Декоративно прикладное искусство 18 века. Радищевский музей
Стиль середины столетия сказывается и на декоративно-прикладном искусстве. Для изделий из фарфора, например «Собственного» сервиза Елизаветы Петровны, и других материалов характерны криволинейные формы, а также сочный лепной орнамент, восходящий по рисунку к раковине и гибким растительным побегам. Причудливый силуэт предметов органически сочетается с яркими цветами , обилием позолоты, блеском зеркальных поверхностей, дополняющих праздничную картину интерьера.
Живопись первой половины XVIII века
Начиная с петровской эпохи огромные изменения претерпевает живопись. Складывается искусство станковой картины с ее смысловыми и композиционными особенностями . На смену обратной перспективе приходит прямая и связанная с ней передача глубины пространства. Важнейшую черту составляет изображение фигуры в соответствии с принципами анатомической правильности. Появляются новые средства передачи объема. В важнейшем качестве выступает светотень, потеснившая условно-символическую контурную линию. Сама техника масляной живописи с характерными для нее специфическими приемами и системой взаимоотношения цветов прочно, хотя и не сразу, входит в художественный обиход. Обостряется чувство фактуры. Художник обретает способность передавать конкретные свойства мягкого бархата, жестковатого горностаевого меха, тяжелой золотой парчи и тонкого кружева. В сюжетной картине можно проследить новые принципы взаимосвязи фигур. Изображение обнаженного тела составляет новую и труднейшую задачу. Сама структура живописи становится более разветвленной. С начала XVIII столетия светское искусство культивирует разные виды станковых произведений, монументальную роспись в виде панно и плафонов, миниатюрное письмо. Портрет включает все известные разновидности - парадный, камерный, в обычном и костюмированном варианте, двойной и парный. Художники осваивают аллегорические и мифологические сюжеты. Наличие этих особенностей, хотя и выявляющихся на первых порах в компромиссной форме, позволяет говорить о возникновении живописи нового типа.
Первые шаги на пути становления портрета связаны с деятельностью живописной мастерской Оружейной палаты. Произведения, выполненные русскими и иностранными мастерами, по своему характеру тяготеют к парсуне. Из всех типологических вариантов парсуна отдает предпочтение парадному портрету и встречается в этом качестве в нескольких разновидностях. Среди них «портрет-тезис» - наиболее архаический. Он сочетает в пределах условного иконного пространства портретные изображения и многочисленные разъясняющие надписи. Можно говорить и о «портрете-апофеозе». Таковы портреты-картины, символизирующие ратные подвиги Петра I. Распространены и обычные портреты Петра, Меншикова, Шереметева в рост и на коне.
Пространство трактуется всюду весьма стереотипно, и общее расположение предметов скорее служит символическим обозначением реальных пространственных отношений. Столь же условно в смысловом и масштабном отношениях решается проблема внутреннего и внешнего пространства. Парсуна несколько отходит от колористического богатства, характерного для иконописи XVII в. Однако скрупулезная передача орнаментации одеяний и различных деталей придает полотнам повышенное декоративное звучание.
Мастер еще не вполне владеет новыми принципами передачи объема, соединяя подчеркнуто выпукло написанные лица и плоскостные узорчатые одеяния. Большие размеры холстов, их импозантный дух, богатство обстановки и выставленных напоказ драгоценностей призваны иллюстрировать социальную значимость изображенного. Образ автономен, он сосредоточен на себе и безразличен к окружающим. Живопись, еще не созревшая до передачи индивидуального, по-своему старается подметить черты, присущие данному персонажу . Однако общее и индивидуальное еще не слито в органическом единстве, и конкретные свойства едва проступают под сводной типизирующей маской.
Линия парсуны, существовавшая сравнительно недолго, в основном в 80-е и особенно в 90-е годы XVII в., впоследствии сталкивается с очень сильным, практически потеснившим ее потоком произведений иностранцев и художников-пенсионеров. Вместе с тем не следует думать, что она оказалась случайным эпизодом в общем процессе развития русского портрета. Будучи оттеснена с основных позиций, парсуна продолжала существовать. Кроме того, ее черты проявлялись в творчестве ряда передовых художников как свидетельство незавершенного перехода от средневекового письма к новой манере. В таком качестве ее можно обнаружить в произведениях И. Никитина, И. Вишнякова и А. Антропова.
