План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Конспект проведения целевой прогулки в осенний период. Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за птицами поздней осенью
Конспект осенней прогулки в средней группе
Задачи:
Образовательные:
Учить ориентироваться в пространстве, выполнять действия по сигналу;
Учить согласовывать свои движения с произносимыми словами;
Совершенствовать навыки коллективной игры;
Развивающие:
Развивать двигательные качества – ловкость, быстроту и координацию движений;
Развивать интерес к подвижным играм;
Воспитательные:
Воспитывать ценностное отношение к здоровью;
Оборудование : осенние листья, шишки, маска медведя
Ход прогулки:
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный день, подойдите ко мне поближе. Я загадаю вам загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется
Как такое время года зовется? (осень)
Да, это время года называется осень. Листочки начинают желтеть и опадать. Солнышко редко выглядывает, часто идут дожди. Но сегодня я предлагаю отправиться на прогулку в осенний лес. Посмотрите ребята, какая извилистая тропинка на нашем участке. Давайте по ней пройдем, посмотрим, куда она нас приведет (дети идут по тропинке). Мы с вами вышли на лесную полянку, давайте полюбуемся природой и насладимся запахами осеннего леса. Дыхательное упражнение ,Запахи природы’’ (нужно сделать шумный вдох носом и выдохнуть ртом).
Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковер укрыл землю. Что это за ковер? (осенние, опавшие листья). Посмотрите, какие они все разные (дети сравнивают по величине, цвету).
Давайте возьмем листочки и покружимся вместе с ними (дети кружатся). Покажите, как они падают на землю (дети приседают ). Игра малой подвижности, Осенние листочки’’
Дует, дует ветер
Дует – задувает. (качаются вправо – влево, руки перед собой)
Желтые листочки
С дерева сдувает! (машут руками сверху вниз перед собой)
И летят листочки прямо по дорожке, (кружение на месте)
Падают листочки прямо нам под ножки! (останавливаются, присаживаются на корточки,руки вниз)
Ребята, давайте поиграем еще в одну игру с листочками . Подвижная игра с листьями,Осенний ветерок’’ (дети с листьями в руках по сигналу, Ветер’’ бегают врассыпную по площадке. По сигналу, В кучу’’ подбегают к педагогу, поднимают руки с листьями верх, образуя кучу листьев).
Ребята, посмотрите, а на лесной полянке кто – то живет (находим корзину с шишками). Отгадайте, о ком эта загадка: Он хозяин леса строгий, любит спать в своей берлоге. Страшно может зареветь. Кто скажите он? (Медведь) Правильно! А какую игру вы знаете с этим зверем? (ответы детей) Поиграем в подвижную игру , У медведя во бору’’ . Определяется берлога медведя (на конце площадки) и дом детей на другом конце площадки. Дети идут в лес гулять и выполняют движения, соответственно тексту, который произносят хором:
У медведя во бору,
Грибы ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
Как только дети закончили говорить стихотворение, медведь с рычанием встает и ловит детей, они бегут домой (игра проводится 2-3 раза)
Ребята, вам понравилась игра? А теперь нам нужно помочь Мишке. Воспитатель берет в руки игрушку – мишку и корзину с шишками, ходит по кругу,имитируя движения медведя.
- Мишка по лесу шагал,
- Мишка шишки собирал.
- Вдруг споткнулся мишка!
- И рассыпал шишки!
- Вы ребята помогите ,
- Мишке шишки соберите ! Воспитатель рассыпает шишки и дети их собирают.
Ребята, хорошо мы поиграли, только мишке пора спать, а нам возвращаться в садик. Ребята вам понравилось наше путешествие в осенний лес? (ответы детей). А что больше всего понравилось в лесу? (ответы детей) В какие игры мы играли в лесу? (ответы детей)
Карточка №1
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:
Наблюдение за осенними цветами
Цель : познакомить детей с названиями цветов – ноготки (календула), космея, настурция. Закрепить понятия « высокий - низкий» (цветок), «короткий – длинный» (стебель).
Ход наблюдения : обратить внимание детей на осенние цветы, растущие на клумбах, какие знакомы? Познакомить с новыми. Спросить, как надо относиться к растениям? Закрепить понятия «цвет», «высота», «длина».
Художественное слово : разучивание пальчиковой гимнастики «Цветы»
Наши алые цветы Локти прижаты друг к другу,
Кисти сомкнуты в виде лодочки.
Распускают лепестки. Перед лицом раскрывают в виде чаши.
Ветерок чуть дышит, Кисти делают движения по часовой и
Лепестки колышет. против часовой стрелки.
Наши алые цветки Кисти рук наклоняются вправо и
Закрывают лепестки, влево.
Тихо засыпают, головой качают. В.Волина.
Подвижная игра : «По ровненькой дорожке» ( карточка № 3П)
Дидактическая игра : «Составь цветок».
Цель : учить детей составлять цветок на песке из разноцветных пробочек. Развивать фантазию.
: прыжки на двух ногах с продвижением вокруг клумбы.
Цель : учить детей прыгать на двух ногах.
Труд : собрать семена растений.
Цель : воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым
Самостоятельная деятельность детей.
Карточка №2
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за природой (Что нам осень подарила?)
Цель: Познакомить детей с изменениями в природе. Учить различать, что где растет. Развивать память, мышление.
Ход наблюдения: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и сказать, что нам осень подарила? (Солнышко, небо, облака, цветы, овощи, фрукты и т. д.). Назвать 3-4 плода, их величину и цвет.
Художественное слово:
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Е. Благинина.
Подвижная игра : «Огуречик, огуречик» .
Цель: научить детей ходить стайкой на цыпочках, соотносить слова и действия, бегать не толкаясь.
Дидактическая игра : «Урожай».
Цель : развить координацию слов с движениями, закрепить в речи глаголы: «соберем», «натаскаем», «накопаем», «срежем», «нарвем».
(Н.Нищева «Система коррекционной работы в средней группе с ОНР стр.39).
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку.
Цель: учить выполнять конкретное задание, сохранять равновесие.
Труд: Собрать красивые листья для поделок, засушить.
Цель: развивать у детей чувство прекрасного, желание помогать взрослым.
Карточка №3
Осень (неживая природа)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за солнцем
Цель : познакомить детей с изменениями, происходящими с солнцем.
Ход наблюдения : поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет как летом. Где солнышко? Какое оно? Предложить подставить ладошки солнечным лучам , поиграть с солнечным зайчиком.
Художественное слово:
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку.
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку.
Подвижная игра : «Найди что спрятано» (карточка № 2П)
Дидактическая игра : «Ласковые слова»
Цель : учить придумывать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
: «Выложи сам»
Цель : Учить из камушков, выкладывать солнышко.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : бросить мяч вверх к солнышку и поймать его.
