Икона Иисуса Христа Вседержителя (Пантократора): значение, каноны иконописи. Православная икона — православная мистика

Древнейшим изображением Спасителя, дошедшим до нашего времени, является , поскольку в 6 веке император Юстиниан пожертвовал ее в дар Синайскому монастырю, где она и была обнаружена в 19 веке. Пантократор переводится с греческого как Вседержитель.

Определение «Вседержитель» выражает двойственную природу Иисуса Христа – божественную и человеческую. Божественность Спасителя заключается в том, что Он, Сын Господень и Царь Небесный, входит в Святую Троицу и станет Судией на Страшном суде, перед которым каждый человек будет держать ответ за свои деяния. Человеческая же природа Спасителя также находит выражение в определении «Вседержитель», так как, будучи Мессией, Он взял на себя миссию спасения человечества, пожертвовав Собой и приняв мученический крест.

Как свидетельствует история, с давних времен икона Иисуса Христа Пантократора имелась в большинстве храмов как образ Спасителя во всей Его силе; этот же образ часто становился темой росписи куполов как в православных, так и в католических храмах.

Описание иконы

Определенные каноны в иконописном изображении Иисуса Христа сложились уже к 9 веку. На иконе Христа Пантократора Его образ соответствует тому возрасту, когда Иисус начал Свою проповедь. Внешний облик Спасителя имеет черты, характерные для Его времени: длинные волосы до плеч, усы, борода, но от Его лика как бы исходит необычайная аура силы, властности и, вместе с тем, человечности.

На иконе Иисус Пантократор облачен, как правило, в длинный хитон красного цвета и задрапированный поверх гиматий синего цвета, что должно символизировать гармонию между Его небесным и земным началами. Правда, этот канон соблюдается не всегда: так, на иконе Андрея Рублева «Спас в силах» Христос предстает в золотых царских одеждах.

Существует три разновидности иконы «Пантократор»: поясное изображение Спасителя, в полный рост и восседающим на царском престоле, что подчеркивает его статус как Царя Небесного; в левой руке Он держит Священное Писание , а правая поднята для благословляющего жеста.

Каждый элемент на иконе «Господь Пантократор» исполнен глубокого значения, в том числе и сложение пальцев на правой руке Спасителя: два из них, поднятые вверх, не только благословляют, но и символизируют Его двойственную ипостась, человеческую и божественную, а три пальца, соединенные вместе, — Пресвятую Троицу: Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.

Значение иконы

Невозможно переоценить значение иконы «Христос Пантократор», на которой Спаситель явлен во всем Своем величии после пережитых Им мук и распятия на кресте, которое в Его времена считалось позорной казнью.

Его образ служит для всех верующих обещанием торжества справедливости в Царствии Небесном и заставляет задуматься о том, что каждый из нас должен раскаяться, отказаться от неправедной жизни и ходить только путями Господними.

О чем молятся перед иконой Христа Пантократора

Молитва перед этой иконой помогает в обретении душевной гармонии , укреплении стойкости в вере, утешении в тяжкие минуты жизни. Душа очищается молитвой от нечистоты и направляется на путь истинный, избегая дурного пути. Молитва помогает защититься от злых происков, обмана и всяческих бед; она помогает достичь не только душевной гармонии, но и гармонии с окружающим миром и близкими людьми.

В самый тяжелый час к иконе Христа Пантократора можно обратиться с молитвой, идущей от чистого сердца , и получить утешение и разрешение в сложной жизненной ситуации , касается ли это состояния здоровья, взаимоотношений в семье или проблем с детьми, ибо Господь всесилен и на искреннюю молитву ответит Своей помощью.

У иконы «Христос Пантократор» нет специального дня празднования, так как Христос Сам воплощает Собой праздник.

