Особенности собирания и исследования устного народного художественного творчества в россии. Устное народное творчество — источник вековой мудрости Фольклор и какие его жанры

Фольклор по своему характеру, содержанию и назначению является глубоко демократичным, подлинно народным искусством. Его отличает не только идейная глубина, но высокие художественные качества. Народнопоэтическое творчество отличается своеобразной художественной системой изобразительных средств и жанров.

Каковы же жанры русского фольклора ?

Одним из видов древнейшего творчества являлись трудовые песни с их простейшими командами, выкриками, сигналами, подаваемыми по ходу работы.

Календарный фольклор исконно шел от насущных практических целей людей. Он был связан с представлениями о годовом сельскохозяйственном цикле и с изменемыми природными условиями . Люди стремились узнать будущее, поэтому прибегали к помощи гаданий, толковали о грядущем по приметам.

Этим же объяснялся и свадебный фольклор . Он пронизан мыслью о безопасности семьи и рода, рассчитан на благорасположение высших покровителей.

Сохранились с древности и отдельные элементы детского фольклора , который изменялся позднее под влиянием эстетических и педагогических функций.

Среди древнейших жанров - похоронные причитания . С появлением всеобщей воинской обязанности возникло оплакивание забираемых на службу - рекрутские причеты.

Жанры необрядового фольклора тоже складывались под влиянием синкретизма. К нему относятся малые фольклорные жанры ( паремии ): пословицы, побасенки, приметы и поговорки . Они содержали суждения человека об укладе жизни, о труде, о высших природных силах, высказывания о делах человека. "Это обширная область нравственных оценок и суждений, как жить, как воспитывать детей, как чтить предков, мысли о необходимости следовать заветам и примерам, это житейские правила поведения… Словом, функциональность паремий охватывает едва ли не все мировоззренческие области". 9

К жанрам устной прозы относятся предания, бывальщины, былички, легенды . Это истории и случаи из жизни, рассказывающие о встрече человека с персонажами русской демонологии - колдунами, ведьмами, русалками и т. д. Сюда же относятся и рассказы о святых, святынях и чудесах - об общении человека, принявшего христианскую веру, с силами высшего порядка.

Жанры песенного эпоса: былины, исторические песни , воинские песни, духовные песни и стихи .

Постепенно фольклор отходит от бытовых функций и приобретает элементы художественности. В нем возрастает роль художественного начала . В итоге исторической эволюции фольклор стал поэтическим по главным и основополагающим качествам, переработав в себе традиции всех предшествующих состояний фольклора. 10

Художественное творчество воплотилось во всех видах сказок: сказках о животных, волшебных, бытовых .

Такой вид творчества представлен и в загадках .

К ранним видам художественного творчества относятся и баллады.

Лирические песни тоже несут художественную функцию. Они исполняются вне обрядов. Содержание и форма лирических песен связаны с выражением переживаний и чувств исполнителей.

К художественному песенному фольклору новейшей формации современные исследователи относят романсы и частушки .

Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала.

Художественную зрелищную театральную основу содержит фольклор зрелищ и фольклорного театра . Он представлен во всем разнообразии жанров и видов ( игры, ряжения, вертеп, раек, кукольные представления и пр. ).

Отдельный род художественных представлений образует так называемый ярмарочный фольклор . Он возник из ярмарочных представлений, выкриков торговцев, балаганных зазывал, балагурной речи, шуток и прибауток народных.

На стыке соединения давних традиций фольклора и веяний новой культуры развился жанр анекдота .

Подробный рассказ об отдельных фольклорных жанрах будет предпринят в последующих разделах пособия.

Исследователи литературы выделяют определенные разновидности или виды народного творчества. Фольклор подразделяют по разным признакам, но чаще всего выделяют следующие видовые группы:

Трудовые песни
Это разновидность песенного жанра, главным признаком которой является обязательное сопровождение трудовой деятельности. Эта разновидность фольклора - метод организации коллективного, общего рабочего процесса. Ее цель - задавать ритм с помощью несложного мотива и слов.

Календарный фольклор
Основанием для формирования стали обрядовые традиции календарного года. Образ жизни крестьянина, который трудится «на земле», во многом зависел от погодных условий. Это породило большое количество различных обрядов, призванных привлекать удачу, благополучие, хороший урожай и т.д. Наиболее известными и важными праздниками являлись Рождество, Масленица, Пасха, Крещение и Троица. Каждый праздник обязательно сопровождали песни, заклички, заговоры и особые ритуалы.

Свадебное народное творчество
Свадебный фольклор подразумевает, прежде всего, песни, которые пели в трех основных обрядах: сватовстве, прощании родителей с невестой и на основном празднике.

Необрядовый фольклор
Сюда можно отнести все разновидности малых жанров устного народного творчества (частушка, запевка и т.п.). Но такой подход неоднозначен. К примеру, некоторые разновидности относят к детскому народному творчеству: пестушки, колыбельные, загадки, потешки, дразнилки и пр.

Устная проза
Подразумевает такие разновидности русского народного творчества как предания, легенды, бывальщины - краткий пересказ реальных событий, особенность которого заключается в том, что рассказчик не был свидетелем произошедшего.

Песенный эпос (героический)
Это очень древняя форма устного народного творчества, повествующая о каких-либо случившихся давно событиях в виде песни. Былина - древняя песня, которую нужно рассказывать торжественно и неторопливо.

Художественное творчество
К этому блоку относят эпические и песенные жанры, созданные в стиле народного, художественного творчества. Самый известный из них - сказка.

