Какие оперные герои являются комическими персонажами. Что такое опера в музыке: возникновение жанра

сочинение - музыкально-театрализованное представление, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже XVI и XVII вв.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОПЕРА

итал. оpera – сочинение), жанр театрального искусства, музыкально-драматическое представление, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. В создании оперного спектакля участвуют представители многих профессий: композитор, режиссер, писатель, сочиняющий драматические диалоги и реплики, а также пишущий либретто (краткое содержание); художник, оформляющий сцену декорациями и сочиняющий костюмы персонажей; осветители и многие др. Но определяющую роль в опере играет музыка, выражающая чувства персонажей.

Музыкальными «высказываниями» персонажей в опере являются ария, ариозо, каватина, речитатив, хоры, оркестровые номера и др. Партия каждого персонажа пишется для определенного голоса – высокого или низкого. Самый высокий женский голос – сопрано, средний – меццо-сопрано, самый низкий – контральто. У мужчин-певцов это соответственно тенор, баритон и бас. Иногда в оперные спектакли включают балетные сцены . Различают историко-легендарные, героико-эпические, народно-сказочные, лирико-бытовые и др. оперы.

Опера зародилась в Италии на рубеже 16 и 17 вв. Музыку для опер писали В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Р. Вагнер, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Б. Сметана, А. Дворжак, Дж. Пуччини, К. Дебюсси, Р. Штраус и многие др. крупные композиторы. Первые русские оперы были созданы во второй пол. 18 в. В 19 в. русская опера пережила яркий расцвет в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, в 20 в. – С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Т. Н. Хренникова, Р. К. Щедрина, А. П. Петрова и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Опера ведет свою историю с рубежа XVII-XVIII веков, где она сформировалась как аристократическое развлечение. С тех пор этот жанр совершенствовался, неоднократно изменился и в конце концов разделился на множество различных видов, о которых и пойдет речь в данной статье.

Что такое опера?

В первую очередь следует определить, чем является опера - вид искусства. Это музыкально-драматическое произведение, которое основано на соединении трех искусств - слова, музыки и театрального действа. Драматические тексты в опере не проговариваются, а поются под инструментальный аккомпанемент. Кроме этого, обычно присутствуют музыкальные интерлюдии, а перерывы в сюжете заполняются балетными сценами.

Самое первое сочинение в этом жанре было написано в 1600 году по мотиву известной легенды о певце Орфее и его возлюбленной Эвридике.

Основными очагами развития оперы как вида искусства в целом, а также становления многочисленных ее разновидностей стали в первую очередь Италия и Франция.

Серьезная опера

Итак, одним из основных видов оперы в музыке является так называемая «серьезная» опера. Она возникла в Италии в конце XVII века у композиторов неаполитанской школы. Среди основных тем этих произведения - мифологические и историко-героические. «Серьезные» оперы отличались особенным пафосом, пышными выразительными костюмами. Преобладали продолжительные арии солистов, в которых они выражали каждую, даже самую малейшую эмоцию персонажа, мастерски вокализируя. Функции слова и музыки были четко и ясно разделены.

Известными композиторами жанра opera seria были Алессандро Скарлатти, Глюк, Сальери, Гендель и многие другие.

Комическая опера

Как и многие другие виды оперы, комическая опера берет начало в Италии в XVII веке. Она противопоставляется «скучной» серьезной опере и обладает совершенно другими чертами: малыми масштабами, преобладанием диалогов, совсем небольшим количеством персонажей, использованием комических приемов. Этот вид оперы стал гораздо более демократичным и реалистическим, нежели опера «сериа».

Разные страны давали комической опере свои названия - так, в Италии ее называли опера-буффа, в Англии - балладная опера, в Германии - зингшпиль, а в Испании она обозначалась как тонадилья. Соответственно, каждая разновидность обладала юмором с оттенком национального колорита.

Среди итальянских композиторов в жанре опера-буффа работали Перголези и Россини, во Франции этим занимались Монсиньи и Гретри, а среди англичан наиболее известны Салливан и Гилберт.

Полусерьезная опера

Между серьезной и комической оперой находится жанр полусерьезной оперы (так называемая опера-семисерия), отличительной чертой которой была драматическая сюжетная линия, оканчивающаяся счастливым финалом. Появилась она в Италии ближе к концу XVIII века. Особенного развития этот вид оперы так и не получил.

Большая опера

Этот оперный жанр (grand opera) по своему происхождению является французским, возник он в первой половине XIX века. Как следует из названия, для большой оперы характерна масштабность (4 или 5 актов, значительное количество исполнителей, участие танцоров и многочисленного хора), монументальность, использование историко-героических сюжетов и внешних декоративных эффектов. Обязательным было присутствие танцевального акта. Известными представителями жанра были композиторы Спонтини, Верди и Обер.

Романтическая опера

Возникла она в Германии XIX века. Ее появление связано с общим течением романтизма, охватившим Германию в конце предыдущего столетия, но в музыкальном искусстве романтические тенденции проявились на несколько десятилетий позже. Этому течению свойственно, в частности, поднятие национального духа, что проявилось и в опере.

К этому жанру относятся все произведения, написанные на романтический сюжет с налетом мистики и фантастичности. Оперы этого вида сочиняли Вебер, Шпор, отчасти - Вагнер.

