Метод синектики относится к. Синектика – решение сложных проблем с помощью аналогий и метафор

Синектика относится к методам психологической активизации творческого процесса. Слово "синектика" в переводе с греческого означает "совмещение разнородных элементов". В полном словаре английского языка такое определение: "Синектические группы - группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов". Синектика предложена Уильямом Гордоном (СМИ) в середине 50-х годов.

В основу синектики положен мозговой штурм. Однако обычный мозговой штурм проводится людьми, которые не обучены специальным творческим приемам. Синектика предполагает создание постоянных групп. Такие группы, накапливая приемы, опыт, естественно, работают сильнее случайно собранных коллективов.

Цель метода . Направить спонтанную деятельность мозга и нервной системы на исследование и преобразование проектной проблемы. Синектика широко использует аналогии и ассоциации, помогающие находить новые идеи. Можно сказать так: синектика - это профессиональный мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий и ассоциаций.

В синектические группы обычно включают людей разных специальностей (за обучение одной группы фирма "Синектис" берет от 20 до 200 тысяч долларов; заказчики - Дженерал Моторс, ИБМ, Дженерал Электрик и другие крупнейшие фирмы). Решение задачи синектической группой начинается с ознакомления с "проблемой, как она дана" (ПКД). Затем группа, уточняя проблему, превращает ее в "проблему, как она понима­ется" (ПКП). Далее начинается собственно решение, основанное, как пишет У.Гордон, на превращении непривычного в привычное и привычного в непривычное, то есть на систематических попытках взглянуть на задачу, с какой-то новой точки зрения и тем самым сбить психологическую инерцию. Достигается это а) применением аналогии, б) развитием неожиданных ассоциаций.

Структура современного синектического процесса представлена на рис. 15.

Ее основные блоки предусматривают выполнение следующих процедур :

1. Формируют проблему в общем виде . Особенностью этого этапа является то, что в ряде случаев никого из синекторов, кроме руководителя сессии, не посвящают в конкретные условия изобретательской задачи (считается, что преждевременное четкое формулирование задачи затрудняет абстрагирование, уход от привычного хода мышления). Сессия начинается с обслуживания некоторых признаков задачи, например с рассмотрения физического принципа процесса. Оно охватывает широкий диапазон общих проблем и постепенно сужается под влиянием вопросов руководителя сессии, который должен направлять обсуждение в желаемое русло.


На синектические заседания приглашаются эксперты (специалисты в области данных проблем), которые поясняют проблемную ситуацию . Эксперт должен быть подготовлен к обсуждению и знаком с основами синектики. Он является помощником руководителя, может давать пояснения в области технической политики в данной отрасли, задавать наводящие вопросы. Главная задача эксперта - выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний.

В начальной стадии обсуждения участники стремятся немедленно, без соблюдения синектических процедур, найти решение проблемы. Путем анализа первых решений эксперт обязан показать их слабые стороны (первые идеи зачастую тормозят творческое мышление участников) и разъяснить сущность действительной проблемы.

Синекторы называют этот этап формулировкой "проблемы, как она дана" (ПКД).

3.Начинают анализ проблемы. Этот этап синекторы проводят совместно с экспертом. Изыскиваются возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в некоторые

привычные. Каждый участник, включая эксперта, обязан найти и оригинально сформулировать одну цепь решения. После объяснения сути проблемы и ее целей членам синектической группы дается возможность сформулировать ее так, как они ее понимают или как она им представляется. Здесь выявляются привычные направления (концепции), по которым можно было бы осуществить поиск решения задачи. По существу, в большинстве случаев этот этап означает дробление проблемы на части, на подпроблемы. Одну из наиболее удачных формулировок выбирает эксперт или руководитель.

Этот этап синекторы называют формулировкой "проблемы, как ее понимают" (ПКП).

3. Ведут генерирование идей решений проблемы в той ее формулировке, на которой остановлен выбор.

Для этого начинают экскурсию по различным областям техники, живой природы, политики, психологии, религии и тому подобное с целью выявления того, как подобные (аналогичные) проблемы могли бы быть решены в этих далеких от данной областях. Основная цель экскурсии -найти новую точку зрения на рассматриваемую проблему. Такой подход позволяет мысли уйти далеко в сторону от обсуждения темы и, по мнению синекторов, способствует активизации творческого мышления .

