Культурные центры России. Учреждения культуры
Управление культуры администрации города Югорска
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«МиГ»
Проект
«центр национальных культур »
г. Югорск
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
«Центр национальных культур»
Полное название проекта |
«центр национальных культур» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основания для разработки проекта |
Целевая программа «Реализация мероприятий в сфере культуры города Югорска на годы» Постановление администрации города Югорска от 01.01.2001г № 000 «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в городе Югорске на годы» Приказ Управления культуры администрации города Югорска от 29.03.12 №45 «Об утверждении Положения о городском конкурсе инновационных социально-значимых проектов в сфере культуры» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуальность проекта |
1.В г. Югорске идет рост мигрантов; 2.Отсутствие центра по урегулированию вопросов организации в сфере культуры, направленных на достижение практических результатов по сохранению, созданию, распространению и освоению национальных культурных ценностей 3.Имеется недостаток знаний по различного рода вопросам межэтнического взаимодействия, толерантного поведения у населения; |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель и задачи проекта |
Организация сотрудничества учреждения культуры с национально-культурными сообществами города в целях гармонизации межэтнических и межкультурных отношений и укрепления толерантности в городе. 1.Совершенствовать механизм управления национально-культурными сообществами города. 2.Содействовать адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство города, развитию культуры коренного населения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы и сроки реализации проекта |
2012год:
Второй этап Основной – июнь - декабрь; Третий этап Обобщающий – декабрь. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Механизм реализации |
Культурно - досуговые мероприятия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кадровое обеспечение проекта |
Художественный руководитель Режиссер массовых мероприятий Художник – оформитель Руководители клубных формирований |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конечные результаты реализации проекта |
Мероприятия в рамках проекта проводятся на основании плана, утверждаемых муниципальным бюджетным учреждением культуры и согласованных центром национальных культур. Оценка результатов и показателей выполнения основных мероприятий проекта, их эффективность осуществляется в порядке предусмотренными критериями. Для обеспечения анализа эффективности мероприятий проекта, контроля хода его реализации ежеквартально муниципальное учреждение культуры представляет отчет о ходе реализации проекта. В процессе реализации проекта могут проявиться ряд внешних и внутренних рисков. Возможные риски : Последствиями недостаточной координации могут стать: отсутствие единого понимания участниками своей роли в выполнении проекта; С целью минимизации рисков проекта запланированы следующие мероприятия: ежемесячная корректировка по результатам исполнения проекта мероприятий; информационное, организационно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение проводимых мероприятий, освещение в средствах массовой информации процессов и результатов реализации проекта 1. Этапы реализации проекта Решение задач проекта «Центр национальных культур» предполагается осуществлять поэтапно. Ориентировочно можно выделить следующие этапы:
Для эффективной реализации поставленных задач на каждом этапе определяется ведущее направление деятельности при неизбежной взаимосвязи решения второстепенных задач Первый этап предусматривает: Ведущее направление - поиск активных форм включения социума в процесс управления культурной и социальной средой: · актуализация деятельности общественных организации и национальных сообществ; · разработка возможных механизмов для создания центра национальных культур; · поиск и использование пиар-технологий при взаимодействии национальными сообществами в вопросах организации культурного досуга; · привлечения потенциальных возможностей социального партнерства ;ъ · составление единого плана взаимодействия. Второй этап предусматривает: Ведущее направление - формирование культурного наследия через семейные ценности , традиции и национальные праздники · использование имеющихся внутренних резервов национальных традиций и ценностей; · раскрытие творческого потенциала через мероприятия · создание условий для развития и реализации традиции через культурные – досуговые мероприятия · внедрение системы измерений по оценке достижений и участия жителей на основе анкет; · актуализация и организация имеющихся ресурсов для вовлечения жителей в формирование коллективного плана мероприятий через участие в интернет-форумах; Сопутствующая деятельность: · расширение спектра культурно - досуговых услуг; · расширение спектра учреждений города, вовлеченных в партнерские отношения; · эффективное использование базы учреждения культуры для проведения мероприятий с жителями; · формирование у жителей потребности сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей в области народного художественного творчества и культурно - досуговой деятельности. · совершенствование системы управления по организации культурного отдыха жителей; Третий этап предусматривает: Ведущее направление - создание Совета, позволяющего распространить идеи сохранения культурного разнообразия и развития межнациональных связей в сфере культуры на жителей микрорайона, города. · создание оптимальных условий для привлечения потенциальных возможностей социального партнерства учреждений города по формированию межнациональных связей в сфере культуры Сопутствующая деятельность: · создание и применение коллективного «банка идей» в социальном взаимодействии; 2. Мероприятия, проводимые в ходе проекта
3. Ожидаемые результаты реализации проекта 1.Создание Совета самых активных представителей с целью планирования и организации деятельности «Центра национальной культуры», обмена опытом по вопросам организации культурного отдыха. 2.Составление и утверждение единого плана работы. При успешном завершении проекта возможна отработка модели реализации программы культурно - досуговой направленности с последующим тиражированием в соседних городах. Путь к позитивному изменению отношения общества к вопросам межнациональной культуры лежит через осуществление таких проектов, первым шагом которых может быть создание центра национальных культур в городе. 4. Ресурсное обеспечение проекта Кадровые условия: Художественный руководитель; Режиссер массовых мероприятий; Художник – оформитель; Руководители клубных формирований; Приложение 1 Смета расходов на реализацию проекта «Центр национальных культур»
|
Современные культурные центры мало похожи на учреждения клубного плана времён СССР, когда только в участвовало более тринадцати миллионов человек. К тому же дома и дворцы культуры существовали за счёт государства, посещение любых студий и кружков, любого вида художественной самодеятельности было бесплатным, в отличие от того, что происходит теперь. Ни просветительские, ни досуговые задачи перед учреждениями клубного плана РФ чаще всего не стоят.
