Конспект проведения экскурсии в музее. Конспект «Экскурсия в историко-художественный музей
Ольга Кремнева
Конспект экскурсии в музей «Русская изба»
Конспект познавательной экскурсии в музей « Русская изба »
Программное содержание :
Продолжать знакомить детей с традициями русского народа , с русской избой - жилищем крестьянской семьи.
Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.
Развить интерес к русскому фольклору , народным традициям.
Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок)
Материалы и оборудование :
Предметы домашнего обихода
Пластилин, дощечки для лепки, стека
Интеграция с другими образовательными областями :
Коммуникация.
Художественная литература.
Художественное творчество.
Предварительная работа :
Чтение русских народных сказок .
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам .
Разучивание хороводных песен, русских народных игр , танцев.
Звучит русская народная музыка .
Воспитатель : Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется « Русская изба » . Предметы, которые находятся в музее , называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.
Воспитатель : Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами .
Воспитатель : Войдя в избу, что вы увидели?
Дети : Печь.
Воспитатель : Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание : она занимает почти пол - избы.
А для чего она нужна? (ответ детей) .
Ребята, а кто знает пословицы об избе?
Давайте их проговорим :
«Без печи хата – не хата» .
«Когда в печи жарко – тогда и варко» .
«Что есть в печи – все на стол мечи» .
«Не красна изба углами , а красна пирогами»
Воспитатель : Молодцы.
О печи в старину говорили так : «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница» . С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.
Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок) .
Воспитатель загадывает загадку :
Поляной двор красных коров
Черная зайдет – всех выгонит (кочерга)
Воспитатель показывает чугунок.
Как вы думаете, зачем он нужен? (Ответ детей) .
В чугунке варили кашу, щи.
В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.
(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь) .
Вот какую загадку загадаю, послушайте :
Рогат, да не бык, хватает да не ест.
Людям отдает, а сам на отдых идет.
(Ухват) .
Воспитатель : Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают) .
Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.
Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей) .
На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни , водили хороводы, играли в игры.
Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой
Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать (Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.
Воспитатель : поиграли, а теперь продолжим осмотр музея . Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную) . И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.
А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей) .
Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен) . И пряли с помощью другого приспособления – веретено.
Загадка :
Чем больше я кручусь
Тем толще становлюсь.
(Веретено) .
Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались : нож, ложка. Пояс заменял карманы. (Воспитатель показывает иллюстрации из русских сказок ) .
Женская одежда была представлена такими атрибутами : сарафан, кафтан (кофточка, фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа , были лапти.
Воспитатель : В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее -избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало : красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара . Говорили так :
Сверху пар, снизу пар-
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем :
Пряники жуем, чаем запиваем
Всех в гости приглашаем.
Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски, а может кто захочет и самовар слепить.
Итог занятия : - Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика « Русская изба » .
Вам понравилось? (Ответ детей) .
Что нового вы узнали? (Ответ детей) .
Используемая литература : Вахрушев А. А «здравствуй мир»
Публикации по теме:
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования.
Имея немалый педагогический стаж работы с детьми
дошкольного возраста
, я всегда придерживаюсь идеи воспитания в каждом ребенке как можно.
Конспект НОД «Русская изба-резьбой красна» Конспект НОД «Русская изба- резьбой красна» Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской.
Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Русская изба» Русская изба (путешествие в прошлое) Цель и задачи: познакомить с бытом людей в старые давние времена; показать и рассказать о предметах.
Ирина Федорова
Цель :
Развивать у детей интерес к истории, краеведению , формировать первые представления о жизни крестьян на Бологовской земле. Прививать интерес к народной культуре , познакомить с предметами старинного русского быта : кухонной утварью, орудиями труда, одеждой, рукоделием.
Знакомить детей с устным народным творчеством - малыми жанрами народного фольклора : пословицами, поговорками, поговорками, загадками, крылатыми выражениями. Учить понимать воспитательное и познавательное значение пословиц и поговорок.
Материал :
Старинные предметы быта : самовар, деревянная миска, глиняные горшки, чугун, духовой 11111, керосиновая лампа, серп, липовый кузовок, лапти, прялка с льняной куделью, веретено, льняная рубашка с вышивкой, льняные полотенца с кружевом, льняные подзоры на кровать, половики.
