Праздник по сказкам чуковского для начальной школы. Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству чуковского
Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам Чуковского для школьников.
Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И. Чуковского. Сценарий.
Задачи:
Познакомить с биографией и творчеством К. И. Чуковского.
Прививать интерес к детской литературе.
Развивать память, внимание детей, навыки работы в команде.
Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь.
Оборудование:
Портрет К. И. Чуковского.
Выставка книг К. И. Чуковского.
Сигнальные круги.
Призы.
Жетоны.
Экран соревнований.
Магнитофон и кассета с записью фанфар, музыки для выхода и награждения.
Ведущий: Дорогие ребята, гости! Приглашаю вас в «Литературную гостиную», посвященную творчеству известного детского сказочника , критика, переводчика.
Ученик:
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненьи с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал,
Не восхищался «Телефоном»
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?
Ведущий: Ребята, как вы думаете кому поэт Валентин Берестов посвятил это шутливое стихотворение?
Правильно, дети, К.И. Чуковскому!
Ученица:
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Корней Иванович жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители нашей страны и за ее рубежами. Он казался им великаном, этим его маленьким друзьям «от двух до пяти», настоящим добрым волшебником из сказки. Громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого - маленького и большого - шутку, присказку, доброе слово , громкий смех, на который нельзя было не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки.
Ведущий:
С ранних лет стихи К.И. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Телефона»... Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек - не человек. Стихи Чуковского развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
Дети стихи прочитают для вас
И в мир Чуковского поведут сейчас.
Ребята читают наизусть стихотворения «Радость», «Бутерброд», «Ежики смеются», «Головастики», «Слониха читает», «Федотка».
Ведущий : Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по Невскому ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. А вот второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет «Мойдодыр».
Включают отрывок записи «Мойдодыра» в исполнении автора.
Ведущий: Стихи Чуковского очень музыкальны. К сказке «Мойдодыр» композитор Юрий Левитин написал оперу. Послушаем ее фрагменты.
Звучит «Увертюра» - вступление к опере.
Вступают фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: «Рано утром, на рассвете умываются мышата». Финалом оперы становится радостный гимн воде.
Ученица читает наизусть отрывок из сказки: «Да здравствует мыло душистое...»
Ведущий: Корней Иванович рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным». Один такой день К.И. Чуковский особенно запомнил - 29 августа 1923 года: «Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую поэму о Мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».
Ребята инсценируют отрывок из сказки «Муха-цокотуха».
Ведущий: Чуковский вспоминал: «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:
О, если я утону,
Если пойду я ко дну...
Я сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было».
Ребята инсценируют отрывок из сказки «Айболит».
Послушайте, как возникла сказка К.И.Чуковского "Федорино горе". Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о брюки Корнея Ивановича. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось "Федорино горе".
Ребята инсценируют отрывок из сказки «Федорино горе».
Ведущий: А сейчас мы с вами поиграем.
Представление жюри, команд.
Объявление правил игры .
Вопрос задаётся одновременно двум командам. Время обсуждения ответа-1 минута. Отвечает та команда, в которой капитан первым поднял круг-сигнал. Каждый правильный ответ приносит команде жетон. Победителем станет команда с наибольшим количеством жетонов.
I тур. «Вспомни сказку».
Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
1. Лечит маленьких детей, 2. Вдруг из подворотни -
Лечит птичек и зверей, Страшный великан,
Сквозь очки свои глядит Рыжий и усатый … (таракан)
Добрый доктор…( Айболит) «Тараканище»
«Айболит»
3 . Я – Великий Умывальник 4. Свинки замяукали – мяу – мяу,
Знаменитый…( мойдодыр) Кошечки …( захрюкали, хрю- хрю)
Умывальников начальник
И мочалок командир. «Путаница».
«Мойдодыр»
5. В Африке разбойник, 6. Веселится народ-
В Африке злодей, Муха замуж идёт
В Африке ужасный … (Бармалей) За лихого, удалого
«Бармалей» Молодого … (комара)
«Муха – Цокотуха»
7. Солнце по небу гуляло 8. Нет – нет! Соловей
И за тучку забежало. Не поёт для свиней
Глянул заинька в окно, Позовите – ка лучше … (ворону)
Стало заиньке …( темно). «Телефон»
«Краденое солнце».
9. А посуда вперёд и вперёд 10. Только вдруг из – за кусточка
По полям, по болотам идёт. Из – за синего лесочка,
И чайник сказал утюгу Из далёких из полей
Я больше идти … (не могу). Прилетает … (воробей)
«Федорино горе»
«Тараканище»
11. А за ним – то народ
12. И мне не надо
И поёт, и орёт: Ни мармелада, ни шоколада
Вот урод, так урод! А только маленьких,
Что за нос, что за рот! Ну очень маленьких … (детей)
И откуда такое …(чудовище). «Бармалей»
«Крокодил»
II тур. «Кто есть кто».
Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена ?
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)
III тур. «Корзинка с потерянными вещами».
У меня в корзинке (мешке) находятся разные вещи. Их кто – то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
-
I V тур. «Отгадай загадку»
-
Ведущий : К.Ив. Чуковский отличался своим трудолюбием. Он везде: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача, сочинял загадки для детей.
Послушайте, ребятки, загадки
И скажите мне отгадки.
Кто первый отгадает,
Тот и руку поднимает.
-
1. Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою-
Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы)
-
2 . Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт-
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
-
3. Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! (Крапива)
-
4 .Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран - барана.