Следы парсунности встречаются и во второй половине XVIII в., особенно в работах крепостных или провинциальных художников, самостоятельно пришедших к новому искусству, как правило, идя от иконописания. Заметим, что парсунность как художественное явление есть не только в русской школе, но и на Украине и в Польше. Оно встречается также в Болгарии, Югославии и даже в странах Ближнего Востока, т. е. там, где живопись в близкой исторической ситуации переживает принципиально сходное приобщение к искусству нового времени и светскому искусству.
Перемены в быту и их влияние на декоративно-прикладное искусство. Особенности орнамента и декора художественных стилей барокко, рококо, классицизма.
Серебряное и золотое дело: петербургская школа, московские мастера и мануфактуры, черневое серебро Великого Устюга. Новые типы посуды из драгоценных и цветных металлов: чайники, кофейники, бульотки, самовары. Предметы домашней и церковной утвари. Государственные регалии. Ордена и медали. Эмали. Художники-эмальеры А.Г.Овсов, Г.С.Мусикийский.
Появление русского фарфора. Д.И.Виноградов. Императорский и частные фарфоровые заводы. Майолика, фаянс. Художественное стекло. Декоративные ткани и шпалеры. Новое в одежде. Корпусная и наборная мебель. Маркетри. Деревянная резьба в гражданских и церковных интерьерах. Экипажи. Декоративный камень. Камеи.
Художественные народные промыслы. Резные и инкрустированные донца Городца. Резьба по кости Холмогор. Золотное шитье Тверской губернии. Кружева Галича и Вологды. Керамика Гжели.
Музыка и театр в XVIII веке
Многоголосое хоровое пение. Канты. Инструментальная музыка и оркестры. Оперное искусство. Балет. Музыка в придворном, городском и крестьянском быту . Возникновение национальной композиторской школы. Е.И.Фомин. И.Е.Хандошкин. Д.С.Бортнянский. М.С.Березовский. А.О.Козловский.
Попытки создания общедоступного публичного театра при Петре Первом. Любительские спектакли при дворе. Школьные театры в духовных и светских учебных заведениях . Профессиональные труппы иностранных актеров.
Драматургия русского классицизма: трагедии и комедии. Влияние сентиментализма на театральный репертуар. Появление драмы и комической оперы на русской сцене. А.П.Сумароков - драматург и театральный деятель. Создатель русского профессионального театра, актер и режиссер Ф.Г.Волков. Его друг и последователь И.А.Дмитревский. Массовые театральные зрелища.
Крепостной театр. Труппа графа П.Б.Шереметева. П.И.Ковалева-Жемчугова, Т.В.Шлыкова-Гранатова и другие артисты. Дворец-театр в Останкине. Народный театр.
СОКРАЩЕНИЯ НАЗВАНИЙ ОСНОВНЫХ МУЗЕЙНЫХ СОБРАНИЙ, УПОМИНАЕМЫХ В СПИСКЕ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ
БАН - Библиотека Российской Академии наук (г.Санкт-Петербург)
ВМДПНИ - Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (г.Москва)
ГИМ - Государственный Исторический музей (г.Москва)
ГМГС - Государственный музей городской скульптуры (г.Санкт-Петербург)
ГММК - Государственные музеи Московского Кремля (г.Москва)
ГНИМА - Государственный научно-исследовательский музей архитектуры (г. Москва)
ГОП - Государственная Оружейная Палата (г.Москва)
ГРМ - Государственный Русский музей (г.Санкт-Петербург)
ГТГ - Государственная Третьяковская галерея (г.Москва)
ГЭ - Государственный Эрмитаж (г.Санкт-Петербург)
ЗИХМЗ - бывший Загорский (ныне Сергиев-Посадский) историко- художественный музей -заповедник (г.Сергиев Посад, Московская обл.)
МИДУ - Музей исторических драгоценностей Украины (г.Киев)
МПИБ - Музей прикладного искусства и быта XVII века "Собор двенадцати апостолов и Патриаршие Палаты в Московском Кремле" (г.Москва)
НГМ - Новгородский объединенный государственный музей-заповедник (г.Новгород)
НГП - Новгородская Грановитая Палата (г.Новгород)
СХМ - Самарский художественный музей (г.Самара)
ПАМЯТНИКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
(ДО КОНЦА XVII ВЕКА)
НАРОДНОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО
КУЛЬТОВЫЕ ПОСТРОЙКИ
1. Клетские церкви: церковь Лазаря из Муромского монастыря (14-16 вв.) - заповедник "Кижи"; церковь Ризоположения из села Бородавы (15 в.) - Кирилло-Белозерский музей-заповедник; церковь Преображения из села Спас-Вежи (17 в.) - Костромской музей-заповедник; Никольская церковь из села Тухоля (17 в.) - Новгородский музей-заповедник "Витославлицы"; часовня Михаила Архангела из деревни Леликозеро (18 в.) - музей-заповедник "Кижи"; церковь Николы из села Глотова (18 в.) - Суздальский музей-заповедник.
