Как максим максимыч ждал встречи с печориным. Почему Печорин так холодно обошёлся с Максимом Максимы­чем во время их последней встречи? Была ли дружба

Вчитываясь в повесть « » из романа « » мы не замечаем в ней ничего особенного. Сюжет без каких либо экстремальных действий, без угрозы для жизни главного героя – обычное повествование событий. Но, так кажется только на первый взгляд. На самом деле, именно в этой повести раскрывается истинный характер Печорина и его отношение к жизни.

Встреча давних приятелей состоялась не так, как хотелось Максиму Максимычу. После того, как старик узнает о приезде своего давнего приятеля, он бросает все служебные дела и бегом несется к Печорину. Он готов кинуться ему на шею и дружественно обнять Григория. Но, Печорин лишь протягивает штабс–капитану руку в знак приветствия. Этот жест главного героя до глубины души задевает пожилого человека. Ведь он видел в Григории своего друга.

До знакомства с Печориным, был преданным своему военному делу. Ничего кроме службы он не знал и не видел. Знакомство и дружба с Печориным вдохнули в него новую жизнь . Конечно, Максим Максимыч не всегда мог понять и объяснить выходки главного героя по своей душевной простоте. Но, он увидел в этом человеке что-то необычное и интересное. Именно поэтому, штабс–капитан так привязался к Григорию. Именно поэтому, их неожиданная встреча вызвала столько эмоций у пожилого старика и заставила его лететь сломя голову навстречу товарищу.

Почему же не отреагировал так же? Да потому что для него Максим Максимыч и все связанные с ним события были лишь делами минувших дней . Он относился к старику так же, как и к остальным окружающим, он не видел дружбы в их отношениях.

Разговор главного героя с Максим Максимычем был сушим и коротким. Печорин не захотел затрагивать былые воспоминания и поднимать очередные трагические события в своем прошлом. Судьба Бэлы его не интересовала так же, как и старый приятель. Он вел себя эгоистично и самолюбиво.

Такое поведение Печорина ранило душу и сердце Максима Максимыча. Он был не готов к такой холодной встрече, он был расстроен и подавлен. Ведь человек, которого он считал хорошим другом , оказался сухим и черствым. Конечно, такая реакция старика повлияла на Печорина, и он, на секунду растрогался и обнял Максима Максимыча перед отъездом.

В этом эпизоде мы видим, что главный герой становится все более замкнутым и скованным в своих эмоциях. Он не признает старых приятелей, он не желает ворошить прошлое, он не хочет общаться с окружающими. На одно мгновение кажется, что Григорий Александрович теряет свою судьбу. Он уже столько раз разочаровывался в своей жизни, что она не представляет для него никакого интереса.

Именно в эпизоде повести «Максим Максимыч» мы видим настоящего Печорина, с подробным описанием внешности, одеяний, жестов. Именно этот эпизод создает новое понимание главного героя, которого создал великий автор М.Ю. Лермонтов.

В романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” события изложены с нарушением хронологической последовательности, поэтому о главном герое читатель узнает сначала по воспоминаниям Максима Максимыча, а позже и по дневниковым записям самого Печорина.

После отъезда героя из крепости, где он служил вместе с Максимом Максимычем, прошло несколько лет. Печорин уже ушел в отставку, пожил в Петербурге, но скука заставляет его вновь отправиться в дорогу. По пути в Персию судьба неожиданно приготовила ему встречу (во Владикавказе) с бывшим сослуживцем,

Максимом Максимычем, но он не только не спешит на эту встречу, а вполне мог бы уехать, не увидевшись. И этому есть объяснение.

Жизнь в крепости, куда Печорина направили после дуэли с Грушницким, была для него тягостной, слишком уединенной и однообразной. Вспоминать эту жизнь, а тем более историю с Бэлой, в трагической гибели которой есть его вина, Печорину не хотелось. Трудности быта и военной жизни по определенным причинам не сблизили молодого офицера со старшим товарищем, помогавшим ему во всем. А за прошедшее время Печорин еще более отдалился. Видимо, сказывался характер индивидуалиста, вообще не желавшего испытывать

Чувство привязанности. У него отсутствуют такие качества, как общительность, дружелюбие, приветливость, стремление к взаимовыручке и взаимопомощи. Это замкнутый, эгоистичный человек , не позволявший никому “открывать тайники его души”. Он мог быть холодным, насмешливым или даже жестоким, чтобы ни с кем не сближаться.

