Контрольная работа по комедии ревизор нвгоголя. Сочинение на тему «Хлестаков и городничий: сравнительная характеристика Что общего у Хлестакова и городничего в комедии Н.В

1 .Род литературы, к которому относится произведение Н.В. Гоголя

А) лирика Б) драма В) эпос

2 . С какой просьбой обратился Гоголь в октябре 1835 года к А.С. Пушкину?

3. Когда и где был впервые поставлен «Ревизор»?

4 . Похожие друг на друга Бобчинский и Добчинский, по замыслу автора, имели отличие в том, что:

А) у них были разные имена и отчества;

Б) Добчинский был серьезнее Бобчинского

В) Бобчинский говорил скороговоркой.

5 .Речь Ляпкина-Тяпкина Гоголь сравнивал:

А) со скрипом открывающейся двери

Б) со старинными часами , которые сначала шипят, а потом бьют.

В) с ударом молота на наковальне.

6 . Хлестаков способен

А) быть логичным Б) удивлять окружающих искрящимся юмором

В) произносить нелепости и врать без остановки

7. В сцене вранья Гоголь использует

8.

А) могут смошенничать

Б) пылкие натуры, романтики

В) находятся на государственной службе

9. Какие указания дает Городничий судье Ляпкину-Тяпкину?

10 .Кто впервые сообщает о приезде в город неизвестного лица?

11. Узнайте героя по описанию: «Говорит серьезно; смотрит несколько вниз, резонер и любит самому себе читать нравоучения для своего барина…Он умнее своего барина, и поэтому скорее догадывается, но не любит много говорить, и молча, плут».

12 . Кому принадлежит выражение: «…человек простой: если умрет, то умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет».

13 .Узнав правду о Хлестакове, Городничий:

А) испугался, что все теперь будут над ним смеяться

Б) негодовал, что не смог увидеть в нем глупого мальчишку

В) обрадовался, что он не ревизор.

14 .Кто брал взятки борзыми щенками?

Контрольная работа по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1.Когда был задуман и написан «Ревизор»?

2. Сюжет «Ревизора» был подсказан Гоголю:

3.Какую задачу поставил драматург при создании этой комедии?

А) не имеют развития в тексте, так как этот образ статичен и имеет сходство с другими персонажами

Б) не имеет подтверждения в тексте, потому что Земляника ревностно несет службу «для пользы Отечества»

В) подтверждается текстом пьесы, когда Земляника рассказывает Хлестакову всю подноготную жизни города и деятельности чиновников.

5. Хлестаков:

А) всерьез хочет жениться на Марье Антоновне;

Б) хочет набрать как можно больше денег в доме;

В) все делает как бы случайно, ничего не планируя и не думая о последствиях.

6. Хлестаковщина – это

А) беззастенчивое, безудержное хвастовство и неосмысленные, неожиданные для самого героя действия

Б) стремление следовать моде во всем.

В) карьеризм, мошенничество

7. На какие недостатки в работе указывают попечителю богоугодных заведений Землянике?

8.Для чего нужны Хлестакову деньги, которые он берет у чиновников?

9.Почему чиновники боятся ревизора?

10.Узнайте героя по описанию: «Очень не глупый по-своему человек…Ведет себя солидно, довольно серьезен, несколько резонер, говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты его грубы и жестки…»

11. Узнайте героя по реплике: « Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: « Ну, что, брат Пушкин? – «Да так, брат, - отвечает бывало, - так как-то все…»

12.Сколько лет было Хлестакову?

13.Какую оценку дал комедии В.Г.Белинский?

14.Как чиновники узнают, что Хлестаков – мнимый ревизор?

Контрольная работа по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1 .Сколько лет Н.В.Гоголь работал над текстом комедии?

2 . Как восприняли современники постановку комедии?

3. Городничего и Хлестакова объединяет то, что оба:

А) могут смошенничать

Б) пылкие натуры, романтики

В) находятся на государственной службе.

4 .Ухаживание Хлестакова за Марьей Антоновной – это:

А) случайная интрига, которая укрепила его положение в доме городничего

Б) настоящее светлое чувство влюбленного

В) жестокая насмешка над провинциальной барышней

5 . Хвастовство Хлестакова на фоне поклонения и уважения чиновников вызвано прежде всего:

А) детской наивной мечтой побыть государственным человеком,

Б)страхом за свое положение, которое может в любую минуту измениться,

В) глупостью, ветреностью, безнаказанностью Хлестакова в сложившихся обстоятнльствах.