2. Шатровые церкви: Никольская церковь в селе Лявля (16 в.); церковь Георгия из села Вершина (17 в.) - Архангельский музей-заповедник "Малые Корелы"; Воскресенская церковь из села Патакино (18 в.) - Суздальский музей-заповедник; церковь Успения (18 в.) в городе Кондопоге.
Обновленная экспозиция
«Декоративно-прикладное искусство России XVIII - первой трети XIX века»
В рамках празднования 35-летия во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась обновленная постоянная экспозиция «Декоративно-прикладное искусство России XVIII - первой трети XIX века».
«Петр Великий бросил вызов России, а она ответила ему Пушкиным», - крылатая фраза А.Н. Герцена точнее всего определяет смысл и границы эпохи, которой посвящена экспозиция этих залов. Представленные здесь предметы - живые вехи, обозначившие становление и расцвет отечественной культуры в лоне европейской культурной традиции Нового времени. В них запечатлены перемены жизненного уклада и художественных ориентиров, трансформация старых и появление новых предметных форм, техник и даже видов декоративно-прикладного искусства.
В основу дизайна новой экспозиции заложен принцип демонстрации экспонатов как уникальных художественных объектов, которые объединены в тематические, стилистические и типологические блоки. Такое решение позволяет оценить значение каждого предмета с точки зрения времени, стиля, развития отдельного вида декоративно-прикладного искусства, и акцентирует внимание на его художественной самоценности.
Сценарий осмотра строится исходя из пространственного решения экспозиции, не только содержательно (по типологии, тематике, стилистике и хронологии), но и визуально - от Петровского времени до бидермайера.
Центральные темы новой экспозиции: «Эпоха перемен: рубеж XVII -XVIII веков», к которой примыкают так называемые «примитивы XVIII века», перелагавшие реалии нового времени в формах традиционного искусства ; «Классика русского XVIII века», представляющая эпоху от Петра до Павла в высоких образцах придворного искусства, а также «Русский ампир» и «В комнатах», демонстрирующие две грани русской культуры первой трети XIX века - блестящий имперский стиль и становление культуры частной жизни , соотносимой с феноменом немецкого бидермайера. В тоже время экспозиция позволяет рассмотреть произведения и в привычном ряду - по видам искусства, выделяя мебель, художественный металл, стекло, фарфор, керамику, камнерезное искусство, кость и бисер.
Особого внимания заслуживают такие уникальные церковные предметы, как Крест-мощевик и Панагия, которые датируются XVII веком. Они выполнены в дорогостоящей на тот момент технике - эмаль по скани. В числе наиболее ранних экспонатов - сундуки с металлической оковкой и декоративной отделкой, чернильницы, уральская латунная посуда XVII - начала XVIII века. Ярким образцом парадной представительской металлической посуды для сервировки стола являются латунные кружки завода Демидовых на Урале.
Предметы сервировки стола и подносные вещи выполнялись тогда в разных техниках. Например, два стеклянных, темно-синих кубка с вензелями «EML» и «WGS», производства Императорского стеклянного завода, являются редким примером расписных изделий конца XVIII - начала XIX века. Латинские вензели на кубках принадлежат шведскому посланнику в России в 1793 году Вернеру Готтлобу фон Швениру - «WGS» - и его матери Эббе Марии Лагербринг - «EML». Кубки хранились два с лишним столетия в замке Скархульт, Сконе (Швеция), являясь фамильным достоянием.
В экспозиции можно ознакомиться с уникальными образцами русской дворцовой мебели XVIII-XIX веков, среди которых особый интерес представляют шахматный и ломберный столики в технике маркетри. Среди экспонатов мебели, характерной для первой половины XIX века, обращают внимание две редких по качеству горки в стиле «жакоб». Тому же времени принадлежат и два кресла, выполненные по проекту Осипа Ивановича Бове. Интерес представляют и каминные часы «Минин и Пожарский» изготовленные парижским бронзовщиком Пьером-Филиппом Томиром и, воспроизводящие в интерьерном формате, знаменитый памятник Ивана Мартоса, стоящий на Красной площади.