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало)
-
5. Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная! (Коньки)
-
6. Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёж)
-
Ведущий: Молодцы, ребятки, отгадали все загадки!
-
VI тур. « Расшифруйте имена сказочных героев ».
-
Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
-
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР ФДР
ЙБЛТ ТРКНЩ
КРКЛ КРКДЛ
БРБК ГПППТМ
-
Подведение итогов. Награждение победителей.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
Ведущий: Еще много раз мы будем встречаться с произведениями Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Борисе Житкове, с которым он учился в одном классе, познакомимся с Чуковским-переводчиком. Он перевел с английского «Приключения барона Мюнхаузена», «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», книги «Маленький оборвыш», «Принц и нищий», «Рикки-Тики-Тави» и многие другие.
Демонстрация книг.
Ведущий: Однажды Корней Иванович Чуковский записал лирическое признание:
Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,
Что ни день - мои мысли добрей и светлей.
Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,
Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.
И. усталого, старого, тешит меня
Бесконечная их беготня и возня.
Да к чему бы и жить нам на этой планете,
В круговороте кровавых столетий,
Когда б не они, не вот эти
Глазастые, звонкие дети...
Ведущий: Таким остается в памяти поколений дедушка Чуковский. Ираклий Андроников писал: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».
- Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать воображение.
- Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.
- Побуждать “помогать” героям этих произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.
- Развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность речи.
- Развивать у детей творческое воображение, учить вживаться в художественный образ.
- Развивать навыки импровизации.
- Воспитывать интерес к художественной литературе.
Давайте вспомним нашу любимую чистоговорку.
Он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил - Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.
А кто написал все книги, в которых живут герои чистоговорки?
Дети: К. Чуковский.
Да, ребята, это самый любимый детский писатель .
А вы помните, как К. И. Чуковский начал писать сказки?
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей.
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят.
Кто умеет слушать сказки
Ответы детей
Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну , где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны?
Вот, мы и пришли в гости. Здесь нас уже ждут книжки, которые написал К.И.Чуковский.
Проходите и располагайтесь поудобнее.
(Дети садятся полукругом на стульчики.)
Сегодня, мы поговорим о писателе К. И. Чуковском, вспомним его сказки.
Чуковский – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя Корнейчуков Николай Васильевич. Родился 31марта 1882 году в Петербурге. В этом году ему бы исполнилось 130 лет. В возрасте 87 лет К.Чуковский умер 28 октября 1969 в Кунцево. Похоронен в Переделкино, где он жил долгие годы. И после его смерти в доме, организовали Музей.
Музей на музей совсем не похож. Здесь нет веревочек, нет табличек, нет предметов, живущих пыльной и одинокой жизнью музейных экспонатов. Экспонаты можно трогать руками.
В этом доме все сохранилось, как при Чуковском. В его кабинете по-прежнему серьезные книги соседствуют с детскими игрушками и подарками от юных читателей из самых разных стран.
Дом напичкан чудесами. Некоторые попали сюда прямо из стихов Корнея Чуковского.
В саду, например, растет самое настоящее Чудо-дерево с туфельками, на котором проницательные посетители обнаруживают новые плоды, поспевшие за время экскурсии. А на столе стоит в миниатюре - подарок учеников московской школы к 80-летию писателя.
Ой, ребята посмотрите и у нас Чудо-дерево выросло:
А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное.
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём.
А весёлые книжечки,
Да со сказками.
Что выросло на нашем дереве?
Весёлые книжечки Корнея Ивановича и герои этих книг
1. В каком произведении Чуковского прославляют воробья?
«Тараканище»
Прославляют,
поздравляют удалого воробья!
2. А комара?
«Муха – Цокотуха»
Слава, слава Комару - Победителю!.
3. А медведя?
"Краденое солнце».
Рады зайчики и белочки,
рады мальчики и девочки,
обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»
4. А Айболита?
« Айболит»
Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!
Давайте поиграем в игру: «Вспомни сказку».
Игра «Вспомни сказку»
Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
1. А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеется она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, … (Айболит)!»
Дети: сказка «Айболит»
2. А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по … (дорожке).
Дети: сказка «Федорино горе»
3. Подошел Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко … (скорей)!»
Дети: сказка «Краденое солнце»
4. Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький … (фонарик).
Дети: сказка « Муха-Цокотуха»
5. А потом позвонили зайчатки:
– Нельзя ли прислать … (перчатки)?
А потом позвонили мартышки:
– Пришлите, пожалуйста, … (книжки)!
Дети: сказка « Телефон»
6.Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает … (головой).
Дети: сказка «Мойдодыр»
7. Но однажды поутру
Прискакала кенгуру,
Увидала усача,
Закричала сгоряча:
«Разве это великан?
(Ха-ха-ха)
Это просто … (таракан)!
(Ха-ха-ха)
Дети: сказка «Тараканище»
В гостиной, на столе живет Мойдодыр, прямо из первого издания сказки. Тот самый, который с самого раннего детства приучает малышей к чистоте и порядку.
А кто помнит, как появился знаменитый "Мойдодыр"?
Однажды работая в своем кабинете, он услышал громкий плач. Это плакала его
младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А нечистым трубочистам
Стыд и срам
Стыд и срам!
Да, действительно. А уж потом было множество других сказок и стихов. Любовь к поэзии и любовь к детям сделали Чуковского автором детских стихов и сказок.
