Парадигма социального определения. Элементы культуры

Предмет социологии. Место социологии в системе гуманитарных наук.

Понятие и типы социологических парадигм.

Парадигма представляет собой исходную концептуальную схему, лежащую в основе теоретических моделей. Термин «парадигма» введен в научный оборот американским философом Т. Куном. Согласно его определению, парадигма (греч. paradeigma – пример, образец) – это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых научным сообществом в качестве модели для постановки и решения научных проблем . В социологии парадигма чаще всего рассматривается как концептуальная схема, образованная совокупностью фундаментальных оснований научного знания об обществе.

В социологии выделяются несколько парадигм, связанных с конкретными школами и направлениями:

а) парадигма социальных фактов, связанная с именем французского социолога Эмиля Дюркгейма и школой функционализма. В ней социальная реальность рассматривается как самостоятельная и не зависящая от воли и действий отдельных индивидов, состоящая из социальных фактов (социальных структур, институтов) Позднее в рамках этой парадигмы вычленились и получили самостоятельное развитие структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон) и теория конфликта (Р. Дарендорф);

б) парадигма понимания или социология действия, основы которой заложены немецким ученым Максом Вебером. Здесь социальная реальность рассматривается сквозь призму понимания ее субъектами социального действия – индивидами. Согласно М. Веберу, в основе всякого действия лежит понимание, социолог должен изучить, выявить рациональные мотивы индивида. Главное в этой парадигме то, что любой социальный феномен должен пониматься как результат наложения индивидуальных действий. В дальнейшем парадигма привела к появлению феноменологической социологии А. Шюца, этнометодологии Г. Гарфинкеля, символического интеракционизма Г. Мида и Т. Лукмана;

в) парадигма социального поведения состоит в том, что социальное поведение человека детерминировано (обусловлено) простыми биологическими реакциями и представляет собой ответ на внешние раздражители и стимулы. Данная парадигма представлена теориями социального обмена П. Блау, Дж. Хоманса, а также социального бихевиоризма Б. Скиннера. Она позволяет делать вывод о возможности управлять социальным поведением с помощью системы поощрений и наказаний;

г) парадигма социально-исторического детерминизма (связана с именем немецкого ученого Карла Маркса) означает, что социальная реальность понимается как совокупность отношений, которые возникают между людьми в процессе трудовой деятельности. То есть, реальная историческая роль отводится не индивидам, а массам, действующим только в благоприятном для этого контекста взаимодействии структур;


д) парадигма психологического детерминизма сформирована на основе психоаналитической концепции Зигмунда Фрейда. Согласно концепции психологического детерминизма внутренняя жизнь любого индивида определяется содержанием бессознательного уровня его психики. Социальная реальность в данной парадигме понимается как продукт непрекращающейся борьбы индивидуального начала (инстинкта) и подавляющего его общества

е) натуралистическая парадигма объединяет социологические направления, основанные на изучении социальных фактов с использованием математических и эмпирических методов, которыми пользуются естественные науки . Представителями этой парадигмы выступают О. Конт и Г. Спенсер;

ж) интерпретирующая парадигма основана на признании принципиального различия между предметом и методами естественных и социальных наук . Это означает, что социология может не констатировать и изучать объективные факты социальной жизни , а ориентироваться на понимании субъективного мира индивидов, их мотивов и побуждений. Это составляет суть «понимающей социологии » М. Вебера;

з) оценивающая парадигма , представителями которой являются К. Маркс, А. Этциони, К. Поппер, предполагает соединение чисто исследовательской деятельности социолога с социально-критической и социально-преобразующей деятельностью.

Парадигма - это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных. Другими словами в качестве парадигмы можно рассматривать «общий угол зрения на изученные феномены».

Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун. Исходя из данного определения, можно утверждать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.

На сегодняшний день не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

Парадигма социальных конфликтов, связанная с именем Э. Дюркгейма и школой функционализма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как самостоятельная и не зависящая от воли и действий отдельных индивидов, состоящая из социальных фактов - социальных структур и институтов, которые и выступают предметом изучения социологии. Исторически формирование функционалистской парадигмы произошло в трудах А. Редклифф-Брауна (Великобритания) и Б. Малиновского (британский антрополог польского происхождения). В дальнейшем в рамках этой парадигмы получили самостоятельное развитие структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон) и теория конфликта. Общая гипотеза функционализма заключается в том, что любой конкретный социальный феномен должен исследоваться с точки зрения выполняемых в обществе функций.

