Энеолит и бронзовый век общая характеристика. Энеолитические культуры оседлых земледельцев и скотоводов
Первый период эпохи металла называют энеолитом. Термин переводится как медно каменный век . Этим хотели подчеркнуть, что в энеолите появляются медные орудия, но преобладают каменные. Даже в развитом бронзовом веке продолжают производить многочисленные орудия из камня.
Из него делали ножи, стрелы, скребки для обработки шкур, вкладыши серпов, топоры и многие другие орудия. Время преобладания металлических инструментов было еще впереди.
Возникновение древнейшей металлургии.
Различают четыре этапа развития металлургии:
1) медь - разновидность камня и обрабатывали ее как камень - техникой двусторонней оббивки. Это было начало холодной ковки. Сравнительно скоро узнали преимущество ковки нагретого металла.
2) плавление самородной меди и отливка простых изделий в открытые формы.
3) выплавка меди из руд. Открытие выплавки датируют VI тысячелетием до н. э. Считают, что оно произошло в Передней Азии.
4) эпоха – бронзовый век в узком смысле слова. На этом этапе изобретают искусственные сплавы на медной основе, т. е. бронзы.
Установлено, что применять металл первыми начали, как правило,
племена, основу хозяйства которых составляло земледелие или скотоводство, т. е. производящие отрасли. Это вполне согласуется с активным характером деятельности металлурга. Металлургия в известном смысле может рассматриваться как отрасль производящего хозяйства.
Каменное приходилось заменять, а медное можно было наточить. Поэтому из меди сначала делали украшения и мелкие колющие и режущие орудия - ножи, шилья. Топоры и другие орудия ударного действия не делали еще и потому, что не знали упрочняющего действия наклепа (проковки).
Открытие металла способствовало развитию обмена между удаленными странами: ведь производить медь могли только там, где имелись медные руды. Складываются тысячекилометровые торговые пути, расширяются экономические связи. Длинным путям были нужны надежные средства передвижения, и именно в энеолите делается одно из важнейших открытий человечества - изобретается колесо.
В эту эпоху, открывающую бронзовый век, широко распространяется земледелие, которое у ряда племен становится основной формой хозяйства. Оно господствует на огромной территории от Египта до Китая. Это земледелие в основном мотыжное, но уже тогда начинает развиваться и подсечное земледелие невозможное без металлического топора. Главное содержание прогресса в энеолите - изобретение металлургии, дальнейшее расселение человечества и распространение производящего хозяйства. Но это не значит, что земледелие составляло единственное занятие энеолитических племен. К энеолиту относят и ряд скотоводческих и даже охотничье-рыболовецких культур. В эпоху энеолита был изобретен гончарный круг, а это означало, что человечество подошло к порогу классообразования.
В конце 4-го тыс. до н.э. неолитическая цивилизация постепенно исчерпала свой потенциал и наступила первая в истории человечества кризисная эпоха - эпоха энеолита (медно - каменный век). Энеолит характеризуется следующими параметрами:
1. Энеолит - это переход от каменного к бронзовому веку
2. Преобладающим материалом становится металл (медь и ее сплав с оловом -
бронза)
3. Энеолит- время хаоса, неупорядоченности в обществе, кризиса в технологии -
переход к орошаемому земледелию, к новым материалам
4. Кризис
социальной жизни
: разрушение уравнительной системы, складываются
ранние земледельческие общества, из которых впоследствии и выросли цивилизации.
Медный век приблизительно охватывает период 4-3 тысячелетия до н.э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.
Первое знакомство человека с медью произошло через самородки, которые принимали за камни и пытались обычным образом обработать, ударяя по ним другими камнями. От самородков куски не откалывались, но деформировались и им можно было придать необходимую форму (холодная ковка). Сплавлять медь с другими металлами для получения бронзы тогда не умели. В некоторых культурах самородки после ковки прогревали, что приводило к уничтожению межкристаллических связей, делающих металл хрупким. Низкое распространение меди в энеолите связано, в первую очередь, с недостаточным количеством самородков, а не с мягкостью металла - в регионах, где меди было много, она быстро стала вытеснять камень. Несмотря на свою мягкость медь имела важное преимущество - медное орудие можно было починить, а каменное приходилось делать заново.
Древнейшие в мире металлические вещи найдены при раскопках в Анатолии. Жители неолитического селения Чайоню одними из первых начали эксперименты с самородной медью, а в Чатал-Гуюке ок. 6000 г. до н.э. научились выплавлять медь из руды и начали применять ее для изготовления украшений.
В Двуречье металл узнали в VI тысячелетии (самаррская культура), тогда же украшения из самородной меди появились в долине Инда (Мергарх).