Ход занятия.
В нашем музее собраны старинные вещи, которыми пользовались еще наши прабабушки и прадедушки : кухонная утварь, предметы быта, одежда, рукоделия. Русь в старину называли деревянной. Давным-давно на Руси крестьяне строи себе жилища из бревен. Называли их избами. Все в избе было сделано из дерева : и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. В ней варили еду, пекли хлеб, на ней спали, она обогревала избу в холод.
Посуда в крестьянской избе была деревянная и глиняная : горшки, ложки, миски (их называли латками) позднее появилась металлическая посуда : чугун, самовар-батюшка и металлические предметы быта : ухват, утюг, серп, керосиновая лампа. Из липовой лучины изготовляли корзинки, кузовки, из лыка плеши лапти. (Показ воспитателем этих предметов)
Издавна на Руси и на Бологовской земле выращивали лен. Называли его ласково : миленьким ленком, беленьким. И каждый год с 14 октября лен начинали прясть. Пряли лен на таких прялках (показать) . Прялка была в каждом доме. Всем дочерям к свадьбе отец изготовлял в подарок такую прялку.
Прялка состоит из стояка с гребнем, лопастью, к которой прикрепляются кудель, и донца, на которое садится пряха. Прялочку украшали узорами.
Прядилыцица скручивала нить и сматывала ее на веретено. (Показ) Из полученных нитей на специальных ткацких станках ткали полотно. Из полотна шили одежду, полотенца, скатерти. Говорили : «Лен вымотает, лен и озолотит» . В нашем музее есть льняная рубаха с вышивкой, льняные полотенца с кружевом,
льняные подзоры на кровать.
На специальных станках ткали цветные половики, пестрые и нарядные. Наши прабабушки были мастерицы и рукодельницы. Из глубокой старины пришла к нам пословица : «Не учи безделью, а учи рукоделью» .
Умели наши предки работать, умели и любили повеселиться, пошутить. Говорила на Руси : «Песня-подруга, а шутка-сестра» . Много русские люди сложили разных шуток, прибауток, пословиц, крылатых выражений , загадок. Сейчас я загадаю вам старинные русские загадки, а отгадки на них есть в нашем музее .
1. Сверху дыра, снизу дыра,
А по средине огонь да вода.
(самовар)

Какое на Руси есть сравнение с самоваром? (Пузатый, важный, как самовар) Про толстого, глупого человека.
2. Был я копан, был я топтан,
Был я на пожаре, был на базаре.
Пока молод был - сто голов кормил,
А как упал, так и пропал.
(горшок)
Что варили в горшках? (щи, кашу) Говорили : «Щи да каша-пища наша.» . «Где щи-тут и нас ищи» .
3. Полно корыто людей набито.
(миска с ложками)

4. Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(ухват)
- .Говорят : «Парень хват, вырос с ухват» . Это какой парень? (хваткий, сильный.)
5. Из угла в угол
Железным плутом
Гладим все. что касается,
А дотронешься - кусается.
(утюг)

6. Маленький, горбатенький,
Все поле обыскал.
Домой прибежал - всю зиму пролежал.
(серп)
7. Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать. .
Когда они встречаются-
Части разделяются.
(ножницы)
8. Висит гряда вся в заплатах.
(корзина)
Из лучины плели кузовки, короба.
Говорят : «Наговорил с три короба» , (наврал, наболтал)
9. В лес идут клетки.
Из лесу идут клетки.
(лапти)

- Почему говорят : «Лапти новы, да текут?»
Про кого говорят : «Эх ты, лапоть!» (про бестолкового, неумного человека.)
10. Чем больше я верчусь,
Тем толще становлюсь.
(веретено)
- Про кого говорили : «Тонкая, как веретено?» (про тоненькую, стройную девушку)
В какой сказке веретено сыграла роковую роль в жизни главной героини ? ( «Спящая красавица» )
11. На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается.
(полотенце)
12. Дуйся, не дуйся,
Через голову суйся.
Попляши день-деньской
И пойдешь на покой.
Один вход, два выхода.
(рубашка)
Пословица : «Рубашка износится, а доброе дело останется» .
