Значение иван федоров в краткой биографической энциклопедии. Первопечатник Иван Фёдоров, интересные факты Интересные факты из биографии ивана федорова первопечатника

В начале XVI века люди только мечтали о том, чтобы книги были доступны всем и каждому. Процесс создания древней книги - это целое искусств. Нельзя найти двух одинаковых книг, так как каждая писалась и декорировалась вручную. Сегодня же книги стали общедоступными. Они печатаются и перепечатываются сотни раз. Любой желающий может приобрести или напечатать собственную книгу. За это мы благодарны человеку, который внедрил и развил книгопечатанье в Российском государстве. Очень важна для детей краткая биография первопечатника Ивана Федорова. Ведь именно он создал первый печатный станок и издал первую книгу на Руси.

Краткая биография первопечатника Ивана Федорова для детей

Точной информации о рождении и детстве Ивана Федорова нет. Сведения о биографии первопечатника Ивана Федорова базируются на основании архивных документов, историки сделали предположение, что первопечатник родился в 1510 году в Великом княжестве Московском. Он был человеком ученым. В 1529-1532 годах Федоров жил в Кракове (столица современной Польши) и обучался в Ягеллонском университете. Известно, что Иван имел диплом бакалавра.

Он служил в церкви Николы Гостунского в должности дьякона. Будучи священником, первопечатник Иван Федоров для детей преподавал грамоту.

Первая типография

Краткая биография Первопечатника Ивана Федорова для детей гласит, что во время церковной службы он познакомился с митрополитом Макарием, который был приближен к царю Ивану Грозному. Федоров был грамотным священником и служил государству верой и правдой. Поэтому Макарий именно его рекомендовал царю, когда тот принял решение о создании первой типографии на Руси.

В 1552 году Иван Грозный подписал указ о начале книгопечатанья на Руси. Для этого он вызвал мастера из Дании, завез станки из Польши и в 1563 году открыл Московский печатный двор. Тогда царь приказал Ивану Федорову приступить к выпуску первой в Москве печатной книги на церковнославянском языке.

Первая печатная книга "Апостол"

В 1564 году на Московском печатном дворе была выпущена первая печатная книга "Апостол". Федоров со своими помощниками Петром Мстиславцем и Марушей Нерефьевым готовились к этому событию больше года. Появление первой печатной книги на славянском языке стало знаковым событием в истории русского народа и огромным шагом в деле просвещения и развития русского общества. Случилось это благодаря кропотливой работе и пылкому уму первопечатника Ивана Федорова. Фото страниц древней книги представлено в статье.

К счастью, эта книга сохранилась до наших дней и является величайшим достоянием русского народа.

Выход "Апостола" подарил тысячелетнюю славу первопечатнику Ивану Федорову. Биография для детей зачастую на этом и оканчивается. Но стоит отметить, что вслед за "Апостолом" Федоровым был издан "Часослов" уже в двух экземплярах. Качество книг с каждым разом увеличивалось. А их общественное значение невозможно переоценить.

Гонения и скитания первопечатника Ивана Федорова

Однако такое развитие книгопечатанья устраивало не всех. Во-первых, переписчики теряли свою работу. Во-вторых, считалось, что рукописные книги, в отличие от печатных, обладают особой энергетикой, так как в их создание переписчики вкладывают душу. А печать на бездушном станке считалась чем-то нечистым.

В связи с этим Московский печатный двор неоднократно поджигали, монахи устроили гонения на печатников.

По указу царя в 1568 году Иван Федоров перебирается в Великое княжество Литовское. В 1569 году по просьбе военачальника Григория Ходкевичона он способствует открытию типографии в городе Заблудове.

После объединения Литвы и Польши в Речь Посполитую первопечатник направился во Львов. Он мечтал открыть там типографию, но местные богачи неохотно вкладывали деньги в дело развития книгопечатанья.

Тем не менее Федорову удалось организовать книгопечатанье, и вскоре он уже продавал книги во Львове, Кракове и Коломне. До конца своих дней Федоров продолжал открывать типографии и печатать церковные книги. Затем он передал управление типографией своему старшему сыну, а сам отправился в Европу делиться опытом.

Умер Иван Федоров в 1583 году, похоронен в Свято-Онуфриевском монастыре. Над его могилой лежит плита, на которой записано: "Друкарь (т. е. печатник) книг, пред тем невиданных".

В благодарность люди установили в Москве, Львове и других городах памятники первопечатнику Ивану Федорову. Фото такого памятника мы поместили в данную статью.

Невозможно переоценить тот вклад, который Федоров внес в развитие и просвещение общества.

На этом краткая биография Ивана Федорова-первопечатника для детей и взрослых не заканчивается. В архивных документах содержится еще много тайн и загадок, связанных с личностью Федорова.

Имя

Биография

Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Фёдорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол », работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года. Это - первая точно датированная печатная русская книга. Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные. На следующий год в типографии Фёдорова вышла его вторая книга, «Часовник».

Через некоторое время начались гонения на печатников со стороны переписчиков и части духовенства, обвиняющей Федорова в сатанизме и волшебстве. После поджога, уничтожившего их мастерскую (поздние исследователи считают, что сожжена была другая типография) , Фёдоров со Мстиславцем вынуждены были бежать в Великое княжество Литовское . Там их радушно принял гетман Ходкевич , который основал типографию в своём имении Заблудове . Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца, было «Учительное евангелие» () - сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 году Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшуюся также и для обучения грамоте.

