Международные связи Киевской Руси IX–XIII веков. Внешняя политика киевской Руси: взаимоотношение с Византией и европейскими государствами
В.В. Филатов
Россия в системе международных отношений
(IX-XXI вв.): вопросы и ответы
Магнитогорск 2014
ББК 63.3(2)я7
Рецензенты
Филиал НОУ ВПО «Московского психолого-социального института» в г. Магнитогорске
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Магнитогорского государственного университета
В.П. Полев
Филатов В.В. Россия в системе международных отношений (IX-XXI вв.): вопросы и ответы. Учебное пособие. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. техн. ун-та, 2014. 185 с.
В учебном пособии в вопросно-ответной форме раскрываются основные этапы внешней политики России и ее роль в системе международных отношений на протяжении 12 веков. Пособие создано на основе ФГОС 3-го поколения и предназначено для студентов всех направлений и специальностей очной и заочной форм обучения, изучающих учебную дисциплину «История», а также для всех, кто интересуется проблемами международных отношений и истории России.
Предисловие 8
Введение 9
Тема 1. Киевская Русь в системе международных связей
(IX – начало XII вв.) 10
1.1. Почему Киевская Русь играла значительную роль в
межгосударственных отношениях в Восточной Европе ? 10
1.2. Какие отношения существовали между Русью и
Хазарским каганатом? 11
1.3.Как формировались связи древнерусского государства с
Волжской Булгарией? 12
1.4. Какую роль играла Византия в Европе? 13
1.5. В чем заключались особенности взаимоотношений
Киевской Руси и Византии? 14
1.6. Как Русь взаимодействовала с другими соседними
государствами? 15
Тема 2. Удельная Русь и формирование централизованного
государства в контексте мировой истории (XII-XV вв.) 17
2.1. Каким образом строились внешние связи русских земель
в период феодальной раздробленности? 17
2.2. Какие территории захватили монголы перед
нашествием на Русь? 18
2.3. Как проходило нашествие монголов на Русь? 18
2.4. Какие цели ставили шведско-немецкие завоеватели? 20
2.5. Какие отношения сложились у русских княжеств с
Литвой и Польшей в XIV-XV вв.? 21
2.6. Каковы особенности внешней политики Русского
государства при Иване III? 23
2.7. Как возникла Османская империя? 25
Тема 3. Россия и мир в XVI – XVII вв. 26
3.1. В чем состояли особенности внешней политики
России во второй половине XVI в.? 26
3.2. Как России удалось отразить польско-шведскую
интервенцию в период «смутного времени»? 27
3.3. Какие внешнеполитические акции предпринимала
Россия в 1630 – 1660-е гг.? 28
3.4. Каковы последствия Вестфальского мира для Европы? 30
3.5. Почему Россия решила в конце XVII в. выступить против
Османской империи? 30
Тема 4. Россия и мир в XVIII в. 31
4.1. Каковы результаты борьбы России со Швецией? 31
4.2. Как решался Восточный вопрос в XVIII в.? 32
4.3. Какое участие приняла Россия в семилетней войне? 33
4.4. Как были проведены разделы Польши? 33
Тема 5. Россия и мир в XIX в. 34
5.1. Какое участие принимала Россия в коалициях против
Франции? 34
5.2. Каковы причины и последствия вторжения Наполеона
в Россию? 36
5.3. В чем заключались основные решения Венского
конгресса? 38
5.4. Какие цели преследовало создание Священного
5.5. Каковы основные направления внешней политики
Николая I? 39
5.6. В чем состояли причины Восточного кризиса и Крымской
5.7. Какие цели преследовал Союз трех императоров? 42
5.8. Как разрешился новый Восточный кризис? 42
5.9. В чем заключались основные направления политики
России на Дальнем Востоке во второй половине XIX в.? 43
5.10. Как происходило присоединение к России Средней Азии
в 1860 – 1890-е гг.? 44
5.11. Какой миропорядок сложился в Европе в последней
трети XIX – начале XX вв.?45
5.12. Какую роль в международных отношениях сыграли
Гаагские конференции? 46
Тема 6. Россия и мир в начале XX в. 46
6.1. Почему Россия вступила в войну с Японией? 46
6.2. В чем заключались основные направления внешне-
политической деятельности России накануне Первой
мировой войны? 47
6.3. Каковы основные причины Первой мировой войны? 48
6.4. Каковы результаты участия России в Первой мировой
Тема 7. Советская Россия и мир в 1917 – 1929 гг. 50
7.1. В чем заключалось основное содержание Декрета о
7.2. Как завершилась Первая мировая война? 51
7.3. Что предусматривали статьи Версальского договора? 52
7.4. Какие цели ставила Лига Наций? 53
7.5. Почему устройство мира после Первой мировой войны
называют «версальско-вашингтонской» системой? 54
7.6. В чем суть теории и практики мировой революции? 54
7.7. Как проходила интервенция против советской России? 55
7.8. Каким образом осуществлялась советизация
национальных окраин? 56
7.9. Как складывались отношения советской России с
Польшей? 57
7.10. С какой целью была созвана международная
конференция в Генуе? 58
7.11. Как происходило признание СССР зарубежными
странами? 59
7.12. В чем заключались основные направления внешней
политики СССР в середине 1920-х гг.? 60
Тема 8. СССР и мир в 1930-е гг. 63
8.1. Почему на рубеже 1920-1930-х гг. возросла
международная напряженность? 63
8.2. Как изменилась ситуация в Европе после прихода
Гитлера к власти? 64
8.3. Что представляла собой политика умиротворения в
Европе в 1935 – 1937 гг.? 65
8.4. К чему привела политика невмешательства
Великобритании и Франции? 67
8.5. Почему Япония в 1930-е гг. проводила захватническую
политику? 69
8.6. Каковы последствия советско-японского конфликта в
1938 – 1939 гг.? 70
8.7. Какое значение имел договор о ненападении между
СССР и Германией? 71
Тема 9. СССР и мир во Второй мировой войне. 72
9.1. На какой основе строились международные отношения
на начальном этапе Второй мировой войны? 72
9.2. Каким образом проходило формирование
антигитлеровской коалиции? 74
9.3. Каковы результаты международных конференций в
годы Второй мировой войны? 75
9.4. Как сказалось на ходе Второй мировой войны открытие
второго фронта? 76
9.5. Как завершилась Вторая мировая война? 78
Тема 10. СССР и мир во второй половине 1940-х – 1950-х гг. 77
10.1. В чем проявилась биполярность Ялтинско-Потсдамской
системы? 77
10.2. Каковы причины « холодной войны »? 78
10.3. Как решался германский вопрос во второй половине
1940-х гг.? 79
10.4. К чему привело создание военно-политических и
экономических блоков? 81
10.5. Как развивались события в Азии в послевоенный период ? 83
10.6. Почему в социалистических странах возникли кризисные
явления? 85
10.7. Какие изменения в международных отношениях
произошли в 1950-е гг.? 86
10.8. Как проходил процесс деколонизации? 88
10.9. Как развивались международные отношения в 1960-е гг.? 89
10.10. Как протекал процесс разрядки международной
напряженности в 1970-е гг.? 93
10.11. Какие факторы влияли на внешнюю политику СССР в
первой половине 1980-х гг.? 97
Тема 11. СССР и мир во второй половине 1980-х гг. 98
11.1. В чем состояла суть концепции нового политического
мышления М.С. Горбачева? 98
11.2. На каких основах строились советско-американские
отношения в 1985 – 1991 гг.? 100
11.3. Какие изменения в международных отношениях
происходили в Европе в 1985 – 1991 гг.? 101
11.4. Почему произошел распад Ялтинско-Потсдамской
системы международных отношений? 102
Тема 12. Россия и мир в конце XX – начале XXI вв. 103
12.1. Каковы особенности внешней политики России в
1990-е гг.? 103
12.2. В чем проявлялись особенности внешнеполитической
деятельности России в начале 2000-х гг.? 107
12.3. Как строились отношения России и США в первое
десятилетие XXI в.? 110
12.4. В чем суть Концепции внешней политики России 2013 г.? 112
Заключение 115
Приложения 116
Приложение 1. Контрольные вопросы 116
Приложение 2. Темы рефератов 118
Приложение 3. Краткий терминологический словарь 119
Приложение 4. Руководители внешнеполитического
ведомства России 126
Приложение 5. Хронологическая таблица 131
Приложение 6. Политические карты 162
Приложение 7. Библиографический список 184
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебная дисциплина «История» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла Федерального государственного образовательного стандарта ВПО 3-го поколения. По своему содержанию данная дисциплина принципиально отличается от предыдущей учебной дисциплины « Отечественная история ». В настоящее время главное внимание обращается на изучение истории России в контексте международных связей, общемирового исторического процесса.
