Конспекты занятий по чтению худ литературы. Конспект по чтению художественной литературы
Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье»
Программное содержание:
Познакомить детей с рассказом В.Осеевой «Печенье».
Учить детей понимать и оценивать характер главных героев.
Развивать у детей умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
Прививать навыки культурного поведения в общении друг с другом.
Ход занятия
Ребята, я знаю, что вы все умеете здороваться. Но знаете ли вы, что здороваться можно по-разному.
Давайте попробуем поздороваться. Какие слова можно использовать для приветствия? (Добрый день, привет, доброе утро , приветствую вас и т.д.)
Молодцы ребята, вы очень воспитанные, знаете много вежливых слов.
А я знаю мальчиков, которые таких слов не знают!
Их зовут Миша и Вова. Из какого они рассказа, вы знаете?
Эти ребята из рассказа «Печенье» Валентины Осеевой.
Я вам предлагаю его послушать.
Чтение рассказа.
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.
Дели по одному, - строго сказал Миша.
Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.
Ровно? - спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки.
Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.
Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.
Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба.
Вопросы по содержанию
Что сделали мама и бабушка в начале рассказа?
Что попросил у бабушки Миша? Как он сказал?
Как вели себя ребята вначале рассказа?
Знают ли мальчики вежливые слова?
Почему мама и бабушка стали грустными и замолчали?
Как вы считаете, правильно ли поступили мальчики?
Чем закончился рассказ?
Как бы вы поступили, если были бы на месте мальчиков?
Ребята, о чем этот рассказ? Чему он нас учит? (Быть вежливыми, внимательными друг к другу). Я думаю, что вы будете вежливыми и внимательными.
А сейчас я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Слово наоборот»
Грустный-…, вежливый-…, жадный-…, добрый-…., быстрый-…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия во второй младшей группе (чтение художественной литературы). Рассказывание сказки "Петушок и бобовое зернышко"
Занятие с детьми младшего дошкольного возраста по приобщению к чтению художественной литературы ...
проект по ОО Чтение художественная литература "чтение художественной литературы - основной этап в становленнии речи дошкольников "
краткосрочный проект в подготовительной группе по чтению художественной литературы...
Цель:
Познакомить детей с произведением С. Михалкова «А что у вас?»;
Познакомить с профессиями в армии.
Задачи:
- Формировать умение детей анализировать литературное произведение, высказывать свое мнение о прочитанном.
- Продолжать работу по формированию интереса к книге.
- Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
- Формировать положительное отношение к поэзии.
- Побуждать детей активно участвовать в беседе.
- Обогащать и активизировать словарь.
- Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за Российскую Армию.
- Развивать познавательную активность детей.
- Воспитывать умение работать сообща.
Методы и приемы:
- Практические: игра, физкультминутка.
- Наглядные: показ, демонстрация.
- Словесные: беседа, объяснение, художественное слово.
Материалы и оборудование: почтовая бандероль, книга С. Михалкова «А что у вас?», иллюстрации с изображением представителей разных профессий.
Предварительная работа: Беседа о профессиях. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры.
1. Мотивационно-целевая ориентация
Дорогие ребята! Сегодня по дороге на работу я встретила почтальона. Он передал мне эту почтовую бандероль. И сказал, что это для детей средней группы, то есть для вас.
Как вы думаете, что в ней находится? (Ответы детей.)
А вы хотите открыть ее? (Ответы детей.)
Открываем бандероль, в ней лежит книга С. Михалкова «А что у вас?»
Давайте прочитаем стихотворение известного русского поэта С. Михалкова «А что у вас?». (Показать портрет.)
2. Чтение произведения С. Михалкова «А что у вас?»
Беседа с детьми о прочитанном произведении.
Вам понравилось стихотворение?
О каких профессиях говорится в произведении?
Какая профессия самая важная, на ваш взгляд?
Кем работают ваши родные?
О какой профессии вы мечтаете? Почему?
Как вы думаете, какие качества помогут вам овладеть этой профессией? (Ответы детей.)
Вы правы, ребятки, чтобы овладеть какой-либо профессией, человек должен быть здоровым, сильным, умным, ловким, выносливым, и готовиться к своей будущей профессии надо с раннего детства , поэтому я вам предлагаю
небольшую физкультурную минутку.
Физкультминутка
Ты давай-ка, не ленись!
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай чётче, резче,
Тренируй получше плечи. (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять - вверх-назад.)
Корпус вправо, корпус влево -
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать.
И руками помогать. (Повороты корпуса в стороны.)
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно.
Буду поднимать колени. (По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)
Отдохнули, посвежели.
И на место снова сели. (Дети садятся.)
3. Беседа о военных профессиях
А сейчас я вам предлагаю посетить выставку.
Как вы думаете, кто нарисован на этой картинке? (Моряк.)
Как вы догадались, что это моряк? (Бескозырка с ленточкой, полосатая тельняшка, матросский воротник.)
Показываю иллюстрацию с изображением летчика. Обращаю внимание на зеленый цвет одежды и шлем. Далее рассматриваем пограничника. Рассматривание картин также идет с вопросами беседы.
На этих картинках изображены военные, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это наша армия. У каждого народа, в каждой стране есть армия. Военных также называют Защитниками Отечества
А как называется наша страна? (Ответы детей.) Правильно, Россия.
