Конспект мероприятия доу татарстан. Конспект занятия "Родной мой край – Татарстан"
МБДОУ детский сад к/в № 12 «Крепыш» г. Менделеевск
Цель мероприятия: Расширение представлений детей о культуре разных национальностей: танцах, песнях, костюмов, блюд; развитие толерантности у детей к представителям других национальностей; развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности, вовлечение родителей в активное сотрудничество.
Задачи мероприятия:
1. Познакомить детей с национальным многообразием сверстников из группы детского сада.
2. Дать конкретное представление о песнях, танцах, играх, костюмах, блюдах каждой национальности.
3. Воспитывать
дружеские отношения
между детьми и их семьями.
4. Повышать компетентность родителей в вопросах социально -
нравственного воспитания
детей, способствовать повышению активности родителей в участии общего интересного дела в ДОУ, проявлению творческих способностей.
5. Создать у детей положительный
эмоциональный настрой
, веселое, бодрое настроение от
совместной деятельности
с семьями группы.
Предварительная работа:
в группе, в уголке для родителей оформление информационных стендов «Воспитываем патриота»
индивидуальные консультации
для родителей
разучивание танцев, песен, игр с родителями и детьми
оформление приглашений и афиш.
Фестиваль «В Татарстане дружно мы живем»
Под музыку «Я, ты, он, она» в музыкальный зал входят парами дети с родителями, дети встают около своих стульчиков, родители за ними во второй ряд.
1 ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Добрый день, уважаемые коллеги и гости! Мы рады приветствовать вас в нашем зале.
2 ведущая:
1 ведущая: Наше мероприятие сегодня приурочено к празднованию Дня родного языка . И совместными усилиями мы постараемся донести до наших детей, что Россия - многонациональное государство, и все народы живут одной большой, дружной семьей.
Стих «Что мы родиной зовем»
2 ведущая: Когда мы говорим о Татарстане, мы тоже говорим о своей Родине. Потому что, Татарстан - это место, где мы родились, где мы живем. И нам нравится наша Родина, наш Татарстан.
1 ведущая: Наша Республика богата плодородными землями, реками, лесами. Одни из крупнейших рек Европы – это наши: Кама и Волга. На наших землях растет пшеница, рожь. Но самая большая гордость Татарстана - это люди, живущие в Республике. И все, кто здесь живет, очень любят свой родной Татарстан , народы живут здесь дружно и мирно.
1 ребёнок: Наш Татарстан
Дружбой славится,
И жить нам здесь
Очень нравится.
2 ребёнок: Татарстан – үз илебез,
Безнең газиз җиребез.
Шушы газиз җиребезнең
Балалары инде без.
2 ведущая: Все мы разные: мы говорим на
разных языках
, поём разные песни у нас различная
национальная культура
и традиции, но мы одинаково любим землю, на которой живём, и для всех нас Татарстан является Родиной.
1 ведущая: У каждого народа есть свои традиции, обычаи, обряды, танцы, песни. Наша группа тоже многонациональна. И сейчас мы познакомимся с первыми участниками нашего фестиваля. Встречайте русский хлебосольный народ.
Звучит русская мелодия
3 ребенок: Мы хотим вам показать
Как гостей надо встречать.
Нам заботы нипочем
Пирог дружбы испечем.
Сценка «Пирог дружбы»
Хозяйка – родитель
(хлопочет на кухне)
Скоро гости на порог-
Надо бы испечь пирог.
Посмотрю - ка, где мука
(заглядывает, разводит руками)
Жаль, закончилась она.
Стук в дверь, входят мальчик и девочка
4 мальчик: -Здравствуйте, хозяюшка!
Не ждете ли гостей?
Хозяйка: -Рада, рада я принять у себя друзей.
5 девочка: -Мы вам гостинцы привезли-
Пшеничной беленькой муки.
Хозяйка: -Ой, спасибо, проходите,
С пирогом мне помогите.
А пирог наш необычный,
Мы возьмем муки пшеничной.
5 девочка: -И добавим доброту, дружбу, счастье и мечту.
4 мальчик:
-Будем мы трудиться вместе, чтобы сила была в тесте.
