История и традиции армянского народа с древних времен до современности. Когда армяне приняли христианство
Общепринятой исторической датой провозглашения христианства как «Государственной и единственной религии Армении» считается 301 год. Первостепенную роль в этом величайшем для армян событии сыграли святой Григорий Просветитель, ставший первым первоиерархом государственной Армянской Церкви (302—326), и царь Великой Армении святой Трдат III Великий (287—330), который до своего обращения был жесточайшим гонителем христианства.
Согласно сочинениям армянских историков V века, в 287 году Трдат прибыл в Армению в сопровождении римских легионов, чтобы вернуть отцовский престол. В поместье Ериза, гавара Екегеац, при совершении царём обряда жертвоприношения в капище языческой богини Анаит, Григорий, один из сподвижников царя, как христианин отказывается принести жертву идолу. Тогда же открывается, что Григорий является сыном Анака, убийцы отца Трдата царя Хосрова II. За эти «преступления» Григория заключают в Арташатскую темницу, предназначенную для смертников. В тот же год царь издаёт два указа: в первом из них повелевается арестовывать всех находящихся в пределах Армении христиан с конфискацией их имущества, а во втором — предавать смертной казни укрывающих христиан. Эти указы показывают, насколько опасным считалось христианство для государства.
Церковь святой Гаянэ. Вагаршапат
Церковь святой Рипсимэ. Вагаршапат
Принятие христианства Арменией теснейшим образом связывается с мученической смертью святых дев Рипсимеянок. Согласно преданию, группа девушек-христианок родом из Рима, скрываясь от преследований императора Диоклетиана, бежала на Восток и нашла убежище неподалеку от столицы Армении Вагаршапата. Царь Трдат, очарованный красотой девы Рипсиме, пожелал взять её в жены, но встретил отчаянное сопротивление, за что приказал предать всех девушек мученической смерти. Рипсиме с 32 подругами погибли в северо-восточной части Вагаршапата, наставница дев Гаяне вместе с двумя девами — в южной части города, а одна больная дева была замучена прямо в давильне. Лишь одной из дев — Нунэ — удалось бежать в Грузию, где она продолжила проповедовать христианство и была впоследствии прославлена под именем равноапостольной святой Нино.
Казнь дев Рипсимеянок вызвала у царя сильное душевное потрясение, которое привело к тяжёлому нервному заболеванию. В V веке в народе эту болезнь называли «свиной», поэтому скульпторы и изображали Трдата со свиной головой. Сестра царя Хосровадухт неоднократно видела сон, в котором ей сообщалось, что Трдата может исцелить только заключённый в темницу Григорий. Григорий, чудом оставшийся в живых, проведя в каменной яме Хор Вирапа 13 лет, был освобождён из заключения и торжественно принят в Вагаршапате. После 66-дневной молитвы и проповеди Христова учения, Григорий исцелил царя, который, придя таким образом к вере, объявил христианство религией государства.
Прежние гонения Трдата привели к фактическому уничтожению священной иерархии в Армении. Для посвящения в сан епископа Григорий Просветитель торжественно отправился в Кесарию, где был рукоположен каппадокийскими епископами во главе с Леонтием Кесарийским. Епископ Севастии Пётр совершил обряд возведения на епископский престол Григория в Армении. Церемония состоялась не в столице Вагаршапате, а в далёком Аштишате, где уже издавна находилась основанная ещё апостолами главная епископская кафедра Армении.
Царь Трдат вместе со всем двором и князьями принял крещение от Григория Просветителя и приложил все усилия для возрождения и распространения христианства в стране, причём так, чтобы язычество уже никогда не смогло вернуться. В отличие от Осроены, где царь Абгар (который, по армянскому преданию, считается армянином) первым из монархов принял христианство, сделав его лишь государевой религией, в Армении христианство стало государственной религией. И именно поэтому Армения считается первым христианским государством в мире.
Для упрочения положения христианства в Армении и окончательного отхода от язычества, Григорий Просветитель вместе с царём уничтожали языческие святилища и, во избежание их восстановления, строили на их месте христианские церкви . Начало этому было положено с возведением Эчмиадзинского собора. Согласно преданию, святому Григорию было видение: небо отверзлось, с него сошёл луч света, предшествуемый сонмом ангелов, и в луче света Христос сошёл с неба и молотом ударил по сандараметкскому подземному капищу, указывая на его разрушение и постройку на этом месте христианской церкви. Капище было разрушено и засыпано, на его месте воздвигнут храм, посвящённый Пресвятой Богородице. Так был основан духовный центр Армянской апостольской церкви — святой Эчмиадзин, что в переводе с армянского означает «сошёл Единородный».
Новообращённое армянское государство вынуждено было защищать свое вероисповедание от Римской империи. Евсевий Кесарийский свидетельствует о том, что император Максимин (305—313) объявил войну армянам, «издавна бывшим друзьями и союзниками Рима, притом христиан ревностных этот богоборец попытался принудить к жертвоприношениям идолам и демонам и этим сделал их вместо друзей врагами и вместо союзников — неприятелями… Сам он вместе со своими войсками терпел неудачи в войне с армянами» (IX. 8,2,4). Максимин напал на Армению в последние дни своей жизни, в 312/313 гг. За 10 лет христианство в Армении пустило такие глубокие корни, что за свою новую веру армяне подняли оружие против сильной Римской империи.
В то время Армения была феодальной страной. Главой государства был царь, который одновременно являлся владетелем центральной области Айрарат. Вассалами царя были нахарары, владевшие по наследству своими областями (гаварами) и имевшие собственную дружину и собственный трон в царском дворце в зависимости от своего могущества. Святой Григорий Просветитель организовал иерархию Армянской церкви по принципу армянской государственной административной системы. Для каждого нахарарства он рукоположил по епископу.
Эти епископы подчинялись ему как епископоначальнику Армении. Преемники Григория Просветителя, обладая статусом первоиерарха Армянской церкви, впоследствии стали именоваться католикосами. Таким образом иерархическая структура Армянской апостольской церкви организовалась самостоятельно, исходя из местных условий и независимо от тех процессов, которые имели место в церквях Римской империи, где в 325 году на Первом Вселенском Никейском Соборе утвердилась митрополитская система, а в 381 году на Втором Вселенском Константинопольском Соборе — патриаршеская.
