Непревзойдённая балерина Мария Тальони. Балет: Без слов

Eleganceallure ; плащ из шелковой ткани Masterpeace Axenoff Jewellery Jimmy Choo

Фото: Ярослав Клоос
Стиль: Арина Ломтева
Make-up: Кирилл Шабалин @Yves Saint Laurent
Hair: Евгения Ленц
Благодарим ресторан Spices за помощь в организации cъемки

Прима Большого театра Мария Александрова,

ставшая героиней нашей праздничной fashion-съемки, рассказала Posta-Magazine о новом спектакле, цене слов, «своих» и «чужих» и самом важном в жизни.

Мы встретились с Марией Александровой за несколько дней до премьеры «Калигулы» в Московском Губернском театре . В постановке режиссера и хореографа Сергея Землянского по мотивам одноименной пьесы Альбера Камю прима-балерина Большого театра играет жену Калигулы Цезонию, которая в своей любви к нему готова принять всю кровь, что тот проливает ради собственного удовольствия. Она равнодушно наблюдает за убийствами и бесчинствами мужа, чудовищная изобретательность которого, кажется, не знает границ. Она не может сравниться в жестокости с Калигулой, о котором Сенека говорил, что природа создала его «затем, чтобы показать, на что способны безграничная порочность в сочетании с безграничной властью», но она принимает правила опасной игры, которая в конце концов приводит ее к гибели.

Цезония в исполнении Марии Александровой - властная, надменная, чувственная. Ее образ складывается из скупых отточенных движений, едва заметных поворотов головы и быстрых взглядов - на контрасте с развязностью Калигулы. Она создает тревожное напряжение одним своим появлением на сцене.

Наблюдая за Александровой на премьере, я вспоминала наш с ней разговор, когда она сказала, что обязательно стала бы драматический актрисой, если бы не выбрала балет. Она органична в любом образе, будь то угловатая ученица в «Уроке» Флиндта, безумная Жизель или гордая и самодостаточная Кармен. С такой же легкостью она преображалась во время нашей съемки: была то смешливой девчонкой, то женщиной-вамп, то комичной нэпманшей из рассказов Зощенко.

В ней есть внутренняя сила и мудрость взрослый женщины - и при этом какая-то детскость, которая выражается в умении ценить пустяки и радоваться мелочам. А за простотой в общении чувствуется сложная личность с принципами. Которую очень интересно раскрывать.

Платье из шелка и вискозы Laroom ; серьги из серебра с черной шпинелью, кольцо из черненого серебра с гранатами - Axenoff Jewellery ; кожаные туфли, декорированные перьями - Jimmy Choo

Платье из шелка и вискозы Laroom ; колье из серебра и горного хрусталя, кольцо из черненого серебра с гранатами - Axenoff Jewellery

Инна Логунова: «Калигула» - пластический, а не хореографический спектакль. Чем заинтересовала эта форма? Ведь технически для вас это гораздо менее сложная задача, чем балетная постановка.

Мария Александрова : По двум причинам. Во-первых, потому, что это так или иначе продолжение театра - который мне как человеку, который всю жизнь проводит на сцене, интересен во всех формах. Вторая причина - Сергей Землянский.

Вы с ним раньше работали?

Да, впервые мы встретились в 2009 году - он ставил номер для моего творческого вечера. Потом на протяжении довольно долгого времени в работе мы не пересекались. Три года назад я попала на его «Даму с камелиями» в Театре Пушкина и следом на «Демона» в Театре Ермоловой - невероятно сильные спектакли, которые меня задели за живое. А в прошлом году я буквально за два дня «влетела» в его «Ревизора» все в том же Ермоловском и была просто ошеломлена Сережиным талантом. Я получила колоссальное удовольствие от участия в этом спектакле - от самой постановки и от команды, это был глоток невероятного позитива. Из тех моментов, которые остаются с тобой на всю жизнь. Поэтому, когда Сережа позвонил мне пару месяцев назад и предложил принять участие в новом спектакле, я, не задумываясь, согласилась - и только потом начала задавать вопросы: что, где, почему?

Платье из фатина и шелка, расшитого бисером - Eleganceallure ; плащ из шелковой ткани Masterpeace ; тиара из серебра и горного хрусталя, серьги из серебра с родолитами, кольцо из черненого серебра с гранатами и кольцо из серебра с кораллом - Axenoff Jewellery ; кожаные туфли, декорированные перьями - Jimmy Choo

В спектакле вы выходите на сцену вместе со слабослышащими актерами - вам легко было найти общий язык с ними?

Мы с ними общаемся как со слышащими и говорящими, в этом смысле нет никакого осторожничества. На репетициях они нам помогали, когда по ходу действия приходилось использовать язык жестов. Мы тоже им что-то объясняем, показываем. У нас сложилась удивительная атмосфера в команде: все понимают друг друга буквально с поворота спины. Было немало комических ситуаций. Например, однажды ребята, усевшись в углу, оживленно общались на своем безмолвном языке, и тут Сережа поворачивается к ним со словами: «Ну что вы разгалделись?»

Вы говорите, что в пластическом или танцевальном спектакле не связаны речью, голосом. И все же - хотелось бы попробовать себя в драме?

Конечно. Меня часто спрашивают в интервью: если не балериной, кем бы я стала. И я всегда отвечаю: драматической актрисой. Сцена - мир, в котором мне очень интересно, где нет границ и все возможно. Мне там хорошо.

Ободок с вуалью, расшитой пайетками - Polyakov Couture ; кольцо из серебра с агатом, кольцо из черненого серебра с гранатами - Axenoff Jewellery

Лучше, чем в обычной жизни?

Не то чтобы лучше, скорее, понятнее.

А что интересно - перевоплощение?