Хозяйка: -Приготовим, испечем.
Все: -Пирог дружбы назовем!
Стук в дверь, звучит татарская народная музыка, входят мальчик и девочка.
6 девочка: -Добрый день! Мы к вам из Татарстана, выехали утром рано.
7 мальчик: -Привезли в подарок мед, он сил, здоровья придает.
5 девочка: -Вы успели точно в срок-
Наш готов уже пирог.
4 мальчик: -Можно праздник начинать,
Все народы приглашать.
Вместе: -Я И ТЫ, ТЫ И Я - ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ!
Хозяйка представляющая русскую национальность берет пирог и читает стихотворение.
Хозяйка:
Мы всегда гостей встречаем,
Круглым, пышным караваем,
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Русский народ славится своим гостеприимством. Есть такая замечательная традиция на Руси встречать дорогих гостей хлебом, да солью. Эту замечательную традицию передала мне моя бабушка, а теперь я передаю её вам
(передает каравай ведущей)
1. Очень много слов на свете,
Как снежинок у зимы.
Но возьмем, к примеру, эти:
Слово «Я» и слово «Мы».
2. «Я» на свете одиноко,
В «Я» не очень много прока.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
3. Слово «Мы» сильней, чем «Я».
Мы – семья, и мы – друзья.
Мы – народ, и мы – ЕДИНЫ.
Все:
Вместе мы непобедимы!
2 в едущая. Спасибо вам за ваше гостеприимство, за такой вкусный пирог дружбы. Которым мы угостим всех присутствующих в нашем зале.
Ведущая угощает всех караваем (русская мелодия)
1 ведущая: А теперь мы Вас хотим познакомить с представителями другой нации, готовы?
Тары, бары, растабары
Вас приветствуют татары!
Встречайте гостей!
Под татарскую музыку выходят представители татарской национальности
ведущая : Добро пожаловать к нам, уважаемые гости!
Нас, татар, на белом свете,
Миллионы, всех не счесть,
Друг за друга мы в ответе,
Всем хвала, а вам всем честь!
2. Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края
Где б также почитали их.
Стихотворение-сценка «Тюбетейка и калфак»
Родитель: А сейчас мы предлагаем всем поиграть в татарскую хороводную игру «Кария – Закария»
Проводится игра «Кария – Закария»
Родитель: Знаем мы, что праздник у вас. И поэтому пришли не с пустыми руками, а приготовили для вас вопросы. Вот хотим проверить, хорошо ли вы знаете нашу Республику?
Викторина «Ответь на вопросы».
1. Как называется наша Республика? (Татарстан)
2. Как называется столица нашей Республики? (Казань)
3. Какие реки протекают в нашей Республике? (Волга, Кама)
4. Как называется город, в котором мы живём? (Менделеевск)
5. Какой национальный праздник проводится летом? (Сабантуй)
6. Какие головные уборы у татар? У мужчин, у женщин? (Түбәтәй, калфак)
7. Национальное блюдо у татар? (Чак-чак)
8. Какие цвета на флаге Татарстана? (Зелёный, белый, красный)
9. Что нарисовано на гербе Татарстана? (Ак Барс)
10. А вы любите свою Республику? (Да)
2 ведущая: По соседству с Татарстаном есть республика она
Удмуртией названа. Встречаем гостей. Пусть о себе они расскажут нам.
Под удмуртскую музыку выходит удмуртская семья
1. Хватает Волге широты и силы,
Но с Камою она ещё сильней.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей.
2. От приволжских степей до Уральских гор
Лёг Удмуртский край – золотой простор.
Как богат ты, мой край!
Игрой его представляй!
Родители: Мы хотим вас научить национальной удмуртской игре «Лапоть»
Вставай скорее с нами в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Исполняется удмуртская народная игра «Лапоть»
1 ведущая: Мы благодарим веселый удмуртский народ и встречаем следующих гостей - добрых трудолюбивых марийцев.
Под марийскую музыку выходит марийская семья
1.Тебе желаю счастья,
Марийская земля,
Любимая, родная,
Республика моя.
2.С великою Россией
Навеки породнилась.
Своим умом и силой
Огромного добилась.