Посмотрите на нашу выставку книг Чуковского. Это лишь малая часть его произведений.
Какие сказки К.И. Чуковского вы знаете?
«Муха-цокотуха»; «Тараканище»; «Мойдодыр»; «Айболит»; «Путаница»; «Телефон»; «Краденое солнце»; «Федорино горе";"Крокодил" "Павлиный хвост"; "Бармалей"
А еще в этом музее есть волшебная шкатулка восточной работы, принадлежавшая Чуковскому. Если посмотреться в зеркало на внутренней стороне ее крышки и загадать желание - оно обязательно сбудется.
Ой, ребята, посмотрите, какой-то ящик, а ящике конверт. Давайте посмотрим, что лежит в конверте. Письмо.
От героев сказок К.И. Чуковского:
"Дорогие, ребята, Вы все хорошо знаете сказки замечательного детского автора поэтому вы с лёгкостью отгадаете загадки, которые мы для вас приготовили и узнаете. что лежит в Черном ящике"
из конверта достаю билетики на троллейбус
Интересно, почему загадки на троллейбусных билетиках. Ребята, а вы знаете почему загадки на троллейбусных билетиках?
Корней Иванович был таким человеком, который не мог сидеть без дела и даже когда ехал в троллейбусе обязательно, что-нибудь записывал и вот эти загадки одни из записей К.И. на трамвайных билетах
Игра: «Черный ящик».
1 Что сыпалось с горы в сказке "Федорино горе"?
2. В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».
Что это?
(Мочалка.)
3. В ящике то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».
Что это?
(Варенье.)
4. В ящике то, на чем летели комарики в сказке «Тараканище».
Что это?
(Воздушный шар.)
5. Что девочка Мура закопала в огороде в сказке "Чудо-дерево"?
(Туфельку.)
6. Чем лисички зажгли море в сказке "Путаница"
(Спичками.)
7. Что принес шакал, Айболиту?
(Телеграмму.)
8. . В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».
Что это?
В соседней комнате, стоит черный дисковый телефон, по которому Чуковский разговаривал с героями в сказке "Телефон"
Кто ему звонил по телефону?
Слон, крокодил, зайчатки, мартышки, медведь, цапли, тюлень, олень, газели, Кенгуру, Носорог.
Посмотрите на портрет, какой ласковый и веселый у него взгляд. Корней Иванович всегда был весёлым и жизнерадостным человеком.
Он дарил всем радость. «Радость!» какое звучное и волшебное слово ! Слушая его, хочется смеяться, петь, прыгать и веселиться. А кто из вас скажет, в каких стихах Чуковского говорится о радости?
- «Тараканище» -
«То-то рада, то-то рада
Вся звериная семья…»
- «Путаница» -
«Вот обрадовались звери,
Засмеялись и запели…»
- «Краденое солнце»
«Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки…»
- «Федорино горе»
«Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»
- «Бармалей» -
«Рада, рада, рада, рада детвора,
Заплясала, заиграла у костра!...»
Молодцы.
Ребята, а какие по характеру все сказки у Корнея Ивановича
весёлые, озорные, смешные, поучительные.
1.чему учит сказка «Мойдодыр» - а ккуратности и опрятности.
2. «Айболит» - быть добрыми, заботиться о других.
3. «Тараканище» - быть смелыми.
4. «Муха-Цокотуха» - смелости, уметь помогать другим.
5. «Федорино горе» - бережному обращению с посудой, порядку.
А вот какое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу писатель Валентин Берестов.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея"
И "Крокодила" не читал,
Не восхищался "Телефоном"
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
Действительно, трудно представить, что когда-то "самых главных книг" не было.
Корней Чуковский никогда не гулял один - переделкинские дети регулярно составляли ему компанию. Именно для них он и построил рядом со своим домом детскую библиотеку. Дети с фотографий, висящих на стенах библиотеки, теперь приводят сюда своих внуков
«Мы проводили здесь все свободное время , - вспоминает Валентина Сергеевна, - прибегали из школы - и сразу в библиотеку. Делали уроки, играли в шашки, в шахматы. Корней Иванович заходил в библиотеку каждый день, рассказывал что-нибудь интересное».
Давай и мы с вами поиграем в игру Игра-соревнование.
Игра-соревнование.
На столе лежат атрибуты из разных сказок К. Чуковского. Каждая команда должна отобрать те, которые подходят к их сказке. Первая команда собирает атрибуты к сказке "Мойдодыр» . вторая к сказке "Федорино горе"
Молодцы.
Корней Иванович проводил на своей территории знаменитые "костры".
Два раза в год на эти костры - один назывался «Здравствуй, лето!», а другой, соответственно, «Прощай, лето!» - приглашались
все жители Переделкина и окрестных поселков. Входная плата - десять шишек. Дети относились к этому серьезно - незадолго до начала костра можно было по всему Переделкину увидеть ребят, ползающих и собирающих в траве «входную плату». А изначально идея костров возникла во время ежедневных прогулок дедушки Корнея и детей.
Прошло много лет. Но до сих пор стихи и сказки его пользуются огромной любовью и у детей, и у взрослых.
Давайте поиграем в игру
"Игра с буквами"
Давайте прочитаем эти слова.
(Лифт, ели, дом, Мура, тут.)
Нужно вычеркнуть одинаковые буквы и из оставшихся останется слова
дети выполняют задание
Что за слово получилось?
Входит Федорушка, плачет:
Ой, бедная я, бедная!!! (Плачет.)
