Из истории стрит-арта. Виды уличного искусства

Граффити «Окно в Европу», набережная Цесаревича, Владивосток, 2012. Арх-бюро Concrete Jungle (основатели: Феликс Машков и Вадим Герасименко).

Время, когда граффити считалось вандализмом, кануло в темное прошлое. Сегодня уличные художники заняли заслуженное место на пьедестале современного искусства. Городские власти, которые раньше гонялись за авторами, чтобы наказать их по всей строгости закона, теперь встают в очередь на заключение контрактов для оформления общественных пространств. Уличные художники не просто делают наши города красивыми и интересными, зачастую им под силу переосмыслить существующий урбанистический ланшафт, изменить архитектурный контекст.

Вслед за великими именами родоначальников стрит-арта - (Keith Haring), (Banksy) и (Jean-Michel Basquiat) на улицы вышло горомное количество художников, чтобы разрисовать все, что попадется им под руку. Сами стрит-артисты считают, что искусство давно было пора выпустить из музеев на улицу. И хотя типологию современного искусства тяжело загнать в строгие рамки (пост-граффити, «интервенция», мурализм и т. д), единственное, что хотят городские жители и туристы - это зрелищность, масштаб, эстетика, философский посыл и яркие краски. Именно это зритель и получает от уличного художника.

Специально для наших читателей рассказываем о самых громких именах в мире современного уличного искусства и предлагаем насладиться подборкой самых эффектных стрит-арт проектов.


Покрас Лампас

Каллиграфия площадью 1625 кв. метров заняла у художника два дня работы и затребовала 730 литров краски.

Художник Арсений Пыженков, родом из Королева, известен во всем мире как (Pokras Lampas). Забавный теперь уже не псевдоним, а официальное имя, было образовано от старого выражения «покрасить» в среде граффитистов и самой абсурдной рифмы к нему. Покрас работает в стиле «каллиграффити», как очевидно из названия - на стыке граффити и каллиграфии. Он постоянно занят новыми проектами, а на его руках - следы свежей краски.

Художник смог раскрасить тоннель от Атриума до Курского вокзала только наполовину. Причина в том, что часть принадлежит торговому центру, а часть - РЖД, и последние отказались предоставить свой отрезок Покрасу.

Прославил художника проект по созданию самой большой каллиграфии в России (да и вообще в мире) на крыше «Красного Октября» в 2015 году. В 2017 Покрас расписал тоннель от Курского вокзала до торгового центра «Атриум» в Москве, вдохновляясь произведениями художников русского авангарда, цитатами , и Маяковского. Громким международным проектом в карьере каллиграфиста стала покраска крыши Дворца итальянской цивилизации (Palazzo Della Civilta) в Риме, который по совместительству является штаб-квартирой .

«Важно, чтобы творчество не превращалось в ремесло. Главное - доверять своей интуиции и делать только то, во что ты искренне веришь. Честное творчество всегда будет оценено по достоинству», - Покрас Лампас.


Дуэт Aesthetics

Подмосковный пост-граффити дуэт Aesthetics group существует с 2004 года. Состав участников и концепция со временем менялись, на данный момент - это Petro (Петр Герасименко) и Slak (Илья Блинов).

Совместная работа Petro и Slak в рамках пилотного проекта фестиваля «Объекты природы». Аэрозольная краска . Котка (Финляндия), 2014.

Коллектив прошел путь от классического граффити к его смешению с абстрактной живописью. Художники работают на стыке авангарда и граффити, авторский стиль выражается в насыщенных цветах и ломаных линиях .

Диптих без названия. Левая часть - Slak, правая часть - Petro. Аэрозольная краска, акрил. Сатка, Челябинская область, 2017.


Миша Most

Московский художник Миша Most занимается граффити с 1997-го и с 2004 года создает живописные работы. Автор быстро перешел из разряда «уличных авторов» в полноценные художники. Практически все работы автора посвящены человеческому будущему.

В 2017 году художник создал самую большую настенную живопись в мире на площади 10 тысяч кв. метров. Холстом для произведения «Эволюция 2.1» стало здание промышленного комплекса в городе Выкса (Нижегородская область).

«Эволюция 2.1», Выкса, Нижегородская область, 2017.

Осенью того же года Миша научил рисовать дрона. В основе лежал подход «создание картины без художника». Дроны широко распространены в наше время, люди постоянно обучают устройства делать что-то новое. А художник решил привнести это «что-то новое» в искусство.