В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.
Ребята, может быть, вы знаете еще какие-нибудь военные профессии ? (Артиллеристы, танкисты, ракетчики, солдаты.)
Ребята, как вы думаете, женщины могут быть защитниками Отечества? Сегодня женщин можно встретить в рядах вооруженных сил. Чаще всего они работают врачами и медсестрами. Но бывают и другие военные профессии, где заняты женщины, например: радистки, диспетчеры связи и т.д.
4. Подвижная игра «Самолеты»
Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.
5. Рефлексия
– Чем мы сегодня занимались?
– Что вам понравилось больше всего?
- А как Вы считаете, все ли профессии нам нужны. (Ответы детей.)
Актуальная проблема современного общества - приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры . Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература - это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.
Зачем дошкольникам художественная литература
К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:
- Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.
- Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.
- Формирование навыка нравственной оценки произведения.
- Развитие способности к сопереживанию героям.
В средней группе дети понимают, что из книг можно узнать много интересного и познавательного
В старшей группе список задач расширяется:
- Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).
- Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.
- Воспитывается чуткое отношение к художественному слову , умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
- Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.
- Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.
- Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.
Без стихов в детском саду не обходится ни одно мероприятие
К задачам подготовительной группы относятся:
- Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.
- Развитие у дошкольников чувства юмора.
- Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.
- Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).
- Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.
Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы
Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать.
Какие приёмы и методы можно использовать
На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы:
- Чтение педагога по книге или наизусть. Такая дословная передача текста сохраняет авторский язык, лучше всего передаёт оттенки мыслей прозаика.
- Рассказывание (пересказ). Это более свободная передача содержания: воспитатель может переставлять слова, заменять их синонимами. Но такая форма повествования даёт больше возможностей для привлечения детского внимания : можно лишний раз сделать паузу, повторить ключевые фразы и т. д.
- Инсценирование - метод вторичного ознакомления с литературным произведением.
- Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками (в зависимости от жанра произведения).
Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее:
- Занятие должно быть эмоционально насыщенным. Прежде всего это касается манеры речи воспитателя, которая должна передавать характер произведения и воздействовать на ум и чувства детей. Ребята должны видеть заинтересованное лицо педагога, его мимику и артикуляцию, а не просто слышать голос. Для этого он должен смотреть не только в книгу, но и на лица детей, чтобы видеть их реакцию.
- Прозаические произведения (сказки, рассказы) можно рассказывать, а не читать. Что касается стихотворений, то они обычно читаются голосом средней громкости (хотя некоторые нужно рассказывать тихо или, наоборот, громко) и медленно, чтобы дошкольники поняли, о чём идёт речь.
- Для большей наполненности занятия можно включать в него аудиозаписи (например, где К. Чуковский сам читает свои стихотворные сказки).
- В процессе чтения не нужно отвлекать воспитанников дисциплинарными замечаниями: для этой цели педагог может повысить или понизить голос, сделать паузу.
Дети должны видеть заинтересованное лицо педагога, видеть его мимику во время чтения
Лучшему пониманию содержания произведения, усвоению выразительных средств языка способствует многократное чтение. Короткие тексты можно повторять сразу после первичного прочтения. Для произведений большего объёма требуется некоторое время на осмысление, а затем воспитатель перечитывает отдельные, особо значимые части. Напомнить детям содержание материала можно и спустя какое-то время (2–3 недели), коротенькие же стихи, потешки, рассказы можно повторять часто (например, на прогулке, в ходе режимных моментов). Обычно ребята любят по много раз слушать полюбившиеся сказки, просят воспитателя рассказать их.
Как объяснять детям незнакомые слова
Воспитатель должен объяснять дошкольникам значение незнакомых слов в произведении. Этот приём обеспечивает полноценное восприятие художественного текста: характеров героев, их поступков. Здесь можно использовать различные варианты : по ходу повествования останавливаться на непонятном детям слове и подбирать к нему синонимы (например, лубяная избушка зайчика - значит, деревянная; горница - это комната), объяснить незнакомые слова ещё до начала чтения (например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного).
Иллюстрации помогут объяснить значение незнакомых слов
Однако не все слова требуют подробного толкования : например, читая старшим дошкольникам «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, вовсе не обязательно подробно останавливаться на словосочетаниях «столбовая дворянка», «соболья душегрейка» - они не препятствуют пониманию содержания произведения. Также не нужно спрашивать у ребят, что им неясно в тексте, но если они интересуются, что значит какое-то слово, нужно дать ответ в доступной форме.
Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению
После прочтения произведения следует провести аналитическую беседу (это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте). В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характерам. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям (например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращения «Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!» или назвать, какие эпитеты относятся в определённой сказке к лисе, волку, зайцу).
Примеры вопросов на выявление эмоционального отношения к героям:
- Кто из персонажей сказки больше всего понравился и почему?
- На кого бы вы хотели быть похожи?
- С кем бы вы не стали дружить?
Вопросы на выявление ключевого смысла произведения:
- Кто виновен в том, что мама-воробьиха потеряла свой хвост (М. Горький «Воробьишко»)?
- Почему сказка «У страха глаза велики» так называется?
Вопросы на обнаружение мотива:
- Отчего Машенька не разрешала медведю отдыхать по дороге к бабушке и дедушке («Маша и медведь»)?