Существует и иное объяснение переезда Фёдорова в Заблудово. Так, акад. М.Н. Тихомиров подчёркивал, что версия о нападках переписчиков и поджоге "основана только на рассказе Флетчера ... Эта легенда... крайне неправдоподобна. Ведь в пожаре должны были погибнуть шрифты и доски для гравюр, а мы знаем, что Иван Фёдоров вывез их... Нигде нет никаких указания на преследование печатного дела со стороны духовенства. Наоборот, печатные книги выходили «по благословению» митрополитов Макария и Афанасия. К тому же Флетчер писал… спустя четверть века… по слухам…" М.Н. Тихомиров объясняет увольнение Фёдорова от печатного дела тем, что он, принадлежа к белому духовенству и овдовев, не постригся, согласно действовавшим правилам, в монахи. Вместе с тем посылка его в Заблудово объясняется политической задачей поддержки православия в период перед заключением Люблинской унии и была, по мнению М.Н. Тихомирова, совершена с согласия или даже по указанию Ивана IV .

Для продолжения печатного дела Иван переселился во Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание «Апостола» (). Львовское издание «Апостола» содержит в себе также вступительное слово от самого Ивана Фёдорова, где он рассказывает о гонениях («Не от Государя, но от многих начальник и священоначальник, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли»), которые его «…от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые». Предпринимательская деятельность первопечатника не была особо успешной: во Львове он снова столкнулся с конкуренцией со стороны переписчиков, которые препятствовали развитию его дела. Через несколько лет его пригласил к себе Константин Острожский в г. Острог , где он напечатал, по поручению князя, знаменитую «Острожскую Библию », первую полную библию на церковнославянском языке .

Иван Фёдоров был разносторонне просвещён, наряду с издательским делом отливал пушки, изобрёл многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Между 26 февраля и 23 июля 1583 года он совершил поездку в Вену, где демонстрировал своё изобретение при дворе императора Рудольфа II . Определённое время (на протяжении 1583 года) работал в Кракове, Вене и, возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещёнными людьми Европы. В частности, в Дрезденском архиве найдена переписка Ивана Фёдорова с саксонским курфюрстом Августом (письмо написано 23 июля 1583) . В 1575 году назначен управляющим Дерманского монастыря .

Альтернативная теория начала книгопечатания на Украине

Практически все современные источники утверждают, что Иван Фёдоров был первопечатником на территории Украины. Однако, по мнению украинских исследователей Ореста Мацюка , Якима Запаско и Владимира Стасенко , в XV веке во Львове существовала типография, которую в 1460 году её владелец Степан Дропан подарил монастырю св. Онуфрия . Со временем, по мнению данных исследователей, её деятельность прекратилась. Таким образом, эти три исследователя утверждают, что Иван Фёдоров лишь возродил печатное дело в городе . Впервые эту точку зрения сформулировал Иларион Огиенко в своей работе «История украинской печати» (укр. Історія українського друкарства ) в 1925 году, а в советское время развил Орест Мацюк. Однако эта альтернативная теория подверглась жёсткой критике со стороны другого известного украинского исследователя Евгения Немировского . Изучая Хроники монастыря св. Онуфрия , Немировский подтвердил, что Степан Дропан действительно пожертвовал монастырю денежные средства и землю, однако никаких упоминаний типографии в Хрониках нет. Заключение Огиенко о том, что Степан Дропан был первопечатником основывается только на том факте, что в 1791 году монахи предъявили ряд претензий Ставропигийскому братству. В числе своих требований, братья притязали и на типографию, мотивируя это тем, что Степан Дропан якобы завещал её в 1460 году, что не находит подтверждения в Хрониках. Апелляция к фигуре Степана Дропана со стороны монахов, таким образом, представляла собой не более чем неудачный тактический ход, с целью заполучить типографию. Евгений Немировский отмечает, что в 1460 году типографий не было ни в одном европейском городе, кроме Майнца: «Если до 1460 года во Львове печатали книги, то основать типографию здесь мог лишь изобретатель книгопечатания Иоганн Гутенберг».

Память

Памятник Ивану Фёдорову во Львове (архитектор А. Консулов, скульпторы В. Борисенко и В. Подольский) Здание , где были напечатаны книги Ивана Фёдорова Святоонуфриевский монастырь , где 5 декабря 1583 года был похоронен Иван Фёдоров Восстановленное надгробие Ивана Фёдорова

В филателии

Издания

Московский Апостол.

Основная статья: Апостол 1564 года

1. Апостол. Москва, печатался с 17 апреля 1563 по 1 марта 1564, 6 ненумерованных листов + 262 нумерованных (здесь и далее имеется в виду нумерация кириллическими буквами), формат страниц не менее 285 x 193 мм, печать в два цвета, тираж около 1000, сохранилось не менее 47 экземпляров. Электронная версия .

2 и 3. Часовник. Москва, два тиража (7/VIII - 29/IX и 2/IX - 29/X 1565), 173 (во втором тираже 172) ненумерованных листа, формат не менее 166 x 118 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 7 экземпляров.

4. Евангелие учительное. Заблудов, 8/VII 1568 - 17/III 1569, 8 ненумерованных + 399 нумерованных листов, формат не менее 310 x 194 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 31 экземпляра.

5. Псалтырь с часословцем. Заблудов, 26/IX 1569 - 23/III 1570, 18 ненумерованных листов + 284 листа первого счёта + 75 листов второго счёта, формат (по сильно обрезанному экземпляру) не менее 168 x 130 мм, печать в два цвета. Очень редкое издание: известно всего три экземпляра , причём все неполные. Впервые в кирилловском книгопечатании набраны разграфленные таблицы. Имеется электронная версия .

6. Апостол. Львов, 25/II 1573 - 15/II 1574, 15 ненумерованных + 264 нумерованных листа, формат не менее 300 x 195 мм, печать в два цвета, тираж 1000-1200, сохранилось не менее 70 экземпляров. Перепечатка московского издания 1564 года с несколько более богатым оформлением. Имеется электронная версия почти полного экземпляра.

