Рисуем животных: кошки и их анатомия. Анатомия волка для рисования Пластическая анатомия человека четвероногих животных и птиц
Коты управляют Интернетом! Без сомнения однажды они окончательно захватят контроль над миром в общем и человечеством в частности. Рисуя котов, вы сможете понять из чего они сделаны на самом деле. А врага нужно знать в лицо А если серьезно, то в этом уроке мы познакомимся с анатомическим строением кошек и узнаем как правильно изображать их в иллюстрациях.
Финальный результат
1. Структура кошачьего скелета
Шаг 1
Изучение строения скелета — первый шаг к рисованию правдоподобной позы. На костях держится все остальное, и именно они в первую очередь определяют диапазон возможного движения тела.
Шаг 2
К счастью, нам необязательно запоминать форму каждой кости. Достаточно запомнить их длину и места, в которых они соединяются друг с другом. Хорошая новость также состоит в том, что большинство четвероногих животных имеют схожую структуру скелета. Разнятся лишь длина костей и расстояния между ними. Выучите этот материал сейчас, и вам не понадобится вновь возвращаться к подобным базовым моментам.
Вам нужно запомнить строение скелета как группу овалов (суставы, череп, грудь, бедра) и линий (кости, позвоночник). После того как вы запомните это, вы сможете нарисовать любую кошачью позу.
Шаг 3
Есть еще один момент, который нужно запомнить: у каждого сустава своя амплитуда движения. Если вы нарушите эти ограничения, ваш кот будет выглядеть сломанным. Чтобы понять этот диапазон, посмотрите внимательно на анимированную картинку ниже. Во время бега кошка использует свои суставы в полной амплитуде. Как видите, все движения выглядят естественно.
Что стоит заметить:
- Начало прыжка. Задние лапы отталкиваются от земли.
- Когда задние лапы движутся назад, передние выполняют движение вперед.
- Когда лапы отталкиваются от земли, часть туловища к которым они прикреплены остается на исходной высоте. Вторая же часть тела может устремляться вверх.
- Заметьте, что кости лап никогда не выстраиваются в прямую линию. Даже когда максимально растянуты.
- Момент полета. Ни одной пары лап не стоит на земле. Тело максимально растянуто.
- Передние лапы в максимальной готовности к приземлению.
- Передние лапы теперь полностью вытянуты. И снова они не вытягиваются до прямой линии.
- Снова обратите внимание на разницу в высоте.
- Посадка совершена. Задние лапы сейчас стремятся приземлиться в ту же точку.
- Обратите внимание на это точку; она не может двигаться отдельно от грудной клетки.
- Движение хвоста обусловлено положением тазобедренного сустава.
- Когда все лапы на земле, передняя и задняя часть корпуса находятся на одном уровне.
Шаг 4
Вы можете сказать:"Мне это не нужно. Я чувствую правильную позу". Возможно, но есть несколько ошибок, которые совершает большинство из-за обычной невнимательности.
Это популярный способ изображения скелета. Ошибка происходит из-за того, что мы путаем строение передних и задних лап. Оно разное! Просто сравните свои руки и ноги.
Следующая поза не естественна, но используется довольно часто в мультипликации, когда персонажи передвигают лапами как пропеллерами. В реальном мире задние лапы не способны выполнять амплитуду движения более 120 градусов (даже у гепардов). Также настоящая кошечка будет стремиться удерживать голову на одном уровне, а не опускать ее вниз (если конечно это не зомби-кошечка — в мультфильмах встречаются и такие).
Какое интересное строение скелета! В данном случае кости просто торчат из бедра. Проблема в том, что там не только кости, но и в большой степени мышцы. И этот момент нельзя игнорировать. Также в первой позе мы видим поджатые передние лапы и сидящие задние. Маленькие кошечки едят в такой позе, но их грудь при этом не находится на земле.
Еще одна распространенная ошибка таится в повадках. Кошки при обычной ходьбе сначала переносят две лапы одной стороны, а потом две лапы другой стороны. Эта ошибка останется незамеченной большинством людей, но тем не менее не перестанет быть ошибкой! Правда во время ускорения коты переходят на «диагональное» перемещение лап.
Шаг 5
Вы узнали все о позах. Пора рисовать набросок собственного рисунка.
Строение кошачьего мышечного скелета
Шаг 1
Мышцы придают телу форму. Вы можете нарисовать тело и без понимания строения мышечного скелета, но угадывание — не наш путь. Процесс обучение может показаться сложным на первый взгляд, но позже вы увидите, что на деле все значительно проще.
Для начала добавьте в зарисовку упрощенные мышечные формы. Довольно просто! Если ваша кошка будет очень пушистой, большего вам и не понадобится. Мышц все равно не будет видно.
Шаг 2
Вот как выглядит наша кошка после того как у нее появился базовый набор мышц.
Шаг 3
Если вы хотите нарисовать гладкошерстную кошку, придется сделать больше. Ниже вы видите очертания самых крупных мышц, которые могут быть заметны. Чтобы не особо напрягаться, просто используйте в качестве образца эту картинку, и рисуйте по ней. После нескольких упражнений строение запомнится само собой.
Шаг 4
Теперь у нашей кошечки наблюдается мышечный рельеф!
Шаг 5
В завершении еще одна вещь. У котов есть места, в которых кожа висит свободно, не облегая мышцы. Если у вас есть кошка, потрогайте место между бедром и голенью — вы нащупаете только кожу и шерсть! Из-за этой особенности кожи бедро и голень трудно различимы пока кошка сидит.
Шаг 6
Нарисуйте эти дополнительные участки кожи в вашем скетче.
3. Как рисовать кошачьи лапки
Шаг 1
Задние и передние лапки кошечки отличаются друг от друга, так же, как наши руки отличаются от ног. Вы можете использовать их, чтобы представить себе строение. Кошечки ходят на цыпочках, используя лишь часть «ладошки» для опоры. Также у них есть «большой палец» (в виде капли) и небольшой придаток (гороховидный), но только на передних лапах. Задние лапы в целом очень схожи с нашими ногами.