Фольклорный театр
Представления на улицах были очень популярны у населения старой Руси . Вертеп - вид драматического произведения , предназначенный для представлений в уличном кукольном театре . Раёк - вид картинного представления, которое осуществлялось с помощью устройства в форме коробки со сменяющими друг друга иллюстрациями. Представление сопровождалось устными историями.
Таким образом, можно увидеть, как многообразна народная художественная культура, она включает в себя различные виды (от песенного фольклора до народного театра ), а также жанры (от песен и частушек до легенд, былин, сказок и т.п.).
При этом формы народного творчества всегда были связаны друг с другом: песни сопровождались танцами и хороводами, а изобразительное искусство отражало мышление и миропонимание людей.

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Фольклор — это вид коллективной словесной деятель-ности, которая осуществляется преимущест-венно в устной форме. Основные категории фольк-лора - это коллективность, традиционность, фор-мульность, вариативность, наличие исполнителя, синкретичность. Фольклор делится на две группы - обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масле-ничные песни, веснянки), семейный фольклор (се-мейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания), окказиональный (заговоры, заклички, считалки). Необрядовый же фольклор делится на че-тыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза и фольклор речевых ситуаций . К фольклорной драме относятся: театр Петрушки, вертепная драма, рели-гиозная драма. К фольклорной поэзии относятся: бы-лина, историческая песня, духовный стих, лириче-ская песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные паро-дии), садистские стишки. Фольклорная проза опять же делится на две группы: сказочную и несказочную. К сказочной прозе относятся: сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот. К несказочной прозе относятся: предание, легенда, быличка, мифологический рас-сказ, рассказ о сне. К фольклору речевых ситуаций относятся: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, загадки, скорого-ворки и некоторые другие.

Анекдот - один из жанров фольклора: короткий уст-ный рассказ с остроумной и неожиданной концовкой. Анекдоты можно по праву назвать любимейшим жанром современности. В славянском фольклоре из-любленным персонажем был разыгрывающий одно-сельчан мужик.

Байка - традиционно мужской устный рассказ шут-ливого характера, претендующий на правдоподобие; относится к малым фольклорным формам. Попу-лярны байки охотничьи, рыбачьи, морские, шахтер-ские, театральные и шоферские.

Баллада(балладная песня, балладный стих) - один из жанров русского фольклора, возникший из народной песни трагического содержания. Важнейшие харак-теристики балладных песен - эпичность, семейно-бытовая тематика, психологический драматизм. Для балладных песен характерны предсказанный роковой исход, узнавание трагического, одноконфликтность. Как правило, в них действуют антагонистические персонажи: губитель и жертва. Баллады обладают многими признаками, сближающими их с другими песенными жанрами, насыщенными общими для на-родного эпоса фантастическими и магическими мо-тивами. Термин «баллада» в фольклористике сравни-тельно нов. Предложенный П.В. Киреевским в XIX в., он укоренился лишь столетие спустя. Сам народ, исполняя балладные песни, не отличал их от других. Примером классической баллады служит лироэпиче-ская песня «Василий и София». Все содержание - вечный сюжет о влюбленных, взаимное чувство ко-торых столь сильно, что побеждает смерть. Возлюб-ленных губит ревнивая и злая мать Василия. Сюжеты многих балладных песен построены на взаимоотно-шениях девушки и добра молодца («Дмитрий и Домна», «Девушка отравила молодца»).

Былина - произведение песенного характера, песня-поэма. Ей свойственны величие содержания, гранди-озность, монументальность образов, героический пафос. Реально-историческая основа былин - Русь X—XI вв. Известно около ста былинных сюжетов. В русском и западноевропейском эпосе имеются общие сюжеты (эпические герои борются с врагами и ино-верцами), но в русских былинах отсутствует идея ре-лигиозных войн; ни верность вождю, ни кровавая месть не становятся определяющими темами рус-ского эпоса. В русских былинных традициях - осво-бождение, защита, прославление земли русской и ее народа. Открытие русского эпоса состоялось относи-тельно недавно, после опубликования в 1804 г. сбор-ников Кирши Данилова, включающих 60 фольклор-ных произведений. Впоследствии собрание былин было дополнено находками П.Н. Рыбникова и А.Ф. Гильфердинга. Редкостный сплав мудрости и по-этичности отличает русский эпос. Каждая былина помимо главной идеи честного служения Отечеству содержит размышления о мучительных нравственно-психологических исканиях главных героев. Так, Илья Муромец оказывается в ситуации трудного вы-бора: жениться или умереть.

Быличка (бывальщина) - мифологический рассказ, основу которого составляют события, якобы имев-шие место в реальной жизни . Достоверность, факто-графичность этих рассказов подтверждается кон-кретными именами; точными географическими на-званиями места действия. Мир быличек прост и хо-рошо знаком. Главное различие между сказкой и быличкой заключается в отношении слушателей и рассказчика к повествуемому. Если сказке внимают, сознавая, что это вымысел, то быличку - так, как будто это правда.

Детский фольклор - обобщенное название неболь-ших по объему жанров, сочиняемых и исполняемых как самими детьми, так и для них. К жанрам детского фольклора относятся песни и стихи, сопровождаю-щие жизнь ребенка от колыбели до юности: жеребь-евки, заклички, дразнилки, колыбельные песни, пес-тушки, приговорки, потешки, считалки.

Докучная сказка (от докучать - надоедать) - специ-фический жанр фольклорных повествований, беско-нечные сказки, в которых совершается один и тот же круговорот событий. Они часто облечены в стихо-творную форму

Духовные стихи - песни религиозного содержания, возникшие как поэтические переложения народом основ христианского вероучения. Народные названия духовных стихов: старины, псалмы, стихи. Харак-терная особенность духовных стихов - противопос-тавление религиозного мирскому. Один из древней-ших духовных стихов - «Плач Адама» был известен уже в XII в. Массовое же распространение духовных стихов начинается примерно с XV в.