Российская история многогранна. Она охватывает различные направления деятельности государства. Наряду с внутренней политикой , важной составляющей деятельности государства является его внешняя политика, место страны в системе международных отношений.
В связи с тем, что появление новой учебной дисциплины оказалось не обеспечено соответствующей учебно-методической литературой, представляется важным восполнить этот недостаток и выпустить для студентов издание, по которому можно готовиться к лекционным и практическим занятиям , выбрать тему реферата , проверить свои знания по контрольным вопросам. Самостоятельное изучение отдельных разделов пособия позволит студентам как очной, так и заочной форм обучения не только усвоить учебный материал на занятиях, но и хорошо подготовиться к экзамену.
Учебное пособие подготовлено на основе новых подходов, отражающих последние достижения исторической науки . Примечательно, что имеющиеся публикации исследуют международные отношения со времени заключения Вестфальского мира . Однако автор считает, что изложение учебного материала следует проводить со времени зарождения Российской государственности. Такой подход позволит рассмотреть внешнюю политику Древнерусского государства – России – СССР – Российской Федерации как единый и непрерывный процесс.
ВВЕДЕНИЕ
Участие России в международных отношениях, начиная с IX в. и до наших дней, – это сложная и противоречивая система взаимодействий, где переплетаются удачи и поражения, успехи российской дипломатии и правителей государства и неудачные внешнеполитические решения, территориальные приобретения и потери.
На основе исторических знаний у студентов должно воспитываться чувство патриотизма, любовь к Отчизне. Материалы учебного пособия позволяют это сделать.
Учебное пособие разбито на разделы, отражающие основные этапы становления внешней политики Руси, России, СССР и Российской Федерации, участия нашей страны в межгосударственных отношениях. Каждыйраздел пособия дает ответына вопросы, как строились взаимоотношения России с другими странами на протяжении столетий.
Безусловно, в небольшом объеме учебного пособия невозможно детально рассмотреть все мировые события, внешнеполитическую деятельность нашего государства, поэтому акцент сделан на вопросы и ответы по наиболее значимым событиям истории.
В приложениях имеются темы рефератов, литературу и источники к которым можно будет подобрать самостоятельно, либо по рекомендации преподавателя. Дополнительные контрольные вопросыпозволяют проверить знания по каждому разделу. Краткий терминологический словарь станет помощником студентам в определении незнакомых понятий.
Хорошему усвоению учебного материала помогут также хронологические таблицы и политические карты. Как свидетельствует практика, студенты слабо представляют, где находилось то или иное государство. Поэтому работа с картами позволит восполнить недостающие знания, узнать, как менялась конфигурация границ нашей страны и соседних с Россией государств.
Тема 1. Киевская Русь в системе международных связей (IX – начало XII вв.)
Почему Киевская Русь играла значительную роль в межгосударственных отношениях в Восточной Европе?
Географическое положение Киевской Руси было выгодным, поскольку через нее проходили важнейшие водные артерии и торговые пути, обеспечивавшие выход в моря, а через них в другие страны. Однако граничившие с Русью государства, пытались захватить эти территории, чтобы улучшить свое экономическое положение и авторитет. Да и само Древнерусское государство стремилось укрепить свои позиции, расширяя территории.
На севере Киевская Русь граничила со Скандинавией, на западе – с Польским королевством, на юге племена кочевников отделяли ее от Византии, на востоке она простирала территорию до Хазарского каганата. Сотрудничая с этими и другими приграничными государствами, Древняя Русь в то же время стремилась отстаивать свои разнообразные интересы.
Лекция: Международные связи Древней Руси
Внешняя политика древнерусского государства возникла ещё с момента образования Киевской Руси в IX в. Неотъемлемой её частью стали международные связи, которые зависели от торговых отношений между государствами.
Наиболее значимыми в этом плане были два направления торговли:
Дунайско-Днепровский путь (Путь «Из варяг в греки»), связывавший Северную Европу с Византией;
Волго-Балтийский путь («Волжский торговый путь») – со странами Востока.
Киевская Русь и Византия в IX – начале XIIвв.
Византия – крупнейшая держава торгового мира, была более развитым государством и оказывала существенное влияние на становление Древней Руси, её культуру, быт и религию. Отношения двух государств нельзя охарактеризовать однозначно. Русь стремилась быть на равных с Византией. И киевские князья, желая добиться выгодных торговых соглашений периодически воевали с Византией. Главной целью русов было укрепление позиций в устьях Днепра и Днестра, а также на Крымском полуострове, который был перекрёстком морских торговых путей.
Так, при князе Олеге произошла русско-византийская война 907 года. Она повторилась и в 911 году. Князь Игорь также совершил морские и сухопутные походы на Царьград в 941 и 944 годах. Эти походы заканчивались заключением более или менее выгодных для Руси мирных договоров. Взамен выгодных для Руси торговых соглашений, Византия получала военную помощь. Русские дружины совершили Каспийские походы против византийских врагов – мусульманских владык Закавказья. Но следует иметь в виду, что Каспий также привлекал Русь своим выгодным положением для мировой торговли, потому что находился между Восточной Европой, Ближним Востоком и Средней Азией.
