Декоративно прикладное искусство 18 века. Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв
В рамках празднования 35-летия во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открывается обновленная постоянная экспозиция «Декоративно- прикладное искусство России XVIII – первой трети XIX века».
«Петр Великий бросил вызов России, а она ответила ему Пушкиным», - крылатая фраза А. Н. Герцена точнее всего определяет смысл и границы эпохи, которой посвящена экспозиция этих залов. Представленные здесь предметы – живые вехи, обозначившие становление и расцвет отечественной культуры в лоне европейской культурной традиции Нового времени. В них запечатлены перемены жизненного уклада и художественных ориентиров, трансформация старых и появление новых предметных форм, техник и даже видов декоративно-прикладного искусства.
В основу дизайна новой экспозиции заложен принцип демонстрации экспонатов как уникальных художественных объектов, которые объединены в тематические, стилистические и типологические блоки. Такое решение позволяет оценить значение каждого предмета с точки зрения времени, стиля, развития отдельного вида декоративно-прикладного искусства, и акцентирует внимание на его художественной самоценности.
Сценарий осмотра строится исходя из пространственного решения экспозиции, не только содержательно (по типологии, тематике, стилистике и хронологии), но и визуально – от Петровского времени до бидермайера.
Террина (супница) с крышкой 1795 г.
Центральные темы новой экспозиции: «Эпоха перемен: рубеж XVII –XVIII веков», к которой примыкают так называемые «примитивы XVIII века», перелагавшие реалии нового времени в формах традиционного искусства ; «Классика русского XVIII века», представляющая эпоху от Петра до Павла в высоких образцах придворного искусства, а также «Русский ампир» и «В комнатах», демонстрирующие две грани русской культуры первой трети XIX века – блестящий имперский стиль и становление культуры частной жизни, соотносимой с феноменом немецкого бидермайера. В тоже время экспозиция позволяет рассмотреть произведения и в привычном ряду – по видам искусства, выделяя мебель, художественный металл, стекло, фарфор, керамику, камнерезное искусство, кость и бисер.
Особого внимания заслуживают такие уникальные церковные предметы, как Крест-мощевик и Панагия, которые датируются XVII веком. Они выполнены в дорогостоящей на тот момент технике – эмаль по скани. В числе наиболее ранних экспонатов – сундуки с металлической оковкой и декоративной отделкой, чернильницы, уральская латунная посуда XVII – начала XVIII века. Ярким образцом парадной представительской металлической посуды для сервировки стола являются латунные кружки завода Демидовых на Урале.
Предметы сервировки стола и подносные вещи выполнялись тогда в разных техник ах. Например, два стеклянных, темно-синих кубка с вензелями «EML» и «WGS», производства Императорского стеклянного завода, являются редким примером расписных изделий конца XVIII – начала XIX века. Латинские вензели на кубках принадлежат шведскому посланнику в России в 1793 году Вернеру Готтлобу фон Швениру – «WGS» - и его матери Эббе Марии Лагербринг – «EML». Кубки хранились два с лишним столетия в замке Скархульт, Сконе (Швеция), являясь фамильным достоянием.
В экспозиции можно будет ознакомиться с уникальными образцами русской дворцовой мебели XVIII-XIX веков, среди которых особый интерес представляют шахматный и ломберный столики в технике маркетри. Среди экспонатов мебели, характерной для первой половины XIX века, обращают внимание две редких по качеству горки в стиле «жакоб». Тому же времени принадлежат и два кресла, выполненные по проекту Осипа Ивановича Бове. Интерес представляют и каминные часы «Минин и Пожарский» изготовленные парижским бронзовщиком Пьером-Филиппом Томиром и, воспроизводящие в интерьерном формате, знаменитый памятник Ивана Мартоса, стоящий на Красной площади.
Бове И.О. Кресло Первая четверть XIX в
Особое место в экспозиции занимает шпалера «Спасение рыбаков», которая выполнена во Фландрии в неизвестной мастерской во второй половине XVII – начала XVIII веков. Она поступила в ВМДПНИ в 1999 году с коллекцией Музея народного искусства им. С. Т. Морозова. Сюжет шпалеры заимствован из библии: в центре композиции изображается одно из чудес – «Хождение по водам». Шпалера отреставрирована в несколько этапов – она была частично восстановлена специалистами Музея народного искусства им. С. Т. Морозова, и, уже в 2014 полную реставрацию завершили специалисты-реставраторы Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Таким образом, шпалера обрела новую жизнь и впервые будет представлена на экспозиции.
В соответствующих тематических разделах представлены осветительные приборы из стекла и хрусталя, интерьерные изделия из фарфора и бронзы конца XVIII-XIX веков. Каждый экспонат является эталонным образцом того или иного стиля, запечатлевает дух своего времени и представляет возможности художественного и технического мастерства.
Подобное пространственное решение экспозиции позволит музею наиболее эффективно и интересно организовать экскурсии и специальные программы. К наиболее интересным и значимым экспонатам будут представлены расширенные аннотации, а также сопровождение QR-кодами, благодаря которым, посетители смогут получить более подробную информацию . Экспозиция оснащается современной системой светового оборудования. Благодаря высокой интерактивности, новая экспозиция обещает быть более живой и интересной, а так же способствовать творческому диалогу с посетителями, особенно с детской и юношеской аудиторией.