Цель : учить подбрасывать и ловить мяч.
Труд: собрать на участке сухие веточки, палочки
Цель: прививать желание поддерживать порядок на участке, помогать взрослым.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №4
Осень (неживая природа )
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за тучей
Цель : продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы. Уточнить понятие «туча». Развивать наблюдательность, память.
Ход наблюдения : предложить детям понаблюдать за тучей.
Какая туча? (большая, тяжелая).
Рассказать, что в туче собираются капельки воды и когда их становится много, идет дождь.
Художественное слово:
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит… (А.Плещеев).
Подвижная игра : «Через ручеек» ( карточка № 6 П)
Дидактическая игра : «Один, много».
Цель : учить детей называть один предмет и много предметов на участке; развивать внимание, память.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : ходьба в колонне, врассыпную.
Цель : учить выполнять команду воспитателя, строиться в колонну.
Труд : собирать игрушки, очищать их от песка.
Цель: воспитывать желание помогать друг другу, выполнять поручение воспитателя.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №5
Осень (живая природа )
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за насекомыми осенью
Цель: учить находить и называть насекомых: муравей, мухи.
Ход наблюдения: предложить детям обследовать участок, найти насекомых (вспомнить каких насекомых они знают). Почему так мало стало насекомых, нет бабочек? Рассказать, что насекомые осенью готовятся к зиме, прячутся в щели домов, норки и будут там спать до весны.
Художественное слово : загадать загадку
Мы в работе поминутно
От зари и до зари,
Нас в лесу найти нетрудно –
Лишь под ноги посмотри.
Назови меня скорей –
Я рабочий … (муравей).
Подвижная игра : «По ровненькой дорожке» ( карточка № 3П)
Дидактическая игра : «Что умеет делать насекомые?»
Цель : обогащать знания детей, учить детей выражать свои мысли, развивать память, связную речь.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку
Цель: развивать ловкость, внимание, удерживать равновесие.
Труд: собрать сухие листья.
Цель: поддерживать чистоту на участке, доводить порученное дело до конца.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №6
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за собакой
Цель: научить различать характерные признаки внешнего вида животных. Познакомить с особенностями поведения этих животных. Уточнить, как называют их детенышей.
Ход наблюдения : понаблюдать за проходящими животными. Закрепит названия частей тела животного, как называют детенышей. Обратить внимание на шерсть животных, стала гуще, животные покрываются более теплой и густой шерстью. Можно ли близко подходить к ним, почему? Почему нельзя дразнить собак?
Художественное слово :
Вот собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Зубы острые – ай- ай!
Шерстка пестрая. Гав! Гав!
С.Федорченко.
Подвижная игра: «Лохматый пес» (карточка № 10 П)
Дидактическая игра : «Назови собачку» - подбирать кличку для животного.
Цель: активизировать в речи клички животного.
Цель: развивать ловкость, учить прыгать легко на носках.
Труд: полить цветы в клумбах, собрать сухую траву.
Цель: прививать желание помогать взрослым, любовь к природе.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №7
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за работой дворника
Цель: познакомить детей с профессией дворника, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда. Воспитывать уважение к труду дворника.
Ход наблюдения : Предложить детям понаблюдать за работой дворника, рассмотреть его орудия труда. Чем работает дворник? Кому нужна его работа?
Художественное слово :
Встанет дворник на заре,
Крыльцо чистит на дворе.
Дворник мусор уберет
И дорожки разметет. В.Степанов
Загадать загадку :
Голичок на длинной ножке
Пляшет прямо на дорожке,
Убирает все дотла.
А зовут меня… (метла)
Подвижная игра : «Через ручеек» ( карточка № 6П)
Дидактическая игра: « Что делает?»
Цель : учить детей подбирать глаголы к существительному «дворник».
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : прокатывание мяча друг другу, сидя на пятках.
Цель : упражнять в прокатывание мяча.
Труд : собрать рассыпанный песок в песочницу.
Цель:
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №8
Осень (явления общественной жизни)
Сентябрь
Интеграция областей:
социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за транспортом
Цель : учить различать грузовой и легковой транспорт; называть его назначение. Развивать внимание, память.
Ход наблюдения : рассмотреть стоящий поблизости транспорт. Определить цвет, посчитать колеса. Рассказать транспорт бывает грузовой и легковой, его назначение.
Художественное слово :
Шуршат по дорогам веселые шины,
Спешат по дорогам машины, машины.
А в кузове – важные, срочные грузы:
Цемент и железо, изюм и арбузы.
Работа шоферов трудна и сложна.
Но как она людям повсюду нужна!
Подвижная игра « Самолеты» » (карточка № 1)
Дидактическая игра: «Как гудит машина?» - по заданию воспитателя дети изображают гудение машины, произносят согласные звуки.
Цель: учить произносить согласные звуки. Отработка силы, громкости голоса.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : пройти по дорожке (ходьба по ограниченной поверхности)
Цель: развивать внимание, сохранять равновесие.
Труд : собрать игрушки
Цель: учить очищать игрушки от песка, аккуратно складывать их.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №9
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за березой
Цель: рассмотреть с детьми березу, отметить строение дерева, ствол, листья. Учить находить березу среди других деревьев по характерным особенностям.
Ход наблюдения: предложить рассмотреть березу, обратить внимание, что только береза имеет белый ствол. Какие ветки у березы? Рассмотреть листья, отметить их размер, форму, сравнить с другими листьями.
Художественное слово:
Береза моя, березонька, На тебе, березонька,
Береза моя белая, Посередь долинушки,
Береза раскудрявая! На тебе, березонька,
Стоишь ты, березонька, Листья зеленые,
Посередь долинушки, Под тобой, березонька,
Трава шелковая…
(Русская народная песня.)
Подвижная игра : «Самолеты» ( карточка № 1)
Дидактическая игра : «Найди такой листок»
Цель: учить ориентироваться в пространстве, находить нужный лист на участке. Развивать внимание.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : метание шишек в дерево.
Цель: развивать меткость, ловкость.
Труд : собрать сухие семена клена для поделок
Цель: воспитывать желание трудиться, помогать взрослым
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №10
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за осенними листьями
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад».
Ход наблюдения : Какое время года наступило? Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными. Поэтому осень называется золотой. Понаблюдать, как листья медленно кружатся в воздухе, падают на землю. Уточнить, что листья легкие, поэтому летят медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю – это листопад.
Художественное слово:
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят… М.Ивенсен
Подвижная игра : «Поймай листок».
Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Дидактическое упражнение : « Сдуй листок со стола»
Цель : развивать речевое дыхание.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук : « Составь узор» -
составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету .
Цель : закрепить знание цветов.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию:
Цель:
Труд : собрать букет из листьев
Цель: развивать эстетические чувства.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №11
Осень (неживая природа)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за ветром
Цель: Учить детей понимать понятие «ветер». Научить определять силу ветра.
Ход наблюдения: Послушать с детьми, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему они шуршат? Можно подбросить опавшие листья и посмотреть, как они кружатся и летят.
Художественное слово :
Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути!
Подвижная игра : «Наседка и цыплята» (карточка № 4П)
Дидактическая игра : «Найди такой листок»
Цель : учить детей находить по образцу листок. Закрепить название цвета, дерева.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : запрыгивание в круг и выпрыгивание из круга, выложенного из осенних листьев.
Цель:
Труд :
Цель:
Самостоятельная деятельность детей
Карточка № 12
Осень (неживая природа)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за песком
Цель : познакомить детей с особенностями песка. Развивать любознательность, память.
Ход наблюдения: рассматривание небольшой горстки сухого песка. Предложить потрогать его, рассмотреть через лупу, потрогать на ощупь. Какой песок? Из чего состоит? (Из мелких песчинок) Легко ли сыплется? Что можно построить из него?
Художественное слово :
Песочница, песочница, Склонился повар беленький
В песке вся детвора. Над формочкой своей.
Построить домик хочется, А вот Андрюша с Васенькой -
Забавная игра. Ребята хоть куда.
Речной песочек, меленький – Везут в машинах красненьких
Хорош для куличей. Песок туда – сюда.
Подвижная игра : «Пузырь».
Цель:
Дидактическая игра : «Что я построю из песка»
Цель : учить детей составлять простые предложения на заданную тему.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : прыжки на двух ногах вокруг песочницы.
Цель: развивать ловкость, внимание.
Труд: очистить песок от мусора.
Цель : прививать трудолюбие, учить работать вместе.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка № 13
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за отлетом птиц
Цель: Учить замечать изменения в природе: отлет птиц. Установить причину. Развивать память, мышление.
Ход наблюдения : Обратить внимание на насекомых. Почему их нет? Где они? (Они спрятались, потому что стало холодно). Насекомыми питаются птицы, им сейчас нахватает корма, поэтому они улетают в теплые края. Как они себя ведут? Понаблюдать, как птицы собираются в стаи, кружат над городом. Через несколько дней мы их не увидим.
Художественное слово:
Журавлики – журавли
Оторвались от земли,
Крылья к небу вскинули,
Милый край покинули.
Закурлыкали вдали
Журавлики – журавли.
Подвижная игра : «Птички летают».
Цель: научить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать по сигналу.
Дидактическая игра : «Где сидит птица?»
Цель: учить ориентироваться в пространстве, различать направление справа, слева. Упражнять в употреблении предлогов: на, под.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками.
Цель: развивать ловкость, учить ловить мяч двумя руками.
Труд : собрать веточки и палочки на участке.
Цель: прививать детям желание трудиться, уважать труд дворника.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №14
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за кошкой
Цель: учить различать характерные признаки внешнего вида животного. Понаблюдать за поведением кошки, называть ее детенышей.
Ход наблюдения: предложить детям рассмотреть кошку. Описать ее внешний вид, части тела. Выяснить, что делает кошка, как называются ее детеныши. Можно ли трогать кошку на улице? Почему нельзя?
Художественное слово:
Целый день у нас работа:
Ищем мы кота Федота.
Не пришел к обеду кот.
Где ты прячешься, Федот?
Г.Лагздынь
Загадать загадку:
Глазище, усище, хвостище,
Когтищи, а моется всех чище. (Кошка)
Подвижная игра : «Мыши и кот» (карточка № 8П)
Дидактическая игра : «Как кричат?» (животные)
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Цель: упражнять в умение прыгать на двух ногах.
Труд: полив растений в цветнике.
Цель: прививать детям желание помогать взрослым, ухаживать за растениями.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №15
Осень (явления общественной жизни)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за старшими детьми
Цель: развивать наблюдательность, связную речь, внимание.
Ход наблюдения: предложить детям понаблюдать за детьми старшей группы , как они самостоятельно трудятся в цветнике. Выяснить, какие у них орудия труда, что они делают.
Художественное слово:
Есть на свете где-то сад, Здесь растут не вишенки -
В этот сад идти я рад. Анечки да Мишеньки,
Здесь и летом и зимой И шумят не веточки -
Все друзья мои со мной. Иры, Даши, Леночки.
Наш любимый садовод
Всех по имени зовет.
Подвижная игра : «Мы веселые ребята».
Цель : научить ходить и бегать врассыпную на ограниченной площади . Развивать быстроту, ловкость.
Ход игры : Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три – лови!
Дидактическая игра : «один, много»
Цель: учить детей называть один предмет и много предметов на участке; развивать внимание, память.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : ходьба по бревну.
Цель : учить сохранять равновесие, мягко приземляться на землю.
Труд :
Цель : воспитывать желание трудиться, помогать взрослым.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №16
)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за пешеходом
Цель: познакомить детей с пешеходной дорогой, научить правильно, переходить дорогу, соблюдать правила дорожного движения.
Ход наблюдения : рассказать детям, что пешеходная дорога называется, тротуаром. Напомнить, что переходить дорогу надо по правой стороне , чтобы не наталкиваться на людей, перебегать дорогу нельзя! Понаблюдать, где ходят пешеходы, нарушают ли они правила?
Художественное слово:
Должен помнить пешеход : Зеленый свет открыл дорогу:
Есть сигналы светофора – Переходить ребята могут!
Подчиняйся им без спора! Красный свет нам говорит: -
Желтый свет – предупреждаем: Стой! Опасно! Путь закрыт!
Жди сигнала для движения
Подвижная игра : « Поезд».
Цель : научить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами. Приучать начинать движение и останавливаться по сигналу.
Дидактическая игра : «Запомни, повтори»
Цель: учить детей запоминать 4-5 слов. Развивать слуховую память.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : допрыгни до листика (прыжки в высоту)
Цель: упражнять детей прыгать вверх с силой отталкиваясь от земли.
Труд : сбор семян растений.
Цель:
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №17
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за увядающими цветами
Цель: учить замечать изменения в неживой природе, происходящие на земле. Активизировать словарь детей.
Ход наблюдения: продолжать рассматривать цветы на клумбах. Обратить внимание, что некоторые цветы завяли, отцвели (мы их убираем), а другие начинают только цвести, это осенние цветы.
Художественное слово:
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
А Плещеев
Подвижная игра : «Зайцы и волки» (карточка № 2)
Дидактическая игра : «Выложи узор».
Цель : учить выкладывать узор из камушков, травинок, семян клена. Развивать фантазию.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : прокатывание мяча друг другу, сидя на пятках.
