Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры. Маргерит Лонг

Великие пианисты прошлого и настоящего являются поистине ярчайшим примером для восхищения и подражания. Каждый, кто увлекается и увлекался музицированием на пиаинно всегда старались скопировать лучшие черты великих пианистов: как они исполняют произведение, как смогли прочувствовать тайну каждой ноты и порой кажется, что это невероятно и какая-то магия, но все приходит с опытом: если вчера это казалось нереальным, то сегодня человек и сам может исполнять самые сложные сонаты и фуги.

Фортепиано является одним из самых известных музыкальных инструментов , пронизывающим разнообразные жанры музыки, и с его помощью было создано множество самых трогательных и эмоциональных композиций в истории. А люди, играющие на нем считаются гигантами музыкального мира . Но кто они эти величайшие пианисты ? При выборе лучших возникает много вопросов: он должен основываться на технических способностях, репутации, широте репертуара или умении импровизировать? Тут еще вопрос, стоит ли рассматривать тех пианистов, которые играли в прошлых веках, ведь тогда не было записывающей аппаратуры, и мы не можем услышать их исполнение и сравнить с современными. Но в этот период было огромное количество невероятных талантов и если они получили мировую известность задолго до средств массовой информации, то вполне оправданно отдать им почтение. Принимая во внимание все эти факторы, предлагаем список из 7 лучших пианистов прошлого и настоящего.

Фредерик Шопен (1810-1849)

Самый известный польский композитор Фредерик Шопен был одним из величайших виртуозов, исполнителем-пианистом своего времени.

Подавляющее большинство его работ созданы для соло на фортепиано, и хотя нет никаких записей его игры, один из его современников писал: "Шопен создатель фортепианной и композиторской школы. По правде говоря, ничто не может сравниться с легкостью и сладостью с которой композитор начинал играть на пианино, более того ни с чем нельзя сравнить его работы полные оригинальности, особенности и благодати".

Ференц Лист (1811-1886)

В соперничестве с Шопеном за корону величайших виртуозов 19 века был Ференц Лист - венгерский композитор, педагог и пианист.

Среди его наиболее знаменитых работ является безумно сложная соната для фортепиано си-минор Années de pèlerinage и вальс Mephisto Waltz. Кроме того, его слава как исполнителя стала легендой, даже придумано слово Листомания. За восьмилетний период турне по Европе в начале 1840-х годов, Лист дал более 1000 представлений, хотя в относительно молодом возрасте (35 лет) прекратил карьеру пианиста и полностью сосредоточился на сочинении.

Сергей Рахманинов (1873-1943)

Стиль Рахманинова был, пожалуй, достаточно противоречивым для времени в котором он жил, поскольку стремился поддерживать романтизм 19 века.

Многим он запомнился умением растягивать руку на 13 нот (октава плюс пять нот) и даже мельком взглянув на этюды и концерты, которые он писал, можно удостовериться в подлинности этого факта. К счастью, сохранились записи исполнения этого гениального пианиста , начиная с его прелюдии до-диез мажор, записанной в 1919 году.

Артур Рубинштейн (1887-1982)

Этот польско-американский пианист часто цитируется как лучший исполнитель Шопена всех времен.

В возрасте двух лет у него обнаружили абсолютный слух , а когда ему было 13 дебютировал с Берлинским Филармоническим оркестром. Его преподавателем был Карл Генрих Барт, который в свою очередь учился у Листа, таким образом можно смело считать его частью великой пианистической традиции. Талант Рубинштейна, сочетающий в себе элементы романтизма с более современными техническими аспектами, превратил его в одного из лучших пианистов своего времени.

Святослав Рихтер (1915 - 1997)

В борьбе за звание лучшего пианиста 20 века Рихтер является частью могущественных российских исполнителей , появившихся в середине 20 столетия. Он показал огромную приверженность композиторам в своих исполнениях, описывая свою роль как "исполнитель", а не интерпретатора.

Рихтер не был большим поклонником процесса записи, однако сохранились его лучшие живые выступления, включая 1986 года в Амстердаме, 1960 - Нью-Йорке и 1963 в Лейпциге. Для себя он держал высокие стандарты и осознав, что на итальянском концерте Баха, сыграл не ту ноту , настаивал на необходимости отказа печатать произведение на компакт-диск.