Экспозиция расположена на втором этаже Южного корпуса историко-архитектурного комплекса XVIII-XIX вв. «Конный двор». Она знакомит посетителей музея с широким кругом экспонатов, представляющих традиционные художественные промыслы и производства России. Это произведения всемирно известных центров обработки дерева и кости, лаковой живописи на папье-маше и металле, ведущих промыслов глиняной игрушки, а также выполненные русскими мастерами набивные и золотошвейные платки, изделия из стекла, фарфора, фаянса.
Эти центры сосредоточены в Московской, Владимирской, Вологодской, Ивановской, Нижегородской и др. областях. Начало собрания было положено в 1920–е годы, когда немногочисленные произведения народных мастеров, находившиеся среди национализированных сокровищ Троице-Сергиевской Лавры, были дополнены экспонатами Музея местного края и музея «Оптина пустынь». В 1941 г. в Сергиево-Посадский (в то время Загорский) музей была передана обширная коллекция Музея народных художественных ремесел (МНХР). Она насчитывала около сорока тысяч экспонатов, включала целый ряд уникальных произведений народных промыслов и работы экспериментального характера, выполненные мастерами разных художественных центров в мастерских, созданных при МНХР. Начиная с 1950-х годов, в музее приступили к целенаправленному, систематическому комплектованию собрания русского традиционного декоративно-прикладного искусства, и эта работа стала одним из приоритетных направлений его деятельности.
Значительное место в экспозиционных залах отведено произведениям народных мастеров и художников сергиево-посадского края. Особую известность городу принесли игрушки. Их делали из дерева – резные, токарные, столярные; из папье-маше и мастики – с движением и звуком. В музее экспонируются вырезанные из трехгранной чурки и раскрашенные куклы – барыни, гусары, кормилицы, знаменитые матрешки, популярные во второй половине XIX – начале ХХ в. наборные архитектурные игрушки, в их числе «Троице-Сергиева лавра».
С сергиевопосадским игрушечным промыслом неразрывно связано производство игрушек в с. Богородское. Музейная коллекция богородской резной пластики включает игрушки, скульптуры, скульптурные композиции и насчитывает около четырех тысяч экспонатов. Большой интерес представляют произведения XIX в.: «Генерал Скобелев на коне» - П.Ф. Барденкова, «Поводырь с медведем» - Д.И. Пучкова; занимательные многофигурные композиции на темы русских народных сказок и новой советской действительности, выполненные в 30-е годы ХХ в. (работы А.Ф. Балаева, Н.Е. Ерошкина, В.Т. Полинова, А.Г. Шишкина).
В музее широко представлена коллекция работ конца XIX – начала. ХХ в. учебной игрушечной и художественно-столярных мастерских Сергиева Посада и Абрамцева. Это шкатулки, ларцы, предметы мебели, изготовленные по образцам, разработанным известными художниками С.В. Малютиным, Е.Д. Поленовой, Ап. М. Васнецовым, Н.Д. Бартрамом, Вл.И. Соколовым и другими. Работа абрамцевской мастерской, которой руководила Е.Д. Поленова, оказала непосредственное влияние на становление и развитие промысла абрамцевско-кудринской резьбы по дереву с характерным для нее плоскорельефным растительным узором. Одним из основоположников промысла был В.П. Ворносков. В музее хранится несколько произведений мастера, в их числе декоративные блюда начала ХХ в., портал «Погранохрана» 1937 г.
Наряду с деревообрабатывающими промыслами, повсеместное распространение в России имели гончарные, обычно рядом с посудой лепили игрушки. Это искусство своими корнями уходит в язычество, когда небольшие фигурки из глины, участвуя в магических обрядах , исполняли роль своеобразных культовых предметов. В музее представлены коллекции каргопольской (Архангельская область), филимоновской (Тульская обл.), абашевской (Пензенская обл.), скопинской (Рязанская обл.) игрушек. Большой интерес представляет дымковская игрушка (Кировская обл.) конца XIX – начала ХХ вв. Это работы неизвестных авторов и А.А. Мезриной: кормилицы, кавалеры, танцующие пары и т.д. Ценную часть дымковской коллекции составляют работы 1930-х гг. Среди произведений второй половины ХХ в. своей занимательностью выделяется многофигурная композиция «Свадьба», выполненная группой дымковских мастериц во главе с Е.И. Косс-Деньшиной.
Дерево было одним из самых популярных материалов в России, и промыслы по его художественной обработке существовали в разных регионах. Наряду с сергиевопосадскими, в музее наиболее полно представлены промыслы Нижегородской области – Хохлома и Городец. Легкие деревянные хохломские чаши, братины, солоницы, расписанные ярким растительным узором и напоминающие драгоценные золотые сосуды были широко известны уже в ХIХ в. Их производством традиционно занимались крестьяне ряда сел и деревень, расположенных на территории современного Ковернинского района Нижегородской области. Среди экспонатов музейной коллекции – образцы крестьянской посуды XIX в. и мебель 1930 –х годов с непривычной для «хохломы» росписью по белым и серебристым фонам.