Много событий в отношениях с Византией произошло во времена правления Святослава. Первоначально он выступил в качестве союзника Византии против воевавшей с ней Болгарии. В результате болгары были разбиты под Доростолом. Всё побережье Черного моря от Дуная до Керченского пролива стало принадлежать Руси. Что противоречило интересам Византии и заставило изменить отношение, обернувшись против Руси. Таким образом, в 970-971 годах развернулась русско-византийская война, закончившаяся заключением мирного договора, который подтвердил условия сотрудничества Руси и Византии от 944 года.
Важным фактором сближения Руси с христианской Византией стало принятие христианства. Первый шаг в этом направлении был сделан княгиней Ольгой. Она хотела наладить бывшие связи с Византией после поражения князя Игоря. Следующий шаг предпринял и князь Владимир. Он крестился сам, но сделал нечто большее крестив в 988 году всю Русь. Хотя этому и предшествовали потасовки между дружинами Руси и Византии. Владимир даже захватил Корсунь – Херсонес, город в Крыму. Но впоследствии, взяв в жены сестру императора Анну, и приняв общую с Византией религию, их связи еще больше укрепились. После принятия христианства Русь попала под культурное влияние Византии. Из Византии экспортировались не только товары, но и знания, и традиции. Строительство храмов велось по византийскому образцу. На Руси распространилась иконопись. А также благодаря Византийским миссионерам была проведена реформа письменности, на Руси стали пользоваться кириллицей.
Следующим этапом улучшения отношений стал 1046 год. После провала нападения на Византию в 1043 году и потери множества людей, Ярослав Мудрый заключил договор о мире, скрепив его браком своего сына Всеволода и дочери Константина Мономаха (императора Византии).
В 1116 году князь Владимир Мономах решил отправить войска в Византию. Но для того чтобы избежать нападения на земли близ Дуная, византийский правитель предлагает собственного сына Андроника Комнина в качестве жениха внучке Мономаха, Добронеге Мстиславне.
Киевская Русь и страны Европы в IX – начале XIIвв.
При Владимире Святославиче стремительно улучшались взаимосвязи с центрально-европейскими странами. Впервые в истории Киевской Руси, она становилась активным участником больших политических изменений в центре Европы. Все более значимым инструментом международных связей становились династические браки. Так, Владимир женил своего сына Святополка на дочери короля Польши - Болеслава Храброго. За второго сына, Ярослава, была выдана наследница Олафа - конунга Норвегии.
Вообще при правлении Ярослава Мудрого было заключено много династических браков. Его дочери стали супругами европейских правителей: Елизавета – стала супругой короля Норвегии, Анастасия – Венгрии, Анна – Франции. Сын Изяслав, был женат на польской королевне Гертруде, Святослав – на немецкой принцессе Оде Трирской, Всеволод – на византийской принцессе Зое (Анастасии) с рода Мономахов.
Во времена междоусобной войны , разожженной среди Ярославичей (наследников Ярослава Мудрого) в 70-е года XI в. князь Святослав в 1076 г. нападает на чехов, которые находились в союзных отношениях с Германией, завоевывает победу и заключает мирный договор на удобных для себя условиях.
При Всеволоде Ярославиче его дочь Евпраксия Всеволодовна была женой немецкого правителя Генриха IV и представляла внушительное положение в европейской политике. Старался укрепить семейные взаимоотношения с европейскими дворами также и Владимир Всеволодович Мономах, будучи женатым на Гиде, которая являлась дочерью английского короля Гарольда II. Его сын Мстислав повенчался с дочерью короля Швеции, Ярополк Владимирович – с молдавской княжной, а Юрий – на византийской принцессе. Дочка Владимира, Евпраксия, была выдана замуж за короля Венгрии - Коломана, Мария – за византийского царевича Леона, Софья – за венгерского короля Белу II.
«Династическая история» Древней Руси – сильное доказательство мощи и силы киевских князей, с которыми старались породниться наиболее влиятельные самодержцы Европы.
Киевская Русь и Хазарский каганат в IX – начале XIIвв.
Хазарский каганат – крупнейший восточный сосед Руси. Многие славянские племена до правления князя Олега платили дань хазарам. Хазарское иго не особо угнетало славян. Кроме того, каганат обеспечивал безопасность Руси от нашествия азиатских кочевников. Однако отношения Руси с хазарами ухудшались под влиянием Византии. Для которой каганат был ненавистным врагом из-за столкновения интересов на Черном море. Еще одной почвой для распрей были религиозные взгляды христианской Византии и иудейской Хазарии.
О том, как складывались отношения с каганатом свидетельствуют следующие военные походы русских князей:
Каспийский поход 909-910 гг. : русский флот из 16 кораблей напал на Абаскун (Иран) – «место торга всех, кто ведёт торговлю по Хазарскому морю». Город был разграблен. Но после этого русы были разбиты правителем другого иранского города Сари.
Каспийский поход 913-914 гг. : русский флот из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив, подконтрольный хазарам. Взяв разрешение хазарского царя русы спустились по Волге в Каспийское море и разграбили города южного, а затем западного побережья. Руси убили тысячи мусульман. Прибыв в столицу Хазарского каганата Итиль руси вручили хазарскому царю обещанную взамен разрешению долю добычи. Но царская гвардия Хазарии не могла смириться с тем, что русы уничтожили их единоверцев и требовала у царя мести. Он не смог помешать. Сражение между русами и мусульманами длилось три дня. В итоге 30 000 русов были убиты и лишь 5 000 удалось уйти на кораблях вверх по Волге.
Каспийский поход 943-945 гг. : набег и разграбление Бердаа столицы Кавказской Албании.
После уничтожения Хазарского каганата началась волна нападений кочевников на Русь. Самыми опасными из них были печенеги, занимавшие всю степную часть Северного Причерноморья. Русским князьям не раз приходилось отражать их нападения. При правлении Игоря в 915 году было заключено с печенегами соглашение. После которого они пять лет не беспокоили Русь. После происходили военные столкновения, не приносившие решающих успехов для Руси. И только Ярославу Мудрому удалось разгромить печенежскую орду под Киевом в 1036 году. Таким образом была решена основная внешнеполитическая задача Древней Руси того времени.
Но после печенегов появились половцы, захватившие всю степную полосу от Волги до Дуная. Первое столкновение с ними состоялось в 1061 году. Половцы постоянно совершали грабительские набеги на русов. Часто половцы становились соучастниками княжеских междоусобиц. Владимир Мономах за годы своего правления провел ряд успешных походов против половцев и сумел отбросить их далеко от границ Руси. Но подобные успехи были не всегда. Отсутствие единства действий русских князей делало половцев сильнее. Поддерживаемые некоторыми русскими князьями они громили целые волости. Так продолжалось до вторжения в причерноморские степи монголо-татар в 1222-1223 годах и разгрома половцев, после которого они направились на Русь…
|
|
Термин "Запад" здесь употреблен с оговорками. Двумя "столпами" средневекового Запада были Римская католическая Церковь и Священная Римская империя. С религиозной точки зрения некоторые народы Центральной и Восточной Европы, о которых шла речь в предыдущей главке, - народы Богемии, Польши, Венгрии и Хорватии - принадлежали скорее к "Западу", чем к "Востоку", а Богемия фактически являлась частью империи. С другой стороны, в Западной Европе, как таковой, в это время не было прочного единства. Как мы уже видели, Скандинавия держалась в стороне во многих отношениях и была обращена в христианство много позднее, чем большинство других стран. Англия находилась на протяжении некоторого времени под датским контролем, а в более близкие отношения с континентом она вошла через норманнов - то есть, скандинавов, однако, в данном случае, галлизированных.
