Кустарный музей в леонтьевском переулке. Как я сходила в музей кустарных изделий

Музей-мастерская Д.А. Налбандяна был создан правительством Москвы на основе коллекции, переданной художником в дар городу в конце 1992 года. В квартиру в доме 8/2 на улице Горького (Тверская) Дмитрий Налбандян переехал в 1956 году. Окна второго корпуса выходили на здание Моссовета и Советскую (Тверскую) площадь с памятником основателю города Юрию Долгорукому, открытым в 1954 году. В этом доме жили Демьян Бедный, Илья Эренбург, Михаил Ромм, в 1958-м здесь был открыт книжный магазин №100 торгового Дома книги «Москва». Последние этажи дома решили отдать художникам – Кукрыниксам, Николаю Жукову, Федору Константинову, Владимиру Минаеву, Дмитрию Налбандяну… Сегодня в собрании музея-мастерской, структурного подразделения Музейно-выставочного объединения «Манеж», более 1500 работ художника: живописных полотен , этюдов, рисунков, фотографий, личных вещей. Дмитрий Налбандян родился в 1906 году в Тифлисе. Окончив Академию художеств Грузии в классах Евгения Лансере и Егише Татевосяна, в 1931 году Налбандян приезжает в Москву: работает карикатуристом в «Крокодиле», мультипликатором на «Мосфильме» и плакатистом в «Изогизе». В 1934 году произошло событие, во многом определившее судьбу художника, – в Кремле он встречается с Серго Орджоникидзе, другом своего отца Аркадия Налбандяна, убитого меньшевиками в Грузии. Орджоникидзе знакомит Налбандяна с Сергеем Кировым и вводит в круг партийной элиты. Вскоре Налбандян пишет свое первое большое полотно «Речь С.М. Кирова на XVII съезде ВКП(б)» – картина выставляется в Государственном музее изобразительных искусств , публикуется в газетах «Правда» и «Известия», тиражируется в репродукциях… Уже позже Налбандян станет членом Московского союза советских художников и членом Академии художеств, получит Сталинскую премию за портрет Сталина и Ленинскую – за образы ленинианы. Для советского зрителя Налбандян был «первой кистью» Политбюро, классиком социалистического реализма , портретистом-хроникером эпохи, автором придуманных и срежиссированных картин: «Владимир Маяковский в Грузии (Багдади) в 1927 году», «В.И. Ленин и А.М. Горький среди рыбаков на острове Капри. 1908 год», «Вернатун (Могучая кучка). Групповой портрет выдающихся деятелей армянской культуры», знакомых многим по репродукциям в журнале «Огонёк». Пейзажи и натюрморты Налбандяна известны гораздо меньше, хотя именно они говорят о нем как об «импрессионисте коровинского толка», способного передать настроение быстрой и легкой кистью. Налбандяна-графика знают еще меньше. Его рисунки – а это галерея первых лиц политики и искусства: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Черненко… Сарьян, Рерих, Ван Клиберн, Катаев, Леонов… – за понятным исключением делались с натуры и сегодня представляют удивительные документы времени. В начале 1990-х Налбандян завещал часть коллекции своих произведений городу при условии, что они не покинут стен его мастерской. И сегодня Музей Д.А. Налбандяна воссоздает пространство жизни и творчества художника советского времени таким, каким оно было тогда.

С Петра Великого национальное русское искусство утратило свой самобытный характер, но старые самобытные основы не исчезли, - в народных глубинах они сохранились до наших дней. Отдельные чуткие художники, а вслед за ними и общественные организации сумели открыть живую красоту в самобытном русском искусстве и с большой настойчивостью принялись за его возрождение.

Живым очагом этого возрождения является в Москве Кустарный музей Московского губернского земства. Он помещается в Леонтьевском переулке, между Тверской и Никитской, в небольшом белом здании, простом и уютном: крыльцо с пузатыми приземистыми колоннами и окна с колончатыми наличниками дают своеобразный тон всему зданию. Глядя на эти два домовых корпуса, соединенных галерейным переходом с узорчатыми рамами в небольших оконцах, чувствуешь прелесть древней Москвы, когда все здания были так уютны и красиво просты.

Дом этот построен несколько лет тому назад и выдержан в строгом стиле средины XVII столетия. Строгость стиля особенно выгодно оттеняется сопоставлением с соседним зданием (№5, бывшая типография Мамонтовых), построенным в 70-х годах минувшего века по проекту арх. Гартмана, который один из первых начал разработку и применение к постройкам древнерусских архитектурных форм и тем положил начало так называемому ложно - русскому стилю.

Более тридцати лет тому назад Московское губернское земство, под влиянием знаменитых статистических исследований крестьянского быта Московской губ., которыми руководил отец русской земской статистики В.И. Орлов, решило показать на Всероссийской выставке (1882 г.) всю кустарную промышленность Московской губ.

Кустарными промыслами кормятся многие тысячи населения губернии, и кустарное дело существует здесь исстари.

Выставка наглядно показала, что эта исконная отрасль народного труда и творчества стоит не на должной высоте: несовершенство техники, пошлые образцы, навеянные фабричным производством, и однообразие изделий, - вот чем характеризовались изделия кустаря. Земству необходимо было после этого генерального смотра прийти на помощь кустарям в их работе, дать новое направление их деятельности и для большей экономической устойчивости объединить кустарные предприятия губернии.

Центром этого нового дела явился вновь сорганизованный кустарный музей-лавка, куда поступили коллекции с выставки; затем был открыт кредит кустарям, открыты склады в уездах и сделаны попытки сбыта продуктов и их технического и художественного усовершенствования .

Главная заслуга в этом деле принадлежит Московскому губернскому земству, но и многие уездные земства, со своей стороны, работали в том же направлении, а частные лица нередко приходили на помощь и своими средствами и своим личным участием. Здесь с особой признательностью следует отметить выдающуюся деятельность Сергея Тимофеевича Морозова .

В настоящее время дело Московского кустарного музея поставлено столь широко, что заслуживает большого внимания и является любопытной страницей в истории русской культуры.

