Конспект логопедического занятия в старшей речевой группе на лексическую тему « Осень. План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: конспект индивидуального занятия на тему осень

Кириллова Ю., учитель-логопед .

ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- подбирать прилагательные к существительному;
- согласование существительных с числительными;
- развивать мелкую моторику , слуховое внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением осени, листьев мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

2. Введение в тему.

Какое сейчас время года? (осень)
Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Назовите признаки осени? (дождь, листопад, холод, ветер, овощи, фрукты, грибы).

3. Игра “Большой - маленький”
В гости пришел гномик. Он из сказочной страны . В стране гнома все маленькое, поэтому и говорят они про все ласково. И мы будем говорить ласково.
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек солнце- солнышко
Цветок- цветочек ветка- веточка
Лес- лесочек трава- травка
Дождь- дождик ветер- ветерок
Туча- тучка

4. Игра “Один - много”
Гриб - грибы ягода - ягоды
Дерево - деревья куст - кусты
Лист - листья лужа - лужи
Дождь - дожди ветка - ветки
Сук- сучья туча - тучи.

5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

5. Игра “Наоборот”

6 . Игра “Подбери признак”.
Осень (какая?) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная,…
Листья (какие?) – желтые, красные, разноцветные, сухие,…

7. Игра “Назови лист” (по картинкам).
Березовый, дубовый, рябиновый, липовый, кленовый, осиновый,…

8. Игра “1, 2, 5”
Один дуб, два дуба, пять дубов;
(клен, тополь, лист)
Одна липа, две липы, пять лип;
(сосна, калина, осина)

9 . Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра “Четвертый лишний”.
Береза, осина, сирень, дуб.
Шиповник, орешник, сирень, липа.

ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить распространять предложения прилагательными;
- учить составлять рассказ по картине с опорой на схему.
- учить образовывать существительные род. падежа;
- учить подбирать слова- антонимы;
- развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
Оборудование: картина с изображением осени, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, опорные картинки.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Когда это бывает? (Осенью)
Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

2. Игра “Чего не стало?”
(картина на фланелеграфе).

3. Игра “Что изменилось?”
(картина на фланелеграфе).

4. Игра “Наоборот”
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые - сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

5. Распространение предложений прилагательными.
Наступила осень. Наступила холодная, дождливая, поздняя осень .
Идет дождь. Идет холодный, мелкий, моросящий, дождь.
Дует ветер. Дует сильный, холодный ветер.

6. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

8. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ”

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
(Спокойно укладывают ладони на стол.)

9. Составление рассказа по картине с опорой на схему.
Наступила холодная осень . Небо осенью серое, хмурое, часто идет мелкий дождь. Дует холодный ветер. Листья желтеют и опадают на землю. Трава сохнет и чернеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Мне нравится осень потому, что осенью красивые деревья.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

Светлана Коваленко
Индивидуальные логопедические занятия по теме «Осень»

Коррекционно-образовательные задачи :

Упражнять детей в подборе признаков к слову « Осень » и согласовывать существительные с именем прилагательными в роде, числе и падеже.

Коррекционно-развивающие задачи :

Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания.

Формирование длительного плавного выдоха.

Коррекционно-воспитательные задачи : формирование положительной установки на участие в занятии . Воспитание внимательного, бережного отношения к природе

Оборудование : картина «Ранняя осень » ,аудиокассета с записью « Осенней песни » П. И. Чайковского,зеркала, предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев,облаков, ветра, овощей, фруктов, пшеницы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Развитие общей моторики» Осень »

Туча небо кроет, Взмахи руками над головой.

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет, Изображают рупор.

Дождик моросит. Взмахи руками перед собой.

Воды зашумели топают ногами на месте,

Быстрого ручья,

Птички улетели Изображают улетающих птичек.

В теплые края.

3. Развитие мелкой моторики. «Дождь»

Кто там топает по крыше Беспорядочные удары по столу пальцами

обеих рук.

Топ –топ –топ. Удары по столу ладонями.

Топ –топ –топ.

Я теперь усну едва ли –

Топ –топ –топ.

Может, кошек подковали?

Топ –топ –топ.

4. Массаж лица

Дождик, дождик, веселей от середины лба к вискам.

