зависимости от древнерусских князей , поскольку лишенные передвижения по степи, они не могут уклоняться от ударов регулярных войск.

Но как уже говорилось ранее, климат не постоянен, он всегда меняется. Атмосферные вихри иногда смещают свое направление и двигаются уже не по степи, а по лесной зоне континента, тем самым расширяя территории пустынь Гоби и Бет-пак-Дала. Оттесняются флора и фауна, а с ними и люди в поисках воды и еды; и все этнические контакты из плодотворных становятся трагичными. Так, например, за последние две тысячи лет вековая засуха постигла Великую степь трижды: во П-Ш вв., в X и в XVI вв. - каждый раз степь пустела. Как только циклоны и муссоны возвращались на привычные пути, люди снова обретали привычный быт. Несмотря на грандиозные стихийные бедс-

твия, культура кочевников Великой степи не менялась. Они воздействовали лишь на хозяйство, а через него - на уровень государственной политики и экономику.

Новая эра - период Осевого времени. В середине I тысячелетия до н. э. наблюдался необычайный холод, по времени исторически совпадающий с эпохой ранней античности. Неслучайно Карл Ясперс называл этот период «Осевым временем» человечества. «Эту ось мировой истории, -писал Ясперс, - следует отнести ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, который сохранился и по сей день. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющие жизнь людей» . В это время независимо друг от друга в разных странах появляются мировые и национальные религии - буддизм, зороастризм, конфуцианство, даосизм и джайнизм. В то же время в эллинистическом Египте создается самая большая по тем временам Александрийская библиотека, а при дворе Птолемеев возникает специальное учреждение для ученых Мусейон; строится одно из «семи чудес света» - Фа-росский маяк. Главным технологическим прорывом Осевого времени становится изобретение железа. Наконец, бронзовый век сменился железным. В это же время изобретают деньги в современном понимании этого слова. В Мексике возникает письменность, а в Греции проводятся Олимпиады. Все это вновь подтверждает теорию о том, что духовная жизнь человека достигает особого напряжения в наиболее трудные в климатическом, а, следовательно, и в материальном отношении, периоды истории.

Переселение народов. В период с 3100 по 500 гг. до н. э. случилось 15 больших переселений народов и все они были вызваны локальным ухудшением климата. Резкое похолодание около 400 г. до н. э. заставило кельтов двинуться в поисках благоприятных климатических условий, примерно с середины III в. до н. э. готы начали Великое переселение народов, а крошечные христианские общины выросли в Золотую Византию. С наступлением II тысячелетия н. э. связан средневековый климатический оптимум - период потепления. Он получил известность, в частности, благодаря тому, что в это время произош-

ло заселение Гренландии викингами. Экспериментальные данные показали, что во время средневекового климатического оптимума действительно наблюдалось некоторое смягчение местного климата с 800 по 1200 гг., которое могло сопутствовать переселению викингов на остров. Однако в начале XIV в. началось похолодание - Малый ледниковый период, - который достиг своего пика в Гренландии приблизительно в 1420-х гг., что привело к бегству викингов из «Зеленой страны» и к опустению поселений на острове.

Средневековье. Европа. Климат влияет не только на внешний облик человечества, но и на обычаи, национальный характер. В эпоху первого потепления Средневековья - VI-VIII вв. - культурная жизнь Европы практически застыла, история также не пестрит событиями. Около 800 г. среднеглобальная температура рухнула вниз. В этот период замерзали не только европейские реки, но и Черное море, а в середине IX в. не раз и Адриатическое море. В те времена происходят войны и образовываются новые нации. X в. - век сплошного потепления, столетие культурного и технологического расслабления, история также обеднена событиями. Европа лишь обороняется от диких кочевых орд, которых гонит с насиженных мест засуха. Зато XII-XIII вв. очередной период похолодания в Европе произошёл резкий подъём развития технологий. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет. Были изобретены пушки, очки, артезианские скважины и отмечены кросс-культурные внедрения: пришли с Востока порох, шелк, компас. Начало XIV в. выдалось весьма холодным: снова начала замерзать Адриатика, Балтийское море и Финский залив покрывались прочным льдом уже в октябре. Именно в этот период в Восточной Европе образуется мощное польско-литовское государство, а в России в это время Иван Калита собирает русские земли под московскую руку. Разрослась и Османская империя. В конце XIV в. - климатически благоприятный период - Европу трясли гражданские смуты. На XV в. похолодания приходится период Великих географических открытий , наблюдаются культурное возрождение и внутриполитическое потепление. В этом веке творят Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело.