На юге Испания, как и Сицилия, на какое-то время стала частью арабского мира. А в торговом отношении Италия была ближе к Византии, чем к Западу. Таким образом, Священная Римская империя и Французское королевство составляли костяк Западной Европы в киевский период.
Обратимся сначала к русско-немецким отношениям. До немецкой экспансии в восточную часть Прибалтики в конце двенадцатого и начале тринадцатого веков немецкие земли не соприкасались с русскими. Однако некоторые контакты между этими двумя народами поддерживались через торговлю и дипломатию, а также и через династические узы. Основной немецко-русский торговый путь в тот ранний период проходил через Богемию и Польшу. Еще в 906 г. в Раффельштадтском таможенном установлении среди иностранных купцов, приезжающих в Германию, упоминаются богемцы и руги. Ясно, что под первыми имеются в виду чехи, последних же можно отождествить с русскими.
Город Ратисбон стал отправной точкой для немецкой торговли с Русью в одиннадцатом и двенадцатом веках; здесь немецкие купцы, ведущие дела с Русью, образовали особую корпорацию, члены которой известны как "рузарии". Как уже упоминалось, евреи также играли важную роль в торговле Ратисбона с Богемией и Русью. В середине двенадцатого века коммерческие связи между немцами и русскими были также установлены в восточной Прибалтике, где Рига была главной немецкой торговой базой, начиная с тринадцатого века. С русской стороны как Новгород, так и Псков принимали участие в этой торговле, но ее главным центром в этот период был Смоленск. Как уже упоминалось, в 1229 г. был подписан важный торговый договор между городом Смоленском, с одной стороны, и целым рядом немецких городов, с другой. Были представлены следующие немецкие и фризские города: Рига, Любек, Сест, Мюнстер, Гронинген, Дортмунд и Бремен. Немецкие купцы часто посещали Смоленск; некоторые из них постоянно проживали там. В договоре упоминается немецкая церковь Святой Девы в Смоленске.
С развитием активных коммерческих отношений между немцами и русскими и через дипломатические и семейные связи между немецкими и русскими правящими домами немцы, должно быть, собрали значительное количество сведений о Руси. Действительно, записки немецких путешественников и записи немецких летописцев составляли важный источник знаний о Руси не только для самих немцев, но также и для французов и прочих западных европейцев. В 1008 г. немецкий миссионер Св. Бруно посетил Киев на пути в земли печенегов, чтобы распространять там христианство. Он был тепло принят Владимиром Святым, и ему была предоставлена вся помощь, какую только можно было предложить. Владимир лично сопровождал миссионера до границы печенежских земель. Русь произвела на Бруно самое благоприятное впечатление, так же как и русский народ, а в своем сообщении императору Генриху II он представил правителя Руси как великого и богатого властителя.
Летописец Титмар из Мерзебурга (975 - 1018 гг.) тоже подчеркивал богатство Руси. Он утверждал, что в Киеве было сорок церквей и восемь рынков. Каноник Адам из Бремена в своей книге "История гамбургской епархии" называл Киев соперником Константинополя и ярким украшением греко-православного мира. Немецкий читатель того времени мог также найти интересные сведения о Руси в "Анналах" Ламберта Херсфельда. Ценная информация о Руси была собрана также немецким евреем рабби Мозесом Петахией из Ратисбона и Праги, который посетил Киев в семидесятые годы двенадцатого века на пути в Сирию.
Что касается дипломатических отношений между Германией и Киевом, то они начались в десятом веке, свидетельством чему является попытка Оттона II организовать римско-католическую миссию к княгине Ольге. Во второй половине одиннадцатого века во время междуусобиц среди русских князей князем Изяславом I была предпринята попытка обратиться к германскому императору как к третейскому судье в русских межкняжеских отношениях. Вытесненный из Киева своим братом Святославом II, Изяслав сначала обратился к королю Польши Болеславу II, не получив помощи от этого правителя, он направился в Майнц, где попросил о поддержке императора Генриха IV. Чтобы подкрепить свою просьбу, Изяслав привез богатые подарки: золотые и серебряные сосуды, драгоценные ткани и так далее. В то время Генрих был вовлечен в Саксонскую войну и не мог послать войска на Русь, даже если бы хотел этого. Однако он направил посланника к Святославу, чтобы прояснить дело. Посланник, Бурхардт, был зятем Святослава и поэтому, естественно, был склонен к компромиссу. Бурхардт вернулся из Киева с богатыми дарами, данными в подкрепление просьбы Святослава, обращенной к Генриху, не вмешиваться в киевские дела, на эту просьбу Генрих неохотно согласился. Обращаясь теперь к немецко-русским супружеским связям, надо сказать, что, по крайней мере, у шести русских князей были немецкие жены, включая двух киевских князей - вышеупомянутого Святослава II и Изяслава II. Супругой Святослава была сестра Бурхардта Киликия из Дитмаршена. Имя немецкой жены Изяслава (его первой жены) неизвестно. У двух немецких маркграфов, одного графа, одного ландграфа и одного императора были русские жены. Императором был тот самый Генрих IV, у которого в 1075 г. Изяслав I искал защиты. Он женился на Евпраксии, дочери киевского князя Всеволода I, в то время вдове (ее первым мужем был Генрих Длинный, маркграф Штаденский. В первом браке она, судя по всему, была счастлива. Ее второй брак, однако, закончился трагично; для достойного описания и толкования ее драматической истории нужен был бы Достоевский.