В достижение основных своих целей - доставления дешевого кредита кустарям и наиболее выгодного сбыта их продуктов - музей раскинул по уездам губернии целую сеть своих учреждений.Им сорганизован из кустарей ряд артелей (игрушечников, сусальщиков, кружевниц и т.д.), открыты склады (корзин, сельскохозяйственных орудий), мастерские (щеточная, кружевная) и, наконец, художественно-столярная и резная мастерская-школа в Сергиевом Посаде, исконном и единственном на Руси месте кустарного производства игрушек. Устраивая мастерские, земство, конечно, не выпускает из виду и целей образовательных: оно стремится развить вкус кустаря на художественных образцах тех или иных изделий и вместе с тем ознакомитьего с усовершенствованными приемами работы и наилучшими материалами . Но конечная цель земства - выработать из кустарей мастеров, способных самостоятельно и правильно вести дальше свое дело.

Поэтому земство при посредстве музей всячески содействует возникновению в каждой кустарной отрасли кооперативных организаций и, по возникновении их и приобретении ими экономической устойчивости, передает им в руки свои мастерские, склады и т.д.

Так, в настоящее уже время возникли и весьма успешно работают кооперативные учреждения:складочно - потребительское общество в с. Большие Вяземы (близ ст. Голицыно Александр[овской] ж.д., Звенигород[ского] уезда), потребительское общество в д. Собакине (щёточники), Марфинская кузнечно-слесарная артель, Назарьевская артель (Верейский у.) счеточников (производство счетов) и многие другие.

Самой крупной организацией этого рода является «Общество взаимопомощи кустарей» в Троицком Посаде (с 1906 г.), имеющее свою библиотеку, мастерскую, лавку и банк; все эти учреждения помещаются в собственном большом каменном доме.

Являясь центром кустарных организаций губернии, музей выполняет очень важную, ответственную и многосложную работу: с одной стороны, через него идет сбыт всего, что сработано кустарями, а с другой, он является в роли руководителя, направляющего все дело кустарного производства. Музей следит за тем, чтобы кустарные изделия постоянно прогрессировали в смысле техническом и художественном.

Свое первое назначение музей выполняет через посредство постоянного магазина, в который принимает от кустарей их изделия, и складов; заботится о сбыте этих изделий, как в розницу, так и оптом, в Россию и за границу, и снабжает кустарей лучшим материалом для их производств.

Магазин имеет для продажи решительно все, что производят кустари, а для нужд оптовиков в нем устроена постоянная выставка образцов, по которым можно через музей делать заказы кустарям.

Дело музея поставлено уже настолько прочно, что успех его среди русских покупателей громаден. С каждым годом растут его обороты, достигнув внушительной цифры - полумиллиона.

Но об руку с материальным успехом идет и художественное усовершенствование кустарных изделий . Это сторона деятельности музея является едва ли не самой блестящей страницей в истории русского прикладного искусства и народно-художественного творчества. Эту страницу земству удалось вписать благодаря группе художников, оценивших красоту старинных русских изделий.

В 80-х годах прошлого века вокруг Саввы И. и Ел. Гр. Мамонтовых в их имении Абрамцеве (Дмитров[ c кого] уезда) зародился художественный кружок, в который входили Репин, В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова, В.М. Васнецов и многие другие. Этот кружок и нужно считать родоначальником возрождения русской художественной промышленности вообще и кустарной в частности.

Е.Д. Поленова и Е.Г. Мамонтова, увлеченные красотой и глубокой художественностью русских народных резных изделий, еще уцелевших кое-где на нашем севере, с любовью и настойчивостью стали собирать и свозить их в Абрамцево.

Эта коллекция резных дуг, старинных коромысел, окончин , а также вышивок, набоек и т.п. из северных и средних русских губерний дала могучий толчок творчеству Е.Д. Поленовой, и в то же время у Е.Г. Мамонтовой явилась мысль устроить кустарную мастерскую в воссоздании этих художественных образцов в новых кустарных работах. Мастерская открыта была в Абрамцеве, и ее художественной руководительницей явилась Е.Д. Поленова, одно время всецело ушедшая в эту работу. Абрамцевская кустарная мастерская, действующая и поныне, выпустила длинный ряд деревянных художественных изделий, от которых веет подлинной, неувядаемой красотой.

Одновременно возникает другая мастерская в лесистой местности Смоленской губернии, в селе Талашкине (имение кн. Тенишевой), руководителем которой является художник С.В. Малютин, столь же увлеченный красотой старинного русского искусства. В Талашкине не только изделия мастерской, но и самая мастерская и другие постройки воспроизводят дух древнерусских сказочных мотивов. Театр, дом, мастерские на фоне сосновых лесов составляют чарующую сказочную группу.

Появление этих двух глубоко самобытных художественных очагов русского прикладного искусства, увлечение их руководителей русским орнаментом и попытки их восстановить исчезающую прелесть резных деревянных изделий увлекают и других художников, намечая путь, по которому неизбежно должно пойти живое кустарное производство. И, действительно, вслед за ними возникает уже целый ряд других подобных мастерских в различных уголках России.

Это художественное течение, конечно, захватило и Московский кустарный музей, который пригласил одного из пионеров этого движения,Н.Д. Бартрама , в руководители по художественной части.

Весть об интересных изделиях русского кустаря проникает через выставки все больше и больше за границу и, наконец, на выставке 1900 г. в Париже эти работы, имевшие огромный успех, окончательно упрочивают свою репутацию. Этот успех совместного творчества русского художника и русского кустаря настолько силен, что за границей появились даже подделки под русские кустарные изделия, а посланные Кустарным музеем на знаменитую Лейпцигскую мессу (ярмарку) образцы способствовали оживленным сношениям с крупнейшими заграничными рынками.

Теперь музей имеет торговые связи не только с Францией, Англией, Голландией и Бельгией, но даже и с Америкой.

Такой успех деятельности Московского музея привлекает к нему внимание других земств и кладет основание к объединению вокруг музея многих земств в деле развития кустарных промыслов; уже и в настоящее время он является центром не только для московских земств, но и для целого ряда других (Полтавского, Тверского, Новоторжского, Вятского, Вологодского и т.д.).

Земства эти в основу кладут те же принципы, что и Московский кустарный музей, т.е. самобытность и художественность изделий.

Художественная сторона этих изделий имеет для их будущего серьезное значение. Только эстетическая внешность наряду с техническим совершенством создаст им будущее и, вместе с тем, воспитывая кустаря, опять наполнит художественной красотой уже иссякшую в этом отношении нашу деревню.

Поэтому кустарный музей заботится о привлечении к своей работе целого ряда художников, заказывает им проекты изделий и вообще всячески старается содействовать правильному развитию художественной стороны кустарного дела.