Терминология
Что такое в понимании современного человека означает культурный центр? Чаще всего этот термин используется, когда хотят обозначить организацию или определённые здания, где сосредоточены, преумножены и продвигаются в жизнь разнообразные ценности окружающего общества, чаще всего из области искусства или культуры. Это может быть общественное художественное объединение или частная инициатива, но чаще всего культурные центры находятся в ведении государства.
Употребление термина
Употребляется этот термин на практике, когда нужно обозначить, к какой именно категории относится объект. Это говорится либо о крупном многофункциональном комплексе, который может охватить одновременно несколько сфер культуры или видов искусства, то есть назвать учреждения и объекты с узкой специализацией этим термином нельзя. Когда традиционная культурная функция учреждения одна - это не центр. Например: библиотека, музей, театр, концертный зал и так далее.
Во втором случае говорят об учреждении культурного плана, которое имеет конфессиональную, национальную, социальную ориентацию. Например, Русский культурный центр в государстве Монако, который основан не так давно, посредством библиотеки, детской школы, языковых курсов и Русского клуба не только поддерживает родную среди русскоговорящих людей близлежащих территорий, но и знакомит коренных жителей Монако с многообразием российских реалий.
Разнообразие форм
Пролучается, что границы, в которых используется этот термин, достаточно размыты. С одной стороны, он близок к традиционной форме института, который представляют Народный клуб, Дворец или Дом культуры. А с другой стороны, это такие разновидности общественных организаций , как национальные объединения или арт-центры.
Это могут быть и выставочные галереи, библиотеки и концертные залы, если там проводится и всяческая просветительская, и образовательная работа , то есть если эти организации широкого профиля, где сотрудничают культура и наука.
Характерные черты
Тем не менее одна важная черта учреждения культуры должна присутствовать в обязательном порядке, независимо от его типа - это некоммерческая основа деятельности. А также пропаганда культуры многостороннего и комплексного характера. Если говорят о городе, например, что Санкт-Петербург - важный промышленный, транспортный и культурный центр, то это не обозначает отдельного учреждения.
Также можно сказать об отличительной черте определённого района, то есть этот же термин, только в "градостроительном" употреблении. Например, есть в городе место, где сосредоточились все театры, концертные залы, библиотеки, стадионы и даже зоопарк. Может быть, так сложилось исторически, но вполне вероятно, что это замысел "отцов города".
Надо признать, многие современные города строятся по этому принципу: инфраструктура - детские сады, школы, больницы, скверы и парки в отдалённых микрорайонах присутствуют, а здания культурного предназначения вынесены за их пределы. Вот эту зону, где они сосредоточены, вполне можно назвать культурным центром города. И это будет уже следующее значение.
В 2008 году при Министерстве культуры разрабатывались варианты планировки культурных центров , с тем чтобы оптимально соотнести их наполняемость и затраты. Также составлен и график создания таких учреждений в малых городах страны. В Москве был создан в количестве пятидесяти человек, среди которых присутствовали журналисты, архитекторы, музейные работники, писатели, художники. Обсуждался богатый опыт советского времени, когда учреждения культуры присутствовали даже в самых маленьких посёлках и были чрезвычайно функциональны.
В каждом были разнообразные детские кружки и студии, хоры, народные театры , клубы по интересам, периодически проводились всевозможные массовые мероприятия, смотры художественной самодеятельности. При строительстве культурных центров этот опыт должен был учитываться. В 2015 году около пятидесяти таких учреждений должны были уже открыться.
Клуб или Дом культуры
В СССР каждый Дом или Дворец культуры обязательно был центром просветительской и культурно-массовой работы. Классификация таких учреждений была следующей: территориальные клубы и дома культуры под эгидой Министерства культуры; ведомственные - под управлением профсоюза предприятия, учебного заведения , учреждения и так далее; клубы для интеллигенции: Дом учителя, Дом писателя, Дом архитектора, Дом художника и другие; Дом культуры отдельного совхоза или колхоза; Дом офицеров; Дом народного творчества ; Дворец для пионеров и школьников.
Клубные учреждения других стран
Страны бывшего СССР и Варшавского договора, как и РФ, сейчас отходят от названий советского времени. теперь называют пышно: Концерт-холл или же культурный центр. Однако во многих местах старые наименования остаются в силу традиций. Помимо соцстран, аналогичные учреждения (и не по названию, а по самой сути) существуют во многих капиталистических странах давно и функционируют успешно.
Очень много домов культуры в Латинской Америке (они так и называются - Centro cultural), в Испании. Чрезвычайно развиты народное творчество и общественная деятельность в Германии, например, в Доме культуры народов мира в Берлине проходят концерты, спектакли, фестивали, выставки, и все эти массовые мероприятия готовятся при поддержке правительства, но на общественных началах. Во Франции и в Канаде учреждения клубного плана и называются домами культуры (Maison de la Culture), и деятельность их абсолютно сходна с клубами нашей страны советского времени. В одном только Монреале таких домов культуры двенадцать.
