Материальная культура. Духовная и материальная культура Взаимосвязь материальной и духовной культуры

часть материальной культуры, искусственный покров тела человека

Альтернативные описания

Покрытие для тела

Совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело

Покрытие проезжей части дороги

. "вторая кожа"

Висит на плечиках

Все, что на нас надето

Встречный прикид

Далекий потомок фигового листка

Ж. одежа, одежь; одежка, одеженка, одежища; одеянье, одева, одевка, все, чем человек одевается, платье, облаченье, окрута; или кроме шапки, рукавиц и обуви. Одежда руская, наша народная; французская старая, круглый, обычно шитый кафтан, штаны, чулки и башмаки; французская или немецкая, фрак или разрезной сзади сюртук, чего старики наши не любят. Без одежи, вскочишь, да побежишь, а без одежи, посидишь. Не в той одеже, а по тому ж мосту. Одежу платят, а шкура сама зарастает. По одежке тяни ножки. Протягивай ножки по одежке, живи по достатку. По росту прибирай одежку. Постройка крытая, а одежа шитая. На убогом дери одежу, у богатого рожу. Всей одежи шапка да онучи! Одежа наизнанку либо пьян, либо бит будешь. Семьдесят ооежек а все без застежек? (качан). Покров, покрывало, покрышка; ухитка: сплошная устилка чего. Одежда престола, в алтарь. Одежда мебели, стен, обои. Одежда рва, вала, застилка крутостей, боков и откосов)дерном, камнем. Одежина ж. одеж(в)ище ср. одна штука одежи немец. Kleidungsstueck). Одежная дача, все нужное на одежду. Одежные и обувные деньги. Одежный человек, твер. нарядный, богатый одеждою. Одежник, гардероб, шкаф или целая комната для одежи. Оденый (одейный?), оден м. арх. хорошо, чисто одетый, богатый одеждою. Одеждити кого, церк. одеть. Аще видишь нага, одежди. Одежить и одежить что, сев. одеть, надеть; покрыть одеялом пли попоной, скутать. Приукутайте, приодежьте его, песня, приоденьте. Одежь кафтан. Одежся или одежись, на дворе холодно

Заношенная...

И платье, и костюм, и пальто, и свитер

Моветон на пляже нудистов

Наряд и прикид

Нательница

Ненужный атрибут гардероба нудиста

Ненужный атрибут нудистского гардероба

Облачение

Одеяние

Платья, брюки, рубашки

По ней встречают, по уму провожают

По ней встречают, провожая по уму

По словам А. Чехова, в человеке все должно быть прекрасно, в том числе и это

Покрытие проезжей части дороги

Предметы из гардероба

Предметы, облегающие тело

Синоним наряд

Скрывает наготу

Совокупность предметов, которыми покрывают тело

Современный потомок фигового листа

Содержимое гардероба

Фиговый лист для Адама

Халат, балахон, костюм, платье (общее)

Чем "маскируют" наготу

Чем скрывают обнаженность

Чем является юбка или шуба

Что есть пальто или юбка

Что представляет собой юбка или шуба

. «вторая кожа»

Что представляет собой юбка или шуба?

Что есть пальто или юбка?

Чем является юбка или шуба?

Чем «маскируют» наготу?

Чем скрывают обнаженность?

Чем "маскируют" наготу?

Каждый из нас имеет потребности, которые можно разделить на духовные и материальные. Для этого достаточно вспомнить пирамиду известного психолога Маслоу, в которой в иерархической последовательности были показаны низшие (потребность в еде, сексе, воздухе и т.п.) и высшие тяготения человека (стремление быть уважаемой личностью, тяга к самоутверждению, ощущению безопасности, комфорту и пр.). Для удовлетворения всего вышеперечисленного в процессе исторического развития человечества сформировались классификации культурного характера, в числе которых материальная культура.

Что относится к материальной культуре?

Напомним, что материальной культурой называют окружающую человека среду. Ежедневно, благодаря труду каждого, она обновляется, совершенствуется. Это порождает новый жизненный уровень, в результате чего, меняются запросы общества.

К видам материальной культуры относят:

  1. Животные . В эту категорию включен не только скот, но и декоративные породы кошек, птиц, собак и пр. Правда, гепарды к данному виду не относятся т.к. они живут в дикой природе и не были подвержены процессу целенаправленного скрещивания с другими видами себе подобных. А кошки, собаки, в развитие чьей природы вторгся человек, являются представителем материальной культуры. Также одной из таких причин есть то, что был изменен их генофонд, внешний вид.
  2. Растения . Ежегодно возрастает количество новых сортов. Человек добивается этого при помощи селекции.
  3. Почва . Это верхний слой земли, удобряя который каждый фермер стремится получить обильный урожай. Правда, в гонке за деньгами, иногда игнорируются экопоказатели, и в итоге земля наполняется вредными бактериями, вирусами.
  4. Здания . Не менее важным достижением материальной культуры принято считать сооружения, архитектуру, которая создается с помощью человеческого труда. К культуре зданий относят недвижимость, что постоянно подвергается усовершенствованию, и тем самым улучшается уровень жизни людей.
  5. Оборудование, инструменты . С их помощью человек упрощает свой труд, тратит на достижение чего-либо в два и более раза меньше времени. Это, в свою очередь, значительно экономит его жизненное время.
  6. Транспорт . Эта категория также как и предыдущая направлена на повышение уровня жизни . К примеру, ранее, когда многие торговцы ездили в Китай за шелком, чтоб добраться из США в эту страну, требовалось не менее года. Сейчас достаточно просто купить авиабилет и не нужно ждать 360 дней.
  7. Средства связи . Область включает в себя чудо техники мобильные телефоны, всемирную паутину, радио, почту.