Молитва

О, Милосердный и Могущественный Царь Небес, Сын Господень Иисус Христос! Ты жизнью Своей пожертвовал, спасая род человеческий от мук и страданий. Спасибо, Спаситель наш, что не оставил в минуты тяжкие. Молитвы наши услышь, ибо к Тебе слова наши возносим! Не оставь нас в горести и бедах, избавь от злости и корысти, придай нам воли и стойкости. Исцели от недугов душевных и телесных. Наставь на путь истинный, отпусти нам грехи наши и подари Свое благословение. Перед Твоей святейшей иконой молимся, лишь Ты опора наша и защита! Оберегай детей наших и дома наши от врагов и невзгод! Будь рядом и не покидай нас до конца дней наших. Каемся мы и просим прощения у Тебя, Сын Божий, и у Господа, Отца Твоего, за все греховные поступки и помыслы наши. Избавь нас от страданий и стань покровителем нашим земным! Образ Твой мы почитать и прославлять не перестанем! Да восхвалим мы имя Твое , Сын Господа, Иисус Христос! Да будет на все воля Твоя. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь.

В православном мире образы Сына Божьего всегда были самыми почитаемыми. Считается, что именно эти иконы обладают особой силой, способной помочь человеку даже в безвыходных ситуациях.

Знаменитый образ «Спас Вседержитель» всегда являлся одним из главнейших предметов религиозного культа . Испокон веков христиане почитали и боялись разгневать как самого Бога, так и сына его , поэтому обращались к ним за помощью только в самых необходимых случаях . Именно эта икона всегда напоминает верующим о страшном суде, который ожидает всех, кто занимается небогоугодными делами и совершает непростительные грехи.

История иконы «Спас Вседержитель»

Идея создания иконы приписывается знаменитому русскому иконописцу Андрею Рублеву. Образ находится в составе знаменитой композиции деисусного чина, где изображено множество Святых, но именно Иисус Христос занимает на нем центральное место. Впервые «Спас Вседержитель» был замечен еще в 4 веке в одном из византийских храмов, однако существует предположение, что святыня, украшающая стены религиозного заведения, была лишь похожа на чудотворный образ Сына Божьего.

По другой версии, икона Спасителя появилась после того, как царь государства Осроены чудесным способом смог излечиться от тяжелого недуга с помощью своей веры в высшие силы . Однажды несчастный больной обратился к Иисусу Христу с просьбой подарить ему выздоровление взамен на царскую резиденцию. Однако Мессия отказал ему в помощи, но обещал, что после своего воскрешения обязательно пошлет ему одного из своих учеников, который сможет вылечить царя. Спустя время просьба больного была выполнена, Спаситель послал ему одного из своих апостолов, Фаддея, и уже скоро все муки правителя быстро прошли. После этого чуда он захотел отблагодарить Иисуса за его помощь. Он нашел живописца и приказал ему написать образ Спасителя, но, к сожалению, с первого раза ничего не вышло. Тогда Сын Божий умылся, вытерся платком, на котором остались отпечатки его лица, и вручил его художнику вместе с письмом к царю, в котором он написал ему свою исповедь.

Сейчас считается, что образ «Спас Вседержитель» обладает особой силой, которая помогает в излечении душевных и физических травм , в избавлении от грехов, а молитва, произнесенная перед иконой, способна защитить от бед и даже смерти.

Значение иконы «Спас Вседержитель»

Существует несколько вариаций иконы Спаса. Чаще всего Иисус Христос изображен на троне в полный рост или по пояс. В левой руке он может держать священный свиток или Евангелие, которое может быть закрытым или открытым. В последнем случае на листах вы можете увидеть сочетания двух букв из еврейского алфавита: альфа и омега, что символизирует начало и конец. Правой рукой Божий Сын жестом показывает свое благословение. Над головой его изображен нимб в виде сетки. На Иисусе Христе вы можете увидеть одежду синего и красного цвета, которые означают возрождение и человеческую сущность, а также мучения людей на земле. Можно сказать, что образ «Вседержителя» передает сущность земной и небесной жизни всех нас.

В чем помогает икона Спасителя

Великий образ Иисуса Христа «Спас Вседержитель» напоминает людям о неминуемом наступлении страшного суда , который ожидает человека после смерти. Однако при этом дает понять, что Бог милосерден ко всем людям и может помиловать каждого из нас. В скорбях и в тяжелые времена вашей жизни вы можете помолиться перед образом Спасителя, попросив его избавить вас от мук, отвести вас от страшных грехов или избавить от душевных и физических травм. Многие верующие, которые искренне верят в силу святыни, просят о сохранении брака, гармонии в жизни, взаимопонимании между близкими и коллегами, а также о защите от злых людей и обманов и козней с их стороны.

