Обычаи, традиции и обряды. Что такое традиция, для чего нужны, отличия от обычаев и примеры Список использованной литературы

ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, УСТОИ.

Обычай - унаследованный от предков способ поведения, который воспроизводится в обществе или социальной группе и является привычным и логичным для их членов. Термин «обычай» часто отождествляется с терминами «традиция".

Традиция (от лат. «предание», обычай) - множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений .

Некоторые люди такие понятия, как обычаи и традиции объединяют в одно целое. Однако это не совсем верно. Чаще всего, когда речь заходит о передаче основ общественного устройства своим потомкам, речь идёт о передаче традиций. Если речь идёт о передаче обрядов свадеб, похорон, праздников, то говорят об обычаях.
Если речь идёт об общепринятой национальной одежде народа, то это традиция, поскольку касается всего народа в целом. Если у какой-то части народа к национальной одежде добавляется своё украшение, то это уже обычай, касающийся данной части народа. Такой обычай может превратиться в традицию, если будет принят всем народом. Скорее всего, именно так разные обычаи становились общей традицией.

То есть различные обычаи в комплексе и создают общепринятые традиции. Поэтому люди и отождествляют традиции, обычаи и обряды в одно понятие, хотя это и не так. Традиция сразу не рождается. Она появляется из устоявшихся обычаев. А обычаи рождаются из жизни и поведения людей сами.

В начале 20 века русский фотограф изобретатель С.М. Проскудин-Горский изобрёл технику цветного фотографирования. Сделал он это автономно в одно время с французами, братьями Огюстом и Луи Люмьер, которые и считаются официальными изобретателями цветного фото. Проскудин-Горский запечатлел на своих снимках именно людей в национальных одеждах , считая, что эту традицию нужно запомнить документально. Благодаря ему мы имеем представление о национальных одеждах народов России начала 20 века.

Традиция №1

У всех народов традиционно была высока ценность слова человека. Были времена, когда даже письменности не было. Поэтому слово сказанное человеком не просто ценилось. Слову придавалось мистическое значение. Считалось, как, впрочем, и сейчас, что сказанное вслух пожелание, утверждение, обязательство, или даже проклятье, всегда имеют своё следствие и обязательно осуществляются. Причём это происходит независимо от того, хочет этого человек, который высказался, или нет. Пожелание здоровья и счастья у древних людей всегда воспринималось, как нечто вещественное. Случалось, что люди просили вернуть им их слова и пожелания, если оказывалось, что эти пожелания были высказаны не тому, кто этого заслуживал. Бывали случаи, когда от людей высказавших неправду требовали забрать назад свои слова.
Оттуда и берёт своё начало выражение "взять назад свои слова". Некоторые люди и сегодня считают, что слова материальны и стараются не разбрасываться ими. Другие не придают этому значения и их слова в глазах других людей не стоят ничего. И сегодня никто всерьёз не воспринимает слова болтунов и хвастунов, но слова людей достойных ценятся высоко. К ним прислушиваются. На них ссылаются.

Ценность слова была тем выше, чем крупнее был род человека, дающего слово. Не сдержать слово, это всё равно, что опозорить свой род в целом. Например у чеченцев существует такое понятие, которое определяет однозначно высокую цену слова мужчины. У них это называется "ДОШ". То есть, если мужчина заявил ДОШ, то за это отвечает не только он, но и весь его род. У чеченцев это понятие существует по сей день, поскольку у них сохранились родовые тейпы-кланы, каждый из которых объединяет множество людей. Я считаю, что такие понятия, как "ДОШ" существовали и у других народов, но называлось это по разному. А с момента распада родовых отношений у людей уменьшалась доля родовой ответственности и верность слову осталась на уровне личной честности каждого человека в отдельности, а не целого рода. А там уж кто во что горазд. Кто и умереть готов за своё слово, а кто и соврёт, недорого возьмёт. Уровень личной ответственности неизмеримо ниже уровня ответственности целого рода, но ведь и родовая ответственность строится на личной ответственности каждого родственника. Другое дело, что однажды опозорившийся родственник лишается права сказать кому-либо "ДОШ".

Безоговорочная ценность слова сегодня принимается обществом, разве что от президента страны, когда он клянётся на Конституции страны при вступлении в должность. Однако, к сожалению, нередки случаи, когда президент той, или иной страны изменяет своему слову. В обществе не так много авторитетных людей, кто был верен своим словам всегда и такие люди становятся известными. На них и их труды ссылаются другие люди. Это и видные писатели и политические деятели и даже простые люди , которые прославились своей честностью.

Если человек что-либо утверждает, он должен это доказать тем, кто его слушает. Ведь он заинтересован в том, чтобы слушающие его ему поверили. Тогда в доказательство правдивости своих слов, он начинает приводить в пример слова авторитетных, достойных людей. Те слова и утверждения, которые проверены временем и в доказательствах честности уже не нуждаются. Если эти аргументы соответствуют словам говорящего, то люди ему начинают верить. Они убеждаются в том, что человек не лицемерит и не лжёт.

Очень интересны воспоминания знаменитого учёного естествоиспытателя Альфреда Брема, в которых он рассказывает о своей беседе у костра с вождём маленького африканского племени. Вождь спросил у него:
- "А правда ли, что в Европе идёт война?"
Шла первая мировая война и А. Брем кивнул в ответ. Вождь спросил вновь:
- А много ли погибло воинов?
А. Брем вновь кивнул головой. Вождь попытался уточнить:
- Больше десяти?
А. Брем снова кивнул, на что вождь покачал головой и сказал:
- За это пришлось бы отдать весь скот племени.
Вспоминая этот разговор, Альфред Брем недоумевал, как можно объяснить человеку, который приучен оплачивать гибель каждого воина из соседнего племени в межплеменной стычке, что только за один день в бою под Верденом немцы положили больше 10 тысяч своих солдат во время наступления. Как в понимании вождя дикарей смогут уложиться бессмысленность и масштабность жертв цивилизованной войны. Вождя, который не смотря на свою дикость, знает о существовании определённых обязательств за гибель воина. Обязательств, которые были определены между племенами и скреплены не бумажным документом, а словом вождя.

Впрочем, есть ещё одна традиция, которая появилась сравнительно недавно и тоже относится к ценности сказанного слова. Эту традицию придумал Гитлер. Он утверждал: если вам хочется, чтобы вашей лжи поверили, не нужно говорить одну ложь. Нужно ложь смешивать с правдой и тогда вам все поверят.

Это лживая традиция, но и в ней есть определённая ценность. Стремление обмануть слушающих людей лишний раз подчёркивает, как важна ценность правдивого человеческого слова для всех без исключения. И для честных людей, и для лжецов. Так что, хотим мы того, или нет, но наша традиция ценить слово,живёт с нами и по сей день. Даже и мошенники пытаются пользоваться этой традицией.

Традиция №2

Буквально у всех народов мира существует традиция гостеприимства. Вы скажете: "А что такого?" И будете по своему правы, но здесь не всё так просто. В древние времена, когда не было никаких коммуникаций связи и не было транспорта, люди были очень гостеприимными даже в отношении случайных людей . Простых путников оставляли в своих домах, бывало что и на несколько дней. Было интересно узнать, откуда пришёл человек и что он там видел. Еды всем хватало, а развлечений нет. Поэтому принимали всех проходящих людей, тем более, что им всё равно нужно было где-то хоть заночевать. Но какое же гостеприимство без застолья. Принято было угощать гостя всем самым лучшим. Понятно, что к дорогому гостю, которого ожидали, относились более внимательно, но и простых путников старались не обижать.

Еда была показателем не только хорошего отношения к гостю. Каждый человек, который ел за столом гостеприимных хозяев считался доброжелателем этого дома. Напротив, человек, который считает себя врагом людей которые его угощают, не должен был брать пищи с их стола. Съесть пищу за их столом, это было равносильно тому, чтобы отказаться от своих обид. И не важно, сколько еды на столе. Это может быть и бедный стол и богатый. Выразивший своё отношение к этому столу, показывал своё отношение к хозяевам дома. Откровенность считалась делом обязательным. Лицемерить, с тем, чтобы потом обмануть, за столом считалось делом позорным. Всё то же относилось и к тостам, но культуру ведения стола можно считать отдельной традицией.

Такая традиция и сейчас сохраняется практически у любого народа. Не смотря на многие изменения в нашей жизни, еда остаётся очень важным индикатором хороших отношений между людьми. Да, не везде, но у очень многих людей. Например, зачастую, чтобы показать своё уважение к собеседнику, человек предлагает угостить его за свой счёт и даже не дома, а в кафе, или в любом другом месте. Этот поступок, как правило, подталкивает того, кто был угощён, к ответному поступку и в другой раз он угощает товарища, так же за свой счёт. Совместная еда людей сближает. Есть русская народная поговорка . В ней говорится: "Да мы вместе пуд соли съели". В одном пуде 16 килограмм. Понятно, что никто не станет есть просто соль в таких количествах. Здесь речь идёт о таком количестве съеденной еды, для посолки которой понадобился бы пуд соли. То есть, люди жили вместе как минимум несколько лет и они не просто знали друг друга, но и делили пищу.