Особенности материальной культуры

Следует отметить, что отличительным качеством данного вида культуры есть разнообразие созданных человеческим трудом предметов, что помогают максимально быстро адаптироваться к переменчивым условиям окружающей природы и социальной среды. Помимо этого, каждая нация имеет свои материальные особенности, характерные именно для определенного этноса.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Одним из главнейших посредников между миром духовного и материального есть деньги. Так, их можно потратить на покупку столь необходимой пищи, одежды, помогающей не замерзнуть в морозную зиму или просто элементов интерьера. Все зависит от желания человека и его возможностей. При помощи этого рыночного эквивалента можно приобрести билет на семинар, на котором человек повысит уровень своих знаний, что уже является духовной культурой, или он может пойти в театр.

Духовная и материальная культура - это две части одного целого. Изучение одной области практически невозможно без исследования другой. Культура материальная подразумевает под собой какие-либо вещественные достижения человечества. К примеру, технические изобретения, архитектура, предметы обихода. Предметы материальной культуры очень помогаеют в работе археологам. По вещественным находкам они могут реконструировать жизнь наших предков, их быт. Материальная культура - это важнейшая часть жизни, которая изменяется и совершенствуется с каждым годом, в соответствии с развитием человечества.

Духовная культура - это также основной показатель цивилизованности людей. Что входит в это понятие? В первую очередь, какие-либо идеи, открытия, концепции. К примеру, к духовной культуре относится психология, различные произведения искусства. В это определение входит все то, что было достигнуто силой человеческой мысли и таланта.

Материальная культура неразрывно связана с духовным аспектом. Прежде чем построить какое-либо здание либо создать другой физический объект, были затрачены интеллектуальные силы людей, их фантазия. В то же время объекты, относящиеся к духовной культуре, также выражаются через материальные предметы. К примеру, человек создал философский труд и познакомил с ним своих читателей посредством книги.

Духовный аспект как и материальная культура, также помогает понять, В первую очередь, это заслуга археологов, которые изучают древние произведения искусства и достижения мысли. Однако духовная культура исследуется не только историками. К примеру, древние верования, сказки, легенды тщательно анализировал в своих работах отец психоанализа Зигмунд Фрейд, а также его последователи. Духовная культура позволяет понять, каким видели мир наши прародители, какой была их психология, что очень ценно для глубокого и вдумчивого познания истории.

Что можно еще сказать по поводу этих двух понятий? Культура материальная и духовная существовала, разумеется, в разных вариантах развития, практически во все времена. Еще древние люди вырезали на стенах пещер рисунки, символизирующие животных, какие-либо обыденные действия, к примеру, охоту.

Материальная культура, как и духовная, за всю историю человечества множество раз переживала и взлеты и падения. Также менялись приоритеты. То есть одна культура становилась более важной, чем другая. Любопытно рассмотреть интерес людей к духовному и материальному аспекту на примере всем известной Эта знаменитая концепция помогает проанализировать, почему одна сторона культуры становится важнее другой. Человек, лишенный основных материальных благ, то есть крова, пищи и средств, помогающих обезопасить себя, вряд ли заинтересуется духовной стороной жизни. Личность, удовлетворившая все свои базовые потребности, уже тянется к таким областям, как искусство, философия, религия.

Культура материальная наглядно показывает, насколько человек смог адаптироваться в природных условиях. Без этого аспекта существование государства, и даже человека, практически невозможно. Однако и духовная культура очень важна для всего общества. Без нее человек бы так и остался варваром. Духовная культура задает определенные стандарты поведения, формирует идеалы, развивает чувство прекрасного. Без нее невообразима ни одна цивилизация. Однако духовная культура - это не развлечение для избранных, ведь в нее входит и образование, и кино, и разнообразные книги. Гармония материальных объектов и достижений человеческого интеллекта помогает достичь высокого уровня существования, как целого государства, так и отдельно взятого человека.


АПОКАЛИПСИС (1). ? ОТКРОВЕНИЕ. Библиопоэтоним, название религиозного сочинения. " * Откровение Иоанна Богослова, или «Апокалипсис» - последняя книга Нового Завета, в кото­рой представлена христианская эсхатология - описание конца существования земли и Второй Приход Мессии.

■ / Над этим островом какие выси, / Какой туман! / И Апокалипсис здесь был написан / И умер Пан! ∕ (III.10).

❖ Откровение Божие Иоанн Богослов, следуя тексту книги, получил во время ссылки на остров Патмос: «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, на­зываемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа». (Откр. 1: 9).