Особое место в экспозиции занимает шпалера «Спасение рыбаков», которая выполнена во Фландрии в неизвестной мастерской во второй половине XVII - начала XVIII веков. Она поступила в ВМДПНИ в 1999 году с коллекцией Музея народного искусства им. С.Т. Морозова. Сюжет шпалеры заимствован из библии: в центре композиции изображается одно из чудес - «Хождение по водам». Шпалера отреставрирована в несколько этапов - она была частично восстановлена специалистами Музея народного искусства им. С.Т. Морозова, и, уже в 2014 полную реставрацию завершили специалисты-реставраторы Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Таким образом, шпалера обрела новую жизнь и впервые будет представлена на экспозиции.
В соответствующих тематических разделах представлены осветительные приборы из стекла и хрусталя, интерьерные изделия из фарфора и бронзы конца XVIII-XIX веков. Каждый экспонат является эталонным образцом того или иного стиля, запечатлевает дух своего времени и представляет возможности художественного и технического мастерства.
Подобное пространственное решение экспозиции позволяет музею наиболее эффективно и интересно организовать экскурсии и специальные программы. К наиболее интересным и значимым экспонатам будут представлены расширенные аннотации, а также сопровождение QR-кодами, благодаря которым, посетители смогут получить более подробную информацию. Экспозиция оснащается современной системой светового оборудования. Благодаря высокой интерактивности, новая экспозиция обещает быть более живой и интересной, а так же способствовать творческому диалогу с посетителями, особенно с детской и юношеской аудиторией.
Отражение переломного характера петровской эпохи в декоративно-прикладном искусстве. Западноевропейские художественные влияния (Голландия, Англия, Франция, Италия). Процессы сложения сословного строя и упрочения светской культуры и их влияние на развитие декоративно-прикладного искусства. Многослойность декоративно-прикладного искусства, неравномерность развития его отдельных сфер. Сохранение и развитие традиционных направлений (провинциальная и народная культура, церковное искусство).
Совершенствование техники ремесленного и мануфактурного производства. Зарождение художественной промышленности (изготовление шпалер, художественного стекла, фаянса, гранение камня, производство шелка и сукна). Мануфактурное производство модных вещей, предметов роскоши. Открытие и разработка месторождений меди, олова, серебра, цветного камня, высококачественных глин.
Роль Академии наук в "процветании вольных художеств и мануфактур", отражение новых естественнонаучных и технических интересов в декоративно-прикладном искусстве. Новые формы обучения и подготовки мастеров на художественных мануфактурах. Закрытие мастерских Оружейной палаты. Пенсионерство и его роль в развитии отдельных видов декоративно-прикладного искусства. Возникновение цеховых организаций ремесленников в России. Работа иностранных мастеров в разных областях декоративно-прикладного искусства.
Художественный стиль в декоративно-прикладном искусстве. Мода, ее воздействие на смену вкусов, изменение предметной среды. Появление новых типов предметов, обновление эстетических представлений в декоративно-прикладном искусстве. Тенденции синтеза искусств. Роль архитектуры, монументального искусства, графики и иллюстрированных изданий в развитии декоративно-прикладного искусства. Декоративные тенденции барочной культуры в оформлении празднеств, комплексах триумфальных ворот, садово-парковом искусстве.
Искусство оформления интерьера как особый вид художественной деятельности в творчестве архитекторов первой четверти XVIII века. Первые интерьерные работы и основные стилевые тенденции (барокко, рококо, классицизм). Новые типы помещений (кабинеты, парадные спальни, гостиные, «токарни», «картинные залы») и их предметное наполнение (Летний дворец, дворец А.Д.Меншикова, Большой Петергофский дворец, Монплезир). Работы французских мастеров. «Шинуазери» в интерьерах петровской эпохи.
Ансамблевое решение предметной среды. Возникновение проектной деятельности в области материальной культуры и декоративно-прикладного искусства.
Развитие мебельного дела. Новые типы и формы мебели, материалы и способы украшения. Влияние английской и голландской мебели. Барокко и рококо в мебели.
Резьба по дереву, ее роль в интерьере. Резные рельефы. Иконостас Петропавловского собора. Корабельная резьба и каретное дело.
Серебряное дело. Сохранение традиций XVII в. Создание цехов золотых и серебряных дел мастеров. Ювелирное искусство. Портретная миниатюра на эмали. Орденские знаки и «жалованные» персоны. Первые мастера живописной миниатюры – Григорий Мусикийский и Андрей Овсов.
Керамика и фаянс петровской эпохи. Голландские изразцы в интерьере. Расширение импорта фаянсовых изделий из Англии и Голландии. Первая частная мануфактура А. Гребенщикова в Москве, появление отечественного тонкого фаянса.