Во времена св. Григория Христову веру приняли алванский и грузинские цари, соответственно сделав христианство государственной религией в Грузии[источник не указан 326 дней] и Албании Кавказской. Местные церкви, чья иерархия берёт начало от Армянской церкви, сохраняя с ней доктринальное и обрядовое единство, имели своих католикосов, которые признавали канонический авторитет армянского первоиерарха. Миссия Армянской церкви была направлена и на другие регионы Кавказа. Так старший сын Католикоса Вртанеса Григорис отправился с проповедью Евангелия в страну мазкутов, где позже принял мученическую смерть по приказу царя Санесана Аршакуни в 337 году.
В 354 году Католикос Нерсес созвал собор в Аштишате, который вошёл в историю как Первый Армянский Национально-церковный собор. Собор постановил организовывать в различных регионах Армении приюты для нищих, сиротские дома, больницы, лепрозории и другие благотворительные учреждения . Также на Соборе было решено основывать монастыри, в том числе и женские, и открывать в них школы. Собор запретил хоронить умерших по обычаю язычников — с плачем и воплями, разрывая на себе одежду, — поскольку христиане верят в загробную жизнь . Запрещался брак близких родственников. Рекомендовалось удаляться от пьянства, разврата, убийства, милосердно относиться к слугам, не обременять тяжелыми налогами народ и т. д.
На Аштишатском Соборе обсуждался вопрос об Арианстве. Известно, что на Первом вселенском соборе была осуждена эта ересь и утверждено вероопределение о Божественности Христа. Но, несмотря на это, спустя несколько лет в Римской империи распространились различные течения Арианства, поддерживаемые государственной властью . Среди армянских епископов также появились ариане. Аштишатский Собор ещё раз осудил Арианство и подтвердил свою приверженность Никейскому Символу Веры. Католикос Нерсес весьма успешно проводил в жизнь решения Первого Национально-церковного собора, за что впоследствии был наречён Великим.
Христианство было принято в Армении в 301 году. Важную роль в этом сыграли Григорий Просветитель, ставший первым Католикосом Армянской Церкви (330-326), и царь Трдат III Великий (287-330), который до своего обращения считался жестоким гонителем христианства.
Согласно трудам армянских историков V века в 287 г. царь Трдат III прибывает в Армению с целью вернуть престол своего отца. В поместье Ериза, он совершает обряд жертвоприношения в капище языческой богини Анаит. Один из сподвижников царя, Григорий, как христианин отказывается приносить жертву идолу. Трдат также узнает, что Григорий является сыном человека, убившего его отца царя Хосрова II. Григория заключают в Арташатскую темницу, которая была предназначена для смертников. Позднее Трдат издает несколько указов: предавать смертной казни укрывающихся христиан и арестовывать всех христиан, находящихся на территории государства, конфискуя их имущество.
Принятие христианства в Армении связано со смертью святых дев Рипсимеянок. По преданию, девушки христианки родом из Рима, пытаясь скрыться от преследований императора Диоклетиана, бежали на Восток. Они нашли убежище недалеко от Вагаршапата, столицы Армении. Царь Трдат, плененный красотой девы Рипсиме, хотел взять ее в жены, но, встретив сопротивление с ее стороны, приказал всех девушек Рипсимеянок предать мученич еской смерти.
Все девушки погибли. Однако, одной из них - Нунэ все же удалось бежать в Грузию, на территории которой она продолжила проповедовать христианство. За свои заслуги дева впоследствии была прославлена как святая Нино.
Казнь великомучениц Рипсимиянок вызвала сильное нервное потрясение у царя, что стало причиной его тяжелой болезни. Сестра Трдата неоднократно видела во сне, что ее брата исцеляет Григорий, который на тот момент был заключен в темницу. По этой причине Григорий был освобожден из заточения и сразу же предал земле мощи дев Рипсимиянок. А после 66-дневной проповеди христианства, он излечил царя.
Исцелившись, царь Трдат принял крещение от Григория и провозгласил христианство официальной религией государства. Он приложил все усилия для того, чтобы возродить и распространить христианство в Армении. А чтобы упрочнить положение христианства и окончательно отойти от язычества, царь вместе с Григорием Просветителем уничтожали языческие святилища, а на их месте возводили христианские церкви.
В 345 году в Аштишате был созван Первый Армянский Национально-Церковный Собор, на котором было решено создавать в разных регионах страны сиротские дома, приюты для нищих, лепрозории, а также основывать монастыри и открывать при них школы. Собор также ввел запрет на захоронение умерших по обычаю язычников, так как христиане верят в жизнь после смерти.
Поднимите знамя на земле, трубите трубою среди народов, вооружите против него (Вавилона) народы, созовите на него царства Араратские, Мининские и Аскеназские, поставьте вождя против него, наведите коней, как страшную саранчу.
Иеремия 51, 27
Армения, Араратская страна, Дом Фогарма, Ашкеназское царство, Урарту или просто — Айастан. Высокогорная и непокоримая страна, в которой живут Армяне.
Согласно
греческой мифологии
армяне пришли на эту землю из Европы и были первыми ее обитателями. По грузинским преданиям Айос, первопредок армян, и по возрасту и по делам был старейшим среди братьев, каждый из которых должен был стать родоначальником одного из Кавказских народов. И самое важное упоминание об Армении мы находим в Библии. Случайно ли Спасительный Ноев Ковчег остановился на Арарате —
священной горе
Армян (Быт. 8,4)?
Ни в коем случае. Слова Пророка Иезекииля (Иез. 27:14; 38:6) тоже подтверждают это. Вероятно в пользу последнего говорит и тот факт, что Армяне первыми приняли христианство как государственную религию, еще в 301 году, намного раньше Греков и Римлян. Армянская Церковь именуется Апостольской: в честь апостолов Фаддея и Варфоломея, которые под водительством Святого Духа пришли в Армению проповедовать веру Иисуса. И по сей день Армянскую Апостольскую церковь возглавляет Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян, престол которого с самого начала был отдельным и самостоятельным, а Св. Эчмиадзин, духовная столица Армянского народа, является престолом Св.
Апостола Фаддея. Добавим: до VII века Католикос был верховным пастырем не только Армении, но и соседних христианских государств.