БАРОН БРАМБЕУС (1). Библиопоэтоним, указание на литера­турное сочинение по псевдониму его автора. " » Осип-Юлиан Сенковский (1800 - 1858) - известный востоковед первой поло­вины XIX в., энциклопедист, переводчик с арабского и др. восточ­ных языков, путешественник, автор «Отрывков из путешествий по Египту, Нубии и Верхней Эфиопии», «Воспоминаний о Нубии и Сирии», которые, возможно, были известны Н. Гумилеву. Свои работы подписывал несколькими псевдонимами, Барон Брамбе- ус - лишь один из них, но, вероятно, самый известный. У Гумиле­ва имеется в виду какое-то сочинение этого автора.

И / И не расстаться с амулетами, / Фортуна катит колесо, / На полке, рядом с пистолетами, / Барон Брамбеус и Руссо. / (11.114).

БЕНЦ (1). Прагмапоэтоним, название средства передвиже­ния. " * Марка автомобиля, названная в честь основателя круп­нейшего завода автомобилестроения Карла Бенца.

Ж / НаДуксели, на Бенце ль я, - / Верхом на какаду, / На вечер в доме Венцеля / Всегда я попаду. / (П.78).

ОБРИ БЕРДСЛЕЙ (1). Идеопоэтоним, произведение живопи­си, названное по имени автора. Обри Винсент Бердслей (1872-1898) - английский художник, график, иллюстратор эпо­хи модернизма. За недолгую жизнь (25 лет) О. Б. выработал собственный стиль графики, в котором реалистичность изо­бражения сочеталась с абстракцией и восточной орнаменталь- ностью. О. Б. иллюстрировал «Смерть короля Артура» Т. Мэло- ри, «Падение дома Ашеров» Э. По, «Саломею» О. Уайльда, с кото­рым О. Б. был лично знаком.

И / Прелестницы, теперь я научен, / Попробуйте прийти, и вы найдете / Духи, цветы, старинный медальон, / Обри Бердслея в строгом переплете. / (11.54).

БЫТИЕ (1). Библиопоэтоним, название религиозного сочине­ния. Первая книга Библии, в которой содержатся предания о сотворении мира и жизни первых людей.

Ж / А снизу шум взносился многий, / То пела за скамьей скамья, / И был пред ними некто строгий, / Читавший книгу БЫТИЯ. ∕ (IV.24).

ВЕРСАЛЬ (1). Урбаидеопоэтоним, памятник садово-парко­вого искусства. " » Бывшая резиденция французских ко­ролей, сейчас - дворцово-парковый комплекс, охраняемый ЮНЕСКО.

Ж / Иль на празднике Версаля / В час, когда заснет земля, / Взоры юношей печаля, /Я пленяю короля. ∕ (III.34).

«ВОКРУГ СВЕТА» (1). Библиопоэтоним, название журнала, - в» Известнейший российский научно-популярный журнал, из­даваемый с 1861 г. Тематика журнала чрезвычайно разнообраз­на, но преобладают статьи страноведческого, этнографическо­го и исторического характера.

Ж / Для счастья полного его / Недоставало одного: / Чтобы сестра, отец и мать / Его могли здесь увидать, / Хоть силою волшебных чар, /Ив «Вокруг света» обо всем / Поведал мальчикам потом / Его любимый Буссенар. ∕(ΠL3).

♦♦♦ В журнале действительно печатались отрывки или полные тексты приключенческих и фантастических произведений.

ВОСКРЕСЕНЬЕ (1). Хронопоэтоним, название религиозного со­бытия. " * Событие Нового Завета, основа христианской веры - Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после Его Распятия.

Ж / И он кричал: «Смотрите все, / Как блещут искры на росе, / Как дышат томные растенья, / И Солнце, золотистый плод, / В прозрачном воздухе плывет, / Как ангел с песней Воскресенья ». /(1.94).

ГРААЛЬ (3 / 1). Экклезиопоэтоним, название священного пред­мета. " * У христиан - чаша, из которой пил Христос во время Тайной Вечери и в которую Иосиф Аримафейский собрал кап­ли крови Спасителя после Его распятия. Г. упоминается в ряде средневековых легенд, в частности, в легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Ж / Я припомнил старинную сказку / Про священную чашу Грааль. / (1.44). / Я хотел бы бродить по селеньям, / Уходить в неизвестную даль, / Приближаясь к далеким владеньям / Зачарованной чаши Грааль. / (1.44). ∕ / Только чистым даны созерцанья / Вечно радостной чаши Грааль. / (1.44).

♦♦♦ Считается, что хранителями Грааля сначала были катары (пред­ставители христианского течения, признанного ересью), а затем - там­плиеры (Вербицкая: 174).

ГРОБ БОЖИИ (1). Экклезиопоэтоним, название священного предмета, о Гроб Господень. " * Величайшая христианская святыня, место, где был погребен Христос после Распятия. На­ходится в Храме Святого Воскресения в Иерусалиме.

Ж / Все мечтают: «Там,у Гроба Божия, / Двери рая вскроются для нас, / На горе Фаворе, у подножия, / Прозвенит обетованный час». / (1.121).

ДИВАН (1). Эргопоэтоним, название делового объединения лю­дей. Высший орган власти в государствах ислама.

Ж / Пусть хозяева здесь англичане, / Пьют вино и играют в футбол / И калифа в высоком Диване / Уж не властен святой произвол. ∕ (IV.6).

ДОМОТОП (1). Эргопоэтоним, название делового объединения людей. " * Отопительный кооператив в дореволюционной России.