Ведущая: Что ты, бабушка, плачешь? Какая беда с тобой приключилась?
Федора: - А вот послушай:
Села бы я за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы я щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе мне,
Ребята, вы узнали, из какой сказки появилась эта бабушка?
(«Федорино горе».)
Давайте поможем Федоре. У нас есть волшебная книга, если мы через неё пройдём то в сказку Федорину попадем
Раз, два, три
дети берутся за руки
В сказку попади.
Сценка "Федорино горе"
Итог занятия:
- Понравилось вам в гостях у Корнея Иваныча Чуковского?
- что вам больше всего понравилось?
- На кого из героев стихотворений вы хотели бы быть похожи?
Входит Федорушка с подносом, на нем баранки:
Пришла сказать вам большое спасибо, что помогли мне с бедой моей справиться. Хочу угостить вас баранками!
Елена Ефимова
Сценарий праздника «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского»
«По-моему, цель сказочников заключается
в том, чтобы какою угодно ценою воспитать
в ребёнке человечность – эту дивную
способность человека волноваться чужими
несчастьями, радоваться радостями другого,
переживать чужую судьбу как свою»
К. И. Чуковский
Оформление :
Портрет К. И. Чуковского (1882 – 1969 гг.) .
Выставка детских рисунков к произведениям К. И. Чуковского .
Выставка книг “Чудо-дерево”.
В зале оформлена выставка детско-родительских рисунков по сказкам К . И. Чуковского .
Вед. Наш праздник хочу начать с загадки :
«Без языка, а обо всем рассказывает , без головы, а все знает, без ног, а везде бывает».
Это (книга (показываю книгу Чуковского )
Вед. Книга - великое чудо. Недаром народ сложил о ней много загадок и пословиц. Я предлагаю вам вспомнить пословицы о книге.
Книга – лучший друг.
Чтение – вот лучшее учение.
Кто много читает, тот много знает. Как Вы понимаете эти пословицы (ответы детей) .
В : Давайте любимые книжки откроем,
И снова пойдем от страницы к странице :
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
(Выходят дети)
И приставали мы к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролет .
Были те сказки наперечет :
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море ,
Про телефон и Федорино горе.
Мамы и папы нам рассказали ,
Что этих героев раньше не знали.
Бабушки в детстве им сказки читали-
От них они этих героев узнали.
К бабушкам долго мы приставали-
Откуда они эти сказки узнали ?
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море ,
Про Телефон и Федорино горе.
Бабушки вот что нам рассказали-
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней-
Сказочник , критик, поэт, чародей
Вед. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить замечательного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского . (показ слайдов)
1 слайд. Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев : Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский . 1 апреля 2012 года исполняется 130 лет со Дня его рождения.
2 слайд. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков . Родился он в Петербурге, а детство прошло в Одессе. К. И. Чуковский написал много сказок , стихов, загадок, переводил с английского языка песенки и сказки .
3 слайд. Но детским писателем он стал случайно. А вышло это так. Заболел, его маленький сынишка К. И. Чуковский вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать сказку :
«Жил да был крокодил.
Он по улицам ходил».
Мальчик затих и стал слушать. А утром попросил еще рассказать эту сказку .
4 слайд. И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович :
«Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал :
Надо, надо умываться по утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет «Мойдодыр» .
5 слайд. С ранних лет его произведения приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки выросли на стихах и сказках дедушки Корнея !
6 слайд. Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие , встретимся с героями сказок Корнея Чуковского !
7 СЛАЙД. Ведущий : Ребята, слышите, кто-то уже спешит на нашу сказочную поляну . Входит Доктор Айболит. (МУЗЫКА) .
Айболит : Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться,
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок, И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор…
Дети : Айболит!
Айболит : Правильно! Я доктор Айболит. А из какой сказки я к вам пришел ? А кто написал эту сказку ? (Ответы детей.)
Айболит : Молодцы!
8 СЛАЙД Звонит телефон.
Айболит читает отрывок из сказки «Телефон» Дети отвечают на вопросы по тексту.
Айболит : У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Дети : Слон
Айболит : Откуда?
Дети : От верблюда
Айболит : Что вам надо?
Дети : Шоколада.
Айболит : Для кого?
Дети : Для сына моего. Он у меня еще маленький.
Айболит : Вы узнали эту сказку ? Молодцы! (Звенит звонок.) Ой! Опять звонок! Это не телефон. Это в дверь звонят. Надо открыть.
Входит мальчик – Грязнуля.
Грязнуля : Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку – Свечка в печку.
Я за книжку - Та бежать,
И вприпрыжку под кровать.
Грязнуля плачет.
Айболит : Ребята, вы узнали, из какой сказки этот мальчик ? Как ему помочь?
Айболит : Правильно!
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Айболит : (обращается к Грязнуле) .
Ну что, вы поняли, что нужно делать
Грязнуля : Да здравствует мыло душистое!
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок.
Да! Я обязательно стану чистюлей!
ВЕДУЩИЙ : Наш Грязнуля все понял, правда ребята?
И Вы поняли, что всегда надо умываться и утром и вечером!
Я смотрю, что то Вы загрустили, давайте покажем Доктору Айболиту, как мы умеем с Вами танцевать.
(Хоровод. «Руку правую вперед, а потом ее…» )
Мальчик убегает.
Опять звенит звонок.
Айболит : Ну что такое?