В Египте и на Балканском полуострове их делали в V тысячелетии (Рудна Глава).
К началу IV тысячелетия до н.э. медные изделия вошли в обиход самарской, хвалынской, среднестоговской и других культур Восточной Европы.
С IV тысячелетия до н.э. медные и бронзовые орудия труда начали вытеснять каменные.
На Дальнем Востоке изделия из меди появились в V - IV тысячелетиях до н.э. (культура Хонгшань).
Первые находки медных предметов в Южной Америке относятся к II - I тысячелетиям до н.э.(культура Илама, Чавин). В дальнейшем народы Анд достигли большого мастерства в металлургии меди, особенно культура мочика. Впоследствии эта культура стала выплавлять мышьяковистую, а культуры тиуанако и уари - оловянистую бронзу.
Государство инков Тауантинсуйу уже может считаться цивилизацией развитого бронзового века.
Первую эпоху металла называют энеолитом (греч. энус – «медь», литос – «камень»). В этот период появляются медные вещи, но преобладают каменные.
Две теории о распространении меди:
1) возникла в региона от Анатолии до Хузистана (8-7 тыс. до н.э.) и распространилась на соседние территории;
2) возникла сразу в нескольких очагах.
Четыре стадии развития цветной металлургии:
1) самородная медь как разновидность камня;
2) плавление самородной меди и отливка форм;
3) выплавка меди из руд, т.е. металлургия;
4) сплавы на медной основе – например, бронза. Месторождения меди открывали по внешним признакам (зеленые пятна окислов). При добычи руды использовали каменные молоты. Границы энеолита определяются уровнем развития металлургии (третий этап). Зачатки земледелия и скотоводства получили дальнейшее развитие , благодаря расширению культивируемых злаков. На смену роговой мотыге приходит пахотное орудие, требующее использование тягловых животных. В разных областях почти одновременно появляется колесо. Тем самым получает развитие скотоводство, происходит обособление скотоводческих племен. Энеолит – начало господства патриархально-родовых отношений, главенство мужчин в скотоводческих коллективах. Взамен могилам появляются насыпи курганов. Изучение керамики показывает, что ее изготовляли специалисты, мастерски овладевшие техникой гончарного производства (ремесло). Обмен сырьем – кремнем. Энеолит был временем появления классовых обществ в ряде регионов Средиземноморья. Земледельческий энеолит СССР имел три центра – Среднюю Азию , Кавказ и Северное Причерноморье.
Трипольская культура
Трипольская (конец 5 – третья четверть 3 тыс. до н.э.) – большой очаг производящего хоз-ва в Молдавии и Правобережной Украине, включая часть Румынии. По селу Триполье близ Киева. Была земледельческой, оно требовало корчевки корней, пней, что поднимало роль мужского труда. Патриархальный строй племен. Ранний период (кон.5 – сер.4 тыс.). Долины рек Молдавии, запад Украины, Румынское Прикарпатье. Стоянки ограждены рвом. Дома из глины небольших размеров. В центре дома – жертвенник. Места меняли каждые 50-70 лет (падение плодородности). Земледелие сложилось еще давно. Землю обрабатывали мотыгами, проводили борозды примитивным ралом. Возделывали пшеницу, ячмень, просо, бобовые. Урожай убирали серпами, зерно размалывали зернотерками. Скотоводство и охота. Горячая ковка и сварка меди, но плавки еще не было. Клад у села Карбуна (444 медных предмета). Керамика с углубленным змеевидным орнаментом. Земледельческий культ богини-матери. Средний период (вторая половина 4 тыс.). Ареал достигает Поднепровья. Растут многокомнатные дома. Появляются 2 и 3 этажа. Дом занимала большесемейная община. Поселки теперь насчитывают до 200 и более домов. Располагаются высоко над рекой, укреплены валом и рвом. К растениям прибавился виноград. Скотоводство было пастушеским. Появляется расписная посуда, спиралевидный орнамент. Появилось лить меди. Импорт металла с Кавказа. Преобладают каменные орудия. Поздний период (нач.-третья четверть 3 тыс.). Самая большая территория. Мастерские кремневых изделий. Литье металла в двусторонние формы. Два типа керамики – грубая и лощеная. Сюжетная роспись. Растет число овец, уменьшается число свиней. Растет роль охоты. Орудия по-прежнему изготовлялись из камня, кости и рога. Развивается патриархальный род.