Сегодня очень многие собираясь в одну компанию, предпочитают сбрасываться, чтобы заплатить за еду от себя. Делается это из разных соображений. Из скупости, не желания обременять инициатора застолья. В США считается, что если мужчина платит в ресторане за женщину, то он таким образом пытается её домогаться. Поэтому там женщины платят за себя сами. Ну, или не платят.

Традиция №3

Традициями любого народа всегда были песни и танцы. Люди так проводили время и это было естественно. Телевидения и звукозаписи не было. Музыкальные инструменты были примитивными, но было интересно. Любые народные танцы зажигательны и интересны каждый по своему. Зачастую у каждого танца, или песни были свои истории или легенды. Танц народов живущих недалеко друг от друга часто были похожими, иногда соседние народы брали себе танец у соседа. Знаменитую лезгинку считают своим танцем не только все кавказские народы, но даже казаки. А ведь, судя по названию, танец придуман лезгинами.

Иногда народ забывает свои танцы и это обязательно делает такой народ бедным духовно. Русские народные танцы ни по темпераменту, ни по сложности, ни по красоте, ни по каким бы то ни было другим показателям не уступают танцам других народов. Однако их русские люди почти не танцуют. Просто не умеют. Только специалисты знают их особенности, а ведь было время, когда русские танцы перенимали и на Кавказе, и в Европе. Сегодня люди танцуют, как правило. даже не танцы, а какие-то ритмические рисунки, которые очень похожи друг на друга.
Может быть это делается специально, чтобы лишить людей культуры. Культуры пения, культуры танца. Если ещё лишить народ языковой культуры, то народ заменит это всё чем то другим и станет другим народом. И такое возможно.

Характерным признаком для народного танца в России и на Кавказе, а так же у многих других народов было правило, согласно которому танцующие парень и девушка не должны были касаться друг друга руками. Были танцы, когда можно было взяться за руки, но не более того. Например хороводы, или такие танцы, как кочари у армян, шихане у ассирийцев и многие другие. Обнимать партнёршу было нельзя. У наших предков всё было строго. Обнимать можно было только свою жену. Вот и танцевали друг перед другом показывая свою удаль всем присутствующим. И ведь учились танцевать, чтобы не ударить в грязь лицом.

Народные песни, как традиция не менее интересны, чем танцы. Песни передавались из уст в уста от взрослых к детям. Причём среди сельчан не было профессиональных музыкантов. Репертуар передавался так походя, но обязательно со всеми голосами. В один голос песни не пелись. Они шлифовались каждым поколением и с каждым годом могли изменяться в сторону улучшения. На сельских свадьбах, как правило, присутствовали гости из двух сёл. Это было правило. Парней на своих девушках не женили. Чтобы избежать кровосмешения. Свадьба превращалась в своего рода фестиваль. Одно село пело свои песни, другое свои, но были и песни. которые знали все. Сегодня люди так не живут, но традиция такая была.

Традиция №4

Кроме ценности слова существует ещё и ценность человеческого поступка. Поступки бывают разными. Значительными и не очень. Но все они бывают положительными, или отрицательными. Всё человечество трудится для обеспечения потребностей людей. Очень многие люди каждый день трудятся на своих должностях и совершают те поступки, которые должны совершать. Эти поступки не считаются необычными, но именно они позволяют обеспечить общество всем необходимым. Это положительные поступки. Однако отдельные люди совершают и отрицательные поступки. Это преступления. Для того, чтобы обезопасить себя от преступлений, общество придумывает законы защищающие честных и порядочных людей. Но в истории человечества были времена, когда законы не защищали людей. Тогда люди защищали себя сами. На любое преступление против друзей, или родственников они отвечали местью. Месть, это один поступок, или серия поступков логически связанных между собой. Месть врагам считалась делом обязательным. Отказ от мести должен был иметь веские обоснования, иначе он становился позором.

В одном из своих рассказов писатель пишущий под псевдонимом "Конт", бывший воин афганец, описывает случай, который произошёл в одном из афганских селений. Рядом с ним был размещён блок пост советской армии . Это была маленькая крепость, ощетинившаяся пулемётами и автоматами. Бойцы постоянно ждали нападений моджахедов откуда угодно, только не со стороны селения. Чтобы не навлекать беды на жителей, моджахеды в селение не входили и на этот счёт существовал негласный договор с советскими бойцами. Однажды ночью произошло невероятное. Блок пост был атакован откуда не ждали. Со стороны посёлка. Атака была встречена кинжальным огнём блокпоста. Когда расцвело, бойцы увидели, что на земле лежали убитые старики, жители селения вооружённые кто чем. Лишь у нескольких из них были старые, бесполезные в бою, охотничьи ружья. Рядом с остальными лежали сабли, кинжалы, топоры. Расследование показало, что какой-то боец блокпоста ночью проник в один из домов и сначала изнасиловал, а потом зарезал 13 летнюю девочку. Его увидели, но он успел скрыться. Ни у кого из стариков селения не возникло сомнений относительно того, что их слишком мало и они все в преклонном возрасте. Они не видели для себя никакого другого развития событий, кроме мести. Не дожидаясь утра, они ринулись в последнюю в своей жизни атаку. Возможности для мести у них были ничтожными. Отомстить они бы не смогли, но упрекнуть их в том, что они не отомстили никто уже не сможет. Как говорил русский князь Святослав: "Мёртвые сраму не имут". Только не думали старики о том, что кто-то о них что-то скажет. Они шли мстить, потому что так были воспитаны.

В средние и более поздние века в Европе было принято драться на дуэли. Это самый благородный вид мести, если она вообще может быть благородной. Дуэль лишала соперников возможности отомстить тайно. Нападением со спины. или тайным убийством. В дуэли важна была публичность. Иногда дуэль происходила при большом количестве свидетелей, но в принципе, достаточно было и нескольких человек. Как правило, это были секунданты с обеих сторон. которые договаривались об условиях дуэли (выборе оружия, дистанции, итд)Могли брать с собой доктора для оказания медицинской помощи . Иногда дуэлянты договаривались драться до первой крови, а иногда до смерти. Не всегда оскорблённый человек побеждал, но он в любом случае оставался достойным и не опозоренным человеком.

Законы появились в каждой стране, но месть всё равно осталась среди людей. Законы не всегда работают. Мести всегда боялись больше, чем закона. Это очень древний обычай.Каждый народ имел свои особенности проявления мести, но все они отличались жестокостью. Жестокость никого не делает лучше. Одна жестокость порождает другую жестокость и тогда злу не видно конца. В древнегреческой Спарте месть должна была быть ожесточена убийством всех родственников виновного. Чтобы мучался он от каждого известия о гибели очередного родственника. Виновного убивали в последнюю очередь. Понятно, что последнему не оставалось ничего другого, как начать войну против своих мстителей и постараться её выиграть с помощью всё той же жестокости.

Когда Иисус Христос пришёл учить людей, он призвал всех прощать друг друга. Именно он сказал, что если тебя ударят по правой щеке , подставь левую. Так Спаситель положил начало обычаю всепрощенья. Для многих этот обычай непонятен, поскольку противоречит обычаю мести к которому люди привыкли. Но ведь месть не останавливает зла, а продолжает его. Убийства же бывают и случайными. У древних евреев, например были выделены несколько городов, в которых убийца мог скрыться от мести и преследовать его в этих городах запрещалось.

1. Ежегодные обычаи.

Практически у всех народов существовал ПРАЗДНИК УРОЖАЯ. Исключение составляли народы, которые могли получать в год по 2-3 урожая. Для них это не было таким знаменательным событием. Тогда придумывались другие традиции. Основная же масса населения Земли получала урожай один раз в году и старалась это событие пышно отпраздновать. Этот праздник был символом изобилия. После этого праздника принято было играть свадьбы, причём не только у христиан, мусульман, или представителей других религий. Весной продуктов уже не хватало. Этот обычай пришёл к нам из языческих времён. Свадьбы праздновали все, поскольку сразу после сбора урожая продуктов было вдоволь, а работы прекращались по причине окончания уборки. Праздник урожая, естественный и логичный праздник.

Сегодня праздник урожая празднуется не так пышно как раньше. Празднуют его только крестьяне. Происходит это по нескольким причинам.
- Уборкой урожая занимается не всё население, а лишь малая его часть. Например, в США в сельском хозяйстве работает всего 3% населения. Для остальных людей это ни о чём не говорит. В средние века в сельском хозяйстве работало около 90% населения.
- Сейчас с окончанием уборки урожая, работы на земле не заканчиваются и практически продолжаются круглый год . Новая система агротехники интенсивно эксплуатирует почву. Раньше люди использовали одно поле один раз в два, или в три года. То есть один год поле работало, а два года отдыхало. Сегодня поля не отдыхают. Их активно удобряют минеральными удобрениями. Часть полей засеивается на зиму, а раньше так делали достаточно редко. Иными словами, в сельском хозяйстве зимнего простоя сейчас не бывает.
- Появилось много других пышных праздников, которых раньше не было, в том числе и таких, которые отмечаются в одно время с праздником урожая.