Опера-балет

Иначе эта разновидность называлась французским придворным балетом, и берет свое начало, как следует из названия, во Франции начала XVIII века. В основном, опера-балет создавалась для разнообразных празднеств королевского двора. Произведения отличались пышностью и яркостью декораций и состояли из нескольких небольших сцен, никак не связанных между собой по сюжету. Здесь опера как вид театра проявилась, пожалуй, ярче всего.

Наибольшую выразительность и характерность опере-балету придал французский композитор Жан-Филипп Рамо, который также добавил несколько легковесному жанру высокий драматизм.

Жанр изжил себя достаточно скоро, поскольку функции его были достаточно специфичны и зависимы от места проведения. Несмотря на то, что отдельные образцы оперы-балета появляются вплоть до XX века, опера и балет все же являются отдельными видами музыкально-театрального искусства.

Оперетта

Значительно менее масштабным жанром оперы были оперетты - маленькие произведения с незатейливым забавным сюжетом, любовной и сатирической линией, а также простой, хорошо запоминающейся музыкой. «Маленькая опера» возникла во Франции ближе к концу XIX века.

Встречаются разнообразные по характеру сюжета и содержанию оперетты - чаще всего они носят лирические и комедийные оттенки. Возникают определенные сложности с определением этого жанра, поскольку строгие рамки, которые разграничивали бы, например, оперетту и оперу-буффа, отсутствуют.

Это далеко не все виды оперы, существующие на данный момент . Как уже было сказано, некоторые из разновидностей исчезли, а в новом синкретичном театральном искусстве зарождаются новые, еще не названные жанры.

КУРСОВОЙ РЕФЕРАТ СТУДЕНТКИ III-го КУРСА ФАКУЛЬТЕТА КНМТ (з/о), ГРУППЫ №12 (Академический хор) ТАРАКАНОВОЙ Е.В.

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ

(МГУК)

ОПЕРА (итал. opera, буквально- сочинение, произведение, от лат. opera- труд, изделие)- вид синтетического искусства; художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-поэтических образах.

Опера соединяет в едином театральном действии вокальную и инструментальную музыку , драматургию, изобразительные искусства, нередко и хореографию. В Опере находят многообразное воплощение различные формы музыки- номера сольного пения (ария, песня (каватина) и т.д.), речитативы, ансамбли, хоровые сцены, танцы, оркестровые номера…

(из интернет-глоссария "Классическая музыка")

Никто не знает, кто сочинил первую симфонию или первый концерт. Эти формы развились постепенно, на протяжении XVII-XVIII веков. Но совершенно точно известно, что первая опера - "Дафна" - была написана итальянским композитором Якопо Пери и впервые исполнена во Флоренции в 1597 году. Это была попытка вернуться к простоте древнегреческой драмы. Люди, объединенные в общество "Camerata" ("Компания"), находили переплетение средневековой церковной музыки и светских мадригалов слишком сложным и сковывающим подлинные чувства. Их лидер Джованни де Барди выразил кредо своих сторонников в следующих словах : "При сочинительстве вы должны ставить перед собою цель слагать стихи так, чтобы слова произносились настолько доступно, насколько это возможно".

Партитура "Дафны" не сохранилась, но важно то, что уже спустя небольшое время после первого исполнения новый жанр прочно утвердился.

Опера зародилась в результате попытки возродить элегантность и простоту древнегреческой трагедии, которая рассказывала истории богов и мифологических героев в драматической форме. В качестве комментатора в ней выступал Хор. К сожалению, время не сохранило для нас музыку ушедшей Античности. Даже музыкальные модели, созданные с применением новейших компьютерных технологий, не в состоянии показать нам, как на самом деле звучала музыка в ту далёкую и интересную эпоху , когда даже простолюдины выражались гекзаметром, а простые смертные общались с богами, сатирами, нимфами, кентаврами и прочей мифологической публикой также просто, как наши современники с соседями по дачному участку.

В конце XVI века группа итальянских дворян пожелала освободить музыку от средневековой усложненности и возобновить дух чистоты, которую они находили в древнегреческих пьесах. Так было соединено искусство песни с драматическим повествованием, в результате чего родилась первая опера. С того времени греческие драмы и легенды вдохновляли многих композиторов, в том числе Глюка, Рамо, Берлиоза и Стравинского.

Первые оперные начинания получили свое развитие, прежде всего, в творчестве такого великого композитора своего времени, как Монтеверди, который написал свою первую оперу "Орфей" в 1607 году и последнюю - "Коронация Поппеи" - в 1642 году. Монтеверди и его современники установят классическую оперную конструкцию, действующую и поныне:

квартеты;

ансамбли…

в них герои выражают свои эмоции.

речитативы;

в них объясняются происходящие события (по традициям Хора из античной драмы).

оркестровые увертюры;

прелюдии…

включались программу представления, чтобы дать зрителям возможность рассесться по местам.

интерлюдии;

антракты…

сопровождали смену декораций.

Все перечисленные пункты чередуются и повторяются в соответствии с правилами музыкальной драматургии.

Цель настоящей работы - проследить развитие различных жанров оперного искусства в историческом разрезе и через творчество различных композиторов, творчество которых по праву считается вехами в истории оперной музыки.

Естественно, что опера получила свое наибольшее развитие именно в Италии, где она родилась, в стране, язык которой очень мелодичен и певуч.

Но вскоре этот музыкальный жанр распространился в других странах Европы, особенно во Франции, где Людовик XIV оценил возможности оперы с пышными декорациями, танцевальными номерами, дополнявшими чисто музыкальную сторону спектаклей. Его придворным композитором был Жан Батист (Джованни Батиста) Люлли, итальянец по рождению, прошедший путь от мальчишки - кухонного подсобника до бесспорного законодателя французской музыки. Люлли сделал себе состояние, покупая право на каждую оперу, исполняемую в стране.