6 .Как городничий исполняет свои обязанности?

7 . Какова проблематика комедии? Почему император Николай 1 сказал: « Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»

8. Узнайте героя по описанию: «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, несколько приглуповат и,как говорится, без царя в голове,- один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения… Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно…»

9. Кому принадлежит выражение: « Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!...»

10 .Кто первый предлагал «подсунуть» взятку Хлестакову?

11 . Чем недоволен городничий в благоустройстве города, и какие претензии он высказывает частному приставу Степану Ильичу Уховертову?

12 . Кульминационная сцена в «Ревизоре»:

А) беседа городничего и Хлестакова в трактире,

Б)сцена вранья Хлестакова в доме городничего,

В) мечты городничего и его жены о жизни в Петербурге.

13 . В сцене вранья Гоголь использует

А) антитезу Б) гиперболу В) сравнение

14 . Сюжет «Ревизора» был подсказан Гоголю:

А) В.А.Жуковским Б) А.С. Пушкиным В) В.Г. Белинским

Контрольная работа по тексту комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

  • Павликова Ольга Константиновна , учитель русского языка и литературы

Вариант 1.

  1. Откуда Городничий узнал о приезде ревизора? (Д.1)
  2. Почему не была построена церковь в городе? (Д.1)
  3. Не все "специалисты" в этом учреждении говорят по-русски, поэтому нуждающиеся в помощи часто остаются не понятыми и продолжают страдать. О каком иностранном "работнике" и о каком учреждении идет речь ? (Д.1)
  4. Во всех коридорах этого учреждения "несет такая капуста, что береги только нос". Назовите учреждение и чиновника, который им заведует. (Д.1)
  5. Назовите двух героев комедии с похожими фамилиями и схожей внешностью. (Д.1)
  6. Опишите, каким вы представляете себе внешний вид Хлестакова? (Д.2)
  7. С какой целью чиновники навещали Хлестакова в доме городничего? Почему они решили заходить к нему по одному?
  8. Эти герои были последними из чиновников-просителей, навестивших Хлестакова с намерением дать ему взятку. Назовите этих героев. (Д.4)
  9. Расскажите о "Немой сцене" в финале комедии.

Вариант 2.

  1. Какие факты, приведенные Бобчинским и Добчинским, убедили городничего, что именно Хлестаков и есть ревизор? (Д.1)
  2. На что жаловалась Хлестакову слесарша Февронья Петровна Пошлепкина. (Д.4)
  3. Этот герой уверен, что ему ревизора не стоит бояться, ведь взяток он не берет (если только "борзыми щенками"), а в делах учреждений, которыми он заведует, не сможет разобраться и он сам. Назовите фамилию и должность героя. (Д.1)
  4. Городничий, опасаясь проверки ревизора, который может отнести большое количество клиентов этого учреждения "к дурному смотрению", рекомендует этому герою сделать так, чтобы их стало поменьше. О каком учреждении идет речь, кто им заведует? (Д.1)
  5. Один из работников этого учреждения "не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу". Назовите учреждение и чиновника, который им заведует. (Д.1)
  6. Этот герой принес городничему и чиновникам весть о том, что Хлестаков не был ревизором. Назовите его имя, каким учреждением он заведует в городе? (Д. 5)
  7. Эти герои убедили городничего, что приехавший в город молодой человек, остановившийся в гостинице, и есть ожидаемый ревизор. Назовите героев. (Д.1)
  8. Что о своей жизни в Петербурге рассказал уездным чиновникам Хлестаков? (Д.3)
  9. Почему Хлестаков не платил за гостиницу и еду две недели?
  10. Объясните значение слов ревизор, инкогнито, почтмейстер, попечитель богоугодных заведений, присутственное место, предуведомить, без царя в голове, подорожная, приватно, дрожки, ассигновать, профинтить, острог, постой, забрить лоб в солдаты.

Вариант 3.

