Ошибка врачей или возраст? От чего умер Олег Табаков. Скончался олег табаков Николай Ростов в ленте «Война и мир»
Врачам потребовалось в срочном порядке ввести актера Олега Табакова в искусственную кому. На данный момент заслуженный артист находится в стабильном крайне тяжелом состоянии.
Из-за такого ухудшенного состояния здоровья Табакова медики приняли решение ввести его в седативное состояние. Это поможет восьмидесяти двухлетнему артисту сделать нагрузку на организм из-за борьбы с заболеванием минимальной.
На данный момент Олег Табаков уже более трех месяцев находиться в стационаре на лечении и месяц как введен в состояние комы.
В театре имени Чехова, где работает Олег Павлович, сообщили, что скоро артист вернется к работе и даже будет выступать на сцене, но врачи отрицают эту информацию. Медики говорят, что актер будет находиться под наблюдением врачей до тех пор, пока они не будут уверены, что его жизни и здоровью ничего не угрожает.
Олег Табаков жив или нет: актеру придется попрощаться со сценой
Несмотря на оптимизированный курс лечения, который разработали медицинские сотрудники специально для Олега Павловича, его состояние только ухудшается и никаких улучшений пока не видно.
Медики говорят, что организм Табакова находится в сильном истощении, так как много энергии тратит на то, чтобы бороться с заболеванием. Именно из-за этого обратный путь на сцену заслуженному артисту СССР и Российской Федерации закрыт.
Так же в средствах массовой информации появилась информация, что Олег Павлович больше не будет иметь возможности дышать без баллона с кислородом и постоянной искусственной вентиляции легких, уж сильно его состояние здоровье находиться в кризисной ситуации.
В МХТ имени Чехова, художественным руководителем которого являлся Табаков, имени артиста на афишах не значится до конца марта.
Также стало известно, что время от времени артиста вводят в искусственную кому, чтобы давать организму наполнится хоть каким-то количеством энергии.
Олег Табаков жив или нет: врачи о здоровье артиста
Недавно врачи сделали ужасающий прогноз в отношении здоровья Олега Табакова.
Медицинские сотрудники утверждают, что организм Олега Павловича понес колоссальные потери и сильно истощен, что приводит к тому, что полноценно артист уже никогда не сможет работать, если вообще сможет вернуться к актерской деятельности.
Теперь его состояние здоровья нужно будет регулярно поддерживать и контролировать, чтобы это не привело к фатальным последствиям. А еще он не сможет дышать без кислородного баллона.
В ноябре прошлого года в СМИ появилась информация, что 82-летний художественный руководитель МХТ имени Чехова Олег Табаков попал в реанимацию Первой градской больницы в крайне тяжелом состоянии. У него якобы заподозрили тяжелое воспаление легких. При этом в театре говорили, что он проходит плановое обследование «по направлению стоматология».
К Новому году его состояние улучшилось, но затем появились сообщения о подключении Табакова к аппарату искусственной вентиляции легких. В конце января стало известно, что он до сих пор находится в Первой градской больнице.
Олег Табаков жив или нет: сын оставил больного Табакова и оборвал все связи с Россией
Старший сын заслуженного российского артиста Антон решил покинуть Российскую Федерацию и переехал жить во Францию. Последним, что связывало его с этой страной был его ресторанный бизнес и тяжелобольной отец. Но свой бизнес он продал, а отца, видимо, посчитал обузой.
«Семья постоянно проживает во Франции. Семь лет назад купил здесь квартиру. Жена с дочкой перебрались сразу же, а я постоянно курсировал туда-сюда. Однако в последнее время бываю в Москве все реже, а следить за делами ресторанного бизнеса на расстоянии сложно. Да и иные причины нашлись», - объяснил свое решение Антон.
Антон Табаков рассказал в своем интервью, что именно дети стали причиной окончательного переезда во Францию и продажи сети ресторанов.
«У младшеньких сейчас такой возраст, когда им требуется особое внимание родителей», - цитирует «СтарХит» предпринимателя.
Сейчас мужчина старается все свободное время проводить со своими детьми
«Готовим, читаем, разговариваем обо всем на свете. Антонина ходит в школу, Маруся - в детский сад », - рассказал ресторатор.