Жнивная песня - разновидность осенних песен ка-лендарно-обрядовой поэзии. Осенняя обрядовая по-эзия не получила такого развития, как летняя, воспе-вающая проворных женщин - «дочерей-лебедок», «невесток-перепелок», раненько выходивших на ниву и убирающих урожай, «чтобы было с чего жиги добренько, ладненько».

Загадка - вид устного народного творчества, замы-словатое иносказательное описание предмета или яв-ления, предлагаемое как испытание на сообразитель-ность или упражнение (детям) на развитие логиче-ского мышления. Загадка принадлежит к тем древ-нейшим видам народного творчества, которые, продолжая жить в веках, постепенно утрачивают свое первоначальное значение, становятся качест-венно иным явлением. Возникнув на основе тайного языка рода, когда-то загадка использовалась в воен-ных и посольских переговорах, выражала запреты семейного обихода, служила поэтическим средством передачи мудрости.

Заговор - языковая формула, обладающая, согласно народным представлениям, чудодейственной силой . В древности заговоры широко использовались во врачебной практике (лечение словом, молитвой). Им приписывалась способность вызвать желаемое со-стояние человека (навеять крепкий сон, укротить гнев рассерженной матушки, сохранить невредимым того, кто отправляется на войну, проникнуться сим-патией к кому-либо, чему-либо и т. д.) или сил при-роды: «расти репка, сладка, расти, репка, крепка», чтобы получить хороший урожай.

Календарно-обрядовые песни (Колядки, Подблюд-ные песни, Масленичные песни, Веснянки, Троицко-семицкие песни, Хороводные, Купальские, Жнив-ные) - песни, исполнение которых приурочивалось к строго определенным календарным датам. С различ-ными состояниями природы связаны наиболее зна-чительные обряды и песни летнего периода, начи-навшегося с солнцеворота (Петр-поворот) 12 (25) июня. В календарно-обрядовой поэзии содержится ценная этнографическая и историческая информа-ция: описание крестьянского быта, нравов, обычаев, наблюдения за природой и даже элементы мировоз-зрения.

Легенда - один из жанров фольклора, повествующий о чудесном, фантастическом, что и определяет его структуру и систему образов. Один из путей возник-новения легенды - трансформация предания. Зачас-тую легендами называют устные рассказы об исто-рических лицах или о событиях, которым приписы-вается абсолютная достоверность (легенды об осно-вании Киева). В этих случаях слово «легенда» может быть заменено словом «предание». Рассказчик, изла-гая факты, дополняет их созданными собственным воображением или соединяет их с известными ему вымышленными мотивами. При этом реальная ос-нова часто уходит на второй план. По тематике ле-генды делятся на исторические (о Степане Разине), религиозные (об Иисусе Христе и его апостолах, о святых, о кознях дьявола), топонимические (о Бай-кале), демонологические (о Змее, злых духах , чертях и пр.), бытовые (о грешниках).

Малые жанры - название, объединяющее группу разных по характеру и по происхождению жанров русского фольклора, исключительно малых размеров (подчас в два слова: Филя-простофиля), в чем и за-ключается их главная ценность . Сюда относят по-тешки, загадки, пословицы и анекдоты. Малые жанры не только украшают и оживляют другие тек-сты, они очень хорошо приспособлены и к самостоя-тельной жизни. В отличие от былинного эпоса, ма-лые жанры не забываются, актуальны, как тысячи лет назад.

Небылицы - произведения комической поэзии, не-большие по объему песенки, построенные по прин-ципу нанизывания совершенно абсурдных событий: Гром по небу прокатился:\\Комар с дерева свалился. Именно небылицы наглядно демонстрируют обрат-ную, страшную сторону смешного. Цепь искаженных событий, кажущихся поначалу смешными, посте-пенно создает единую картину «сдвинутого», «пере-вернувшегося» мира. Небылицы не менее филосо-фичны, чем эпос. Они, как и глобальная метафора смеха, - тоже способ познания жизни: в наглядной простоте демонстрируют нам вселенскую связь про-тивоположных, «изнаночных» явлений действитель-ности. В средневековой Руси исполнение небылиц непременно являлось составной частью «репертуара» скоморохов.

Народные песни - подлинная художественная эн-циклопедия жизни русского народа. На сегодняшний день песенный, самый богатый пласт русского фольклора, описан неполно и противоречиво. Доста-точно условно жанровое деление песен на историче-ские и балладные, разбойничьи и солдатские, лири-ческие и хороводные. Все они - образец тончайшей лирики и все без исключения историчны. Притяга-тельные чистотой и искренностью, песни глубоко раскрывают характер русского человека, который дорожит своим отечеством; который не устает любо-ваться родным краем; и своим детьми.

Поговорка - широко распространенное выражение, образно определяющее какое-либо жизненное явле-ние или дающее ему оценку: Блин не клин, брюха не расколет. Где умному горе, дураку веселье.

Пословица - краткое, меткое, устойчивое в речевом обиходе изречение. По сравнению с поговоркой - остроумной характеристикой, данной человеку, предмету или явлению и украшающей речь, посло-вица имеет законченный глубокий смысл, содержит мудрое обобщение. Поговорка, по определению на-рода, - «цветочек», пословица - «ягодка». В посло-вицах запечатлен жизненный опыт народа: Люди ссорятся, а воеводы кормятся. Алтынного вора ве-шают, полтинного чествуют. В народе, что в туче: в грозу все наружу выйдет.

Первым начал собирать и записывать пословицы знаменитый русский ученый и поэт М.В. Ломоносов. Впоследствии были изданы сборники, содержащие по 4—9 тыс. пословиц: «Собрание древних россий-ских пословиц» (Московский университет, 4291 по-словица), «Полное собрание русских пословиц и по-говорок» (Ц.М. Княжевич, 5365 пословиц), «Русские народные пословицы и притчи» (И.М. Снегирев, 9623 пословицы и изречения), в известном сборнике В.И. Даля «Пословицы русского народа» их более 30 тыс.