Святой Месроп Маштоц (Зб1-439гг) в 404г. от Рождества Христова создал армянский алфавит (используемый и поныне), и это была самая совершенная азбука того времени, так как она полностью соответствовала произношению. Был принят
классический стиль
европейской письменности — слева направо и сверху вниз. Маштоц со своими учениками перевел Библию.
Впоследствии эта рукопись стала известна миру как «Царица переводов», т.к оказалась наилучшей. Маштоц исполнил свой христианский долг, создав азбуки также для Грузин и кавказских Алланов.
Не к месту и безсмысленно пересказывать более чем 4000-летнюю историю одного из
древнейших народов
. Просто хотелось бы подчеркнуть полную преемственность того явления, что уже в VI веке в Земле Обетованной было 70 армянских храмов и монастырей, а чуть позже основана Армянская Патриархия (638г.). На Святой Земле Армянскую Церковь также называют Православной, так как она осталась верной учению Св. Апостолов и входит в семью Восточноправославных Церквей (Oriental Orthodox Churches). Коптская, Сирийская и
Эфиопская Церкви
в Св. Земле являются ее последователями.
Также целью данного сайта является краткое ознакомление читателя со святынями Армянского Иерусалима, без претензии на то, чтобы быть исчерпывающим описанием.
История принятия христианства в Армении
Духовная библиотека» Армянская Апостольская Церковь »История ААЦ
Материал об истории ААЦ взят из книги Езника Петросяна Армянская Апостольская Святая Церковь
История Армянской Апостольской Церкви от апостолов до падения Киликийского Царства.
1. Проповедь христианства в Армении в I-III веках
Сведения, относящиеся к древнейшему периоду истории Армянской Церкви, малочисленны.
Согласно Священному Преданию Армянской Церкви, первые семена христианства были посеяны на земле Армении во времена апостолов. Ряд исторических свидетельств (на армянском, сирийском, греческом и латинском языках ) подтверждают тот факт, что христианство в Армении проповедовали святые апостолы Фаддей и Варфоломей, явившиеся, таким образом, основателями Церкви в Армении и преданные мученической смерти по приказу армянского царя Санатрука.
В I веке распространению христианства в Армении способствовал ряд внешних и внутренних факторов . Так, например, в то время христианство получило широкое распространение в соседних с Арменией странах: Каппадокии, Осроене и Адиабене, торговые, политические и культурные связи с которыми создавали благоприятные условия для распространения христианства в Армении. Кроме того, в I-III веках Малая Армения политически являлась частью римской провинции Каппадокии, и вполне естественно, что христианство могло через Малую Армению распространяться в Великой Армении.
Важной предпосылкой к распространению христианства являлось существование в Армении еврейских колоний. Как известно, первые проповедники христианства обычно начинали свою деятельность в тех местах, где находились еврейские общины. Так, апостол Фаддей, прибыв в Эдессу, остановился в доме некоего вельможи еврея. Еврейские общины существовали в главных городах Армении: Тигранакерте, Арташате, Вагаршапате, Зареаване и др. Тертулиан в книге “Против иудеев”, написанной в 197 году, повествуя о народах, принявших христианство: парфянах, лидийцах, фригийцах, каппадокийцах, — упоминает и об армянах. Это свидетельство подтверждает и блаженный Августин в своем сочинении «Против манихеев».
В конце II — начале III веков христиан в Армении преследовали цари Вагарш II (186-196), Хосров I (196-216) и их преемники. Эти гонения описал епископ Каппадокийской Кесарии Фирмилнан (230-268) в своей книге «История гонении на Церковь». Евсевий Кесарийский упоминает о письме Дионисия, епископа Александрийского, «О покаянии к братьям в Армении, где епископом был Меружан» (VI, 46. 2). Письмо датируется 251-255 гг. Оно доказывает, что в середине III века в Армении существовала организованная и признанная Вселенскою Церковью христианская община.
2. Принятие христианства Арменией
Это важнейшее в истории армянского народа событие произошло в 301 году. Первостепенную роль в принятии христианства сыграли Григорий Просветитель Армении, ставший первым Католикосом Армянской Церкви (302-326), и царь Армении Трдат III Великий (287-330). Согласно сочинениям армянских историков V века в 287 году Трдат прибыл в Армению в сопровождении римских легионов, чтобы вернуть отцовский престол. В поместье Ериза, гавара Екегеац, он совершает обряд жертвоприношения в капище языческой богини Анаит.
Один из сподвижников царя, Григорий, будучи христианином, отказывается принести жертву идолу. Тогда же Трдат узнает, что Григорий является сыном Анака, убийцы отца Трдата царя Хосрова II. За эти «преступления» Григория заключают в Арташатскую темницу, предназначенную для смертников. В тот же год царь издает два указа: в первом из них повелевается арестовывать всех находящихся в пределах Армении христиан с конфискацией их имущества, а во втором — предавать смертной казни укрывающих христиан. Эти указы показывают, насколько опасным считалось христианство для государства.
Принятие христианства Арменией теснейшим образом связывается с мученической смертью святых дев Рипсимеянок. Согласно Преданию, группа девушек христианок родом из Рима, скрываясь от преследований императора Диоклетиана, бежала на Восток. Посетив Иерусалим и поклонившись святым местам, девы, пройдя Эдессу, достигли пределов Армении и обосновались в виноградных давильнях неподалеку от Вагаршапата.
Царь Трдат, очарованный красотой девы Рипсиме, пожелал взять ее в жены, но встретил отчаянное сопротивление. За неповиновение он приказал предать всех девушек мученической смерти. Рипсиме с 32 подругами погибли в северо-восточной части Вагаршапата, наставница дев Гаяне вместе с двумя девами — в южной части города, а одна больная дева была замучена прямо в давильне.
Казнь дев Рипсимеянок произошла в 300/301 году. Она вызвала у царя сильное душевное потрясение, которое привело к тяжелому нервному заболеванию. В V веке в народе эту болезнь называли «свиной», поэтому скульпторы и изображали Трдата со свинной головой. Сестра царя Хосровадухт неоднократно видела сон, в котором ей сообщалось, что Трдата может исцелить только заключенный в темницу Григорий. Григорий, чудом оставшийся в живых проведя в каменной яме Хор Вирапа 13 лет, был освобожден из заключения и торжественно принят в Вагаршапате, и после 66-дневной молитвы и проповеди Христова учения, исцелил царя.
