Социальная культура как часть культуры общества. Современные проблемы науки и образования

Культура - это сложная система, имеющая много уровней развития. С одной стороны, мы видим, что это накопленные людьми ценности, с другой - человеческая деятельность, которая опирается на опыт поколений. Таким образом, становится очевидным, что общество и культура находятся в неразрывной взаимосвязи, потому что одно понятие невозможно без наличия другого.

В современном культуры имеет несколько трактовок:

  1. Достижения человечества в разных сферах жизни.
  2. Способ организации социальных отношений.
  3. Степень и ее приобщение к открытиям в различных областях знаний.

Дело в том, что есть такое понятие, как духовная культура общества, которая существует параллельно с материальной. Она характеризуется как совокупность достижений, которые существуют в коллективном и людей. Реализуется через такие формы, как миф, религия, искусство, философия и наука. Заметим, что духовная культура не может существовать изолированно, потому что ее признаки мы можем найти во всех сферах жизни личности.

Дело в том, что общество и культура - это два плана рассмотрения человеческой жизни. Когда мы определяем между этими двумя понятиями, мы параллельно отвечаем еще на несколько вопросов. Так, во-первых, что лежит в основе способа человеческой деятельности ? Ответ звучит так: определенный облик социума, который сформирован исторически под влиянием многих факторов. Что касается второго вопроса, суть его такова: где и в какой мере проявляется культура? Здесь же мы видим множество ее ответвлений и видов: экономическая, организационная, правовая, религиозная, нравственная и многие другие.

Заметим, что культура и находятся в тесном переплетении, ведь человек по-разному интерпретирует свое творческое начало, а его реализация возможна только посредством использования существующих культурных форм. Дело в том, что каждая из них обладает специфической системой, смысловой и символической, в которой определенным образом выражается структура человеческого бытия.

Когда же речь идет о социальном субъекте, мы говорим о его общем потенциале , который был накоплен в результате длительного периода жизнедеятельности и развития. Любая культура обладает своими специфическими характеристиками, которые ее отличают от всех остальных.

Общество и культура - это две динамичные системы, развитие которых обусловлено мировыми событиями и закономерными изменениями в жизни общества. Так, под социумом понимается создание модели единения людей, а также использование для этого определенных способов. Это буквальный план существования субъектов. Культура же - духовный план, основанный на том, как они взаимодействуют и чему подчиняются, исходя из опыта предыдущих поколений.

Если мы рассматриваем ее в различных сферах человеческой жизни, нужно говорить об отдельных ее планах и видах. Так, прежде всего, стоит проанализировать нравственную ее форму, которая развилась после того, как ушел в прошлое миф и человеку пришлось научиться себя контролировать и поступать сознательно, а не бессознательно, потому что его поступки были запрограммированы свыше.

Моральная сторона - это свод правил, в котором объединены силы человека, развитие его способностей и получение определенных возможностей. Мораль имеет два уровня: низший (человек ориентируется на соблюдение правил путем подражания и копирования поведения других), средний (реализация подтверждаемая общественным мнением) и высший (уровень самоконтроля, в котором все поступки оцениваются с точки зрения совести).

Общество и культура переплелись давно в единую систему, потому сейчас нужно изучать эти два понятия вместе.

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ИНТЕГРАТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛА / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОЛЛЕКТИВА / СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / SHOOTING / A PROGRAM SET BY THE TRP / GENERAL PHYSICAL EXERCISE / GENERAL DEVELOPMENTAL EXERCISES / CYCLIC SPORTS / ISOMETRIC EXERCISES / SPORTS / SPECIAL PHYSICAL TRAINING ARROW / SOCIAL ASPECTS OF PHYSICAL EDUCATION / INTEGRATION PHYSICAL CULTURE PHYSICAL CULTURE PROFESSIONAL / CORPORATE CULTURE / PRODUCTION TEAM / SOCIAL OPPORTUNITIES OF PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Удовиченко Елена Валентиновна, Горбань Ирина Геннадьевна, Заикин Михаил Викторович

Одним из основных акцентов нормальной и здоровой жизнедеятельности человека является движение. Движение в различных его проявлениях положено в основу любой деятельности, в которой саморазвивается, самореализуется и самопроявляется человек. Социальность деятельности в широком понимании этого тезиса заключается в том, что человек как элемент структуры общества самовыражается и опосредуется только в деятельности, которая на различных этапах социализации характеризуется взаимодействием человека с другими субъектами социума, начиная с малых групп (семья), коллективов (класс, команда, производственный коллектив) и заканчивая обществом в целом. Еще некоторое время назад считали, что в условиях переустройства социально-экономического механизма нашей страны, появления и развития рынка труда, перехода к информационному обществу стала больше ощущаться потребность в специалистах с высоким уровнем интеллектуальной творческой активности, в углублении интеграции науки, производства и образования. Модернизация системы профессиональной подготовки специализированных кадров предполагала обеспечение экономики страны специалистами, способными работать в условиях информационного сообщества, готовыми осваивать и развивать новейшие технологи без ущерба для окружающей среды и человека. Однако анализ опыта развития образования большинства развитых индустриально стран позволил выявить ряд наиболее значимых тенденций развития профессионального образования именно с точки зрения воспитания личной физической культуры личности и ее включенности в социальный контекст корпоративной модели поведения на производстве, таких как: тенденции профессиографических исследований физических качеств специалиста, формирования культуры индивидуального и группового здоровья, социокультурной направленности профессионально-прикладной физической культуры, экологии здоровья специалиста и эколого-валеологических подходов к организации деятельности на производстве. Возможности физической культуры могут быть эффективно использованы для совершенствования психических и психофизиологических качеств студентов, которые необходимы при формировании профессиональных компетенций: стрессоустойчивость, нервно-психическую устойчивость, личностную и ситуативную тревожность. Физическая культура будущего специалиста, а также культура его здоровья, интегрирующие в себе экологическое, валеологическое единство, физическое совершенствование и способность к противостоянию факторам производственных рисков, являются новым формирующимся паттерном обоснования значимости социальной роли физической культуры, восприятия будущим профессионалом своего образа в производственном пространстве и коллективным существованием в условиях осуществления профессиональной деятельности.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Удовиченко Елена Валентиновна, Горбань Ирина Геннадьевна, Заикин Михаил Викторович

  • О роли физической культуры в саморазвитии и самовоспитании студенческой молодежи

    2008 / Ионов А.А.
  • Социально-оздоровительная услуга как фактор формирования культуры здоровья

    2014 / Заплатина Ольга Алексеевна, Смык Федор Дмитриевич
  • Валеологическая культура социального работника: сущность, содержание, подходы

    2014 / Куличенко Раиса Михайловна, Логинов Андрей Вячеславович
  • Влияние физкультурно-спортивной деятельности на формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза

    2017 / Черных Зоя Николаевна, Борисенко Тамара Михайловна
  • Развитие физической культуры и спорта - важнейшая социально-значимая задача государства

    2019 / Чельдиев Заурбек Русланович, Дзапаров Вячеслав Хаматканович
  • К вопросу формирования профессиональной конкурентоспособности студентов технического вуза средствами физической культуры

    2017 / Мельникова О.А., Костикова Л.Г.
  • Личность студента в целостном образовательном процессе вуза

    2016 / Петраков М.А., Морозов С.В.
  • Физическая культура как основа успешной профессионализации студентов в будущей сфере трудовой деятельности

    2018 / Пухаева Елизавета Гришаевна
  • Роль высшего образования в формировании валеологической культуры будущих социальных работников

    2014 / Файчук Е.Л.
  • Физическая культура как основной фактор саморазвития студентов

    2019 / Короева Татьяна Борисовна, Воробьева Ирина Николаевна

THE SOCIAL IMPORTANCE OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS

One of the main accents of normal and healthy activity of the person is driving. Driving in its various manifestations is the basis for any activity in which the person makes personal growth, self-actualizes and shown. The activity sociality in a wide comprehension of this thesis is that the person as a building block of society self-expresses and mediated only in activity which at various stages of socialization is characterized by interaction of the person with other subjects of society, starting with small groups (family), collectives (a class, team, work collective) and finishing society in general. Still some time ago it was considered that in the conditions of a reorganization of the social and economic mechanism of our country, emergence and development of labor market, transition to informational society the need for experts with a high level of intellectual creative activity, in deepening of integration of science, production and education began to be felt more. Modernization of system of vocational training of specialized shots assumed providing national economy with the experts capable to work in the conditions of informational community, ready to master and develop the latest technologists without prejudice to a surrounding medium and the person. However the analysis of experience of development of education of the majority of the countries developed industrially allowed to reveal a number of the most significant tendencies of development of professional education from the point of view of education of personal physical culture of the person and her inclusiveness in a social context of corporate behavior model on production, such as: tendencies the professiograficheskikh of researches of physical qualities of the expert, formation of culture of individual and group health, a sociocultural orientation of professional and applied physical culture, ecology of health of the expert and ekologo-valeological approaches to the organization of activity on production. Physical culture can be effectively used to improve mental and psycho-physiological qualities of students which are necessary in the formation of professional competences: stress resistance, psychological stability, personal and situational anxiety. Physical culture of future expert, and also the culture of his health integrating in themselves ecological, valeological unity, physical perfecting and ability to opposition to factors of production risks are the new formed pattern of justification of a significance of a social role of physical culture, perception by future professional of the image in production space and collective existence in the conditions of exercise of professional activity.

Текст научной работы на тему «Социальная значимость физической культуры студентов»

УДК 378.01-052:316.61:796

Удовиченко Е.В.1, Горбань И.Г.1, Заикин М.В.2

1Оренбургский государственный университет 2Оренбургский государственный аграрный университет E-mail: vorona1103@yandex.ru

социальная значимость физической культуры студентов

Одним из основных акцентов нормальной и здоровой жизнедеятельности человека является движение. Движение в различных его проявлениях положено в основу любой деятельности, в которой саморазвивается, самореализуется и самопроявляется человек. Социальность деятельности в широком понимании этого тезиса заключается в том, что человек как элемент структуры общества самовыражается и опосредуется только в деятельности, которая на различных этапах социализации характеризуется взаимодействием человека с другими субъектами социума, начиная с малых групп (семья), коллективов (класс, команда, производственный коллектив) и заканчивая обществом в целом.

Еще некоторое время назад считали, что в условиях переустройства социально-экономического механизма нашей страны, появления и развития рынка труда, перехода к информационному обществу стала больше ощущаться потребность в специалистах с высоким уровнем интеллектуальной творческой активности, в углублении интеграции науки, производства и образования. Модернизация системы профессиональной подготовки специализированных кадров предполагала обеспечение экономики страны специалистами, способными работать в условиях информационного сообщества, готовыми осваивать и развивать новейшие технологи без ущерба для окружающей среды и человека. Однако анализ опыта развития образования большинства развитых индустриально стран позволил выявить ряд наиболее значимых тенденций развития профессионального образования именно с точки зрения воспитания личной физической культуры личности и ее включенности в социальный контекст корпоративной модели поведения на производстве, таких как: тенденции профессиографических исследований физических качеств специалиста, формирования культуры индивидуального и группового здоровья, социокультурной направленности профессионально-прикладной физической культуры, экологии здоровья специалиста и эколого-валеологических подходов к организации деятельности на производстве.

Возможности физической культуры могут быть эффективно использованы для совершенствования психических и психофизиологических качеств студентов, которые необходимы при формировании профессиональных компетенций: стрессоустойчивость, нервно-психическую устойчивость, личностную и ситуативную тревожность.

Физическая культура будущего специалиста, а также культура его здоровья, интегрирующие в себе экологическое, валеологическое единство, физическое совершенствование и способность к противостоянию факторам производственных рисков, являются новым формирующимся паттерном обоснования значимости социальной роли физической культуры, восприятия будущим профессионалом своего образа в производственном пространстве и коллективным существованием в условиях осуществления профессиональной деятельности.

Ключевые слова: социальные аспекты физической культуры, интегративность физической культуры, физическая культура профессионала, корпоративная культура производственного коллектива, социальные возможности физической культуры.

Любое взаимодействие в обществе обосновывается двигательной активностью человека, требования к которой постоянно возрастают. Общество нуждается во все более здоровых, выносливых, работоспособных гражданах. Известно, что данная задача решается в контексте физической культуры индивида.

Одним из первых аспектов социальности физической культуры личности на различных этапах социализации является социокультурный аспект. Данное проявление социальности неразрывно связано с общим понятием культуры которая рассматривается как многообразие деятельности субъектов в системе «человек-общество», включая результаты этой деятельно-

сти, а также средства и методы их достижения. Социальность физической культуры проявляется через человека с точки зрения носителя, потребителя и созидателя, который функционирует и совершенствуется в социуме. Помимо этого, социальность физической культуры проявляется в ее интегративном компоненте:

С позиций концептуального процесса культурного развития , который связан с областью деятельности, подразумевающей физическое совершенствование человека;

С позиций концепции, в основе которой лежит духовное производство, базирующееся на системе способностей, возможностей, социальных отношений и пр.;

С позиций концепции, которая акцентирует внимание на сознательной организации отношений и управления в системе «человек -человек» и «человек - общество», основанных на методологических подходах к воспитанию физической культуры самой личности через воздействие на мотивационную сферу.

Интегративный компонент физической культуры в аспекте ее социальности может быть рассмотрен как во взаимосвязи с общим культурным процессом общества, так и с точки зрения подходов (педагогического, социологического, психологического, медико-биологического и т. д.), обосновывающих разнообразные стороны физической культуры человека.

