Урок по литературе на тему Ф.М. Достоевский
Конспект урока литературы 10 класс
подготовила Кайгородцева Людмила Алексеевна
МОУ СОШ с УИОП г.Нолинска
Тема:
Внеклассное чтение
по роману Ф.М.Достоевского «Бедные люди».
Цели урока: образовательная: узнать, что такое эпистолярный жанр, обратить внимание на особенности произведений Достоевского, на значение деталей в его произведениях, учить сопоставлять героев, произведения, учить правильно употреблять
литературоведческие термины
;
воспитательная: воспитывать интерес к произведениям
художественной литературы
, воспитывать эстетический вкус,
нравственные ценности
на примере произведения, воспитание уважения друг к другу, умение слушать и слышать;
развивающая: развивать языковое чутьё, навыки слушания, чтения,/ говорения, навыки самостоятельной работы, развивать логическое мышление, развивать способность к анализу и синтезу.
Тип урока: урок анализа текста.
Предварительная работа: прочтение романа, работа с текстом по группам (задание в группах, вопросы учащиеся получили заранее).
Ход урока.
На доске написана тема: Фёдор Михайлович Достоевский
«Бедные люди» 1846г. Эпистолярный жанр.
Эпиграфы: «Первая попытка у нас социального романа».
В.Г.Белинский
«
Новый Гоголь
явился».
Д.В.Григорович
«При полном реализме открыть человека в человеке».
Ф.М.Достоевский
Раннее творчество
Достоевского, ограниченное периодом от появления «Бедных людей» до ареста и ссылки за участие в обществе петрашевцев (1849г.), выглядит довольно скромно на фоне его дальнейших достижений. Но уже тогда обозначилось «новое слово» писателя, наметился путь к глубинам
жизненных отношений
и человеческой психологии. Поэтому цель нашего урока – увидеть «новое слово» писателя, показать это новое на примере его первого романа «Бедные люди». Давайте вспомним некоторые факты из биографии писателя и узнаем об истории создания романа. (Сообщение учащегося.)
- Да, появился,
новый роман
– социальный роман: 1) целостное произведение в жанре романа; 2) В чём же его социальность? (В полемическом заострении вопроса о сословном неравенстве, в показе людей обречённых, придавленных гнётом зависимости и унижений, но сложных, полных внутренней душевной деликатности, преисполненных чувством собственного достоинства.)
- Необычен и жанр этого романа. Эпистолярный жанр. Найдём определение в словаре и запишем его в тетрадях.
- Итак, роман в письмах. Как вы поняли, такая форма считалась в литературе слишком изысканной, аристократической. А вот Достоевский «потратил» эту форму романа на обрисовку какого-то мелкого чиновника и девицы «с сомнительной репутацией». Почему, как вы думаете? (Чтобы увидеть мир глазами самих героев, увидеть, как много они пережили. Весь мир – это сами герои.)
- Да, слово доверено самому человеку,
сторонних наблюдателей
вообще нет. А что за люди, которые ведут переписку? Расскажите о судьбах Макара Девушкина и Вареньки Добросёловой. (Ответы учащихся.)
- Имена героев значимые: Девушкин – мягкосердечный, скромный человек, Добросёлова – Добро – дар. Прототип Вареньки – сестра Достоевского Варвара, подолгу проживающая в Даровом – имении Достоевских в Тульской губернии.
- Так вот, живут в Петербурге два существа, переписываются, вся радость их жизни – в чувстве взаимной симпатии и поддержке то советами, то грошами. Живут, не помышляя ни о каком спасении. Обратили ли вы внимание: 55 писем всего, из них – 31 – написал Макар, 24 – Варя. Весь роман – с 8 апреля по 30 сентября. Пишут, хотя живут в одном дворе, даже видят друг друга в окно. Почему переписываются? (в письме нам иногда легче сказать то, что мы чувствуем, переживаем.)
- Эпистолярный жанр – это роман переживаний. О чём же мы узнаём из писем? (Об их быте; о людях, которые их окружают; о бедности, от которой стыдно становится; о том, что читают; о событиях, которые происходят в их жизни.)
- Дома вы работали по группам. Слушаем сообщения и фиксируем в тетрадях основные моменты. Именно по такой схеме мы в дальнейшем будем анализировать роман Достоевского «Преступление и наказание».
1 группа. Условия жизни героев романа.
Задание: Первые письма – экспозиционные, они изобилуют бытовыми сценами. Выбрать и выписать отрывки, в которых описывается быт героев.
«Трущобы», «шум, крик, гвалд», «Ноев ковчег», - нет порядка, люди самые разные живут, Макар живёт в кухне: кровать, стол, комод, два стула, образа – очень дешёвое жильё. «Я-то не ропщу и доволен». В доме есть чёрная лестница, по которой ходит Макар, там «ветошки» развешаны, грязь, сор, запах дурной. «У нас чижики так и мрут». - «Мичман уже пятого покупает, не живут в нашем воздухе, да и только».
Вывод: у героев романа бедные, нищенские условия жизни.
2 группа. Люди, с которыми встречаются наши герои.
Задание: Рассказать о героях, чьи судьбы описывают в письмах герои романа.
