Силы небесные перечислить в иерархическом порядке. Чины ангелов — особенности небесной иерархии в православии и католицизме.
Какая иерархия ангелов в христианстве? Есть серафимы, херувимы, архангелы... А кто за кем по старшинству?
Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в V веке книга Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» более известная в редакции VI века. Девять ангельских чинов разбиты на три триады, каждая из которых имеет какую-либо особенность.
Только ангелы-хранители прилагают много усилий, чтобы сделать со своими противниками - легкомысленными и грешными людьми. У нас есть много свидетельств в трудах Святых Отцов о том, как ангелы-хранители часто горько плачут, когда они смотрят на греховное поведение тех, кого они посылают смотреть.
Тем не менее, небесный мир - это прежде всего мир света и радости, и, несомненно, гораздо больше радости, чем печаль в жизни ангелов. И их высшая радость заключается в созерцании и прославлении ярко-сияющей Триединой Божественности, в постоянном присутствии Бога.
Первая триада – серафимы, херувимы и престолы – характеризуется непосредственной близостью к Богу;
Вторая триада – силы, господства и власти – подчеркивает божественную основу мироздания и мировладычества;
Третья триада – начала, архангелы и собственно ангелы – характеризуется непосредственной близостью у человеку.
Если на земле Божественная литургия - это предыдущий дар от Бога грешному человечеству, дар, через который он освящается и становится частью Божественности, тогда можно смело полагать, что и Господь не лишил благие силы этого великого дара. Мы можем предположить, что ангельский воин также на небесах служит духовной божественной литургии , в которой Агнец Божий предвечно пожертвован из любви к Его творению.
В этой высшей небесной Евхаристии ангелы в первую очередь воздают славу и благодарность Создателю. Но бесчисленные хоры небесных сил также изливают свои молитвы. Очевидно, не для себя, поскольку они живут в полноте всех щедрот, доступных для них, но для их возлюбленного человечества, которое является прелюбодейным и греховным, погрязли в мирской суете и поэтому нуждаются в небесной помощи.
Дионисий суммировал то, что было накоплено до него. Серафимы, херувимы, силы и ангелы упоминаются уже в Ветхом завете; в Новом завете появляются господства, начала, престолы, власти и архангелы.
По классификации Григория Богослова (IV в.) ангельская иерархия состоит из ангелов, архангелов, престолов, господств, начал, сил, сияний, восхождений и разумений.
Постоянное участие ангелов в наших земных заслугах, особенно литургия, служит залогом этого. «Теперь силы небес невидимо служат нам», ясновидящая подтверждает Церковь в таинственной литургии Пресвятых Даров, в то время как в ежедневной литургии Св. Остается только говорить о деятельности небесных сил на земле. Именно ангелы-хранители в основном занимаются такой деятельностью.
Сам Христос заверяет нас в своем существовании, говоря: «Берегитесь, чтобы вы не презирали ни одного из этих маленьких; ибо говорю вам, что на небесах ангелы их всегда видят лице Отца Моего Небесного». В Церкви есть два мнения: некоторые святые отцы верят, что ангелу-хранителю присваивается каждый человек в его концепции, в то время как другие считают, что только новокрещенные получают ангела-хранителя. Эти два мнения примиряются следующим образом: ангел-хранитель назначается Богом каждому индивидууму в его концепции, но начинает следить за ним только после его крещения.
По своему положению в иерархии девять ангельских чинов располагаются следующим образом:
Первая иерархия
Серафимы
Херувимы
Престолы
Вторая иерархия
Господства
Третья иерархия
Архангелы
1. Серафимы
Серафимы – ангелы любви, света и огня. Они занимают самое высокое положение в иерархии чинов и служат Богу, заботясь о его престоле. Серафимы выражают свою любовь к Богу постоянным пением хвалебных псалмов.