Первый муж Евпраксии умер, когда ей едва было шестнадцать лет (1087 г.). В этом браке не было детей, и выяснилось, что Евпраксия намеревалась принять постриг в Кведлинбургском монастыре. Однако случилось так, что император Генрих IV во время одного из посещений аббатиссы Кведлинбурга встретил юную вдову и был поражен ее красотой. В декабре 1087 г. его первая жена Берта умерла. В 1088 г. было объявлено о помолвке Генриха и Евпраксии, и летом 1089 г. они поженились в Кельне. Евпраксия была коронована как императрица под именем Адельгейда. Страстная влюбленность Генриха в невесту продлилась недолго, и положение Адельгейды при дворе вскоре стало ненадежным. Вскоре дворец Генриха стал местом непристойных оргий; согласно по крайней мере двум современным летописцам, Генрих вступил в извращенческую секту так называемых николаитов. Адельгейда, которая сперва ничего не подозревала, была принуждена принимать участие в некоторых из этих оргий. Летописцы также рассказывают, что однажды император предложил Адельгейду своему сыну Конраду. Конрад, который был примерно тех же лет, что и императрица, и был дружелюбно расположен к ней, с негодованием отказался. Вскоре он восстал против своего отца. Русские связи с Италией были обусловлены целым рядом факторов, из которых Римская Церковь была, вероятно, наиболее важным. Отношения между папой и Русью начались в конце десятого века и продолжались, частью через посредничество Германии и Польши, даже после разделения Церквей в 1054 г. В 1075 г., как мы видели, Изяслав обратился за помощью к Генриху IV. Одновременно он направил своего сына Ярополка в Рим для переговоров с папой. Следует заметить, что женой Изяслава была польская княжна Гертруда, дочь Мешко II, а женой Ярополка была немецкая княжна, Кунегунда из Орламюнде. Хотя обе эти женщины должны были официально присоединиться к греко-православной Церкви, после того как вступили в брак, видимо, в душе не порвали с римским католицизмом. Вероятно, под их давлением и по их совету Изяслав и его сын обратились за помощью к папе. Мы видели раньше, что Ярополк от себя и от имени отца поклялись в верности римскому папе и поставили Киевское княжество под защиту Св. Петра. Папа, в свою очередь, в булле от 17 мая 1075 г. даровал Киевское княжество Изяславу и Ярополку в ленное владение и подтвердил их права на управление княжеством. После этого он убедил польского короля Болеслава в том, чтобы тот оказывал всяческую помощь его новым вассалам. Пока Болеслав мешкал, соперник Изяслава Святополк умер в Киеве (1076 г.), и это сделало возможным возвращение туда Изяслава. Как известно, он был убит в сражении против своих племянников в 1078 г., и Ярополк, у которого не было возможности удержать Киев, был направлен старшими князьями в Туровское княжество. Он был убит в 1087 г.
Так был положен конец мечтам римского папы о распространении власти над Киевом. Однако католические прелаты пристально наблюдали за дальнейшими событиями в Западной Руси. В 1204 г., как мы видели, посланники папы посетили князя Галиции и Волыни Романа, чтобы убедить его принять католицизм, однако им это не удалось.
Религиозные контакты Руси с Италией не следует связывать только с деятельностью папы; в ряде случаев они были результатом общераспространенных настроений. Наиболее интересным примером таких стихийных религиозных связей между Русью и Италией явилось почитание реликвии Св. Николая в Бари. Конечно, в этом случае объектом почитания был святой досхизматического периода, популярный как на Западе, так и на Востоке. И все же этот случай достаточно типичен, поскольку демонстрирует отсутствие конфессионных барьеров в русской религиозной ментальности того периода. Хотя греки отмечали день памяти Св. Николая б декабря, у русских был второй праздник Св. Николая 9 мая. Он был учрежден в 1087 г. в память так называемого "перенесения реликвий" Св. Николая из Миры (Ликия) в Бари (Италия). На самом деле реликвии были перевезены группой купцов из Бари, которые вели торговлю с Левантом и посетили Миру под видом пилигримов. Им удалось прорваться к своему кораблю прежде, чем греческая стража поняла, что происходит, затем они прямиком направились в Бари, где были восторженно встречены духовенством и властями. Позднее все это предприятие объясняли как стремление перенести реликвии в более безопасное, нежели Мира, место, поскольку этому городу грозила потенциальная опасность сельджукских набегов.
С точки зрения жителей Миры это был просто грабеж, и понятно, что греческая Церковь отказалась от празднования этого события. Радость жителей Бари, которые теперь могли установить новую раку в своем городе, и Римской Церкви, которая ее благословила, тоже вполне понятна. Быстроту, с которой русские приняли праздник Перенесения, объяснить намного труднее. Однако, если мы примем в расчет историческую почву южной Италии и Сицилии, русские связи с ними станут яснее. Это затрагивает давние интересы Византии в том регионе и касается еще более раннего продвижения норманнов с запада. Норманны, чьей первоначальной целью была война против арабов в Сицилии, позднее установили свой контроль над всей территорией южной Италии, и это положение вызвало целый ряд столкновений с Византией. Мы уже видели, что в византийской армии были вспомогательные русско-варяжские войска, по крайней мере, с начала десятого века. Известно, что сильное русско-варяжское соединение принимало участие в византийском походе на Сицилию в 1038 - 1042 гг. Среди других варягов в экспедиции принял участие норвежец Харальд, который позднее женился на дочери Ярослава Елизавете и стал королем Норвегии. В 1066 г. еще один русско-варяжский отряд, находившийся на византийской службе, был размещен в Бари. Это было до "перенесения" реликвий Св. Николая, но следует заметить, что некоторым из русских столь сильно понравилось это место, что они осели там постоянно и со временем итальянизировались. По-видимому, через их посредничество Русь узнавала об итальянских делах и особенно близко к сердцу приняла радость по поводу новой святыни в Бари.
Поскольку на протяжении всего этого периода война была тесно связана с торговлей, результатом всех этих военных походов, видимо, явились какие-то коммерческие взаимоотношения между русскими и итальянцами. В конце двенадцатого века итальянские купцы расширили свою торговую деятельность до. причерноморского региона. Согласно условиям византийско-генуэзского договора 1169 г., генуэзцам было дозволено вести торговлю во всех частях Византийской империи, за исключением "Руси" и "Матрахи".
В период Латинской империи (1204 - 1261 гг.) Черное море было открыто для венецианцев. Как генуэзцы, так и венецианцы со временем основали ряд торговых баз ("факторий") в Крыму и Приазовье. Хотя и нет свидетельств о существовании таких факторий в домонгольский период, но и генуэзские, и венецианские купцы, должно быть, посещали крымские порты задолго до 1237 г. Поскольку их также посещали и русские купцы, была очевидная возможность некоторых контактов между русскими и итальянцами в Причерноморье и Приазовье даже в домонгольский период.
Можно отметить, что значительное число русских, должно быть, приезжало в Венецию и другие итальянские города вопреки желанию, в иной связи с черноморской торговлей. Они были не торговцами, а наоборот, объектами торговли, то есть рабами, которых итальянские купцы покупали у куманов (половцев). Говоря о Венеции, мы можем вспомнить "венедицких" певцов, упоминаемых в "Слове о полку Игореве". Как мы видели, их можно считать либо балтийскими славянами, либо венетами, но скорее всего они были венецианцами.
С Испанией, или, точнее, с испанскими евреями хазары вели переписку в десятом веке.Если какие-либо русские и попадали в Испанию в киевский период, то они тоже, вероятно, были рабами. Следует заметить, что в десятом и одиннадцатом веках мусульманские правители Испании использовали рабов в качестве телохранителей или наемников. Такие войска известны как "славянские", хотя в действительности только часть из них составляли славяне. Многие из арабских правителей Испании опирались на эти славянские соединения в несколько тысяч человек, которые упрочивали их власть. Однако знания об Испании на Руси были туманными. В Испании, однако, благодаря исследованиям и путешествиям мусульманских ученых, живших там, постепенно было собрано определенное количество сведений о Руси - древней и современной им. Трактат Аль-Бакри, написанный в одиннадцатом веке, содержит ценные сведения о докиевском и раннем киевском периодах. Наряду с другими источниками, АльБакри использовал повествование еврейского купца Бен-Якуба. Еще один важный арабский труд, содержащий сведения о Руси, принадлежит Идриси, также жителю Испании, завершившему свой трактат в 1154 г. Испанский еврей, Вениамин из Туделы, оставил ценные записки о его путешествиях по Ближнему Востоку в 1160 - 1173 г., во время которых он встречался со многими русскими купцами.