Увеличение потребления стекла, основание стекольных заводов в Ямбурге и Жабино под Петербургом. Зеркала и осветительные приборы. Формирование стиля парадной дворцовой посуды с матовой гравировкой. Первая частная стекольная и хрустальная фабрика Мальцова в Можайском уезде.
Резьба по камню и гранение драгоценного камня . Основание первых гранильных фабрики в Петергофе и в Екатеринбурге. Резьба по кости. Основные техники резьбы, стилистические приемы. Традиции Холмогор. Появление токарных станков, изменение форм изделий. Петровская токарня и А. Нартов. Влияние гравюры и иллюстрированной книги на резьбу по кости. Основание Тульского оружейного завода, развитие искусства художественной обработки стали в декоративных изделиях.
Типология костюма. Смена средневекового платья на костюм европейского образца. Установление Петром правил ношения и типов дворянского платья. Введение уставной одежды и униформы для армии и флота, для чиновников. Появление новых мануфактур в связи с изменениями в костюме. Замена восточных тканей на западноевропейские. Образцы мужского костюма из гардероба Петра I.
Основание Петербургской шпалерной мануфактуры. Обучение русских мастеров.
Декоративно-прикладное искусство эпохи Анны Иоанновны. Художественное серебро. Основание казенного стекольного завода на Фонтанке в Петербурге. Деятельность шпалерной мануфактуры. Стиль шпалер и применение в интерьере. Л.Каравак и его проекты в области декоративного искусства.
Оживление в художественной культуре в царствование Елизаветы Петровны. Преобладание французских влияний. Барокко и рококо в русском искусстве. Рококо в интерьере, костюме, ювелирном искусстве, садово-парковом искусстве. Синтез архитектуры и декоративно-прикладного искусства в интерьерах барокко и рококо. Работы В.В.Растрелли и А.Ринальди в области интерьера. Декоративные материалы и приемы отделки интерьеров. Типы мебели барокко и рококо. Ткани в интерьере. Осветительные приборы. Ансамбль в различных видах декоративно-прикладного искусства середины и второй половины века.
Серебряное дело. Утверждение стилистики барокко. Монументально-декоративные произведения. Большие парадные сервизы. Изменение форм предметов, новые типы посуды для новых продуктов. Ювелирное искусство. Деятельность придворных мастеров. Стиль рококо в ювелирном искусстве. Типы женских украшений. Цветной камень в ювелирном искусстве.
Костюм, его образ, тип кроя, материалы, аксессуары, характер отделки. Влияние французской моды. Барокко и рококо в женском и мужском костюме.
Изобретение отечественного фарфора. Основание фарфоровой мануфактуры в Петербурге. Деятельность Д.И.Виноградова и «виноградовский» период развития русского фарфора. Первые дворцовые сервизы, вазы, мелкая пластика. Создание казенного фаянсового завода в Петербурге.
Гравированное стекло елизаветинской эпохи. Деятельность Петербургского казенного стекольного завода и завода на р. Назье. Барокко и рококо в художественном стекле. Стекло в убранстве дворцовых интерьеров В.В.Растрелли. Частные заводы Немчиновых и Мальцовых. Опыты М.В.Ломоносова в области цветного стекла, начало его производства на Усть-Рудицкой фабрике.
Резьба по кости. Стилистика рококо, творчество резчика Осипа Дудина.
Декоративно-прикладное искусство второй половины XVIII в.
Классицизм в декоративно-прикладном искусстве 1760–1790 гг. Соединение стилистики рококо с античными мотивами. Роль архитекторов в декоративно-прикладном искусстве эпохи классицизма. Обучение мастеров декоративно-прикладного искусства в Академии художеств.
Интерьер раннего классицизма. Материалы и формы, колорит, скульптурное убранство, удешевление декоративной отделки. Интерьерные работы Ч. Камерона. Круг декоративных приемов , новые материалы, образ помещений и ансамбль. Интерьеры В. Бренны.
Мебель классицизма, характер, формы, влияния. Античные прототипы. Новые виды мебели. Участие архитекторов в развитии мебельного искусства в России (Бренна, Львов, Камерон, Воронихин). Мебель Д. Рентгена в России. Мастерская Г. Гамбса и И.Отта. Стиль «жакоб» в русской мебели. Смена материалов в мебельном искусстве (красное дерево, золоченое дерево, тополь, карельская береза). Ткань и вышивка в мебели.