Еще одним неординарным способом генерации идей наравне с такими приемами как мозговой штурм и метод шести шляп Эдварда Де Боно выступает метод синектики. Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий и переноса стоящих перед вами задач на готовые решения, существующие в различных сферах и областях. Синектика – это сочетание разнородных, а иногда даже не совместимых элементов в процессе постановки и решения задач.

Чтобы доходчивее объяснить суть этого метода, можно обратиться к примеру его применения основателем синектики Уильямом Гордоном, использовавшим его при создании чипсов Принглс.

Перед компанией Kellogg (известный американский производитель сухих завтраков) стояла неразрешимая задача – как сделать и упаковать картофельные чипсы, чтобы уменьшить объем заполняемого воздуха в упаковку, при этом сделать ее компактнее и избежать крошения продукта. Для решения этой задачи и был привлечен Уильям Гордон, который в 1961 году написал свою знаменитую книгу – «Синектика: развитие творческого воображения», а чуть позже создал фирму - Synectics Inc., обучающую творческому мышлению и предоставляющую услуги разработки инновационных идей (сегодня клиентами фирмы являются такие корпорации как «IBM», «General Electric», «Zinger» и многие другие). В качестве аналогии, для создания новых чипсов, Гордоном был выбран процесс укладки опавшей листвы в полиэтиленовый мешок. Если листья, укладываемые в пакет, сухие, возникают определенные сложности – они ломаются и разлетаются, а когда листья мокрые - они мягкие и легко принимают форму соседнего листа. Если убирать листья после дождя, пакетов для мусора потребуется немного, ведь сырые листья оставляют значительно меньше воздуха между собой и упаковываются компактнее. Эта аналогия дала начало чипсам Принглс - формовка и смачивание сухой муки из картофеля помогли решить проблему с их упаковкой.

Появился в начале 50-х годов прошлого века как результат многолетней работы Уильяма Гордона над усовершенствованием метода мозгового штурма . Важной отличительной особенностью рассматриваемого нами сегодня способа является то, что метод синектики применяется при решении конкретных проблем и не направлен на использование объективных закономерностей развития различных систем. А над его применением должна работать более или менее подготовленная и постоянная группа обученных специалистов (несмотря на это, обычный человек , ознакомившись с приемами синектики, сможет взять на вооружение некоторые методики для решения каких-то своих проблем и задач). В этом смысле синектика - это профессиональная деятельность , а мозговой штурм - лишь коллективная самодеятельность. Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Ну и, конечно, главной особенностью является суть метода синектики – использование сравнений и аналогий. Ориентируя свой гибкий ум на стоящую проблему, группа синектиков при обсуждении использует четыре типа аналогий.

Виды аналогий метода синектики

То, что существующие аналогии полностью охватывают опыт и мысли людей, станет более понятным, если эту классификацию объяснить следующим образом: прямые и фантастические – это реальные и нереальные аналогии, а субъективные и символические - телесные и абстрактны. Однако об их фундаментальности речь не идет, так как регулярная практика применения метода синектики постепенно расширяет комплекс средств и позволяет разрабатывать все новые и новые приемы углубленного изучения и разбора предметов и явлений.

Формирование синектического коллектива

Процесс формирования группы синекторов включает в себя три фазы:

  1. Первая - отбор членов группы. Используются специальные тесты, обращается внимание на наличие разнообразных знаний, общую эрудицию, достаточный уровень образования, опыт экспериментальной деятельности и гибкость мышления. Синекторами выбирают людей разных профессий и желательно с наличием двух несовместимых специальностей, например врач-физик, экономист-инженер или музыкант-химик.
  2. Вторая фаза формирования группы синекторов – их обучение. В России метод синектики не прижился (собственные учебные и методические разработки отсутствуют, а существующий мировой опыт за редким случаем игнорируется), однако на западе как небольшие компании , так крупные корпорации тратят немалые деньги на обучение своих специалистов в специальных заведениях. Например, в США подготовка синектических групп длится около года и состоит из очных и заочных сессий. Первые проводятся в учебных центрах, а дальше обучаемые проходят практику в своих компаниях, решая теоретические и реальные задачи.
  3. Заключительная фаза - внедрение группы в реальную среду. Фирма, отдавшая своих специалистов на обучение или заказавшая готовый коллектив (это может быть разовое или регулярное сотрудничество) получает его на определенных условиях для работы над собственными проектами.

История развития синектики показывает, что применение творческого мышления на предприятиях и использование специальных подразделений повышает вероятность успеха в области постановки задач и решения проблем, демонстрируя эффект синергии .