Владимир Ашкенази (1937 -)

Ашкенази является одним из лидеров в мире классической музыки . Родившись в России, в данный момент он имеет исландское и швейцарское гражданство, и по-прежнему выступает как пианист и дирижер по всему миру.

В 1962 году стал победителем Международного конкурса имени Чайковского, а в 1963 покинул СССР и жил в Лондоне. Его обширный каталог записей включает все фортепианные произведения Рахманинова и Шопена, сонаты Бетховена, фортепианные концерты Моцарта, а также сочинения Скрябина, Прокофьева и Брамса.

Марта Аргерих (1941-)

Аргентинская пианистка Марта Аргерих поразила весь мир своим феноменальным талантом, когда в возрасте 24 лет в 1964 году победила на международном конкурсе имени Шопена.

Сейчас она признана одной из величайших пианисток второй половины 20 века и знаменита страстной игрой и техническими способностями, а также исполнением произведений Прокофьева и Рахманинова.

Как путь выбрать решать вам! Но для начала -

Когда Елисей Мысин садится за фортепиано и из-под его пальцев начинает литься музыка, трудно поверить, что ему - пять лет. Он пока не достает ногами до педалей фортепиано, а высоту стула для него приходится увеличивать с помощью подушки. Однако талант и трудолюбие уже помогли ставропольскому вундеркинду завоевать высокую оценку профессионалов и любовь публики из разных уголков страны.

После того как в эфире одного из российских телеканалов Елисей исполнил первую часть концерта фа-минор Иоганна Себастьяна Баха для фортепиано с оркестром, прославленный виртуоз Денис Мацуев сыграл с мальчиком в четыре руки его авторскую пьесу "Торнадо" и пригласил маленького музыканта в летнюю творческую школу фонда "Новые имена" в Суздаль. А проголосовавшие за него зрители обеспечили пианисту путевку в финал всероссийского конкурса юных талантов " Синяя птица ".

В холле детской музыкальной школы N 1 Ставрополя, где на подготовительном отделении учится Елисей Мысин, стоит большой баннер с его фотографией. Здесь белокурого мальчика давно прозвали маленьким Моцартом. И неспроста - как и великий австрийский композитор, он начал увлекаться музыкой в три года вслед за своей старшей сестрой.

По словам мамы Елисея Ольги Мысиной, способности сына она заметила еще до его рождения. Когда дочь Лиза, которая в этом году заканчивает музыкальную школу, играла на фортепиано, малыш в животе активно реагировал на этюды и сонаты, причем совершенно по-разному.

А после того, как Елисей стал дотягиваться до клавиш, он начал пробовать играть сам и постоянно спрашивал у сестры: Лиз, ты так делаешь? И, что самое интересное, у него получалось повторять мелодию, - рассказывает Ольга. - Он вообще всегда поглощен музыкой. Вчера мы, к примеру, летели на самолете из Москвы, и он всю дорогу что-то напевал. А в гостинице, увидев стоящий там для антуража старый рояль, тут же сел играть. В итоге собрал вокруг себя чуть ли не всех постояльцев, которые устроили ему настоящую овацию.

В канун Нового года Елисей написал еще одну пьесу и назвал ее весьма символично - "Мандарин"

Мальчику не было и трех лет, когда родители отдали сына в группу эстетического развития музыкальной школы. В 3,5 года с ним начала заниматься заведующая фортепианным отделением Людмила Тихомирова. То, что из него выйдет толк, было заметно сразу, утверждает преподаватель:

У Елисея хорошие руки - гибкие, мягкие и широкие, а также неординарный слух. Играют ученики, к примеру, "В пещере горного короля " Грига, он послушает, подходит и одним пальчиком подбирает. Кроме того, он очень трудолюбив и настойчив, мгновенно схватывает и затем тщательно работает над каждым звуком. А когда что-то не получается, очень расстраивается и злится. Не на меня, как многие, - за то, что я ставлю такие сложные задачи, а на себя.

Именно эти качества помогли маленькому пианисту буквально за три недели с перерывом на поездку на другой конкурс выучить и показать в эфире первую часть концерта Баха, которую учат в старших классах музыкальной школы.

