Комплекс отличника. Нужно ли быть идеальным во всем? Как бороться с комплексом отличницы

Комплекс отличницы. Что же это такое? Хорошо это или плохо? И Давайте с этим разберемся.

Некоторые женщины всю жизнь делают все на отлично, подтверждая тот факт, что ты –самая лучшая. Это касается всех сфер жизни: и личной, и деловой, и социальной, и сексуальной. Их жизнь – это сплошные экзамены на профпригодность. В этом и заключается суть комплекса отличницы. Комплекс отличницы – это психологическая проблема , связанная не только с контролем своей жизни, но и желанием контролировать все и всех подряд. А как иначе? Раз вы делаете что-то на отлично, значит, по вашему мнению, и другие должны делать так же.

Как избавиться от комплекса отличницы?

Давайте рассмотрим образ женщины отличницы. На первый взгляд, кажется, что у нее все великолепно в жизни. Она отличная хозяйка: у нее чистота и порядок в доме, она прекрасно готовит, да еще шьет, вяжет и вышивает. Она самая замечательная мать: и пожурит, когда надо, и по голове погладит. Она прекрасная жена и . К тому же она преуспевает в карьере. Идеальный образ , не правда ли? Всем бы такую…

С другой стороны, представляете, сколько труда нужно вложить во что-то, чтобы делать дело на все сто? Сколько усилий нужно приложить, чтобы не дай бог, кого-то не разочаровать, и чтоб не сказали, что она в чем-то не так уж и хороша! И чем больше проблем , тем с большими усилиями приходится их решать. Это все равно, что подниматься на 28 этаж пешком. Я пробовала, но на одиннадцатом почему-то мои ноги категорически перестали ходить: дыхание сбилось, мышцы задервенели с непривычки, пришлось остановиться и поискать лифт. Здесь происходит то же самое. От перенапряжения может произойти нервный срыв, расстройство психики, инсульт и прочие неприятные моменты. Так, к тридцати годам можно и в «ящик сыграть».

Откуда «ноги растут» у этой проблемы? Как часто бывает, все проблемы из детства. Часто это вина родителей, которые хотели видеть в своей дочке то, чего, возможно, им не хватало самим. Они возлагали на малышку множество различных обязанностей. И девочка пыталась их оправдать, быть всегда хорошей, боясь их огорчить. Вот и выросла женщина, которая все свои личные и финансовые проблемы решает сама. В ее душе остался страх разочаровать себя и окружающих, боязнь того, что она не сможет справиться с какой-то проблемой.

Как говорят психологи, вечное стремление к совершенству – это уже болезнь, которая на научном языке называется перфекционизм, а идеальную женщину можно назвать перфекционисткой. Женщина думает, что она «само совершенство», а на самом деле в ней кроется неуверенность в себе, которую она успешно маскирует под успешную женщину , боясь всех разочаровать. Она хочет всем быть полезной и востребованной, и без этого не мыслит жизни, поэтому тянет на себе всех и вся, находя удовлетворение только тогда, когда к ней обращаются за помощью. От этого у таких женщин только видимость успешности. Зачастую, она тянет на себе и мужа-неудачника, которому ничего не остается, как прожигать жизнь рядом с такой женой. Но такая психологическая нагрузка в какой-то момент может оказаться чрезмерной, и тут не обойтись без помощи специалиста. Но, как говорится, если сам себе не поможешь, не поможет никто. Поэтому, пока еще не поздно, давайте рассмотрим способы выхода из состояния напряжения самостоятельно.

Как избавиться от комплекса отличницы?

1.Примите себя такой, какая вы есть: с вашими достоинствами и недостатками. Примите тот факт, что близкие люди любят вас так же. Не стесняйтесь показать им свою слабость, особенно мужу. Не ставьте себя на пьедестал и не изображайте супер-женщину. Помните, что вы – где-то в глубине души хрупкое и нежное создание, которое нужно беречь, холить и лелеять, а когда это делать как не на отдыхе?

2. Теперь самое важное – устраиваем себе отдых. Уезжаем подальше от дома, меняем обстановку, чтобы вырваться за рамки домашнего быта. Езжайте одна или с подругой. Вы, наверное, думаете: «Как же я брошу мужа и детей? Кто же будет готовить им еду, стирать и гладить им одежду, собирать в школу и на работу, убирать в квартире? А на работе? Как же там без меня новый контракт?» Не бойтесь, вашим детям и мужу полезно будет остаться одним – научаться немного самостоятельной жизни . И работа никуда не денется, на вашу долю хватит. Так что пакуйте чемодан и к морю, солнцу, радостным эмоциям!

3. А теперь представьте себя через 10 лет. Вам есть, что вспомнить, кроме стирки, уборки, готовки, пеленок? Если вы не забыли, что такое романтические вечера, танцы до утра, сумасшедшие идеи и поступки – тогда у вас еще не все потеряно. А если забыли? Когда ваш муж дарил вам цветы без повода, кроме дня рождения и 8марта? Где же ваш азарт в жизни? Когда вы будете нянчить своих внуков, о чем вы будете вспоминать? Наверное, о том, как вы боялись опоздать на работу, боялись оставить детей и мужа без завтрака? Так что начнем менять свою жизнь, пусть вам 25, 35 или 45.

4. Оглянитесь вокруг. Давно ли вы замечали птиц, поющих на деревьях, когда бежали на работу? Давно ли упирались взглядом в небо, радуясь солнцу? Вдохните полной грудью. В мире столько интересного! И это не сравнить с вашим распорядком «Дом-работа-дом» . Займитесь , или вы так увлеклись решением чужих проблем, что уже забыли, что у вас самой может быть любимое дело? А о чем вы мечтали в жизни? Ну и как, реализовалась ваша мечта? Может, вспомнить о ней и сделать шаг ей навстречу? Короче говоря, вспомните о том, что вам приносило удовольствие, и сделайте это. Постарайтесь прямо сейчас.

Комплекс отличницы – это далеко не самое лучшее, что может быть в вашей жизни. Ответьте себе честно на вопрос: все, что вы делали в жизни, давалось вам легко и сразу или с большими трудностями? Расслабьтесь немного, постарайтесь получать от жизни максимум удовольствия, и напряжение станет уходить из вашей жизни, даже отношения с близкими людьми изменятся - станут теплее, и придет гораздо быстрее, чем у вас получалось обычно.

