Искренняя любовь к родной природе. Воспитание любви к родной природе на уроках литературы
Любовь к Родине - это любовь к родной земле
Родина - это дом. Дом, где ты родился, вырос, из которого каждое утро бежишь в школу и куда возвращаешься. Дом, в котором легко и радостно жить. И не важно, будет ли это хижина в тайге, шестнадцатиэтажный великан на берегу большой реки или юрта в далёкой тундре…
Родина - это родной дом, земля, на которой жила и живёт твоя семья. Это родной край, его природа. Всё то, что глубоко врезалось в память на всю жизнь и хранится в душе как самое сокровенное.
Родина часто ассоциируется с дорогим и милым сердцу городком. Воспоминания о его улочках и двориках погружают в беззаботное детство. Это время мечтаний и фантазий, которое сопряжено с ощущением абсолютного счастья.
Родиной может быть всё: дом, улица, село, город, страна. Однако это не только географическое положение , а более широкое понятие. Оно не ограничивается собственным домом или определённой территорией. Это народ, родной язык , традиции, культура, природа родного края… Всё то, что мы представляем, когда говорим слово «Отечество». В любом уголке Родины легко дышится и радостно живётся - тому, кто считает этот уголок своей родной землёй.
Что такое любовь к Родине в моём понимании?
По моему мнению, любить родную землю означает относиться к ней с благоговением и уважением. Каждый человек должен не просто любить Родину, почитать её историю и культуру, но и быть готовым защитить её от врагов.
Будущее весьма неопределённо. Нельзя исключать вероятность возникновения военного конфликта. Поэтому священный долг каждого сознательного гражданина - встать на защиту Отечества и не дать врагу поработить свой народ. В этом и заключается истинная сущность патриотизма - быть верным сыном своей страны, своей Отчизны.
С чего начинается любовь к родной земле?
Я считаю, что истоки любви к родной земле проистекают от любования её живописными пейзажами , милыми сердцу видами. Если человек не замечает красоту родного края и не гордится его природой, он не способен любить Родину - свою страну. Я в этом убеждён.
Любовь к Родине чиста и бескорыстна. Она не предполагает каких-либо условностей и сродни любви к матери, к своей семье. Мы ведь не выбираем родителей, но считаем их самыми лучшими, самыми дорогими людьми во всём мире.
Каждый гражданин обязан знать и уважать своей страны. Ведь это символ независимости государства, его самобытности. Даже те люди, которые по разным причинам вынуждены ежедневно общаться на иностранном языке , всё равно должны свободно владеть родным языком и не забывать его. Также важно знать историю и культуру своей страны.
Родина - это место, где мы родились и провели лучшие детские годы. У каждого человека Родина одна, как и семья, поэтому её обычаи, традиции и праздники почитаются и соблюдаются. Любите родную землю!
1. Особенности формирования положительного отношения к родному краю у дошкольников.Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желание трудиться в природе, преобразуя и охраняя её.
Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства?
Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и любовью, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. В этом выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, к природе родного края взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания начал патриотических чувств.
Любой край неповторим. В каждом месте своя особенная, неповторимая природа. Везде есть особенные, дорогие его жителям места.
В.А. Сухомлинский писал, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе , услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознеся и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий.
Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по – своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках и т.д. Встречи с природой возбуждает фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.
«Потребность в красивом, - говорил В.А. Сухомлинский, - утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпеливость ко всему пошлому, уродливому… Зло и подлинная красота несовместимы…»
Таким образом, знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное отношение к действительности.
К.Г. Паустовский писал, что любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.
За обыденностью жизни порой не только дети, но и взрослые не видят ту красоту природы, которая нас окружает. Как будто красота и все прекрасное окутаны покрывалом, прозрачным для взгляда, но непроницаемым для человеческой мысли. Все реже люди способны ценить эту красоту, а просто живут в бешеном ритме жизни, атрофировав все прекрасные чувства.
В системе педагогических взглядов Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, В.А Сухомлинского природа выступает как сильнейший фактор воспитательного воздействия. . – М.: Центр книги ВГБИЛ им.М.И.Рудомино, 2010 – 320 с.
Стр.- 310. (рассказ «Душа бессмертна»)
Я очень люблю ходить в лес, собирать лесные дары: ягоды и грибы. Недалеко от нашей деревни, километрах в трёх, есть прекрасный бор, в котором растут белые грибы. Встанешь раненько утром, пройдёшь полем по росе и в бор, надо успеть первым, а то грибов не увидаешь. Зная все грибные места , порой намотаешь по бору ни один километр, но с пустыми руками никогда не уходишь. Вот они – красавцы беленькие.