Сам шаг на сцену. Да вообще все интересно. Даже как светит луч. Или не светит, когда он тебе так нужен - и как ты из этого выкручиваешься. В моей балетной профессии не всегда возможно перевоплощение, порой оно просто недосягаемо, потому мы все-таки очень связаны физической составляющей. А образ складывается из разных вещей - репетиций в зале, взаимодействия с партнером, из того, как садится костюм.

Я всегда выхожу на сцену, когда мне есть что сказать. Именно поэтому мне также интересны неклассические спектакли, в которых у тебя нет определенного набора движений, за которые можно спрятаться. Если в балете ты иногда можешь выключить душу и полностью уйти в телесное воплощение, то здесь нужно изначально быть духовно наполненным, иначе ничего не получится.

Топ и юбка из шелка с полиэстером, расшитые бисером и пайетками - Alexander Arutynov ; тиара из серебра с жемчугом Axenoff Jewellery

Как-то, вспоминая детство, вы говорили, что еще ребенком поняли, что «балет научит вас жизни». Самое главное, чему он вас научил?

С одной стороны, он меня оградил от огромного количества непонимания, с которым мы сталкиваемся в этой жизни. С другой - дал ощущение своего мира и призвания, того, что у меня есть собственный путь. Отношению к людям и пониманию того, что все мы разные - не плохие и не хорошие, просто у каждого своя пьеса. И что мне всегда нравилось в балете - так это возможность обходиться без слов.

Почему вам легче без слов? Вы не производите впечатление замкнутого человека.

Потому что слово для меня очень важно. Если человек сказал, значит должен сделать. Я не люблю слов, за которыми ничего нет. Я уже девочка взрослая и людей сужу по поступкам. В этом отношении балет мне понятен. Я не спорю, может не получиться, роль может не сложиться, но ты пытаешься, то есть все равно остаешься человеком дела.

О балете часто говорят как о закрытом мире, вещи в себе. Ваш ближний круг - это тоже преимущественно балетные люди?

Разные. К счастью. Другое дело, что круг этот небольшой. В этом смысле я не очень общительный человек.

Платье из бархата с сеткой - Alexandra Serova ; ободок, украшенный перьями - Polyakov Couture ; серьги из серебра с родолитами и кольцо из черненого серебра с гранатами - Axenoff Jewellery

Мы все интуитивно разделяем людей на своих и чужих. Я не говорю о симпатии или неприязни. Просто с одними возникает душевная связь, а с другими... А другие - всего лишь статисты в нашей жизни. Вот ваш человек - он какой?

Талантливый. Умный. С юмором. Верящий в доброту. Пусть он ошибается, порой зацикливается на каких-то своих дрязгах, но все-таки это человек, который верит в любовь. Который умеет работать и ценить то, что имеет сейчас. Не растрачивающий себя по мелочам.

Самая большая ценность в жизни?

Нельзя сказать одним словом. Человека определяет умение любить, умение смотреть на жизнь через это слово.

Насколько для вас важны признание, слава?

Признание и слава никогда не были моей мечтой. Я всегда хотела, чтобы было интересно.

Что, даже в училище, скажем, пятнадцатилетним подростком? В этом возрасте, мне кажется, многие грезят о славе.

Нет, не было такого. Никогда не мечтала о деньгах, славе и величии. Сколько себя помню, всегда говорила: не хочу быть первой, хочу быть лучшей. И всегда верила в любовь.

У каждого есть свои страхи, которые нам приходится преодолевать. Как вы справляетесь со своими?

А я несусь на паровоз. Понимаю, что боюсь - и договариваюсь с собой, говорю: да, на пути возможна какая-то потеря, но приобретаю я гораздо больше. Со страхом в принципе можно бороться лишь двумя способами: либо бежать навстречу, либо от него.

С чем в людях вы не готовы мириться?

С ложью.

Кто ваши кумиры в балете?

У меня никогда не было кумиров, как-то с самого детства я на все имела собственное мнение. Но всегда с большим уважением относилась к таланту, сильной личности , индивидуальности - потому что именно такие люди движут этот мир. А подражать я никогда хотела.

Но так или иначе на вас повлияли учителя, ведь это неизбежно...

Все мои педагоги в училище в той или иной мере оставили свой отпечаток. Благодаря одним у меня отличные руки, другим - хорошо поставленное в профессиональном смысле тело, третьим - актерская индивидуальность. Мне повезло, что педагог, с которым я работала в театре, Татьяна Николаевна Голикова, никогда не мешала проявлению этой индивидуальности. Наверно, ей что-то мешало во мне, но она крайне деликатно и грамотно поправляла меня и вела вперед, за что я ей очень благодарна.

Вы счастливый человек?

Что делает вас счастливой?

Очень многое... Но прежде всего - я иду дорогой любви: занимаюсь любимой профессией, работаю в любимом театре, у меня есть любимый и любящий человек . И мне интересно.

Шелковая юбка и накидка из шелка и меха песца - Ruban ; шляпка из сетки, расшитая пластиковыми цветами - Polyakov Couture ; кольцо из золота с рубинами, кольцо из золота с агатом - Axenoff Jewellery ; туфли из кожи и меха - Charlotte Olympia

Чтобы подготовить кожу, нанесите увлажняющее средство с эффектом сияния YSL Top Secrets Instant Moisture Glow (1). Затем, чтобы выровнять тон лица, нанесите тональное средство Le Cushion Encre de Peau (3).

Высветлить теневые участки лица и придать свежести поможет кисточка-хайлайтер Yves Saint Laurent Touche Eclat (2). Хайлайтер наносите на зону вокруг глаз, скулы, спинку носа и вокруг губ.