Английская опера развивалась из королевского театра масок. Развлекательная церемония состояла из театрального представления, танцев и музыки. Персонажами были мифологические герои. Декорации и костюмы были необыкновенно изысканными. Английский театр масок достиг совершенства в начале XVII века. По своей форме эти представления были очень схожи с оперой: так, например, в них использовали речитатив и оркестровые интерлюдии.

В Англии Гражданская война 1640-х годов и последующие годы правления пуританского режима Кромвеля задержали развитие оперы. Исключением стал Генри Пёрселл и его опера "Дидона и Эней", написанная в 1689 году для девичьей школы в Челси, вплоть до тех пор, пока Бриттен не написал 250 лет спустя "Питера Граймза".

Примерно к 1740 году итальянская опера в Лондоне пришла в упадок. "Опера нищего" Джона Пепуша (либретто Джона Гея), поставленная в 1728 году, нанесла сокрушительный удар по помпезности прежней итальянской оперы: с появлением на сцене разбойников, их подруг и т.д. стало уже невозможным увлечь зрителя напыщенными героями из античной мифологии . Гендель попытался основать в Лондоне другой итальянский оперный театр, однако попытка не увенчалась успехом.

На континенте опера не знала перерывов в своем развитии. После Монтеверди в Италии один за другим появились такие оперные композиторы, как Кавалли, Алессандро Скарлатти (отец Доменико Скарлатти, крупнейший из авторов произведений для клавесина), Вивальди и Перголези. Во Франции на смену Люлли пришел Рамо, господствовавший на оперной сцене всю первую половину 18 века. Хотя в Германии опера была менее развита, друг Генделя Телеман написал не менее 40 опер.

К началу ХVIII века, когда талант Моцарта достиг своего расцвета, опера в Вене разделилась на три основных направления. Ведущее место занимала серьезная итальянская опера (итал. opera seria), где классические герои и боги жили и умирали в атмосфере высокой трагедии. Менее формальной была комическая опера (opera buffa), основанная на сюжете Арлекина и Коломбины из итальянской комедии (commedia dell"arte), окруженных бесстыдными лакеями, их дряхлыми хозяевами и всякими плутами и жуликами. Наравне с этими итальянскими формами развивалась немецкая комическая опера (singspiel), чей успех заключался, пожалуй, в использовании доступного широкой публике родного немецкого языка . Еще до того, как началась оперная карьера Моцарта, Глюк выступал за возврат к простоте оперы XVII века, сюжеты которой не приглушались длинными сольными ариями, задерживающими развитие действия и служившими для певцов лишь поводами для демонстрации силы своего голоса.

Силой своего таланта Моцарт объединил эти три направления. Еще подростком он написал по одной опере каждого вида. Будучи зрелым композитором, он продолжал работать во всех трех направлениях, хотя традиция opera seria увядала. Одна из двух его больших опер - "Идоменей, царь Крита" (1781), полная страсти и огня, - исполняется и сегодня, а "Милосердие Тита" (1791) можно услышать очень редко.

Три оперы buffa - "Женитьба Фигаро", "Дон Жуан", "Так поступают все женщины" - подлинные шедевры. Они настолько расширили границы жанра, внеся в них трагические мотивы, что зритель уже не знал, смеяться ему или плакать, - здесь можно вести речь о сравнении с шекспировскими пьесами. В каждой из этих трех опер любовь в той или иной форме является ведущей темой. "Фигаро" рассказывает, как слуга (Фигаро) чинит всевозможные препятствия своему хозяину, желающему соблазнить девушку, на которой он хочет жениться. В "Дон Жуане" мы становимся свидетелями приключений дамского угодника, который, в конце концов, был затянут в ад статуей убитого им мужа любовницы. Сюжет не очень подходит для жанра комической оперы, но Моцарт заканчивает ее хором, который говорит зрителю, что все это не должно восприниматься слишком всерьез. Опера "Так поступают все женщины" ("Cosi" fan tutte") повествует о двух молодых парах; девушки и юноши поклялись друг другу в любви и преданности, но затем меняются партнерами и обнаруживают, что быть верным не так легко, как это кажется вначале. Бетховен, чья единственная опера "Фиделио" была сверхсерьезной, считал эти сюжеты аморальными. Либретто ко всем трем сочинениям написал один и тот же поэт, блестящий и эксцентричный Лоренцо да Понте. Оба они не слишком почитали тогдашние строгие нравы.

Для первого совместного произведения "Женитьба Фигаро" они использовали пьесу французского автора Бомарше, герои которой не только вытянули из хозяина все возможное, но и завоевали зрительские симпатии. Опера "Женитьба Фигаро", написанная в 1786 году, стала пиком славы Моцарта. Вот что писал тенор Михаэль Келли, певший в первом представлении оперы: "Я никогда не забуду это воодушевленное выражение лица, загорающегося искрами гениальности, описать это - то же самое, что и нарисовать солнечные лучи ". После исполнения воинственной арии Фигаро все зрители кричали: "Браво, браво. Маэстро! Да здравствует великий Моцарт!" "Женитьба Фигаро" стала всеобщим венским шлягером, даже посыльные насвистывали мотивы из оперы.