Царь Трдат вместе со всем двором принял крещение и провозгласил христианство «единственной и государственной религией» Армянского царства. И приложил все усилия для того, чтобы язычество уже никогда не смогло возродиться в стране. В отличие от Осроены, где царь Абгар (который по армянскому преданию считается армянином) первым из монархов принял христианство, сделав его государевой религией, в Армении христианство стало реально и бесповоротно государственной религией.
И именно поэтому Армения считается первым христианским государством в мире.
Новая государственная религия должна была иметь своих служителей. Но гонения Трдата привели к фактическому уничтожению священной иерархии в Армении. Для посвящения в сан епископа св. Григорий Просветитель торжественно отправился в Кесарию, где был рукоположен каппадокийскими епископами во главе с Леонтием Кесарийским. Епископ Севастии Петр совершил обряд возведения на епископский престол Григория в Армении. Церемония состоялась не в столице Вагаршапате, а в далеком Аштишате, где уже издавна находилась главная епископская кафедра Армении. По возвращении в Вагаршапат Григорий Просветитель принялся за строительство кафедрального собора.
Согласно Преданию, св. Григорию было видение: небо отверзлось, и с него сошел луч света, предшествуемый сонмом ангелов. В луче света Христос сошел с неба и молотом ударил по сандараметкскому подземному языческому капищу, символизирующему силы ада, указывая на его разрушение и постройку на этом месте христианской церкви. Капище было разрушено и засыпано царем Трдатом, и на его месте был воздвигнут храм посвященный Пресвятой Богородице, что было наглядным свидетельством победы христианства над язычеством в Армении. Так в 301 году был основан духовный центр Армянской Апостольской Церкви - святой Эчмиадзин, что в переводе с армянского означает «сошел Единородный», т.е. Иисус Христос.
Новообращенное армянское государство вынуждено было защищать свое вероисповедание от Римской империи. Евсевий Кесарийский свидетельствует о том, что император Максимин (305-313) объявил войну армянам, тем, которых «издавна бывших друзьями и союзниками Рима, притом христиан ревностных, этот богоборец попытался принудить к жертвоприношениям идолам и демонам и этим сделал их вместо друзей врагами и вместо союзников — неприятелями… Сам он вместе со своими войсками терпел неудачи в войне с армянами» (IX. 8,2,4). Максимин напал на Армению в последние дни своей жизни, в 312/313 гг. За 10 лет христианство в Армении пустило такие глубокие корни, что за свою новую веру армяне подняли оружие против сильной Римской империи.
В то время Армения была феодальной страной. Главой государства был царь, который одновременно являлся владетелем центрального края Айрарат. Вассалами царя были нахарары (князья, феодалы), владевшие по наследству своими краями, или гаварами, и имевшие собственную дружину и собственный трон в царском дворце в зависимости от своего могущества. Св. Григорий Просветитель организовал иерархию Армянской Церкви по принципу армянской государственной административной системы. Для каждого нахарарства он рукоположил по епископу.
Эти епископы подчинялись епископу Армении, который вскоре стал именоваться Католикосом. Таким образом, иерархическая структура Армянской Церкви организовалась самостоятельно, исходя из местных условий и независимо от тех процессов, которые имели место в Церквах Римской империи, где в 325 году на Первом Вселенском Никейском Соборе утвердилась митрополитская система, а в 381 году на Втором Вселенском Константинопольском Соборе — патриаршеская.
Вo времена св. Григория Христову веру приняли алванский и грузинские цари, соответственно сделав христианство государственной религией в Грузии и Алвании Кавказской. Местные Церкви, чья иерархия берет начало от Церкви Армянской, имели своих католикосов, но которые признавали канонический авторитет армянского первоиерарха. Миссия Армянской Церкви была направлена и на другие регионы Кавказа. Так старший сын Католикоса Вртанеса Григорис, отправился с проповедью Евангелия в страну мазкутов, где позже принял мученическую смерть по приказу царя Санесана Аршакуни в 337 году.
В 354 году Католикос Нерсес созвал Собор в Аштишате, который вошел в историю как Первый Армянский Национально-Церковный Собор. Собор постановил организовывать в различных регионах Армении приюты для нищих, сиротские дома, больницы, лепрозории и другие благотворительные учреждения. Также на Соборе было решено основывать монастыри, в том числе и женские, и открывать в них школы. Собор запретил хоронить умерших по обычаю язычников — с плачем и воплями, разрывая на себе одежду — поскольку христиане верят в загробную жизнь. Запрещался брак близких родственников. Рекомендовалось удаляться от пьянства, разврата, убийства, милосердно относиться к слугам, не обременять тяжелыми налогами народ и т.д.
На Аштишатском Соборе обсуждался вопрос об Арианстве. Известно, что на Первом Вселенском Соборе была осуждена эта ересь и утверждено вероопределение о Божественности Христа. Но, несмотря на это, спустя несколько лет в Римской империи распространились различные течения Арианства, поддерживаемые государственной властью. Среди армянских епископов также были ариане. Аштишатский Собор еще раз осудил Арианство и подтвердил свою приверженность Никейскому Символу Веры. Католикос Нерсес весьма успешно проводил в жизнь решения Первого Национально-Церковного Собора, за что впоследствии был наречен Великим.
Кто первый принял Христианство
Согласно догматам самой христианской церкви, первым народом, который принял христианство, были евреи.
Немного о религии
Как религия, оно зародилось в I веке на территории современного государства Израиль, которая в те времена являлись одной из провинций Западной Римской империи. К 4-му веку христианство распространилось на всю территорию империи, охватив собой большую часть современной Западной Европы , Средиземноморья и проникло в Закавказье. Если иметь в виду, кто принял первым христианство на уровне государственной религии, то это была Армения, где это произошло при царе Трдате III еще в 301 г. В качестве сопоставления – в Римской империи христианство получило статус государственной религии только в 382 году. Важнейшую историческую роль в принятии и распространении христианства в Армении сыграл Григорий Просветитель, который впоследствии и стал первосвященникам этой церкви – католикосом. В честь него неофициально Армянская апостольская церковь еще именуется в некоторых источниках как григорианская.
Среди всех мировых религий христианство – самое многочисленное и географически распространенное учение. Его наиболее крупными течениями являются католицизм, православие и протестантизм.