В первые моменты не опознал Джейсона Стэтхема - он даже избавившись от длинных волос , продолжает играть в жангабена, а до этого, в образе пьяного лондонского бомжа, совсем далек от обычного своего имиджа. Агату Бузек (по-русски озвученную Уршулой Малкой) я тем более не угадал в монашеском одеянии. Сестра Кристина из братства Ангела Господня подкармливает бродяг, когда к ней приходит ранений Джои, солдат-дезертир, скрывающийся от военной полиции за убийство афганцев. Кристина помогает и по ее совету переименовав себя из Смита в Джонса, Джои начинает новую жизнь , что означает - идет работать к китайской мафии. Ему нужны деньги - поддержать бывшую жену и 9-летнюю дочь, а еще он хочет найти садиста, который убил и сбросил в реку его бывшую соседку по картонной коробке, проститутку.

Разговоры о Боге, даже с польским акцентом, мне все-таки показались в данном случае не вполне уместными, тем более мизансценирование прощальной сцены с оглядкой на пьету, но все-таки, по-моему, кино не на сто процентов фальшивое. Джои особо подчеркивает, что он католик, хотя драматургически интереснее было бы сделать героя атеистом, православным, мусульманином - но сценаристам почему-то важно показать обоих христианами. То, что солдатом он убивал, а в отместку за пятерых сослуживцев прикончил пять первых попавшихся с афганцев, за что и оказался в розыске - конечно, не особенно его украшает, но среди общей несправедливости он ищет свою частную справедливость: полиция отказывается искать садиста-убийцу по описанию, а китайская мафия (сами китайцы проституток на убой не продают, этим занимаются только русские) находит его очень быстро - правда, взамен от Джои требуется перевезти контейнер с живым товаром, в том числе детским, и бывалый перевозчик выполняет задание, потом посещает коктейль в ресторане на крыше и сбрасывает оттуда убийцу своей приятельницы, прямо с крыши и на асфальт. Прежде, чем его найдут, он успевает отдать деньги жене, фотографии дочери и информацию о работорговцах полицейским, перечислить деньги немолодому фотографу-гею, в чье отсутствие он все это время занимал его квартиру, увешанную черно-белыми изображениями голых мужских туловищ, а также попрощаться с сестрой Кристиной, отбывающей в Сьерра-Леоне.

У Кристины своя предыстория, на родине ее 10-летнюю изнасиловал тренер по гимнастике, после очередного инцидента она перерезала ему горло ножиком, но вместо колонии попала в монастырь, и так оказалась в лондонской миссии Ангела Господня. Когда встретила Джои первый раз и получила от него пьяного 500 фунтов, купила на них билет в ложу на прощальный концерт польской балерины Марии Жилинской, которой поклонялась с детства и на которую мечтала стать похожей, но отец заставил заниматься гимнастикой, с чего и пошли все беды. Балет и коктейль с убийством приходится, понятно заранее, на один вечер - 1 октября. Джои может пойти смотреть любимую балерину Кристину, но для него важнее сбросить с крыши маньяка и хотя бы на узком участке восстановить справедливость. А ведь между солдатом-гангстером и монашкой-фотографом (Кристина увлекается любительской съемкой, но совсем не того же рода, что хозяин квартиры, где живет Джои) успевает возникнуть взаимное влечение, и последнюю ночь накануне описанных выше событий и окончательного расставания они проводят вместе - ну прямо " Чистый понедельник " Бунина! Ничего, однако, не поделаешь, весь мир - большой гадюшник, и всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет, но есть билет на балет. Остается вопрос, при чем тут колибри - а это, как выясняется под конец, такие летающие беспилотники, которые были "свидетелями" того, что натворил Джои в Афганистане.

1997 г. — I премия Международного конкурса артистов балета в Москве.
1999 г. - приз журнала «Балет» «Душа танца» (номинация «Восходящая звезда»).
2004 г. - Национальная театральная премия «Золотая маска» за исполнение партии Классической танцовщицы в балете «Светлый ручей» Д.Шостаковича в постановке Алексея Ратманского (сезон 2002/03).
2005 г. - звание «Заслуженная артистка Российской Федерации».
2009 г. - звание « Народная артистка Российской Федерации».
2018 г. - удостоена Премии Леонида Мясина (Позитано) в категории «Танцовщица года на международной сцене».

Биография

Родилась в Москве. Будучи еще студенткой Московской государственной академии хореографии (класс ) приняла участие в Международном конкурсе артистов балета в Москве (1997 г.), завоевала I премию и была принята в труппу Большого театра. Сольные партии стала получать в первый сезон работы в театре, ставший для нее последним, который она провела в ранге артистки кордебалета. Педагогом-репетитором Марии Александровой была . В настоящее время репетирует под руководством . С 2017 г. работает в театре по контракту.

Репертуар

1997
Царица бала («Фантазия на тему Казановы» на музыку В.А. Моцарта в постановке М. Лавровского)
первая вариация в гран па («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции Ю.Григоровича)
Мирта («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции В.Васильева, а затем и в спектакле в редакции Ю. Григоровича)
фрейлины («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

1998
Уличная танцовщица («Дон Кихот»)
Фея Смелости («Спящая красавица» П.Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю.Григоровича)
солистка («Сны о Японии» на музыку Л. Ето, Н. Ямагучи и А. Тоша в постановке А. Ратманского)

1999
все вариации в картине «Тени» («Баядерка» Л.Минкуса, хореография М.Петипа в редакции Ю.Григоровича)
три дриады («Дон Кихот»)
солистка III части («Симфония до мажор» на музыку Ж.Бизе, хореография Дж.Баланчина) — первая исполнительница в Большом театре
мазурка («Шопениана» на музыку Ф.Шопена, хореография М.Фокина)
кобылицы («Конек-горбунок» Р.Щедрина в постановке Н.Андросова)

2000
Императрица («Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена и Г. Малера в постановке Б. Эйфмана)
Китри («Дон Кихот», хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)
Рамзея (первая исполнительница), Конго («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа)
Гамзатти («Баядерка»)

2001
Одиннадцатый вальс («Шопениана»)
сверстницы принца, Испанская невеста («Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского) - была в числе первых исполнителей балета в этой редакции