Основные события и изобретения:
- o два направления развития хозяйства и культуры в энеолите: оседлое земледелие и скотоводство и скотоводство (степная Евразия);
- o распространение естественного орошения в зонах земледелия;
- o появление курганов в степях;
- o погребения, содержащие скорченные, покрытые охрой скелеты;
- o глинобитные дома, глиняные женские статуэтки и расписная керамика у оседлых земледельцев и скотоводов.
Энеолитические культуры оседлых земледельцев и скотоводов
Правобережная Украина, Молдова, Карпато-Дунайская зона Румынии и Болгарии были территорией энеолитической культуры оседлого земледелия триполье-кукутени. Вместе с другими культурами она составляла обширную область Балкано-Дунайского энеолита. Свое название культура получила по открытым у с. Триполье глинобитным площадкам, оказавшимся полами жилищ. На территории Румынии и Болгарии позже была открыта культура кукутени. Между двумя культурами было так много общего, что сейчас они рассматриваются как одна культура.
Распространенные на значительной территории энеолитические поселения объединены рядом общих признаков: использованием медных изделий наряду с каменными; господством мотыжного земледелия, домашнего скотоводства, наличием расписной глиняной посуды и статуэток, глинобитных домов и земледельческих культов.
Около 150 поселений относятся к раннему периоду культуры триполье-кукутени. Они датируются 5-м - 4-м тысячелетиями до н.э. Для этого периода характерно преобладание небольших поселений площадью около 1 га с глинобитными домами и землянками. В них найдено много кремневых отщепов и пластин без ретуши, топоров, тесел, долот. Керамика украшена узором с заполненными белой краской углублениями. Значительная роль наряду с земледелием и домашним скотоводством отдавалась охоте.
В это время шло формирование локальных разновидностей культуры. Известны памятники в Трансильвании, Молдовском Прикарпатье, в долине р. Прут и Центральной Молдове. Другая группа поселений расположена по Днестру (Флорешты и др.). Последние исследования позволяют сделать вывод о том, что культура триполье-кукутени сложилась на базе более ранних культур (Боян и линейно-ленточной керамики) на территории Восточного Прикарпатья и Юго-Восточной Трансильвании.
Важное значение имеет средний период (4-е тысячелетие до н.э.). Он отмечен расширением территории, появлением больших поселений, подъемом керамического производства и овладением навыками изготовления расписной посуды.
Открыто несколько сотен трипольских памятников этого времени. В урочище Коломийщина близ Киева на площади более чем 6000 кв. м найдены остатки глинобитных площадок, расположенных по кругу. Они были основаниями наземных глинобитных домов, которые покрывали двускатной крышей. Восстановить устройство помещений помогли глиняные модели жилищ, найденные в поселениях. Модель из поселения Сушково изображает прямоугольный в плане дом, разделенный внутри на два помещения. Справа от входа в углу сделана сводчатая печь с примыкающей сбоку лежанкой. В другом углу на небольшом возвышении помещена фигурка женщины, растирающей зерно на зернотерке, рядом стоят сосуды. Известны глиняные модели домов трипольской культуры с печами, хозяйственным инвентарем, с крестообразными глиняными жертвенниками.
Во Владимировке и на некоторых других памятниках обнаружены остатки большого количества жилищ, расположенных кругами и ориентированных входом к центру круга, а также помещений хозяйственного назначения. Пространство внутри круга служило загоном для скота. Такие поселки, вероятно, укреплялись оградой. Фактически они были крупными поселениями протогородского типа.
Основным занятием населения трипольских поселений являлось мотыжное земледелие, о чем свидетельствуют отпечатки и остатки зерен, соломы, мякины пшеницы, проса и ячменя в глине, из которой были сделаны дома, а также земледельческие сельскохозяйственные орудия труда.
Рис. 27.
1 - реконструкция жилища; 2-3 - медные украшения (Карбуна); 4 - медные топоры; 5, 6 - сосуды трипольской культуры; 7-9 - орудия из кремня
Землю трипольцы обрабатывали мотыгами из камня, кости и рога. Выращивали в основном пшеницу, ячмень и просо. Урожай убирали примитивными серпами. Среди серпов встречаются цельно-каменные, вкладышевые, в поздний период появляются и металлические жатвенные ножи, отлитые из меди. Только в Карбунском кладе (с. Карбуна в Молдове) найдено более 400 медных предметов. Среди них два топора из чистой меди, спиральные и пластинчатые медные браслеты, подвески, антропоморфные фигуры, кованые медные бусы. Проведенный анализ трипольских изделий позволил установить, что люди пользовались чистой медью, которую получали из рудников Балкано-Карпатской горной области.
Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается разнообразием: это большие двуконусные сосуды, кратерообразные, грушевидной формы, конические чаши, сосуды с угловатыми плечиками, кувшины. Различные по размерам сосуды служили для хранения зерна, молока и других припасов, для приготовления пищи и как столовая посуда. Некоторые сосуды снабжены крышками. Многие из них украшены характерным для энеолита расписным орнаментом.
Рис. 28. Керамика культуры триполье-кукутени с символами воды, неба, с солярными знаками и сценами охоты
Трипольцы разводили мелкий и крупный рогатый скот, близкий по типу к дикому туру, разводили овец и свиней. К концу трипольской культуры была одомашнена лошадь. Известно несколько скульптурных изображений лошади. В трипольских поселениях часто встречаются кости диких животных - косули, оленя, лося, бобра и зайца. Они свидетельствуют о том, что охота и собирательство в это время играли в хозяйстве вспомогательную роль.
Период расцвета культуры триполье-кукутени отмечен контактами ее носителей с западными культурами гумельница, Средний Стог II, Злота, социальной дифференциацией населения, о чем свидетельствуют булавы - символы власти, и возникновением крупных поселений городского типа.
У трипольцев сложились своеобразные идеологические представления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте на сосудах. Сложный и довольно устойчивый орнамент был связан с представлениями людей об окружающем мире, Вселенной. В орнаменте изображались природные явления (дождь), смена дня и ночи, времена года, пахота и посевы, охраняемые священными собаками, животные и стебли растений. на культовых сосудах обычно изображалась трехъярусная структура мира: вверху образ Великой Матери мира, из грудей которой источается живительная влага, ниже - чудодейственное прорастание зерен и превращение их в колосья и подземный мир. На отдельных мисках, предназначенных, по всей видимости, для ритуальных обрядов, нарисованы "космические олени", с которыми связывалось действие небесных сил . В эпоху расцвета земледелия главенствующим религиозно-мифологическим символом была Великая Мать-Вселенная, ее глазами было солнце, а бровями - небесный свод.
С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Они в общих чертах передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. Голова, лицо и руки не имели существенного значения и обычно показывались схематично. К глине, из которой делали статуэтки, примешивали зерна пшеницы и муку.
Наряду с триполье-кукутени в Молдове и на Правобережной Украине в энеолите существовали другие культуры. Так, в низовьях Дуная и Прута находят памятники раннего периода культуры гумельницы. Известно более 20 поселений первой половины и середины 4-го тысячелетия до н.э., относящихся к этой культуре. Считается, что люди переселились на левобережье Дуная из Северной Добруджи. На территории между Верхней Вислой и Верхним Днестром существовала культура зимно-злота. Здесь небольшие поселения расположены на высоких мысах и укреплены рвами.
Другой областью оседлого земледельческо-скотоводческого энеолита была Средняя Азия. В ее южных районах на основе джейтунской раннеземледельческой культуры благодаря распространению металла и новым элементам хозяйства развилась анауская энеолитическая культура. В ходе раскопок двух холмов у поселка Анау и холмов Намазга-тепе и других в Туркмении были обнаружены памятники высокоразвитой древней земледельческой культуры, более поздней, чем джейтунская. Каждый холм состоит из нескольких хронологически последовательных слоев, которые образовались в результате разрушения глинобитных жилищ и строительства на их развалинах новых домов. Поселение Намазга-тепе занимало площадь около 100 га. Раскопки Анау и Намазга позволили установить стратиграфию слоев энеолита и бронзы и их хронологию (5-е - начало 3-го тысячелетия до н.э.). Комплексы Южной Туркмении хорошо согласуются со стратиграфией памятников Сиалк и Гиссар соседнего Ирана, где довольно рано, уже в 6-м - начале 5-го тысячелетия до н.э. (слой Сиалк I), появились первые изделия из металла.
В Малой Азии, в пос. Хаджилар и других местах открыты раннеземледельческие комплексы 5-го тысячелетия до н.э. Здесь обнаружены медные изделия, глинобитные постройки, расписная керамика, терракотовые статуэтки. Глинобитные постройки, расписная керамика и медные изделия отличают и хассунскую энеолитическую культуру Ирака.
Указанные территории в той или иной степени были связаны с предшествующими раннеземледельческими неолитическими и мезолитическими культурами. Так, хассунская культура связана традициями с предшествовавшей культурой типа Джармо. Глинобитные дома, полихромная роспись, керамика с геометрическим орнаментом и глиняные фигурки сидящих женщин характерны для халифской культуры 5-го тысячелетия до н.э.