Физическая культура сопровождает человека на протяжении всей его жизни и является актуальной на любом возрастном этапе, решая специфические задачи, характерные для определенного возраста. Нет необходимости доказывать, насколько важна физическая культура личности для жизни в современном обществе , и насколько серьезным должен быть подход к соблюдению и обеспечению преемственности в воспитании физической культуры личности.

Воспитываясь и развиваясь в обществе, человек призван создавать благо как для себя и своих близких, так и для общества в целом. Поэтому еще более важное социальное значение приобретает в этом контексте понятие «физической культуры профессионала», которое формируется в процессе подготовки к осуществлению будущей профессиональной деятельности на производстве.

Данный аспект социальности заостряет внимание на задачах процесса физического воспитания современной студенческой молодежи.

Исторический анализ требований производства к физической подготовленности специалистов показывает, что утрата биосоциальных подходов в формировании производственных отношений и той социальной среды, которая определяет самосознание человека, повлекло за собой снижение уровня здоровья и недостаточный уровень физической подготовки для осуществления профессиональной деятельности на производстве.

На рубеже, ХХ-ХХ1 веков в системе образования высшей школы стала нарастать актуальность проблем, характеризующих вопросы

соотношения общего и специального образования. С одной стороны, узкая специализация и специальные знания обеспечивали высококачественную профессиональную деятельность, а с другой стремительно развивающаяся научно-техническая сфера, многоукладность экономики и жесткий рынок труда стали диктовать абсолютно новые требования к выпускникам вузов, которые характеризовались высоким уровнем физической подготовленности, профессионально важных именно физических качеств, определяющихся психофизиологическими процессами. То есть социум стал требовать здоровых, работоспособных и компетентных профессионалов с позиций профессиографи-ческих особенностей профессии.

Тем не менее, анализируя же учебно-методическую документацию, мы отметили, что из 1800-ти часов учебного плана, отводившихся на общую гуманитарную и социально-экономическую подготовку студентов технического вуза того времени, например, на дисциплину «Физическая культура» было выделено всего 408 часов. Это составляло всего 5% из всего диапазона изучаемых дисциплин, в то время как часть других гуманитарных предметов составляла 16%, специальных - от 15% до 27%.

На долю общепрофессиональных дисциплин приходилось от 19% до 26%. Большую часть (22%-32%) составляли общие математические и естественнонаучные дисциплины.

В настоящее время требования к физическим возможностям будущих специалистов продолжают расти. Человек столкнулся с той проблемой, что бизнес-сообщество стало предъявлять к нему такие же требования, как к окружающей среде, т. е использовать его ресурсы для большей продуктивности. Этот процесс происходит с предъявлением жестких требований к уровню здоровья, профессиональных и общекультурных компетенций, но, как правило, не характеризуется проявлением заботы о человеке, безопасности его труда, создании условий для развития и самореализации личности в процессе производственное деятельности. Работодатель перестал задумываться о ценности самого человека: в данный момент , сиюминутно, нужны скорее его быстро доступный творческий и деятельностный потенциал; отсутствует защита биосоциальной природы человека, которую

удовиченко Е.В. и др.

Социальная значимость физической культуры студентов

нельзя надрывать жесткими методами, тяжестью и ненормированностью труда»; человека стали списывать как устаревшее оборудование, в то время как его накопленный опыт мог бы сыграть огромную роль для общества.

Форсированная экспансия и без того ускоряющегося научно-технического прогресса, масштабный скачок в плоскости информационных стратегий актуализировали понятие «риска». Специальные исследования показали, что полноценное использование специализированных знаний и умений, профессиональная мобильность, возможны только при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности специалистов, которые могут быть приобретены ими в процессе регулярных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом и сохранены при здоровом образе жизни и отражены в новых образовательных программах.

Таким образом, социальная значимость физической культуры будущих профессионалов в современном обществе обозначила некоторые сущностные изменения, связанные с тем, что под физической культурой профессионала как неотъемлемого компонента его духовной культуры стали понимать интегрированное взаимодействие и опосредованное влияние друг на друга таких областей как экологическая и валеологическая осознанная компетентность, физическая культура, уровень здоровья, работоспособности и сформированности профессионально важных качеств, реализованные в ходе усвоения общекультурных и профессиональных компетенций, оптимально проявленные в профессиональной деятельности в контексте синтеза научных знаний об окружающем мире и осознанном их использовании в профессиональной деятельности, имеющие эффективное прикладное значение за счет синергизма технологических, экологических, антропологических, социальных факторов, а также факторов здорового образа жизни.

Социальный аспект дисциплины «Физическая культура» в вузе отражен и в Федеральном Государственном образовательном стандарте. Так, во ФГОСе ряда различных направлений технического и гуманитарного характера содержатся соответствующие общекультурные компетенции. Например, по таким специальностям как «Строительство», «Энерго- и ресурсосбере-

гающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», «Физические процессы горного или нефтегазового производства», «Горное дело», «Землеустройство и кадастры», «Сервис», «Экономика», «Электроэнергетика и электротехника», «Автоматизация технологических процессов и производств» и др. будущие специалисты должны «владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности»

Приобретая профессию, современный студент продолжает свою социализацию в условиях производства, где от уровня его физического развития и подготовленности напрямую будет зависеть результат его деятельности как профессионала. С вязи с этим, данный аспект социальности физической культуры будет обеспечивать конкурентоспособность на отечественном и международном рынке труда.

Однако, при осуществлении профессиональной деятельности в условиях производства, вскрывается еще один аспект социальности физической культуры, который несомненно важен для современных студентов вузов. Этот аспект социальности связан с корпоративной культурой личности, реализующей свой потенциал внутри производственного коллектива в системе «человек - общество - производство». Физическая культура обладает огромным потенциалом для воспитания у современных студентов - будущих представителей профессиональной сферы - характерологических черт и личностных качеств, имеющих важное социальное значение. Умение работать в команде, чувствовать партнера, прогнозировать степень эффективности и результативности проявления физических качеств в условиях труда, принимать ответственное решение в заданном лимите времени - все эти и многие другие качества, характеризующие взаимодействие в коллективе, прекрасно формируются в процессе занятий физической культурой, спортом и физкультурно-оздоровительными видами деятельности.

Помимо этого, возможности физической культуры могут быть эффективно использованы для совершенствования психических и

психофизиологических качеств студентов, которые необходимы при формировании профессиональных компетенций. К таким качествам можно отнести стрессоустойчивость, нервно-психическую устойчивость, личностную и ситуативную тревожность, в совершенствовании которых наиболее эффективными признаются средства физической культуры и спорта.

Подводя итоги статьи, считаем необходимым отметить, что физическая культура будущего специалиста, а также культура его здоровья, интегрирующие в себе экологическое, валеоло-гическое единство, физическое совершенствование и способность к противостоянию факторам

производственных рисков, являются новым формирующимся паттерном обоснования значимости социальной роли физической культуры, восприятия будущим профессионалом своего образа в производственном пространстве и коллективным существованием в условиях осуществления профессиональной деятельности.