Парадигма социального конфликта . Теория конфликта, основоположником которой считается Г. Зиммель (Германия), в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье (Франция), А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.

Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни. Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества. Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном.

Суть парадигмы заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностнонормативный характер.

Парадигма социального поведения (бихевиоризма). Эта парадигма получила распространение в американской социологии Б. Скиннера. Ее основной принцип состоит в том, что социальное поведение человека имеет реактивную природу, т.е. обусловлено ответом на внешние раздражители и стимулы. Отсюда делается вывод о возможности управлять социальным поведением с помощью системы поощрений и наказаний.

Понимающая социология (теория социального действия). Социальная реальность рассматривается сквозь призму понимания социального действия. Согласно М. Веберу, в основе всякого действия лежит понимание. Социолог должен понять мотивы поведения актора. В дальнейшем развитие этой парадигмы привело к появлению таких направлений, как феноменология А. Щюца, этнометодология Г. Г арфинкеля, символический интернационализм.

Символический интернационализм. Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков. Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений , не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем. Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям.

Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Парадигма психологического детерминизма сформировалась на стыке социологии и психологии и на основе психоаналитической концепции З. Фрейда (Австрия), согласно которой внутренняя жизнь любого индивида определяется содержанием бессознательного уровня его психики. В этой парадигме социальная реальность понимается как продукт непрекращающейся борьбы индивидуального (инстинктивного) начала и подавляющего его общества. Этой борьбой объясняется происхождение культуры, искусства, поступки индивидов, возникновение и массовый успех идеологий, направленность политики государств. В последствии из подхода Фрейда развились фрейдомарксизм (Г. Маркузе, Ф. Райх) и неофрейдизм (Э. Фромм, Д. Рисмен, А. Фрейд).

Неомарксистская парадигма. Она развивалась представителями франкфуртской школы - М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом. Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социальноэкономическое явление. Данная парадигма стала следствием пересмотра основ марксизма и стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются веду щи ми в социологических исследованиях и построении социологических теорий . Особое внимание в современных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

Основные парадигмы социологии

Прежде всœего, крайне важно указать, что парадигма - ϶ᴛᴏ совокупность базовых положений и принципов, лежащих в базе какой-либо теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.

Впервые термин ʼʼпарадигмаʼʼ ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун . Исходя из данного определœения, можно утверждать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всœеми признанные достижения в данной области науки.

Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.

Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова , который выделял следующие группы социологических парадигм:

1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

В западной социологической мысли сегодня выделяется пять базовых парадигм: функционализм, теория конфликта͵ теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. При этом крайне важно остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

Парадигма социального конфликта. Теория конфликта͵ основоположником которой считается Георг Зиммель , в социологии разрабатывалась целым рядом исследователœей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье , А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.

Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.

Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.

При этом не всœе конфликты играют в обществе позитивную роль, в связи с этим на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном .

Суть парадигмы состоит по сути в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер.

Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в данном и заключается ее главная ценность.

Символический интернационализм . Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др.
Размещено на реф.рф
Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.

Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелœем . Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям.

Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителœей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом . Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ воспринимается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всœего стремлением обосновать разрыв ʼʼтрудаʼʼ и ʼʼинтеракцииʼʼ в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всœех сферах жизни.

Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. При этом сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий. Особое внимание в современных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

Вообще крайне важно отметить, что в современной социологии очень ярко проявляется тенденция к плюрализму различных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет говорить о социологии как о ʼʼмультипарадигмальнойʼʼ науке.

Основные парадигмы социологии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные парадигмы социологии" 2017, 2018.

Специфика социологии как научной дисциплины заключается в том, что в ее рамках сосуществует несколько конкурирующих подходов к объяснению общественных процессов и явлений. Поэтому социологию называют мультипарадигмальной наукой. Термин «парадигма» (от греч. paradeigma – пример, образец) используют в философии науки для объяснения закономерностей формирования научных представлений, теорий и методов. Данное понятие известно со времен античности. Однако, широкое распространение оно приобрело после работ американского философа и историка науки Томаса Куна (1922-1996).

Т. Кун в работе «Структура научных революций» (1962) определил парадигмы как «признанные всеми научные достижения , которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». Данная дефиниция, как отмечает сам Т. Кун, предполагает двойное прочтение. Согласно своему первому смыслу, парадигма представляет собой один из решающих факторов формирования и функционирования научного сообщества . Такое понимание сути «парадигмы» Кун назвал социологическим. Здесь наше внимание сосредоточено не на объекте изучения, а на субъекте научного познания – научном сообществе.