Это подтверждается различными текстами в Священном Писании и церковных службах . Говоря об ангелах-хранителях, давайте прежде всего отметим, что согласно Писанию они назначаются не только отдельным лицам, но и целым народам или церквям. Мы уже упоминали, что Архангел Михаил первоначально был ангелом-хранителем еврейского народа, но после того, как он потерял свой статус избранного народа, он, по убеждению Церкви, стал ангелом-хранителем христианской церкви.
Тот же Пророк Даниил, который первым назвал Архангела Михаила, великого князя Иудеев, говорит также о небесных князьях персидского и греческого народов. Если бы эти языческие народы могли иметь ангелов-хранителей как своих «князей», то можно разумно предположить, что другие, особенно христианские народы не были лишены такой благодати.
2. Херувимы
Слово «херувим» означает «полнота знаний» или «излияние мудрости». Этот хор имеет силу знать и созерцать Бога и способность понять и передать другим божественное знание.
3. Престолы
Термин «престолы», или «многоглазые», указывает на их близость к трону Бога. Это самый близкий к Богу чин: и свое божественное совершенство, и сознание они получают непосредственно от Него.
Из какого ранга небесной иерархии выбираются ангелы-хранители? Естественно предположить, что он из низшего ранга простых ангелов. Однако не все ли бестелесные силы называются служителями? Мы уже знаем, что даже командиры ангельского воинства, Михаила и Гавриила, были отправлены в мир служить, а Михаил охраняет Святую Церковь и по сей день. Поэтому было бы неправильно ошибочно полагать, что покровительство отдельных Православных Церквей и народов было доверено Господом ангелам с высших уровней небесной иерархии.
Но давайте поговорим об ангелах-хранителях нас, простых христианах. Церковь ежедневно молится: «Для ангела мира, верного проводника, хранителя наших душ и тел, позволим нам умолять Господа». Как следует понимать эту молитву, когда каждый из нас уже имеет своего ангела-хранителя, по крайней мере , со дня крещения? Наше несчастье состоит в том, что благодаря нашим грехам и злым действиям мы часто преследуем нашего ангела-хранителя. Именно по этой причине мы должны постоянно просить Господа вернуть его нам.
8. Архангелы
Архангелы – слово это греческого происхождения и переводится как «ангелоначальники», «старшие ангелы». Согласно христианской небесной иерархии, они занимают место непосредственно над ангелами. Религиозная традиция насчитывает семь архангелов. Главный здесь Михаил-архистратиг - предводитель воинств ангелов и людей в их вселенской битве с Сатаной. Оружием Михаила служит пламенный меч.
Мы должны твердо помнить, что наш ангел-хранитель - наш лучший и самый верный друг. Поэтому очень важно мысленно общаться с ним и принимать его советы как можно чаще. Тот, кто это знает по опыту, часто, после горячей молитвы к своему ангелу, внезапно приходит в голову яркая и прекрасная идея , или сомнения успешно решены. Это ответ ангела-хранителя. Хорошо молиться своему ангелу во времена скорби, душевной тоски и даже неудачи в бизнесе, потому что наш ангел «мирный», и он поможет восстановить мир для наших беспокойных душ.
Если мы научимся постоянно ощущать присутствие нашего небесного друга, тогда нам будет неудобно заниматься грехом. Да, мы должны, мы должны научиться любить нашего ангела-хранителя. Он не только охраняет и лелеет нас в этой земной жизни, но и берет на себя нашу душу сразу же после нашей смерти, защищает ее от демонов, берет ее через ужасные небесные дорожки и переносит ее к Богу для первой и второй презентации. Наш ангел-хранитель также заступится за нас в Страшном суде . Церковь подтверждает это в своем каноне ангелу-хранителю.
9. Ангелы
И греческие, и еврейские слова выражающие понятие «ангел», означают «вестник». Ангелы являются бестелесными помощниками Бога. Они появляются в виде людей с крыльями и ореолом света вокруг головы.