В конце XVII в. наступило холодное время, которое было названо Малым лед-

Среда обитания

никовым периодом. Декада 90-х годов этого века стала самой холодной за последние несколько тысяч лет. В результате от постоянных неурожаев и голода в Европе умерли десятки тысяч человек. Однако именно тот век стал первым веком современной науки : совершены открытия в математике, физике, астрономии, медицине, химии, ботанике такими известными учеными, как Р. Декарт, И. Ньютон, Г. Лейбниц, И. Кеплер, Тихо Браге, Р. Бойль, Н. Леме-ри, И. Кункель, К. Линней, Д. Традескант, К. Клузиус и многие другие .

Китай. В середине VII в. Китайская империя достигает своего территориального максимума. К концу столетия становится значительно теплее, и в самый пик оттепели страну захлестывают внутренние гражданские смуты. Примерно в 900 г. была свергнута великая династия Тан, и страна распалась на части, которые в период потепления, весь X в., вели безуспешные междоусобицы. В Китае во время похолодания в XI в. совершенствуется книгопечатание. В начале

XIII в. - столетие быстрого падения среднеглобальной температуры (падение температуры за четверть века составило почти полградуса) - «расслабленный» Китай завоевали кочевники-монголы, которых вытеснила из степей засуха, и в то же время начинается политическое и культурное процветание в этой стране. Однако в момент краткосрочного потепления в конце XIV в., империя развалилась. XV в. - одно из самых холодных столетий. Тогда в тропических областях Китая отмечались обильные снегопады, замерзали каналы, замерзло даже озеро Тайху вблизи Шанхая, вымерзли бамбуковые и цитрусовые плантации. Тем не менее, этот период для китайцев стал периодом великих географический открытий.

Россия. XII в. - период самого благоприятного климата на территории нынешней России - приводит к распаду Киевской Руси . Затем климат резко ухудшается, и Русь начинают постепенно поднимать великие князья: Дмитрий Донской, Василий Темный, Иван Третий. Это именно тот яркий случай, когда можно смело утверждать, что локальные ухудшения климата приводят к взлетам человеческого духа, появлению новых открытий и изобретений, рождению великих империй. Показательным также является период конца

XIV в., который ознаменовался многими бедствиями, обрушившимися на территорию Русской равнины. Если обратиться к летописям, можно увидеть, что, начиная с 1350 г. на Русь пришёл невиданный

мор. В 1352, 1364 г. пронеслись эпидемии чумы. В 60-х и 70-х гг. XIV в. на Руси был период невыносимых засух, а 1372 г. был отмечен наивысшим пиком солнечной активности. Однако в это время произошло несколько крупных сражений, в том числе и поворотная Куликовская битва. Во время царствования Василия Иоанновича резко теплеет, и Россия тут же утрачивает часть отвоеванных раннее территорий. Нелегко пришлось народу в конце XVI - начале XVII вв. Наступил резкий обвал среднеглобальной температуры и стало катастрофически холодно. История упоминает июль 1601 г., когда в Москве ездили на санях. Июльские и августовские заморозки повторялись три года подряд, в результате чего в Россию пришли катастрофические неурожаи: «...великий мраз и позябе всякое жито и всякий овощь, и бысть глад велик 3 лета», - говорится в летописи. Причем голод был от псковщины до Тюмени, страдала от засухи и Западная Европа . Один голодный год как-то можно пережить, но три подряд - невозможно. И началась великая и нещадная смута. Эта чудовищная гуманитарная катастрофа известна историкам как «несчастное правление» Бориса Годунова, за которым, в конце концов, последовало крушение государства. Почему это случилось? Ведь холод должен была двигать страну вперед? Так оно и было до определенного момента. Иван IV выстраивал империю. Годунов успешно продолжил начатое дело. Но потом стало не просто холодно, а катастрофически холодно, причем очень резко. Социальная система в один миг рухнула, поскольку не успела адекватно отреагировать. Что стало причиной такого резкого похолодания? Ученые выяснили, что этот холод стал следствием мощного извержения вулкана Уайнапутина в Перу в 1600 г. А вот когда в середине XVII в. грянуло новое похолодание (не такое сильное, как в начале века) Россия смогла подняться

Она воссоединилась с Украиной, отбила утерянное у Польши и Швеции, выиграла Северную войну. Плохой климат преобладал до начала ХХ в., к тому моменту Россия достигла своего территориального максимума. СССР распался в эпоху глобального потепления, подтвердив общую историкоклиматическую закономерность.