Что представляют собой специальные условия, создаваемые для проведения синектической процедуры:

  • Обязательная первоначальная абстракция участников от проблем и задач.
  • Сдержанность мнений и отказ от окончательных умозаключений.
  • Естественность и непринужденность в обсуждениях, предрасположенность к обыгрыванию и моделированию ситуации.
  • Проявление рациональности в суждениях.

Как видим, рациональность появляется лишь на заключительном этапе синектической процедуры. До этого используются образы, метафоры и аналогии.

Этапы проведения метода синектики

Как и любой другой креативный метод генерации идей, метод синектики состоит из нескольких этапов, которые начиная с момента его создания, постоянно совершенствовались и видоизменялись. Если же брать фазы синектического процесса такими, какими они описаны Уильям Гордоном, в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения», выглядят они следующим образом:

В настоящее время этапы метода синектики упрощены и выглядят более понятно. Хотя на самом деле этот метод очень сложен в применении. Не просто же так обучение синекторских групп длится целый год . Если владелец крупного предприятия решит использовать этот метод, ему так или иначе надо будет найти опытных специалистов, обучающих персонал всем премудростям синектики. Обычный же человек для решения творческих задач может использовать аналогии, являющиеся важным инструментом метода синектики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


Каких только способов генерации новых идей и развития не придумано человеком! Мозговой штурм и метод « », и метод фокальных объектов, непрямые стратегии, морфологический анализ, «Ловушка для идей», метод «Автобус, кровать, ванна» и множество других. Но одним из самых ярких и неординарных среди них всех является метод синектики, где для поиска новых идей и нестандартных решений проблем используются аналогии, а поставленные задачи переносятся на уже готовые решения, имеющие место быть в каких-то других областях и сферах деятельности. Но о самом методе мы поговорим чуть позже, а сначала скажем несколько слов о его создателе — Уильяме Гордоне.

Уильям Гордон

Уильям Гордон — это известный изобретатель и исследователь мышления творческих людей: других изобретателей и людей искусства. В процессе своей деятельности он определил, что индивидуальное творчество и групповое творчество аналогичны друг другу. Это послужило причиной для создания в 1952 году в Кембридже первой синектической группы, где обсуждались идеи объединения классического метода мозгового штурма, поэтапного обсуждения проблемы и применения всевозможных аналогий и метафор.

Затем, в 1960 году в Бостоне Ульямомом Гордоном была основана консалтинговая компания «Synectics Inc.», а в 1961 году опубликована его книга «Синектика: развитие творческого воображения». С тех пор метод синектики начал активно развиваться и завоевал популярность во всём мире. Кстати, клиентами созданной Гордоном организации «Synectics Inc.» являются такие мировые компании как «Zinger», «General Electrics», «IBM» и множество других.

Теперь же перейдём непосредственно к описанию самого метода синектики.

Метод синектики Уильяма Гордона

Термин «синектика» обозначает совмещение в процессе поиска решения проблемы разнородных, порой даже несовместимых элементов. Многие сравнивают его с методом мозгового штурма, однако между ними есть принципиальные отличия. Во-первых, в синектике приветствуется критика, а во-вторых, активно используются различного рода сравнения и аналогии. В процессе решения поставленной задачи участие принимает группа людей (синектиков), а обсуждение состоит из четырёх основных этапов:

  • Прямые аналогии . Они нередко находятся в различных системах (даже в биологической), которые решают сходные с поставленной задачи. К примеру, есть мнение, что во время своего наблюдения за тем, как червь-древоточец пробуравливает трубчатый канал в древесине французский инженер Марк Изимбар Брюнель пришёл к открытию кессонного метода в строительстве подводных сооружений.
  • Субъективные (личные) аналогии. В качестве примера можно использовать изобретателя, который представляет себе, как его собственное тело функционировало бы, если бы он мог, используя его, достичь поставленного результата. Что бы он чувствовал, если бы его руки, например, были крыльями или лопастями вертолёта? Или как повело бы себя его тело, если бы он был подъёмным краном?
  • Символические аналогии. Здесь могут использоваться сравнения, аллегории, метафоры, где свойства чего-то одного отождествляются со свойствами другого. К примеру, пространство вариантов, острая проблема , стальное решение и т.п.
  • Фантастические аналогии. На этом этапе нужно представлять вещи такими, какими они быть не могут по определению. Например, любой момент вашей жизни сопровождается только вам слышной музыкой, которую вы сами можете выбирать. Или всегда, когда вы едете на машине, на вашем пути автоматически исчезают все препятствия и т.п.