Международные связи Киевской Руси IX-XIII веков
Введение
Киевская Русь - одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества. Современники - арабские и византийские авторы - называли первое государственное объединение восточных славян Русью, а народ, составивший это объединение, - руссами. В связи с тем, что центром этого могущественного государства на протяжении нескольких веков был Киев, в исторической литературе оно получило название Киевской Руси. Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура , тесные экономические вязи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации. Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общими врагами такими как, хазары, печенеги, половцы. Древнерусское государство очень рано вступило в сложные международные отношения. Самое географическое положение его на великих речных путях, соединявших Балтийское море по Волхову и Днепру с Черным морем и по Волге с Каспийским морем, определило связи древней Руси: на юге с Византией и Болгарским государством придунайских славян, на востоке с Хазарским каганатом и Волжской Болгарией, на севере со Скандинавией. С последней киевских князей связывали давнишние династические отношения. Оттуда черпали князья наемные военные силы, оттуда шел непрерывный приток варяжских искателей приключений. Через Хазарию проходила торговая дорога в страны Средней Азии, куда руссы сплавляли пушнину и рабов. Одно время хазарские каганы пытались оспаривать у князей древней Руси сбор дани с населения Приднепровья. Большое влияние на историю восточного славянства оказало соседство с Византией.
Говоря о международных связях Киевской Руси, их условно можно разделить на четыре направления:
Руссско-Византийские связи.
Связи с нерусскими славянами.
Связи с Западной Европой .
Связи с Востоком.
1. Русско-Византийские отношения
Думаю первоначально стоит рассмотреть наиболее значимые для Киевской Руси связи - это связи с Византией. Налаживание тесных связей с Византией, крупнейшей державой торгового мира, имело для Руси не только политическое, но и большое экономическое значение. Для Киевской Руси Византия служила рынком, куда князья и их дружинники сбывали меха и рабов, и откуда они получали тканные золотом материи и другие предметы роскоши. В Царьграде «языческая Русь» знакомилась с великолепием христианской культуры. Империя имела большой вес, рынки приносили хорошую прибыль , сопровождение купеческих караванов давало постоянный источник дохода князьям. Это во многом и определило выбор в пользу христианства. Во время правления киевского князя Олега (c 882 по 912 гг.), создателя древнерусского государства, внешняя политика Киевской Руси по отношению к Византии определялась довольно легко прослеживаемой двойственностью: вражды и мира. Эта двойственность проходит через всю историю международных отношений Руси. Князь Олег дважды предпринимал походы на Византию - в 907 г. и в 911 г. Обратимся к походу Олега 907 г. Согласно «Повести временных лет», это была комбинация кавалерийского рейда через Булгарию и морской операции. Русские достигли Константинополя одновременно с суши и с моря, и окраины имперской столицы были безжалостно разграблены. Греки преградили доступ к внутренней части Константинополя - Золотому Рогу - цепями, но по истории летописца, Олег приказал поставить лодки на колеса и таким образом по крайней мере часть русской эскадры добралась осуху к расположенным выше богатствам Золотого Рога. Греки запросили мира, согласившись платить дань и заключить торговый союз, выгодный для русских. Прямого упоминания об этой кампании в Византийских источниках нет, и многие историки выражают сомнение относительно подлинности русского повествования. Договор давал русским определенные льготы. Они получили от греков единовременную контрибуцию по 12 гривен на каждого воина и дань в пользу подчиненных Олегу князей, сидевших в главных городах Руси. Греки обязывались обеспечивать русских купцов, находившихся в Византии, продуктами питания на протяжении шести месяцев, снабжать их корабельным снаряжением. Купцам разрешалось жить в предместье Константинополя (около церкви св. Мамонта), входить в город без оружия, но не больше чем по 50 человек через одни ворота и в сопровождении византийского чиновника. В 911 г. договор 907 г. был дополнен. Он определял правовые нормы в отношениях русских с греками, которыми следовало руководствоваться в случае возникновения споров между ними. Стороны несли ответственность за совершенные преступления - убийства, драки и кражи, обязывались оказывать помощь друг другу при несчастных случаях в море. Какие-то соглашения, вероятно, были заключены между Киевом и Константинополем и в военной области. Заключение договоров Руси с Византией было актом большой исторической важности, поскольку они показали силу молодого восточнославянского государства. И последующие великие киевские князья также будут либо совершать походы, либо возглавлять посольства в Византию. В крещении Ольга принимает имя Елена, в честь св. царицы Елены, матери императора Константина Великого. Вернувшись на родину, она начинает активную деятельность в области христианизации Руси. В деле крещения Руси традиционно уделяется большое внимание деятельности великого князя Владимира I, и это вполне объективно, но преувеличивать значение Ольги в нем же не следует. При ней была обращена в христианство значительная часть руссов. Сын ее Святослав не последовал примеру матери и христианства не принял, сказав, что если он примет православие, то над ним вся дружина посмеется. Можно сказать, что великая княгиня Ольга вывела древнерусское государство на международную арену. И именно она положила начало очень важному направлению русской внешней политики - юго-западному. Также, с именем Ольги начинает развиваться такое понятие как династические браки русских князей. Она хотела выдать своего сына Святослава за дочь византийского царя Анну, но попытка не увенчалась успехом.
Период правления Владимира Святославовича с 980 по 1015 гг. можно назвать самым удачным в развитии международных отношений с Византией. Почему именно в период правления Владимира? Ответ очевиден. Киевский князь принял христианство, что поспособствовало широкому открытию византийской культуры для русского общества. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе. Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян. Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.
Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры. Заметный след крещение оставило и в области просвещения, книгоиздательского дела. Славянская азбука получила распространение на Руси в начале X в. Как записано в летописи: «Дивно же есть се, колико добра створил Русьстей земли, крестив ю». Церковь, князь, армия находились в постоянном взаимодействии с Византией. Еще один слой общества находился в постоянном взаимодействии - купечество. Мы знаем, что русские купцы в большом количестве приезжали в Константинополь с начала десятого века, и для них была выделена постоянная штаб-квартира. В летописях упоминались купцы, именуемые «гречниками», т.е. торгующие с Грецией.
