Правление царевны Софьи. Кратко

Царевна Софья - запрещенная правительница

Она стала первой в истории нашей страны женщиной на троне. И расплатилась за это заточением в монастыре, одинокой смертью и долгим забвением. Летописцы и правители России на протяжении многих веков скрывали правду о ней. Поэтому лишь немногие знают, какой на самом деле была эта великая женщина – царевна Софья Алексеевна из рода Романовых.

Алексей Михайлович, отец царевны Софьи, получил прозвище Тишайший. Но вряд ли его дворец в подмосковном Коломенском, где появилась на свет Софья в сентябре 1657 года, можно было назвать тихим местом. Терем Алексея Михайловича стал настоящим детским царством – за время его правления сложно найти год, когда у супруги государя Марьи Ми-лославской не рождался бы ребенок. Правда, многие из них умирали в младенчестве. Выжили семеро – пять дочерей и двое сыновей, Федор и Иван.

На горе отцу, царевичи росли хилыми и малоумными, а их сестры – здоровыми и сильными. Но участь царевен в XVII веке была незавидной. Даже замуж их нельзя было выдать – ни боярские дети, ни иноземные принцы не считались подходящей партией для царских дочерей. Им предстояло провести всю жизнь под замком. Как писал германский посол Сигизмунд Герберштейн, на Руси «женщина считается честной только тогда, когда живет в доме взаперти и никуда не выходит». У тех, кто не хотел провести всю жизнь в тереме, куда мужчины могли заходить только раз в год, на Пасху, была только одна альтернатива – монастырь.

Софья росла крепкой, широкой в кости, порывистой в движениях. И при этом, оправдывая свое имя – София (Премудрость), очень любила читать.

Учить дочерей на Руси было не принято – многие царевны с трудом могли написать свое имя. Их образование сводилось к вышиванию, набору молитв и нянькиным сказкам. Но Тишайший согласился приставить к дочери педагога – Симеона Полоцкого, крупнейшего ученого своего времени и первого русского профессионального поэта.

Полоцкий учил Софью не только чтению и письму, но и иностранным языкам . Царевне особенно нравилась история, поэтому она знала и о византийской императрице Пульхерии, которая живьем заколотила в гроб пьяницу-мужа и стала править самостоятельно, и об английской королеве Елизавете, у которой и вовсе не было мужа.

Не исключено, что когда Софья видела перемены, происходившие в царском дворце, у нее постепенно появлялось желание подражать этим смелым женщинам. В 1669 году умерла Мария Милославская, а через два года Алексей Михайлович женился на двадцатилетней Наталье Нарышкиной. Год спустя та родила сына Петра – крепкого и смышленого, настоящего наследника. Софья сразу невзлюбила мачеху, которая была немногим ее старше. Нарышкина отвечала падчерице взаимностью. Софья все больше времени проводила в библиотеке. Среди собрания книг был и трактат итальянца Макиавелли о том, как завоевать власть. И вряд ли любознательная царевна оставила эту книгу без внимания.

В 1676 году Алексей Михайлович внезапно скончался. Новый царь, пятнадцатилетний Федор, постоянно болел – даже на похороны отца его принесли на носилках. При дворе сразу развернулась борьба за власть между родственниками жен Тишайшего – Милославскими и Нарышкиными, - в которую активно включилась и Софья.

Для начала она сумела вырваться из терема, получив разрешение находиться рядом с больным братом. Это дало царевне возможность общаться с боярами и воеводами. Каждому она умела сказать приятное, с каждым находила общий язык .

Ум, начитанность и благочестие Софьи изумляли не только обитателей Кремля, но и европейских послов. Слухи о добродетелях царевны проникли и в народ: с ней люди связывали свои надежды на лучшую жизнь.

Царь Федор умер в апреле 1682 года. Вопреки обычаю, Софья присутствовала на его похоронах и шла за гробом ближе всех родственников. Но Боярская дума с подачи Нарышкиных объявила царем сына Алексея Михайловича от второй жены, Петра. Царевна однако не собиралась мириться с возвышением мачехи.

Союзником Софьи стал сорокалетний князь Василий Голицын, наследник старинного рода и поклонник Запада. Приезжавшие в Москву иностранцы приходили в восхищение от бесед с этим умным и начитанным вельможей, чей дом «блистал великолепием и вкусом». При Федоре Голицын был близок к трону и задумал широкую программу реформ, но из-за дворцовых распрей его положение оказалось под угрозой. Другим союзником Софьи стало 50-тысячное стрелецкое войско, недовольное притеснениями властей. По слухам, Нарышкины хотели запретить стрельцам не только беспошлинно торговать, но и жить с женами и детьми. На самом деле эти сведения распространяли агенты Софьи, льстиво называвшие стрельцов «царской опорой». Нужен был только повод для бунта, и он быстро нашелся. В мае сторонники царевны Софьи распустили слух о том, что Нарышкины убили «настоящего» царя Ивана. Под звон набата стрельцы ворвались в Кремль. Царица Наталья Кирилловна вывела к ним живых и невредимых царевичей. Но жаждавшую крови толпу это не остановило. Нарышкиных прямо на глазах Петра и Ивана сбросили с крыльца на стрелецкие пики. Их сторонников искали по всему городу и рубили саблями, а изувеченные тела волокли по улицам с криками «Любо!» Убили даже лекаря-немца, у которого нашли сушеную змею, – говорили, что с помощью ее яда он хотел уморить царевича Ивана.

Софья в эти страшные дни отсиживалась в своих покоях и руководила действиями мятежников. Их вождей она уговаривала идти до конца, обещая в случае успеха каждому стрельцу по десять рублей – огромные по тем временам деньги. Испуганные бояре объявили царями обоих братьев, а правительницей, пока они не достигнут совершеннолетия, стала Софья. Для Ивана с Петром сделали двойной трон, который хранится сейчас в Оружейной палате. В золоченой спинке проделали окошко, через которое царевна подсказывала братьям их «царскую волю».

Впрочем, она не только советовала, но и действовала сама. Софья лично встретилась со стрельцами и объявила, что никто из них не будет наказан за участие в мятеже – если они немедленно прекратят бунтовать и вернутся к службе. Такой шаг требовал смелости – стрельцы к тому времени уже не хотели покоряться никому. Например, глава Стрелецкого приказа Иван Хованский утверждал, что царевна без него не делает и шагу. За что и поплатился – царские слуги выманили его из столицы и отрубили голову. Стрельцов успокоили денежными подачками, а самых активных отправили в дальние гарнизоны.