Предание - художественно-повествовательный жанр фольклора с элементами вымысла. В основу сюжета предания, как правило, положено реальное событие. Ярким примером устных повествований этого типа являются предания о сыне тульского кузнеца Демида Антуфьева Никите Демидове - основателе крупней-ших заводов Урала в первые десятилетия XVIII в.

Сказ - устный народный рассказ, без вымысла пове-ствующий о прошлом: казачьи и сибирские сказы, «рабочая» проза золотоискателей, мастеровых, шах-теров и т. п. По стилю повествования и структуре сказы похожи на предания и легенды.

Сказка - один из основных прозаических фольклор-ных жанров художественно-фантастического харак-тера.

Для древнего человека нет никакой пропасти между ним и животным миром. Он рассматривает живот-ных прежде всего как существа, равные ему не только физически, но и социально. Окружающий мир для человека населен просто разными племенами с таким же социальным устройством, как у него, и от-ношение к этим племенам то мирное, то враждебное, смотря как проявляется отношение самих животных к нему. И наши предки принимали исключительные инстинкты животных за проявление высшего разума, считая некоторых не только равными себе, но и пре-восходящими его самого. Сказки о животных орга-нично сочетают в себе другие сюжеты (бытовые и волшебные), и порой границу между жанрами про-вести вовсе невозможно. Мифопоэтические пред-ставления о природе, выражающие при помощи об-разов животных и птиц определенное познание мира, переплетаются в сказках с живыми наблюдениями за звериными повадками, являют постепенно крепну-щий дух соперничества между человеком и живот-ным, отстаивание своих прав на жизнь, борьбу за до-бычу и территорию. Бытовые сказки и сказки о жи-вотных отличают необычайный оптимизм и мягкий юмор, пронизывающий повествование. По мере того как человек становился сильнее и увереннее в себе, фольклорные образы животных приобретали другую, более «снисходительную» окраску: волк из злодея превращался просто в глупца («битый небитого ве-зет»), грозный медведь, тотемное животное, наде-лялся добродушием: велела Машенька отнести ста-рикам гостинцев - он и понес.

Для других сказок, бытовых (новеллистических), ха-рактерно противостояние социальных героев: мужик (его сын или дочь) тягается умом и сообразительно-стью с купцами, попами, а то и с самим царем. Боль-шое внимание уделяется семейным конфликтам с не-верной, болтливой или «задорной» женой, с млад-шим братом (сыном) дураком, которому неизменно сопутствует удача («дуракам счастье»), несмотря на природную глупость. Антропоморфизм русской при-роды в фольклорных произведениях касается не только Матери Сырой Земли , но и деревьев, в пер-вую очередь дуба и березы, способных разговари-вать, давать советы и прогнозировать дальнейшее те-чение событий. Деревья в сказках - верные друзья и помощники человека, они укрывают от врагов, дарят волшебные предметы, открывают клады и тайны, вознаграждая героев за труд и терпение. Таким обра-зом, сказки отражают жизнь и представления разно-племенных обитателей (территории, ставшей впо-следствии русской) на этапе возникновения и рас-пада первобытнообщинного строя. И сказки о жи-вотных, и легенды, связанные с верой в духов природы и растений, а также обрядовые песни и дет-ский фольклор характерны для тотемических об-ществ, естественных для этого этапа языческих от-ношений человека с миром.

Скоморошины - разнохарактерные песни озорного искусства скоморохов: шутовые ста"рины (былины - пародии), пародийные баллады, песни-новеллы ко-мического содержания, небылицы. Объединяет их одно - смех. Если в классических жанрах русского фольклора смех является лишь элементом содержа-ния, то для скоморошин он служит организующим художественным началом.

Скороговорки - шуточный жанр народного творче-ства, относящийся к разряду малых, фраза, постро-енная на сочетании звуков, которые затрудняют бы-строе произнесение слов. Скороговорки использова-лись в народе как обучающее средство при формиро-вании детской речи, ее развитии и последующем становлении, а также для развлекательных целей.

Частушка(от частый) - короткая, обычно рифмован-ная песенка юмористического или сатирического со-держания. Частушки исполняются в веселом задор-ном темпе в сопровождении гармони.

2. Календарно-обрядовая поэзия

Веснянка - песня, призывающая весну и тепло. Вес-нянки звучали в русских селах вслед за масленич-ными песнями. Они напоминали, что приближается пора полевых работ, летят птицы и «несут весну». Основные даты кликанья весны: 4 марта - день Гера-сима Грачевника (грачи прилетают); 9 марта - день Сорока Мучеников (сорок сороков птиц прилетают); 25 марта - 7 апреля по новому стилю - Благовещенье (день, когда птиц из клеток выпускают на волю).

Жнивная песня - разновидность осенних песен в ка-лендарно-обрядовой поэзии. Осенняя обрядовая по-эзия не получила такого развития, как летняя. Из-вестны лишь жнивные песни, наполненные благо-дарностью и прославляющие проворных женщин - «дочерей-лебедок», «невесток-перепелок», «ра-ненько» выходивших на ниву и убирающих урожай, «чтобы было, с чего жиги добренько, ладненько».