В Средней Азии к периоду расцвета энеолитической культуры относятся памятники Геоксюр I, Алтын-депе. Это крупные поселения протогородского типа площадью в несколько десятков гектаров. В большинстве своем они возникли в раннем энеолите и существовали на протяжении 3-го - 2-го тысячелетий. Их верхние слои относятся уже к эпохе бронзы. Поселения группировались по отдельным оазисам. Наиболее значительная группа расположена в Геоксюрском оазисе в дельте Теджена.
Рис. 29.
Размещение энеолитических поселений в Туркмении показывает, что для земледелия использовались долины небольших рек, воды которых орошали поля. Здесь возводились искусственные оросительные системы. Сеяли в основном злаковые культуры, первое место занимал ячмень; разводили овец и быков, коз и собак, несколько позже были приручены верблюды, лошади и свиньи. Орудия труда (мотыги, серпы, зернотерки) делали главным образом из камня. В нижних слоях поселения Анау I, Мондуклы, Чакмаклы встречаются медные шилья, листовидные ножи, топоры, наконечники копий, булавки, иглы и украшения.
Энеолитической культуре соответствует и типичная для древних земледельческих культур посуда, украшенная нарядным расписным орнаментом, и глиняные женские статуэтки. Геометрический узор на посуде энеолитических поселений в Туркмении выполнен в виде чередующихся треугольников, ромбов, квадратов, волнистых и прямых линий. Ранняя керамика украшена стилизованными изображениями животных, птиц и человека. Несколько позже появляется полихромная посуда. Она представлена двумя основными видами: более грубой, хозяйственной (котлы, тазы, хумы для хранения) и столовой посудой (глубокие чаши, миски, горшки, кувшины, тарелки).
Энеолитические строения возводились из сырцового прямоугольного кирпича. Стены жилищ украшали росписью в виде треугольников и ромбов.
В Геоксюре I открыто 30 гробниц, сложенных из сырцового кирпича, в которых обнаружены скорченные останки, погребенные головами в сторону юга.
Мировоззрение энеолитических земледельцев Туркмении очень близко мировоззрению жителей других земледельческих районов, о чем свидетельствуют женские статуэтки, запечатлевшие образ спокойно сидящих или стоящих женщин с пышными бедрами и, очевидно, имевшие культовое назначение. Вероятно, магический характер носил и условный геометрический орнамент культуры анау.
Многие элементы культуры анау (каменный инвентарь, мотыги, роспись керамики, появление предметов из меди) позволили высказать мнение, что эту энеолитическую культуру создали местные племена при взаимодействии с переселенцами с территории Ирана.
Необходимо отметить, что энеолитическая культура Геоксюра сыграла важную роль в развитии раннегородской цивилизации в районах Средней Азии.
Первую эпоху металла называют энеолитом (греч. энус – «медь», литос – «камень»). В этот период появляются медные вещи, но преобладают каменные. Две теории о распространении меди: 1) возникла в региона от Анатолии до Хузистана (8-7 тыс. до н.э.) и распространилась на соседние территории; 2) возникла сразу в нескольких очагах. Четыре стадии развития цветной металлургии: 1) самородная медь как разновидность камня; 2) плавление самородной меди и отливка форм; 3) выплавка меди из руд, т.е. металлургия; 4) сплавы на медной основе – например, бронза. Месторождения меди открывали по внешним признакам (зеленые пятна окислов). При добычи руды использовали каменные молоты . Границы энеолита определяются уровнем развития металлургии (третий этап). Зачатки земледелия и скотоводства получили дальнейшее развитие, благодаря расширению культивируемых злаков. На смену роговой мотыге приходит пахотное орудие , требующее использование тягловых животных. В разных областях почти одновременно появляется колесо . Тем самым получает развитие скотоводство, происходит обособление скотоводческих племен.
Энеолит – начало господства патриархально-родовых отношений , главенство мужчин в скотоводческих коллективах. Взамен могилам появляются насыпи курганов . Изучение керамики показывает, что ее изготовляли специалисты, мастерски овладевшие техникой гончарного производства (ремесло). Обмен сырьем – кремнем. Энеолит был временем появления классовых обществ в ряде регионов Средиземноморья. Земледельческий энеолит СССР имеет три центра – Среднюю Азию, Кавказ и Северное Причерноморье.
16 . Трипольская культура.
Трипольская (кон.5 – третья четверть 3 тыс. до н.э.) – большой очаг производящего хоз-ва в Молдавии и Правобережной Украине, включая часть Румынии. По селу Триполье близ Киева. Была земледельческой, оно требовало корчевки корней, пней, что поднимало роль мужского труда. Патриархальный строй племен.