Судьба Горшковых («В доме даже детей не слышно». – Горшков оправдан, но поздно: умерли жена, трое детей.)
Студент Покровский и его отец. (Хорошие,
умные люди
не могут жить в этом безжалостном мире.)
Мальчик, дети, шарманщик.
Вывод: кругом нищета, доводящая людей до смерти. Эти люди вызывают жалость в Вареньке и Девушкине.
3 группа. Описание Петербурга. Пейзаж.
Задание: найти описание природы, Петербурга, обратить внимание на то, какие цвета использует Достоевский.
Осень в деревне и осень в Петербурге.
Богатство лучших улиц Петербурга и нищета, видимая из окон героев.
Преобладающие цвета: серый (нищенский, невзрачный), жёлтый (тревожный). Жёлтый забор видит Варенька, жёлтый дом ростовщика.
Вывод: описание пейзажа, Петербурга построено на контрастах. Эти описания помогают понять
внутренний мир
героев.
4 группа. Круг чтения героев.
Задание: что читают наши герои, как относятся к произведениям и их героям.
С помощью чтения героев в роман входит
литературная тема
. В произведениях и до Достоевского упоминались
литературные факты
, упоминались герои других авторов, но Достоевский первый внёс то, что
литературными примерами
оперируют сами герои, и только они.
Макар Вареньке советует прочитать низкопробные произведения, но у неё гораздо более высокий, развитый вкус, она с негодованием вернула ему книжку.
Варенька послала ему «Повести Белкина» Пушкина, «Шинель» Гоголя. Обе вещи произвели на Макара Девушкина сильнейшее впечатление, но по-разному.
В центре произведений Пушкина и Гоголя – «маленькие люди», как и сам Девушкин. Почему же герой воспринимает эти произведения по-разному?
- «Шинель» - для Девушкина понятна необходимость шинели, но для него это только вещь. Любовь Самсона Вырина - дочь Дуняша – понятна Макару, т.к. он тоже любит Вареньку. У Девушкина
разное отношение
к героям произведений: Самсон Вырин погиб, спился, но его жалеют, помнят рассказчик и дочь. Акакий Акакиевич исчез без следа, даже нет упоминания о кладбище и могиле. Девушкин не совсем разобрался в своих чувствах и обвинил Гоголя в «злонамеренной книжке». А в судьбе Макара Девушкина и Акакия Акакиевича много общего: вещь – «шинель» - сапоги, пуговицы; «значительное лицо» - одному помог, а другому нет. Но если бы Акакия Акакиевича мог спасти начальник, то для Девушкина даже это спасение не могло изменить судьбу, т.к. Варенька всё равно его покинула.
- Когда Достоевского спрашивали об эпизодах размышлений о произведениях Пушкина и Гоголя, он подчёркивал: «Говорит Девушкин, а не я». Ведь Макар по сути дела отрицает Башмачкина как самого себя, как правду о себе. Сам же Достоевский понимал органическую связь между Пушкиным и Гоголем. В 1846 г. Фёдор Михайлович писал своему брату Михаилу: «Я далеко ушёл от Гоголя,…я иду в глубину и, разбивая по атомам, беру целиком».
Новаторство Достоевского: усложнил образ «
маленького человека
» - не только страдающий, бедный, жалкий, но и наделён внутренней духовной красотой, умом, самосознанием.
- Назовите черты характера Макара Девушкина. (чувства к Варе, жалость к обездоленным, чувство собственного достоинства – в драке с офицером, готовность к самопожертвованию, готовность отдать последнее – 20 копеек Горшкову, всё – Вареньке.)
Девушкин говорит о себе как о «маленьком человеке», «ветошке» (несколько раз): «Я привык, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек».
Вывод: мы видим сочувствие к маленькому человеку.
Проблема романа: соотнесение «среды» и «личности». Достоевский отдаёт предпочтение личности.
- Чем заканчивается история? (трагедией – душа в смятении, т.к. уезжает Варенька.) конец романа называют «катастрофическим мышлением», т.к. идиллия обрывается.
- Что сквозит в словах Девушкина? (Протест – это главное в романе.)
Вывод: Достоевский не просто открывает «человека в человеке», он вкладывает в его уста слова протеста. Крик: «Что вы сделали, что вы над собой сделали! Я под колёса брошусь! По какому праву это всё делается? Я с вами уеду, я за каретой вашей побегу! Голубчик мой, родная моя, маточка вы моя!»
- Так что же такое словосочетание в заглавии «Бедные люди»?
Не «Бедняки», не «Бедные», а именно «Бедные люди» - значимы оба понятия. Эпиграф созвучен словам Девушкина, но Достоевский хочет, Вывод: чтобы роман навёл на размышление, чтобы «всякая дребедень» (=мысли) пошли в голову. Не зря Белинский сказал: «В Макаре Девушкине много прекрасного, благородного и «святого», уцелевшего посреди господствующего кошмара жизни». И хорошо, что уцелело, что он дорос до ропота, протеста.
А на следующих уроках мы, используя те же приёмы, методы, схемы, постараемся проанализировать, понять, что с человеком может сделать среда, как Раскольников будет убивать в себе «маленького человека» и какие мысли могут рождаться у человека под влиянием практически такого же окружения, как и в романе «Бедные люди».