Тем более исходя из ситуации с отцом, Антон понял, что жизнь слишком коротка и пора больше времени уделять семье, именно поэтому он решил поменять приоритеты в своей жизни и на первое место поставить семью.
«Мой трудовой стаж уходит корнями в далекий 1966-й: в шесть лет я впервые снялся в кино и получил гонорар. Это было почти пятьдесят два года назад! Так что могу позволить себе побыть безработным», - заявил он.
Олег Павлович Табаков – советский и российский актер , режиссер и педагог, актер озвучивания, один из основателей театра «Современник», руководитель театра «Табакерка» и МХТ им. Чехова, ректор Школы-студии МХАТ (1986 – 2000). Большинство фильмов с его участием стали классикой отечественного кинематографа : «Живые и мертвые», «Война и мир», «Гори, гори, моя звезда», «Семнадцать мгновений весны», «12 стульев», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Д"Артаньян и три мушкетера», «Несколько дней из жизни Обломова», «Человек с бульвара Капуцинов»... Этот список можно продолжать еще очень долго, а ведь за его плечами множество не менее выдающихся театральных работ.Детство и юношеские годы
Олег Павлович Табаков родился 18 августа 1935 года в семье врачей Павла Кондратьевича Табакова и Марии Андреевны Березовской. Свое детство будущий актер и худрук провел в коммунальной квартире и уже с детства знал, какую цену имеет рубль, заработанный взрослыми, как честность, доброта и трудолюбие близких соседствуют с лицемерием, ханжеством и приспособленчеством общества.
Тем не менее, все ранние детские воспоминания Олега Табакова окрашены в светлые оттенки. Эти годы он ассоциирует со свободой, солнцем, пространством и счастьем. Его окружали только любящие люди : мама и папа, бабушки Оля и Аня, дядя Толя и тетя Шура. Маленький Олег очень много читал и уже тогда увлекался театром – с удовольствием посещал саратовский ТЮЗ, многие постановки смотрел по несколько раз и знал наизусть.
Все изменилось, когда грянула война. Отец ушел на фронт, работал на санитарном поезде, Олега с мамой эвакуировали на Урал, и в военные годы Мария Андреевна трудилась в военном госпитале у железнодорожной станции Эльтон. Глава семейства вернулся домой, но вскоре после этого они с женой разошлись. Это стало огромным ударом для мальчика, причинило буквально физическую боль.
Оставшись без мужской опеки, мальчик едва не попал в дурную компанию, связавшись с уличной шпаной. Кто-то рассказал об этом маме Олега, и женщина взяла сына за руку и привела его в драмкружок «Молодая гвардия» при Дворце пионеров. Ему повезло попасть к педагогу Наталье Иосифовне Сухостав, которую Табаков впоследствии называл своей крестной мамой в актерской профессии. Хотя на прослушивании в студию он говорил очень тихо и неразборчиво, женщина приняла его в группу, и уже через несколько месяцев он блистал на сцене в ключевых ролях. В драмкружке он занимался с 1950 по 1953 год.
Окончив саратовскую школу №18, Табаков решил отправиться в Москву, чтобы поступить в театральное училище. Родственники отговаривали его, искренне желая добра – мало кто верил, что юноша из провинции с тремя годами местного драмкружка преодолеет жестокие вступительные испытания . Но, видимо, саратовская театральная школа всегда была сильной: Олега приняли в Школу-студию МХАТ и в ГИТИС. Он отдал предпочтение первому, так как считал этот вуз «вершиной театральной педагогики».
Первые роли
В учебных спектаклях Табаков играл преимущественно положительные роли. Сыграв однажды Хлестакова из «Ревизора», он получил комментарий от одного из педагогов: «Оказывается, в вас дремал прекрасный комедийный актер». Диплом об окончании Школы-студии он получил в 1957 году, после чего его приняли в театр Станиславского.
Еще в 1956 году он с группой единомышленников-выпускников МХАТовской школы (среди них были Олег Ефремов, Игорь Кваша , Галина Волчек , Евгений Евстигнеев и др.), основал театр «Современник» (тогда он назывался «Студия молодых актеров»). В качестве пробы пера выбрали спектакль «Вечно живые»: худруком был Олег Ефремов (он же исполнял роль Бороздина), Табаков (Лёлик, как звали его друзья) играл студента Мишу.