Изначально планировали исполнять Чайковского, но после кастинга нам позвонили и сказали, что нужен другой репертуар. Я до последнего думала, что не успеем, однако Елисей повел себя как настоящий взрослый музыкант - пока у него не получилось сделать все правильно, его нельзя было оттащить от фортепиано, - признается педагог.

Сейчас юный виртуоз раскрывается и как композитор. Вслед за "Торнадо" в канун Нового года он написал еще одну пьесу и назвал ее очень символично - "Мандарин".

Музыка живет у Елисея в душе, - отмечает Людмила Даниловна. - И моя задача как наставника - помочь ему продолжать развиваться. Никаких звездных болезней! Да, мы сильно опережаем программу, но через накопление базы не перепрыгнешь - нужно укреплять руки, нарабатывать и технику, и репертуар.

В жизни маленький пианист - скромный и даже застенчивый. Свалившаяся популярность и постоянные просьбы сделать селфи его очень смущают. Но когда мальчик садится за инструмент и начинает перебирать клавиши, то буквально на глазах преображается, становится уверенным и свободным как настоящий артист. Для него не существует ни зрителей, ни судей, вокруг - только музыка.

На вопрос о любимом композиторе Елисей отвечает не задумываясь:

В планах мальчика - научиться играть на скрипке и органе. А главная мечта - иметь собственный рояль и выступить с оркестром на своем концерте.

Несмотря на то что занятия на фортепиано занимают большую часть жизни ставропольского вундеркинда, он успевает еще играть в футбол и шахматы, кататься во дворе на велосипеде и самокате, собирать конструкторы.

Многие пишут мне и говорят, что у Елисея наверняка нет нормального детства, но это не так, - говорит о наболевшем Ольга Мысина. - Мы просто даем ребенку заниматься тем, что ему нравится. И в Москву на конкурс поехали только для того, чтобы профессионалы заметили его талант и, возможно, помогли бы ему вырасти в хорошего пианиста. Но даже если он в дальнейшем выберет другую профессию, музыка обязательно поможет ему стать культурным, гармоничным и душевным человеком . А это для нас - главное.

Между тем

Всероссийский конкурс детских талантов "Синяя птица", придуманный командой ВГТРК, оказался столь популярен, что канал принял решение продлить его на второй сезон. Наравне с жюри за участников конкурса голосуют телезрители всей России. "Синяя Птица - это атмосфера настоящего фестиваля, атмосфера настоящей семьи. В моем графике, который составляет 245 концертов на будущий сезон, я обязательно приеду сюда, буду участвовать в этом удивительном проекте , потому что я знаю, что поток заявок огромный со всей страны и абсолютно с разных регионов, меня это очень воодушевляет", - говорит Денис Мацуев, российский пианист-виртуоз. В прошлом сезоне он был ведущим, а в этом - стал членом жюри. "Мы очень многие вещи собираемся попробовать, которые вообще не делали раньше на телевидении нигде. Это все расширяет идею конкурса "Синяя птица" - вдохновлять наших зрителей искать таланты в себе, вокруг себя, среди своих друзей, знакомых, среди своих детей", - говорит Дарья Златопольская, ведущая Всероссийского конкурса "Синяя птица".

26 апреля одному из лучших российских пианистов Николаю Луганскому исполняется 40 лет. Маэстро сказал корреспонденту «Известий», что несуеверен и согласился отметить свой юбилей эксклюзивным интервью.

- Практически все пианисты топ-класса сейчас придумывают фестивали, фонды, акции. Вам эта суета не близка?

Есть еще несколько пианистов, которые могут себе позволить не заниматься ничем, кроме фортепиано. Из великих - Григорий Соколов, Раду Лупу, Нельсон Фрейре. Я понимаю, насколько это крошечный фрагмент картины жизни - исполнительство на одном-единственном инструменте. И чем дольше ты этим занимаешься, тем меньше шансов заняться чем-то еще. Например, дирижировать умные инструменталисты начинают очень рано. В этом смысле я уже загнал себя в ловушку, но и не жалею пока.