  1. Что означают слова городничего: "Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя"? Охарактеризуйте истинную деятельность городничего как градоправителя. (Д.1)
  2. Считает ли городничий получение взятки преступлением? Приведите примеры того, какой данью облагаются купцы в городе. (Д.4)
  3. Этот герой считает себя человеком образованным и даже вольнодумным, до всех суждений о жизни и о мироздании вообще он дошел, как говорит, "собственным умом". Подведомственными ему учреждениями управляет кое-как, о чем говорит и его фамилия, в делах этих заведений не то что ревизор не сможет разобраться, но и он сам. О ком идет речь? (Д.1)
  4. Клиенты этого учреждения похожи на кузнецов. Почему? О каком учреждении идет речь? (Д.1)
  5. Один из работников этого учреждения обладает таким буйным нравом , что готов не только мебель поколотить, но жизни лишиться - " для науки ". Назовите учреждение и чиновника, который им заведует. (Д.1)
  6. Этот герой говорит: ":Смерть люблю узнать, что есть нового на свете." Назовите героя. Откуда же он узнает много любопытного о жизни горожан? (Д.1)
  7. Объясните значение слов ревизор, инкогнито, почтмейстер, попечитель богоугодных заведений, присутственное место, предуведомить, без царя в голове, подорожная, приватно, дрожки, ассигновать, профинтить, острог, постой, забрить лоб в солдаты.
  8. Опишите внешность, поведение, характеры Бобчинского и Добчинского, какими вы их себе представляете. (Д.1)
  9. Охарактеризуйте характер и образ жизни Хлестакова, опираясь только на слова его слуги Осипа о своем барине. (Д.2)
  10. Различаются ли интонация, манера выражаться у Хлестакова при разговоре с простыми людьми , слугами и при разговоре с людьми высших, чем у него чинов? Докажите примерами из текста.

Вариант 4.

  1. В комедии Гоголя нет названия уездного города, в котором происходят события. Этим писатель хотел показать, что подобное положение власти, чиновников, порядков в городе было типичным для большинства городов того времени. Опишите город, в который приехал ревизор: его местоположение относительно столицы, границы, насколько благоустроен город, на какие непорядки обращает наше внимание автор. (Д.1)
  2. Почему городничий поверил, что молодой человек, жадно смотрящий на то, что едят посетители гостиницы и не платящий две недели деньги за жилье и еду, и есть ревизор? (Д.1)
  3. Хлестаков никак не может решить, с кем же ему флиртовать: с женой городничего Анной Андреевной или его дочерью Марьей Антоновной. А как же сами героини отнеслись к "ревизору" Хлестакову? (Д.4)
  4. Как вел себя каждый из чиновников, навестивших Хлестакова в доме городничего с прошениями и поднесением денег?
  5. Чиновники, размышляя о чине Хлестакова, предполагают, что "генерал-то ему и в подметки не станет! А когда генерал, то уж разве сам генералиссимус" . Между тем, от страха перед "важным" человеком они и не заметили, что сам Хлестаков проговорился о своем истинном чине: "Хотели было даже коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем" . То есть чин молодого человека был еще ниже этого. Каким был на самом деле чин Хлестакова? (Д.2)
  6. Этот чиновник - страстный охотник. Даже в подведомственном ему учреждении находится "над самым шкапом с бумагами охотничий арапник". Назовите героя, чем он заведует в городе? (Д.1)
  7. Именно этот герой стал докладывать "ревизору" Хлестакову о том, как на самом деле обстоят дела в городских учреждениях, когда навестил его в доме городничего в числе других чиновников. Назовите его. (Д.4)
  8. Один из работников этого учреждения обладает таким буйным нравом, что готов не только мебель поколотить, но жизни лишиться - "для науки". Назовите учреждение и чиновника, который им заведует. (Д.1)
  9. Этот герой просил у Хлестакова: "Как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство или превосходительство, живет в таком-то городе:." Кто хотел сообщить о себе всем столичным вельможам? (Д.4)