- Зачем лиса намазала себе голову тестом («Лиса и волк»)?
- Почему мама превратилась в птицу и улетела от своих детей (ненецкая народная сказка «Кукушка»)?
Особенно необходима аналитическая беседа при прочтении произведений о природе или человеческом труде (например, С. Маршак «Откуда стол пришёл», В. Маяковский «Конь-огонь», С. Баруздин «Кто построил этот дом?» и другие).
С детьми нужно обсуждать и анализировать стихи, посвящённые труду человека
Педагог не должен от содержания книги переходить к нравоучениям и моральной беседе о поведении отдельных детей в группе. Речь должна идти только о поступках литературных героев : сила художественного образа порой оказывает большее воздействие, чем нотации.
Как заучивать с детьми стихи с помощью мнемотаблиц
Для заучивания стихотворений и пересказа сказок хорошо использовать мнемотаблицы. Они представляют собой схематическое изображение сюжета произведения в виде ряда картинок. Такой приём, облегчающий запоминание текста, можно практиковать уже со средней группы.
Фотогалерея: мнемотаблицы для дошкольников
Ключевые события сказки представлены в виде схем На плакате схематически изображены главные персонажи (девочка, медведь) и ключевые моменты повествования (лес, избушка, пирожки, короб) Каждая схематическая картинка соответствует строчке стихотворения
Как показывать детям иллюстрации
Более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов способствует рассматривание иллюстраций. Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги. Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным. Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями (пример тому - А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница - то слон, то львица») или же разделены на отдельные главы (« Снежная королева » Г.-Х. Андерсена. В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст. Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету). При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент.
И младшие, и старшие дошкольники всегда с большим интересом рассматривают иллюстрации к произведениям
Общая структура занятия по чтению
Структура занятия по чтению художественной литературы зависит от его типа, возраста воспитанников и содержания материала. Традиционно выделяются три части:
- Знакомство с произведением, цель которого - правильное и эмоционально насыщенное восприятие.
- Беседа о прочитанном, направленная на уточнение содержание, языковых средств выразительности.
- Повторное чтение текста (либо его ключевых эпизодов) для углубления восприятия и закрепления впечатления.
Типы занятий по чтению в детском саду
Можно выделить несколько типов занятий по чтению художественной литературы с дошкольниками:

Мотивирующее начало занятия
Ключевая задача воспитателя - подготовить дошкольников к восприятию произведения, мотивировать их на слушание. Для этого используются различные способы.
Появление игрового персонажа
В младшем и среднем возрасте занятия лучше начать с сюрпризного момента с появлением игрового персонажа. Он всегда с содержанием произведения. Например, это пушистый плюшевый котёнок (стихотворение В. Берестова «Котёнок»), забавный жёлтый цыплёнок (сказка К. Чуковского «Цыплёнок»), кукла Маша (русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и другие, где фигурирует маленькая девочка).
Игрушка передаёт озорной характер котёнка из одноименного стихотворения В. Берестова
Воспитатель может показать малышам волшебный сундучок, в котором оказываются герои сказки. Как правило, это произведения, где фигурирует много персонажей («Репка», «Теремок», «Колобок»).
Послание от героя
Можно использовать и мотив письма - в группу приходит послание от домовёнка Кузеньки. Он рассказывает, что живёт в детском садике - охраняет его по ночам, а днём ему очень нравится слушать, как ребята поют песни, играют, занимаются спортом. И вот Кузя решил сделать детям подарок - подарить им свою шкатулку со сказками. Теперь в любой момент малыши могут познакомиться с новой сказкой , которую прочитает им воспитатель.
Домовёнок Кузя дарит малышам свою шкатулку со сказками
Предварительная беседа
В старшем дошкольном возрасте для создания мотивации к чтению уже можно задействовать личный опыт дошкольников. Это может быть вводная мини-беседа, связывающая события из жизни с тематикой произведения. Например, педагог интересуется у ребят, любят ли они фантазировать. Затем все вместе рассуждают: а зачем вообще люди фантазируют (чтобы позабавить своего собеседника, сделать ему приятно и т. д.). Затем воспитатель плавно переходит к чтению рассказа Н. Носова «Фантазёры». Кстати, в занятие по этой теме можно ввести ещё и игрового персонажа - Незнайку, ведь он тоже любил придумывать и сочинять небылицы.
Дополнительно детям можно предложить раскрасить Незнайку
Другой пример - педагог начинает разговор о мечте. Ведь она есть у любого человека. Взрослый просит рассказать ребят, о чём же они мечтают. После этого воспитатель подводит дошкольников к выводу, что для исполнения своего желания нельзя сидеть сложа руки, а нужно потрудиться, приложить усилия, хотя, конечно, бывают случаи, когда человеку улыбается удача, и мечта сбывается сама, словно по волшебству. И очень часто такое встречается в русских народных сказках, например, в произведении «По щучьему веленью» (или другом, где фигурируют волшебные герои или вещи, помогающие главному персонажу).
Ознакомление с наглядными материалами
Для создания мотивации к чтению воспитатель может начать занятие также с рассматривания картины, к примеру, работы В. Васнецова «Три богатыря». После знакомства с этим произведением искусства дети наверняка с большим интересом прослушают былину про Илью Муромца или другого русского витязя.