Проект «Прощание с вечной молодостью» состоял из нескольких этапов. Для начала Миша отрисовывал объект на планшете, затем изображение переносилось в специальную программу, по которой «летает» дрон. Затем для получения законченного произведения стоило всего лишь нажать на кнопку - остальное делала машина.

«Прощание с вечной молодостью»: Миша Most и дрон.


Камилла Валала

Вообще-то британская художница (Camille Walala) по профессии дизайнер по тканям. Но полученное образование никогда по-настоящему ее не захватывало. Последнее время Камиллу активно зовут оформлять бетонные коробки, непримечательные фасады и пешеходные переходы.

Здание Splice Post, Лондон.

Валала работает на грани современного искусства и архитектуры, вливая в окружающую среду энергию и оптимистический настрой при помощи ярких красок и орнаментов. Огромное влияние на творчество художницы оказала группа .

Детская площадка в Лондоне.

Именно в стиле этого дизайнерского объединения автор оформила фасад промышленного здания в Бруклине 40-метровой росписью. В основе концепции - оптические иллюзии, контрастные цвета и повторяющиеся L-образные мотивы.

Фасад в духе группы «Мемфис», Бруклин (Нью-Йорк).


Феличе Варини

Холстом швейцарца по происхождению и закоренелого парижанина по месту жительства (Felice Varini) стала сама архитектура. Художник знаменит фирменными оптическими иллюзиями . Работы автора запечатлены на стенах зданий и тротуарах, в парках и скверах.

Каркасон, Франция, 2018.

С первого взгляда созданное Варини изображение не воспринимается цельно, оно распадается на отдельные фрагменты. И лишь с определенной «правильной» точки зрения орнамент складывается в целостный образ. Работы Варини выглядят настолько нереальными, что первая реакция человеческого мозга: «Это фотошоп!».

Лозанна, Швейцария, 2015.

Гран Пале, Париж, Франция, 2013.

Жанр, который выбрал для себя Варини, называется анаморфозом. Главной темой творчества стала геометрия - разнообразные правильные фигуры: круги, треугольники, прямоугольники. Работы Варини подобным миражам в пустыне: вот человек наблюдает гипнотическое зрелище и вдруг, одно неверное движение, и видение растворяется.

Крыша «Жилой единицы» Ле Корбюзье, Марсель, Франция, 2016.


Ill-Studio

Художники в сотрудничестве с модным брендом Pigalle радикально изменили внешний облик баскетбольной площадки в Париже. В 2015 году спортивный объект оделся в резкие цвета и четкие геометрические формы по мотивам творчества Казимира Малевича.

Площадка Pigalle Duperré в Париже зажата в узком пространстве между домами, 2015.

В 2017-м же студия обратилась к более мягким, но не менее эффектным градиентным оттенкам. «Работая над этой площадкой, мы хотели исследовать отношения, складывавшиеся между спортом, искусством и культурой на протяжении многих десятилетий», - рассказывают авторы проекта.

Площадка Pigalle Duperré, Париж, 2017.

Проект яркой баскетбольной площадки бурно обсуждался на просторах интернета по всему миру. Современному поколению Instagram пространство явно пришлось по душе. Разумеется, это не единственный спортивный объект, который имеет такую нестандартную окраску. Например, в бельгийском городе Алст художница Катрин Вандерлинден (Katrien Vanderlinden) поработала над преображением другой баскетбольной площадки. Максимально эффектно яркая поверхность выглядит с высоты полета квадрокоптера.

Баскетбольная площадка, Алст, Катрин Вандерлинден.

А в итальянской Равенне городскую среду оживила другая баскетбольная площадка. Обновлением занимался уличный художник Gue.

Баскетбольная площадка, Равенна, стрит-артист Gue.


Даниэль Бюрен

Творчество французского художника-концептуалиста (Daniel Buren) имеет постоянный элемент - полоску. Интересно, что концептуальную тему автор обрел благодаря случайности. Однажды на заказанных им холстах остались следы от упаковки - полосы, которые заполонили всего его работы, вне зависимости от контекста.

Тени сквозь цветное стекло Даниэля Бюрена подобны произведениям искусства.