13. Это что за простачок
Лег у двери на бочок,
На дороге, на пороге останавливает ноги?
(половик)
Вот наши прабабушки были какие умелые да веселые. Говорили : «Скучен день до вечера, коли делать нечего» .
А теперь поиграем в старинную игру «Кузовок» , в которую играли еще наши прабабушки и прадедушки.
Правила игры :
Выбирается водящий, у него в руках кузовок, обходит всех играющих со словами :
Положи в кузовок залог с окончанием на - ок!
Дети кладут со словами :
Я положу в кузовок платок (Ремешок, пятачок, лапоток, носок, кружок и др.)
Затем водящий по очереди достает из кузовка положенные предметы, дает им разные задания :
Чей будет залог, тот расскажет стихотворение (или потешку, или загадает загадку и Др.)
В конце повторяют пословицы :
«Конец - делу венец.»
«Сделал дело - гуляй смело.»

Публикации по теме:
В преддверии семидесятой годовщины Победы мы посетили местный краеведческий музей . Особенно много времени уделили залу Воинской Славы . Где.
В нашем посёлке есть краеведческий музей и мы с детьми отправились на экскурсию Уже при входе в музей мы увидели кадки (бочки) для засолки.
К 70-летию великой победеы в нашем саду МБДОУ №21 "Брусничка" силами педагогов и родителей наших воспитанников создан музей экспозиция "И.
К семидесятилетию Великой Победы дети нашего учреждения посетили музей, который был создан педагогами и родителями. День Победы занимает.
Одним из основных направлений патриотического воспитания в системе дошкольного образования является краеведение. Воспитание любви к природе,.
Музей археологии Москвы предлагает московским школьникам серию выездных лекций-демонстраций с возможностью прикоснуться к древней истории Москвы, не выходя из класса.
Выездная программа «Музей в школе»
Лекции-демонстрации
Традиции и быт средневековой Москвы (для 1 — 4 классов)
Лекция-демонстрация посвящена
повседневной жизни
в средневековой Москве. Школьники познакомятся с внутренним устройством дома и особенностями русского костюма. Для более глубокого погружения в историю двум детям примерят традиционную мужскую и женскую одежду. Также будет уделено внимание кушаньям, составляющим повседневное и праздничное меню средневекового москвича.
Что такое археология? (для 1 — 4 классов)
На лекции-демонстрации школьники познакомятся с основными археологическими понятиями, многообразием древних поселений и погребений, а также правилами организации их раскопок. Узнают о том, где и когда в нашей столице проводились и проводятся археологические исследования. Кроме того, у участников будет возможность подержать в руках подлинные находки и создать объёмную модель культурного слоя, поочерёдно насыпая в стеклянной банке прослойки песка, опилок, угля и бытового мусора.
Заруби себе на носу (для 1 — 4 классов)
На лекции-демонстрации ребята узнают о том, какие меры длины использовали средневековые москвичи, как зародился счёт, что такое абак и как им пользоваться. Помимо этого, школьники познакомятся с тем, как писали и чему учились в средневековой Москве. Отдельно будет рассказано про «нос» и зачем на нём зарубали. И всё это на основе реальных археологических находок. Участники смогут самостоятельно «процарапать» на цере и бересте различные знаки.
Досуг средневековых москвичей (для 1 — 4 классов)
Лекция-демонстрация посвящена тому, как отдыхали и во что играли в стародавней Москве. Сначала ученики познакомятся с древними глиняными игрушками, в том числе подлинными. Ребята поучаствуют в занимательных играх и забавах, узнают о том, что такое «бабки» и бирюльки. Затем речь пойдёт о древнерусских музыкальных инструментах . Наглядная презентация позволит увидеть фрагменты старинных дудочек, погремушек и даже варганов. В завершении участники попробуют воссоздать звучание таких инструментов, организовав небольшой оркестр.
Древнейшее прошлое Московского края (для 4 — 7 классов)
Лекция-демонстрация посвящена истории нашего края в эпоху каменного и бронзового веков . Слушатели узнают, когда сюда пришли люди, где находится древнейшая стоянка Ледникового периода .. Выяснят, что такое индустрия каменного века, как делались орудия и как их различают. Получат ответы на вопросы, что можно сделать кремнёвым отщепом, можно ли просверлить камень и как охотились на гигантов эпохи палеолита — мамонтов. Школьники смогут подержать в руках некоторые древние находки.