После рассматривания отважных богатырей дошкольникам будет очень интересно послушать былину про Илью Муромца
Незадолго до занятия можно заинтересовать ребят красочной обложкой книги или её иллюстрациями: дети захотят узнать, кто на ней изображён и что случилось с героями в произведении.
После рассматривания иллюстраций ребятам наверняка захочется узнать, кто же на них изображён и что приключилось с героям
Перед чтением стихотворений о каком-то времени года хорошо сводить детей на прогулку либо устроить экскурсию в осенний или зимний парк.
Примеры конспектов занятий
С примерами конспектов занятий можно ознакомиться здесь:
- Каранова М.С., «Медвежонок Бурик» (вторая младшая группа) ;
- Романова Н., «Чтение и заучивание стихотворения М. Худякова «Осень» (средняя группа) ;
- Коновалова Д.В., «Поговорим о дружбе (чтение рассказа В. Осеевой «Кто хозяин»)» (подготовительная группа) .
Варианты тем для занятий по чтению художественной литературы
В каждой возрастной группе воспитатель подбирает интересные темы занятий, ориентируясь на перечень произведений художественной литературы, рекомендованных образовательными программами. Некоторые произведения могут повторяться: если в раннем возрасте это просто слушание, то в более старшем уже имеет место углублённый анализ, пересказ текста дошкольниками, инсценировка, чтение по ролям и пр.
Первая младшая группа
- Стихотворение А. Барто «Мишка».
- Стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко».
- Русская народная песенка «Пошёл котик на Торжок…».
- Русская народная песенка «Петушок, петушок…».
- Русская народная песенка «Как по лугу, лугу…».
- Русская народная песенка «Как у нашего кота…».
- «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай…».
- Русская народная песенка «Курочка-рябушечка».
- Русская народная сказка «Козлятки и волк» в обработке К. Ушинского.
- Русская народная песенка «Уж как я мою коровушку люблю…».
- Стихотворение А. Барто «Грузовик».
- Стихотворение С. Капутикян «Все спят».
- Стихотворение В. Берестова «Больная кукла».
- Русская народная песенка «Коза-дереза».
- Русская народная песенка «Заяц Егорка…».
- Рассказ Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше…».
-
Произведение С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
Многие сказки для детей можно включать в какие-либо режимные моменты (например, переход к дневному сну)
- Рассказ Л. Н. Толстого «Был у Пети и Маши конь…».
- Стихотворение К. Чуковского «Котауси и Мауси».
- Стихотворение А. Барто «Слон».
- Потешка «Ой ты, заюшка-пострел…» (перевод с молдавского И. Токмаковой).
- Русская народная сказка «Теремок» (в обработке М. Булатова).
- Русская народная песенка «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу».
- Стихотворение С. Капутикян «Маша обедает».
- Стихотворение Н. Саксонской «Где мой пальчик»
- Стихотворение П. Воронько «Обновки».
- Стихотворение Н. Сынгаевского «Помощница».
- Отрывок из стихотворения З. Александровой «Мой мишка».
-
Стихотворение В. Хорола «Зайчик».
Стихотворение Хорола про зайчика - очень ритмичное, что позволяет использовать его для двигательных упражнений
- Стихотворение М. Познанской «Снег идёт».
- Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя».
- Стихотворение О. Высотской «Холодно».
- Стихотворение В. Берестова «Котёнок».
- Стихотворение А. Барто «Зайка».
- Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?».
- Сказка В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?».
- Немецкая песенка «Снегирёк» (перевод В. Викторова).
- Стихотворение А. Барто «Кораблик».
- Русская народная песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком».
- «В магазине игрушек» (главы из книги Ч. Янчарского «Приключения Мишки Ушастика», перевод с польского В. Приходько).
- Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко».
-
Закличка «Дождик, дождик, веселей…».
Заклички и потешки могут стать основой для физкультминутки или пальчиковой гимнастики
- Русская народная сказка «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова).
- Стихотворение А. Плещеева «Сельская песенка».
- «Ветер по морю гуляет…» (отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»).
- Стихотворение А. Введенского «Мышка».
- Стихотворение Г. Сапгира «Кошка».
- Русская народная потешка «Из-за леса, из-за гор…».
- Сказка В. Бианки «Лис и мышонок».
- Рассказ Г. Балла «Желтячок».
-
Стихотворение А. и П. Барто «Девочка-рёвушка».
Это стихотворение полезно для работы с плаксивыми детьми, но не допускайте, чтобы такого ребёнка начали дразнить остальные
- Стихотворение К. Чуковского «Путаница».
- Сказка Д. Биссета «Га-га-га» (перевод с английского Н. Шерешевской).
- Русская народная потешка «Огуречик, огуречик…».
- Стихотворение «Сапожник» (перевод с польского в обработке Б. Заходера).
- Стихотворение Б. Заходера «Кискино горе».
- Стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики».
- «Друзья» (глава из книги Ч. Янчарского «Приключения Мишки Ушастика»).
Вторая младшая группа
- Чтение стихотворения Саши Чёрного «Приставалка».
- Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
- Чтение русской народной сказки «Колобок» (в обработке К. Ушинского).
- Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки».
- Чтение русской народной сказки «Три медведя».