Таким образом, социальная значимость и социальные функции физической культуры должны стать не просто важной стороной социализации студенческой молодежи, но рассматриваться с позиции регулятива современного образования как социального института.

Список литературы:

1. Александров, И.И. Эффективность учебного процесса по физической культуре студентов технического вуза / И.И. Александров // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Труды пятой Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. - СПб.: Издательство политехнического университета, 2010. - С. 200-201.

2. Асеев, В. Критерии оценки личности в профессиональной деятельности / В. Асеев // Развитие личности. - 2002. - №3. -С. 271-273.

3. Бакулов, В.Д. Методология анализа метаморфоз социально-исторических процессов / В.Д. Бакулов, Г.Ф. Перетятькин. - Изд-во: Южный Федеральный университет, 2009. - 304 с.

4. Богащенко, Ю.А. Занятия игровыми видами спорта - ведущая форма ППФП будущих инженеров / Ю.А. Богащенко // Массовая физическая культура и профессия: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции , Омск, 1990 г. - Омск, 1990. - С. 24-25.

5. Боковикова, И.А. Корпоративная культура - мотивация работников на безопасный труд / И.А. Боковикова // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири: Материалы XIII Международной науч.-практ. конф. «СИБресурс 2010». - Кемерово.: Издательство ГУ КузГТУ 2010. - С. 233-236.

6. Борисов, В.А. Педагогические основы профессионально ориентированного физического воспитания студентов: автореф. дис... канд. пед. наук / В.А. Борисов. - Минск, 2004. - 23 с.

7. Валитов, И.О. Проблемы здоровья современной личности в контексте взаимовлияния окружающей среды и демографической культуры / И.О. Валитов // Этносоциум и межнациональная культура, 2010. - №4(28). - С. 143-150.

8. Востриков, В.А. Функции физического образования в формировании базовой культуры личности / В.А. Востриков // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: тезисы докладов Всероссийской н.-п. конф.; гл. ред. Л.П. Салтымакова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 37-39.

9. Глазычев, С.Н. Проблема оптимизации интегративного эколого-образовательного пространства вуза / С.Н. Глазычев, В.И. Ко-соножкин // Вестник МГТУ им. М.А. Шолохова, серия «Социально-экологические технологии», 2013. - №1. - С. 95-98.

10. Заплатина, О.А. Социально-оздоровительная услуга как фактор формирования культуры здоровья / О.А. Заплатина, Ф.Д. Смык // Современные исследования социальных проблем. - №11(43). - 2014. - С. 153-169.

12. Заплатина, О.А. Культура здоровья человека в условиях экологизации российского социума (социально-философский аспект): монография / О.А. Заплатина. - Кемерово: Изд-во Гу КузГТУ 2014. - 330 с.

13. Заплатина, О.А. Информационно-консультативная 1Т-коммуникация как социальная услуга в области физической культуры и спорта / О.А. Заплатина // Культура народов Причерноморья. - 2014. - №269. - С. 46-50.

14. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / Под общ. ред. д.э.н. проф. И.Ю. Беляевой, д.э.н. проф. М.А. Эскиндарова. - М.: КНОРУС, 2008. - 504 с.

15. Маджуга, А.Г. Научные основы эколого-валеологического образования студентов в ракурсе здравоцентристской педагогической парадигмы / А.Г. Маджуга // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2009. - №5. - С. 84-89.

16. Шилько, В.Г. Методология построения личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности студентов / В.Г. Шилько // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №9. - С. 45-49.

Удовиченко Елена Валентиновна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: vorona1103@yandex.ru Горбань Ирина Геннадьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета 460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: Shutkova6969@mail.ru Заикин Михаил Викторович, старший преподаватель кафедры физического воспитания экономического факультета Оренбургского государственного аграрного университета, 460014, г. Оренбург, ул. Челюскинцев, 18, e-mail: vorona1103@yandex.ru

Жизнедеятельность общества - многосферна (труд, политика, экономика, этика, эстетика, право, семья, религия и др.) Каждой из сфер жизни общества соответствует определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его жизнедеятельности. Культура играет важную роль в жизни человека и общества, которая состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию. В ходе социализации ценности,

идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Она является живым процессом, живой судьбой народов, постоянно движется, развивается, видоизменяется. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.

Список литературы

  1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. - М., 1998.
  2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993.
  3. Маркова А.Н. Культурология.-М., 1995.
  4. Ревская Н.Е. Культурология. Конспект лекций. - М., 2001.
  5. Соколов Э.В. Культурология. - М.: Интерпракс, 1994.

Общество, культура и человек неразрывно, органически связаны между собой. Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной. Тем не менее оценка этой роли претерпела заметную эволюцию.

До относительно недавнего времени высокая оценка роли и значения культуры не вызывала сомнения. Конечно, и в прошлом были кризисные периоды в истории того или иного общества, когда существующий образ жизни подвергался сомнению. Так, в Древней Греции возникла философская школа киников, выступившая с позиций полного отрицания общепринятых ценностей, норм и правил поведения, явившаяся первой формой цинизма. Однако такого рода явления были все-таки исключением, и в целом культура воспринималась положительно.

Критика культуры

Ситуация начала существенно меняться в XVIII в., когда возникла устойчивая тенденция критического отношения к культуре. У истоков этой тенденции стоял французский философ Ж.-Ж. Руссо, который выдвинул идею о моральном превосходстве « естественного человека », не испорченного культурой и цивилизацией. Он также провозгласил лозунг о «возврате в природу».

По другим мотивам, но еще более критически оценивал западную культуру Ф. Ницше. Свое отношение он объяснял тем, что в современной ему культуре господствуют наука и техника, не оставляющие места для искусства. Он заявлял: «чтобы не умереть от науки, у нас остается искусство». В начале XX в. австрийский психолог 3. Фрейд находит новые основания для критики культуры. Он смотрит на жизнь человека через призму двух основных, по его мнению, инстинктов — сексуального (инстинкт Эроса, или продолжения жизни) и разрушительного (инстинкт Танатоса, или смерти). Культура, согласно концепции Фрейда, своими нормами, ограничениями и запретами подавляет сексуальный инстинкт и потому заслуживает критической оценки.

В 1960-70-е гг. на Западе широкие масштабы приобрело движение контркультуры , объединявшее в своих рядах радикальные слои молодежи и студенчества, опиравшиеся на идеи Руссо, Ницше, Фрейда и его последователей, в особенности на идеи философа Г. Маркузе. Движение выступало против распространяющихся ценностей массовой культуры и массового общества, против фетишизации науки и техники, а также против основных идеалов и ценностей традиционной буржуазной культуры. Одной из главных целей движения провозглашалась «сексуальная революция», из которой должна возникнуть «новая чувственность» как основа подлинно свободного человека и общества.