Тем же самым духом озорного веселья наполнены и две немецко-язычные оперы Моцарта: "Похищение из сераля" и "Волшебная флейта". Первая была написана в 1781 году, в ее основе лежит история спасения девушки, оказавшейся в гареме султана. Сказочный сюжет "Волшебной флейты" на первый взгляд кажется примитивным, но на самом деле эта опера, одна из лучших у Моцарта со многих точек зрения, имеет глубокий смысл. Это сочинение, написанное композитором в последний год его жизни (1791), наполнено глубокой верой в абсолютное торжество добра над злом. Герои - двое идеализированных влюбленных - проходят через множество испытаний, и помогает им в этом волшебная флейта. Героями оперы являются также злобная королева, благородный верховный жрец и смешной птицелов, линия которого снимает напряжение. Либреттист, директор театра Эммануэль Шиканедер, также как и Моцарт, был масоном - идеи масонства нашли в опере широкое воплощение в т.н. "скрытой форме" (как показали последние исследования, в партитуре оперы буквально "закодирована" информация о некоторых масонских символах и обрядах).

В итальянской первой половины XIX века доминировали три великих композитора: Россини, Доницетти и Беллини. Все трое были мастерами настоящей итальянской грациозной плавной мелодии - искусства bel canto ("прекрасного пения"), которое развивалось в Италии с первых дней появления оперы. Это искусство требует совершенного контроля над голосом. Значение сильного прекрасно поставленного голоса в нем столь велико, что исполнители порою пренебрегают актерской игрой. Выдающиеся певцы того времени, такие как Изабелла Колубран, первая жена Россини, могли исполнять фиоритуры и другие всевозможные пассажи с необыкновенной легкостью. Лишь немногие современные певцы могут сравниться в этом с ними. Композиторы соревновались друг с другом, представляя одну оперу за другой. Очень часто в этих операх сюжету придавалось гораздо меньшее значение, нежели демонстрации вокальных возможностей исполнителей.

Из ведущих композиторов первой половины XIX века только Россини прожил долгую жизнь и увидел оперный мир эпохи Верди и Вагнера. Верди продолжил традицию итальянской оперы, и, несомненно, это нравилось Россини. Что же касается Вагнера, то Россини однажды заметил, что у Вагнера "есть хорошие моменты , но из каждого часа музыки пятнадцать минут - скверные". В Италии любят вспоминать такую историю: Россини, как известно, на дух не переносил музыки Вагнера. Однажды маэстро собрал в своём доме именитых гостей. После сытного обеда гости, в ожидании десерта, вышли на балкон с бокалами лёгкого вина. Внезапно из гостиной донёсся ужасный грохот, звон, скрежет, треск и, наконец, стон. Через секунду к перепуганным гостям вышел сам Россини и объявил: "Благодарение Богу, дамы и господа! Нерасторопная служанка зацепилась за скатерть и всего лишь опрокинула на пол всю сервировку. А я-то грешным делом подумал, что какой-то негодяй осмелился сыграть в моём доме увертюру к "Тангейзеру"!".

После нескольких не совсем натуральных героических миров , созданных Вагнером и Верди, для композиторов, пришедших вслед за ними, был характерен интерес к более приземленным темам. Это настроение получило свое выражение в оперном "веризме" (итальянская форма реализма: от слова "vero", правда), направлении, идущем от "правды жизни", так свойственной творчеству романиста Диккенса и живописца Милле. Опера "Кармен" Бизе, написанная в 1875 году, была очень близка к чистому реализму, но веризм как отдельное направление возник в музыкальной жизни Италии лишь 15 лет спустя, когда два молодых композитора написали по одной короткой опере, и обе они были отмечены неромантическим подходом к драме человека: "Сельская честь" Пьетро Масканьи и "Паяцы" Руджеро Леонкавалло. Темы обоих произведений - ревность и убийство. Эти две оперы всегда исполняются вместе.

Совершенно иными представляются музыкально-драматические особенности русских композиторов, таких, как Бородин, Мусоргский, Чайковский, которые, продолжая старые традиции, вводят в оперное искусство ряд новых специфических направлений. Огромные исторические панорамы Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина" - относительно новое направление в мировом оперном искусстве, названное "народная музыкальная драма", своеобразный музыкальный эквивалент эпопеи выдающегося русского писателя Льва Толстого "Война и мир".

Мусоргский вошел в историю мирового музыкального искусства как гениально одаренный музыкант-новатор. Характерные черты его творчества - самобытность, оригинальность, правдивость, народность музыки; сочетание выразительности и изобразительности, психологическая проницательность, своеобразие музыкального языка, синтезирующего речевое начало с песенным; отказ от исторически сложившихся форм и рационалистических схем во имя жизненной правды. Несмотря на замечания П.И.Чайковского, любившего вворачивать в свои критические статьи эпитет: "Грязь а-ля Мусоргский".

Вершина творчества Мусоргского - его оперы. По силе, правдивости, глубине воплощения, как индивидуальных образов, так и народных масс, зрелому реализму, своеобразию драматургии (он сам писал либретто к своим операм), яркости национального колорита, волнующему драматизму, новизне музыкально-выразительных средств такие произведения, как "Борис Годунов" и "Хованщина", не имеют равных в мировой оперной музыке. Творчество Мусоргского оказало большое влияние на развитие отечественной и зарубежной оперных культур.