Цель: упражнять в прокатывание мяча.
Труд: собрать сухую траву в цветнике.
Цель: учить детей трудиться, помогать взрослым в уборке территории.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №18
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за георгинами, ноготками
Цель: продолжать знакомство с осенними цветами. Рассмотреть строение цветка, учить запоминать название его частей.
Ход наблюдения: рассмотреть цветы на клумбе. Вспомнить и закрепить части цветка: стебель, корни, листья, лепестки. Эти цветы цветут осенью. Георгины крупные. Какого они цвета? (Красные). Как называются эти цветы? (Ноготки). Какого они цвета? (Желтые)
Художественное слово :
Потешка «Алые цветы»
Наши алые цветки Наши алые цветки
Распускают лепестки. Закрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, Тихо засыпают,
Лепестки колышет. Головой качают.
Лепестки в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются и закрываются, покачиваясь.
Подвижная игра : «Найди что спрятано» (карточка № 2П)
Дидактическая игра : «Один, много»
Цель
Индивидуальная работа по физическому воспитан ию: прыжки на двух ногах до предмета.
Цель: развивать выносливость, учить выполнять задание до конца.
Труд: выкопать герань с клумбы, посадить ее в горшок, перенести в группу.
Цель : прививать интерес к растениям, желание ухаживать за ними.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №19
Осень (неживая природа)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за почвой
Цель: развивать способность к целенаправленному наблюдению. Приучать детей видеть зависимость состояния почвы от природы.
Ход наблюдения: предложить детям потрогать рукой почву.
Какая она? (теплая)
Почему земля теплая? (ее нагрело солнце)
А еще, какая почва? (Сухая, рассыпается в руке)
Какого цвета? (коричневого)
Посмотрите, что растет в почве? (трава, деревья, цветы)
Художественное слово : Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
Руки вертикально, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить. Ритмичное движение вместе - врозь.
Подвижная игра : «Самолеты» (карточка № 1)
Дидактическая игра : «Угадай, кто позвал?».
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : «Перепрыгни ручеек» (через шнурок, рейку)
Цель : упражнять в прыжках на дух ногах через препятствие
Труд : срезать сухие листья цветов, траву в клумбах.
Цель
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №20
Осень (неживая природа)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за приметами осени
Цель: учить детей находить и называть приметы осени, запоминать их.
Ход наблюдения: Рассмотреть одежду детей, учить рассказывать какую одежду дети надели сейчас (куртки, шапки – это первая примета). Обратить внимание на листья деревьев. Какие они? (Желтые, падают на землю – вторая примета).
Художественное слово : «Росинка» К. Бальмонт
Росинка дрожала Играет, ликуя,
На тонком листке Так много огней.
Реченка дышала Их еле заметишь,
Шурша в тростнике. Так малы они,
В росинку гляжу я Но где же ты встретишь
И вижу, что в ней Такие огни?
Подвижная игра : «Лохматый пес» (карточка № 10П)
Дидактическая игра : «С какого дерева листок »
Цель : учить находить и называть листок. Активизировать словарь детей прилагательными: кленовый, березовый.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию :
Цель: следить за осанкой детей.
Труд : собрать и очищать игрушки от песка после прогулки.
Цел ь: учить детей собирать и очищать игрушки от песка.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №21
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за воробьями
Цель: продолжать знакомить детей с повадками воробьев. Отметить внешний вид. Ввести в активный словарь слова: стайка, щебечут.
Ход наблюдения: рассмотреть с детьми воробья, назвать части тела. Понаблюдать за воробьями. Рассказать, что воробьи живут стайкой, очень веселые, шумные. Предложить покормить их и рассказать, что они делают.
Художественное слово : загадать загадку
Чик – чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей,
Кто это? (Воробей)
Подвижная игра : «Птичка, раз! Птичка, два!» ( см. Уланова Л.А. « Методические рекомендации по организации и проведению прогулок» стр.96 )
Дидактическая игра : «Один, много»
Цель : учить употреблять существительные в единственном и множественном числе.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : прокатывание мяча «Прокати и не задень»
Цель: учить прокатывать мяч между предметами, не задевая их.
Труд : полив растений в клумбах.
Цель : продолжать учить детей помогать взрослым, прививать любовь к природе.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №22
Осень (живая природа )
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за насекомыми
Цель: познакомить детей с жизнью насекомых осенью. Развивать любознательность, память.
Ход наблюдения: предложить детям обследовать участок, найти насекомых (вспомнить каких насекомых они знают). Куда они исчезли? Напомнить детям, что насекомые осенью прячутся в щели домов, в норки, под опавшими листьями, потому, что на улице стало холодно. Они там спят до весны, тревожить их нельзя, они могут погибнуть.
Художественное слово:
На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно, тащат в дом.
Ребята наши – муравьята,
Вся жизнь их связана с трудом.
Л.Гулыга.
Подвижная игра : «Проползи в тоннель» (карточка № 4)
Дидактическая игра : «Угадай насекомое по описанию ».
Цель: развивать внимание, память, обогащать словарь детей.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию :
Цель: развивать ловкость, выносливость, внимание.
Труд : собрать веточки и палочки на участке.
Цель: прививать детям желание трудиться, уважать труд дворника
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №23
Осень (явления общественной жизни )
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за грузовым транспортом
Цель: учить детей узнавать грузовой транспорт, называть его части, назначение. Развивать наблюдательность, память.
Ход наблюдения: понаблюдать за самосвалом. Рассмотреть какие большие части у машины (кабина, колеса, кузов). Рассказать, что грузовики перевозят разные грузы. Какие? (песок, кирпичи).
Художественное слово :
Сам в кабину не могу я залезть пока
До чего же велико колесо грузовика
В кузов даже заглянуть не удается мне,
Посмотреть, что там, в кузове на дне.
А в кабине видел руль, дверца на замке,
Но унес ключи шофер на своем брелке.
Подожду его чуть – чуть у него обед,
Может, быть меня прокатит, а быть может, нет.
Подвижная игра : «Воробышки и автомобиль» » (карточка № 6П)
Дидактическая игра : «Чего не стало?»
Цель
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.
Цель : учить бросать мяч вверх и ловить его двумя руками.
Труд : собрать веточки, палочки вокруг песочницы
Цель : прививать желание трудиться.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №24
Осень (явления общественной жизни )
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за строительным краном
Цель: познакомить детей со строительным краном, рассказать какие части у него есть, его назначение.
Ход наблюдения: предложить детям рассмотреть строительный кран. Рассказать, что у него есть стрела, которая поднимает груз на высоту. Что строят рабочие? (дом). Кран помогает строить дом, он поднимает кирпичи. Рассказать, что нельзя близко подходить к строящемуся дому, очень опасно.