Городецкий промысел начал формироваться в конце XVIII в., когда крестьяне ряда небольших деревень, расположенных неподалеку от крупного торгового села Городца, начали делать на продажу донца для прялок. На них женщины сидели во время работы, укрепив в специальном отверстии высокий гребень с льняной или шерстяной куделью. Тем не менее, донце старались сделать красивым: оно было предметом гордости хозяйки, его ценили и берегли, а после работы размещали на стене как украшение дома. В декорации донец использовали очень редкий в русском народном искусстве прием инкрустации кусочками темного мореного дуба. К 1870–м годам от резьбы с инкрустацией перешли к росписи, быстрыми живописными мазками изображали пышные «розаны», всадников, сцены чаепитий и гуляний. К 1920-м годам необходимость в донцах отпала, и свои живописные навыки городецкие мастера стали широко использовать в украшении других предметов: коробочек, ларцов, декоративных панно, игрушек.
Городецкая коллекция музея не только позволяет проследить основные этапы развития этого центра с конца XVIII до конца XX вв., но и дает представление о творчество практически всех мастеров, оставивших заметный след в его истории. Коллекция включает произведения, признанные «классическими» образцами городецкого искусства: донца А.В. и Л.В. Мельниковых, Г.Л. Полякова, В.К.Смирнова, панно И.К. Мазина, ширма И.К.Лебедева и Д.И. Крюкова и др.
Мировой известностью пользуются русские художественные лаки. Музейное собрание позволяет отразить их историю и знакомит со всеми крупными центрами лаковой живописи. В музее экспонируются расписные металлические подносы Нижнего Тагила и Жостова (Московская обл.), «лаковые» изделия из папье–маше XIX - ХХ вв. подмосковного с. Федоскино, а также центров Ивановской и Владимирской областей: Палеха, Холуя и Мстеры, где искусство лаковой миниатюры получило развитие лишь в советское время и основывалось на сложившихся традициях иконописи. С 1830-х годов в мастерской О.Ф. Вишнякова, расположенной в д. Жостово, наряду с изделиями из папье-маше, приступили к изготовлению подносов из металла. Постепенно промысел приобрел
самостоятельное значение
. В украшении подносов предпочтение стали отдавать
цветочным композициям
, написанным сочными живописными мазками.
Особой ценностью обладает коллекция палехской лаковой миниатюры 1920-1930 гг., включающая произведения очень высокого художественного уровня. Среди них работы художников, входивших в образованную в 1924 г. «Палехскую артель древней живописи»: А.В. Котухина, И.В. Маркичева, И.М. Баканова, И.П. Вакурова, И.И. Зубкова и др., в том числе и виртуозные по исполнению работы родоначальника лаковой живописи в Палехе И.И. Голикова.
История подмосковных центров (с. Федоскино и п. Жостово) уходит корнями в конец XVIII в., когда купцом П.И. Коробовым было организовано предприятие по изготовлению лаковых изделий из папье-маше в с. Данилкове, расположенном недалеко от с. Федоскино. Вскоре промысел распространился по всей округе. В музейном собрании представлены работы фабрики Лукутиных (преемников П.И. Коробова) и небольших крестьянских предприятий селений Осташково, Жостово, Сорокино и других, расположенных в Троицкой волости Московского уезда. Самые
ранние произведения
коллекции относятся к середине XIX века. Продукция этих мастерских стилистически однородна: коробочки, ларцы, портсигары, кошельки, табакерки из папье-маше украшены живописными, реалистически трактованными миниатюрами с ярко выраженной национальной тематикой. Традиционные изображения «троек», «чаепитий», сцен из крестьянской жизни, как правило, являются свободными копиями станковых живописных и графических работ русских художников.
Заметное место в экспозиции отводится коллекции русских платков и шалей. Это расшитые «золотными» нитями платки и другие изделия тверских и нижегородских мастериц и нарядные набивные шали ведущих московских и подмосковных предприятий XIX – начала ХХ в. Крупнейшим, а в настоящее время и единственным в России, производителем шерстяных набивных платков и шалей является подмосковный Павловский Посад, где их выпуск был освоен в начале 1860-х годов на фабрике, принадлежавшей купцам Я.И. Лабзину и В.И. Грязнову. Производство шалей было почти полностью ручным. Узоры на ткань наносили при помощи резных деревянных досок, «цветок» и «манер». Любимым мотивом рисунков павловских шалей также, как и жостовских подносов, стали изображения цветов. Среди экспонатов музея павловопосадские шали разного времени. Это платки легендарного рисовальщика XIX в. С.В. Постигова «Подкова» и «Разводная» и произведения наших современниц Е.П. Регуновой, К.С. Зиновьевой, И.П. Дадоновой и др.