Игровая песня - разновидность весенне-летних песен в календарно-обрядовой народной поэзии. Уже в на-званиях данного вида песен отражено веселое на-строение, обусловленное наступлением долгождан-ного тепла, надеждами на щедрый урожай (сей в грязь, будешь князь!) возможностью скинуть тяже-лую одежду, покрасоваться и присмотреться к буду-щей невесте или жениху. В игровых песнях говори-лось о посеве и выращивании будущего урожая, здесь была главной тема солнца - источника и про-должения жизни, света и тепла, тема хлебных злаков и других растений, песни-игры так и назывались: «Мак», «Горох», «Капуста», «Лен», «Репа», «Просо». Игровые песни можно подразделить так: - хоровод-ные, когда собравшиеся двигались по кругу или в этом же круге изображали различные сценки, преду-смотренные содержанием песни («Во поле береза стояла»); - песни-игры, исполнявшиеся участниками, выстроенными в две шеренги одна против другой («А мы просо сеяли»); - «гулевые» песни, когда иг-рающие, исполняя песню, ходят друг за другом по избе, заплетают руки, закругляют шеренгу, «зави-вают» клубком («Заплетайся, плетень», «Завивайся, капустка»). В игровой поэзии сохранились отголоски и древней магии, и следы древних форм заключения брака.

Колядовая песня (колядка) - разновидность зимних (предновогодних) песен в календарно-обрядовой по-эзии. Наступление нового года в народе связывали с увеличением дня «на куриный шаг» после зимнего солнцестояния 22 декабря. Это наблюдение и легло в основу народных представлений о рубеже, который отделяет конец старого года от начала нового. При-ход нового года отмечали призыванием Коляды и Авсеня. Слово «коляда» восходит к латинскому на-званию первого числа месяца - calendae (ср. кален-дарь). На Руси колядование было одним из основных обрядов, проводившихся под новый год . Оно сопро-вождалось обходом соседей и колядовыми песнями (Авсень), среди которых можно выделить песни-ве-личания и песни-просьбы:

Купальские песни - цикл песен, исполнявшихся в праздник Ивана Купалы (ночь с 6 на 7 июля - по но-вому стилю). Они содержали элементы древних ма-гических формул, направленных на то, чтобы убе-речь урожай от козней злых духов и чтобы щедро уродились хлеба.

Масленичная песня - это зазывание широкой и щед-рой Масленицы (ее иногда величают Авдотьей Изотьевной).

Подблюдные песни - песни, исполняемые во время игры, сопровождавшей гадание. В блюдо каждый иг-рающий клал свой предмет (колечко), затем пелись подблюдные песни. Ведущий не глядя вынимал из блюда первое попавшееся кольцо. Содержание песни относили к тому, чье колечко вынималось. Под-блюдная песня содержала иносказание, по которому судили о будущем.

Троицко-семицкая песня - разновидность летних песен в календарно-обрядовой поэзии. С различными состояниями солнца и мира растений связаны наибо-лее значительные группы обрядов и песен летнего периода, начинавшегося с летнего солнцеворота (Петр-поворот) - 12 (25) июня. Летние (семицкие) обряды, позднее совместившиеся с христианской Троицей, иначе называют зелеными святками. В Троицко-семицких песнях центральное место отво-дится березке - культовому дереву славян, дереву-первопредку, символу тепла и жизни.

Бурлацкие песни - песни бурлаков и о бурлаках. Бурлачество зародилось в России в конце XVI - на-чале XVII в., когда государство было особенно заин-тересовано в развитии водных торговых связей и от-ношение к беглым крестьянам или рекрутам, нани-мавшимся в бурлаки, было самым снисходительным. В бурлаки уходили и от семейных невзгод, и от жес-токостей крепостничества. Обычно они спускались на судах вниз по течению и возвращались, ведя бече-вой нагруженные товарами суда, кроме этого, были и грузчиками, и носильщиками.

Исторические песни - песни, возникновение которых связано с тем или иным историческим событием или лицом. При этом отдельные нюансы события («Я со Камы со реки, Стеньки Разина сынок») или характе-рологические детали художественно-поэтического портрета исторического лица могли быть вымыш-лены, приукрашены или перевернуты, иногда созда-вая образ, искаженный вплоть до своей противопо-ложности. В отличие от былин, с их неизменной по-этической структурой, исторические песни, обладая той же информативностью, уже не имеют строгих композиционных правил и подчиняются законам других жанров. С течением времени былинность уходит из развивающегося нового жанра. Песни XVII—XVIII вв. становятся более разноплановыми, приобретают социальную окрашенность. Героями новых песен являются реальные персонажи - Степан Разин, Емельян Пугачев, Иван Грозный, Ермак. При внешней простоте исторические песни обладают ши-роким фольклорным контекстом, здесь активно «ра-ботает» фольклорная символика: смерть восприни-мается как переправа через реку, герои уподобля-ются орлам и соколам, широко употребляются сим-волические образы деревьев - березки, дуба, рябины и др.

Лирические песни - песни, отражающие мир личных чувств. Лирическая песня помогала народу выстоять в любых ситуациях, впитала в себя грусть и боль по-терь, обид и разочарований, была единственным средством сохранения собственного достоинства в состоянии унижения и бесправности. «Песня - под-руга, шутка сестра», - гласит русская пословица. Сквозь душевную скорбь, печальную «заунывность» лирической песни явно проступают величие и нрав-ственная красота народа.

Плясовые (шуточные) песни - название этой группы песен говорит само за себя. Хорошее, веселое на-строение не чуждо русскому песенному творчеству , в котором находят место и смех, и шутка, и насмешка. Многие русские плясовые вошли в золотую копилку мировой культуры: «Калинку» знают едва ли не в каждой стране. Широко известны песни «Светит ме-сяц», «Уж вы сени мои, сени», «Во поле береза стояла».

Разбойничьи песни - песни разбойников или о раз-бойниках. Разбойничья (и тюремная) песня как жанр формировалась во время крестьянских восстаний, массовых побегов крестьян и солдат от жестокой подневольной жизни (XVII—XVIII вв.). Основная тема разбойничьих и тюремных песен - мечта о тор-жестве справедливости. Герои разбойничьих песен - удалые, смелые «добрые молодцы» со своим кодек-сом чести, стремлением осмыслить происходящее («думу думати»), мужественной готовностью при-нять все превратности судьбы.