Шаг 2
Кошачьи лапы устроены совершенно удивительно. Когти у них «выдвижные», но работают они не совсем так, как мы себе обычно представляем. Коготь прикреплен к последней кости пальца. Однако не к крайне его части, а ближе к основанию. Лишь когда коготь полностью выпущен, соединение перемещается ближе к краю.
Что это означает для нас? Коготь, вместе с маленькой костью, к которой он прикреплен, находятся на внешней стороне каждого пальца. Коготь располагается на пальце не симметрично! Посмотрите фотографии котов породы сфинкс — у них нет шерсти и строение когтей видно лучше.
Шаг 3
Ниже вы видите изображение левой и правой передних лап со сложенными ногтями. Попробуйте повторить это положение руками, чтобы понять где заканчивается предплечье и начинается лапка.
Шаг 4
Давайте научимся рисовать лапы.
- Для фронтального ракурса: нарисуйте четыре линии, заканчивающиеся в фигуре в форме камня.
- Для ракурса со стороны: нарисуйте четыре линии, начинающиеся в овале, заканчивающиеся ступенями. Ступенька посередине должна быть скошенной в сторону.
Шаг 5
- Для фронтального ракурса: нарисуйте четыре «яйца» в конце каждой линии на месте фигуры-камня.
- Для ракурса со стороны: нарисуйте четыре «яйца», которые будут покрывать последний сгиб «ступенек». Затем соедините яйца с линиями.
Шаг 6
Также нам нужно будет добавить фигуру в форме фасольки (на внешней стороне) для задних лап, или вытянутую фигуру (на внутренней стороне) для передних лап.
Шаг 7
Теперь покроем всю лапку мехом. Над когтями шерсть растет по-особенному: покрываем мехом только сверху и по сторонам.
Шаг 8
Хорошо. Разобрались с лапкой со сложенными когтями. А как быть с разъяренной кошкой, которая выпустила когти? Все просто, если вы усвоили анатомическую часть.
Шаг 9
Теперь у нашей кошки появились лапки.
4. Пропорции кошачьей головы
В зависимости от породы, кошачьи мордочки отличаются друг от друга. Но существуют правила, по которым вы можете нарисовать «типичную» кошачью физиономию.
Шаг 1
Нарисуйте два круга: один большой, второй поменьше. Это упрощенные формы головы и морды.
Шаг 2
Разделите малый круг на шесть примерно равных частей .
Шаг 3
Разделите среднюю линию на примерно шесть равных частей. Это поможет нам найти верное положение для носа и рта.
Шаг 4
Нарисуйте обычный треугольник между линиями, как показано ниже. Вы также можете начать рисовать рот.
Шаг 5
Нарисуйте остальные черты морды, используя линии в качестве ориентиров.
Шаг 6
Теперь определим место для расположения глаз. Добавьте четыре вспомогательные линии, используя уже существующие.
Шаг 7
Теперь вам достаточно просто добавить глаза.
Шаг 8
Если вы рисуете котенка, вам нужно немного изменить пропорции и нарисовать более округлые глаза большего размера.
Шаг 9
Добавьте линии для форм ушей и щек.
Шаг 10
Нарисовать голову в профиль не сложнее, если вы знаете как расположить вспомогательные линии.
Шаг 11
Теперь мы знаем как нарисовать форму для головы. Но это все равно еще лишь зарисовка. В следующих шагах мы рассмотрим каждый элемент в отдельности.
5. Как нарисовать кошачьи глазки
Шаг 1
Если вы прошли предыдущие шаги, у вас должен быть вот такой овал в качестве базы для глаза.
Шаг 2
У нас есть три элемента вокруг самого глаза: край нижнего века, верхняя линия ресниц, и темная область во внутреннем уголке глаза. Часть третьего века тоже можно показать.
Шаг 3
Рисуем зрачок:
- У мелких представителей семейства кошачьих зрачок вытянутый зрачок. Круглым он становится только в темноте.
- У крупных представителей этого семейства зрачок всегда остается круглым, лишь меняя размеры.
Размер зрачка может сыграть свою роль в реалистичности иллюстрации. Если вы нарисуете кошке сидящей на солнечном пляже или перед огнем большой круглый зрачок, это будет выглядеть неестественно.
Шаг 4
Добавьте темные прожилки вокруг зрачка и более светлые в остальных частях глаза. Расположите их по по направлению от зрачка к внешней части глаза.
Шаг 5
Глаз состоит не только из зрачка и яблока. Когда вы рисуете человеческое лицо, то вырисовываете веки, ресницы и брови, чтобы оно казалось более завершенным. Для кошачьего глаза мы можем добавить светлые области вокруг глаза и темную ложбинку над ним — это углубление из которого растет несколько вибриссов.
Шаг 6
Когда глаза закрыты, разрез превращается в темную полосу. Светлые области становятся ближе друг к другу.
Шаг 7
Шаг 8
Вы уже знаете как должны выглядеть глаза. Можете нарисовать их на мордочке.
6. Рисуем кошечке нос
Шаг 1
Начнем вытянутой фигуры в форме кристалла. Его нижняя часть обычно темнее.
Шаг 2
Дорисуйте два «крыла» в качестве ноздрей.
Шаг 3
Нарисуйте ноздри. Они не похожи на человеческие ноздри, так что будьте внимательны.
Шаг 4
Нарисуйте переносицу. Она должна быть скругленной сверху. Также по бокам переносица будет темнее, а шерсть на ней — короче.
Шаг 5
Теперь у нашей кошки есть носик!
7. Как нарисовать кошачьи уши
Шаг 1
Кошачьи уши не так просты как кажется. Это не просто треугольники, а сложные по строению структуры, которые нужно выучить, чтобы рисунок казался более реалистичным.
Шаг 2
Для того, чтобы нарисовать ухо с фронтального ракурса, нарисуйте круг. Затем разделите его на четыре части, рисуя линии под небольшим углом.
Шаг 3
Используйте вспомогательные линии, чтобы нарисовать внешний контур уха.