Ярким примером чудесной силы иконы является случай, о котором журналистам знаменитого православного издания рассказала одна женщина, чье имя сейчас неизвестно. Однажды ее сын совершил страшное преступление. Он совершил убийство и, как полагается преступнику, был судим. Шокированная мать долгое время не могла поверить, что ее близкий человек мог совершить такой поступок. Каждый день для нее становился невыносимым, и чтобы как-то облегчить муки, она ежедневно посещала церковь. Священник, который заметил постоянную гостью, выслушал ее печальную историю и посоветовал ей помолиться перед иконой «Спас Вседержитель». Священнослужитель объяснил это тем, что даже молитва перед образом Иисуса Христа поможет ей защитить своего сына и облегчить муки за совершение греха. Каждый день женщина перед святыней просила о защите своего близкого. Прошло несколько лет, сын ее вышел из тюрьмы раньше положенного срока, но после этого сам стал почтенным посетителем церкви, где замаливал совершенное много лет назад преступление. В своем рассказе мать выразила мнение, что именно высшие силы помогли ей вразумить сына и облегчить его страдания в неволе.

Это всего лишь один из случаев, который показывает силу и возможности чудотворного образа. Если ваша вера сильна и непоколебима, то и вы однажды сможете обратиться за помощью к Святым, которые, возможно, услышат ваши молитвенные просьбы и помогут вам.

Дни празднования иконы «Спас Вседержитель»

Ежегодно празднование образа Спасителя проходит 8 сентября (26 августа по старому стилю). В этот же православная церковь почитает еще одну важную святыню — икону Рождества Пресвятой Богородицы . Католические верующие в этот отмечают рождение Девы Марии и вспоминают о чудесных событиях, которые произошли много лет назад и подарили миру Великую Богоматерь, которая впоследствии стала Матерью Великого Сына Божьего.

Если вы хотите попросить у Спаса о самом сокровенном, наладить жизнь, избавиться от негативных мыслей и душевных страданий, то вам следует обратиться именно к этому образу Иисуса Христа. Посетите церковь 8 сентября и поделитесь со Спасителем всем, что вас тревожит. Ведь именно в дни празднования чудотворных икон их силы увеличиваются, и поэтому любые ваши просьбы будут исполнены.

Где находится чудотворная икона

Во многих православных храмах нашей страны вы можете увидеть чудотворный образ Иисуса Христа «Спас Вседержитель». Однако самая почитаемая икона расположена в Пантелеймоновском благовесте, в городе Жуковский, в Московской области.

Также вы можете помолиться перед иконой в Храме Благовещения Пресвятой Богородицы , который находится в селе Ясные Зори, в Белгородской области.

Жители и гости Москвы могут посетить Храм Святителей Афанасия и Кирилла, где также смогут помолиться перед изображением нашего Спасителя.

Молитва перед иконой Иисуса Христа

Вы можете помолиться перед иконой как в храме или церкви, так и у себя дома. Сила ваших молитвенных просьб будет зависеть в первую очередь от искренности ваших слов.

«Господи милостивый и могущественный, к Тебе всегда я обращаюсь с бедами и тревогами своими. Услышь же меня во времена тяжелые, помоги мне трудности жизненные преодолеть, избавь меня от грехов страшных и непростительных. Только к Тебе я могу прийти за помощью бескорыстной. Поверь же ты, Владыка Небесный, в искренность слов моих, как я верую в твое существование и силу безмерную. Не будь ко мне снисходителен, а убереги меня и ближних моих от грехов страшных и дел, не угодных тебе. Огради меня от людей злых, предателей и сплетников. Все мы в поле зрения Твоем находимся, так уведи же от меня врагов моих. В ожидании суда страшного верю я в милость и доброту Твою. Аминь!»