- На пианистов и скрипачей, переквалифицировавшихся в дирижеры, вы смотрите без осуждения?

Без малейшего. Играть до старости только на скрипке - вообще настоящий подвиг. Поэтому начать дирижировать значит облегчить себе будущее. Есть примеры, когда пианисты достигали очень высокого уровня в дирижерской профессии - Михаил Плетнёв, Даниэль Баренбойм. Оценка дирижерского мастерства очень сложна и немыслимо субъективна.

- Почему лично вас дирижирование не влечет?

Меня отпугивает от этой профессии необходимость быть лидером, воздействовать на людей, в том числе на немузыкальном уровне. Мне биологически чужды такие свойства. Один раз в жизни я дирижировал во время репетиции. Да, это оказалось сложнее, чем я думал. С другой стороны, я по-прежнему не соглашусь, что вы не дирижер, если в 18 лет не поступили на соответствующий факультет и не проучились 5 лет.

- Разве в педагогике не нужно воздействовать на людей? Вы ведь педагог.

Педагог - громко сказано, я лишь прихожу в класс послушать студентов. Когда ученик приходит и играет программу, он волнуется, а значит - готовится к концерту. Это уже урок.

- Вам комфортен темп вашей жизни?

Сейчас уже нет. Но комфорт - не самая хорошая вещь. Мне нравится фраза «кто сказал, что должно быть легко?». Я иногда чего-то добивался, пытаясь прыгнуть выше головы. Физическая одаренность у меня не какая-то экстраординарная, есть люди с более хорошими руками.

- Технику пианиста можно сделать, или все решает природа?

Можно. У Володося, Руденко, Мацуева - природная техника. У Кисина техника создана им самим и его педагогом. Рихтер и Микеланджели занимались на рояле огромное количество часов, с каждым годом все больше.

- А вы - трудоголик?

У меня никогда не было периода запойных занятий. 6–7 часов в день я тратил не на сидение за роялем, а на слушание музыки. Начав выезжать за границу в 15 лет, почти все свои гонорары тратил на компакт-диски. Так что не приобрел бронебойной пианистической техники, которая может всегда вытащить. Зато, думаю, мой музыкальный кругозор в 18 лет был шире, чем у моих коллег.

- Если на концерте вы берете фальшивую ноту, вас это беспокоит?

К сожалению, бывают случаи, когда задетая нота влияет на мое состояние. С этим надо бороться. Это трудный вопрос - почти что интимной гигиены.

- Музыка - «чистое искусство», или в ней есть идеи и содержание?

Есть внутримузыкальное содержание, но оно не поддается переводу в слова. Зато любой человек в мире это содержание почувствует. Слова затрагивают значительно более узкую область жизни, чем музыка. Словами говорить о любви, страсти, страхе, ненависти? Ну о ненависти чуть проще. Даже если брать лучшие романы , то самые слабые места там - описания любви и страсти.

- То есть писатели, в общем, тратят свою жизнь даром?

Помните, как Фауст переводит Евангелие от Иоанна? «Вначале было Слово». И Фауст говорит: «Я так высоко не ставлю слова, чтоб думать, что оно всему основа». И это пишет Гёте, который оперировал не звуками и не картинами. Один мой приятель очень хорошо сказал: «Никто не может увидеть всего слона. Мы можем увидеть только часть слона». Музыка - искусство, которое, пожалуй, в наибольшей степени видит слона в целом.

- Вы известны как, наверное, самый далекий от интернета пианист вашего поколения.

Я не люблю свое состояние, когда полчаса посижу в интернете. Ну просто хуже себя чувствую - экран какой-то, кнопочки. Но я прекрасно понимаю, что это величайшая вещь для самых разных людей , живущих вдалеке от больших городов.

- Что вы чувствуете по отношению к Москве?

Этой мой родной город , здесь происходили главные события моей жизни. Но если взглянуть глазами иностранца, то, наряду с Нью-Йорком, это самый тяжелый город. Нью-Йорк даже чуть-чуть жизнерадостнее Москвы. По абсурдности цен Москва идет, наверное, на втором месте после Лондона.

- Ощущаете ли вы оживление общественной жизни в России в последние месяцы?