Аркаим
На всей территории России всегда существовали культурные центры, а в настоящее время создаются новые: парки с природно-ландшафтной тематикой, а также с исторической и археологической. В стране множество мест, где изучаются такие отдалённые времена, о которых даже фольклор уже ничего не помнит.
Очень популярны становятся центры, где взаимодействуют культура и наука, например, такого плана город Аркаим (Челябинская область), где были обнаружены две с виду непримечательные сопки, которыми заинтересовались археологи. Это открытие стало сенсационным.
Сначала туда стекались представители всевозможных эзотерических групп, затем изучение местности перешло под крыло государства, и был образован заповедник. Кстати, он там не один: "Страна городов" Южного Урала насчитывает двадцать четыре таких места, где культурный центр - город.
Экспериментальная площадка, с которой начинал обустраиваться заповедник, постепенно раскрывала ряд древних жилищ семнадцатого века до нашей эры. Сначала реконструирование коснулось одного из них, и выполняли это без современных инструментов, пользуясь только теми, которые сделаны в точности, как образцы бронзового века , найденные при раскопках.
Так родился культурно-исторический центр, названный Музеем древних производств. Туристы могут не только смотреть строения возраста пирамид, но и принимать участие как в экспериментах, так и в самом строительстве, в реконструкции жилищ. Только здесь более черытёхсот интереснейших можно приобщиться к культуре разных эпох.
Татарское городище
Учреждения культуры имеют множество видов: это и библиотеки, и музеи, и театры, дома культуры и дворцы. А бывают сложные, синкретического плана, такие как НОКЦ на окраине Ставрополя. Базой ему послужили "Татарское городище", краеведческий музей и местный университет. Культурные центры объединились, чтобы научная работа , охранная и музейная (экспозиционная) сочетались с культурно-развлекательной и просветительской деятельностью на территории этого археологического палеоландшафтного парка.
Это очень сложный, можно сказать - многослойный памятник, действовавший в четырёх исторических периодах : хазарском, сарматском, скифском и кобанском. Культурные центры России почти нигде не имеют настолько хорошо сохранившихся фортификационных, культовых сооружений, с системами дорог, могильников и ещё многих объектов, по которым можно проследить разные стороны жизни наших очень далёких предков - от восьмого века до нашей эры. Это и развалины древних стен, усыпанные многовековыми черепками кувшинов и горшков, золой костров и очагов, которые погасли сотни и сотни лет назад.
Перспективы
Сохранение и использование археологического наследия, как правило, проходит посредством создания на базе музеев под открытым небом таких комплексов, которые объединят научную, просветительскую и множество развлекательных видов деятельности, поэтому сейчас открыты и готовятся к открытию очень многие культурные центры историко-культурного направления.
В малых городах базой для их функционирования может стать любое сообщество краеведов при поддержке местной администрации. Даже дом культуры может стать отправной точкой для создания центра по изучению исторического наследия региона. Дорогу осилит идущий, поэтому всемерно нужно помогать энтузиастам, начинающим этот путь. Практически все успешные предприятия начинаются с малого, здесь можно вспомнить музей техники находящийся в Подмосковье. Учреждения культуры должны пользоваться всемерной поддержкой государства.
Проблемы развития малых городов
Правительство заинтересовано в создании новых объектов образовательного и развлекательного плана в виде историко-культурных центров в малых городах России. В материалы правительства ещё в 2013 году внесены формулировки, обозначающие цели для такой работы.
Культурные центры России располагаются очень неравномерно. Больше всего их скоплений в больших городах . Поэтому возникает диспропорция в количестве, качестве и разнообразии культурных услуг, которые получают граждане на территории страны. Культурные центры Москвы или Петербурга не могут сравниваться по этим параметрам с услугами, предложенными жителям отдалённых небольших населённых пунктов. А создавать новые возможности для творчества, самореализации, физического развития , духовного обогащения нужно всем без исключения.
На территории России проживают многие десятки разных народностей, и культурные центры могут содействовать полноценному культурному обмену между соседствующими национальностями. Качество жизни при хорошей работе объединяющих многофункциональных центров поспособствует повышению качества жизни населения, независимо от места жительства. Также этот путь поможет развитию инфраструктуры посёлка или города, даже создаст новые рабочие места. Отток населения из малых городов будет предотвращён.