Свадебные песни - песни, сопровождавшие все сва-дебное действо от сватовства до «княжьего стола», т. е. пиршественного стола в доме жениха: сговор, де-вичник, венчание, приезд и отправление свадебного поезда в церковь. Жениха и невесту, семейную пару в лирических песнях символизируют неразлучные Утушка и Селезень или особенно любимые на Руси лебедь с лебедушкой. Утка и лебедушка - символы вечной женственности, каждый из которых отражает сложные перипетии женской судьбы . Русская свадьба - это сложный комплекс почти театральных обрядовых действий, включающих в себя множество песен: приговоров, величаний, песен-диалогов и пе-сен-причитаний, корильных песен. 1. Свадебные приговоры произносились большей частью дружкой, кото-рый играл важнейшую роль на свадьбе: был ее «ре-жиссером» и защитником жениха и невесты от злых сил. Иногда приговоры произносились свахой, сва-том или родителями. Когда дружка обращался к кому-либо из участников ритуала, образовывались песни-диалоги, придающие свадебному обряду ха-рактер спектакля, в котором почти каждый был уча-стником. После произнесения приговора родители клали на поднос хлеб-соль, изредка деньги; потом подношения делали гости. Чрезвычайно популярны на свадьбах были песни-диалоги. Типичный пример девичьих песен (исполнявшихся на девичнике) - раз-говор дочери с матерью. Величания - песенные вос-хваления жениха и невесты, изначально связанные с заклинательной магией: благополучие, счастье не-весты и жениха представлялись реальными, почти наступившими. В поздних формах заклинательную магию величания вытеснило выражение идеального типа нравственного поведения, красоты, достатка.

Причитания - лирические песни, непосредственно передающие чувства и мысли невесты, подруг, уча-стников свадьбы. Изначально функция причитания определялась обрядом, где невеста представляла свой уход из дома как нежелательный, как действие, совершающееся против ее воли, чтобы избежать мести покровителей очага. Но нельзя утверждать, что плач невесты всегда был неискренним. Корильные песни - песни-шутки, часто пародии на величания. Функция корильных песен развлекательная, они ок-рашены юмором. Исполнялись после совершения всех основных действий свадебного чина.

Солдатские песни (их название говорит само за себя) стали складываться после указа Петра I о рекрутских наборах (1699). Бессрочная служба, установленная указом, навсегда отрывала солдата от семьи, от род-ного дома. Солдатские и рекрутские песни прони-заны обреченностью («невзгодушка великая - служба государева»), описывают тяжелые минуты расставания с родными («Из твоих очей молодеп-киих слезы катятся, как река льются»), тягот казар-менного быта («Что день-то, ни ночь нам, солдатуш-кам, угомону нет: Темна ноченька приходит - на ка-рауле быть, Бел денечек наступает - во строю сто-ять») и зачастую неизбежной смерти в бою.

Среди солдатских и рекрутских песен особой груп-пой выделяются причитания.

Хороводные песни - игровые песни, название кото-рых восходит к имени древнего солнечного славян-ского божества Хорса (ср. хорошо, хоромы, хоро-вод). Собравшиеся двигались по кругу, изображая движение светила по небосводу, тем самым славя, призывая и умилостивляя так необходимое для уро-жая солнце. В этом же круге изображали предусмот-ренные содержанием песни различные сценки. Наи-более популярные хороводные песни дошли до на-шего времени: «Во поле береза стояла», «Хожу я гу-ляю да вдоль хоровода», «Вдоль да по речке, вдоль да по Казанке» и т. д.

Ямщицкие песни - песни ямщиков или о ямщиках. Быт ямщиков, основным занятием которых была «ямская гоньба», значительно отличался от быта кре-стьян. Они были освобождены от податей, но поло-жение их все же было крайне тяжелым. Часто «слу-жилые люди» не платили прогонных денег, а когда ямщики отказывались возить бесплатно, их изби-вали, а то и заковывали в кандалы. Ямщиков, кото-рые пытались вернуться обратно в село, насильст-венно возвращали на заставу. Их песни повествуют о безрадостной судьбе. Особенно часто встречаются в ямщицких песнях мотивы о любви к «красной де-вице», которая «без морозу сердце повызнобила», и о смерти ямщика в степи, в чужедальной стороне.

4. Детский фольклор

Дразнилка - насмешливая, направленная на демора-лизацию недруга прибаутка рифмованного харак-тера:

Жеребьевка - один из самых распространенных жан-ров детского фольклора. Как и считалки, жеребьевки предназначены для распределения игровых ролей. Ребенок выбирает что-то одно, получая игрока в свою команду, или что-либо другое.

Закличка - детское песенное обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам.

Колыбельные песни - древнейшие лирические песни, сопровождающие укачивание ребенка. Колы-бельная песня отличается необыкновенной нежно-стью, размеренностью и спокойствием.

Пестушка - песенка или стишок, которыми сопрово-ждаются первые сознательные движения ребенка.

Потешка - коротенькая песенка, сопровождающая первые игры ребенка с пальцами, ручками и нож-ками, например «Сорока-белобока», когда каждый пальчик ребенка кормится кашкой, а мизинчику ни-чего не дают, потому что слишком мал и ничего не наработал. Самой популярной потешкой с глубокой древности остаются «Ладушки».

Считалка - рифмованный стишок, с помощью кото-рого играющие дети распределяют роли и устанав-ливают очередность для начала игры.

Виды малых жанров фольклора

Колыбельная песня

Колыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Пестушка

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Потешка

Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения , стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу .

Примеры

«Сорока»

Вариант 1
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил?
- Зачем воду не носил?

Вариант 2 (фигурирует в мультфильме «Песенка мышонка »):
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у...
Шуууу!!! (Домой) Полетели!
На головку сели! ("Ладушки" запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели!!!

Прибаутка

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Пословицы

Поучают чему-то.

Дорога ложка к обеду.
Волка бояться в лес не ходить.
Рыбак рыбака видит издалека.
Без труда не вытащишь рыбу из пруда.
У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Под лежачий камень вода не течёт.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Знал бы, где упадёшь, - соломки бы подстелил.
Мягко стелешь, да жёстко спать.
Родина - мать, умей за неё постоять.
Семеро одного не ждут.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Пчела мала, но и та работает.
Хлеб всему голова.
В гостях хорошо, а дома лучше.

Игры

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

  • целовальные . Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
  • обрядовые . Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
  • сезонные . Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк ».

Пример целовальной игры:

Селезень

Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
Утя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!

В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

Заклички

Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Считалка

Считалка - небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка - элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам . В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

Скороговорка

Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками », поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека - цап!

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Загадка

Загадка , как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша - нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же - смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне, Топорищем подпоясан, Ремень за пояс заткнут, Сапоги нараспашку, На босу ногу зипун.

Общая история

Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.

Ссылки

  • Ирина Гурина. Полезные стихи и сказки на все случаи непослушания

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Оксид урана(VI)-диурана(V)
  • Заклон (вращение)

Смотреть что такое "Малые жанры фольклора" в других словарях:

    Жанры поэзии Лермонтова - ЖАНРЫ поэзии Лермонтова. Лит. деятельность Л. протекала в эпоху разрушения и диффузии жанровой системы 18 в., и его творч. наследие далеко не всегда поддается жанровой классификации, отражая в то же время поиски новых форм. Ученич. лирика Л.… … Лермонтовская энциклопедия

    Мелетинский, Елеазар Моисеевич - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Елеазар Мо … Википедия

    Елеазар Моисеевич Мелетинский - (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1 Биография 2 Сочинения … Википедия

    Елеазар Мелетинский

    Мелетинский - Мелетинский, Елеазар Моисеевич Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической… … Википедия

    Мелетинский, Елеазар - Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

    Мелетинский Е. - Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

    Мелетинский Е. М. - Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

Это народное творчество, охватывающее все культурные слои общества. Жизнь людей, их воззрения, идеалы, моральные устои - все это отражается как в художественном фольклоре (танцах, музыке, литературе) так и в материальном (одежда, кухонная утварь, жилище).

Еще в 1935 году великий русский писатель Максим Горький, выступая на Первом съезде писателей СССР, точно охарактеризовал фольклор и его значение в общественной жизни : "...наиболее глубокие героев существуют в фольклоре, устном творчестве народа. Святогор и Микула Селянинович, Василиса Премудрая, иронический Иванушка-дурачок, который никогда не унывает, Петрушка, всегда и всех побеждающий. Эти образы созданы фольклором и они являются неотделимой частью жизни и культуры нашего общества."

Фольклор ("народное знание") - это отдельная научная дисциплина , по которой проводятся изыскания, создаются рефераты, пишутся диссертации. В русской литературе 19-го века широко употреблялись термины "народная поэзия" и "народная словесность".

Устное народное творчество, жанры фольклора

Песни, сказки, легенды, былины - это далеко не полный список. Устное народное творчество - это обширный пласт русской культуры, который формировался на протяжении веков. Жанры народного фольклора подразделяется на два основных направления - необрядовое и обрядовое.

  • Календарный - песни масленичные, рождественские колядки, веснянки и другие примеры народного песенного творчества.
  • Семейный фольклор - свадебные песни, причитания, колыбельные, семейные рассказы.
  • Окказиональный - заклинания, считалки, заговоры, заклички.

Фольклор необрядовый включает четыре группы:

1. Народная драма - религиозная, вертепная, театр Петрушки.

2. Народная поэзия - баллады, былины, духовные стихи, песни лирические, частушки, детские песни-стихи.

3. Фольклорная проза делится на сказочную и несказочную. Первая включает сказки о животных, бытовые, (например, история о Колобке). Несказочная проза - это истории из жизни, повествующие о встречах человека с образами русской демонологии - русалками и водяными, колдунами и ведьмами, упырями и вурдалаками. К этой подкатегории также относятся рассказы о святынях и чудесах христианской веры, о высших силах . Формы несказочной прозы:

  • легенды;
  • мифологические рассказы;
  • былины;
  • сонники;
  • предания;

4. Фольклор речевой изустный: скороговорки, благопожелания, прозвища, пословицы, проклятия, загадки, дразнилки, поговорки.

Жанры которых здесь приведены, считаются основными.

в литературе

Это стихотворные произведения и проза - былины, сказки, легенды. Множество литературных форм относят и к фольклору, который отражает три основных направления: драматическое, лирическое и эпическое. Безусловно, жанры фольклора в литературе на этом не исчерпываются, их гораздо больше, но перечисленные категории - это своеобразная эмпирика, наработанная годами.

Драматические образы

К драматическому фольклорному искусству относятся народные драмы в форме сказочных сюжетов с неблагоприятным развитием событий и счастливым концом. Драматичной может быть какая-либо легенда, в которой происходит борьба добра со злом. Персонажи побеждают друг друга с переменным успехом, но в итоге добро торжествует.

Жанры фольклора в литературе. Эпическая составляющая

Русский фольклор (эпический) основывается на исторических песенных произведениях с обширной тематикой, когда гусляры часами могут рассказывать истории о жизни на Руси под тихие струнные переборы. Это подлинное фольклорное искусство , передающееся из поколения в поколение. Кроме литературного фольклора с музыкальным сопровождением существует изустное народное творчество, легенды и былины, предания и сказы.