Обращаться к иконе можно не только в моменты трудностей в вашей жизни. Вы можете попросить Иисуса Христа о спасении от грехов или помолиться за ваших близких.

> икона Господа Вседержителя на троне

Икона Господь Вседержитель на троне (Спас на престоле, Мануилов Спас)

У иконы Господа Вседержителя существуют ещё два синонимичных названия - Спас Вседержитель и Пантократор . Спасом (что значит Спаситель по старославянски) Господа называют за то, что он спас человечество от первородного греха, совершённого прародителями Адамом и Евой, искупив его ценой Своих страданий во время Страстей Христовых. А слово Пантократор равнозначно слову Вседержитель, ведь с греческого языка Пантократор переводится как Всесильный, Всемогущий. Вседержителем Спаситель называл Себя Сам в последней книге Нового Завета "Откровение Иоанна Богослова": "Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его... Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний, Который был и есть и грядёт, Вседержитель". Именование Вседержителем Христа доказывает догмат Боговоплощения, вочеловечивания Бога. Всесилен и Иисус Христос - как Царь Земной правящий всеми людьми, всемогущ и Бог, создавший Землю и все существа на ней.

Самой первой иконой Господа Вседержителя стала поясная энкаустическая икона Христоса Пантократора в египетском монастыре Святой Екатерины на полуострове Синай. На ней Спаситель изображён в теперь уже ставшей типичной для иконографии Вседержителя позе: правая рука Его благословляет, в левой Иисус Христос держит Евангелие. В глазах Христоса Пантократора нет ни отражений, ни бликов - Он Сам излучает Божественный свет. Позже этот художественный приём станет обширно применяться в православной иконописи, став одним из канонов написания не только Христа, но и Святых. Указывая на раскрытое Евангелие и одновременно благословляя, Иисус недвусмысленно указывает нам путь к спасению своей души. В оплечном написании образа Спаса Вседержителя рук по понятным причинам не видно.

Один из распространённых вариантов иконографии Христа Пантократора - Господь Вседержитель на троне или Спас на престоле . Христос здесь изображён в полный рост, сидя на троне как Небесный Судия и Царь. Правая рука всё так же благословляет, а левая держит открытое Евангелие. Однако существует вариант иконы Господа Вседержителя на троне, где положение рук Спасителя может быть другим: правая рука может указывать на строки раскрытого Евангелия, указывая главенство священной власти над светской, такая иконография Христа Пантократора получила наименование Мануилов Спас или же Спас Златая Риза . По преданию, византийский император Мануил I Комнин сам написал эту икону Спаса Вседержителя на престоле, но в момент написания образа повздорил с греческим священником и повелел наказать того за несогласие с базилевсом. Ночью Мануилу приснился сон: Христос приказал ангелам наказать императора за вмешательство в дела Церкви. Проснувшись, Мануил обнаружил на теле своём раны, а взглянув на написанную икону, обомлел: Спаситель изменил положение правой руки. Теперь она не благославляла, а указывала на строки Евангелия от Иоанна, где было написано: "Я свет миру, кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни". С того дня Мануил всегда ставил священное превыше царского. Название Златая Риза образ Мануилова Спаса получил за богатый позолоченный оклад, когда-то украшавший первоначальную икону.

Ещё одно распространённое изображение Спаса на престоле - Спас в Силах . Этот образ дословно изображает Христа в момент Его Второго пришествия, описанного Иоанном Богословом. Фигуру Господа Вседержителя на троне окружают небесные силы - красный ромб, символ божественного огня, вложен в синий круг - бесконечное в своей благодати Царство Небесное. сотканное из ангельских чинов , вписанный в свою очередь в красный прямоугольник - земное царство, по углам которого изображены животные - символы евангелистов, ведущих проповедь во всех четырёх концах света.

Икона Господа Вседержителя всегда помещается в самом центре иконостаса, служа напоминанием о том, кто в дольнем мире есть истинный Царь и Судия.

Деревянная доска 25х20 см, левкас, темпера, золочение нимба.