2002
Эгина («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича)
Сильфида («Сильфида» Х. Левеншелля, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э.М. фон Розен)

2003
Классическая танцовщица («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского) - первая исполнительница
Клеманс («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Эсмеральда («Собор Парижской Богоматери » М. Жарра в постановке Р. Пети)
Мехмене Бану («Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича)
Аспиччия («Дочь фараона»)
Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке Д. Доннеллана и Р. Поклитару) - первая исполнительница

2004
Фея Сирени («Спящая красавица»)
па де де Чайковского (хореография Дж. Баланчина)
Леа («Леа» на музыку Л. Бернстайна в постановке А. Ратманского, вторая редакция)
Гермия («Сон в летнюю ночь » на музыку Ф.Мендельсона-Бартольди и Д.Лигети в постановке Дж.Ноймайера) - первая исполнительницав Большом театре

2005
Мельничиха («Треуголка» М. де Фальи, хоерография Л. Мясина) - первая исполнительница в России
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро»)
солистка («Игра в карты» И. Стравинского в постановке А. Ратманского) - участница премьеры этого балета
Раймонда («Раймонда»)

2006
Кармен («Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрина в постановке А. Алонсо)

2007
солистка (Misericordes на музыку А. Пярта в постановке К. Уилдона) - участница мировой премьеры этого балета
солистка («В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп)
Медора («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки)
солистка («Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера)
Ученица («Урок» Ж. Делерю в постановке Ф. Флиндта)

2008
Жанна («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена) - первая исполнительница
вариация (участница премьеры балета в этой редакции), Пахита (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки)

2009
Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева) - первая исполнительница
Никия («Баядерка») - дебютировала на гастролях Большого балета в США
Эсмеральда («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева) - первая исполнительница

2010
Графиня Пиковая дама » на музыку П. Чайковского в постановке Р. Пети)
Принцесса Аврора («Спящая красавица»)

2012
дуэт («Dream of Dream» на музыку С. Рахманинова в постановке Й. Эло)
Главная мочалка («Мойдодыр» Е. Подгайца в постановке Ю. Смекалова) - первая исполнительница

2013
плита, вальс, пылес осы («Квартира», музыка Fleshquartet, постановка М. Эка) - участница премьеры в Большом театре

2014
Катарина
(«Укрощение строптивой» на музыку Д. Шостаковича, хореография Ж.-К. Майо)

2015
ведущая пара
(«Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Посохова)
Жизель («Жизель» в редакции Ю. Григоровича )
Ундина («Г ер ой нашего времени » И. Демуцкого , часть «Тамань», хореография Ю.Посохова, режиссер К. Серебренников )

2016
Ундина
(«Ундина» Х. В. Хенце, хореография В. Самодурова)
Cильфида («Сильфида» в редакции Й. Кобборга)

2017
Марго
(«Нуреев» И. Демуцкого, хореография Ю. Посохова, режиссер К. Серебренников) - первая исполнительница

Участвовала в молодежных «Новогодних премьерах» Большого театра (1997-98 гг.), выступив в балете «Блэк аут» в постановке Стефана Фреденрайха и исполнив сольные партии в балетах Йорга Маннеса «Четыре поцелуя» на музыку И.С. Баха и «Перипетии любви» на музыку В.А. Моцарта.

В 2001 г. дважды выступила в Большом театре в балете «Дон Кихот» с премьером АБТ Хосе Мануэлем Карреньо.

В 2003 г. участвовала в гала-концерте солистов Большого театра и Королевского балета (Ковент Гарден) на сцене Большого театра. Исполнила па де де из балета «Корсар» А.Адана (хореография М. Петипа), партнер - Карлос Акоста.

Выступила в роли Рамзеи в трех представлениях «Дочери фараона», которые в 2003 г. снимала в Большом театре французская компания Bel air Media для последующего выпуска балета на DVD.