Бесплатная книга

Как свести с ума мужчину всего за 7дней

Скорей поймай "золотую рыбку"

Для того, чтобы получить бесплатную книгу , введите данные в форму ниже и нажмите кнопку "Получить книгу".

Перфекционизм, именуемый также комплекс отличника, – набор качеств личности, делающий человека требовательным к самому себе, стремящимся к постоянной работе над собой, к достижению идеала, совершенства, безупречности. Перфекционисты плохо переносят собственные изъяны и несовершенство окружающего мира. Люди с комплексом отличника требовательные, амбициозные, целеустремленные, трудолюбивые. Перфекционизм – сложный психологический феномен, имеющий как положительную, так и отрицательную сторону.

Достоинства и недостатки перфекционизма
Перфекционизм является двигателем развития, достижения уровня мастерства в своем деле, стимулом к профессиональному росту. Многие гении науки и культуры совершали свои открытия, писали великие картины, музыкальные произведения , романы, доводя их до совершенства. Возможно, без критической оценки своего труда, писатели, художники, музыканты и ученые не подарили бы миру ни одного гениального творения .
С одной стороны, перфекционизм порождает в человеке самокритичность, трудолюбие, желание быть безупречным в своем деле, при этом постоянно учиться, развиваться и расти над собой. Люди с комплексом отличника благодаря упорному труду и таланту достигают значительных профессиональных и личностных высот. Девизом перфекционистов выступает фраза: «Нет пределов совершенству!».
С другой стороны, обладатель комплекса отличника может быть человеком слишком требовательным не только к себе, но и к окружающим. Занудство, заумность, придирчивость, раздражительность – обратная сторона блестящей медали под названием «Перфекционизм».
Из-за чего формируется перфекционизм? Чрезмерная самокритичность, когда человек ругает себя за незначительную ошибку или промах, приводит к возникновению так называемого «комплекса отличника».
В школьные годы учителями и родителями ребенку прививается стремление к знаниям, к успехам в учебе, к отличным оценкам. В результате появляются ученики, которые расстраиваются, если получают оценку «хорошо» вместо «отлично». Ребенок воспринимает это как личное поражение, у него падает самооценка, может пропасть желание стараться дальше. Ученик с комплексом отличника постоянно напряжен, сосредоточен, подвержен страху неудачи.
Внешний контроль взрослых за достижением отличных результатов ребенка трансформируется во внутренний самоконтроль зрелой личности, которая стремится быть «отличником» во всех сферах жизни и обретает комплекс.
Перфекционизм парадоксален: он одновременно и порождает стремление человека развиваться, и снижает эффективность его деятельности в случае неудачи. Итогом работы перфекциониста может стать как отличный результат, так и полное его отсутствие.

Комплекс отличника приводит к следующим негативным последствиям:

  • неспособность удовлетвориться полученным результатом;
  • неумение ставить достижимые цели;
  • низкая самооценка, недовольство собой;
  • стрессы, неврозы, навязчивые состояния;
  • проблемы в межличностных отношениях.

  • Преодолеваем комплекса отличника
    Когда здоровая личностная черта перерастает в «синдром отличника», возникает потребность преодолеть этот комплекс, сохранив умение и желание развиваться и расти, как личность.

    Рекомендации лицам с избытком перфекционизма:
    Безоценочность. Когда взрослые люди страдают от необходимости получать только безупречные результаты своего труда, имеет место действие принципа: любовь и признание близких людей можно получить, только заслужив отличную оценку. Важно понять, что настоящая любовь – безоценочна. Безоценочно нужно учиться любить и самого себя. Каждый человек заслуживает любви и уважения своей личности как таковой, без учета побед и достижений.

    Идеалы и сравнения. Научиться рассматривать идеал как пример для подражания, а не цель. Понимать и принимать свою уникальность, оставить себе и другим людям право быть собой. Сравнивать себя в настоящем времени с собой в желаемом будущем, а не с другими людьми.
    Приоритеты. Человеку с комплексом отличника поможет умение правильно ставить цели, определять удовлетворительный желаемый конечный результат работы, различать задачи по степени важности и правильно расставлять приоритеты.

    Положительное подкрепление. Лицам с явным перфекционизмом нужно уметь хватить себя за достигнутый результат, даже если он неидеален. Следует понимать что ошибки – нормальные этапы в достижении результата, а не ругать себя за них.

    Отдых. Человеческий организм не может работать как бездушный механизм, ему нужно отдыхать и расслабляться, если человек желает сохранить физическое и психологическое здоровье.
    Людям с избыточным перфекционизмом чрезвычайно полезно уметь получать удовольствие от жизни, не пытаясь сделать ее лучше, иметь хобби или увлечения для души. Нужно любить себя и принимать окружающий мир таким, какой он есть!

    Ошибка в тексте?

    Выделите её "мышкой" и нажмите: Ctrl + Enter

    Комплекс (синдром) отличника

    Дата создания: 23.06.2004
    Дата обновления: 30.09.2016
    Материал написан в соавторстве с Нарицыной М.П.

    Обычно принято считать, что быть отличником – хорошо. Человек тянется к знаниям, всё такое. Но если понаблюдать за иными отличниками чуть внимательнее, в том числе и по окончании школы, может показаться, что они ни к каким знаниям вовсе не тянутся. Им не до этого. Они крутятся, как белки в колесе, из последних сил. И в большинстве случаев так совсем не кажется. Чаще всего так в реальности и есть.

    Обычно принято считать, что быть отличником – хорошо. Человек тянется к знаниям, всё такое. Но если понаблюдать за иными отличниками чуть внимательнее, в том числе и по окончании школы, может показаться, что они ни к каким знаниям вовсе не тянутся. Им не до этого. Они крутятся, как белки в колесе, из последних сил.
    И в большинстве случаев так совсем не кажется. Чаще всего так в реальности и есть.

    Будущий носитель комплекса (или синдрома) отличника, идя в первый класс, обычно получает извне программу: "Нет оценки, кроме пятёрки. Всё остальное – не оценка". Причины такого программирования могут быть разные, но в итоге ребёнок оказывается в ловушке бинарной двухбалльной системы: либо высшая оценка, либо… ноль. Не двойка, не кол даже, а ноль! Во всяком случае, именно нулём себя в итоге ощущает ребёнок, живущий в рамках такой программы и принёсший из школы что-то меньше пятёрки. Потому что для его "программистов" это априори значит – старался плохо, учил мало, знания показал с дефектом, с трещинкой, со сколом. Отношение, по сути, как к посуде: либо чашка целая – либо треснутая, надбитая, гостям подавать неудобно.