2. Связи с не русскими славянами
Особое место в международных отношениях Киевской Руси занимают связи с ее славянскими соседями. Эти связи также условно можно разделить на три направления:
Балканский полуостров
Центральная и Восточная Европа
Прибалтика
На Балканах наибольшее значение для Киевской Руси имела Болгария. В культурном аспекте Болгария была неким посредником между Русью и Византией (Болгария присылала книги на Русь в славянском переводе, основываясь на греческие тексты), также присылала священников и переводчиков. Если говорить о торговых отношениях, то русские караваны проходили через Болгарию в Константинополь. Но в целом доказательства в источниках достаточно скудны. О личных, тесных контактах с Болгарией говорить сложно (ни одного династического брака заключено не было).
Также информации об отношениях России с сербо-хорватами очень мало. В «Повести временных лет» есть короткая информация о Сербии и Хорватии. На Русь доходили сербские рукописи, а в Сербии нашли свое распространение русские рукописи. Это говорит о взаимном влиянии культуры. Что касается династических браков, то известен всего лишь один случай: в 1150 г. князь Владимир Дорогобужский женился на югославской княжне (она была дочерью Белоша, серба по происхождению)
Отношения между Киевской Русью и Центральной и Восточной Европой можно охарактеризовать лишь как личные отношения, т.е. заключение династических браков. Говоря о Венгрии, известно, что четыре венгерских короля в киевский период имели русских жен. Стефан III был помолвлен с русской княжной, но по каким-то причинам свадьба не состоялась. Что касается венгерских жен у русских князей, известно, что Ростислав Тьмутараканский был женат на Ланке, дочери Белы I, а Владимир из Галича - на дочери Коломана. В русско-чешских отношениях была противоположная картина. Две из многочисленных жен Владимира Святого были чешским княжнами. В двенадцатом веке у двух русских князей были чешские жены. Известно, что только одна русская княжна - из Галича - была замужем за чешским князем. Со стороны Польши было выдано 8 невест. Многочисленность династических связей сама по себе является красноречивым показателем тесных контактов между русскими и западными славянами и мадьярами.
3. Связи с Западной Европой
Говоря об отношениях с Западом, также условно можно выделить контакты с тремя странами: с Италией, с Францией и Германией.
Две самые могущественные политические силы средневековой Европы - Германская империя и папство - не остались вне дипломатического кругозора Киевской Руси. В 1073 сын Ярослава Мудрого Изяслав в борьбе с братьями искал содействия у германского императора. Его соперник и брат Святослав избежал вмешательства Германии только путем непосредственных переговоров с императором. Успех, достигнутый им, объясняется тем, что сам он был женат на сестре одного из крупнейших германских феодалов, Бурхарда, епископа трирского, который и служил посредником в переговорах (если говорить о немецко-русских супружеских связях, то по крайней мере, у шести русских князей были немецкие жены). Искал сближения с Германией и третий сын Ярослава Всеволод. Его дочь Евпраксия была замужем за маркграфом Бранденбургским и, овдовев, обвенчалась с императором Генрихом IV. В поисках союзников для своего восстановления на киевском престоле Изяслав Ярославич послал своего сына в Рим к папе и даже признал себя данником римского престола, принес должную присягу «в верности князю апостолов» и «принял царство опять, как дар св. Петра» из рук папы Григория VII. Демарши папского престола в Польше в пользу Изяслава привели к возвращению его в Киев при содействии Болеслава Смелого.
Хотелось бы упомянуть, что Киевская Русь очень гостеприимно встречала немецких паломников. К примеру, св. Бруно после поездки в Киев, остался очень доволен и описывал князя Владимира, как щедрого и богатого властителя.
Отношения между папой и Русью начались в конце десятого века и продолжались, частью через посредничество Германии и Польши, даже после разделения Церквей в 1054 г. В 1075 г. Изяслав обратился за помощью к Генриху IV. Одновременно он направил своего сына Ярополка в Рим для переговоров с папой. Следует заметить, что женой Изяслава была польская княжна Гертруда, дочь Мешко II; а женой Ярополка была немецкая княжна, Кунегунда из Орламюнде. Хотя обе эти женщины должны были официально присоединиться к греко-православной Церкви, после того как вступили в брак, видимо, в душе не порвали с римским католицизмом. Вероятно, под их давлением и по их совету Изяслав и его сын обратились за помощью к папе. Мы видели раньше, что Ярополк от себя и от имени отца поклялись в верности римскому папе и поставили Киевское княжество под защиту Св. Петра. Папа, в свою очередь, в булле от 17 мая 1075 г. даровал Киевское княжество Изяславу и Ярополку в ленное владение и подтвердил их права на управление княжеством. После этого он убедил польского короля Болеслава в том, чтобы тот оказывал всяческую помощь его новым вассалам. Пока Болеслав мешкал, соперник Изяслава Святополк умер в Киеве (1076 г.), и это сделало возможным возвращение туда Изяслава. Он был убит в сражении против своих племянников в 1078 г., и Ярополк, у которого не было возможности удержать Киев, был направлен старшими князьями в Туровское княжество. Он был убит в 1087 г. Так был положен конец мечтам римского папы о распространении власти над Киевом.
А в отношениях с Францией известен лишь один династический брак это дочь Изяслава I, Анна. Она была замужем два раза и оба раза её браки были довольно успешны в плане приближенности к власти. Что касается торговых отношений, то в этом смысле нет прямых свидетельств о связи Франции и Руси.
4. Связи с Востоком
международный славянин связь папа
По мере развития Русского государства, становления его внешней политики восточная политика Руси приобрела четко выраженную самостоятельность. Восток издавна манил русских купцов своими диковинными товарами, богатствами. Торговля с восточными странами была хотя и рискованным, но чрезвычайно прибыльным предприятием. Восточные походы на Северный Кавказ , Волгу, в Закавказье, особенно вдоль западных и южных берегов Каспийского моря, обещали богатую добычу; они постоянно будоражили воображение русских князей, бояр, дружинников. Но долгое время Русь не имела прохода на Восток. На восточных путях прочным заслоном стоял Хазарский каганат, давнишний друг и союзник Византии; путь по Волге контролировали вассалы Хазарии - волжские булгары. И все-таки со времени становления своего государства восточные славяне упорно стремились пробиться на Восток. А при рассмотрении связи Востока и Руси принято рассматривать как взаимосвязь двух религий: христианство и мусульманство. К сожалению, непримиримое отношение русского духовенства к исламу, и наоборот, не давало возможности для какого-либо серьезного интеллектуального контакта между русскими и мусульманами, хотя его легко можно было бы установить на землях поволжских булгар или в Туркестане. Можно добавить, что наряду с греко-православной христианской церковью на Среднем Востоке и в Центральной Азии существовало также две других христианских церкви - монофизитская и несторианская, но русские, несомненно, избегали любых взаимоотношений с ними. Что касается торговых отношений между Русью и Востоком по всей видимости, они могли быть оживленными, но разница в религиях представляла собой почти непреодолимый барьер для тесных социальных взаимоотношений между гражданами, относящимися к разным религиозным группам. Супружеские Связи между последователями греческого православия и мусульманами были невозможны, если, конечно, одна из сторон не выражала готовность отречься от своей религии. В этом отношении для русских было намного проще иметь контакты с половцами, поскольку язычники были меньше привязаны к своей религии, нежели мусульмане, и не возражали против принятия христианства, если в этом была необходимость, в особенности это касалось женщин. Вследствие этого смешанные браки между русскими князьями и половецкими княжнами были частыми.