После подавления «хованщины» Софье пришлось столкнуться с новой угрозой. В Москву съехались раскольники, которые требовали возвращения «древнего благочестия». Царевна и тут проявила смелость – пришла к воинственно настроенным староверам и вступила в дискуссию с их вожаком Никитой Пустосвятом. Тот был настолько смущен ее богословской эрудицией, что согласился увести толпу бунтовщиков от Кремля. Скоро его схватили и казнили. Все ждали новых репрессий, но и здесь Софья проявила мудрость. Она не только помиловала бунтовщиков, но и смягчила вслед за этим наказания за другие преступления – например, жен, убивших мужа, теперь не закапывали живыми в землю, а «всего-навсего» обезглавливали. У русских женщин был и другой повод благодарить Софью: она освободила их из затворничества, позволив посещать всевозможные мероприятия.

По словам историка Василия Ключевского, царевна «вышла из терема и отворила двери этого терема для всех желающих».

Историки до сих пор мало пишут о семилетнем правлении Софьи, считая его «темным периодом» перед блестящей эпохой Петра. Но факты доказывают обратное. Несмотря на свой жесткий мужской характер , Софья правила с женской мягкостью и осмотрительностью. Даже часто критиковавший ее князь Борис Куракин признавал в своих мемуарах: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было».

Царевна усилила борьбу с взятками и произволом чиновников, а также с доносительством, ставшим в России настоящим бичом. Она запретила принимать анонимные доносы, а кляузников, заполнявших судебные присутствия, велела бить плетьми. Не была она и поклонницей старины, защитницей «узорного терема», как писала ее поклонница Марина Цветаева. Продолжая политику отца, Софья активно приглашала в Россию иностранных специалистов. Развивалась и отечественная система образования – в 1687 году была открыта задуманная учителем царевны Симеоном Полоцким Славяно-греко-латинская академия. Есть сведения, что царевна даже думала открыть школу для девочек.

Осторожная дипломатия Софьи и Голицына принесла успехи во внешней политике. Польша согласилась на «вечный мир», узаконивший присоединение к России украинских земель. С Китаем был подписан Нерчинский договор, в котором признавались интересы русских на далеких берегах Амура. В Москве появились посланники французского, австрийского, турецкого дворов. Один из них, де Невилль, писал о Софье: «Насколько ее стан широк, короток и груб, настолько ум тонок, остер и политичен». С этим были согласны почти все современники.

В другом месте своих «Записок о России» де Невилль отзывался о внешности царевны еще менее лестно: «Она ужасно толстая, у нее голова размером с горшок, волосы на лице, волчанка на ногах, и ей по меньшей мере сорок лет». А ведь Софье было тогда едва за тридцать. Можно было бы списать это на неприязнь заносчивого иноземца к «русским варварам», но следует признать, что царевна действительно была некрасива.

Поэтому ряд историков считает, что ее союз с Голицыным был чисто политическим. Возможно – но только не для Софьи. Судя по ее письмам, царевна действительно была влюблена: «А мне, свет мой, веры не имеется, что ты к нам возвратишься; тогда веры пойму, когда увижу во объятиях своих тебя... Свет мой, батюшка, надежда моя, здравствуй на многие лета! Велик бы мне день тот был, когда ты, душа моя, ко мне будешь».

Нет, Софья любила Голицына всем сердцем. Труднее сказать, какие чувства испытывал к ней он. Тонкий ценитель красоты вряд ли мог плениться этой увядшей раньше времени женщиной, пусть даже умной и волевой. Кроме того, князь был счастлив со своей второй женой Евдокией Стрешневой, родившей ему четырех детей. Но и с Софьей расставаться он не хотел, чтобы не потерять своего положения главы Посольского приказа – фактически первого министра.

Положение осложнилось, когда влюбленная царевна потребовала, чтобы он развелся с женой. Голицын оказался на распутье. По словам того же де Невилля, князь «не мог решиться на удаление жены, во-первых, как человек благородный, во-вторых, как муж, имеющий за нею большие имения». Наконец Голицын начал уступать, да и любящая жена соглашалась уйти в монастырь, чтобы не погубить карьеру супруга.

Слухи о будущем браке просочились в московский « высший свет » и вызвали всеобщее осуждение. Говорили даже, что царевна с фаворитом хотят погубить Ивана и Петра, основать новую династию и обратиться в «латинскую веру», то есть католичество, – многим были подозрительны их симпатии к Западу. Тогда Софья решила отправить возлюбленного в поход против Крымского ханства. Вернувшись победителем, он мог завоевать симпатии общества и руку правительницы. Это решение стало роковым. Первый поход 1687 года оказался неудачным – татары подожгли степь, отравили колодцы, и войску, страдавшему от голода и жажды, пришлось отступить.

Второй поход весной 1689 года закончился таким же провалом. На этот раз стотысячная русская армия дошла до Перекопа, простояла там две недели и ни с чем вернулась обратно. Во всем винили Голицына, который якобы получил от крымского хана два сундука золотых монет, да и те оказались фальшивыми.

Вероятно, это ложь – просто дипломат оказался никуда не годным полководцем. В этих условиях Софья решила, что Василию Голицыну лучше на время уехать из столицы. Но чувства опять оказались сильнее царского долга. Она не захотела снова расставаться с любимым. Провал крымской кампании Софья пыталась превратить в победу, велев служить по всем церквям молебны в честь Голицына.

Юный царь Петр симпатий своей старшей сестры не разделял. Он отказался принять вернувшегося из похода Голицына – «негоже холоп службу справил». В скором времени Петр должен был достичь совершеннолетия и стать полновластным монархом. В этом случае жизнь Голицына – да и Софьи – оказалась бы под угрозой. Однако мягкий, нерешительный князь отказывался пойти на крайние меры . На помощь царевне пришел другой ее фаворит – окольничий Федор Шакловитый, новый командир стрельцов. Он не раз предлагал Софье извести «старую медведицу» – то есть Наталью Кирилловну, «а если сын станет заступаться, то и ему спускать нечего». Царевна не решилась пролить кровь брата, но верность Шакловитого оценила. Скоро он уже не только дневал, но и ночевал в ее покоях. Голицын терпел – быть может, даже втайне радовался передышке в надоевшем романе.

Развязка наступила в августе 1689 года, А пока обе стороны копили силы. Петр тренировал в Преображенском свои « потешные полки », ставшие к тому времени настоящим войском. Софья и ее сторонники уговаривали стрельцов снова подняться против Нарышкиных. При этом использовались изощренные провокации: какой-то родственник Шакловитого, одевшись как дядя Петра Лев Нарышкин, разъезжал по городу и избивал стрельцов, крича: «Это вы мою родню порешили, собаки!»