- Чтение стихотворений А. Плещеева «Осень наступила», А. Блока «Зайчик».
- Русские народные песенки-потешки: «Кисонька-мурысенька».
- Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
- Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке».
- Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».
- Русская народная сказка «Репка».
- Чтение русской народной сказки «Лиса и волк».
- «Сказки про глупого мышонка» С. Я. Маршака.
- Стихотворение А. Босева «Трое».
- Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идёт».
- Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса».
-
Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Сказка «Гуси-лебеди» отлично подойдёт для разговора о послушных и непослушных детях
- Чтение стихотворения З. Александровой «Мой мишка».
- Чтение рассказов В. Бианки «Лис и мышонок», Е. Чарушина «Волчишко».
- Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
- Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».
- Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
- Русская народная сказка «Рукавичка».
- Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки».
- Чтение русской народной сказки «Коза-дереза».
- Чтение стихотворения И. Косякова «Всё она».
- Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
- Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Усатый-полосатый».
-
Русская народная сказка «Теремок».
«Теремок» очень популярен в ДОУ как театральная постановка с участием самих детей, хотя чаще её ставят уже в средней и старшей группах
- Чтение рассказов Л. Н. Толстого «Правда всего дороже», «Варя и чиж».
- Заучивание стихотворения С. И. Белоусова «Весенняя гостья».
- Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».
- Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба».
- Чтение рассказа Я. Тайца «Праздник».
- Чтение стихотворения Е. Благининой «Вот какая мама!».
- Чтение сказки К. Чуковского «Цыплёнок».
- Заучивание стихотворения В. Берестова «Котёнок».
- Чтение русской народной сказки «Бычок - чёрный бочок, белые копытца».
- Стихотворение В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Средняя группа
- Рассказ В. Осеевой «Сторож».
- Рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге».
- Русская народная сказка «Мужик и медведь».
- Рассказ В. Осеевой «Синие листья».
- Русская народная сказка «Дурак и берёза».
- Стихотворение С. Михалкова «А что у вас?».
- Русская народная сказка «Кораблик».
- Рассказ Л. Воронковой «Как ёлку наряжали».
-
Русская народная сказка «Мороз и заяц».
Сказка «Мороз и заяц» обогатит знания детей о сезонных изменениях в природе
- Рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок».
- Рассказ В. Карасевой «Оля пришла в садик».
- Сказка В. Даля «Лиса-лапотница».
- Русская народная сказка «Лиса, волк и медведь».
- Мордовская народная сказка «Как собака друга искала».
- Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
- Рассказ В. Бороздина «Звездолётчики».
- Сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце».
- Произведение С. Прокофьевой «Сказка про маму».
- Рассказ С. Вангели «Подснежники».
-
Сказка В. Осеевой «Три сороки».
Для большего погружения в тему сказки можно включить детям аудиозапись с голосом сороки
- Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди».
- Произведение М. Пляцковского «Сказка о перевёрнутой черепахе».
- Чтение стихотворения В. Паспалеевой «Лесная фиалка».
- Рассказ А. Гайдара «Поход».
- Рассказ Л. Толстого «Хотела галка пить…».
- Рассказ Н. Сладкова «Неслух».
- Сказка Н. Павловой «Земляничка».
- Сказка В. Сутеева «Под грибом».
Старшая группа
- Чтение рассказа Л. Толстого «Лев и собачка».
- Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Улетает лето».
- Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Улетает осень».
- Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря-океаны».
- Пересказ сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать».
- Т. Александрова «Домовёнок Кузька».
- Рассказывание сказки П. Бажова «Серебряное копытце».
- Чтение рассказа Виктора Драгунского «Друг детства».
-
Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».
Стихи и сказки учат ребёнка доброте, уважению к окружающим, поддерживают любознательность
- Пересказ рассказа В. Чаплиной «Белка».
- Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка».
- Чтение сказки Н. Телешова «Крупеничка».
- Чтение глав повести Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».
- Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня».
- Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста» (в обработке А. Толстого).
- Чтение рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа».
- Рассказывание произведения В. П. Катаева «Цветик-семицветик».
- Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза».
- Рассказывание ненецкой сказки «Кукушка» (обр. К. Шавровой).
- С. Городецкий «Котёнок» (чтение в лицах).
- Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
- Заучивание стихотворения М. Яснова «Мирная считалка».
- Рассказывание русской народной сказки «Никита Кожемяка».
- Чтение произведения Г. Снегирёва «Пингвиний пляж».
- Чтение глав из повести А. П. Гайдара «Чук и Гек». Лепка «Щенок»
- Чтение стихотворения А. Фета «Кот поёт, глаза прищурил…».
- Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня».
-
Рассказывание народной сказки «Сивка-бурка».
Многие сюжеты русской литературы прошли через года, их знали ещё бабушки и дедушки нынешних малышей
- Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка».
- Чтение отрывков произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков».
- Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья».
- Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Весна».
- Русская народная сказка «Лиса и заяц».
- Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд».
-
Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».
Сказка «У страха глаза велики» - по сути психологическая
- Чтение произведения И. Лешкевича «Светофор».
- Инсценирование отрывка русской народной сказки «Маша и медведь».
- Заучивание стихотворения Г. Виеру «Мамин день».
- Рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
- Пересказ украинской народной сказки «Колосок».