3.Творишь, дерзаешь, строишь
И не стоишь на месте,
Как многое ты можешь
Со всей страною вместе.
Родители: Мы приглашаем всех в наш хоровод «Марийская восьмерка»
Исполняется марийский народный танец «Марийская восьмерка
1: Татарстан – чудесный край,
Многокрасочный, как рай.
Все народы здесь равны,
Все друг другу мы нужны,
Цену дружбы знаем мы,
Эти узы так важны.
2: Приезжайте в Татарстан,
Гости к нам из разных стран.
Примем вас всей душой,
Всем салам большой.
Общий хоровод Дружбы
3: Дружба народов не просто слова
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете.
2 ведущая:
Дорогие друзья
! Наша
праздничная программа
подошла к концу. Мы желаем вам мира, добра и благополучия. И хотим, чтобы как сегодня в стенах этого зала везде и всегда царили мир, добро, покой, счастье, дружба, радость, улыбки – и чтобы они никогда не покидали нас.
В конце праздника всем детям вручаются медали «За умение дружить», участникам - дипломы за участие в проекте «В Татарстане дружно мы живем».
Представление дошкольниками татарской культуры и традиций.
Развлечение на тему «Татарское гостеприимство»
Воспитатели:
Игнатова Татьяна Александровна (первая квалификационная категория);
Клишкина Надежда Борисовна (высшая квалификационная категория).
МАДОУ детский сад №186 города Тюмени
Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой татарского народа .
Программные задачи:
Познавательное развитие: Сформировать у детей знания и представления об образе жизни татар, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.
Речевое развитие: Закреплять знание детьми татарских пословиц о гостеприимстве, о пользе чая.
Художественно-эстетическое развитие: Знакомить с татарскими народными танцами; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту татарских народных танцев, музыки, одежды.
Физическое развитие: Знакомить с народными татарскими играми.
Социально-коммуникативное развитие: Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями татарского народа. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о татарском народе в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
Оборудование: стол, накрытый скатертью, самовар, посуда, предметы обихода, утварь, помогающие воссоздать интерьер татарской избы; изделия татарской народной кухни (из соленого теста), татарский рушник, чак-чак (по народному татарскому рецепту), полотенце, мыло, ковш с водой, изделия традиционной русской выпечки (из соленого теста (в корзине), отрезы ткани, платочки расписные, шапочка-самовар (атрибут) для ребенка, два подноса, шары из ткани с липкой лентой – 30 штук (для игры).
Место проведения мероприятия: музыкальный зал
Ход мероприятия:
Дети одеты в русские и татарские народные костюмы.
Тихо звучит спокойная татарская мелодия.
Воспитатель в русском костюме: Дорогие ребята, как вам известно, в нашей стране проживает множество различных национальностей. У каждого народа своя культура, свои обычаи, традиции. И это очень хорошо, что мы все такие разные. Насколько интереснее становится наша жизнь, когда мы знакомимся и узнаем так много нового и полезного для себя.
Ребенок:
Живут в России
разные народы
с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
Ребенок:
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Ребенок:
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Ребенок:
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.
А что же отличает один народ от другого? ( ответы детей) Да, вы правы: язык, одежда, кухня, обычаи, традиции, религия.Сегодня мы представляем вашему вниманию малую часть культуры татарского народа.Обычай встречать и принимать гостей свойственен людям любой национальности. О гостеприимстве татарского народа слагают легенды. Пригласили нас сегодня в гости в татарскую семью –Альфия-апа (бабушка) и ее внучата. Навестим наших друзей? Татарская семья в самом приходе гостя в дом видит доброе предзнаменование, он – почетный, уважаемый, дорогой человек. Татары издавна очень внимательны, заботливы и вежливы по отношению к гостям. Стараются накрыть со вкусом стол, обильно угостить различными блюдами . Гостей было принято не только угощать, но и одаривать подарками. По обычаю и гость отвечал тем же. Давайте мы с вами соберем подарки для Альфии-апы и ее внучат.
Ребенок: Я возьму полотенце вышитое.
Ребенок: Я - мыло душистое.
Ребенок: А я платочек расписной.
Соседка: Ну а я возьму с собой наших пирожков с пылу, с жару.