Но главным двигателем в этом деле музей все же считает соприкосновение кустаря с подлинными старинными работами русских мастеров, которые не имели даже понятия о пошлых фабричных изделиях.

Музей уже несколько лет был занят собиранием старинных работ: резьбы, вышивок, набоек, рисунков, игрушек и т.п. Все это, обвеянное самобытной красотой, дается как мотив для новых кустарных работ.

Посещение Кустарногомузея, помимо ознакомления с любопытной стороной деятельности Московского земства на помощь населению, имеет и историко-художественный интерес.

Войдя в музей, поднимемся по теремной лестнице во второй этаж, в обширную залу - музей образцов - и обойдем ее справа налево.

Вся правая сторона от входа занята резьбой по дереву в различных видах . Тут и шкатулки, и ряд женских укладок, рубели, скалки и даже целый наличник с окна крестьянской избы. Все это очень старой работы - XVII ипервой половины XVIII ст., - от которой трудно оторваться. А наличник окна со ставнями работы XVII в.,у следующей стены, приводит прямо в восхищение орнаментом, резьбой и особенно барельефом под окном, где изображен Гамаюн, птица вещая.

Повернем направо, в небольшую комнатку, и мы попадем в какой-то сказочный теремок: стол, стулья, стены, ведра, ушаты, подсвечники - все это покрыто очаровательной резьбой. Но это не сказочный терем, это остаток былой народной красоты, когда-то разлитой по всему нашему северу и отчасти по средней полосе России. Ныне все это почти всюду исчезло, исключая некоторые отдаленные глухие уголки.

Средина большой залы занята образцами игрушек, как современных, так и старинных. Здесь же коллекция набоек и вышивок - другая уже исчезающая отрасль народного творчества , - и коллекция уже исчезнувшей кустарной работы - подлинные старинные лубочные картинки с героем Ерусланом и Сиринами и Алконостами, этими древнесказочными птицами радости и печали.

Под впечатлением красоты народного творчества мы спускаемся в прихожую. В будни мы увидим здесь армяки и поддевки, - это пришли кустари за тем или иным советом, за той или иной помощью. И в этом общении деревни с культурным земским учреждением - залог ее лучшего будущего и ее художественного возрождения.


Публикация и ссылки подготовлены Л.В.Бадя:
Печатается по: По Москве: Прогулки по Москве и ее художественным и просветительным учреждениям/под редакцией Н.А. Гейнике, Н.С. Елагина, Е.А. Ефимовой, И.И. Шитца. - М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1917. - С.434-440.


На этой выставке кустари российских губерний впервые выступили как самостоятельные промышленники, а их изделия широко представили специфическую часть традиционной художественной культуры

В 1885 г. Московским губернским земством был открыт Торгово-промышленный музей кустарных изделий, который первоначально располагался на Знаменке в доме Лепешкиной . Тудабыли переданы экспонатыМосковской губернии с Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 г. Задачи земского музея формулировались следующим образом: ознакомление публики с кустарными промыслами, содействие сбыту, улучшение техники промыслов и совершенствование образцов изделий. При музее функционировал склад, который принимал изделия от кустарей с целью комиссионной продажи.

Морозов Сергей Тимофеевич (1860-1944) - представитель знаменитой семьи Морозовых, выпускник Московского университета, большую часть жизни посвятил помощи кустарям. В 1888 г. земство, рассматривая вопрос о деятельности музея, установило, что его работа в основном свелась к торговым операциям. При губернской земской управе создали кустарную комиссию, в которую вошел С.Т. Морозов. в В 1890 г. он стал заведующим музея, перевел его на Большую Никитскую ул. По его проекту музей,чтобы «переустроить трудовую деятельность кустарей в соответствии с меняющимися общественными и экономическими условиями », стал заниматьсяобучением кустарей в показательных мастерских, в том числе через сеть своих учреждений в уездах. В 1903 г. он построил на свои средства новое здание по проекту архитектора С.У. Соловьева в Леонтьевском переулке, 7. В 1911 г. к трехэтажному зданию было пристроено помещение для магазина. Морозов заведовал музеем до 1897г. После этого его избрали почетным попечителем музея,он продолжал руководить им и методически совершенствовать его деятельность до 1925 г.

Бартрам Николай Дмитриевич (1873-1931) - художник , заведовал«Музеем образцов» - особой художественно-экспериментальной лабораторией Кустарного музея. Отдел занимался собиранием экспонатов, популяризацией промыслов, контактами с кустарями, устройством выставок, разработкой образцов изделий для промыслов. Преподавал в учебных мастерских кустарного дела Московского губернского земства в 1907-1916 гг. Организатор и первый директор первого в России музея игрушки, выросшего из отдела Кустарного музея (ныне - Художественно-педагогический музей игрушки РАО, г. Сергиев Посад).

Museum of Folk Arts

Открыт в 1885 г. как Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства.
В здании по Леонтьевскому переулку (памятник архитектуры XX в.) музей работает с 1903 г. Этот дом был приобретен С.Т. Морозовым у А.И. Мамонтова и перестроен для музейных целей по проекту архитектора С.У. Соловьева. Б 1911-1913 гг. к основному корпусу по проекту архитектора В.Н. Башкирова сделана двухэтажная пристройка для размещения торгового отдела.

Коллекция

Произведения традиционной крестьянской резьбы и росписи по дереву, камню, кости; художественные изделия из металла; керамика; живопись по папье-маше; народная одежда; вышивка, кружево, набойка; собрание произведений современных российских художественных промыслов. Постоянной экспозиции в музее нет. В выставочном зале устраиваются временные тематические выставки. Здесь же размещен музей матрешки.

Адрес:

Леонтьевский пер., 7. Тел.: 291-87-18. Время работы: ежедневно с И ч до 17 ч 30 мин, во вторник и четверг с 12 ч до 19 ч 30 мин. Выходной - понедельник.
Проезд: М. «Пушкинская», «Тверская», «Чеховская».

Один из них - сподвижник Петра Великого Автоном Головин, служивший в чине стольника - владел двухэтажными палатами, выстроенными из камня в Шереметьевском переулке (ныне - Леонтьевский переулок, 7).