Очень пышно праздновались в народе проводы зимы. На Руси этот праздник известен под названием МАСЛЕНИЦА. Пережить зиму было не просто. Центрального отопления у крестьян не было. Необходимо было заготовить дрова. Избы были небольшие, с тем, чтобы легче было их согреть одной печкой. В этой же печи и готовили пищу. Зимой всё население было привязано к своим домам, как источникам тепла. Поэтому проводы зимы люди праздновали с большой радостью. Приходился этот праздник на период весеннего равноденствия . Во время празднования Масленицы на Руси было принято сжигать чучело зимы. В разных местах Руси этот обычай праздновался со своими деталями. Где-то сжигали чучело, обмотанное гороховой соломой. Она хорошо горит. Такое чучело называли шутом гороховым. В Костроме чучело называли «костромой».

В разных местах этому празднику посвящали разные песнопения, но смысл и время праздника всегда остаётся прежним. Этот обычай так же пришёл в наше время из языческих времён. Православная церковь масленую неделю празднует накануне начала строгого пасхального поста. Всю масляную неделю люди пекли блины, пироги и шли народные гуляния. В четверг считалось традицией тёщам приготовить блины своим зятьям и угостить их. Масляное воскресенье называется прощённым. В этот день все люди просят друг у друга прощенье. До революции в прощённое воскресенье устраивались кулачные бои стенка на стенку. Это особый обычай. То есть, выстраивались напротив друг друга взрослые парни и мужики в количестве до нескольких десятков человек. По команде сближались и начинали биться. Правила были строгие. Если боец падал, то выбывал из боя. Бить лежачего бойца было запрещено. Запрещались и удары ниже пояса. Бой не должен был быть травматичным и неоправданно жестоким, но кровь от травм считалась обычным явлением. Продолжался бой до полной победы. После боя, противники обнимались и просили друг у друга прощенье.

Наиболее яркими обычаями по праву считаются свадьбы. В наши дни этот обряд сохранён и люди устраивают пышные свадьбы, чтобы оставить память об этом событии. Но не только. Свадьба не просто радостный праздник. Это событие, которое не только делает многих людей ответственными за жизни и счастье молодой семьи, но и молодую семью делает ответственной перед всеми присутствующими за свою совместную жизнь , которую они обещают создать на свадьбе. То есть, свадьба, это не только праздник, но и взаимные обязательства. А как иначе? Жених с невестой и их родители приглашают на свадьбу всех тех, кого они уважают. Это приглашение можно рассматривать как заявление о том, что они не просто приглашают гостей, но обещают честно и достойно создать семью. В свою очередь, каждый, кто приглашён на свадьбу, должен в дальнейшем оказывать посильную помощь молодой семье в случае, если к нему за помощью обратятся. Так что свадьба, это не просто застолье. Это не просто сбор подарков. Это важное жизненное событие.

У мусульман до сих пор, но не везде, принято платить выкуп - калым. Считается, что мужчина, заплативший калым достаточно состоятелен для содержания собственной семьи. Величина калыма обговаривается индивидуально, но этот обычай практикуется не во всех исламских странах. На свадьбах принято дарить только деньги. Эти деньги отдаются родителям молодых. Но родители должны предоставить детям, и жильё, и мебель, и всё необходимое для жизни вплоть до одежды и посуды. Соответственно они несут все затраты по организации свадьбы. Деньги, полученные на свадьбе от гостей, как правило, не могут возместить родительские расходы.

У христиан можно дарить всё. И деньги, и подарки. Всё отдаётся молодым. Выкуп за невесту не платится, зато невеста должна принести с собой приданое. Величина приданного зависит от достатка семьи невесты. Родители платят за свадьбу. Но в этом смысле различия у мусульман и христиан не существенны.

Перед свадьбой у христиан принято договариваться о свадьбе. Это называется сговор и оканчивается он помолвкой, или обручением. Старшие представители жениха приходят договариваться с родителями невесты. Представителями могут быть и не родственники. Обычно это сваты, но присутствие родителей жениха обязательно.

Сваты соблюдают обрядность события. Родители жениха и невесты узнают о намерениях молодых и если они положительны, то происходит договор о сроках свадьбы. Жениха и невесту обручают обручальными колечками. С этих пор им можно общаться на людях, но до свадьбы жить вместе нельзя. Для чего это делается?

В случае, если кто-то из молодых передумает жениться, то все приготовления будут остановлены и свадьба не состоится. В этом случае молодые не связаны никакими обстоятельствами и могут найти себе других избранников. То есть, молодым даётся время, для того, чтобы приглядеться друг к другу получше. Кольца возвращаются жениху, поскольку их покупают родители жениха для обручения.

Договор может и не состояться. Если жених не нравится невесте, она может сразу отказаться от него. Это событие становится позорным для жениха, поэтому он должен быть уверен в том, что девушка даст согласие на брак.

На Украине, в Белоруссии, в Молдавии, в России и у многих других народов, принято было выносить незадачливому жениху тыкву (гарбуза). Это был позорный знак отказа. Почему позорный? Потому что, если жених видит, что не нравится девушке, но продолжает проявлять настойчивость, то получив тыкву, он уже не имеет права прислать к этой девушке сватов во второй раз. То есть, девушка имеет возможность избавиться от назойливого жениха раз и навсегда.

У мусульман тоже существует подобный обычай. Если невеста на свадьбе ударит при всех жениха плетью, то свадьба не состоится. Однако и жених и сама невеста считаются опозоренными в глазах гостей и всего общества.

Сегодня многие молодые люди стремятся заработать большие деньги и только потом жениться, чтобы самим оплатить свои расходы. Не хотят зависеть от родителей. В этом случае возникают две проблемы, из которых трудно выбрать худшую. Во-первых; такое положение может быть оскорбительным для родителей. Родители, как правило, готовы влезть в любые долги, чтобы исполнить свой долг перед детьми. Во-вторых; процесс зарабатывания денег может продлиться неизвестное количество лет. Это может лишить человека возможности создать собственную семью.

Отдать девушку замуж без сватовства всегда считалось позором. По логике свадеб получалось, что никто не заинтересован в защите интересов молодых. Никто даже не знает о том, что появилась новая семья . Нет свидетелей тех обязательств, которые берёт на себя жених и его родители. Поэтому девушку не принято отдавать за муж тайно. И не важно, платится ли за неё калым, или она венчается в православном храме , смысл всегда один. Семейные обязательства должны быть публичными и откровенными.

В трудные времена, когда гости не в состоянии были сделать подарки, а родители собрать богатое застолье, свадьбу всё равно старались сыграть. Зачастую это делалось общими усилиями, но свадьба всё равно становилась запоминающимся, радостным событием. Даже и подарки делались самые скромные, но свадьбы делались.

Любые спекуляции в этом плане ничего хорошего не обещают. Раньше, зачастую, родители сами решали за кого выдавать своих дочерей и на ком женить своих сыновей. Многие действовали по принципу материальной заинтересованности. То есть, старались породниться с богатым женихом, или богатой невестой. Зачастую молодые невесты выходили замуж за престарелых женихов и наоборот.

Такая ситуация породила ещё один обычай. Это похищение невесты. Поступок радикальный, но решающий сразу все проблемы, в том числе и с затратами на свадьбу. Логика похищения проста. Похищение незамужней девушки женихом ставит её в разряд то ли опозоренных, то ли замужних женщин . Зато похититель может тут же отказаться от неё и оставить опозоренной. Родители невесты, которые не смогли помешать похищению, выглядят нелицеприятно среди людей и готовы отдать дочь за похитителя, лишь бы соблюсти все необходимые обряды и заручиться поддержкой родственников и свидетелей. Даже, если перед этим они данному жениху публично отказали. При этом они стараются сделать всё, чтобы похищение осталось в тайне. Если же родители принципиально не признают жениха-похитителя, то невеста без свадьбы становится его женой. Это и понятно. Ни один жених, после похищения, её уже не посватает.

Впрочем, нередкими были и случаи предварительного сговора о похищении, жениха с невестой, жениха с родителями, жениха с родителями и с невестой для того, чтобы избежать расходов связанных с проведением большой свадьбы. Здесь логика очень проста. Если девушку похитили, но замуж не взяли, то это считается позором. Если же её похитили, но после многочисленных разбирательств и выяснений отношений, (порой переходящих в драки,) семья всё же создалась, то имидж невесты даже приобретает некий романтический оттенок. Поэтому похищения иногда даже инсценируются на богатых свадьбах.

ПОГРЕБЕНИЕ.
Что может быть не менее значимым, чем свадьба? Конечно похороны умершего человека. В Библии упоминается о том, что человек предавший земле покойника достойно выглядит перед Богом, но после похорон он должен очиститься. И сегодня существует обычай мыть руки после участия в похоронах.

Как показывает жизнь, женятся далеко не все люди, а умирают все. Смерть делает обряд погребения обязательным. Наши предки хоронили умерших в земле, чтобы их не оскверняли звери и птицы. Ведь речь щла об умерших родственниках. Но отношение и к незнакомым умершим было таким же. Впоследствии были придуманы обряды захоронения в гробах. Гроб символизирует лодку, в которой умерший отправляется в другой мир. Среди верующих людей принято придавать похоронам особый смысл. Ведь это последний путь человека в другой мир. У православных христиан принято хоронить людей в земле. В Индии, Японии и других странах, мёртвых людей кремируют. Сжигают. Материалисты следуют и общим религиозным традициям и кремируют покойников.