    Здесь, наверное, можно гипотетически упомянуть одну из причин подобного программирования: ребёнка планируют "подавать гостям", как-то демонстрировать, гордиться его успехами. А понятие успеха довольно однозначно: либо пятёрка, либо… опять же ноль. Потому что не-пятёрками гордиться нельзя. Неудобно. Всегда может найтись другой претендент на гордость, чей ребёнок получил-таки пятёрку. Значит, нужно требовать, чтобы собственный ребёнок больше старался! И не вздумал позорить родителей не-отличными оценками.

    Но подобное программирование – не вина "программистов", а их собственная большая беда, передаваемая сценарно уже не одно поколение. Ещё в 1947 году вышел известный до сих пор фильм "Первоклассница". Один из эпизодов этого фильма – героиня, первоклассница Маруся, приходит домой с первой школьной отметкой.

    А ещё какие новости? – спрашивает ее бабушка.
    - Очень хорошие, – радостно сообщает Маруся. – Я отметку получила!
    - Какую?
    - Четвёрку!
    Бабушка разворачивается и уходит.
    - Бабушка! Что ж ты не радуешься? Ведь четвёрка – очень близко к пятёрке!
    - Хмм, - говорит бабушка. – Ну, не очень!..

    Мало того, что бабушка не разделяет радости внучки по поводу первой оценки как таковой, но ещё и сообщает, что внучке до пятёрки – то есть до момента, когда бабушка будет ею довольна – ещё очень-очень далеко.

    Вообще система "брать на себя заведомо невыполнимые обязательства", вроде "пятилетки в три года", сопровождала советскую действительность изначально: вместе с идеей "воспитать совершенно другого человека, человека новой формации" вопреки всем законам логики, физиологии и пирамиды Маслоу. Но как бы то ни было, бинарная система "либо пятёрка, либо ноль" присутствует во внутренней цензуре уже которого поколения людей, передаваясь на уровне жизненного сценария.

    По логике, требование постоянно получать только отличные оценки – фактически невыполнимо. В конце концов, бывают разные дети со склонностью к разным предметам, разные личностные свойства этих детей, да в конце концов – разное состояние здоровья у одного и того же ребёнка! Однако установки цензуры тем и страшны, что не используют логики. А изначальная невыполнимость взятых на себя обязательство провоцирует ещё одну сценарную связку: "мы были должны сделать нечто – мы этого сделать не смогли – но мы должны были смочь – тогда наши дети должны сделать это за нас". То есть при наличии в жизненном сценарии тех или иных заведомо невыполнимых задач прессинг подобного долженствования усиливается с каждым новым поколением и с каждым новым витком этого сценария. И таким образом как снежный ком растёт сценарно передающийся невроз .

    Часто родители говорят, что сами в учёбе были отличниками, и вроде бы закономерно требуют того же от своих детей. Но при этом, осознанно или бессознательно, не учитывают некоторых факторов:
    - показывая аттестат с круглыми пятёрками или красный диплом, они закономерно умалчивают, какие оценки получали в процессе текущей учёбы, от детей же требуют пятёрок ежедневно;
    - забывают про то, что с годами программа усложняется, количество требований к детям растёт, и порой сами дети физически не успевают за этими усложнениями;
    - и наконец, родители, говорящие "мы были отличниками - и ты должен", сами все ещё остаются в бинарной системе "5-0" и туда же загоняют собственных детей.

    Итак, ребёнок с подобной программой начинает учиться в школе. А дальше, как правило, ситуация развивается примерно по двум вариантам:
    - либо ученик понимает, что условия этой программы невыполнимы – и даёт реакцию "вообще не хочу учиться" ;
    - либо он принимает эти условия дорогой для себя ценой, так как понимает, что иначе ему не видать родительских поглаживаний. Поглаживания, одобрение, выражение родительской любви он теперь может получить только за пятёрки.
    И во втором варианте обычно развивается настоящий аддиктивный невроз, или невроз зависимости: ребёнок начинает зависеть от отличных оценок и стремится делать всё только в критериях "поставят ли мне за это очередную пятёрку". О том, чтобы получить что-то ниже пятёрки – он даже помыслить не может. Потому что это очень страшно.

    Учителя нередко сталкиваются с парадоксальными реакциями на четвёрку – оценку "хорошо". Ученики подходят после уроков и буквально умоляют спросить ещё, спросить завтра, спросить когда угодно, только не ставить "четыре" ни в дневник, ни в журнал. Говорят, что их дома будут ругать родители. Но в реальности, если программа "5-0" уже начала действовать и принята внутренней цензурой ребёнка – можно наблюдать вариант так называемой контаминации (заражения) субличности внутреннего Родителя: проще говоря, дома ребёнка вполне могут пристыдить за четвёрку (плохо старался), но пока он до этого дома дойдёт – он сам (точнее, его внутренняя заражённая цензура) уже сгложет себя до самых косточек: потому что не вытянул на пять. А если не вытянул – то в его уже внутренней бинарной парадигме он – ноль. Ничтожество.

    Один раз – ноль, два – ноль, три – ноль… со временем это вполне может превратиться в синдром самозванца . Особенно если приправляется родительским "Ты ничего толком делать не можешь, даже учиться на пятёрки!"

    Увы, с точки зрения многих родителей школьная программа , особенно в начальной школе – элементарна и совсем не требует усилий. Ну что за сложность, например, выучить таблицу умножения или написать букву "А"? И если ребёнок по "таким лёгким предметам" приносит что-то ниже пятёрки – родители реально считают, что их отпрыск лоботряс и лодырь, и вместо работы на уроках считал ворон. А учительница потом будет им недовольна, и вызовет в школу родителей, и будет их ругать.