Несмотря на то, что учения Христа описаны в Новом Завете, они тесно связаны с ветхозаветными иудейскими вероучениями. Согласно Священным Писаниям , Иисус был рожден евреем, жил по еврейским законам и соблюдал все праздники. Первые последователи Христа также были евреями, проживавшими на территории Палестины и Средиземноморья (еврейская диаспора). Благодаря деятельности апостолов, особенно Петру, христианство распространилось среди других народов, поклонявшихся язычеству. Именно обширная география и культурное влияние Римской империи способствовали широкому распространению новой веры среди огромного количества разных народов , вплоть до балтов и финов. На другие континенты, Новый свет (Америку, Канаду) и Австралию, христианство «попало», благодаря миссионерам и колонизаторам.
Первое христианское государство
Несмотря на то, что первыми христианами были евреи, на территории современного Израиля учения Христа так и не получили статуса государственной религии, и более 300 лет его последователи подвергались гонениям. Первым государством, объявившим христианство своим официальным вероисповеданием, стала Великая Армения. Произошло это в 301 г. н.э. во времена правления царя Трдата Третьего Великого. Изначально Армения была языческим государством, поэтому долгое время приверженцев Христа и его проповедников подвергали гонениям. Что же послужило толчком к тому, чтобы языческий царь принял христианство? Царь изменил свое мнение о религии после того, как от серьезной болезни его вылечил Григорий Просветитель, посаженный в темницу за распространение нового учения. Именно благодаря ему, царь обрел здоровье и уверовал в Христа, создав первое в мире христианское государство, объявив христианство его официальным вероисповеданием, а Григорий Просветитель стал первым первосвященником Армянской апостольской церкви.
Первые христиане на Руси
Историки до сих пор спорят, кто «принес» христианство на русские земли? Начиная с падения Римской империи, новая религия стала распространяться по европейской территории. Особую активность учение приобрело на германских и славянских землях, а в XIII-XIV вв. – проникла на финскую и балтийскую территории.
Отвечая на вопрос « Кто принял христианство первым на русских землях?», можно упомянуть государственных деятелей того времени. Несмотря на то, что по этому вопросу до сих пор учеными ведутся споры, традиционно считается, что Древнюю Русь крестил киевский князь Владимир. Произошло это, по одним данным, в 988 году, по другим – в 990 году. Кроме этого, факт принятия христианства, чаще всего, связывают с княгиней Ольгой, которая была бабкой Владимира Святославовича и приняла новую веру в Константинополе (Византия) – колыбели православия.
Согласно западноевропейским и балтским хроникам, христианство на Руси было принято в результате неудачных военных походов на Константинополь под предводительством князей Аскольда и Дира за 100 лет до традиционной версии крещения Руси князем Владимиром (период между 842 и 867 гг.). Подтверждением чему являются записи о Русской епархии, сделанные в конце 9 века.
Княгиня Ольга – первая русская христианка
Княгиня Ольга – первая женщина, правившая Киевской Русью и принявшая христианство.
Несмотря на мать-христианку, ее сын – Святослав, так и не крестился. Священное дело княгини Ольги продолжил ее внук – киевский князь Владимир «Красное Солнышко». Именно во время его правления началась массовая христианизация населения Древней Руси , которое не всегда проходило гладко, насаждалось силой и протекало с репрессиями. Процесс «обращения в новую веру» народов, проживавших на русских землях, занял почти 9 столетий.
Уважаемые читатели, предложите свой ответ на вопрос «Кто первый принял христианство?» в комментариях внизу!
Читайте ответы на другие интересные вопросы:
На главную » Духовная библиотека » Публикации » Творчество пользователей Miasin.ru
Крещение Армении
Владимир Акопджанов
Год 301 — официальная дата провозглашения в Армении христианства государственной религией. Дата эта историческая, сухая и, в какой-то мере, условная. Невозможно осознанно принять веру в один день или год целому государству, народу. Принятие христианства в Армении совершалось не сразу: оно длилось не годы, но века. Вера Христова стала неотъемлемой частью армянской души и определила историческую судьбу народа. Процесс проповеди Слова Божьего имел ряд ключевых моментов , без освещения которых сути принятия христианства армянским народом не понять. Итак, обо всем по порядку.
Согласно Св. Преданию, благовествование в Армении началось в середине первого века апостолами Фаддеем и Варфоломеем (Тадеос и Бартухимеос, по-армянски).
Именно этот факт объясняет, что Армянская Церковь — Апостольская. К сожалению, в России ошибочно используют и другое название, возникшее в силу политических заблуждений в первой половине XIX века, — «армяно-григорианская церковь».
Св. апостол Фаддей в 43 году принес Слово Евангелия в пределы Великой Армении, а также наконечник копья, которым пронзили распятого Господа. Многолетняя проповедь Евангелия увенчалась крещением народа и дочери царя Санатрука Сандухт. В 66 году апостол был схвачен и казнен в области Тарон*. Дело апостола продолжили принявшие у него в Армении крещение пятеро греков, предводитель которых — Хриз — был рукоположен в священники. Они основали небольшую обитель у истоков Евфрата и были известны под именем Воскянц (имя «Хриз» в переводе с греческого означает «золото» и звучит по-армянски «воски»). Воскянцы проповедовали при дворе, где сумели крестить 19 аланских** дворян из родни царицы и на какое-то время привлечь внимание царя, но, в итоге, были казнены. Новообращенные аланские дворяне, также прозванные по имени своего лидера Сукиаса, покинули двор и поселились в горах области Багреванд. Аланский царь нашел и жестоко казнил Сукиасянцев.
Св. ап. Варфоломей в 60 году начал проповедь в земле армянской. Он основал первую женскую обитель Армении, куда отдал на хранение лик Богородицы, принесенный им с собой. Пустынь получила название Огеванк — «Духов монастырь». К моменту своей казни в 68 году апостол имел более 2000 последователей, включая царевну Вогуи и тысяцкого Теренция, посланного склонить царевну к отречению, но самого принявшего Христа.
На культурную жизнь Армении влияли и соседи: Осроена, Каппадокия, Адиебена, где христианство получило широкое распространение. Положительную роль в распространении Евангелия играло и наличие большого количества еврейских колоний в Армении, в которых, как известно, первоначально и проповедовалось Слово Божье.