Второе значение термина «парадигма», по Т. Куну, – образец (пример) решения проблем . Такой образец представляет собой удачное решение сложной проблемы , появившееся на определенной стадии развития данной научной дисциплины. Впоследствии этот образец позволяет быстро и эффективно разрешать сходные затруднения. С этой точки зрения парадигма является своеобразным руководством для решения проблем определенного класса.

Таким образом, понятие парадигмы позволяет соединить изучение объективного и субъективного аспектов знания, помогает понять не только, что и как исследует ученый, но и почему он в качестве объекта своего изучения выбрал определенный фрагмент реальности. Все это способствует формированию целостного представления о процессе роста научного знания.

В социологическом словаре, составленном Н. Аберкромби, С. Хиллом и Б.С. Тернером, утверждается, что в социологии термин «парадигма» несколько размыт и является синонимом понятия «социологическая школа». Дж. Масионис полагает, что социологическая парадигма – это исходный образ общества, который направляет ход мышления и исследования.

Особого внимания, с нашей точки зрения, заслуживает определение социологической парадигмы, предложенное профессором В.А. Ядовым. Он пишет, что «парадигма в социологии есть такое системное представление о взаимосвязях различных теорий, которое включает: (а) принятие некоторой общей для данных теорий философской ("метафизической") идеи о социальном мире с ответом на критериальный вопрос: что есть "социальное"? (б) признание некоторых общих принципов , критериев обоснованности и достоверности знания относительно социальных процессов и явлений и, наконец, (в) принятие некоторого общего круга проблем, подлежащих или не подлежащих исследованию в рамках данной парадигмы». Данное определение , по нашему мнению, наиболее полно отражает суть описываемого явления.



Приняв определение В.А. Ядова в качестве базового, проанализируем основные социологические парадигмы в трех ракурсах. Во-первых, рассмотрим парадигмы, обосновывающие самостоятельный статус социологии и отделяющие ее от других сфер знания. Во-вторых, выделим парадигмы, проводящие существенные различия между стадиями в развитии социологии. И, в-третьих, раскроем суть парадигм, которые дифференцируют современные социологические научные сообщества.

Парадигмой, явившийся «индикатором» самостоятельности социологии, фактором, отделившим социологическое знание от философского, стал позитивизм (от лат. positivus – положительный). Его появление неразрывно связано со становлением социологии как науки. Исходные принципы позитивизма были сформулированы «отцом» социологии О. Контом (1798-1857) в первой трети XIX века в противовес спекулятивному умозрительному теоретизированию. Цель позитивизма заключалась в создании новой системы знания об обществе на основе законов и методов естественных наук. О. Конт считал, что знание об обществе должно быть таким же строгим и точным, обоснованным и достоверным, как знание о природе, которое нам дают естественные науки. Позитивисты призывали отказаться от абстрактных рассуждений об обществе и ратовали за создание такой «позитивной» социальной теории, которая соответствовала бы всем основным параметрам естественно-научной теории.



Позитивизм был господствующей парадигмой в период ранней классики. На его основе строились практически все социологические теории. Поздняя классика ознаменовалась появлением антипозитивистской традиции, которая не представляет собой парадигму в истинном смысле этого слова. Антипозитивизм в социологии вбирает в себя целый ряд различных теорий и концепций: психологическая социология, формальная социология, неокантианская традиция, социология М. Вебера и др. Несмотря на многочисленные отличия, существующие между упомянутыми подходами, все они едины в своей критике позитивизма, в протесте против признания естествознания эталоном научности.

Послевоенная социология характеризуется широким разнообразием социологических школ и направлений. Однако, статуса парадигмы, по нашему мнению, заслуживает лишь структурно-функциональный подход, разработанный Т. Парсонсом и Р. Мертоном. Структурный функционализм на несколько десятилетий превратился в локомотив развития социологической науки. В его рамках было создано множество теорий и концепций, описывающих и объясняющих основные структуры общественной жизни и функции этих структур.