Вариант 5

  1. Городничий в разговоре с квартальным выговаривает ему, что тот "не по чину берет". Что имел в виду городничий? (Д.1)
  2. Сравните поведение, отношение к другим чиновникам и размышления городничего в 1 действии, когда он узнал о приезде ревизора в город, и в 5 действии, когда Антон Антонович уверился, что в скором времени породнится с важным чиновником из Петербурга - Хлестаковым.
  3. Этот герой говорит: ":Смерть люблю узнать, что есть нового на свете". Назовите героя. Откуда же он узнает много любопытного о жизни горожан? (Д.1)
  4. Охарактеризуйте главного героя комедии Ивана Александровича Хлестакова.
  5. В комедии нет описания жизни Хлестакова в Петербурге, но представить, какой она была, чем он занимался, живя там, внимательному читателю нетрудно. Попробуйте описать его жизнь в столице.
  6. Уездные чиновники приходят к Хлестакову, чтобы дать ему взятку. Как постепенно меняется поведение мнимого ревизора в разговоре с ними, как он просит у них денег взаймы? (Д.4)
  7. Чиновники, размышляя о чине Хлестакова, предполагают, что "генерал-то ему и в подметки не станет! А когда генерал, то уж разве сам генералиссимус". Между тем, от страха перед "важным" человеком они и не заметили, что сам Хлестаков проговорился о своем истинном чине: "Хотели было даже коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем". То есть чин молодого человека был еще ниже этого. Каким был на самом деле чин Хлестакова? (Д.2)
  8. Слуга Хлестакова, Осип, несмотря на низость своего положения и совсем не значимую для сюжета роль, стал полноценным и очень запоминающимся для зрителя персонажем. Чем вы объясните особенное внимание автора к этому герою, какую роль играет он в создании образа Хлестакова (для понимания характера, образа жизни Хлестакова)?
  9. Женские персонажи комедии, Анна Андреевна и Марья Антоновна, описаны Н.В.Гоголем с особой иронией. Как бы вы охарактеризовали отношения между ними, между матерью и дочерью? Приведите примеры из текста, подтверждающие ваши размышления. (Д.1, 3, 4)
  10. Еще раз внимательно перечитайте "Немую сцену" в финале комедии. Каково ее значение, по вашему мнению?

Казалось бы, трудно представить себе более разных героев, чем
Хлестаков и городничий в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Множество
их отличий друг от друга сразу бросается в глаза. По своему
социальному положению герои далеко отстоят один от другого и
при обычном ходе событий вообще не должны бы встречаться. Городничий
— «постаревший на службе» человек, он начал карьеру
с низших чинов и всю жизнь тяжело, но неуклонно поднимался по
служебной лестнице, пока не занял главную должность в уездном
городе. На этом посту Антон Антонович утвердился прочно, прибрал
к рукам весь городок и никому не собирается в ближайшее время
уступать власть. Хлестаков, напротив, имеет маленький чин, «елис-
тратишка простой», по выражению его слуги Осипа, да и то не сумел
удержаться в одной из петербургских канцелярий и, погуляв
на отцовские деньги, вынужден вернуться в деревню.
Характеры героев вполне соответствуют их положению. Городничий
ведет себя солидно, речь его нетороплива и серьезна, слова
значительны. Он человек опытный, умеет изобразить честного и простодушного
служаку, так что сразу и не догадаешься, что это большой
плут. Городничий хитер и расчетлив, с простыми людьми он не
церемонится, но может, если необходимо, выглядеть учтивым. Хлестаков
же — «пустейший» человек, «без царя в голове», он абсолютно
не думает о последствиях своих слов и мыслей. Хлестаковым движет
примитивная жажда наслаждений, о чем он сообщает совершенно
открыто: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
Гоголь подчеркивал, что его герой совсем не ловкий мошенник,
а просто легкомысленный до крайности молодой человек.
Внешность персонажей тоже вполне соответствует их характерам.
Солидный городничий коротко подстрижен и одет в мундир, а Хлестаков
тратит последние деньги на модную прическу и «партикулярное
платье», лишь бы пустить пыль в глаза соседям-помещикам.
Словом, на первый взгляд герои абсолютно различны и по общественному
положению, и по характерам, и по внешности. И все-таки
что-то их объединяет, иначе не смог бы Хлестаков поселиться на
правах дорогого гостя в доме городничего и на какое-то время словно
поменяться местами с «отцом города». Есть, конечно, конкретная
причина такого поворота событий — «пренеприятное известие» о том,
что в город должен тайно приехать ревизор из Петербурга. Однако
Хлестаков так мало похож на важного чиновника, что опытный
городничий должен был сразу раскусить его. Ни маршрут из Петербурга
в деревню, ни столичный костюм не могли надолго ввести
городничего в заблуждение. Причина затянувшегося недоразумения
кроется в другом.
Вспомним, как ведут себя герои при первой встрече. Они оба
дрожат от страха друг перед другом, а у страха, как известно, «глаза
велики». Что же вызывает взаимный испуг Хлестакова и городничего?
Хлестаков никогда не задумывался заранее об ответственности за
свои поступки. В Петербурге он занимался не службой, а развлечениями,
за неделю спускал отцовские деньги и потом отправлял Осипа
продавать на толкучем новый фрак. По пути домой Хлестаков
проигрался дочиста в карты и к моменту встречи с городничим уже
вторую неделю жил в гостинице в долг. Естественно, он испугался
прихода важного лица, поскольку решил, что его арестовывают и отправляют
в тюрьму.
Гораздо серьезнее причины страха у городничего. Уже из первого
действия комедии нам становится понятно, что высокая должность
для Антона Антоновича — средство незаконного обогащения.
Городничий беззастенчиво берет взятки, обирает купцов, творит произвол,
присваивает казенные деньги и заботится не об исполнении
службы, а о сокрытии своих преступлений. Под стать начальнику и остальные
чиновники в городе: судья, занимающийся преимущественно
охотой, попечитель больниц, где люди выздоравливают «как мухи»,
почтмейстер, из любопытства читающий чужие письма… Такие подчиненные
только добавляют страху, а не успокаивают городничего.
В результате всеобщий испуг порождает совершенно абсурдную ситуацию:
Хлестаков начинает лепетать какой-то фантастический бред
о своей значительности, а чиновники во главе с городничим подыгрывают
ему, воображая, что сумели спастись от ревизора. Они даже радуются,
когда Хлестаков, все больше наглея, берет от них взятки. Сам Хлестаков
плохо понимает, с чего это городничий и чиновники стелются
перед ним, горожане обращаются с какими-то прошениями, так что
даже Осип вынужден заметить хозяину, что, видно, его приняли за
кого-то другого. Послушавшись совета ловкого слуги, Хлестаков
покидает город, причем успевает беспечно сделать предложение
дочке городничего и получить благословение ее родителей. Подобный
тип поведения получил после выхода в свет комедии название
«хлестаковщины». Любопытно, что и городничий заражается «хлестаковщиной
»: проводив будущего зятя, этот опытный служака вдруг
начинает фантазировать о генеральском чине, орденах, светской
жизни в Петербурге не хуже Хлестакова. Тем сокрушительнее действует
на городничего неожиданное открытие , что Хлестаков не
ревизор, а «сосулька», «тряпка».
Итак, мы убедились, что, несмотря на явные различия героев
в социальном положении и характерах, их объединяет страх перед
наказанием за нечестные поступки. Городничего и Хлестакова делает
похожими их эгоизм, нежелание добросовестно трудиться, привычка
жить за счет других. Гоголь подчеркивает, что подобные типажи не
исключение, а правило. Городничий, Хлестаков и все остальные герои
комедии лишь подчиняются тем несправедливым порядкам, которые
царят в России. Они привыкли жить обманом и поэтому сами часто
оказываются обманутыми. Это не Хлестаков перехитрил и напугал
городничего и чиновников, а они сами запутались в собственных
страхах и лжи.

