Какие произведения написал толстой. Лев Толстой: произведения для детей
Информационная справка:
Чудесные милые сказки Льва Толстого производят на детей неизгладимое впечатление. Маленькие читатели и слушатели делают необычные для себя открытия о живой природе, которые даются им в сказочной форме. При этом их интересно читать и просто понимать. Для лучшего восприятия некоторые написанные ранее авторские сказки позднее были выпущены в обработке.
Кто такой Лев Толстой?
Это был известный писатель своего времени и остаётся таким поныне. Имел прекрасное образование, знал иностранные языки , увлекался классической музыкой. Много путешествовал по Европе, служил на Кавказе.
Его авторские книги всегда выходили большими тиражами . Большие романы и повести, рассказы и басни – список изданного поражает богатством литературного дарования автора. Он писал о любви, войне, героизме и патриотизме. Лично участвовал в военных сражениях. Видел много горя и полного самоотречения солдат и офицеров. Часто с горечью говорил не только о материальной, но и о духовной нищете крестьянства. И совсем неожиданными на фоне его эпических и социальных произведений стали прекрасные творения для детского возраста.
Почему стал писать для детей?
Граф Толстой много занимался благотворительностью. В своём имении бесплатно открыл школу для крестьян. Желание писать для детей возникло когда на учёбу пришли первые несколько бедных ребятишек. Чтобы открыть им окружающий мир, простым языком научить тому, что сейчас называется природоведение, Толстой и начал писать сказки.
За что любят писателя в наши дни?
Это получилось настолько хорошо, что и сейчас, дети уже совсем другого поколения, с удовольствием воспринимают произведения графа XIX века, учатся любви и доброте к окружающему миру и животным. Как и во всей литературе, в сказках Лев Толстой оказался также талантлив, и любим своими читателями.
Биография.
Лев Николаевич Толстой — Сборник из 279 произведений
Для любителей творчества Л.Н.Толстого 2010 год — год знаковый. Мы отмечали 9 сентября 100-летие со дня его смерти.
Лев Николаевич Толстой. Биография с фотографиями
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна . Среди предков писателя по отцовской линии — сподвижник Петра I — П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.
Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении "Кремль". Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Он рано осиротел, потеряв сначала мать, а затем и отца. С сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей.
Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете. Изучал турецкий и татарский языки у известного тюрколога профессора Казембека.
Занятия по казенным программам и учебникам тяготили Толстого-студента. Он увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет, уехал из Казани в Ясную Поляну, полученную им по разделу отцовского наследства. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня ("История вчерашнего дня"). Тогда же была начата повесть "Детство". Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки" (1852—1863). На Кавказе была завершена повесть "Детство", в 1852 г. напечатанная в журнале "Современник".
Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, действовавшую против турок, а затем в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции.
Осенью 1856 г. вышел в отставку и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях.
Одними из первых произведений писателя стали повести "Детство", "Отрочество" и "Юность", "Молодость" (которая, однако, не была написана). По замыслу автора, они должны были составить роман "Четыре эпохи развития".
В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.
Писатель работает над романом "Война и мир" (1863—1869). Завершив "Войну и мир", Толстой несколько лет изучал материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав "петровского" романа, Толстой отказался от своего замысла.
Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини — "Анна Каренина".
В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате "Так что же нам делать?" (1882—1886).
На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого "Хозяин и работник" (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг.
Все произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени "развязке" социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного "порядка". "Какая будет развязка, не знаю,— писал Толстой в 1892 г.,— но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,— я уверен". Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества "позднего" Толстого — роман "Воскресение" (1889—1899).
В последнее десятилетие жизни писатель работал над повестью "Хаджи-Мурат" (1896— 1904), в которой стремился сопоставить "два полюса властного абсолютизма" — европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем.. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья "Не могу молчать", в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905-1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя "После бала", "За что?".
Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу "вместе-врозь" уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.
источник: Федеральное агентство по культуре и кинематографии — http://www.rosculture.ru/
Название:
Cборник произведений Л.Н. Толстого
Л.Н. Толстой
Жанр:
Драматургия, трагедия, комедия, публицистика, проза
Язык:
русский
Формат:
FB2
Качество:
отличное
Количество произведений:
279
Размер:
20.08 Mb
Список произведений:
1. Война и мир. Том 1
2. Война и мир. Том 2
3. Война и мир. Том 3
4. Война и мир. Том 4
Детство. Отрочество. Юность
1. Детство
2. Отрочество
3. Юность
Исповедь
1. Исповедь
2. Царю и его помощникам
3. Не могу молчать
Повести
Из записок князя Д.Нехлюдова (Люцерн)
Поликушка
Утро помещика
Фальшивый купон
Холстомер
Пьесы
Власть тьмы, или «Коготок увяз, всей птичке пропасть»
И свет во тьме светит
От ней все качества
Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил
Плоды просвещения
Рассказы
Альберт
Ассирийский царь Асархадон
Бедные люди
Благодарная почва
Божеское и человеческое
Волк
Вражье лепко, а Божье крепко
Где любовь, там и Бог
Два брата и золото
Два старика
Девчонки умнее стариков
Дорого стоит
За что?
Записки маркёра
Записки сумасшедшего
Зерно с куриное яйцо
Из кавказских воспоминаний. Разжалованный
Ильяс
Как чертенок краюшку выкупал
Карма
Кающийся грешник
Корней Васильев
Крестник
Метель
Много ли человеку земли нужно
Незаконченное. Наброски
Песни на деревне
После бала
Проезжий и крестьянин
Работник Емельян и пустой барабан
Разговор с прохожим
Разрушение ада и восстановление его
Рубка леса. Рассказ юнкера
Свечка
Сила детства
Сон молодого царя
Суратская кофейная
Три дня в деревне
Три притчи
Три старца
Три сына
Упустишь огонь - не потушишь
Франсуаза
Ходынка
Хозяин и работник
Чем люди живы
Что я видел во сне...
Ягоды
Собрание сочинений в двадцати двух томах
1. Том 1. Детство, Отрочество, Юность
2. Том 2. Произведения 1852-1856 гг
3. Том 3. Произведения 1857-1863 гг
4. Том 4. Война и мир
5. Том 5. Война и мир
6. Том 6. Война и мир
7. Том 7. Война и мир
8. Том 8. Анна Каренина
9. Том 9. Анна Каренина
10. Том 10. Произведения 1872-1886 гг
11. Том 11.