Добрые и злые ангелы, посланцы Бога или дьявола, сходятся в решающей битве , описанной в книге Откровения. Ангелы могут быть обычными людьми , пророками, вдохновляющими на благие свершения сверхъестественными носителями всякого рода вестей или наставниками и даже безличными силами, как ветры, облачные столбы или огонь, которые вели израильтян во время их исхода из Египта. Чуму и моровую язву называют злыми ангелами . Многие другие явления, как вдохновение, внезапные побуждения, провидения, также приписываются ангелам.
Давайте рассмотрим лишь некоторые из многочисленных примеров, извлеченных из жизни помощи, предоставляемой человечеству ангелами-хранителями. Каждый из нас может дополнить эти примеры событиями, взятыми из нашей собственной жизни или жизнью членов нашей семьи и друзей.
Апостол Петр чудесным образом был доставлен из тюрьмы ангелом. Поликарп, епископ Смирновский и ученик святого Иоанна Богослова, был чудесным образом спасен от смерти его ангелом-хранителем. Во время одного из его путешествий святой Поликарп и его дьякон остановились на ночь в придорожной гостинице. В полночь ему показался ангел-хранитель и сказал: «Поликарп, встаньте и быстро покиньте эту гостиницу, потому что она упадет». Видение и предупреждение произошло трижды. Поликарп вышел из гостиницы, он сразу упал.
Согласно учению церкви, ангелы - бесполые невидимые духи, бессмертные со дня их творения. Ангелов много, что вытекает из ветхозаветного описания Бога - «Господь воинства». Они образуют иерархию из ангелов и архангелов всего воинства небесного.
Ангелы служили посредниками между Богом и его народом. В Ветхом Завете говорится, что никто не мог увидеть Бога и остаться живым, поэтому непосредственное общение между Всемогущим и человеком часто изображается как общение с ангелом.
Кирилл Белозерский строил свой монастырь, все его соседи были поражены успехом своего предприятия и считали его богатым человеком. Из-за этого слуха какой-то жадный землевладелец собрал своих слуг и отправился ночью, чтобы ограбить Св. Однако, когда они подошли к воротам, злодеи увидели огромное множество воинов, которые шли по монастырю с обнаженными мечами. Грабители ждали до утра, надеясь, что воины заснут, но они тщетно ждали и вернулись домой с пустыми руками. На вторую ночь они снова пришли и заметили присутствие еще большего количества воинов, и снова они вернулись домой без успеха.
Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в V веке книга Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» (греч. «Περί της ουρανίας», лат. «De caelesti hierarchia») , более известная в редакции VI века. Девять ангельских чинов разбиты на три триады, каждая из которых имеет какую-либо особенность.
Первая триада – серафимы, херувимы и престолы – характеризуется непосредственной близостью к Богу;
Когда наступило утро, помещик послал в монастырь слугу, чтобы узнать, какой полк стоял в монастыре и как долго он будет там. Слуга вернулся и сообщил своему хозяину, что целую неделю в монастыре даже не было паломников, не говоря уже о войсках. Затем землевладелец понял, что монастырь охраняется ангелами Бога и раскаялся в его злом намерении.
Когда-то в Киево-Печерской Лавре жили два монаха - священник Титус и дьякон Эвагрий. В течение нескольких лет они жили в таком прекрасном дружбе, что другие братья были поражены их единодушием. Но завистливому врагу человечества удалось разжигать вражду и ненависть между ними настолько, что они не могли даже смотреть друг на друга без крайнего раздражения. Все попытки братьев смириться с ними были напрасны. Вскоре после этого священник Титус заболел. Он начал плакать о своем грехе и послал за своим врагом Евагрюсом просить прощения, но Евагрий даже не хотел слушать и начал ужасно проклинать другого монаха.
Вторая триада – силы, господства и власти – подчеркивает божественную основу мироздания и мировладычества;
Третья триада – начала, архангелы и собственно ангелы – характеризуется непосредственной близостью у человеку.