Тип неправительственная организация Го … Википедия
Дом культуры Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе … Википедия
Координаты: 40°23′43″ с. ш. 49°52′56″ в. д. / 40.395278° с. ш. 49.882222° в. д. … Википедия
Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне … Википедия
Для термина «Бхактиведанта» см. другие значения. Индуитский храм Культурный центр Бхактиведанты Bhaktivedanta Cultural Center Страна США … Википедия
Здание Культурный центр Чикаго Chicago Cultural Center … Википедия
Казино Росс, 2010. Казино Росс (исп. Casino Agustín Ross Edwards) историческое здание казин … Википедия
Открылся в 1990 премьерой второй редакции пьесы Ж. Жене «Служанки» (первая была поставлена в театре в 1988), но фактически существовал задолго до этого: Р.Г. Виктюк ставил спектакли на разных сценах, сотрудничая с, и др. Постановочное… … Москва (энциклопедия)
Культурный центр Арабский культурный центр Страна … Википедия
Культурный центр «Родина», Элиста, Калмыкия … Википедия
Книги
- Образование. Историко-культурный феномен , Е. П. Белозерцев. Настоящий курс лекций вводит читателя в историческую, общекультурную, научную дискуссию об образовании в целом, о русской школе и путях ее развития. Курс лекций предназначается для студентов…
- Культура образа. Кросс-культурный анализ образа сознания , Сидорова Варвара Владимировна. Что для русского и для японца "вкусный ужин" и"справедливость"?Почему в Японии больше развита эстетика, нежели философия? Что такое образ сознания, и как он зависит от той или иной культуры?…
- Иммигранты и наркотики (демографический, статистический и культурный анализ) , Резник Александр, Израйловиц Ричард. Книга посвящена изучению проблемы употребления наркотиков русскоязычными иммигрантами в Израиле. Основу данной книги составили результаты исследований, выполненные в рамках ряда международных…
Этнокультурный центр - центр традиционной культуры народов России должен формировать свой положительный образ , привлекая на свою сторону общественное мнение. Формированию положительного имиджа могут способствовать учреждение премий и призов для организаций и граждан, поддерживающих учреждение, а также установление партнерских связей и отношений с различными социальными, политическими и иными организациями. Сегодня культурно-досуговое учреждение остается массовым и доступным средством приобщения людей к культуре, развития их духовного потенциала, центром организации праздников, сохранения собственной народной культуры . Приоритетным направлением в деятельности центра должно стать развитие межнациональных отношений, культурного взаимообмена не только в России, но и за ее пределами на международном уровне. Участие коллективов народного творчества центров в республиканских, межрегиональных, всероссийских, международных фестивалях, праздниках позволяет не только демонстрировать богатство, уникальность и разнообразие культуры народов России, но и способствует развитию культурного обмена, сохранению дружеских отношений, межнациональному сотрудничеству, становлению и укреплению положительного имиджа культурной деятельности всего общества. В этой связи этнокультурные учреждения могут использовать различный арсенал профессиональных форм культурной работы, например, создать Галерею национального костюма с постоянно действующим лекторием, где будут собраны образцы национальной одежды народов России; проводить фотовыставки народного костюма ; организовать мастерскую по пошиву дагестанского национального костюма, головных уборов, обуви, изготовлению украшений и т.д., где будут шить костюмы не только для фольклорных творческих коллективов района, но и для жителей села, что позволит привлечь детей и молодежь к изучению исконных ремесел, традиций декоративно- прикладного искусства, послужит сохранению народного костюма, культурному развитию села; организовать кружки, школы художественного мастерства под руководством опытных мастеров для обучения молодежи в целях сохранения, популяризации традиционных народных художественных промыслов в местах бытования тех или иных видов традиционных народных ремесел; создать мастерские по изготовлению музыкальных инструментов , обучение этому искусству детей и молодежи послужит сохранению преемственности поколений с экспозицией народных музыкальных инструментов, где можно проводить мастер- классы с участием мастеров-изготовителей, известных музыкантов, владеющих секретами инструментального мастерства и игры на них и мн.др.; создание культурного проекта «Книги - культурная память», что поможет сохранить историю и традиции села, память о народе, о личностях, прославивших свое село, оставивших след в российской культуре, пробудить интерес и желание изучать многонациональную культуру народов России. Эта деятельность будет служить патриотическому воспитанию, формированию высоких нравственных критериев и эстетических вкусов, утверждению общечеловеческих моральных ценностей, объединению поколений, будет способствовать вовлечение подрастающего поколения в работу по сбору материала об истории села, его прошлом и настоящем, носителях народных традиций, мастерах декоративно- прикладного искусства , которые являются достоянием национальной культуры, а также произведений устного народного творчества (легенд, поговорок, притч, сказаний и др.). Проведение праздников дружбы, народного костюма, национального инструмента, ремесел и народных промыслов «Сельское подворье», «Песни и танцы моего народа» и других традиционных праздников, фестивалей с участием выходцев из села и мн.др., может иметь также туристическую привлекательность, стать объектами знакомства с этнокультурой, природных достопримечательностей села, района. Реализация таких художественно-творческих проектов будет способствовать сохранению традиционного художественного наследия народов, развитию этнотуризма. Культурный туризм в свою очередь станет мощным рычагом в финансовой поддержке художественного наследия, стимулом развития народных ремесел и промыслов, даст новый импульс для сохранения фольклорных коллективов, т.к. выступления фольклорных коллективов, демонстрация уникальной этнокультуры являются одними из пунктов привлечения туристов.
Этнокультурные центры - культурно-досуговые учреждения призваны осуществлять: информационное обеспечение, координацию творческой деятельности, обогащение межмуниципального и межнационального культурного диалога, путем проведение мероприятий в рамках культурного обмена (фестивали, гастроли творческих коллективов по селам, соседним районам, городам, выставки и т.д.), систематическое изучение социокультурных проблем, вопросов востребованности культурно- досуговых услуг населением, состояния деятельности культурно-досуговых учреждений села, района. Работникам культуры необходимо улучшать качество деятельности культурно-досуговых учреждений, как центров межнационального культурного сотрудничества народов России, привлекать и развивать культурный потенциал населения, создавая позитивный имидж своего села, народа.
Примером такого этнокультурного центра является Волгоградска региональная общественная организация казачий этнокультурный комплекс "Наследие".
Цель работы этого этнокультурного центра заключаются в:
- - Сохранение и возрождение традиционной национальной культуры;
- - Объединение казачьей молодежи;
- - Культурно-позновательная деятельность. Организация отдыха;
- - Воспитание и развите эстетических, морально-нравственных и духовных качеств, путем приобщения к казачьей культуре;
- - Просвещение в области истории, православия, национального языка "Гутора", культуры и традиций казаков:
- - Создание условий для физического и волевого развития личности.