Резко отрицательное отношение к культуре демонстрируют некоторые тоталитарные . В качестве примера в этом отношении можно указать на фашизм. Широкую известность приобрела фраза одного из героев нацистского писателя Поста, который заявлял: «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за свой пистолет». Для обоснования подобной позиции обычно используется уже знакомая ссылка на то, что культура якобы подавляет здоровые инстинкты человека.

Основные функции культуры

Несмотря на приведенные примеры критического отношения к культуре, она играет огромную положительную роль. Культура выполняет несколько жизненно важных , без которых само существование человека и общества невозможно. Главной из них является функция социализации, или человекотворчества, т.е. формирования и воспитания человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением все новых элементов культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.

Подтверждением тому могут служить известные по литературе случаи, когда ребенок терялся родителями в лесу и в течение нескольких лет рос и жил в стае зверей. Даже если его потом находили, этих нескольких лет оказывалось достаточно для того, чтобы он был потерян для общества: найденный ребенок уже не мог освоить ни человеческий язык, ни другие элементы культуры. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки, ритуалы, обряды и т.д., которые образуют коллективный социальный опыт и уклад жизни. Культура при этом действительно выступает в качестве «социальной наследственности », которая передается человеку и значение которой нисколько не меньше биологической наследственности.

Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является познавательная, информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества.

Не менее важной является регулятивная , или нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через системы норм, правил и законов морали, а также правил, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества.

С уже названными тесно переплетается коммуникативная функция, которая осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Наряду с естественным языком все области культуры — наука, искусство, техника — обладают своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре.

Еще одна функция - ценностная, или аксиологическая , — также имеет большое значение . Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентации, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают прежде всего нравственные и эстетические ценности.

Особого выделения заслуживает творческая, инновационная функция культуры, которая находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.

Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т.д.

Все названные и другие функции культуры могут быть сведены к двум: функции накопления и передачи опыта, или приспособления (адаптации) и критически творческой функции. Они также тесно, неразрывно связаны между собой, поскольку накопление включает в себя критический отбор из всего имеющегося наиболее ценного и полезного, а передача и освоение опыта происходят не пассивно и механически, но предполагают опять же критическое, творческое отношение. В свою очередь, творческая функция означает прежде всего совершенствование всех механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового.

Нельзя признать обоснованными суждения о том, что культура — это одни только традиции, консерватизм, конформизм, стереотипы, повторение уже известного, что она препятствует творчеству, поиску нового и т.д. Традиции в культуре не исключают обновления и творчества. Ярким примером тому является русская иконопись, которая покоилась на прочной традиции и строгих канонах, и тем не менее все великие иконописцы — Андрей Рублев, Феофан Грек, Даниил Черный. Дионисий — имеют неповторимое творческое лицо.

Таким же необоснованным представляется тезис о том. что культура подавляет здоровые инстинкты человека. Подтверждением этому может служить запрещение инцеста, или кровосмешения. Считается, что именно оно стало первым в истории человечества четким водоразделом между природой и культурой. Однако, будучи чисто культурным явлением, этот запрет является непреложным условием для воспроизводства и выживания людей. Древнейшие племена, которые не приняли данный запрет, обрекли себя на вырождение и вымирание. То же самое можно сказать о правилах гигиены, являющихся по своей сути культурными, но оберегающих здоровье человека.

Культура — неотъемлемое свойство человека

Однако представления о том, кого следует считать культурным человеком, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей — как в прошлом, так и в настоящем. Немецкий философ Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.

История показывает, что все выдающиеся личности были высококультурными людьми. Многие из них являлись универсальными личностями: их знания были энциклопедическими, а все сделанное ими отличалось исключительным мастерством и совершенством. В качестве примера следует назвать прежде всего Леонардо да Винчи, который одновременно был великим ученым, инженером и гениальным художником эпохи Возрождения. Сегодня стать универсальной личностью весьма трудно и, видимо, невозможно, поскольку объем знаний слишком необъятен. В то же время возможности быть культурным человеком необычайно возросли. Основные характеристики такого человека остаются теми же: знания и компетенции, объем и глубина которых должны быть значительными, и умения, отмеченные высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения и создание собственного «воображаемого музея», в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового искусства. Сегодня культурный человек должен знать иностранные языки и владеть компьютером.

Культура и общество — это очень близкие, но не тождественные системы, которые относительно автономны и развиваются по своим законам.

Типы общества и культуры

Современный западный социолог Пер Монсон выделил четыре основных подхода к пониманию общества.

Первый подход исходит из примата общества по отношению к отдельному индивиду. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями, так как целое не сводится к сумме его частей: индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в концепции Э. Дюркгейма и еще раньше — во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней относятся прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козе р. Р. Дарендорф).

Второй подход , напротив, смешает центр внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера. Среди современных теорий , соответствующих данному подходу, можно назвать: символический интеракционизм (Г. Блюмер) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая среднюю позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а среди современных социологических концепций следует назвать теорию действия, или теорию обмена (Дж. Хоманс).

Четвертый подход — марксистский. По типу объяснения социальных явлений он похож на первый подход. Однако есть принципиальное отличие: в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

Спор между представителями этих подходов ведется о том, как понимать общество: как надындивидуальную объективную социальную структуру или как человеческий мир жизни, заполненный культурой.

Если исходить из системного подхода , заложенного в трудах Э. Дюркгейма, следует рассматривать общество не просто как совокупность людей, но и объективно существующую совокупность условий их совместного существования. Общественная жизнь является реальностью особого рода, отличной от природной реальности и не сводимой к ней, — социальной реальностью, и важнейшей частью этой реальности выступают коллективные представления. Именно они — фундамент культуры, которая трактуется как способ организации общественной жизни , общество — как социальный организм. Как любые организмы, являющиеся сложными системами, общество обладает интегративными свойствами. которые присущи всему социальному целому, но отсутствуют у отдельных его элементов. Среди важнейших свойств — способность к исторически длительному автономному существованию, основанная на том, что только общество связано со сменой поколений. Благодаря этому общества являются самодостаточными системами, обеспечивающими, поддерживающими и совершенствующими свой образ жизни. Способом реализации этой самодостаточности выступает культура, а ее межпоколенная трансляция позволяет обществу воспроизводить себя.

Человечество никогда не было единым социальным коллективом. Разные группы (популяции) людей существуют в самых разных локальных социальных групп ах (этносы, классы, социальные слои и т.д.). Фундаментом этих локальных групп служат культуры, являющиеся основой интеграции людей в подобные коллективы. Поэтому на Земле нет ни общества вообще, ни культуры вообще — это абстракции. Реально на нашей планете существовали и существуют локальные культуры и общества. Культуры по отношению к этим обществам (социальным группам) выполняют задачи интеграции, консолидации и организации людей; регуляции практики их совместной жизнедеятельности с помощью норм и ценностей; обеспечения познания окружающею мира и хранения значимой для выживания людей информации; осуществления коммуникации между людьми, для чего вырабатывают специальные языки и способы обмена информацией; разработки механизмов воспроизводства общества как социальной целостности.