Не уже ли Ваши дети заболели
Ладно, ладно побегу
Вашим детям помогу
Айболит прощается и уходит.
Звенит звонок, и вносят посылку.
Игра «Волшебный ящик» Ведущий задает детям вопросы по сказкам К . Чуковского , дети отвечают, демонстрируя соответствующие предметы.
Ведущий : В ящике то, что просили прислать цапли из сказки «Телефон» . Что это?
Дети : Капли.
Ведущий : В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон» . Что это?
Дети : Колоша.
Ведущий : В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр»
Дети : Мочалка.
Ведущий : В ящике то, чем решили поиграть лисички из сказки «Путаница» .
Что это? Дети : Коробок спичек.
Ведущий : В ящике то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище» .
Что это? Дети : Воздушный шарик
Ведущий : В ящике то, что просили прислать мартышки из сказки «Телефон» . Что это?
Дети : Книжки.
10 СЛАЙД. ВЕДУЩИЙ : Молодцы! А сейчас ребята вы увидите одно из сказок К . И. Чуковского . Какую? Попробуйте отгадать?
Сказка наша оживает , и дружить нам помогает.
Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха»
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар и купила самовар.
М. -Ц.: Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!
(Входят 2 таракана, 2 букашки, бабочка) .
Тараканы : Тараканы прибегали, все стаканы выпивали.
Букашки : А букашки по три чашки, с молоком и с крендельком.
М. -Ц.: Бабочка-красавица, кушайте варенье!
Или вам не нравится наше угощенье?
Нашу Муху в уголок поволок-
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить.
М. -Ц.: Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея загубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня в мой последний час!
(все разбегаются, прячутся)
И в руке его горит маленький фонарик.
Комарик : Где убийца? Где злодей
Не боюсь его когтей.
(уводит паука)
Я злодея загубил,
Я тебя освободил.
А теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!
Все : Слава, слава Комару – победителю!
Вед.: К. И. Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был : в трамвае, в магазине, в приемной зубного врача, он не любил попусту тратить время, он сочинял для детей загадки.
Попробуйте их разгадать.
1. Два коня у меня, два коня
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная.
(коньки)
2. Ах, не трогайте меня :
Обожгу и без огня! -
(крапива)
3. Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне.
(крапива)
Ведущий : Вот и подошел к концу наше путешествие ! Что нового Вы узнали? Ой, Ну, что это? Чемоданчик Доктора Айболита? А в нем лучшее лекарство от всех болезней – шоколад.
ДЕТИ : Пусть много детвора читала,
Пускай тут каждый эрудит.
Чудесных книг еще не мало
Прочесть нам в жизни предстоит.
Дети : Закончен праздник . Он у нас
Рассчитан на один лишь час.
Но вы, читающий народ,
Любите книгу круглый год!
Дополнительные вопросы для пауз.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? ( «Федорино горе» )
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? ( «Бармалей» )
3. В какой сказке прославляют воробья ? ( «Тараканище» )
4. Назовите сказку , главную мысль которой можно выразить словами : «Чистота – залог здоровья!» ( «Мойдодыр» , «Федорино горе» )
5. Назовите сказку , в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? ( «Муха – Цокотуха» ).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон» : (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы» ? (Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? ( «Путаница» , «Тараканище» , «Мойдодыр» , «Телефон» , «Бармалей» , «Краденое солнце» , «Крокодил» )
10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
11. На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище” ? (На трамвае)
12. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)
13. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
14. Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр” . “ Да здравствует мыло душистое и…”
15. Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
ПРАЗДНИК, ПОСВЯЩЕННЫЙ ТВОРЧЕСТВУ КОРНЕЯ ИВАНОВИЧА ЧУКОВСКОГО.
ОБОРУДОВАНИЕ : портрет, книжная выставка, маски животных, телефон, стол, сервированный к чаю, стулья, самовар, настольная лампа, сито, корыто, лопата, метла, посуда.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
У. Наше мероприятие посвящено творчеству известного детского писателя К. И. Чуковского.
В небольшом посёлке Переделкино, что под Москвой, есть весёлый, обозначенный громадными разноцветными буквами терем-теремок. Местные жители называют его «дом дедушки Корнея». Целый день звенят в нем детские голоса. Здесь проходят интересные встречи с писателями, артистами, учеными. И почти все выходят оттуда с радостными лицами. Вы наверное догадались, Что это детская библиотека. А построил ее на свои деньги, укомплектовал ее книгами и был в нем главным работником известный детский писатель Корней Иванович Чуковский.
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность К. И. Чуковского.
Детским поэтом и сказочником он стал случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать.
А вот второй случай. Об этом вспоминает сам Корней Иванович:
«Однажды работая в своём кабинете, я услышал громкий плач.Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет «Мойдодыр».
Корней Иванович очень любил детей и записывал их смешные высказывания:
Однажды гулял по взморью с дочерью, и она впервые в жизни увидела в дали пароход.
Папа, папа, паровоз купается! пылко закричала она.
Приятно узнавать от детей, что у лысого нога босиком, что от мягких лепешек во рту свознячок, что муж стрекозы - стрекозёл. Очень забавляют такие детские речения и возгласы:
Папа, смотри, как твои брюки нахмурились.
Наша бабуля зарезала зимой гусей, чтобы они не простудились.
Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.
Ну, Нюра, довольно, не плачь!
Я плачу не тебе, а тете Симе.
На столике звенит телефон. Ведущий снимает трубку.
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Слон.
Откуда?