Домашнее задание : история создания романа «Преступление и наказание», тема, проблемы произведения (по учебнику).
Разделы: Литература
Класс: 9
Цели уроков:
- совершенствовать литературные умения старшеклассников;
- отрабатывать навыки анализа художественного текста;
- развивать исследовательскую культуру девятиклассников;
- воспитать уважение к человеческой личности;
- привить читательский интерес к творчеству писателя.
Задачи уроков:
- организовать деятельность по составлению тематических черт литературного типа ;
- выделить черты новаторства Достоевского в изображении “маленького человека”;
- совершенствовать видение взаимосвязи образной системы и жанровых особенностей произведения;
- обеспечить выполнение групповых частично-поисковых заданий на основе сопоставления разных интерпретаций художественного текста .
Ход уроков
Урок 1
1. Оргмомент.
2. Провокация интереса. Слайд 2 (Приложение1) .
“Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…”
Ф. М. Достоевский.
3. Вступительное слово учителя .
Вы прочли роман “Бедные люди” и познакомились с высказыванием великого писателя о своем художественном кредо. Какова же главная тема творчества этого автора?
Человек и его внутренний мир.
Данная черта станет определяющей у Достоевского и будет именоваться психологизмом. Это свойство прозы писателя появилось под влиянием молодого критика Валериана. Майкова, вместе с которым начинающий автор входил в кружки братьев Бекетовых, М. В. Петрашевского, С. Ф. Дурова. Майков выдвигает в качестве главной задачи современной литературы психологизм, изучение человеческой природы . Слайд 3
“И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства. Но Гоголь - поэт по преимуществу социальный; г. Достоевский - по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга ; для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума”.
Как называется направление в искусстве и литературе ХIХ века, для которого характерно “изображение типической личности в типических обстоятельствах”:
а) сентиментализм;
б) романтизм;
в) реализм;
г) классицизм?
Роман “Бедные люди” явился громким литературным дебютом писателя. Автора интересовал особый тип человека, открытый в свое время Пушкиным, Гоголем. Этот интерес обозначился в заглавии. Восторг был всеобщим, никому не известный молодой писатель стал одним из участников “ натуральной школы ”, а его произведение открывало ее второй альманах “Петербургский сборник”, изданный в 1846 году. Властитель дум В. Г. Белинский после прочтения романа в волнении вопрошал его автора (Слайд 4): “Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?”- “Это была самая восхитительная минута в моей жизни”. Ф. М. Достоевский.
Как вы думаете, почему роман снискал славу еще до выхода в свет?
Его тема взволновала читателей насущными проблемами современности.
Прочтите “ странички из дневников” со своими замечаниями о произведении.
4. Обсуждение учениками эмоционального восприятия романа.
Какой же тип героя волнует писателя в романе?
Маленький человек.
Слайд 5: “Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: “Ведь это тоже люди, ваши братья!”
В. Г. Белинский.
Слово учителя:
Тема “маленького человека” была выстрадана русской литературой первой половины ХIХ века. Докажите или оспорьте данный тезис.
(Ученики приводят примеры произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, посвященных этой теме.)
5. Целеполагание
В чем смысл заглавия?
Что нового внес в тему Достоевский?
Какие черты традиции и новаторства присутствуют в образе Девушкина?
Как особенности жанра передают идейное содержание?
Вы верно определили наш путь работы над изучением романа. Вот наши задачи:
Как заглавие романа вместе с декларацией знакомой темы раскрывает новый аспект в ее звучании?
Какие тематические черты включает образ Макара Девушкина?
Определите степень новаторства писателя в изображении “маленького человека”.
Для эффективной работы разобьемся на группы. Вам дается 25 минут, чтобы выполнить задание и обсудить итоги наблюдений на следующем уроке.
Группа 1 Жанровые и стилевые особенности произведения.
Группа 2. Макар Девушкин и его “предшественники”
Группа 3. “Двойники” главного героя в романе.
Группа 4. Соотношение традиции и новаторства в “Бедных людях”.
(Класс разбивается для коллективного решения проблем на группы.)
6. Самостоятельная работа в группах
Урок 2
1. Коллективный диалог.
Ученики записывают результаты промежуточных этапов. Вопросы группируются по единству учебной задачи, но обсуждение идет в логике решения центральной проблемы “Маленький человек: тип или личность?” (В конспекте за вопросом следует указание номера группы, дающей ответ.)
Сравните схемы образных систем “Станционного смотрителя”, “Шинели”, “Бэлы”, “Бедных людей, которые вы составили дома в качестве опережающего задания. Почему так колоссально разрастается образная система романа Достоевского о “маленьком человеке”? - 2 группа.
В соответствии с жанром романа, избранным автором.
Вдумайтесь в смыслы заглавия произведений и сопоставьте их - 2 группа.
Название “Станционный смотритель” указывает на социальное положение главного героя. “Медный всадник” - символ безразличия государства к судьбе “маленького человека”, игнорирования его надежд и подавления личности. “Шинель” - предмет поклонения Башмачкина, обретения смысла существования, способ самоутверждения.