Репетировали 4 месяца, премьера состоялась 8 апреля 1957 года. Критики отмечали, что не увидели в постановке ничего нового – это был просто «классический хороший МХАТ». Эти слова группа молодых актеров восприняла как похвалу, ведь именно возрождение эстетических идеалов театра, свободного от налета «советчины», было их главной целью.
Первое время «Современник» жил под крылом МХАТа, но после третьего спектакля, «Никто» (в котором Табаков исполнил сразу 3 роли), руководство театра обвинило артистов в попрании традиций и выгнало их из помещения. Лишь через 4 года театр выбил собственное здание, располагавшееся на улице Маяковского. Табаков являлся постоянным артистом «Современника» до 1983 года, был задействован более чем в 30-ти постановках.
Еще будучи студентом, Табаков начал сниматься в кино. Вначале это были роли в массовке, но в 1956 году ему досталась главная роль в картине «Тугой узел». По сюжету у его героя Саши Комлева умирает отец, и парня усыновляет председатель колхоза, который в фильмы был показан отъявленным бюрократом. Это не понравилось цензорам, актера, исполнявшего роль председателя, заменили, а фильм получил другое название – «Саша вступает в жизнь». Оригинал зрители все же увидели, но лишь 30 лет спустя.
На рубеже 50-х и 60-х о талантливых актерах театра «Современник» знала вся Москва. А поистине народную славу Табаков приобрел после выхода в 1960 году на экраны двух картин подряд: драмы «Люди на мосту» и остросюжетной картины «Испытательный срок».
Первых героев Табакова называли «розовскими мальчиками». Школьник по имени Олег Савин, которого сыграл Табаков в ленте «Шумный день» по пьесе «В поисках радости» Виктора Розова – это воплощение лучших черт в людях хрущевского времени: прямота суждений, чистота помыслов, умение отстаивать свою позицию. Это относится и к Олегу Савину и к Виктору Булыгину из фильма «Люди на мосту», и к Саше Егорову из « Испытательного срока », и к Сереже из «Чистого неба», и ко многим последующим ролям Табакова
От этого амплуа он отошел в фильме «Молодо-зелено» (1963). Многие сомневались, что Табаков с его юношеской внешностью сможет убедительно сыграть бригадира и депутата Бабушкина. Но ему это мастерски удалось, и следом его утвердили на роль лейтенанта Крутикова из «Живых и мертвых» – первая отрицательная роль в фильмографии Табакова.
Всесоюзная слава
По воспоминаниям актеров «Современника», в те годы они были столь востребованными, что иногда сотрудники Мосфильма поджидали их прямо на выходе из театра, сажали в машину и везли на съемочную площадку . Безумный рабочий график сказался на здоровье Табакова – в 29 лет у него случился инфаркт. Прогноз врачей был неутешительным – ему советовали завязать с выступлениями навсегда. Но прошла пара месяцев, и он уже каждый вечер репетировал спектакль « Обыкновенная история », который в 1967 году получил госпремию Советского Союза , а сам Табаков за совокупные заслуги был награжден Знаком Почета.
В 1966 году зрители увидели Табакова в роли Николая Ростова в «Войне и мире» Сергея Бондарчука , в компании Вячеслава Тихонова и Людмилы Савельевой .
В 1968 году Олега Табакова пригласили в пражский театр «Чиногерны клуб» сыграть Хлестакова в постановке «Ревизор». Всего чешским зрителям было продемонстрировано 30 спектаклей, каждый из которых срывал овации,
В 1970 году, после того, как Олег Ефремов ушел во МХАТ, Олег Табаков возглавил «Современник», при этом продолжая выходить на сцену вместе с другими актерами. Он проявил себя достаточно жестким и бескомпромиссным руководителем: без колебания наказывал прогульщиков и разгильдяев, а однажды уволили Олега Даля – тот явился на спектакль пьяным и не смог выйти к зрителям. По мнению Олега Павловича, театр – это большая семья, где все дети должны расти в справедливости.
Олег Павлович стал одним из первых, кто принял участие в телеспектаклях: первым опытом стали работы в постановках «Рисунок карандашом» и «Продолжение легенды». На ТВ он записывает и два моноспектакля («Василий Теркин» и «Конек-Горбунок»). После этого с блеском сыграл главные роли в телевизионных спектаклях «Шагреневая кожа», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Эзоп» и «Печники», принимал участие в создании телеверсии постановки Современника «Двенадцатая ночь».