Капай, капай не жалей! Вокруг круговых мышц глаз

(от переносицы к вискам) .

Только нас не замочи! По мышцам щек (от крыльев носа к вискам)

Зря в окошко не стучи! От середины подбородка к ушам.

5. Развитие артикуляционной моторики.

- «Окошко»

- «Улыбка» - «Трубочка»

«Лопатка»

«Иголка»

- «Накажем непослушный язычок» . Шлепать губами по языку с произнесением : па –па –па –па.

Дует осенний легкий ветерок : «У-у-у-у-у-у-у» . (Тихо)

Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильный ветер : «У-у-у-у-у-!»

(Громко)

7. Игра «Чего не бывает осенью

8. Физкульминутка»Дождик»

Капля раз,

Капля два,

Очень медленно сперва.

А потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

10. Рассматривание картины «Ранняя осень » и беседа по ней

(Листопад, листочки, солнышко, осень , солнечный)

11. Окончание занятия . Кто к нам приходил в гости? Какая игра вам больше понравилась?

Тема : « Осень » (повторение)

Коррекционно -образовательные задачи :

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно –ласкательными суффиксами, согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественного числе)

Коррекционно-развивающие задачи : Развивать длительного выхода, речевого слуха, зрительного и слухового внимания , ассоциативного мышления, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи :

Формирование положительной установки на участие в занятии . Воспитание бережного отношения к природе

Оборудование : зеркала, предметные картинки, кукла -Королева Осень , игрушки, тетрадь, карандаши, мяч

Ход занятия

1. Организационный момент

Кукла -Королева Осень –игра с мячом «Когда это бывает?»

2. Развитие мелкой моторики

Ветер северный подул :

«С-с-с-«,все листья

С липы сдул…

Полетели,закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать :

«Кап-кап-кап,кап-кап-кап!»

3. Массаж лица

Если дождь стучит по крышам

Листья падают не слышно

Это к нам пришла осень

4. Развитие артикуляционной моторики.

- «Окошко»

Окошко закрывается и открывается»

- «Улыбка» - «Трубочка»

«Лопатка»

«Иголка»

- «Накажем непослушный язычок» . Шлепать губами по языку с произнесением : па –па –па –па.

Заблудились мы в лесу,закричали мы :»Ау!» (Сначала громко, потом тихо) .

6. Игра «Что перепутал художник?» рассмотреть картинку,которую принесла Королева Осень .

7. Физкультминутка « Осень »

Ходит осень в нашем парке

Дарит осень всем подарке

Бусы красные рябине, фартук розовый осине, зонтик желтый тополям,

Фрукты осень дарит нам

8. Игра «Скажи наоборот»

9. Работа в тетради (раскрасить зонтик и сапоги)

10. Итог занятия . Кто к нам приходил в гости? Какие игры мы играли?

Литература :

1. О. С. Гомзяк Говорим правильно в 5-6 лет

2. Е. А. Пожиленко Артикуляционная гимнастика

Публикации по теме:

Бесспорно,что осень самая щедрая и благодатная пора для творчества. Благодаря вашим материалам на сайте я,конечно, почерпнула для себя нового,хотя.

Индивидуальные консультации по запросам родителей Здравствуйте уважаемые коллеги! Во всех детских садах воспитатели проводят индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей. Я.

Индивидуальные маршруты развития воспитанников ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА (ЦЫ) ___ ГРУППЫ «Семицветик» 2016 - 2017 учебный год ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4 лет. Тема: Осень. Цели занятия: - учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 242 «Садко» Конспект интегрированного занятия в старшей группе.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в средней группе обобщение и закрепления знаний по теме «Осень» Цель. Знакомство с характерными.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД №74ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Конспект открытого занятия тему : " Овощи "

Подготовила:

учитель – логопед Линник Ю.В.

Донецк - 2016

Конспект открытого занятия по развитию речи в логопедической группе на тему : " Овощи "

Цель : Развитие речи с элементами формирования лексико-грамматического строя речи.