Ж / P.S. К тому ж в конторе Домотопа / Всегда я встречу эфиопа. ∕ (IV.38).

ДРЕВО ПОЗНАНЬЯ (1). Фитомифопоэтоним. " * В Ветхом Завете - дерево в Эдеме, с которого Ева вкусила запретный плод.

Ж / От плясок и песен усталый Адам / Заснул, неразумный, у Древа Познанья. / Над ним ослепительных звезд трепетанья, / Лиловые тени скользят по лугам / (1.161).

ДУКС (1). Прагмапоэтоним, название средства передвижения. " * «Дуке» - крупнейший в Москве начала XX в. завод по изго­товлению велосипедов, мотоциклов, автомобилей, самолетов и дирижаблей. До революции завод выпускал все указанные виды транспорта, потому в стихотворении Гумилева, написан­ном в 1912 г., может иметься в виду любой из них, хотя вероят­нее всего, что речь идет об автомобиле.

Ж / На Дуксе ли, на Бенце ль я, - / Верхом на какаду, / На вечер в доме Венцеля / Всегда я попаду. / (П.78).

ЕВАНГЕЛЬЕ (2 / 2). Библиопоэтоним, название религиозного сочинения. " * Четыре основные книги Нового Завета, в кото­рых повествуется о земном пути и деяниях Иисуса Христа: Е. от Матфея, Марка, Луки, Иоанна.

Ж / Лев на колонне, и ярко / Львиные очи горят, / Держит Евангелье Марка, / Как серафимы, крылат. / (11.96). / Но забыли мы, что осиянно / Только слово средь земных тревог, /Ив Евангелии от Иоанна / Сказано, что слово - это Бог. ∕ (IV.29).

♦♦♦ К контексту 2: IV.29. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Ин. 1: 1).

Ж / Он говорит, что мир не страшен, / Что он Зари Грядущей князь.../ Но только духи темных башен / Те речи слушают, смеясь /(1.25).

«ЗЕЛЕННАЯ» (1). Прагмапоэтоним, название магазина. ? В ряде изданий, перепечатавших текст из «Огненного столпа» (Гумилев 1989, Гумилев 2003) записано как апеллятив - зеленная. " * Устарев­шее название лавки, где торговали зеленью, фруктами и овощами. Ж / Вывеска... кровью налитые буквы / Гласят-. «Зеленная», - знаю,тут /Вместо капусты и вместо брюквы / Мертвые головы

продают. ∕ (IV.39).

♦♦♦ А. А. Брудный в своей книге «Психологическая герменевтика» так писал о «Заблудившимся трамвае»: « человеку дан и мир виртуаль­ный, пространство семантическое. В нем можно стать свободным. Сво­бода есть полет. В Азию, в Африку, в прошлое, в будущее.

"Зеленная” - это образ будущего. Прозрение собственной смерти (не первое у Гумилева)» (Брудный: 211).

Ж / Вы все, паладины Зеленого Храма, / Над пасмурным морем следившие румб, / Гонзальво и Кук, Лаперуз и де Гама, / Мечтатель и царь, генуэзец Колумб! / (1.148).

«ЗНАНЬЕ» (1). Библиопоэтоним, название периодического из­дания. " * Вероятно, у Н. Гумилева речь идет о сборниках из­дательства «Знание», учрежденного в 1898 г. С начала XX в. де­ятельность издательства была направлена на идеологическую борьбу с модернизмом. В печать принимались произведения реалистической и атеистической направленности, среди авто­ров которых были И. Бунин, Л. Андреев, А. Куприн, В. Вересаев. Редактором издательства некоторое время был М. Горький.

Ж / Я стол к стене подвинул; на комод / Рядком поставил альманахи «Знанье», / Открытки - так, чтоб даже готтентот / В священное б пришел негодованье. / (П.54).

ИГДРАЗИЛЬ (1). Фитомифопоэтоним, мировое древо-образ вселенной в скандинавской мифологии, о Игдрасиль.

Ж / Меня, кто, словно древо Игдразиль, / Пророс главою семью семь вселенных / И для очей которого, как пыль, / Поля земные и поля блаженных? ∕ (IV.28).

«ИЛИАДА» (1). Библиопоэтоним, название древней эпической поэмы, Памятник древнегреческой литературы, эпическая поэма Гомера, повествующая о Троянской войне, подвигах ве­ликих воинов и деяниях богов.

Ж / Я закрыл Илиаду и сел у окна, / На губах трепетало последнее слово, / Что-то ярко светило - фонарь иль луна, / И медлительно двигалась тень часового. / (11.55).

ИСАКИЙ (2 / 2). Экклезиопоэтоним, название храма. "** Исааки- евский собор в Петербурге, один из важнейших и первых (стро­ительство началось в 1818 г.) христианских храмов в городе.

И / Как не погнулись - о, горе! - / Как не покинули мест / Крест на Казанском соборе / И на Исакии крест? ∕ (III.56). / Верной твердынею православья / Врезан Исакий в вышине, / Там отслужу молебен о здравье / Машеньки и панихиду по мне. / (IV.39).

КАЗАНСКИЙ СОБОР (1). Экклезиопоэтоним, название храма. "∙* , Казанский кафедральный собор на Невском проспекте в Пе­тербурге - один из величайших христианских храмов города. В соборе в 1813 г. похоронили генерала М. И. Кутузова.