Вся сила таланта Мусоргского раскрылась в опере "Борис Годунов", написанной по трагедии А. С. Пушкина в 1869 году. В ней Мусоргский проявил себя как мастер психологических портретов, написанных музыкально-драматическими средствами. С потрясающей силой передана в музыке драма царя Бориса, раскрывается его трагически противоречивый образ, равного которому не знала мировая оперная литература. Обращение к историческому сюжету дало основание развить народные образы, представленные в опере и "единой массой" в народных хорах и отдельными личностями.

В 70-е годы Мусоргский вновь обратился к русской истории. Его привлекли события конца 17-го века - стрелецкие бунты и движения раскольников. По совету Стасова, композитор в 1872 году принялся за работу над оперой "Хованщина". Обладая незаурядными литературными способностями, либретто к этой опере Мусоргский написал сам.

Сегодня опера по-прежнему остается сочетанием искусства и мастерства дирижера, режиссера и драматурга и большого бизнеса. В оперном театре финансовые проблемы возникают неизбежно. Все это приводит к тому, что руководители театров не хотят брать на себя риск постановки нового незнакомого произведения, которое не может гарантировать даже наполовину заполненного зала. Кроме того, зрители, которые ходят в оперу, как правило, являются приверженцами традиционной музыки, и чему-то новому, тревожащему, беспокоящему они скорее предпочтут старое и знакомое.

И все-таки в мировом репертуаре мы всегда найдем несколько новых опер. Это, конечно же, несколько произведений Бриттена и особенно "Воццек" Альбана Берга. Эта опера куда более революционна по музыкальному выражению, чем любая из опер Бриттена, хотя она и была впервые представлена в далеком 1925 году. Она написана в атональной манере с использованием традиционных музыкальных приемов . Либретто оперы создано на основе одноименной пьесы Георга Бюхнера и рассказывает о несчастьях угнетенного солдата, доведенного в конце концов до того, что он убивает свою жену. Музыка произведения очень разнообразная: диапазон ее - от разрушающих музыкальную ткань диссонансов до нежных убаюкивающих мелодий. Певцы то поют, то используют речитатив, то переходят на крик. Сначала опера была встречена враждебно, но сегодня "Воццек" - оперный фаворит. Это произведение всегда собирает полные залы зрителей, которые приходят раз делить сострадание Берга к своему несчастному герою.

"Воццек" - мелодрама, и современные музыкальные средства как раз подходят для этого жанра. Относительно недавно появились такие известные произведения , как "Черти из Людена" Пендерецкого и "Бомарцо" Джинастеры. Пендерецкий- поляк, Джинастера - аргентинец, и их успех говорит о том, что сегодня оперные композиторы рождаются уже не столько в странах с традиционно развитой оперой, сколько там, где она никогда не была по-настоящему развита. За исключением Джан Карло Менотти (да и тот провел свою творческую жизнь в Америке) мало кто из современных итальянских композиторов писал оперы. Среди немецких композиторов можно выделить Ханса Вернера Хенце, автора оперы "Бассариды" - пересказа древнегреческой легенды, а также политической сатиры "Как мы приходим к реке" с ее хитроумным эклектическим переплетением самых различных музыкальных направлений. Из всех оперных композиторов XX века наиболее плодовитым и одаренным был англичанин Бенджамин Бриттен (родился в 1913 году). До 30 лет он даже не думал о написании оперы, тем не менее в 1945 году он взошел на оперный Олимп со своим "Питером Граймсом", трагической историей сильного человека , одинокого рыбака с побережья Саффолка. Место действия трагедии "Билли Бадд" - королевский морской флот времен адмирала Нельсона, а состав исполнителей - полностью мужской. Опера "Оуэн Уингрэйв" была впервые исполнена в 1971 году на телевидении, и лишь затем ее поставили в театре.

В "Ледяном ударе" Типпетта действие происходит в зале ожидания аэропорта и в дополнение к музыке взлетают самолеты, звучат сигналы, передаются объявления.

Закономерности развития оперной музыкальной драматургии формировались под воздействием огромного количества факторов. Именно поэтому существует множество вариантов классификации оперных жанров. Многие из них достаточно спорны. Тем не менее, наиболее часто в соответствующей литературе встречается следующий классификационный стандарт:

ранняя опера (соотносится с музыковедческим понятием "старинная музыка");

комическая опера;

опера-сериа;

лирическая опера (лирические сцены, пример: "Евгений Онегин" П. Чайковского);

большая опера (в том числе "народная музыкальная драма");

опера-оратория (пример: "Осуждение Фауста" Ш. Гуно)

современная опера (включая зонг-оперы, поп-оперы, рок-оперы и оперные произведения эклектического стиля "Модерн");

прочие жанры музыкально-драматического типа.

К категории "прочие жанры" в известной степени можно отнести различные направления оперетты и мюзикла, хотя в большей части музыковедческой литературы эти понятия отнесены к отдельному классификационному уровню с достаточно автономными закономерностями музыкально-драматического развития.

К. Спенс, "Всё о музыке", Минск, Белфаст, 1997.

Б. Покровский, "Беседы об опере", М., "Просвещение", 1981.

Сборник " Оперные либретто ", Т.2, М., "Музыка", 1985.

Б. Тараканов, " Музыкальные обзоры ", М., "Интернет-РЕДИ", 1998.

Базы данных сети Интернет "Прикладная музыкология", "История музыки" и "Оперные либретто".