    Вот, кстати, ещё одна из возможных причин, по которым ребёнка программируют "либо пятёрка, либо ты ничтожество". Ребёнку фактически передают свой личный страх: "Если он будет плохо учиться, в школе будут ругать нас, родителей". Вполне вероятно, что у таких родителей есть тот же синдром отличника (передающийся на уровне жизненного сценария), и представить, что их вызовут в школу и сделают внушение за плохую учёбу их ребёнка –один из их личных кошмаров. Поэтому ребёнка нужно жучить и дрючить, щедро делясь с ним своим неврозом, но чтобы было как можно меньше шансов, что их самих отругает учительница!..

    Основная сложность комплекса отличника – по сути в том, что ребёнок, вырастая, во всей остальной жизни, не только в школе, начинает зависеть от пятёрок. Точнее – испытывать постоянный страх "не отличной оценки".

    Такой человек не может взяться ни за одно дело, если не уверен, что результат получится "на отлично". А уверенным в этом быть сложно, особенно когда дело происходит уже вне школы и критериев качества может быть много, как объективных, так и субъективных. И нельзя сказать, что такой человек "непременно хочет именно пятёрку". Скорее он панически боится получить "не пятёрку". Потому что это – ноль. И страх в очередной раз убедиться в собственном ничтожестве мешает ему в принципе что-либо делать.

    Человек с синдромом отличника не станет заниматься никаким бизнесом, потому что это риски и неоднозначные ситуации, и здесь подавно сложно надеяться только на отличные оценки.

    А ещё человек с синдромом отличника – парадокс! – часто боится изучать что-то новое: любое изучение нового закономерно связано с ошибками, а права на ошибку у него давно нет. Ведь любая ошибка – это уже не пятёрка.

    Он в общем боится как-то самостоятельно строить свою жизнь и управлять ею, вообще боится ситуаций, когда ему нужно принимать самостоятельные решения: а вдруг решит неправильно? Ведь у него нет чётких выданных сверху критериев этой правильности, а точнее – критериев того, что и как он должен делать, чтобы в очередной раз заработать отличную оценку. Можно сказать, что люди с синдромом отличника – вечные подчинённые, рабы этих самых внешних критериев: и в качестве ещё одной смелой гипотезы – не потому ли уже какое поколение идёт некая внешняя подпитка этого сценария, что подчинённые более выгодны иерархической системе , и ими намного легче манипулировать, просто пригрозив в случае чего "снизить оценку на балл".

    Более того, даже если человек делает какие-то попытки отойти от системы внешних критериев – его внутренняя контаминированная цензура затягивает его обратно, буквально заставляя искать новых и новых внешних оценщиков. Потому что только они якобы имеют право выставлять человеку оценки: например, от понятия "самооценка" носителю синдрома отличника может стать буквально физически плохо. Как это – самому себя оценивать, это же невозможно, так не бывает.

    Причём эти страхи присутствуют даже тогда, когда в каких-то задачах формально у человека нет внешнего оценщика. Зато всегда есть внутренний: тот самый заражённый извне внутренний Родитель, которого человек постоянно носит с собой. И соответственно, везде имеет личного карманного цензора, который берётся оценивать все его дела.

    Комплекс отличника, кстати, можно назвать одной из разновидностей перфекционизма и одной из причин прокрастинации .

    При синдроме отличника человек и в школьные годы, и после окончания учёбы обычно имеет проблемы с адаптацией в окружающем социуме. В классе, да и в любом социуме, как правило, отличников недолюбливают: точнее – недолюбливают тех, кто стремится к пятёркам во что бы то ни стало. Иногда со стороны кажется, что такой ученик стремится выделиться на фоне остальных; но этим остальным обычно невдомёк, что несчастный пытается в очередной раз спастись от страха "оказаться нулём".

    Вообще зависимость от пятёрок , как и любая зависимость , имеет общий деструктивный характер для самого зависимого: у такого ученика страдает здоровье (потому что все ресурсы брошены на достижение отличных оценок), он банально перегружен (ведь такой отличник обычно не только в школе обязан получать пятёрки, ему приходится радовать родителей своими достижениями ещё в разных кружках и секциях, а поступать планировать непременно в престижное учебное заведение ). На фоне банального недосыпа и накапливающейся хронической усталости страхи "не получить пятёрку" ещё усиливаются, и ситуация не то чтобы ходит по кругу, а скорее скручивается в тугую спираль.

    Плюс к тому комплекс отличника часто сопровождается прессингом со стороны родителей и прародителей: "Не смей нас позорить! Нам за тебя будет стыдно!" Ещё страшнее, если ребёнка постоянно извещают, что в результате любого его промаха и любой "не пятёрки" у кого-то из близких поднимется давление, заболит сердце, случится инсульт и так далее. Чувство вины – прекрасное средство манипулирования, причём довольно травмирующее. Ребёнок в результате ощущает себя буквально как на минном поле, когда один неверный шаг – и он взорвётся: но пусть лучше взорвётся он, чем пострадают дорогие ему люди. Фактически ребёнка делают реальным заложником проблем взрослых. А то, что он в полной мере зарабатывает свой собственный невроз (или фактически наследует уже имеющийся) – он на этом этапе, к сожалению или к счастью, пока не осознаёт.

    Обычно в финале статей о тех или иных психотерапевтических проблемах ожидаются выводы/итоги/предложения на тему "что теперь с этими проблемами делать".

    Здесь заметим прежде всего, что в данной статье не идёт речь о том, что комплекс отличника – это прямо-таки плохо-плохо (как, вероятно, мог бы прочитать тот или иной носитель комплекса отличника). Если человеку в этих рамках – можно даже сказать, в этих жизненных опорах – комфортно, то нет никакого смысла у него эти опоры отнимать. Есть много людей, испытывающих удовлетворение от того, что им заранее известны те критерии и требования, по которым их будут проверять и в соответствии с которыми им будет ставиться оценка. Если эта оценка непременно должна быть отличной, и это до поры до времени тоже не напрягает – такого человека можно назвать в какой-то мере амбициозным, имеющим свои высокие цели. Если ему удобно живётся в этой системе – его право ничего не менять. И ни у кого нет права подталкивать его к изменениям.

    Если же самому человеку система "5-0" становится в тягость, если он подумывает о том, как бы из этого беличьего колеса выскочить – то ему прежде всего важно узнать, что это возможно. Но что это связано с анализом и собственным осознанием всего того, что с ним происходит. С системным изучением всей той ситуации, в которой он находится. И что для такого анализа, особенно системного, понадобится помощник – психотерапевт, главное условие работы которого – безоценочность . Последнее крайне важно хотя бы потому, что любой оценочный подход в работе с комплексом отличника автоматически провоцирует вместо старых оценщиков обзавестись новым – в лице психотерапевта. И таким образом закономерно остаться в старой бинарной парадигме.