Художественные промыслы - значимая часть национальной культуры России. Представленные в музее произведения свидетельствуют о большой одаренности русских мастеров, тонком художественном вкусе и самобытности их таланта.
Очень привлекательным и разнообразным по своим декоративным качествам и техническим возможностям материалом для русских мастеров является кость. Уже в XVII в. традиции косторезного искусства начали развиваться в районе посада Холмогоры Архангельской губернии. Холмогорские мастера наряду с цевкой (обычной животной костью) использовали кость моржа, реже мамонта, изделия из которых особенно ценились. Самым ходовым товаром были гребни, коробочки, ларцы и шкатулки, украшенные тончайшими растительными узорами, изображениями животных и птиц, выполненными ажурной резьбой и гравировкой. Во второй половине XIX – начале ХХ в. резьбой по кости занимались в Троице-Сергиевом монастыре и Сергиевом Посаде, о чем свидетельствуют представленная в экспозиции подписная икона «Троица» 1869 г., выполненная Иваном Ильиным (монах Иона), и небольшая икона из слоновой кости с изображением Сергия Радонежского работы местного мастера И.С. Хрустачева.
Сложившиеся здесь традиции миниатюрной резьбы по кости и дереву оказали влияние на становление во второй половине 40-х годов прошлого века косторезного промысла в расположенном недалеко от Сергиева Посада городе Хотьково. Своеобразие этого центра проявилось в применении различных техник обработки кости, сочетании кости с деревом, широком использовании цевки. Эти черты нашли особенно яркое воплощение в работах 1950-х годов, в частности, в шкатулке В.Е. Логинова «Мичурин», костяные вставки которой виртуозно выполнены в оригинальной технике многопланового рельефа. Музейная экспозиция также дает возможность познакомиться с произведениями традиционных промыслов художественной обработки кости, которые сложились на востоке России: Тюмени (г. Тобольск), Якутии, Чукотке. Самобытность каждого из них основывается на этнических и художественных традициях местного населения .
За годы существования музея собрана богатейшая коллекция русского стекла и фарфора. Эти виды прикладного искусства получили бурное развитие в России в XVIII-XIX веках. В залах музея можно увидеть разнообразные по назначению, форме, технике исполнения и стилевой принадлежности изделия заводов того времени: императорских фарфорового и стеклодельного в Петербурге, частных фарфоровых заводов Гарднера, Попова, Кузнецовых, Корнилова, стеклодельных – Мальцовых, Бахметьевых и др. Среди экспонатов редчайшие образцы русского стекла и керамики, какими, например, являются стеклянные гравированные кубки XVIII в. или майоликовые изделия, выполненные на одном из первых керамических заводов России, открытом в 1724 г. в Москве купцом А.К. Гребенщиковым. В музее хранится замечательная коллекция фарфоровой пластики, включающая разнообразные жанровые скульптуры и целую серию – «Народы России», которая в XIX в. неоднократно возобновлялась на подмосковных заводах Гарднера и Кузнецова.
Коллекция стекла и фарфора советского и постсоветского периода представлена, главным образом, произведениями 1960-1980 годов, выполненными ведущими мастерами и художниками крупнейших заводов России. В истории отечественного фарфора лидирующее положение всегда занимали Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова (бывший Императорский) и два подмосковных завода: Дмитровский фарфоровый завод (бывший Гарднера) и Дулевский фарфоровый завод имени газеты «Правда» (бывший Кузнецовский). Эти предприятия являют собой две самобытные и яркие школы, обладающие своим стилем, высокой культурой работы с материалом и богатейшими традициями. Различие двух школ фарфора в том, что они наследовали разные исторические пласты русской культуры: московская ориентировалась на
народную традицию
, ленинградская – на идущее в русле общеевропейского развития высокопрофессиональное искусство XVIII – XIX веков.
В музейном собрании есть отличающиеся тонким художественным вкусом и классическим чувством меры, изысканные и торжественные произведения художников Петербурга (Ленинграда): А.В. Воробьевского, А.А. Яцкевич, В.М. Городецкого, Н.П. Славиной, И.С. Олевской; созвучные по форме и росписи народному пониманию прекрасного, яркие, жизнеутверждающие произведения художников Подмосковья: П.В. Леонова. В.К. Яснецова, Н.Н. Роповой и др. В экспозиции можно также познакомиться с коллекцией стекла и хрусталя второй половины ХХ в. Посудные формы, декоративные вазы и комплекты, объемно-пространственные композиции, стеклянная пластика выполнены с использованием самых разных техник и технологий ведущими художниками старейших стеклодельных заводов России. Это завод в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области (Е.И. Рогов, С.П. Верин, В.В. Корнеев, В.А. Филатов, В.С. Муратов);
стекольный завод
«Красный Май» в Вышневолоцком районе Тверской области (А.М. Силко, С.М. Бескинская); Дятьковский хрустальный завод (М.В. Грабарь, В.В. Сойвер, В.Я. Шевченко) .