Драматические произведения
1864-1910 гг
12. Том 12. Произведения 1885-1902 гг
13. Том 13. Воскресение
14. Том 14. Произведения 1903-1910 гг
15. Том 15. Статьи о литературе и искусстве
16. Том 16. Избранные публицистические статьи
17. Том 17. Избранные публицистические статьи
18. Том 18. Избранные письма 1842-1881
19. Том 19. Избранные письма 1882-1899
20. Том 20. Избранные письма 1900-1910
21. Том 21. Избранные дневники 1847-1894
22. Том 22. Избранные дневники 1895-1910
Вне серий:
Русская классическая проза
Carthago Delenda Est (Карфаген должен быть разрушен)
Акула
Алеша Горшок
Апостол Иоанн и разбойник
Архангел Гавриил
Белка и волк
Бессмысленные мечтания
Благо Любви
Богу или мамоне
Большая Медведица (Ковш)
Большая печка
Булька (Рассказы офицера)
В чем моя вера
Вариант конца повести "Дьявол"
Верьте себе
Воззвание
Война и мир. Книга 1
Война и мир. Книга 2
Волга и Вазуза
Волк и кобыла
Воробей
Воров сын
Воскресение
Воспитание и образование
Воспоминания о суде над солдатом
Время пришло
Вторая русская книга для чтения
Главный закон
Глупый мужик
Голод или не голод
Греческий учитель Сократ
Два гусара
Два письма к М Ганди
Две различные версии истории улья с лубочной крышкой
Девочка и разбойники
Декабристы
Дневники и записные книжки (1909)
Дурак и нож
Дьявол
Дяденька Жданов и кавалер Чернов
Ёж и заяц
Житие и страдание мученика Юстина Философа
Журавль и аист
Зайцы и лягушки
Закон насилия и закон любви
Записки христианина
Из завещания мексиканского царя
Избушка и дворец
Исследование догматического богослова
К Духовенству
Кавказский пленник
Казаки
Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было
Как умирают русские солдаты
Как читать евангелие и в чем его сущность
Камни
Китайскому народу от христианина
Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят
Конь и кобыла
Корова
Крейцерова соната
Крейцерова соната (Сборник)
Кто прав
Летучая мышь
Лисица и журавль
Любите друг друга
Мать
Молитва
Мудрая девица
Мыши
Мышь полевая и мышь городская
Набег (рассказ волонтера)
Награда
Не играй с огнем — обожжешься (Идиллия)
Не могу молчать (1-я редакция)
Не убий
Не убий никого
Неверующий
Неделание
Нечаянно
Николай Палкин
О безумии
О веротерпимости
О Гоголе
О голоде
О жизни
О людях больших и маленьких
О методах обучения грамоте
О народном образовании
О науке (Ответ крестьянину)
О переписи в Москве
О присоединении Боснии и Герцеговины к Австрии
О самарском голоде
О Шекспире и о драме
Об искусстве
Окончание малороссийской легенды "Сорок лет", изданной Костомаровым в 1881 году
Оно заработки хорошо, да и грех бывает от того (Идиллия)
Определение Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 года
Ответ на определение Синода от 20 — 22 февраля и на полученные мной по этому случаю письма
Отец и сыновья
Отец Сергий
Отец Сергий (варианты)
Отрывки из статьи "Неизбежный переворот"
Отрывки из статьи "Царство божие внутри Вас"
Отрывки рассказов из деревенской жизни
Охота пуще неволи (Рассказ охотника)
Первая русская книга для чтения
Первая ступень
Переписка
Песня про сражение на реке Черной
Письмо революционеру
По поводу заключения В А Молочникова
По поводу конгресса о мире
Пора опомниться!
Послесловие к книге Е И Попова "Жизнь и смерть Евдокима Никитича Дрожжина, 1866-1894"
Послесловие к рассказу Чехова "Душечка"
Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении
Предисловие к "Крестьянским рассказам" С Т Семенова
Предисловие к сочинениям Гюи Де Мопассана
Предисловье к статье Эдуарда Карпентера "Современная наука"
Приближение конца
Прогресс и определение образования
Прыжок
Путь жизни
Пчёлы и трутни
Рабство нашего времени
Разговор о науке
Рассказы из «Новой азбуки»
Религия и нравственность
Речь в обществе любителей российской словесности
Ровное наследство
Севастополь в августе 1855 года (Севастопольские рассказы — 2)
Севастополь в декабре месяце (Севастопольские рассказы — 1)
Севастополь в мае (Севастопольские рассказы — 3)
Севастопольские рассказы
Семейное счастие
Сказка об Иване-дураке и его двух братьях…
Сказки
Смерть Ивана Ильича
Собака и её тень
Студенческое движение 1899 года
Стыдно
Так что же нам делать
Телёнок на льду
Тетерев и лиса
Течение воды
Тихон и Маланья
Третья русская книга для чтения
Три вопроса
Три вора
Три медведя
Три смерти
Труд, смерть и болезнь
Удивительные существа
Упрямая лошадь
Учение Христа, изложенное для детей
Федотка
Филипок
Хаджи-Мурат
Ходите в свете, пока есть свет
Холстмер (История лошади)
Христианское учение
Христианство и патриотизм
Часовщик
Четвертая русская книга для чтения
Что такое искусство
Что такое религия и в чем сущность ее
Шакалы и слон
Шат и Дон
Это ты
Ястреб и голуби
Сказка
Три медведя
Детская проза
Два брата
Косточка
Пожарные собаки
— Ребятам о зверятах: Рассказы русских писателей
Драматургия
Живой труп
Зараженное семейство
Биографии и Мемуары
Воспоминания
Дневники
Публицистика
Декабристы (Из неоконченного)
Дневники и дневниковые записи (1881-1887)
Доклад, приготовленный для конгресса о мире в Стокгольме
Интервью и беседы с Львом Толстым
Неужели это так надо?
Публицистика
Суеверие государства
Религия
Соединение и перевод четырех Евангелий
— Царство божие внутри вас…
Биография
Родился 28 августа 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери - Ясной Поляне. Был 4-м ребёнком; его три старших брата: Николай (1823-1860), Сергей (1826-1904) и Дмитрий (1827-1856). В 1830 году родилась сестра Мария (1830-1912). Его мать умерла, когда ему не было ещё 2-х лет.
Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1837 году семья переехала в Москву, поселившись на Плющихе, потому что старшему сыну надо было готовиться к поступлению в университет, но вскоре внезапно умер отец, оставив дела (в том числе некоторые связанные с имуществом семьи тяжбы) в незаконченном состоянии, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне под наблюдением Ергольской и тётки по отцу, графини А. М. Остен-Сакен, назначенной опекуном детей. Здесь Лев Николаевич оставался до 1840 года, когда умерла графиня Остен-Сакен и дети переселились в Казань, к новой опекунше - сестре отца П. И. Юшковой.
Дом Юшковых, несколько провинциального пошиба, но типично светский, принадлежал к числу самых весёлых в Казани; все члены семьи высоко ценили внешний блеск. «Добрая тётушка моя, - рассказывает Толстой, - чистейшее существо, всегда говорила, что она ничего не желала бы так для меня, как того, чтобы я имел связь с замужнею женщиною: rien ne forme un jeune homme comme une liaison avec une femme comme il faut» («Исповедь»).
Ему хотелось блистать в обществе, заслужить репутацию молодого человека ; но внешних данных для того у него не было: он был некрасив, как ему казалось, неловок, и, кроме того, ему мешала природная застенчивость. Всё то, что рассказано в «Отрочестве» и «Юности» о стремлениях Иртеньева и Нехлюдова к самоусовершенствованию, взято Толстым из истории собственных его аскетических попыток. Разнообразнейшие, как их определяет сам Толстой, «умствования» о главнейших вопросах нашего бытия - счастье, смерти, Боге, любви, вечности - болезненно мучили его в ту эпоху жизни, когда сверстники его и братья всецело отдавались весёлому, лёгкому и беззаботному времяпрепровождению богатых и знатных людей. Всё это привело к тому, что у Толстого создалась «привычка к постоянному моральному анализу», как ему казалось, «уничтожившему свежесть чувства и ясность рассудка» («Юность»).