    И ещё важно предупредить, что выход из старых жизненных критериев и построение новых – это сложно. Это тяжело и больно иногда. Потому что фактически всё создаётся заново: цензурные шаблоны, реакции и восприятия, системообразующие установки. Можно сказать, что по сути строится новая жизнь. Но есть одно важное "но": человек в процессе консультативной, безоценочной психотерапии эту новую жизнь обучается строить для себя сам. И прежде всего постепенно формирует личную независимость от каких-либо оценщиков, которые угрожают "не поставить ему пятёрку, если он перестанет слушаться". Эти страхи постепенно перестают быть актуальными: потому что в новой системе образуются иные, более многозначные, логически обоснованные и небинарные критерии "правильности, полноты и качества" знаний, умений и достижений.

    Я хочу выяснить причины комплексов
    Я хочу выяснить причины ошибки
    Я хочу выяснить свои ошибки
    Я хочу выяснить свою вину Темы: зависимости , комплекс отличника , комплексы , чувство вины .

    © Нарицын Николай Николаевич
    врач-психотерапевт, психоаналитик
    г. Москва

    Существуют люди-перфекционисты, которым кажется, что если они не делают все идеально, то не заслуживают любви и лояльного отношения окружающих. Причина тому - синдром отличницы (комплекс отличника), предпосылки которого появляются в детстве. Зависимость от одобрения извне и вечное чувство долга - основные черты их личности. Но такое стремление быть значимыми не всегда совпадает с ответной реакцией социума, где каждый занят собой. Поэтому у этих людей часто возникают негативные эмоции и занижается самооценка.

    Важно быть в отношениях ПРИ ДЕНьГАХ. Посмотри как это сделать в телеграм канале! смотреть >> Обязательно нажми "подписаться"

    Психологи предлагают несколько эффективных способов избавиться от такого синдрома.

    Что такое синдром отличницы (комплекс отличника)?

    Синдром отличницы (комплекс отличника), или перфекционизм, - это желание делать все идеально, преуспевать во всех сферах жизни и обязательно получать высокую оценку окружающих. Чаще этим страдают женщины, которые в детстве были примерными ученицами и всесторонне развитыми детьми. Но этот комплекс присущ и представителям мужского пола. В подсознании откладывается установка "я достоин любви и хорошего отношения , только если я со всем справляюсь идеально". И когда получается выполнить не все или не так, как хочется, или старания остаются незамеченными, назревает внутренний конфликт.

    Ярким примером являются женщины, которые изо всех сил пытаются безупречно выглядеть, быть идеальными мамами и хозяйками, строить карьеру и дополнительно развиваться. В реальной жизни держать такую высокую планку крайне трудно - не всегда все получается и рано или поздно одолевает усталость. Невыполнение поставленных задач должным образом расстраивает человека. Эти переживания подкрепляются осуждением и неодобрением окружающих, привыкших к "Мисс-Успеваю-Все-И-Делаю-Это-Идеально" и воспринимающих их достижения как должное, а промахи - как преступление.

    Отличительными особенностями личности с синдромом отличницы (комплексом отличника) считаются:

    • гиперответственность - они берут на себя многое: воспитание, материальное благополучие , организацию досуга, ведение хозяйства, контроль всех сфер жизни близких, свой безупречный внешний вид;
    • перфекционизм - все, что они делают, должно быть выполнено идеально, согласно планке, поставленной ими самими, иначе они чувствуют себя угнетенными, разбитыми и ни на что не способными, но в реальном мире не все зависит от одного человека и достичь идеала не просто;
    • зависимость от одобрения окружающих - каждый шаг должен быть признан, каждое достижение сопровождаться похвалой, потому что людям с этим комплексом кажется, что без успешного выполнения всех поставленных задач они не достойны любви, соответственно они не умеют воспринимать и ценить себя такими, какие они есть;
    • неумение проигрывать - женщины и мужчины с этим синдромом болезненно переносят ситуации, в которых кто-то из знакомых оказывается лучше, успешнее, им спокойно только тогда, когда другие оказываются слабее;
    • неумение веселиться от души и посмеяться над собой;
    • невосприятие критики со стороны - каждое замечание, даже объективное, снижает самооценку до минимума и вводит в депрессивное состояние;
    • страх рисковать - они боятся выходить из зоны комфорта и привычного образа "рабочей лошадки", редко открывают собственный бизнес и начинают с "нуля", переезжают в другие места, ведь тогда они не смогут быть в окружении людей, знающих об их репутации. Личности необходимо самой себе давать оценку, а они этого не умеют.

    Вопреки стремлению быть идеалом во всем, люди с синдромом отличника зачастую менее успешны, чем их ровесники, относящиеся к жизни значительно проще и время от времени пускающие ситуацию на самотек.

    Как справиться с волнением

    Причины появления комплекса

    Синдром отличницы формируется в детстве и связан с процессом социализации. Основные его причины:

    1. 1. Родители и педагоги, имея скудные познания в возрастной психологии или перенимая опыт своих воспитателей, хвалят ребенка только за безупречные результаты, не учитывая индивидуальные особенности личности. Позже максимально качественное выполнение любого задания становится привычным и за это хвалить перестают, победы не обсуждаются как что-то незаурядное, они кажутся нормой. Поэтому делать все наилучшим образом становится для ребенка нормой, других вариантов не рассматривается.
    2. 2. Взрослые часто сравнивают ребенка с его "более успешными" сверстниками, надеясь стимулировать его развитие. Быть лучше других ребят становится самоцелью, девочка или мальчик перестают наслаждаться процессом выполнения задания, для них важнее всего - чтобы результат был самым ярким.
    3. 3. Взрослые и сверстники начинают замечать только неудачи, первые - критиковать и ругать за них, вторые - злорадствовать и дразнить.
    4. 4. Родители навязывают ребенку круг общения, подбирая "ровню" только из числа других "успешных" детей, что впоследствии лишает его возможности выбора, и он знакомится только с "правильными" людьми.

    Перфекционисту, находящемуся в среде себе подобных, трудно строить с ними искренние доверительные отношения, потому что каждый хочет быть лучше других и общение сводится к конкуренции.