Гастроли

В 1997 г. выступила в Нью-Йорке на сцене Линкольн-центра в гала-концерте звезд русского балета, посвященном Сергею Дягилеву, исполнив с Николаем Цискаридзе Большое классическое па на музыку Д. Обера (хореография В. Гзовского).
В 2000 г. принимала участие в гала-концерте звезд балета в Мадриде (партнер Игорь Йебра).
В 2001 г. танцевала с солистом Большого театра Марком Перетокиным главные партии в балете «Дон Кихот» в Башкирском театре оперы и балета в рамках Международного фестиваля балета имени Р. Нуреева .
В том же году приняла участие в постановке Театра танца Алексея Фадеечева, исполнив партию Солистки I части в балете «Между небом и землей» (хореография Т. Макинтайра) и стала первой исполнительницей партии Китри в спектакле Русского камерного балета «Москва» (редакция М. Лавровского).
В 2001-02 гг. выступала в роли Мирты в серии представлений балета «Жизель» со звездными составами (Юлия Махалина, Диана Вишнева, Владимир Малахов, Игорь Зеленский) на сцене афинского концертного зала «Мегарон».
В 2002 г. приняла участие в гала-концерте, сопровождавшем церемонию открытия нового театра в городе Аполло (США). Партнер — Николай Цискаридзе.
В 2003 г. в составе антрепризы «Малахов и друзья» выступала в гала-концертах в Афинах на сцене зала Мегарон и приняла участие в Международном фестивале балета в Японии (в обоих случаях партнером был Сергей Филин). В программе «Малахов и друзья» затем принимала участие неоднократно.
В 2007 г. выступила на VII Международном фестивале балета «Мариинский» - в партии Гамзатти в балете «Баядерка» (хореография М. Петипа в редакции В. Пономарева и В. Чабукиани; Никия - Ульяна Лопаткина, Солор - Николай Цискаридзе); в заключительном гала-концерте исполнила па де де из балета «Лебединое озеро» (партнер - солист Мариинского театра Игорь Колб); участвовала в гала-концерте в честь Майи Плисецкой на сцене Королевского театра/Teatro Real в Мадриде.
2008 г. - танцевала партию Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро» (хореография М. Петипа, Л. Иванова в редакции К. Сергеева)в рамках VIII Международного фестиваля балета «Мариинский» (партнер - солист Мариинского театра Данила Корсунцев);
дважды выступила в гала-концертах Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуреева (Казань), исполнив Классическое па де де на музыку Д.Ф.Э. Обера (партнер - премьер Большого балета Дмитрий Гуданов);
в рамках Первого сибирского фестиваля балета выступила в спектаклях Новосибирского государственного академического театра оперы и балета , исполнив партию Гамзатти («Баядерка» в редакции И. Зеленского; Солор - худрук балетной труппы НГАТОБ Игорь Зеленский, Никия - солистка НГАТОБ Анна Жарова; солистка дрезденской Земпер-оперы Елена Востротина) и дебютировав в партии Принцессы Авроры («Спящая красавица» в редакции К. Сергеева, постановка С. Вихарева; Принц Дезире - солист балета Цюрихской оперы Семен Чудин);
выступила в Париже в партии Раймонды в балете «Раймонда» (хореография М. Петипа в редакции Р. Нуреева) с балетной труппой Парижской национальной оперы (Жан де Бриен - премьер Большого балета Александр Волчков).
2009 г. - в Новосибирске с труппой НГАТОБ выступила в спектаклях «Лебединое озеро» (редакция К. Сергеева, В.Бурмейстера) и «Дон Кихот» (постановка С. Вихарева), исполнив партию Одетты-Одиллии (Принц Зигфрид - солист НГАТОБ Роман Полковников) и Китри (Базиль - солист НГАТОБ Максим Гишенков).
В том же году вместе с Дмитрием Гудановым приняла участие в организации концерта балетных звезд «Гран балет гала. Шедевры» , состоявшегося на сцене Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
В рамках этого концерта прошла премьера номера Les deux genres (хореография С. Землянского) в исполнении героев вечера, самой Марии Александровой и Дмитрия Гуданова, выступивших в этот вечер и в нескольких других классических и современных номерах.
В 2010 г. выступила на юбилейном X Международном фестивале балета «Мариинский» - вновь в партии Гамзатти (Никия - Виктория Терешкина, Солор - Игорь Зеленский).
Стала постоянной участницей проекта «Русские сезоны XXI век» , инициированного Благотворительным фондом им. Мариса Лиепы, компанией SAV Entertainment и театром «Кремлевский балет». Новые сезоны призваны возрождать к новой жизни некогда знаменитые постановки легендарной антрепризы Сергея Дягилева - «Русских сезонов» XX века. Александрова стала первой исполнительницей партии Армиды в балете «Павильон Армиды» Н. Черепнина (режиссер-постановщик А. Лиепа, хореография Ю. Сморигинаса), премьера которого состоялась в 2009 г. на сцене Государственного Кремлевского дворца. В декабре 2010 г. на той же сцене прошел творческий вечер артистки: она выступила в трех заново воссозданных «дягилевских» балетах, исполнив заглавную партию в «Жар-птице» И. Стравинского (по М. Фокину, возобновлен А. Лиепой), сольную партию в «Болеро» М. Равеля (по Б. Нижинской, возобновлен при участии Х. Митчелл) и стала первой женщиной в истории балета, выступившей в заглавной партии «Петрушки» И. Стравинского (по М. Фокину, возобновлен А. Лиепой). В рамках этого проекта неоднократно принимала участие в гастролях - в 2009 г. выступала в Риге на сцене Латвийской национальной оперы и в ряде городов России (Ярославль, Рязань, Иваново, Ижевск и др.), в 2010 г. - в Париже на сцене Театра Елисейских полей и в нескольких городах России (Ярославль, Нижний Новгород, Тула).

В 2014 г. в рамках VI Международного фестиваля балета «В честь Екатерины Максимовой» выступила в партии Китри в балете «Дон Кихот» Л. Минкуса (редакция В. Кокорева, Базиль - Владислав Лантратов) с балетной труппой Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки .
В 2015 г. исполнила партию Балерины в балете «Занавес» на музыку О. Респиги в постановке В. Самодурова с труппой Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета ( мировая премьера ).
В 2017 г. исполнила заглавную партию в балете «Лауренсия» А. Крейна (хореография В. Чабукиани, редакция и постановка Н. Ананиашвили) с балетной труппой Тбилисского театра оперы и балета им. З.Палиашвили (Фрондосо - Владислав Лантратов);
партию Одетты-Одиллии («Лебединое озеро» в редакции К. Сергеева) с балетной труппой Екатеринбургского театра оперы и балета (Принц Зигфрид Илья Бородулин).
2018 г. - выступила в партии Китри в балете «Дон Кихот» (хореография А. Горского) с балетной труппой Мариинского театра (Базиль - Владислав Лантратов);
исполнила заглавную партию в балете «Жизель» (постановка О. Корзенкова. Е. Ивановой) с балетной труппой Ростовского государственного музыкального театра (Граф Альберт - Владислав Лантратов).

Знаменитая балерина и просто красавица Мария Виноградова танцует на сцене Большого театра. HELLO! представляет эксклюзивную фотосессию и интервью новой звезды русского балета Она танцует Сильфиду и Жизель, подругу Спарта ка Фригию в одноимен ном балете и дикарку Бэлу в новом спектакле "Герой нашего времени" по Лермонтову, поставленном хореографом Юрием Посоховым и режиссером Кириллом Серебренниковым под занавес прошлого сезона. Талантливая, артистичная, техничная, идеально сложенная, настоящая красавица Мария Виноградова - украшение сцены Большого театра. Прошедшим летом Мария Виноградова стала женой знаменитого танцовщика, звезды Большого и Михайловского театров Ивана Васильева: теперь они все чаще и чаще танцуют вместе. 3 октября Васильев и Виноградова вышли вместе в "Жизели" на сцене Михайловского театра в Петербурге, а весной Мария участвует в новой премьере , которую готовит ее муж.