У христиан принято покойников держать дома от одного, до двух дней. Это делается для того, чтобы с покойным могли попрощаться те, кто находится далеко и не может быстро приехать на похороны. В день похорон умершего принято отпевать в церкви, или дома. Из дома гроб принято нести на руках по улице, где жил покойник. На кладбище происходит обряд прощания, когда родственники целуют покойного в лоб. Желающие могут высказаться о покойном вслух, но об умерших принято говорить или хорошо, или ничего. После опускания гроба в могилу, каждый присутствующий бросает в могилу три щепотки земли в знак прощания. После похорон люди отправляются на поминки. За поминальным столом не принято стукаться бокалами. Застолье бывает недолгим. Поминается похороненный человек, а так же вспоминаются умершие родственники. На похоронах умерших детей спиртное не употребляется.

Потом родственники собираются на поминание умершего через 7 дней. Более пышно поминается умерший на сороковой день. Считается, что в течение 40 дней душа умершего человека ещё скитается, а на 40 день оказывается там, где ей должно быть. В день похорон на могиле устанавливается крест, а через год, к годовщине смерти, принято ставить памятник. Но всё это по достатку.

У мусульман похороны принято завершать до захода солнца в день смерти человека. Никого не ждут. Мулла совершает свои молитвы и обряды. Умершего несут на кладбище только мужчины. Женщины на кладбище не ходят. Поминают умершего семь дней подряд. Эти поминки не столько застольные, сколько рассудительные. В каждый день люди говорят о жизни, смерти, о Боге, о вере итд. Семью умершего стараются не оставлять без внимания, чтобы ей легче было привыкнуть к утрате. 40 день у мусульман так же отмечается, как и годовщина.

Похоронные обычаи и ритуалы довольно разнообразны и описать их можно только в специализированной работе в очень большом объёме. Все они логически обусловлены. Здесь описываются только самые общие правила. Люди учатся им, участвуя в похоронах умерших людей. На похороны наиболее известных и уважаемых людей приходит большое количество людей. Но количество людей на похоронах не говорит о том, каким был человек при жизни. Важно с какими мыслями приходят люди на похороны и как потом вспоминают умершего. Хорошо, или плохо.

ОБЩЕПРИНЯТЫЕ ОБЫЧАИ.

Таких обычаев немало. Они присущи каждому народу, поскольку логически обусловлены одинаковыми обстоятельствами. Возьмём простой случай, связанный с тем, что молодой человек уступает место в транспорте. Это не просто элемент воспитанности. Это общепринятый обычай, который видоизменился, но суть его осталась той же. Общественного транспорта ещё не было, но у каждого народа было принято, чтобы младшие не просто уступали место, но вставали в то время, когда к ним подходил старший по возрасту. Причём разница в возрасте значения не имела. И сегодня принято вставать если к вам подошёл человек и начал с вами разговор. Причём даже если он одного с вами возраста. Просто считается невежливым, если вы будете разговаривать сидя с человеком, который стоит перед вами.

В древней Спарте разрешалось не вставать перед старшим по возрасту, если у него не было детей. Объяснялось это просто. Его дети ни перед кем не встанут.

Не принято было сидя разговаривать с женщинами. Это считалось правилом дурного тона и воспитанная женщина не стала бы продолжать разговор с сидящим перед ней собеседником, если он, конечно, не инвалид. Сегодня у многих народов принято уступать место стоящим в транспорте не только пожилым людям или беременным женщинам, но просто людям более старшего возраста. Это воспринимается не как помощь в трудной ситуации , а как дань уважения.
Такое уважение до революции проявляли к женщинам все мужчины, но с развитием феминизма люди стали воспринимать вежливость мужчин к женщинам в транспорте, как домогательство.

Интересно, что до революции у аристократов и мещан был обычай при встрече с беременной женщиной снимать шляпу. Дань уважения материнству.

ИНТЕРЕСНЫЕ ТРАДИЦИИ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ.
Мне представляется интересными некоторые обычаи у японцев. В году у них отмечается день мальчиков, и отдельно день девочек. Эти дни посвящены именно детям до 6-7 лет. В эти дни они обязательно наряжаются в самую красивую одежду и им всё можно.

В японских школах традиционно проводится урок еды. Каждый день двое учащихся занимаются сервировкой школьного обеда для своего класса. Таким образом, ученики изучают японские застольные традиции сервировки, приёма пищи, поведения за столом.

В Италии, в канун наступления нового года, принято выбрасывать из окон на улицу старые вещи. Считается, что они останутся в старом году, а семья в новом году приобретёт новые.

В Финляндии и Норвегии не принято хвалить публично человека. Это считается грубой лестью и может даже повредить тому, кого ты хвалишь.

В Китае не принято дарить ничего связанное с числом 4. Это число символизирует смерть. Там же не принято даже этажи обозначать цифрой 4. Они так и идут 1,2,3,5,6,

В Индии не принято благодарить за подарок. Это считается правилом плохого тона. Можно хвалить подаренную вещь.

В США не принято платить за женщину в такси, открывать ей дверь, доносить за неё вещи... поскольку она может это принять за сексуальное домогательство и обратиться в органы с жалобой.

В Греции не принято хвалить в гостях утварь или картины хозяев. Согласно обычаям, хозяин должен будет её вам подарить.

В Грузии не принято оставлять бокалы гостей пустыми. Гость может пить, или не пить, но его бокал всегда будет полным.

Слова приветствия у разных народов разные. Китаец при встрече спрашивает: "ты ел?", иранец скажет: "будь весел", зулус предупредит: "я тебя вижу".

Обычаи и нравы — это совокупности норм и стереотипов регулятивного характера жизни людей.

Они же – и составляют их . Разнятся (отличаются) между собой эти понятия по следующим признакам.

Что такое обычаи — определение и категории

  • Их действие распространяется преимущественно на практическую и поведенческую стороны жизни, в исключительных случаях обычаи могут затрагивать интеллектуальную или даже образную сферы. Хотя скрытая взаимосвязь между ними, разумеется, присутствует.

Обычаи — понятие и определение

  • По сфере существования они связаны большей частью с частной жизнью, поскольку его стереотипы поведения и социальные «маски» как в публичной жизни, так и в деятельности, которые выходят из круга семейных или близко-родственных отношений, в основном, регулируются нормами соответствующих субкультур.
  • К жизнеобеспечению, пример — домашняя медицина, домоустройство, интерьер, предпочтения кухни, одежды и проч.
  • К жизненному укладу, пример — нормы воспитания, положение женщины, роли и функции в семье, отношение к родителям, приемлемые источники заработка и проч.
  • К внешним нормам отношений и коммуникаций, пример — соседство, гостеприимство, обязательства по отношениям с дальними или близкими родственниками, допустимый предел внешней свободы и проч.
  • К ритуалам и обрядам, пример — праздники, рождение, похороны, свадьбы и проч.

Трансляция или передача опыта обычаев держится на механизме традиции и собственно является той самой , которая реализуется не государственными институтами , а в рамках повседневного существования людей.

Обычаи присутствуют как эффективный социальный механизм и в разных «пост-» обществах уровня приватной регуляции. Разумеется, результативность их влияния сильнее для более укоренных сословий. Так, в маргинальных группах их эффективность слабее.

Понятие обычая переплетено и часто смешивается с понятием нравов.

Что такое нравы — понятие и черты

Понятие также относится к регулятивным инструментам, но в отличие от обычаев, направлено не столько на поведенческую практику людей, сколько на её моральную составляющую, т.е. обыденный уровень

Нравы — понятие

  • Образов миропонимания
  • Ценностных ориентаций
  • Нравственности
  • Правил отношения и проч.

Нравы относят к обыденному изложению основ нравственности целой нации.

Систематизировать их по видам сложно. Как заметил академик , они органичны именно своей внутренней упорядоченностью, которая носит подсознательный характер.

  • С одной стороны, они – это наиболее подвижные черты культуры (так же как мода)
  • С другой – нравы, естественно, очень жестко разделены по соответствующим статусным и социальным критериям.

Устойчивость различных нравов объясняется самим предметом соответствующего нравственного отношения. Так, традиционно устойчивые стандарты брака (верность, целомудрие и проч.) легко сосуществуют с изменчивыми нравами гостеприимства (чужеродец, иноверец и т.д.).

Наша презентация

Нравы отличает также меньшая, чем у обычаев, социальная ответственность. Они характеризуют, скорее, оценку допустимости, приемлемости различных проявлений или форм отношений, поведения в отдельных эпизодах, ситуациях. Разумеется, характеристика нравов зависит и связана с преобладающими на рассматриваемый момент истории:

  • Развитием мировоззрения (рационалистического, религиозного, мифологического)
  • Степенью укоренения в народе традиций или их атавистических проявлений.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Что же такое обычаи и традиции? Обычаи — это исторически сложившиеся определенные действия и порядки, которые уже давно вошли в привычку всего народа. Под традициями мы «расшифровываем» определенный «культурный код», который передается людьми из поколения в поколение.

Традиции и обычаи очень схожи по своему смыслу. Социологи даже выделяют е . Они тесно связаны не только с историей, но и с религиозными взглядами. Именно с появлением верований было положено начало обычаев и традиций.