Многие критики и литературоведы отмечают, что главная струна творчества Гого­ля - смех сквозь слезы. И смех, и слезы вызваны безобразным общественным устрой­ством России. В своей комедии «Ревизор» писатель глубоко вскрыл пороки и недостатки чиновничьего мира, разоблачив всю насквозь прогнившую систему России. Недаром после первого представления «Ревизора» Николай I заявил: «Ну и пьеска! Всем доста­лось, а мне более всех».

Что же роднит Хлестакова и городничего - этих, казалось бы, таких совершенно разных людей? Разных по возрасту, общественному положению , умственному развитию и, наконец, характеру? Что общего у высокого, упитанного, важного Сквозник-Дмуха- новского и маленького, тщедушного, «приглуповатого» Хлестакова?

Оба они - представители чиновничьего мира, наделенные всеми, свойственными этому миру, отрицательными качествами . Городничий начал службу с нижних чинов, постепенно сделав служебную карьеру. Хлестаков - также мелкий петербургский чиновник. Оба тщеславны и честолюбивы. Но городничий - «человек, созданный об­стоятельствами», воплощение здравого смысла , ловкости, хитрого расчета, в то время как Хлестаков - беспечный и легкомысленный, пустейший хвастун, человек «без царя в голове». Несмотря на эту разницу, в них есть немало общего. Оба - лицемеры, люди нечестные. \