В 1871 году здание перешло в собственность Анатолия Мамонтова, который приходился братом Савве Мамонтову - предпринимателю и меценату. При новом хозяине во владениях открыли издательство, а также типографию. Для последней даже отстроили специальное помещение по проекту архитектора В.А. Гартмана (сегодня - Леонтьевский переулок, дом 5).

Издательство Мамонтова занималось выпуском детских книжек, страницы которых иллюстрировали такие художники, как Виктор Васнецов, Валентин Серов и Сергей Малютин.

В начале XX века владение разделили на две части, и правый участок с нынешним домом №7 в Леонтьевском переулке перешел в собственность к промышленнику и коллекционеру С.Т. Морозову.

Сергей Тимофеевич был страстным ценителем поделок народного промысла. Именно это его увлечение и предопределило историю и судьбу старинного здания.

В первую очередь Морозов заказал проект реконструкции дома известному архитектору . Старинным палатам придали вид древнерусского терема. Этот облик в неизменном виде дошел до наших дней.

Следующим шагом Сергея Тимофеевича стала передача обновленного строения в дар Кустарному музею, который в ту пору располагался на Большой Никитской улице и вел свою историю с 1885 года. Интересно знать, что именно в нем, в 1898 году, широкой публике впервые была представлена красавица-матрешка, расписывал которую художник Сергей Милютин.

Новые залы начали наполняться новыми шедеврами народного искусства . Посетители могли увидеть резные прялки и коромысла, а также скульптуры различных птиц и животных.

В 1911 году здание в Леонтьевском переулке, дом 7 приросло дополнительным объемом, где был открыт магазин, предлагавший посетителям Кустарного музея различные изделия и поделки народных промыслов России.

Несколько слов об архитектуре пристройки.

Возвели ее по инициативе самого С.Т. Морозова, а проект исполнили архитекторы и . Вход оформлен в виде крыльца в «древнерусском» стиле с присущими ему колоннами-бочонками. Крышу строения венчает флюгер, украшенный игрушечным изображением. В вестибюле поражает красотой керамический камин, эскиз которого выполнил художник Михаил Врубель.

Кустарный музей внес огромный вклад в сохранение и развитие российских художественных промыслов. Начиная с 1910-х годов его сотрудники не только участвовали в различных выставках и ярмарках, но и являлись их организаторами.

В наши дни в здании по адресу Леонтьевский переулок, дом 7 расположены и

Во второй половине XIX века под влиянием революционно-демократических идей в среде русской интеллигенции растет интерес к национальному в искусстве - к русским темам и сюжетам, к фольклору и народному декоративному искусству.

В 1872 году выходит в свет труд В. В. Стасова "Русский народный орнамент ", который положил начало изучению народного декоративного искусства . В конце XIX - начале XX века многие русские художники занимаются собирательством предметов крестьянского искусства, сами создают произведения в "русском стиле".

Тенденции общественной жизни России побудили и земские организации обратить внимание на состояние кустарных ремесел. В 1875 году Московское губернское земское собрание выделило ассигнования для обследования кустарных промыслов губернии * . Обследования дали обстоятельный материал о состоянии промыслов, свидетельствующий о назревании кризиса кустарного производства. Одновременно было выявлено наличие кустарей, занятых в разных отраслях. В конце прошлого века Московская губерния занимала одно из первых мест среди других губерний России по количеству кустарей; только в художественных промыслах здесь было занято около 16 000 человек ** . Однако состояние этих промыслов требовало незамедлительной помощи.

* ( А. С. Орлов. Кустарная промышленность Московской губернии и содействие кустарям со стороны земства, разных учреждений и частных лиц. М., 1913, стр. 13. )

** ( Н. П. Халтурин. Дом № 7 по улице Станиславского. Рукопись. НИИХП. М., 1945. )

На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве экспонаты кустарного отдела имели успех. Это обстоятельство побудило земское собрание 16 декабря 1882 года принять решение об основании в Москве кустарного музея. На организацию его было отпущено 3000 рублей * .

* ( А. С. Орлов. Указ. соч., стр. 13. )

Девятого мая 1885 года в неприспособленном для музея здании у Никитских ворот (теперь помещение кинотеатра повторного фильма) был открыт для публики Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства. Музей должен был служить целям популяризации изделий кустарных промыслов, пропаганды лучших образцов среди кустарей и улучшению техники производства * .

* ( "1. Ознакомление публики с положением и изделиями кустарных промыслов Московской губернии, а также, по возможности, и других губерний России. Ввиду этого в музее будут сосредоточены образцы кустарных изделий, причем дана будет возможность познакомиться с ценами изделий, способами и размерами их производства и, наконец, с областью распространения того или другого промысла.

2. Содействие сбыту всевозможных продуктов кустарных промыслов. Чтобы достигнуть этой цели, музей принимает на себя продажу изделий, доставляемых непосредственно от самих производителей-кустарей, а также принимает на себя посредничество по продаже, покупке и заказам кустарных изделий и, наконец, облегчает желающим непосредственные сношения с самими производителями-кустарями.

3. Подъем производительности и улучшение техники кустарных производств. С этой целью музей стремится к распространению усовершенствованных технических приемов : ознакомляет кустарей с образцовыми изделиями по той или другой промышленной отрасли, а также содействует распространению в их среде улучшенных орудий производства" (П. Юницкий. Кустарный музей. М., 1911, стр. 2).

См. также: И. П. Машков. Путеводитель по Москве. М., 1913, стр. 236; "Русские Ведомости", 1887, № 179-180; Москва. Путеводитель под ред. Е. А. Звягинцева, М. Н. Коваленского, М. С. Сергеева, К. В. Сивкова. М., 1915, стр. 520.)

Эти задачи, поставленные перед музеем, ясно отражали основное содержание деятельности земства, его попытки улучшить состояние кустарных промыслов в условиях развивающихся капиталистических отношений.

В первые годы музей обслуживал за год не более 100-200 семей кустарей (из нескольких тысяч), а общая сумма , полученная от продажи товаров за первые пять лет, составила всего 80 тысяч рублей. Причиной этого были скудные ассигнования земства на кустарную промышленность, отсутствие опорных пунктов на местах, а также неудобное, неприспособленное помещение музея * .