В историческом развитии выделяют несколько типов общества и связанных с ними культур.

Первый тип — первобытное общество и культура. Для него характерен синкретизм — невыделенность индивида из основной социальной структуры, которой был кровный род. Все механизмы социальной регуляции — традиции и обычаи, обряды и ритуалы — находили обоснование в мифе, который был формой и способом существования первобытной культуры. Его жесткая структура не допускала отклонений. Поэтому даже в отсутствие специальных контролирующих социальных структур все правила и нормы соблюдались очень точно. К первобытным обществу и культуре примыкает архаическое общество и культура — современные народы, живущие на уровне каменного века (на сегодняшний день известно около 600 племен).

Второй тип общества связан с процессами социального расслоения и разделения труда, которые привели к формированию

государства, где были узаконены иерархические отношения между людьми. Рождение государства произошло в странах Древнего Востока. При всем разнообразии его форм — восточные деспотии, монархии, тирании и т.п. они все выделяли верховного правителя, подданными которого были все остальные члены общества. В таких обществах регуляция отношений, как правило, строилась на насилии. В рамках общества этого типа нужно выделить доиндустриальное общество и культуру , где преобладали сословно-идеологические и политико-конфессиональные формы жизнеустройства, а используемое насилие получало религиозное обоснование. Еще одной формой стало индустриальное общество и культура , где ведущую роль играли национально-государственные образования и специализированные социальные группы в обществе, а насилие было экономическим.

Третий тип общества зародился в Древней Греции и Риме, но широкое распространение получил начиная с Нового времени, особенно в XX в. При демократии, формирующей гражданское общество, люди осознают себя свободными гражданами, принимающими определенные формы организации своей жизни и деятельности. Именно обществу такого типа свойственна высшая форма проявления экономической, политической и правовой культуры, идеологически обоснованная философией, наукой, искусством. В таком обществе граждане имеют равные права, базирующиеся на принципе сотрудничества, общения, торгового обмена и диалога. Конечно, это еще идеал, а в реальной практике еше не обойтись без насилия, но цель уже поставлена. Во многом это стало возможным с формированием нового общества постиндустриального типа с идущими в нем процессами глобализации и формированием массовой культуры.

Социальные институты культуры

Реальные связи общества и культуры обеспечиваются социальными институтами культуры. Понятие «социального института» заимствовано культурологией из социологии и юриспруденции и используется в нескольких смыслах:

  • устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в единую систему;
  • общность людей, играющих определенные социальные роли и организованных посредством социальных норм и целей;
  • система учреждений, посредством которых упорядочиваются, консервируются и репродуцируются определенные аспекты человеческой деятельности.

В различных типах культур социальные институты формируются по-разному, тем не менее можно выделить несколько общих принципов их появления. Во-первых, требуется осознание потребности в данном виде культурной деятельности . Многие народы и культуры обходились без музеев, библиотек, архивов, концертных залов и т.п. именно потому, что не было соответствующей потребности. Отмирание потребности ведет к исчезновению связанного с ней культурного института. Так, сегодня число церквей на душу населения гораздо меньше, чем в XIX в., когда основная масса людей еженедельно посещала службы.

Во-вторых, должны быть поставлены общественно весомые цели, формирующие мотивы посещения соответствующих учреждений у большинства людей в данной культуре. При этом постепенно появятся нормы и правила, которые будут регулировать данный вид культурной деятельности. Итогом станет создание системы статусов и ролей, выработка стандартов деятельности, которые будут одобрены большинством населения (или хотя бы властной верхушкой общества).

Социальные институты культуры выполняют в обществе ряд функции:

  • регулирование деятельности членов общества; о создание условий для культурной деятельности;
  • инкультурация и социализация — приобщение людей к нормам и ценностям своей культуры и общества;
  • консервация феноменов и форм культурной деятельности, их репродукция.

Выделяют пять основных потребностей человека и связанных с ними культурных институтов:

  • потребность в воспроизводстве рода — институт семьи и брака; о потребность в безопасности и социальном порядке — политические институты, государство;
  • потребность в средствах существования — экономические институты, производство;
  • потребность в получении знаний, в инкультурации и социализации подрастающего поколения, подготовка кадров — институты образования и воспитания в широком смысле, включая науку;
  • потребность решения духовных проблем, смысла жизни — институт религии.

Основные институты содержат неосновные, которые называют также социальными практиками или обычаями. У каждого основного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур, механизмов. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т.д. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потреби осп».

Социология культуры – это отрасль социологического знания, изучающая социальные закономерности культуры и формы их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.

В широком смысле слова социология культуры – это не просто отрасль социологического знания, она охватывает всю проблематику общественной жизни под определенным углом зрения.

В социологической теории культуры был накоплен значительный материал и разработано множество подходов по определению этого термина.

Среди наиболее распространенных из них можно отметить следующие подходы:

1) описательный, определяющий предметы рассматриваемого понятия;

2) исторический, характеризующий такое явление этого понятия, как преемственность;

3) нормативный, ориентирующийся на закрепление в термине образа жизни людей;

4) психологический, делающий упор на процесс адаптации;

5) структурный, характеризующий культуру как некую структуру;

6) генетический, рассматривающий культуру с позиции происхождения;

7) функционализм, отмечающий значение каждого элемента определяемого термина;

8) символизм, ориентированный на внешнее фиксирование культуры.

Объектом социологического исследования данного направления социологической науки является:

1) распределение существующих в обществе форм и способов создания и передачи объектов культуры;

2) устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни;

3) обуславливающие их социальные факторы и механизмы.

Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной деятельности социальных субъектов: труде, политике, быту и т. п.

При социологическом изучении культуры особое значение имеет выделение ценностного компонента, что позволяет объединить культуру в систему, обеспечивающую их связь на различных уровнях: общество в целом; социальные группы; личности.

Понятие «культура» в современном социологическом знании обозначает созданную людьми искусственную среду существования и самореализации: это обычаи, верования, ценности, нормы, символы, находящие свое выражение в предметной среде, моделях поведения, которые устанавливаются людьми, передаются из поколения в поколение и являются важными источниками регулирования социального взаимодействия и поведения. Каждое конкретное общество создает свою собственную культуру, которая передается из поколения в поколение в результате исторического развития, что ведет к возникновению различных видов культур.

Важным направлением в социологии культуры является анализ такого явления, как культурные универсалии. Культурные универсалии – это нормы и ценности, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического периода или социальных условий.