7. Букварь. Львов, 1574, 40 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в два цвета, тираж был предположительно 2000, но пока найден только один экземпляр (хранится в библиотеке Гарвардского университета).

8. Греческо-русская церковнославянская книга для чтения. Острог, 1578, 8 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 64 мм, печать в один цвет, впервые у Ивана Фёдорова набор в две колонки (параллельно греческий и славянский текст), также известен лишь один экземпляр (хранится в Государственной библиотеке города Готы , восточная Германия). Этот экземпляр переплетён вместе с экземпляром Букваря 1578 года (см. ниже), из-за чего часто их считают одной книгой, на которую ссылаются как на Острожскую азбуку 1578 года (см., например, факсимильное переиздание: М.: Книга, 1983). Имеется электронная версия этих двух изданий.

9. Букварь. Острог, 1578, 48 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в один цвет, тираж был большим, но сохранилось лишь два неполных экземпляра (об одном уже говорилось, второй же хранится в Королевской библиотеке Копенгагена). Повторение львовского букваря 1574 года с добавленным «Словом о буквах» Черноризца Храбра . Имеется электронная версия этой книги и предыдущей.

10. Новый завет с Псалтырью. Острог, 1580, 4 ненумерованных + 480 нумерованных листов, формат не менее 152 x 87 мм, печать в два цвета, о тираже данных нет, сохранилось не менее 47 экземпляров.

11. Алфавитно-предметный Указатель к предыдущему изданию («Книжка, собраніе вещей…»). Острог, 1580, 1 ненумерованный + 52 нумерованных листа, полоса набора 122 x 55 мм, печать в один цвет, сохранилось не менее 13 экземпляров (часто подшиты к концу предыдущей книги, но явно печатались отдельно и оформлены как особое отдельное издание).

12. Хронология Андрея Рымши («Которого ся м с ца што за старыхъ вековъ дѣ ело короткое описаніе»). Острог, 5/V 1581, двухстраничная листовка (текст помещён на внутренних страницах), полоса набора около 175 x 65 мм. Единственный известный экземпляр хранится в Российской национальной библиотеке , Санкт-Петербург.

Книгопечатники - современники Ивана Фёдорова

Первые книги на церковнославянском языке выпустил Швайпольт Фиоль в Кракове в 1491 году. Это были: «Октоих » ( «Осьмогласник» ) и «Часословец», а также «Триодь постная» и «Триодь цветная». Предполагается, что триоди (без обозначенного года напечатания) Фиоль выпустил до 1491 года.

См. также

  • Сферическая панорама памятника Ивана Фёдорова в Москве
  • День работников издательств, полиграфии и книгораспространения Украины
  • О первопечатнике диаконе Иване Федорове рассказывает свящ. Сергий Барицкий

Примечания

  1. До Фёдорова печатанием книг на Церковнославянском языке занимался доктор медицины из Полоцка Франциск Скорина . См. Владимиров П. В. Доктор Франциск Скорина: Его переводы, печатные издания и язык. - СПб., 1888.
    // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    Подокшин С. А. Франциск Скорина. - М.: Мысль, 1981. - 216 с. - С. 28.
  2. Андриевский А. Первый русский книгопечатник. - 4-е изд. с дополнениями проф. А. М. Лобода. - Петербург-Киев: Сотрудник, 1910.
  3. Кеппен П. И. Надгробный камень первого русского печатника // Вестник Европы . - М ., 1822. - № 14. - С. 160-161.
  4. Калайдович К. Ф. Записка об Иване Федорове // Вестник Европы . - М ., 1822. - № 11-12. - С. 279-302.
  5. Впервые эту версию выдвинул В. К. Лукомский (в сборнике «Иван Федоров первопечатник», М. - Л., 1935, стр. 167-175. Ее впоследствии поддержал Е. И. Немировский («Очерки об истории издательской марки »)
  6. Немировский Е. Л. Иван Фёдоров (около 1510 - 1583) / Отв. ред. А. А. Чеканов. - М .: Наука, 1985. - 320 с. - (Научно-биографическая литература). - 50 000 экз.
  7. Флетчер, Дж. Глава 21. О церковном управлении и духовных лицах // О государстве русском = Of the Russe Common Wealth / Под редакцией князя Н. В. Голицына, перевод князя М. А. Оболенского . - СПб. , 1911.
  8. Тихомиров М.Н. Начало книгопечатания в России // Русская культура X-XVIII веков. М., 1968. С. 315-318.
  9. «Искатели», программа «Книжный червь Грозного»
  10. Запаско Я., Мацюк О., Стасенко В. Початки українського друкарства. - Львів, 2000. - 222 с. (укр.)
  11. Степан Дропан (укр.)

Наверное, каждый россиянин наслышан о знаменитом книгопечатнике Иване Федорове. Биографию этого по-настоящему удивительного человека проходят на уроках истории и литературы. В нашей статье будет дана подробная информация о жизни и работе Ивана Федорова с множеством интересных фактов.

Происхождение Федорова

Биография Ивана Федорова наполнена множеством интересных моментов и удивительных фактов. Герой нашей статьи жил во времена Ивана Грозного, а потому судьбу его можно назвать печальной. Талантливый книгопечатник и публицист вынужден был покинуть страну из-за сильнейшего давления со стороны царской власти.

Точное имя Ивана Федоровича не определено. Понятия фамилии на территории российского государства XVI века еще не было, а потому печатник мог подписываться везде по-разному. Чаще всего использовалось традиционное для московской Руси окончание на -ов (Федоров сын). Однако в Псалтыре 1570 года печатник обозначил себя как Иван Федорович.

Биография Ивана Федорова берет свое начало между 1510 и 1530 годами. Точных данных о месте и дате рождения печатника нет до сих пор. При этом сам Иван нередко указывал, что Москва - "его родина и отечество". Проживая в Княжестве Литовском, Федоров прибавлял к своему имени слово "Москвитин".