Образование
Его образование шло сначала под руководством гувернёра-француза Сен-Тома́ ( M-r Жером «Отрочества»), заменившего собою добродушного немца Ресельмана, которого он изобразил в «Детстве» под именем Карла Ивановича.
15-и лет, в 1843 году, вслед за братом Дмитрием, поступил в число студентов Казанского университета, где профессорствовали на математическом факультете Лобачевский, а на Восточном - Ковалевский. До 1847 года готовился здесь к поступлению на единственный в России того времени Восточный факультет по разряду арабско-турецкой словесности. На вступительных экзаменах он, в частности, показал отличные результаты по обязательному для поступления «турецко-татарскому языку».
Из-за конфликта его домашних с преподавателем российской истории и немецкого, неким Ивановым, по результатам года, имел неуспеваемость по соответствующим предметам и должен был заново пройти программу первого курса. Во избежание полного повторения курса он перешёл на юридический факультет, где его проблемы с оценками по российской истории и немецкому продолжались. На последнем был выдающийся учёный-цивилист Мейер; Толстой одно время очень заинтересовался его лекциями и даже взял себе специальную тему для разработки - сравнение «Esprit des lois» Монтескьё и Екатерининского «Наказа». Из этого, однако, ничего не вышло. На юридическом факультете Лев Толстой пробыл менее двух лет: «всегда ему было трудно всякое навязанное другими образование, и всему, чему он в жизни выучился, - он выучился сам, вдруг, быстро, усиленным трудом», - пишет Толстая в своих «Материалах к биографии Л. Н. Толстого».
Именно в это время, находясь в казанском госпитале, начал вести дневник, где, подражая Франклину, ставит себе цели и правила по самосовершенствованию и отмечает успехи и неудачи в выполнении этих заданий, анализирует свои недостатки и ход мыслей и мотивы своих поступков. В 1904 году вспоминал: «…я первый год … ничего не делал. На второй год я стал заниматься. .. там был профессор Мейер, который … дал мне работу - сравнение „Наказа“ Екатерины с „Esprit des lois“ Монтескье. … меня эта работа увлекла, я уехал в деревню, стал читать Монтескье, это чтение открыло мне бесконечные горизонты; я стал читать Руссо и бросил университет, именно потому, что захотел заниматься».
Начало литературной деятельности
Бросив университет, Толстой с весны 1847 года поселился в Ясной Поляне; его деятельность там отчасти описана в «Утро помещика»: Толстой пытался наладить по новому отношения с крестьянами.
Весьма мало следил за журналистикой; хотя его попытка чем-нибудь сгладить вину барства перед народом относится к тому же году, когда появились «Антон Горемыка» Григоровича и начало «Записок охотника» Тургенева, но это простая случайность. Если и были тут литературные влияния , то гораздо более старого происхождения: Толстой очень увлекался Руссо, ненавистником цивилизации и проповедником возвращения к первобытной простоте.
В своём дневнике Толстой ставит себе огромное количество целей и правил; удавалось следовать лишь небольшому числу их. Среди удавшихся - серьёзные занятия английским языком, музыкой, юриспруденцией. Кроме того, ни в дневнике, ни в письмах не отразилось начало занятия Толстым педагогикой и благотворительностью - в 1849 впервые открывает школу для крестьянских детей. Основным преподавателем был Фока Демидыч, крепостной, но и сам Л. Н. часто проводил занятия.
Уехав в Петербург, весной 1848 года начал держать экзамен на кандидата прав; два экзамена, из уголовного права и уголовного судопроизводства, сдал благополучно, однако третий экзамен он сдавать не стал и уехал в деревню.
Позднее наезжал в Москву, где часто поддавался страсти к игре, немало расстраивая этим свои денежные дела. В этот период жизни Толстой особенно страстно интересовался музыкой (он недурно играл на рояле и очень любил классических композиторов). Преувеличенное по отношению к большинству людей описание того действия, которое производит «страстная» музыка, автор «Крейцеровой сонаты» почерпнул из ощущений, возбуждаемых миром звуков в его собственной душе.
Любимыми композиторами Толстого были Бах, Гендель и Шопен. В конце 1840-х годов Толстой в соавторстве со своим знакомым сочинил вальс, который в начале 1900-х годов исполнил при композиторе Танееве, который сделал нотную запись этого музыкального произведения (единственного, сочинённого Толстым).
Развитию любви Толстого к музыке содействовало и то, что во время поездки в Петербург в 1848 г он встретился в весьма мало подходящей обстановке танцкласса с даровитым, но сбившимся с пути немцем-музыкантом, которого впоследствии описал в «Альберте». Толстому пришла мысль спасти его: он увёз его в Ясную Поляну и вместе с ним много играл. Много времени уходило также на кутежи, игру и охоту.
Зимой 1850-1851 гг. начал писать «Детство». В марте 1851 года написал «Историю вчерашнего дня».
Так прошло после оставления университета 4 года, когда в Ясную Поляну приехал служивший на Кавказе брат Толстого, Николай, и стал его звать туда. Толстой долго не сдавался на зов брата, пока крупный проигрыш в Москве не помог решению. Чтобы расплатиться, надо было сократить свои расходы до минимума - и весной 1851 года Толстой торопливо уехал из Москвы на Кавказ, сначала без всякой определённой цели. Вскоре он решил поступить на военную службу, но явились препятствия в виде отсутствия нужных бумаг , которые трудно было добыть, и Толстой прожил около 5 месяцев в полном уединении в Пятигорске, в простой избе. Значительную часть времени он проводил на охоте, в обществе казака Епишки, прототипа одного из героев повести «Казаки», фигурирующего там под именем Ерошки.
Осенью 1851 года Толстой, сдав в Тифлисе экзамен, поступил юнкером в 4-ую батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казацкой станице Старогладове, на берегу Терека, под Кизляром. С лёгким изменением подробностей она во всей своей полудикой оригинальности изображена в «Казаках». Те же «Казаки» дадут нам и картину внутренней жизни бежавшего из столичного омута Толстого. Настроения, которые переживал Толстой-Оленин, двойственного характера: тут и глубокая потребность стряхнуть с себя пыль и копоть цивилизации и жить на освежающем, ясном лоне природы, вне пустых условностей городского и, в особенности, великосветского быта, тут и желание залечить раны самолюбия, вынесенные из погони за успехом в этом «пустом» быту, тут и тяжкое сознание проступков против строгих требований истинной морали.
В глухой станице Толстой стал писать и в 1852 году отослал в редакцию «Современника» первую часть будущей трилогии: «Детство».
Сравнительно по́зднее начало поприща очень характерно для Толстого: он никогда не был профессиональным литератором, понимая профессиональность не в смысле профессии, дающей средства к жизни, а в менее узком смысле преобладания литературных интересов. Чисто литературные интересы всегда стояли у Толстого на втором плане: он писал, когда хотелось писать и вполне назревала потребность высказаться, а в обычное время он светский человек, офицер, помещик, педагог, мировой посредник, проповедник, учитель жизни и т. д. Он никогда не принимал близко к сердцу интересы литературных партий, далеко не охотно беседует о литературе, предпочитая разговоры о вопросах веры, морали, общественных отношений . Ни одно произведение его, говоря словами Тургенева, не «воняет литературою», то есть не вышло из книжных настроений, из литературной замкнутости.