Гордостью музейного собрания является довольно значительная коллекция Ленинградского завода художественного стекла, с деятельностью которого связано творчество таких мастеров прикладного искусства как Л.О. Юрген, А.А. Аствацатурян, А.М. Остроумов, Е.В. Яновская, Х.М. Пыльд, Б.А. Еремин, Ю.М. Бяков. Большая часть произведений из стекла и фарфора – уникальные образцы, созданные для крупнейших международных или всероссийских выставок. Таким образом, по своему многообразию, полноте представления
отдельных центров
, высокому художественному уровню входящих в него работ музейное собрание русского традиционного декоративно-прикладного искусства может быть отнесено к одному из лучших в стране. Составляющие его произведения свидетельствуют о большой одаренности русских мастеров, тонком художественном вкусе и самобытности их таланта.
Важное место в культуре XVIII в. занимало декоративно-прикладное искусство. Оформление интерьеров в стиле рококо делало пространство легким, стены казались тонкими, скрывались декоративными панно и зеркалами, отражающимися друг в друге, важную роль играли ширмы. Мебель становится изящной, кажется хрупкой, приобретает причудливые очертания. В цветовой гамме обоев и мебели преобладают пастельные тона.
Помещение должно было производить впечатление будуара, (комнаты, предназначенной для общения только с близкими людьми).
Интерьеры рококо часто дополнялись либо подлинными китайскими изделиями: ширмами, фарфором, лаковой живописью, либо декоративными композициями, стилизованными под китайскую живопись.
С середины XVIII в. с развитием неоклассицизма оформление интерьеров стало простым и достаточно строгим. Если образцом рококо были французские интерьеры, то образцом неоклассицизма - английские. Особенно прославились интерьеры английского архитектора Роберта Адама (1728-1792). Создавая усадебные дома, художник украшал их колоннами, пилястрами, скульптурами. Этот стиль получил название «стиля Адама». Он отличается изяществом, декоративностью, органично включающей в себя порою подлинные предметы античности.
В одежде и прическах XVIII в. также обнаруживается смена стилей. В эпоху Людовика XV произведением искусства стала внешность человека: туалеты знати были вычурными и изысканными, прически фантастическими (в моду вошли парики), черные мушки на напудренном лице становились особым языком в любовном диалоге. «Женщина, наряженная и причесанная, как игрушка, и обутая в узенькие башмачки на каблуках, должна была ступать очень осторожно, чтобы сохранить равновесие и не рассыпаться,- это вырабатывало привычку к плывущей походке и плавным движениям менуэта. Драгоценной куклой, райской птицей, изысканным цветком хотели видеть женщину. Таким существам подобало фантастическое и капризно-воздушное окружение рокайльных интерьеров» (2, 45).
Костюм, особенно женский, становится произведением искусства. Такой костюм был неудобным и непрактичным, но необыкновенно привлекательным.
Мужской костюм был так же наряден, как и женский, причем выбирались нежные оттенки пастельных тонов.
Любовь ко всему изящному способствовала расцвету ювелирного искусства и фарфора.
Расцвет европейского фарфорового искусства также приходится на середину XVIII в. и связан со стилем рококо. Наиболее известным становится французский фарфор из города Севра и немецкий фарфор из Мейсена (Саксония). В своих композициях мейсенские мастера изображали «галантные празднества» - утонченные развлечения аристократов.
Рококо не было стилем подобно готике и барокко, оно не стало большим и целостным художественным направлением. Распространение вкусов эпохи Регентов было подготовлено самой судьбой французского дворянства, преуспевавшего в XVIII в. лишь в одном - в устройстве обеспеченной и счастливой жизни. Это была праздная жизнь, окруженная изящной роскошью. Искусство было украшением праздной жизни французской знати.
Особую роль играют декоративные искусства (в степень искусства возводится даже гастрономия).
Главная задача искусства - нравиться, само искусство отождествляется с роскошью, игривостью и насмешливостью.
Зеркала становятся любимым украшением стен, они ставятся друг против друга, давая бесконечное количество отражений.
Потребность в предметах роскоши создала во Франции целые отрасли художественного производства благодаря труду мебельщиков, ткачей, лепщиков, ювелиров и вышивальщиц.
Излюбленные декоративные мотивы рококо - раковина, стебли и цветы.
В области декора неоклассицизм обратился к интерьеру залов, обставлявшихся на античный манер. Подвиги наполеоновской армии принесли новые декоративные мотивы: шпаги, знамена. В наполеоновскую эпоху изменения происходят в одеждах и прическах. Распространяется мода на все античное: от силуэта и кроя платьев, напоминающих хитоны и туники, до свободно спадающих распущенных локонов. Исчезли не только кринолины и фижмы, но и бриллианты, в моду вошли резные камни, вделанные в оправу (геммы).
В отличие от других видов искусств в музыке XVIII в. барокко как стилевое направление все еще было широко представлено. Величайшими мастерами эпохи барокко в музыке стали Бах и Гендель.