Однако поначалу все усилия были безрезультатными. Прошлый бунт не слишком улучшил положение стрельцов, да и правление Софьи с Голицыным не радовало – ни походов, ни военной добычи. Только когда из Преображенского стали доходить слухи, что «потешные» идут на Кремль, стрельцы начали готовиться к обороне.

Узнав об этом, семнадцатилетний Петр испугался – он хорошо помнил ужасы первого мятежа. Среди ночи, бросив мать и беременную жену, Петр в одной сорочке ускакал верхом в Троице-Сергиеву лавру. Там его взял под защиту патриарх Иоаким, который не любил Софью за прозападные симпатии (знал бы он, что учинит потом в России сам Петр). Постепенно в лавру съехались сторонники Нарышкиных, а также «потешные» с пушками и пищалями.

И пока Софья с Голицыным сидели сложа руки, Петр переманивал на свою сторону все новых приверженцев. Два стрелецких полка с развернутыми знаменами приехали в лавру и поклялись царю в верности.

Софья пыталась удержать остальных стрельцов, говоря им: «Если пойдете к Троице, здесь останутся ваши жены и дети». Но ни угрозы, ни щедрые обещания не действовали – полк за полком уходили к Петру. Оставшиеся в Москве стрельцы потребовали, чтобы царевна выдала им Шакловитого, и тут же казнили своего командира. На следующий день к Софье приехал боярин Троекуров с царским приказом: отказаться от власти и отбыть в Новодевичий монастырь на вечное жительство. Василия Голицына вместе с семьей сослали в далекий северный Каргополь, где он и умер в 1714 году. Перед тем, как он уехал, царевна смогла передать любимому деньги и последнее письмо, но увидеться с князем ей было больше не суждено. Софья не имела права покидать монастырь, но продожала жить по-царски, окруженная многочисленной свитой. Морить ее голодом младший брат явно не собирался. Ежедневно Софье присылали огромное количество еды: рыбу, пироги, баранки, даже пиво и водку.

Постепенно вокруг нее сплотились все недовольные нововведениями Петра. В том числе стрельцы, которых царь заставил сменить столичное приволье на опасную службу в пограничных городах.

Роль связных между ними и Софьей играли ее сестры – Марфа и Мария. Через них царевна передавала стрельцам грамоты с просьбами прийти к монастырю с оружием в руках, чтобы освободить ее, а потом вместе идти на Москву. Софье казалось, что власть Петра вот-вот падет, и она сможет въехать в Кремль уже полновластной царицей.

Летом 1698 года, когда царь путешествовал по Европе, стрельцы восстали под лозунгом «Софью на царство!» Действовали они не слишком решительно, и еще до приезда Петра мятеж был подавлен.

Вернувшись, царь первым делом пришел в келью к сестре, с которой не виделся долгих девять лет. В нем ничего не осталось от прежнего круглолицего мальчика – царь был больше похож на грозного демона в немецком кафтане.

Может быть, в этот миг Софья пожалела о том, что не держалась крепче за власть. Жалели об этом и те потомки, кто не поверили летописцам, клеветавшим на царевну. Кто знает – быть может, ее осторожные преобразования достигли бы своей цели, не нанеся России такого громадного урона, как кровавые реформы Петра Великого?

Брат долго требовал, чтобы Софья выдала ему зачинщиков мятежа, но та молчала. В конце концов Петр ушел – и больше уже ни разу не навещал сестру.

А в Москве тем временем вовсю шла расправа. На Красной площади рубили головы стрельцам, и сам царь охотно участвовал в кровавой потехе. В Новодевичьем монастыре восставших вешали на зубцах стен – для того, чтобы Софья могла увидеть смерть своих сторонников.

Узницу теперь день и ночь стерегли солдаты. Гостей к ней пускали редко, да и ходить было некому – сестер Марфу и Марию после подавления мятежа отправили в другие обители. Поэтому мы не знаем, как прошли последние годы Софьи. Быть может, она доверяла заветные мысли бумаге, но из ее записей не уцелело ни строчки. Петр хорошо знал силу печатного слова и позаботился, чтобы до потомков дошла лишь одна версия событий – его собственная.

Черница Сусанна – такое имя приняла царевна, когда ее постригли в монахини, – скончалась 4 июля 1704 года. История ее жизни вначале забылась, а потом стала легендой. Для Вольтера Софья была «прекрасной, но неудачливой принцессой московитов», для Алексея Толстого – злобной противницей реформ, для Марины Цветаевой – сказочной Царь-девицей. Не сохранились и ее портреты. Никто сегодня не знает подлинного лица царевны, которая в жестокий мужской век пыталась править с женской мягкостью и мудростью – да так и не смогла.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В конце XVII столетия в России происходило нечто невероятное: в государстве, где сильны традиции Домостроя, и женщины вели большей частью затворническую жизнь, стала заправлять делами царевна Софья. И случилось это так неожиданно и в то же время так естественно, что русские люди восприняли происходящее как само собой разумеющийся факт. Впрочем, через несколько лет, когда царевне пришлось отдать бразды правления в руки Петра I, многие удивлялись: как это они почитали за государыню всего-навсего женщину...

Свобода

Когда умер царь Алексей Михайлович, царевна Софья не сразу поняла, что теперь она свободна. 19 лет просидела дочь самодержца затворницей вместе со своими сестрами в тереме. Выходила только в церковь в сопровождении или изредка с отцом посещала представления у Артамона Матвеева. Воспитанная в традициях Домостроя, царевна также была одной из лучших учениц просветителя Симеона Полоцкого (кстати, свободно владела польским языком, читала на латыни и греческом языке), нет-нет, да и удивляла свое окружение. То трагедию какую-нибудь напишет, чтобы ее тут же в семейном кругу разыграть, то стихи. И до того удачно, что даже потомки в лице историка и литератора Карамзина вынесли свой вердикт: "Мы читали в рукописи одну из ее драм и думаем, что царевна могла бы сравняться с лучшими писательницами всех времен".

А с воцарением на троне своего брата Федора Алексеевича в 1676 году царевна вдруг поняла – вот он, ее шанс выйти из терема.

Государь серьезно болел, и сестра старалась быть рядом, часто появлялась в покоях царя, общалась с боярами и дьяками, участвовала в заседаниях Думы, входила в суть управления государством.

В 1682 году самодержец умер, и в стране наступил династический кризис. Наследниками Федора Алексеевича были слабоумный Иван (родившийся от брака Алексея Михайловича с Марией Милославской) и малолетний Петр (сын Натальи Нарышкиной). Две партии - Милославских и Нарышкиных – боролись между собой.