Военная карьера
Получив рукопись «Детства», редактор «Современника» Некрасов сразу распознал её литературную ценность и написал автору любезное письмо, подействовавшее на него очень ободряющим образом. Он принимается за продолжение трилогии, а в голове его роятся планы «Утра помещика», «Набега», «Казаков». Напечатанное в «Современнике» 1852 г «Детство», подписанное скромными инициалами Л. Н. Т., имело чрезвычайный успех; автора сразу стали причислять к корифеям молодой литературной школы наряду с пользовавшимися уже тогда громкой литературною известностью Тургеневым, Гончаровым, Григоровичем, Островским. Критика - Аполлон Григорьев, Анненков, Дружинин, Чернышевский - оценила и глубину психологического анализа , и серьёзность авторских намерений, и яркую выпуклость реализма при всей правдивости ярко схваченных подробностей действительной жизни чуждого какой бы то ни было вульгарности.
На Кавказе Толстой оставался два года, участвуя во многих стычках с горцами и подвергаясь всем опасностями боевой кавказской жизни. Он имел права и притязания на Георгиевский крест, но не получил его, чем, видимо, был огорчён. Когда в конце 1853 г вспыхнула Крымская война, Толстой перевёлся в Дунайскую армию, участвовал в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии, а с ноября 1854 г по конец августа 1855 г был в Севастополе.
Толстой долго жил на страшном 4-м бастионе, командовал батареей в сражении при Чёрной, был при адской бомбардировке во время штурма Малахова Кургана. Несмотря на все ужасы осады, Толстой написал в это время боевой рассказ из кавказской жизни «Рубка леса» и первый из трёх «Севастопольских рассказов» «Севастополь в декабре 1854 г.». Этот
последний рассказ
он отправил в «Современник». Тотчас же напечатанный, рассказ был с жадностью прочитан всею Россией и произвёл потрясающее впечатление картиною ужасов, выпавших на долю защитников Севастополя. Рассказ был замечен императором Николаем; он велел беречь даровитого офицера, что, однако, было неисполнимо для Толстого, не хотевшего перейти в разряд ненавидимых им «штабных».
Стела в память участника обороны Севастополя 1854-1855 гг. Л. Н. Толстого у четвёртого бастиона
За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя 1854-1855» и «В память войны 1853-1856 гг.». Окружённый блеском известности и, пользуясь репутацией очень храброго офицера, Толстой имел все шансы на карьеру, но сам себе «испортил» её. Едва ли не единственный раз в жизни (если не считать сделанного для детей «Соединения разных вариантов былин в одну» в его педагогических сочинениях) он побаловался стихами: написал сатирическую песенку, на манер солдатских, по поводу несчастного дела 4 (16) августа 1855 года, когда генерал Реад, неправильно поняв приказание главнокомандующего, неблагоразумно атаковал Федюхинские высоты. Песенка (Как четвёртого числа, нас нелёгкая несла горы отбирать), задевавшая целый ряд важных генералов, имела огромный успех и, конечно, повредила автору. Тотчас после штурма 27 августа (8 сентября) Толстой был послан курьером в Петербург, где закончил «Севастополь в мае 1855 г.» и написал «Севастополь в августе 1855 г.».
«Севастопольские рассказы», окончательно укрепили его репутацию как представителя нового литературного поколения.
Путешествия по Европе
В Петербурге его радушно встретили и в великосветских салонах, и в литературных кружках; особенно близко сошёлся он с Тургеневым, с которым одно время жил на одной квартире. Последний ввёл его в кружок «Современника» и других литературных корифеев: он стал в приятельских отношених с Некрасовым, Гончаровым, Панаевым, Григоровичем, Дружининым, Соллогубом.
«После севастопольских лишений столичная жизнь имела двойную прелесть для богатого, жизнерадостного, впечатлительного и общительного молодого человека. На попойки и карты, кутежи с цыганами у Толстого уходили целые дни и даже ночи» (Левенфельд).
В это время были написаны «Метель», «Два гусара», закончены «Севастополь в августе» и «Юность», продолжено написание будущих «Казаков».
Весёлая жизнь не замедлила оставить горький осадок в душе Толстого тем более, что у него начался сильный разлад с близким ему кружком писателей. В результате «люди ему опротивели и сам он себе опротивел» - и в начале 1857 года Толстой без всякого сожаления оставил Петербург и отправился за границу.
В первой поездке за границу посетил Париж, где его ужаснули культ Наполеона I («Обоготворение злодея, ужасно»), в то же время он посещает балы, музеи, его восхищает «чувство социальной свободы». Однако присутствие на гильотинировании произвело столь тяжкое впечатление, что Толстой покинул Париж и отправился в места, связанные с Руссо - на Женевское озеро. В это время пишет повесть Альберт и рассказ Люцерн.
В промежутке между первой и второй поездками продолжает работу над «Казаками», написал Три смерти и Семейное счастие. Именно в это время на медвежьей охоте Толстой едва не погиб (22 декабря 1858). У него роман с крестьянкой Аксиньей, одновременно у него созревает потребность в женитьбе.
В следующей поездке его интересовали в основном народное образование и учреждения, имеющие целью поднятие образовательного уровня рабочего населения. Вопросы народного образования он пристально изучал в Германии и Франции и теоретически, и практически, и путём бесед со специалистами. Из выдающихся людей Германии его больше всех заинтересовал Ауэрбах, как автор посвящённых народному быту «Шварцвальдских рассказов» и издатель народных календарей. Толстой сделал ему визит и постарался с ним сблизиться. Во время пребывания в Брюсселе Толстой познакомился с Прудоном и Лелевелем. В Лондоне посетил Герцена, был на лекции Диккенса.
Серьёзному настроению Толстого во время второго путешествия по югу Франции содействовало ещё то, что на его руках умер от туберкулёза его любимый брат Николай. Смерть брата произвела на Толстого огромное впечатление.
Педагогическая деятельность
Вернулся в Россию вскоре по освобождении крестьян и стал мировым посредником. В то время смотрели на народ как на младшего брата, которого надо поднять на себя; Толстой думал, наоборот, что народ бесконечно выше культурных классов и что господам надо заимствовать высоты духа у мужиков. Он деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всём Крапивенском уезде.
Яснополянская школа принадлежит к числу оригинальных педагогических попыток: в эпоху безграничного преклонения перед новейшей немецкою педагогией Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисциплины в школе; единственный метод преподавания и воспитания, который он признавал, был тот, что никакого метода не надо. Всё в преподавании должно быть индивидуально - и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли прекрасно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.
С 1862 года стал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна», где главным сотрудником являлся опять-таки он сам. Сверх статей теоретических, Толстой написал также ряд рассказов, басен и переложений. Соединённые вместе, педагогические статьи Толстого составили целый том собрания его сочинений. Запрятанные в очень мало распространённый специальный журнал, они в своё время остались мало замеченными. На социологическую основу идей Толстого об образовании, на то, что Толстой в образованности, науке, искусстве и успехах техники видел только облегчённые и усовершенствованные способы эксплуатации народа высшими классами, никто не обратил внимания. Мало того: из нападок Толстого на европейскую образованность и на излюбленное в то время понятие о «прогрессе» многие не на шутку вывели заключение, что Толстой - «консерватор».