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Закрепить умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и т.д;

Уточнить представления об обобщающем понятии овощи;

Закрепить в речи детей уменьшительно- ласкательные формы существительных;

Познакомить детей с тем, как растут овощи ;

Коррекционно-развивающие :

Развивать общую и мелкую моторику;

Развивать мышление;

Развивать внимание и память;

Развивать кинестетическую чувствительность пальцев рук;

Воспитательные :

Воспитание умения работать в коллективе и индивидуально;

Воспитание умения слушать педагога;

Воспитание умения действовать по инструкции педагога;

Способствовать организации положительного настроя в течение всего вида деятельности.

Оборудование :

Игрушки Маши и Медведя;

Картинки овощей (лук, картофель, чеснок, морковь, капуста, помидор, огурец, баклажан, свекла, репа, горох, редис, перец, тыква, кабачок);

Свежие овощи ;

Доска;

- картинка с овощем, разрезанная на 4-5частей;

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель.

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать

Ротик четко говорить

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Ребята, улыбнитесь друг другу. Пусть у всех будет хорошее настроение.

Основная часть

А вы любите мультфильмы? А какие ваши самые любимые. (Это Маша и Миша из мультфильма Маша и Медведь)

Хотите, чтобы они пришла к нам в гости? Пойду их встречу. Появляется Маша и Миша.

Логопед

Вы знаете, какая она озорница. Маша очень любопытная.

Давайте ей расскажем сказку «О веселом язычке».

Утром язычок проснулся и посмотрел на небо, есть ли тучи и на землю, посмотрел на землю шел ли дождик (3-4р). Расчесался расческой (3-4р) и решил завтракать. замесил тесто (пя-пя, тя-тя) и пожарил блинчик (10сек), а блинчики он кушал с вкусным вареньем(4-5 р) и решил погулять. шел, шел и встретил слоника и лягушку (5р), бегемота (5р) и покатался на качели. Устал наш язычок и поэтому вернулся, назад, в домик.

Воспитатель: - А сегодня она нашла вот этот сундучок и конечно, в него заглянула. Что же там лежит? А лежат там загадки. Обрадовалась Маша. Она обожает загадки.

А вы, ребята, любите загадки? Сейчас мы с вами постараемся разгадать все Машины загадки.

Лоскуток на лоскутке – зеленые заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке.
(капуста)

Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.
(лук)

Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго.
(чеснок)

Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
(перец)

В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят.
(помидоры)

Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые.
(огурцы)

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
(морковь)

Логопед

Развитие речевого дыхания

Посмотрите, это морковь.

Давайте представим, что мы с вами превратились в сильный осенний ветерок. Ветер гуляет по огороду и раскачивает стебли на наших овощах, которые растут в земле. Сделайте вдох через нос. Задержите дыхание. Подуйте на стебельки, вытянув губы трубочкой. Не поднимайте плечи на вдохе и не раздувайте щеки на выдохе.

Упражнение проводится 4- 5 раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

Воспитатель

Маша предлагает поиграть в игру «Спрячь слоги в ладошки»

Выхлопывание слоговой структуры слова

по-ми-дор, ре-дис-ка, ка-ба-чок, го-рох, лук, мор-ков-ка, ка-пус-та, пе-рец

Логопед

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».

Давайте покажем Мише и Маше, какие у нас ловкие пальчики

Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику .

Хозяйка однажды

Приседают, «шагают» пальцами по

с базара пришла

ковру.

Хозяйка с базара домой принесла Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе -

Попеременно ударяют кулачками и

Кто лучше, вкусней

хлопают е ладоши.

Загибают по одному пальцу на назва

и нужней на земле

ние на руках.

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох!..

Хлопок.

Хозяйка тем временем

Стучат ребром ладони.

ножик взяла

И ножиком этим

Загибают па одному пальцу на назва-

крошить начала

ние на руках.

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!

Хлопок.

Накрытые крышкою,

Складывают руки накрест.

в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, Капуста,

Загибают по одному пальцу на название на руках.

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох!

Хлопок.

И суп овощной оказался неплох!

Показывают, как едят суп

Логопед

Нам Маша и Миша принесли вот такие конвертики. Давайте посмотрим, что внутри.

Игра «Собери картинку».

У каждого ребенка на столе - разрезная картинка из четырех частей с изображением овощей.

«Ты внимательно смотри и картинку собери!»