От верблюда.
Что вам надо?
Шоколада.
А потом позвонил крокодил.
И со слезами просил:
Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели.
И такая дребедень
Целый день.
Динь - ди лень,
Динь -ди лень,
Динь -ди лень.
( Ведущий подходит к выставке, берет книгу, садится за столик и зажигает настольную лампу.)
Муха, Муха Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла
Пошла муха на базар
И купила самовар.
Во время чтения, на середину выносят стол, сервированный к чаю и стулья. Появляется Муха. В руке у нее самовар. Она ставит его на стол.
МУХА: Приходите ко мне, гости,
Я вас чаем угощу.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, вы узнали эту сказку?
(На сцене появляются дети в масках котят, утят, поросят.)
КОТЯТА: Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим как поросята,
Хрюкать!»
УТЯТА: А за ними и утята
«Не желаем больше крякать!
Мы, хотим, как лягушата,
Квакать!»
ПОРОСЯТА: Свиньи, замяукали:
«Мяу! Мяу!»
КОТЯТА: Кошки захрюкали:
«Хрю, хрю, хрю!»
УТЯТА: Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!»
УЧИТЕЛЬ : Думаю, что этих героев вы тоже узнали.
Муха приглашает персонажей к столу. Раздаются шум, гам, звон посуд. Под веселую музыку по сцене побегают дети. В руках у них сито, корыто, лопата, метла, посуда.
УЧИТЕЛЬ : Скачет сито по полям,
А корыто по лугам,
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла,
Топоры-то топоры
Так и сыплются с горы,
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора
ФЕДОРА: Ой, вы, бедные сиротки мои
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой,
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно, солнышко, сиять,
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважат
МУХА: Проходите Федора Егоровна!
(Входит Доктор Айболит)
УЧИТЕЛЬ: Ну, а этого героя представлять вам не надо. Его зовут…
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
УЧИТЕЛЬ: Героем многих сказок К. И. Чуковского является Крокодил. Вспомните, какие это сказки?
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами
И сушеными грибами. («Путаница»)
Бедный крокодил
Жабу проглотил. («Тараканище»)
Вдруг на встречу мой хороший,
Мой любимый крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил. («Мойдодыр»)
…И со слезами прсил:
Мой милый хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше. («Телефон»)
Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся
Крокодил.
И злодея
Бармалея,
Словно муху
Проглотил. («Бармалей»)
А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
А в зубах его
Не огонь горит-
Солнце красное…(«Краденое солнце»)
Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил…
А за ним – то народ
И поет и орет:
«Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?» («Крокодил»).
А теперь поиграем. У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Вы, ребята, должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать отрывок из этого произведения, В котором о ней говорится:
А) телефон
Б) блюдце - Федорино горе
В) мыло – Мойдодыр
Г) калоша
Д) зайчик - Телефон
Е) Воздушный шарик - Тараканище
А в какой сказке прославляют воробья? «Тараканище»
А комара? «Муха-Цокотуха»
А Айболита?
А Крокодила?
А медведя?
УЧИТЕЛЬ. К. И. Чуковский заслужил звания лауреата Ленинской премии, степень доктора филологических наук и почетного доктора литературы старейшего университета Англии.
Прослушайте, что говорят дети.
Мама, крапива кусается?
Да.
А как она лает?
Индюк- это утка с бантиком?
Ой, луна, вместе с нами летит и в трамвае, и в поезде! Тоже на Кавказ захотела.
Кем ты хочешь быть, когда вырастишь?
Если вырасту тетей – врачом, а вырасту дядей- инженером.
Машенька о радио:
А как же туда дяди и тети с музыкой влезли?
И о телефоне: - Папа, когда я с тобой говорила по телефону, как же ты туда, в трубку, забрался?
Правда, мама, троллейбус- это помесь трамвая с автобусом?
УЧИТЕЛЬ. Книга « От двух до пяти» выдержали более 20 изданий.
« Книжка эта примечательна тем, писал автор, - что я пишу ее ровно 50 лет. Одну книжку! Первые мои заметки о детском языке вышли в 1912 году».
Последнее издание он посвятил семи правнукам, людям будущего.
Загадки:
Вот иголки и булавки
Выползают из–под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Еж)
Маленькие домики
По улице бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут. (Автомобиль)
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят мен,
А вода
Тверда,
Словно каменная! (Коньки)
Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня,
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём,
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо-
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок)
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою-
Я с радостью белым зверям отдаю! (Губы и зубы)
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец - глупца,
Баран - барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого! (Зеркало)
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня. (Крапива)
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутинку я тяну. (Иголка)
На малину налетели,
Поклевать ее хотели.
Но увидели урода-
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке,
С бородою из мочалки. (Птицы и огородное чучело)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет-
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Чему учат нас сказки К. И. Чуковского?
УЧИТЕЛЬ: Сказки К. И. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи Чуковского воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, порадоваться. Без этой способности человек – не человек.
Логопедический утренник для учащихся 1-4 классов «Удивительный мир сказок К.И. Чуковского»
Цели:Знакомство с творчеством детского писателя К.И. Чуковского.
Развитие творческого воображения.
Развитие речевых навыков.
Задачи:
Познакомить с произведениями детского писателя К.И. Чуковского,.
Воспитывать
личностные качества
: дружелюбие, отзывчивость, уважительное отношение к старшим, любовь к животным.
Развивать
познавательную активность
, коммуникабельность, творчество, воображение, мышление, активизировать словарь.