Московские клады (от 7 класса)
На лекции-демонстрации ученики узнают, что такое клады с точки зрения науки археологии, какие они бывают и как часто их находят. Дети познакомятся с самым крупным кладом из обнаруженных в Москве, увидят фотографии предметов, из которых он состоял. Не останутся без внимания и другие, некогда спрятанные москвичами ценности. В завершении участники попробуют определить дату сокрытия предложенного им «клада», предварительно проанализировав его состав.
Способы археологического датирования (от 5 класса)
На лекции-демонстрации ребята узнают о том, как археологи определяют, к какому времени относятся найденные ими вещи и постройки, чем отличается стратиграфический метод от радиоуглеродного, как в условиях проведения археологических раскопок можно ориентировочно определить возраст находки. В практической части школьники распределят подлинные предметы по времени и самостоятельно продатируют клад монет.
Возраст Москвы (от 7 класса)
Научно-дискуссионная лекция посвящена проблеме определения истинного возраста нашей столицы. Ученики познакомятся с основными научными взглядами по этому вопросу. Они также узнают, когда появились первые люди на территории Москвы, как они жили, чем занимались, во что одевались. Школьники познакомятся с тем, как на основании археологического материала определяется возраст города. Лекция сопровождается показом подлинных находок и муляжей предметов, относящихся к различным историческим эпохам.
Длительность каждой лекции-демонстрации: 1 академический час (45 минут).
Необходимое оборудование: компьютер, телевизор/экран/интерактивная доска
ИКТ: презентация Microsoft Power Point/слайд шоу.
Цена одной лекции-демонстрации для школьников: 7000 рублей. 100% предоплата. Возможны как наличная, так и безналичная формы оплаты. Лекция-демонстрация рассчитана на один класс.
Алла Сарсания
Конспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия в музей»
Конспект НОД по познавательному развитию
в подготовительной группе « Экскурсия в музей » .
Подготовила воспитатель
Сарсания А. Э.
Цель :
Познакомить с понятием « музей » и его назначением.
Задачи :
Познакомить с внутренним оформлением и назначением помещения музея . Продолжить формировать интерес к истории и культуре своего народа, людям родного города . Показывать элементарные умения пользоваться картой.
Уточнить знания музейных терминов , развивать монологическую речь, умение доказывать и делать выводы, познакомить детей с правилами поведения в музее .
Воспитывать бережное отношение к культурному наследию России, формировать патриотические чувства и чувства гражданской принадлежности.
Интеграция образовательных областей :
Познавательное развитие, речевое, социально- коммуникативное, художественно- эстетическое.
Материал и оборудование :
Карточки с названием музеев (этнографический, краеведческий…, карта, фотографии детей в музеях , презентация «Мы идем в музей » , материалы и экспонаты мини- музея группы «Колокольчики» , видеофильм о картинной галерее , изображения национальных костюмов.
Работа над словарем :
музей , экспонат, экскурсия , экскурсовод , экскурсанты , карта.
Предварительная работа :
Совместная деятельность :
Экскурсии по музеям Петродворцового района и Стрельны;
Экскурсия по музею детского сада : в группу «Кузнечики» ;
Рассматривание фотографий после посещения музеев ;
Просмотр видеофильмов;
Изобразительная деятельность "Я был в музее ";
Чтение художественной литературы и детских энциклопедий;
Заучивание стихотворений о родном городе;
Знакомство с национальными костюмами и бытом народов России.
Взаимодействие с семьей :
Экскурсии в музее города всей семьей
Беседа "Зачем идем в музей ?" ( вопросы : Что такое музей ? Что там находиться? Кто там работает? (профессии) В чем заключается их работа? Что они делают? Кто туда ходит? Зачем туда надо ходить? и т. д.);
Рассматривание старинных вещей дома и рассказ о том, как они появились дома;
Вовлечение родителей в пополнении музея экспонатами .
Ход занятия:
Ребята, мы с вами живем в городе Санкт- Петербурге – это наша малая Родина , а вы любите свою Родину?