Шаг 4
У кошек есть странная складка в нижней части уха. Она называется «козелок». Ее довольно сложно нарисовать в этом ракурсе, но это необходимо. Нарисуйте козелок и люди будут считать вас кошачьим экспертом! :)
Шаг 5
Теперь можно рисовать пучки волос. Их длинна и объем зависит от породы, но в целом лучше «крепить» волосы к внутренней части раковины, внешнюю оставляя голой.
Шаг 6
Но кошки умеют двигать ушами! Как же все остальные положения? Вы можете использовать тот же метод для создания ушей в любой позиции. Главное помните, что ухо на самом деле намного больше чем кажется! Нижнюю часть обычно прикрывает шерсть (и вы тоже должны будете ее нарисовать). Посмотрите на эту фотографию и вы поймете какую часть уха мы видим, а какая скрыта.
Шаг 7
Теперь у нашей кошки есть уши!
8. Рисуем кошке усы
Шаг 1
Вибриссы, или усы составляют еще один орган чувств для кошки. Вибриссы растут над верхней губой кошки, над глазами, над подбородком, и за лапами. Эти «волоски» растут из темных «ложбинок» в шерсти кошечки. Мы уже рисовали такие ложбинки над глазами. Теперь нарисуйте более мелкие на мордочке.
Шаг 2
У кошек по 12 усов с каждой стороны, но вам необязательно четко соблюдать эту численность. 13 слева, 15 справа — все в порядке! Главное рисуйте их тонкими и светлыми. Также их длина должна быть больше длины половины головы.
9. Рисуем шерсть
Шаг 1
Длина шерсти определяет форму головы. Голова кошки без шерсти треугольной формы. Чем больше шерсти — тем плавнее форма головы. Нарисуйте кошке шерсть
средней длины
и голова станет круглой (кстати, поэтому котята кажутся нам милее). Если ваша кошка длинношерстная, то форма ее головы становится трапециевидной.
Шаг 2
Также от длины шерсти зависит форма тела. Короткая шерсть подчеркнет
худое тело
кошки, длинная — сделает его больше. Если вы только учитесь рисовать, всегда начинается с короткой шерсти. Уже потом экспериментируйте с длиной по мере вашим желаний.
Автор урока —
Monika Zagrobelna
Перевод — Дежурка
Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке. Рабинович М.Ц.
М.: Высшая школа , 1978. - 208 с.
Описывается пластическая анатомия человека и животных. Книга написана художником, имеющим высшее медицинское образование , благодаря чему изложен только тот материал, который имеет практическую ценность для художников; этим и особенно изложением методики изображения на анатомических основах книга выгодно отличается от других руководств того же профиля. Во втором издании (первое вышло в 1971 г.) расширен изобразительный материал, показывающий строение человека, животных и птиц, переработан и дополнен текст. Предназначается для учащихся средних специальных учебных заведений изобразительного искусства . Может быть использован в практической работе художника.
Формат: djvu
Размер: 26 Мб
Скачать: yandex.disk
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Раздел I. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА
Введение 5
Учение о костях 15
Общее понятие о скелете 15
Соединения костей между собой - швы, хрящей, суставы 16
Скелет туловища 18
Позвоночный столб 18
Грудная клетка 20
Кости таза (или тазового пояса) 22
Суставы, сращения, движения и пластика туловища 23
Скелет свободной
нижней конечности
- ноги 27
Бедренная кость 27
Кости голени 29
Скелет стопы 31
Суставы, движения и пластика нижней конечности 33
Скелет плечевого пояса 37
Скелет свободной верхней конечности - руки 39
Плечевая кость 39
Кости предплечья 40
Скелет кисти 43
Суставы кисти, ее движения и пластика 45
Суставы, движения и пластика плечевого пояса и руки 46
Череп 49
Мозговой череп 51
Лицевой череп 53
Движения, пластика и построение головы 55
Разбор скелетной и мышечной связи стоящей фигуры и объемное ее
построение на основе скелета и обобщенных мышечных массивов 58
Учение о мышцах 70
Мышцы туловища 74
Совместная работа мышц туловища, его пластика и построение 79
Мышцы таза и бедра 81
Мышцы таза 81
Мышцы бедра 85
Мышцы голени и стопы 89
Мышцы голени 90
Мышцы стопы 93
Движения, пластика и построение ног и таза 94
Мышцы плечевого пояса 98
Мышцы, двигающие плечевой пояс 100
Мышцы, связывающие плечевой пояс с плечом 104
Мышцы, идущие от туловища к плечу 105
Мышцы руки 108
Мышцы плеча ПО
Мышцы предплечья 111
Мышцы и пластика кисти 115
Движения» пластика и построение плечевого пояса и руки 118
Мышцы и пластика шеи 122
Пластика, движения и построение шеи с головой 128
Мышцы головы, ее детали и пластическая анатомия органов чувств 130
Мимические мышцы 133
Жевательные мышцы 141
Глаз 143
Нос 146
Рот 147
Ухо 148
Центр тяжести и равновесие 149
Пропорции 152
Разбор и построение фигуры на основе скелета и мышц 155
Таблица I. А. А. Брюллов. «Натурщик с шестом» 155
Таблица IL В> И. Суриков, «Борец» 158
Таблица IIL А- П. Лосенко. «Натурщик, сидящий на камне» (этюд маслом)
159
Таблица IV, А. И. Иванов, «Натурщик» . 162
Возникновение контура и его роль в работе над изображением человека
165
Раздел II ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ЧЕТВЕРОНОГИХ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ
Краткий очерк пластической анатомии четвероногих животных 167
Млекопитающие 167
Лягушка, ящерица 184
Краткий очерк пластической анатомии птиц 185
Литература 189
Приложение (иллюстрации) 190
Вильгельм Танк
Haстоящее Издание представляет собой авторизованный перевод оригинального немецкого издания "W Tank. Klеinе Тieranatomiс", вышедшего в Дрездене в 1955 году. Автор текста и иллюстраций Вильгельм Танк. Труд немецкого профессора знакомит читателя с основополагающими для художника особенностями строения тел различных животных, учит осознанно передавать внешнюю форму, согласовывая ее характерные признаки с внутренним строением организма. Книга незаменима для всех, кто стремится овладеть классическими приемами художественного творчества и научиться мастерской передаче характерных и наиболее выразительных признаков представителей животного мира.