Формировать чувство коллективизма, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям.
Участники: учащиеся 1-4 классов
Оборудование: празднично оформленный зал, портрет К.И. Чуковского, выставка книг, маски, костюмы и атрибуты героев сказок К.И. Чуковского.
Ход мероприятия
(звучит музыка, на сцене ведущие, на экране портрет К.И.Чуковского)1 ведущий. - Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались на литературный утренник, посвящённый творчеству детского поэта Корнея Ивановича Чуковского.
2 ведущий. – Без книг К.И. Чуковского невозможно представить наше детство. Ваши мамы и папы, и даже бабушки и дедушки знакомы с его стихами и сказками.
1 ведущий.
– К.И. Чуковский удивительно
добрый человек
.
Высокого роста, с крупными чертами лица: большой любопытный нос, щёточка усов, смеющиеся светлые глаза. Таков портрет детского поэта.
2 ведущий. – Жил он в дачном посёлке Переделкино, недалеко от Москвы. Рано-рано утром, как только вставало солнце, Корней Иванович уже сидел у себя за столом и работал – писал. Поработав несколько часов, он отправлялся гулять.
1 ведущий. – Когда Чуковский выходил из калитки дачи, к нему сейчас же направлялась армия больших и маленьких ребятишек и просила рассказать какую-нибудь историю. Дети очень любили этого весёлого человека и называли его ласковым именем - Чукоша. И он всегда интересно рассказывал, сочиняя на ходу.
(учащиеся читают стихотворение «Чудо - дерево»)
Чудо-дерево
1. Как у наших у ворот
Чудо – дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное.
2.
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки.
3.
Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.
4.
Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше – гамаши,
Зинке – ботинки,
Нинке – чулки.
5.
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки!
Вместе:
Вот какое дерево,
Чудесное дерево.
2 ведущий. К.И.Чуковский выстроил дом для библиотеки. Он сам выдавал детям книги, читал им сказки. В его библиотеку записалось 1300 школьников.
1 ведущий. Стихи Чуковского звучат великолепно. Каждая строчка поэта светится смехом, улыбкой.
(
ученик читает стих «Радость»)
Радость
Рады, рады, рады
Светлые берёзы
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Тёмные осины
И на них от радости
Растут апельсины.
2 ведущий. К.И.Чуковский был прекрасным переводчиком. Такие весёлые стихотворения «Робин Бобин Барабек», «Дженни», «Храбрецы», «Курица» и другие – это народные песенки. Их перевёл Корней Иванович с английского языка на русский. Послушаем некоторые из них.
(учащиеся читают стихи «Курица», «Жил на свете человек»)
Курица
Курица – красавица
У меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны,
Шила сапоги,
Сладкие, румяные
Пекла мне пироги.
А когда управится,
Сядет у ворот –
Сказочку расскажет,
Песенку споёт.
Жил на свете человек
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.
И стояли у ворот
Скрюченные ёлки,
Там гуляли без забот
Скрюченные волки.
И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она,
Сидя у окошка.
1 ведущий.
Удивительные песенки, и как легко запоминаются.
(раздаётся звонок)
Подождите, ребята!
У меня зазвонил телефон.
-Кто говорит?
-Слон.
-Откуда?
-От верблюда.
-Что вам надо?
-Шоколада.
-Для кого?
-Для сына моего.
А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
Милый, хороший
Пришли мне калоши.
И мне, и жене, и Тотоше.
-Постой, не тебе ли
На прошлой недели
Я выслал две пары
Отличных калош?
-Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе
Мы давно уже съели.
А потом позвонили зайчатки:
Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
Пришлите, пожалуйста, книжки!
А потом позвонил медведь,
Да как начал реветь.
Погодите, медведь, не ревите.
Объясните, чего вы хотите?
Но он только «му», да «му».
А к чему, почему –
Не пойму!
Повесьте, пожалуйста трубку!
2 ведущий. А ещё К.И.Чуковский был замечательным сказочником. Правда, сказочником он стал совершенно случайно, когда ему пришлось рассказывать сказки своим детям.
1 ведущий.
Давайте и мы вместе с вами отправимся в
удивительный мир
сказок К.И.Чуковского.
(звучит музыка, появляется Муха-Цокотуха, танцует, находит копейку)
Муха-Цокотуха
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Приходите, приходите!
Я вас чаем угощу
Нынче Муха-Цокотуха –
Именинница!
(на столе стоят самовар, чашки.., Муха хлопочет у стола,
Вбегают тараканы)
1, 2 тараканы (вместе)
Тараканы прибегали.
(входят блошки)
1 блоха
.
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки.
2 блоха.
А сапожки не простые –
В них застёжки золотые.
(отдают подарок Мухе и садятся за стол.
вбегает бабочка и дарит Мухе букет цветов, за ней появляется пчела)
Пчела.
Приходила к Мухе
Бабушка Пчела.
Мухе-Цокотухе
Мёду принесла.
Муха-Цокотуха
Угощайтесь, гости дорогие!
Нынче Муха-Цокотуха –
Именинница.
Гости дорогие!
Расскажите где бывали? Что видали? Что слыхали?
1 таракан
Вот какая история приключилась с нашим родственником, рыжим и усатым Тараканищем.
Вышел он из подворотни,
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Таракан!
Таракан! Таракан! Тараканище!
Он рычит и кричит,
И усами шевелит:
« Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу
Проглочу, проглочу, не помилую!