Направления деятельности:
-
А) просветительский центр:
- - Православие;
- - История;
- - Этнография;
- - Этнолингвистика;
- - Фольклор;
-
Б) военно-спортивный центр:
- - Паращютная подготовка;
- - Туристическая школа;
- - Основы самбо, рукопашного боя
- - военно-тактическая подготовка.
-
В) фольклорно-этнографическая студия:
- - Реконструкция казачьих обрядов;
- - Изучение певческих традиций казаков;
- - Бытовая хареография;
- - Фольклорный теотр;
- - Фольклорный ансамбль.
-
Г) центр дизайна и прикладного творчества:
- - Изготовление тематической сувенирной продукции, предметов быта;
- - Изготовление украшений;
- - Тряпичная кукла.
-
Д) центр традиционной казачьей одежды:
- - История казачьего костюма;
- - Пошив национальной одежды казаков, а так же ее трансформация в современные условия (показ моделей, пошив. реализация).
Кроме русских национальных организаций многочисленными и наиболее активными общественными объединениями региона являются: немецкие, татарские, армянские, чеченские, еврейские, дагестанские, украинские, казахские, корейские и др.
Культурная автономия немцев была образована в 1997 году. Ее создание стало итогом десятилетнего развития движения российских немцев в Волгоградской области. Объединившись в национально-культурную автономию, российские немцы при поддержке областной и муниципальных администраций стали уделять основное внимание развитию национальной культуры и языка и, особенно на территории районов компактного проживания немцев. Был открыт немецкий национально-культурный центр в г. Камышине, в школах создавались классы и факультативы с углубленным изучением немецкого языка, национальные художественные коллективы. Традиционным стало проведение праздников немецкой культуры. Хорошей базой для этого стал Государственный историко-этнографический музей-заповедник «Старая Сарепта» в Красноармейской районе г. Волгограда, который является воплощением живой истории немцев-колонистов Поволжья. Здесь функционирует центр немецкой культуры, воскресная школа для взрослых, другие программы.
Региональная национально-культурная автономия татар Волгограда и Волгоградской области образована в 1999 году. Эта организация ведет активную работу по развитию культурных традиций татарского народа, по организации национальных праздников - Сабантуй, Курбан-Байрам, Рамазан.
Региональная национально-культурная автономия граждан украинской национальности Волгоградской области учреждена в 2002 году. Организация создана для объединения усилий украинцев в целях сохранения и развития украинской культуры , языка, защиты прав и интересов своих членов, установления реального равноправия украинцев с населением коренной национальности, укрепления дружбы между нациями.
Волгоградская региональная общественная организация «Казахстан» создана в 2000 году, представляет интересы свыше 50 тыс. казахов области, проживающих компактно в Палласовском, Старополтавском, Николаевском, Ленинском и Быковском районах. Цель организации: защита гражданских, экономических и культурных прав и свобод лиц казахской национальности, проживающих в области. Организация развивает культурные традиции казахов, обратившихся за помощью в решении социально-бытовых проблем, поддерживает казахских студентов, ведет среди них культурно-массовую работу. Организация контактирует с представительством Республики Казахстан в г. Астрахани. В 2011 году создана и уже активно действует Некоммерческая организация Благотворительный фонд «Наследие Казахстана»
Волгоградская областная общественная организация «Армянская община» создана 1997 году. Основными целями организации являются защита гражданских, экономических, социальных и культурных прав граждан, а также сохранение и изучение культурного и исторического наследия армян. При содействии армянских организаций области в г. Волгограде построен Храм Святого Георгия. Ведется активная социально-благотворительная деятельность. В 2007 г. создано региональное отделение общероссийской организации «Союз армян России». Работа этих организаций вносит значительный вклад в поддержание традиций и обычаев армянского народа в Волгоградской области, сохранение межнационального мира и согласия, укрепление культурных и экономических связей между Волгоградской областью и Республикой Армения.
Волгоградская городская общественная благотворительная организация «Еврейский общинный центр» была создана в 1999 году для сохранения и распространения традиций, этнокультурного и религиозного наследия еврейского народа, удовлетворения общественной потребности в благотворительности и милосердии. Еврейский общинный центр является учредителем образовательных учреждений - СОШ «Ор Авнер» и детского сада «Ган Геула». Центр проводит большую культурную работу. Организация пропагандирует свою работу в газете «Шофар Поволжья».
Волгоградская региональная общественная организация «Дагестан» зарегистрирована в 1999 году. Основной целью организации является реализация и защита гражданских, экономических, социальных и культурных свобод граждан РФ - представителей народов Дагестана, проживающих на территории Волгоградской области. Дагестанская община особое внимание уделяет религиозным праздникам. По инициативе этой организации проводятся соревнования по волейболу и мини-футболу, в которых участвуют команды разных возрастов из представителей различных национальностей. Традиционным массовым культурным мероприятием стало проведение в январе большого концерта в Центральном концертном зале г. Волгограда, посвященное Дню образования Республики Дагестан.