В 1973 году ему досталась роль эсэсовского генерала Шелленберга в «17 мгновений весны» с Вячеславом Тихоновым в главной роли , после чего его начали узнавать и за пределами Советского Союза.
В 1976 году он вновь проявил свой комедийный талант в «12 стульях» Марка Захарова . В эпопее о похождениях героев Андрея Миронова и Анатолия Папанова он сыграл застенчивого завхоза-воришку Альхена.
«12 стульев»: Табаков в роли «голубого воришки»
В 1978 году Табаков начал работу над озвучиванием кота Матроскина из мультфильма «Трое из Простоквашино». Шарика озвучил Лев Дуров , а дядю Федора – Мария Виноградова. Сегодня сложно представить, что будет если любимые с детства герои заговорят другими голосами. Это одна из самых известных работ Табакова как актера дубляжа, но далеко не единственная. Видимо, ему лучше всего удаются голоса героев-котов – он дублировал голос главного героя в фильме «Гарфилд» и его продолжении.
Через год зрители по достоинству оценили его исполнение короля Людовика XIII в мюзикле «Д"Артаньян и три мушкетера», в котором собрался воистину звездный состав : Михаил Боярский , Вениамин Смехов , Игорь Старыгин, Ирина Алферова , Алиса Фрейндлих , Маргарита Терехова . Вокальные партии Табакова исполнял Владимир Чуйкин.
Песни Людовика XIII, не вошедшие в «Трех мушкетеров»
Четыре года спустя Никита Михалков представил результат их сотрудничества – драму «Неоконченная пьеса для механического пианино» по мотивам чеховских рассказов. В том же году ему присудили звание Заслуженного артиста РСФСР. В 1980 свет увидела другая картина Михалкова с Табаковым в главной роли – «Несколько дней из жизни Обломова», которая получила зрительский успех за пределами страны, собрала премии международных фестивалей и 10 дней демонстрировалась в нью-йоркском кинотеатре «Эмбасси» с непременным аншлагом.
В 1983 году многолетнее сотрудничество с «Современником» закончилось переходом в МХАТ. Первой ролью Олега Павловича, сыгранной на этой сцене, стал Сальери из «Амадея».
В 1988 году Табакову было присвоено звание Народного артиста. К началу 90-х он был одним из самых богатых актеров Союза (хотя денежная реформа 1992 года плачевно сказалась на его состоянии). После развала СССР Олег Павлович продолжал сниматься в кино («Ширли-Мырли» с Верой Алентовой , «Внучка президента» с Надеждой Михалковой , «Сирота Казанская» с Еленой Шевченко и др.), регулярно выходил на сцену, но большую часть времени у него отнимало преподавание актерского искусства молодому поколению.
Педагогическая деятельность
В 1974 году у Табакова, уверенного, что необходимо «постоянно приобретать и коллекционировать свои профессиональные умения», возникла идея создать свою студию. Желающих заниматься у самого Табакова оказалось более четырех тысяч, но прошли отбор лишь 18 человек. Пятеро из них поступили в ГИТИС, на курс, который взялся учить Табаков.
Программа на курсе Табакова сильно отличалась от того, что преподавали студентам в других театральных. Ученики читали «запрещенку», устраивали встречи с культовыми фигурами в искусстве того времени, вроде Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы .
Олег Табаков и его «цыплята табака»
В 1977 году этот курс стал основой для будущего театра «Табакерка». Среди молодых людей были многие известные сегодня артисты: Игорь Нефедов, Андрей Смоляков , Елена Майорова.
В 1986 году Табаков стал ректором Школы-студии МХАТ. Эту должность он занимал до 2000 года, после чего возглавил кафедру мастерства актера. В 1992 году по его инициативе была основана Летняя актерская школа имени Станиславского в Бостоне
В 2000 он стал художественным руководителем МХТ им. Чехова. Первым делом новый худрук взял курс на полное обновление репертуара, для чего пригласил режиссеров со свежим взглядом (Кирилл Серебренников , Константин Богомолов , Сергей Женовач) и актеров (Константин Хабенский , Юрий Чурсин , Ирина Пегова , Максим Матвеев и др.).