От холста француз переходит к городской среде - маркирует полосами станции метро, дворы Парижа. С 70-х художник работает с разноцветным стеклом и светом. Он превращает окна зданий в витражи и изучает отбрасываемую ими тень. Совместно с итальянской галереей Continua Бюрен создал масштабную инсталляцию прямо на фасаде здания парижской галереи Aveline в фирменном стиле - с вертикальными монохромными полосами и витражным стеклом.

Галерея Aveline, Париж, Даниэль Бюрен.


Шантель Мартин

Стиль молодой британской художницы (Shantell Martin) легко узнаваем. Черно-белыми размашистыми рисунками Шантель готова оформить что угодно - раскрасить городские стены или декорировать новую коллекцию обуви или одежды.

Возникновение стрит-арта, трансформация его стиля

Уличные художники являются представителями граффити-культуры, сформировавшейся на Западе как субкультурное течение и достигшее к настоящему времени статуса одной из форм современного искусства. Однако необходимо отметить, что большинство россиян по-прежнему склонны считать стрит-арт, в большей степени именно граффити, вандализмом и хулиганством, в то время как уличные художники на Западе уже давно отошли от подобных клише и штампов в свой адрес и даже приобрели мировую известность. Даже далекий от современного искусства человек наверняка знает работы стрит-артера, получившего мировую известность, - Бэнкси. Если говорить о состоянии российского стрит-арта, существует расхожее мнение, что он «отстающий, догоняющий», так как в нашей стране граффити-культура появилась не так давно, с началом перестройки - на волне проникновения западной массовой культуры, захлестнувшей Россию в конце 80-ых, начале 90-ых.

Стрит-арт, по признанию большинства, возник в 1970-90-е годы, а его предыстория началась еще во Вторую мировую войну. По легенде, история граффити начинается в 1942 году, во время Второй мировой войны, когда рабочий Килрой принимается писать "Kilroy was here" на каждом ящике с бомбами, которые производят на фабрике в Детройте. Солдаты в Европе воспроизводят эту фразу на стенах, устоявших во время бомбардировок. Позже к этому первому проявлению присоединяются подписи Корнбреда в Филадельфии в 1950-х - 1960-х годах. Вместе с Cool Erl и Top Cat они создают граффити, в подлинном смысле давая начало этому течению.

Из Филадельфии движение в конце 1960-x годов приходит в Нью-Йорк, в квартал Washington Heights в Манхэттене, именно оттуда в 70-е годы XX века «тэг» распространяется повсюду, покрывая стены вагонов метро. Julio 204 был первым, кто поместил номер своей улицы рядом со своим псевдонимом. Первым граффитчиком, признанным за пределами собственного квартала, стал Taki 183. Он оставляет следы своего присутствия в очень многих городских местах, становясь своеобразным «поджигателем» и провоцируя волну подражаний среди многих граффитчиков.

Из Нью-Йорка в 80-е гг. XX в. граффити, как особая субкультура, начало распространяться по миру. Особенно хорошо эта субкультура прижилась в бедных районах Латинской Америки, где еще ранее возникла своя собственная традиция – «мурал», т.е. рисунки на домах. К 90-м годам появляются художники, которые во многом отходят от граффити (написание букв, имен) и полностью переключатся на создание образов или прямых посланий, причем используя для этого самые разные техники . Тут нельзя не упомянуть о Blek le Rat, который, познакомившись с уличными художествами Нью-Йорка, увозит эту идею на родину, в Париж. Там он отходит от стандартов подписей и начинает использовать трафарет, ставший со временем одним из главных инструментов всех художников. Blek le Rat становится основополагающей фигурой в искусстве стрит-арта, по словам самого известного представителя уличной живописи Бэнкси, именно он стал отцом современных тенденций.


К середине 1970-х годов на улицах Нью-Йорка появляются более зрелые граффити, нарисованные первыми настоящими уличными художниками: Ли Киньонесем и Жан-Мишель Баскиа. Киньонес разрисовывает целые составы метро в родном Нью-Йорке и попадает на первую в истории стрит-арта выставку в Вашингтоне, в 1981 году. В тоже время Батискиа является одним из самых первых признанных стрит-художников, работы которого в настоящее время можно приобрести за 14 и более миллионов долларов.
Случай с Батискиа стал скорее неординарным для культуры стрит-арта, да и сам он вскоре все больше отдалялся от хулиганского рисования и примыкал к неоэкспрессионизму. Искусство улиц тем временем шло дальше и становилось все более дерзким и вызывающим. Переломным моментом стали 1990-е года, когда все больше мастеров стали отказываться от «стандартного» граффити, (которое сейчас уже почти перестало ассоциироваться со стрит-артом) и, уже в 1990-х, вслед за трафаретами стали использовать постеры и стикеры, видеоарт и даже устраивать инсталляции. Это время стало для стрит-арта временем нового поколения художников - Бэнкси, Шепарда Фейри, Ces53, Space Invader, 108, Ash и многих других.