ООО "Издательство Астрель", 2004г.
Другие материалы по теме: Книги для скульпторов и художников
Кен Халтгрен (Ken Hultgren)
Искусство рисования животных (The Art Of Animal Drawing) - это вдумчивое и глубокое руководство, написанное бывшим аниматором студии Уолта Диснея, поможет художникам всех уровней совершенствовать свое умение рисовать самых разнообразных животных, как реальных, так и их карикатуры. Вы узнаете, почему автор считает строение животного и анализ его движений самыми важными моментами для четкого понимания правильного их изображения. Книга даст советы по поиску характерных движений и поможет избежать жестких «деревянных» поз, которые часто являются причиной печального результата зарисовки животных с натуры. В учебном пособии упор делается на построении чертежей (более 700 иллюстраций в линиях и полутонах), а не на текст. Это означает, что студент может просмотреть процесс разработки чертежа по примеру, а не в теории или описание.
Джек Хамм
Более тысячи пошаговых упражнений помогут вам научиться рисовать животных.
Это книга, созданная в 1969 году, издается во многих странах и весьма популярна среди начинающих художников.
Издательство "Поппури", Минск, 2001г.
Дэвид Макдональд
Это первое издание на русском языке уникальной, не имеющей аналогов в мире энциклопедии, подготовленной Oxford university press. Энциклопедия представляет собой фундаментальную сводку представлений о биологии, распространении и природоохранном статусе всех групп современных млекопитающих. Ее важнейшей частью является классификатор - первый за последние десятилетия полный список видов с указанием их названий на русском языке. Основной текст дополняет русско-английский толковый словарь научных терминов. Более 10000 иллюстраций.
Издательство "Омега", 2007г.
Джорж Бриджмен
Эта книга - свод анатомических конструкций Бриджмена, его метода изображения человеческого тела, его трудов по структуре головы и лица. Итоги всей его работы в течение жизни, всей его художественной и преподавательской практики включены в эту книгу
Джек Хамм
В книге излагаются основы рисования человеческих голов и фигур, представлено более тысячи пошаговых иллюстраций.
Это книга, созданная американским художником еще в 1962 году, не теряет своей привлекательности для широкого круга начинающих художников.
Издательство "Поппури", Минск, 2007г.
Знание анатомии четвероногих животных и птиц при работе над их изображением имеет не меньшее значение, чем знание анатомии человека. Правда, движения животных не так многообразны, как движения человека, но зато человека можно рисовать в любом положении, так как человек позирует, а животных, за редким исключением, заставить позировать, как натурщика, нельзя- Особенно трудно заставить животное повторить нужное движение, нужную позу, нужный ракурс, а художнику необходимо уметь изображать животных в покое и в движении, в любой позе, в любом ракурсе и тут нельзя полагаться только на глаз, нельзя просто срисовывать. Надо ловить наиболее характерное, производить компоновки фигуры из разных поз и даже с разных одинаковых «натурщиков». При этом применяется такой прием. Художник становится у клетки, где движется натура (желательно, чтобы было несколько одинаковых экземпляров) и начинает на большом листе сразу несколько рисунков с тех поз, которые принимают животные. Порисовал один рисунок, поза изменилась, начал другой, еще раз изменилась - начал третий (можно и с другого экземпляра) и т. д. Натура, та или другая, обязательно повторяет позу, хотя бы приблизительно - можно вернуться к предыдущему рисунку, к следующему и т. д. и на каждом из нескольких рисунков постепенно наращивается и обогащается изображение.
Все это требует пристального внимания и большого терпения и подвижности со стороны художника. Сидеть при этом нельзя - надо ходить и даже перебегать с места на место.
Это метод познавательного объемного рисунка. Но есть еще метод лихих быстрых набросков, которые бывают весьма эффектны, но познавательного в этом методе мало, так как рисунки большей частью получаются плоскостные и нет времени для объемного анализа. И в том и в другом случае изображение зверей и птиц представляет собой своеобразную охоту за нужной позой, дает в результате много набросков, которые очень трудно связать в стройное целое, если не знать основы построения животных. Этой основой может служить только пластическая анатомия животных. Но так как животные изучаются менее подробно, чем человек, то для обычной работы художника достаточно иметь основное понятие об их анатомической структуре, т. е. о скелете и расположении и действии основных мышечных массивов.
При всем многообразии четвероногих животных и птиц оказывается, что анатомия человека настолько сходна с анатомией животных, что достаточно их сопоставить, чтобы получить понятие об анатомической структуре животных и даже иметь возможность применять те же методы построения фигуры, которые применяются при изображении человека.
«Чувствовать, знать, уметь - полное искусство», - определяет выдающийся художник-педагог П. П. Чистяков искусство художника. Изображая человека, животное, художник должен знать его строение, его анатомию. «Кисть руки состоит из костей, сухожилий, мускулов, покрыта кожей. Чтобы исполнить ее как следует, надо изучить кости, построить в соответствии...» - говорит в другом месте П. П. Чистяков, излагая свои программные требования, и он же в письме к П. Ф. Исееву, говоря об анатомии и перспективе, с огорчением пишет: «Ученики знают эти предметы, но умеют ли применять их на деле? Нет! Нет! И нет»» Умеют ли наши современники - художники применять на деле знание пластической анатомии, и если не умеют, то чья здесь вина? Вот вопросы, которые должны интересовать и в наши дни художников-педагогов. Пластическую анатомию преподают, и в руководствах она изложена весьма добросовестно, с полным знанием фактического материала, но с таким «отрывом от производства», что прямой цели это не достигает. Учащийся может добросовестно прослушать курс, а о применении анатомии на практике при построении фигуры никаких сведений не получить. Преподаватели же изобразительных дисциплин далеко не всегда применяют метод объемного анатомического построения фигуры, который бы суммировал для учащегося полученные им по анатомии сведения. Между тем художник, не знающий анатомического построения (хотя и изучивший анатомию), не может свободно владеть рисунком человеческой фигуры, не может пользоваться моделью, а только копирует модель, что ведет к рабской зависимости от модели, к натуралистическому рисунку. Разобщенность между изучением пластической анатомии и ее применением характерна для многих руководств и методов преподавания этого предмета.