А что значит любить свою Родину?
(Ответы детей : любить свою семью, свой дом, беречь и охранять все что нас окружает, знать историю своего народа и своего края).
А вам хотелось бы заглянуть в прошлое и посмотреть, как на нашей с вами земле, много-много лет назад жили наши предки? К сожалению учёные еще не изобрели машину времени,
Может вы знаете, как вернуться в прошлое?
Ну что же …
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья
А вы идти со мной готовы?
В чудесный мир зову вас я!
Я предлагаю посмотреть презентацию «Мы идём в музей » .
Слайд-1 :
Отгадай загадку :
Нам экскурсовод сказал :
Проходите в этот зал.
Мумию мы посмотрели, экспонаты разглядели.
Даже мамонт здесь лежит, глаз закрыл как будто спит…
Хочешь тоже посмотреть?
Не робей, иди скорей в замечательный ( музей ) .
Слайд-2 :
Музей- собирает , изучает, хранит и показывает предметы (истории и культуры) .
Слайд-3 :
В музеях можно многому научиться, увидеть много нового и интересного (Русский музей ) .
Слайд-4 : Самый первый в мире музей основал Птолемей .
А у нас в России первый музей создал царь Петр-1 (Кунсткамера или кабинет редкостей) .
Слайд-5-6 :
А это самая большая в мире Александровская библиотека.
Здесь располагались статуи, картины и другие произведения искусства. Они посвящались Богам.
Слайд-7 :
В 18 веке появились первые публичные музеи со зрителями .
Слайд-8 :
В настоящее время существуют самые разнообразные музеи :
Краеведческий музей рассказывает об истории и культуре своего края.
Художественные музеи - хранит собрания произведений живописи, скульптуры, ювелирного искусства.
Музеи - заповедники хранят для нас природу, архитектуру памятных мест.
Есть еще дворцово – парковые музеи , исторические, театральные, музыкальные.
Слайд-9 :
А так же музеи посвященные определенным темам :
- «Вселенная вода» - музей воды , « Музей кошек » , « Музей кукол » , « Музей Лего » , « Музей оружия » и много других.
Слайд-10 :
Существуют даже музеи Снегурочки и Бабы Яги.
Ребята, как вы думаете, нужен музей людям ?
(Высказывания детей) .
Вывод :
- Музей это полезно !
- Музей это интересно !
Динамическая пауза «В зоопарке» :
Дети имитируют повадки зверей :
День вчера был очень жаркий,
Мы гуляли в зоопарке.
Видели зверей и птиц,
И оленей, и лисиц.
Мы узнали, что медведя
Называют дядя Федя.
Уток мы в пруду кормили,
Связку шариков купили.
Пили сок, укрывшись в тень.
Ты запомнишь этот день.
Поисковая ситуация "В каких музеях вы бы разместили эти предметы?"
Воспитатель обращает внимание детей на стол, накрытый салфеткой :
Ребята, под этой салфеткой находятся вещи, которые многое могут нам рассказать. Как вы думаете, что там?
Дидактическая игра "Да-нет":
Воспитатель предлагает детям с помощью наводящих вопросов угадать что же находится по салфеткой.
Все эти вещи можно назвать одним словом - музейные экспонаты и они должны находиться (в музее ) .
В какой музей вы их поместите ?
Проблемная ситуация :
Воспитатель предлагает детям порассуждать в какой музей можно определить экспонаты.
Дидактическая игра "Размести правильно":
Воспитатель предлагает детям на разные столы разложить экспонаты и назвать к каким музеям они могут принадлежать.
Работа с картой :
Воспитатель предлагает по карте города определить месторасположение этих музеев . Спрашивает, какие еще музеи дети знают (ответы детей) .
Работа с фотовыставкой :
Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии музеев , где дети бывали ранее. Просит вспомнить названия этих музеев , назвать самый запомнившейся экспонат.
Ситуативный разговор :
А что нужно помнить при посещении музея ?
(Дети ведут ситуативный разговор и вырабатывают для себя правила поведения).
Правила поведения в музее :
В музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям и экскурсоводу вести экскурсию .
Внимательно слушать экскурсовода и не перебивать его .
Нельзя трогать руками музейные экспонаты .