Особенно значимой для современной культуры стрит-арта является таинственная личность Бэнкси, который является одним из самых влиятельных и востребованных фигур в современном искусстве. Но его личность до сих пор не установлена. Все это время ему удается скрывать свое лицо за масками и капюшонами. Этот английский граффити-художник начал рисовать на улицах родного Бристоля еще в 1993 году и достаточно долгое время действовал как обычный граффитчик в составе своей команды, но со временем для того чтобы успевать рисовать и не быть пойманным полицией, он начал использовать трафаретную технику, подобно французскому уличному художнику Bleck le Rat, разрисовавшему в конце 1970ых Лондонское метро. Мировую известность Бенкси приобрел именно благодаря трафаретным рисункам на острые социально-политические темы и высмеивание массовой культуры.

По словам самого художника «Граффити - это одно из немногих средств самовыражения, которое ты можешь себе позволить, даже если ты не имеешь ничего».

Две традиции стрит-арта.

В стрит-арте существуют две традиции, различные по происхождению и характеру, хотя в целом условные. Обычно их обозначают «французский» стрит-арт и «англо-американский».

В англоязычном мире стрит-арт вырос из нищеты, из «плохих районов», рабочих окраин и во многом из негритянской субкультуры. Он и дал начало движению стрит-арт, оказав сильное влияние на Латинскую Америку и континентальную Европу.

«Англо-американский» стрит-арт изначально носил протестный характер, создавался, в основном, людьми пролетарского происхождения. В нем до сих пор довольно болезненно воспринимают любой факт сотрудничества коллег с коммерческими организациями . В то же время эта традиция не чужда некоторой легкости, ироничности и несерьезности, а вандализм зачастую рассматривается как чистое удовольствие от разрушения и нарушения правил.

Однако, хотя европейские художники и вдохновлялись граффити Нью-Йорка, они довольно скоро создали свою традицию. «Французский» стрит-арт позиционирует себя как «серьезное искусство». Практически все художники имеют высшее образование и связывают свои художественные идеи с философскими размышлениями. Идея французского стрит-арта заключается в служении обществу и попытке вписаться в городской ландшафт, не искажая и не разрушая среды. Следует также заметить, что французский стрит-арт оказался довольно быстро включен в систему музеев и галерей – большинство ныне известных авторов довольно быстро получили доступ к выставкам. Последнее обстоятельство заставляет считать значительную часть этой традиции скорее не стрит-артом, а чем-то иным (поп-арт, глэм-арт...). При этом современные французские стрит-артеры довольно скептически высказываются о других традициях (так, в статье «Эпоха развитого вандализма» из журнала «Коммерсантъ - власть», французский художник Zevs говорит: «Я уважаю Бэнкси, но ведь то, что он делает, - это, в сущности, карикатуры»).

Если искать глубинные причины различия двух традиций стрит-арта, то, вероятно, главная из них заключается в том, что англо-саксонская традиция граффити и стрит-арта прочно укоренены и видят свою основу в примитивном, территориальном начале человека - стрит-арт как чистое удовольствие от разрушения границ, как способность «пометить» территорию, причем не столько свою, сколько некоторой группы. Французская традиция видит своей целью создание дополнительных смыслов визуального сообщения, а не деструкцию.

Любопытно, что различие этих двух традиций коррелирует также со способностью художников к рефлексии. Отмечается, что произведения французских стрит-артеров оказываются гипер-рефлексивны, сообщения, передаваемые ими в объектах искусства наполнены смыслом. В то же время, по биографии авторов заметно, что представители агло-саксонской традиции – это главным образом выходцы из социальных низов, тогда как во второй традиции присутствует значительное число профессиональных художников и дизайнеров с одним-двумя образованиями (часто художественное плюс гуманитарное).