Млекопитающие
Если сравнить анатомическое строение человека, поставленного на четвереньки, с изображением других млекопитающих - копытных (лошадь), крупных кошек (лев) и собак (рис. 70, 71, 72, 73), то можно найти не только сходные элементы скелета, но также убедиться в большой схожести их расположения и взаимной связи. Например, позвоночный столб у животных тоже служит основным стержнем скелета: он связы-
вает таз, грудную клетку и голову, но в отличие от человеческого продолжается за таз, образуя хвост; а шейный отдел длиннее и по-другому изогнут. Грудная клетка сдавлена не от груди к спине, как у человека, а справа налево (количество ребер и позвонков вирьирует). Таз сохраняет те же костные элементы и те же выступы, о чем можно судить по экстерьеру (у лошади выступ, соответствующий передней подвздошной ости, называется маклоком), но вытянут в длину и сдавлен справа налево. Постоянное положение туловища у животных горизонтальное, так как все четыре конечности в основном несут опорную и двигательную функцию, хотя у хищников, в особенности кошек, передние конечности сохраняют и способность хватать, свойственную человеку и обезьянам.
В отличие от человека у большинства животных нет ключицы (рис. 74), плечевой пояс состоит из лопаток, которые соединяются с грудной клеткой только мышцами. Плечевая кость обычно короче костей предплечья; она сочленяется с лопаткой плечевым суставом, но сама кость скрыта под мышцами и плечо не выступает наружу отдельно от туловища, как у человека. У животных виден только нижний конец кости, который образует с костями предплечья (или подплечья, как его называют у животных) локтевой сустав. Таким образом, свободная передняя конечность в отличие от человека видна только от локтя. Скелет предплечья тоже состоит из двух костей, только строение его отличается у копытных и у хищников. Локтевая кость копытных сильно уменьшена и основой служит лучевая; они сращены неподвижно в положении пронации- кисть обращена тыльной стороной вперед, движения пронации и супинации полностью отсутствуют, так как хватательных движений нет и кости несут только опорную функцию. Предплечье опирается на кости кисти (лапы), образуя запястный сустав (в обиходе это место неправильно именуют коленом). Пясть находится на прямой линии с предплечьем и не может разгибаться вперед, как это свойственно человеку. Опирается пясть на фаланги пальцев. У разных копытных (рис. 75) опорой служит разное количество пальцев: у свиньи--четыре, коровы - два, лошади - один. Палец опирается на копыто; таким образом, копытные ступают передними ногами на концы пальцев.
У крупных и мелких кошек предплечье отчасти сохранило хватательную функцию и обе кости подвижны относительно друг друга (см. рис. 75). Передняя лапа ступает в положени пронации, но при нападении, терзании добычи и т. п. свободно супинирует и пронирует (в чем легко убедиться, наблюдая тигра или льва, даже кошку). Пясть состоит из пяти костей и лежит на одной прямой с предплечьем, пальцы сильно загибаются вперед, за исключением первого, который висит. Передние фаланги кошки могут загибать вверх, пряча когти, а при сгибании когти «выпускаются». У собак предплечье состоит из двух костей, движения супинации и пронации существуют, но в меньшем объеме. Лапа ступает тоже в положении пронации (так же, как почти у всех четвероногих млекопитающих), первый палец висит, как у кошек. Первые фаланги остальных четырех пальцев не загибаются вверх - собаки не прячут когтей. И кошки, и собаки ступают на ладонную поверхность четырех пальцев и на головки пястных костей.
На поверхности тела сильно выступают лопатки. Грудина лежит в глубине; по обе ее стороны сильно выступают головки плечевых костей, покрытые мышцами, локоть и запястье рельефны под кожей. У хищников пясть и фаланги менее рельефны, чем у копытных.
Задние конечности всех четвероногих соединяются с тазом тазобедренным суставом. Бедренная кость почти вся скрыта под мышцами туловища; бедро не выступает наружу отдельно от туловища, как у человека; видны лишь большой вертел и нижний конец бедра, который образует с костями голени коленный сустав. Надколенник и концы костей проступают под кожей. Голень под углом уходит назад и в голеностопном суставе сочленяется с плюсной (сустав у животных именуется скакательным, а плюсна - заплюсной). У копытных заплюсна в спокойном состоянии стоит отвесно и сочленяется с пальцами - у свиней - с четырьмя, коров- с двумя, лошадей - с одним. Пальцы опираются на копыта, таким образом задние ноги копытных тоже ступают на концы пальцев. Скакательный сустав и пяточный бугор у копытных расположены очень высоко, a vхищников - несколько ниже.
Хищники ступают на разогнутые пальцы и головки плюсневых костей. Плюсневых костей у хищников четыре, пальцев - тоже четыре
(1 палец бывает не всегда). Человек, обезьяна, медведь, напротив, ступают на всю стопу. На скелете сзади выступают кости таза - подвздошная, седалищные бугры; на бедре - большой вертел, мыщелки, надколенник, на голени - мыщелки и обе лодыжки. На стопе резко выделяется пяточный бугор.
Движения млекопитающих, происходящие в суставах - это те же движения, что и у человека (если положение тела человека уподобить положению животного). Лопатка скользит по поверхности грудной клетки, главную нагрузку она выдерживает тогда, когда передняя нога упирается в землю, поддерживая туловище. В таких случаях при шаге лопатки попеременно вздымаются над поверхностью спины, а туловище обвисает (как на рессоре), поддерживаемое лопаткой, что особенно заметно у крупных кошек. При сильном размахе передних ног лопатка сдвигается вперед и назад наподобие маятника или вся целиком, перенося плечо, а следовательно, и ногу, что, конечно, меняет рельеф тела, особенно передней поверхности груди (рис. 76).