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) был величайшим музыкантом XVIII в., а сила воздействия его музыки все возрастает. Его композиторское творчество было удивительно разносторонним при внешне скоромной жизни (он был кантором - руководителем и дирижером церковного хора). С детства Бах был глубоко религиозен, причем придерживался протестантского вероисповедания. Именно Реформация в Германии выдвинула жар протестантского хорала (хорового песнопения). Сделав церковный обряд более простым и строгим, протестантизм повысил значение в нем музыки. Церковь стала центром музыкального искусства, а церковный органист его представителем. Органное искусство было чрезвычайно распространено в Германии и потому неудивительно, что орган сопутствовал всей жизни Баха. Его органное наследие включает несколько жанров, среди которых выделяются хоральные прелюдии и двухчастные полифонические циклы л фугой. В музыке Баха выражены и религиозное смирение, и пафас, и лирика, и порыв. Его сочинениям присущи наряду с естественностью и простотой возвышенность и значительность. Среди музыкальных творений Баха огромное число истинных шедевров, получивших мировое признание.
Рядом с Бахом возвышается еще одна крупнейшая фигура музыкального барокко - Георг Фридрих Гендель (1685-1759). Его жизнь протекала в больших европейских городах, он получил отличное музыкальное образование . Первая же поставленная в Лондоне опера «Ринальдо» принесла Генделю известность. Гендель писал музыку во множестве жанров, но вершину в его наследии образуют оратории (большие вокально-симфонические произведения с развитым сюжетом). Литературным источником самых известных ораторий композитора была первая часть Библии - Ветхий завет. Жил Гендель в Англии и события ее политической истории , как и эпический размах библейских сюжетов, не могли не вызвать его интереса.
Для композитора была характерна в первую очередь гражданская тематика. Избирая библейские сюжеты , Гендель восхищается могуществом человеческих страстей. Именно страстность, динамичность, изображение противоборства были характерны для барокко.
Если первая половина XVIII в. в музыке определялась барокко как музыкальным стилем, то вторая его половина стала временем расцвета творчества композиторов венской классической школы:
Глюка, Гайдна, Моцарта и Бетховена. Высшие достижения классицизма были связаны с Веной, столицей огромной Австрийской империи, городом насквозь пропитанным музыкой.
Венская классическая школа отвечала настроениям и идеям эпохи Просвещения. Музыкальное искусство отразило духовные искания и противоречивые художественные процессы своего времени. Например, Лессинг оказал влияние на творчество Моцарта.
Принципы классицизма нашли свое претворение в музыке эпохи Просвещения.
Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787) вошел в историю музыки как реформатор оперного искусства, положивший начало новому оперному стилю. Оперы, которые писал Глюк, были необычны и по содержанию, и по манере выражения чувств героев. Деятельность Глюка протекала в Вене и Париже и также была связана с полемикой в философии и эстетике, в которую были вовлечены просветители. Они подвергали критике придворную оперу и считали, что античный театр идеально сочетает музыку, пластику и декламацию.
Глюк попытался драматизировать оперу, придавать ей правдивость и естественность. Все лучшие оперы Глюка, начиная с «Орфея», написаны именно на античные сюжеты, в них композитор нашел могучие характеры и сильные страсти. При жизни Глюка его оперы вызывали яростные споры, но время показало жизнеспособность принципов, не случайно их реализовали и другие выдающиеся композиторы.
Йозеф Гайдн (1732-1809) почти три десятка лет оставался капельмейстером (руководителем хоровой и оркестровой капеллы), а сочинению музыки отдавал лишь свободное время . Если Глюк реформировал оперу, то Гайдн создал совершенные симфонии. Его творческий путь пролегал через разные художественные эпохи, но творчество композитора было связано именно с веком Просвещения. Просветители верили в прогресс общества и человека, и музыка Гайдна выражает оптимизм и стремление к счастью. Творения Гайдна достаточно рационалистичны: им свойственна продуманность и стройность, что также созвучно с рационалистическими принципами просветителей.
В своих ораториях Гайдн обращается к теме природы, культ которой был свойствен такому просветителю как Руссо. Именно Гайдн стал ярчайшим композитором эпохи Просвещения.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) начал сочинять еще в раннем детстве, он много путешествовал, рано приобрел известность. Подобно Глюку Моцарт стал великим реформатором оперы, не только симфонизируя, но и актуализируя ее. Выбрав такую пьесу как «Безумный день или Женитьба Фигаро», Моцарт показал свою приверженность к просветительским идеям. В «Волшебной флейте» композитор представляет своеобразную утопию, близкую вере просветителей в моральный прогресс человечества. Музыка Моцарта удивительным образом сочетает естественность и гармоничность, искренность и совершенство, безупречную ясность и трепетное волнение. Высшим достижением музыки Моцарта стал знаменитый «Реквием» - последнее его сочинение.
Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен (1770-1827) провел большую часть жизни в Вене. Его сочинения также несут на себе отпечаток эпохи Просвещения. Композитор проявил себя именно в жанрах сонаты и симфонии, окончательно сложившихся именно в эту эпоху. Его произведения обнаруживают продуманность всего замысла и отдельных деталей, ясность форм.