* ( Н. П. Xалтурин. Указ. соч. )

Оживление деятельности музея начинается с 1889 года и связано с именем Сергея Тимофеевича Морозова. С. Т. Морозов, подобно П. М. и С. М. Третьяковым и С. И. Мамонтову, принадлежал к числу демократически настроенных русских меценатов. Он интересовался народным декоративным искусством, занимался собиранием предметов старины * и лично участвовал в деятельности Московской земской организации. В 1889 году Морозов и профессор Н. А. Карышев представили в комиссию Московского губернского земства доклады о формах содействия организации кустарных промыслов и работе музея, об организации школ, училищ, мастерских для кустарей. Эти предложения были одобрены. Музей становится центром руководства кустарными промыслами губернии: увеличиваются его торговые обороты, привлекаются специалисты, на местах организуются мастерские и школы.

* ( Некоторые предметы крестьянского искусства XIX века из собрания С. Т. Морозова находятся в фондах Музея народного искусства. )

Однако из-за разрозненности основной массы кустарей, эксплуатации их скупщиками организация сбыта, распространение улучшенных образцов и техническая помощь не могли быть развернуты в достаточной мере.

В работе "Развитие капитализма в России" В. И. Ленин писал по поводу попыток земства поднять кустарные промыслы: "При раздробленности мелких производителей и полном разложении их, крупный сбыт может быть организован только крупным капиталом, который в силу этого и ставит кустарей в положение полной беспомощности и зависимости. Можно судить поэтому о нелепости ходячих народнических теорий, рекомендующих помочь "кустарю" посредством "организации сбыта" * .

* ( В. И. Ленин. Полное Собрание сочинений, т. 3, стр. 365. )

Московский Кустарный музей при всех усилиях мог охватить своим влиянием только незначительную часть кустарей губернии. Так, с 1895 по 1909 год из нескольких тысяч пользовались помощью музея от 215 до 345 кустарей в год * . Это - ничтожная цифра на фоне общего упадка кустарного крестьянского производства в капиталистической России. Тем не менее Кустарный музей продолжал работать.

* ( П. Юницкий. Указ. соч., стр. 21. )

В 1899 году комиссия музея в составе С. Т. Морозова, В. Г. Крапивина (заведующего музеем) и других разработала предложения об организации кооперативов и привлечении их к работе музея, об образовании складов кустарных изделий и мастерских, о поддержке кооперативов средствами и материалами через уездные земства.

Первым кооперативным учреждением Московской губернии было Вязёмское потребительское общество, организованное в 1899 году по инициативе и при участии Кустарного музея. К 1912 году существовало 13 артелей и товариществ, объединявших лишь 672 кустаря * . Одновременно с этим музей принимает деятельное участие в различных отечественных и зарубежных выставках, организует школы профессионального обучения.

* ( А. С. Орлов. Указ. соч., стр. 57. )

Дальнейшему расширению деятельности музея значительно способствовал переезд его в новое помещение (дом № 7 по Леонтьевскому переулку, теперь улице Станиславского). Дом был передан в распоряжение музея Морозовым * . Переезд состоялся 15 сентября 1903 года.

* ( В "Выписке из постановления очередной сессии Московской губернской земской управы января - февраля 1904 года. По кустарным промыслам 1904 года 20 января" сказано: "Поставлен на очередь доклад управы № 6 по кустарно-промышленной части. Д. Н. Шипов, доведя до сведения собрания, что с сентября прошлого года Кустарный музей переведен в новое, роскошное помещение, устроенное почетным попечителем Музея С. Т. Морозовым, предложил выразить С. Т. Морозову глубокую благодарность собрания. Предложение это было принято единогласно" (ЦГАМФ, № 184, оп. 2, д. 31, л. 31). )

Позже, в 1910 году, здание музея расширяется за счет пристройки левого крыла. Строительством руководил архитектор В. Н. Башкиров. Средства на строительство и оборудование помещения Кустарного музея были предоставлены земству также Морозовым. К этому времени Кустарный музей стал центром, объединяющим мастерские, склады, артели, товарищества производителей и отдельных кустарей Московской губернии. Музей снабжает кустарей наилучшим сырьем, принимает от них изделия для оптовой и розничной продажи.

Особый интерес представляла деятельность музея по организации сбыта кустарных изделий за границу.

Увлечение русских художников конца XIX и начала XX века мотивами национального, и в частности народного, искусства отразилось и на образцах, которые создавались в музее и распространялись среди кустарей. Об этом можно судить по экспонатам русского отдела Всемирной выставки в Париже 1900 года, в организации которой принимал участие Кустарный музей. Однако и эти изделия не избежали влияний модернистского искусства того времени. Анализируя их с позиции современного понимания искусства, мы не можем не сожалеть об утрате здоровых народных основ . Тем не менее за рубежом эти экспонаты были восприняты как русские национальные предметы декоративного искусства и завоевали необычайную популярность. Выставка 1904 года в Париже еще более подняла популярность кустарных изделий; более того, появились даже их заграничные подделки * . Еще больше увеличился спрос на изделия русских кустарей с 1907 года, когда Кустарный музей начал участвовать на ежегодных ярмарках в Лейпциге. С этого времени музей завязывает торговые отношения с Австрией, Швейцарией, Данией, Голландией, Францией, Бельгией, Англией, Америкой; расширяются его связи и с промыслами других губерний России. В 1910-1913 годах в музей поступали изделия кустарей 26 губерний. Он становится своеобразным центром деятельности земских организаций России в области кустарной промышленности ** .

* ( Доклады Московской губернской земской управы 1901- 1914 гг. Доклад 1908 г., стр. 45. )

** ( Н. П. Xалтурин. Указ. соч. )

Увеличение спроса на русскую вышивку, кружево, резьбу по дереву и другие изделия художественных промыслов как внутри страны, так и на заграничных рынках заставило музей обратить особое внимание на эти области кустарного производства. Понадобилось усилить художественное руководство . С этой целью 20 сентября 1907 года художественным руководителем музея был приглашен Николай Дмитриевич Бартрам. Художник по образованию, увлеченный народным искусством, Бартрам сыграл значительную роль в истории развития художественных промыслов и Кустарного музея. Под его руководством и по его инициативе в 1910 году в музее был образован новый отдел, так называемый Музей образцов, в дополнение к ранее существовавшему отделу - Музею промыслов.