Подходят к дому, выходит воспитатель и дети в татарской одежде с чак-чаком на рушнике.
Хозяйка : Исәнмесез, Никитична!Исенмесезбалалар! (дети здороваются).
Соседка : Мир вашему дому! ( заходят, вручают угощение, жмут руки, моют руки, вытираются о полотенце).
Хозяйка: Гости это хорошо. «Кто гостей не любить звать, тому радости не знать”- в моем селе так говорят. (говорит своим внукам) Если хочешь, чтобы тебя почитали, будь хлебосолен, приветлив,щедр. От этого добра твоего не убудет, а возможно, его станет больше.
Ребенок в татарском костюме: "Если нет угощения, приласкай гостя словом"
Ребенок в татарском костюме: «Негостеприимный человек – неполноценный»
Ребенок в татарском костюме: "Если угощают, пей даже воду", - учат татарские народные пословицы.
Все рассаживаются вокруг стола, девочки с одной стороны, мальчики с другой. Хозяйка разливает чай из самовара в пиалы, подает гостям.
Хозяйка: По древнему татарскому обычаю в честь гостя мы расстилили праздничную скатерть и на стол выставили лучшие угощения сладкий чак-чак, щербет, и, конечно, душистый чай. Приятного вам чаепития!
Ребенок: Ах, какой самовар,
Из него валит пар.
Мы чаек с тобою пьем,
О здоровье речь ведем.
Ребенок: Нужно мяту заварить,
Про болезни все забыть.
Чай у нас всегда в почете,
Лучшего напитка нет.
Потому что чай вы пьете,
Много, много, много лет.
Хозяйка: Дорогие гости, а теперь посмотрим что вы знаете о чае.Я буду говорить пословицы, а вы должны ее продолжить.
- Чай пьешь – здоровье бережешь
- Пей чай - беды не знай.
- С чаю лиха не бывает, а здоровья прибавляет.
- Чай не пьешь – где силу берешь?
- Чай усталость всю снимает, настроение поднимает.
- Чай пить - приятно жить.
В горячий и крепкий чай кроме сахара добавляют молоко или топлёные сливки, или масло. А астраханские татары любят пить чай горячим, добавляя соль, масло и иногда чёрный молотый перец. Вот послушайте, какая история приключилась с мальчиком Маратом.
Шуточная сценка
Входит мальчик Марат в национальном костюме.
Марат .
Исамесез, мои друзья!
К вам пришёл на праздник я.
Зовут меня Марат!
В деревне у Бабая мне каждый очень рад!
Я весёлый, озорной!
И вот история какая приключилась со мной!
Раз купил бабай мой чаю….
Бабай . Должен ты его сварить!
Марат .
Но ведь я совсем не знаю,
Как грузинский чай варить?!
Бабай .
Ты возьми ведро водички,
Всыпь весь чай скорей в горшок…..
Бабай (подносит к губам, морщится, плюёт)
После чая твоего в животе скрутило всё
Поскорее поспеши!
Доктора мне пригласи….
Марат.
Долго думал, удивлялся
Чем я мог не угодить?!
А потом-то догадался
Чай забыл я … посолить!
Хозяйка: На нашем столе сегодня много угощенья татарской народной кухни: это и белиш, эчпочмак, сумса, перемячи, элеш. А давайте поиграем в народную татарскую игру «Самовар»?
Дети берут по тарелочке с одним из татарских угощений и встают в круг. В середине ребенок (самовар).
Игра «Самовар»
Ход игры : Под любую весёлую татарскую мелодию со словами дети идут по кругу. Как слова заканчиваются, «самовар» подходит к тому ребенку, напротив которого он остановился и отгадывает то блюдо, которое у него в руках.
Все дети спрашивают : «Поскорей отгадай, с чем пью чай?»
Ребёнок – «Самовар» указывает рукой и называет национальный пирог или сладкое блюдо. Если отгадает правильно, дети танцуют в паре, если неверно, то выбирают ведущего. Играют 2 раза.
Слова произносятся сначала на татарском, потом на русском языке.
Там, там, тамчы там,
Тамуынны яратам,
Там, там, тамчы там,
Тамуынны яратам.