    Абьюзивные отношения

    Как синдром мешает во взрослой жизни?

    Комплекс отличника сказывается на всех сферах жизни и мешает ее нормальному течению. Выражается это в следующих проблемах:

    1. 1. В работе. Перфекционисту тяжело переносить успех коллег, он изо всех сил старается быть успешнее, что сказывается на взаимоотношениях в коллективе. Такого человека обычно ставит в пример начальник, а другие сотрудники недолюбливают и обсуждают за спиной. Желая выполнить задание идеально, он задерживается на работе дольше всех, жертвуя отдыхом и сном. Личности с синдромом отличника болезненно реагируют не только на критику, но и на игнорирование, воспринимая его как показатель недостаточно качественного выполнения работы. Поэтому они часто не любят свою работу и боятся каких-то итоговых совещаний, на которых они могут услышать замечания или остаться без оценки. Кроме того, такие люди редко бывают креативными и творческими, они работают в установленных рамках и добросовестно выполняют задания ради одобрения и признания.
    2. 2. В личной жизни. Чаще синдром проявляется у девушек - они думают, что если они не будут выглядеть идеально, готовить как шеф-повара, дарить подарки и делать сюрпризы на праздники, устраивать фееричный секс, зарабатывать наравне с парнем или больше и держать в идеальном порядке дом, то они недостойные жены и не заслуживают любви. Все их старания направлены только на положительную оценку партнера. Он может ее не озвучивать по нескольким причинам: плохое воспитание, несовпадение у супругов понятий об идеале, недовольство ее действиями. В этом случае у женщинывозникает сначала внутренний конфликт, основанный на мыслях о собственном несовершенстве, который переходит в скандалы "ты меня не ценишь и не любишь" или "я плохая и все делаю не так". Усиливается он постоянной нервозностью из-за усталости, которая накапливается в погоне за совершенством. Мужчины часто не понимают, за что именно их так критикуют, нервничают и в половине случаев устают от истерик на пустом (как им кажется) месте и уходят к более беспечным и легким девушкам, с которыми можно смеяться и дурачиться от души, поедая доставленные курьером суши в квартире с грязным полом.
    3. 3. В воспитании детей. Мамы и папы с синдромом отличников слишком требовательны к своим детям. Они часто сравнивают их со сверстниками и делают все, чтобы их ребенок оказался лучше, навязывая ему свои идеалы. Они водят детей в несколько кружков с твердым убеждением, что так надо, ругают их за плохие отметки и оставляют незамеченными хорошие. Стараясь "всесторонне развить" малыша с помощью насыщенного графика секций и репетиторов, тщательно следя за порядком в доме и успехами в работе, они редко уделяют внимание главному - искреннему общению и заботе. Дети с сильной психикой, когда подрастают, преподносят родителям сюрпризы-протесты: общение с ребятами из неугодных родителям компаний, примыканием к субкультурам и сектам, вредные привычки и неожиданно смелые решения, например, бросить школу или стать не тем, кем хотят папа и мама. Дети с более слабой психикой сами приобретают синдром отличника.
    4. 4. Во взаимоотношениях с друзьями и незнакомыми людьми . Основные трудности в общении, возникающие у людей-перфекционистов, основываются на их неискренности, страхах проявить свою настоящую сущность и желании всем доказать, что они лучше. Они критикуют тех, кто не соответствует их требованиям и идеалам, конкурируют с подобными себе, а это отталкивает людей. Поэтому они способны выстроить дружбу только со слабыми ведомыми людьми, которые признают превосходство и не рискуют критиковать. В обществе с незнакомцами, которые не знают о их былых достижениях, женщинам и мужчинам с синдромом отличников трудно, и они начинают вести себя вызывающе, рассказывая о своих победах и достоинствах, рассчитывая на признание. В ситуациях, когда обстановка должна быть непринужденной, подобные личности вызывают антипатию и нежелание общаться. Любое замечание или нелестный отзыв воспринимается болезненно и может испортить настроение на длительное время.

    Зависть это

    Способы избавиться от синдрома

    Избавиться от комплекса отличника можно самостоятельно или прибегнув к помощи квалифицированных специалистов . В большинстве случаев достаточно консультации психолога, но иногда, если масштабы проблемы велики, может понадобиться и психотерапевт. Чаще всего борьба с перфекционизмом включает в себя следующие методы:

    1. 1. Беседовать с психологом, который поможет расставить приоритеты и обьяснить, почему чрезмерное стремление быть идеалом во всем не только не улучшает жизнь, но и портит ее. Он подскажет, как повысить самооценку и избавиться от зависимости от мнения окружающих. Эффективна в этом случае телесно-ориентированная психотерапия. Рекомендуется посещать групповые и семейные сеансы. Первые позволяют посмотреть на людей с такой же проблемой со стороны и более объективно оценить себя, вторые привлекают самых близких людей, которые помогают принять себя без каких-либо достижений. Важно, чтобы члены семьи научились поддерживать перфекциониста в те периоды, когда он волнуется или если у него что-то не получилось.
    2. 2. Ввести правило в семье - каждый день обниматься, целоваться, признаваться в любви и хвалить без повода, просто за то, что близкие есть друг у друга. Перфекционисту, желающему , важно понять, что его можно любить за многое: способность выслушать и поддержать разговор, за улыбку, естественную красоту, доброту.
    3. 3. Один день в неделю забывать о всех проблемах и делах и просто отдыхать: веселиться на аттракционах, смотреть комедии, лежать в постели, ходить в рестораны или в гости к друзьям, родственникам.
    4. 4. Заняться чем-то экстремальным, высвободив настоящие эмоции.
    5. 5. Начать что-то с нуля - освоить новую профессию , получить дополнительное образование , открыть собственное дело. Важно перешагнуть черту, потерпеть первые неудачи и осознать, что ничего страшного в них нет и они - неотъемлемая часть личностного развития , нужный опыт.
    6. 6. Заняться искусством, можно в рамках арт-терапии. Прислушаться к своим ощущениям - если это доставляет удовольствие, то продолжить посещать секцию. Выбрать из творческих людей тех, кто близок по духу, а не достижениям, и расширить круг своего общения более искренними отношениями.
    7. 7. Научиться делать что-то для себя: прогулять работу при плохом самочувствии, не сдать отчет вовремя из-за желания выспаться. Выслушивая критику и недовольство начальства, нужно думать о том, что это всего-лишь мнение человека, занимающего свою должность. Перфекциониста как личность такие высказывания не характеризуют, он имеет право действовать, учитывая свои интересы. Действенной практикой для женщины станет "овощной отдых" в свой выходной - отправиться в СПА-салон и убедить себя, что она этого заслуживает, как никто другой, а грязная посуда никуда не денется и ужин можно заказать с доставкой. Действенным способом станет художественная фотосессия в стиле ню у профессионала. Она поможет выйти за рамки, посмотреть на себя со стороны, осознать свою привлекательность, что способствует повышению самооценки.
    8. 8. Кардинально изменить имидж, отказавшись от стереотипов. Афро-косички, стрижка "под мальчика", пирсинг, тату, рваные джинсы вместо офисной одежды и другие "неформальные" новшества помогут почувствовать себя свободнее и беззаботнее.