Жизнь Федорова

Биография Ивана известна не очень хорошо. Ученые до сих пор пытаются определить место и дату рождения знаменитого публициста. Высказываются предположения, что Федоров обучался в Краковском университете, расположенном на территории Речи Посполитой. Некоторые историки и вовсе утверждают, что видели имя Ивана Федорова в списках немецких учебных институтов.

В начале 1530-х годов Иван Федорович примкнул к окружению российского митрополита Макария. Вместе с ним Иван прибыл в Москву, где получил должность диакона в кремлевской церкви Николы Гостуновского. В 1553 году Федоров решает заняться строительством первого в стране типографического дома. Именно здесь он начал работу вместе со своим помощником Петром Мстиславцем.

Некоторые ученые полагают, что у Федорова была жена. Она, по утверждению историков, погибла при пожаре. Возможно, именно из-за этого Ивана отлучили от служения в церкви: вдовцы не имели возможности находиться в рядах духовенства.

Вся биография Ивана Федорова состоит из книгопечатания и служения русской церкви. Что именно печатал герой нашей статьи, и какое содержание имели издаваемые в XVI веке книги?

Типография в Москве

Перед началом своей работы Петр Мстиславец и Иван Федорович задумали подготовить единый для всех книг шрифт. Для этого был взят полуустав - образец почерка в греческих и славянских письменах. Это довольно свободный шрифт, с небольшими сокращениями и ровно выводимыми буквами.

Первой печатной книгой являлся "Апостол", о содержании которого будет рассказано чуть позже. Далее вышел "Часовник", датирующийся 1565 годом. Именно по "Часовнику" многие русские люди учились грамоте; можно сказать, что книга была предназначена для детей.

Биография Ивана Федорова чуть не завершилась в начале 1570-х годов. Сразу после выхода "Часовника" печатнику пришлось покинуть Москву. Какие на то были причины?

Нападение на типографию

Содержит ли биография Ивана Федорова факты взаимоотношений с русским царем? Согласно некоторым данным, правивший на тот момент Иван IV знал о мастерах печатного дела и щедро финансировал их типографию. В Москве был обустроена целая территория - так называемый "Печатный двор". Однако хорошие отношения с царем не спасли книгопечатников от нападок со стороны невежественных людей.

Историки зафиксировали факт сожжения типографии, произошедший незадолго после выхода "Часовника". Английский дипломат Джильс Флетчер, находящийся на тот момент в Москве, объяснил поджог нежеланием духовенства распространять просвещение по стране. Тем не менее, сохранились гравировальные доски и шрифты, которые Иван Федоров поспешил увезти из страны.

Существует также мнение, что Федоров с Мстиславцем были конкурентами для монахов-переписчиков. Цены на их труд начали понемногу снижаться, ведь куда выгоднее был процесс печати.

За границей

Биография первопечатника Ивана Федорова не закончилась. Вместе с верным помощником Петром Мстиславцем, Иван отправляется в Великове литовское княжество. Здесь печатников любезно принял король Сигизмунд II Август. Гетман Ходкевич помог Ивану и Петру обосновать типографию в литовском имении Заблудово. Первая книга, напечатанная русскими за границей, именовалась "Учительским Евангелием". Вышла она в 1568 году. Это сборник евангельских текстов с разными поучениями, толкованиями и дополнениями.

Спустя два года выходит "Псалтырь с Часословцем". Надо сказать, это важнейший момент в биографии первопечатника Ивана Федорова. Именно по "Псалтырю" учились грамоте многие люди XVI века.

Страница одной из книг Федорова выглядела как на фото ниже.

В 1569 году была заключена знаменитая Люблинская Уния - процедура объединения Литвы и Польши в единое государство Речь Посполитая. В биографии печатника Ивана Федорова этот исторический момент сыграл большую роль. Расстроившийся из-за подписания Унии Гетман Ходкевич сильно заболел. У него начались психические расстройства, из-за чего финансирование типографии прекратилось. Чуть позже литовские чиновники и вовсе посчитали печатание делом ненужным, а помещение у Ивана и Петра отняли.

Во Львове

Для детей краткая биография Ивана Федорова будет особенно полезна: история жизни многострадального печатника, столь много сделавшего для образования и книжного дела, закончилась довольно плачевно.

Герой нашей статьи был вынужден уже в третий раз сменить место своего жительства. На этот раз Иван с Петром отправились во Львов. Дорога была трудной, началась эпидемия чумы. Добравшись до города, печатник обнаружил проблему. Как в Москве, так и в Заблудове он жил на средства меценатов. Во Львове же людей, готовых финансировать печатание, было не так много. Помогли печатникам небогатые горожане, впечатленные мытарствами Ивана и его помощника Петра.

В 1573 году выходит второе издание "Апостола". Послесловие в книге стало более обширным и эмоциональным, были исправлены некоторые ошибки. Впервые на форзаце появился собственный знак Ивана Федорова. Чуть позже была напечатана "Азбука" - книга, предназначенная специально для обучения детей.

Биография Ивана Федорова по-настоящему удивительна. Если царь или богатый меценат не смогли нормально финансировать полезную работу печатника, то простые горожане и небогатые священники были готовы постоянно поддерживать труд Федорова. Именно во Львове герой нашей статьи напечатал большую часть своих трудов.

В Остроге

В 1575 году происходит знаменитая встреча Ивана Федорова и князя Константина Острожского, владельца крупного волынского поместья Острог. Константин нуждался в просветительской литературе для образовательного учреждения, которое выстраивалось князем. Краткая биография Ивана Федорова впечатлила Константина. Князь как раз нуждался в образованном человеке, способном обустроить местную типографию. Некоторое время книгопечатник поработал в Дерманском монастыре, а позже переехал в Острог.