После описания особенностей еврепейского и англо-саксонского граффити-искусства, необходимо проследить путь граффити в России и его особенности.

Процесс зарождения и развития стрит-арта в России

Становление российского стрит арта как и большинство других разновидностей западной культуры происходит в России с начала перестройки. Примерно с 1985 года в России начинает формироваться мода на западные ценности и западную культуру , в том числе популярными становятся хип-хоп и рэп. Поскольку граждане Советского Союза не обладали широким доступом к информации о западных культурных явлениях, собирать информацию приходилось «по крупицам...из привезенных счастливцами западных журналов, фильмов и музыкальной продукции». Именно поэтому сложился устойчивый стереотип, что стиль хип-хоп состоит из трех направлений: брей-дэнс, рэп и граффити. Данное клише до сих пор обладает популярностью в современном российском обществе, хотя, на самом деле это не совсем так. После распада СССР, в Россию хлынула волна хип-хоп культуры, появилсь рэп- и хип-хоп- танцвальные и музыкальные школы, стали проводиться многочисленные фестивали. При этом первые рэперы и брейкеры были одновременно и первыми граффитчиками, оформляя в этом стиле декорации своих концертных и репетиционных площадок, интерьеры своих клубов, помещений и т. д. Среди первых представителей российского граффити были в те времена: Крыс, Баскет и Макс-Навигатор.

Российский стрит-арт формируется по западному пути развития и возникает из направления граффити, активно этот переход происходит с 2000 года. На российской стрит арт-арене появляются такие имена, как: Code и Fet, Make, Кто и другие. В 2003 году проходят первые российские стрит-арт-мероприятия "Don"t Copy me" и "Access", и, начиная с этого года, российские стрит арт фестивали и стрит-арт шоу проходят в России регулярно. В результате российский стрит арт переходит на новый уровень, вместо хулиганских вылазок он превращается в новый вид искусства. Однако большинство современных исследователей стрит-арта и даже самих художников, зачастую критикуют российский стрит-арт, называя его безликим подражанием западной школе. Но, тем не менее, многие отмечают положительную динамику развития российского стрит-арта. В чем причины медленного развития самобытного российского стрит-арта? Основная причина заключается в явной централизации российской школы стрит-арта: большинство команд, отдельных художников и стрит-арт центров сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Такая географическая скученность негативно влияет на развитие российского стрит-арта, оставляя зачастую провинциальных уличных художников незамеченными. Еще одной причиной доминирования западных шаблонов в российском стрит-арте - использование большинством уличных художников латиницы, надписей чаще всего на английском языке . На всем российском стрит-арт пространстве существует только одна заметная стрит-арт команда, использующая русский язык как основной. Это межрегиональная команда «Зачем».

Другая причина - отсутствие на данный момент легитимного статуса стрит-арта в российском обществе. С одной стороны, стрит-арт сам по себе, как описывалось ранее, является нелегальным видом искусства. Но, с другой стороны, в США и на Западе существуют площадки для рисования, на которых художники могут реализовывать свои замыслы, тренировать свои навыки, а также существуют площадки в виде галерей, на которых стрит-артеры даже могут представлять свои работы. В России подобных пространств нет.

Более того, существует огромное отторжение граффити-полотен, что выражается, в частности, в том, как с объектами стрит-арта поступают далее. Вновь обращаясь к западному опыту, отмечу, что, несмотря на строгие санкции за раскрашивание стен в неположенных местах, полиция не спешит закрашивать нанесенные художниками рисунки. В Великобритании даже восстанавливают граффити (правда, снова же того самого Бэнкси). В России тэги тут же закрашиваются (см. Рис.4 – закрашивание граффити у ст.м.Ладожская), при этом, чаще всего, цвет краски, которой закрашивают кусок стены с изображением резко отличается от изначального цвета стены, поэтому возникают сомнения в том, что стена с однотонными пятнами другого цвета представляет большую ценность и эстетику, нежели стена с ярким изображением. Название статьи «В Великобритании вандалы закрасили граффити Бэнкси» уже демонстрирует различие: в России вандалами называют граффитчиков, в Великобритании вандал = те, кто граффити закрагивает

Российский стрит-арт отличает также и то, что в нем еще обострен протестный момент: многие наклейки и граффити выражают насмешки и негодование в адрес господствующего класса.