Почему название романа Достоевского формулируется во множественном числе? - 3 группа
На какое слово в заглавии падает логическое ударение? - 4 группа.
Достоевский делает акцент на слове “люди”, показывая не только нищету персонажей, но и их мечты, планы на изменение жизни, заботу о ближнем, чувство достоинства.
Назовите “двойников” Макара в романе и прочитайте эпизоды произведения, доказывающие, что перед нами “маленькие люди” - 3 группа. Ученики называют чиновника Горшкова, Петра Покровского, Захара Прокофьевича, Емельяна Ивановича, Терезу. Зачитываются ключевые эпизоды для доказательства правильности суждений - 3 группа.
Найдите в рассуждениях Девушкина упоминания о литературных героях, которые родственны ему по принадлежности к типу “маленького человека” - 2 группа.
“Теперь я “ Станционного смотрителя ” здесь в вашей книжке прочел; ведь вот скажу я вам, маточка, случается же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя как по пальцам разложена… Ведь я то же самое чувствую, вот совершенно так, как в книжке, да я и сам в таких же положениях подчас находился, как, примерно сказать, этот Самсон-то Вырин, бедняга. Да и сколько между нами ходит Самсонов Выриных, таких же горемык сердечных!. . Я сам это видал, - это вот все около меня живет; вот хоть Тереза - да чего далеко ходить! - вот хоть бы и наш бедный чиновник, - ведь он, может быть, такой же Самсон Вырин, только у него другая фамилия, Горшков”…
Проанализируйте форму повествования в “Станционном смотрителе”, “Медном всаднике”, “Шинели”, “Бэле”. Слышим ли мы в этих произведениях речь “маленьких людей”? - 2 и 4 группы.
В “Шинели” и “Медном всаднике” повествование доверено автору, в “Станционном смотрителе” о событиях говорит рассказчик, Максим Максимыч сам излагает историю взаимоотношений Бэлы и Печорина. В “Шинели” мы не просто не слышим монологов героя - автор открыто утверждает: “Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями, и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы…” В “Станционном смотрителе” поведать о своих злоключениях доверено герою, но читатель узнаёт эту историю от рассказчика. Из уст Вырина звучат воспоминания о Дуне. Евгений в “Медном всаднике” в форме несобственно прямой речи мечтает о будущем счастье с Парашей. Максим Максимыч - прекрасный рассказчик, понимающий мир природы и чувства людей. Но это ещё не психолог. Вот почему портрет “странного человека” Печорина автор “поручит” странствующему офицеру.
Какие качества Девушкина-повествователя раскрывает эпистолярная форма - 1 группа.
Во-первых, Девушкин говорит сам, далее, мы видим мучительный процесс личностного роста героя в борьбе за обретение собственного “слога”, наконец, письма показывают, что круг забот Макара не ограничивается собой и Варенькой. Герой помогает ближнему.
Презентация слайда 7 с письмом Достоевского брату, Михаилу Михайловичу.
Сопоставьте письмо писателя брату и послания Девушкина. Почему автор романа не принимал упреков Белинского в неумении “одолеть препятствия со стороны языка и формы”?
- “Незрелая” манера Достоевского - новаторский прием, попытка говорить на “косноязычном языке” “маленького человека” и утвердить его достоинства.
Демонстрация слайдов 8,9, 10 с цитатами Бахтина, Виноградова, Достоевского о новаторстве стиля “Бедных людей”:
М. М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского.
“Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями”.
В. В. Виноградов.
“Не понимают, как можно писать таким слогом. Во всем они привыкли видеть рожу сочинителя, я же моей не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет”.
Ф. М. Достоевский.
Перечитайте письма Макара и докажите, что его мечты и мысли делают личность титулярного советника душевно богаче, нежели характеры его предшественников в галерее “маленьких людей”
2 группа.
(Письма от 12 апреля (стр. 17 - 18), 22 июня (стр. 59 - 60), 5 сентября (стр. 121 - 122) - восприимчивость к страданиям других;
12 июня (стр. 55)”В пословицу меня ввели…” - отсутствие смирения в сравнении с Башмачкиным, возмущение насмешками;
Зачем Достоевский повторяет эпизод из “Шинели” (прием у значительного лица), но меняет его исход? Почему после счастливого приговора суда умирает Горшков?
Письма Макара показывают нам, что он обладает частью традиционных тематических черт “маленького человека” (после ответов группы 4 в качестве обобщения на доске появляется 11 слайд с выводами):
1. Низким, бедственным, подчиненным социальным положением
2. Страданием от сознания своей слабости и ошибок.
3. Неразвитостью личности.
4. Остротой жизненных переживаний.
5. Осознанием себя “маленьким человеком” и стремлением утвердить свое право на жизнь.
Но новаторство Достоевского в разработке темы огромно: (12 слайд)
Его герой окружен “двойниками”.
Он не изолирован от общения с людьми: мир “маленького человека” разрастается.
Девушкин не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему.
Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта: он мечтает о любви и литературном успехе.
Персонажи романа не выдерживают испытания счастьем.
Прочитайте последнее письмо Макара. Какие ощущения оно вызывает?
Трагические из-за отчаяния от отъезда Вареньки и комические при сетованиях на конец формирования “слога”.