Художественное слово:
Я бываю выше дома
И легко одной рукой
Поднимаю груз огромный
Кто скажите я такой?
(Подъемный кран.)
Подвижная игра : «Найди что спрятано» (карточка № 2П)
Дидактическая игра : «Собери каштаны».
Цель : упражнять в умении группировать предметы по размеру. Развивать глазомер, внимание.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : прокатывание мяча вокруг предметов в обе стороны.
Цель: упражнять в прокатывании мяча, развивать внимание.
Труд : собрать и очистить игрушки от песка после прогулки.
Цел ь: учить очищать игрушки от песка после прогулки, прививать желание трудиться.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №25
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за кленом
Цель : учить детей запоминать строение дерева, его отличительные особенности (листья). Активизировать в речи слово: кленовые.
Ход наблюдения : рассматривание веток, листьев, коры клена. Обратить внимание детей, что листья клена самые большие на нашем участке, сравнить с листьями березы.
Художественное слово : загадать загадки:
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает.
Это когда бывает? (Осенью)
Подвижная игра : «Листья»
Листья осенние тихо кружаться, Кружатся на цыпочках
Листья нам под ноги тихо ложаться Приседают
И под ногами шуршат, шелестят, Движение руками в стороны
Будто опять закружиться хотят. Поднимаются, кружатся.
Пальчиковая гимнастика : «Осенние листья». (Н.В.Нищева «Система коррекционной работы» стр.35)
Цель : учить согласовывать слова с движениями пальцев рук.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : прокатывание мяча друг другу.
Цель: упражнять в прокатывание мяча друг другу.
Труд : собрать красивые листья для аппликации
Цель : учить доводить начатое дело до конца.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №26
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за дикорастущим виноградом
Цель: продолжать знакомить детей с растениями детского сада . Рассмотреть лозу винограда, осенние листья. Активизировать словарь детей: вьется, лоза, виноград.
Ход наблюдения: предложить рассмотреть лозу винограда, обратить внимание на листья, их красивый цвет. Какого цвета? Виноград вьется по земле, забору детского сада. Рассмотреть как он красиво вьется, спускается по забору.
Художественное слово :
Есть участок возле сада
Разделяет их ограда
Там корнеплоды вырастают
Как участок называют? (Огород)
Подвижная игра : «Найди что спрятано» (карточка № 2П)
Дидактическая игра- загадка на тему: «Листья, семена, плоды»
Цель: развивать логику, память, внимание, активизировать словарь.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : ходьба и бег между двумя линиями (шнурами)
Цель: упражнять в равновесии, при беге не наступать на шнуры.
Труд : собрать сухие листья в цветнике.
Цель: прививать трудолюбие, желание помогать старшим.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №27
Осень (неживая природа)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за небом, солнцем
Цель: продолжать замечать изменения, которые происходят в природе осенью. Развивать наблюдательность, память.
Ход наблюдения: Обратить внимание детей, что осенью небо чаще серое, пасмурное. Солнце появляется редко.
Почему солнце не блестит? Предложить протянуть ладони к солнцу и подержать немного. Спросить, греет ли оно?
Художественное слово:
Осень, осень, подожди
Из воды плесни дожди
Туча солнце не бодай,
Голубое небо дай.
Л.Андреева.
Подвижная игра : «Зайцы и волк» (карточка № 2)
Дидактическая игра : «Назови ласково»
Цель: упражнять в образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : лазанье, под дугу группируясь «в комочек».
Цель: упражнять в лазанье под дугу, учить группироваться «в комочек», не задевая дугу.
Труд: полить цветы в клумбах.
Цель: прививать желание ухаживать за растениями, помогать взрослым.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №28
Осень (неживая природа)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за погодой
Цель: учить детей различать погоду: солнечная, пасмурная, дождливая
Ход наблюдения: Предложить детям понаблюдать за погодой. Есть ли на улице солнце? Какое небо? Закрепить понятия, когда светит солнце какая погода? (солнечная). На небе облака и тучи? (пасмурная). Идет дождь? (дождливая).
Художественное слово:
Скучная картина! Дождик так и льется,
Тучи без конца, Лужи у крыльца… А.Плещеев
загадать загадку:
Золотое яблочко А в улыбке лучи
По небу катается, Очень горячи.
С утра улыбается, (солнце)
Подвижная игра : Пузырь».
Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Дидактическая игра : «Назови, что справа (слева) от тебя ».
Цель: учить детей ориентироваться в направлениях справа, слева
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : бросание мяча о землю и ловля его двумя руками
Цель: учить детей бросать мяч о землю и ловить его двумя руками
Труд : собрать и очистить игрушки от песка после прогулки
Цель: учить очищать игрушки от песка после прогулки, прививать желание трудиться.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №29
Осень (живая природа )
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за вороной
Цель: расширять знания о вороне. Воспитывать любознательность, интерес к жизни птиц.
Ход наблюдения: рассмотреть ворону, отметить ее части тела, поведение. Ворона хитрая, ловкая птица. Живет рядом с человеком, пищу находит на свалках, мусорных контейнерах, она всеядная. Ворона кричит «кар – кар».
Художественное слово:
Хромая старая ворона
Давно живет в саду моем.
В густых зеленых ветках клена
Она построила свой дом.
Загадка:
На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
«Кар – кар – кар!» (Ворона)
Подвижная игра : «Воробушки и кот» (карточка № 9П)
Дидактическая игра : «Закончи предложение».
Цель: учить понимать смысл предложения, заканчивать его по смыслу.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : прыжки на двух ногах между кубиками, поставленными в один ряд.
Цель: развивать ловкость, внимание.
Труд : сбор семян растений.
Цель: рассмотреть семена растений, учить детей правильно их собирать.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №30
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за листопадом
Цель: продолжать наблюдать за листопадом, учить описывать листья: цвет, форму. Называть с какого дерева листья. Активизировать в речи слова: кленовые, березовые.
Ход наблюдения: Обратить внимание, что на деревьях стало больше желтых листьев, понаблюдать как они летят в ветреную погоду. Что такое листопад? Почему осень называется золотой?
Художественное слово:
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят… летят…летят
Е.Трутнева.
Подвижная игра : «Найди что спрятано» (карточка № 2П)
Дидактическая игра : «Найди такой листок».
Цель: учить находить по образцу листок, называть с какого он дерева.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: ходьба на носках по доске, лежащей на земле.
Цель: учить ходить по доске, сохранять равновесие, осанку.
Труд : собрать веточки, камешки на участке.
Цель: воспитывать трудолюбие, взаимопомощь.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №31
Осень (явления общественной жизни )
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за машиной (привозит продукты в д/с)
Цель : закреплять знания о грузовой машине, ее назначение.