И последняя особенность российского стрит-арта, которую хочется отметить, - в процессе включения в стрит-арт сообщество российский стрит-артер проходит определенную «эволюцию»: только при вступлении в субкультуру, он с удовольствием включается в различные мероприятия, организованные «сверху», участвует в создании мьюрал-арта, а далее, познакомившись с негативным отношением своего сообщества к работе на заказ, уходит в тень и предпочитает радикально нелегальные способы самовыражения.

Таким образом, в развивающемся российском стрит-арте существует как и ряд достоинств (как, например, ценная для оригинальной сущности стрит-арта, протестная составляющая), но и ряд проблем и недостатков.

Стрит-арт ( уличное искусство ) – направление в современном искусстве, особенностью которого является использование внутригородских территорий для различного рода арт-проектов.

Сложно назвать точную дату основания стрит-арта как направления в искусстве. Исторически сам термин стал популярен в начале 80-х годов, в то же время он стал входить в лексикон различного рода искусствоведов, но, разумеется, сам жанр возник намного раньше.

Т.к. у уличного искусства нет четких концептуальных или технических границ, невозможно выделить конкретных идейных предшественников для стрит-арта как такового. В данном жанре можно наблюдать огромное количество различных поджанров и каждый из них зачастую имеет свою историю. Так, например, в настоящее время, когда стрит-арт уже признан как направление искусства, существует точка зрения, которая «легализует» его в глазах широкой общественности, указывая на то, что уличные художники зачастую придают невзрачным промышленным городам статус новых культурных центров , создают новые эстетические пространства, что повышает качество жизни местного населения. Ярким примером такого преображения может считаться город Бристоль , предположительно родина Бэнкси , где сейчас его работы не только сохраняются, но по ним даже устраивают экскурсии. Кроме того, в этот город приезжает много других уличных художников и их работы также сохраняются. С этой точки зрения идейными предшественниками стрит-арта можно считать футуристов (в том числе и российских), которые призывали раскрасить стены домов, «облагораживая глаз (вкус) прохожего».

Одновременно с этим следует заметить, что не для всех представителей стрит-арта концептуальной основой служила идея облагораживания городской среды. Одним из заметных проявлений стрит-арта являются граффити. Здесь (если говорить о современном периоде истории, т.к. о граффити вообще можно говорить применительно к самым разным эпохам ) история берет свое начало в 1920-х годах, когда рисунки и надписи начали появляться на товарных поездах, курсирующих по США. Позднее данное направление превратилось в способ распространения политический и других идей, а также методом закрепления территории различного рода группами лиц. В начале 70-х годов движение стало крайне популярным, появилось множество райтеров, целью которых было разместить свой тег (свою подпись) везде, где только возможно. В условиях конкуренции со стороны других райтеров появлялось стремление сделать свою работу наиболее заметной, подписи становились все более и более сложными. При этом зачастую, вне зависимости от первоначальной задумки автора знак или надпись получали дополнительный смысл уже после того, как были созданы. Иначе говоря, чем чаще человек видит то или иное изображение, тем больше вероятность, что у него возникнет вопрос: что это значит? Люди начинаю спрашивать друг у друга, знак становится частью культурной среды, постепенно получая все новые интерпретации.

Развитие граффити было связано в первую очередь с США, а конкретней с Нью-Йорком. Там основной площадкой для различного рода уличных художников стал местным метрополитен. Вызвано это было тем, что метрополитен в то время представлял из себя наиболее незащищенную часть города, в которой при этом было очень много людей. Т.е. нарисовать что-либо в метро было относительно безопасно и аудитория у работы была значительной. Т.о. данное проявление стрит-арта развивалось в условиях внешнего давления со стороны властей и это, разумеется, оказывало на него влияние. В последующие годы началась активная компания по борьбе с граффити в метро и это привело к тому, что многие художники начали работать на улицах. Чуть позже начал набирать популярность трафарет, т.к. так создать свой рисунок художник может быстрее, что снижает вероятность возможного ареста.