Мастерская Споля в Москве. Резной декор в интерьерах М. Казакова. Резная мебель Останкинского дворца. Расцвет техники набора в русской мебели второй половины века, способы исполнения и материалы. Мебельное производство на Охте в Петербурге. Папье-маше как материал мебели и декоративного искусства.
Русская и французская художественная бронза. Основные виды изделий и декоративные техники. Бронза и стекло в осветительных приборах. Бронза в отделке каменных и фарфоровых ваз и мебели. Деятельность Литейного дома. Иностранные мастера-бронзовщики в Петербурге (П.Ажи, И.Цех и др.).
Костюм. Изменение типов и силуэта одежды в 1770-1780-е годы. Введение форменного дворянского платья. Парадное придворное платье, использование стилизованных национальных форм. «Греческий стиль» 1790-х годов в костюме и прическах. Коренное изменение конструкции костюма. Мода на платки, шарфы, накидки, мантильи, шали.
Ювелирное искусство. Деятельность И.Позье, Дюбюлона, Ж.Адора, И.Г. Шарфа, И.В.Буха, братьев Дюваль. Большая императорская корона. Придворная алмазная мастерская. Художественное серебро. Влияние французского серебра стиля Людовика XVI. Искусство черни по серебру. Возрастание роли северных ювелирных центров – Вологды, Великого Устюга. Фабрика черневых и финифтяных изделий братьев Поповых в Великом Устюге. Эмаль с серебряными накладками.
Фарфор, техники изготовления и декорирования. Императорский фарфоровый завод. Ранний классицизм в формах и декоре изделий. Влияние европейского фарфора и фаянса. Деятельность Ж.-Д. Рашетта. Контакты ИФЗ с Академией художеств. Декоративные вазы и дворцовые сервизы в интерьере эпохи классицизма. Большие парадные сервизы, их состав, характер оформления. Поиски целесообразных форм предметов и приемов декорирования изделий. Фарфоровая пластика (серии фигур "Народы России", "Торговцы и разносчики"). Жанровый рисунок и гравюра в фарфоровой скульптуре и росписи по фарфору. Изделия из бисквита. «Павловский» фарфор конца 1790-х годов.
Фабрика Ф.Гарднера в Вербилках. Орденские сервизы.
Художественное стекло. Завод Г.Потемкина в Озерках. Цветное стекло и хрусталь. Стекло в интерьерах Ч. Камерона. Императорский стеклянный завод в 1790-е годы. Связь изделий императорских фарфорового и стеклянного заводов. Завод Бахметева в Пензенской губернии. Расцвет живописи по стеклу в 1780-90-х годах. Готические мотивы в художественном стекле.
Деятельность шпалерной мануфактуры. Связь шпалер с общим направлением в русской живописи ( историческая тема , аллегория, портрет в шпалере). Переход от рококо к классицизму. Шпалеры в оформлении интерьера.
Резьба по камню. Роль Ч.Камерона в развитии культуры цветного камня и его применения в интерьере. Новые приемы использования камня, «русская мозаика». Деятельность Петергофской гранильной фабрики. Открытие новых месторождений цветного камня на Урале и на Алтае. Екатеринбургская фабрика и Колыванский завод. Изобретение машин для обработки камня. Вазы по рисункам А. Воронихина и Д. Кваренги.
Расцвет тульской стали (мебель и декоративные изделия). Дворянские и купеческие фабрики. Фабрика лаковой миниатюры П.И. Коробова. Возникновение промыслов при художественных мануфактурах. Развитие художественных промыслов во второй половине XVIII века: хохломская роспись , кружевоплетение, узорное ткачество, ковроткачество, художественный металл и др.
Важное место в культуре XVIII в. занимало декоративно-прикладное искусство. Оформление интерьеров в стиле рококо делало пространство легким, стены казались тонкими, скрывались декоративными панно и зеркалами, отражающимися друг в друге, важную роль играли ширмы. Мебель становится изящной, кажется хрупкой, приобретает причудливые очертания. В цветовой гамме обоев и мебели преобладают пастельные тона.
Помещение должно было производить впечатление будуара, (комнаты, предназначенной для общения только с близкими людьми).
Интерьеры рококо часто дополнялись либо подлинными китайскими изделиями: ширмами, фарфором, лаковой живописью, либо декоративными композициями, стилизованными под китайскую живопись.
С середины XVIII в. с развитием неоклассицизма оформление интерьеров стало простым и достаточно строгим. Если образцом рококо были французские интерьеры, то образцом неоклассицизма - английские. Особенно прославились интерьеры английского архитектора Роберта Адама (1728-1792). Создавая усадебные дома, художник украшал их колоннами, пилястрами, скульптурами. Этот стиль получил название «стиля Адама». Он отличается изяществом, декоративностью, органично включающей в себя порою подлинные предметы античности.