О каком качестве прозы Достоевского это говорит?
О психологизме; подтекст, недосказанность отражают трагическую ситуацию.
Демонстрация 3 слайда с высказыванием В. Майкова.
Аникин утверждает: “В изображении “бедных людей” Достоевский начал скорее с отрицания “маленького человека”: изуродованные бедностью Девушкины (Прохарчины, Голядкины и т. д.) показаны как карикатура, чувство протеста движет писателем, и он показывает, что “так жить нельзя”, как живут герои ранних его произведений. А это, напомним, уже совсем другое направление, нежели утверждение темы “маленького человека”. - Согласны ли вы с точкой зрения литературоведа?
2. Подведение итогов урока.
Своим творческим кредо Достоевский считал потребность “при полном реализме открыть человека в человеке”. Это ему удалось. “Униженные и оскорбленные” будут полноправными героями всей прозы писателя, но главными персонажами они станут в “Двойнике”(1846), “Господине Прохарчине” (1846), “Ползункове”, “Романе в девяти письмах” (1847). Оказывается, “Бедные люди” не единственное произведение эпистолярного жанра у Достоевского. Домашнее задание тоже предоставит вам шанс поработать в жанре письма.
3. Домашнее задание (13 слайд).
1. - В своем последнем послании к Макару Варенька пишет: “Я буду вам писать, друг мой, я обещаюсь, но ведь один бог знает, что может случиться…”. Напишите послание Вареньки, по возможности следуя авторскому стилю.
2. Напишите письмо другу с впечатлениями о “Бедных людях” и героях романа.
3. Создайте эссе “Мое любимое письмо в “Бедных людях””
4. Проведите лингвистический анализ одного из писем в романе
5. Создайте рассуждение “Роль обращений в понимании чувств героев”
Литература:
- Пушкин А. С Драматические произведения . Проза. /Вступит. статья Г. Волкова. - М. , Худож. лит, 1982, с. 217 - 226.
- Гоголь Н. В. Петербургские повести. Послесл. С. Бочарова - М. , “Сов. Россия”, 1978, с. 133 - 170.
- Лермонтов М. Ю. Сочинения в 2-х томах, том 1. - М. , Правда, 1990, с. 456 - 488
- Достоевский Ф. М. Бедные люди. Белые ночи. Униженные и оскорбленные/ Прим. Н. Будановой, Е. Семенова, Г. Фриндлера. - М. , Правда, 1987, с. 3 - 114.
- Бахтин Н. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М. 1979
- Русские писатели. Библиографич. слов. [в 2 ч]. ч. 1 А-Л/ ред. кол. : Б. Ф. Егоров и др. под ред. П. А. Николаева. - М. : Просвещение, 1990, с. 268 - 270
- Аникин А. А. Тема “маленького человека” в русской классике//в кн. : Петренко Л. П. , Аникин А. А, Галкин А. Б. Темы русской классики. Учебное пособие - М. : Прометей, 2000, с. 96 - 120
- Якушин Н. Великий русский писатель. // в кн. : Ф. Н. Достоевский. Изб. сочинения/ ред. кол. : Г. Беленький, П. Николаев; М. , Худож. лит. , 1990, с. 3 - 23
- Литература: Справ. шк. /Науч. разработка и сост. Н. Г. Быковой - М. , Филолог - общество “Слово”, 1995, с. 38 - 42
- Кутузов А. Г. , Киселев А. К. , Романичева Е. С. Как войти в мир литературы. 9 кл. : Метод. Пособие/ Под. ред. А. Г. Кутузова. - 2 изд. , стереотип. - М. : Дрофа, 2001, с. 90 - 91.
Цель:
Продолжить знакомство учащихся с творчеством Ф.М. Достоевского; познакомить с романом «Бедные люди»; показать особенности жанра романа в письмах;
Развивать аналитическое мышление, речь, память;
Воспитывать культуру чтения; умение понимать других людей, сострадать и сочувствовать.
Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, презентация, высказывание Ф.М. Достоевского.
Ход урока
I . Организационный этап.
II . Актуализация знаний.
Прием «Мозговой штурм».
– «Маленький человек». Это какой человек?
бесправный
несчастный
униженный
бедный
Маленький человек
обиженный
забитый
задавленный
обездоленный
оскорблённый
Целеполагание.
2. Обмен впечатлениями от прочитанного романа.
Какое впечатление произвел на вас первый роман Федора Михайловича Достоевского?
Что вам понравилось в этом романе?
Что в нем показалось для вас новым, необычным?
Какие вопросы он вызвал у вас?
А теперь вспомните, пожалуйста, как называется направление в искусстве и литературе ХIХ века, для которого характерно «изображение типической личности в типических обстоятельствах»:
а) сентиментализм; б) романтизм; в) реализм; г) классицизм?
III . Формирование новых понятий и способов действия.
1. Сообщение учащегося.
Учащийся, получивший специальное задание, делает сообщение о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского (презентация).
2. Беседа.
Запись на доске:
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» Ф.М. Достоевский.
Прочтите высказывание, записанное на доске. В этой фразе воплощен главный жизненный и творческий принцип великого писателя, иначе говоря, его кредо.