Дионисий суммировал то, что было накоплено до него. Серафимы, херувимы, силы и ангелы упоминаются уже в Ветхом завете; в Новом завете появляются господства, начала, престолы, власти и архангелы.
Братья потащили его силой к смертоносу Титуса. Титу удалось встать и упасть на колени перед Евагрием, со слезами попрошайничая его простить, но нечеловеческий Эвагрий закричал: «Я не хочу успокаиваться с тобой, ни в этой жизни, ни в следующей». Евагрий сразу же упал.
Серафим Саровский, мы знаем, что, когда ему было 6-7 лет, он упал с вершины строящейся в Курске колокольни, то есть с высоты, примерно равной 5-м или 6-м этажам современного многоквартирного дома , и остался совершенно невредимым. Сам святой засвидетельствовал, что он был спасен его ангелами-хранителями.
По классификации Григория Богослова (4 в.) ангельская иерархия состоит из ангелов, архангелов, престолов, господств, начл, сил, сияний, восхождений и разумений.
По своему положению в иерархии чины располагаются следующим образом:
серафимы – первый
херувимы – второй
престолы- третий
господства – четвертый
Из всего сказанного здесь о ангелах мы можем божественное взаимное участие двух миров - ангелов и людей - и их сущности. Как второе творение, обладающее не только душой, но и телом, созданным по образу и подобию Бога, возведенным Христом на престол Бога и создавший из его глубин Того, Кто более почетен, чем херувимы и вне сравните более славные, чем серафимы, человечество в настоящее время является короной творения. Он не существует, чтобы служить ангельскому миру, и все же можно сказать, что ангельский мир был частично создан для служения человечеству.
силы – пятый
власти – шестой
начала – седьмой
архангелы- восьмой
ангелы – девятый.
Иудейские иерархические построения отличаются от христианских, поскольку аппелируют только к первой части Библии – Ветхому Завету (ТаНаХу). Один источник насчитывает десять чинов ангелов, начиная с самого высокого: 1. хайот; 2. офаним; 3. арелим; 4. хашмалим; 5. серафимы; 6. малаким, собственно «ангелы»; 7. элохим; 8. бене Элохим («сыны Божии»); 9. херувимы; 10. ишим.
Для христианских верующих это понятие приносит не только радость, но и осознание их большой ответственности перед Богом. И как замечательно и утешительно мысль, что у ангелов у нас есть верные друзья, наставники, помощники и хранители наших душ и тел. О святые архангелы и ангелы, молитесь Богу за нас, грешных!
Значения 7 Имени Православной Церкви Архангела. Считается, что в общей сложности семь архангелов. Слово Архангел происходит от двух греческих слов ; «архе» означает правителя, а «ангелос» означает посланника. Святой Томас Аквинский однажды заявил; «Ангел может осветить мысль и ум человека, усилив силу зрения». В православной вере ангелы и святые - духовные наставники, которые поощряют верующих на своем пути к Христу. Молитва Ангелу-Хранителю демонстрирует сильное православное богословие о взаимоотношениях ангелов и людей: «О, ангел Божий, мой святой хранитель, дарованный мне с Небес, просвещает меня сегодня и спаси меня от всего зла. совершая добрые дела, и поставил меня на путь спасения».
В «Maseket Azilut» десять ангельских чинов даются в ином порядке: 1. серафимы во главе с Шемуэлем или Йехоэлем; 2. офаним во главе с Рафаилом и Офаниэлем; 3. херувимы, которых возглавляет Керубиэль; 4. шинаним, над которыми поставлены Цедекиэль и Гавриил; 5. таршишим, начальниками которых выступают Таршиш и Сабриэль; 6. ишим с Цефаниэлем во главе; 7. хашмалим, вождь которых зовется Хашмал; 8. малаким, возглавляемые Уззиэлем; 9. бене Элохим во главе с Хофниэлем; 10. арелим, которыми руководит сам Михаил.