Корейцы начали объединяться в нашем регионе в 2001 г., когда была создана Национально-культурная автономия корейцев г. Волгограда, основной задачей ее является возрождение языка, культурных традиций и обычаев среди корейской молодежи. Большинство корейцев занимается выращиванием овощных и бахчевых культур, а также производством и реализацией корейских салатов. По инициативе организации несколько лет проводился День независимости Кореи, когда в Волгограде проходил областной фестиваль корейской культуры с приглашением профессиональных артистов. Сейчас в г. Волгограде осуществляют свою деятельность Волгоградская региональная общественная организация «Центр взаимопомощи корейцев» и Волгоградская региональная общественная организация «Ассоциация Волгоградских корейцев».
Официально зарегистрированные национальные объединения осуществляют на территории Волгоградской области широкую деятельность, имеющую ряд основных направлений.
Во-первых, это организационное направление: объединение представителей того или иного этноса в рамках одного сообщества, выделение руководящего аппарата, осуществляющего координацию деятельности членов общины и налаживающего взаимодействие с органами власти другими национальными организациями. Во многом благодаря этому сотрудничеству в регионе удается поддерживать благоприятную, мирную обстановку в сфере межнациональных отношений и национальной безопасности.
Во-вторых, социальное направление: помощь представителям своего этноса в трудных жизненных ситуациях , экономическая поддержка, ускорение адаптации мигрантов, временно находящихся или проживающих на территории Волгоградской области, благотворительная помощь.
В-третьих, это правозащитное направление: оказание юридической поддержки, помощь в оформлении и сборе документов, содействие в получении гражданства.
В-четвертых, образовательное и культурное, ориентированное на сохранение и поддержание традиций, самобытности, языка данной этнической общности. Во многом, данная деятельность направлена не только на сохранение собственных традиций, но и на межкультурный обмен, развитие толерантности в обществе.
Безусловно, все перечисленные направления деятельности национальных общественных организаций носят созидательный характер и способствуют стабилизации обстановки в регионе, развитию толерантности, сохранению культурного богатства и разнообразия Волгоградской области
Результаты проведения данных мероприятий объективно способствуют формированию позитивного имиджа соответствующих национальных общин в общественном мнении населения региона. Каждая из организаций объединяет достаточно большое количество жителей Волгоградской области различной национальности. Национальные общественные организации Волгоградской области являются значимым фактором , оказывающим существенное влияние на социально-политическую ситуацию в регионе. Необходимо отметить, что в проведении вышеназванных мероприятий принимали участие кроме непосредственных организаторов, граждане различных национальностей, представляющие актив соответствующих общественных объединений. Данная тенденция в деятельности НОО свидетельствует об их заинтересованности в укреплении межнационального мира и согласия, повышении уровня межэтнической толерантности, развитии взаимопонимания между жителями Волгоградской области различных национальностей.
И так сделаем вывод: традиционная культура этносов, благодаря своим важнейшим характеристикам, обладает непреходящим общечеловеческим значением. В деятельности этнокультурных центров она закрепляет наиболее значимые материальные и духовные достижения народов, выступает хранителем их духовно-нравственного опыта, их исторической памятью.
В этнической культуре традиционные ценности содержат мысли, знания, понимание жизни в единстве с народным опытом, настроем, целевыми устремлениями. Отличительной чертой этнической культуры как механизма, осуществляющего процесс накопления и воспроизводства общечеловеческих ценностей, является то, что она опирается не на силу закона, а на общественное мнение, массовые привычки, общепринятый вкус.
Дмитриева И.В., к.и.н.
В статье предпринята попытка сопоставить существующие в настоящее время в Москве национальные культурные организации с их прототипами, действовавшими в первые десятилетия ХХ века, описаны основные функции и некоторые достижения, к которым они пришли за время своей деятельности.
Ключевые слова: культурный центр, Московский Дом Национальностей, национальные меньшинства, толерантность.
Москва сохранила и продолжила вековые традиции города межкультурного взаимодействия, что создало неповторимую московскую культурную среду , атмосферу межнационального доверия .
Одним из видов сервисной деятельности среди представителей различных национальностей, проживающих на территории Российской Федерации, и в частности в Москве и Московской области, остается организация добровольных обществ, направленных на сохранение и развитие культуры различных народов, ознакомление с их культурой представителей инонационального окружения, облегчение процесса аккультурации и интеграции и т.д.
С распадом Советского Союза и усилением роли этнокультурного самоопределения в Москве появилось большое количество различных обществ, организаций, центров, общин и т.д., целью которых стало продвижение культуры отдельных народов. В настоящее время таких обществ более 40. Остановимся на примере отдельных организаций, которые образовались в 1990-е годы и, углубившись в историю, проследим историю существования их прототипов в Москве и области в первой трети ХХ века.
Долгие годы в Москве успешно действует Московский Дом Национальностей (МДН). Идея создания Московского дома национальностей принадлежит мэру Юрию Лужкову. В конце 1990-х годов было принято решение отдать Московскому дому национальностей особняк князей Куракиных, находящийся на Новой Басманной улице, 4.
В МДН свободно реализуют свои этнокультурные интересы представители национальных общин и организаций, функционирующих в Москве. Здесь представлено более 100 аккредитованных национальных общественных организаций, которые выразили желание работать под эгидой правительства Москвы. Работа, проводимая в МДН, направлена на межнациональное согласие, поддержание стабильности, воспитание чувства толерантности . Организация и проведение международных и национальных фестивалей и конкурсов — одно из важнейших направлений деятельности Дома.