Ниже представлена общая схема последовательности этапов синектического метода:

Принцип работы по синектическому методу

Сама же работа по синектическому методу Уильяма Гордона происходит следующим образом:

Первый этап

Сначала подбирается группа специалистов – так называемый «отдел разработок». Она должна состоять из 2-3 человек, являющихся специалистами, приглашёнными со стороны и представляющими разные научные дисциплины , области знаний или профессии; и 2-3 человек, являющихся членами основного коллектива, для которого проводится работа. Отбирать специалистов следует, исходя из диапазона их знаний, практического опыта (желательно, разнообразного), гибкости мышления, возраста и психологического типа (лучше, чтобы у всех он был разный). Группа должна размещаться в отдельном помещении и для её работы должны быть созданы все необходимые условия : помещение должно быть оснащено требуемой аппаратурой (если это требуется), в нём должна быть маркерная доска, маркеры, бумага, ручки и т.п.

Второй этап

Группе должна быть предоставлена возможность провести тестовое занятие по использованию аналогий для ориентирования нервной системы всех участников и их мозговой активности в решении поставленной задачи. Синектики должны обсуждать аналогии и использовать эти обсуждения как средство спонтанного ориентирования своего мыслительного процесса на поставленной задаче.

Далее в действие приводятся представленные выше четыре типа аналогий (прямые, личные, символические, фантастические). Они являются фундаментальными, т.к. могут охватить опыт, знания и мысли всех членов группы. Особенно хорошо, если использовать их по такой системе: прямые – реальные, личные – телесные, символические – абстрактные, фантастические – нереальные. Наряду с этим, особенно важным является то, что каждый член группы должен преодолеть свой страх раскрыть перед остальными личные мысли. Для этого можно предварительно ознакомить участников с работой опытных синектиков, показав, например видеозапись синектического метода в действии. А для того чтобы все участники научились распознавать признаки приближения решения задачи, следует использовать в процессе работы аудиозаписи пройденных этапов.

Третий этап

На этом этапе происходит непосредственно решение проблемы, которое также состоит из нескольких составляющих:

  • Формулировка основной проблемы (для того, чтобы все участники чётко представляли себе задачу, которую требуется решить);
  • Обсуждение возможных решений и отброс неэффективных (позволяет сократить время на решение проблемы и не растрачивать энергию и творческий потенциал на ненужные идеи);
  • Поиск аналогий, которые могут позволить выразить поставленную задачу в понятиях, знакомых и привычных для каждого члена группы (так каждый участники сможет выдвигать свои предложения);
  • Определение всевозможных проблем и трудностей, создающих препятствия на пути решения проблемы (позволяет устранить возникающие преграды и прийти к решению наиболее коротким путём);
  • Задавание наводящих вопросов и «отработка» каждого из них (уточнение и конкретизация решения).

В случае если аналогии приобретают слишком абстрактный характер, обсуждение проблемы переводится в более понятное для всех русло. А при появлении хоть одной перспективной идеи , её нужно развивать вплоть до того момента, когда она станет применима на практике.

Зачастую аналогии позволяют преобразовать привычные идеи в непривычные, что повышает вероятность нахождения решения поставленной задачи, а также способствует тому, что уже имеющиеся у участников знания и опыт могут быть использованы в самом процессе поиска этого решения.

Четвёртый этап

Если решение поставленной задачи было найдено и оказалось эффективным, то группе синектиков предлагается заняться поиском решений других проблем, актуальных для данного коллектива в настоящий момент. Условия и временные рамки для этого этапа обговариваются отдельно.

Краткое резюме

На сегодняшний день описание метода синектики и его этапов значительно упрощены для понимания и всё это кажется простым в применении. Однако в действительности использовать синектический метод довольно сложно. К тому же, для эффективного его использования обучение групп синектиков должно продолжаться как минимум на протяжении года.

В том случае, если к синектическому методу решит прибегнуть бизнесмен или руководитель крупной организации, то ему потребуется найти синектиков-специалистов, которые смогут обучить персонал всем особенностям и нюансам методики. Но любой обычный человек в процессе поиска решения проблем или творческих задач может просто применять аналогии, которые являются неотъемлемой и наиболее важной частью синектического подохода.

Желаем вам творческих успехов!