Городничий во вверенном ему городе ведет себя как уездный царек. Он не только беззастенчиво берет взятки с купцов и горожай, но и спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные государством на строительство церкви, вовсе не заботясь о про­цветании города. Приняв Хлестакова за ожидаемого ревизора, проявляет незаурядные «дипломатические способности»: угодничая перед «государственной особой», он ловко «ввертывает» Хлестакову вместо двухсот рублей четыреста. Узнав, что Хлестаков просит руки его дочери, городничий тут же строит планы о том, как будет жить в Петербурге, а со временем, имея такого зятя, сумеет «влезть и в генералы». Хлестаков сначала даже и не догадывается, за кого его принимают. Он живет настоящей минутой и всецело отда­ется «приятности» нового положения. И его главное качество - тщеславие, стремление порисоваться, пустить пыль в глаза - проявляется в полную меру. Он вдохновенно со­чиняет небылицы о своем положении в Петербурге. Маленький чиновник, он получает особенное удовольствие, изображая строгого начальника, «распекающего», подобно городничему, своих подчиненных, наводя должный порядок. И так же, как и городничий, обожает брать взятки, причем даже у своего будущего тестя.

Все, что рассказывает Хлестаков о петербургском высшем обществе , все картины блестящей жизни, развертываемые им, - все соответствует самым заветным мечтам и стремлениям городничих, земляник, шпекиных, бобчинских и добчинских, их пред­ставлениям о «настоящей жизни».

Иван Александрович Хлестаков - это сама душа всего чиновного николаевского лакейства и идеал человека в этом обществе.

Таким образом, оба этих человека - и Хлестаков, и городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, близки по духу. Оба - лакеи по натуре, люди тщеславные и честолюбивые, лгуны и взяточники, использующие свое служебное положение в корыстных целях.

Гоголь гениально развенчал подхалимство, очковтирательство, казнокрадство, ко­торые были типичными для России его времени.

Что общего между Хлестаковым и городничим в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь представил целую галерею чиновников - мошенников, воров в вицмундирах, но особого внимания заслуживают Хлестаков и городничий, написанные очень ярко и убедительно.

Что же роднит Хлестакова и городничего - этих, казалось бы, совершенно разных людей - разных по возрасту, общественному положению и умственному развитию? Что общее у высокого, упитанного, важного Сквозник-Дмухановского и маленького, тщедушного Хлестакова? У «очень неглупого по-своему» городничего и «приглуповатого» Хлестакова?

Общее то, что оба они, и это главное, представители чиновничьего мира, наделенные всеми свойственными этому миру отрицательными качествами. Они тщеславные и честолюбивые, корыстные и бессовестные, отъявленные лгуны, мошенники и взяточники, не желающие добросовестно трудиться, привыкшие жить обманом. Оба, лакеи по натуре, умеют приспосабливаться к ситуации, угождать, если нужно.

Итак, Сквозник-Дмухановский , и Хлестаков - бессовестные люди, мошенники, взяточники.

Городничий во вверенном ему городе ведет себя как уездный царек. Он не только беззастенчиво обирает купцов и горожан, но и спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные государством на строительство церкви. Он жулик, обманщик, «обманувший на своем веку трех губернаторов». Присваивая казенные деньги, заботится не об исполнении службы, а о сокрытии своих преступлений.

О том, что городничий берет взятки с жителей города и своих подчиненных, мы узнаем еще в самом начале комедии из письма его кума: «… за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки...»

Хлестаков, как только почувствовал благосклонное внимание чиновников к себе, тоже повел себя как царек. Так же, как и городничий, начал беззастенчиво брать деньги , якобы взаймы, все больше наглея, выпросил большую сумму денег, зная, что не вернет ее. Берет деньги и у городничего, и даже после обещания жениться на его дочери.

Еще одна общая черта – высокомерие.

Городничий смотрит свысока и на жителей города, и на чиновников. С теми и другими он часто груб и несправедлив: «Чш! экие косолапые медведи - стучат сапогами! Так и валится, как будто сорок пуд сбрасывает кто-нибудь с телеги! Где вас черт таскает?» Чувствуя свою власть и безнаказанность, занимается самоуправством, никого не щадит.

И Хлестаков пренебрежительно относится к людям низшего сословия. Грубо разговаривает с трактирным слугой: «Ну, хозяин, хозяин... Я плевать на твоего хозяина! Что там такое?», с горожанами, которые пришли жаловаться на городничего, бесцеремонно выпроваживая их: «Кто там еще?.. Надоели, черт возьми! Не впускай, Осип!» В роли директора департамента презирает мелкого чиновника для письма - «эдакую крысу».

С вышестоящими чиновниками и тот, и другой сама любезность и внимательность. Хлестаков вежлив с городничим: «Напротив, извольте, я с удовольствием. Мне гораздо приятнее в приватном доме…»

И городничий, приняв Хлестакова за ожидаемого ревизора, очень вежлив с ним, угодлив. Он старается предугадать малейшее его желание, лишь бы тот остался доволен. Так, при удобном случае умело «ввертывает» ему вместо двухсот рублей четыреста.