Оживление своеобразное. Массы людей убеждены, что самое главное - это противостояние власти и оппозиции. А суть совершенно в другом. Есть основополагающий экономический вопрос: могут ли земля и природные ресурсы принадлежать конкретным людям или нет. В разных странах мира на этот вопрос даются разные ответы. Везде разная степень хождения денег - даже сегодня, когда за деньги можно очень многое, почти все. В Америке, если вы протягиваете 100 долларов полицейскому, то рискуете оказаться в наручниках. В России хождение денег не ограничено ничем. Вы покупаете нефтяное месторождение, вы платите врачу, чтобы он выполнил свою обязанность по спасению жизни человека, вы платите полицейскому, и так далее. И действующая власть, и Немцов, и Касьянов выступают за неограниченное хождение денег. Гарри Каспаров скажет вам, что коммунизм умер. Это все равно что сказать «любовь мертва» или «музыка мертва». Идея о том, что твой труд должен идти на благо всех живущих в стране, существует вечно.

- Не ожидал, что вы окажетесь сторонником левых сил.

У правых основополагающей является идея свободы, у левых - идея справедливости. Идея свободы у нас в стране воплощена в утрированной форме, а идея справедливости попрана. Поэтому на парламентских выборах я голосовал за КПРФ - за неимением более левых партий.

- Хорошо, таков ваш выбор из четырех думских фракций. А из четырех темпераментов?

Я меланхолик, который пытается быть сангвиником.

Ричард Клайдерман - французский пианист, музыкант и аранжировщик, получивший наибольшую популярность благодаря своим классическим и популярным произведениям, которые принесли ему славу одного из величайших музыкантов современности. За свою карьеру Ричард написал более 1300 композиций, которые разошлись тиражом в более чем 150 миллионов; 267 из них получили "золотой" статус в нескольких странах, а еще 70 - "платиновый". Такой невероятный успех занес имя Клайдермана в Книгу Рекордов Гиннесса (Guinness Book of World Records) как Самого успешного пианиста мира.


Ричард Клайдерман, урожденный Филипп Паже (Philippe Pagès), родился 28 декабря 1953-го года в Париже, Франция (Paris, France). С самого раннего детства Ричард изучал музыку и учился играть на фортепиано под руководством своего отца, преподавателя музыки и профессионального музыканта. К моменту окончания школы музыка была для мальчик

а не просто хобби, но занятием, за которым он хотел бы провести свою жизнь.

Поступив в Парижскую консерваторию, Ричард быстро завоевал любовь студентов и уважение преподавателей, которые быстро рассмотрели удивительный талант молодого Клайдермана. Его карьера и будущее профессионального музыканта оказалось на краю гибели, когда Ричард

знал о болезни отца и почти полном банкротстве семьи. Так, чтобы поддерживать себя и оплачивать обучение, он устроился в банк, а также начал выступать с современными французскими музыкантами как сессионный музыкант. Интересно, что очень быстро Ричард пробился в группы самых популярных музыкантов того времени, хотя другим музыкантам на эт

о требовалось годы, но, как вспоминает он сам, в то время он был готов играть любую музыку, за которую ему платили, так что профессиональным музыкантам было выгодно заполучить молодого и перспективного музыканта к себе в группу.

В 1976-м году Клайдерман был приглашен на собеседование и прослушивание для баллады "Ballade pour Adeline"

(или просто "Adeline"). Из 20 претендентов на позицию пианиста был выбран именно Ричард, чья манера игры поразила продюсеров своей неоднородностью: в ней сочеталась легкость и сила, энергия и меланхолия. Всего за несколько дней записи появилась финальная версия "Ballade pour Adeline", проданный тираж которой на сегодняшний день составляе

т 34 миллиона пластинок в 38 странах мира. Несмотря на то, что эта работа стала самым ярким достижением музыканта, в его копилке еще несколько сот популярных произведений , которые пользуются успехом не только в Европе и Соединенных Штатах, но и в довольно защищенной от западного влияния Азии. Во многих азиатских странах творчество Ричард

Клайдермана пользуется таким успехом, что порой занимает все полки в музыкальных магазинах, не оставляя места мэтрам классической музыки - Моцарту, Вагнеру, Бетховену и др.