Культура и политика будущего в контексте ожидаемых климатических изменений. Математическая модель В.В. Клименко показывает будущее в двух вариантах - с учетом антропогенного фактора и без него. Из рисунка видно, что если бы не

Рис. 1. История климата Земли за последние 22 тысячи лет.

Рис. 2. Реконструкция (1) и модельные расчеты (2) среднегодовой температуры Северного полушария за последние 5500 лет.

Рис. 3. История и прогноз колебаний среднегодовой температуры на территории Русской равнины с учётом и без учёта влияния антропогенного фактора

Среда обитания

промышленная революция и, как результат, не увеличение содержания парниковых газов, то уже с 80-х г. прошлого века начался бы новый ледниковый период (см. рис. 3). А пока мы лишь разогрели планету и улучшили климат будущего. И самая высокая скорость потепления будет в ближайшие 50 лет. Ученый считает, что этот период будет одним из самых комфортных климатических периодов за последние 3 тыс.лет. Но парадокс состоит в том, что взлет земной цивилизации (научный и технический) пришелся на последние две - три сотни лет, которые были холодными. А ближайшую сотню лет, по мнению Клименко, нам предстоит преодолеть эпоху безвременья, творческого застоя, век без истории.

Существует и другое мнение. Как считают специалисты Главной астрономической обсерватории РАН, период низких температур сменится потеплением лишь в начале XXII в. Свои выводы ученые основывают на данных наблюдений за одиннадцатилетними и столетними колебаниями солнечной активности. Количество излучаемой Солнцем энергии с 90-х г. прошлого века медленно идет на спад и достигнет минимума нынешнего 200-летнего цикла ориентировочно в 2041 г. После чего, даже с учетом антропогенного воздействия на климат, следует ожидать понижения среднегодовой температуры поверхности Земли. Правда, термическая инерция Мирового океана несколько отдалит процесс глубокого «остывания» планеты, начало глубокого похолодания придется на 2055-2060 годы и продлится десятки лет. К этому времени температура может снизиться до отметки Маундеровского минимума конца XVII в. . Тогда в Голландии замерзли все каналы, а в Гренландии вследствие наступления ледников люди были вынуждены покинуть многие поселения.

У любого сценария будущего климата есть свои плюсы, есть и минусы. Современ-

ные люди не имеют опыта проживания в ледниковый период. Но у них есть богатое прошлое, которое подтверждает, что человек способен выдержать многое. В России случались годы, когда люди катались на санях в июне, а Балтика покрывалась прочным льдом уже в октябре, в Европе на льду Темзы англичане устраивали ярмарки, а Италия утопала в снегу. Но все это не помешало народам дожить до наших дней, и, судя по всему, запаса прочности у человечества хватит надолго.

Выводы. На протяжении почти трех тысячелетий метроном исторических эпох бился в точном соответствии с климатическими ритмами. Сопоставляя три составляющие - климат, историю и культуру - можно заключить, что в эпохи локального ухудшения климата (похолодание, уменьшение числа осадков, или и то, и другое) доминируют тенденции к объединению племен и народов, массовым переселениям, образованию новых государств. В эти же времена происходит необычайное обострение человеческого интеллекта, происходят культурные и технологические прорывы. Эпохи улучшения климата оставляют совсем мало следов в истории - им сопутствуют лишь ослабление централизованной власти, внешне беспричинное обострение внутренних противоречий, распад веками существовавших государств, крушение империй. Не будет преувеличением сказать, что эпохи потепления с их материальным благополучием являются одновременно эпохами интеллектуальной и духовной деградации.

Начало тысячелетия наводит на размышления о смысле и движущих силах истории. Уже в течение довольно длительного времени мы являемся свидетелями происходящих климатических изменений, пока в сторону глобального потепления. И чтобы ни случилось дальше, главное - сохранить социальный механизм, который сможет направить нажитые ресурсы в нужное русло, и не превратит общество в застойное и бесполезное.