Нельзя шуметь, бегать по музею , разговаривать по телефону.
Если хочешь фотографировать - спроси разрешения.
В нашем детском саду тоже есть свои мини- музеи и некоторые из них мы с вами уже посетили.
(Дети вспоминают название музея группы «Кузнечики» , обсуждают что видели, что понравилось и что запомнилось больше всего).
Игровая ситуация "Мы находимся в музее нашей группы ":
Ребята, а у нас в группе тоже есть мини- музей ? Как он называется? ( «Веселый перезвон» .)
Давайте вспомним почему наш музей так называется , об экспонатах музея . (Рассказы детей о своих экспонатах) .
Рефлексия :
Ребята, сегодня в нашем музее появился еще один экспонат. Этот экспонат для нашего мини- музея передали ребята группы «Кузнечики» . Давайте послушаем, как он звучит (мелодично, нежно) . А теперь предлагаю вспомнить мелодии ваших колокольчиков, давайте устроим оркестр. (Дети выбирают себе колокольчики и подыгрывают звучащей мелодии) .
Рыбакова Юлия
План-конспект экскурсии в Музей цветного камня им. В. Н. Дава
Подготовили Рыбкова Юлия Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории,
Воробьева Елена Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории, Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 18 общеразвивающего вида г. Мончегорска
План-конспект экскурсии в Музей цветного камня им . В. Н. Дава
Цель :
Дать детям знания о музее ,
Познакомить детей с камнями Кольского полуострова,
Воспитывать чувство уважения к людям, создающим красоту и дарящим ее людям. Предварительная работа :
Беседа о музеях ,
Рассматривание фотоальбомов,
Дидактические игры.
Ход экскурсии.
1-я часть - вступительная.
Беседа « Музей . Что это такое?» Воспитатель выслушивает мнения детей, а затем рассказывает о музее .
«Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное, или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Некоторые люди очень любили картины; некоторые собирали книги, посуду, игрушки и другие предметы. Большое количество каких-то определенных предметов называется коллекцией. Есть коллекции марок, есть коллекции картин и т. д. Коллекции находились дома у тех, кто их собирал, и очень немногие люди могли их увидеть. Тогда люди стати размещать свои коллекции в специальных помещениях, куда могли придти все желающие и посмотреть на них. Помещение, где можно посмотреть на коллекции различных предметов и называется музей ». Вопросы :
Что такое коллекции?
Какое помещение называется музеем ?
Для чего нужны музеи ?
Рассматривание буклета « Музей цветного камня им . ВН. Дава »
Рассказ воспитателя о правилах поведения в музее . Воспитатель выслушивает предположения детей, а затем зачитывает правила.
1. В музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям.
2. В музее нельзя бегать , прыгать, толкаться.
3. В музее следует внимательно слушать экскурсовода : тогда вы узнаете много интересного.
4. Нельзя трогать музейные экспонаты руками .
Воспитатель предлагает детям подумать, почему в музее нельзя бегать , трогать экспонаты руками и высказать свое мнение после посещения музея .
Педагог предлагает детям пойти на экскурсию в музей .
2- я часть - познавательная.
Проходя по улицам, вспомнить их названия (Ленинградская набережная, проспект Кирова, улица Металлургов, обратить внимание детей на здания (Средняя образовательная школа № 5 им, О. И. Семенова-Тян-Шанского, почта, Северный колледж физической культуры и спорта, детский сад «Солнышко» ); уточнить их назначение.
Рассказ экскурсовода о Музее цветного камня и его создателе горном инженере-геологе В. Н. Даве.
Рассматривание экспозиций минералов и изделий из цветных камней .
Игра «Хорошо - плохо» - камни .
3- я часть - заключительная.
Минутка общения - решение проблемных вопросов «Почему в музее нельзя бегать , прыгать, толкаться?» «Почему нельзя трогать музейные экспонаты руками ?» Предположения детей.
4- я часть - работа после экскурсии .
Просмотр слайдов.
Слушание отрывков из музыкального произведения Бориса Асафьева «Каменный цветок » , по одноименной сказке П. Бажова.
Рассматривание образцов пород и оформление коллекции камней .
Раскрашивание камней в различные цвета и составление художественных композиций.