Все мы следуем каким-то традициям и обычаям, но не каждый из нас по-настоящему знает их предназначение и их историю. Я считаю, что люди должны проявлять особое внимание к истории, ведь все традиции и обычаи являются небезынтересной частью культуры народа, истории поколений и религии, а так же являются одной из составляющих воспитания человека и его мировосприятия.

История появления обычаев и традиций

Первоначально обычаи и традиции возникли из-за необходимости выживания. Так зародилась так называемая охотничья магия. Надо понимать, что люди в древности были гораздо более зависимы от природы, чем мы с вами. Охота могла быть удачной – или неудачной. Поэтому возникли обряды, которые, как считалось, могли привлечь удачу на сторону охотников. Знание о таких обрядах имели старейшины, поэтому к старикам в древности относились с должным уважением, не то что сейчас.

Были и другие обычаи и традиции у древних: не будить спящего (его душа может не успеть вернуться из мира сновидений), не спариваться во время охоты – это чревато бесконтрольной рождаемостью и пр. Кстати, именно в рамках охотничьей магии возникает наскальная живопись : люди хотели привлечь дух животного на свою сторону.

Такими обычаями и традициями сопровождалась жизнь древнего человека. Они настолько проникли в нашу культуру, что мы даже их не замечаем и не отслеживаем! К примеру, посмотрите на подростка на остановке. Он покурил, сплюнул и вытер ногой харчок об асфальт. Что это? Это генетическая память: фактически он уничтожил след о себе. Ведь раньше люди верили, что через слюну, волосы и другие остатки человека можно на него навести беду. Не верите? Почитайте учебник «История первобытного общества » для вузов!

Свадебные традиции – вообще сплошная древность: белый цвет (платье, фата) – это символ перехода в другое состояние. Мы надеваем белое по обряду три раза в жизни: когда рождаемся, выходим замуж или женимся и когда умираем. А вы знали вообще про все это? Напишите в комментариях!

Обычаи, связанные с едой. Приходишь на новую работу – надо «проставиться», уходишь в отпуск – аналогично. Свадебный стол, вечеринки, — словом много связано именно поеданием пищи. Почему? Оказывается в древности был такой обычай потлача, когда вождь племени кормил всех своих общинников. Это означало, что он сделал им добро – надо ответить тем же! А сегодня: пошел в отпуск, а мы работаем? У нас стресс! Надо заесть! И возникает «простава». Ты окончил школу, получил аттестат? У тебя стресс? Школьный бал, выпускной опять же связан с пищей. Не замечали

Интересные обычаи и традиции народов мира

У народов всего мира есть немало традиций и обычаев, и у всех народов они разные. Например, у русских есть традиция празднования Нового Года — праздника, который соединяет прошлое и будущее. Этот праздник несет в себе яркие чувства и множество чудес, но, как и большинство других традиций, Новый Год уходит корнями в глубокую древность.

Неотъемлемой частью Нового Года является ёлка с забавными и заводными игрушками, яркими и глянцевыми шарами и, мигающими разными цветами, гирляндами. А знаете почему все так стремительно украшают ёлку перед этим праздником? Потому что по обычаям люди верили, что украшая ёлку, они делают злые силы, которые их окружают, добрыми. В настоящее время об этих силах многие забыли, а украшенная ёлка — по-прежнему остаётся символом новогоднего праздника . Этот волшебный праздник описывается во многих русских сказках и стихах, авторы которых всем известные А. С. Пушкин, С. А. Есенин и другие.

Так же у русского народа есть интересные обычаи , которые непонятны иностранным жителям. Например, накануне Великой Пасхи — светлого праздника, который появился на Руси в конце десятого века, в честь воскресения Христа, мы красим куриные яйца. И многие красят их с помощью луковой шелухи , потому что она дает бордово-красный оттенок, такой оттенок символизирует собой кровь, распятого на кресте, Христа. А куриное яйцо в свою очередь — символ зарождения новой жизни.

Но не только русский народ славится своими традициями и обычаями. За рубежом существует всеми известный Канун всех святых или, как мы его называем, Хеллоуин. Праздник стал традицией несколько столетий назад и, как известно из книги «Скарлетт», автор которой Александра Риплей, этот праздник был корнями из Ирландии. Атрибутом такой традиции является тыква, которая символизирует одновременно сбор урожая, злые силы и огонь, отпугивающий их.

Есть и не менее интересные традиции в странах Востока. Например, многоженство. Многоженство так же вошло в жизнь от предков и сохраняется в странах Востока по сей день. Например, «Книга Мормона» может многое рассказать нам о такой традиции. Из книги известно, что в глубокой древности при кочевом образе жизни требовался немалый уход за многочисленными табунами лошадей или верблюдов, поэтому хозяин вынуждал иметь несколько женщин, которые бы смогли обеспечить уход за кобылицами или верблюдицами. Верблюжий мех давал возможность иметь теплые и легкие одеяла, а верблюжье молоко высоко ценилось. Всем этим могла заниматься исключительно женщина, мужчинам некогда было заниматься хозяйством, они были добытчиками. В настоящее время в Восточный странах многоженство определяет престиж мужчины, что не мало важно для жителей Востока.

Уходя от историй традиций многоженства Восточных стран , нельзя не вспомнить и про единобрачие Кавказа. Как бы это печально не звучало, но в странах всегда происходят войны, в последствии которых численность мужчин резко уменьшается. Девочек, как правило, рождается больше, чем мальчиков, и в будущем множеству взрослых девиц не хватает мужей, и как следствие семьи и детей.

А вообще, если вспомнить то в истории бывали случаи, когда в деревню возвращался с фронта только один уцелевший из мужского населения деревни. Однако через какое- то время численность населения вновь становилась на прежнем уровне.

Так во время Кавказской войны девятнадцатого века предводитель кавказских горцев Имам Шамиль, облегчил участь вдов и одиноких женщин. Им разрешили выбирать мужа по своему усмотрению, что фактически узаконивало сложившиеся отношения. Как писал С. Эссадзе: «Названный мужчина, холостой или женатый, обязан был жениться на той, которая его выбрала».

Предлагаю вспомнить обычаи и традиции жителей такой интересной страны , как Тайланд. Тайланд славится своими экзотическими обычаями. В течении календарного года у коренных тайцев существует множество обычаев и традиций, которые приводят в восторг туристов. Торжественные праздничные дни отмечаются всем королевством Тайланда. Вообще одни из самых интересных ритуалов можно наблюдать у «отсталых» культур, носители которых живут в .

Примером тому может служить один из самых красивых праздников Таиланда — Лой Кратонг, посвящённый духам воды. Этот день приходится на начало ноября в день полной луны . Тайцы, пуская по речкам свои лодочки — кратонги, в которых ярко горят свечи и лежат живые цветы, монеты, различные благовония. Тайцы свято верят, что с помощью этих лодочек в эту ночь духи воды смоют с них все грехи предыдущего года.

В каждой стране нашего огромного мира есть свои особенные обычаи, традиции, которые определяют уклад жизни и культуру людей. А часто ли мы слышим про обычаи и традиции Китая? Одна из самых особенных традиций Китая – это приветствие. В старину китайцы приветствовали друг друга, кланяясь, сложив свои руки на груди. При этом считалось: чем ниже поклон, тем больше человек проявляет уважения. Современные же китайцы сегодня просто делают небольшой поклон головой. Однако, если они хотят проявить уважение, то могут поклониться ниже.

Обычаи и традиции всего народов мира, населяющего Землю, весьма обширны и многогранны. Они связаны непосредственным образом с факторами, которые уходят корнями в самую глубь истории, и с религией, которая помогает человеку осознавать и воспринимать окружающий мир , поверив в сверхъестественное. Нужно уважать и чтить не только обычаи и традиции своей страны, своего народа, но и других стран и его жителей.

Интересная статья? Поставь лайк, напиши, что думаешь обо всем этом в комментариях. Подпишитесь на новые статьи .

©Соколова Е. А.

Редактура Андрей Пучков

ВведениеВВЕДЕНИЕ
Традиции, обычаи, обряды, ритуалы
играют немаловажную роль в
жизнедеятельности и непосредственно
развитии общества. Эти слова могут
вызвать представления о силе прошлого,
стремящейся подчинить себе новое,
молодое, задержать ход развития жизни.
Именно так мы иногда представляем
смысл этих древних и мудрых слов,
забывая порой, что обычаи и традиции
всегда закрепляют то, что достигнуто в
общественной и личной жизни, именно
они стабилизируют общественные
отношения, закрепляя то, что было
достигнуто веками поколениями наших
предков.

Между традициями, обычаями и
обрядами много общего. Все они
представляют собой особые формы
передачи новым поколениям
социального и культурного опыта.
Традиции и обычаи могут включать в
себя обрядовые элементы, но это еще не
обряды.
Традиции и обычаи могут носить
разный характер: религиозный,
светский, семейный и т.п.
Все они играют несомненно важную
роль как для малых, так и для больших
социальных групп. Кроме того,
некоторые из них могут трактоваться не
правильно и не быть причастными к
тому, как общество привыкло их
соблюдать.
Сейчас на общеизвестных примерах
раскроем суть некоторых обычаев и
традиций, а также докажем важность и
значимость каждой из них.