В преддверии того, что мы называем новейшей социологией, структурный функционализм впал в глубокий кризис. Оказалось, что анализ общественных структур на макроуровне, демонстрирующий свою эффективность в послевоенные годы, теряет из виду самое главное – человеческую жизнь . Восполняя этот пробел, многочисленные формы интерпретативной социологии (феноменология, этнометодология, символический интеракционизм и др.) постепенно приобрели статус парадигм. Структурный функционализм, имея огромный потенциал, не исчез, а трансформировался в неофункционализм.

В современной социологии отсутствуют общепризнанные критерии выделения социологических парадигм, а, следовательно, нет и их единой классификации. Широкое распространение и признание значительной части научного сообщества получила точка зрения по этому вопросу американского ученого Дж. Ритцера. Он выделяет в западной социологии три основные парадигмы:

1) «фактуалистская парадигма» (парадигма социальных фактов), куда он включает структурный функционализм и конфликтологический подход;

2) «дефиниционистская парадигма» (парадигма социальных дефиниций, или определений), в которую входят символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология);

3) парадигма социального бихевиоризма (концепция социального обмена и бихевиористская социология).

Согласно парадигме социальных фактов нужно изучать объективную реальность. Социальные факты, по мнению одного из родоначальников этой парадигмы Э. Дюркгейма, имеют два главных признака: они существуют вне и независимо от индивида и оказывают на него принудительное воздействие. Социальная реальность, таким образом, представляется как внеиндивидуальная и на­дындивидуальная. Общество предшествует индивиду и определяет его поведение.

Сторонники парадигмы социальных дефиниций считают, что общество – это не объективная, а субъективная реальность. Акторы создают его путем своих действий и взаимодействий, а также посредством определения социальных ситуаций. Знаменитая «теорема Томаса» (один из постулатов символического интеракционизма) гласит: «если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям». Иными словами, то, как мы воспринимаем действительность, важнее, чем сама эта действительность.

Социальные бихевиористы также анализируют социальную реальность, исходя из межиндивидуальных взаимодействий. Эти взаимодействия рассматриваются как реакции на внешние раздражители (стимулы). Важную роль в человеческих взаимоотношениях играют награды и поощрения. Одно из фундаментальных стремлений индивида – это стремление к обмену.

Другой американский теоретик Дж. Александер считает парадигмами марксизм, социологические теории конфликта, обмена, структурный функционализм, символический интеракционизм, концепцию культуры в герменевтической традиции и этнометодологию. Английский ученый Э. Гидденс в качестве парадигм классической социологии рассматривает концепции О. Конта, К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма. Среди современных социологических теорий статуса парадигм, по его мнению, заслуживают структурализм, функционализм, марксизм, теорию конфликтов, символический интеракционизм.

В.А. Ядов предложил следующую классификацию социологических метапарадигм и связанных с ними предпосылок и следствий (см. таблицу 1).

Таблица 1. Социологические метапарадигмы, по В.А. Ядову

Этапы развития науки Научная картина мира Критерий научности Что есть обще­ство Критерий обосно­ванности знания
Классическая наука Мир не зави­сим от нас. Надо вы­явить его свойства и законы раз­вития Воспроизводи­мость знания путем приме­нения той же методологии Целостная сис­тема Стройная непро­тиворечивая тео­рия
Постклассика – модерн Мир объек­тивен, но ученый не может адек­ватно его от­разить В физике – принцип до­полнительно­сти. Понимаю­щая социоло­гия Социальные взаимодействия Подтверждение предсказанного и ранее не наблю­давшегося
Постпостклас­сика. Наука на­шего времени (граница ХХ-ХХI вв.) Мир в посто­янном изме­нении Ясность исход­ных посылок и методологии. Дискурс в на­учном сообще­стве Конструкции не­прерывно ме­няющейся ре­альности аген­тами, которые и производят со­циальные изме­нения Неоднозначность, то есть множест­венность объясне­ния изучаемых процессов (фено­менов)

Социологические парадигмы

Понятийный аппарат социологии зависит от того, что считается предметом социологии как науки. Современная социологическая наука представлена несколькими парадигмами, которые олицетворяют ту или иную методологическую стратегию.

Понятие ʼʼ парадигма ʼʼ означает совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определœенный период времени.

Широкое распространение понятие ʼʼпарадигмаʼʼ получило благодаря работе американского историка физики и философа Томаса Куна ʼʼСтруктура научных революцийʼʼ. Господство парадигмы (некоторой модели), согласно Куну, есть период ʼʼнормальной наукиʼʼ, когда происходит накопление знаний в ее рамках (прогресс науки). Смена парадигм представляет собой научную революцию, когда происходит кризис господствующей парадигмы и она ʼʼвзрываетсяʼʼ изнутри под давлением ʼʼаномалийʼʼ (проблем, неразрешимых в рамках данной парадигмы). Вследствие этого создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис решается победой одной из них и началом нового ʼʼнормальногоʼʼ периода, и весь процесс повторяется заново.