Проводя большую часть времени в гастролях, Ричард зарекомендовал себя как крайне работоспособный музыкант - в 2006-м году он дал 200 концертов за 250 дней, испол

ьзуя выходные лишь для переездов и настройки звука в новых местах. За свою карьеру он стал автором 1300 произведений, которые выходили как сольными альбомами, так и попадали на экраны телевизоров и кинотеатров. В общей сложности на сегодняшний день доступно порядка 100 дисков Ричарда - от его ранних работ до самого последнего творчества.

Переходный период к новому времени обусловлен острой потребностью общества в искусстве, отражающем дружественное общение, свободу от фальши. Возрастает потребность в бытовом искусстве. Демократизация искусства с одной стороны оживила музыкальную жизнь . Но на фоне этого оживления ярко выражается феномен переходной культуры – принятие поп культуры, как уникальное явление , а уникальные произведения классиков принятие за искусство стереотипа. Воспитательная функция музыки и высокохудожественная цель сменились развлекательной функцией и ориентацией на вкусы слушателя. Филармоническая система также полностью утратила потребность в просветительской деятельности. Ориентация на кассовость, на прибыль, которые пропорциональны успеху у порой не развитого слушателя, и порождает развитие вкусов населения в неправильном направлении. Средства массовой информации, несущие просветительскую функцию, полностью отдаляют нас от традиций академической музыки. Все реже и реже можно встретить телепередачи пропагандирующие в общем потоке исторические портреты композиторов, анонсы выступлений или просто трансляцию фильма-оперы. Выступления лучших пианистов пускают в эфир на некоторых каналах период с 1.00-3.00 ночи. На какого зрителя рассчитаны эти трансляции? Из 47 телеканалов аналогого вещания 1 отдан для продвижения культуры в массы. Авангардное отражение действительности очень далеко от идейной содержательности академического репертуара, а художественная высота классического репертуара задает слишком высокую планку современной обыденности. В связи с этим происходит очень большой разрыв в понимании искусства, в тенденциях его развития и значении. Лучше всего о ситуации в современном исполнительстве высказала Мира Евтич: «Отличные пианисты играют по всему миру очень быстро и очень громко, они все титулованные и заслуженные, но в них нет личностной харизмы, самобытно-персонального качества.» Также примечательны слова М. Плетнева: «Давно уже не слышал представителей старой русской школы. Слышу такую школу, которую можно назвать «пострусской» или «постсоветской». Она возникла из необходимости получения первых мест на различных конкурсах. Атлетическая игра. Я не поклонник такой игры. Но чтобы получить, нужно брать именно такой игрой. Вижу, что люди, которые играют более осмысленно, ничего не получают. Карьеру делают те, кто играет громко и быстро…» Спортивно-конкурсное время обусловило появление похожих друг на друга исполнителей. Профессиональный уровень исполнителя не выходит за рамки правильной и чистой игры. Исполнители все реже вкладывают в исполнение свое интерпретаторское «я». Путь пианиста на концертную эстраду лежит через конкурсное соревнование. Побеждают только спортивно ориентированные пианисты. Из-за этого художественная культура идет по пути упадка духовности. Статистика фиксирует падение заполняемости концертных залов . Профессионально ориентированные люди искусства в России в основном не имеют финансовой возможности посещать концертные выступления. Они все чаще обращаются к записям, радио «Орфей» или интернету. Вопросы исполнительства и интерпретации постепенно остаются в XX веке. Понятие «виртуоз» меняет свой благородный смысл «музыканта, мастера своего дела, потрясающего зал». Все чаще виртуозом называют мастера техники, отличающегося блестящей беглостью, легкостью исполнения трудных пассажей, октав и других технически трудных мест.

Само фортепианное исполнительство перестало единовластно нести просветительскую функцию, воспитательную, и больше не является отражением душевной настроенности народа. Фортепиано перестает быть центральным инструментом, а Klaviraband заменяется сборными концертами или звукозаписью. Звукозапись, появившаяся в конце 19 века, с одной стороны дав массивный толчок в развитии фортепианного искусства, вытеснила жанр домашнего музицирования, ограничив слушателя низким качеством передачи фортепианных произведений . Рояль в начале XXI века заменяется электронными малогабаритными синтезаторами, а публика все меньше посещает сольные фортепианные концерты, отдавая предпочтение ярким симфоническим концертам или фестивалям, где можно за один вечер услышать большое количество разнообразной музыки в различном исполнении. Неужели в будущем фортепиано рояль станет музейным экспонатом, а фортепианное исполнительство полностью исчезнет?