Традиции

ТРАДИЦИИ
Традиция - это особая форма закрепления общественных
отношений, выражающаяся в исторически сложившихся,
устойчивых и наиболее общих действиях , нормах и
принципах общественного поведения, передаваемых из
поколения в поколение и сохраняемых, как правило, силой
общественного мнения » Следовательно, традиция возникает
в результате определенных исторических условий.
Так, на Руси с возникновением христианства возникла
традиция крещения новорожденных. Крещение - одно из
христианских таинств, которое знаменует принятие человека
в лоно церкви. По утверждению духовенства человек в
результате крещения умирает для жизни плотской, греховной
и возрождается к жизни святой, духовной. По христианским
представлениям люди рождаются запятнанными
первородным грехом, а крещение призвано «смыть» этот
грех, открыть перед человеком перспективу спасения.

Хотя на самом деле это не совсем так.
Необходимо различать понятия
«Крещение» с понятием «Покаяние», они
дополняют друг друга, а не заменяют, так
как Крещение происходит не только водой,
а также Святым Духом, после того, как
человек сознательно покаялся и принял
решение стараться не грешить.
Следовательно, действительно ли верно
крестить младенцев, которые сознательно
не приняли покаяния? Как бы там ни было,
такая традиция имеет место быть и ей
следуют многие люди, не смотря на то, что,
зачастую, не понимают ее истинный смысл,
а лишь просто поступают «как все».

Обычаи

ОБЫЧАИ
Обычай - это повторяющийся, привычный способ
поведения людей в определенной ситуации. К
обычаям относятся общепринятые приемы труда,
распространенные в данном обществе формы
взаимоотношений людей в быту и семье,
дипломатические и религиозные ритуалы и другие
повторяющиеся действия, отражающие особенности
жизни племени, класса, народа. Обычаи
формируются исторически.
В обычае находят свое проявление нравы общества,
на их возникновение и характер влияют особенности
истории народа, его хозяйственной жизни , природноклиматические условия, социальное положение
людей, религиозные воззрения и т. п.

Празднования праздника Пасхи –
один из важнейших религиозных
обычаев христиан. На Пасху, как
известно, принято красить яйца,
печь куличи и говорить друг другу
«Христос Воскрес». Именно так
многие люди отмечают этот
праздник из года в год, повторяя
сложившиеся исторически действия.
На самом деле, покраска яиц и
куличи по факту не имеют никого
отношения к празднику Пасхи,
согласно Библии, ведь нигде в ней не
упоминается ни одно из данных
деяний.

Праздник связан с историческим событием , подробно описанным во второй книге Торы, которая в русской
традиции названа «Исход» (Ветхий Завет). Это легенда о рабской жизни евреев в Египте, преследованиях
малочисленного народа фараоном и его жрецами, а также о последующем освобождении. Последняя из десяти
смертных египетских казней связана с повелением Бога помазать косяки дверей кровью жертвенного ягненка,
чтобы ангел смерти смог пройти мимо еврейских домов и умертвить только первенцев египтян.
После выхода с территории могущественной страны евреи во главе с вождем Моисеем стали настоящим
народом со своей иерархией и институтами, а после перехода в Землю Обетованную сумели основать
собственное государство, возвести единственный храм для служения Всевышнему и создать первую в своей
истории царскую династию. И сейчас евреи отмечают этот праздник и называется он «Пейсах».

Согласно же Новому Завету, Пасха – это день Воскресения Иисуса Христа, принёсшего
себя в жертву за грехи человечества и победившего смерть. Ведь согласно Писанию,
плата за грех – смерть. Нередко в Библии можно увидеть сравнение Иисуса с Агнцем (
Ягненком),это метафора, согласно упомянутому ранее ягненку, принесенному в жертву
за жизнь еврейского народа. Так что, Пасха – это Христос, закланный за человечество.

Стереотипы, сложившиеся в обществе

СТЕРЕОТИПЫ, СЛОЖИВШИЕСЯ В ОБЩЕСТВЕ
Основное назначение религиозных обрядов
заключается в том, что они являются важным
средством идейного и эмоционального
воздействия на верующих, и тем самым
формируют систему привычных религиозных
представлений в сознании людей и культовых
стереотипов в их поведении. И не смотря на то,
что они зачастую бывают ошибочны или не
несут никого существенного смысла, люди все
равно следуют им и будут следовать дальше,
так как они складывались и многократно
повторялись веками.

Тоже самое происходит и с различного рода
символами, к примеру Пятиконечная звезда, еще
известная в обществе как Пентаграмма, Звезда
дьявола. Неудивительно, что мнение людей на счет
этого символа совпадает, ведь это стереотип,
существовавший в сознании людей много лет. На
самом деле Пентаграмма или Пентакль
("Свещенное женское начало", "Священная
богиня") - один из старейших символов на земле.
Появился за 4 тыс.лет до РХ. Относится к
поклонению и обожествлению Природы. Древние
люди делили весь мир на две половины - мужскую
и женскую. У них были боги и богини,
сохраняющие баланс сил. Пентакл символизирует
женскую половину всего сущего на земле. Его
линии делят Пентакль на сегменты, равные числу
PHI. Символизирует Венеру, богиню любви и
красоты. Планета и богиня Венера - одно и то же.
Известно в мире так же под именами Восточная
звезда, Иштар, Астарте.

Каждые 8 лет Венера описывает абсолютно
правильный пентакл по большому кругу
небесной сферы. Древние греки отдавали дань
этому, устраивая Олимпийские игры каждые 8
лет.
Смысл пентакла был изменен Римской
католической церковью на ранней стадии ее
развития. Это часть компании Ватикана по
уничтожению языческих религий и обращения
масс в христианство. Был и еще ряд
преобразований, таких как:
Трезубец Посейдона - вилы дьявола
Колпак мудреца - шляпа ведьмы
Пентакль - знак дьявола
Египетские солнечные диски - нимбы святых
Изображение Изиды, баюкающей сына Гора образ Марии с Иисусом

Ведь, как и сейчас, нельзя было просто так взять и сломать языческие обычаи, символы и традиции у
людей, которые складывались достаточно длинный промежуток времени. Единственный выход был
постепенно заменять их христианскими. И сейчас некоторые христианские праздники до сих пор
содержат языческие ритуалы.

Некоторые выводы

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ
Само понятие «традиции», употребляемое в контексте с «обычаями», «обрядностью», «ритуалом»,
включает в себя всё духовное наследие из поколения в поколение. Критерием общественной
значимости любой традиции, в том числе воспитательной, должно быть соответствие целям и
задачам воспитания нравственного воспитания подрастающего поколения.
Обычаи и традиции нельзя так просто взять и убрать или изменить, так как они оказывают огромное
влияние на общество. Этот процесс требует довольно длительного времени.
Религиозные традиции, обычаи и обряды могут быть неточными и даже построенными на других,
устаревших или предшествующих им обычаях, традиция и обрядах. Что может повлечь за собой
массовое заблуждение в некоторых деталях.
Люди не всегда понимают, что означает какой – либо обычай или традиция, а следуют им лишь
потому, что так делает большинство.
Обычаи, традиции и обряды религиозного характера встречаются в обществе наиболее часто.
Создавая новые и совершенствуя существующие общественные, семейно-бытовые, личные
традиции и обычаи, мы оказываем огромное воздействие на сознание и чувства людей, которые
заставляют пересмотреть и преодолеть привычки, представления, связанные с прежним образом
жизни.
В мире нет ни одного народа, не имевшего собственные обычаи и традиции, не говоря уж о малых
социальных группах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Социальные нормы общества в своем комплексе нормативно регулируют все общественные отношения и через преобразующую деятельность людей активно воздействуют на процесс становления материальных и духовных ценностей

Актуальность. В системе социальных норм и в регулировании общественных отношений все более заметную роль начинают играть традиции, обычаи и обряды. Они являются действенными социальными регуляторами многих сторон общественной и личной жизни людей.

Все это говорит о том, что необходимо обстоятельное научное исследование проблемы традиций и обычаев, выяснение роли в жизни общества, характера и форм их взаимосвязи между собой и с другими социальными нормами, в том числе правовыми. Только с 60-годов XX века заметно повысилась активность ее исследования в философской литературе. Определенный вклад в разработку этой проблемы внесли А.К. Алиев, Р.М. Магомедов, М.М. Муминов, В.И. Новиков, Б.С. Саламов, Н.С. Сарсенбаев, И В. Суханов, И.М. Сушков, А. Чотонов и др.

Поскольку социальная ценность и значимость обрядов, традиций и обычаев определяется главным образом тем, что они выступают в качестве регуляторов общественных отношений, необходимы специальные самостоятельные исследования их нормативного характера.

Целью данной работы является рассмотрение роли обычаев, традиций и обрядов в вопросе регулирования общественных отношений.

1. Социальные нормы общества (понятие, назначение, разновидности)

Уяснение понятия социальной нормы поможет раскрыть ее сущность как регулятора общественных отношений, выяснить ее социальное назначение и роль в жизни общества, а это неразрывно связано с более общей и сложной проблемой - управлением обществом. Управление социальными процессами присуще обществу на всех этапах его развития. Оно обеспечивает необходимые условия нормального функционирования всего общественного организма. Отсюда вытекает не только научный, но и практический интерес к формам, средствам и методам управления делами общества.