Ж / Как не погнулись - о, горе! - / Как не покинули мест / Крест на Казанском соборе / И на Исакии крест? / (III.56).

КАМЕНЬ КАБЫ (1). Экклезиопоэтоним, название священного предмета, о Кааба. " » Главная мусульманская святыня. Нахо­дится в Мекке.

Ж / Но он, ногою топнув, крикнул: «Бабы! / Вы знаете ль, что черный камень Кабы / Поддельным признан был на той неделе?» / (11.102).

«КОЛЧАН» (1). Библиопоэтоним, название сборника стихотво­рений. " » Пятый печатный поэтический сборник Н. Гумилева, изданный в 1916 г.

Ж / И, верно, день застал, серея, / Сократа снова на столе, / Зато «Эмали и камеи» / С «Колчаном» в самой пыльной мгле. ∕ (III.49). КОРАН (1). Библиопоэтоним, название религиозного произве­

дения. ’ * Священная книга мусульман.

Ж / Шейхи молятся, строги и хмуры, / И лежит перед каждым Коран, / Где персидские миниатюры, / Словно бабочки сказочных стран. ∕(IV.6).

КРУГЛЫЙ СТОЛ (1). Эргопоэтоним, название сообщества. Рыцари Круглого стола - легендарное сообщество рыцарей

Персонажей сказаний о короле Артуре.

Ж / Никогда сюда тропа не завела / Пэра Франции иль Круглого Стола ∕ (IV.30).

КУРТИНА (1). Эргопоэтоним, название военного лагеря, о Ля-

Куртин. О Фр. courtine - военно-оборонительное сооружение, крепостная стена. " * Лагерь русских солдат во Франции, на­званный так по местности своего расположения - деревне Ла- Куртин.

Ж / Коль в первой - значит, суждено: / Я кров приветный сей покину / И перееду в Camp Cournos / Или в мятежную Куртину. ∕(ΠI.97).

❖ Узнав о революции в России, солдаты лагеря Куртин отказались подчиняться руководству и потребовали возвращения на родину. Для усмирения мятежа Временное правительство направило в лагерь де­легацию во главе с генералом Занкевичем. В составе делегации был и прапорщик Н. Гумилев.

«ЛЕДА» (1). Идеопоэтоним, название произведения живописи. ? Употреблена краткая (аллегровая) форма от полной «Леда и лебедь» Известная картина Леонардо да Винчи, написанная на мифологический сюжет: Зевс, увлеченный красотой земной женщины Леды, проник к ней под видом лебедя. Оригинал кар­тины утрачен, сохранились только копии.

Ж / Один, как шкура леопарда, / Разнообразен, вечно нов. / Там гибнет «Леда» Леонардо / Средь благовоний и шелков. ∕ (11.95). ЛЕТНИЙ САД (2 / 2). Урбаидеопоэтоним, памятник садово- паркового искусства. " * Летняя резиденция Петра I, располо­

женная на одноименном острове в Петербурге.

Ж / И вновь начнутся наши встречи, / Блужданья ночью наугад, / И наши озорные речи, / И Острова, и Летний Сад?! (ІП.49). Если взоры девушки любимой - / Слаще взоров жителей высот, / Краше горнего Иерусалима / Летний Сад и зелень сонных вод... ∕ (III.55).

ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ (1). Прагмамифопоэтоним, название средства передвижения. " * Легендарный корабль-призрак, обреченный на вечные скитания по морям без возможности пристать к берегу.

Ж / Там волны с блесками и всплесками / Непрекращаемого танца, / И там летит скачками резкими / Корабль Летучего Голландца. / (1.150).

ЛИЛИЯ ХИРАМА (1). Идеопоэтоним, название скульптуры с ре­лигиозным символическим смыслом. " * Лилия в масонстве - символ власти и Божественной мудрости, разумного устройства вселенной. Хирам - легендарный основатель масонства, в Би­блии - служащий царя Соломона, руководитель строительством Иерусалимского храма и создатель ряда священных предметов

в храме. В Третьей кн. Царств описано построение Хирамом двух столбов, названных Иахин и Воаз и символизирующих рождение и смерть, то есть земной мир: «И над столбами поставил венцы, сделан­ные наподобие лилии; так окончена работа над столбами». (3 Цар.: 22). Та­ким образом, лилия Хирама - символ Божественного разума, ко­торый управляет природой, мировой историей и жизнью людей.

Ж / Но тот, кто видел лилию Хирама, / Тот не грустит по сказочным садам, / А набожно возводит стены храма, / Угодного земле и небесам. /(11.98).

МАДОННЫ, мн. (1). ? БОГОРОДИЦА, ДЕВА МАРИЯ, МАДОННА, МАРИИ, МАРИЯ, I раздел. Идеопозтонилі, название скуль­птур. " » Изображения матери Христа - Мадонны: возмож­но, имеются в виду картины «мадоннеле» в нишах, которых в Риме несколько сотен. У Гумилева в составе метонимии «лик Мадонн» как указание на единство сущности, идеи всех скульптур.

МЕЧЕТЬ СУЛТАНА ГАССАНА (1). Экклезиопоэтоним, название храма. " * Мечеть султана Гасана (Хасана) - крупнейшая в Каи­ре, построена в XIV в.