Для сохранения исполнительского искусства и возрождения нужно идти в тесной связи со смелыми масштабными идеями и со стремлением к их воплощению. Самобытное оригинальное мышление определяет движение и новые пути развития искусства. Нужно воспитывать свою аудиторию и заставлять ее подниматься выше своего художественного уровня. В воспитании учеников важно прививать навык познания, самостоятельного расширения кругозора. Современное исполнительство представлено многими пианистами. Их имена мы чаще всего узнаем после конкурса П.И.Чайковского. Этот конкурс принес знаменитость таким пианистам как

Ван Клиберн, Владимир Ашкенази, Элисо Вирсаладзе, Владимир Крайнев, Михаил Плетнев, Григорий Соколов, Борис Березовский, Денис Мацуев и многие другим. Международные конкурсы , фестивали способствуют глобализации фортепианного искусства. Фортепианные школы постепенно перестают иметь идентифицированные черты как в 20 веке. Азиатские пианисты приезжают учиться в Россию, русские – ездят стажироваться и продвигаться на запад, а потом снова возвращаются концертировать в Россию. Стиль современного исполнительства отражает философию плюрализма. Множественность трактовок, исполнительских направлений, построение программ сегодня являются равнозначными и допустимыми. С одной стороны, это обеспечивает дорогу безвкусным и безграмотным любителям, но в тоже время это шанс для профессионалов сохранять исполнительское искусство и искать новые пути развития. Этот путь видел в 20 веке еще Глен Гульд. Экспериментируя с записью порой даже противоположных трактовок в один день (например, Бетховен Соната op.57 «Аппасионата»), он доказывает свою реформу о правильности любой трактовки при ее обоснованности и убедительности. Современные направления фортепианного искусства можно определить как выразительные и изобразительные . Так в фортепианных сочинениях исполнители «выразительного направления» выражают идею композитора через призму своего духовного мира , отношения к произведению, совершая поиски ее в исторической и философской панораме. А пианисты «изобразительного направления» показывают нам идею произведения, его смысл в контексте своих личностных профессиональных возможностей, рисуя звуками образ. Современное исполнительство обычно можно характеризовать по пианистам, творческие принципы которых уже сложились, а будущее – это молодые пианисты, которые находятся еще на пороге больших свершений.