Около 15 лет длилось это курьёзное недоразумение, сближавшее с Толстым такого, например, органически противоположного ему писателя, как Н. Н. Страхов. Только в 1875 году Н. К. Михайловский в статье «Десница и шуйца графа Толстого», поражающей блеском анализа и предугадыванием дальнейшей деятельности Толстого, обрисовал духовный облик оригинальнейшего из русских писателей в настоящем свете. Малое внимание, которое было уделено педагогическим статьям Толстого, объясняется отчасти тем, что им вообще мало тогда занимались.
Аполлон Григорьев имел право назвать свою статью о Толстом («Время», 1862 г.) «Явления современной литературы , пропущенные нашей критикой». Чрезвычайно радушно встретив дебеты и кредиты Толстого и «Севастопольские сказки», признав в нём великую надежду русской литературы (Дружинин даже употребил по отношению к нему эпитет «гениальный»), критика затем лет на 10-12, до появления «Войны и мира», не то что перестаёт признавать его очень крупным писателем, а как-то охладевает к нему.
К числу повестей и очерков, написанных им в конце 1850-х, относятся «Люцерн» и «Три смерти».
Семья и потомство
В конце 1850-х познакомился с Софьей Андреевной Берс (1844-1919), дочерью московского врача из остзейских немцев. Ему шёл уже четвёртый десяток, Софье Андреевне было всего 17 лет. 23 сентября 1862 года женился на ней, и на долю его выпала полнота семейного счастия. В лице своей жены он нашёл не только вернейшего и преданнейшего друга, но и незаменимую помощницу во всех делах, практических и литературных. Для Толстого наступает самый светлый период его жизни - упоения личным счастьем, очень значительного благодаря практичности Софьи Андреевны, материального благосостояния, выдающегося, легко дающегося напряжения литературного творчества и в связи с ним небывалой славы всероссийской, а затем и всемирной.
Однако отношения Толстого с женой не были безоблачными. Между ними часто возникали ссоры, в том числе в связи с образом жизни, который Толстой избрал для себя.
* Сергей (10 июля 1863 - 23 декабря 1947)
* Татьяна (4 октября 1864 - 21 сентября 1950). С 1899 замужем за Михаилом Сергеевичем Сухотиным. В 1917-1923 была хранителем музея-усадьбы Ясная Поляна. В 1925 с дочерью эмигрировала. Дочь Татьяна Михайловна Сухотина-Альбертини 1905-1996
* Илья (22 мая 1866 - 11 декабря 1933)
* Лев (1869-1945)
* Мария (1871-1906) Похоронена в с. Кочеты Крапивенского уезда. С 1897 замужем за Николаем Леонидовичем Оболенским (1872-1934)
* Пётр (1872-1873)
* Николай (1874-1875)
* Варвара (1875-1875)
* Андрей (1877-1916)
* Михаил (1879-1944)
* Алексей (1881-1886)
* Александра (1884-1979)
* Иван (1888-1895)
Расцвет творчества
В течение первых 10-12 лет после женитьбы он создаёт «Войну и мир» и «Анну Каренину». На рубеже этой второй эпохи литературной жизни Толстого стоят задуманные ещё в 1852 г. и законченные в 1861-1862 гг. «Казаки», первое из произведений, в которых великий талант Толстого дошёл до размеров гения. Впервые во всемирной литературе с такою яркостью и определённостью была показана разница между изломанностью культурного человека , отсутствием в нём сильных, ясных настроений - и непосредственностью людей, близких к природе.
Толстой показал, что вовсе не в том особенность людей, близких к природе, что они хороши или дурны. Нельзя назвать хорошими героев произведений Толстого лихого конокрада Лукашку, своего рода распутную девку Марьянку, пропойцу Ерошку. Но нельзя их назвать и дурными, потому что у них нет сознания зла; Ерошка прямо убеждён, что «ни в чём греха нет». Казаки Толстого - просто живые люди, у которых ни одно душевное движение не затуманено рефлексией. «Казаки» не были своевременно оценены. Слишком тогда все гордились «прогрессом» и успехом цивилизации, чтобы заинтересоваться тем, как представитель культуры спасовал пред силою непосредственных душевных движений каких-то полудикарей.
Небывалый успех выпал на долю «Войны и мира». Отрывок из романа под названием «1805 г.» появился в «Русском вестнике» 1865 г.; в 1868 г. вышли три его части, за которыми вскоре последовали остальные две.
Признанная критикой всего мира величайшим эпическим произведением новой европейской литературы , «Война и мир» поражает уже с чисто технической точки зрения размерами своего беллетристического полотна. Только в живописи можно найти некоторую параллель в огромных картинах Паоло Веронезе в венецианском Дворце дожей, где тоже сотни лиц выписаны с удивительной отчётливостью и индивидуальным выражением. В романе Толстого представлены все классы общества, от императоров и королей до последнего солдата, все возрасты, все темпераменты и на пространстве целого царствования Александра I.
«Анна Каренина»
Бесконечно радостного упоения блаженством бытия уже нет в «Анне Карениной», относящейся к 1873-1876 гг. Есть ещё много отрадного переживания в почти автобиографическом романе Лёвина и Кити, но уже столько горечи в изображении семейной жизни Долли, в несчастном завершении любви Анны Карениной и Вронского, столько тревоги в душевной жизни Лёвина, что в общем этот роман является уже переходом к третьему периоду литературной деятельности Толстого.
В январе 1871 года Толстой отправил А. А. Фету письмо: «Как я счастлив… что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану».
Русские писатели круга журнала «Современник». И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. В. Дружинин и А. Н. Островский (1856)
6 декабря 1908 года Толстой записал в дневнике: «Люди любят меня за те пустяки - „Война и мир“ и т. п., которые им кажутся очень важными»
Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание «Войны и мира» и «Анны Карениной». Толстой ответил: «Это всё равно, что к Эдисону кто-нибудь пришёл и сказал бы: „Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку“. Я приписываю значение совсем другим своим книгам (религиозным!)».
В сфере материальных интересов он стал говорить себе: «Ну, хорошо, у тебя будет 6000 десятин в Самарской губернии - 300 голов лошадей, а потом?»; в сфере литературной: «Ну, хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, - ну и что ж!». Начиная думать о воспитании детей, он спрашивал себя: «зачем?»; рассуждая «о том, как народ может достигнуть благосостояния», он «вдруг говорил себе: а мне что за дело?» В общем, он «почувствовал, что то, на чём он стоял, подломилось, что того, чем он жил, уже нет». Естественным результатом была мысль о самоубийстве.
«Я, счастливый человек , прятал от себя шнурок, чтобы не повеситься на перекладине между шкапами в своей комнате, где я каждый день бывал один, раздеваясь, и перестал ходить с ружьём на охоту, чтобы не соблазниться слишком лёгким способом избавления себя от жизни. Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от неё и, между тем, чего-то ещё надеялся от неё».