В 2009 году артист объявил о создании актерского колледжа при «Табакерке». Каждый год в заведение принимали 24 человека, проживание и все нужды которых финансировались из бюджета Москвы. При этом, по словам Табакова, педагоги колледжа сами искали молодые талантливых актеров, путешествуя по отдаленным уголкам России.
Театр нуждается в самородках из глубинки, и начинать учиться актерскому мастерству нужно сызмальства.
В августе 2015 года Олег Табаков отметил свое восьмидесятилетие. Свой юбилей он встретил в должности директора и художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова, а также члена Совета по культуре и искусству при Президенте России.Олег Табаков и Марина Зудина в «Вечернем Урганте»
Личная жизнь Олега Табакова
Первой женой Олега Табаков стала актриса Людмила Крылова (1938 г.р.), которая родила супругу двоих детей:Казалось, их брак выдержит любые невзгоды и перипетии актерской профессии, но в 1981 году на курс Табакова в ГИТИСе поступила 16-летняя Марина Зудина . За годы учебы их отношения вышли далеко за рамки «студент – педагог» (несмотря на 30-летнюю разницу в возрасте), но долгое время им удавалось скрывать этот факт. В 1995 году, после 10-летнего романа, Олег Табаков и Марина Зудина расписались. Свой уход из семьи Олег Табаков так и прокомментировал: «Как ни банально это звучит, пришла любоф-ф-ф…»
Почти 20 лет спустя он поведал в одном из интервью, что отношения между ним и Людмилой испортились, потому что она неоднократно избавлялась от его любимых собак, пока он был на гастролях.
Познер. Олег Табаков. Фрагмент (2011 год)
Дети от первого брака не простили отцу разрыв с Крыловой. Антон и Александра ушли из актерской профессии. Сын занялся ресторанным бизнесом, воспитал четверых детей: Никиту, Анну, Антонину и Марию. Дочь, порвавшая отношения с Табаковым, какое-то время была радио- и телеведущей, затем вышла замуж за немецкого кинодеятеля Яна Лиферса, от которого в 1988 году родила дочь Полину. После развода Александра с дочерью (которая носит фамилию отца) вернулись в Москву.
В 1995 году Марина Зудина подарила Олегу Павловичу сына Павла, а в 2006 году дочку Марию. Повзрослев, Павел Табаков продолжил дело отца: окончил школу-студию Олега Табакова, поступив туда честно, без блата, был занят в постановках МХТ им. Чехова, сыграл в ряде нашумевших картин («Звезда», «Орлеан», «Дуэлянт», «Empire V»).
Смерть Олега Табакова
В ноябре 2017 года актер попал в реанимацию, что стало шоком для всех поклонников его творчества. Масла в огонь подлили и диаметрально противоположные сообщения в СМИ: одни утверждали, что Табакову диагностировали сепсис, вторые писали, что он проводит плановое обследование. Антон Табаков сообщил, что его отец попал в реанимацию из-за воспаления легких (эта версия впоследствии подтвердилась). Вскоре артисту сделали трахеостомию. 25 декабря врачи сообщили об ухудшении состояния Табакова. Его пришлось ввести в искусственную кому. Очнувшись, актер перестал узнавать жену и сына.
В январе 2018 года появилась информация, что артисту стало лучше, но позже в прессе стали появляться новости о неутешительном состоянии Табакова, якобы у него начал отказывать мозг, хотя его близкие эту информацию опровергали. Тем не менее, выяснилось, что организм актера настолько ослаб, что мог функционировать только в состоянии искусственной комы. Наконец, 12 марта родные решили отключить Табакова от системы жизнеобеспечения. 82-летний актер ушел из жизни на больничной койке , в окружении близких. Прощание с актером состоялось на сцене МХТ, а похороны – на Новодевичьем кладбище.
Сегодня, 12 марта, на 83-м году жизни скончался великий советский и российский актер Олег Табаков. Легенду кинематографа знали и взрослые, и дети, на его спектакли ходили целыми семьями! Каждая роль актера была особенной и запоминающейся. Тяжело поверить, что мы больше не увидим Олега Павловича на сцене.
Состояние здоровья артиста в последнее время было окутано различными слухами и домыслами. Известно только, что последние месяцы жизни он провел в больнице, куда был госпитализирован в ноябре 2017 года.