Список литературы

2. Борисенков Е. П., Пасецкий В.М. Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. - М.:

Мысль,1988 - 524 с.

3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Айрес-Пресс, 2005. - 556 с.

4. Клименко В.В. Климат и история от Конфуция до Мухаммада // Восток. - 2000, № 1. - С. 5-31.

5. Лаптева М.П. Теория и методология истории: курс лекций. - Пермь: ПГУ, 2006. - 254 с.

6. Никонов А.П. История отмороженных в контексте глобального потепления. - М.: ЭНАС; СПб.: Питер, 2010. - 394 с.

7. Сорокин П.Н. Человек, цивилизация, общество. - М.: Политиздат, 1992. - 542 с.

8. Чижевский А.Л. Земля в объятиях Солнца. - М.: Эксмо, 2004. - 923 с.

1. Культура и природа как две формы бытия.
Культура – это вторая природа, результат человеческой деятельности, и поэтому культура очень часто противопоставляется природе. Но культура и природа тесно взаимосвязаны между собой. Природа – это необходимое условие возникновения и существования культуры. Культура – это посредник между человеком и природой, результат их взаимодействия. Характер этого взаимодействия исторически менялся. Между природой и человеческим обществом происходит обмен веществом и энергией. Есть две формы этого обмена:
- непосредственное присвоение человеком объектов природы
- опосредованное человеческой деятельностью присвоение объектов природы.
Маркс и Энгельс выделили в истории человечества два этапа по характеру взаимодействия человека и природы:
- присваивающий тип хозяйства, основанный на естественных орудиях труда
- производящий, основанный на орудиях труда, созданных цивилизацией.
Если для первого этапа характерно собирательство, рыболовство, охота, то для второго – земледелие скотоводство. Переход от первого этапа ко второму получил название «неолитическая революция».
Современный этап характеризуется огромным расширением масштабов взаимодействия человека с природой, что связано с НТР.

2. Влияние природы на культуру.
Воздействие природы на культуры было и будет всегда, поскольку человек – это часть природы, деятельность которого направлена на удовлетворение физиологических и биологических потребностей.
Природа влияет на материальную культуру:
- состояние флоры и фауны влияет на тип присвоения хозяйства
- состояние природных ресурсов определяет характер орудий труда
- полезные ископаемые и энергетические ресурсы определяют развитие общества
- климат определяет тип одежды, транспорта, жилища.
Природа влияет на духовную культуру, так как она определяет обычаи и обряды народа, традиции, менталитет.
Природа влияет на художественную культуру, так она дает материал для творчества, определяет образы, сюжеты, темы произведений.
Та совокупность природно-климатических условий, в которых существует культура, называется в русской литературе «месторазвитием».
Мечников пишет, что развитие культуры во многом определяется природой. Например, 4 великие цивилизации возникли в бассейнах рек (Нил, Хуанхэ и т.д.). Цивилизация возникает потому, что река создает благоприятные условия для человека, и условия, существующие там, требуют коллективных усилий людей, их солидарности. Поэтому возникают общественные связи и само общество.

3. Влияние культуры на природу.
Влияние культуры на природу огромно. Результатом этого влияния является культурный ландшафт, тог есть преобразованная человеком природа. Выделяются два вида культурного ландшафта:
- Агросфера – совокупность природных объектов, созданных самим человеком (сады, огороды, пастбища).
- Техносфера – совокупность материальных объектов, внесенных человеком в природу (железные дороги, шоссе, мосты).
В начале 20в в философской литературе появляется термин «ноосфера». С точки зрения Вернадского, под влиянием усилий всего человечества, биосфера постепенно перейдет в качественно новое состояние – ноосферу. Ноосфера – это превращение разума в величайшую биологическую и космическую силу.
Причины образования ноосферы:
- экспансия разума во все уголки вселенной
- объединение человечества
- развитие науки

4. Экологический кризис.
Сегодня взаимоотношение культуры и природы приобретает конфликтный характер. С точки зрения философов, причиной экологического кризиса стали культурные причины. Такой причиной считается установка на антропологическую исключительность человека, основными постулатами которой являются:
- Высшую ценность этого мира представляет человек. Все остальное ценно лишь потому, что полезно для человека. Природа – это собственность человека, над которой он обладает неограниченной властью.
- Иерархическая картина мира. Мир людей противопоставлен миру природы.
- Целью взаимодействия человека с природой является удовлетворение его потребностей.
- Характер взаимодействия с природой определяется прагматическим императивом: правильно и разрешено все то, что полезно для человечества.
- Этические нормы и правила распространяются лишь на отношения с людьми, но не на отношение к природе.
- Природно-охранная деятельность также подчинена императиву: природу нужно сохранить для следующего поколения.
Такие установки приводят к разрушению природы, к экологическому кризису.