Американский социолог Дж. Мердок выделил более 70 культурных универсалий, существующих потому, что они удовлетворяют наиболее важные потребности. К таким универсалиям относятся: язык, религия, символы, этика, искусство, образование, обычаи, ритуалы, правила поведения и т. д.

Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некоторое единое целое. Культурные элементы – это совокупность основных составляющих культуры.

Впервые понятие культурного элемента сформулировал американский исследователь Э. Хоббель в 1949 г. Он определил культурный элемент как первичную, считающуюся более неделимой единицу поведенческого образца или неделимый материальный предмет.

Элементами материальной культуры могут быть, например, такие предметы, как отвертка, карандаш, носовой платок. Элементами нематериальной культуры может быть пожатие руки или езда по левой стороне дороги.

Культурные элементы комбинируются в культурный комплекс, все части которого взаимосвязаны. Культурный комплекс является промежуточным звеном между культурными элементами и институциональной культурой. Каждый вид человеческой деятельности содержит культурные специфические комплексы, которые аналитическим путем можно разложить на ряд отдельных культурных элементов.

Важной проблемой социологии культуры являются такие широко распространенные явления, как этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм – это тенденция оценивать другие культуры через призму своей, с позиции ее превосходства. Проявление этой тенденции может принимать различные формы (миссионерская деятельность, крестовые походы).

В условиях нестабильности общества, ослабления государственной власти этноцентризм может перерасти в ксенофобию, воинствующий национализм.

Историческая практика показывает, что этноцентризм проявляется в более терпимых формах, что дает социологам основание находить в нем положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием, групповой солидарностью.

Культурный релятивизм – самобытность любой культуры. Как отмечает американский исследователь Р. Бенедикт, ни одна ценность, ни одна особенность культуры не может быть полностью понята, если анализировать ее в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей сотрудничества и взаимного обогащения различных культур.

Наиболее рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание черт как этноцентризма, так и группового релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, оценить их самобытность и значение.

2. Основные элементы и функции культуры

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней базисные элементы. Они подразделяются на два вида: материальные и нематериальные.

Материальная культура – это то, в чем материализуются знания, умения и верования людей.

Духовная культура включает язык, знания, верования, нормы, ценности, многое другое, т. е. все то, что возникает в сознании людей и определяет их поведение.

В социологии культуры основное внимание уделяется исследованию культуры как символической, нормативной, ценностной системы, направляющей и регулирующей деятельность людей.

Культура как ценностно-нормативный механизм регулирования социальных взаимодействий обеспечивает целостность общества и социальный порядок.

В качестве основных и наиболее устойчивых элементов культуры выделяют язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции и обряды.

Язык – система знаков и символов, наделенных определенным смыслом . Он является исходным условием образования любых сообществ и выполняет разнообразные функции, главная из которых – создание, хранение и передача информации. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, т. е. ее распространителя.

Социальные ценности – это общественно одобряемые и принятые убеждения по поводу основных стремлений человека. В механизме влияния культуры на общественные отношения особенно важно то, что культура устанавливает системы ценностей и определяющие их критерии. Поведение человека определяется его потребностями, на основе которых формируется интерес, т. е. некоторым потребностям придается большее значение. Индивиды и группы должны постоянно выбирать способы удовлетворения своих потребностей.

В таких ситуациях выбора вступают в силу ценности и критерии, определяющие шкалу ценностей.

Следует отметить, что ценностно-регулятивный механизм представляет собой сложную организованную систему, в которой общую регуляцию поведения человека, помимо ценностей, осуществляют еще нормы – своеобразные правила поведения.

Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения в соответствии с ценностями определенной культуры. Нормы по своему происхождению и содержанию тесно связаны с ценностями.

В норме та или иная культурная ценность представляется как желательный конкретный образец поведения. Поэтому нормы выражают специфику, своеобразие той культуры, в рамках которой формируются и функционируют. Культуру, которая указывает на стандарты правильного поведения, т. е. на то, что человек должен (или не должен) делать, называют нормативной культурой.

Таким образом, культурная норма является системой поведенческих ожиданий, образцом того, как люди предполагают действовать.

С этой точки зрения нормативная культура – это тщательно разработанная система таких норм и стандартизированных способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Нормы устанавливают и допустимую границу деятельности, выступающую условием принадлежности к группе.

Следовательно, нормы – это средство социальной регуляции поведения индивидов и социальных групп.

Обычаи – это привычные, наиболее удобные и достаточно распространенные способы групповой деятельности, которые рекомендуются выполнять.

К нарушениям социальных обычаев применяются неформальные санкции – замечания, порицания и т. д. Если обычаи переходят от одного поколения к другим, то они приобретают характер традиций.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени.

Как правило, традиции порождают консервативность и вызывают застой в жизни общества. Например, передача власти по наследству в монархиях.

Обряды – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и ценности.

Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни: крещение, помолвку, свадьбу и т. д. Сила и значимость обрядов заключается в их эмоционально-психологическом влиянии на поведение людей.

С обрядами тесно связаны церемонии и ритуалы. Под церемонией понимается определенная последовательность символических действий по поводу какого-либо торжественного события, например, посвящения в студенты. Ритуалы связаны с символическими действиями по отношению к священному или сверхъестественному.

Это, как правило, стилизованный набор слов и жестов, цель которых – вызвать определенные коллективные эмоции и чувства.

Таким образом, культурные элементы образуют ядро социальной культуры как ценностно-нормативной системы поведения людей.

Наряду с основными элементами существуют и другие, выполняющие определенные функции в обществе. В частности, привычки – стереотипы поведения в тех или иных ситуациях; манеры – внешние формы поведения, подлежащие оценке окружающих; этикет – особые формы поведения, принятые в определенных социальных кругах; мода – как проявление индивидуальности и стремления поддержать свой социальный престиж.

Основываясь на анализе основных элементов, составляющих культуру, можно сделать определенные выводы о функциях, выполняемых данным социальным явлением. В социологической литературе выделяются основные функции, выполняемые социальной системой:

1) познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры – практически-преобразовательная;

2) практически-преобразовательная. Призвана организовать, определить содержание и направленность практической деятельности людей;

3) регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое не относят к культуре;

4) коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга. Проблемы понимания получили глубокую разработку в социально-экономических работах представителей герменевтики (от греч. – истолкование, разъяснение). В социологии эти взгляды были развиты и конкретизированы в «понимающей социологии»;

5) функция социализации человека. Социализация является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений . Культура воспитывает ответственность, внутреннее, нравственное ограничение, в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности;

6) гедонистическая. Культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетических и моральных потребностей.

3. Формы культуры

Итак, культура состоит из множества элементов и выполняет в обществе различные функции.

Более того, каждое общество, каждая группа имеют свою уникальную культуру.

Именно в связи с этим в социологической науке актуализируется вопрос о разнообразных формах культуры. В зависимости от того, кто создает культуру, ее разделяют на массовую, элитарную и народную.