Архангел Михаил почитается за то, что он Хранитель Православной Веры . Димитрий Ростове, отметил православный богослов, зафиксировал, что «считаются архангелами частью Серафима, которые помещают их рядом с Престолом Бога». Православная Церковь признает их; Майкл, Габриэль, Рафаэль, Уриэль, Селафиэль, Джегудель и Барачиэль. Считается, что четыре архангела, которые находятся в четырех углах Великого Престола Бога; Майкл, Габриэль, Рафаэль и Уриэль. Майкл считается лидером семи архангелов. Еврейский смысл для Майкла: «Кто подобен Богу».
В православном богословии считается, что во время падения Люцифера Майкл кричал войной и вел битву. В иконографии Майкл обычно изображается как воин с мечом в руке. Габриэль хорошо известен за то, что он объявил просветление от Бога. На иврите Гавриил означает «Человек Божий». Павел написал в 1-м Фессалоникийцам, ссылаясь на Архангела во время Второго Пришествия. Павел говорит в четвертой главе; «Ибо Сам Господь сойдет с небес с криком, с голосом архангела». Многие богословы считают, что это будет Архангел Гавриил, который делает это объявление.
Имена старших ангелов (архангелов) варьируются в разных источниках. Традиционно высший ранг приписывается Михаилу, Гавриилу и Рафаилу – трем ангелам, поименно названным в библейских книгах; четвертым к ним обычно добавляют Уриила, встречающегося в неканонической 3 Книге Ездры. Распространено представление о том, что существует семь высших ангелов (связанное с магическими свойствами числа 7), попытки перечислить их поименно предпринимались со времен 1 Книги Еноха, однако здесь существуют слишком большие расхождения. Ограничимся перечислением « великолепной семерки », принятой в православной традиции : это Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил, возглавляемые восьмым – Михаилом.
Иудаистическая традиция крайне высокое положение отводит также архангелу Метатрону, который в земной жизни был патриархом Енохом, но на небесах превратился в ангела. Он – визирь небесного двора и чуть ли не заместитель Самого Бога.
1. Серафимы
Серафимы – ангелы любви, света и огня. Они занимают самое высокое положение в иерархии чинов и служат Богу, заботясь о его престоле. Серафимы выражают свою любовь к Богу постоянным пением хвалебных псалмов.
В древнееврейской традиции бесконечное пение серафимов известно как «трисагион» – Кадош, Кадош, Кадош («Святой, Святой, Святой Владыка Сил Небесных, вся земля полна его сиянием»), считающийся песней созидания и праздника. Будучи ближайшими к Богу созданиями, серафимы также считаются «огненными», поскольку они объяты пламенем вечной любви.
Согласно средневековому мистику Яну ван Руйсброку, три чина серафимов, херувимов и престолов никогда не принимают участия в человеческих конфликтах, но находятся с нами, когда мы мирно созерцаем Бога и испытываем постоянную любовь в наших сердцах. Они и порождают в людях божественную любовь.
У Святого Иоанна Богослова на острове Патмос было видение ангелов: Гавриила, Метатрона, Кемуила и Натаниила среди серафимов.
Исайя- единственный пророк, упоминающий серафимов в древнееврейском Священном писании (Ветхом завете), когда он рассказывает о своем видении огненных ангелов над Престолом Господним: «У каждого было шесть крыльев: два закрывали лицо, два закрывали ноги, а два использовались для полета».
Еще одним упоминанием серафимов можно считать книгу Чисел (21:6), где дается ссылка на «огненных змеев». Согласно «Второй книге Еноха» (апокриф), у серафимов шесть крыльев, четыре головы и лика.
Люцифер вышел из ранга серафимов. Фактически, Падший Князь считался ангелом, который затмевал всех остальных, пока не лишился Божьей Милости.