В одежде и прическах XVIII в. также обнаруживается смена стилей. В эпоху Людовика XV произведением искусства стала внешность человека: туалеты знати были вычурными и изысканными, прически фантастическими (в моду вошли парики), черные мушки на напудренном лице становились особым языком в любовном диалоге. «Женщина, наряженная и причесанная, как игрушка, и обутая в узенькие башмачки на каблуках, должна была ступать очень осторожно, чтобы сохранить равновесие и не рассыпаться,- это вырабатывало привычку к плывущей походке и плавным движениям менуэта. Драгоценной куклой, райской птицей, изысканным цветком хотели видеть женщину. Таким существам подобало фантастическое и капризно-воздушное окружение рокайльных интерьеров» (2, 45).
Костюм, особенно женский, становится произведением искусства. Такой костюм был неудобным и непрактичным, но необыкновенно привлекательным.
Мужской костюм был так же наряден, как и женский, причем выбирались нежные оттенки пастельных тонов.
Любовь ко всему изящному способствовала расцвету ювелирного искусства и фарфора.
Расцвет европейского фарфорового искусства также приходится на середину XVIII в. и связан со стилем рококо. Наиболее известным становится французский фарфор из города Севра и немецкий фарфор из Мейсена (Саксония). В своих композициях мейсенские мастера изображали «галантные празднества» - утонченные развлечения аристократов.
Рококо не было стилем подобно готике и барокко, оно не стало большим и целостным художественным направлением. Распространение вкусов эпохи Регентов было подготовлено самой судьбой французского дворянства, преуспевавшего в XVIII в. лишь в одном - в устройстве обеспеченной и счастливой жизни . Это была праздная жизнь, окруженная изящной роскошью. Искусство было украшением праздной жизни французской знати.
Особую роль играют декоративные искусства (в степень искусства возводится даже гастрономия).
Главная задача искусства - нравиться, само искусство отождествляется с роскошью, игривостью и насмешливостью.
Зеркала становятся любимым украшением стен, они ставятся друг против друга, давая бесконечное количество отражений.
Потребность в предметах роскоши создала во Франции целые отрасли художественного производства благодаря труду мебельщиков, ткачей, лепщиков, ювелиров и вышивальщиц.
Излюбленные декоративные мотивы рококо - раковина, стебли и цветы.
В области декора неоклассицизм обратился к интерьеру залов, обставлявшихся на античный манер. Подвиги наполеоновской армии принесли новые декоративные мотивы: шпаги, знамена. В наполеоновскую эпоху изменения происходят в одеждах и прическах. Распространяется мода на все античное: от силуэта и кроя платьев, напоминающих хитоны и туники, до свободно спадающих распущенных локонов. Исчезли не только кринолины и фижмы, но и бриллианты, в моду вошли резные камни, вделанные в оправу (геммы).
В отличие от других видов искусств в музыке XVIII в. барокко как стилевое направление все еще было широко представлено. Величайшими мастерами эпохи барокко в музыке стали Бах и Гендель.
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) был величайшим музыкантом XVIII в., а сила воздействия его музыки все возрастает. Его композиторское творчество было удивительно разносторонним при внешне скоромной жизни (он был кантором - руководителем и дирижером церковного хора). С детства Бах был глубоко религиозен, причем придерживался протестантского вероисповедания. Именно Реформация в Германии выдвинула жар протестантского хорала (хорового песнопения). Сделав церковный обряд более простым и строгим, протестантизм повысил значение в нем музыки. Церковь стала центром музыкального искусства, а церковный органист его представителем. Органное искусство было чрезвычайно распространено в Германии и потому неудивительно, что орган сопутствовал всей жизни Баха. Его органное наследие включает несколько жанров, среди которых выделяются хоральные прелюдии и двухчастные полифонические циклы л фугой. В музыке Баха выражены и религиозное смирение, и пафас, и лирика, и порыв. Его сочинениям присущи наряду с естественностью и простотой возвышенность и значительность. Среди музыкальных творений Баха огромное число истинных шедевров, получивших мировое признание.