Ж / Словно пестрая Фата-Моргана, / Виден город, над городом свет; / Над мечетью султана Гассана / Протыкает луну минарет. ∕ (IV.6).

ОГНИ СВЯТОГО ЭЛЬМА (1). Деопоэтоним, название явления природы. "∙⅛ Редкое явление природы, представляющее собой появление мерцающего свечения на высотных или пикообраз­ных объектах видимого мира. Возникает, как правило, перед грозой и штормом, когда напряженность электрического поля в атмосфере резко повышается. Название произошло от имени католического святого, мученика Эльма (Эразма) - покровите­ля и защитника моряков.

Ж / Ни риф, ни мель ему не встретятся, / Но, знак печали и несчастий, / Огни святого Эльма светятся, / Усеяв борт его и снасти. / (1.150).

«О ДЕВА РОЗА, Я В ОКОВАХ» (1). Библиопоэтоним, название стихотворения А. С. Пушкина.

Ш / «О дева Роза, я в оковах», / Я двадцать тысяч задолжал, / О сладость леденцов медовых, / Продуктов, что творит

Шапшал. / Но мне ничуть не страшно это, / Твой взор, как прежде, не суров, /Ия курю и ем конфеты, / «И не стыжусь МОИХ ОКОВ». ∕(IV.47).

❖ У Пушкина «оковы» - любовь, привязанность к возлюбленной: / Так соловей в кустах лавровых ∕ / Близ розы гордой и прекрас­ной / В неволе сладостной живет / И нежно песни ей поет /. У Гумиле­ва строки Пушкина употреблены с иронией, «оковы» здесь - долги, не­приятности, в которые попал лирич. герой ради удовольствия скурить папиросу и отведать медовый леденец.

«ОТКРОВЕНЬЕ» (1). ? АПОКАЛИПСИС. Библиопоэтоним, назва­ние религиозного произведения. См. АПОКАЛИПСИС.

Ж / Едва заслышим мы заветный звук / В твоем органе гулком и протяжном, / Смущается покой наш бледный, вдруг / Каким угрюмым явит мир и важным / Иоанна «Откровенья» голос нам / И вторит, кажется, его словам. / (П.92).

ПАДУАНСКИЙ СОБОР 3 ™ (1): П.105. " * Кафедральный собор в городе Падуя, один из древнейших христианских храмов в Италии.

ПАНТЕОН (1). Экклезиопоэтоним, название храма. " * Пантеон в Париже - церковь Св. Женевьевы, построенная по проекту архитектора Ж. Суффло в эпоху классицизма. После революции и до настоящего времени П. - усыпальница выдающихся людей Франции.

Ж / И нет, не нам, твоим жрецам, / Разбить в куски скрижаль закона / И бросить пламя в Notre-Dame, / Разрушить стены Пантеона. ∕ (I. 57).

ПЕСНЬ ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ ЛЮБВИ (1). Библиопоэтоним, на­звание рассказа И. С. Тургенева.

Ж / Чума, война иль революция, / В пожарах села, луг в крови! / Но только б спела скрипка Муция / Песнь Торжествующей Любви. / (П.17).

ПЕТРОСОЮЗ (1). Эргопоэтоним, название делового объедине­ния людей. "∙>* Петроградский союз рабочих потребительских обществ образован в 1916 г.

Ж / Мне Суза с пальмами, в огне небес Нефуза / Не обольстительней даров Петросоюза, / И рай огня дает нам Райлеском. ∕(iv.38).

❖ См. комментарий к НЕФУЗ, II раздел.

«ПОЧЕТНЫЙ ЛЕГИОН» (1). Прагмапоэтоним, название воин­ского ордена. " » Орден почетного легиона учрежден во Фран­ции Наполеоном. Знак отличия вручается за особые военные заслуги перед Республикой.

Ж / Тот - чтоб милой в память их разлуки / Принести «Почетный легион», / Этот - так себе, почти от скуки, / И средь них отважнейшим был он! ∕ (III.114).

«РАЗЛУКА ТЫ, РАЗЛУКА» (1). Идеопоэтоним, название русской

народной песни.

Ж / А песню вырвет мука, / Так старая она: / «Разлука ты, разлука, / Чужая сторона!» ∕ (III.5).

РАЙЛЕСКОМ (1). Эргопоэтоним, название делового объедине­ния людей. Районный лесной комитет в послереволюцион­ной России.

И / Мне Суза с пальмами, в огне небес Нефуза / Не обольстительней даров Петросоюза, / И рай огня дает нам Райлеском. ∕ (iv.38).

РАСПЯТЬЕ (1). Экклезиопоэтоним, название священного пред­мета. ^∙⅛ Крест, символ христианства, а также смирения и жертвенности.

И / И тыушла, в простом и темном платье, / Похожая на древнее Распятье. /(11.98).

РОЖДЕСТВО (3 / 3). Эортопоэтоним, название религиозного праздника. Рождество Христово - один из самых главных праздников христиан, отмечается в православной традиции 7 января, в католической - 25 декабря по григорианскому ка­лендарю.