В самых известных его творениях получает воплощение героическая тема, тема борьбы, что связано как с личностью самого композитора, так и с особенностями его биографии: события Великой французской революции он пережил девятнадцатилетним юношей. Хотя идеи эпохи Просвещения были свойственны музыке Бетховена, он представляет уже новую эпоху, предвосхищая романтизм. Музыкальный стиль композитора отличается от искусства других венских классиков размахом, драматизмом, эмоциональной силой. Таковы «Патетическая соната», Третья симфония («Героическая»), Пятая и Девятая симфонии, в особенности же «Ода к радости», завершающая последнюю. Все наследие в целом Бетховена оказало колоссальное воздействие на развитие музыки, особенно на формирование романтизма.
Перемены в быту и их влияние на декоративно-прикладное искусство. Особенности орнамента и декора художественных стилей барокко, рококо, классицизма.
Серебряное и золотое дело: петербургская школа, московские мастера и мануфактуры, черневое серебро Великого Устюга. Новые типы посуды из драгоценных и цветных металлов: чайники, кофейники, бульотки, самовары. Предметы домашней и церковной утвари. Государственные регалии. Ордена и медали. Эмали. Художники-эмальеры А.Г.Овсов, Г.С.Мусикийский.
Появление русского фарфора. Д.И.Виноградов. Императорский и частные фарфоровые заводы. Майолика, фаянс. Художественное стекло. Декоративные ткани и шпалеры. Новое в одежде. Корпусная и наборная мебель. Маркетри. Деревянная резьба в гражданских и церковных интерьерах. Экипажи. Декоративный камень. Камеи.
Художественные народные промыслы. Резные и инкрустированные донца Городца. Резьба по кости Холмогор. Золотное шитье Тверской губернии. Кружева Галича и Вологды. Керамика Гжели.
Музыка и театр в XVIII веке
Многоголосое хоровое пение. Канты. Инструментальная музыка и оркестры. Оперное искусство . Балет. Музыка в придворном, городском и крестьянском быту . Возникновение национальной композиторской школы. Е.И.Фомин. И.Е.Хандошкин. Д.С.Бортнянский. М.С.Березовский. А.О.Козловский.
Попытки создания общедоступного публичного театра при Петре Первом. Любительские спектакли при дворе. Школьные театры в духовных и светских учебных заведениях. Профессиональные труппы иностранных актеров.
Драматургия русского классицизма: трагедии и комедии. Влияние сентиментализма на театральный репертуар. Появление драмы и комической оперы на русской сцене. А.П.Сумароков - драматург и театральный деятель. Создатель русского профессионального театра, актер и режиссер Ф.Г.Волков. Его друг и последователь И.А.Дмитревский. Массовые театральные зрелища.
Крепостной театр. Труппа графа П.Б.Шереметева. П.И.Ковалева-Жемчугова, Т.В.Шлыкова-Гранатова и другие артисты. Дворец-театр в Останкине. Народный театр.
СОКРАЩЕНИЯ НАЗВАНИЙ ОСНОВНЫХ МУЗЕЙНЫХ СОБРАНИЙ, УПОМИНАЕМЫХ В СПИСКЕ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ
БАН - Библиотека Российской Академии наук (г.Санкт-Петербург)
ВМДПНИ - Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (г.Москва)
ГИМ - Государственный Исторический музей (г.Москва)
ГМГС - Государственный музей городской скульптуры (г.Санкт-Петербург)
ГММК - Государственные музеи Московского Кремля (г.Москва)
ГНИМА - Государственный научно-исследовательский музей архитектуры (г. Москва)
ГОП - Государственная Оружейная Палата (г.Москва)
ГРМ - Государственный Русский музей (г.Санкт-Петербург)
ГТГ - Государственная Третьяковская галерея (г.Москва)
ГЭ - Государственный Эрмитаж (г.Санкт-Петербург)
ЗИХМЗ - бывший Загорский (ныне Сергиев-Посадский) историко-художественный музей-заповедник (г.Сергиев Посад, Московская обл.)
МИДУ - Музей исторических драгоценностей Украины (г.Киев)
МПИБ - Музей прикладного искусства и быта XVII века "Собор двенадцати апостолов и Патриаршие Палаты в Московском Кремле" (г.Москва)
НГМ - Новгородский объединенный государственный музей-заповедник (г.Новгород)
НГП - Новгородская Грановитая Палата (г.Новгород)
СХМ - Самарский художественный музей (г.Самара)
ПАМЯТНИКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
(ДО КОНЦА XVII ВЕКА)
НАРОДНОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО
КУЛЬТОВЫЕ ПОСТРОЙКИ
1. Клетские церкви: церковь Лазаря из Муромского монастыря (14-16 вв.) - заповедник "Кижи"; церковь Ризоположения из села Бородавы (15 в.) - Кирилло-Белозерский музей-заповедник; церковь Преображения из села Спас-Вежи (17 в.) - Костромской музей-заповедник; Никольская церковь из села Тухоля (17 в.) - Новгородский музей-заповедник "Витославлицы"; часовня Михаила Архангела из деревни Леликозеро (18 в.) - музей-заповедник "Кижи"; церковь Николы из села Глотова (18 в.) - Суздальский музей-заповедник.