Апостолы создали первые церковные общины, и народ начал приобщаться к истинной вере, но это было лишь приуготовление купели, а не само крещение. Первые века гонимая церковь Армении, еще не вошедшая окончательно в сердце армянского народа, вдохновлялась подвигами многих безымянных мучеников и исповедников, располагая к Господу сердце нации. Поэтому, когда в 301 году царь Трдат и св. Григорий объявили в Армении государственной религией святую веру Христову, значительная часть армян была уже подготовлена.
История, связанная с крещением Армении, такова. Отец св. Григора князь Анак Сурен-Пахлав участвовал в покушении на царя Хосрова I. После убийства царя заговорщики пытались бежать, но были схвачены и казнены. Избежал смерти лишь малолетний Григор, который был увезен кормилицей на чужбину, где он и получил христианское воспитание. Повзрослев, св. Григор вернулся в Армению и поступил на службу к сыну Хосрова Трдату, чтобы искупить вину своего отца. В день своего воцарения Трдат узнал, что Григор не только отказался поклониться идолу, но и был сыном князя Анака. За этим последовало немедленное заточение его в тюремную яму Хор Вирап.
По прошествии 14 лет Трдат впал в безумство в наказание за казнь дев Рипсимэ, Гаянэ и их спутниц. Эти девы бежали из языческого Рима на восток и нашли приют в Армении, где в Вагаршапате обосновали женскую обитель и посвятили свою жизнь Господу. Трдат, как-то увидев Рипсимэ, очаровался ее красотой и возжелал взять в жены. Не получив согласия, царь приговорил всех дев к жестокой казни. Провидение ли, совесть ли заставили царя жестоко, до безумия страдать. В это время сестре царя во снах постоянно виделось, что излечить Трдата может брошенный в яму и забытый св. Григор. Святого выпустили из темницы, и он, возложив руки на безумного царя, излечил его. Раскаявшийся и уверовавший во Христа Трдат объявил христианство религией Армении в 301 году.
Св. Григор отправился в Каппадокию, где еп. Леонтий Кесарийский рукоположил его в епископы. Св. Григор возвратился на родину вместе с еп. Петром Себастским, который должен был провести церемонию возведения на престол. Этот обряд происходил не в столице, а в г. Аштишате, т.к. именно здесь со времен апостолов находилась епископская кафедра катакомбной Армянской церкви. Св. Григорий начал широкую проповедническую и организаторскую деятельность. Там, где святому явился Иисус и указал золотым молотом на место возведения св. Алтаря, воздвигли кафедральный собор св. Эчмиадзина (Эчмиадзин — по-армянски, «сошел Единородный»). Св. Григор создал систему епархий в соответствии с местными условиями до начала аналогичного процесса на территории Римской империи, что и объясняет некоторые отличия и особенности.
На пути христианства возникла новая проблема . Урартско-армянская клинопись давно не применялась, а нового алфавита не было, и в Армении использовались греческий или сирийский алфавиты. На чужом языке можно писать законы, вести переписку, но не говорить о любви, о любви к Богу. Не всем были ясны богослужения, песни Псалмопевца, плач Иеремии, обличения Исайи и притчи Спасителя, записанные на иностранных языках , хотя отрывки и переводились устно на армянский для простого народа.
Для принятия веры душой и разумом нации требовалось, чтобы Св.
Писание проповедовалось на родном языке . Многие отцы армянской церкви предпринимали попытки создать алфавит. Глубоко осознавал эту проблему и архимандрит Месроп Маштоц. После долгих трудов и неустанных молитв, Божьей милостью, были даны св. Месропу в видении 36 священных знаков — 36 букв армянского алфавита. 36 ангелов с тех пор стали хранителями армянского народа, его души, его культуры. В 405 году первым предложением, переведенным на армянский, стало: «Познать мудрость и наставление, понять изречение разума». Царь Врамшапух и католикос св. Саак приложили все усилия, чтобы укрепить полученный Божий дар в Армении. Открывались школы, лучших учеников направляли в Византию, Афины, Александрию — так начинался Золотой век армянской культуры. Кстати, в армянском языке нет слова Библия, но Аствацашунч — Богодухновенная.
Армении, воспринятой от вод купели, предстояло доказать свою верность Господу. В V веке земля армянская находилась под властью персов. Властолюбивый персидский царь Иезигерд II решил обратить армян в свою религию, в маздеизм, и приказал, «чтобы никто не смел называть себя христианином, в противном случае будет судим мечом и огнем». Армяне просили помощи у единоверцев греков — напрасно. Византия в пылу философских споров не протянула руки помощи, но обещала персам не давать армянам ни оружия, ни войск. Ряд знатных армянских князей после подарков и угроз Иезигерда перешел в стан противника. Царя у армян не было, друзей, как оказалось, тоже. Но была вера, и земля армянская свидетельствовала перед небесами и народами о ней. Соборный ответ персам был однозначен: нельзя армянину сменить веру, ибо, как кожа, прилегает она к телу. «Ни ангелы, ни люди, ни меч, ни огонь» не способны были заставить армянина отречься от Христа. Князь Вардан Мамиконян возглавил народ для защиты веры. В 451 году на Аварайском поле сошлись две армии. Хотя войско персов превосходило армянское и к нему присоединились ренегаты, сломить веру не удалось. Пал Вардан, казнили патриарха-католикоса Овсепа, пали от огня и пыток тысячи воинов, пахарей, священников, но вера осталась. После 30-летней войны отказался Иезигерд от своего плана, не под силу он ему оказался.
Подобно книгам Маккавейским, признаваемым христианами второканоническими, есть у армян Золотая книга , где летописец Эгише поведал об Аварайской битве, о крепости духа и о силе веры, о том, что армяне называют одним словом — Вардананк.
В завершение рассказа о крещении Армении хочется подчеркнуть, что, только соединив проповедь св. апостолов с делом св. Григора, с алфавитом св. Маштоца и Вардананком, можно понять, что есть крещение Армении и христианство для армянина. Истинное, осознанное, водой и Духом крещение, происходящее не в один день или год, но порождающее веру раз и до скончания веков.
Храни, Господи, незыблемым созданный Тобой престол Эчмиадзинский.
———————————————————————————
* Наконечник копья, принесенного св. ап. Фаддем, так же, как и мощи апостола, хранятся в св. Эчмиадзине. Копьем Католикос Всех Армян освящает Св. Миро (особенным образом приготовленный состав из благовонных веществ и елея) во время мироварения.