Теперь, когда вы прочли роман «Бедные люди» и познакомились с высказыванием великого писателя о своем художественном кредо, попробуйте определить, какова же главная тема творчества этого автора? Человек и его внутренний мир.
Эта черта станет определяющей у Достоевского и будет именоваться психологизмом .
Роман «Бедные люди» стал громким литературным дебютом писателя. Автор изобразил особый тип человека, открытый в свое время Пушкиным и Гоголем и обозначенный в названии романа. Иногда такой типаж называют еще «маленьким человеком».
Восторг был всеобщим, никому не известный молодой писатель стал одним из участников «натуральной школы», а его произведение открывало ее второй альманах «Петербургский сборник», изданный в 1846 году. Властитель дум В.Г. Белинский после прочтения романа в волнении спрашивал его автора: «Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?» «Это была самая восхитительная минута в моей жизни», - признался позднее Ф.М. Достоевский.
А как вы думаете, почему роман снискал славу еще до выхода в свет?
Его тема взволновала читателей насущными проблемами современности.
Какой тип героя изображен в нем? Маленький человек.
Вы правы. Это и стало причиной оглушительного успеха уже первого романа Ф.М. Достоевского. Вот как сказал об этом В.Г. Белинский: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»
2. Исследовательская работа . Работа в группе.
Докажите или оспорьте данный тезис: «Тема «маленького человека» была выстрадана русской литературой первой половины ХIХ века».
Ученики приводят примеры из произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, посвященных этой теме. Выступление спикера от каждой группы. Оценивание.
3. Беседа
Какие черты традиции и новаторства присутствуют в образе Девушкина?
В чем смысл заглавия?
Словарная работа
Эпистолярный роман или роман в письмах - разновидность романа, представляющая собой цикл писем одного или нескольких героев. В письмах выражены душевные переживания героев, отражена их внутренняя эволюция. Жанр возник в XVII веке, но стал популярным в литературе XVIII века, особенно в творчестве писателей-сентименталистов. В литературе романтизма развитие жанра продолжилось. Эпистолярный роман бытует и в наши дни.
Как особенности жанра передают идейное содержание?
Каковы главные черты образа Макара Девушкина?
Определите степень новаторства писателя в изображении «маленького человека».
Известный литературовед М.М. Бахтин в своей работе «Проблемы поэтики Достоевского» так писал о новаторстве писателя в изображении «маленького человека»: «В гоголевском мире автор «Бедных людей» произвел «коперниковский переворот», сделав предметом изображения не действительность героя, а его самосознание как действительность второго порядка».
IV . Применение. Формирование умений и навыков.
1. Работа в группах.
1 группа.
Условия жизни героев романа.
Составить синквейн.
Вывод: у героев романа бедные, нищенские условия жизни.
2 группа.
Люди, с которыми встречаются наши герои.
Задание: Рассказать о героях, чьи судьбы описывают в письмах герои романа.
Составить синквейн.
Вывод: кругом нищета, доводящая людей до смерти. Эти люди вызывают жалость в Вареньке и Девушкине.
3 группа.
Описание Петербурга. Пейзаж.
Задание: найти описание природы, Петербурга, обратить внимание на то, какие цвета использует Достоевский.
Составить синквейн.
Вывод: описание пейзажа, Петербурга построено на контрастах. Эти описания помогают понять внутренний мир героев.
4 группа.
Образ Макара Девушкина и Варвары.
Составить синквейн.
Выступает спикер от каждой группы. Оценивание.
– Скажите, есть ли в нашей жизни «маленькие люди»?
Взгляд Достоевского на «маленького человека» заключается в том, что он изобразил пробуждение человеческой личности, протест против обезличивания человека. Достоевский – писатель психологический.
2. Тест по роману «Бедные люди» Ф. Достоевского (индивидуально)
1. Достоевский в разработке темы «маленького человека» продолжает традиции
А) Тургенева и Пушкина; Б) Пушкина и Лермонтова;
В) Пушкина и Гоголя; г) Радищева и Толстого; д) Карамзина и Гоголя.
2. « Крестным отцом » Достоевского в литературе, дав высокую оценку его роману «Бедные люди», стал:
А) В.Белинский Б) Н.Гоголь В) А.Пушкин г) Л.Толстой д) Н Чернышевский.
3. Назовите первое произведение Достоевского.
А) «Белые ночи» б) «Преступление и наказание» в) «Бедные люди» г) «Бесы» д) «Записки из подполья»
4. Укажите форму написания романа «Бедные люди»
5. Макару Девушкину
А) 18 лет б) 24 года в) 35 лет г) 40 лет д) 47 лет
6. О ком пишет Девушкин: «Такой седенький, маленький; ходит в таком засаленном платье, что больно смотреть… коленки у него дрожат, руки дрожат… Семейства у него – жена и трое детей»?
А) Емельян Иванович б) Горшков. В) Покровский г) Быков д) Ратазяев.
А) « Пиковую даму » Пушкина б) «Повести Белкина» Пушкина в) «Ревизора» Гоголя г) « Бедную Лизу » Карамзина д) «Недоросль» Фонвизина.