Перед новым отделом стояла задача увеличения количества образцов художественных изделий для кустарей и расширения популяризаторской деятельности музея. Штатным художником-рисовальщиком стал И. С. Баклин, с 1910 года начал работать художник Е. Г. Теляковский, а с 1916 года - З. Д. Кашкарова. Для проектирования мебели привлекали А. М. Васнецова, образцов резьбы по дереву - В. А. Ватагина и С. С. Голоушева, художником по игрушке работал И. И. Овешков и другие. Расширяется и деятельность музея по собиранию подлинников произведений русского декоративного искусства- "русской старины", как тогда их называли * .

* ( Цифры пополнения фондов Музея с 1910 по 1912 год:

1910 1911 1912 Приобретено и выполнено в Музее разных образцов и рисунков 241 727 1528 Поступило в дар разных образцов 389 206 824 и рисунков ______________________________ Всего поступило в Музей 630 933 2352 (См. А. С. Орлов. Указ. соч., стр. 22).

В настоящее время в фондах Музея народного искусства хранится много экспонатов с отметкой Музея образцов. Их тщательно собирали сотрудники, работавшие в начале 1900-х годов. Эти экспонаты и положили начало коллекции, которая пополнялась в последующие годы. Музей образцов очень помог кустарям в совершенствовании своего мастерства.

В 1910 году в музей пришел опытный керамист, инженер-химик Н. В. Воронков, который до глубокой старости проработал в Институте художественной промышленности. При участии Кустарного музея были усовершенствованы формы и улучшены глазури гжельских керамических производств; в музее занимались отбелкой и крашением кости. Технические опыты и эксперименты музея обрабатывались в мастерских и лабораториях Строгановского художественно-промышленного училища * .

* ( Н. П. Xалтурин. Указ. соч. )

Для популяризации кустарных изделий музей организует публичные выставки по разным отраслям, праздничные базары, участвует в отечественных и зарубежных выставках.

Кустарный музей руководил школами профессиональной подготовки, опытными мастерскими, артелями по кооперированию кустарей.

Музей образцов приобрел и принял в дар много книг по вопросам искусства, главным образом по прикладному и народному декоративному * . Эти книги легли в основу обширных фондов библиотеки Научно-исследовательского института художественной промышленности.

* ( Доклад Н. Д. Бартрама. Архив НИИХП. Оп. 1, арх. №1, стр. 179. )

О характере деятельности Кустарного музея в период с 1910 по 1917 год красноречиво говорит его структура. В составе музея, кроме отдела общего управления, были отделы: Музей образцов и промыслов во главе с директором музея Н. Д. Бартрамом и художниками Е. Г. Теляковским, З. Д. Кашкаровой, А. А. Суворовым; кооперативный отдел с экономистами и инструкторами; технический отдел; столярно-резная и отделочная мастерские и самый большой по числу сотрудников торговый отдел, который разделялся по группам промыслов * и вел экспортную работу, имел склады и магазин розничной торговли. В магазине, хорошо известном москвичам-старожилам, продавали самые разнообразные кустарные изделия: резное дерево, игрушки, ручную набойку, вышивку, кружево, бисерные и тканые изделия, ковры, женскую одежду и ювелирные украшения, кожаные изделия и майолику, изделия из папье-маше, кости, рога и бересты, аптекарские и щеточные товары, мебель, саквояжи и т. п.

* ( А. С. Орлов. Указ. соч., стр. 13-22. )

Таким образом, до октября 1917 года Кустарный музей представлял собой учреждение, не похожее на другие музеи того, да и нашего времени. Своеобразие его структуры соответствовало тем задачам, которые он был призван решать. И если сейчас, не углубляясь в анализ результатов деятельности Кустарного музея, мы попытаемся определить ту положительную роль, которую он сыграл в дальнейшем развитии промыслов, то прежде всего можно будет отметить следующие главные, с нашей точки зрения, итоги. Кустарный музей объединил подлинных энтузиастов - художников и организаторов, таких, как Кашкарова, Теляковский, Бартрам и другие. Свою любовь к народному искусству они пронесли через всю свою жизнь, щедро делились ею с теми, для кого они работали, до последних дней жизни служили своим трудом благородному делу развития нашей советской культуры и воспитали несколько поколений первоклассных художников, так же беззаветно преданных народному искусству. Художники Кустарного музея своей работой помогли сберечь и развить у мастеров народных художественных промыслов любовь и интерес к искусству: это в дальнейшем помогло преодолеть ошибки, допущенные земским руководством художественными промыслами. Вместе с этим деятельность Кустарного музея, и в первую очередь Музея образцов, заложила основу уникального собрания экспонатов современного Музея народного искусства, укрепила хорошую традицию теснейшего общения музея с мастерами народных художественных промыслов, которая во многом определила специфику Музея народного искусства. Нельзя не отметить и того, что организация и структура Кустарного музея в основных чертах наметила вехи деятельности будущего научного центра руководства народными художественными промыслами - Научно-исследовательского института художественной промышленности.

После Великой Октябрьской социалистической революции начинается новый период истории развития народных промыслов и деятельности музея. В основу их организации был положен ленинский кооперативный план, который создал благоприятную почву для развития художественной промышленности. Организация артелей, производственных объединений кустарей стала главным направлением в развитии художественных промыслов.

25 апреля 1919 года Владимир Ильич Ленин и Михаил Иванович Калинин подписали декрет ВЦИК и СНК "О мерах содействия кустарной промышленности" * .

* ( Декреты Советской власти, т. V. М., 1971, стр. 102-105. )

С 1918 года директором Центрального кустарного музея стала художница Н. Я. Давыдова, которая уже давно работала в области кустарных промыслов. Ею, совместно с художницей М. Ф. Якунчиковой, была собрана замечательная коллекция русских вышивок, бисера, резной кости и фарфора. В мае 1920 года директором назначили художника А. А. Вольтера. Хранителем фондов музея работала тогда А. Г. Доливо-Добровольская. Были приведены в порядок коллекции; в 1921 году вновь открылся магазин и тогда же сделана новая экспозиция.

В 20-е годы происходило интенсивное кооперирование кустарей, возникли артели промысловой кооперации, и деятельность музея была направлена на решение задач, стоящих перед кустарными промыслами.