Религиозные поиски
Чтобы найти ответ на измучившие его вопросы и сомнения, Толстой прежде всего взялся за исследование богословия и написал и издал в 1891 году в Женеве своё «Исследование догматического богословия», в котором подверг критике «Православно-догматическое богословие» митрополита Макария (Булгакова). Вёл беседы со священниками и монахами, ходил к старцам в Оптину Пустынь, читал богословские трактаты. Чтобы в подлиннике познать первоисточники христианского учения изучал древнегреческий и древнееврейский языки (в изучении последнего ему помогал московский раввин Шломо Минор). Вместе с тем он присматривался к раскольникам, сблизился с вдумчивым крестьянином Сютаевым, беседовал с молоканами, штундистами. Также Толстой искал смысла жизни в изучении философии и в знакомстве с результатами точных наук. Он делал ряд попыток всё большего и большего опрощения, стремясь жить жизнью, близкой к природе и земледельческому быту.
Постепенно он отказывается от прихотей и удобств богатой жизни , много занимается физическим трудом, одевается в простейшую одежду, становится вегетарианцем, отдаёт семье всё своё крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности. На этой почве беспримесно чистого порыва и стремления к нравственному усовершенствованию создаётся третий период литературной деятельности Толстого, отличительною чертой которого является отрицание всех установившихся форм государственной, общественной и религиозной жизни. Значительная часть взглядов Толстого не могла получить открытого выражения в России и в полном виде изложена только в заграничных изданиях его религиозно-социальных трактатов.
Сколько-нибудь единодушного отношения не установилось даже по отношению к беллетристическим произведениям Толстого, написанным в этот период. Так, в длинном ряде небольших повестей и легенд, предназначенных преимущественно для народного чтения («Чем люди живы» и др.), Толстой, по мнению своих безусловных поклонников, достиг вершины художественной силы - того стихийного мастерства, которое даётся только народным сказаниям, потому что в них воплощается творчество целого народа. Наоборот, по мнению людей, негодующих на Толстого за то, что он из художника превратился в проповедника, эти написанные с определённою целью художественные поучения грубо-тенденциозны. Высокая и страшная правда «Смерти Ивана Ильича», по мнению поклонников, ставящая это произведение наряду с главными произведениями гения Толстого, по мнению других, преднамеренно жёстка, преднамеренно резко подчёркивает бездушие высших слоёв общества, чтобы показать нравственное превосходство простого «кухонного мужика» Герасима. Взрыв самых противоположных чувств, вызванный анализом супружеских отношений и косвенным требованием воздержания от брачной жизни, в «Крейцеровой сонате» заставил забыть об удивительной яркости и страстности, с которою написана эта повесть. Народная драма «Власть тьмы», по мнению поклонников Толстого, есть великое проявление его художественной силы: в тесные рамки этнографического воспроизведения русского крестьянского быта Толстой сумел вместить столько общечеловеческих черт, что драма с колоссальным успехом обошла все сцены мира.
В последнем крупном произведении романе «Воскресение» осуждал судебную практику и великосветский быт, карикатурно изображал духовенство и богослужение.
Критики последнего фазиса литературно-проповеднической деятельности Толстого находят, что художественная сила его безусловно пострадала от преобладания теоретических интересов и что творчество теперь для того только и нужно Толстому, чтобы в общедоступной форме вести пропаганду его общественно-религиозных взглядов. В его эстетическом трактате («Об искусстве») можно найти достаточно материала, чтобы объявить Толстого врагом искусства: помимо того, что Толстой здесь частью совершенно отрицает, частью значительно умаляет художественное значение Данте, Рафаэля, Гёте, Шекспира (на представлении «Гамлета» он испытывал «особенное страдание» за это «фальшивое подобие произведений искусства»), Бетховена и др., он прямо приходит к тому выводу, что «чем больше мы отдаёмся красоте, тем больше мы отдаляемся от добра».
Отлучение от церкви
Принадлежа по рождению и крещению к православной церкви, он, как и большинство представителей образованного общества своего времени в юности и молодости был равнодушен к религиозным вопросам. В половине 1870-х проявлял повышенный интерес к учению и богослужению Православной церкви; поворотным, в сторону от учения Церкви и от участия в её таинствах, временем для него стала вторая половина 1879 года. В 1880-е он стал на позиции однозначно критического отношения к церковному вероучению, духовенству, казённой церковности. Публикация некоторых произведений Толстого была запрещена духовной и светской цензурой. В 1899 году вышел роман Толстого «Воскресение», в котором автор показывал жизнь различных социальных слоев современной ему России; духовенство было изображено механически и наскоро исполняющим обряды, а холодного и циничного Топорова некоторые приняли за карикатуру на К. П. Победоносцева, обер-прокурора Святейшего Синода.
В феврале 1901 года Синод окончательно склонился к мысли о публичном осуждении Толстого и о объявлении его находящимся вне церкви. Активную роль в этом сыграл митрополит Антоний (Вадковский). Как значится в камер-фурьерских журналах, 22 февраля Победоносцев был у Николая II в Зимнем дворце и беседовал с ним около часа. Некоторые историки считают, что Победоносцев прибыл к царю прямо из Синода с готовым определением.
24 февраля (ст. ст.) 1901 года в официальном органе Синода «Церковныя Вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ» было опубликовано «Определение Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 г. № 557, с посланием верным чадам Православныя Грекороссийския Церкви о графе Льве Толстом»:
Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая.
В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного живаго Бога, во Святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа - Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святаго Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию. Все сие проповедует граф Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем неприкровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковию православною.
Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2Тим.2:25). Молимтися, милосердый Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь.
В "Ответе синоду" Лев Толстой подтвердил свой разрыв с Церковью: "я действительно отрекся от церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей, и мертвое мое тело убрали бы поскорей, без всяких над ним заклинаний и молитв".
Синодальное определение вызвало возмущение определенной части общества; в адрес Толстого шли письма и телеграммы с выражением сочувствия, приходили приветствия от рабочих.
В конце февраля 2001 года правнук графа Владимир Толстой, управляющий музеем-усадьбой писателя в Ясной Поляне, направил письмо к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой пересмотреть синодальное определение; в неофициальном интервью на телевидении Патриарх сказал: « Не можем мы сейчас пересматривать, потому что всё-таки пересматривать можно, если человек изменяет свою позицию». В марте 2009 года Вл. Толстой выразил своё мнение о значении синодального акта: « Я изучал документы, читал газеты того времени, знакомился с материалами общественных дискуссий вокруг отлучения. И у меня возникло ощущение, что этот акт дал сигнал к тотальному расколу российского общества. Раскололись и царствующая семья, и высшая аристократия, и поместное дворянство, и интеллигенция, и разночинские слои, и простой люд. Трещина прошла по телу всего русского, российского народа.»
Последние годы жизни. Смерть и похороны
В октябре 1910 года, выполняя своё решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну. Своё последнее путешествие он начал на станции Козлова Засека; по дороге заболел воспалением лёгких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область), где 7(20) ноября и умер.
10 (23) ноября 1910 года был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми.
В январе 1913 года было опубликовано письмо графини Софьи Толстой от 22 декабря 1912 года, в котором она подтверждает известия в печати о том, что на могиле её супруга было совершено его отпевание неким священником (она опровергает слухи о том, что он был ненастоящим) в её присутствии. В частности графиня писала: «Заявляю ещё, что Лев Николаевич ни разу перед смертью не выразил желания не быть отпетым, а раньше писал в своём дневнике 1895 г., как бы завещание: „Если можно, то (хоронить) без священников и отпевания. Но если это будет неприятно тем, кто будет хоронить, то пускай хоронят, как обыкновенно, но как можно подешевле и попроще“.»