При рассмотрении весьма сложных вопросов социального управлений мы исходим из коренного положения, сущность которого заключается в том, что вся социальная жизнь людей, их повседневные многообразные общественные связи и отношения предопределяются объективными законами общественного развития, действующими независимо от воли и сознания людей. Однако в отличие от законов природы законы общественного развития проявляются лишь через сознательное поведение людей, выступают как законы их жизнедеятельности, находят свое конкретное проявление в волевых поступках людей. Степенью познания этих объективных законов и определяется социальная ценность поступков людей, поскольку сами по себе законы общественного развития не выступают непосредственными регуляторами отношений между людьми, а проявляются в различных социальных нормах, отражающих потребности и интересы людей и воздействующих на их поведение. Социальные нормы проникают во все сферы жизни общества и нормативно регулируют общественные отношения. В этом заключается их основная социальная ценность и назначение.

Исследование того или иного явления начинается обычно с уяснения той смысловой нагрузки, какую вкладывает исследователь в рассматриваемые им категории.

В нашей литературе пока еще нет общепринятой терминологии, имеют место различные толкования , в особенности при раскрытии таких понятий, как «норма», «традиция», «обычай», «обряд». Разнобой же в терминологии при исследовании любого явления затрудняет его познание. Г.В. Плеханов в свое время отмечал, что во всяком сколько-нибудь точном исследовании, каков бы ни был его предмет, необходимо держаться строго определенной терминологии. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения , т. II. - М.: НОРМА, 2006. С. 248

Норма - это обязательное общепринятое правило поведения людей. В области социальной жизни понятием «норма» передается требование определенного поведения людей в обществе, в их отношениях друг с другом, с обществом, с окружающими их предметами и явлениями природы.

При формулировании общего понятия социальной нормы было бы неправомерным специфические признаки, присущие отдельным видам социальных норм, распространять на все их виды, особенно если речь идет о таких признаках, которыми они как раз и отличаются друг от друга. Известно, что социальные нормы не всегда возникают в результате установления соответствующими компетентными органами. Это является специфическим признаком лишь норм права и норм общественных организаций , что нельзя полностью отнести к таким видам социальных норм, как традиции, обычаи, мораль, нормы эстетического поведения, которые формируются иными путями.

При выявлении способов образования норм традиций и обычаев, правил эстетического поведения и многих норм морали не следует упускать из виду того, что эти нормы не являются результатом специального нормотворческого процесса, а возникают в большинстве случаев на основе фактических отношений людей, постепенно складываются в их сознании, поэтому не выступают сразу в готовом виде в качестве регуляторов поведения людей. До того как приобрести свойство регулятора они. проходят своеобразные ступени общественного признания как правила поведения. Матузов Н.И. Правовая система и личность. 5-е издание, переработанное и дополненное. - Саратов: Издательство «Прима-С», 2007. С.77

Социальная норма - это общее, обязательное правило социально-значимого поведения, установленное соответствующими компетентными органами или сложившееся на основе повторяющихся взаимоотношений между людьми. Оно выражает их волю, обусловленную материальным развитием общества, обеспечивается различными средствами реализации, имеет своим назначением целенаправленное регулирование общественных отношений.

В этом определении, по нашему мнению, отражены общие признаки, присущие всем социальным нормам, действующим в обществе.

Дальнейшее развитие общества, раскол его на противоположные классы усложняют весь строй его организации, вызывают необходимость строго регламентировать жизнедеятельность общественного организма с его многообразными связями и отношениями. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения, т. II. - М.: НОРМА, 2006. С. 251

В обществе право является основным, но не единственным средствам нормативного регулирования общественных отношений. Вместе с правовыми нормами и в тесной связи с ними действуют и другие социальные нормы, активно влияющие на различные сферы общественной и личной жизни людей. Сущность и особенности права, его место и роль в общественной жизни могут быть правильно поняты лишь постольку, поскольку правовые нормы рассматриваются как взаимодействующая составная часть общей системы социальных норм.

2. Сущность и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм советского общества

Как было указано выше, право не является единственным средством нормативного регулирования общественных отношений. В тесной связи с правом поведение людей в их повседневной общественной и личной жизни регулируют и другие социальные нормы, в том числе традиции, обычаи, обряды.

В юридической литературе проблема сущности традиций и обычаев, их значения как социальных регуляторов разработана недостаточно глубоко. Причинами этого, по нашему мнению, являются, во-первых, недооценка их роли в общественной жизни, во-вторых, то, что многие авторы высказывались против выделения обычаев в особый вид социальных норм, в-третьих, неизученность пограничной с ними проблемы - общественной психологии, хотя без уяснения общественной психологии «нельзя сделать ни шагу в истории, литературе, искусстве, философии и прочее...». Плеханов Г. В. Избранные философские произведения, т. II. - М.: НОРМА, 2006. С. 256 .

В последние годы заметно возрос интерес к проблеме традиций и обычаев со стороны государственных органов, представителей различных отраслей общественных и гуманитарных наук.

Изучение появившейся по этому вопросу литературы показывает разнообразие взглядов о понятии обычаев, их месте в системе социальных нормой роли в жизни общества. Одни авторы отождествляют понятия «традиция», «обычай», другие указывают на недопустимость такого отождествления и выделяют в них отличительные признаки. Одни ученые считают обычаи самостоятельным видом правил, другие - всего лишь формой, проявления различных норм.

Причинами этих разногласий, по нашему мнению является, с одной стороны, отсутствие ясности в самом понятии «традиция» и «обычай», с другой - различия в критериях, которые берутся за основу отдельными авторами при анализе этих сложных явлений социальной жизни. Вместе с тем в обществе существуют и действуют многочисленно народные, национальные, профессиональные, местные и другие традиции и обычаи, которыми руководствуются люди в своей повседневной общественной и личной жизни. Это вызывает необходимость обстоятельного исследования проблемы традиций и обычаев.

При этом следовало бы: а) сформулировать научное определение самого понятия «традиция» и «обычай», выяснить то общее, что характерно для этих социальных явлений и таковы особенности, присущие им; б) выявить, обобщить и систематизировать известные, действующие в обществе традиции и обычаи; в) изучить и обобщить отношение государственных органов и общественных организаций к различным традициям и обычаям; г) выявить и определить место и роль в жизни общества старых традиции и обычаев, являющихся вредными пережитками прошлого; д) изучить и обобщить формы и методы борьбы с традициями и обычаями такого рода; е) проанализировать условия, механизм и закономерности возникновения и формирования новых традиций и обычаев, пути и формы их утверждения в жизни российского общества; ж) перспективы их развития вместе с другими социалистическими нормами в единые правила коммунистического общежития. В одной работе и усилиями одного автора все эти вопросы с одинаковой полнотой рассмотреть вряд ли удастся, да мы и не ставим перед собой такой задачи в данном случае.

Заслуживает внимания механизм воздействия традиций и обычаев на общественные отношения. При его выяснении необходим анализ нормы, которая, как и в праве, в традициях и обычаях составляет основное ядро механизма воздействия на общественные отношения, хотя и не обладает такой степенью детализации поведения людей. Особенно это относится к нормам традиций. В этой связи возникает вопрос о функциях традиций и обычаев. В литературе этот вопрос до сих пор еще не разработан, хотя именно в функциях проявляется сущность и социальное назначение традиций и обычаев. В данном случае, ограничиваясь лишь постановкой этого вопроса, мы считаем, что традиции и обычаи выполняют, в частности, такие основные функции: а) регулируют общественные отношения; б) аккумулируют и передают опыт людей. Дальнейшее исследование этих вопросов может привести к выделению и других функций этих социальных норм, в частности, есть смысл говорить о воспитательной функции традиций и обычаев.

Вот какое определение традициям даёт И.В. Суханов: Традиции - это не регламентируемые юридическими установлениями, поддерживаемые силой общественного мнения формы передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в жизни данного класса, общества идеологических отношений (политических, нравственных религиозных, эстетических). Суханов И.В.. Обычаи, традиции и преемственность поколений. 5-е издание (переработанное). - М.: Феникс, 2008. С. 58 Существует множество видов традиций, например автор книги «Обычаи, традиции и преемственность поколений», И.В. Суханов приводит пример революционных традиций, и определяет их как процесс воспроизводства у новых поколений советских людей тех морально-политических качеств, которые были выработаны российскими рабочим классом в период трёх революций и гражданской войны . Конечная цель традиций сводится к тому, чтобы ввести деятельность нового поколения в то русло, по которому развивалась деятельность старших поколений считает И.В.Суханов. И мы вполне согласны с этим мнением, ведь наши предки не зря передавали традиции, скажем, землепашества, из поколения в поколение, чтобы сыновья не повторяли ошибок сделанных отцами, но мы почему-то считаем, что по традиции мы должны всё делать так, как делали наши предки, и это глубоко неправильное мнение. Между тем предыдущему поколению трудно передать весь социально накопленный опыт, ведь деятельность связанная с традициями настолько многогранна, что поколение старается направлять развитие в русле этих традиций, а не следуя в точности по стопам отцов. То есть традиция не детально регламентирует поведение в конкретных ситуациях, а решает задачу через регламентацию духовных качеств, необходимых для правильного, с точки зрения данного класса, общества, поведения в той или иной сфере общественной или личной жизни. Отсюда мы видим, что традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Таким образом, традиции передают, закрепляют и поддерживают разнообразный социальный опыт и тем самым осуществляется духовная связь поколений. Традиции выполняют две социальные функции : они являются средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений.