Оба лживы.

Наиболее красочное проявление вранья в Хлестакове видим в сцене оправдания перед городничим, когда он всю вину пытается перекинуть на трактирщика и на хозяина заведения, обвиняя их в разных преступлениях: «Он больше виноват: говядину мне подают такую твердую, как бревно…Он меня морил голодом по целым дням…»

И городничий не уступает Хлестакову, рассказывая, как радеет он о делах в городе: «Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало… чего ж мне больше? … и почестей никаких не хочу».

Оба тщеславны и честолюбивы. Поэтому у них есть потаенные мечты, связанные с высоким положением в обществе, собственным величием и властью.

Хлестаков грезит быть «птицей высокого полета», очень значимым лицом , заслуживающим всеобщее уважение, почитание и благоговение : »Мне даже на пакетах пишут: «Ваше превосходительство» … А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели…»

О мечтах городничего мы узнаем, когда Хлестаков просит руки его дочери. Он тут же начинает строить планы о том, как будет жить в Петербурге, как со временем, имея такого зятя, сумеет «влезть» в генералы, ч тобы обладать всеми генеральскими привилегиями, пользоваться уважением и славой: «Ведь почему хочется быть генералом? Потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей!» И там, на станциях, никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь…»

Все, что рассказывает Хлестаков о высшем петербургском обществе, все картины блестящей жизни, развертываемые им, соответствуют самым заветным мечтам и стремлениям городничего, так как их представления о шикарной жизни совпадают.

А мечтают они потому, что их не устраивает собственная роль в жизни, ведь в обществе культивируется положение о том, что не человек красит место, а место человека. «Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там: стой, городничий! Хе, хе, хе, вот что, канальство, заманчиво!»- слышим мы от городничего.

И, конечно, их объединяет страх перед наказанием за нечестные поступки. Оба они дерзкие в счастье и трусы в беде.

Вспомним, как ведут себя герои при первой встрече: дрожат от страха друг перед другом. Что же вызывает испуг Хлестакова? Он, как известно, по пути домой проигрался «дочиста» в карты и к моменту встречи с городничим уже вторую неделю живет в гостинице в долг. Естественно, он испугался прихода важного лица, поскольку решил, что его арестуют и отправят в тюрьму.

А что вызывает испуг городничего? У городничего причина страха гораздо серьезнее. Уже из первого действия комедии понятно, что высокая должность для Антона Антоновича - средство обогащения, поэтому он очень боится потерять это сладкое место.

Таким образом, оба этих героя - и Хлестаков, и Сквозник-Дмухановский - близки по духу: люди тщеславные и честолюбивые, лгуны и взяточники, корыстные и бессовестные. Они оба представители николаевской России, той аморальной, антидуховной системы, которая уродовала людей, превращала их в ничтожества, способные на любую низость. Эта система убивала в людях душу, делала лакеями по натуре.

Хочется добавить, что и в наше время, к сожалению, встречается немало лживых, надменных и тщеславных людей. Эта типичность характеров убеждает в том, что хлестаковы и городничие еще живы и что произведение Н.В. Гоголя «Ревизор» по праву считается бессмертным.