^ Ранний период (кон.5 – сер.4 тыс.). Долины рек Молдавии, запад Украины, Румынское Прикарпатье. Стоянки ограждены рвом. Дома из глины небольш. размеров. В центре дома – жертвенник. Места меняли каждые 50-70 лет (падение плодородности). Земледелие сложилось еще давно. Землю обрабатывали мотыгами, проводили борозды примитивным ралом. Возделывали пшеницу, ячмень, просо, бобовые. Урожай убирали серпами, зерно размалывали зернотерками. Скотоводство и охота. Горячая ковка и сварка меди, но плавки еще не было. Клад у села Карбуна (444 медных предмета). Керамика с углубленным змеевидным орнаментом. Земледельческий культ богини-матери.
^ Средний период (вторая половина 4 тыс.). Ареал достигает Поднепровья. Растут многокомнатные дома. Появляются 2 и 3 этажа. Дом занимала большесемейная община. Поселки теперь насчитывают до 200 и более домов. Располагаются высоко над рекой, укреплены валом и рвом. К растениям прибавился виноград. Скотоводство было пастушеским. Появляется расписная посуда, спиралевидный орнамент. Появилось лить меди. Импорт металла с Кавказа. Преобладают каменные орудия.
^ Поздний период (нач.-третья четверть 3 тыс.). Самая большая территория. Мастерские кремневых изделий. Литье металла в двусторонние формы. Два типа керамики – грубая и лощеная. Сюжетная роспись. Растет число овец, уменьшается число свиней. Растет роль охоты. Орудия по-прежнему изготовлялись из камня, кости и рога. Развивается патриархальный род.
17 Погребальный обряд как источник
Не все исследователи едины в вопросе об определении понятия «погребальный обряд». Одни придерживаются традиционной точки зрения: погребальный обряд - это конструкция могилы и намогильных сооружений, особенности положения костяка и особенности расположения вещей. Другие, например В. Я. Петрухие , погребальным обрядом считают действия, совершенные живыми над мертвым или около него при подготовке похорон, их совершении и вскоре после них.
Ни одна черта погребального обряда сама по себе не может служить основанием для решительных выводов. Лишь совокупность этих черт, прослеженная на достаточном количестве погребений, может стать базой для исторических обобщений. Мало того, иногда даже тщательно изученная особенность древних погребений требует дополнительных доказательств. Ведь погребальный обряд как совокупность определенных черт дает слишком мало вариаций, аналогии каждой из которых встречаются на совершенно иной территории и в иное время. Все это нужно иметь в виду, используя древние погребения в качестве исторического источника.
Погребения делят на трупоположения, из которых наиболее древние относятся к палеолиту, и трупосожжения, появившиеся в бронзовом веке. Анализ вариантов этих обрядов весьма важен, но они поддаются истолкованию с трудом
Сущность обряда парных погребений, т. е. совместного погребения мужчины и женщины, объясняют, учитывая характер соответствующей эпохи, но до сих пор на этот вопрос удовлетворительного ответа нет.
Важны соотношения погребений, расположенных под одной курганной насыпью. В этом случае типичны некоторые курганы эпохи бронзы. В таких курганах с большим числом разновременных погребений особое значение приобретают стратиграфические наблюдения: взаиморасположение могил по вертикали, установление их относительной хронологии. Здесь важны наблюдения не только над конструкцией могил, но и над расположением слоев насыпи, выкидов из ям, строительных остатков и пр.
18 . Бронзовый век. Общая характеристика .
Бронзовому веку соответствует сухой и сравнительно теплый суббореальный климат, при котором преобладали степи. Происходит совершенствование форм скотоводства: стойловое содержание скота, отгонное (яйлажное) скотоводство. Бронзовый век соответствует четвертому этапу развития металлургии – появлению сплавов на медной основе (с оловом или др. комп.). Бронзовые вещи изготовляли с помощью литейных форм. Для этого в глине делали оттиск и высушивали, а потом туда вливали металл. Для литья объемных предметов делали каменные формы из двух половинок. Также вещи стали изготовлять по восковой модели. Для литья предпочтительна бронза, т.к. она более текучая и жидкая, чем медь. Первоначально лили орудия по типу старых (каменных), и лишь позже додумались использовать преимущества нового материала. Увеличился ассортимент изделий. Усиление межродовых столкновений способствовало развитию оружия (бронзовые мечи, копья, топоры, кинжалы). Между племенами разных территорий стало возникать неравенство ввиду неодинаковых запасов рудных месторождений. Это также явилось причиной развития обмена. Наиболее легким средством сообщения был водный путь. Был изобретен парус. Еще в энеолите появились повозки и колесо. Общение между странами способствовало ускорению прогресса в хозяйстве и культуре.