После работы: «Мы с ребятами играли и картиночки собрали»

Воспитатель

Физ. Минутка

Все мы в огород пойдем, урожай там соберем.

1, 2, 3, 4, 5 начинаем собирать.

Мы морковки натаскаем,

Мы картошки накапаем,

Срежем мы кочан капусты

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко,

И вернемся по дорожке.

Воспитатель.

Игра «Закрой глаза и угадай, что я дала тебе понюхать» .

Воспитатель дает нюхать свежие огурцы , чеснок, лук, помидор. Отличить выражение лица на запах, понравился или нет.

Игра «Закрой глаза и угадай, что я дала тебе попробовать».

Воспитатель дает попробовать овощи на вкус.

- А для того чтобы урожай из года в год у нас становился все лучше и лучше, вкуснее и сочнее, мы будем обращаться к нашим овощам ласково.

Игра «Назови ласково»

(капуста – капусточка, помидор – помидорчик, картошка – картошечка, чеснок – чесночек и т.д.)

Логопед

Игра «Что приготовим»

Много картофеля, помидор, огурцов, гороха, лука, моркови, капусты.

Что из всего этого можно приготовить?

    Суп из гороха - гороховый

    Из картофеля - картофельный

    Салат из огурцов - огуречный

    Из моркови - морковный

    Из помидоров - помидорный

    Их капусты - капустный

Ребята, мы с вами узнали, как выглядят овощи, где и как они растут и что можно из них приготовить

Итог занятия.

(О чём говорили на занятии, что нового узнали, оценка деятельности детей)

Маше и Мише так понравились ваши ответы, что они решили подарить вам на память свои портреты (дарятся раскраски с изображением веселых овощей).

Давайте и мы друг другу улыбнемся и пусть у нас тоже будет хорошее настроение.


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа , пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают); исчезают насекомые, улетают перелётные птицы; животные готовятся к зиме, люди собирают урожай овощей и фруктов.

Задачи:

Образовательные:

  • Согласование прилагательных с существительными.
  • Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Развивающие :

  • Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
  • Способствовать развитию просодической стороны речи.
  • Способствовать развитию фонематического восприятия.
  • Развитие навыка связной речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие учителя.

Чтение отрывка из поэмы А. С. Пушкина “Евгений Онегин”:

Уж небо осенью дышало ,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Какие чувства вы испытываете при прослушивании стихотворения?

Как вы думаете, о каком времени года говорится в отрывке?

II. Сообщение темы занятия.

Правильно, в отрывке говорится об осени. И тема нашего занятия “Осень”

Когда осень начинается по календарю?

Назовите осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая)

Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая)

Как назвать осень в ноябре? (Поздняя)

Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше)

А какое небо осенью? (Хмурое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, тёмное)

А, что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают.Деревья стоят голые)

Правильно ребята. Осенью листья начинают желтеть. Жёлтые листья первая примета осени.Так как удлиняются ночи, растения получают меньше света. Зелёный цвет в листе убывает. И заметным становится жёлтый цвет . Но листья бывают разного цвета. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Поэтому листья бывают и красного цвета.

Давайте вспомним, как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад)

Необходимость листопада. Это защита дерева от зимней засухи. Так как листья испаряют много влаги. Избавление дерева от ядовитых, накопленных в листьях, веществ из земли и воздуха. А также защитатонких и хрупких веток от тяжести выпадающего зимой снега Деревья первыми освобождаются от листьев, чтобы не погибнуть в зимние морозы. Голыми и унылыми стоят лес и поле, когда пройдёт период золотой осени.

Ребята, а чем отличаются листья? (Формой, размером, цветом)

А, что происходит с травою? (Она засыхает, желтеет, увядает)

Слайд №10

А, что делают насекомые с приходом осени? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.)

Правильно ребята, осеннее похолодание и увядание растений повлияли на насекомых. Их стало меньше, а к концу осени они совсем исчезнут.

Слайд №11

Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)

А как называются птицы покидающие осенью родные края? (Перелётные)

Увядание растений, исчезновение насекомых, в некоторых случаях замерзание водоёмов ведут за собой отлёты перелётных птиц . Ранее других улетают птицы питающие насекомыми: стрижи, кукушки, ласточки, иволги. Перед отлётом птицы собираются в стаи. Первыми улетают птицы, которым не удалось вывести птенцов. За ними летят молодые, но уже окрепшие птицы. Некоторые птицы, прежде чем улететь кочуют с места на место. С понижением температуры и отсутствием корма связаны изменения и в жизни животных.