История жанра

Джакопо Пери

Истоками оперы можно считать и античную трагедию. Как самостоятельный жанр опера возникла в Италии на рубеже 16-17 веков в кружке музыкантов, философов, поэтов в городе Флоренция. Назывался кружок любителей искусства «камерата» . Участники «камераты» мечтали возродить древнегреческую трагедию, объединить в одном спектакле драму, музыку и танец. Первый подобный спектакль был дан во Флоренции в 1600 году и рассказывал об Орфее и Эвредике. Существует версия, что первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в 1594 году на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном. Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. В конце 17-начале 18 века складываются основные разновидности оперы: опера - сериа (большая серьёзная опера) и опера - буффа (комическая опера).

В конце 18 века в Петербурге был открыт Российский театр . Сначала шли только иностранные оперы. Первые русские оперы были комическими. Одним из создателей считается Фомин. В 1836 году в Петербурге прошла премьера оперы Глинки «Жизнь за царя». Опера в России приобрела совершенную форму, определились её особенности: яркие музыкальные характеристики главных героев, отсутствие разговорных диалогов. В 19 веке к опере обращаются все лучшие русские композиторы.

Разновидности оперы

Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно.

  • большая опера ( opera seria - итал., tragédie lyrique , позднее grand-opéra - франц.),
  • полукомическая ( semiseria ),
  • комическая опера ( opera-buffa - итал., opéra-comique - франц., Spieloper - нем.),
  • романтическая опера , на романтический сюжет.
  • semi-опера, полу-опера, опера «на четверть» ( semi - лат. наполовину) - форма английской барочной оперы, в которой сочетаются устная Драма (жанр)драма, вокальные мизансцены, говек и симфонические произведения. Одним из приверженцев semi-оперы считается английский композитор Генри Пёрселл /

В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, напр. «Фиделио» Бетховена , «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера.

  • От комической оперы появилась оперетта , которая получила особенное распространение во второй половине XIX века .
  • Оперы для детского исполнения (например, оперы Бенджамина Бриттена - «Маленький трубочист», «Ноев ковчег», оперы Льва Конова - «Король Матиуш Первый», «Асгард», «Гадкий утёнок», «Кокинвакасю»).

Элементы оперы

Это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

В состав оперного коллектива входят: солист , хор , оркестр , военный оркестр , орган . Оперные голоса : (женские: сопрано , меццо-сопрано , контральто ; мужские: контратенор , тенор , баритон , бас).

Оперное произведение делится на акты , картины , сцены , номера . Перед актами бывает пролог , в конце оперы - эпилог .

Части оперного произведения - речитативы , ариозо , песни , арии , дуэты , трио , квартеты , ансамбли и т. д. Из симфонических форм - увертюра , интродукция , антракты , пантомима , мелодрама , шествия, балетная музыка.

Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария , ариозо , ариетта , каватина , монолог , баллада , песня). Различные функции в опере имеет речитатив - музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь , обычно - в диалогах.

Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия.

Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни , выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»).

В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру , симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды - увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля - балет , хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.

Оперный театр

Оперными театрами называют здания музыкальных театров, специально предназначенные для показа оперных постановок. В отличие от театров под открытым небом, здание оперного театра оснащено большой сценой с дорогостоящим техническим оборудованием, включая оркестровую яму и зрительный зал в один или несколько ярусов, располагающихся друг над другом либо оформленных в виде лож . Данная архитектурная модель оперного театра является основной. Крупнейшими по количеству мест для зрителей зданиями оперных театров мира являются Метрополитен Опера в Нью-Йорке (3 800 мест), Опера в Сан-Франциско (3 146 мест) и Ла-Скала в Италии (2 800 мест).

В большинстве стран содержание зданий оперных театров является убыточным и требует государственных субсидий или пожертвований меценатов . Например, годовой бюджет театра Ла-Скала (Милан , Италия) по состоянию на 2010 год составил 115 миллионов евро (40% - государственная дотация и 60% - пожертвования частных лиц и продажа билетов) , а в 2005 году театр Ла-Скала получил 25% от 464 миллионов евро - суммы, предусмотренной бюджетом Италии на развитие изобразительных искусств . А Эстонская национальная опера в 2001 году получила 7 миллионов евро (112 миллионов крон), что составило 5,4% средств министерства культуры Эстонии .

Оперные голоса

Во времена зарождения оперы, когда ещё не было изобретено электронное усиление звука, техника оперного пения развивалась в направлении извлечения достаточно громкого звука, способного перекрыть звучание сопровождающего симфонического оркестра . Мощность оперного голоса благодаря слаженной работы трёх компонентов (дыхания , работы гортани и регулирования резонирующих полостей) достигала 120 дБ на расстоянии одного метра .

Певцов , в соответствии с оперными партиями, классифицируют по типу голоса (текстура, тембр и характер). Среди мужских оперных голосов различают:

  • контр-тенор,

а среди женских:

  • Самыми популярными оперными композиторами за тот же период стали Верди, Моцарт и Пуччини - 3020, 2410 и 2294 представления соответственно.