Существует также неофициальная версия смерти Льва Толстого, изложенная в эмиграции И.К.Сурским со слов чиновника русской полиции. Согласно ей, писатель перед смертью хотел примириться с церковью и прибыл для этого в Оптину пустынь. Здесь он ожидал распоряжения Синода, но, плохо себя почувствовав, был увезен приехавшей дочерью и скончался на почтовой станции Астапово.
Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель, создавший более 279 литературных произведений . В нашей статье вы познакомитесь со списком самых лучших и популярных книг данного автора.
Романы
Война и мир
«Война и мир» - эпический роман-четырехтомник, написанный во время военных действий 1805-1812 года. Толстой был вдохновлен происходящими событиями, из-за чего и решился на создание этого шедеврального произведения. Действие книги разворачивается в период войны с Наполеоном (Россия была союзником Австрии, также участвующей в данном конфликте). В каждом томе описывается отдельная история. Давайте рассмотрим каждую из них более подробно.
В первом томе рассказывается о жизни русского общества в 19 веке, о том, как жилось людям в те тяжелые годы, причем затрагиваются истории бедные и богатых социальных слоев.
Во втором томе книги «Война и мир» в деталях описывается приезд Михаила Илларионовича Кутузова в Австрию в местечко Браунау, который был совершен для осмотра и оценки мощи и силы русского войска.
Третий том считается самым «спокойным и мирным», так как он посвящен любовным историям главных героев, в частности молодого графского сына Пьера Безухова.
Четвертая часть романа начинается с вторжения войск Наполеона Бонапарта на русскую землю.
книги Толстого читает весь мирАнна Каренина
«Анна Каренина» - роман о несчастной любви молодой замужней женщины по имени Анна Каренина, которая был страстно влюблена в бравого и мужественного офицера Алексея Вронского. Также в данном произведении можно найти много интересных исторических фактов о жизни буржуазного и крестьянского общества 19 века. Автор подробно описывает Санкт-Петербург того времени, причем происходит это одновременно с любовными событиями романа.
Семейное счастие
«Семейное счастие» - роман, который впервые был напечатан в известном на то время журнале «Русский вестник» в 1859 году. В книге повествуется история о молодой деревенской девушке, которая влюбилась в лучшего друга своего не так давно умершего отца - 38-летнего Сергея Михайловича. Спустя какое-то время мужчина женился на юной красавице, поэтому далее описываются первые годы их супружеской жизни , в том числе ссоры и расставания.
Воскресение
«Воскресение» - произведение, написанное в 1899 году, которое считается последним романом Льва Николаевича Толстого. В книге повествуется история судебного слушания, на котором рассматривается дело о краже денег и отравлении купца Смелькова, которого не удалось спасти, в результате чего он умирает. Полиции удалось установить личности трех подозреваемых в данном преступлении. Что же будет дальше? Кого сделают виновным? Об этом вы сможете узнать, прочитав книгу.
образованный человек должен быть знаком хотя бы с несколькими произведениями Толстого
Рассказы
Святочная ночь
«Святочная ночь» - рассказ, написанный в 1853 году. В книге повествуется о маленькой девочке, вспоминающей старинную рождественскую историю, которую рассказала ей бабушка. Однажды ночью мужчина отправился на поиски огня для того, чтобы обогреть свою жену и только что родившегося ребенка. По пути он встречает пастухов, греющихся у костра. Пастухи разрешили незнакомцу взять угли из их костра. Их очень удивили, что он не обжёгся, когда взял раскалённые камни в руки. Кто же этот таинственный путник? Если вы заинтригованы, то вам нужно как можно скорее прочитать данный рассказ.
Севастополь в августе 1855 года
«Севастополь в августе 1855 года» - книга, входящая в цикл трех произведений про оборону города Севастополя, которая происходила в 1855 году во время Крымской войны. Рассказ «Севастополь в августе 1855 года» описывает судьбу юного солдата Володи, который добровольно пошел на фронт. В этом произведении описываются военные действия, переживания главного героя, его личное представление и впечатление о войне.
Метель
«Метель» - рассказ, написанный Львом Толстым в 1856 году. Книга ведется от лица автора и начинается с повествования о том, как он запрыгивает в сани к проезжающему мимо ямщику и просит отвезти его со станции домой. По дороге начинается сильнейшая метель, каких давно не видел город Новочеркасск за последнее время . Лошади стало трудно идти, она практически ничего не видела из-за пурги, поэтому извозчик принял решение вернуться назад. Главный герой пытался помощь ямщику и решает вылезти из повозки, чтобы найти след от саней, но ничего не выходит. Как же им удастся справиться с этой ситуацией?
Разжалованный
«Разжалованный» - рассказ, который был написан в 1856 году, входящий в кавказский цикл произведений Толстого. Сюжет книги разворачивается во время Кавказской войны в 1850 году. Рассказ начинает молодой князь, служащий в артиллерийском батальоне российской армии. На небольшой лесной полянке возле костра собираются офицеры для того, чтобы пообщаться и поиграть в популярную на то время игру - городки. Внезапно появляется странный незнакомец - маленький мужичок в заячьем тулупе, который подсаживается к офицерам и начинает рассказывать свою историю. Кто же этот странный человек ? Об этом вы узнаете только из книги.
Кавказский пленник
«Кавказский пленник» - рассказ, который впервые был опубликован в журнале «Заря» в 1873 году. Здесь повествуется о русском офицере Жилине, который по несчастному стечению обстоятельств оказался в плену у горцев во время Кавказской войны. Мать Жилина присылает ему письмо с просьбой о том, чтобы сын приехал повидаться с ней. Молодой человек незамедлительно принимает решения отправиться на встречу с мамой. По пути на него нападают и забирают в плен.
Филипок
«Филипок» - рассказ, написанный Львом Николаевичем в 1875 году. В сюжете описывается жизнь маленького любопытного мальчишки по имени Филипп, но мама ласково называет его «Филипок». Мальчику интересно все, что попадается ему на глаза. Филипп мечтает попасть в школу. Каждое утро он с завистью смотрит на старших ребят, собирающихся на учебу. Однажды он решается тайком попасть на урок. Что же у него получится? Вы сможете узнать, прочитав книгу.
Суратская кофейная
«Суратская кофейня» - рассказ, созданный в 1906 году. Здесь повествуется об одной небольшой кофейне, находящейся в индийском городке Сурат. В это место очень любили заходить путники, путешественники и высокопоставленные чины, ведь в Суратской кофейной варили отменный кофе. Однажды зашел сюда странный мужчина , представившийся ученым-богословом. В чем же смысл его появления? Об этом можно узнать из рассказа.
Сон молодого царя
«Сон молодого царя» - произведение, написанное в 1958 году. Здесь рассказывается о жизни молодого царя, недавно вступившего на трон. Почти 5 недель он трудился не покладая рук, практически без отдыха: подписывал указы, присутствовал на собраниях, принимал иностранных послов и гостей. Однажды приснился ему необыкновенный сон. О чем же он был? Об этом можно узнать только после прочтения данной книги.