Ж / Но, осклабясь для ответа, / Чуть скрывая торжество, / Он воскликнул: «Что ты, гета, / Завтра будет Рождество /. / (11.67). / Мария держит Сына своего, / Кудрявого, с румянцем благородным, / Такие дети в ночь под Рождество / Наверно снятся женщинам бесплодным / (11.84). / И светились звезды золотые, / Приглашенные на торжество, / Словно апельсины восковые, / Те, что подают на Рождество. / (Ш.90).

РОЖДЕСТВО 3 ™(1); 11.67. "∙⅛ См. выше.

РУССО (1). Библиопоэтоним, указание на литературное сочине­ние по имени его автора. Жан-Жак Руссо (1712-1778) - вы­дающийся французский мыслитель и энциклопедист эпохи Про­свещения. Автор философских трактатов и знаменитого сенти­ментального романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза».

Ж / И не расстаться с амулетами, / Фортуна катит колесо, / На полке, рядом с пистолетами, / Барон Брамбеус и Руссо. / (11.114). САМОФРАКИЙСКАЯ ПОБЕДА (1). Идеопоэтоним, название скуль­птуры. о Ника Самофракийская. Мраморная скульптура ле­тящей греческой богини победы. Голова и часть правой руки ста­

туи отсутствуют. С 1884 г. скульптура находится в Лувре.

Ж /Вчасмоегоночногобреда /Тывозникаешьпредглазами - / Самофракийская Победа / С простертыми вперед руками. / (III.81).

САМОФРАКИЙСКАЯ ПОБЕДА 3 ™(1): III.81. "*⅛ См. выше.

СЛОВО БОЖИЕ (1). Библиопоэтоним, название религиозного сочинения, о Библия, "* Собрание священных книг христиан (Ветхий и Новый Завет), а также содержание этих книг - основа мировоззрения христиан.

Ж / На базаре всякий люд, / Мужики, цыгане, прохожие - / Поьупают и продают, / Проповедуют Слово Божие. ∕ (III.43). СОВНАРХОЗ (1). Эргопоэтоним, название делового объедине-

ниялюдей.^*⅛ Орган управления народным хозяйством в СССР.

Ж / Береза стройная презренней ли, чем роза, /Где дерево-там сад, / Где б мы ни взяли их, хотя б из Совнархоза, / Они манят. / (IV.38).

СОКРАТ (2 / 1). Библиопоэтоним, указание на литературное со­чинение по имени главного действующего лица. ^∙* Сократ - выдающийся философ Древней Греции, использующий для до­казательства истины метод диалектики. Сократ не оставил по­сле себя книг, но его философия записана и передана Платоном - учеником Сократа, основателем идеалистического направления философии. Также сохранилась книга воспоминаний о Сократе, написанная Ксенофонтом. Возможно, под «Сократом» у Н. Гуми­лева подразумевается одна из упомянутых книг или какая-ни­будь научная монография о жизненном пути философа.

Ж / Что я прочел? Вам скучно, Лери, / И под столом лежит Сократ, / Томитесь Вы по древней вере? / - Какой отличный маскарад! ∕ (III.49). / И, верно, день застал, серея, / Сократа снова на столе, / Зато «Эмали и камеи» / С «Колчаном» в самой пыльной мгле. ∕ (III.49).

СОЧЕЛЬНИК (1). Эортопоэтоним, название религиозного праздника. " * В христианской традиции С. называют кануны двух великих праздников: Рождества (6 января) и Богоявления (18 января). Последний С. назван также Крещенским, а в кре­щенские дни, по народным поверьям, принято гадать.

Ж / Хиромант, большой бездельник, / Поздно вечером, в Сочельник / Мне предсказывал-. «Заметь: /Будут долгие недели / Виться белые метели, / Льды прозрачные синеть. / (11.68).

СТРАШНЫЙ СУД (1). ? СУДНЫЙ ДЕНЬ. Хронопоэтоним, название религиозного события. В иудейско-христианской и ислам­ской эсхатологии - последний день существования мира, когда Бог будет судить людей за их поступки.

Ж I «Тьмы тысячелетий протекут, / И ты будешь биться в клетке тесной, / Прежде чем настанет Страшный Суд, / Сын придет и Дух придет Небесный / (III.94).

СУДНЫЙ ДЕНЬ (1). ? СТРАШНЫЙ СУД. Хронопоэтоним, назва­ние религиозного события. * » СТРАШНЫЙ СУД.

Ж / Священных схим озлобленный расстрига, / Я принял мир и горестный, и трудный, / Но тяжкая на грудь легла верига, / Я вижу свет... то День подходит Судный. / (1.138).

СФИНКС (1). Идеопоэтоним, название скульптуры. *∙⅛ Памят­ник древнеегипетской цивилизации, огромная статуя с телом льва и головой человека, охраняющая пирамиды в Гизе.

Ж / Сфинкс улегся на страже святыни / И с улыбкой глядит с высоты, / Ожидая гостей из пустыни, / О которых не ведаешь ты. ∕ (IV.6).

ХРАМ СВЯТОГО ПЕТРА (1). Экклезиопоэтоним, название храма. "∙⅛ Собор Святого Петра - крупнейшее сооружение Ватикана, над возведением которого в разные времена трудились вели­чайшие скульпторы Италии, среди которых Рафаэль, Микелан­джело и Бернини.

Ж / И лик Мадонн вдохновенный, / И храм святого Петра, / Покуда здесь неизменно / Зияет твоя нора / (11.80).

ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНЬЕ (1). ≈ ВОСКРЕСЕНЬЕ. Эортопоэтоним, название религиозного праздника, о Пасха. " » Праздник Вос­кресения Христа - важнейший в православной традиции. Отме­чается православная Пасха в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия.

Ж / В мой самый лучший, светлый день, / В тот день Христова Воскресенья, / Мне вдруг примнилось иыупленье, / Какого я искал везде. ∕(III.23).

«ЧЕЛОВЕК» (1). Библиохронопоэтоним, представление периода истории как литературного произведения. * » У Н. Гумиле­ва - название периода времени - XIX в. - эпохи романтизма и ре­ализма, когда внутренний мир человека и его переживания ока­зались в центре философского и художественного осмысления.

Ж / Трагикомедией - названьем «Человек» - / Был девятнадцатый смешной и страшный век ∕ (IV.72).

❖ Аллюзия на рассказ Э. По «Лигейя»: в ночь своей смерти воз­любленная героя просит прочитать стихи, которые он когда-то на­писал. В этих стихах мир представляется как сотворенный Богом театр, актеры которого - люди - борятся за выживание, пока однаж­ды не приходит прожорливый Червь - смерть, судьба - и пожирает людей: / И ангелы, бледны и прямы, / Кричат, плащ скинув свой, /

Что «Человек» - названье драмы, / Что «Червь» - ее герой! / (Пер.

В. Брюсова).

ШАПШАЛ (1). Прагмапоэтоним, название фабрики. * * Табач­ная фабрика «Братья Шапшалъ» основана в 1873 г. в Петербур­ге купцом Шапшалом Юфудой Моисеевичем (1837 - 1902). В конце XIX в. и начале XX слово «шапшал» в северной столице обозначало папиросы, табак, выпускаемый этой фабрикой.

Ж / «О дева Роза, я в оковах», / Я двадцать тысяч задолжал, / О сладость леденцов медовых, / Продуктов, что творит Шапшал. ∕ (IV.47).

ЭВРИПИД (1). Идеопоэтоним, название скульптуры, о Еврипид. " * См. антропоэтоним ЕВРИПИД, I раздел.

Ж / В них плакала какая-то обида, / Звенела медь и шла гроза, / А там, над шкафом, профиль Эврипида / Слепил горящие глаза. / (П.66).

ЭЗБЕКИЕ (3 / 1). Урбаидеопоэтоним, памятник садово-парко­вого искусства. Красивый парк в Египте, популярное место среди иностранцев в Каире в конце XIX - начале XX вв. Э. нахо­дились в европейской части Каира, где ранее была резиденция (дворец) Наполеона. Посередине садов Э. находилось живопис­ное озеро, неподалеку располагалось здание оперного театра и отель «Континентал». В настоящее время сады Э. в их былом величии не существуют, от них остался лишь небольшой парк.

По хронологии Ю. В. Зобнина Н. Гумилев посещал сады Э. три раза: в 1907, 1908 и 1909 гг. «Во время первого путешествия в городском саду Эзбекие попытался свести счеты с жизнью, но испытал некое сильное мистическое потрясение, которое произвело в нем нравственный перево­рот» (Зобнин: 428).

Ж / Как странно - ровно десять лет прошло / С тех пор, как я увидел Эзбекие, / Большой каирский сад, луною полной / Торжественно в тот вечер освещенный. / (III.96). / Какие бы печали, униженья / Ни выпали на долю мне, не раньше / Задумаюсь о легкой смерти я, / Чем вновь войду такой же лунной ночью / Под пальмы и платаны Эзбекие. / (Ш.96). / И вдруг оглядываюсь я, заслыша / В гуденьи ветра, в шуме дальней речи /Ив ужасающем молчаньи ночи / Таинственное слово - Эзбекие. / (III.96).

ЭЗБЕКИЕ 3 ™ (1): III.96. " * Контексты к поэтонимам и коммент, см. выше.

«ЭМАЛИ И КАМЕИ» (1). Библиопоэтоним, название поэтиче­ского сборника Теофиля Готье. " & Многие стихи из этой книги переведены на русский язык Н. Гумилевым.

И / И, верно, день застал, серея, / Сократа снова на столе, / Зато «Эмали и камеи» / С «Колчаном» в самой пыльной мгле. /(III.49). CAMP COURNOS (1). Эргопоэтоним, название военного лагеря. о Camp Соигпеаи, Курно. ? Название camp Cournos, видимо, не совсем точно. Фр. название лагеря - camp Courneau. "∙⅛ Воен­ный лагерь во Франции, в котором прибывали русские солдаты

в 1917 г. во время Первой мировой войны.

И / Коль в первой - значит, суждено: / Я кров приветный сей покину / И переедуβCamp Cournos / Или в мятежную Куртину. / (III.97).

«LA P’TITE TONKINOISE» (1). И део поэт о ним, название автор­ской песни, о «La petite Tonkinoise». " » Популярная в начале XX века французская песня на слова Жоржа Вийарда и музыку Винсента Скотто.

И / «Как хорошо теперь сидеть в кафе счастливом, / Где над людской толпой потрескивает газ, / И слушать, светлое потягивая пиво, / Как женщина поет «La p"tite Tonkinoise». ∕(∏.115).

просмотров
просмотров