При этом необходимо отметить, что трафарет сам по себе тоже является отдельным направлением в стрит-арте. Считается, что популярность он набрал на волне граффити и под влиянием неблагоприятной для долгой и кропотливой работы атмосферы, но при этом сказать, что трафарет является исключительно продолжением традиции нью-йоркских граффити было бы неверно. Данный способ интересен не только тем, что позволяет быстро создать изображение, но и тем, что позволяет повторять один и то же рисунок множество раз, а т.к. для непосредственно нанесение краски поверх трафарета не надо быть выдающимся художником , тег выполненный в такой манере быстрее распространяется по условной территории. Возможно первый примером здесь может считаться т.н. «Здесь был Килрой» (англ. Kilroy was here ). Тег получил огромную популярность в послевоенное время в США и Европе. Сама фраза принадлежит Джеймсу Килрою, который инспектировал верфи и на проверенных кораблях оставлял такую надпись. Постепенно фразу начали замечать и интерпретировать. Солдаты стали воспроизводить её в различных городах Европы, а в послевоенные годы типичное изображение человечка с длинным носом, выглядывающего из-за некой плоскости и соответствующая надпись «Kilroy was here» стали появляться по всей Америки.

В 90-е годы XX века трафаретом стали пользоваться художники, которые позднее получили широкую известность. Здесь можно отметить компанию Шепарда Фейри "Andre the Giant Has a Posse", которая позже трансформировалась в компанию «Obey», в ходе которой автор распространил около миллиона изображений Гиганта Андре с соответствующей надписью, пользуясь при этом различными методами, в том числе и трафаретом. Многократное повторение одного и того же изображения влияет на интерпретацию этого изображения зрителем. Отчасти здесь можно найти некое сходство с идеями поп-арта , но надо понимать, что если понятие симулякра предполагает создание копии без оригинала, символа без смысла, то в данном случае речь идет о символе, который приобретает смысл после, а вернее по ходу многократного копирования. Впрочем, ряд художников, ставших известными в рамках стрит-арта, в определенный момент начинали работать в жанре именно поп-арта, зачастую используя образы придуманные ранее для улицы.

Еще одним направлением стрит-арта можно считать различного рода инсталляции. Здесь можно выделить работы Марка Дженкинса, который создает скульптуры из пленки и скотча, размещая их позднее в городах по всему миру. Впрочем, к стрит-арту можно отнести любые арт-работы выполненные в пределах того или иного города, что делает данный жанр фактически безграничным по количеству произведений, художников, идей и т.д.

Существуют на свете люди, которые видят красоту в каждом мгновении! И этих людей объединяет движение стрит-арт. Если говорит общими словами — стрит — арт — это изобразительное искусство , отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический стиль.


Основной частью стрит — арта является граффити, трафареты, скульптурные инсталляции и прочее. Как признаются сами участники стиля стрит — арт — «В уличном искусстве важна каждая деталь, мелочь, тень, цвет, линия. Художник создает свой стилизованный логотип - « уникальный знак » и изображает его на участках городского ландшафта. Самое главное в стрит-арте - не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать различную сюжетную программу».


Стрит — арт экспериментирует со средой и построен на игре отчетливо прорисованных образов с поверхностями зданий, на которых они размещаются, а так же сталкивании контрастных образов или размещении их в необычной перспективе. Объект здесь включает в себя стену как часть того, что должно быть отчетливо видимым в качестве обрамляющего пространства, граффити же ее просто стирают.


В настоящий момент улицы крупнейших столиц мира покрыты тысячами пиктограмм, абстрактных форм и всякого рода персонажей - логотипов уличных художников. Практически в каждой стране уже сформировался свой самобытный стиль. Исключение не составляет и Россия.





Виктория Головачева

История

Истоки

Товарищи и граждане, мы, вожди российского футуризма - революционного искусства молодости - объявляем:

1. Отныне вместе с уничтожением царского строя отменяется проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения - дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах.

2. Во имя великой поступи равенства каждого пред культурой Свободное Слово творческой личности пусть будет написано на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваев и на платьях всех граждан.

3. Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего.

Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов.

Пусть отныне, проходя по улице, гражданин будет наслаждаться ежеминутно глубиной мысли великих современников, созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня, слушать музыку - мелодии, грохот, шум - прекрасных композиторов всюду.

Пусть улицы будут праздником искусства для всех.

- Владимир Маяковский , Давид Бурлюк , А.Каменский («Газета футуристов». - М., 15 марта, 1918)

По легенде, история граффити начинается в 1942 году , во время Второй мировой войны , когда рабочий Килрой принимается писать "Kilroy was here" на каждом ящике с бомбами, которые производят на фабрике в Детройте . Солдаты в Европе воспроизводят эту фразу на стенах, устоявших во время бомбардировок. Позже к этому первому проявлению вируса присоединяются подписи Корнбреда в Филадельфии в 1950-х - 1960-х годах. Художник берёт город приступом вместе с Cool Erl и Top Cat. Втроём они создают граффити, в подлинном смысле давая начало этому течению.