Музей распространяет свое организующее влияние не только на Московскую губернию; он ведет работу по всем губерниям России. Наиболее значительным итогом работы музея в это время можно считать организацию артелей миниатюрной живописи на папье-маше. Кустарный музей способствовал появлению прославленных коллективов художников-миниатюристов Палеха и Мстеры; он помог бывшим иконописцам найти и освоить новый для них материал - папье-маше, помог в создании Палехской артели. В музей шли мастера со своими первыми опытами миниатюрных композиций. В фондах музея хранятся первые работы И. И. Голикова, в том числе миниатюра "Рай", написанная им на донышке кювета для проявления фотографий * . И если в становлении стиля декоративной палехской миниатюры огромная заслуга принадлежит А. В. Бакушинскому, то организация коллектива живописцев Палеха - заслуга сотрудников Кустарного музея. Не меньшую помощь оказал музей в создании мстерской артели миниатюристов "Пролетарское искусство". До сих пор старшие мастера Мстеры помнят посещения художника Е. Г. Теляковского, профессора А. В. Бакушинского, а позже В. М. Василенко. Художники музея помогли сложению творчества Н. П. Клыкова, становлению своеобразного декоративного стиля мстерской миниатюры.

* ( МНИ, МХП, 2217. )

Очень большую роль играл Кустарный музей ВСНХ в организации различных выставок. Он не только участвовал своими экспонатами на отечественных и зарубежных выставках, но и выступал на них организатором отделов кустарной промышленности Советской России. Особенно большое значение имела работа музея на международных выставках; изделия кустарной промышленности стали существенной статьей советского экспорта. Вместе с этим международные выставки являлись и своеобразной ареной пропаганды советской культуры и искусства в капиталистическом мире.

Наиболее значительной отечественной выставкой 1920-х годов была первая Всесоюзная сельскохозяйственная и кустарно-про-промышленная выставка 1923 года в Москве. Выставка эта имела большое политическое, хозяйственное и культурное значение. Она была первой после образования Союза Советских Социалистических Республик.

Кустарный музей принимал большое участие в подготовке экспонатов для этой выставки, а также в организации кустарного отдела.

Для дальнейшей деятельности музея итоги выставки имели большое значение. После выставки в музей поступило более 8000 экспонатов; многие из них позже были переданы в другие организации (Музею народоведения, организациям Якутии, Чувашии, Кустарному магазину), многие остались в фондах музея. Постановлением Президиума ВСНХ от 19 декабря 1923 года при Кустарном музее была организована Постоянная показательная кустарно-промышленная выставка ВСНХ * , начавшая свою работу с января 1924 года. К участию в ней были привлечены художественные кустарные промыслы Туркестанской республики, Бухары, Хорезма, Крыма, Азербайджана, Татарской, Чувашской, Марийской республик, Якутии, Украины, Центральных губерний и Севера России. Выставка должна была помочь развитию художественных промыслов и кооперированию кустарей в национальных районах СССР, наладить и поддерживать творческие связи Кустарного музея с художниками и мастерами народного декоративного искусства автономных и союзных республик.

* ( Архив НИИХП. Оп. 1, арх. № 7, стр. 73. )

Из зарубежных выставок 1920-х годов наиболее значительное место в истории музея занимает Международная выставка 1925 года в Париже.

Парижская печать отмечала, что на этой выставке советские художественные промыслы были представлены впервые после революции. И в то время как Европа продемонстрировала модерн и беспредметное искусство, Советская Россия показала свою традиционную народную культуру * .

* ( Varenne G. La section de l"URSS.- "L"art et decoration", t. XLXYIII. Paris, 1925, p. 113. )

Сейчас мы часто обращаемся к искусству 20-х годов. Знакомясь с работами художников Кустарного музея, понимаешь, что главным направлением его творческой деятельности этого периода было решение современной темы в произведениях декоративного искусства, и в этом сказалась общая тенденция советского искусства первых лет Советской власти. Художники в самых различных отраслях художественных промыслов искали и находили новые виды изделий, новые, подсказанные временем сюжеты, острую выразительную форму.

В 20-х годах в Кустарном музее продолжали работу Е. Г. Теляковский, Б. Н. Ланге, З. Д. Кашкарова, Н. В. Досекин. Приглашены были для работы в музее А. Н. Дурново и Н. В. Глоба; привлекались художники А. Е. Куликов, В. В. Хвостенко, Б. Н. Яковлев, А. А. Суворов, И. И. Машков, Н. Г. Тихонов, В. М. Голицын, А. И. Гущин, Е. П. Повстяный, А. Н. Изергина. Они создавали образцы для миниатюрной живописи на папье-маше Федоскинской артели, росписи подносов, живописной эмали, фарфора, росписи по дереву, вышивке. Творчество каждого художника было индивидуально. Одни, например Голицын, Тихонов, Гущин, решали современные сюжеты в характере традиционных народных росписей - мезенской, городецкой, северодвинской другие, как Куликов, - в характере народного лубка ; работы Хвостенко по росписи подносов или Суворова в эмали и миниатюрной живописи очень индивидуальны и далеки от прямых аналогий с образцами крестьянского искусства. Все эти экспонаты представляют большую историческую и художественную ценность как примеры работы художников-профессионалов в народных художественных промыслах. Многие из них сохранились в музее в единственном экземпляре и не повторялись в промыслах, но думается, что эти работы художников музея 20-х годов оказали влияние на мастеров следующего поколения, когда в артелях началась самостоятельная творческая работа.

В 20-е годы при музее создается ряд экспериментальных мастерских. Позднее эти мастерские Постановлением СНК РСФСР от 10 августа 1927 года были оформлены как Центральная научно-опытная показательная станция (ЦНОПС) с Кустарным музеем в ее составе. Заведующим станцией стал художник Вольтер.

Развитие художественных промыслов, рост числа артелей, нужды экспорта - все это требовало усиления руководства промыслами. В 1931 году на базе ЦНОПС был создан Научно-экспериментальный кустарный институт (НЭКИН), реорганизованный в 1932 году в Институт художественной и кустарной промышленности * , включающий Музей народного искусства и магазин "Художественные промыслы".

* ( С 1941 года Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП). )

В институте создаются две лаборатории - вышивки и кружева и разных промыслов. В эти лаборатории приходят художники Кашкарова, Теляковский и Ланге, много лет своей жизни отдавшие Кустарному музею.