Ход наблюдения: понаблюдать с детьми за машиной, которая привозит продукты в детский сад. У машины есть кабина, кузов, колоса. Что привозит машина? (Молоко, мясо, хлеб, овощи, фрукты). Машина большая, потому что много продуктов. Кто работает на машине? (Шофер).
Художественное слово:
Шуршат по дорогам А в кузове – важные,
Веселые шины, Срочные грузы…
Спешат по дорогам, Цемент и железо,
Машины, машины… Изюм и арбузы.
Работа шоферов
Трудна и сложна,
Но как она людям
Повсюду нужна! К.Чолиев
Подвижная игра : «Шофер » ( Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в средней группе» стр. 86)
Дидактическая игра : «Чего не стало?»
Цель : развивать зрительную память, внимание.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : прокатывание мяча «Кто скорее до флажка»
Цель: упражнять в прокатывание мяча, развивать внимание.
Труд : срезать сухие листья цветов, траву в клумбах.
Цель : прививать желание трудиться, помогать взрослым.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №32
Осень (явления общественной жизни)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за осенними работами на огороде
Цель : закрепить знания детей об овощах, называть орудия труда. Активизировать глагольный словарь: копать, собирать.
Ход наблюдения: понаблюдать с детьми за работой взрослых на огороде. Что делают взрослые? (собирают сухую траву, копают землю). Какие орудия труда у них? (лопаты, грабли). Какие овощи росли на огороде?
Художественное слово:
В огороде много гряд,
Тут и репа и салат.
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
А.Прокофьев.
Подвижная игра : «Проползи в тоннель» (карточка № 4)
Дидактическая игра : «Один, много»
Цель : учить употреблять существительные в единственном и множественном числе.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию : « Перепрыгни ручеек» прыжки через шнур.
Цель: упражнять в прыжках через шнур на двух ногах.
Труд : собрать песок вокруг песочницы.
Цель : прививать трудовые навыки, желание помогать друг другу.
Самостоятельная деятельность детей
Сентябрь
Карточка № 1 « Наблюдение за осенними цветами».
Карточка № 2 «Наблюдение за природой (Что нам осень подарила?)
Карточка № 3 «Наблюдение за солнцем».
Карточка № 4 «Наблюдение за тучей».
Карточка № 5 «Наблюдение за насекомыми осенью».
Карточка № 6 «Наблюдение за собакой».
Карточка № 7 «Наблюдение за работой дворника».
Карточка № 8 «Наблюдение за транспортом».
Карточка № 9 «Наблюдение за березой».
Карточка № 10 «Наблюдение за осенними листьями».
Карточка № 11 «Наблюдение за ветром».
Карточка № 12 «Наблюдение за песком».
Карточка № 13 «Наблюдение за отлетом птиц».
Карточка № 14 «Наблюдение за кошкой».
Карточка № 15 «Наблюдение за старшими детьми».
Карточка № 16 «Наблюдение за пешеходом».
Карточка № 17 «Наблюдение за увядающими растениями».
Карточка № 18 «Наблюдение за георгинами, ноготками».
Карточка № 19 «Наблюдение за почвой».
Карточка № 20 «Наблюдение за приметами осени».
Карточка № 21 «Наблюдение за воробьями».
Карточка № 22 «Наблюдение за насекомыми».
Карточка № 23 «Наблюдение за грузовым транспортом».
Карточка № 24 «Наблюдение за строительным краном».
Карточка № 25 «Наблюдение за кленом».
Карточка № 26 «Наблюдение за дикорастущим виноградом».
Карточка № 27 «Наблюдение за небом, солнцем».
Карточка № 28 «Наблюдение за погодой».
Карточка № 29 «Наблюдение за вороной».
Карточка № 30 «Наблюдение за листопадом».
Карточка № 31 «Наблюдение за машиной (привозит продукты в д/с)».
Карточка № 32 «Наблюдение за осенними работами на огороде».
Литература:
1. Уланова Л.А. Иордан С.О. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3- 7 лет».
2. И.В.Кравченко Т.Л.Долгова «Прогулки в детском саду».
3. С.Н.Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников».
4. С.А.Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой».
5. Т.И.Петрова Е.С.Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников».
6. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в средней группе с общим недоразвитием речи».
7. А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».
Светлана Вовк
Конспект проведения прогулки в средней группе «Осень золотая, в гости к нам пришла»
Цель : конкретизировать и закреплять представления детей об осенних изменениях в природе, расширять словарный запас , формировать умение видеть красоту осенней природы , совершенствовать двигательные навыки.
Задачи :
Образовательные :
Учить детей замечать изменения, происходящие осенью ;
Закреплять знания детей об осенних изменениях в живой и неживой природе, происходящих осенью ;
Учить детей на ощупь отыскивать и называть различные плоды;
Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах;
Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, соблюдать и контролировать правила в подвижных играх.
Развивающие :
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
Развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность;
Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас;
Развивать вестибулярный аппарат, координацию движений.
Воспитательные :
Воспитывать умение слушать друг друга;
Воспитывать выдержку, дисциплинированность;
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Словарная работа : заморозки, перелетные, зимующие, спячка, желудь, каштан.
Предварительная работа : сбор природных материалов , чтение художественной литературы , наблюдения на прогулке , ведение календаря природы, беседы, рассматривание иллюстраций и фотографий.
Оборудование и материалы : семена деревьев – клен и рябина; листья; плоды – шишки, желуди, каштаны; мешочек; кормушка для птиц; корм для птиц; венок из листьев; ободки для «птиц» ; корзинки; муляжи овощей и фруктов; выносной материал для свободных игр.
Виды детской деятельности, используемые на прогулки : наблюдение, беседа, опытно-экспериментальная деятельность, дидактическая игра, трудовая деятельность, игры различной подвижности.
Место проведения : территория участка.
Ход прогулки:
Воспитатель : Ребята, посмотрите какой сегодня осенний денёк . Послушайте мою загадку :
Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,
Полетели листики, листики, листики.
Поля опустели и ливни рекою,
А это, скажите мне, время какое?
Дети : Осень .
Воспитатель : Да, это осень . Кто знает стихи об осени , расскажите нам (дети рассказывают знакомые стихотворения)
Воспитатель : Ребята, какие приметы осени , вы знаете?
Ответы детей : Стало холодно, желтеют и опадают листья, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее, улетают птицы на юг, насекомые и животные готовятся к зиме.
Воспитатель : Да, осень - это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня, часто идут дожди. К концу осени - заморозки . Деревья сбросили листву. Перелётные птицы улетают на юг, зимующие - перебираются поближе к людям, звери готовятся к спячке.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода? Почему? Давайте подышим свежим, осенним воздухом .