8. О ком мы узнаем из письма Вареньки: «Тут он объявил мне, что ищет руки моей, что долгом своим почитает возвратить мне четь, что он богат, что он увезет меня после свадьбы в свою степную деревнюю»?
А) О Емельяне Ивановиче б) О Покровском В) О Горшкове г) О Быкове д) О Ратазяеве.
9. Назовите роман Ф. Достоевского.
А) «Воскресение» б) «Анна Каренина» в) «Отцы и дети» г) «Преступление и наказание» д) «Обломов».
Самопроверка. Ответы: 1. в 2. а 3. в 4. в 5. д 6. б 7. б 8.г 9. г
Формативное оценивание деятельности на уроке оценщиком
ФИО учеников
_____
_____
_____
_______
________
Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности
Предлагает идеи
Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию)
Помогает участникам группы
Внимательно слушает и задает вопросы
Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры)
Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании
Общий балл
V . Итоги урока. Этап рефлексии.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания…
5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел…
9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую…
13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось…
VI . Этап информации о домашнем задании.
Творческое задание.
1. Напишите письмо другу с впечатлениями о «Бедных людях» и героях романа.
2. Создайте эссе «Мое любимое письмо в «Бедных людях».
3. В какой жизненной ситуации я почувствовал себя «маленьким человеком»?
Роман Достоевского “Бедные люди” изучается на уроках литературы в 9 классе. Такое глубокое произведение требует серьёзного анализа и разностороннего подхода, а также грамотной подготовки перед прочтением и осмыслением. Информация, которую содержит наша статья поможет разобраться в тонкостях литературного анализа и авторского замысла. Полный и краткий анализ произведения представлен ниже.
Краткий анализ
Год написания – В мае 1845 года Достоевский закончил работу над романом.
История создания – автор реализовал свою давнюю мечту “дать право слова” тем, кто в жизни находится за чертой сытой успешной жизни . Чуть более года он работал над романом, использовав в качестве прототипов героев своих родственников, знакомых, позаимствовав картины природы из воспоминаний детства.
Тема – тема “маленького человека”, нищета, одиночество, несправедливость.
Композиция – письмо о истории переписки. Роман, состоящий из писем главных героев, последнее из которых пишет Варвара в день своей свадьбы.
Жанр – эпистолярный роман.
Направление – между романтизмом и реализмом (сентиментализм).
История создания
Роман “Бедные люди” был задуман ещё задолго до того, как увидел свет. Прототипами персонажей стали родственники и знакомые Достоевского, тогда ещё неизвестного публике, начинающего писателя. В своей жизни Фёдор Михайлович видел много людей нуждающихся, бедных и голодающих. Его отец работал врачом, и их семья снимала жильё в том же здании, где была больница.
Будучи ребёнком Достоевский запомнил множество историй тех людей, которые оказались в нищете. В юные годы автор активно интересовался жизнью людей, опустившихся на самое дно, живущих в трущобах Петербурга.
Несоответствие богатого духовного мира и внешней тягостной нищеты породило желание написать серьёзное произведение, в котором раскрылись бы характеры и проблемы людей, живущих на грани бедности. В 1844 году Достоевский оставляет работу (чертёжника) и пробует себя в роли писателя. Новая стезя даётся молодому таланту с трудом, поэтому он прерывает работу над книгой и берётся за перевод бальзаковской “Евгении Гранде”.
Произведение Бальзака вдохновляет Достоевского и он с новой силой берётся за творчество. Весной 1845 года автор заканчивает работу над “Бедными людьми”. Это первое серьёзное произведение Достоевского, которое было встречено более чем благосклонно критикой и читателями. Стоит отметить тот факт, что в течение 3-4 лет автор правил свой роман, учитывая замечания критиков. В 1846 году роман был издан в “Петербургском сборнике”. В своих творческих записях в период работы над произведением Достоевский указал роль образа автора в произведении: не проявляя “рожи автора” дать слово героям. У него действительно получилось изобразить реальность глазами самих героев.
Существует версия, которая дополняет основную историю создания и делает её более поэтичной. Однажды Ф. М. Достоевский возвращался домой вдоль набережной Невы, и вдруг на него снизошло озарение. Он увидел окружающую картину совершенно другими глазами, глазами тех, кто обездолен, кто не уверен в завтрашнем дне, чей мир холоден и неуютен. Это понимание другой стороны жизни настолько впечатлило писателя, что он взялся за работу над романом.
Тема
Достоевский раскрыл тему жизни людей , которые в силу обстоятельств, вынуждены ограничивать себя во всем. В русской литературе это тема “маленького человека” (в данном случае – “маленьких людей”), которые несмотря на жалкую жизнь любят, мыслят, мечтают, совершают высокодуховные поступки.
Основная мысль романа в том, что бедные люди достойны сострадания, участия и справедливости по отношению к ним, чего не было и не могло быть в современной автору России. Непроглядная нищета, безысходность, невозможность что-то изменить – то, чем проникнуто всё повествование. Автор сделал акцент на том, что при всей тяжести обстоятельств люди чувствуют, живут, страдают, имеют высокие устремления, духовно богаты и горды. Проблематика романа настолько широка, что он стал вровень с работами классиков, несмотря на неопытность писателя.