Серафимы – В иудаистической и христианской мифологии ангелы, особо приближенные к Богу. Пророк Исаия описывает их так: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, а двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его/» (Ис. 6. 1-3). По классификации Псевдо-Дионисия, вместе с херувимами и престолами серафимы относятся к первой триаде: «…святейшие Престолы, многоокие и многокрылые Чины, называемые на языке евреев Херувимами и Серафимами, по изъяснению Св. Писания находятся в большей и непосредственнейшей пред другими
близости к Богу… что касается наименования Серафимов, оно ясно показывает непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному, их горячность и быстроту, их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность, также их способность дейстельно возводить низших в горнее, возбуждатъ и воспламенять их к подобному жару: оно также означает способность, опаляя и сжигая. тем самым очищать их – всегда открытую. неугасимую, постоянно одинаковую, светооброзную и просвещающую силу их. прогоняющую и учичтожаюшую всякое омраченье.
2. Херувимы
Слово «херувим» означает «полнота знаний» или «излияние мудрости». Этот хор имеет силу знать и созерцать Бога и способность понять и передать другим божественное знание.
3. Престолы
Термин «престолы», или «многоглазые», указывает на их близость к трону Бога. Это самый близкий к Богу чин: и свое божественное совершенство, и сознание они получают непосредственно от Него.
Псевдо-Дионисий сообщает:
«Итак, справедливо в первую из небесных Иерархий посвящаются существа высшие, так как она имеет высший чин , особенно потому, что к ней, как к ближайшей к Богу, первоначально относятся первые Богоявления и освящения, А горящими Престолами и излиянием мудрости называются
небесные Умы потому, что имена сии выражают Богоподобные их свойства… Наименование высочайших Престолов означает то, что они
совершенно свободны от всякой земной привязанности и, постоянно возвышаясь над дольним, премирно стремятся к горнему, всеми силами
неподвижно и твердо прилеплены к существу истинно Высочайшему,
принимая Божественное Его внушение в полнейшем бесстрастии и невещественности; означает также то, что они носят Бога и раболепно выполняют Божественные Его повелениям.
4. Господства
Святые господства наделены достаточной силой, чтобы подняться над земными желаниями и стремлениями и освободиться от них. Их обязанность – распределять обязанности ангелов.
Согласно Псевдо-Дионисию, «знаменательное наименование святых Господств… означает некоторое нераболепное и свободное от всякой низкой привязанности к земному возвышение к горнему, ни одним насильственным влечением к несходному с ними ни в каком случае не колеблемое, но господство постоянное по своей свободе, стоящее выше всякого унизительного рабства, чуждое всякой униженности, изъятое из всякого неравенства самому себе, постоянно стремящееся к истинному Господству и, сколько возможно, свято преобразующее в совершенное Ему подобие как само себя, так и все ему подчиненное, не прилепляющееся ни к чему случайно существующему, но всегда всецело обращающееся к истинно-сущему и непрестанно приобщающееся державному Богоподобию»
5. Силы
Силы, известные как «блистательные, или сияющие», – ангелы чудес, помощи, благословения, которые появляются во время сражений во имя веры. Считается, что Давид получил поддержку Сил на битву с Голиафом.
Силы также являются ангелами, от которых Авраам получил свою силу, когда Бог велел ему принести в жертву своего единственного сына – Исаака. Основные обязанности этих ангелов – творить чудеса на Земле.
Им позволено вмешиваться во все, что касается физических законов на земле, но они также ответственны за соблюдение этих законов. Этим чином, пятым в Иерархии Ангелов, человечеству дана доблесть также, как и милость.
Псевдо- Дионисий говорит: «Наименование святых Сил означает некоторое могущественное и необоримое мужество, по возможности им сообщенное, отражающееся во всех их Богоподобных действиях для того, чтобы удалять от себя все то, что могло бы уменьшить и ослабить Божественные озарения, им даруемые, сильно стремящееся к Богоподражанию, не остающееся праздным от лености, но неуклонно взирающее на высочайшую и всеукрепляющую Силу и, сколько возможно, по своим силам соделывающееся Ее образом, совершенно обращенное к Ней как источнику Сил и Богоподобно нисходящее к низшим силам для сообщения им могущества».