Слайд №12

Что делают животные осенью?

(Готовятся к зиме.Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук.) другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса), третьи делают запасы на зиму (белка, ёж).

Слайд №13

Осенью на полях, в садах и огородах идёт уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

А для чего собирают люди урожай овощей и фруктов? (Делают запасы на зиму.)

Слайд №14

Ребята, какая погода бывает осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

Слайд №15

III. Физминутка

Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на пальчиках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движение руками вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся)

Слайд №16

IV. Материал для закрепления.

Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Дерево-деревья-деревьев.

Лист-листья-листьев.

Трава-травы-трав.

Слайд №17

2. Подбор слов-антонимов.

Тепло - холодно.

Пасмурный день - солнечный день.

Сухой лист – мокрый лист.

Высокое дерево – низкое дерево.

Слайд №18

3. Правильное употребление предлогов: в, на, около, под, с, из- за, из- под.

4. Чтение и пересказ рассказа “Осень”

Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся всё пасмурнее, солнце всё светит реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди - долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток, и они падают на землю, укрывая золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в тёплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

Слайд №19

V. Итог занятия.

Ребята, о каком времени года мы вами сегодня говорили на занятии?

Чем отличается осень от лета? (Рассказы учащихся)

Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад)

Вы сегодня очень хорошо работали на занятии, правильно отвечали на вопросы.

На этом занятие окончено. До свидания.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Колокольчик»

Конспект логопедического занятия с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы

«Осень».

Составила: учитель-логопед

МБДОУ д/с №1 «Колокольчик»

Самойленко Н.Н

Коррекционно-образовательные цели:

  • Активизация словаря по лексической теме «Осень»;
  • Учить образовывать однокоренные слова к слову ОСЕНЬ:
  • использовать синонимов;
  • Формировать навыки составления короткого описательного рассказа;
  • Закрепить умения детей выполнять слоговой анализ и синтез.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Закреплять представление о характерных признаках осени.
  • Заучивание стихотворения И. Михайловой «Как обидно» путем моделирования.
  • Активизировать в речи детей образные выражения из стихотворений.
  • Развивать эмоционально – эстетическое восприятие детьми родной природы в поэтическом слове, музыке и изобразительной деятельности.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитывать чувство любви к родной природе.
  • Формировать навыки коллективной работы.

Оборудование: модели стихотворения, рассказа, компьютер, музыка Чайковского «Октябрь», карточки «Осень» (дом, дерево, тучи), карточки (схемы с 1,2,3 слогами).

Интеграция образовательных областей:

  • Познание.
  • Коммуникация.
  • Чтение художественной литературы.

Используемые образовательные технологии:

  • Игровая технология.
  • Информационно-коммуникативные технологии.
  • Здоровье-сберегающая технология.

Словарная работа:

Расширять предикативный (глаголы: кружиться, летать, осыпаться, падать и др.) и адвербиальный (прилагательные: поздний, золотой, багряная, яркий и др.) словари.

Активизировать словарь: листопад, золотистая, капризная, поздняя (осень), короче лазурное, хмурое, пасмурное (небо), мелкий, моросящий (дождь) и др.

Предварительная работа:

Знакомство с русскими поэтами. Заучивание стихотворений А.С. Пушкина «Унылая пора. Очей очарованье», А.И. Плещеев «Осенью», И. Бунин «Лес, точно терем расписной».

Знакомство с приметами осени.

Рисование на тему: « Золотая осень », аппликация: «Клен осенью» Наблюдение за осенней природой , сбор листьев для изготовления «Осеннего букета».

I.Организационный момент .

Учитель-логопед: (в дальнейшем У-Л:)

Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением . А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте с вами поздороваемся.

Песенка –приветствие ЗДРАВСТВУЙ Т. Сикачевой

Здравствуй солнце золотое! Руки над головой, пальцы раздвинуты в виде лучей

Здравствуй, небо, голубое! Показать небо

Здравствуй, вольный ветерок! Показать ветерок ( машем руками влево-вправо)

Здравствуй, маленький дубок! Показать дубок.