В 1577 году Иван отправился в Турцию по поручению князя Константина. Печатник собирался приобрести греческую копию Библии. Полтора года Федоров писал знаменитое "Острожское Евангелие". За образец была взята греческая и московская геннадьевская Библии.

К началу 80-х годов биография печатника Ивана Федорова завершается. В конце жизни герой нашей статьи был разносторонне просвещен и обучен многим ремеслам. Помимо типографической деятельности, Федоров отливал пушки, делал оружие и занимался прочими ремеслами.

Краткая биография Ивана Федоровича описана во многих исторических источниках. По разным свидетельствам, книгопечатник работал в Вене, Дрездене, Кракове и прочих европейских городах. Скончался во Львове в 1583 году.

Технология печати

В начале своей печатной деятельности Иван Федоров подыскивал шрифт. За основу был взят полуустав, который нужно было перенести на матрицу.

Изготовление шрифта - работа очень трудоемкая. В своей московской типографии Петр и Иван работали с матрицей и металлом. Вначале в твердом листе металла вырезались выпуклые формы в виде букв. На мягкой металлической копии, которой и была матрица, отпечатывался текст. В формы наливался металл, после чего происходил набор букв. Это очень трудоемкая и по-ювелирному точная работа, требующая большого терпения и множества усилий.

В 1983 году была выпущена советская марка с изображением Ивана Федорова.

О печатном станке XVI века сохранилось не так много сведений. Лишь в некоторых источниках, где описывается краткая биография Ивана Федоровича, даются некоторые сведения о книгопечатном деле. Саму типографию называли штанбой. Тередорщик - это печатник. Помощник тередорщика, который делал набойки или накладывал краску, именовался батырщиком. Пьям - это верхняя доска печатного станка. Под ней помещался марзан - брусок для обозначения полей в книге. Пунсон играл роль бруска для гравирования букв в матрице. В маце, специальном мешочке, содержался конский волос для набивки краски. Сами листы лежали на тимпане - четырехугольной рамке.

Вес всего станка составлял примерно 104 кг. Изначально Федоров применял всего два шрифта. Чуть позже в русских типографиях накопилось аж шесть разных видов написания.

Произведения

Стоит кратко описать основные книги, напечатанные Иваном Федоровым. Краткие биографии святых (жития) содержались в произведении "Апостол", изданном в 1563 году. Что удивительно, страницы книги совпадают с современным форматом А4. На каждой странице помещалось 25 строк.

"Часовник" 1565 года представлял собой сборник молитв. Чуть позже он был дополнен именами святых, их краткими биографиями для детей. Иван Федоров издал "Часовник" как житие святых и молитвенник, по которому многие учились грамоте.

Монета с изображением Ивана Федорова высоко ценится нумизматами.

"Букварь" 1574 года состоял из 80 страниц азбуки и грамматики. Оригинал книги хранится в Гарвардском университете США.

Знаменитым книгопечатником было издано и множество других книг, а также дополнительных изданий к основным произведениям. Биография у героя нашей статьи по-настоящему насыщенная, полная интересных моментов и удивительных фактов.

Поскольку к XVI веку на восточнославянской территории ещё не установились фамилии в современном понимании, Иван Фёдоров подписывался разными именами.

В одних он использовал традиционное для Московской Руси именование по отцу на -ов (сын). В частности, в выходных данных московского Апостола он именуется Ива́нъ Ѳе́доровъ. А в Острожской Библии на двух языках значится, что она напечатана Іоа́нном’ Ѳео́доровым’ сы́ном’ з Мос’квы (греч. τοῦ Ἰωάννου τοῦ Θεοδώρου υἱοῦ ἐκ τῆς μεγάλης Ῥωσίας).

В других он использовал отчество на - ович и добавлял к нему прозвище по месту происхождения Ива́нъ Ѳе́доровичь Москви́тинъ, в частности так обозначено в Псалтыре 1570 года.

В латинских документах он подписывался Ioannes Fedorowicz Moschus, typographus Græcus et Sclavonicus «Иван Фёдорович Московит, печатник греческий и славянский», либо Johannes Theodori Moscus «Иван Фёдоров (сын) Московит».

Существовали и другие варианты: Іоа́ннъ Ѳео́доривичь (в Азбуке 1578 года), Иоа́ннъ Ѳео́доровичъ печатникъ з Москвы̀ (Новый завет 1580 года), Іѡа́ннъ Ѳе́доровичь дру́карь Москви́тинъ (львовское издание Апостола 1574 года). На его надгробии также значится Іоанъ Ѳеодоровичь друкарь Москвитинъ.

Биография

Иван Фёдоров родился между 1510 и 1530 гoдами. Точных сведений о дате и месте его рождения (равно как и вообще о его роде) нет. Так или иначе, сам Фёдоров писал о Москве как о своём «отечестве» и в переписке добавлял к своему имени «з Москвы» или «Москвитинъ», даже когда уже жил в Литве.

Генеалогическая трактовка его типографского знака, тождественного с гербом белорусского шляхетского рода Рагоза, дает основания предполагать о его связи с этим родом либо по происхождению, либо в результате приписки к гербу «Шренява» - в другом прочтении «Сренява» - так называемым «актом адаптации»; к этому гербу принадлежало несколько десятков белорусских, украинских и польских фамилий. По одной из версий, его род происходил из Петковичей, на границе современной Минской и Брестской областей. Существует гипотеза о его рождении на территории современного Вилейского района Минской области.

Vladimir OKC , Public Domain

По версии Е. Л. Немировского, Иван Федоров учился в Краковском университете в 1529-1532 годах - в «промоционной книге» последнего есть запись о том, что в 1532 году степени бакалавра был удостоен некто «Johannes Theodori Moscus». C 1530-х годов, по-видимому, принадлежал к окружению митрополита Макария. Под началом Макария занял в Москве должность диакона в Кремлёвском храме Николы Гостунского.