Практически все общества и организации ставят перед собой следующие цели и задачи: способствование развитию национальной культуры; изучение истории и освоение культурного наследия народов России; реставрация и сохранение памятников, имеющих историческое значение ; сохранение национальных языков и обычаев; взаимопомощь; отстаивание прав и интересов человека в правительстве и общественных организациях; содействие улучшению в межнациональных отношений в Москве; налаживание отношений с другими общественными организациями; творческие, культурные связи , образование. Кроме того, ведется работа по ознакомлению россиян с достижениями национальных культур в различных областях материальной и духовной жизни и содействию развитию дружественных связей между народами, расширению всестороннего экономического и культурного сотрудничества стран.
Так, «Московское общество греков» было образовано в 1989 г. для зарегистрированн ых переписью населения 1989 г. в Москве трем с половиной тысячам жителей греческой национальности, занимающим среди москвичей 20-е место по численности . В рамках общества работают музыкально-хорео графический детский и юношеский коллектив «Энноси» и детский хор . Родной язык изучается в средней общеобразователь ной школе № 551 с греческим этнокультурным компонентом, а также в воскресной школе при Храме Всех Святых на Куликах.
Интересно, что Эллинское культурно-просве тительное общество греческих граждан, проживающих в Москве и Московской губернии, предполагалось организовать еще в 1923 г. В управление Московского Совета было направлено соответствующее заявление греческих граждан и проект устава общества. Однако, подотдел балканских стран Отдела Запада НКИД 7 февраля 1923 г. отказал инициаторам в реализации их проекта «в виду отсутствия достаточных оснований и не признавая деятельность общества полезной с политической стороны» . Очевидно, численность представителей греческой диаспоры и ориентация на активизацию исключительно политических, точнее, коммунистических организаций , послужила главной причиной такого отношения власти к гражданской самодеятельности.
Обратимся к другому примеру. Региональная общественная организация «Землячество крымских татар» была зарегистрирована Минюстом РФ в 1998 г. . Перепись крымских татар, проведенная специально для них Госкомстатом СССР в январе 1991 г., показала, что в Москве в то время проживало 397 человек, назвавшихся крымскими татарами.
Все московские крымские татары были оповещены об организации общества. Поэтому все, кто хотел, приходили на тематические собрания, проводимые его правлением. Помимо собраний землячество организовывало массовые мероприятия, приуроченные либо к национальному дню траура 18 мая, либо к национальным праздникам (например, Курбан-байрам), где с помощью спонсоров устраиваются угощения и концерты, на которые приглашаются артисты из Крыма. Общество имеет свой печатный орган — «Бюллетень Землячества крымских татар», который издается хотя и нерегулярно, но по мере возможности, освещая внутреннюю жизнь московской диаспоры крымских татар.
Как известно, татары – второй по численности после русских народ РФ. Татарская культура имеет богатое культурное наследие, а татарская интеллигенция всегда отличалась активной гражданской позицией. Показательно, что в начале ХХ века татары составляли наиболее крупное этнокультурное меньшинство, проживавшее в Москве и на периферии. Многочисленные клубы и красные уголки для татар располагались в Подольске, Касимове ( Твери?- наверно, это перечисление, т.к. Касимов сейчас в Рязанской обл. и не был Тверью ), Мытищах и, конечно, в Москве. Положение их в большинстве случаев было неудовлетворител ьное – нехватка или полное отсутствие помещений, недостаточное финансирование, ограниченное количество кадров . Все это ограничивало возможности национальных клубов, хотя в те годы они имели те же функции, что и аналогичные общества в конце ХХ века: включали ликбезы и национальные классы, многочисленные кружки, библиотеки, представляли интересы представителей национальных меньшинств на производстве.
28 августа 1924 г. по инициативе подотдела нацменьшинств МК РКП(б) и МОНО был открыт Московский губернский центральный татарский рабочий клуб им. Ямашева. За первый год своей работы клуб распространил свою деятельность по губернии и установил связь с районами, выезжая туда как для постановок, так и с докладами и консультациями руководства. Членами клуба состояли 582 человека от 18 до 35 лет. Работа носила главным образом агитационный и показательный характер, чем объясняется наиболее интенсивная работа художественных кружков, частое устройство спектаклей и концертов. Среди них – драматический, хоровой, изобразительного искусства , музыкальный и физкультурный, литературный, научно-техническ ий и естественнонаучн ый, а также кружки ликвидации безграмотности и политический. Кроме того, были организованы женский и детский кружки. Клуб за первый год деятельности смог охватить культурно-просве тительной работой треть проживающих на территории Московской губернии татар, что составило около 2 тыс.чел., однако в отчетах отмечается недостаточный охват такой работой трудящихся татар Москвы и Московской губернии .
Еще одним центром работы среди татар Москвы стал татарский Дом просвещения, существовавший в 1930-е гг. Кроме пункта ликвидации безграмотности и библиотеки, при нем работал детский сад . Драмкружок Дома просвещения своей работой охватывал фабрики и заводы области. Однако помещения Дома просвещения часто использовались не по назначению (например, под проживание рабочих и служащих). Среди недостатков контролирующие органы, призванные нацеливать любые общественные структуры на решение актуальных социально-эконом ических задач и идеологизацию любой деятельности, отмечали отсутствие ударничества и методов соцсоревнования, что позволяло дать неудовлетворител ьную оценку работе Дома .
О культурно-просве тительской работе среди цыган в начале века имеются весьма скудные сведения, относящиеся главным образом к Москве. Здесь имелся цыганский клуб с функционирующими при нем кружками (хоровым, кройки и шитья, драматическим, ликбез и политическим). Посещаемость кружков была весьма слабой, возможно, из-за плохого помещения .