Здравствуй, Утро! Жест вправо

Здравствуй, День! Жест влево

Нам здороваться не лень! Руки к груди, затем развести в стороны.

Дети садятся.

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Октябрь» (показ слайдов на осеннюю тему).

Учитель-логопед: (на фоне тихой музыки).

Тихо в осеннем притихшем лесу,

Листья кружатся, смотри на лету,

Будто о жизни прошедшей грустят,

Дереву словно: «Прощай» говорят.

Воздух прозрачен, чист и душист,

Разноцветным ковром ложится лист.

Поздний осенний цветок веселит,

Прозрачный ручей мирно журчит,

Певчие птицы к отлету готовы,

Труженик - дятел деревья долбит,

Желуди дуб роняет, шуршит,

Дерево клен цветом красным горит.

И хочется видеть всё то без конца –

Картину, достойную кисти творца.

Пышные ивы склонились к воде,

Желтые косы полощут в воде .

Учитеь-логопед: Посмотрите, как стало все вокруг ярко и красиво. Зал наполнился красками. А у вас радостное настроение ? (ответы детей) Вот и хорошо.

II. Основная часть.

Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте…

Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я……. (Осень)

- Да, действительно осень. Осень – удивительное, очаровательное время года. Она радует нас изобилием красок, пышным убранством. Про осень можно сказать много красивых слов . А какие слова вы знаете об осени?

Проводится игра: « Слово на ладошке ». Осень, какая?

Многие поэты любили это время года и воспевали в своих стихах. Кто знает стихи про осень? (дети читают стихи, называют автора). А какие слова и выражения особенно понравились вам в этих стихах?

Ребята, осень-это не только красивое время года, но и немного грустное. Я предлагаю вам послушать стихотворение И. Михайловой « Как обидно »:

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья

Красный, желтый, золотой

Как хорош ты лист резной

А ветер щеки толстые надул, надул, надул

И на деревья пестрые подул, подул, подул

Красный, желтый, золотой

Облетел весь лист цветной!

Как обидно, как обидно…

Вопросы к детям :

О каком осеннем явлении идет речь в этом стихотворении?

В какие цвета перекрашивала осень листья в стихотворении.

Чем красила осень? (предложить повторить строки по тексту)

Покажите как ветер щеки надувал.

Давайте покажем, как ветер подул на деревья.

Красный, желтый, золотой

Облетел весь лист цветной!

Как обидно, как обидно…(покажите как вам обидно)

Листьев нет, лишь ветки видно.

Мы уже много сказали красивых слов об осени. Ребята, давайте составим со словом осень новые слова. (Н.: осенние дожди , осеннее утро, осенняя одежда и т.д.)

Физминутка « Листопад ». Дети «превращаются в листочки»

Сильный ветер вдруг подул (дети делают выдох )

И листочки быстро сдул (делают длительный выдох)

Все листочки полетели (чередование вдох-выдох, произнося звук «ш-ш-ш», с поднятыми вверх руками наклоняются вправо, лево)

И на землю тихо сели (чередование вдох-выдох, произнося звук «ш-ш-ш», опускают руки, приседают).

Влево, вправо покружитесь (плавно кружатся)

И в детишек превратитесь.

А еще есть одна игра «скажи по другому». Осенью небо, какое?

Осенью деревья, какие?

Осенью птицам не хватает.

Пальчиковая гимнастика :

Ёжик топал по дорожке Дети загибают по очереди пальцы сначала

И грибочки нёс в лукошке. на левой, потом на правой руке . В конце

Нужно пальцы загибать. сжаты в кулачки. Повт. упражнение несколько раз.

Слоговой анализ и синтез «осень»

Логопед раздает детям карточки. На одних изображены картинки, в словах которых по одному, два, три, четыре слога, а на других «кирпичики», обозначающие количество слогов (по теме «Осень»).

Надо подобрать к каждой картинке карточку по количеству слогов.

Молодцы, правильно выполняли упражнение.

III. Организация окончания занятия.

Подведение итогов. Прощание с детьми.


просмотров