Максим Максимыч не понимает, как можно не считать другом бывшего сослуживца, с которым бок о бок прожили какое-то время, делили трудности армейской службы. Старый служака, интересы которого сосредоточены на честном исполнении воинских обязанностей, живет просто и скромно. Это добрый, искренний человек, его сердце открыто людям, он готов пожалеть и полюбить тех, кто волею судьбы оказывается с ним рядом. Максим Максимыч привязывается к Печорину, заботится о нем и о Бэле, глубоко переживает смерть юной горянки, и он не может забыть прошлого, всего того, что связывает его с Печориным. Поэтому ему непонятно поведение товарища по службе, который как будто не рад встрече и хотел бы избежать ее.

На самом деле здесь все понятно. И не только потому, что эти герои очень разные. Не нужно забывать, что Печорин все-таки “страдающий эгоист”. При встречах через какой-то промежуток времени приятнее вспоминать добрые дела, какие-либо хорошие события . А что вспоминать Печорину? Как он в очередной раз совершил эгоистичный и необдуманный поступок? Или как выполнял “роль топора в руках судьбы”?

Печорин за прожитые годы научился отдаляться от людей: дружбы ни с кем не заводил, любви ни к кому не испытывал. Он не только разочарованный, но и равнодушный человек: зевает, когда Максим Максимыч пытается вызвать его на беседу; его не интересует судьба собственного дневника; он не расспрашивает бывшего сослуживца ни о чем, не спрашивает даже о здоровье.
Печорин обидел Максима Максимыча благодаря своей черствости, равнодушию, но его поведение объясняется также многими субъективными причинами и объективными обстоятельствами.

Появляется также вопрос, почему Печорину совершенно безразлична судьба его дневника?
Характер героя времени каждый читатель, как и каждый критик, видит по-своему.
Дневник Печорина в качестве композиционного приема введен Лермонтовым, чтобы показать изнутри личность человека, так как записи героя – это “следствие наблюдений ума зрелого над самим собою. без тщеславного желания возбудить участие или удивление”.

Что же отражает дневник? Прежде всего, склонность к рефлексии, то есть к самонаблюдению и осмыслению своих поступков, ощущений, желаний, чувств. Зачем Печорину этот самоанализ, если он не собирается меняться, идти по пути самосовершенствования личности? Ответ один: цели определенной нет, как во всем и всегда в жизни этого человека. Он не знает, зачем родился, учился, зачем живет. “А ведь, наверно, было у меня предназначение высокое?” Но жизнь проходит впустую: в службе призвания не нашел, друзей не приобрел, любви нет, семьи нет, нужности своей не ощущает. Полное разочарование во всем. Даже слезы свои по поводу неожиданной разлуки с Верой Печорин считает следствием пустого желудка или плохого сна . Хотя данный эпизод имеет сходство с капризом избалованного ребенка из-за игрушки, которой его вдруг лишили.

Печорин не рисуется, когда говорит об охлаждении чувств, о разочарованности, утрате интереса к жизни и полной ее бесцельности. Данное состояние души требует острых ощущений, и он азартно играет с судьбой, подчеркивая, что не дорожит жизнью. Это наблюдается и в эпизоде с контрабандистами, и в дуэли с Грушницким, и в схватке с пьяным казаком.
Печорин безразличен к своему будущему. Как же он может быть не безразличен к судьбе своего дневника?

Максим Максимыч, нашедший эту брошенную исповедь, спрашивает бывшего сослуживца, что делать с дневником. И Печорин отвечает: “Что хотите”. К данному времени он чувствует полное безразличие ко всем и ко всему. Он уже не хочет подвергать анализу свою жизнь, а прошлое ему не интересно, как и будущее. Все теряет смысл, утрачивает ценность: не дороги люди и жизнь, не дороги прежние мысли и чувства.

Сочинения по темам:

  1. Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим...
  2. По прошествии некоторого времени рассказчик и Максим Максимыч встретились вновь на постоялом дворе. Внимание их привлекла пустая дорожная коляска щегольского...
  3. С глубокой симпатией обрисован в романе образ Максима Максимыча. Это честный и верный долгу воин-служака, простой, добрый, отзывчивый русский человек....
  4. В чем трагедия Печорина? Личность Печорина неоднозначна и может восприниматься с разных точек зрения. Но в любом случае нельзя отрицать...
  5. Григорий Александрович Печорин – это сложный собирательный образ общества своего времени – тридцатых годов девятнадцатого века. Печорин одинок и не...
  6. Григорий Александрович Печорин – главный герой романа Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени”. Это молодой, “тоненький, беленький”, стройный, среднего роста...
  7. Печорин – герой своего времени. В 30-е годы такая личность не находит место, куда можно приложить свои силы, а потому...

Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» такова, что в первой главе мы узнаем о Печорине только со слов Максим Максимыча - пожилого офицера, много лет прослужившего на Кавказе. Во второй главе, которая так и называется - «Максим Максимыч», мы видим Печорина глазами автора, от чьего лица ведется повествование. Встреча героев происходит случайно: во время ожидания в гостинице Максим Максимым узнает, что хозяин щегольской коляски и избалованного лакея не кто иной, как Печорин. Они не могут встретиться сразу: Печорин уже ушел ужинать и ночевать к полковнику. Попросив лакея передать Печорину, что Максим Максимыч здесь и ожидает его, старик уверен, что Печорин «сейчас прибежит». Ждать ему приходится до завтрашнего утра. С помощью приема тайной психологии автор раскрывает читателю душевное состояние штабс-капитана, через внешние проявления и через поступки рисуя его внутренние переживания. Максим Максимыч стремится не показать случайному попутчику свое разочарование и обиду, но он напряженно ждет, и драматизм этого ожидания нарастает: он до позднего вечера сидит за воротами, отказываясь даже от спокойного чаепития, он долго не спит - кашляет, ворочается, вздыхает… Чтобы не объяснять свое состояние чужому человеку, он отделывается на вопрос, не кусают ли его клопы, ответом, что да, кусают, но ведь ясно, что не поэтому он не может уснуть.

Печорин появляется утром, в отсутствие старика. Он бы мог и не дождаться Максим Максимыча, но рассказчик напомнил ему о бывшем сослуживце. Максим Мксимыч бежит к Печорину через площадь, представляя собой жалкое зрелище: взмокший, задыхающийся, выбившийся из сил. Печорин приветлив, но и только. Старик жадно бросается к Печорину, он так взволнован, что не может говорить, - Печорин отвечает, что ему пора. Максим Максимыча переполняют воспоминания - «Печорин «чуть-чуть побледнел и отвернулся»: ему, видимо, неприятно вспоминать о Бэле и о прошлом. Он тропится в Персию, и ему даже не нужны оставшиеся у штабс-капитана бумаги: Максим Максимыч волнуется, что ними делать, - Печорин отмахивается: «Что хотите!» Такая антитеза в поведении героев помогает автору ярче раскрыть автора и служит следующей ступенью к дневниковым записям Печорина - самораскрытию характера героя.

Коллекция сочинений: Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Когда открываешь роман Лермонтова «Герой нашего времени», забываешь, что он написан более ста лет назад. Писатель вводит нас в мир, в котором живут такие разные люди : Максим Максимыч, у которого, по словам Белинского, « чудесная душа , золотое сердце», и Печорин.

Две главы в романе посвящены двум встречам главного героя – Печорина и Максима Максимыча – штабс-капитана в небольшой далекой крепости на Кавказе. Тихо и размеренно течет его жизнь вдали от шумного света, ничто не нарушает унылого однообразия его существования. И целое событие в его жизни – приезд нового офицера – Григория Александровича Печорина.

«Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький», — рассказывает Максим Максимыч о своей первой встрече автору. В этих словах звучит необыкновенная нежность, которую Максим Максимыч готов подарить Печорину; «Вам будет немножко скучно … ну, да мы с вами будем жить по-приятельски. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч …», сразу, без всяких церемоний, предлагает он Печорину; но лишь сухая официальность звучит в его ответах на все расспросы: «Так точно, господин штабс-капитан».

Замечая странность нового офицера, его непохожесть на других, Максим Максимыч объясняет это его богатством и относит Печорина к разряду людей, у которых на роду написано, что с ними должны происходить необыкновенные события.

Добродушный штабс-капитан полюбил Печорина, даже его имя – Александрович, доставляет Максиму Максимычу наслаждение; рассказывая незнакомому человеку о новом офицере, Максим Максимыч волнуется, будто заново переживает лучшие свои минуты.

Хотя Максиму Максимычу жалко погибшую Бэлу, хотя в душе он обвиняет Печорина в ее смерти, все равно для него сумасбродный молодой человек – «бедняжка».

Мы чувствуем заботу и нежность, волнение и искреннюю дружбу со стороны Максима Максимыча.

Не желая участия посторонних людей, один единственный раз Печорин приподнимает завесу со своей жизни. «Моя душа испорчена светом, воображение, беспокойное сердце ненасытное» — прозвучало его признание Максиму Максимычу.

В этом признании-исповеди отчетливо слышится крик о помощи человека, непонимающего себя, нуждающегося в дружеской поддержке, очень одинокого и никому ненужного.