Известно, что при создании всех, даже самых гениальных литературных произведений их авторы используют при написании текста обычные слова. Это же касается и изобретений. Все они, в том числе и самые великие, созданы из повседневных для нас вещей. В чем же заключается их новизна? Во взаимосвязи, которая обладает синергетическим эффектом. Другими словами, общая величина эффекта в этом случае намного больше, чем отдельно взятых элементов того или иного продукта.

Синектика является системой креативного мышления. При этом она основана на предположении о существующей взаимосвязи между всеми, даже самыми непохожими на первый взгляд вещами. В этом и заключена суть метода синектики. Его применение является процессом создания или открытия новых идей, нового синтеза, новых связей и решений.

На данный момент метод синектики находит свое применение при решении проблем, стоящих перед предпринимателями, маркетологами и т.д., что делает его весьма актуальным в сегодняшнем мире.

История креативного способа

Начало исследований в этой области относится к 1944 г. Именно тогда ученый из США Ульям Гордон вместе со своими единомышленниками начал наблюдать за процессом индивидуального творчества. Первым предметом подобных исследований явилась работа изобретателя, который стремился создать новый высотомер. В его задачу входило не только конструирование прибора, но и одновременное описание всех происходящих в самом конструкторе психических процессов, которое следовало наговорить на диктофон.

В 1945 г. Гордон начал серию интервью с людьми науки и искусства. Цель таких исследований заключалась в определении того психологического состояния, в котором творческие деятели находились в процессе своей работы. После проведенного анализа этих интервью стало очевидно, что существует четыре аспекта подобной деятельности. Они представляют собой такие процессы, как вовлечение и отделение, размышление, а также автономия объекта.

После этого были проведены эксперименты в лаборатории подводной акустики Гарвардского университета. Результатом стало утверждение исследователями сходства между творческими процессами в сфере искусства и науки.

В 1948 г. Гордон организовал наблюдение за группой художников. Это был так называемый Рокпульский эксперимент. Он позволил обнаружить некоторые нюансы творческого процесса, такие как использование группы в противоположность индивидууму.

Обзор всей накопленной информации был сделан Гордоном в 1949 г. В 1952 г. впервые образовалась синектическая группа, работающая на базе кембриджской фирмы «Артур Д. Литтл Инкорпорейтед». Все проводимые ею сессии в области синектики записывались на магнитофон. Данная группа опробовала открытые исследователями механизмы, которые призваны были решать разнообразные проблемы. После целого ряда проведенных научных работ возникла необходимость в выражении их результата на бумаге. Именно поэтому в 1961 г. свет увидела книга «Синектика. Развитие творческой способности», написанная Уильямом Гордоном. Это и стало началом использования данного метода.

Определение понятия

Слово «синектика» имеет греческие корни. Буквально оно означает соединение разных, на первый взгляд, явно несовместимых элементов. Основная идея синектики заключена в объединении нескольких творцов в одну группу. Это помогает совместно поставить, а затем решить конкретную творческую задачу.

На чем основан данный метод? Синектика дает возможность использовать бессознательные механизмы, проявляющиеся в мышлении человека во время его творческой активности. Гордон своим методом выдвинул своеобразный протест против той традиционной точки зрения, которая до его исследований рассматривала творчество как главенство индивидуального гения. Разумеется, автором вовсе не отрицалась великая роль «личного озарения», но с другой стороны, он утверждал о необходимости в системе «направленного поиска» нужных решений.

Использование аналогий

Данный метод - это своеобразный мозговой штурм. Только в отличие от последнего синектика приветствует критику. Кроме того, мозговой штурм не ставит перед собой цель активного использования самых разных аналогий и сравнений.

Для того чтобы найти решение поставленной задачи, собирается группа людей (синектиков). Для нахождения правильного ответа на поставленный вопрос они начинают обсуждение темы. При этом ими используются различные аналогии. В синектике их всего четыре. Рассмотрим их подробнее.

Прямые аналогии

Под ними понимают любую схожесть, имеющуюся в различных объектах или системах, в которых решаются сходные задачи. К прямым, как правило, относят либо природные, либо технические аналогии. Где был использован данный метод синектики? Пример тому - изобретение кессонного способа возведения подводных строений. Его автор инженер Изамбар Брюнель пришел к гениальному решению после наблюдения за червем-древоточцем, который при бурении древесины образовывал трубчатый канал.

Личные (субъективные) аналогии

Данный метод предлагает изобретателю представить себя частью или деталью совершенствуемого предмета. Здесь от разработчика требуется пройти процесс мысленного перевоплощения, что возможно только при наличии яркого воображения.