Литература

  • Келдыш Ю. В. Опера // Музыкальная энциклопедия в 6 томах, БСЭ, М., 1973-1982, Т. 4, сс. 20-45.
  • Серов А. Н. , Судьбы оперы в России, «Русская сцена», 1864, № 2 и 7, то же, в его кн.: Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950.
  • Серов А. Н. , Опера в России и русская опера, «Музыкальный свет», 1870, № 9, то же, в его кн.: Критические статьи, т. 4, СПб, 1895.
  • Чешихин В. , История русской оперы, СПб, 1902, 1905.
  • Энгель Ю. , В опере, М., 1911.
  • Игорь Глебов [Асафьев Б. В.] , Симфонические этюды, П., 1922, Л., 1970.
  • Игорь Глебов [Асафьев Б. В.] , Письма о русской опере и балете, «Еженедельник петроградских гос. академических театров», 1922, № 3-7, 9-10, 12-13.
  • Игорь Глебов [Асафьев Б. В.] , Опера, в кн.: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М.-Л., 1947.
  • Богданов-Березовский В. М. , Советская опера, Л.-М., 1940.
  • Друскин М. , Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952.
  • Ярустовский Б. , Драматургия русской оперной классики, М., 1953.
  • Ярустовский Б. , Очерки по драматургии оперы XX века, кн. 1, М., 1971.
  • Советская опера. Сборник критических статей, М., 1953.
  • Тигранов Г. , Армянский музыкальный театр. Очерки и материалы, т. 1-3, Е., 1956-75.
  • Тигранов Г. , Опера и балет Армении, М., 1966.
  • Архимович Л. , Українська класична опера, К., 1957.
  • Гозенпуд A. , Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959.
  • Гозенпуд A. , Русский советский оперный театр, Л., 1963.
  • Гозенпуд A. , Русский оперный театр XIX века, т. 1-3, Л., 1969-73.
  • Гозенпуд A. , Русский оперный театр на рубеже XIX и XX веков и Ф. И. Шаляпин, Л., 1974.
  • Гозенпуд A. , Русский оперный театр между двух революций, 1905-1917, Л., 1975.
  • Ферман В. Э. , Оперный театр, М., 1961.
  • Бернандт Г. , Словарь опер, впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР (1736-1959), М., 1962.
  • Хохловкина A. , Западноевропейская опера. Конец XVIII - первая половина XIX века. Очерки, М., 1962.
  • Смольский Б. С. , Белорусский музыкальный театр, Минск, 1963.
  • Ливанова Т. Н. , Оперная критика в России, т. 1-2, вып. 1-4 (вып. 1 совм. с В. В. Протопоповым), М., 1966-73.
  • Конен В. , Театр и симфония, М., 1968, 1975.
  • Вопросы оперной драматургии, [сб.], ред.-сост. Ю. Тюлин, М., 1975.
  • Данько Л. , Комическая опера в XX веке, Л.-М., 1976.
  • Arteaga Е. , Le rivoluzioni del teatro musicale italiano, v. 1-3, Bologna, 1783-88.
  • Clement F. , Larousse P., Dictionnaire lyrique, ou histoire des opéras, P., 1867, 1905.
  • Dietz M. , Geschichte des musikalischen Dramas in Frankreich während der Revolution bis zum Directorium, W.-Lpz., 1885, 1893.
  • Riemann H. , Opern-Handbuch, Lpz., 1887.
  • Bullhaupt H. , Dramaturgie der Oper, v. 1-2, Lpz., 1887, 1902.
  • Soubies A. , Malherbe Сh. Th., Histoire de l’opéra comique, v. 1-2, P., 1892-93.
  • Pfohl F. , Die moderne Oper, Lpz., 1894.
  • Rolland R. , Les origines du théâtre lyrique moderne. L’histoire de l’opéra avant Lulli et Scarlatti, P., 1895, 1931.
  • Rolland R. , L’opéra au XVII siècle en Italie, в кн.: Encyclopédie de la musique et dictionnaire…, fondateur A. Lavignac, pt. 1, , P., 1913 (рус. пер. - Роллан Р., Опера в XVII веке, M., 1931).
  • Goldschmidt H. , Studien zur Geschichte der italienischen Oper in 17. Jahrhundert, Bd 1-2, Lpz., 1901-04.
  • Solerti A. , Le origini del melodramma, Torino, 1903.
  • Solerti A. , Gli albori del melodramma, v. 1-3, Palermo, 1904.
  • Dassori C. , Opère e operisti. Dizionario lirico. Genua, 1903.
  • Hirschberg E. , Die Enzyklopädisten und die französische Oper im 18. Jahrhundert, Lpz., 1903.
  • Sonneck O. , Catalogue of opera scores, , 1908.
  • Sonneck O. , Catalogue of opera librettos printed before 1800, v. 1-2, Wash., 1914.
  • Sonneck O. , Catalogue of 19th century librettos, Wash., 1914.
  • Towers J. , Dictionary-catalogue of operas and operettas which have been performed on the public stage, Morgantown, .
  • La Laurencie L. , L’opéra comique française en XVIII siècle, в кн.: Encyclopédie de la musique et dictionnaire de con-cervatoire, , P., 1913 (рус. пер. - Ла Лоранси Л., Французская комическая опера XVIII века, М., 1937).
  • Bie O. , Die Oper, B., 1913, 1923.
  • Kretzschmar H. , Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. - Кречмар Г., История оперы, Л., 1925).
  • Kapp J. , Die Oper der Gegenwart, B., 1922.
  • Delia Corte A. , L’opéra comica Italiana nel" 700. Studi ed appunti, v. 1-2, Bari, 1923.
  • Delia Corte A. , Tre secoli di opera italiana, Torino, 1938.
  • Bücken E. , Der heroische Stil in der Oper, Lpz., 1924 (рус. пер. - Бюккен Э., Героический стиль в опере, М., 1936).
  • Bouvet Ch. , L’opéra, P., 1924.
  • Prodhomme J. G. , L’opéra (1669-1925), P., 1925.
  • Abert H. , Grundprobleme der Operngeschichte, Lpz., 1926.
  • Dandelot A. , L"évolution de la musique de théâtre depuis Meyerbeer Jusqu"à nos Jours, P., 1927.
  • Bonaventura A. , L’opéra italiana, Firenze, 1928.
  • Schiedermair L. , Die deutsche Oper, Lpz., 1930, Bonn, 1943.
  • Bekker P. , Wandlungen der Oper, Z., 1934.
  • Capri A. , Il melodramma dalle origini ai nostri giorni, Modena, 1938.
  • Dent E. J. , Opera, N. Y., 1940.
  • Gregor J. , Kulturgeschichte der Oper, W., 1941, 1950.
  • Brockway W., Weinstock H. , The opera, a history of its creation and performance, 1600-1941, N. Y., 1941 (доп. изд.: The world of opera, N. Y., 1966).
  • Skraup S. , Die Oper als lebendiges Theater, Würzburg, 1942.
  • Mooser R. A. , L opéra comique française en Russie durant le XVIIIe siècle, Bale, 1945, 1964.
  • Grout D. J. , A short history of opera, v. 1-2, N. Y., 1947, Oxf., 1948, N. Y., 1965.
  • Cooper M. , Opéra comique, N. Y., 1949.
  • Cooper M. , Russian opera, L., 1951.
  • Wellesz E. , Essays in opera, L., 1950.
  • Oper im XX. Jahrhundert, Bonn, 1954.
  • Paoli D. , De, L’opéra italiana dalle origini all’opera verista, Roma, 1954.
  • Sip J. , Opera in Czechoslowakia, Praha, 1955.
  • Bauer R. , Die Oper, B., 1955, 1958.
  • Leibowitz R. L’histoire de l’opéra, P., 1957.
  • Serafin T., Toni A. , Stile, tradizioni e con-venzioni del melodramma italiano del settecento e dell’ottocento, v. 1-2, Mil., 1958-64.
  • Schmidt-Garre H. , Oper, Köln, 1963.
  • Stuckenschmidt H. , Oper in dieser Zeit, Hannover, 1964.
  • Szabolcsi B. , Die Anfänge der nationalen Oper im 19. Jahrhundert, в кн.: Bericht über den Neunten Internationalen Kongreß Salzburg 1964, Lfg. 1, Kassel, 1964.
  • Die moderne Oper: Autoren, Theater, Publikum, там же, Lfg. 2, Kassel, 1966.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Наиболее полный русскоязычный сайт, посвященный опере и оперным событиям
  • Справочник «100 опер» под редакцией М. C. Друскина. Краткие содержания (синопсисы) опер