Самовардан темле итеп,
Чэй эчэрге яратам.
С самовара льется чай
Самовару не мешай
Ох, с самовара льется чай
Ложку с медом мне подай
Дуем, дуем, чай мы пьем
Потом хором все споем….
Хозяйка: Самое вкусное угощенье на нашем столе – сладкий чак-чак. Хотите мы вам расскажем татарскую сказку про чак-чак? А вы поиграйте снами. (дети встают).
Игра с движеньями.
Жили-были дед да баба
На полянке у реки. ( руки на поясе, приседания с поворотом)
И любили дед и баба
С медом вкусный чак-чак . (гладят живот)
Баба тесто замесила
И чак-чак она слепила, (месят тесто руками)
В масло его положила
И вот так оставила. (показывают ладошки)
Вышел он румян, пригож
И на солнышко похож. (гладят щечки)
Он хотел погулять,
От деда с бабой убежать, ( бегут на месте)
По дорожке покатился,
Да рассыпался… (разводят руки в стороны)
Ой, ребята, рассыпался чак-чак на маленькие кусочки! Давайте поможем деду и бабе, соберем чак-чак?
Проводится игра: выбирают по 5 человек из зрителей и 5 человек из артистов.Под музыку выкладывают чак-чак из шариков в разных формах: бабочка, цветок, горка и т.п.)
Хозяйка: Для гостей дорогих приготовили мы подарок «Татарский танец» (плясовую)
Исполняется татарский танец.
Хозяйка:
Всем спасибо за внимание
В добрый путь и в добрый час!
Соседка. Ждите теперь в гости нас! Ходите друг к другу в гости, будьте открытыми, приветливыми, дружелюбными. Ведь главное в гостях – не застолье, а радость общения с дорогими людьми , на которых, как известно, и держится мир.
Список литературы:
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, 304.
-
- Фотографии из архива педагогов: Игнатовой Т. А. и Клишкиной Н.Б.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой
методический материал
:
- Педагогический опыт, авторские программы,
методические пособия
, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии
образовательной деятельности
, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Программное содержание:
1. Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татар: традициями, обычаями, бытом,
национальными костюмами
. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг.
2. Воспитывать уважение и поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре.
3. Развивать память, воображение, умение анализировать и делать вывод.
4. Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь, обогащать речь детей словами по теме занятия.
Словарная работа: Республика Татарстан, волжане, Поволжье, оборки, калфак, камзул, тюбетейка, пиала, чак-чак, Казань, джигит, бай, батыр.
Предшествующая работа.
Велась работа по формированию понятий большая и малая Родина.
Проводились наблюдения,
целевые прогулки
, экскурсии по территории детского сада
Знакомили детей с расположением России на карте, с растительным и животным миром, с достопримечательностями страны.
В беседах и на занятиях дали понятие о многонациональности Родины. Знакомили с фольклором, играми разных народов России.
Подбор тематических стихов.
Организовали выставку книг на тему «История Казани».
Используемая литература:
«Путешествие по столице».
С. Гилязутдинов, А. Гилязутдинова «Казань в легендах».
Т.М. Салтыкова и др. «Казановедение»
Н.А. Кузьменко «Приезжайте к нам в Казань».
Ход занятия
Дети входят в зал под мелодию песни «Любимая Россия» (муз. А.Горева, сл. Ю. Кумыкова). Рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом. Обращаю внимание на осанку.
- Ребята, в какой стране мы живём?
- Покажите Россию на карте.
- Как называется город, в котором мы живём?
- Покажите его на карте.
- На берегу какой реки стоит наш город?
- Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире.
- На берегах Волги живут разные народы. Какие? (Русские, мордва, татары, чуваши, марийцы, удмурты).
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.
- Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в республику Татарстан.
- А вы хотите побывать в Татарстане?
- Как нам это сделать?
- На чём бы вы хотели поехать туда?
- Вот мы и поедем на поезде.
(Дети поворачивают стульчики, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют движения колёс. Затем снова поворачиваются лицом к воспитателю. Фоном звучит спокойная татарская мелодия.)
- Вот мы и приехали в столицу Татарстана – город Казань.