Парадигма 1 → Нормальная наука → Аномалии →Кризис → Революция → Парадигма 2

Кун отрицал преемственность в эволюции науки: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества просто вытесняют друг друга. Прогресс, по Куну, – понятие, имеющее смысл только для ʼʼнормальнойʼʼ науки, где критерием прогресса выступает количество решенных проблем.

Парадигмальный статус науки характеризуется наличием одной или нескольких парадигм. В случае если наука не обладает парадигмальным статусом, то это означает, что она еще не выделила свой предмет среди других наук и потому не может считаться самостоятельной. Наука может иметь допарадигмальный, монопарадигмальный статус и мульти-, полипарадигмальный статус.

Объект социологии в социологической парадигме – социальная реальность и ее основные элементы. Критериями различия парадигм социологии являются: 1) содержательно отличные друг от друга основные социологические категории, 2) структурные элементы социальной реальности, соответствующие основным категориям, 3) интерпретация взаимодействия элементов социальной реальности. Парадигма может включать в себя несколько теорий.

В современной социологии выделяют несколько парадигм. Выделяют, к примеру,

Ø Парадигма ʼʼсоциального поведенияʼʼ (или поведенческая парадигма). Теории: бихевиоризм, теория социального обмена. Предметная область: неосознанное поведение индивидов как соответствующая реакция на определœенные внешние стимулы; особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения. Методы: эксперимент.

Задание. Назовите представителœей и кратко охарактеризуйте суть следующих теорий: бихевиоризм, теория социального обмена.

Бихевиоризм. Предмет исследований в бихевиоризме – факторы психической деятельности, не контролируемые сознанием и рассматриваемые как основные. В отличие от психоанализа бихевиоризм рассматривает не бессознательные, а условные реакции. Условная реакция - ϶ᴛᴏ целостный паттерн поведения, а не просто физиологический ответ организма. Условные реакции формируются как по принципу классического обусловливания, так и по принципу оперантного обусловливания, в последнем случае условные связи возникают между поведением и его последствиями. Важной категорией бихевиоризма является стимул , под которым принято понимать любое воздействие на организм со стороны среды, в т.ч. и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Представители: Д.Б. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Б.Ф. Скиннер, Д.Г. Мид.

Теория социального обмена. Теория социального обмена - одно из влиятельных направлений в западной социологии, рассматривающее обмен как основу социальных взаимодействий, на которой вырастают структурные уровни общественной жизни. Теория социального обмена опирается на предположение о том, что люди будут формировать и поддерживать отношения, в случае если они считают, что вознаграждения, которые они извлекают из таких отношений будут превосходить затраты. Согласно этой теории, наше общественное поведение во многом обусловлено ожиданиями, что наши поступки по отношению к другим людям будут вознаграждены тем или иным образом. Отношения между людьми основаны на взаимовыгодном обмене. Представители: П. Блау, Дж. Хоманс.

Ø Парадигма ʼʼсоциальных фактовʼʼ (фактуалистская парадигма). Теории: структурно-функциональный анализ, теория социального конфликта͵ теория систем. Предметная область: социальная реальность сводится к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам . Внимание акцентируется на изучении их природы и взаимодействия, но исследуется также их воздействие на индивидуальное мышление и действие. Методы: историческое сравнение, опросные методы.

Задание. Назовите представителœей и кратко охарактеризуйте суть следующих теорий: структурно-функциональный анализ, теория социального конфликта͵ теория систем.

Ø Парадигма ʼʼсоциальных определœений (дефиниций)ʼʼ (или дефиниционистская парадигма). Теории: теория социального действия, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология. Предметная область: внутри- и межсубъективность, и как результат – действие (социальная реальность рассматривается сквозь призму способа понимания, определœения людьми социальных ситуаций, влияния на последующее действие и взаимодействие). Методы: наблюдение, опросные методы.

Задание. Назовите представителœей и кратко охарактеризуйте суть следующих теорий: теория социального действия, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология.

Социологические парадигмы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социологические парадигмы" 2017, 2018.

просмотров
просмотров