В 1553 году по приказу Иоанна IV в Москве был построен , который в 1550-е годы выпустил несколько «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных, изданий (известно по крайней мере семь из них). Предполагают, что в этой типографии работал и Иван Фёдоров.

Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Фёдорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года. Это - первая точно датированная печатная русская книга. Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные. На следующий год в типографии Фёдорова вышла его вторая книга, «Часовник».

Через некоторое время начались нападки на печатников со стороны профессиональных переписчиков, чьим традициям и доходу типография угрожала. После поджога, уничтожившего их мастерскую (поздние исследователи считают, что сожжена была другая типография), Фёдоров со Мстиславцем уехали в Великое княжество Литовское. Там их радушно принял гетман Ходкевич, который основал типографию в своём имении Заблудове. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца, было «Учительное Евангелие» (1568) - сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 году Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшуюся также и для обучения грамоте.

Elya , GNU 1.2

Существует и иное объяснение переезда Фёдорова в Заблудово. Так, акад. М.Н. Тихомиров подчёркивал, что версия о нападках переписчиков и поджоге «основана только на рассказе Флетчера... Эта легенда... крайне неправдоподобна. Ведь в пожаре должны были погибнуть шрифты и доски для гравюр, а мы знаем, что Иван Фёдоров вывез их... Нигде нет никаких указаний на преследование печатного дела со стороны духовенства. Наоборот, печатные книги выходили по благословению митрополитов Макария и Афанасия. К тому же Флетчер писал… спустя четверть века… по слухам…» М.Н. Тихомиров объясняет увольнение Фёдорова от печатного дела тем, что он, принадлежа к белому духовенству и овдовев, не постригся, согласно действовавшим правилам, в монахи. Вместе с тем посылка его в Заблудово объясняется политической задачей поддержки православия в период перед заключением Люблинской унии и была, по мнению М.Н. Тихомирова, совершена с согласия или даже по указанию Ивана IV.

Для продолжения печатного дела Иван переселился во Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание «Апостола» (1574). Львовское издание «Апостола» содержит в себе также вступительное слово от самого Ивана Фёдорова, где он рассказывает о гонениях («Не от Государя, но от многих начальник и священоначальник, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли»), которые его «…от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые». Предпринимательская деятельность первопечатника не была особо успешной: во Львове он снова столкнулся с конкуренцией со стороны переписчиков, которые препятствовали развитию его дела. Через несколько лет его пригласил к себе Константин Острожский в г. Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую «Острожскую Библию», первую полную Библию на церковнославянском языке.

Иван Фёдоров был разносторонне просвещён, наряду с издательским делом отливал пушки, изобрёл многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Между 26 февраля и 23 июля 1583 года он совершил поездку в Вену, где демонстрировал своё изобретение при дворе императора Рудольфа II. Определённое время (на протяжении 1583 года) работал в Кракове, Вене и, возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещёнными людьми Европы. В частности, в Дрезденском архиве найдена переписка Ивана Фёдорова с саксонским курфюрстом Августом (письмо написано 23 июля 1583). В 1575 году назначен управляющим Дерманского монастыря.

Водник , GNU 1.2

5 (15) декабря 1583 г. Иван Фёдоров скончался в предместье Львова. Похоронен во Львове в Святоонуфриевском монастыре. В 1971 году при разборе монастырской стены были найдены останки первопечатника и его сына Ивана, загадочно умершего через 3 года после смерти отца.

Альтернативная теория начала книгопечатания на Украине

Вопрос о том, был ли Иван Федоров украинским первопечатником, встал перед исследователями еще в ХIХ веке, после обнаружения на кладбище Онуфриевского монастыря во Львове надгробной плиты печатника, где было написано:

«...друкарь Москвитин, который своим тщанием друкование занедбалое обновил. Преставился во Львове року 1583 декемвр...».

По мнению украинских исследователей Ореста Мацюка, Якима Запаско и Владимира Стасенко, в XV веке во Львове существовала типография, которую в 1460 году её владелец Степан Дропан подарил монастырю св. Онуфрия. Со временем, по мнению данных исследователей, её деятельность прекратилась.

Таким образом, эти три исследователя утверждают, что Иван Фёдоров лишь возродил печатное дело в городе. Впервые эту точку зрения сформулировал Иларион Огиенко в своей работе «История украинской печати» (укр. Історія українського друкарства) в 1925 году, а в советское время развил Орест Мацюк.

Однако эта альтернативная теория подверглась жёсткой критике со стороны другого известного украинского исследователя Евгения Немировского. Изучая Хроники монастыря св. Онуфрия, Немировский подтвердил, что Степан Дропан действительно пожертвовал монастырю денежные средства и землю, однако никаких упоминаний типографии в Хрониках нет.

Заключение Огиенко о том, что Степан Дропан был первопечатником основывается только на том факте, что в 1791 году монахи предъявили ряд претензий Ставропигийскому братству. В числе своих требований, братья притязали и на типографию, мотивируя это тем, что Степан Дропан якобы завещал её в 1460 году, что не находит подтверждения в Хрониках.

Апелляция к фигуре Степана Дропана со стороны монахов, таким образом, представляла собой не более чем неудачный тактический ход, с целью заполучить типографию. Евгений Немировский отмечает, что в 1460 году типографий не было ни в одном европейском городе, кроме Майнца: «Если до 1460 года во Львове печатали книги, то основать типографию здесь мог лишь изобретатель книгопечатания Иоганн Гутенберг».