Казань современный
красивый город
. Прибыли мы на железнодорожный вокзал. А сейчас вот на таком трамвае мы отправимся к сердцу Казани – Казанскому кремлю. Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки. Сейчас здесь работает президент Татарстана Шаймиев Минтимир Шарипович.
Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб.
- Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный)
Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения.
Белый – цвет чистоты;
Красный – это жизнь, сила.
- На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие.
Звучит татарская народная мелодия.
В зал подскоками вбегают девочка и мальчик в национальных татарских костюмах. Девочка здоровается на татарском языке, а мальчик на русском.
- Кто вы и откуда?
Девочка читает стихотворение Сибгата Хакима на татарском языке, а мальчик тоже стихотворение на русском.
Спросили нас:
- От куда мы?
- Мы с Волги, из Казани.
Поит нас волжская вода,
Мы хлеб растим, пасём стада,
Качаем нефть, грузим суда
В свободном Татарстане.
- Как вас зовут? (Рената и Дамир)
- Ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты ребята. Посмотрите какое
красивое платье
у Ренаты.
- А почему оно такое красивое? (Украшено оборками)
- А это что? (Показываю на передник)
- А у Дамира видите какая жилетка, а на голове необычная шапочка.
Рената: Мы принесли вам подарок. (Отдаёт конверт)
- Спасибо. Ребята, присаживайтесь с нами. Давайте посмотрим, что в конверте. Здесь картинки с изображением национальных татарских костюмов. Вот женский костюм. Посмотрите женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзул. Камзул расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. На голове женщины носили калфак.
Это мужской костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а с верху надевали халат или так же камзул, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку (показываю), которая тоже украшалась вышивкой.
- Как назывался головной убор у мужчин?
На ногах носили сапоги (ичиги) или лапти.
Такие костюмы носили давным-давно, когда большая часть татар жили в деревнях. Жили они в деревянных домах. Утром вставали и шли на работу. Мужчины обрабатывали поля, пасли стада, шили обувь, вырезали из дерева или лепили из глины игрушки (показываю). Женщины ткали рушники, салфетки, полотенца в национальном стиле. шили одежду и украшали её.
А ребятишки помогали взрослым по мере сил и, конечно, играли.
- Сейчас я предлагаю вам поиграть в национальную татарскую игру «Займи место» («Буш урын»)
- А вечером вся семья собиралась за столом. Основой питания татар издавна были мука и крупа, с помощью которых они научились готовить много
вкусных блюд
: лапшу, ватрушки с творогом, мясом, ягодами, обжаренные в масле, беляши с мясом, картошкой, плов.
Заканчивался ужин чаепитием. Чай пили из самовара, наливали чай в пиалы. Чай татары пьют с молоком. Сначала наливают в пиалу молоко, потом заварку, потом кипяток. Обязательно наливали половину пиалы, чтобы гость по дольше посидел. И, конечно, пекли к чаю сладкие блюда. Например, чак – чак.
После ужина детей укладывали спать и рассказывали им сказки. Мы с вами тоже читали татарские народные сказки.
- Скажите, какие сказки вам понравились больше всего?
- Как называют в татарских сказках богатыря? (Батыр)
- А как называют молодого красивого ловкого человека? (Джигит)
- Кто такой бай? (Богатый человек) .
- Ребята, а вы помните с каких слов начинаются татарские сказки?
(В давние – давние времена или давным – давно)
- Сколько раз в сказках повторяется чудо? (Три раза)
- Какими словами заканчиваются сказки? («И я на том пиру побывал, ай, хороший пир был», «И по сю пору, говорят, живут они справно да ладно. Вчера у них был, сегодня вернулся», «Угощали меня там на славу. Жаль одно по усам текло, а в рот не попало».)
- Похожи татарские сказки на русские? (Да)
- Правильно. Так же как и в русских в татарских сказках добро побеждает зло, жадность и лень наказывается, щедрость и трудолюбие награждается.
- Как вы думаете есть, что – то общего между русским и татарским народами? (Сказки похожи, игры похожи, чай любим пить из самовара, любим плов, кисель, ватрушки и т.д.)
- А почему? (Живём рядом и дружно).