В 1931 г. в Москве при Наркомпросе была организована цыганская студия-театр «Ромэн». В ее состав входил, в основном, «цыганский молодняк», многие из студийцев – бывшие кочевники. Помещением цыганская студия обеспечена не была и работала в помещении Латышского клуба . В дальнейшем «Ромэн» получил статус Государственного цыганского театра и вел работу как культурный центр, руководя на периферии самодеятельными кружками . Театр «Ромэн» успешно ведет свою работу и поныне.
В начале 1990-х гг. в Москве было организовано цыганское культурно-просве тительное общество «Романо кхер» . При нем организованы детские ансамбли «Гилори», «Лулуди», «Ягори», вокально-хореогр афический коллектив «Цыгане России». В детских ансамблях кроме хореографических и вокальных занятий изучаются язык, история и культура цыган.
Ансамбль «Гилори» («Песенка») – квалифицированны й коллектив, состоящий из 20-ти ребят в возрасте от 6-ти до 15-ти лет, добившийся довольно высокого уровня исполнительства в сфере национального вокального и хореографическог о искусства. Об этом свидетельствует полученное им в 1992 г. звание лауреата международного фестиваля цыганского искусства в Польше .
Достаточно активно проявляла себя и еврейская общественность столицы. С марта 1918 года в Москве функционировало «Временное организованное бюро Геховера». Организация «Геховер» являлась союзом сионистской учащейся молодежи (основана в 1912 г., просуществовала до слияния в 1924 г. с аналогичной организацией в единое Всероссийское общество сионистской молодежи), занималось культурно-самооб разовательной работой и имело организованные ячейки во многих городах России. Общество издавало информационный листок «Известия временного организованного бюро Геховера», снабжало литературой по сионистским и общееврейским вопросам местные кружки, рассылало инструкторов для организации новых пунктов. Располагалось бюро по адресу: Чистые пруды, д. 13, кв. 11. .
В настоящее время в Москве действует Региональная еврейская национально-куль турная автономия г. Москвы «МЕНКА». Своими функциями она считает «культуру, просвещение и межкультурный диалог» .
Многие национальные общества в столице Российской Федерации мечтают об открытии своих национальных школ и детских садов. Особенно активно эта работа проводилась с 1990 г. Так, в помещении школы № 1241 Центрального округа Москвы (станция метро «Улица 1905 года») работает экспериментальна я многонациональна я школа на 20 отделений.
С переходом школы к полной пятидневной школе был введен так называемый национальный цикл знаний. В него входят родной язык, фольклор, народный эпос, родная литература , история, культура народа, национальные песни , танцы, музыка, изобразительное, декоративно-прик ладное искусство, народные ремесла и промыслы, шитье, вышивание, приготовление национальных блюд , народные обычаи и ритуалы, национальный этикет, национальные игры и виды спорта. Как видно из перечисленного, школа охватывает практически весь спектр составляющих национальной культуры.
Рассмотренные национальные организации являются лишь малой частью той большой сети национальных обществ, которые ведут активную и плодотворную деятельность на территории Российской Федерации, и в частности, Москвы и Московской области. Вся их работа направлена на межнациональное согласие, поддержание стабильности, воспитание чувства толерантности. Основной, а чаще всего и единственный источник финансовых поступлений обществ – членские взносы. Между тем, каждое общество – юридическое лицо и имеет возможность открыть свой счет в банке .
Главными задачами московских этнокультурных организаций является сохранение в городе межнационального мира и согласия. К сожалению, в последние годы часто появляются газетные материалы и телевизионные передачи, в которых безответственные журналисты подогревают межэтническую напряженность, этническую и религиозную нетерпимость. Московский Дом Национальностей с самого начала своей деятельности совместно с другими общественными организациями обращает внимание властей города на недопустимость подобных случаев, способствует противодействию дестабилизации общественного порядка. Благодаря принципиальной позиции Правительства Москвы и национально-куль турных объединений в городе удается сохранять мир и согласие. Исторический опыт этнокультурных общественных организаций показывает, что целенаправленное использование огромного культурного потенциала и навыков толерантного поведения составляет важную основу социальной политики органов власти таких крупных мегаполисов, как Москва.
Источники и литература
1. Бекмаханова Н.Е. Казахская культурно-национ альная автономия Москвы в 1990-е гг. // Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX-ХХ вв. Сборник статей. М.: РАН. Институт Российской Истории, 2001.
2. Бриль М. Трудящиеся цыгане в ряды строителей социализма // Революция и национальность. 1932. Июль. № 7(28).
3. ГА РФ. Ф. 10121. Оп. 1. Д. 128.
4. ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 123. Д. 94.
5. ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 131. Д. 6.
6. ГА РФ. Ф. 1318. Оп. 1. Д. 1268.
7. ГА РФ. Ф. 3316. Оп. 13. Д. 27.
8. Попова Е., Бриль М. Цыгане в Союзе ССР // Советское строительство. 1932. Февраль. № 2(67).
9. ЦГАМО. Ф. 966. Оп. 3. Д. 334.
11. URL: http://www.mdn.r u/
12. URL: http://www.mdn.r u/information/se ctions/Evrei1/ . Дата обращения: 12.12.2009.
13. URL: http://www.mdn.r u/information/se ctions/Greki1/ . Дата обращения: 12.12.2009.