Повести
Детство
«Детство» - одна из книг, входящих в трилогию автобиографии Льва Николаевича Толстого, которая была написана в 1852 году. В повести рассказывается множество фактов и историй из жизни писателя, описываются его переживания, радости, обиды, первая любовь, взлеты и падения.
Казаки
«Казаки» - повесть Льва Николаевича, написанная в 1864 году. В ней рассказывается про юнкера-казака Оленина Дмитрия Андреевича, который отправился из Москвы на Кавказ на новое место службы. Оленин расположился в небольшой станице Новомлинская, находящейся на берегу реки Терек. Чуть позже парень влюбляется в дочь хозяев дома, у которых снимает жилье. Родители девушки против такого союза, ведь на примете у них уже есть жених для дочери. Кто же это? Об этом вы сможете узнать только из книги.
Утро помещика
«Утро помещика» - повесть, созданная в 1856 году, имеющая автобиографический стиль написания. Здесь рассказывается о 19-ти летнем князе Нехлюдове, который приезжает на каникулы в свою деревню. После жизни в столице молодого человека сильно удивила бедная жизнь местных крестьян, поэтому он решается помогать несчастным людям. Парень решается бросить университет, вернуться в родные края и заняться сельским хозяйством.
Два гусара
«Два гусара» - повесть, впервые напечатанная в журнале «Современник» в 1857 году. Лев Николаевич посвятил это произведение своей любимой сестре. Здесь рассказывается про гусара Федора Турбина (графа и известного на то время светского человека), прибывшего в небольшой провинциальный городок, в гостинице которого он встречает корнета Ильина, не так давно проигравшего в карты большую денежную сумму. Турбин решает помочь несчастному и придумывает план игры для того, чтобы обыграть шулера. Удастся ли им это?
Идиллия
«Идиллия» - одна из последних повестей Льва Толстого, написанная в 1862 году. В этом произведении автор описывает жизнь своей семьи в селе Ясная Поляна, расположенного в Тульской губернии. Деревенская «идиллия» семейства Толстых подробно рассказана в этой книге.
Отрочество
«Отрочество» - вторая повесть из автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого, созданная в 1855 году. В книге рассказывается о подростковом периоде жизни мальчика Коли, который переживает много трудностей: первые чувства, предательство друзей, школьные экзамены и поступление в кадетскую школу.
Юность
«Юность» - последняя повесть из автобиографической трилогии, написанная в 1857 году. Здесь описывается жизнь молодого парня Николая Иртеньева в университетские годы, о его друзьях, их переживаниях и трудностях, с которыми они еще не раз столкнутся.
Хаджи-Мурат
«Хаджи-Мурат» - повесть, опубликованная в 1890 году. В книге рассказывается о жизни известного храброго аварца Хаджи-Мурата, сражавшегося в Кавказской войне против русского войска. Хаджи-Мурат переходит на сторону врага, бросает своих соотечественников и сбегает от них в горы. Далее он пытается наладить отношения с русскими солдатами, начиная воевать вместе с ними.
Вместе с этим также читают
Вышеперечисленные произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, считаются одними из самых лучших и известных среди читателей всего мира. Но, существуют книги, которые являются не менее популярными и интересными. К ним относятся:
- «Поликушка»;
- «Мать»;
- «Записки сумасшедшего»;
- «Хозяин и работник»;
- «Посмертные записки старца Федора Кузьмича»;
- «Отец Сергий»;
- «История вчерашнего дня»;
- «Две лошади»;
- «Холстомер»;
- «Люцерн»;
- «Дорого стоит»;
- «Фальшивый купон»;
- «Алеша Горшок»;
- «За что?»;
- «Сила детства»;
- «Отец Василий»;
- «Три дня в деревне»;
- «Ходынка»;
- «Зараженное семейство»;
- «Нигилист»;
- «Плоды просвещения»;
- «Благодарная почва»;
- «Рассказ Аэронавта»;
- «Прыжок»;
- «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть»;
- «Петр Хлебник»;
- «От ней все качества»;
- «Драматическая обработка легенды об Агее»;
- «Песня про сражение на реке Черной 4 августа 1855 г».
В этой статье вы узнали о самых лучших и интересных произведениях Льва Николаевича Толстого. Здесь были описаны наиболее популярные романы, повести и рассказы. Каждый из которых мы рекомендуем к прочтению.
Лев Толстой известен по своим монументальным трудам, но его детские произведения тоже заслуживают внимания. Знаменитый классик написал для детей десятки отличных сказок, былин и рассказов, о которых и пойдет речь ниже.
Сказки, басни, были и рассказы
Знаменитый русский писатель Лев Николаевич Толстой всегда с особым трепетом относился к детской литературе. Долгие наблюдения автора за крестьянскими детьми нашли отражение в его творчестве. Знаменитые «Азбука», «Новая азбука» и «Русские книги для чтения» внесли огромный вклад в развитие детского образования. В данное издание входят сказки «Три медведя», «Липунюшка», «Два брата», «Филипок», «Прыжок», рассказы про собаку Бульку, широко используемые по сей день в дошкольном и начальном школьном образовании. Дальше
Три медведя
В сборник Льва Толстого входят сочинения, написанные более полувека назад для воспитанников Яснополянский школы. Сегодня тексты не в меньшей степени пользуются огромной популярностью среди детей, благодаря простому и красочному описанию житейской мудрости. Иллюстрации в книге предоставлены знаменитым художником И. Цыганковым. Подходит для старшего дошкольного возраста . Дальше
Собрание сочинений включает в себя такие работы как «Липунюшка», «Акула», а еще «Лев и собачка», «Два брата», знаменитые «Косточка», «Прыжок», и, конечно же, «Три медведя». Произведения были написаны для всех юных учащихся в имении Ясная Поляна, но продолжают вызывать огромный интерес у молодого читателя и на сегодняшний день. Дальше
Данное издание — это коллекция из фольклорных сочинений «Лиса и Журавль», «Гуси-лебеди», «Пряничный домик», пересказанные Л.Н. Елисеевой и А.Н. Афанасьевой и творение Льва Николаевича Толстого «Три медведя». Произведения повествуют о таких понятиях как доброта, ум, справедливость, а также сообразительность. Здесь вы встретите всем известных сказочных героев : хитрую лису, злого серого волка, Машеньку, любившую поесть из чужой чашки. Издание сопровождается картинками художников Сергея Бордюга и Натальи Трепенок. Дальше
Коллекция увлекательных сказок о животных с множеством ярких изображений для детей дошкольного возраста: «Лис и Мышонок» Виталия Бианки, «Лягушка-путешественница» Всеволода Гаршина, « Серая Шейка » Дмитрия Мамина-Сибиряка, «Три медведя» Льва Толстого и другие. Иллюстратор — Татьяна Васильева. Дальше
Всё самое лучшее для детей
Золотая коллекция произведений Льва Николаевича Толстого, которая не оставит равнодушными как малышей, так и детей постарше. Тема беззаботного детства придется по вкусу современным ребятам и их родителям. Книга призывает юное поколение к любви, доброте и уважению, которыми, пожалуй, пропитано все творчество великого литератора. Дальше
Это собрание рассказов, былин и сказок, входящих в программу начального школьного образования . Серия повестей о собаках Льва Николаевича – Мильтоне и Бульке не оставит равнодушным мальчишек и девчонок начальных классов . Дальше
Повести и рассказы