Спас Вседержитель

Спас Вседержитель, или Пантократор (от греч. всевластный, всесильный) - это один из основных типов изображения Спасителя. Он представлен как Царь Небесный и будущий Судия мира. Через единосущность первой и второй ипостасей Святой Троицы определение "Пантократор" соотносится и с образом Бога Отца. Именование Иисуса "Вседержителем" указывает, с одной стороны, на Его Божественную природу: "Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель" (Откр. 1: 8). С другой стороны, такое именование связано и с человеческой природой Христа, искупившего крестной жертвой людские грехи и одновившего тем самым человеческую природу. Крестный нимб усиливает жертвенную символику образа. По многовековой традиции образ Спаса Вседержителя помещался в куполе церкви. Позже образ Спаса Вседержителя стали писать на иконах.

Происхождение и значение названия образа "Спас Вседержитель".

Термин появился еще на заре христианства, раннехристианская традиция описывала этим термином Иисуса Христа. Изображения Спаса на престоле встречаются в римских катакомбах. В Византии название Спас Вседержитель упоминается приблизительно с IV-VI вв. но окончательно иконография складывается в послеиконоборческий период (к X в.). Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. Слово «Вседержитель», написанный рядом с именем Иисуса Христа, выражает также догмат Боговоплощения: титул Вседержителя относится в полной мере и к Божественной, и к человеческой природе Спасителя. Слово Вседержитель чаще всего имеет значение всемогущества, то есть возможности творить всё, что является прерогативой Бога. Смысл слова Пантократор также можно понимать как «Властитель всего», «Правитель мира».

Иконография Спаса Вседержителя

Икона Спаса Вседержителя - это поясное изображение Господа Иисуса Христа. Правой рукой Он благословляет, а левой держит свиток или открытое, как правило, Евангелие с текстом. Оно символизирует дарование миру спасительного учения. Традиционно на страницах раскрытого Евангелия отображаются различные речения Спасителя. Но чаще всего это следующие слова : “Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы”, или “Аз есмь свет миру; ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный”.

Сын Божий изображается в возрасте своего проповедничества. Каноном закреплено изображение Христа в одежде, которую Он носил в своей земной жизни - хитоне и гиматии. Обычно верхняя одежда Христа изображается синей, а рубаха, т.е хитон - красной, иногда лиловой, что символизирует человеческое воплощение и божественную сущность Христа соответственно. Кроме того, красный цвет хитона означает кровь и мученичество, но одновременно это и царский цвет (пурпур). Синий цвет плаща ассоциативно связывается с небесным началом. Композиция иконы отличается строгой фронтальностью и статичностью, что придает облику Христа торжественность и царственность Властителя Вселенной.

Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. Образ Спаса Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Этот образ и ныне занимает пространство центрального купола православного храма.

Спас Вседержитель - центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Иконографических типов Спасителя много: Спас Нерукотворный, Спас на престоле, Спас в Силах, Спас Царь царей, Спас Еммануил.

Молитва Спасу Вседержителю - Иисусу Сладчайшему

Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистой Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившия Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки. Аминь.

Тропарь благодарственный Спасителю

Тропарь, глас 4

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благо-дарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Спас Вседержитель (по-гречески - Пантократор) - главное изображение в храме, оно помещается внутри центрального купола и венчает всю церковную роспись. Обычно это поясная фигура Иисуса Христа в фас с Евангелием в левой руке и с благословляющей правой рукой . Торжественный и строгий лик Спасителя величаво смотрит с высоты, это Властитель земли и неба, Царь Церкви.
Именно такова фреска Спаса Вседержителя работы Феофана Грека, которая украшает купол церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, - одно из самых выдающихся произведений византийской фресковой живописи в нашей стране.