- Чтение отрывка произведения К. Паустовского «Кот-ворюга».
- Заучивание отрывка «У лукоморья дуб зелёный…» из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
- Любимые сказки А. С. Пушкина.
- Чтение сказки Р. Киплинга «Слонёнок».
- Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка».
Подготовительная группа
- Знакомство с отрывком из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало…».
- Чтение и пересказ нанайской народной сказки «Айога».
- Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».
- Рассказ К. Ушинского «Четыре желания».
- Былина «Илья Муромец и соловей-разбойник».
- Рассказ К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб».
- Заучивание стихотворения Н. Рубцова «Про зайца».
- Чтение рассказа А. Куприна «Слон».
- Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
- Знакомство с произведением Д. Мамина-Сибиряка «Медведко».
- Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах».
-
Рассказ М. Зощенко «Великие путешественники».
Дети с большим интересом относятся к историям о своих сверстниках
- Былина «Садко».
- Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка».
- Сказка К. Ушинского «Лиса и козёл».
- Знакомство с произведением И. Сурикова «Зима».
- Рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка».
- Сказка по народным сюжетам «Снегурочка».
- Разучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой…» .
- Стихотворение Э. Мошковской «Добежали до вечера».
- Знакомство с произведением П. Ершова «Конёк-Горбунок».
- Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок и жерновцы».
- Пересказ произведения Е. Чарушина «Медведь».
- Стихотворение С. Есенина «Берёза».
- Пересказ сказки «У страха глаза велики».
- Чтение сказки Х.-К. Андерсена «Гадкий утёнок».
- Рассказ В. Бианки «Приспособился».
- Русская народная сказка «Василиса прекрасная».
-
Рассказ В. Даля «Старик-годовик».
В старшем дошкольном возрасте сказки воспринимаются детьми более полно, могут быть соотнесены с прошлым и будущим временем года
- Стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злится…».
- Сказка Х.-К. Андерсена «Дюймовочка».
- Рассказ Е. И. Чарушина «Кабан».
- Рассказ М. Пришвина «Золотой луг».
- Стихотворение Эдварда Лира «Лимерики».
- Рассказ В. Бианки «Лесные домишки».
- Сказка братьев Гримм «Горшок каши».
- Рассказ С. Алексеева «Первый ночной таран».
- Стихотворение А. Блока «На лугу».
- Сказки Пушкина.
- Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Кружок по чтению художественной литературы в детском саду
В детском саду очень часто практикуется кружковая работа по чтению художественной литературы. Это направление очень актуально: у детской литературы сегодня много «соперников» - мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. Они не требуют от ребят размышлений, в отличие от художественного произведения. Наблюдается и такой парадокс: в книжных магазинах представлен огромный ассортимент красочных, познавательных и интересных изданий, однако чтение вместе с ребёнком требует сил, внимания и времени, которого многим родителям не хватает. В этих случаях задача приобщения дошкольников к книге ложится на плечи воспитателя. И хорошо, если помимо произведений, заданных образовательной программой детского сада, он знакомит ребят с другими замечательными сказками, рассказами, былинами, стихотворениями, а также пословицами и поговорками.
Сегодня у книг есть множество «конкурентов» в борьбе за внимание ребёнка
Что касается тематики литературного кружка, то она может охватывать:
- произведения различных жанров (варианты названий: «В гости к книжке», «Литературная гостиная», « Волшебный мир книг»);
- только сказки («Сказки - добрые друзья », «В гостях у сказки», «Сказка мудростью богата…»);
- стихотворения (дети выразительно их читают и заучивают наизусть).
Занятие в кружке проводятся обычно один раз в неделю во второй половине дня.
В качестве примера можно рассмотреть рабочую программу и перспективный план работы кружка «В гости к книжке» (рассчитан на три года обучения) воспитателя Е. В. Назаровой. Его особенность в том, что чтение литературы сочетается с проведением русских народных игр схожей тематики.
Елизавета Васильевна указывает следующие задачи кружка:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства , создающие художественный образ, развивать образное мышление дошкольников;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения , развивать воображение детей, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к чтению художественной литературы, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
Цель - углублённо знакомить детей с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие дошкольников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Как организовать открытый просмотр занятия по чтению художественной литературы
Одна из важных форм работы по чтению - открытые занятия, в ходе которых педагог демонстрирует коллегам свой новаторский опыт. Новизна может затрагивать различные аспекты:
- применение информационно-компьютерных технологий - ИКТ (слайды с изображением эпизодов произведения, его отдельных героев);
- пересказ сказки детьми с опорой на мнемотаблицы (это направление всегда вызывает интерес);
- новаторской может быть даже физкультминутка - обязательный элемент большинства занятий (например, с использованием камушков для усиления ритма, кстати, этот приём можно применять и при чтении стихотворений).
Занятия с использованием ИКТ всегда смотрится выигрышно
Интересная идея - подключить к мероприятию музыкального руководителя либо использовать аудиозаписи. Например, в той же самой сказке «Маша и медведь» музыка передаст, как девочка собирает в лесу грибы и ягоды, а мишка тяжёлой поступью идёт по лесу. Дети будут просто в восторге от такого глубокого погружения в произведение.
Финал открытого занятия также можно интересно обыграть. Например, дети дарят гостям закладки для книг, которые они сделали своими руками.