Применение метода синектики субъективных аналогий ставит перед собой цель рассмотреть изнутри нюансы поставленной проблемы, что просто не под силу человеческому мышлению из-за его косности.

Это позволит увидеть и прочувствовать предмет изобретений с помощью простых размышлений. Порой высказывание подобных аналогий абсолютно нелепо. Однако это не главное. Ведь здесь важно другое. Творческому человеку необходимо заметить и прочувствовать новые аспекты и грани проблемы, которые просто невозможно разглядеть при использовании логических рассуждений.

Символические аналогии

Их также нередко использует рассматриваемый метод. Синектика при помощи символической аналогии определяет и выражает суть проблемы с использованием метафор и разнообразных сравнений. В этом случае изобретателю предоставляется возможность обнаружить конфликты и парадоксы в, казалось бы, понятных и привычных фактах. Данная аналогия является ценным инструментом в руках творческого человека. Она позволяет обнаружить «обычное в необычном», а также «необычное в обычном». При ее использовании предмет определяется с неожиданной, интересной и в то же время противоречивой стороны.

Яркие примеры символической аналогии можно найти в характеристике храпового механизма в виде надежной прерывистости, дерева, сравниваемого с качающейся твердыней, и т.п. Хорошо зарекомендовал себя данный принцип во многих сферах человеческой деятельности . Например, кинематограф и литература используют символические аналогии для представления противоречивой сути описываемых персонажей или явлений. Порой это отражается даже в названиях произведений: «Сухой лед», «Живые мертвецы» и т.д.

Фантастические аналогии

Данный метод генерирования новых идей потребует от изобретателя особой творческой раскованности и присутствия креативного мышления. В этом случае синекторам предлагается представить себе рассматриваемые явления, предметы и объекты вне всяких связей с существующими законами физики. При этом изобретатель должен увидеть свой продукт таким, каким он хотел бы его увидеть, невзирая на существующую реальность.

Нередко при решении поставленной задачи синекторы используют какой-либо сказочный атрибут, например, волшебную палочку. Можно также предположить и то, что подобным видом аналогии пользуются фантасты. Она им необходима при написании произведений.

Все рассмотренные выше аналогии синектики позволяют полностью охватить мысли и опыт людей. И это станет более понятно, если объяснить данную классификацию несколько иначе. Так, прямые и фантастические аналогии можно рассмотреть как реальные и нереальные, а личностные и символические - как телесные и абстрактные.

Однако стоит иметь в виду, что данные виды синектики не стоит считать фундаментальными. Ведь при своем широком практическом применении метод постепенно расширяет количество имеющихся у него средств, разрабатывая новейшие приемы разбора и углубленного изучения явлений и предметов.

Но для того, чтобы применить необходимую в каждом конкретном случае аналогию, важно правильно сформировать синектический коллектив. Этот процесс состоит из трех фаз, которые рассмотрим подробнее.

Отбор членов группы

На данной фазе применяются специальные тесты. При этом обращается особое внимание на присутствие у кандидатов самых разнообразных знаний, общей эрудиции, достаточного уровня образования, опыта в экспериментальной деятельности и гибкости мышления.

В группу синекторов подбирают людей самых разнообразных профессий. При этом желательно, чтобы у них были две, на первый взгляд, несовместимые специальности. Это может быть, например, физик-врач, инженер-экономист, химик-музыкант и т.д.

Обучение

Данная фаза формирования группы синектиков требует проведения среди специалистов соответствующей подготовки в специальных заведениях. Например, американские компании ведут подобную подготовку около года. При этом отобранные специалисты сдают несколько очных и заочных сессий.

Обучение проводят учебные центры , после чего будущие синекторы проходят практику в нанимающих их компаниях, во время которой решаются теоретические и реальные задачи.

Начало работы группы

Данная фаза является заключительной. Она проводится посредством внедрения группы в реально существующую среду. При этом компания, подготовившая подобных специалистов, использует их для разового или регулярного сотрудничества. Синекторы начинают свою работу на определенных условиях, осуществляя разработку предлагаемых им проектов.

Что дает компаниям подобный метод? Синектика позволяет предприятиям многократно повысить вероятность успеха при решении поставленной проблемы или задачи.

Условия для работы

Для успешного проведения синектической процедуры необходимы:

Обязательная изначальная абстракция участников группы от задач и проблем;
- сдержанность высказываемых мнений и отказ от окончательного умозаключения;
- непринужденность и естественность в обсуждениях;
- предрасположенность к моделированию и обыгрыванию ситуации;
- рациональность суждений.