- Загостились мы, пора возвращаться.
(Дети снова поворачивают стулья, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют движение колёс. Садятся лицом к воспитателю.) .
- Вот мы с вами вернулись в
Детский сад
. Где мы побывали?
- Что мы там рассматривали? (Национальные костюмы)
- Как называется головной убор у женщин? У мужчин?
- Как называются чашки, из которых татары пьют чай?
- Молодцы! Всё запомнили! Где же расположен Татарстан?
(В России, в Поволжье)
- В нашем городе тоже живут татары, в нашей группе тоже есть татары. И не только татары, а дети других национальностей: украинцы, дагестанцы. И все мы живём дружно, вместе играем, веселимся, поём и любим свой
родной город
Казань.
А сейчас я предлагаю помыть руки и попробовать татарское блюдо чак-чак.
Сценарий проведения праздника ко Дню республики «Татарстан - моя республика»
Цель: Формирование любви к родному краю , к своей республике.
Задачи:
- закрепление знаний детей о символике республики Татарстан ;
- развивать речевую активность детей;
Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к родному краю, к своей республике, чувство гордости за неё.
Звучит Марш Салиха Сайдашева. Зал украшен по-праздничному: разноцветные шары, флажки.
Воспитатель : Ис ә нмесез, балалар! Здравствуйте, дети! Как вы думаете, по какому поводу мы собрались? (Мы собрались отмечать день нашей Республики). У нас сегодня необычный праздник: день рождение нашей республики. Как называется она? (Татарстан)
Мин яратам сине, Татарстан! Ал та ң нары ң ө чен яратам. К ү к к ү кр ә п, яшен яшьн ә п яуган, Я ң гырлары ң ө чен яратам.
В начале праздника послушаем гимн Татарстана.
Дети встают.
Звучит гимн Татарстана . Дети садятся.
Воспитатель : Автором гимна является выдающийся татарский композитор Рустам Яхин.
День Татарстана – один из самых главных государственных праздников республики. В состав Татарстана входят разные города, поселки, села. Как называется наш город? (Казань) Казань - является столицей Татарстана. Наш город большой или маленький? (Большой). Ребята, посмотрите на экран, какие достопримечательности нашего города вы видите? (Кул Шариф, цирк, Национальный музей , Театр оперы и балета, театр имени Г. Камала, Театр кукол Экият, Чаша, футбольный стадион Казань Арена). Молодцы!
У каждой страны и республики есть свои символы – флаг и герб. Посмотрите на флаг Татарстана . Назовите цвета на флаге? (Зеленый, белый, красный.) А что означают эти цвета? ( Зеленый цвет на флаге – это цвет весны и молодости, белый цвет – означает чистоту, а красный цвет – это цвет солнца, энергии и силы.)
А теперь посмотрите на герб нашей республики . Что там изображено? (Белый барс.) Это необычный барс – он крылатый. Как вы думаете, что означает крылатый белый барс?(свободолюбивость и независимость нашей республики ). Ребята, Родина для каждого человека дорога, любима, только на Родине человек бывает по - настоящему счастлив.
1 Ребенок:
Люблю Отчизну я, Широкие просторы. Страна моя, Казан ь моя, Леса, поля и горы!
2 ребенок: Чащи лесов и просторы полей Свежесть рассвета над озером алым, Всё, без чего не прожить на земле, Родиной нежно, с любовью назвали!
3 ребенок:
Иркен һәм матур да
Безнең туган илебез.
Урманга бай, суга бай
Гөлбакчалы илебез!
4 ребенок:
Здесь людям радостно живётся
Здесь славен мирный труд людей.
Всё это родиной зовётся
Великой родиной моей!
Флешмоб на песню Тынычлык җыры.
Воспитатель : Татарстан – многонациональная республика . Здесь в дружбе и в согласи и проживают татары , русские, чуваши, башкиры, и все они между собой разговаривают на разных языках. Ребята, скажите пожалуйста, а на каких языках мы с вами общаемся? (На русском и татарском). Правильно! И русский, и татарский язык в нашей республике являются государственными языками.
1 ребенок: Знай татарский ты язык, Знай и русский ты язык. Оба очень нам нужны, Одинаково важны.