2. Шатровые церкви: Никольская церковь в селе Лявля (16 в.); церковь Георгия из села Вершина (17 в.) - Архангельский музей-заповедник "Малые Корелы"; Воскресенская церковь из села Патакино (18 в.) - Суздальский музей-заповедник; церковь Успения (18 в.) в городе Кондопоге.
Стиль середины столетия сказывается и на декоративно-прикладном искусстве. Для изделий из фарфора, например «Собственного» сервиза Елизаветы Петровны, и других материалов характерны криволинейные формы, а также сочный лепной орнамент, восходящий по рисунку к раковине и гибким растительным побегам. Причудливый силуэт предметов органически сочетается с яркими цветами , обилием позолоты, блеском зеркальных поверхностей, дополняющих праздничную картину интерьера.
Живопись первой половины XVIII века
Начиная с петровской эпохи огромные изменения претерпевает живопись. Складывается искусство станковой картины с ее смысловыми и композиционными особенностями. На смену обратной перспективе приходит прямая и связанная с ней передача глубины пространства. Важнейшую черту составляет изображение фигуры в соответствии с принципами анатомической правильности. Появляются новые средства передачи объема. В важнейшем качестве выступает светотень, потеснившая условно-символическую контурную линию. Сама техника масляной живописи с характерными для нее специфическими приемами и системой взаимоотношения цветов прочно, хотя и не сразу, входит в художественный обиход. Обостряется чувство фактуры. Художник обретает способность передавать конкретные свойства мягкого бархата, жестковатого горностаевого меха, тяжелой золотой парчи и тонкого кружева. В сюжетной картине можно проследить новые принципы взаимосвязи фигур. Изображение обнаженного тела составляет новую и труднейшую задачу. Сама структура живописи становится более разветвленной. С начала XVIII столетия светское искусство культивирует разные виды станковых произведений, монументальную роспись в виде панно и плафонов, миниатюрное письмо. Портрет включает все известные разновидности - парадный, камерный, в обычном и костюмированном варианте, двойной и парный. Художники осваивают аллегорические и мифологические сюжеты. Наличие этих особенностей, хотя и выявляющихся на первых порах в компромиссной форме, позволяет говорить о возникновении живописи нового типа.
Первые шаги на пути становления портрета связаны с деятельностью живописной мастерской Оружейной палаты. Произведения, выполненные русскими и иностранными мастерами, по своему характеру тяготеют к парсуне. Из всех типологических вариантов парсуна отдает предпочтение парадному портрету и встречается в этом качестве в нескольких разновидностях. Среди них «портрет-тезис» - наиболее архаический. Он сочетает в пределах условного иконного пространства портретные изображения и многочисленные разъясняющие надписи. Можно говорить и о «портрете-апофеозе». Таковы портреты-картины, символизирующие ратные подвиги Петра I. Распространены и обычные портреты Петра, Меншикова, Шереметева в рост и на коне.
Пространство трактуется всюду весьма стереотипно, и общее расположение предметов скорее служит символическим обозначением реальных пространственных отношений. Столь же условно в смысловом и масштабном отношениях решается проблема внутреннего и внешнего пространства. Парсуна несколько отходит от колористического богатства, характерного для иконописи XVII в. Однако скрупулезная передача орнаментации одеяний и различных деталей придает полотнам повышенное декоративное звучание.
Мастер еще не вполне владеет новыми принципами передачи объема, соединяя подчеркнуто выпукло написанные лица и плоскостные узорчатые одеяния. Большие размеры холстов, их импозантный дух, богатство обстановки и выставленных напоказ драгоценностей призваны иллюстрировать социальную значимость изображенного. Образ автономен, он сосредоточен на себе и безразличен к окружающим. Живопись, еще не созревшая до передачи индивидуального, по-своему старается подметить черты, присущие данному персонажу. Однако общее и индивидуальное еще не слито в органическом единстве, и конкретные свойства едва проступают под сводной типизирующей маской.
Линия парсуны, существовавшая сравнительно недолго, в основном в 80-е и особенно в 90-е годы XVII в., впоследствии сталкивается с очень сильным, практически потеснившим ее потоком произведений иностранцев и художников-пенсионеров. Вместе с тем не следует думать, что она оказалась случайным эпизодом в общем процессе развития русского портрета. Будучи оттеснена с основных позиций, парсуна продолжала существовать. Кроме того, ее черты проявлялись в творчестве ряда передовых художников как свидетельство незавершенного перехода от средневекового письма к новой манере. В таком качестве ее можно обнаружить в произведениях И. Никитина, И. Вишнякова и А. Антропова.
Следы парсунности встречаются и во второй половине XVIII в., особенно в работах крепостных или провинциальных художников, самостоятельно пришедших к новому искусству, как правило, идя от иконописания. Заметим, что парсунность как художественное явление есть не только в русской школе, но и на Украине и в Польше. Оно встречается также в Болгарии, Югославии и даже в странах Ближнего Востока, т. е. там, где живопись в близкой исторической ситуации переживает принципиально сходное приобщение к искусству нового времени и светскому искусству.