19 . Бронзовый век Кавказа.
Кура-аракская (Закавказье), Майкопская, северокавказская, триалетская, кобанская (Северный Кавказ), колхидская (Западная Грузия) культуры. Основой сложения этих культур были энеолитические культуры предшествующего времени.
Майкопская (вторая половина 3 тыс.) – занимает предгорную зону Северного Кавказа от Прикубанья до Чечено-Ингушетии. Укрепленные поселения и курганы с большими могильными ямами. Позже появляются подкурганные дольмены. Золотые и серебряные сосуды. Медные вещи: кинжалы, топоры, долота. Кремневые стрелы. Богатство нек. курганов говорит о богатстве и авторитете родовых вождей. Есть признаки применения гончарного круга, что является свидетельством классообразования (хотя это спорно). Нек. кинжалы, стрелы, ножи и др., подобны месопотамским и критским. На связь с Ближним Востоком указывают фигурки львов, быков, сердоликовые бусы. Хоз-во скотоводо-землед. плана. Большая имущественная дифференц. Дома наземные.
Северокавказская (рубеж 3 и 2 тыс.) – земли от Черного моря до Кабардино-Балкарии, заходя в горы и степь. Погребения в горах – в ямах. В степях и предгорьях – в курганах. В погребальном инвентаре встречаются бронзовые ножи, тесла, топоры, украшения, каменные булавы. Основа хозяйства – пастушеское скотоводство и земледелие. Серпы – сначала вкладышевые, потом – металлические. Социальный строй – патриархат. Отмечены связи с катакомбными племенами, получавших изделия из мышьяковистых бронз от северокавказских племен. Продолжением северокавказской является кобанская культура (11-4 вв. до н.э.). Металлургия кавказской бронзы одна из лучших на территории СССР. Главное занятие–овцеводство. Также использовалась лошадь
20 Ямная, катакомбная, дольменная, северокавказская культуры.
Первый период эпохи металла называют энеолитом. Термин переводится как меднокаменный век. Этим хотели подчеркнуть, что в энеолите появляются медные орудия, но преобладают каменные. Даже в развитом бронзовом веке продолжают производить многочисленные орудия из камня. Из него делали ножи, стрелы, скребки для обработки шкур, вкладыши серпов, топоры и многие другие орудия. Время преобладания металлических инструментов было еще впереди.
Возникновение древнейшей металлургии.
Различают четыре этапа развития металлургии:
1) медь - разновидность камня и обрабатывали ее как камень - техникой двусторонней оббивки. Это было начало холодной ковки. Сравнительно скоро узнали преимущество ковки нагретого металла.
2) плавление самородной меди и отливка простых изделий в открытые формы.
3) выплавка меди из руд. Открытие выплавки датируют VI тысячелетием до н. э. Считают, что оно произошло в Передней Азии.
4) эпоха – бронзовый век в узком смысле слова. На этом этапе изобретают искусственные сплавы на медной основе, т. е. бронзы.
Установлено, что применять металл первыми начали, как правило,
племена, основу хозяйства которых составляло земледелие или скотоводство, т. е. производящие отрасли. Это вполне согласуется с активным характером деятельности металлурга. Металлургия в известном смысле может рассматриваться как отрасль производящего хозяйства.
Каменное приходилось заменять, а медное можно было наточить. Поэтому из меди сначала делали украшения и мелкие колющие и режущие орудия - ножи, шилья. Топоры и другие орудия ударного действия не делали еще и потому, что не знали упрочняющего действия наклепа (проковки).
Открытие металла способствовало развитию обмена между удаленными странами: ведь производить медь могли только там, где имелись медные руды. Складываются тысячекилометровые торговые пути, расширяются экономические связи. Длинным путям были нужны надежные средства передвижения, и именно в энеолите делается одно из важнейших открытий человечества - изобретается колесо.
В эту эпоху, открывающую бронзовый век, широко распространяется земледелие, которое у ряда племен становится основной формой хозяйства. Оно господствует на огромной территории от Египта до Китая. Это земледелие в основном мотыжное, но уже тогда начинает развиваться и подсечное земледелие невозможное без металлического топора. Главное содержание прогресса в энеолите - изобретение металлургии, дальнейшее расселение человечества и распространение производящего хозяйства. Но это не значит, что земледелие составляло единственное занятие энеолитических племен. К энеолиту относят и ряд скотоводческих и даже охотничье-рыболовецких культур. В эпоху энеолита был изобретен гончарный круг, а это означало, что человечество подошло к порогу классообразования.