** Аланы — ираноязычные племена сарматского происхождения. С I века жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по-русски, ясы) — предки осетин.
Я не Бог весть какой богослов.
Вернее, я совсем никакой богослов. Но каждый раз, когда я читаю в блогосфере об основах армянской церкви, во мне начинает говорить составитель, редактор и немного автор книги "Прикладное религиоведение для журналистов ".
А сейчас, в связи с праздником Рождества, я решил разобрать несколько наиболее часто встречающихся вопросов, связанных с армянской апостольской церковью -- ААЦ.
Является ли армянская церковь "григорианской"?
Приняли ли армяне христианство в 301 году?
Является ли ААЦ православной?
Являются ли все армяне паствой ААЦ?
Армянская церковь не является григорианской
Название «григорианская» было придумало в России в XIX веке, когда часть Армении была присоединена к Российской империи . Оно означает, что армянская церковь ведет свое начало от Григория Просветителя, а не от апостолов.
Зачем было это делать?
А затем, что когда церковь ведет начало непосредственно от апостолов, это значит, что ее истоки восходят прямо к Христу. РПЦ же назвать себя апостольской может с большой натяжкой, потому что известно, что на Русь православие пришло из Византии, причем относительно поздно - в X веке.
Правда, тут «на помощь» РПЦ приходит понятие кафоличности церкви, то есть ее пространственной, временной и качественной универсальности, которой части обладают в той же мере, что и целое, то есть, РПЦ, будучи одной из православных церквей , тоже как бы восходит прямо к Христу, но не будем особенно углубляться в теологию - это я справедливости ради отметил.
Таким образом, сделав армянскую церковь «григорианской», Российская империя (где церковь не была отделена от государства, а следовательно, РПЦ должна была обладать всеми преимуществами), как бы лишала ее оснований возводить себя прямо к Христу. Вместо Христа и его учеников-апостолов получался Григорий Просветитель. Дешево и сердито.
Тем не менее, армянская церковь все это время называла себя Апостольской (ААЦ), так же называли и называют ее и во всем мире - за исключением Российской империи, затем Советского Союза , ну, а сейчас и России.
Кстати, с этим связано еще одно заблуждение, ставшее очень популярным в последние годы.
Армяне не приняли христианства в 301 году
Учение о Сыне Божьем начало распространяться в Армении в первом веке, естественно, нашей эры. Называют даже 34 год, но я встречал статьи, где говорилось, что это, видимо, было лет на 12-15 позже.
А было так. Когда Христа распяли, после чего он умер, воскрес и вознесся, его ученики-апостолы отправились в разные края распространять его учение. Мы знаем, что, например, Петр в своих путешествиях добрался до Рима, где и умер, а над его могилой построили знаменитый ватиканский храм св. Петра.
А Фаддей и Варфоломей - двое из 12 первых апостолов - пошли на северо-восток, в Сирию, откуда вскорости добрались до Армении, где с успехом распространяли учение Христа. Вот от них - от апостолов - и берет начало армянская церковь. Потому-то она и называется «апостольская».
Оба они закончили свою жизнь в Армении. Фаддей был замучен: его распяли и пронзили стрелами. И было это на том самом месте, где сейчас стоит монастырь св. Фаддея, или, по-армянски, сурб Тадеи ванк. Это на нынешней территории Ирана. Монастырь этот чтят в Иране и каждый год туда стекаются тысячи паломников. Мощи св. Фаддея хранятся в Эчмиадзине.
Был замучен и Варфоломей. Он принес в Армению рукотворный лик Богородицы и построил посвященную ей церковь. В 68 году, когда начались гонения на христиан, его казнили. Вместе с ним, по преданию, казнили две тысячи христиан. Мощи св. Варфоломея хранятся в Баку, так как местом казни был город Албан или Албанополь, который идентифицируется как современный Баку.
Так что начало распространяться христианство в Армении в первом веке. А в 301 году царь Трдат провозгласил христианство, которое уже около 250 лет распространялось по Армении, официальной религией.
Поэтому правильно говорить, что армяне приняли христианство в середине первого века, а в 301 году христианство было принято в Армении как государственная религия.
Является ли ААЦ православной?
И да, и нет. Если говорить о теологических основах учения, то она именно православная. Иными словами, христология ААЦ, как утверждают нынешние богословы, идентична православию.
Да, потому что глава ААЦ - католикос Гарегин II - сам заявил недавно, что ААЦ является православной. А слова католикоса - очень важный аргумент.
Нет - потому что согласно православной доктрине, признаются постановления семи Вселенских соборов, прошедших с 49 по 787 годы. Как видите, речь идет о весьма давней истории. ААЦ признает лишь первые три.
Нет - потому что православие является единой организационной структурой со своими автокефалиями, то есть отдельными, самостоятельными церквями. Признано 14 автокефальных церквей, есть и несколько не признаваемых всеми, так называемых автономных церквей.
Почему так важны семь Вселенских соборов? Потому что на каждом принимались решения, имевшие важное значение для христианского учения . Например, на первом соборе приняли постулат о необязательности соблюдения некоторых иудейских обрядов, на втором приняли символ веры («кредо»), на третьем и пятом осудили несторианство, на седьмом осудили иконоборчество и разделили почитание Бога и поклонение иконам, и так далее.
Армянская церковь приняла постановления первых трех соборов. Четвертый вселенский собор, который называют Халкидонским, состоялся в 451 году. Если вы знакомы с историей Армении, то сразу вспомните, что этот год известен знаменитой Аварайрской битвой, где армянские войска под предводительством Вардана Мамиконяна сражались против сасанидской Персии за религиозную и государственную независимость.
А так как духовенство играло важнейшую роль во время восстания, закончившегося Аварайрской битвой, а также и после него, то у церковников не было времени и желания отправлять делегацию на Вселенский собор.
И вот тут-то и оказалась проблема, потому что Собор принял важнейшее решение о сущности Христа. А вопрос был в том, Христос - бог, или человек? Если он родился от Бога, то, наверно, он и сам тоже бог. Но он родился от земной женщины , следовательно, должен быть человеком.
Один теолог - Несторий из города Кесария (Сирия) - утверждал, что Христос - и Бог, и человек. Эти две сущности уживаются в одном теле благодаря тому, что он существует в двух ипостасях, которые находятся в союзе и вместе создают «лицо единения».