Свою основную функцию регулятора поведения людей в различных сферах их общественной и личной жизни норма традиции и обычая выполняет, главным образом, путем воздействия на эмоциональную психологическую сторону человека с помощью таких дополнительных средств, как обряды, музыка, песня, художественные образы и иные наглядно-эмоциональные компоненты. Это можно проследить на обрядовой стороне трудовых и семейно-бытовых традиций и обычаев. Обряд посвящения в сан рабочего, хлебороба прививает вступающим на самостоятельный трудовой путь взгляд на себя как на преемников, наследников и продолжателей славных трудовых традиций и дел старших, приучает молодежь видеть в своем созидательном труде продолжение трудового героизма своих отцов и дедов.

Особенно яркая художественная обрядность присуща обычаям и традициям сферы бытовых и семейно-брачных отношений, где эти нормы наиболее глубоко проникают в сознание и психологию людей.

3. Исторические судьбы и перспективы развития права, традиций, обычаев и обрядов

При исследовании проблемы исторических судеб и перспектив развития права, традиций, обычаев и обрядов приходится отмечать, что в российской юридической, социологической, философской литературе до последнего времени почти не проводилось экономическое обоснование перерастания права и других социальных норм в правила демократического общества, не учитывались перспективы развития того или иного вида социальных норм в связи с изменениями в экономике нашей страны за последние десятилетия.

Экономические связи людей, отношения собственности определяют, в конечном счете, изменения, происходящие в государственно-правовой надстройке, во взглядах людей и учреждениях данной эпохи.

Прогрессивные традиции и обычаи прошлого, воспринятые советским обществом и развитые дальше, а также сложившиеся новые традиции и обычаи, ставшие общепризнанными нормами поведения основательно отражают наиболее устойчивые связи и отношения общества.

Применительно к праву, как системе норм, регулирующих общественные отношения, можно выделить и проследить такие, в частности, основные пути и направления его развития. Алиев А. К. Труды по социологии. 3-е издание: переработанное и дополненное. - М.: Инфа-М, 2007. С.205

Прежде всего, следует учесть изменения в характере правотворчества. В его процессе происходят изменения в способах формирования правовых норм, связанные с расширением демократизма этого процесса, вовлечением широких народных масс и их организаций в правотворчество, которое по своему социальному содержанию все больше превращается в общенародное правотворчество. При этом происходят тесное взаимодействие представительной и непосредственной демократии, государственных органов и общественных организаций, последнее отражается на росте совместных актов, принимаемых государственными органами и общественными организациями. Саламов Б.С. Социология. - М.: НОРМА-М, 2007. С.160

Демократизация правотворческого процесса и правового регулирования развивающихся общественных отношений находит свое отражение также и в том, что российское общество и государство все больше учитывают и используют формы опосредствования социальных связей и отношений, основанные на инициативе их участников. Широкое развитие и применение получают моральные стимулы. В интенсивный оборот нормативного регулирования поведения людей и формирования их сознания вовлекаются традиции, обычаи и другие неправовые нормы, происходит смещение, а иногда и замена одного вида ответственности другим, например, уголовно-правовой ответственности - административной.

Следует также иметь в виду изменения, происходящие в самих правовых нормах и приводящие к постепенной утрате последними свойств и признаков юридического характера, постепенного сближения их по своему содержанию и мотивам соблюдения с неправовыми нормами. В процессе этих преобразований субъективные права и обязанности органически объединяются в единые правила поведения людей, субъективное право по своему содержанию, мотивам осуществления, отношению к ним участников общественных связей все теснее переплетается с моральной обязанностью. Матузов Н.И. Правовая система и личность. 5-е издание, переработанное и дополненное. - Саратов: Издательство «Прима-С», 2007. С.39

Правовые нормы, общества неуклонно совершенствуются, постепенно утрачивают присущие им юридические признаки.

Сближение и взаимопроникновение права и морали, морали и традиций, традиций и норм общественных организаций, традиций и обычаев и т. д. имеет место и при нормотворчестве и при реализации норм во всех сферах жизни нашего общества.

Обычаи, традиции и обряды, как правила поведения известны людям с глубочайшей древности. Они возникали на заре человеческого общества , сопутствуют всем этапам его развития и развиваются вместе с ним.

Заключение

Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи - это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, а в результате их многократного повторения становятся привычными для них. Они несколько менее связаны с правом, чем, например, моральные нормы, но, тем не менее, не являются нейтральными.

Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая какими должны, или могут быть человеческие поступки, по мнению определенных коллективов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.

Что же касается традиций и обрядов, то, не смотря на свою устойчивость, консерватизм, они разрушаются. В процессе развития общества традиция дополняется другими средствами воспроизводства и подвергается целостности и устойчивости культуры (идеология, право, религия, политика и другими формами духовностей).

Список использованной литературы

1. Алиев А.К. Труды по социологии. 3-е издание: переработанное и дополненное. - М.: Инфа-М, 2007. - 450с.

2. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории.- М.: Изд-во МГУ, 2005. - 389с.

3. Бережнов А.Г. Социология и культурология. - М.: Инфа-М, 2006. - 350с.

4. Варисов М. С. и Карапетян Л. Н. Национальные традиции и пережитки прошлого. - М., 2008. - 190с.

5. Василевич Г. А. Социология: Учебник. - М.: Интерпресс, 2005. - 402с.

6. Драч Г.В. Культурология. - Ростов-на-Дону, 2006 г.

7. Ерасов Б. С. Социальная культурология: пособие для студентов высших учебных заведений. - Издание третье. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 591 с.

8. Коган Л.Н. Социология культуры. - М., 2005. - 300с.

9. Матузов Н.И. Правовая система и личность. 5-е издание, переработанное и дополненное. - Саратов: Издательство «Прима-С», 2007. - 300с.

10. Никонов К.М. Социология. - М.: Инфа, 2006. - 280с.

11. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения, т. II. - М.: НОРМА, 2006. - 360с.

12. Саламов Б.С. Социология. - М.: НОРМА-М, 2007. - 377с.

13. Сальников В.П. Социальная правовая культура. 3-е издание, переработанное и дополненное) - Саратов. Изд-во СПУ, 2007г.

14. Спиркин А.Г. Социология: курс лекций. - М.: ПРИМ, 2006. - 170с.

15. Суханов И.В.. Обычаи, традиции и преемственность поколений. 5-е издание (переработанное). - М.: Феникс, 2008. - 475с.

Подобные документы

    Роль традиций и обычаев в системе социальных норм и общественных отношений. Изучение теоретических положений теории государства и права, характеризующих социальные нормы как один из видов социального регулятора . Тенденции современного развития права.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2015

    Социальные нормы советского общества (понятие, назначение, разновидности). Сущность и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм советского общества. Исторические судьбы и перспективы развития права, традиции и обычаев.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2002

    Понятие социальных норм, их виды, формы, признаки и классификация. Взаимодействие права с нормами религии, обычаев, а также с технико-юридическими нормами. Значение и место социальных норм в обществе. Соотношение права, религии, обычаев и морали.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2010

    Место и роль правовых норм в регулировании социальной жизни общества. Различие между правом и нравственностью по Л.И. Петражицкому. Виды обычаев и традиций в юридической науке. Основные виды санкций. Общерегулятивные, конкретно-регулятивные нормы.

    реферат , добавлен 21.01.2016

    Значение социальных норм при регулировании отношений между людьми, их основные виды. Роль обычаев в управлении общественной жизнью , их связь с правом и другими социальными нормами. Суть норм обычного права. Примеры правовых обычаев в законодательстве РФ.

    реферат , добавлен 28.02.2010

    Понятие социального регулирования. Виды социальных норм. Соотношение социальных норм и норм права. Значение и роль правовых норм в социальном регулировании. Понятие и признаки правовой нормы, отличающие ее от иных социальных норм. Виды правовых норм.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2015

    Понятие и признаки социальных норм. Характеристика социальной нормы как регулятора общественных отношений. Место права в системе нормативного регулирования. Соотношение социальной и технической нормы. Моральные, правовые, корпоративные нормы и обычаи.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2014

    Характеристика экономических, политических и религиозных норм. Исследование основных отличий права от морали. Анализ роли обычаев и традиций в жизни общества. Описания правил поведения, регулирующих трудовые, служебные и иные отношения внутри организаций.

    презентация , добавлен 04.02.2014

    Исследование понятия и классификации социальных норм. Анализ взглядов ученых на соотношение права и морали. Отличительные особенности права и морали. Определение правовой презумпции и аксиомы. Роль обычаев в регуляции различных сторон общественной жизни.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2013

    Анализ понятия, природы и правового значения обычая делового оборота – правила поведения, не предусмотренного законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Сфера применения обычаев делового оборота и правовых обычаев.

просмотров
просмотров