По сложившейся преемнической традиции царем должен был стать Иван, но возведение его на престол навлекло бы на все время царствования необходимость опеки, на что так надеялась Софья. И в итоге государем избрали десятилетнего Петра. Царевне оставалось только поздравить сводного брата. Отныне ей было трудно оспорить законность царствования Петра.

Ну и что, что Софья отличалась пышущим здоровьем, в отличие от своих слабосильных братьев, и умом обладала практичным и острым (один из видных русских просветителей и книгохранитель Московского печатного двора Сильвестр Медведев так и говорил: "больше мужского ума исполненная дева"). Родилась-то она девицей да еще в царской семье , поэтому судьба ее – терем или монастырь. Выйти замуж для нее было невозможно. Русские женихи не достойны, а иностранцы, как правило, – не православного вероисповедания.

Так что терять Софье было нечего. Самостоятельная и решительная царевна не могла не воспользоваться ситуацией в свою пользу. И царевна задействовала стрелецкие полки.

В результате бунта, поднятого стрельцами, официально стали царствовать Петр и Иоанн, которому предоставлялось старшинство. А правление государством было вручено царевне Софье.

Впрочем, радость по случаю этой победы могла оказаться преждевременной. Власть Софьи в эти дни оказалась призрачной - слишком уж реальной силой стали обладать после бунта стрельцы во главе с князем Хованским, который самовольно захватил пост начальника Стрелецкого приказа. И Софья под благовидным предлогом выманила Хованского из столицы в село Воздвиженское, где он предстал перед судом по обвинению в государственной измене. После казни Хованского стрелецкое войско осталось без предводителя, Софья же бросила клич о мобилизации дворянского ополчения для охраны законной власти. Стрельцы пребывали в шоковом состоянии. Сначала они решили дать бой боярам и правительнице, но вовремя одумались и полностью капитулировали. Теперь Софья диктовала стрельцам свою волю. Так началось семилетнее правление царевны.

Царское время

Главой правительства стал князь Василий Голицын, фаворит Софьи, талантливый дипломат. Он, по свидетельству современников, "был своею персоною изрядной и ума великого любим от всех".

Продолжительное и близкое общение с Голицыным сделало регентшу более убежденной сторонницей просвещения и смягчения суровых наказаний. Так, указом было запрещено кредиторам брать мужей-должников без их жен для отработки долга. Запрещалось также взыскивать долги с вдов и сирот, если после смерти их мужей и отцов не оставалось имения. Смертная казнь за "возмутительные слова" заменялась наказаниями кнутом и ссылкой. Раньше женщину, изменившую мужу, по самую шею живой закапывали в землю. Теперь мучительную смерть заменили отсечением головы у виновной.

Софья проявила ряд инициатив по оживлению торговли с Западом, развитию промышленности.

Особенно это коснулось ткацкого производства. В России стали изготавливать дорогие ткани: бархат, атлас и парчу, которые ранее привозили из-за моря. Для обучения русских мастеров выписывались специалисты-иностранцы.

В 1687 году Софья закончила начатое еще при Федоре Алексеевиче по инициативе Симеона Полоцкого дело создания Славяно-Греко-Латинской академии.

Когда патриарх Иоаким начал преследовать киевских ученых, Софья и Голицын взяли их под свою защиту. Ею поощрялось строительство каменных хором в Москве, заимствования более удобных западных бытовых условий жизни, введение "политеса", изучение языков, разного вида искусств. Отпрыски знатных семей посылались для обучения за границей.

Заметны были успехи и во внешнеполитической сфере. Россия заключила Вечный мир с Речью Посполитой, которая согласно выговоренным Голицыным условиям юридически признала переход Киева к Русскому государству и подтверждала принадлежность ему Левобережной Украины, Смоленских и Северских земель.

Еще одним, крайне важным политическим событием стал Нерчинский договор с Китаем, с которым граничили русские владения в Сибири.

Но были и явные провалы, в конце концов, внесшие свою лепту в крушение Софьи и ее фаворита. Голицын, опытный дипломат, был нерешительным и мягким человеком, совершенно не видел себя в качестве полководца. Софья, тем не менее, настояла на том, чтобы именно он возглавил злосчастный Крымский поход, с треском проваленный.

В результате из похода 1687 года войско вернулось с полпути: татары подожгли степь. Но даже бесславное возвращение армии Софья обставила с торжественностью - ей хотелось поддержать фаворита, о котором в открытую говорили, что он зря погубил людей. Неудачным оказался и второй Крымский поход, предпринятый два годя спустя.

Проблема власти

Пока цари не подросли, Софья все государственные вопросы решала самостоятельно, а когда они принимали иностранных послов, пряталась за троном и подсказывала братьям - как себя вести. Но время шло. За годы правления Софьи Петр возмужал. Отношения между ним и сестрой все больше принимали враждебный характер. Царевна отлично понимала, что с каждым годом соотношение сил будет меняться в пользу ее сводного брата. Чтобы упрочить свое положение, она еще в 1687 году сделала попытку венчаться на царство. Ее приближенный дьяк Федор Шакловитый повел агитацию среди стрельцов. Но те еще слишком хорошо помнили, что случилось с князем Хованским.

Первая открытая стычка между Петром и Софьей произошла, когда правительница позволила себе вызывающий поступок – осмелилась вместе с царями участвовать в соборном крестном ходе . Разгневанный Петр сказал ей, что, как женщина, она должна немедленно удалиться, поскольку ей непристойно следовать за крестами. Софья проигнорировала упрек брата. Тогда Петр сам покинул церемонию. Второе оскорбление он нанес Софье, когда отказался принять князя Голицына после Крымского похода.

После того как не удалась попытка венчания, Софье оставался один выход – устранить Петра. Она снова сделала ставку на стрельцов. Но на сей раз неудачно.

Кем-то был пущен провокационный слух, что потешные полки Петра идут в Москву, дабы умертвить правительницу и царя Ивана. Софья призвала на защиту стрельцов. А до Петра дошли разговоры о будто бы предстоящем нападении "пакостников" (как он их называл). Царь не был трусом, но в его сознании с детских лет и на всю жизнь осталась ужасная картина кровавой расправы стрельцов с близкими ему людьми в 1682 году. Петр укрылся в Троице-Сергиевом монастыре, куда затем и подошли его потешные войска и, ко всеобщему удивлению, один полк стрельцов под командованием полковника Сухарева.

Софью бегство царя озадачило. Она пыталась примириться с братом, но тщетно. Тогда царевна обратилась к патриарху с просьбой посодействовать. Однако тот напомнил ей, что она всего лишь правительница при государях, и переехал к Петру. Далее Софья начала стремительно терять сторонников. Как-то незаметно ее покидали недавно клявшиеся в верности бояре. А стрельцы устроили ехавшему в Москву Петру покаянную встречу, положив в знак покорности свои головы на плахи, выставленные вдоль дороги.