6. Власти
Власти находятся на том же уровне, что господства и силы, и наделены властью и разумом, уступающим только Божьим. Они обеспечивают равновесие вселенной.
Согласно Евангелиям, власти могут быть как благими силами, так и приспешниками зла. Среди девяти ангельских чинов власти замыкают вторую триаду, в которую кроме них входят еще господства и силы. Как сказано у Псевдо-Дионисия, «наименование святых Властей знаменует равный Божественным Господствам и Силам, стройный и способный к принятию Божественных озарений Чин и устройство премирного духовного владычества, не употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к Нему приводящее и, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти и изображающее Его… в совершенно истинном употреблении своей владыческой силы».
7. Начала
Начала – это легионы ангелов, защищающих религию. Они составляют седьмой хор в иерархии Дионисия, следующий непосредственно перед архангелами. Начала придают силу народам Земли, чтобы отыскать и пережить свою судьбу.
Считается также, что они являются хранителями народов мира. Выбор этого термина, как и термина «власти», для обозначения чинов ангелов Божьих несколько сомнителен, поскольку в. «Послании к ефесянам» «начальствами и властями» названы «духи злобы поднебесные», против которых должны биться христиане («К ефесянам» 6:12).
Среди тех, кого считают «главными» в этом чине, – Нисрок, ассирийское божество, которое оккультные писания считают главным князем – демоном ада, и Анаил – один из семи ангелов созидания.
В Библии сказано: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни
Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее… не может отлучить нас
от любви Божией во Иисусе Христе, Господе нашему (Рим., 8.38). По
классификации Псевдо-Дионисия. начала входят в состав третьей триады
наряду с архангелами и собственно ангелами. Псевдо-Дионисий говорит:
«Имя небесных Начальств означает Богоподобную способность начальствовать и управлять сообразно священному порядку, подобающему начальствующим Силам, как самим всецело обращаться к Безначальному Началу, так и других, как свойственно Начальству, к Нему руководствовать, отпечетлевать в себе, сколь возможно, образ неточного Начала и. наконец, способность выражать премирное Его начальство в благоустроении начальствующих Сил.., Провозвестнический чин Начальств, Архангелов и Ангелов попеременно начальствует над человеческими Иерархиями, чтобы в порядке было восхождение и обращение к Богу, общение и единение с Ним, которое и от Бога благодательно распространяется на все Иерархии, начаждается чрез сообщение и изливается в священнейшем стройном порядке».
8. Архангелы
Архангелы – Слово это греческого происхождения и переводится как «ангелоначальники», «старшие ангелы». Термин «Архангелы» появляется впервые в грекоязычнон иудейской литературе предхристианского времени (греч. извод «Книги Еноха» 20, 7) как передача выражений вроде (« великий князь ») в приложении к Михаилу ветхозаветных текстов (Дан. 12, 1); затем этот термин воспринимается новозаветными авторами (Иуд. 9; 1 Фесс. 4, 16) и более поздней христианской литературой. Согласно христианской небесной иерархии, они занимают место непосредственно над ангелами. Религиозная традиция насчитывает семь архангелов. Главный здесь Михаил-архистратиг (греч. «верховный военачальник») - предводитель воинств ангелов и людей в их вселенской битве с Сатаной. Оружием Михаила служит пламенный меч.
Архангел Гавриил - известен более всего участием в Благовещении Деве Марии о рождении Иисуса Христа. Как вестника сокровенных тайн мира, его изображают с цветущей ветвью, с зеркалом (отражение тоже способ познания), а иногда со свечой внутри светильника - тот же символ сокрытого таинства.
Архангел Рафаил - известен как небесный целитель и утешитель страждущих.
Реже упоминаются четыре других архангела.
Уриил - это небесный огонь, покровитель тех, кто посвятил себя наукам и искусствам.