Изображение берет свое начало в Византии, где оно стояло во главе всех иконописных типов как наиболее возвышенный образ Богочеловека, а затем, после принятия христианства, широко распространяется на Руси как сюжет фресковой росписи храмов и как моленная икона. Такой иконографический тип Спасителя помещали в центре деисусных чинов (по-гречески "деисис" - моление), располагавшихся чаще всего во втором ряду иконостасов, и здесь Христос представал как Судия мира и его Спаситель, перед которым ходатайствуют за человеческий род Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и другие святые. Наименьшее число икон в деисусном чине - три: Иисус Христос, Богоматерь и Иоанн Предтеча.
Евангелие в руках Христа может быть закрытым или открытым. На открытых страницах чаще всего помещается надпись: "Аз есмь свет миру". "Приидите ко мне вси труждаю-щиеся" или "Не судите на лица сынове человечестии, но праведный суд судите". Надписи могут быть и другими: "Заповедь новую даю вам..."; "Егда приидет Сын Человеческий"; "Блажени нищий духом...".
Кроме иконостаса, деисусный чин помещался над входами в церковь и дом. Фигуры в нем могли быть в рост, поясными, по-грудными, оплечными, оглавными.

Погрудное или оплечное изображение Христа чаще всего называли просто "Спас". Пожалуй, наиболее древний трехфигурный деисусный чин с оплечным Иисусом в центре - это икона конца XII- начала XIII века в собрании ГТГ. Она попала туда из Успенского собора Московского Кремля, где располагалась над гробом митрополита Филиппа (Колычева). Строгие, сдержанные по манере исполнения оплечные фигуры Иисуса Христа, склоняющих к нему головы Богоматери и Иоанна Предтечи, видимо, были написаны одним из мастеров Владимиро-Суздальской Руси.

Иконописцы изображали Спаса Вседержителя отдельно и на домашних иконах, называя его "поясным Спасом". Даже в малых иконах, какой является икона "Спас Вседержитель" XV века из Троице-Сергиева монастыря, находящаяся сейчас в ГТГ, сохранялись величие, теплота и высокая духовность образа.

На Руси образ Спасителя не различался по явлениям и именам чтимых икон, как изображения Богородицы (Всецарица , Умягчение злых сердец , Казанская , Владимирская и другие).

Однако есть иконы, которые обрели свое название, оставшись в единственном числе. Это два памятника из Успенского собора Московского Кремля: "Спас Златые власы" и "Спас Ярое око".

Название иконы начала XIII века "Спас Златые власы" объясняется тем, что на этом памятнике волосы Христа написаны как бы не по правилам. Обычно они пишутся темной краской, по которой затем наводится золотом штриховка. Здесь же, напротив, по золотой основе проведены тончайшие коричневые линии.

Икона середины XIV века "Спас Ярое око" получила свое название от сурового выражения лика Спасителя. Изборожденный глубокими морщинами лоб, резко обозначенные складки на шее, гневный взгляд создают очень индивидуальный образ большого внутреннего напряжения.

По иному воздействует на людей другая икона "Спас" середины XIII века из Ярославского художественного музея , о которой искусствовед И.Э. Грабарь сказал, что она "написана... мечтательно и скромно, но очень тонко, с большим чувством формы".
Но, пожалуй, одно из самых впечатляющих изображений Иисуса Христа в древнерусской церковной живописи - это икона Андрея Рублева "Спас" из так называемого Звенигородского чина, от которого сохранились лишь три фигуры: Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла. Обнаруженные в 1918 году в дровяном складе около Успенского собора - древнего княжеского храма Звенигорода, эти иконы стали подлинным сокровищем нашего искусства. Андрей Рублев, выступающий здесь как мастер, достигший высочайших вершин в своем деле, создал образ Иисуса Христа, отмеченный типично русскими чертами, отличающийся от византийских ясностью, благожелательностью, мягкостью. От древней иконы, изображающей Иисуса Христа в традициях Спаса Вседержителя, остались, к сожалению, только фрагменты: голова и небольшая часть фигуры по грудь. Но выразительность лика, глаз Спасителя таковы что создается полное, завершенное представление от образа, являющегося одним из самых значительных в древнерусском церковном искусстве.

Одна из разновидностей изображения Христа Вседержителя - Спас в силах, центральная икона в традиционном русском иконостасе. Христос восседает на троне в окружении ангельского сонма - "Сил Небесных". Встречается и редкий вариант написания этой иконы - не с книгой, а с державой и скипетром в руках

просмотров
просмотров