Опытно-экспериментальная деятельность :
Воспитатель : Раздаю детям семена клена с крылышками и предлагаю их подбросить и проверить , смогут ли они летать. Такое же исследование проводим с нелетающими семенами (рябина) . Предлагаю сравнить летающие и нелетающие семена по весу : какие из них тяжелее? (далее идет обсуждение и делается вывод – тяжелые семена не могут летать, а легкие могут.
Дыхательное упражнение :
Положим листик на ладошку и подуем на него. У нас получился листопад.
Воспитатель : Давайте представим, что мы осенние листочки . Покажем, как они упали на землю.
Игра малой подвижности «Листопад»
Листопад, листопад, Дети кружатся на месте
Осыпается наш сад,
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят. Присаживаются на корточки
Воспитатель : Утром я шла на работу и собрала по дороге плоды с разных деревьев , а с каких деревьев, забыла. Подскажите мне, с какого дерева плод.
Дидактическая игра «С какого дерева плод?»
Воспитатель : У меня есть волшебный мешочек, туда мы положим все плоды, и сыграем еще в одну игру.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Шишку, каштаны, желуди кладу в мешочек и предлагаю по очереди отгадать на ощупь разные плоды «Миша, опусти, пожалуйста, руку в мешочек и вынь шишку» и т. п.
Воспитатель замечает на дереве кормушку.
Воспитатель : Что это, ребята? (кормушка)
Для чего она нужна? (для подкормки птиц)
Чем можно покормить птиц? (семечками, кусочками хлеба, зерном)
Какие птицы улетают в теплые края? (ласточки, утки, журавли)
Зачем они это делают? (исчезают насекомые, начинают замерзать водоёмы)
А какие птицы живут с нами круглый год ? (воробьи, голуби,
Чем мы можем им помочь?
Давайте насыплем в кормушку корм и повесим её на место. Птицы скажут нам спасибо.
Воспитатель : Ребята, у меня есть интересная осенняя игра «Птицы и осень » . Давайте поиграем.
Подвижная игра «Птицы и осень »
Из играющих выбирают « осень » . Остальные – «птицы» . Каждый из детей говорит, какая он (она) птица. После этого игроки произносят такие слова :
«Птицы» (хором) :
Осень , осень золотая ,
Собираемся мы в стаи,
Улетаем в теплый край,
Говорим тебе : Прощай!
« Осень » :
Что ж! Счастливого пути,
Стайка быстрая, лети,
Вместе с юною весной
Возвращайся в край родной.
«Птицы» (хором) :
Улетаем в теплый край,
Ты нас, осень , догоняй!
После этих слов «птицы» убегают, « осень » пытается их догнать.
Воспитатель : А у меня есть еще одна интересная игра.
Подвижная игра «Кто скорее соберет»
Выбираются две бригады : овощеводов и садоводов (по два-три человека) . По сигналу (хлопку) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки (картинка «яблоко» , картинка «огурец» на корзинках). Выигрывает та бригада, у которой меньше ошибок. Игра продолжается с другими участниками.
Воспитатель : Ну что же, мои ребята, я думаю, мы славно потрудились, поэкспериментировали, увидели и рассказали об изменениях в природе, положили корм в кормушку, поиграли. Теперь самое время отдохнуть и поиграть в свои любимые игры.
Игры детей с выносным материалом по интересам.
Список использованной литературы :
1. С. Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами » Пособие для педагогов дошк. учрежд. –М.: Мозаика-Синтез, 2008
2. В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ» Методическое пособие . М.: ТЦ Сфера, 2008
3. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» . – М.: ТЦ Сфера, 2008
4. Вороневич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2008
5. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова « Прогулки в детском саду . Младшая и средняя группы – М .: ТЦ Сфера, 2010
6. О. С. Ушакова «Придумай слово» - М.: ТЦ Сфера, 2009
Елена Шепилова
Конспект прогулки в средней группе «Здравствуй, осень золотая!»
Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.
Задачи:
Образовательная:
Учить детей наблюдать за погодой;
Учить называть сезонные изменения в природе;
Закрепить знания детей о труде взрослых осенью.
Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.
Развивающая:
Развивать наблюдательность;
Развивать игровые умения и навыки;
Развивать речевые навыки;
Развивать умение работать в коллективе;
Развивать подвижность.
Воспитательная:
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Воспитывать умение дружно играть.
Оборудование и материалы: осенние листочки, листочки берёзы, клёна, рябины, смородины, изготовленные заранее кормушки для птиц, корм для птиц, конверт с письмом от Лесовика, корзина с яблоками, детские ведёрки, лопатки, веники, аудиозапись для музыкального сопровождения; лейка с водой для эксперимента.
Методические приёмы:
Художественное слово, загадка,
Дидактическая игра,
Экспериментирование,
Наблюдение,
Трудовая деятельность,
Индивидуальная работа по развитию движений;
Игры различной подвижности.
Предварительная работа:
Загадывание загадок;
Чтение художественной литературы;
Беседы об осени;
Спортивные игры и физические упражнения.
Место проведения: территория ДОУ.
1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный денёк, подойдите ко мне поближе. Я загадаю вам загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Как такое время года зовётся? (осень)
Воспитатель: Да, это осень.
Художественное слово:
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышко не видно,
Темны-темны ночи.
А кто из вас расскажет стихотворение об осени. (Дети рассказывают знакомые стихотворения)
Беседа:
Ребята, какие приметы осени, вы знаете? (Стало холодно, желтеют и опадают листья, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее, насекомые и животные готовятся к зиме) .
Воспитатель: Да, осень - это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня, часто идут дожди. К концу осени - заморозки. Перелётные птицы улетают на юг, зимующие - перебираются поближе к людям.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода? (ясная) . Почему? (ярко светит солнце, нет дождя) . Давайте подышим свежим, осенним воздухом.
2. Дыхательное упражнение «Запахи природы»
Нужно представить. Что вы вдыхаете аромат красивого цветка, который растёт на нашем участке. Нужно сделать шумный вдох носом, и выдохнуть ртом.
3. Экспериментальная деятельность «Почему опавшие листья шуршат?»
Цель: показать на примере опыта, почему шуршат сухие листья, развивать интерес к изучению окружающего мира, формировать умение делать выводы
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковёр укрыл землю. Что это за ковёр? (Осенние опавшие листья).
Давайте возьмём листочки в руки, какие они на ощупь? (сухие, шершавые, шелестят) . Как шелестят листочки? (ш-ш-ш-ш-ш)
Почему опавшие листья шуршат? Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать. (намочить часть листьев и «пошуршать»).
4. Игра малой подвижности «Осенние листочки»
Цель: Побуждать детей выполнять движения, согласовывая с текстом; развивать ловкость и координацию движений.
Ход игры: Давайте представим, что мы осенние листочки. Покажем, как они падают на землю. (Под спокойную музыку дети выполняют произвольные движения)
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Словно опять закружиться хотят.