А другой - Евтихий из Константинополя - считал, что Христос - Бог. И точка. Человеческой сущности в нем нет.
Халкидонский собор нашел некую среднюю линию , осудив и «правоуклонистскую» линию Нестора, и «левооппортунистическую» - Евтихия.
Решения этого собора не приняли шесть церквей: Армянская апостольская, Коптская православная, Эфиопская православная, Эритрейская православная, Сирийская православная и Маланкарская православная (в Индии). Их стали называть «древние восточные христианские церкви», или «древние православные церкви».
Так что и по этому параметру ААЦ является православной церковью.
Все армяне по определению являются паствой ААЦ, так же как и все евреи являются иудеями .
Это тоже заблуждение. Конечно, ААЦ - самая крупная и влиятельная церковь с двумя католикосатами в Эчмиадзине и ливанском Антелиасе. Но она не единственная.
Существует армянская католическая церковь. Фактически, это униатская церковь, то есть, церковь, объединяющая элементы католичества и ААЦ, в частности, армянский обряд богослужения.
Самая известная конгрегация армян-католиков - Мхитарийская со знаменитым монастырем на острове св. Лазаря в Венеции. Церкви и монастыри армян-католиков существуют по всей Европе, в том числе, в Риме и Вене (ах, какой ликер готовят венские мхитаристы...).
В 1850 году папа Пий IX учредил Артвинскую епархию для армян-католиков. В начале ХХ века епархия распалась, оставив паству на попечение епископа, пребывавшего в Тирасполе. Да-да, молдавские и румынские армяне, так же как и украинские, тоже было католиками.
Ватикан даже учредил в Гюмри ординариат для армян-католиков. На севере Армении католиков называют «франг».
Есть и армяне-протестанты.
Евангелическая армянская церковь была создана в Константинополе в середине XIX века и имеет сейчас приходы в самых разных странах , объединяющиеся в три евангелических союза - Ближнего Востока с центром в Бейруте, Франции (Париж) и Северной Америки (Нью-Джерси). Есть также множество церквей в Латинской Америке , Брюсселе, Сиднее и так далее.
Говорят, армян-протестантов называют «ынглыз», но я сам такого не слышал.
Наконец, есть армяне-мусульмане. В Стамбуле под патронажем фонда Гранта Динка недавно прошла крупная научная конференция , посвященная армянам, принявшим мусульманство.
Древнеармянская языческая религия традиционная религия армян, тесно связанная с армянской мифологией. Армянская мифология или Дицабануцюн - основанные на комплексе протоиндоевропейских верований религиозные воззрения и культы древних армян, которые существовали до официального принятия в 301 году при царе Трдате III христианства в качестве государственной религии. Армянская мифология относится к системе древнейших представлений предков современных индоевропейских народов.
Древнеармянская религиозная система объединяла в себя элементы деизма, монизма, монотеизма и монолатрии.
Пантеон армянских богов сравнивались с античными богами:
- Арамазд - с Зевсом,
- Анаит - с Артемидой,
- Ваагн - с Гераклом,
- Астхик - с Афродитой,
- Нанэ - с Афиной,
- Михр - с Гефестом,
- Тир - с Аполлоном или Гермесом.
Чтобы понять значение Христианства для Армении, важно вспомнить слова полководца святого Вартана Мамиконяна - "Враг думает, что Христианство для нас это только одежда, но он увидит, что нельзя изменить цвет своей кожи.”
Христианство впервые появилось в Армении в I в. вместе с Апостолами Фаддеем и Варфоломеем, а во II-III вв учение Христа широко распространилось в стране. Однако, христиане подвергались гонениям со стороны языческого общества: одними из наиболее почитаемых в Армении считаются святые Рипсиме и Гаянэ, замученные царем-язычником. Проповедник Христианства - святой Григорий Просветитель был заточен царем Трдатом III в темницу у подножия горы Арарат (Хор Вирап) и, по преданию, провел там 13 лет: он выжил благодаря женщине, которая приносила ему еду и питье. Все эти годы святой Григорий усердно молился и его молитвы были услышаны Господом. Когда царь Трдат сошел с ума, святой Григорий сумел излечить его и царь объявил о принятии страной Христианства. Так, в 301 году Армения стала первой страной, принявшей Христианство как государственную религию.
Большая часть населения Армении является христианами - последователями Армянской апостольской церкви.
Благодаря проповедям св. Григория Просветителя (302-326) - по имени которого Армянская Апостольская Церковь часто именуется Армяно-Григорианской.
Предание повествует о том, что св. Григорию было видение: Христос с нимбом нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь. Именно поэтому построенный здесь храм, ставший кафедральным, был назван Эчмиадзином, что на армянском языке означает «Сошел Единородный», то есть Иисус Христос. Уже больше 1700 лет Эчмиадзин является центром Армянской Церкви – сердцем армянского народа. Здесь находится Престол Матери-Церкви и резиденция Католикоса Всех Армян.
Армянская Церковь стала главной консолидирующей силой армянского народа: церкви и монастыри стали главными центрами культуры, образования, письменности.
В опубликованным данным переписи населения Армении 2011 года 92,6 % населения страны принадлежат к Армянской апостольской церкви, 1,0 % населения относятся к протестантской Армянской евангелистской церкви, 0,5 % относятся к Армянской католической церкви , 0,25 % православных, 0,1 % относятся к духовно-христианской деноминации молокане.
Главой Армянской Апостольской Церкви является Верховный Патриарх и Католикос всех армян (в настоящее время - Гарегин II), чья постоянная резиденция находится в Эчмиадзине. Его также называют Верховным Патриархом и Католикосом Араратского Общенационального Престола Церкви-Матери. Он верховный духовный глава всех верующих армян, хранитель и защитник веры Армянской Церкви, ее богослужебных обрядов, канонов, традиций и единства. В канонических пределах он наделен всей полнотой власти в управлении Армянской Церковью.
Главные православные праздники в Армении
- 6 января Рождество
- 27 января День святого Саркиса
- 25 марта Цахказард (Вход Господень в Иерусалим)
- Пасха. Светлое Христово Воскресение
- 98 день после Пасхи Вардавар
- 12 августа Успение Пресвятой Богородицы