Открытый просмотр нельзя заранее репетировать с группой, например, заучивать стихи или прорабатывать ответы на вопросы. Это всегда видно со стороны: дети не будут так заинтригованы, как если бы они воспринимали произведение в первый раз.
Особенности проведения празднично-досуговых мероприятий по чтению
Воспитанию интереса к книге способствуют и различные праздничные мероприятия : литературные досуги , развлечения, вечера, викторины. Их тематикой может стать творчество конкретного писателя, поэта (например, А. Пушкина, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто), особенно если связать это с его предстоящим юбилеем.
Литературное мероприятие можно приурочить к празднику, например, Дню матери, Дню птиц, 9 Мая. Для этого подбираются разножанровые произведения (стихотворения, небольшие рассказы, эпизоды из сказок, пословицы, поговорки), которые оригинально обыгрываются.
Праздничную атмосферу всегда создаёт объединение различных видов искусства - литературы, театра, танца, музыки, изо. Также в подобный досуг можно включать спортивные элементы.
Структура литературного праздника сходна с построением утренника:
- Торжественное открытие со вступительным словом ведущего.
- Показ концертных номеров.
- Демонстрация выставки книг.
- Завершение.
Объединяют части мероприятия, кроме ведущего, игровые персонажи. Они не дают ослабевать детскому вниманию.
Декламация стихов - неотъемлемая часть литературного праздника
Старшие дошкольники могут устроить для воспитанников младшего возраста мини-концерт с чтением знакомых малышам потешек, песенок, стихов. При этом желательно использовать наглядные материалы - игрушки, картинки, различные предметы.
Пример конспекта литературного мероприятия по произведениям С. Я. Маршака (автор А. Г. Чирикова).
Видеоматериалы по теме
Знакомство с художественной литературой часто превращается в маленькое представление, на котором выступают сами дети.
Видео: чтение стихотворений Агнии Барто об игрушках (младшая группа)
Видео: рассказывание и инсценировка сказки «Теремок» (вторая младшая группа)
Видео: «Путешествие по русским народным сказкам» (открытое занятие в средней группе)
Видео: занятие-путешествие по сказке «Гуси-лебеди» (старший дошкольный возраст)
Приобщать ребёнка к чтению нужно начинать с самого раннего возраста . Помимо родителей, ключевую роль в этом играет детский сад - первый социальный институт ребёнка. Конечно, дошкольники - скорее слушатели, чем читатели. Содержание художественного произведения до них доносит педагог, он же раскрывает идею, помогает детям проникнуться переживаниями за героев. Именно поэтому воспитатель должен уметь заинтересовать малышей книгой, будучи компетентным в сфере детской литературы и в высокой степени владея навыками выразительного чтения.
Деева Людмила Анатольевна
Учебное заведение:
МБДОУ "
Детский сад
комбинированного вида № 13"
Краткое описание работы:
Дата публикации:
2019-12-05
Конспект ННОД по чтению художественной литературы на тему «Чтение русской народной сказки Репка»
Деева Людмила Анатольевна
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 13"
Чтение сказки Репка с использованием
пальчикового театра
и моделей.
Конспект ННОД по чтению художественной литературы на тему «Чтение русской народной сказки Репка»
Тема: Чтение русской народной сказки «Репка».
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Репка»
Задачи:
Воспитательная: воспитывать интонационную выразительность речи.
Обучающие: помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели;
Учить выделять и называть характерные признаки персонажей.
Развивающие: развивать память, речь.
Материал: книга со сказкой «Репка» с иллюстрациями, игрушка – мышка, лист бумаги с нарисованными кружочками, пальчиковый театр по сказке.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая крошечная гостья сегодня пришла к вам в гости. (Воспитатель показывает игрушку мышку).
Давайте её опишем.
Ответы детей.
Ребята эта мышка смогла вытащить самую большую репку. И принесла нам такую сказку. Садитесь поудобнее, слушайте сказку.
Воспитатель рассказывает сказку, показывая детям красочные иллюстрации.
Воспитатель задаёт вопросы:
Где выросла репка? (на огороде)
Сколько репок выросло на огороде? (одна)
Кто посадил репку? (дед)
Ребята, мышка сама вытащила репку? Назовите тех, кто ей помогал. (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка).
Сколько
сказочных героев
? (много)
Какая репка выросла у деда? (большая).
Ребята кто хочет поиграть в сказку?
Воспитатель раздаёт куклы пальчикового театра и повторяют сказку. Обращая внимание на интонацию, с которой говорят персонажи.
Физминутка
«Посадили репку в огороде».
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
(ходьба)
Перед нами огород
Дед на помощь нас зовет
(махи руками)
Вот мы репку посадили
(наклониться)
И водой её полили
(имитация движения)
Выросла репка хороша и крепка
(развести руки в стороны)
А теперь её потянем
(имитация движения)
И из репы кашу сварим
(имитация движения)
И будем от репки здоровые и крепкие
(показать силу).
Быстро справиться сумели
И на место тихо сели.
Воспитатель: ребята давайте сядем за столы и рассмотрим листики с нарисованными кружочками.
Что вы видите на листке? Много кружков.
Воспитатель: Давайте поиграем в волшебников и превратим кружки в героев сказки «Репка». Первый кружок превратим в репку.