Салафиил - имя верховного служителя, с которым связано молитвенное вдохновение. На иконах его пишут в молитвенной позе, с крестообразно сложенными на груди руками.
Архангел Иегудиил - благословляет подвижников, охраняет их от сил зла. В правой руке у него золотой венец как символ благословения, в левой - бич, отгоняющий врагов.
Варахиилу - отведена роль раздатчика вышних благ простым труженикам, прежде всего земледельцам. Его изображают с розовыми цветами.
О семи небесных архангелах говорит и ветхозаветное предание. Их древнеиранская параллель - семь благих духов Аме ша Спента («бессмертных святых») находит соответствие мифологии Вед. Это указываем на индоевропейские истоки учения о семи архангелах, которое в свою очередь соотносится древнейшими представлениями людей о семеричной структур бытия как божественного, так и земного.
9. Ангелы
И греческие, и еврейские слова выражающие понятие «ангел», означают «вестник» . Ангелы часто выполняли эту роль в текстах Библии, однако авторы ее нередко придают этому термину и другой смысл. Ангелы являются бестелесными помощниками Бога. Они появляются в виде людей с крыльями и ореолом света вокруг головы. Обычно о них упоминается в Еврейских, Христианских и Мусульманских религиозных текстах. Ангелы имеют вид человека, «только с крыльями и одеты в белые одежды, : творил их Бог из камня»; ангелы и серафимы - женщины, херувимы - мужчины или дети) <Иваницкий, 1890>.
Добрые и злые ангелы, посланцы Бога или дьявола, сходятся в решающей битве, описанной в книге Откровения. Ангелы могут быть обычными людьми, пророками, вдохновляющими на благие свершения сверхъестественными носителями всякого рода вестей или наставниками и даже безличными силами, как ветры, облачные столбы или огонь, которые вели израильтян во время их исхода из Египта. Чуму и моровую язву называют злыми ангелами Св. Павел называет свою болезнь «вестник Сатаны». Многие другие явления, как вдохновение, внезапные побуждения, провидения, также приписываются ангелам.
Невидимые и бессмертные. Согласно учению церкви, ангелы - бесполые невидимые духи, бессмертные со дня их творения. Ангелов много, что вытекает из ветхозаветного описания Бога - «Господь воинства». Они образуют иерархию из ангелов и архангелов всего воинства небесного. Ранняя церковь четко разделила девять типов, или «чинов», ангелов.
Ангелы служили посредниками между Богом и его народом. В Ветхом Завете говорится, что никто не мог увидеть Бога и остаться живым, поэтому непосредственное общение между Всемогущим и человеком часто изображается как общение с ангелом. Именно ангел не дал Аврааму принести в жертву Исаака. Моисей видел ангела в горящем кусте, хотя при этом слышался голос Бога. Ангел вел израильтян во время их исхода из Египта. Время от времени библейские ангелы выглядят совсем как смертные, пока не открывается их истинная сущность, подобно ангелам, которые пришли к Лоту перед ужасающим разрушением Содома и Гоморры.
Безымянные духи. В Священном писании упоминаются и другие ангелы, например дух с огненным мечом, который преградил путь Адаму обратно в Эдем; херувим и серафим, изображенные в виде грозовых туч и молний, что напоминает о вере древних евреев в бога грозы; посланец Бога,который чудесным образом вызволил Петра из тюрьмы, кроме того, ангелы, которые явились Исаие в его видении небесного суда: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал».
Сонмы ангелов несколько раз появляются на страницах Библии. Так, хор ангелов возвестил рождение Христа. Архангел Михаил командовал многочисленным небесным воинством в битве с силами зла. Единственные ангелы в Ветхом и Новом Заветах, которые имеют собственные имена , - это Михаил и Гавриил, принесшие Марии весть о рождении Иисуса. Большинство ангелов отказывалось назвать себя, это отражало бытовавшее поверье, что раскрытие имени духа уменьшает его могущество.