Звери же
По лесам, по полям разбежалися:
Тараканьих усов испугалися.
Вот и стал, наш брат,
Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка
Прилетает Воробей.
Взял и клюнул Таракана,
Вот и нету Великана.
(таракан садится, слышится звон посуды)
Бабочка
(встаёт из-за стола)
Извините! Пойду посмотрю, что там случилось.
(возвращается)
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам,
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора.
Муха-Цокотуха
Да, от этой Федоры убежала вся посуда, потому, что она её не мыла.
2 таракан
Знаю я эту Федору.
Жил я у неё в доме со своей семьёй.
Да так хорошо там было, так грязно!
Нас Федора не гоняла, нас Федора уважала.
(вбегает Федора)
Федора
Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые домой,
Я водою вас умою ключевой,
Я почищу вас песочком.
И вы будете опять,
Словно солнышко сиять.
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать.
(Федора собирает посуду, разбросанную по полу, уходит)
1 блоха
Вот исправилась Федора.
И исчезло её горе.
Муха-Цокотуха
Что только не бывает на белом свете?
(обращается к бабочке)
Бабочка – красавица,
Кушайте варенье
Или вам не нравится
Наше угощенье?
2 блоха
Я тоже знала мальчика – грязнулю, от которого сбежали и чулки, и башмаки.
Вот послушайте!
(вбегает Грязнуля)
Грязнуля
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Я – за свечку,
Свечка – в печку!
Я – за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня,
Убежал, как от огня.
Что такое,
Что случилось,
Отчего же всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом.
(входит Умывальник)
Умывальник
Я – великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр
Умывальников начальник
И мочалок Командир.
Ах ты гадкий,
Ах ты грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя.
У тебя под носом вакса,
У тебя на шее клякса.
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки
Даже брюки
Убежали от тебя.
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А нечистым – трубочистам
Стыд и срам!
(Грязнуля убегает, уходит и Умывальник.)
Муха-Цокотуха
Дорогие гости угощайтесь,
Да весельем заряжайтесь.
Гости
(все хором)
Нынче Муха-Цокотуха –
Именинница.
(раздаётся плач)
Пчела
Слышу плач! Что за шум? Что за рёв?
(появляется Бармалей, он ведёт связанных и плачущих детей Таню и Ваню)
Таня
Милый, милый Бармалей
Смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей
К нашей милой маме.
Ваня
Мы от мамы убегать
Никогда не будем
И по Африке гулять
Навсегда забудем.
Бармалей
Нет – нет – нет!
Муха-Цокотуха
Кто ты?
Бармалей
Я – кровожадный,
Я – беспощадный,
Я – злой разбойник
Бармалей.
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
Да, очень маленьких детей.
2 таракан
Подожди, злодей!
Не спеши Бармалей!
Мы сейчас позовём
Крокодила,
А в животе у крокодила
Тесно, темно и уныло.
Бармалей
Нет! Не надо!
Буду, буду я добрей!
Полюблю я детей!
Не губите меня!
Пощадите меня!
Муха-Цокотуха
Ну, что ж тогда поскорей
Отпусти этих маленьких детей.
Бармалей
Ладно! Ладно! Я сейчас.
(развязывает и отпускает детей)
Ваня
Мы от мамы убегать
Никогда не будем
И по Африке гулять
Навсегда забудем.
Муха-Цокотуха
Угощайтесь, дорогие гости!
Гости
(все вместе)
Нынче Муха-Цокотуха –
Именинница!
(звучит тревожная музыка, появляется Паук и набрасывает верёвку на Муху)
1 таракан
Ой, какой-то старичок паучок
Нашу Муху в уголок поволок.
2 таракан
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить.
Муха-Цокотуха
Дорогие гости!
Помогите!
Паука – злодея зарубите!
И кормила я вас
И поила я вас
Не покиньте меня
В мой последний час!
2 блоха
Но жуки, червяки
Испугалися
По углам, по щелям
Разбежалися.
Паук
А злодей-то не шутит
Руки – ноги он Мухе
Верёвками крутит.
Муха-Цокотуха
Муха криком кричит,
Надрывается:
Помогите!
Спасите!
1 блоха
Ой! Откуда-то летит
Маленький комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Комар
Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей.
(Комар сражается с Пауком и побеждает, Муха падает в обморок)
Пчела
Нужен доктор Айболит!
Позовите доктора Айболита.
(входит доктор Айболит)
Доктор Айболит
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
Приходи ко мне лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок.
(Доктор Айболит приводит Муху в чувство)
Все гости
Слава, слава Айболиту!
Слав добрым докторам!
Доктор Айболит
Мне пора теперь бежать
Другим детишкам помогать.
Пчела
А Комарик-то, Комар!
Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт
Комар
Я злодея зарубил.
Я тебя освободил.
И теперь душа – девица
На тебе хочу жениться!
Все гости
Слава, слава
Комару – победителю!
Бабочка
Веселится народ –
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого Комара.
Все гости
Нынче Муха-Цокотуха –
Именинница!
(звучит музыка, на сцене ведущие)
1 ведущий
Наше путешествие в удивительный мир творчества К.И.Чуковского подошёл к концу.
Какие замечательные книжки подарил нам детский писатель К.И.Чуковский!
2 ведущий
Ребята! Читайте стихи и сказки К.И.Чуковского, приходите в нашу библиотеку!
А пока до свидания! До новых встреч!