Маша, стать балериной - это была мечта детства?

Да, мне было всего три года, но я уже не могла жить без танцев и музыки. Родители увидели мою страсть и решили отдать меня в танцевальный кружок. Там начали проявляться мои способности. У меня оказались очень мягкие, подвижные суставы - они у детей в принципе мягкие, эластичные, но меня могли просто "завязать" в любой узел. (Улыбается.) Какое-то время я занималась в этом кружке, а потом меня приняли в Ансамбль песни и пляски имени Локтева. Там я узнала, что все девочки поступают в какую-то таинственную академию хореографии. Я решила, что мне тоже туда нужно.

- Ваши родители из балетного мира?

Нет, совершенно. Мама - экономист, а папа - химик. Никаких связей в балетном мире у них никогда не было...

- То есть вы поступили в академию хореографии не по блату.

Что вы, по какому блату? Я вообще не признаю такого подхода. Просто в силу своего упертого характера: я Близнецы по гороскопу - всегда своего добиваюсь.

В академии вы наверняка мечтали стать солисткой, а не "третьим лебедем справа"?

Ну конечно. (Улыбается.) Аппетит приходит во время еды. В первом классе училища я еще не очень хорошо "стояла на ногах" по балетным меркам: у меня была четверка по классическому танцу , но уже со второго класса - "отлично". Я очень много занималась, и со временем мне стали давать сольные партии. Когда я вышла на сцену Большого театра в "Баядерке" - там есть небольшая партия, которую обычно исполняют ученицы академии, - я поняла, что хочу танцевать только здесь, на этой легендарной сцене. В 2006 году, после окончания академии, меня пригласили на просмотр в Большой театр и приняли в труппу.

- В Большом театре вы начали с кордебалета?

Да, это обычная практика: неважно, какие ведущие партии ты танцевала в академии, - в театре ты все начинаешь с нуля. Я начала со второго корде балета. Потом перешла в первый. Потом стала корифейкой, солисткой, первой солисткой. Я прошла весь путь - от самой первой ступени до ведущей солистки.

- Сегодня какая ваша роль-партия самая любимая? Жизель, наверное?

Да, Жизель. Еще я очень люблю партию Ширин в "Легенде о любви" Юрия Григоровича - балете, который вернулся на Историческую сцену Большого в прошлом сезоне. Когда театр был на ремонте, спектакль ушел из репертуара, и я считаю огромным счастьем, что его вернули. Опять-таки счастье работать с Юрием Николаевичем Григоровичем. Я впервые соприкоснулась с ним, когда танцевала Анастасию в его балете "Иван Грозный", - он утвердил меня на эту роль. Юрий Николаевич - настоящий гений.

В балетной премьере Большого, спектакле "Герой нашего времени", вы танцуете Бэлу. Постановщики разглядели ваш горячий темперамент?

Не знаю. (Смеется.) Но мне очень нравится моя героиня, и вся партия в целом очень красивая. Но не простая. Все 30 минут, пока длится спектакль, ты находишься на сцене, и нет никакой возможности даже перевести дух. Плюс сложный костюм. Он трехслойный. По ходу действия я разоблачаюсь и остаюсь в топе и штанах, но до этого приходится танцевать с таким вот "грузом".

- Маша, а вы дерзкая и дикая, как Бэла?

- (Смеется.) Я не уверена, что дикая, но непредсказуемая. Об этом лучше всего моего мужа спросить. Ваня говорит мне: "Каждый раз я не знаю, что от тебя ожидать".

Вы познакомились, репетируя "Спартак". Как возник ваш роман? Он - Спартак, вы - Фригия. Вас разлучают на рынке рабов...

- (Улыбается.) Не думаю, что стоит проводить такие параллели...

- Чем вас покорил Иван Васильев? Помимо таланта, разумеется.

Очень многим... Я его очень люблю. Он просто самый лучший. У Вани потрясающее чувство юмора. И еще он честный, открытый и, главное, ответственный человек.

- То есть за ним как за каменной стеной?

Да, именно так.

- А вы хрупкая, нежная. Капризная?

Капризная. (Улыбается.) Бывает, что у меня настроение меняется часто. Но Ваня абсолютно спокойно всегда все воспринимает. Никогда не раздражается, никогда не заводится. Идеальный для меня человек. Абсолютно.

Нетрудно предположить, что вы, помимо всего прочего, покорили его своей красотой. Вообще, красота для балерины - это награда или "не самое главное"?

Не знаю... Иногда, бывает, слышу в свой адрес: "Вот, мордашка смазливая, поэтому она и танцует". Я бы не хотела, чтобы люди так обо мне думали. Тем более я не считаю себя какой-то особенной красавицей. У нас много красивых девушек в театре.

- Сплетни вас огорчают?

У меня характер твердый. Я уже говорила: я, если захочу, не буду ни на что обращать внимания - вот как отрезало. Бывают, конечно, моменты, которые меня задевают. В таких случаях я начинаю переживать, и Ваня меня успокаивает: "Ну все, ну хватит уже об этом думать..."

- К критике как относитесь?

Иван Васильев

Проблема была в том, что у нас совершенно не было времени. Мы с трудом нашли дату, когда мы оба в Москве. Ваня в день свадьбы только в 3 часа ночи прилетел в Москву. Мы просто расписались и поужинали с родителями... Но, может быть, мы еще устроим праздник.

- Как Иван сделал предложение?

Я вернулась домой с репетиции. Зашла, увидела, что вся комната усыпана лепестками роз.

- Он вас балует?