Музей народного искусства, возглавляемый Н. Н. Соболевым, в первые годы работы института становится его своеобразной лабораторией. Он продолжает собирать коллекции; к концу 30-х годов его фонды насчитывали уже около 13 000 предметов. Ими широко пользуются художники и научные сотрудники института, мастера артелей, учащиеся различных специальных учебных заведений . Самая тесная связь музея с промыслами, с мастерами народного искусства, установившаяся со дня его основания, обеспечила систематическое пополнение коллекции новыми произведениями. Концентрируя все лучшее, фонды музея становятся, таким образом, сокровищницей образцов народного искусства. Следует отметить, что в 30-е годы музей и институт вели работу со всеми союзными республиками, собирали и экспонировали произведения не только Российской Федерации , но и союзных республик.

Работая в тесном сотрудничестве с лабораториями и научными кадрами института, музей пользовался консультациями и помощью таких ученых, как В. С. Воронов, А. В. Бакушинский, В. М. Василенко, Н. Н. Соболев, П. П. Пашков, Е. М. Шиллинг, Е. И. Прибыльская. Экспедиционную научную работу в институте ведут научные сотрудники В. Я. Яковлева (народная вышивка республик Поволжья), Е. М. Шиллинг (искусство Дагестана) и другие, к экспедициям привлекаются опытные художники декоративно-прикладного искусства, такие, как Н. В. Полуэктова (собирание образцов народного ткачества), И. П. Лавров (изучение искусства Чукотки). Собранные ими предметы народного декоративного искусства поступают в фонды Музея народного искусства.

Сотрудники музея принимают активное участие в подготовке международных выставок. В период 30-х годов наиболее значительными из них были выставки 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. Музей участвует в отборе экспонатов на эти выставки, в подготовке выставочных образцов, помогает художникам и мастерам. Коллекции лучших произведений, экспонировавшихся на выставках, поступают в фонды музея.

В конце 30-х годов научные сотрудники музея Е. Н. Шульгина, Л. К. Розова и О. М. Соколова под руководством директора музея Н. В. Кольцова начали большую работу по научной систематизации фондов музея. Они составили подробные описания экспонатов, сгруппированных по видам материала, записали все имеющиеся в музее данные. Подобная работа была предпринята впервые, поэтому она имела большое значение и послужила основой для научной обработки фондов музея и научного использования их в последующие годы.

Сотрудники музея уделяли очень много внимания экспозиционной работе. Была организована постоянная экспозиция, включающая разделы современного искусства народных художественных промыслов, памятников народного искусства XVIII-XIX веков и искусства среднеазиатских и закавказских республик.

Помимо постоянной экспозиции, музей организует небольшие периодические выставки.

С началом Великой Отечественной войны работа музея и института приостановилась. Но уже в 1942 году на основе Постановлений правительства о восстановлении художественных промыслов институт развертывает большую работу по обследованию артелей, собирает мастеров, помогает школам, делает образцы и методические пособия . С 1943 года музей возглавляла Н. М. Козлова. В этот период главная цель деятельности музея - всемерное оказание помощи промыслам. В послевоенный период , вплоть до 1954 года, музей, кроме выдачи экспонатов художникам и мастерам, занимается главным образом выставочной работой. В этот период в музее работали Н. М. Козлова, С. А. Гришин, Н. К. Болдескул и хранитель фондов О. А. Тэрнэ. Выставки имели большое значение для восстановления и развития творческой работы в артелях; кроме того, они помогали росту новых кадров художников, развивали их инициативу.

Одновременно с отечественными выставками музей комплектует и отправляет зарубежные выставки, устраиваемые различными организациями (с 1945 по 1954 год - 31 выставка). Зарубежные выставки имели большой успех , произведения народных художественных промыслов всегда хорошо принимались публикой, вызывали большой интерес. В 1946 году в музее был создан специальный выставочный фонд - фонд экспонатов, предназначенных для зарубежных выставок. Наличие специального фонда, экспонаты которого могли продаваться, помогло сохранить основной фонд музея.

Участие Советского Союза в международных выставках в послевоенные годы имело и большое политическое значение. В 1954 году в НИИ художественной промышленности был организован Отдел международных выставок, к которому целиком перешла работа по комплектованию заграничных и частично отечественных выставок. С этого времени музей развертывает планомерную научную и массовую популяризаторскую работу. Большое место занимает изучение фондов музея и их публикация. За послевоенный период в науке о народном декоративном искусстве появились новые исследования, которые помогли уточнить данные о происхождении и датировке целого ряда памятников народного искусства прошлых эпох. Эта кропотливая исследовательская работа проводится музеем на основе изучения литературных источников , коллекций других музеев, с использованием материалов современных научных экспедиций по сбору и изучению народного искусства разных краев и областей. Все полученные данные об экспонатах фиксируются в систематическом каталоге фондов.

Работа, проведенная по научной систематизации коллекций, позволяет музею готовить научные публикации. За последние годы сотрудниками музея подготовлен к изданию и частично издан ряд статей в сборниках трудов института и каталогах выставок, монографий о творчестве народных мастеров, об отдельных, промыслах. Широкая публикация фондов Музея народного искусства осуществляется и научными сотрудниками НИИХП в трудах, посвященных истории и проблемам народного декоративного искусства.

Значительное место в современной деятельности Музея народного искусства занимает массовая популяризаторская работа: экспозиционная и выставочная работы в самом музее, организация передвижных выставок по городам РСФСР и центрам народных художественных промыслов, лекционная работа в музее и различных организациях, наконец, экскурсионная работа и специальные формы работы с детьми.

Музей продолжает систематическое комплектование фондов: приобретаются лучшие произведения современных мастеров и художников предприятий художественных промыслов и памятники народного декоративного искусства прошлых эпох.

Работа музея проходит в тесном контакте с лабораториями и отделами института. Являясь отделом НИИХП, музей получает методическую помощь от Ученого совета института и его секций, отдела искусствоведения.

В последние годы у Музея народного искусства укрепились связи с другими музеями и научными учреждениями страны. Постоянно происходит обмен экспонатами и взаимное участие в работе выставок и научных конференций с такими музеями, как Государственный Исторический музей , Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник, Государственный Русский музей, Государственный музей этнографии народов СССР, и с некоторыми областными музеями. Эти связи, без сомнения, будут развиваться и укрепляться.

Музей народного искусства - один из старейших музеев Москвы и единственный в Советском Союзе музей такого профиля. Используя современные результаты исследований и все формы работы советских музеев , Музей народного искусства вносит свой вклад в науку о национальном художественном наследии и современном народном искусстве. За годы своей деятельности он вырос в научное учреждение, а его фонды приобрели значение огромной культурной ценности.

просмотров
просмотров