Рядом с Бахом возвышается еще одна крупнейшая фигура музыкального барокко - Георг Фридрих Гендель (1685-1759). Его жизнь протекала в больших европейских городах, он получил отличное музыкальное образование . Первая же поставленная в Лондоне опера «Ринальдо» принесла Генделю известность. Гендель писал музыку во множестве жанров, но вершину в его наследии образуют оратории (большие вокально-симфонические произведения с развитым сюжетом). Литературным источником самых известных ораторий композитора была первая часть Библии - Ветхий завет. Жил Гендель в Англии и события ее политической истории , как и эпический размах библейских сюжетов, не могли не вызвать его интереса.
Для композитора была характерна в первую очередь гражданская тематика. Избирая библейские сюжеты, Гендель восхищается могуществом человеческих страстей. Именно страстность, динамичность, изображение противоборства были характерны для барокко.
Если первая половина XVIII в. в музыке определялась барокко как музыкальным стилем, то вторая его половина стала временем расцвета творчества композиторов венской классической школы:
Глюка, Гайдна, Моцарта и Бетховена. Высшие достижения классицизма были связаны с Веной, столицей огромной Австрийской империи, городом насквозь пропитанным музыкой.
Венская классическая школа отвечала настроениям и идеям эпохи Просвещения. Музыкальное искусство отразило духовные искания и противоречивые художественные процессы своего времени. Например, Лессинг оказал влияние на творчество Моцарта.
Принципы классицизма нашли свое претворение в музыке эпохи Просвещения.
Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787) вошел в историю музыки как реформатор оперного искусства, положивший начало новому оперному стилю. Оперы, которые писал Глюк, были необычны и по содержанию, и по манере выражения чувств героев. Деятельность Глюка протекала в Вене и Париже и также была связана с полемикой в философии и эстетике, в которую были вовлечены просветители. Они подвергали критике придворную оперу и считали, что античный театр идеально сочетает музыку, пластику и декламацию.
Глюк попытался драматизировать оперу, придавать ей правдивость и естественность. Все лучшие оперы Глюка, начиная с «Орфея», написаны именно на античные сюжеты, в них композитор нашел могучие характеры и сильные страсти. При жизни Глюка его оперы вызывали яростные споры, но время показало жизнеспособность принципов, не случайно их реализовали и другие выдающиеся композиторы.
Йозеф Гайдн (1732-1809) почти три десятка лет оставался капельмейстером (руководителем хоровой и оркестровой капеллы), а сочинению музыки отдавал лишь свободное время . Если Глюк реформировал оперу, то Гайдн создал совершенные симфонии. Его творческий путь пролегал через разные художественные эпохи, но творчество композитора было связано именно с веком Просвещения. Просветители верили в прогресс общества и человека, и музыка Гайдна выражает оптимизм и стремление к счастью. Творения Гайдна достаточно рационалистичны: им свойственна продуманность и стройность, что также созвучно с рационалистическими принципами просветителей.
В своих ораториях Гайдн обращается к теме природы, культ которой был свойствен такому просветителю как Руссо. Именно Гайдн стал ярчайшим композитором эпохи Просвещения.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) начал сочинять еще в раннем детстве , он много путешествовал, рано приобрел известность. Подобно Глюку Моцарт стал великим реформатором оперы, не только симфонизируя, но и актуализируя ее. Выбрав такую пьесу как «Безумный день или Женитьба Фигаро», Моцарт показал свою приверженность к просветительским идеям. В «Волшебной флейте» композитор представляет своеобразную утопию, близкую вере просветителей в моральный прогресс человечества. Музыка Моцарта удивительным образом сочетает естественность и гармоничность, искренность и совершенство, безупречную ясность и трепетное волнение. Высшим достижением музыки Моцарта стал знаменитый «Реквием» - последнее его сочинение.
Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен (1770-1827) провел большую часть жизни в Вене. Его сочинения также несут на себе отпечаток эпохи Просвещения. Композитор проявил себя именно в жанрах сонаты и симфонии, окончательно сложившихся именно в эту эпоху. Его произведения обнаруживают продуманность всего замысла и отдельных деталей, ясность форм.
В самых известных его творениях получает воплощение героическая тема, тема борьбы, что связано как с личностью самого композитора, так и с особенностями его биографии: события Великой французской революции он пережил девятнадцатилетним юношей. Хотя идеи эпохи Просвещения были свойственны музыке Бетховена, он представляет уже новую эпоху, предвосхищая романтизм. Музыкальный стиль композитора отличается от искусства других венских классиков размахом, драматизмом, эмоциональной силой. Таковы «Патетическая соната», Третья симфония («Героическая»), Пятая и Девятая симфонии, в особенности же «Ода к радости», завершающая последнюю. Все наследие в целом Бетховена оказало колоссальное воздействие на развитие музыки, особенно на формирование романтизма.