Как видно, в начальной стадии синектической процедуры находят свое применение метафоры, аналогии и образы. Рациональность появляется лишь на ее заключительной стадии.

Основные этапы

Как же решить все поставленные перед группой задачи? Метод синектики, как и любой другой креативный способ генерации уникальных идей, включает в себя несколько этапов. Стоит сказать, что данная категория также не является незыблемой. Начиная с того момента, когда был открыт метод синектики, этапы его применения постоянно видоизменялись и совершенствовались. Однако если взять их классическое описание, согласно труду Уильяма Гордона, то они выглядят следующим образом:

1. Проблема в том виде, в котором она дана. Особенностью данного этапа является то, что никто из участников группы, помимо ее руководителя, не знаком с конкретными условиями задачи и требуемым результатом. Это делается для того, чтобы синекторы были способны на уход от привычного хода мысли и абстрагирование. Именно поэтому на данном этапе компания лишь предлагает проблему, объект или явление.

2. Превращение в знакомое незнакомого. Прохождение данного этапа призвано открыть ранее неизведанные элементы. Для этого проблему делят на несколько частей. В результате она из одной незнакомой превращается в несколько обычных задач.

3. Проблема в ее понимании. На данном этапе поставленная задача подлежит систематизации и обдумыванию. И это производится в том ракурсе, как она понимается членами собранной группы.

4. Оперативные механизмы. Данная фаза работы имеет форму игры с метафорами. При этом активно используется выбранный метод аналогии. Синектика при этом способствует большему раскрытию проблемы.

5. Сделать из незнакомого знакомое. Такой подход позволяет рассмотреть уже осмысленную и понятую проблему совершенно с другого ракурса.

6. Психологическое состояние . Данный этап предполагает особое состояние ума синекторов. Ведь они должны размышлять над уже понятой проблемой, используя при этом все виды аналогий, которые предлагаются методом.

7. Объединение с проблемой. Данный этап подразумевает сравнение самой подходящей аналогии с понятой задачей. При этом проблема должна быть освобождена от старой жесткой оболочки.

8. Точка зрения. Данная фаза позволяет перейти от аналогий к конкретной идее, которая затем и переносится на данную изначально проблему.

9. Проведение исследовательских работ . Этот этап весьма важен, так как подразумевает под собой критическую оценку идей и доведение их до практики.

Заключение

Несмотря на то что компании могут решать самые разнообразные стоящие перед ними задачи, метод синектики является весьма сложным в применении и используется далеко не всеми. На это, как правило, идут только крупные предприятия , способные привлечь к работе опытных специалистов и обучить свой персонал премудростям этой удивительной науки. Для обычного же человека при решении творческой задачи подойдет использование аналогий, которые являются основным инструментом синектики.

Метод синектики

Автор синектики Уильям Гордой, стремясь превратить продуктивный процесс, протекающий в сфере подсознания при решении задачи, из неявного в явный, из стихийного – в сознательно управляемый, в 1960 г. ввел осознанный поиск аналогий в рамках определенной процедуры (рис. 5.8).

Рис. 5.8. Факторы реализации метода синектики

Термин "синектика" означает совмещение разнородных элементов, соединение различных, зачастую очевидно несовместимых частей. Сама идея синектики состоит в объединении отдельных "творцов" в единую группу для совместной постановки и решения проблем. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:

  • 1) превращение незнакомого в знакомое;
  • 2) превращение знакомого в незнакомое.

В ситуации объединения от участников требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи.

Аналогии используются как средства для смещения процесса исследования проблемы с уровня осознанного мышления на уровень спонтанной активности головного мозга.

Для активизации мышления и управления им У. Гордон применил четыре вида аналогий: прямые, личные, символические, фантастические. Поэтому метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности.

Считается, что сила решений, вырабатываемых группой, является функцией имеющихся у участников разнообразия знаний, опыта, эмоциональных особенностей , поэтому важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Кроме того, в группу включают двух-трех специалистов со стороны, представляющих разные профессии, а также несколько работников основной организации, обладающих гибким мышлением, имеющих широкий диапазон знаний и большой практический опыт.