Воспитатель: Да, осенью часто можно увидеть, как падают листья, как называют это явление? (листопад) . На нашем участке очень много нападало листьев. Давайте посмотрим, с каких они деревьев.
5. Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).
Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.
Воспитатель замечает на дереве кормушки.
Воспитатель: Что это, ребята? (кормушки)
Для чего они нужны? (для подкормки птиц)
Чем можно покормить птиц? (семечками, кусочками хлеба, зерном)
Почему некоторые птицы, с наступлением холодов улетают на юг? (становится холодно и голодно)
Как называют таких птиц? (перелётные)
Как называют тех птиц, которые остаются зимовать с нами? (зимующие)
Воспитатель: Ребята, давайте превратимся в птиц и поиграем в игру.
6. Подвижная игра: «Перелёт птиц»
Цель: Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности птиц к изменениям в природе, явлениях природы.
Ход игры: На одной стороне участка находятся дети - птицы. На другой стороне - пособия, на которые можно взлететь - это деревья. По сигналу воспитателя «Птицы полетели в теплые края!» - дети, размахивая руками как крыльями, разбегаются по всему участку, на сигнал: «Началась буря!»- птицы летят к возвышенностям (пособия). Когда воспитатель произносит: «Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышенностей и продолжают свой полет. Во время игры воспитатель в обязательном порядке страхует детей.
После игры воспитателю передают конверт с письмом
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Оно от Лесовика, давайте его прочтём.
“Дорогие ребята. Я, Лесовик, помогаю природе подготовиться к зиме. Помогите мне, пожалуйста, развесить кормушки, собрать осенние листья. Мне одному не справиться. Лесовик”
7. Трудовая деятельность.
Цель: формировать умение выполнять коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы. Учить работать сообща, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание заботиться о птицах.
Воспитатель: Ребята, поможем Лесовику навести порядок на нашем участке и развесить кормушки.
После выполнения заданий, в беседке неожиданно находят корзинку с яблоками.
Воспитатель: Ребята, здесь корзинка с яблоками интересно от кого она? Да это от Лесовика! Он благодарит нас за помощь и угощает нас осенними яблоками. В группе мы их помоем и съедим.
Воспитатель: Ну что же, ребята, я думаю, мы славно потрудились, собрали осенние листья, развесили кормушки, убрали весь мусор. Теперь самое время отдохнуть и поиграть в свои любимые игры.
8. Самостоятельные игры детей с выносным материалом по интересам
Рисование мелом на асфальте, прыгание через скакалку, игры с песком, игры с мячом, с обручами, катание на велосипеде.
Выносной материал: ведерки, лопатки, мячи, обручи, кегли, велосипед, цветные мелки, песочные наборы.
9. Индивидуальная работа
«Птички раз! Птички два!».
Цель: закреплять умение прыгать с одного круга в другой; развивать ловкость.
«По ровненькой дорожке»
Цель: упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком; развивать равновесие.
10. Рефлексия. Воспитатель подводит итоги, спрашивает у детей, чем они сегодня занимались, что больше всего понравилось.
Орлова Венера Михайловна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №2 «Колосок» поселок Урмары,Чувашской Республики.
Цель
: Обогащать представления о мире природы.
Задачи:
- Дать краткие знание о жизнедеятельности птиц осенью .
- Умение называть признаки поздней осени в неживой (осадки, температура воздуха) и живой природе (зависимость растений, животных от условий внешней среды). Узнавать эти приметы в стихотворениях, воспринимать поэтическое описание осени.
- Развивать умение логически отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль.
- Дать понятие о безопасности поведения возле глубоких луж,речек.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
- Закреплять навыки метания мяча вдаль правой и левой рукой
- .Продолжать формировать навык детей бегать в рассыпную не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Оборудование и материалы: Лопаточки, корм для птиц, атрибуты к подвижной игре (шапочки с изображением птиц),5 мячей, выносные игрушки.
Место проведения: участок на территории ДОУ.
Ход: Организационный момент:
Ребята, посмотрите какой сегодня прекрасный осенний денёк. Послушайте мою загадку:
Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,
Полетели листики, листики, листики.
Поля опустели и ливни рекою,
А это, скажите мне, время какое? (Да, это осень.)
За осенними тучами где-то
Журавлиный затих разговор.
На дорожки, где бегало лето,
Разноцветный улёгся ковёр.
Воробей загрустил за окошком,
Непривычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.
Наблюдение.
Вопросы воспитателя к детям: Какая была осень вначале? Какой основной признак характерен для золотой осени? Как вы думаете чем отличается поздняя осень от ранней и золотой? Какие приметы осени, вы знаете? (ответы детей)
Рассказ воспитателя: Поздняя осень — это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня. К концу осени — заморозки. Идет первый снег. - А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?(Перелетные и зимующие).
А вы сможете назвать перелетных птиц? (Ласточка, дятел, грач,журавль, скворец, жаворонок).
Отгадайте, пожалуйста, загадки и назовите перелетная это птица или зимующая.
- Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)
- Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
-
. Я весь день ловлю жучков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (воробей) -
Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая.
Крикунья хрипловатая
— Известная персона.
Кто она? (ворона)
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит — и легче. (дятел)
Назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, клюв).
У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду , размеру)
Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что становиться холодно и птицам нечего есть).
А вы знаете как они находят дорогу на юг и обратно сюда? Я хочу вам об этом рассказать. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты. больше обычного едят,в полете им подкрепиться негде. Ночью в полете они ориентируются на звезды, а днем на солнце. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками» , все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника: другие выстраиваются «цепочкой» , в одну линию. Это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают куда надо лететь.
Перелётные птицы улетают на юг, зимующие — перебираются поближе к людям.
Экспериментирование: Предложить детям подойти к замерзшей лужице,обратить внимание что лед очень тонкий. Что случиться с кусочком льда если положить его на ладонь? Дети в ходе экспериментирования делают вывод: На теплой ладони лед превращается в воду. Дать знания что нельзя ходить по льду по большим лужам, речке. Можно попасть в беду.
Трудовые поручения Обратить внимание детей на птиц которые гуляют по участку детского сада ворон, сорок, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти больше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм.
Индивидуальная работа (по различным направлениям развития воспитанников)
Упражнение «Отгадай и присядь».
Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.
Двигательная активность(подвижные,спортивные игры и спортивные упражнения).
Подвижная игра «Перелет птиц» Дети «птицы» собираются на одной в беседке. По сигналу «ПОЛЕТЕЛИ!» «птицы разлетаются по всей площадке. По сигналу «БУРЯ!» — летят в беседку.
Самостоятельная деятельность детей . Игры детей с выносным материалом по интересам.