В конце сентября 1689 года 32-летнюю Софью по приказанию Петра заключили в Новодевичий монастырь...

В 1698 году у Софьи появилась надежда: Петр отправился путешествовать по Европе, а в его отсутствие стрелецкие полки (расквартированные царем в отдалении от Москвы), двинулись на столицу. Их целью было вернуть на престол Софью, а не жаловавшего стрельцов государя, если явится из-за границы, "извести".

Однако мятеж был подавлен. Массовая казнь стрельцов надолго запомнилась потомкам. А Петр (девять лет не видевший сестру) явился к ней в Новодевичий монастырь для последнего объяснения . Причастность Софьи к стрелецкому бунту была доказана. Вскоре бывшую правительницу по приказу Петра постригли в монахини под именем Сусанны. Никакой надежды на трон у нее уже не оставалось. Незадолго до смерти (4 июля 1704 года) она приняла схиму и вернула себе имя Софья.

Рождение: 17 (27) сентября ( 1657-09-27 )
Москва
Смерть: 3 (14) июля ( 1704-07-14 ) (46 лет)
Москва
Род: Романовы Отец: Алексей Михайлович Мать: Мария Ильинична Милославская

Царевна Софья Алексеевна родилась в семье Алексея Михайловича и его первой жены - Марии Ильиничны Милославской .

Биография

Личные качества

Софья была умной, властной, честолюбивой, знала польский язык , латынь и даже сочиняла стихи. Вольтер говорил о ней: «Правительница имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов; все они были омрачены громадным её честолюбием» . Не имея законной возможности взойти на престол, царевна тем не менее чрезмерно жаждала власти, что приводило к частым конфликтам, в том числе и с людьми, её поддерживавшими.

Достижения

Примечания

Литература

На русском языке
  • Беляевский летописец // Россия при царевне Софье и Петре I: Записки русских людей / Сост. и ред. А. П. Богданов . - М .: Современник , 1990. - С. 27 - 44. - 448 с. - ISBN 5-270-00708-8 (в пер.)
  • Костомаров Н. И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Гл. 13. Царевна Софья
  • Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т. 14, гл. I, II.
  • Лавров А. С. Регентство царевны Софьи Алексеевны. Служилое общество и борьба за власть в верхах Русского государства в 1682-1689 гг. - М .: Археографический центр, 1999. - 304 с. - 1 000 экз. - ISBN 5-88253-035-0 (в пер.)
  • Седов П. В. Закат Московского царства. Царский двор конца XVII в. - СПб., 2006.
  • Богданов А. П. Гравюра как источник по истории политической борьбы в России в период регентства Софьи Алексеевны (вопросы происхождения) // Материалы XV Всесоюзной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Серия «История». - Новосибирск, 1977. - С. 39–48.
  • Описание бунта бывшего в 1682 году. С рукописи // Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях государя императора Петра Великого. Изданное трудами и иждивением Фёдора Туманского. – Ч. 1. - СПб.: Шнор, 1787. - С. 111 - 229.
  • Хьюз Л. Царевна Софья / Линдси Хьюз / Пер. с англ. и науч. редактирование: к.и.н. С. В. Лобачёв; Рецензенты: д.и.н., проф. С. А. Козлов, д.и.н., с.н.с. А. П. Павлов. - СПб. : Гранд, 2001. - 416 с. - 4 000 экз. - ISBN 5-9204-0003-X (в пер.)
На иностранных языках
  • Hughes, L. Sophia, Regent of Russia 1657-1704. New Haven and London, 1990.
  • Boskovska, N. Die russische Frau im 17. Jahrhundert. Köln, 1998.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 27 сентября
  • Родившиеся в 1657 году
  • Родившиеся в Москве
  • Умершие 14 июля
  • Умершие в 1704 году
  • Умершие в Москве
  • Похороненные на Новодевичьем кладбище
  • Русские царевны из дома Романовых
  • Насильно пострижённые в монахи
  • Регенты России
  • Монахини Русской православной церкви

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Софья Алексеевна" в других словарях:

    - (1657 1704), царевна, правительница Русского государства в 1682 89 при двух царях её малолетних братьях Иване V и Петре I. К власти пришла с помощью В. В. Голицына, Мило славских, Шакловитых и стрельцов. Правительство Софьи Алексеевны заключило… … Русская история

Софья Алексеевна (17 (27) сентября 1657 - 3 (14) июля 1704) - царевна, дочь царя Алексея Михайловича, в 1682-1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване.
Царевна Софья Алексеевна родилась в семье Алексея Михайловича и его первой жены - Марии Ильиничны Милославской.

БИОГРАФИЯ.

После смерти бездетного Фёдора Алексеевича его братья 16-летний Иван, слабый физически и 10-летний Петр (будущий Петр I) Патриархом Иоакимом и боярами были оба провозглашены царями. Бояре Милославские во главе с Софьей (единокровной сестрой Ивана, но лишь сводной сестрой Петра по отцу) решили оспорить царское двоевластие. В мае 1682 г. им удалось инспирировать Стрелецкий бунт. Стрельцы - « служилые люди по прибору» - были значительное время одной из главных военных сил государства. В конце XVII в. положение их ухудшилось, постоянно находились поводы для недовольства условиями службы, настоящие бунты солдатской массы.
Петр видел, как бородатые стрельцы громили сторонников его родственников - Нарышкиных. Не раз потом в подмосковном Преображенском, куда была вынуждена уехать его мать, Петр вспоминал эти события.
Софья пришла к власти, опираясь на своего фаворита Василия Голицына и стрельцов. 15 сентября 1682 стала регентшей при малолетних братьях Иване и Петре.

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА.

Софья была умной, властной, честолюбивой, знала польский язык , латынь и даже сочиняла стихи. Вольтер говорил о ней: «Правительница имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов; все они были омрачены громадным её честолюбием». Не имея законной возможности взойти на престол, царевна тем не менее чрезмерно жаждала власти, что приводило к частым конфликтам, в том числе и с людьми, её поддерживавшими.
ДОСТИЖЕНИЯ.