Жизнь в таёжной зоне требует от человека сверхнапряжённого труда, выносливости и закалки. Даже самый бедный человек должен обладать в этом климате теплым полушубком и жить в теплонатопленном доме. Питание в холодном климате тайги не может быть полностью вегетарианским, оно требует высококаллорийной пищи. Но хороших пастбищных угодий в тайге мало, и приурочены оны почти исключительно к поймам рек и озёр. А они в первую очередь какраз предназначались для земледельческого освоения. Почвы лесов - позолистые и дерново-подзолистые - мало плодородны. Урожай не давал возможности жить за счет земледелия, поэтому. наряду с земледелием, таёжный крестьянин должен был ещё заниматься рыболовством и охотой. Летом промышляли боровую дичь(крупную таёжную птицу), собирали грибы, ягоды, дикий чеснок и лук, занимались бортничеством (сбор мёда диких лесных пчёл). Осенью заготавливали мясо и готовились к новому охотничьему сезону.

Охота на таёжного зверя очень опасна. Всем известно какую угрозу для человека представляет медведь, считавшийся хозяином тайги. Менее известна, но не менее опасна охота на лося-сохатого. Не зря в тайге ходит поговорка: "На медведя иди - постель стели, на сохатого иди - доски (на гроб) теши". Но добыча оправдывала риск.

Тип усадьбы, внешний облик жилой части дома и хозяйственных дворовых построек, планировка внутреннего пространства, мебелировка дома - всё это определялось природно-климатическими условиями.

Главным подспорьем в таежной жизни служил лес. Он давал всё : топливо, строительный материал, обеспечивал охотой, приносил грибы, съедобные дикорастущие травы, плоды и ягоды. Из леса строился дом, деревянным срубом выстраивался колодец. Для северных лесистых районов с холодной зимой были характерны деревянные рубленные дома с висячим подпольем или подизбицей, предохраняющим жилое помещение от промерзшей земли. Двускатные крыши (для того чтобы не накапливался снег) покрывались тесом или дранкой, деревянные наличники окон было принято украшать резным орнаментом. Преобладала трёхкамерная планировка - сени, клеть или ренка (в которых хранилось домашнее имущество семьи, а летом жили семейные пары) и жилое помещение с русской печью. Вообще печь являлась важным элементом в русской избе. Сначала печь каменка, позднее глинобитная, без дымохода("чёрная"), заменилась русской печью с дымоходом("белой").

Побережье Белого моря: зима здесь холодная, ветряная, зимние ночи длинные. Зимой выпадает много снега. Лето прохладное, зато день летний длинный, а ночи короткие. Здесь говорят: "Заря зорю догоняет". Вокруг тайга, поэтому дома из бревен. Окна дома смотрят на юг, и на запад, и на восток. Зимой в дом должен попадать солнечный свет, ведь день такой короткий. Вот и "ловят" окна солнечные лучи. Окна дома находятся высоко над землёй,во-первых, снега много, а во-вторых, у дома высокий подпол есть, где холодной зимой скот живет. Двор крытый, иначе снег завалит за зиму.

Для северной части России долинный тип расселения: селения, обычно небольшие, расположены по долинам рек и озёр. На водоразделах с пересеченным рельефом местности и в районах, удалённых от больших дорог и рек, преобладали селения со свободной застройкой дворов, без определённого плана, т. е. беспорядочная планировка селений.

А в степи сельские поселения - станицы, вытянутые, как правило, вдоль рек и болот, т. к. лето засушливое и важно жить у воды. Плодородные почвы - чернозёмы позволяют получать богатый урожай и дают возможность прокормить много людей.

Дороги в лесу очень извилистые, они обходят чащобы, завалы, болота. По прямой через лес идти ещё длиннее будет - намучаешься по чащебам, да бугоркам лазать, а то и в болото угодить можно. Густые заросли ельника с буреломом легче обойти, легче обоити и холм. У нас и поговорки такие есть: "Только вороны прямо летают", "Лбом стену не прошибёшь" и "Умный в гору не пойдет, умный гору обойдёт".