Движения в плечевом суставе те же, что и у человека, за исключением вращения и отведения в сторону. Движения приведения носят постоянный характер, иначе лапа отклонилась бы в сторону, - она все время удерживается около туловища. Что касается движения взад и вперед в плечевом суставе, то они имеют большой размах и сильно влияют на рельеф тела, особенно при разгибании вперед. При этом плечевая кость выбрасывается вперед, перенося вперед локтевой сустав вместе с нижней частью передней ноги (рис. 76), а так как плечевая кость покрыта и мышцами туловища, то передняя половина груди становится более выпуклой, что удлиняет туловище со стороны согнутого вперед плеча. Движение совершается в быстром беге и еще усиливается перенесением лопатки вперед - это еще больше увеличивает рельеф груди. Соответствующие изменения обратного порядка происходят, когда плечо и лопатка отбрасываются назад; локтевой сустав и нижняя часть ноги переносятся назад, и поверхность груди сглаживается - туловище с этой стороны становится короче (рис. 76).
В локтевом суставе происходят сгибания и разгибания почти так же, как у человека. Когда животное стоит, локтевой сустав разогнут, предплечье вертикально, плечо и предплечье образуют тупой угол, а не прямую линию, как у человека (сравните рисунки 70, 71, 72, 73). Как сказано выше, передняя нога ступает в положении пронации, но у многих животных благодаря подвижности костей предплечья существуют движения и супинации и пронации; ими обладают крупные и мелкие кошки (тигр, лев, пума, ягуар и т. д.), медведь, зайцы, кролики, белки, многие грызуны, но не копытные.
В запястном суставе происходят в основном (в особенности у копытных) движения сгибания и разгибания, причем разгибание прекращается, когда пясть образует с предплечьем одну прямую. У копытных сгибание, в особенности пассивное (при отдыхе лежа), прекращается в момент соприкосновения поверхностей кисти и предплечья (рис. 77); у хищников размах сгибания обычно соответствует человеческому.
В пальцах тоже имеются движения сгибания и разгибания, а у хищников и некоторых грызунов движения в сторону (у кошки, когда она «разминает когти», заяц, когда он чистит передние лапы).
Мышечные группы, обслуживающие эти движения, тоже расположены почти как у человека (см. рис. 71, 78).
Лопатка соединена с грудной клеткой и передвигается по ней теми же мышцами, что и у человека (зубчатой, трапециевидной, ромбовидной). С плечевой костью лопатка тоже соединена мышцами, аналогичными
человеческим (дельтовидная мышца здесь утратила функцию отведения)". Часть этих мышц, лежащая поверхностно, сгибает ногу в плечевом суставе и тем самым отбрасывает плечо, а следовательно и ногу назад; эти мышцы при напряжении резко граничат сзади с разгибателями локтевого сустава. Кроме того, сгибает ногу в плечевом суставе и отбрасывает плечо назад вместе с лопаткой также и широчайшая мышца спины. Разгибание же в плечевом суставе, т. е. вынос плеча и ноги вперед, производится другой частью мышц, идущих от лопатки к плечу,-эти мышцы
рельефа не образуют. У лошадей в выносе плеча вперед участвует (иона рельефна) плечеголовная мышца, аналогичная грудино-ключично-сосце-видной мышце человека; только у лошади она прикрепляется к плечевой кости и разгибает плечевой сустав.
Мышцы, разгибающие в локтевом суставе (трехглавая мышца и др.)* располагаются сзади и очень мощны, так как несут опорную функцию. Сгибатели лежат спереди и незначительны, так как несут малую нагрузку. Они почти целиком покрыты мышцами, притягивающими (приводя
щими) плечевую кость и предплечье к туловищу; эти мышцы (большая грудная и др.) расположены впереди, образуя на передней поверхности груди два мощных бугра, покрывающих спереди плечевую кость (между ними образуется ложбина, в глубине которой находится грудина). Эти бугры попеременно выносятся вперед при беге вместе с лопаткой и плечевой костью.
Между двумя мышечными группами - трехглавой и сгибателями локтевого сустава - выходит на поверхности основная группа мышц
предплечья - разгибатели кисти. Это очень характерное и рельефное место, важное для пластической связи. Приводящие мышцы и сгибатели локтевого сустава прикрепляются на костях в промежутке между разгибателями и сгибателями кисти. Сгибатели (кисти), как и у человека, лежат на задней поверхности, разгибатели - на передней поверхности предплечья. Разгибатели кисти участвуют также в сгибании локтевого сустава. Вообще предплечья крупных кошек (льва, тигра) поразительно похожи на предплечья человека и формой, и движениями.
В тазобедренном суставе происходят движения сгибания и разгибания и постоянного притягивания к туловищу (приведения), так как почти исключены движения отведения (так же, как и в плече).
Так как бедро покрыто мышцами туловища, его сгибание переносит за собой всю массу задних мышц туловища вперед (вместе с коленным суставом и ногой) и тем изменяет рельеф соответствующей ягодицы и половины таза (см. рис. 76). Равным образом разгибание производит обратное движение. В коленном и голеностопном суставах, как и у человека, происходит сгибание и разгибание (в коленном у копытных отсутствует вращение голени, которое существует у кошек и человека при согнутом колене).
При спокойном стоянии бедро направлено вперед и образует с голенью угол, открытый назад (у человека в этом положении бедро и голень образуют прямую линию). В голеностопном (скакательном) суставе стопа направлена почти отвесно вниз и у копытных ступает только своей нижней частью; человек же, медведь, обезьяна ступают всей стопой. Также у хищных и копытных в отличие от человека стопа может производить более обширное движение вперед, т. е. больше приближаться к голени, даже соприкасаться с ней, в особенности при отдыхе лежа.
У хищников нога ступает на подошвенную поверхность пальцев и на головки плюсневых костей (см. рис. 77).