Разновидности оперы

Свою историю опера начинает на рубеже XVI-XVII веков в кружке итальянских философов, поэтов и музыкантов - «Камерата». Первое сочинение в этом жанре появилось в 1600 году, в основу сюжета создатели взяли знаменитую историю об Орфее и Эвридике . С тех пор прошло немало веков, но оперы с завидной регулярностью продолжают сочиняться композиторами. За всю свою историю этот жанр претерпел множество изменений, начиная от тематики, музыкальных форм и заканчивая своим строением. Какие бывают разновидности опер, когда они появились и в чем их особенности - давайте разбираться.

Разновидности оперы:

Серьезной оперой (opera seria, опера сериа) называют оперный жанр, родившийся в Италии на рубеже XVII - XVIII вв. Сочинялись такие произведения на историко-героические, легендарные или мифологические сюжеты. Отличительной особенностью этого вида оперы была чрезмерная напыщенность абсолютно во всем - главная роль отводилась певцам-виртуозам, простейшие чувства и эмоции представлялись в продолжительных ариях, на сцене преобладали пышные декорации. Костюмированные концерты - именно так и называли оперы сериа.

Комическая опера берет свое начало в Италии XVIII века. Называлась она opera-buffa и была создана как альтернатива «скучной» опере сериа. Отсюда и маленькие масштабы жанра, небольшое количество действующих лиц, комические приемы в пении, например, скороговорки, и увеличение числа ансамблей - эдакая отместка за «длиннющие» виртуозные арии. В разных странах комическая опера имела свои названия - в Англии это балладная опера, Франция определила ее как оперу-комик, в Германии ее назвали зингшпиль, а в Испании она получила название тонадилья.

Полусерьезная опера (opera semiseria) - пограничный жанр между серьезной и комической оперой, родиной которого является Италия. Этот вид оперы появился в конце XVIII века, основой сюжета были серьезные, а порой и трагичные истории, но со счастливым финалом.

Большая опера (grand opera) - возникла во Франции в конце 1-й трети XIX столетия . Для этого жанра характерны большие масштабы (5 актов вместо привычных 4), обязательное наличие танцевального акта, обилие декораций. Создавались они главным образом на исторические темы.

Романтическая опера - зародилась в Германии XIX века. К этому виду оперы относят все музыкальные драмы, созданные на основе романтических сюжетов.

Опера-балет берет свои истоки во Франции рубежа XVII-XVIII вв. Второе название этого жанра - французский придворный балет. Создавались такие произведения для маскарадов, пасторалей и других празднеств, проходивших при королевских и именитых дворах. Такие представления отличались яркостью, красивыми декорациями, но номера в них были не связаны по сюжету между собой.

Оперетта - «маленькая опера», появилась во Франции во 2-й половине XIX века. Отличительная особенность этого жанра - комический незатейливый сюжет, скромный масштаб, простые формы , и «легкая», без труда запоминаемая, музыка.

просмотров
просмотров