Образ Русского Севера создаёт в основном лес - у местных жителей издавна в ходу поговорка:" 7 ворот до небес, да всё лесом" и вода. Эта сила вдохновила людей на творчество своей красотой:

Не даром средь таких широт

Под стать простору и народ

Любую даль не чтит далекой

Он весь в тебя родная ширь,

Широкоплечий богатырь.

С душой, как ты сама, широкой!

Климатические условия оказали огромное влияние на формирование древнерусской одежды. Суровый и холодный климат - длительная зима, сравнительно прохладное лето - обусловили появление закрытых тёплых одежд. Основными видами изготовляемых тканей были льняные ткани (от грубого холста до тончайших полотен) и домотканная шерсть грубой выделки - сермяга. Не даром пословица такая есть: " Во все чины производили, на престол посадили" - льняное бельё носили все сословия, от крестьян до царствующих особ, ибо нет ткани, как сейчас говорят, гигиеничней, нежели льняное полотно.

Судя по всему в глазах наших пращуров никакая рубаха не могла сравниться с льняной, и удивляться тут нечему. Зимой льняная ткань хорошо согревает, а летом даёт телу прохладу. Знатоки народной медицины утверждают. что льняная одежда охраняет человеческое здоровье.

Традиционная пища: горячие жидкие блюда, согревающие зимой человека изнутри, крупяные блюда, хлеб. Некогда преобладал ржаной хлеб. Рожь - это культура дававшая высокие урожаи на кислых и подзолистых почвах. А в лесостепной и степной зонах выращивали пшеницу, т. к. она более требовательна к теплу и плодородию.

Вот как многогранно влияют природные условия на жизнь русского народа.

Менталитет народа - составная часть национальной культуры. Изучение народного менталитета необходимо для понимания взаимосвязи природы, истории, культуры и социума на определённой территории.

Изучение менталитета русского народа помогает найти правильные подходы к пониманию многих проблем в сере социально-экономического и внутриполитического строительства, предвидеть в общих чертах будущее нашей Родины.

Человек является частью географической среды и зависит от неё. В качестве пролога к изучению этои зависимости привожу слова М. А. Шолохова: "Сурово, нетронуто, дико - море и каменный хаос гор. Ничего лишнего, ничего искуственного и люди под стать природе. На трудящегося человека - рыбака, крестьянина, эта природа наложила печать целомудренной сдержанности.

Детально изучив закономерности природы, мы сможем понять и закономерности поведения человека, его характер.

И. А. Ильин:" Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с холодной зимой и раскалённым летом, с безнадежною осенью и бурною, страсною весной. Она погрузили нас в эти колебания, заставила жить нас всей её властью и глубиной. Именно столь протеворечив русский характер".

С. Н. Булгаков писал о том, что континентальность климата (амплитуда температуры в Оймяконе доходит до 104*С), вероятно повинна в том, что русский характер такой противоречивый, жажда абсолютной свободы и раба покорность, религиозность и атеизм - эти свойства непонятны европейцу, создают России ореол таинственности. Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Ф. И. Тютчев сказал о России:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

На менталитете русского народа сильно отразилась и суровость нашего климата. Проживая на территории, где зима длится около полугода, русские выработали в себе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Низкая температура втечение большей части года повлияла и на темперамент нации. Русские более меланхоличны и медлительны, чем западноевропейцы. Им приходится сохранять и аккумулировать свою энергию, необходимую для борьбы с холодом.

Суровые российские зимы оказали сильное влияние на традиции русского гостеприимства. Отказать путнику в крове зимой в наших условиях - означает обречь его на холодную смерть. Поэтому гостеприимство воспринималось русскими как сама собою разумеющаяся обязанность. Суровость и скупость природы научили русского человека быть терпеливым и послушным. Но ещё большее значение имела упорная, непрерывная борьба с суровой природой. Русским приходилось заниматься и всякого вида ремеслом. Этим объясняется практическая направленность их ума, ловкость и рациональность. Рационализм, расчетливый и прагматичный подход к жизни не всегда помогает великороссу, так как своенравие климата порой обманывает даже самые скромные ожидания. И, привыкнув к этим обманам, наш человек предпочитает порой очертя голову самое что ни на есть безнадежное решение, противопоставляя капризу природы капрз собственной отваги. Эту наклонность дразнить счастье, играть в удачу В. О. Ключевский назвал "великорусским авосем". Недаром возникли пословицы "Авось да небось - родные братья, оба лежни" и "Авоська парень добрый;или выручит или выучит".