Мускулатура задних ног (см- рис. 72, 78) располагается согласно основным опорным функциям конечностей и так же, как у человека, основными группами являются разгибатели. Группа ягодичных мышц почти не несет (характерную для человека) функцию поддержки туловища в вертикальном положении - эту работу мышцы выполняют только тогда, когда животное становится на задние ноги. У животных ягодичные мышцы в основном несут функцию разгибателей тазобедренного сустава, что имеет большое значение для движения вперед (особенно важно у лошадей-тяжеловозов) . Вся остальная задняя группа мышц, включающая задние мышцы бедра (полусухожильную, полуперепончатую, двуглавую) и задние мышцы голени (трехглавую), у лошадей переходит в общее ахиллово сухожилие, которое прикрепляется к пяточному бугру, и производит разгибание тазобедренного и отгибание назад голеностопного (скакательного) суставов. У хищников места начала и прикрепления этих мышц варьируют, но производят ту же работу. Если при этом одновременно происходит разгибание в коленном суставе, то вся задняя нога отбрасывается назад. Коленный сустав разгибается четырехглавой мышцей, расположенной впереди бедренной кости. Впереди и поверхностнее четырехглавой, резко гранича с боковой стенкой живота, лежат мышцы, сгибающие тазобедренный сустав и тем самым переносящие бедро и всю ногу вперед. На передней поверхности голени расположены мышцы, производящие сгибание стопы и пальцев вперед; сзади между костями и ахилловым сухожилием лежат мышцы, производящие сгибание стопы и пальцев назад. Если смотреть на животное сзади, то с внутренней стороны ноги между тазом и бедром можно увидеть группу приводящих мышц (см. рис. 78).
Таз, бедро и голень покрыты фасциями, аналогичными широкой фасции бедра человека. Они удерживают мышцы близ костей и местами при напряжении мышц образуют поперечные вдавления-
Мышцы туловища в общем аналогичны мышцам человека и особого рельефа здесь не обнаруживается.
На шее очень массивна задняя группа мышц, поддерживающих шею, вытянутую вперед и вверх. Спереди на шее по средней линии над яремной впадиной тянется вверх дыхательное горло, по обе стороны его идут мышцы, аналогичные грудино-ключично-сосцевидным человека; они особенно рельефны у лошадей (см. рис. 72, 78).
Мускул, соответствующий человеческому грудино-ключично-сосце-видному, у лошадей состоит из двух мышц: грудино-головной и плечего-ловной (из-за отсутствия ключицы мышца прикрепляется к плечу). Вверху под нижней челюстью на передней стороне шеи между правыми и левыми мышцами (как у человека) располагается дыхательная трубка. Плечеголовная мышца внизу и снутри граничит с грудным мускулом; она разгибает плечо, т. е. выносит его, а следовательно, и ногу вперед. При фиксированных передних конечностях эти мышцы сгибают голову вперед; получается то характерное «кивание», которое наблюдается, ког-
да лошадь с силой упирается передними ногами, как бы карабкается, беря подъем, таща тяжелый груз или преодолевая иное препятствие.
Череп животных имеет те же элементы, что и человеческий (только у человека преобладает мозговая часть, а у животных - лицевая). Налицо двусторонняя симметрия, имеются челюсти верхняя и нижняя. Скулы, скуловые дуги, глазницы, лобные кости (даже с надбровными дугами у слона, собак и крупных кошек). Законы построения рисунка черепа те же, что и у человека: строить его надо как симметричную форму, наметив среднюю линию скулы, нижнюю челюсть и т. д. (рис. 79).
Строя изображение животного, начинайте с увязки больших объемов грудной клетки с плечевым поясом, животом и тазом, объемно пристраивайте то, что будет удобно (ведь животное не позирует) -ноги, шею с головой и т. п., помните о двусторонней симметрии туловища и работайте, непременно наметив срединную линию. Рисуя симметричные элементы на туловище или голове, сочетайте их немедленно друг с другом. Все время помните о скелете, о том, как он залегает в туловище и в голове и как залегает в конечностях; скелет - основа построения - ни один массив туловища или конечности не может быть решен без ясного представления о скелетной связи. От правильно намеченной связи зависит в основном живость изображения.
Как и на человеке, контур текуч и неуловим и становится ясным и условным только при четком и ясном понимании и сочетании объемов. Поэтому в беглом рисунке животного ищите сочетания объемов, а не гоняйтесь только за эффектным контуром. Как на рисунке человека, так и на изображении животного контур появляется, бывает то толстым, то очень тонким, заходит внутрь фигуры и сходит на нет, а из-за него появляется другой контур - это результат взаимоотношения объемов, которые ложатся один на другой и возникают один из-за другого-
При построении объема изображают его поверхность, которая чем дальше от глаза, тем больше уходит в ракурс, пока на границе объема не образуется контур. Стало быть, контур - это ракурс поверхности, поэтому в зависимости от ее освещения он неравномерен, то он толстый, то тонкий. Объем скрылся за другим объемом - контур сходит на нет, и появляется из глубины изображения новый контур, который образован как ракурс поверхности нового объема. Этот контур выходит на границу фигуры и снова скрывается, чтобы уступить место другому контуру, принадлежащему другому объему, и так до тех пор, пока не появится контур всей фигуры.
Произведите построение скелета любого четвероногого животного с натуры слегка в ракурсе (рис. 80) спереди и сзади (без отделки, только построение). Рисуя, сравнивайте со скелетом человека и давайте себе отчет в том, что в структуре человека и животного соответствует друг другу. Наблюдайте какое-нибудь животное, мысленно представляя себе, как расположен его скелет. Если сможете, сделайте с него конструктивные наброски с разных сторон, в разных ракурсах (рис. 81). При изучении животных избегайте пользоваться чучелами. Чучела часто делают без строгого учета конструкции скелета, отчего форма в них сбита.