«Знал я одно местечко, хранил и берёг. Было за что: попади туда - корзину сполна наберёшь. Одних белых грибов. Одних рыжиков. Подняться на бугор в сосняк – пойдут белые. Спуститься вниз к сырой моховине – изволь, рыжики россыпью. ...
....Помню, утро было прохладное, руки зябли. Нашёл я боровиков на пригреве: все круглоголовые, лобики у них умные, крутые. Загорелые эдакие крепыши на толстых ножках. Солнцем их хватило, были они тёплые, брал и ладони о шляпки грел!...»
Иван Полуянов.
Полуянов И.Д. За синей птицей: лесной календарь. – Архангельск: Сев.-Зап.кн.изд-во, 1969. – 208 с., ил.
Стр. – 143 (рассказ «Рыжики»)
Продолжая грибную тему, не могла пройти мимо такого красивого гриба – мухомора. Стоит красавец: красная шляпа в белый горошек, так бы и взял в корзинку, но, нельзя – ядовит. Оставим это лакомство для лесных жителей, а особенно – для лосей.
Утро в лесу.
Хорошо в лесу, ей-Богу!
В нём то тропка, то угор.
Вон, зевая, на дорогу
Вышел красный мухомор.
Всё окинул сонным взглядом,
Поглядел туда-сюда.
Никого... Ну и не надо!
Спите дольше, господа!
Андрей Климов.
Каменная птица папороть: сборник произведений устюгских авторов /Вологод.писат.орг.. – Вологда: Полиграф-Книга, 2014. – 336 с., ил.
Стр. – 321.
Я очень люблю природу, всё цветущее, порхающее, растущее... Летом в поле летает очень много красивых бабочек. Они перелетают с цветка на цветок, с ромашки – на репейник, и летят дальше. Кажется, что у них беззаботная жизнь, летай себе, порхай, но, увы, век их недолог, ведь многие бабочки живут только одно лето. И я, имея в руке фотоаппарат, не могла пройти мимо такой красоты природы, запечатлела маленький кусочек лета на фото.
Невозможность.
Полюбила б я тихий жасмин,
Плач колодца под песню калитки,
Чай с лимоном, уютный камин
В украшенье ракушки-улитки.
Полюбила б я кроткий жасмин,
И ночник, и мерцанье лампадки,
И в подвале брожение вин,
Ореол абажурный и грядки.
Полюбила б я нежный жасмин,
Голубила бы цвет недотроги.
Ворковала бы, тешилась с ним,
...Но репейник стоит у дороги...
Елена Виноградова.
Я вижу этот мир таким...: Стихи, рассказы . – В.Устюг: Издат. Дом Вологжанин, 2008.- 184 с.
Стр. – 151.
Середина лета... Поспела малина. Беру ведёрко и иду в лес за сладкой ягодой, благо растёт она недалеко, рукой подать. На старой вырубке разрослась лесная малина, не ленись, ходи – собирай. Ягодка в ведро, ягодка – в рот. Мммм....Сладкая!
Зову, зову подругу в лес:
Малина осыпается!
Подруге лес – не в интерес,
Никак не соглашается.
То – недосуг ей, то – больна,
Засыплет отговорками!
И до темна в лесу одна
Хожу-брожу с ведёрком я.
Ко мне в лесную тишину
Струятся птичьи посвисты...
Я зря малинники не мну:
Куст обираю дочиста,
Чтоб не манил после меня
К себе других старателей, -
Высоко ягоды, так с пня
Достану обязательно!
Хожу-брожу, топчусь-кружу,
Беря малину дикую,
То мозг былым разбережу,
То песню замурлыкаю.....
Ольга Фокина.
Фокина О.А.
Стихотворения. Поэмы. Венок сонетов / Предисл. И.А. Никитиной; Худож. Н.В. Лаврентьева, С.В. Лаврентьев. – Вологда: «Книжное наследие», 2007. – 384 с.: ил,; портр.
Стр. – 319.
Тема природы в произведениях писателей очень многогранна. Я выбрала произведения писателей и поэтов Вологодского края, ведь никто не напишет про нашу природу так, как видят её земляки.
Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.
Исполнитель : Окуловская Н.Г., д. Пеганово, 2017 год.