В начале июля 1682 умелыми действиями пресекла в Москве бунт стрельцов («Хованщина»). Бунтовщики, стараясь придать религиозную окраску своему выступлению, решили привлечь старообрядческого апологета священника Никиту из г. Суздаля, выдвинув его на духовный диспут с патриархом. Царица перенесла «прения о вере» во дворец, в Грановитую палату, изолировав тем о. Никиту от толпы народа. Не имея достаточной аргументации на доводы суздальского иерея, патриарх Иоаким прервал диспут, объявив своего противника «пустосвятом». Позже священник будет казнен. А царица продолжила борьбу с «расколом» теперь и на законодательном уровне, приняв в 1685 г. знаменитые «12 статей», на основании которых были казнены тысячи человек, повинных в староверии.
Заключила выгодный для России «Вечный мир» с Польшей, Нерчинский договор с Китаем. В 1687 и 1689 под руководством Василия Голицына были предприняты походы против крымских татар , но они были неудачны. В 1687 была образована Славяно-греко-латинская академия. 21 июля 1687 в Париж прибыло первое русское посольство.

НИЗЛОЖЕНИЕ.

30 мая 1689г. Петру I исполнилось 17 лет. К этому времени он, по настоянию матери, царицы Натальи Кирилловны, женился на Евдокии Лопухиной, и, по понятиям того времени, вступил в пору совершеннолетия. Старший царь Иван тоже был женат. Таким образом, не оставалось формальных оснований для регентства Софьи Алексеевны (малолетство царей), но она продолжала удерживать в своих руках бразды правления. Пётр предпринимал попытки настоять на своих правах, но безрезультатно: стрелецкие начальники и приказные сановники, получившие свои должности из рук Софьи, по-прежнему выполняли только её распоряжения.
Между Кремлём (резиденцией Софьи) и Преображенским, где жил Пётр, установилась атмосфера враждебности и недоверия. Каждая из сторон подозревала противную в намерении разрешить противостояние силовым, кровавым путём.
В ночь с 7-го на 8-е августа несколько стрельцов прибыли в Преображенское и донесли царю о готовящемся покушении на него. Пётр был очень напуган и верхом, в сопровождении нескольких телохранителей, тут же ускакал в Троице-Сергиев монастырь.
Утром следующего дня туда же отправились царицы Наталья и Евдокия под эскортом всего потешного войска, которое к тому времени составляло внушительную военную силу, способную выдержать длительную осаду в троицких стенах.
В Москве известие о бегстве царя из Преображенсого произвело потрясающее впечатление: все понимали, что начиналась междоусобица, грозившая большим кровопролитием. Софья упросила патриарха Иоакима поехать в Троицу, чтобы склонить Петра к примирению, но в Москву патриарх не возвратился, предпочтя остаться с царём.
27 августа из Троицы пришёл царский указ, подписанный Петром, с требованием всем стрелецким полковникам явиться в распоряжение царя в сопровождении рядовых стрельцов, по 10 человек от каждого полка, за неисполнение - смертная казнь. Софья, со своей стороны, запретила стрельцам отлучаться из Москвы, так же под страхом смерти.
Некоторые стрелецкие начальники и рядовые стрельцы, улучив момент, тайком перебегали к Троице. Софья чувствовала, что время работает против неё, и решила лично договориться с младшим братом, для чего выехала в Троицу в сопровождении небольшой охраны, но в селе Воздвиженском была задержана стрелецким нарядом, а посланные ей навстречу стольник И. Бутурлин, а затем боярин, князь Троекуров объявили ей, что царь её не примет, а если она попытается продолжать свой путь в Троицу, к ней будет применена сила. Софья возвратилась в Москву ни с чем.
Об этой неудаче Софьи стало широко известно, и бегство стрельцов, приказных чиновников и бояр из Москвы участилось. В Троице их благожелательно встречал боярин князь Б.А. Голицын - бывший дядька царя, на это время ставший главным советником Петра, и распорядителем в его ставке. Вновь прибывшим высокопоставленным сановникам и стрелецким начальникам он самолично подносил чарку и от имени царя благодарил за верную службу. Рядовым стрельцам тоже раздавали водку и наградные.
Пётр в Троице вёл образцовую жизнь Московского царя: присутствовал на всех богослужениях, оставшееся время проводил в советах с членами боярской думы и в беседах с церковными иерархами, отдыхал только в кругу семьи, носил русское платье, немцев не принимал, что разительно отличалось от образа жизни, который он вёл в Преображенском, и который неодобрительно воспринимался большей частью всех слоёв русского общества - шумные и скандальные застолья и забавы, занятия с потешными, в которых он нередко выступал в роли младшего командира, а то и рядового, частые посещения Кукуя, а, в особенности, то, что царь с немцами держался, как с равными себе, в то время как даже самые знатные и сановные русские, обращаясь к нему, согласно этикету должны были называть себя его рабами и холопами.
Софья, между тем, одного за другим теряла своих сторонников: в начале сентября в Троицу ушла во главе с генералом П. Гордоном наёмная иноземная пехота - наиболее боеспособня часть русского войска. Там она присягнула царю, лично вышедшему навстречу. Высший сановник правительства Софьи, «царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель», князь В.В. Голицын уехал в своё подмосковное имение Медведково, и устранился от политической борьбы. Активно поддерживал правительницу только начальник стрелецкого приказа Ф.Л. Шакловитый, всеми средствами старавшийся удержать стрельцов в Москве.
От царя пришёл новый указ - схватить (арестовать) Шакловитого и доставить в Троицу в железах (в цепях) для розыска (следствия) по делу о покушении на царя, а все, кто поддержит Шакловитого разделят его судьбу. Остававшиеся в Москве стрельцы потребовали от Софьи выдачи Шакловитого. Она сначала отказывалась, но была вынуждена уступить. Шакловитый был отвезён в Троицу, под пыткой дал признательные показания и обезглавлен. Одним из последних явился в Троицу князь В.В. Голицын, где он не был допущен к царю, и сослан с семьёй в Каргополь.
У правительницы не осталось людей, готовых рискнуть головой ради её интересов, и когда Пётр потребовал, чтобы Софья удалилась в Новодевичий монастырь, ей пришлось подчиниться. В монастыре она содержалась под стражей.
Во время стрелецкого восстания 1698 года стрельцы, по данным следствия, намеревались позвать её на царство. После подавления бунта Софья пострижена в монахини под именем Сусанны.
Умерла в 1704. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.

Царевна Софья в Новодевичьем монастыре (В. Репин)

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

В старообрядческом скиту Шарпан находится захоронение схимницы Прасковьи («царицына могила») в окружении 12-ти безымянных могил. Староверы считают эту Прасковью царевной Софьей, якобы бежавшей из Новодевичьего монастыря с 12-ю стрельцами.
Материал из Википедии - свободной энциклопедии.


Софья Алексеевна (17 (27) сентября 1657 - 3 (14) июля 1704) - царевна, одна из шести дочерей царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской. в 1682-1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване.

Царевна Софья Алексеевна была одной из самых неординарных женщин в русской истории, обладала не только различными талантами, но и сильным и решительным характером, дерзким и острым умом , побудившими эту женщину захватить власть и на некоторое время стать самодержавной правительницей огромного государства.


Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.

Когда в 1657 году у царя Алексея Михайловича и его первой жены Марии Милославской родилась дочь, ее нарекли Софьей и отправили, как полагалось, на женскую половину дворца, где воспитанием ребенка должны были заниматься женщины.Софья рано лишилась матери.


Рябцев Ю. С. Царица Мария Милославская.

Ничто не предвещало девочке великого будущего. Более того, в то время судьба будущих царевен была предопределена. Выйти замуж для них было невыполнимой задачей. Русские женихи их были не достойны, а иностранцы исповедовали другие веры. С ранних лет их обучали нехитрым наукам ведения домашнего хозяйства, рукоделию и чтению церковных книг, запрещая проявлять чувства, эмоции и непокорность характера, а по достижении зрелого возраста царских дочерей отдавали в монастырь, где они проводили жизнь в затворничестве и чтении молитв.


Портрет Царя Алексея Михайловича (1629-1676)

Однако такая жизнь подрастающую девочку возмущала все сильнее, и все чаще придворные и многочисленные няньки замечали непокладистый и дерзкий характер молодой царевны. Когда же про тяжелый нрав семилетней Софьи донесли царю, тот не только не был рассержен, но и приказал заняться серьезным воспитанием дочери, наняв той самых лучших наставников и учителей. Так, к десяти годам девочка освоила грамоту, чтение, науку, историю и иностранные языки.


Портрет царевны Софьи, Эрмитаж.

Слухи о необычной царевне расходились за пределами дворца, а царь-отец гордился дочерью и даже, вопреки всему, стал брать ее в свои поездки по стране. Перед умом и мудростью юной девушки преклонялись приближенные, о ее эрудированности и проницательности ходили небывалые легенды, а мужчины, казалось, даже не придавали значения тому, что Софья вовсе не обладала правильными чертами лица и статной фигурой. Напротив, она была чуть полновата, с резкими, угловатыми движениями и крепким, далеко не женским телосложением. Вместе с тем в мужчинах царская дочь вызывала искренний интерес и симпатию, однако ее сердце молчало.


Маковский К.Е. Портрет царевны Софьи.

Через иностранцев - командиров Бутырского полка, бывших в родстве с западноевропейской знатью, Софья с помощью своих родственников Милославских надеялась в одном из небольших княжеств Германии найти себе владетельного супруга. Однако Алексей Михайлович отклонил все предложения. Он считал, что такой брак сделает Россию политически зависимой. Софье оставалось только одно: в своей стране стать царицей.


Софья Алексеевна Романова 1682-1696, фарфор.

В 1676 году скончался царь Алексей Михайлович. Русский трон занял его наследник, болезненный и слабый Федор, сын царя от первой жены Марии Милославской. Софья приблизилась к брату, все время проводила возле него, оберегая и ухаживая за ним, а тем временем завела крепкую дружбу с приближенными боярами и военачальниками, склоняя их на свою сторону. Так, через несколько месяцев были практически отстранены от двора Нарышкина и девятилетний наследник царя Петр, а Софья продолжала завоевывать популярность и симпатии у окружающих и укреплять свое положение возле царского трона. Тогда же она и познакомилась с известным боярином Василием Голицыным.


Царственныя большия печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский князь Василий Васильевич Голицын с наградной медалью. На портрете В.В. Голицын изображен с текстом «вечного мира» между Россией и Речью Посполитой, подписанного при его активном участии , и с «государевым золотым» на груди - воинской наградой, полученной за командование походом 1687 г. на Крымское ханство.

Он был намного старше молоденькой царевны, отличался особой мудростью, богатым жизненным опытом, разносторонними талантами и сумел, сам того не желая, покорить юную Софью. Голицын был весьма образован, свободно владел польским, греческим, немецким и латинским языками , разбирался в музыке, увлекался искусством и живо интересовался европейской культурой . Потомок известного литовского князя Гедимина, аристократичный и хорошо воспитанный князь был к тому же хорош собою и обладал пронзительным, немного хитрым взглядом, который придавал его лицу еще большую оригинальность.

Всегда недолюбливавшая мужчин и часто презиравшая их за слабость и безволие, царевна Софья вдруг неожиданно для себя полюбила изысканного и галантного князя. Однако тот, хотя и испытывал симпатию к молодой девушке, не мог ответить ей взаимностью. Василий Васильевич имел жену и шестерых детей, к тому же любил супругу и считался безупречным семьянином.


Палаты кн. Василия Голицына Фото 1920-х гг.

Тем не менее Софье он предложил искреннюю дружбу и поддержку. Все время Голицын и царевна проводили вместе: он приглашал ее в свой дом, где часто бывали приезжие иностранцы из Европы, которые рассказывали о чужеземных традициях и нравах, поражавших впечатление Софьи Алексеевны. Василий Васильевич открывал девушке свои мечты о переустройстве государства, проведении самых неожиданных реформ и изменении существовавших в стране законов. Царевна, завороженно слушавшая речи возлюбленного, восхищалась тем все сильнее.


А. И. Корзухин. Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением.

В конце апреля 1682 года, когда молодой царь умер, новым самодержцем был назначен Петр при регентстве вдовствующей царицы Натальи Нарышкиной, вдовы царя Алексея Михайловича. Такой поворот событий Софью Романову не устраивал, и она вместе с князем Голицыным и приближенными боярами устроила вооруженный бунт, при котором были свергнуты с престола малолетний царь Петр и его мать, Наталья Нарышкина. Это произошло 15 мая, а спустя несколько дней царями стали Иван и Петр, однако регентшей при малолетних братьях была назначена Софья Алексеевна. Ей было суждено править Российским государством долгих семь лет.

В правление Софьи были проведены военная и налоговая реформы, развивалась промышленность, поощрялась торговля с иностранными государствами. Голицын, ставший правой рукой царевны, привозил в Россию иностранных мастеров, известных учителей и искусников, поощрял внедрение в стране иностранного опыта.


Великая Государыня Царевна и Великая княжна Правительница-регентша Российского царства
Софья Алексеевна.

В начале июля 1682 умелыми действиями пресекла в Москве бунт стрельцов («Хованщина»). Бунтовщики, стараясь придать религиозную окраску своему выступлению, решили привлечь старообрядческого апологета священника Никиту из г. Суздаля, выдвинув его на духовный диспут с патриархом. Царица перенесла «прения о вере» во дворец, в Грановитую палату, изолировав тем о. Никиту от толпы народа. Не имея достаточной аргументации на доводы суздальского иерея, патриарх Иоаким прервал диспут, объявив своего противника «пустосвятом». Позже священник будет казнен. А царица продолжила борьбу с «расколом» теперь и на законодательном уровне, приняв в 1685 г. знаменитые «12 статей», на основании которых были казнены тысячи человек, повинных в староверии.