В отличие от мозгового штурма здесь требуется специальная и длительная подготовка группы. Работа группы проходит в два этапа. Задача первого – сделать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуаций непривычную проблему или объект с помощью метода аналогий помещают в привычный контекст, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого – сделать привычное непривычным (вернуться к исходной проблеме). Подробнее этапы сеанса синектического штурма представлены далее (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Вариант этапов синектического штурма

Номер этапа

Наименование

Время, мин

Формулирование проблемы

Мозговой штурм

Повторное формулирование проблемы

Создание прямой аналогии

Создание личной аналогии

Создание символической аналогии

Создание второй прямой аналогии

Анализ аналогий

Вынужденное согласие

Формулирование вариантов решения

  • 1. Формулирование проблемы заключается в информировании участников о порядке работы и разъяснении сути проблемы. При этом каждый участник штурма сообщает всю имеющуюся у него информацию о рассматриваемой проблеме.
  • 2. Мозговой штурм позволяет собрать (но не оценить) спонтанные предложения по решению проблемы. Участники не должны быть чем-либо обременены.
  • 3. Повторное формулирование проблемы нужно для того, чтобы все участники исходили из одинакового понимания сути решаемой проблемы.
  • 4. Создание прямой аналогии помогает найти соответствия для решения проблемы в другой области на основе генерирования вариантов в рамках бисоциации. Ведущий задает область (природа, техника, история, экономика, социум, искусство, спорт или музыка). Участники ищут ответы на вопрос: "Как в рассматриваемой области решена исследуемая проблема?" Ответы обобщаются, и производится выбор наиболее удачного из них.
  • 5. Создание личной аналогии позволяет участникам вжиться в проблемный предмет, чтобы ответить на вопрос: "Что я чувствую или как я действую, будучи...?" Из наработанных вариантов отбирается наиболее удачный.
  • 6. Создание символической аналогии (исходя из выбранного на предыдущем этапе предложения) побуждает искать необычные сравнения с формами, образами или звуками.

На этом этапе важно "уплотнить ощущение", поэтому допускаются и парадоксальные сравнения, как, например, "стремительная медлительность", "мгновенная вечность" и т.д. И в этом случае производится выбор наиболее удачного варианта решения проблемы.

  • 7. Создание второй прямой аналогии необходимо для того, чтобы осуществить поиск аналогий в другой, не исследованной еще на четвертом этапе, области. По результатам поиска выбирается решение или группа решений.
  • 8. Анализ аналогий производится в виде фиксации признаков и функциональных принципов выбранных аналогий и определения отличительных характеристик.
  • 9. Вынужденное согласие начинается с того, что список признаков проецируется на исходную проблему : "Что означают эти признаки в контексте проблемы?" Участники должны вернуться к постановке вопроса и найти приемлемые идеи, договорившись между собой.
  • 10. Формулирование вариантов решения происходит с учетом тех идей, которые были разработаны на девятом этапе. Их количество не имеет значения – решающим является способность участников выработать идеи, которые можно подвергнуть дальнейшей разработке, потому что именно это и есть цель синектической) сеанса.

Метод коллективных ассоциаций

В методе ассоциаций основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия и возникающие при этом ассоциации и метафоры (рис. 5.9).

Рис. 5.9. Структурная схема метода коллективных ассоциаций

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей целесообразно использовать различные метафоры: бинарные метафоры-аналоги; метафоры-катахрезы, содержащие противоречия; метафоры-загадки. Технология свободных ассоциаций базируется на таких принципах, как свободные ассоциации, антиконформизм, отсроченный критический анализ.

Метод гирлянд ассоциаций и метафор представляет собой развитие метода фокальных объектов. Вначале дастся определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов. Осуществляется комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных.

Далее составляется список признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных, что позволяет сформировать гирлянду признаков. Для генерирования гирлянд свободных ассоциаций исходным моментом служит каждый элемент гирлянды признаков. Для найденных решений снова можно искать дальнейшие способы их реализации.

Методы, использующие карточки

Методы, основанные на использовании карточек, позволяют добиться анонимности участников групповой работы, поэтому их часто применяют, когда есть конфликты в группе, выдвигающей идеи. Конфликты не дают проявиться творческому, созидательному характеру решений. Кроме того, вербальные описания дисциплинируют участников, предъявляя требования к лаконичности высказывания мыслей, и позволяют визуализировать процесс генерирования идей, подключая тем самым дополнительные каналы восприятия и создавая дополнительные ассоциации.

К методам, использующим карточки, относятся : метод анкетирования Кроуфорда, метод 635, диаграмма родового сходства, техника расчленения.

  • Данные методы подробно рассмотрены в .
просмотров