Фотогалерея










Годы жизни: ок. 1520, Великое княжество Московское - 5 декабря 1583, Львов, Русское воеводство, Речь Посполитая

Полезная информация

Ива́н Фёдоров

Память

В 1883 году было выпущено сразу два жетона с одинаковым оформлением в честь Ивана Федорова. Первый был изготовлен из оловянно-цинкового сплава. Вес 6,96 г. Диаметр 25 мм. Второй с ушком отчеканили из серебра. Вес 8,75 гр. Диаметр 25 мм. Клейма на лицевой стороне: пробирное “91” и герб Санкт-Петербурга и мастера именное “ПС”.

В 1983 г. мировая общественность широко отмечала 400-летие со дня смерти Ивана Федорова и к этому событию в СССР был выпущен юбилейный медно-никелевый рубль. Диаметр – 31 мм, вес – 12.8 г. Гурт: две надписи "ОДИН РУБЛЬ", разделенные двумя точками. Выпуск 03.01.1984 г. Авторы: эскизов – Крылов, моделей – С.М. Иванов. Тираж: 3 000 000. ЛМД.

  • В 1977 году в Святоонуфриевском монастыре был открыт музей Ивана Фёдорова. В 1990 году музей был выселен из этого помещения в связи с передачей монастыря ордену василиан, и все его экспонаты хранились в подвалах Львовской картинной галереи. В 1997 музей вновь открыт в новом помещении под названием «Музей искусства старинной украинской книги».
  • В 2009 году прославлен в Русской православной старообрядческой церкви как святой праведный диакон Иоанн, словенским книгам печатник.
  • В честь Ивана Фёдорова назван Московский издательско-полиграфический колледж. 23 июля 2010 года Московскому государственному университету печати было присвоено имя Ивана Фёдорова в связи 80-летием основания университета.

Издания

1. Апостол. Москва, печатался с 17 апреля 1563 по 1 марта 1564, 6 ненумерованных листов + 262 нумерованных (здесь и далее имеется в виду нумерация кириллическими буквами), формат страниц не менее 285 x 193 мм, печать в два цвета, тираж около 1000, сохранилось не менее 47 экземпляров. Электронная версия.

2 и 3. Часовник. Москва, два тиража (7/VIII - 29/IX и 2/IX - 29/X 1565), 173 (во втором тираже 172) ненумерованных листа, формат не менее 166 x 118 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 7 экземпляров.

4. Евангелие учительное. Заблудов, 8/VII 1568 - 17/III 1569, 8 ненумерованных + 399 нумерованных листов, формат не менее 310 x 194 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 31 экземпляра.

5. Псалтырь с часословцем. Заблудов, 26/IX 1569 - 23/III 1570, 18 ненумерованных листов + 284 листа первого счёта + 75 листов второго счёта, формат (по сильно обрезанному экземпляру) не менее 168 x 130 мм, печать в два цвета. Очень редкое издание: известно всего три экземпляра, причём все неполные. Впервые в кирилловском книгопечатании набраны разграфленные таблицы. Имеется электронная версия.

6. Апостол. Львов, 25/II 1573 - 15/II 1574, 15 ненумерованных + 264 нумерованных листа, формат не менее 300 x 195 мм, печать в два цвета, тираж 1000-1200, сохранилось не менее 70 экземпляров. Перепечатка московского издания 1564 года с несколько более богатым оформлением. Имеется электронная версия почти полного экземпляра.

7. Букварь. Львов, 1574, 40 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в два цвета, тираж был предположительно 2000, но пока найден только один экземпляр (хранится в библиотеке Гарвардского университета).

8. Греческо-русская церковнославянская книга для чтения. Острог, 1578, 8 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 64 мм, печать в один цвет, впервые у Ивана Фёдорова набор в две колонки (параллельно греческий и славянский текст), также известен лишь один экземпляр (хранится в Государственной библиотеке города Готы, восточная Германия). Этот экземпляр переплетён вместе с экземпляром Букваря 1578 года (см. ниже), из-за чего часто их считают одной книгой, на которую ссылаются как на Острожскую азбуку 1578 года (см., например, факсимильное переиздание: М.: Книга, 1983). Имеется электронная версия этих двух изданий.

9. Букварь. Острог, 1578, 48 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в один цвет, тираж был большим, но сохранилось лишь два неполных экземпляра (об одном уже говорилось, второй же хранится в Королевской библиотеке Копенгагена). Повторение львовского букваря 1574 года с добавленным «Словом о буквах» Черноризца Храбра. Имеется электронная версия этой книги и предыдущей.

10. Новый завет с Псалтырью. Острог, 1580, 4 ненумерованных + 480 нумерованных листов, формат не менее 152 x 87 мм, печать в два цвета, о тираже данных нет, сохранилось не менее 47 экземпляров.

11. Алфавитно-предметный Указатель к предыдущему изданию («Книжка, собраніе вещей…»). Острог, 1580, 1 ненумерованный + 52 нумерованных листа, полоса набора 122 x 55 мм, печать в один цвет, сохранилось не менее 13 экземпляров (часто подшиты к концу предыдущей книги, но явно печатались отдельно и оформлены как особое отдельное издание).

12. Хронология Андрея Рымши («Которого ся мсца што за старыхъ вековъ дѣело короткое описаніе»). Острог, 5/V 1581, двухстраничная листовка (текст помещён на внутренних страницах), полоса набора около 175 x 65 мм. Единственный известный экземпляр хранится в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург.

13. Библия. Острог, 1581. 8 ненумерованных + 276 + 180 + 30 + 56 + 78 нумерованных листов пяти счётов, формат не менее 309 x 202 мм, набор в две колонки, в том числе немного по-гречески; печать преимущественно в один цвет (киноварь только на титуле). Тираж до 1500, сохранилось около 400 (рекордно много, даже среди более новых изданий). Подробнее об этом издании см. в статье «Острожская Библия».