1970-е годы

Из Филадельфии движение в конце 1960-x годов приходит в Нью-Йорк. Там всё начиналось в квартале Washington Heights в Манхэттене. В 1971 году «тег» распространяется повсюду, покрывая стены вагонов метро. Julio 204 - первый, кто помещает номер своей улицы рядом со своим псевдонимом. Первым райтером, признанным за пределами собственного квартала, стал Taki 183. Он оставляет следы своего присутствия в очень многих городских местах, становясь своеобразным «поджигателем» и провоцируя волну подражаний среди многих райтеров.

В то же время начинает появляться новая форма. 1972 год отмечает рождение нового эстетического языка. В то время как между райтерами, ищущими славы посредством своих псевдонимов, вспыхивает настоящая война, некоторые из них для того, чтобы как-то отличиться, используют неожиданные стилистические включения. Так зародилась основа стиля и кода граффити, используемого и сегодня.

1980-е годы

Быстрый и бесконтрольный рост движения вызывает определенный интерес культурных инстанций, от критиков до галерей. Поэтому начало 1980-х отмечает впечатляющее количество выставок, где молодые райтеры получают признание как художники в полном смысле этого слова. В 1981 году престижный журнал Арт Форум посвящает статью явлению Fashion Moda. В том же году райтеры принимают участие в выставке PSI New York/New Wave вместе с другими художниками, среди которых Жан-Мишель Баскиа, а также Джозеф Кошут , Уильям Берроуз , Нэн Голдин, Энди Уорхол и Лоуренс Вайнер . В 1982 году Fashion Moda выставляется на Dokumenta 7 в Касселе , Германия. С тем же озадачивающим очевидным успехом первые райтеры выставляются во многих музеях Европы параллельно с выставками в лучших галереях Нью-Йорка.

Одновременно с художественным признанием искусство граффити испытывает на себе жесткие санкции, которые вынуждают его развиваться вне метро и улиц. Давление оказывает значительный и подчас фатальный эффект на художественное развитие многих райтеров. Но не все смиряются с этим, и кое-кто ищет новые пути развития, дающие место многочисленным ответвлениям. С этого момента движение получает второе дыхание и обеспечивает себе дальнейшее развитие.

1990-е годы

2000-е годы

Последнее десятилетие отмечает разнообразие направлений, которые выбирает стрит-арт. Восхищаясь старшим поколением, молодые райтеры отдают себе отчёт в важности разрабатывания собственного стиля . Таким образом возникают всё новые ответвления, предсказывающие движению богатое будущее. Новые разнообразные формы стрит-арта подчас превосходят по своему размаху всё, что было создано до этого.

Техника

См. также

Источники


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Заповедь строительства Скинии и Храма
  • Тараторкина, Анна Георгиевна

Смотреть что такое "Стрит-арт" в других словарях:

    стрит-арт - сущ., кол во синонимов: 1 скрэтчинг (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Стрит арт - … Википедия

    стрит арт - … Словарь синонимов

    Скрэтчинг (стрит арт) - Скрэтчинг это вид уличного искусства, при котором тэги выцарапываются на стекле в общественном транспорте или публичных заведениях. Явление берёт своё начало в ранние 90 е. скрэтчинг на окнах метро в Берлине … Википедия

    Арт-панк - Направление: Рок Истоки: Арт рок, Прото панк, Панк рок, Краут рок, Экспериментальный рок Место и время возникновения: 1970 е, США, Великобритания, Ирланди … Википедия

    Спрей-арт - О других видах настенных надписей см. статью Граффити. Спрей арт (англ. spray art) одна из разновидностей граффити (итал. graffiti), нанесение на здания и другие объекты городского пейзажа рисунков и надписей с помощью аэрозольной … Википедия

    Война (арт-группа) - Внимание! Данная страница или раздел содержит ненормативную лексику. У этого термина существуют и другие значения, см. Война (значения) … Википедия

    Поп-арт - Ричард Гамильтон, «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956) одна из самых первых работ поп арта Поп арт (англ. pop art, сокращение от popular a … Википедия

просмотров
просмотров