Стремление писателя через внутренний мир персонажей показать не только бедность материальную, но и бедное, загнанное положение человека, который стесняется сам себя, не уважает, не считает себя достойным быть счастливым. В этом заключена идея и смысл названия произведения. Главная героиня Варвара Добросёлова, загнанная жизнью в угол, приходит к выводу, что ей нужно выйти замуж за человека, который когда-то погубил её честь. Ситуация, в которую ставит автор своих персонажей настолько трагична, что послевкусие отчаяния не покидает читателя после прочтения романа.
Композиция
На композицию романа оказало влияние западной литературы, многие моменты в книге перекликаются с произведениями Бальзака, Руссо, Гёте. Главной композиционной особенностью в романе является тот факт, что по сути это письмо о истории в письмах. Форма письма становится и композиционной формой и сюжетом. На первый план выходит внутренний мир пишущего (Варвары и Макара), а не события, происходящие вокруг. Этот гениальный приём сделал произведение Достоевского бессмертным, прославил его, как самобытного гениального писателя.
Главные герои
Жанр
Роман в письмах, эпистолярный роман, роман-диалог. В романе “Бедные люди” анализ жанровых особенностей так же важен, как и смысловой стороны произведения. Эпистолярный жанр достиг своего расцвета в западной литературе, в русской – именно Достоевский стал его мастером. Несмотря на то, что это первый из романов писателя, он очень гармонично сложен в системе “форма-содержание”.
Тест по произведению
Рейтинг анализа
Средняя оценка : 4.7 . Всего получено оценок: 83.
Тема урока: 8 клас cФ.М. Достоевский «Бедные люди»
Цель: расширить познания учащихся в области русской литературы.
Задача образовательная : познакомить учащихся с произведением Достоевского «Бедные люди».
Задача развивающая : развитие умения анализировать литературное произведение.
Задача воспитательная : воспитание нравственное.
Ход урока:
1.Объявляется тема и задачи урока.
2.Минута поэзии.
3. Вступительное слово о писателе.
4. Чтение и анализ:
Кто главные герои произведения?
Какая история описана в этом произведении? Каково ваше отношение к героям?
Какие чувства вызывают герои? Обоснуйте. О чём это произведение?
Чему оно может научить читателя?
5. Основные вопросы.
Какова авторская позиция по отношению к героям? Как вы думаете, почему автор отказался от оптимистического финала? Придумайте свой вариант финала повести. Раскройте смысл названия повести. Как вы думаете, актуальна ли ли тема «маленького человека»?
Ф.М.Достоевский «Бедные люди»
Краткое содержание . Макар Алексеевич Девушкин – титулярный советник 47 лет, переписывающий за небольшое жалование бумаги в одном из петербургских департаментов. Он только что переехал на новую квартиру в капитальном доме возле Фонтанке вдоль длинного коридора двери комнат для жильцов. Сам же герой ютился за перегородкой в общей комнате. Прежнее его жильё было не в пример лучшее. Однако теперь для Девушкина главное – дешевизна, потому что в том же дворе он снимает более удобную и дорогую квартиру для своей дальней родственницы Варвары Алексеевны Добросёловой. Бедный чиновник берёт под свою защиту 17 - летнюю сироту, за которую кроме него некому было заступиться. Живя рядом они редко видятся, так как Макар боится сплетен. Однако обо нуждаются в душевном тепле и сочувствии, которые черпают из ежедневной переписки друг с другом. История взаимоотошений Макара и Вареньки раскрывается в 31 его и 24 его письмах, написанных с 8 апреля по 30 сентября 184… Первое письмо М. пронизано счастьем обретения сердечной привязанности. Он выгадывает на цветы и конфеты для своего ангельчика, отказывая себе в еде и платье. Варенька сердится на покровителя за излишнее.
Судьба Вареньки такова. Она росла в деревне, но отец потерял место управляющего имением и увёз семью в Петербург. Отец очень много работал, заболел и умер. Мать постигла такая же участь. Вдову, мать Вареньки, с дочерью приютила родственница Анна Фёдоровна, которая позже продала в счёт своих расходов на семью продала Вареньку богатому помещику Быкову, который обошёлся с девушкой жестоко. Она заболела. За ней ухаживал Макар. Целый месяц она была в бессознательном состоянии.
Когда ей стало легче, она боялась, что Быков найдёт её. Это случилось. Быков сказал, что если Варенька за него не выйдет, то он женится на богатой купчихе. Но Варенька всё – таки выходит за него. Макар это тяжело переживает.
Почему такой конец произведения? Справедлив ли он? Как бы вы закончили это произведение?
6. Составление пятистишья о произведении.
«Бедные люди»
Трогательная, волнующая.
Поднимает проблему «маленького человека», не оставляет равнодушным человека, учит милосердию, требует от общества милосердия.
Грустная, трагическая, пробуждающая сочувствие, требующая справедливости.
Боль.
7. Итоги, выводы, оценки. Закончить предложение: Сегодня было интересно…Мне было трудно…Теперь я могу…
8. Д/З Рассказ о Достоевском. Чтение по ролям понравившегося фрагмента. Составить викторину по произведению из 5 вопросов.