    Главное, что нужно сделать личности с комплексом отличника, это стать для себя главным человеком, быть собой, понять, что ничего плохого в недостатках нет, иначе они не были бы присущи абсолютно всем людям. Принять и полюбить себя в любом образе станет легче, если осознать, что чужим людям достижения перфекциониста безразличны.

    И немного о секретах...

    Если вы хотите жить на солнечном острове и при этом зарабатывать хорошие деньги, тогда хочу обратить Ваше внимание на этот телеграмм канал

    ПОСМОТРЕТЬ >>

    Здесь автор канала каждый день делится своей прибылью с подписчиками. А так же можно познакомится с ним и задать вопросы лично.(@DmitrySeryodkin) Если у Вас нет телеграмм месенджера, то обязательно установите его, ведь информация действительно очень полезная! А так же я нашёл Дмитрия в инстаграме. Вот его Инстаграм: @dmitrifs

    Все родители хотят, чтобы их дети были лучше всех. Для этого они записывают ребенка на множество курсов, заставляют посещать кружки и отдают в специальные школы с большой нагрузкой. Взрослого человека совершенно не волнует, что ребенок не хочет заниматься этим видом спорта или не тянет гимназию с 3 иностранными языками . Он заставляет ребенка во всем быть лучшим и ставит перед ним сложные, а иногда просто недостижимые цели.

    Комплекс отличника закладывается в детстве

    Общая информация

    Обязанность всегда побеждать и требование постоянно держать планку и поднимать ее все выше создают синдром отличника у ребенка. Он обязует человека всегда быть победителем и достигать наивысших высот. Чаще синдромом отличницы страдают девушки и женщины.

    Такой невроз может наблюдаться не только в детстве, это заболевание часто переходит во взрослую жизнь и остается со своим обладателем до смерти. Такое случается при отсутствии лечения. Если пациент начнет бороться с проблемой, то в большинстве случаев он ее победит. Однако комплекс отличника у взрослых может также являться разновидностью перфекционизма, вылечить который намного сложнее.

    Симптомы

    У детей такой синдром имеет следующие признаки:

    • желание получать отличные оценки любым путем – ребенок может подставить друга из-за конкуренции или не сказать про плохую оценку;
    • неуравновешенность – случаются истерики при отсутствии похвалы взрослого, даже при исполнении чадом простых обязанностей по дому;
    • страх ошибиться – когда ребенок боится, что он может сделать что-то неверно и ничего уже невозможно будет исправить;
    • самооценка, которая зависит от критики или похвалы других;
    • плохое отношение ребенка к одноклассникам, которые достигают успеха: маленький человек просто не может радоваться удачам и достижениям других людей;
    • отсутствие ответственности за свои поступки и слова.

    Причины появления

    Синдром отличника у ребенка может возникнуть из-за нескольких причин:

    • завышенные требования родителей к малышу;
    • попытки со стороны ребенка заслужить внимание и похвалу через отличные результаты в учебе;
    • комплекс неполноценности;
    • неспособность расставлять приоритеты;
    • страх наказания;
    • врожденное чувство перфекционизма;
    • попытки улучшить свою низкую самооценку.

    Синдром отличника у взрослых возникает по тем же причинам и сильно напоминает перфекционизм. Он помогает добиваться потрясающих результатов, но также он может сильно ухудшать качество жизни. Человек сам должен определиться, мешает ему этот комплекс или нет.

    Последствия

    Если не вылечить этот синдром, то взрослого человека будут преследовать некоторые проблемы.

    1. Человек привыкнет всегда зубрить и не сможет нормально размышлять и мыслить творчески.
    2. Эмоциональное состояние хрупкое: такие люди отталкивают других людей своими частыми переменами настроения и вспыльчивым характером. Наблюдается у женщин, подверженных комплексу отличницы.
    3. Такая личность не может получать удовольствие от любого процесса, она нацелена только на результат.
    4. Из-за сложного характера имеют мало друзей.
    5. Постоянная зацикленность на мелочах.
    6. Готовность любыми способами избавиться от своих соперников.
    7. Отсутствие абстрактного мышления.
    8. Подверженность частым депрессиям из-за неудавшегося выполнения очередной задачи.

    Как не превратить ребенка в невротика

    Проявления у женщин

    Синдром отличницы у взрослых женщин проявляется так же, как и у мужчин, но имеет более серьезные последствия в эмоциональном плане: на основе комплекса отличницы может возникнуть эмоциональное истощение.

    Из-за того, что слабый пол более нестабилен в психологическом смысле, каждая неудача или несоответствие планам может вызвать депрессию, нервный срыв или сильные страдания. Комплекс отличницы в этом случае отличается от комплекса отличника.

    Еще одной особенностью синдрома у женщины является стремление к соответствию идеалу. В отличие от взрослого мужчины, страдающего этой же проблемой, девушка должна не только сама соответствовать безупречному образу, но и ее избранник тоже обязан быть на высоте. Такая придирчивость может помешать счастливой семейной жизни . Часто синдром отличницы оставляет девушку без спутника жизни.

    На вопрос, как избавиться от синдрома отличницы, есть простой ответ: нужно использовать те же способы лечения, что и при избавлении от синдрома отличника.

    Синдром отличницы грозит девушке одиночеством

    Сложности

    Кроме неприятных последствий синдрома отличницы, существуют определенные сложности, которые будут испытывать заболевшие этим недугом.