Изначально сообщали, что у Табакова то ли пневмония, то ли бронхит, и совсем скоро он выпишется. Позже подтвердились опасения поклонников - у артиста были действительно серьезные проблемы со здоровьем, его подключили к аппарату искусственного дыхания.
В «Табакерке» утверждали, что нет поводов для беспокойства, Олег Павлович проходит стоматологическое обследование. Но когда радиостанция «Говорит Москва» попыталась связаться с актером для выяснения его состояния, он лишь кратко ответил, что болен, и бросил трубку.
По предварительным данным, у Табакова был запущенный бронхит, в конце концов немолодой организм дал сбой, пошли осложнения на дыхательную и сердечную системы. В результате медики поставили диагноз «сепсис». Врачи были настроены пессимистично, но не прекращали бороться за жизнь Табакова.
В начале января состояние больного немного улучшилось, он даже стал ориентироваться в пространстве. Но уже в конце месяца у Табакова начались судороги, и врачам не оставалось ничего, кроме как поддерживать состояние глубокой седации. Родные долго выступали против того, чтобы отключить артиста от аппаратов поддержания жизнедеятельности, но 12 марта у Табакова случился сердечный приступ.
Сообщается, что артиста не стало в 4 часа дня. В пресс-службе театра оповестили: «Олег Павлович скончался сегодня в больнице, о времени и дате похорон будет сообщено дополнительно».
За свою долгую жизнь Табаков сыграл уйму ролей. Олегу Павловичу удавалось удачно перевоплощаться в Марка Твена, Обломова, Кощея Бессмертного и других персонажей.
Король Людовик в фильме «Д"Артаньян и три мушкетера»
Бригаденфюрер СС Вальтер Шелленберг в фильме «Семнадцать мгновений весны»
Николай Ростов в ленте «Война и мир»
Владелец салуна Гарри Маккью в картине «Человек с бульвара Капуцинов»
Злобная мисс Эндрю в фильме «Мэри Поппинс, до свидания!»
Володя, женатый любовник Катерины в ленте «Москва слезам не верит»
На данный момент известно, что в момент смерти рядом с артистом находились не только родные, но и Евгений Миронов, который приехал попрощаться с коллегой.
Какие роли актера больше всего запомнились тебе?
Даже на девятом десятке Олег Табаков был полон энергии. Руководил сразу двумя театрами — МХТ им. Чехова и созданной им «Табакеркой», преподавал, был членом всевозможных коллегий, собраний, совещаний и наградных комиссий. Но главное — он оставался актёром. Больше 60 лет Табаков выходил на сцену: «Три поколения зрителей сменилось... Даже мне трудно это представить и осмыслить», — говорил народный артист .
О том, что стояло за успехом Табакова, сыгравшего в более чем 100 фильмах и почти 100 театральных постановках , рассказывает АиФ.ru.
Игра со смертью
В своей книге «Моя настоящая жизнь » Табаков вспоминал, что трижды в своей жизни оказывался на волосок от смерти. Впервые он чуть не погиб в конце 1940-х годов, когда ехал по родному Саратову на подножке трамвая. Его нога соскользнула вниз, под колёса, но в тот же миг рука неизвестного майора затащила мальчика обратно в трамвай. Следующий раз смерть была в шаге от Табакова, когда в 29 лет он оказался в больнице с инфарктом. Тогда ему удалось поправиться, зато его сосед по палате больше суток пролежал мёртвый рядом с напуганным актёром.
В последний раз Табаков всерьёз думал о смерти в конце 1990-х, когда летел в Вену ставить спектакль «Крыша». По дороге у их самолёта Ту-154 загорелся двигатель, и борт был вынужден совершить аварийную посадку в Варшаве.
Однако был ещё один случай, о котором сам мастер предпочитал не вспоминать. Его мама, будучи на 5 курсе медицинского факультета, пока не планировала заводить детей и пыталась сделать аборт. Тем не менее, мальчик выжил, а всю жизнь бойкость и развитый инстинкт самосохранения считал своими врождёнными качествами.
Пресловутый инстинкт самосохранения спасал Табакову жизнь и в годы войны. Его отец, врач, сразу ушёл на фронт, а большая семья с 6-летним Олегом осталась в Саратове. К счастью, они не испытали на себе ни свиста снарядов, ни пулемётных очередей, зато не понаслышке знали, что такое голод. Возможно, поэтому даже в последние годы Табаков очень любил поесть, а всякого рода совещания предпочитал начинать с угощения всех присутствующих чем-нибудь вкусным.