Страдая от своей неприкаянности, в отчаянии он задает себе мучительный вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Печорин мечется, он не понимает самого себя; невольно вспоминается пушкинский Онегин , который был назван Белинским «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле».

Максим Максимыч не сумел понять исповедь Печорина – для него, прожившего всю свою жизнь в затерянной крепости, знающего лишь свои обязанности и исправно их исполняющему, были слишком непонятны терзания и противоречия нового поколения, человека, который «просит бури». Минуло пять лет.

Нежно хранит в сердце Максим Максимыч свою привязанность к Печорину. Впервые он бросает свои служебные обязанности – на первое место ставит встречу с другом. И что же?

Вместо дружеских объятий Максим Максимыч встречает некую отчужденность, Печорин произносит прохладную приветственную фразу: «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну как вы поживаете?» Слезы душат штабс-капитана, дружеское «ты» приходится заменить на «вы», Максим Максимыч в полном смятении – ему очень больно, рушатся его понятия о дружбе, его вера в память о былом приятеле.

«Я то не забыл ничего», — укором Печорину прозвучали слова Максима Максимыча, но стоит ли здесь укорять? На мой взгляд, Григорий Александрович и Максим Максимыч слишком разные натуры, поэтому крепкой дружбы между ними возникнуть не могло, но все же я считаю, что при всей своей сдержанности, Печорин тепло относится к Максиму Максимычу, ценит его; просто он относится к категории людей, которые прячут свои эмоции далеко в себя и не считают нужным высказывать своих чувств.

Внутренний мир Печорина очень сложен: его не в состоянии постигнуть ни прекрасная «дикарка» Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч, который не понимает глубины страданий офицера после гибели Бэлы: «Его лицо ничего ни выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя.» И лишь потому, что Печорин был долго нездоров и исхудал, мы понимаем о подлинной силе переживаний Григория Александровича.

Прохладное отношение ко встрече со старым приятелем привело к тому, что Максим Максимыч стал упрямым и сварливым. Офицер-рассказчик догадывается, что поведение Печорина не является проявлением духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание следует обратить на глаза, которые не смеялись, когда смеялся он. «Это признак или злого права, или глубокой постоянной грусти.» Я считаю, что это, конечно, тоска. Тоска по тому, что не находит Григорий Александрович достойного применения своим незаурядным способностям.

Бесспорно, Печорин испытывает страх, к сожалению, не беспочвенный, а вполне обоснованный страх: он чувствует себя одиноким в этом мире, никому ненужным и абсолютно бесполезным, я бы даже сказал «маленьким», да, порой он ощущает себя именно «маленьким» из-за того, что нет применения его силы.

В принципе, Григорий, вопреки собственным убеждениям, способен к искреннему, большому чувству , но его любовь очень сложна, как и все в нем. Так чувство к Вере с новой силой пробуждается лишь тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая его поняла, совершенно поняла!

«При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни , чести, счастья!» — признается он. Загнав коня на пути в Пятигорск, Печорин «упал на траву и, как ребенок, заплакал». Вот она – сила чувств! Любовь его высока, но трагична для него самого и губительна для тех, кто его любит.

Поэтому я считаю, что Максим Максимыч в очередной раз недопонял Печорина. Все же не стоило разочаровываться в силе и искренности дружеских отношений , просто Григорий Александрович слишком хорошо скрывает свои чувства, принося тем самым боль и отчаяние тем, кто его любит; на мой взгляд, это еще одна проблема, которая негативно влияет на его жизнь; он понимает это.

Я согласен с Белинским, который решительно защищает Печорина: «Вы говорите, что он – эгоист? Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это? Ответ на этот вопрос дает нам сам герой: «Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли …»

В романе остается открытым вопрос о смысле жизни «Зачем я жил? Для кого родился?» А ведь, наверняка, эта цель существовала, и, верно, было его назначение, но он его просто не угадал.

На мой взгляд, и встреча Печорина и Максима Максимыча тоже имела свой определенный смысл . Несмотря на то, что штабс-капитан разочаровался в дружбе, все же в его душе, наверное, остались и светлые воспоминания об офицере.

Своим романом автор хотел вывести молодежь на путь борьбы, говоря ей: «Как жизнь скучна, когда боренья нет!» Чтобы подчеркнуть типичность образа Печорина для России, Лермонтов называет свой роман «Герой нашего времени». Спустя многие годы, это произведение не утратило своей актуальности, поскольку и сейчас на нашей земле живут подобные Печорину люди; и очень бы хотелось, чтобы чаще встречались такие люди, как Максим Максимыч: с широкой, доброй душой, способные на искреннюю дружбу и понимание.

просмотров
просмотров