    1. Во взрослом уме укоренился страх плохой оценки и он переносится на все ситуации жизни. Такой человек не станет браться за дело до того момента, пока не будет уверен, что сделает все на отлично. Испуг властвует над ним даже спустя много лет, и избавиться от него сложно.
    2. Страх неправильного решения, связанный с синдромом отличника, проявляется в любых ситуациях, где требуется принять самостоятельное решение и нести за него ответственность. В случае неверного выбора и неудовлетворительного результата человек будет думать, что сам во всем виноват, и поэтому не имеет возможности переложить ответственность на чужие плечи.
    3. Вечная зависимость от установленных критериев и четко прописанных действий, которая преследует еще с детского возраста . Удобно жить, когда есть инструкция к любому делу, и там написано, как добиться отличного результата. В результате такие личности не умеют самостоятельно решать что-либо и становятся узниками прописанных планов.

    Такой человек не имеет возможности объективно поставить оценку себе и своим действиям. Он просто не понимает, как можно оценивать себя. Психология объясняет зависимость от чужого мнения этим. Кроме того, у человека в голове постоянно обитает внутренний родитель, который оценивает и критикует все его действия. Это явная сложность , которой страдает человек при синдроме отличника.

    Отличие комплекса от перфекционизма

    Как было сказано выше, этот синдром является определенной разновидностью перфекционизма. Но в чем же все-таки разница? Перфекционизм – это психологическое расстройство человека, при котором кажется, что идеал достижим. В отличие от синдрома отличника, такие люди требовательны к себе и другим, они стараются все исполнить идеально, и когда это не выходит, они безумно страдают. Сама личность прекрасно осознает, что идеала не существует, а всем людям свойственно ошибаться, но внутренний голос твердит, что необходимо сделать все безупречно, и так обязательно будет.

    Главным отличием считают то, что перфекционист стремится все сделать идеально и требует этого от других. Комплекс отличника зиждется на признании и результате:

    • отличной оценке;
    • привлечении внимания;
    • похвале родственников и т. д.

    Можно сделать вывод, что перфекционистам важна сама работа и ее качество, а людям с синдромом отличника – результат и его принятие в обществе. Еще одним не менее важным отличием является то, что комплекс заставляет человека любое задание воспринимать, как соревнование, для победы в котором любые средства хороши. Такие люди часто терпеть не могут своих соперников и радуются их неудачам.

    Перфекционисту же наплевать на то, есть у него конкуренты или нет. Главное – это процесс работы, во время которого он спокойно может забыть про существование остального мира и всех людей, окружающих его.

    Объединяет эти расстройства то, что они оба или мешают многим вести нормальную жизнь, или помогают, мотивируют на достижения различного рода. У женщин и мужчин эти проблемы развиваются по-разному, но это не значит, что какой-то пол подвержен большему влиянию. Однако некоторые специалисты считают, что представительницы прекрасной половины человечества имеет большую склонность к заболеваниям такого рода.

    Определение перфекционизма

    Лечение

    Если вы заметили у ребенка наличие этого синдрома, ознакомьтесь с нижеизложенными рекомендациями.

    1. Первым делом стоит объяснить малышу, что с оценками он будет сталкиваться всю свою жизнь, и иногда они бывают предвзятыми, а не объективными. Это не тот фактор, который определяет настроение и состояние нескольких дней.
    2. Любите ребенка за то, что он есть, выражайте свою любовь так, чтобы он это понимал и чувствовал. К примеру, можно чаще обнимать его, целовать, говорить приятные слова просто так. Уделяйте ему больше времени, разговаривайте с ним, выслушивайте и оказывайте поддержку советами и действиями. Чаще играйте всей семьей в игры, где победу решает случай, а не упорные тренировки. Так ребенок поймет, что не всегда можно быть на первом месте, и ничего плохого в этом нет.
    3. Выезжайте на пикники, катайтесь на велосипедах, гуляйте в парке всей семьей. Найдите общее хобби и чаще уделяйте все вместе ему время.
    4. Запишите ребенка на кружок по его вкусу. Помогите и поддержите его в этом начинании.
    5. Не ставьте перед своим чадом невыполнимые цели. У детей, по сравнению со взрослыми, возможности ограничены.
    6. Помогите ребенку расставить приоритеты и выбрать наиболее значимые и важные занятия из всех его увлечений.
    7. При синдроме отличника не стоит сравнивать ребенка с другими детьми как в худшую, так и в лучшую сторону.
    8. Развивайте у него чувство юмора и привычку смеяться над своими неудачами, делать соответствующие выводы, а не впадать в депрессию. Объясните, что каждый имеет право на ошибку, и он в том числе. Также следует сказать, что в этом нет ничего страшного и неисправимого. Практически любая оплошность не является смертельной и можно все исправить.

    Синдром отличника у взрослого пациента лечится сеансами с психиатром. Однако существует несколько советов, которые предлагают психологи для закрепления результата. Таким людям советуют избавиться от страха неудачи и время от времени специально нарушать распорядок дня, свои правила и стереотипы:

    • стараться не перекладывать ответственность за свои действия на других;
    • смеяться над всеми своими неудачами, но не забывать делать выводы;
    • иногда показывать свои ошибки окружающим людям, тем самым доказывая человеческое происхождение;
    • рискнуть и заняться делом, которое может принести удачу;
    • провести эксперимент с одеждой и внешним видом : в этот день желательно не переживать о производимом вашим образом впечатлении;
    • пересилить себя и попросить помощи у более опытного специалиста в какой-то области работы;
    • запомнить, что невозможно нравиться абсолютно всем;
    • хвалить себя за достижения и слишком не убиваться из-за совершенной ошибки;
    • всегда ставить здоровье на первое место – это касается и физического, и психологического состояний организма;
    • откровенно поговорить с близкими людьми о своих ошибках и попросить их помочь проанализировать поступки и действия.

    Смех над ошибками - отличный способ борьбы с комплексом

    Заключение

    После обнаружения у себя или своих близких этого комплекса и изучения проблемы с помощью интернета или научной литературы , человек задается вопросом, как избавиться от синдрома отличника.

    Единственно правильным решением проблемы для взрослого человека будет консультация со специалистом, этот синдром непрост и требует неординарного подхода к лечению.

    просмотров