Мастер перевоплощений
Табаков был не из тех, кто пришёл в театральный вуз «за компанию». Он долго не раздумывал о будущей карьере: в детстве дважды сходил на занятия в боксёрскую секцию, где ему в кровь разбили нос, и решил остановиться на профессии актёра. «Папа, конечно, не был рад, что его сын стал артистом», — часто вспоминал Табаков, но другие в семье поддержали выбор юноши, который поехал поступать в столицу.
Харизматичного провинциального парня приняли сразу в два вуза, но он выбрал Школу-студию МХАТ. Однако нельзя сказать, что будущий худрук театров на первых курсах был образцовым студентом, скорее, он учился по завету классика: «Чему-нибудь и как-нибудь». Юноша стал «раскрываться» лишь к третьему курсу, тогда же его пригласили играть Сашу Комелевав кинофильме «Тугой узел». Актёр рассказывал, что заветную телеграмму об утверждении на роль, которая «вызвала в лагере родственников и знакомых лёгкое землетрясение баллов в шесть...», он сохранил как память. А уже к последнему курсу Табаков понимал, что не останется без работы — его стали называть мастером перевоплощений.
Олег Табаков в фильме «Тугой узел» (1956, 1957) Фото: Кадр из фильма
Табаков никогда не претендовал на героические образы. Не хотел играть Гамлета, но мечтал о роли его вельможи — Полонии. Режиссёр Марк Захаров о своей работе с Табаковым в фильме «12 стульев» вспоминал: «В одном из эпизодов его герой должен был пролить слезу. И тут Олег Павлович спрашивает меня: „Из какого глаза должна пойти слеза?“ Я решил, что это шутка и, не задумываясь, ответил: „Из правого“. Каково же было мое изумление, когда в нужный момент слеза у Табакова пошла именно из правого глаза. Это высший актерский пилотаж, утонченная внутренняя техника и виртуозное владение собственной психикой».
Далее были Илья Ильич Обломов, Шелленберг из «Семнадцати мгновений весны», король Людовик из « Трёх мушкетеров », бармен Гарри из «Человека с бульвара Капуцинов». Артист перевоплощался даже в животных: его голосом заговорил жуликоватый кот Матроскин из «Простоквашино», интонации которого полюбила вся страна.
Известность к Табакову пришла довольно рано, но до конца своих дней народный артист так и не привык к овациям, которые начинались, едва он выходил к зрителям. «Каждый раз после этого стою и думаю: „Эх, что же надо сотворить сегодня на сцене такое, чем удивить, чтобы оправдать этот невероятный аванс зрительского доверия...“», — скромничал актёр.
«Ни о чём не жалею»
Когда Олегу исполнилось 13 лет, из семьи ушёл отец. Табаков позже вспоминал: «Осознание того, что у меня больше нет отца, причиняло ни с чем не сравнимую физическую боль», — и вряд ли хотел, чтобы его дети оказались в подобной ситуации. Однако сердцу не прикажешь: в юности Табаков слыл ловеласом. «Мы прожили тридцать лет и три года, почти по стихотворному пушкинскому эпосу. — говорил о своём браке с актрисой Людмилой Крыловой Табаков. — Другое дело, сколько я нагрешил и какова моя вина перед Людмилой... Единственное, что могу сказать: я старался не делать больно».
В 60 лет Табаков женился во второй раз. Избранницей стала его бывшая студентка, 30-летняя Марина Зудина . За спиной у пары шептались, что молодая красавица быстро надоест солидному артисту, однако тот даже не думал расходиться с супругой. «Человек полноценно живёт до тех пор, пока он способен дарить новую жизнь , любить женщин. А когда ты не можешь уже любить женщину, надо начинать любить природу, землю...», — шутил народный артист, а в 71 год всерьёз начал новую жизнь, подарив себе и Марине девочку по имени Мария.
Ещё одной своей семьёй Табаков считал труппу театра-студии под собственным руководством. Артисту было 40 лет, когда он начал воплощать мечту — создавать свой театр. Недаром Табакова всегда называли «танком, бронетранспортёром» — прошло всего несколько лет, и студия в подвале превратилась в легендарный московский театр «Табакерка».