Репка какая? (Большая, круглая, жёлтая).
У репки свержу листики. Нарисуйте их карандашом.
Дед какой? (Старый, усатый). На втором кружочке нарисуем усы.
Пришла бабка. Бабка какая? (Бабка старенькая, на голове платочек). На третьем кружочке нарисуем платочек.
Пришла внучка. Внучка какая? (Маленькая, с бантиком). На четвёртом кружочке рисуем бантик.
Пришла Жучка? Жучка какая? (Хвостик, как бублик). Нарисуем кружочку хвостик колечком.
Кошка какая? (Серая, полосатая, мягкая, усатая). Нарисуем усы, ушки как иголочки.
Мышка какая? (Маленькая, серенькая, тоненький хвостик). Нарисуем хвостик тоненький, как иголочка.
Итог ННОД: Ребята с какой сказкой нас познакомила мышка?
Ответы детей.
Возьмите свои модели и ещё раз опишите героев сказки.
Репка большая, круглая, с листочками.
Дедушка старый, с усами.
Бабушка старенькая в платочке.
Внучка маленькая, с бантиком.
У собачки хвостик, как бублик.
У кошки ушки и усы.
У мышки тоненький хвостик и длинный.
Молодцы ребята, вы правильно описали всех героев и мышка вас благодарит за интересное занятие.
Просмотреть свитедельство о публикации
, , . .
Программное содержание:
- Учить детей передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений. Активизировать подбор сравнений и определений, синонимов и антонимов к заданным словам.
- Закрепить способы образования степеней сравнения прилагательных.
- Совершенствовать умение находить слова с заданным звуком и определять его место в слове.
- Развивать память, логическое мышление. Воспитывать интерес к явлениям природы.
1 часть:
Встанем все в круг, соберем все свои знания и силы и настроимся на занятие.
Мы спокойны, мы cпокойны,
Говорим всегда красиво
Четко и неторопливо
Вспоминаем обязательно
Что учили на занятии. (садимся полукругом)
(на доске картинки изображающие 4 времени года)
Скажите, что изображено на картинках? (зима, лето, осень, весна)
А как можно сказать об этом одним словом? (времена года) .
А теперь давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:
Зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)
Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)
Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)
Осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)
2 часть. краткая биография писателя.
А я сейчас прочитаю вам рассказ про мальчика Митю, как он вел себя в разное время года. Рассказ называется «Четыре желания» . Написал рассказ Константин Ушинский.
Вы внимательно слушайте и запоминайте, чем занимался мальчик.
(чтение)
Вопросы:
- О чем говорится в этом рассказе?
- Чем Мите понравилась зима?
- Что ему понравилось весной?
- Что запомнилось Мите летом?
- Какими словами мальчик сказал об осени?
- Почему рассказ называется «Четыре желания?»
(физкультминутка)
А сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз. Потом будете рассказывать вы. Слушайте внимательно и запоминайте.
(повторное чтение)
А теперь кто хочет пересказывать? (вызвать 4 детей)
Вы между собой договаривайтесь, кто о каком времени года будет говорить.
(рассказы детей) .
А сейчас кто-нибудь один перескажет рассказ целиком.
Молодцы, дети, очень подробно рассказали.
3. -Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Летом было хорошо, - а осенью еще лучше. Давайте сравнивать:
Весна теплая – а лето? (теплее, более теплое)
Трава зеленая – а после дождя? (зеленее, более зеленая.)
Осенью холодно – а зимой? (холоднее, более холодно)
Береза высокая – а ель? (выше, более высокая.)
Тигр сильный – а слон? (сильнее, более сильный.)
Клубника сладкая – а малина? (слаще, более сладкая.)
Вата мягкая – а пух? (мягче, более мягкий.)
Дорога узкая – а тропинка? (уже, более узкая.)
Река глубокая – а море? (глубже, более глубокое.)
Мальчик высокий – а его брат? (выше, более высокий.)
4. -Ребята, сегодня в нашем магазине распродажа, каждый может выбрать себе понравившуюся вещь, но в названии вещи должен слышаться звук «к» .
- все выбрали? А сейчас товар рассортируем, если звук «к» слышится в названии в начале слова, нужно положить товар в первую корзину
- если звук «к» слышится в середине – во вторую корзину
Если звук слышится в конце, -то в третью корзину.
5. - А теперь вспомним пословицы: я начинаю, а вы подскажите противоположные по смыслу слова в пословицах.
Март зиму кончает, весну (начинает) .
Смелый там найдет, где робкий (потеряет) .
Больше знай – да меньше (болтай) .
Вещь хороша когда новая, а друг – когда (старый) .
В умной беседе ума наберешься, в глупой –свой (растеряешь) .
Человек от лени болеет, а от труда (здоровеет) .
Умел ошибиться, умей и (поправиться) .
Дождик вымочит, а солнышко (высушит) .
Один теряет, другой (находит) .
Сначала свет зажжешь, а уходя (погасишь) .
3часть. Наше занятие подошло к концу.
Скажите, дети, что вы сегодня узнали нового?
Какое время года лучше всех?
Правильно, вы сегодня очень хорошо отвечали, пересказывали рассказ. Я вами очень довольна. Спасибо вам всем.