16. Культура Анау-Намазга I-III.
Наибольшее и важнейшее энеолитическое поселение - Намазга-тепе у ст. Каахка. Термином «тепе» называют холмы, иногда огромные, состоящие из культурных напластований. Здесь некогда существовали поселения с глинобитными домами. Когда такие дома разрушались, люди не разбирали их, а выравнивали площадку и строили на ней дом. Поэтому уровень почвы здесь быстро повышался и образовывался холм. Наслоения Намазга-тепе образовали холм высотой в 32 м. Его напластования делят на шесть слоев, нумерация которых идет снизу вверх: внизу лежит первый слой, вверху - шестой.
Первый слой, или Намазга-I, относится к кон. V - нач. IV тысячелетия до н. э. Существовавшее здесь поселение наследовало и развивало традиции неолитической культуры Джейтуна. Земледельческое хозяйство. Скотоводство вытесняет охоту, встречаются кости коровы, свиньи и козы. Глиняные пряслица становятся обычной находкой почти на каждом поселении. Находят первые медные вещи - украшения, ножи, шилья, иглы, есть даже плоское тесло. Металлографический анализ показывает, что эта медь не самородная, а выплавленная из руд. Видимо, эта медь была привозной. Очень важно, что племена анауской культуры знали отжиг - нагревание после холодной ковки для снятия межкристаллических напряжений, делавших металл хрупким.
Техника земледелия прежняя - лиманное орошение и мотыжная обработка. Обрабатываемая площадь растет. Поля засевали ячменем и пшеницей. Дома сложены не из глиняных блоков, а из сырцового кирпича (высушенного на солнце). Рядом с домами расположены амбары и другие хозяйственные постройки.
Появляются весьма крупные поселки (например, Намазга-тепе) площадью свыше 10 га. Сосуды плоскодонные и расписаны краской. На верхней части сосудов изображались криволинейные треугольники и ромбы. Роспись на большой территории сходна, что говорит о единстве культуры.
Намазга-П относится к IV тысячелетию до н. э . На ручьях и небольших реках появились подпорные плотины - первый шаг к поливному земледелию. Медные изделия литые, часто крупные: пробойники, ножи, топоры, копья. Меди стало больше, а каменных орудий - меньше. Есть каменные вкладыши серпов, стрелы, зернотерки, ступки, булавы. Глиняные миски, чашки, кувшинчики обжигались в специальных печах, открытых раскопками. Роспись сосудов восточной территории анауской культуры одноцветна, а западной - многоцветна. В росписи преобладают треугольники, ромбы, иногда встречаются изображения козлов и человеческие фигурки.
Из поселений лучше всего изучены небольшие. Они еще примитивны и близки джейтунским, но уже несколько подняты над окружающей местностью благодаря образовавшимся наслоениям. Дома по-прежнему однокомнатные, с плоскими крышами. Поселок был окружен стеной, сделанной из сырцового кирпича. В центре поселка находился обширный дом, стены которого расписаны в два цвета. В доме помещался очаг-жертвенник. Это было родовое святилище и место собраний рода. Почиталась богиня-мать. Обычны статуэтки широкобедрых и полногрудых женщин.
Толщина напластований слоев Намазга-I и Намазга-II составляет 8 м.
Слой Намазга-III имеет переходный характер. Медные вещи становятся большими. Найден медный меч с загнутой рукоятью - характерная ранняя форма. Наконечники стрел оставались каменными. Многочисленны бусы из кости и камня, в том числе халцедоновые. Найдены глиняные колеса моделей реально существовавших повозок, что вероятно отражает существование упряжных животных. Применение тяглового скота должно было значительно повысить производительность земледелия.
В конце IV - начале III тысячелетия до н. э. территория поселения Намазга-тепе выросла до 100 га. Поселки состояли из больших многокомнатных домов, разделенных узкими улочками. В каждом доме имелось до 15 комнат, в том числе склады, закрома. Возле домов размещались большие хозяйственные дворы. Такой дом занимала родовая община - провозвестница начала распада родового строя. Наряду с женскими статуэтками встречаются мужские.
Совершенствуется роспись сосудов. Помимо сложных геометрических рисунков изображаются козлы, барсы, птицы, иногда люди. Орлы и барсы - это мотивы одновременных иранских керамических росписей, появление которых, возможно, объясняется проникновением в Среднюю Азию населения из Ирана. В свою очередь, анауская роспись на сосудах известна и в Пакистане. В среднеазиатском энеолите иногда встречаются гробницы с ложными сводами, что объясняют влиянием Месопотамии.
Период Намазга-III заканчивается в сер. III тыс. до н.э.