Да, ужасно. (Смеется.) Он постоянно делает мне какие-то подарки.

- Какой был самым запоминающимся?

У меня была премьера - Вани не было в Москве, и он прислал мне цветы в театр. После спектакля я подхожу к служебному подъезду, а там корзина размером больше моей машины. Я ее там так и оставила. А на следующий день ребята помогли мне донести ее до гримерки - она заняла почти всю комнату.

- А вы сами любите делать сюрпризы?

Очень люблю! Недавно я сделала сюрприз. У нас оставалась неделя до конца отпуска, и я купила небольшой тур в Рим на три дня. Все забронировала, заказала замечательные экскурсии - в Ватикан и в Колизей. Ваня много раз был в Риме, но всегда во время гастролей, так что, по сути, он ничего и не видел, а у него была давняя мечта посетить Колизей. Он же танцует Спартака, и для него важно было увидеть своими глазами арену, где проходили гладиаторские бои, проникнуться этой атмосферой. Мне показалось, Ваня был очень счастлив.

Ваш муж рассказывает, что вы потрясающе готовите, и однажды ради ваших котлет он едва не отказался от встречи с президентом России после церемонии открытия Олимпиады в Сочи. Что же это были за котлеты такие волшебные?

Котлеты из индейки с гречкой. (Смеется.)

- Где вы научились так вкусно готовить?

У меня мама очень вкусно готовит - наверное, это умение мне передалось от нее. Плюс я всегда интересовалась разными кухнями, находила рецепты в Интернете.

Люди ведь думают, что балерина и кухня - вещи несовместные, как гений и злодейство.

Это совсем не так. Балерины готовят так же, как и все. Летом мы с моей подругой-балериной лепили пельмени. Я пироги пеку, супы варю. Конечно, когда время позволяет. Если спектакли идут каждый день, то я этим не занимаюсь. Но завтраки делаю всегда: каши, омлеты, яичницы...

Васильев и Виноградова дома и Васильев и Виноградова на сцене - это две разные пары? Вы можете любить друг друга в свободное от работы время и ругаться репетируя?

Ни в коем случае не ругаемся. Я к Ване всегда прислушиваюсь - для меня его мнение очень важно. Хотя бывает, что у меня нет настроения или он вредничает.

- Вы ведь танцевали в его первой балетной постановке "Балет №1" и теперь готовите что-то интересное...

Знаете, я вспоминаю работу над "Балетом №1" как очень тяжелое время . (Улыбается.) Потому что мало того, что мы в репетиционном зале целый день работали, так и дома Ваня продолжал танцевать, что-то придумывать. Я ему говорила: "Ты когда-нибудь уймешься уже? Отдохни". Он садился на диван, две минуты отдыхал, вставал и начинал опять танцевать: "А вот если так, посмотри?" Помню, я была на кухне, а он в комнате. Он "перетанцует" полквартиры и оказывается рядом со мной. (Смеется.) Вот сейчас мы приступаем к репетициям новых спектаклей Вани, и я чувствую, что история повторится.

Сезон в театре вы начали с " Лебединого озера ". Вы исполняете русский танец: русская красавица в кокошнике - роль, как будто созданная для вас. Но Одеттой-Одиллией вы же хотите стать?

Да, Одетта-Одиллия - это мечта. Но для этого образа нужно "созреть".

Визажист и стилист по волосам: Елена Зубарева (The Agent)
Сет-дизайнер: Илья Немировский
Ассистенты фотографа: Михаил Ковынев, Андрей Харыбин
Ассистент стилиста: Инга Соболева
Продюсеры: Яна Рудковская, Наталья Орешникова
Одежда: EDEM COUTURE

Мария Александрова в балете “Лауренсия”. Фото – Ладо Вачнадзе / Грузинский театр опреры и балета

Балерина Мария Александрова о том, каково это - работать вне системы.

В Грузии событие: в Тбилисском театре оперы и балета “Лауренсию” легендарного Вахтанга Чабукиани в редакции Нино Ананиашвили представила публике блистательная пара - Мария Александрова и Владислав Лантратов.

После премьеры с прекрасной гостьей поговорил корреспондент “Огонька” Ия Баратели.

Вычитав в интернете, что Майя Плисецкая называла Александрову “самой интеллектуальной балериной Большого театра”, я прихожу в театральную гримерку, из окна которой виден расположенный по соседству тбилисский дворик.

В феврале Мария Александрова по собственному желанию .

А летом новый “эпизод”: вместе с Владиславом Лантратовым она должна была танцевать в спектакле “Нуреев”, но перед самой премьерой , потом, правда, выяснилось - …

Что сейчас происходит в Большом театре с балетом о Рудольфе Нурееве, в котором вы играете Марго Фонтейн? Вы думаете, скандала больше не будет или спектакль все же порежут?

А что там резать? Спектакль получился об одиночестве артиста, об архетипе любого артиста, любого уровня. Суть артиста в том, что он идет за ролью. Здесь роль колоссальная - меняется десять амплуа…

Спектакль с новой музыкой , с новой хореографией, с новой режиссурой. На самом деле никто правды об этом спектакле так и не сказал. Потому что, скорее всего, писать о том, что это просто хороший спектакль , никому не интересно.

Мы очень ждем этот спектакль, хотим прожить эту историю. Премьера заявлена в декабре.

- Мария, а как складывается ваша карьера после ухода из Большого театра?

Я осталась в Большом на контракте, да и вообще везде осталась на контракте. Сейчас я существую как свободный художник , танцую и работаю там, где я нужна.

Вот премьера “Лауренсии” - это очень интересно. Потом будут другие проекты, которые будут создаваться в другом месте. А с театром я осталась в отношениях вне системы.

- Почему “Лауренсия” - это “очень интересно”?