2 ребенок: Татарча да яхшы бел, Русча да яхшы бел. Икесе дә безнең өчен Иң кирәкле, затлы тел.
3 ребенок:
Будем вместе мы стараться,
Будем крепко мы дружить,
По татарски и по русски,
Будем все мы говорить!
Песня И туган тел!
Воспитатель: Какой же праздник без игр. (Проводятся игры: “Собери пазл”, “ Кто шустрее?” )
1 ребенок: По светлой дороге мы идем, Вокруг веселье, песни, смех. Ты Родина дружбы и добра, Мой Татарстан – ты лучше всех !
2 ребенок:
Нинди матур минем Туган илем,
Җ ир шарында ти ң д ә ш юк а ң ар!
Ки ң кырларда ус ә мул игенн ә р,
Шаулап ага озын елгалар.
3 ребенок:
Наш Татарстан дружбой славится, И жить нам в Татарстане очень нравится!
Дети исполняют песню «Мин яратам сине, Татарстан»
Воспитатель : Ребята, наш праздник , посвященный ко дню рождения республики Татарстан, подходит к концу. Мы пожелаем нашей республике стать еще благополучней, краше и богаче. А мы будем любить и беречь её.
Мингазова Э.Н., воспитатель д/с №54 «Искорка» г.Набережные Челны
Ведущий: Здравствуйте, дети! Исәнмесез балалар!
Сегодня мы празднуем День независимости Татарстана. Каждый год,
30 августа наша Республика празднует свой день рождения. Когда мы говоим о Татарстане, мы говорим о своей родине. Потому что, Татарстан это наша Родина. Мы здесь родились, мы здесь живем. И нам нравится наша Родина, наш Татарстан. Наша Республика богата плодородными землями, реками, лесами. Одни из крупнейших рек Европыэто наши реки: Кама, Волга. На наших землях прекрасно растет пшеница, рожь. Самая большая гордость Татарстана это люди, живущие в республике. И все, кто здесь живет крепко любят свой родной Татарстан, народы живут дружно и мирно.
Ребенок:
Татарстанты край родной
Ты с малых лет всегда со мной
Милый край, лесной, сиреневый, грибной
Для меня поют здесь песни соловьи
И для меня журчат весенние ручьи.
Песня: “Татарстан” муз. Андреева Р. слова Ракыйпова Р.
Ребенок:
Наш Татарстан
Дружбой славится
И жить нам в Татарстане
Очень нравится
Ребенок:
Көмеш суларың, зәңгәр урманың
Якын күңелгә Татарстаным
Синтуган ягым
Синминем Татрстаным!
Ребенок:
Татарстан үз илебез
Безнең газиз җиребез
Шушы газиз җиребезнең
Балалары инде без
Песня: “Кояшлы ил”
Ребенок:
Живут унас в округе
Удмурты и марийцы
Я руский, я татарин
Вместе: Но очень дружны мы.
Ребенок:
Мы в Татарстане родном
Дружно весело живем
По-татарски, и по-русски
Мы танцуем и поем.
Танец: “Разноцветная игра”
Заходит Клоун:
Что за праздник? (ответы детей)
А хорошо ли вы знаете про республику Татарстан, я сейчас вам задам вопросы, кто у вас больше всех знает, ну-ка я проверю.
Как называется наша Республика?
Как называется столица нашей Республики?
Какие реки протекают в нашей Республике?
Какие города вы знаете?
Какой национальный праздник проводится летом?
Какие головные уборы у татар? У мужчин, у женщин?
Какие цвета на флаге Татарстана?
Что нарисовано на гербе Татарстана?
Клоун: как вы много знаете! А играть умеете?
Ведущий: наши дети играют татарскую хороводную игру «Капкалы».
Хороводная игра «Капкалы»
Клоун: какие вы все умные, веселые, а теперь посмотрим какие вы ловкие.
Игры:
- Бег в мешках
- Прыжки на большом мяче.
Клоун: Молодцы! Как было весело, а сейчас мне пора обратно в цирк, до свидания!
Ведущий: На этом наш праздник закончен. Всем спасибо! Зур рәхмәт!