Казалось бы, трудно представить себе более разных героев, чем Хлестаков и городничий в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Множество их отличий друг от друга сразу бросается в глаза. По своему социальному положению герои далеко отстоят один от другого и при обычном ходе событий вообще не должны бы встречаться. Городничий - «постаревший на службе» человек, он начал карьеру с низших чинов и всю жизнь тяжело, но неуклонно поднимался по служебной лестнице, пока не занял главную должность в уездном городе. На этом посту Антон Антонович утвердился прочно, прибрал к рукам весь городок и никому не собирается в ближайшее время уступать власть. Хлестаков, напротив, имеет маленький чин, «елис- тратишка простой», по выражению его слуги Осипа, да и то не сумел удержаться в одной из петербургских канцелярий и, погуляв на отцовские деньги, вынужден вернуться в деревню. Характеры героев вполне соответствуют их положению. Городничий ведет себя солидно, речь его нетороплива и серьезна, слова значительны. Он человек опытный, умеет изобразить честного и простодушного служаку, так что сразу и не догадаешься, что это большой плут. Городничий хитер и расчетлив, с простыми людьми он не церемонится, но может, если необходимо, выглядеть учтивым. Хлестаков же - «пустейший» человек, «без царя в голове», он абсолютно не думает о последствиях своих слов и мыслей. Хлестаковым движет примитивная жажда наслаждений, о чем он сообщает совершенно открыто: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Гоголь подчеркивал, что его герой совсем не ловкий мошенник, а просто легкомысленный до крайности молодой человек. Внешность персонажей тоже вполне соответствует их характерам. Солидный городничий коротко подстрижен и одет в мундир, а Хлестаков тратит последние деньги на модную прическу и «партикулярное платье», лишь бы пустить пыль в глаза соседям-помещикам. Словом, на первый взгляд герои абсолютно различны и по общественному положению, и по характерам, и по внешности. И все-таки что-то их объединяет, иначе не смог бы Хлестаков поселиться на правах дорогого гостя в доме городничего и на какое-то время словно поменяться местами с «отцом города». Есть, конечно, конкретная причина такого поворота событий - «пренеприятное известие» о том, что в город должен тайно приехать ревизор из Петербурга. Однако Хлестаков так мало похож на важного чиновника, что опытный городничий должен был сразу раскусить его. Ни маршрут из Петербурга в деревню, ни столичный костюм не могли надолго ввести городничего в заблуждение. Причина затянувшегося недоразумения кроется в другом. Вспомним, как ведут себя герои при первой встрече. Они оба дрожат от страха друг перед другом, а у страха, как известно, «глаза велики». Что же вызывает взаимный испуг Хлестакова и городничего? Хлестаков никогда не задумывался заранее об ответственности за свои поступки. В Петербурге он занимался не службой, а развлечениями, за неделю спускал отцовские деньги и потом отправлял Осипа продавать на толкучем новый фрак. По пути домой Хлестаков проигрался дочиста в карты и к моменту встречи с городничим уже вторую неделю жил в гостинице в долг. Естественно, он испугался прихода важного лица, поскольку решил, что его арестовывают и отправляют в тюрьму. Гораздо серьезнее причины страха у городничего. Уже из первого действия комедии нам становится понятно, что высокая должность для Антона Антоновича - средство незаконного обогащения. Городничий беззастенчиво берет взятки, обирает купцов, творит произвол, присваивает казенные деньги и заботится не об исполнении службы, а о сокрытии своих преступлений. Под стать начальнику и остальные чиновники в городе: судья, занимающийся преимущественно охотой, попечитель больниц, где люди выздоравливают «как мухи», почтмейстер, из любопытства читающий чужие письма... Такие подчиненные только добавляют страху, а не успокаивают городничего. В результате всеобщий испуг порождает совершенно абсурдную ситуацию: Хлестаков начинает лепетать какой-то фантастический бред о своей значительности, а чиновники во главе с городничим подыгрывают ему, воображая, что сумели спастись от ревизора. Они даже радуются, когда Хлестаков, все больше наглея, берет от них взятки. Сам Хлестаков плохо понимает, с чего это городничий и чиновники стелются перед ним, горожане обращаются с какими-то прошениями, так что даже Осип вынужден заметить хозяину, что, видно, его приняли за кого-то другого. Послушавшись совета ловкого слуги, Хлестаков покидает город, причем успевает беспечно сделать предложение дочке городничего и получить благословение ее родителей. Подобный тип поведения получил после выхода в свет комедии название «хлестаковщины». Любопытно, что и городничий заражается «хлестаковщиной »: проводив будущего зятя, этот опытный служака вдруг начинает фантазировать о генеральском чине, орденах, светской жизни в Петербурге не хуже Хлестакова. Тем сокрушительнее действует на городничего неожиданное открытие, что Хлестаков не ревизор, а «сосулька», «тряпка». Итак, мы убедились, что, несмотря на явные различия героев в социальном положении и характерах, их объединяет страх перед наказанием за нечестные поступки. Городничего и Хлестакова делает похожими их эгоизм, нежелание добросовестно трудиться, привычка жить за счет других. Гоголь подчеркивает, что подобные типажи не исключение, а правило. Городничий, Хлестаков и все остальные герои комедии лишь подчиняются тем несправедливым порядкам, которые царят в России. Они привыкли жить обманом и поэтому сами часто оказываются обманутыми. Это не Хлестаков перехитрил и напугал городничего и чиновников, а они сами запутались в собственных страхах и лжи.

просмотров
просмотров