Подводя итоги
, хотелось бы сказать, что социальное, политическое и культурное развитие Древнерусского государства проходило в тесном взаимодействии с народами окружающих стран. И это развитие способствовало усилению положения Древней Руси на международной арене, что является главной задачей дипломатии как таковой. Думаю, что эта задача была выполнена успешно, что в свою очередь говорит о силе самого русского государство и его народа.
Литература
1. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси
Фроянов И.Я. Древняя Русь
Орлов А.С Хрестоматия по истории России
Левченко М.В. Очерки по истории Русско-византийских отношений
Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси
Тихомиров М.Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией
Вернадский Г.В. Киевская Русь
Иванова И.И. История международных отношений
Проблемный вопрос:Какие позиции занимало
государство Русь в современном
ему мире?
IX-XI века стали временем образования не только государства Руси, но и многих других европейских государств. На землях распавшейся империи К
IX-XI века стали временем образования не только государстваРуси, но и многих других европейских государств. На землях
распавшейся империи Карла Великого к концу IX века
образовались три больших королевств, положившим начало
будущим Франции, Германии и Италии.
В X веке германские короли
начали совершать походы в
Италию. Покорив часть
Италии и Рим, германский
король Оттон I объявил себя
римским императором.
Подвластные ему земли
стали называться Священной
Римской империей. Но это
государство, как и другие,
не было единым, власть
императора быстро ослабла.
Сама Германия состояла из
200 мелких фактически
самостоятельных государств.
Порой это был лишь замок с
несколькими деревнями.
На севере Европы
появились Датское,
Норвежское и Шведское
королевства.
В королевство Англию в
829 году объединились
англо-саксонские
королевства Британии.
Одним из первых
славянских государств
стала Великоморавская
держава, которая
просуществовала недолго.
В IX веке начали
складываться Польское и
Чешское княжества
(позже королевства)
На Балканах в IX-X веках
период своего расцвета
переживало Болгарское
царство. В начале X века
возникло Хорватское
королевство, а в середине
X века- Сербское
княжество. В конце X века
сложилось и королевство
Венгрия. В X веке
появилось государство
Волжская Булгария.
Крупнейшим и наиболее развитым государством того времени оставалась Византийская империя.
Результатом военных
походов князей Олега, Игоря
и Святослава на Византию
стали договоры Руси с
греками 911, 944 и 971 годов.
Эти договоры показывают,
что Византия была готова на
любые условия, чтобы
установить мирные
отношения с Русью. Русским
купцам предоставили
различные льготы для
ведения торговли в
Константинополе. А после
Крещения Руси в 988 году
отношения между странами
значительно укрепились.
Константинополь (Царьград)
Константинополь былкультурной столицей
Европы. Авторитет
византийских императоров
был признан во всех
европейских государствах.
Однако отношения Руси с
Византией носили особый
характер. Для Руси
Царьград стал духовным и
религиозным центром.
Особые отношения Руси и
Византии находили
выражение и в
династических браках.
Наиболее важным
событием была женитьба
Владимира Святославовича
на византийской княжне
Анне, сестре двух
византийских императоров.
Анна была первой
византийской принцессой,
выданной за иноземца.
Сын Ярослава Мудрого
Всеволод был женат на
греческой княжне.
Византийские принцессы
были женами внуков
Ярослава Мудрого Олега и
Святополка, сына
Владимира Мономаха
Юрия.
Многие дочери русских
князей выходили замуж за
представителей
византийского
императорского дома.
Русь была одним из самых крупных европейских
государств. С ней считались не только соседние,
но и отдаленные страны и народы.
Само географическое положение определяло
широкие контакты Руси со многими странами
Востока и Запада.
Тесные связи русских земель установились с
Чехией, Польшей, Венгрией, Болгарией.
Постоянные отношения существовали у Руси с
Германией, Норвегией, Швецией, с далекими
Англией и Францией.
Родственные связи говорят о том, что Русь уже в
это время заняла видное место в системе
европейских государств.
Династические браки детей Ярослава Мудрого
СыновьяИзяслав (1025-1078)
- женился на сестре
польского короля
Казимира I - Гертруде
Игорь (1036-1060) -
женился на германской
принцессе Кунигунде
Дочери
Елизавета стала женой
норвежского короля
Харальда Сурового
Анастасия стала женой
короля Венгрии Андраша I
Анна вышла замуж за
короля Франции Генриха I.
Во Франции она стала
известна как Анна Русская
или Анна Киевская.
Особенно глубокий след
оставила в истории
Франции королева Анна
Ярославна. В отличие от
мужа-короля, она умела
читать и писать, играла на
музыкальных
инструментах.
Приехав во Францию, Анна
была поражена убогостью
Парижа по сравнению с
блистательной столицей
Руси.
Ей удалось во многом
преобразить французский
королевский двор.
Иностранные принцессы
стали женами не только
сыновей Ярослава Мудрого,
но и его внук Владимир
Мономах был женат на
дочери английского короля Гите Уэссекской.
А сестра Владимира
Мономаха Евпраксия
Всеволодовна была замужем
за императором Священной
Римской империи.
Отношения с кочевниками и странами Востока.
Кочевые народы жили к югу ивостоку от русских границ.
Существенное влияние на
обстановку к востоку от Руси
оказало утверждение ислама
в качестве государственной
религии в Волжской Булгарии.
Она стала одним из
крупнейших мусульманских
центров Европы. К исламу
позже приобщились и
печенеги.
.
.После Крещения Русиначалась многолетняя
война Руси с печенегами.
Постоянные набеги
печенегов, а затем
половцев сопровождались
разорением городов и сел,
угоном в рабство тысяч
жителей Руси.
Все это существенно
тормозило развитие
страны.
Поэтому борьба с
кочевниками являлась
важнейшим направлением
внешней политики всех
князей.
.
Для спасения от набеговстроили укрепления вдоль
границ и возводили стены
вокруг городов.
Князья совершали походы в
степь, громя кочевников
вдали от русских земель.
Но набеги все равно
продолжались, тем более что
в ходе усобиц многие князья
сами призывали кочевников
на Русь в качестве своих
союзников для борьбы с
другими князьями.
Русское
государство играло
ключевую роль в
европейской
торговле IX-XI
веках. Само
государство Русь
возникло благодаря
своему положению
на стыке двух
важнейших
торговых путей
того времениВолжского
торгового пути и
пути «из варяг в
греки»
Оба пути
обеспечивали на
протяжении нескольких
веков устойчивую
торговлю стран Европы
с Востоком, а также
Северной Европы с
Византией. По этим
путям Русь вела
торговлю с южными и
западными славянами,
Скандинавией,
Византией, Западной
Европой, народами
Кавказа, Средней Азии,
Ближнего Востока.