Лягушка, ящерица
У земноводных (лягушка) и пресмыкающихся (ящерица) те же элементы скелета, что и у млекопитающих (рис- 82). Разница в том, что их брюхо в спокойном состоянии прилегает к земле, структура туловища
(соотношение таза, позвоночника и грудной клетки) не так рельефна, как у млекопитающих, у ящерицы хвост длиннее и массивнее, а у лягушки его нет, у лягушки четыре пальца на передних и пять на задних конечностях. Кроме того, плечи и бедра отходят в сторону, имеют отдельную от туловища форму, а суставы устроены так, что помимо передвижения легко могут класть туловище на землю и поднимать его над землей.
Вопросы. Грудная клетка, таз и позвоночник четвероногого - их сходство и отличие от человеческих. Плечевой пояс и передняя конечность - их сходство и отличие от человеческих. Таз и задняя конечность - сходство и отличие от человеческих. Мышпы и движения плечевого пояса и передних конечностей. Мышцы и движения задних конечностей. Череп, голова, шея - сходство и отличие от человеческих.
Название : Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке.
Описывается пластическая анатомия человека и животных. Книга написана художником, имеющим высшее медицинское образование, благодаря чему изложен только тот материал, который имеет практическую ценность для художников; этим и особенно изложением методики изображения на анатомических основах книга выгодно отличается от других руководств того же профиля. Во втором издании (первое вышло в 1971 г.) расширен изобразительный материал, показывающий строение человека, животных и птиц, переработан и дополнен текст. Предназначается для учащихся средних специальных учебных заведений изобразительного искусства. Может быть использован в практической работе художника.
«Чувствовать, знать, уметь - полное искусство», - определяет выдающийся художник-педагог П. П. Чистяков искусство художника. Изображая человека, животное, художник должен знать его строение, его анатомию. «Кисть руки состоит из костей, сухожилий, мускулов, покрыта кожей. Чтобы исполнить ее как следует, надо изучить кости, построить в соответствии...» - говорит в другом месте П. П. Чистяков, излагая свои программные требования, и он же в письме к П. Ф Исееву, говоря об анатомии и перспективе, с огорчением пишет: «Ученики знают эти предметы, но умеют ли применять их на деле? Нет! Нет! И нет"»
Умеют ли наши современники - художники применять на деле знание пластической анатомии, н если не умеют, то чья здесь вина? Вот вопросы, которые должны интересовать и в наши дни художников-педагогов, в том числе и автора этой книги.
В предисловии к первому, далеко не совершенному изданию этой книги, автор писал, что большинство учебников по пластической анатомии не до конца соответствуют задаче, которую преследует ее изучение, - оказанию прямой помощи учащимся в работе над овладением формой. Учебники сообщают об отдельных элементах формы: костях, суставах, мышцах, но ничего не говорят о том, как эти
отдельные формы
собрать в единое целое. В учебниках ничего не сказано об обшей конструктивной связующей роли скелета, о взаимоотношениях частей скелета в пространстве, об образовании обобщенных мышечных массивов, о вхождении одних массивов в другие, т. е. о мышечной связи. Тем более ничего не сказано о самом главном - завершающем этапе изучения пластической анатомии - анатомическом построении рисунка.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Раздел I.
ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА
Введение 5
Учение о костях 15
Общее понятие о скелете 15
Соединения костей между собой - швы, хрящей, суставы 16
Скелет туловища 18
Позвоночный столб 18
Грудная клетка 20
Кости таза (или тазового пояса) 22
Суставы, сращения, движения и пластика туловища 23
Скелет свободной нижней конечности - ноги 27
Бедренная кость 27
Кости голени 29
Скелет стопы 31
Суставы, движения и пластика нижней конечности 33
Скелет плечевого пояса 37
Скелет свободной верхней конечности - руки 39
Плечевая кость 39
Кости предплечья 40
Скелет кисти 43
Суставы кисти, ее движения и пластика 45
Суставы, движения и пластика плечевого пояса и руки 46
Череп 49
Мозговой череп 51
Лицевой череп 53
Движения, пластика и построение головы 55
Разбор скелетной и мышечной связи стоящей фигуры и объемное ее построение на основе скелета и обобщенных мышечных массивов 58
Учение о мышцах 70
Мышцы туловища 74
Совместная работа мышц туловища, его пластика и построение 79
Мышцы таза и бедра 81
Мышцы таза 81
Мышцы бедра 85
Мышцы голени и стопы 89
Мышцы голени 90
Мышцы стопы 93
Движения, пластика и построение ног и таза 94
Мышцы плечевого пояса 98
Мышцы, двигающие плечевой пояс 100
Мышцы, связывающие плечевой пояс с плечом 104
Мышцы, идущие от туловища к плечу 105
Мышцы руки 108
Мышцы плеча ПО
Мышцы предплечья 111
Мышцы и пластика кисти 115
Движения» пластика и построение плечевого пояса и руки 118
Мышцы и пластика шеи 122
Пластика, движения и построение шеи с головой 128
Мышцы головы, ее детали и пластическая анатомия органов чувств 130
Мимические мышцы 133
Жевательные мышцы 141
Глаз 143
Нос 146
Рот 147
Ухо 148
Центр тяжести и равновесие 149
Пропорции 152
Разбор и построение фигуры на основе скелета и мышц 155
Таблица I. А. А. Брюллов. «Натурщик с шестом» 155
Таблица IL В И. Суриков, «Борец» 158
Таблица IIL А- П. Лосенко. «Натурщик, сидящий на камне» (этюд маслом) 159
Таблица IV, А. И. Иванов, «Натурщик» . 162
Возникновение контура и его роль в работе над изображением человека 165
Раздел II
ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ЧЕТВЕРОНОГИХ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ
Краткий очерк пластической анатомии четвероногих животных 167
Млекопитающие 167
Лягушка, ящерица 184
Краткий очерк пластической анатомии птиц 185
Литература 189
Приложение (иллюстрации) 190
Бесплатно скачать
электронную книгу
в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке - Рабинович М.Ц. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по
лучшей цене
со скидкой с доставкой по всей России.
Купить эту книгу
Скачать - Книгу - Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке - Рабинович М.Ц. - depositfiles.com