Василий Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880-81. («прения о вере» 5 июля 1682 года в Грановитой палате в присутствии Патриарха Иоакима и царевны Софьи)

Отношения у Голицына и Софьи становились все теплее, а спустя несколько лет Василий Васильевич уже испытывал самые нежные чувства к тридцатилетней царевне. И хотя та сильно располнела и черты лица ее стали еще грубее, для князя Софья Алексеевна становилась все более желанной. Бывший когда-то прекрасным отцом и верным мужем, Голицын отдалился от супруги и практически не видел детей, отдавая все свое время «любимой девице Софье». А та, ослепленная чувством, боготворила и обожала уже немолодого фаворита.


«Угорский» золотой за крымские походы Петра I и Ивана V (орёл). Царевна Софья (решка). 1689 год. В конце XVII в. название «угорский» было вытеснено новым названием монеты - «червонец», который имел тот же вес.

Так, царевна назначила его военачальником и настояла на том, чтобы он отправился в Крымские походы в 1687 и 1689 годах. Софья мечтала, что Голицыну, явившемуся победителем, окажут безграничное доверие, и она сможет, наконец, осуществить свою мечту – выйти замуж за любимого князя. Она слала ему письма, полные восторга и самых трепетных чувств: «Когда увижу в объятиях своих тебя?… Свет мой, батюшка, надежда моя… Велик бы мне день тот был, когда ты, душа моя, ко мне вернешься». Боярин Голицын отвечал ей такими же пылкими и нежными посланиями.

Однако Василий Голицын, не обладая ни талантом полководца, ни знаниями опытного воина, вернулся из походов побежденным. Его возлюбленная, чтобы как-то оправдать фаворита в глазах приближенных, устроила пышный пир в честь князя, но популярность его постепенно ослабевала. К поступкам же Софьи, слепо влюбленной в Голицына, стало настороженно относиться даже близкое окружение.


Никишин Владимир.

А царица тем временем упрашивала фаворита убедить законную жену уйти в монастырь и пойти с ней, с Софьей, к венцу. Голицын, отличавшийся благородством, долго не мог пойти на столь решительный шаг, однако мудрая и добрая душой супруга князя сама предложила расторгнуть их брак, даровав любимому мужу свободу. До сих пор неизвестно, были ли у Софьи и Василия Голицына общие дети, однако некоторые историки уверяют, что царевна имела ребенка от любимого фаворита, однако существование его держала в строгом секрете. Роман влюбленных разгорался все сильнее, однако ситуация во дворце накалялась с каждым днем.

Подросший и обладавший весьма противоречивым и упрямым характером, Петр не желал больше слушать во всем властную сестрицу. Он все чаще перечил ей, упрекал в излишней самостоятельности и смелости, не присущим женщинам, и все сильнее прислушивался к матери, которая рассказывала сыну давнюю историю воцарения на трон хитрой и коварной Софьи. К тому же в государственных бумагах говорилось, что регентша лишается возможности управления государством в случае совершеннолетия Петра или его женитьбы. 30 мая 1689г. Петру I исполнилось 17 лет. К этому времени он, по настоянию матери, царицы Натальи Кирилловны, женился на Евдокии Лопухиной, и, по понятиям того времени, вступил в пору совершеннолетия, однако на троне все еще оставалась его сестра, Софья Алексеевна Романова.

Семнадцатилетний Петр становился для правительницы опаснейшим врагом, и она, как и в первый раз, решила прибегнуть к помощи стрельцов. Однако на этот раз царевна просчиталась: стрельцы уже не верили ни ей, ни ее фавориту, отдавая предпочтение молодому наследнику. В конце сентября они присягнули на верность Петру, а тот приказал заключить сестру в Новодевичий монастырь. Народ предпочитал видеть на троне царя, а не царевну: «Полно государыне народ-то мутить, пора в монастырь».


Н. Неврев. Петр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым.

Для нее были отделаны и отлично убраны несколько келий, окнами на Девичье поле, у нее было много прислуги и все удобства жизни, необходимые для особы, привыкшей к роскоши. Она ни в чем не нуждалась, только ей не позволено было выезжать за монастырскую ограду, ни с кем посторонним не видаться и не разговаривать; лишь по большим праздникам ей позволено было видеться с тетками и сестрами. Так тридцатидвухлетняя царевна была отстранена от власти и навсегда разлучена с возлюбленным. Василия Голицына лишили боярского титула, имущества и чинов и сослали в ссылку в далекое архангельское село, где князь прожил до конца своих дней.


Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре. Картина Ильи Репина.

Семь лет спустя скончался болезненный и слабоумный царь Иван. Кончилось двоецарствие. Петр покорил Азов, довершив так неудачно начатое князем Голицыным дело, и уехал в Европу учиться. Перед своим отъездом за границу Петр побывал у сестры в келье для прощания, но нашел ее до того надменною, холодною и непримиримою, что в крайнем волнении вышел из Новодевичьего монастыря. Несмотря на все интриги Софии, Петр уважал ее ум. Он говорил о ней: «Жаль, что при великом уме своем имеет она великую злость и коварство».


Утро стрелецкой казни. Худ. В. И. Суриков, 1881.

Стрельцы воспользовались этим, чтобы учинить новый бунт и посадить на царство Софью. Правда, никто из них под страшными пытками не подтвердил личного участия царевны. Более тысячи стрельцов были казнены, 195 из них Петр приказал повесить перед окнами сестры в Новодевичьем монастыре. Тела казненных провисели всю зиму для острастки.


Новодевичий монастырь.

После этого стрелецкого бунта и встречи с суровым братом царевну постригли в монахини под именем Сусанны. Она прожила в монастыре долгие пятнадцать лет и умерла 4 июля 1704 года, не дожив до сорока семи лет. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.

И была забыта почти сразу после погребения. Если же впоследствии о ней и вспоминали историки, то лишь как об «интриганке», едва не загубившей благородное дело Петра. Ее возлюбленный, фаворит и любимый друг пережил бывшую царевну и правительницу Государства Российского на десять лет и умер в 1714 году в ссылке, в селе Пинега, Архангельского края и был захоронен по завещанию в Красногорском монастыре.

В старообрядческом скиту Шарпан находится захоронение схимницы Прасковьи («царицына могила») в окружении 12-ти безымянных могил. Староверы считают эту Прасковью царевной Софьей, якобы бежавшей из Новодевичьего монастыря с 12-ю стрельцами.

просмотров
просмотров