Массовая, или общедоступная, культура появилась в середине XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев.

В современной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения науки, искусства, религии и т. п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя.

Важным направлением исследования массовой культуры современной социологией является ее воздействие на становление личности.

Так, австрийский психолог З. Фрейд указывал на то, что при потреблении массовой культуры действуют механизмы внушения и заражения.

Человек как бы перестает быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней.

Предпосылками возникновения массовой культуры были следующие явления: демократизация, индустриализация, развитие средств массовой коммуникации, становление нового типа индустриально-коммерческого производства и распространение стандартизированных духовных благ.

К примерам массовой культуры можно отнести эстрадную музыку.

Она, как правило, имеет достаточно широкую аудиторию, но по сравнению с элитарной культурой обладает меньшей художественной ценностью.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. К ней относят специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут поняты лишь небольшой группой людей, обладающих особой художественной восприимчивостью и называемых в силу этого элитой общества.

Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей – высокообразованные члены общества. Однако часто бывает так, что элитарная культура оказывается лишь временной и преходящей формой эстетического самоутверждения тех или иных общественных групп, выделяющихся по социальному или возрастному признаку. Примером элитарной культуры может служить опера или балет.

Массовая и элитарная формы культуры не являются противоположными друг другу.

Некоторые исследователи считают, что границы между ними весьма подвижны и достаточно условны. Поэтому в современной социологии бытует мнение о необходимости взаимной интеграции этих типов культуры, что оптимизирует процесс культурного производства в обществе.

Весьма специфической областью культуры XX в. является культура народная.

Народная культура разворачивается в социальном пространстве между классической фольклорной традицией, из которой возрастает, и массовой культурой. Изначально народная культура создается анонимными авторами, не имеющими специальной подготовки.

Элементы народной культуры могут быть как индивидуальными, так и групповыми и массовыми.

Диапазон народной культуры очень широк: героический эпос , тосты, сказки, танцы, анекдоты, песни. Отношения массовой и народной культуры весьма противоречивы. С одной стороны, массовая культура навязывает народной определенный образ мышления и выражения, а с другой – сама подпитывается от народной.

Культура функционирует в обществе на различных уровнях в определенных конкретных формах. Для отражения этой конкретной формы бытия в социологии используется понятие субкультуры.

Субкультура – это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или некую социальную группу. Каждое общество создает свою субкультуру.

Следует разделять социальные субкультуры, возникающие как позитивные реакции на социальные и культурные потребности, и субкультуры, являющиеся негативным ответом на существующую социальную структуру и культуру, господствующую в обществе, например, некоторые молодежные культуры.

Современные культуры выглядят как специфический способ дифференциации национальных и региональных культур, в которых наряду с господствующей культурой существует ряд культурных своеобразных образований, по форме и содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции. Например, можно говорить о буддистской, христианской, мусульманской религиях в целом.

Отдельные ветви, направления мировых религий создают свои субкультуры, например, православную, католическую, протестантскую.

Социальной базой для формирования субкультуры могут стать возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения людей и т. п.

Однако существуют такие субкультуры, которые не просто отличаются от доминирующей культуры, но противостоят ей, находятся в конфликте с господствующими ценностями. Они получили название контркультуры.

Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность.

К контркультуре можно отнести молодежную культуру, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением современной культуры.

К ней можно отнести наркотическую культуру, восточную мистику и оккультизм и т. п.

4. Социальная коммуникация

Социальная коммуникация является важным механизмом культуры. Именно этим обуславливается широкий интерес социологов к этому явлению.

В социологии сформировался ряд подходов к определению социальной коммуникации:

1) передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов;

2) процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом;

3) механизм, посредством которого реализуется власть (власть как попытка определить поведение другого человека). Значительный вклад в теоретические разработки социальной коммуникации внес Г. Лассуэл .

Он разработал модель коммуникации, в которой выделил пять элементов:

1) кто – коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение);

2) что – сообщение;

3) как – способ передачи сообщения, канал;

4) кому – аудитория, которой адресуется сообщение;

5) зачем – с каким эффектом, эффективность.

Другим элементом модели Лассуэла была система эффектов, вызываемых влиянием социальных коммуникаций на человека, которые можно также охарактеризовать как функции:

1) поведенческий эффект;

2) оценочные (аксиологические) эффекты;

3) эмоциональный эффект – влияние на страсти человека;

4) познавательный (когнитивный) эффект.

Еще одним направлением социологических разработок социальной коммуникации как явления стало выделение ее видов. Были выработаны различные основания классификации, каждое из которых отражает ту или иную характеристику этого социального явления.

По характеру аудитории:

1) межличностная (индивидуализированная);

2) специализированная (групповая);

3) массовая.

По источнику сообщения:

1) официальная (формальная);

2) неформальная.

По каналу передачи:

1) вербальная;

2) невербальная.

Одним из важнейших элементов социальной коммуникации является социальный стереотип.

Социальный стереотип – это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.

Существование стереотипов может быть частью формирующегося «образа врага». В этом случае они могут навязываться искусственно.

Любые социальные стереотипы имеют как положительные, так и отрицательные характеристики. К положительному значению можно отнести помощь при ориентировании в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления. Отрицательный момент социального стереотипа связан с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами, а также с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.

Массовая коммуникация оказывает сильное влияние на общественное мнение. Общественное мнение – это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности.

Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия, и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т. е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.

Необходимо учитывать, что процесс социальной коммуникации не всегда осуществляется должным образом.

Этому могут препятствовать так называемые «информационные барьеры».

Информационные барьеры – это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.

Можно выделить следующие основные виды информационных барьеров:

1) технические;

2) психофизиологические, связанные со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи;

3) знаковые и смысловые, подразумевающие способность распознавать знаки, знать слова и термины специальных языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте;

4) ситуационные, возникающие в случае неактуальности сообщения для человека в данной ситуации.

Самым ярким и распространенным примером неформальной социальной коммуникации выступает слух.

Слух – это сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.

Возникновение слухов всегда обусловлено рядом объективных и субъективных обстоятельств, которые можно охарактеризовать как факторы распространения слухов. К ним можно отнести:

1) проблемную ситуацию, создающую информационную потребность;

2) неудовлетворительность или отсутствие информации; информационную неопределенность;

3) уровень тревожности индивидов.

В зависимости от сложившихся условий слухи оказывают на сознание людей большее или меньшее влияние, однако отрицать его вообще нельзя, потому что оно всегда существует. Оказываемое влияние может проявляться в различных видах и на различных уровнях:

1) индивидуальный уровень:

а) адаптация к среде;

б) дезинтеграция индивида;

2) групповой уровень:

а) сплочение;

б) разобщение;

3) массовый уровень:

а) изменения общественного мнения и коллективного поведения.

Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.

просмотров