Книгопечатники - современники Ивана Фёдорова

Первые книги на церковнославянском языке выпустил Швайпольт Фиоль в Кракове в 1491 году. Это были: «Октоих» («Осьмогласник») и «Часословец», а также «Триодь постная» и «Триодь цветная». Предполагается, что триоди (без обозначенного года напечатания) Фиоль выпустил до 1491 года.

В 1494 году в городке Обод на Скадарском озере в княжестве Зета (ныне Черногория) монахом Макарием в типографии под покровительством Георгия Черноевича была напечатана первая книга на славянском языке у южных славян, «Октоих-первогласник». Эту книгу можно увидеть в ризнице монастыря города Цетине. В 1512 году Макарий напечатал Евангелие в Угро-Валахии (территория современных Румынии и Молдавии).

В 1517-1519 годы в Праге Франциск Скорина напечатал кириллическим шрифтом на белорусском варианте церковнославянского языка «Псалтырь» и ещё 23 переведённые им книги Библии. В 1522 году в Вильно (ныне - Вильнюс) Скорина напечатал «Малую подорожную книжицу». Эта книга считается первой книгой, напечатанной на территории, входившей в состав СССР. Там же в Вильно в 1525 году Франциск Скорина напечатал «Апостол». У Скорины учился помощник и коллега Фёдорова - Пётр Мстиславец.

1 марта 1564 г. основатель массового книгопечатания Иван Федоров (ок. 1510-1583) вместе с Петром Мстиславцем завершил работу над первой русской многотиражной печатной книгой "Деяния и послания святых Апостолов".

Грамота на Руси существовала издавна, но книга пришла к нашим предкам с принятием христианства.

Иван Федоров учился в университете в г. Кракове. В юности жил и работал в Малороссии, был известен как пушечный мастер. По приезде в Москву Иван Федоров оказался в окружении митрополита Макария и получил должность дьякона в церкви Николы Гостунского в Кремле. Принимал участие в работе комиссии по исправлению рукописных церковных книг (устранению разночтений и еретических вставок).

Книгопечатание на территориально расширявшейся Руси было вызвано потребностью снабжения строящихся храмов богослужебной литературой с выправленными каноническими текстами. Второй причиной была необходимость предотвратить распространение с запада дешевой и массовой печатной униатской литературы, поставить преграду католической экспансии на Восток. В 1563 по приказу Царя Иоанна Васильевича IV Грозного в столице началось строительство Государственного печатного двора на Никольском крестце (теперь Никольская улица рядом с Кремлем).

Иван Федоров быстро освоил тонкости типографского искусства в типографии. 19 апреля 1563 г. «хитрыи мастеры печатному делу» Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец начали работу над своей первой книгой - Деяниями и посланиями святых Апостолов. Работа эта длилась около года. 1 марта 1564 г. первой государственной типографией в Москве была датирована первая московская многотиражная печатная книга. Сам первопечатник провел большую редакторскую работу над ней, оформил по всем правилам полиграфического искусства того времени. Иван Федоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы (в начале абзацев), набрал ее полууставным шрифтом, разработанным на основе рукописного московского письма середины XVI века.

Вслед за "Деяниями св. Апостолов" Федоров и Мстиславец напечатали Учительное Евангелие, в 1565 г. - два издания "Часовника" (Часослова). Она стала использоваться как учебная книга для обучения чтению. Тиражи в несколько сот экземпляров считались по тем временам большими. Но отношение к новшеству вызвало протест группы духовенства. Ведь рукописное создание богослужебных книг обычно торжественно начиналось как важное духовное дело после молитв; бездушный же типографский станок воспринимался поначалу как нечто бездуховное и подозрительное. Кроме того, труд монахов-переписчиков становился невыгоден, станок позволял печатать книги быстрее и дешевле. Поскольку же главный защитник Ивана Федорова - митрополит Макарий умер в 1563 г., первопечатники остались без покровительства. В 1566 г. в их типографии произошел пожар (возможно, следствие поджога), и они решили покинуть Московию. За пределами Московской Руси были изданы - "Учительное Евангелии", "Псалтырь" с "Часословцем" и первый русский печатный букварь с грамматикой - "Азбука" - «для пользы русского народа». (Единственный экземпляр "Азбуки" И. Федорова обнаружен в 1939 г., ныне находится в США в библиотеке Гарвардского университета.) В городе Остроге на Волыни Федоровым была издана знаменитая "Острожская Библия" - первая полная Библия на церковно-славянском языке. Отпечатанная крупным, новым для того времени шрифтом, на 628 листах, она являла собой шедевр технического исполнения и художественного вкуса (до наших дней дошло около 300 ее экземпляров). Доски Ивана Федорова с разработанным им для этой книги шрифтом хранились долго у его последователей уже после его смерти, а некоторые из них были в рабочем состоянии еще в течение почти 200 лет.
Иван Федоров был не только первопечатником, но и политическим деятелем Руси времен Ивана Грозного. Он обладал многочисленными и разнообразными талантами - был военным инженером и изобретателем, писателем, полиграфистом-новатором. 5 декабря 1583 г. И. Федоров умер. Похоронен во Львове в Свято-Онуфриевском монастыре. В 1977 г. здесь был открыт музей Федорова, но в 1990 г. монастырь попал в руки монахов-базилиан, которые этот музей ликвидировали. В 1909 г. в центре Москвы, рядом с Китайгородской стеной, где в XVI веке находился Государев печатный двор, был воздвигнут памятник Ивану Федорову (скульптор С.М. Волнухин). В 1998 г. на Московском подворье Троицко-Сеогиевской лавры была освящена икона, изображающая митрополита Макария и первопечатника диакона Ивана Федорова рядом с типографским станком - первое изображение печатной машины и первопечатника на православной иконе.

просмотров