Это наследие советской эпохи , там много драмбалета. Как “Золушка” Ростислава Захарова, как “Ромео и Джульетта” Леонида Лавровского,- это характерные спектакли, с ярко выраженным стилем, хореографическим посылом. Это непростая работа - собирать драмбалет.

И, конечно, приехать в Тбилиси, станцевать версию Чабукиани - это как прикоснуться к первоисточнику. Как прочитать книгу хорошего автора , которая написана не сейчас…

Балет уникален. Он развивает у артиста сразу три центра: и физическое состояние, и духовное, и интеллектуальное. Мы молчаливые создания, наша жизнь - движение. Вот сегодня я впервые говорю так долго.

С утра мы репетировали - шесть часов напряженной работы, и все это молча. Чтобы сделать спектакль, ты должен изучить эпоху, нельзя станцевать барочную вещь и при этом быть человеком из XXI века - ты обязан быть человеком барочной эпохи.

И вот ты об этом читаешь, слушаешь определенную музыку, смотришь определенные картины , фильмы и так далее. Этим занимается только балет. И это сиюминутное искусство, не застывшее, как скульптура.

Видеозапись передает порядок, но не эмоциональное состояние между зрителем и артистом - оно существует только эти два часа на спектакле в театре.

Вообще балет - это очень странное, условное, синтетическое искусство, которое требует внимания от зрителя, это рабочий процесс. Балет отличается от танца, особенно российский, потом советский. Ни один старинный балет - ни итальянский, ни французский - не разложен “научно”, так, как это было расписано у нас. Как это было сделано Вагановой, затем Тарасовым и так далее. И это - наше достояние. Современный танец - хобби, времяпровождение. Балет - сверхискусство.

- Но при этом совсем недавно вы выступали в Нью-Йорке в гламурном проекте…

Это очень красивая вещь на очень интересном стыке, называется “Goddesses & Demonesses”, или “Богини и Демоницы”. Нас там только две танцовщицы - я и француженка Бланка Ли.

Это о женской сути в разных перевоплощениях - от начала времен, когда это что-то неопределенное, в свете зари, не то животное, не то женщина, и заканчивается таким сильным, очень женским танцем.

Все костюмы в спектакле - haute couture, и мы не просто в них ходим, мы активно танцуем - полтора часа мы без остановки существуем вот в таком формате. В шоу красивый свет, это очень современная вещь.

- Выходит, есть жизнь и после Большого?

Знаете, Большой театр, с одной стороны, задает огромный масштаб. С другой - огромное количество приходящих туда людей не способны даже понять или ощутить этот масштаб. Они просто приходят в громкое место, получают погоны, короны, конъюнктуру и уходят куда-то дальше.

Поэтому все эти разговоры, “что после Большого?”… Да ничего. Огромное количество людей после Большого начали делать себе карьеру. Хотя, может быть, к чему-то важному или основному они так и не прикоснулись.

Это все зависит от человека - ты можешь думать, что в масштабе космоса ты песчинка, а можешь знать, что ты целый космос. Это все очень личные вещи. Поэтому я вообще не задаю себе этот вопрос - я просто дико люблю это место - Большой театр. Он сделал меня тем, кто я есть. И я знаю, что в этом месте слишком много стервятников вокруг. Когда я стала понимать, что мне трудно в такой ситуации, я ушла.

- Довольны или разочаровались?

Разочарования нет. Был очень жесткий выбор. Я поняла, что нельзя это затягивать, потом театр будет съедать. И этот момент нужно чувствовать.

Театр - это люди. Иногда с ними бывает очень непросто. И задаешь себе вопрос: ты живешь, чтобы что-то сделать или чтобы людям было удобно?

Я живу сегодняшним днем. Сейчас, в эту секунду я собой - да, довольна. Планов много, свободного времени, чтобы лежать на диване, у меня вообще нет. Испытание свободой - это вообще серьезная вещь. Можно пребывать в иллюзии, что ты кто-то…

- Какая же это иллюзия - быть примой Большого?

Как раз потому что ты прима Большого. А вот нет Большого? И что тогда?

Наша проблема, вообще балетных, в том, что мы привязаны к месту, привязаны к труппе. Чем больше ты мотаешься, тем больше выходишь из формы. Балетный артист - это очень специфично, это философия. Перед тем, как выйти на сцену, мы не можем проговорить это в комнате, нам нужно место для репетиций. Это большая проблема.

Вот в опере можно набрать штатную или есть еще опера “стаджони”, когда артистов берут на сезон. С балетом такое не получится - нельзя набрать их на месяц, а потом распустить.

Для балетных артистов выезжать - это тоже проблема. Потому что до выхода на сцену мы репетируем в десять раз больше, чем танцуем. И должно быть место, где ты репетируешь, занимаешься классом, на это должно быть время.

У меня сейчас достаточно нормальная ситуация - я в Большом театре и репетирую, и занимаюсь классом, и выхожу иногда на сцену. Но при этом я свободна в выборе других вещей, не трачу время впустую, ничего не жду, меня никто не обманывает.

В Большом ты каждый спектакль ждешь, не можешь договориться уехать куда-то танцевать… И еще повторю: театр - это люди. Зачастую ты просто не хочешь тратить время впустую.

- Извините за вопрос, но в Тбилиси всем интересно: сколько должна весить балерина?

Для балерины главное не вес, а умение владеть своим телом. Надо осознавать, какие у тебя ноги, длина рук, и учиться двигаться. Вот в этом фишка, а не в том, чтобы просто весить 50 килограммов при росте 180.

Балерина должна оставаться здоровым человеком . С хорошей, живой психикой, чтобы радовать других. Танцевать и не есть - так можно и ноги протянуть. Я четко знаю, что для того, чтобы семь часов простоять на ногах и работать, мне не нужно завтракать и обедать, но потом я ем.

Вот сегодня после работы на ужине в Тбилиси мне захочется сациви, значит, я буду есть сациви…

просмотров