Григорий Соколов, Михаил Плетнев, Борис Березовский, Евгений Кисин, Иво Погорелич, Марта Агрерих, Альфред Брендель, Элисо Вирсаладзе – пианисты, чьи имена в топе нашей современности. Их исполнительские принципы уже сложились в течение творческой карьеры и в основном они продолжают лучшие традиции пианизма, сложившиеся в 20 веке. В их памяти еще свежи наставления лучших педагогов и живые выступления пианистов, таких как С. Рихтер, Э. Гилельс, Вл.Горовиц, Ар.Рубинштейн.. Наш век предоставляет нам удивительную возможность тоже послушать их звукозаписи. Мы можем оценить их технические возможности, сравнить трактовки, проследить эволюцию творчества исполнителей в любое удобное для нас время. Но никогда нам не будет доступен тот волшебный мир творения, та священная аура красочного звучания, та сила воздействия на слушателя, тот посыл энергетики, способный раз и навсегда сформировать мировоззрение исполнителя, воспитать его вкус и направить его творчество в русло, которое сохранит художественную планку на высоте. Увы. Прогнозы этих величин фортепианного исполнительства не всегда утешительны, но своей деятельностью они пытаются сохранить и передать то, что собиралась по зерну за всю историю фортепианного исполнительства. Проведение фестивалей, приглашение мировых звезд фортепианного искусства, доступность цен при покупке абонементов на концерты, гранты на поддержку молодых дарований – это первые шаги к остановке необратимого процесса исчезновения фортепианного исполнительства. Надежду на будущее нам дают молодые таланты, поиск которых непрерывен.Один из недавно покоривших весь мир пианистов – Даниил Трифонов . Блестящий молодой пианист, со сформировавшейся музыкальной позицией. Музыкальная одаренность в его исполнении сочетается с пламенным сердцем и отношением к музыке. «Прежде всего музыка должна войти в мое сердце, только потом я начинаю работу над произведением». – говорит Даниил. Его исполнительский стиль можно считать достойным продолжением русской фортепианной школы. Его стремление, которое можно услышать в любой трактовке – приблизиться к композиторской идее, соотнеся ее с эпохой и временем. Например, Первый фортепианный концерт П.И. Чайковского в его исполнении наполнен дыханием и очень мелодичен. А исполнение концерта для №1 Ф.Шопена – в лучших традициях первых победителей конкуса Шопена – Л. Оборина и Я.Зака. наполнено мужской сентиментальностью и искренностью. С первого звука захватывает сердца слушателей - Александр Лубянцев . Пианист, прошедший также большое количество конкурсов, поражает своими интерпретациями. Несмотря на не всегда положительные отзывы о его исполнении, можно говорить, что он идет по верному пути – не к копированию существующих трактовок, а раздвигает рамки в поисках своего индивидуального стиля и в построении новых прочтений сочинений. Для него произведения – это неиссякаемый источник для поиска, а его девиз – « осилит дорогу идущий». Его исполнение никого не может оставить равнодушным. На клавирабендах Лубянцева не бывает пустых мест. Интерпретация – это вторая жизнь музыки и такое большое исполнителя к ней - обязательно вдохнет новую жизнь в исполнительское искусство. Незабываемое впечатление оставляют концерты

Мирослава Култышева . Исполнительский стиль этого пианиста очень романтичен, трогателен, деликатен, как и образ самого пианиста. Отсутствие яркой экспрессивности и налет печали придает его исполнению эфирность и не навязывает слушателю свое мнение и интерпретацию. Существует люфт для воображения и фантазии слушателя. Это оставляет некоторую недосказанность, которая оставляет впечатление, что пианист еще «раскроется» и еще что-то «покажет». Но это такой экзотический причудливый стиль. Особенно удачно его исполнение произведений М. Равеля «Отражения» или «Ночной гаспар». Исполнение Концерта № 2 С. Рахманинова наполнено искренностью, а его звук наполняет весь зал аурой священнодействия. Его репертуар меньше включает классических произведений . Об этом пианист говорит в одном из интервью:

«Венская классика вызывала у меня значительные затруднения именно в силу своей большей организованности и классичности, если сравнивать её с музыкой романтизма. Я с детства тяготел к романтическому репертуару, играя очень много романтической музыки . Как я играл – судить не берусь, но в любом случае в этом выборе проявлялась моя внутренняя склонность и потребность». Его подход к произведению, поиск замысла автора, изучение музыкально-теоретической базы, преподавательская деятельность влияет на исполнительскую эволюцию. Его совершенное исполнение приобретает глубину и философию. Возможно, в будущем эта черта отразится и на репертуаре этого пианиста, и мы услышим в его исполнении замечательные трактовки классических образцов академической музыки. Вышеперечисленные пианисты, а также – Никита Мдоянц, Вадим Холоденко, Андрей Гугнин, Арсений Тарасевич-Николаев – наше будущее. Это пианисты с яркой индивидуальностью и своим видением на исполнительское искусство. Многие из этих пианистов представляют тип исполнителя – «сочиняющий виртуоз», так популярный в во второй половине 19 века. Многогранность их таланта расширяет прочтения произведений, и добавляет их деятельности творческий облик. На бис они исполняют собственные сочинения, к концертам сочиняют собственные каденции, составляют рецензии на выступления своих коллег, пропагандируют редкоисполняемый репертуар, исполняют академическую музыку наравне с современной. Метод расширения музыкальной специализации с реставрацией исполнительских традиций и объективным осознанием современности дает надежду, что пианистическое искусство находится, как во времена А. Рубинштейна, на рассвете и ей предстоит еще полтора века блистательной истории до следующего обновления.

просмотров
просмотров