Эпическое искусство обычно тесно переплетается с драматическим жанром, поскольку все приключения былинных героев земли русской так или иначе связаны со сражениями и подвигами во славу справедливости. Главные представители эпического фольклора - это русские богатыри, среди которых выделяются Илья Муромец и Добрыня Никитич, а также невозмутимый Алеша Попович.

Жанры фольклора, примеры которых можно приводить до бесконечности, строятся на героях, сражающихся с чудищами. Иногда богатырю помогает неодушевленный предмет, обладающий сказочной силой. Это может быть меч-кладенец, одним махом рубящий головы дракону.

Эпические сказки рассказывают о колоритных персонажах - Бабе-Яге, живущей в избушке на курьих ножках, Василисе Прекрасной, Иване-царевиче, который никуда без Серого волка, да еще про Ивана-дурака - счастливого с открытой русской душой.

Лирическая форма

К этому фольклорному жанру относятся произведения народного творчества по большей части обрядовые: любовные песни, колыбельные, веселые частушки и причитания. Многое зависит от интонации. Даже приговоры, заклинания, навороты с целью приворожить любимого, и те иногда можно причислить к фольклорной лирике.

Фольклор и авторство

Произведения сказочного литературного жанра (авторские) зачастую не могут быть формально причислены к фольклору, как, например, "Сказка про Конька-Горбунка" Ершова или сказ Бажова "Медной горы Хозяйка" в силу их принадлежности перу определенного писателя. Тем не менее, эти истории имеют свой фольклорный источник, были рассказаны где-то и кем-то в той или иной форме, а затем переложены писателем в книжную форму.

Жанры фольклора, примеры которых общеизвестны, популярны и узнаваемы, не нуждаются в уточнении. Читатель легко разберется, кто из авторов придумал свой сюжет, а кто позаимствовал его из прошлого. Другое дело, когда жанры фольклора, примеры которых на слуху у большинства читателей, кем-то оспариваются. В этом случае специалисты должны разобраться и сделать компетентные выводы.

Спорные формы искусства

Бывают примеры, когда сказки современных авторов по своей структуре буквально просятся в народный фольклор , но при этом известно, что сюжет не имеет источников из глубины народного творчества, а придуман самим автором от начала до конца. Например, произведение "Трое в Простоквашино". Налицо фольклорная канва - один почтальон Печкин чего стоит. Да и сама история сказочная по сути. Тем не менее, если авторство определено, то фольклорная принадлежность может быть только условной. Хотя многие авторы полагают, что различия вовсе не обязательны, искусство - оно и есть искусство, независимо от формы. Какие жанры фольклора совпадают с литературными канонами, можно определить по ряду признаков.

Отличие фольклорных произведений от литературных

Литературные произведения, такие как роман, рассказ, повесть, эссе, отличаются размеренностью, неспешным повествованием. Читатель получает возможность на ходу анализировать прочитанное, при этом углубляясь в идею сюжета. Фольклорные произведения более импульсивные, к тому же они содержат только им присущие элементы, такие, как, говорок или запев. Нередко рассказчик замедляет действие для большего эффекта, применяет двойственность или троичность повествования. В фольклоре широко применяется открытая тавтология, иногда даже акцентированная. В ходу параллелизмы и преувеличения. Все эти приемы органичны для фольклорных произведений, хотя совершенно недопустимы в обычной литературе.

Разные народы, несовместимые по своей ментальности, зачастую объединяют факторы именно фольклорного характера. Народное искусство содержит универсальные мотивы, как, например, общее для всех желание собрать хороший урожай. Об этом думают и китайцы, и португальцы, хотя живут они на разных концах материка. Население многих стран объединяет стремление к мирному существованию. Поскольку люди везде одинаковые по природе своей, то и фольклор у них мало чем отличается, если не иметь в виду внешние признаки.

Географическая близость разных народностей способствует сближению, и этот процесс начинается также с фольклора. Налаживаются в первую очередь культурные связи, и только после духовного объединения двух народов на авансцену выходят политики.

Малые жанры русского фольклора

Небольшие фольклорные произведения обычно предназначены для детей. Ребенок не воспринимает длинный рассказ или сказку, однако с удовольствием слушает историю о Сереньком волчке, который может ухватить за бочок. В процессе воспитания детей и появились малые жанры русского фольклора. В каждом произведении такой формы содержится особое смысловое зерно, которое по ходу повествования превращается или в мораль или в небольшое нравоучение.

Однако большинство малых форм фольклорного жанра - это полезные для развития ребенка речевки, песенки, прибаутки. Выделяются 5 жанров фольклора, которые с успехом применяются при воспитании детей:

  • Колыбельная песня - древнейший способ, позволяющий убаюкать ребенка. Обычно напевная мелодия сопровождается покачиванием люльки или кроватки, поэтому важно при пении найти ритм.
  • Пестушки - простые стишки, напевные пожелания, ласковые напутствия, успокоительные причитания для только что проснувшегося ребенка.
  • Потешки - речитативные песенки, сопровождающие игру с ручками и ножками младенца. Способствуют развитию ребенка, побуждают его к действию в ненавязчивой игровой форме.
  • Прибаутки - короткие рассказики, часто в стихах, веселые и звучные, которые ежедневно рассказывает мать своим детям. Подрастающим малышам нужно рассказывать прибаутки в соответствии с их возрастом, чтобы дети понимали каждое слово.
  • Считалки - небольшие стишки, хорошо развивающие арифметические способности ребенка. Являются обязательной частью коллективных детских игр, когда нужно провести жеребьевку.
просмотров
просмотров