Жить в таких непрдсказуемых условиях, когда результат труда зависит от капризов природы, можно только с неисчерпаемым оптимизмом. В рейтинге национальных черт характера, это качество у россиян на первом месте. Оптимистами объявили себя 51% российских респондентов, а пессимистами только 3%. В остальной Европе среди качеств победило постоянство, предпочтение стабильности.

Русскому человеку нужно дорожить ясным рабочим днём. Это заставляет нашего крестьянина спешить усиленно работать, чтобы сделать многое в короткое время . Ни один народ в Европе не способен к такому напряженному труду на короткое время. У нас даже такая пословица есть:"Летний день год кормит". Такое трудолюбие присуще пожалуй только русским. Вот как многогранно влияет климат на русский менталитет. Не меньшее влияние имеет ландшафт. Великороссия со своими лесами, топкими болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячу мелких опасностей, затруднений и неприятностей, среди которых надо было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Пословица:"Не суйся в воду не зная броду" тоже говорит об осторожности русских людей, к которой приучила их природа.

Своеобразие русской природы, её капризы и непредсказуемость отразилась на скаде ума русских, на манере его мышления. Житейские неровности и случайности проучили его больше обсуждать пройденный путь,чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперёд. Он выучился больше замечать следствие, чем ставить цели. Это умение и есть то что мы называем задним умом. Такая известная пословица , как: "Русский мужик задним умом крепок" подтверждает это.

Прекрасная русская природа и равнинность росийских ландшафтов приучили народ к созерцанию. По мнению В. О. Ключевского,"В созерцании наша жизнь, наше искусство, наша вера. Но от чрезмерной созерцательности души становятся мечтательными, ленивыми, безвольными, нетрудолюбивыми". Осмотрительность, наблюдательность, вдумчивость, сосредоточенность, созерцательность - это те качества, которые были воспитаны в русской душе российскими ландшафтами.

Но интересно будет анализировать не только положительные черты русского народа, но и отрицательные. Власть шири над русской душой порождает и целый ряд русских " недостоинств ". С этим связаны русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности.

Русская лень, её называют обломовщиной, распространена во всех слоях народа. Мы ленимся выполнять работу не строго обязательную. Частично обломовщина выражена в неточности, опаздывании (на работу, в театр, на деловые встречи).

Видя бесконечность своих просторов, русский человек считает эти богатства бесконечными и не бережёт их. это порождает в нашем менталитете бесхозяйственность. Нам кажется, что у нас всего много. И, далее, в своей работе " О России" Ильин пишет: "От чувства что наши богатства обильны и щедры, в нас разлита некая душевная доброта, некое неограниченное, ласковое добродушие, спокойствие, открытость души, общительность. всем хватит и ещё Господь пошлёт". В этом кроются корни русского великодушия.

"Природное" спокойствие, добродушие и великодушие русских удивительным образом совпали с догмами христианской морали. Смиренность в русском народе и от церкви. Христианская мораль, веками державшая всю российскую государственность, сильно повлияла на народный характер . Православие воспитало в великороссах духовность, всепоощряющую любовь, отзывчивость, жертвенность, душевную доброту. Единство Церкви и государства, ощущение себя не только подданным страны, но и частицей огромной культурной общности взрастило у россиян необыкновенный патриотизм, доходящий до жертвенного героизма.

Всесторонний геограический анализ этнокультурной и природной среды позволяет сегодня раскрыть важнейшие особенности менталитета любого народа и проследить этапы и факторы его формирования.

Заключение

В своей работе я анализировала многообразие черт характера русских людей и выяснила, что это напрямую связано с географическими условиями. Естественно, как и в характере любого народа, в нём есть как положительные, так и отрицательные качества.

Также с природными условиями связаны особенности жизни и быта русского народа. Я выяснила влияние климатических условий на тип расселения, устройство жилища, формирование одежды и пищи русских людей, а также значение многих русских пословиц и поговорок. И самое главное - показала отражение реального мира через культурную среду людей, т. е. выполнила свою задачу.

просмотров
просмотров